Русские старообрядцы на территории Украины. «Новий день» (Херсон): Село староверов, или Две фамилии на всех! В поисках цивилизации

21.01.2021
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

В Винницком областном краеведческом музее открылась выставка известного украинского ученого доктора исторических наук С.В. Таранца.

7 сентября 2017 года состоялось открытие выставки доктора исторических наук С.В. Таранца, посвященной жизни старообрядцев Подолья. Исследователь является членом комиссии по изучению старообрядчества при Международном комитете славистов, работает в должности старшего научного сотрудника Института украинской археографии и источниковедения им. М.С. Грушевского НАН Украины. Сергей Васильевич занимается изучением истории и культуры старообрядчества не только в Украине, но и в России, Белоруссии и других странах мира. В 2012 и 2013 годах он издал фундаментальную монографию «Старообрядчество в Российской империи в конце ХVII – начале ХХ веков», которая выводит науку о старообрядцах на качественно новый уровень познания. С.В. Таранец – организатор и ответственный редактор семи сборников научных трудов и материалов «Старообрядческая культура и современный мир», где освещаются различные проблемы, связанные с изучением старообрядчества, является руководителем и активным участником ряда международных научных конференций, посвященных старообрядчеству, и организатором более 100 научных экспедиций по изучению старообрядческой культуры, в частности на Подолье.

Собранный в ходе экспедиционной работы материал лег в основу коллекции С.В. Таранца, часть которой экспонируется на выставке, дополненной ценными экспонатами из собрания краеведческого музея. В экспозиции представлены богослужебные и поучительные книги, образа, меднолитая пластика (иконы, складни, кресты), одежда и бытовые вещи, позволяющие познакомиться с уникальной культурой русских старообрядцев, которые за пределами собственной этнической территории пытались сохранить свои традиции.

Выставка знакомит зрителя с различными направлениями деятельности сторонников древнего православия, их духовным миром, особенностями повседневности, деятельностью общин на Подолье. Как известно, одной из основных заслуг старообрядцев перед мировой культурой, является развитие и сохранение традиций переписывания книг, переживших на протяжении нескольких веков особый подъем. Эти книги использовались при богослужениях и повседневном чтении.

В экспозиции выставки презентабельно выглядит комплекс женской одежды, который представляет разные виды сезонного наряда. По внешнему виду старообрядки выделялись из общей сельской среды, сохраняя характерный покрой одежды, цвет и декорирование. Одежда россиянок хранила яркие этнографические особенности вплоть до середины ХХ века.

Еще одним смысловым экспозиционным блоком стала реконструкция интерьера старообрядческого дома, которая, несмотря на музейную условность, даёт некоторое представление о среде обитания человека и рассказывает о его образе жизни, эстетических представлениях и традиционном укладе. Как в украинской хате, в доме старообрядцев заметное место занимал рушник, часто служивший украшением красного (святого) угла. Полотенца были тканые и вышитые, украшенные кружевами ручной работы. Видное место в интерьере занимал домашний иконостас – на выставке представлена работа Кирилла Ветрова начала ХХ века. Этот предмет характерен для жилища зажиточных староверов. Общее количество выставленных вещественных экспонатов – около 120. Интересны также масштабно представленые в экспозиции музея фотографии автора, на которых представлена современная жизнь старообрядцев.

В ходе экспедиционной работы С.В. Таранец, в синхронном сочетании с широкомасштабной архивной работой, получил эксклюзивный и наиболее полный (по обозначенной проблематике) материал, касающийся различных сторон жизни старообрядческих общин в Украине, начиная от повседневности, быта, истории и заканчивая вопросами культуры и богословия. Учёный установил уровень сохранности и жизнеспособности традиционной культуры, её адаптационные возможности к современным условиям, наладил контакты с сотнями русских староверов и десятками представителей украинского этноса Юго-Восточного Подолья. Он получил сведения о положении Киевской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви, общин поморского и федосеевского согласий, как в советский период, так и в настоящее время.

В рамках выставки проведён круглый стол с участием преосвященного Никодима, епископа Киевского и всея Украины, представителей областной администрации и областного совета, глав Чечельницкой районной администрации и районного совета С.М. Пустового и С.В. Пянищука, председателя правления Винницкой областной организации Национального союза краеведов Украины С.Д. Гальчака, интеллигенции края и самих староверов.

Среди докладов, которые прозвучали в рамках круглого стола, следует выделить выступления епископа Никодима (Ковалева) о современном состоянии и перспективах развития старообрядческих общин на Подолье, настоятеля Георгиевской старообрядческой общины г. Хмельницкого о. Константина Литвякова об истории издания журнала «Вестник старообрядческого Подолья», настоятеля Успенской старообрядческой общины с. Петраши Виньковецкого района Хмельницкой области о. Виктора Галкина об организации и проведении съездов старообрядческой молодежи Киевской епархии РПСЦ, преподавательницы Брацлавского агроэкономического колледжа А.Г. Матвеевой, которая рассказала об истории Брацлавской старообрядческой общины Винницкой области.

На круглом столе выступили украинские ученые, давно занимающиеся изучением сложных и дискуссионных вопросов, связанных с историей и культурой староверов. В частности, известный в Украине исследователь старообрядчества доктор исторических наук доцент Одесского национального университета им. И.И. Мечникова А.А. Пригарин выступил с докладом «Старообрядцы перед вызовами глобализации», а кандидат исторических наук доцент Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина П.В. Еремеев представил доклад «Старообрядческие общины Харьковского региона в ХІХ – начале ХХ вв.: попытка историко-религиоведческой типологизации», кандидат исторических наук старший преподаватель Житомирского государственного университета им. И.Я. Франко А.А. Сычевский – «Общины старообрядцев Древлеправославной церкви Белокриницкой иерархии на Житомирщине в 1944–1961 гг.», старший научный сотрудник Винницкого областного краеведческого музея А.В. Липская рассказала об истории создания музейной коллекции памятников старообрядческой культуры Восточного Подолья.
Украшением мероприятия стало выступление архиерейского хора Киевской и всея Украины епархии РПСЦ с программой «Престольные праздники старообрядческих храмов Подолья» под руководством И. Пишенина и фольклорного коллектива из п. Брацлав Винницкой области, в составе В.И. Рыльского и Е.С. Марченковой.

Просторный зал Винницкого областного краеведческого музея был переполнен гостями, посетителями выставки и круглого стола, что свидетельствует о возрастающем интересе к теме истории и возрождения древлеправославия в Украине.

Исторический экскурс

Старообрядчество - общее название религиозного течения, которое возникло в России в средине - второй половине XVII века. Его появление было обусловлено рядом богослужебных реформ и исправлением церковных книг Патриархом Московским Никоном (1653-1654 гг.). Основными изменениями, которые вызвали протест старообрядцев, были введение триперстного крестного знамения вместо двуперстного, исправление в богослужебных книгах имени Исус на Иисус (согласно греческому варианту), согласно новым книгам крестный ход должен проходить против солнца вместо старого - по солнцу, в словах Символа Веры о Святом Духе «и в Духа Святого Господа Истинного» после исправлений «истинного» на основании греческого варианта исключили, было введено тройное повторение «аллилуйя» во время богослужений (вместо двойного), отправление Литургии по новым правилам должна была происходить на пяти просфорах, а не семи, монодичное пение было заменено многоголосным партесом. Московский Собор 1666-1667 годов осудил сторонников старых обрядов, и с того времени течение начинает развиваться самостоятельно. Основным идеологом старообрядчества считается протопоп Аввакум.

