Рассказ в парилке барин. Который день паришься, тот день не старишься. «Золотые» правила русской бани

28.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот
Блуд на Руси (Устами народа) - 1997 Манаков Анатолий

В БАНЕ (рассказ)

В БАНЕ

(рассказ)

Фроська тихо вошла в баню и нерешительно остановилась. Барин лежал на диване животом вниз, а две девки, Мелашка и Наташка, тоже голые, стоя с боков, по очереди ожесточенно хлестали его мокрыми березовыми вениками по распаренной, багрово-красной спине.

Барин блаженно жмурился и одобрительно крякал при особенно сильных ударах. Наконец, он подал им знак остановиться и, громко отдуваясь, опустил широко раздвинутые ноги.

Квасу, - хрипло сказал он.

Быстро метнувшись в угол, Наташка подала ему ковш. Напившись, барин заметил тихо стоявшую у двери Фроську и поманил ее пальцем. Медленно переступая мокрыми ногами по скользкому полу и стыдливо прикрывая наготу руками, она приблизилась и стала перед ним, опустив глаза. Ей было стыдно еще и оттого, что их обоих без тени смущения разглядывают стоявшие рядом девки, отнюдь не стыдясь своей наготы.

Новенькая! Хороша, ничего не скажешь! Как зовут? - скороговоркой бросил барин, ощупывая ее живот, ноги, зад.

Фроська, - тихо ответила она и вдруг вскрикнула от неожиданной боли: барин крепко защемил пальцами ее левую грудь.

Наслаждаясь ее упругостью, он двигал рукой вверх и вниз, перебирая пальцами вздувшуюся между ними поверхность груди, туго обтянутую гладкой и нежной кожей. Фроська дернулась, отскочила назад, потирая занывшую грудь. Барин громко засмеялся и погрозил пальцем. Вторя ему, засмеялись угодливым смехом Мелашка и Наташка.

Ну, ничего, привыкнешь, и не то еще будет, хихикнула Наташка и метнула озорными глазами на барина. А он, улыбаясь, запустил себе между ног руку, почесывая и пребирая все свои мужские принадлежности, имеющие довольно внушительный вид.

Ваша, девки, задача, - обратился он к Мелашке и Наташке, - научить Фроську всей нашей премудрости. Пока же пусть смотрит и ума набирается. А ну, Мелашка!

Мелашка вышла на свободную от лавок середину помещения и, согнувшись, уперлась руками в пол. Он подошел к ней, громко похлопал по мокрому ее заду с отливающей белизной упругой кожей и, вдруг заржал как конь. От охватившего его вожделения лицо его налилось кровью, рот перекосился, дыхание стало громким, прерывистым, а полусогнутые колени дрожали. Плотно прижавшись к крутому заду девки, он снова заржал, но уже победно.

Мелашку тоже, видимо здорово разобрало, она сладостно стала стонать и помогать барину. Наташка смотрела на эту живую картину, целиком захваченная происходящим действием, большие ее глаза расширились, рот приоткрылся, а трепетное тело непроизвольно перегибалось в такт движений тел барина и Мелашки. Она как бы сама принимала барина на месте подружки.

А Фроська, вначале ошеломленная, постепенно стала реально воспринимать окружающее ее очень откровенное бесстыдство действий перед нею голых барина и девок. Она знала что это такое, но так близко и откровенно видела половой акт между мужчиной и женщиной впервые. Когда барин прилип к Мелашке, Фроська от смущения отвернулась, но любопытство пересилило и она искоса кинула быстрый взгляд, а увидев, что на нее никто не обращает внимания, стала смотреть на них во все глаза. Не испытав еще на себе всю полноту мужской ласки, она воспринимала это сначала спокойно, затем стала чувствовать какое-то сладостное томление, и кровь горячими струями разлилась по всему телу, дыхание стало прерывистым, для нее все перестало существовать.

Вдруг барин судорожно задергался, его глаза закатились и он со стоном выдохнул из груди воздух.

Все! - молвил он расслаблено и тяжелой походкой направился к лавке. Мелашка выпрямилась, блаженно потянулась и тоже села на лавку.

Наташка, водки, - приказал барин.

Та юркнула в предбанник и принесла на подносе водку, стакан и миску соленых огурцов. Барин налил себе полный стакан, выпил залпом и захрустел огурцом. Затем налил снова и поманил Мелашку. Она подошла и тоже привычным залпом осушила поданный ей стакан, за ней ту же порцию проглотила и Наташка.

Иди сюда, - приказал барин Фроське, наливая ей водки.

Фроська взяла стакан и, одолев первый глоток, закашлялась.