Бытует мнение, что главной причиной протеста стало единоличное введение реформ Патриархом, что нарушало соборность Церкви. Однако, кроме сугубо церковной плоскости со временем Старообрядчество стало также формой общественно-политического протеста. С самого начала старообрядцы вступили в конфронтацию со светской властью. Организационно движение оформилось уже в 70-80 годах XVII века. Именно в это время в результате внутренних споров о священстве и эсхатологии в среде староверов выделились две основные группы: беспоповцы и беглопоповцы. Первые считали, что в мире уже воцарился антихрист, и с этого времени прервалась благодать священства (в начале беспоповцы искали иереев «дониконовского» рукоположения, но со временем полностью отказались от клира). Вторая группа позитивно относилась к священникам-беглецам (беглым попам) из Московской Патриархии, и в зависимости от условий принимала их или в настоящем сане, иногда через миропомазание, а иногда через перекрещивание (старообрядцы категорически отрицают практику крещения обливанием).

Со временем и беспоповцы, и беглопоповцы разделились еще на несколько разных групп, которые в старообрядчестве называются согласиями или толками. Время от времени разные группы объединялись между собой. В основном под воздействием противостояний с властью.

Началом беспоповщины считается Соловецкое восстание 1667-1676 годов. Часть монахов отказалась от нововведений и порвали связи с церковной иерархией. Оформление движения состоялось на Новгородском Соборе в 1694 году, где были утверждены основные принципы беспоповства. Из богослужебной практики были изъяты все таинства, свершение которых требовало священника или диакона, и оставлено только крещение и исповедь. В первую очередь движение было распространено на Севере России - Поморье. Со временем расширилось в Западной Сибири, Поволжье и Стародубщине. Одним из основоположников поморцев стал монах Корнилий Выговский. Под его руководством сформировалось в 1694 году Выговское общежительство (выговцы или поморцы). Параллельно в среде беспоповцев сформировалась отдельная группа - федосеевцы (последователи Феодосия Васильева). Между двумя общинами сразу возникли разногласия. Несмотря на единство в основных вопросах (воцарение антихриста и прекращение благодати священства) выговцы и федосеевцы спорили вокруг надписи на кресте (поморцы считали правильной надпись ЦСИХ - Царь Славы Исус Христос, а федосеевцы писали ИНЦИ), а также по поводу таинства брака (федосеевцы выступали за полное безбрачие, оппоненты же со временем развили учение о бессвященнословном браке, и таким образом допускали супружество). Полемика длилась практически весь XVIII век. В 1767 году было достигнуто согласие, однако на очень короткое время.

Параллельно с федосеевцами и поморцами возникло еще множество беспоповских толков. Наиболее заметные среди них - спасовцы (или нетовцы) - отрицали любые таинства, мотивируя это тем, что лучше оставаться без них, чем принимать их у мирянина. Проповедовали отсутствие благодати на земле и призывали уповать на Спаса.

Филипповское согласие - возникло в связи с восстановлением поминания поморцами светской власти. Отделившись от Выговского общежительства, начали называть последних новопоморцами или тропарщиками (против поминания выступили также федосеевцы).

Странники (путешественники) - отказались от ряда либеральных светских законов, которые касались старообрядчества. Отказались от возможности легального существования.

Руководство общинами в беспоповстве берут на себя наставники. Наставником может быть и женщина.

В XVIII — XIX в. возникли еще несколько мелких беспоповских толков (пастуший, аароновский, самокресты и др).

Беглопоповство в начале своего существования распространилось на юге России в Донском регионе, где заручилось поддержкой донских казаков. «Двенадцать статей» царевны Софии усилили репрессии против староверов (за критику реформ их было приказано «жечь в срубе»), повлекли за собой новую волну беженцев на Дон. Основателями течения считаются иеромонах Иов (Лихачов) и игумен Доситей. Новая волна репрессий против староверов, которая достигла Донского региона, привела к расширению движения на Северном Кавказе, Кубани, Стародубщине. Самыми выдающимися центрами беглопоповства стали остров Ветка (совр. Гомельская область). В этих регионах старообрядцы сформировали экономически мощные ячейки.

В свою очередь поповство (беглопоповство), как и беспоповство, все время претерпевало деления на разные толки. Так в XVIII веке в Керженце (беглопоповская ячейка) существовали софонтиевский толк, онуфриевский и диаконский, между которыми постоянно продолжались ссоры в основном из-за разногласий в чиноприеме беглых попов (софонтиевцы принимали их через миропомазание, а диаконовцы через отречение от ересей) и прочее.

В XVIII веке важным поповским центром стало Рогожское кладбище в Москве. В 1779 году в Москве состоялся «перемазанский» Собор беглопоповцев, на который удалось созвать представителей практически всех поповских центров России. Основной вопрос, который встал перед участниками Собора, был связан с процедурой приема беглых попов. Было принято решение о приеме через миропомазание. Противники такого решения, которые не желали ему подчиниться, начали искать возможности получения архиерея для старообрядцев от Русской Церкви. Переговоры закончились формированием в 1801 году движения под названием единоверия (соблюдения старых традиций в рамках Русской Православной Церкви). Это привело к оттоку значительной части беглопоповцев от старообрядчества.

В первой половине XIX века из среды беглопоповцев выделилась еще одна группа - лужковское согласие. Последователи ее не восприняли правила царя Александра I, которые с одной стороны разрешали «беглых священников», которые не совершили криминальных преступлений, а с другой стороны обязывали их вести метрические книги. Лужковцы отказались от любого компромисса с властью.

С начала возникновения старообрядничества в его среде не угасало стремление найти архиерея. Однако единственный епископ Павел Коломенский, который выступил против реформ, умер сразу после них в 1756. В дальнейшем беглопоповцам попадались только авантюрные личности. В одном случае беглопоповцы приняли рукоположение иером. Иоасафа (один из видных деятелей ветской общины), которое осуществил тверский «никоновский» архиерей по старому обряду.

В 1765 совместно поповцами и беспоповцами (поморцами) рассматривалась идея осуществить хиротонию епископа с помощью мощей одного из Московских митрополитов Ионы или Филиппа (Колычева), по примеру поставления в 1147 году митрополита Киевского Климента головой Климента Римского.

Поиски архиерея увенчались успехом 28 (29) сентября 1846 года. К старообрядцам присоединился бывший митрополит Босно-Сараевский (Константинопольский Патриархат) Амвросий. Он был принят через миропомазание и отречение от ересей.

Однако политика Николая І, с ее негативным отношением к старообрядчеству, мотивировала староверов утвердить епископскую кафедру вне России. Этим местом стала Белая Крыница (сов. Черновицкая обл., Украина), которая в то время входил в состав Австрии. Отсюда и название старообрядческой иерархии - белокрыницкая или австрийская.

По требованию России австрийское руководство выслало митрополита Амвросия в монастырь г. Цилли. Однако 6 января 1847 года он рукоположил Кирилла (Тимофиива) в сан епископа и назначил его наместником Белокрыницкой митрополии. В этом же году были рукоположены епископы Славский Аркадий, Бреильский Ануфрий. 3 января был рукоположен епископ для России Софроний (Жиров) Симбирский. Впоследствии Кирилл стал митрополитом. Также была образована Тульчинская епархия (Румыния) (1850). В результате неудовольствия русских старообрядцев епископом Софронием, в 1853 году на Московскую кафедру был рукоположен епископ Антоний (Шутов). Последний считается фактически первым старообрядческим епископом России.

События второй половины XIX века отмечены возрастанием напряжения между заграничными и русскими старообрядцами (последние стремились получить полную независимость от Белокрыницкой Митрополии).

В кон. 50-х — нач. 60-ых годов распространились апокалиптические настроения, привнесенные частично лужковским толком. Для нормализации церковной жизни в 1862 году было выпущено «Окружное послание», подписанное русскими и заграничными архиереями. В послании сглаживались резкие противоречия с Русской Православной Церковью. Это стало причиной нового разделения на окружников и неокружников. Большая часть стала на сторону окружников, а оппоненты сформировали свою иерархию.

Последующая история белокрыницкого согласия связана со спорами между заграничными и русскими староверами.

После провозглашения свободы вероисповеданий в 1905 году произошло значительное оживление в жизни старообрядцев. Собор 1906 года объявил фактическую независимость Русской иерархии от Белокрыницкой. Московская архиепископия больше не отправляла в Белую Крыницу сообщения о своих соборных постановлениях. Власть белокрыницкого митрополита простиралась только до российских границ. Также в основном был преодолен раскол между окружниками и неокружниками.

Все же часть беглопоповцев (менее численная), которая не признала белокрыницкую иерархию, продолжала искать архиерея. В 1923 году к ним присоединился обновленческий архиепископ Саратовский Николай (Поздеев). Он был принят через миропомазание 19 декабря и наречен «архиепископом Московским, Саратовским и всей России древлеправославных христиан». Так сформировалась еще одна старообрядческая иерархия. Со временем ее центр был перенесен в Москву, а впоследствии в Новозибки (Брянская обл.) (отсюда название - новозибковское согласие).

ХХ век для староверов, как и для большинства религиозных организаций СССР, стал трагическим.

После изменения политики государства в сфере религии в 1988 году произошел ряд положительных сдвигов в жизни старообрядцев.

Тогдашний глава Белокрыницкого согласия (русской части) архиепископ Алимпий (Гусев) был возведен в сан митрополита, а Церковь была переименована в Русскую Православную Старообрядческую Церковь (до того она называлась Древлеправославная Церковь Христова). В 1996 году был проведен общий Собор с зарубежными иерархами. Однако с того времени отношения между двумя братскими митрополиями ухудшаются. Причиной стали претензии относительно канонических территорий. Сегодня это наибольшее старообрядческое согласие. Оно насчитывает 11 епархий. Предстоятелем сегодня является митрополит Корнилий (Титов).

Новозибковская иерархия, имея в начале 90-х годов около 20 общин, на сегодняшний день выросла до 70 (по некоторым данным до 150 приходов). В 2002 году согласие было переименовано в Русскую Древлеправославную Церковь, а ее глава начал именоваться Патриархом Московским (в настоящее время Александр (Калинин)). В Церкви насчитывается 9 епархий.

В 1999 году от новозибковской иерархии вместе с курской общиной отделился иеромонах Аполлинарий (Дубинин). Это произошло из-за ряда внутренних конфликтов в новозибковском согласии. Его поддержал епископ Тульчинский Евмений и рукоположил на епископа Курского. Сейчас это отдельное согласие, которое насчитывает около 10 общин.

Среди беспоповцев наиболее заметны поморский и федосеевский толки.

Старообрядцы в Украине

Украина стала основным приютом для старообрядцев, которые убегали от репрессий светской власти, начиная со второй половины XVII века. Что касается старообрядцев-поповцев, то их поселения были основаны практически на всей территории нашей страны. Самыми значительными ячейками были Стародубщина, Подолье, Бесарабия, Крым, Слобожанщина и Буковина. В XVIIІ веке староверы поселились на землях Киевщины.

Поселение в каждом регионе имело свою собственную специфику. Поскольку территория Украины в то время была под властью нескольких государств, характер старообрядческих поселений зависел от отношения к ним той или другой светской власти.

В частности, до начала ХVІІІ века украинские земли, которые входили в состав Российской империи, сохраняли определенную автономию. Это обусловило массовое поселение сторонников старых обрядов на землях Стародубщины (Черниговщина), которая была ближайшей к России. Там они учредили около 30-ти компактных поселений.

Другой значительной ячейкой стало Подолье, которое входило в состав Польского государства. Их положение было немного лучше, чем поселенцев Стародубщины. Одним из факторов в пользу благосклонного отношения поляков к староверам стало преследование их со стороны российской власти. На территории Подолья старообрядцы учредили также свыше 30 поселений.

В конце ХVІІ века староверы учредили ряд сел на Юге Украины. После Булавинского восстания на Дону в 1708 году территорию, которая прилегает к нижнему Дунаю, заселили донские казаки, которые были старообрядцами. Поскольку на то время эта территория находилась под властью Османской империи и переселенцы согласились принимать участие в боевых действиях на стороне турков, здесь они получили широкие права и свободы. Освоены были также земли Херсонщины, где хозяйственный талант старообрядцев был успешно использован князем Григорием Потемкиным. Князь с радостью приглашал их к сотрудничеству. Это значительно улучшало развитие региона.

В результате российско-турецких войн и вхождения в состав Российской империи части Юга Украины положение старообрядцев немного ухудшилось. Именно на Херсонщине впервые было введено так называемое двоеверие (возможность служить по старому обряду, находясь в составе Российской Церкви).

Во второй половине XVIII столетия старообрядцы также заселяют земли Буковины. Австрийский император Иосиф ІІ позволил им поселиться на землях Габсбургской империи. Именно здесь в 1846 году был основан центр большинства старообрядцев - Белокрыницкую митрополию. В поселке Белая Крыница (нынче Черновицкая область) даже были основаны два монастыря - мужской и женский.

Всего в начале ХХ столетия на территории Украины действовало около 40 старообрядческих монастырей и скитов. Основными из них были в селе Борскив на Винничине, два монастыря (муж. и жен.) в Черкассах, на Бессарабщине существовали обители в Измаиле и Вилково. В целом до русской революции в Украине существовало свыше 220 общин старообрядцев Белокрыницкого согласия, которыми руководили три епископа.

В отличие от России в Украине старообрядцы пользовались значительной свободой. Эти привилегии по отношению к своим русским единоверцам они сохранили и после присоединения Правобережной Украины к Российской империи в 1793 году. Екатерина ІІ вынуждена была в большой степени признать те права, которыми обладали старообрядцы на этих территориях. После присоединения к России Бессарабии в 1811 году за старообрядцами было признано право на свободу вероисповедания.

В Украине староверам удалось создать достаточно сильные экономические ячейки. В середине ХІХ века на территории Стародубщины (Черниговщина) существовало свыше 80 предприятий различного профиля, которые принадлежали старообрядцам. В Киеве 50% купцов І гильдии были старообрядцами.

Относительно старообрядцев-беспоповцев, то основными ячейками их поселения были Харьковщина, Житомирщина.

Среди всех беспоповских толков в Украине лучше всего тогда и сейчас представлены поморцы. В 1760 году тремя монахами из Выговского монастыря был основан Чугуевский монастырь неподалеку от Харькова. В конце этого же столетия было заложено основание также и женской обители. Однако близость к Российской границе предопределяла частое разрушение поселений. В ХХ веке женский монастырь был перенесен в Харьков, где просуществовал до 1994 года, когда умерла последняя монахиня Марфа Марковна Бочарова. Харьковская община является и далее одной из самых влиятельных в Украине.

Незначительным, но знаковым, является присутствие поморцев на Закарпатье. Поселились они здесь во времена Австро-Венгерского государства, и на сегодняшний день существуют три небольших общины в селе Заричево, в Ужгороде и Мукачево.

На Волыни беспоповцами-федосеевцами было основано около 20 поселений. В Житомире они построили храм. Со временем украинские федосеевцы все больше склонялись к поморским принципам.

На просторах Украины существовали также группы беспоповцев-филипповцев, наибольшая из которых находилась в Одессе.

В целом к середине 80 годов ХХ века в Украине насчитывалось около 45 беспоповских общин. В начале 90-х годов возник вопрос формирования централизованного объединения поморцев в Украине. Сначала инициативу взяла на себя харьковская община, однако, со временем первенство перешло к житомирской общине. 25 мая 2003 года в Житомире было проведено собрание поморцев региона и сформирован областной совет староверов-поморцев (официальное название «Областной Совет ДПЦ»). На общем Соборе ДПЦ в Санкт-Петербурге в мае 2006 года также поднимался вопрос о создании центрального духовного управления ДПЦ в Украине. Однако всеукраинская организация на сегодняшний день так и не сформирована, украинские поморцы подчиняются Российскому Совету ДПЦ.

Статистические данные

На сегодняшний день наибольшей старообрядческой деноминацией в Украине является Русская Православная Старообрядческая Церковь (Белокрыницкое согласие). Около 60 общин объединены в Архиепархию Киевскую и всей Украины, которую возглавляет ее архиепископ . Основная масса приходов находится в Одесской, Хмельницкой, Винницкой и Черновицкой областях. Епархия находится в подчинении Московской митрополии.

Русская Древлеправославная Церковь (Новозыбковское согласие) имеет 5 общин в Украине. Украинские общины выделены в Слобожанское благочиние и входят в состав епархии Белорусской и Украинской с центром в Минске. Руководит епархией епископ Иосиф . Непосредственно управление приходами в Украине осуществляется благочинным о. Николаем Просиным.

В Украине существует также одна община в подчинении епископа Аполлинария (Дубинина). Однако о ней мало известно.

Среди старообрядцев-беспоповцев наибольшей является поморское (выговское) согласие, которое насчитывает на сегодняшний день более 30 общин. По регионам наибольшее количество общин - в Житомирской области - 13 общин, в Харьковской - 5, по 3 общины находятся в Винницкой и Закарпатской, по 2 - в Луганской, Донецкой и Крыму, 1 - в Хмельницкой, Днепропетровской, Запорожской, Одесской и Черниговской областях.

Также в Украине существует порядка 5 небольших общин федосеевцев. Однако о них практически ничего не известно.

Использованная литература:

  1. Безгодов А.А. Христиане-поморцы Украины: краткий обзор и постановка вопроса // http://www.samstar.ru/document/815/?XTORESID=333c47c315bd4e6a3f89f0775ec235ba
  2. БезгодовА.А., Кожурин К.Я. Рабочая поездка членов Российского Совета ДПЦ по Восточной Украине // http://www.samstar.ru/document/2062/
  3. У староверов-поморцев Украины нет своей централизованной организации // http://www.starover.religare.ru/article7277.html
  4. М. О. Шахов. Старообрядчество // Энциклопедический словар. Религиоведение. М.: Академический проект, 2006. С. 1013-1014
  5. Евгений Бутырев. Системные проблемы русского старообрядчества // http://www.starover.religare.ru/article6810.html
  6. Таранец С.В. Русские старообрядцы на территории Украины: заселение, история и современное состояние // http://www.starover.religare.ru/article6469.html
  7. Таранец С.В. Старообрядчество Украины: вопросы истории и его современного состояния // http://www.starover.religare.ru/article7277.html
  8. Єпископ Савватій: Нинішнє розділення у православ"ї, якщо воно поглиблюватиметься, може призвести до сектантства / / http://www.vechirka.com.ua/society/church/2208180303.php

Полезные веб-ресурсы:

  • Русская Православная Старообрядческая Церковь Официальный сайт Митрополии Московской и Всея Руси - http://www.rpsc.ru/
  • Русская Древлеправославная Церковь Страница РДЦ (Новозыбковской иерархии) под благословлением патриарха Александра (Калинина) - http://ancient-orthodoxy.narod.ru/
  • Сайт Самарское староверие - http://www.samstar.ru/
  • Сайт Староверы - http://www.starover.religare.ru/

Подготовил Анатолий БАБИНСКИЙ

Украина – одно из основных направлений колонизационных стремлений старообрядцев во второй половине ХVII в. Потоки переселенцев, гонимых высшей светской и духовной властью двинулись на Украину буквально сразу после раскола Русской Церкви и предания проклятию старообрядцев в родном отечестве. Несмотря на довольно обширное территориальное пространство украинских земель, старообрядцы достаточно быстро освоили почти все её регионы: начиная с севера и востока и заканчивая западом и югом. Практически одновременно были заселены Стародубье, Подолия, Южная Бессарабия, Крым, Слобожанщина и Буковина. Массовые переселения староверов на территорию Украины продолжались на протяжении всего ХVIII в., а в 70-е гг. заселяются Киевщина, центральная и южная часть Украины.

Групповые миграционные процессы староверов прекращаются последним организованным переселением некрасовцев с турецкого на русский берег Дуная в 30-е гг. ХIХ в. В дальнейшем государство кладёт твердую руку на подобные общественные явления, поэтому многолюдные стихийные переселения приостанавливаются. После отмены крепостного права в 1861 г. переселения староверов приобретут внутренний характер, как правило, заключающийся в пределах этнических украинских территорий. С этого времени староверы выходят из мест компактного проживания и селятся небольшими группами вне старообрядческих селений, а также на хуторских участках. Вследствие этого появляется множество отдельных хозяйств на Правобережной, Левобережной и Юге Украины, причём, некоторые из них превращаются в огромнейшие предприятия с новым капиталистическим укладом хозяйства.
Слабозаселёнными землями принято считать Екатеринославскую, Таврийскую, Полтавскую и Западную часть Волынской губерний. Старообрядцами не были заселены западные регионы Украины, находящиеся под властью империи Габсбургов. Заметное расстройство в ряды староверов внесло учреждение в Российской империи единоверия.
Под его воздействием исчезает значительная часть старообрядческих населённых пунктов в центральной и южной части губерний, особенно Херсонской и Таврической губерниях, а также в Черниговской губернии.

В силу отсутствия политического единства украинских земель, а проще сказать, украинской государственности, регионы Украины, в которых жили старообрядцы, находились в составе разных государств, со своим социально-политическим, правовым и экономическим устройством.

В ХVIII в. эти обстоятельства повлияли и на местных староверов: касалось ли это Стародубья – в составе украинских казачьих полков, Правобережья – в составе Речи Посполитой, Крыма – в составе Крымского ханства, Южной Бессарабии и Буковины – в составе Османской и Австрийской империй.

Как ни парадоксально, но, чем дальше от России, тем лучше жилось старообрядцам, тем благоприятнее было для них законодательство того или иного государства. Естественно, что расширяя свои границы в ХVIII в., российскому правительству в целях стратегических, невзирая на позицию официальной Церкви, приходилось идти на уступки местным старообрядцам, полностью или отчасти подтверждая ранее дарованные права и льготы. Таким образом, после присоединения в 1793 г. Правобережной Украины к Российской империи, правительство Екатерины II отчасти признало региональные права староверов, выражавшиеся в подтверждении социального статуса пилипонов, а именно: личной независимости по отношению к помещикам и подтверждении прав на чиншевое владение землей. То же самое пришлось сделать Комитету министров Александра I. Подобные процессы происходят в Южной Бессарабии. После присоединения в 1811 г. этого региона к Российской империи, правительство признает полное право на свободное вероисповедание.

В отечественной дореволюционной и советской историографии принято считать, что основой успешного развития капитализма в старообрядческой среде послужили капиталы московских Рогожского и Преображенского старообрядческих кладбищ, возникших во время свирепствования чумы в 70-е гг. ХVIII в.

Отчасти эти высказывания имеют право на существование, но вместе с тем, нужно заметить, что этот капитал не стал движущей силой даже для московского старообрядческого купечества, что и говорить об огромных просторах империи Всероссийской. На наш взгляд движущей силой к накоплению старообрядческого капитала стали две основных причины: 1) это присущая старообрядцам шкала социально-культурных, прежде всего, религиозных ценностей, повлиявшая на ломку традиционных для феодальной России стереотипов, сформировавшая новый способ мышления старовера, покоившийся на традиционной культуре; и 2) сложившаяся в России система преследования старообрядцев: система взяточничества, как гарантия их права на существование. Чтобы верить по-старообрядчески, нужно жить, чтобы жить, нужно платить, чтобы платить, нужно иметь, чтобы иметь, нужно хорошо зарабатывать – это один из основных стимулов развития капитализма в старообрядческой среде государства. Не случайно, где бы ни находились приверженцы древлеправославия, они сыскали себе славу добрых ремесленников, мастеровых и предприимчивых людей. Была ли это Киевщина или Подолье, или же стародубские старообрядческие слободы, то есть мы видим, что это именно те профессии, которые являлись денежными, которые позволяли выжить в окружающем враждебном мире. Староверы оказались носителями интенсивных форм ведения хозяйства, внедряя в него все новые и новые элементы производства.

Исходя из этих предпосылок, в середине ХIХ в. в г. Киеве насчитывалось 52,5% купцов I гильдии, принадлежащих к старообрядчеству, и это при том, что русских здесь проживало совсем немного и достаточно динамично развивался еврейский капитал. Это уже потом, к концу ХIХ в. вследствие непродуманной, а по существу, амбициозной политики императора Николая I купцы-старообрядцы вытесняются еврейским капиталом, и всё из-за того, что принадлежали к староверию.

В начале ХIХ в. быстрыми темпами развивается торговля и промышленность в старообрядческих посадах Черниговского Стародубья. Посад Клинцы занимает лидирующую позицию регионального промышленного центра. В 60-е гг. ХIХ в. здесь работало 48 фабрик и заводов; 22 предприятия работало в п. Ардоне, 15 – в Воронке и 10 – в Климове.

Большинство посадов приобрели отраслевую специализацию. В частности, в Клинцах развивалась суконная, чулочная и кожеобрабатывающая промышленность; в Добрянке – свече-салотопная и кожеобрабатывающая; в Ардоне – маслобойная, экипажная и парусиная; в Воронке – щетинная, свечная, тесёмочная и мёдоваренная; в Климове – парусинная и кожеобрабатывающая; в Злынке – кожеобрабатывающая; в Лужках – перьяная и тесемочная; в Митьковке – рукавичная; в Радуле – канатная и в г. Новозыбкове – парусинная, кожеобрабатывающая и салотопная.

Убедительным является факт, что в начале 60-х гг. ХIХ в. в Черниговской губ. такие отрасли промышленного производства как маслобойная, экипажная, парусинная, щетинная, тесёмочная, перьяная, рукавичная и канатная, целиком принадлежали старообрядцам.

Преимущественно старообрядцам принадлежала суконно-чулочная промышленность, причём она являлась лидером не только в Украине (занимала первое место по выпуску производимой продукции), но и пятое в Российской империи.

Своей масштабностью поражало пчеловодство. Местными староверами был разработан специальный метод ухода за пчёлами, который нестарообрядческое население так и прозвало "раскольническим методом". В 1861 г. в посадах насчитывалось 18 тысяч пчелиных семейств в т.ч. в Чуровичах – 8 тыс., Воронке – 1, 5 тыс., Святске – 900 семейств, Млынке – 800 семейств, Митьковке – 750 семейств, Лужках – 750 семейств, Шеломах – 600 семейств и Злынке – 250 семейств.

Особого внимания заслуживает старообрядческая торговля. Большинство старообрядческих посадов Черниговщины имели свои ярмарки. В 1911 г. здесь происходило 55 ярмарок с высокой долей старообрядческого капитала. В 1861-1862 гг. в Ардоне было объявлено 25 купеческих капиталов, в Воронке – 296, причём все они были старообрядческими, в Добрянке – 31 (все старообрядческие), в Елионке – 153 (все старообрядческие), в Злынке – 8 (все старообрядческие), в Климове – 347, в Клинцах – 365, в Лужках – 278, в Митьковке – 84, в Млынке – 39, в Свяцке – 57, в Шеломах – 158, в Чуровичах – 100, в Радуле – 166. Всего же в перечисленных старообрядческих посадах купцы объявили 2.307 капиталов. Нужно добавить, что значительная часть мещан этих посадов тоже вела торговлю, однако, без объявления купеческих капиталов.

Подытоживая сказанное, хочется сказать, что экономическое развитие Черниговской губ. состоялось благодаря местным старообрядческим посадам.

Существенное влияние на развитие торговли в 70-е гг. ХVIII в. оказали старообрядцы на Юге Украины.

Первым купеческим обществом в этом регионе было именно Елисаветградское старообрядческое, сыгравшее значительную роль в развитии торговли после присоединения этого края к Российской империи. В 60-е гг. ХIХ в. 10 тыс.староверов, проживающих в Подольской губ., объявили около двухсот купеческих капиталов, тогда как среди других христианских конфессий на это же количество населения ни одного купца, а ведь этот регион практически полностью был заселён христианами.

Чрезвычайно успешная экономическая деятельность старообрядцев достигалась благодаря щедрой финансовой поддержке старообрядческих монастырей и скитов. Только на территории Украины с момента поселения и до 1917 г. в разное время существовало свыше сорока старообрядческих обителей. Как показывает практика исследовательской работы, почти все они принадлежали к поповщине, принявшей затем Белокриницкую церковную иерархию. Очевидная близость Белой Криницы и её иерархическое влияние лишили той конфессиональной пестроты старообрядчества, которое было на русском Севере, Поволжье, Урале и Сибири. Подавляющее большинство старообрядцев Украины принадлежало к поповщине, признавших в 1846 г. верховенство Белокриницкого митрополита Амвросия. Меньше было беспоповцев. В основном, они населяли Волынь, Крым, Юг Украины, некоторые другие традиционные места проживания староверов. Доля беглопоповцев или тех, кто не принял Белокриницкой иерархии, была незначительной. Прежде всего, сюда следует отнести значительную часть староверов г. Черкасс с местным Успенским мужским монастырем, отдельные населенные пункты на Полтавщине, и, конечно же, г. Новозыбков, Черниговской губ., со всеми прилегающими к нему старообрядческими слободами.

Среди этого значительного количества обителей, в сравнении с той численностью проживавших на территории Украины старообрядцев выдающееся место в истории старообрядчества занимают Белокриницкие и Куреневские монастыри.

Первым суждено было сыграть решающую роль в учреждении Белокриницкой церковной иерархии, а затем на долгое время стать местоприбыванием Белокриницких митрополитов, их официальной резиденцией. Один из древнейших в старообрядчестве Куреневский Никольский мужской монастырь стал резиденцией одного из первых российских старообрядческих епископов Варлаама Балтского. Границы Балтской епархии охватывали огромнейшую территорию, включающую в себя Подольскую, Киевскую, Херсонскую, Бессарабскую, Волынскую губернии и часть Польши. Со времени принятия в 1862 г. Окружного послания Никольский монастырь превращается в главный неокружнический центр старообрядчества Белокриницкой иерархии, имевший значительное влияние, начиная с Бессарабии и заканчивая Уралом. В Куреневском мужском монастыре похоронено свыше 500 иноков, в т. ч. 146 схимников, 36 священноиноков и священников, а также несколько епископов. По праву этот монастырь в старообрядческой среде слыл в качестве Лавры, очевидно со своим сомном богоугодных людей.

Печальный отпечаток на историю старообрядчества Украины наложила советская власть. Были уничтожены все старообрядческие монастыри и скиты, значительная часть храмов, молитвенных домов и часовен, существенно уменьшилось количество прихожан, однако, самое главное – разрушена традиционная старообрядческая община, на протяжении нескольких веков консервирующая духовную культуру и быт местных староверов. Особо чувствительно пострадали те регионы, в которые советская власть пришла в довоенное время, т. е. до 1940 г. – это Подолье, Киевщина, Волынь и Стародубье. Совсем другая ситуация в Южной Бессарабии.

В настоящее время практически вымирают все старообрядческие общины Украины в сельских регионах (исключением будет разве что Южная Бессарабия). Это явление не носит сугубо старообрядческой специфики, оно характерно в целом для сельской местности Украины и вызвано кризисом постсоветского пространства и переориентацией жизненных ценностей современного человека от сельского образа жизни к городскому. Концентрация приверженцев церковной старины происходит в основном в городах.

Однако и эти общины не отличаются многочисленностью. К примеру, практически полностью прекратила своё существование Черкасская старообрядческая община, а ведь до 1917 г. в этом городе проживало свыше 6 тыс. старообрядцев, 5 старообрядческих храмов и два монастыря. В одной Куреневке было зарегистрировано 3 старообрядческих общины, 5 церквей при трёх монастырях, а ныне община отсутствует.

То же касается большинства беспоповских старообрядческих селений Волыни. Если в других регионах Украины процесс сокращения численности старообрядцев продолжается, то в среде беспоповцев он пришёл в завершающую стадию. Во многих подобных селениях осталось несколько десятков, а то и единицы людей. Естественно, что речи о полноте совершения богослужений, даже по беспоповским понятиям, быть не может.

Наиболее крупной среди старообрядческих конфессий Украины является Киевская и всея Украины епархия Русской Православной Старообрядческой Церкви. Эта Церковь насчитывает около 50 приходов и имеет один женский монастырь в с. Белая Криница (Черновицкой обл.). Около десятка приходов, преимущественно на Волыни, имеют беспоповцы поморского согласия, а также несколько общин Русская Древлеправославная Церковь (Новозыбковская иерархия).

В настоящее время Киевскую епархию РПСЦ возглавляет епископ Савватий (Козка), другие старообрядческие конфессии своих духовно-административных центров не имеют.

Юг Украины – настоящий кладезь находок и открытий для ученых и в то же время наименее изученный в этнологическом плане регион. C этнографической экспедицией одного из киевских вузов мне довелось побывать в южной части бессарабских степей, между Дунаем и Днестром. Именно там я узнала о старообрядцах-липованах и о том, как в наше время тотальной унификации всего и всех они сумели сохранить свою извечную самобытность.

ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Наше знакомство состоялось в расположенном неподалеку от баз отдыха Черноморского побережья селе Приморском, ранее носившем необычное название Жебрияны. Переходя небольшими группами от одного дома к другому с тетрадками и диктофонами в руках, мы постоянно ощущали на себе десятки настороженных взглядов – из-за каждой занавески, из каждого двора. Дело в том, что липоване до недавнего времени были очень осторожны и замкнуты в общении с представителями других вероисповеданий и национальностей. До 50-60 годов XX в. «чужаку» могли не подать кружку воды, а если и подавали – то затем тут же выбрасывали. Браки липован с жителями «нестарообрядческих» сел были крайне нежелательны. Конечно, сегодня многое изменилось: межнациональные и межконфессиональные браки стали обычным явлением, многие представители молодого поколения переезжает в города, прибрежные села летом заполняются туристами. Но в первые выходы нам удавалось заговорить с единицами из староверов–липован, да и то через калитку. При этом на расширенные вопросы мы получали односложные ответы, а от обсуждения многих тем, которые местные жители старшего поколения, видимо, считали «скользкими», они уклонялись.

Затем были поездки в другие староверческие и соседние с ними села – украинские, болгарские, гагаузские, встречи со священниками, директором районного музея, фольклорным коллективом, бесконечные интервью… И чем больше мы наблюдали за размеренной жизнью этой общности, чем больше беседовали со старожилами и молодежью, тем четче вырисовывался портрет обычного липованина.

СТАРООБРЯДЦЫ В УКРАИНЕ

Первые староверческие поселения на территории современной Украины возникли еще в 60-х годах ХVІІ века на Левобережье, на территории Стародубского полка – административной единицы Малороссии. Стародубье стало одним из мощных центров староверов-поповцев. Всего тут возникло более трех десятков поселений старообрядцев, преимущественно выходцев из центральных земель России. После создания Белокриницкой иерархии в этом регионе была открыта Черниговская епархия с центром в Новозыбкове.

Еще одним местом «компактного» проживания староверов на Украине стало Подолье, которое на момент их заселения принадлежало Польше. Вокруг Гомеля возникло до тридцати староверческих слобод. Всего на территории Речи Посполитой, по оценке современного польского историка Е.Иванца, к моменту её первого раздела насчитывалось до 100 тысяч русских старообрядцев. Это были выходцы из центральных, а также частично северных и южных губерний России. Соответственно смешанным оказался и конфессиональный состав населения: преобладали старообрядцы-поповцы, а беспоповцы были представлены в основном федосеевцами.

Третьим важным регионом расселения староверов, о котором уже говорилось, стала Южная Бессарабия. По сравнению со Стародубьем и Подольем, заселение этой территории было более интенсивным и продолжительным. Социальный портрет переселенца тут существенно отличался от двух предыдущих регионов. Ведь освоение этого края происходило двумя путями – морским и сухопутным. При этом первый был, вероятно, более ранним. Им воспользовались представители донского казачества, которые выступили за старую веру. После Булавинского восстания 1707-1709 гг. они пришли под предводительством атамана Игната Некрасова на Таманский полуостров, а потом в Крым и на Нижний Дунай. Тут, на Нижнем Дунае, донские казаки получили от турок полную свободу вероисповедания, а также правовые и экономические льготы, которых не имела больше ни одна христианская конфессия. При этом переселенцам поставили условие, что те выступят на стороне султана по первому требованию Порты. Кстати, и российским властям после прихода в Южную Бессарабию пришлось подтвердить свободу вероисповедания сторонников церковной старины: им разрешалось проводить богослужения «по своему обряду». Такого не было больше ни в одном регионе Российской империи!

Кроме некрасовцев, здесь селились представители и других течений старообрядчества, в частности, пришедшие сюда сухопутными путями. Основу их составляло крестьянство, представителей которого, в отличие от староверов-некрасовцев, называли липованами. В Молдавии же, Румынии и Буковине это общепринятое название вообще всех старообрядцев. Более десятка поселений было основано в дельте Дуная и на прилегающих украинских территориях. Основными населенными пунктами казаков-некрасовцев стали Измаил, Старая и Новая Некрасовки (сейчас Измаильский район Одесской области). А липоване разместились в селе Вилково Килийского района. Тут жили в основном старообрядцы-поповцы, которые признали верховенство Белокриницкой иерархии и у которых была своя Измаильская епархия, охватывающая, кроме Южной Бессарабии, еще и центральную ее часть, то есть Молдавию.

В 30-х годах ХVІІІ ст. в северной части Новороссийского края – Елизаветградской провинции также появляются поселения, позднее вошедшие в Херсонскую губернию. Староверы Елизаветградской провинции были представлены в основном купцами и государственными крестьянами. Как правило, в этом регионе жили поповцы, которые позднее признали Белокриницкую иерархию.

Пятым регионом была Слобожанщина и Харьков, в которых проживали разные социальные группы населения – стрельцы, купцы, крестьяне, казаки, и где старообрядцы вели достаточно объемную и живую торговлю. По подсчетам современных исследователей, около 60% общероссийского капитала принадлежало именно старообрядцам, тогда как общая численность староверов в России составляла около 2% населения. И почти все источники, освещающие историю старообрядства, отмечают высокий уровень жизни его последователей.

«СВОИ» – «ЧУЖИЕ»

Преследуемая царизмом старая вера и старообрядческая церковь в решающей мере определили уклад жизни своих верных последователей и прихожан, их индивидуальный характер и внешний облик.

Прежде всего, неукоснительно соблюдались обряды старой веры: двоеперстие, солнцехождение во время крещения, венчания, освящения храма или жилищ. Староверы также придерживались канонов в чине и объеме церковной службы, в том, что касается постов и запретов при общении с иноверцами.

Провозгласив время, в котором им довелось жить, последним, старообрядцы должны были найти способ существования в этом мире. Они всегда с трудом шли на контакт с «чужаками», а замкнутый образ жизни, обусловленный религиозными убеждениями, еще больше способствовал отчуждению. Характерной чертой старообрядцев прошлого было противопоставление «истинно верующих христиан» «миру», в котором якобы воцарился антихрист. «Истинно верующие», исполняя запреты протопопа Аввакума, воздерживались от любого общения с «мирскими» – представителями царства антихриста.

Российские исследователи старообрядчества отмечают, что всем раскольничьим течениям был присущ определенный анархизм, который проявлялся не только в отдалении себя от государственной службы, но и часто выливался в открытое противостояние государственной власти. Причем границы между православными и раскольниками могли быть проведены только условно, а на практике влияние староверов в сельской местности было очень значительным.

Когда староверы оказывались в ином этническом окружении, срабатывал принцип самозащиты: чтобы выжить, необходимо держаться за свою веру, свой язык; все другое – чуждое и поэтому вредное. И сегодня из уст липован, как пожилых, так и людей среднего возраста, можно услышать мнение об избранности и уникальности своего народа: «Липоване – чистые русские люди»; «липоване – божественные, не такие, как другие».

Такие категории мифологического сознания, как «чистые люди», «чистая вера» и были одним из механизмов, обеспечивающих целость данной общности. Ведь большинство жителей этих сел и городков не может объяснить принципиальной разницы между церквями и конфессиями. Очень многие так и говорят, что липоване и есть православные, которые более старательно исполняют обряды и строго соблюдают церковный порядок. А отличия каждый подтверждает легендами о представителях других конфессий.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗНАКОМСТВА

Через неделю ежедневных вылазок в село – на воскресную службу, в центральный магазин и просто кружения по улицам – в некоторых домах нас встречали уже более приветливо. Старушки доставали свои вышивки, прялки и платья тридцатилетней давности. Крепкие бородатые деды немногословно рассказывали о военных походах и с гордостью показывали ухоженные виноградники. Вечером в клубе молодежь делилась страшными историями «из жизни», а наши тетрадки заполнялись зарисовками домов, церкви и приусадебных построек. Шаг за шагом, беседа за беседой – и перед нами вставала цельная картина размеренного деревенского быта липован. Крепкое чувство солидарности по вере, родству, крови приучило их к взаимовыручке, а отрыв от родины и исключительная приверженность своей вере и языку обусловили самобытность этнокультуры липован.

Прибывшие из всей европейской России в Килию и Придунавье великороссы привезли множество профессий, занятий, ремесел, которыми они владели на своей первоначальной родине. К тому же это были, как правило, энергичные и предприимчивые люди. Поэтому далеко за пределами своих мест обитания были известны старообрядцы-рыбаки, строители, печники, столяры, плотники, корзинщики, рогожечники, ложечники, иконописцы. Инициативность и природная сметливость делали старообрядцев удачливыми торговцами.

СЕМЕЙНЫЙ УКЛАД

Многие жители села старшего поколения говорили нам, что старообрядческие семьи раньше были многолюдными – 20-30 человек, а родовые кланы – тем более. Главой семьи являлся отец – «тятя». Его власть по отношению к многочисленным членам семьи была не просто авторитарной, а даже деспотичной. Тятя был абсолютным распорядителем имущества, доходов семьи, да и судеб тех, кто в нее входил, особенно дочерей. Если тятя умирал, его место чаще всего занимал старший сын.

Женитьба у староверов была делом особой важности для человека, семьи и всего рода. Традиция устанавливала брачный возраст для девушки – 16-18 лет, для парней – 18-19 лет, иногда старше. Девушек в возрасте 23-25 лет называли перестарками, вековухами, юноши их избегали, считая, что те «с пороками». Кстати, такую же настороженность и пренебрежение вызывали и молодые люди, засидевшиеся в холостяках. Они тоже имели свои презрительные прозвища – бобыли, перестарки.

Старообрядческие семьи были, как правило, зажиточными, и уже поэтому при выборе жениха или невесты значительную роль играл фактор состоятельности. В конце XIX века липованин редко выбирал себе невесту не из старообрядцев, но если такое все же случалось, то крещение невесты в старую веру («мирование») до свадьбы было абсолютно обязательным. В согласии на брак решающее слово было за родителями, особенно за тятей. Одна из липованок высказалась о выборе суженой так: «Бедные сами сходились, а богатым пару выбирали родители. Тятя велел – женись, хоть она кривая, косая, дурная».

Если после долгих раздумий родители жениха определялись с выбором, наступало время сватовства. Оно сопровождалось продолжительным обсуждением – торговлей между сторонами. После «сговора» молодые, которые зачастую могли быть мало знакомы, брались за руки, опускались на колени, низко кланяясь, перед самой почитаемой иконой в божнице и получали благословление родителей невесты. За этим следовало «запивание» (или «запой») – затяжное гулянье за щедрым столом, во время которого шло обсуждение приданого, расходов на свадьбу и послесвадебного устройства молодых. Решалась и ближайшая меркантильная проблема – сумма «кладки», которая полагалась невесте от жениха на ее личные свадебные расходы: подвенечное платье, фату, туфли, а также на подарки с ее стороны, в том числе на красную атласную рубаху жениху. По строгим старообрядческим канонам и после сватовства молодые могли разговаривать друг с другом только в присутствии родителей и с их разрешения.

Свадебная церемония у староверов проходила в общем-то те же этапы, что и молдавские или украинские свадьбы, отличаясь от них отдельными деталями.

Молодые, как правило, после свадьбы начинали жить своим хозяйством в своем доме. Были распространены дома «на две половины», когда жилые помещения располагаются по обе стороны от сеней. Одно становилось основным жилым пространством, а второе – праздничной комнатой, светлицей, в которой собирались на семейные праздники, принимали гостей, снаряжали в последний путь умершего. Потолок и стены этой горницы нередко были расписаны красивыми узорами с маками, фиалками вперемежку с геометрическими фигурами. Там же располагалась большая божница со старинными образами, привезенными с далекой родины, сундук с классической старинной русской одеждой, предметы и рукоделия старины.

Раскол был расколом и после смерти – своих покойников старообрядцы хоронили на старообрядческом кладбище, а крест на могиле ставили в ногах покойного. До сих пор усопшего старообрядцы заворачивают в белый саван, три раза перевязывают лентами, вкладывают ему в руку лествицу – четки для моления, а похоронный обряд длится дольше, чем у соседей-украинцев.

Интересен и язык липован: в нем сохранилось множество архаизмов, до сих пор способных вызвать восторг у диалектологов («бравенько», «лохмы», «хиря прибила» и др.).

ВНЕШНИЕ АТРИБУТЫ

Одежда и обувь вилковских староверов, не говоря уж о сельских, сберегла больше классических русских черт, чем в Килии: косоворотки, армяки у мужчин, сарафаны – у женщин. Старинные фотографии русских колонистов Подунавья свидетельствуют: многие из них пришли сюда в лаптях. Но тут лапти исчезли. Однако и местные постолы в среде старообрядцев распространения не получили, так как больше подходили для хлеборобов и пастухов. Рыбаки, ремесленники, торговцы вполне могли позволить себе носить сапоги, ботинки, туфли, чаще всего фабричного изготовления.

Русским, безусловно, понравились такие виды местной одежды, как овчинные душегрейки – «кептари». Детвора, женщины, старики охотно носили всевозможные чуни. Эту шитую из разноцветного суконного тряпья, а также вязаную обувку от россиян переняли молдаване и украинцы. В этих местах были распространены папурянки – обувь, плетенная из длинных листьев рогоза, – которые очень напоминали русские лапти, и потому пришлись по душе староверам. Из этого же материала изготовляли для внутреннего пользования и на продажу комнатные шлепанцы.

Отдельно следует упомянуть такой женский головной убор, как капор (или кичка). Для женщины это был знак замужества, без которого она не имела права появляться на людях. Сверху – «на убрус» – кичка покрывалась платком.

Конечно, многие обычаи канули в Лету и остались лишь в памяти старшего поколения старообрядцев. Но основные обряды липоване стараются соблюдать и учат этому молодежь. Понимая значение образования в современном мире, липоване, тем не менее, стремятся, чтобы их дети были сведущи и в религиозной сфере. Например, в селе Старая Некрасовка Измаильского района несколько лет назад была открыта самая большая воскресная школа Русской Православной Старообрядческой Церкви на всей территории СНГ

***

По дороге в Киев, подпрыгивая на сиденье институтского микроавтобуса, в котором наша группа исколесила добрую часть Буджака, я вдруг подумала, что ворота в достаточно обособленный липованский мир за эти дни приоткрылись передо мной неспроста. Это был урок сохранения себя, своей внутренней сути и бесценной души в сложном и изменчивом мире.

ЮЛИЯ АНДРЕЕВА

После того, как нашу страну недавно снова посетил предстоятель Русской православной старообрядческой церкви Корнилий, мне подумалось - а что мы, жители Молдовы, знаем о старообрядцах? Что когда-то в XVII веке в Русской православной церкви произошел раскол на сторонников реформ патриарха Никона и приверженцев прежних канонов. Последних и стали называть старообрядцами и староверами. Долгое время они подвергались гонениям и расселялись практически по всему миру.

А что мы знаем о старообрядцах Молдовы? Широкая аудитория - практически ничего. Слышали, что есть старообрядческие общины в Кишиневе и на севере страны, что есть такое загадочное село Кунича, где живут одни лишь староверы. А еще их называют русскими из русских и православными из православных.

Навсегда исчезнувшие архитектурные красоты Кишинева >>>

Но не будем заниматься здесь всеобщим ликбезом, а расскажем лишь об одном из эпизодов истории старообрядцев Молдовы. В Резинском районе есть село Сырково. По данным газеты «Русское слово», сегодня здесь ведется строительство мемориального комплекса в память о стоявшем некогда на том месте старообрядческом монастыре. Уже выполнены работы по очистке территории, восстановлен колодец, планируется соорудить небольшую звонницу. Инициатор и основной спонсор проекта - уроженец села Кунича Яков Тимофеевич Тютюнников. Он нашёл один из колоколов, когда-то принадлежавших монастырю, и сейчас ведет переговоры о его возвращении.

Сейчас в том месте - лишь установленный в 2011 году памятный крест да колодец. А раньше там располагался Серковский (Сирковский) мужской старообрядческий монастырь во имя святой мученицы Екатерины.

По данным доктора исторических наук Натальи Абакумовой, историческое значение Сирковского монастыря связано с именами знаменитых старообрядческих иноков (монахов) XIX века - Геронтия, Павла и Алимпия.

Масонские тайны, или как «мировая закулиса» развернулась в Кишиневе >>>

Архимандрит (монашеский чин - ред.) Геронтий, в миру Герасим Исаевич Колпаков, родился в Московской губернии, в 19 лет ушел в Серковский монастырь, там же принял монашеский постриг. Геронтий ездил в Россию за пожертвованиями на монастырь, там познакомился с иноком Павлом (Петр Васильевич Великодворский). Вместе с присоединившимся позже иноком Алимпием они долгое время искали епископа на кафедру в село Белая Криница (тогда в составе Австрийской империи, сейчас - на территории Украины - ред.), который возглавил бы Русскую православную старообрядческую церковь. Дело в том, что для Церкви это был принципиальный вопрос - во главе духовной иерархии должен был находить епископ. А после раскола патриарха Никона старообрядцы оставались без епископов, только со священниками и диаконами. Трехчинная (три чина) иерархия оставалась неполной, и ситуацию нужно было как-то решать.

В 1845 году иерарх на место епископа был найден. Им стал митрополит Амвросий, который возглавил кафедру в Белой Кринице.

Вот почему расположенный в Молдове Серковский монастырь, с которым связаны все трое монахов, добывших епископа для гонимой на родине Церкви, - значимое место для староверов «поповского толка», то есть, тех, кто признает священническую иерархию.

Известно, что эта старообрядческая обитель - старейшая в Восточной Молдове (Бессарабии). Она была основана в 1730-х годах, скорее всего, монахами из Подолья (юго-западная часть современной Украины).

Оказывается, идеи «Мертвых душ» и «Ревизора» возникли в Молдове >>>

Земли, на которых находился старообрядческий монастырь вместе с окружавшим его лесом, составляли вотчину Пискарешты. Она, как и вотчина Сирково, издревле по утвержденным грамотам, от разных Молдавских владетельных князей изданных, принадлежала боярину Илие Стурдзе.

Как пишет Наталья Абакумова, в 1845 году на имя военного губернатора Бессарабии павла Федорова было передано Высочайшее повеление Священного Синода Русской православной церкви «без огласки упразднить Серковский монастырь». Все имущество обители было передано Каларашевскому православному монастырю. Монастырские строения были разрушены временем. Остатки келий сохранялись еще до 60-х годов ХХ столетия. Сегодня последним свидетелем глубокой истории остается сохранившийся колодец…

Последние материалы сайта