Ничего, научится, - произнес барин и налил себе еще полстакана.

Девицы угодливо подхихикивали, с хрустом жуя огурцы. Барин запел: Барыня, барыня, сударыня ты моя Мелашка стала ему вторить, и Наташка, подбоченившись одной рукой и вскинув другую над головой, медленно пошла по кругу, виляя крутыми бедрами и притоптывая в такт босыми ногами. Постепенно темп песни стал нарастать и вместе с ней движения девки стали быстрее, ее стройное тело с гибкой тонкой талией извивалось в непристойных движениях, которыми якобы она, барыня, якобы отдастся мужчине. Руками она как бы обнимала воображаемого партнера, а низом живота подмахивала навстречу ему, и одновременно выбивала дробь ритма.

Эх, поддай! Сиськами потряси, - воскликнул барин и еще быстрее повел песню.

Наташка стала подпрыгивать на месте, поводя белыми плечами, ее полные упругие чаши слегка отвисших грудей, заколыхались из стороны в сторону, дразняще покачивая тугими, крупными горошинами розовых сосков.

Давай жару! - не выдержал барин и сам пустился в пляс.

Темп пляски стал бешенный, теперь плясали под один голос Наташки, хлопая ладошками то поверху, то понизу живота. Вдруг она взвизгнула и прижалась к барину, схватив его за шею другой рукой, а он, обхватив девку обеими руками, впился страстными поцелуями в ее шею, схватил и понес ее к скамейкам. Наташка отдавалась умело и страстно. Фроська и Мелашка снова во все глаза наблюдали за происходившим, а Мелашка (вот нахальная девка) подошла к ним сбоку и, встав на колени, стала в упор рассматривать. Охваченная непреодолимым влечением, к ней присоединилась и Фроська, завороженная невиданным ею зрелищем.

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

4.6. Месть Кримхильды-Хельхи и месть княгини Ольги Прибывшие послы убиты Воины, сгоревшие в подожжённом зале или подожжённой бане Прибыв ко двору Кримхильды, бургундские короли с вормсской дружиной располагаются во дворце гуннов. «Отвёл покои Этцель для знатных

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

4.6. Месть Кримхильды-Хельхи и месть княгини Ольги Прибывшие послы убиты Воины сгорают в подожженном зале или подожженной бане Прибыв ко двору Кримхильды, бургундские короли с вормсской дружиной располагаются во дворце гуннов. «Отвел покои Этцель для знатных пришлецов.

Из книги Тайна жрецов майя [с иллюстрациями и таблицами] автора Кузьмищев Владимир Александрович

Из книги Чудо света на Руси под Казанью автора Носовский Глеб Владимирович

3. Библейский рассказ о Моисее, сотворившем источник, и мусульманский рассказ об Ибрахиме, из-за которого был сотворен ключ Зам-Зам, - это два варианта одного и того же сюжета Хотя на первый взгляд библейское и мусульманское повествования различны, однако стоит

автора Носовский Глеб Владимирович

9.1. Рассказ Геродота Геродот рассказывает об интересном видении, данном Гиппию, вождю персов. Речь идет о вещем сне. Перед началом Марафонской битвы «Гиппий, сын Писистрата… вел варваров (то есть персов - Авт.) к Марафону. В МИНУВШУЮ НОЧЬ ГИППИЙ ВИДЕЛ ТАКОЙ СОН. ЕМУ

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора Носовский Глеб Владимирович

6.1. Рассказ Геродота Мы уже цитировали Геродота, сообщившего, что молодой персидский царевич Камбис обещал своей матери «перевернуть Египет вверх дном», как только возмужает. Далее говорится следующее.«И вот, помня об этом (обещании - Авт.) Камбис, когда возмужал и вступил

Из книги 5000 храмов на берегу Иравади автора Можейко Игорь

Рассказ о пагодах Больше всего в Пагане пагод. Их тысячи, и они исключительно разнообразны. От метровых крошек до великанов, ростом с Ананду, от новеньких, кирпичик к кирпичику, до груд кирпича, в которых с трудом можно угадать первоначальную форму пагод. От известных на

автора Валаев Рустем

Юность Рассказ) Вам, славной украинской девушке, я посвящаю этот рассказ о нашем путешествии по астраханской степи. Вы, вероятно, помните о нем столько же, сколько и я. Неизвестным осталось вам лишь одно обстоятельство. Обстоятельство, из-за которого ваша жизнь могла тогда

Из книги Алмаз - камень хрупкий автора Валаев Рустем

Без промаха (рассказ) Оскар Ларсен, розовощекий двадцатисемилетний детина с голубыми глазами и копной золотых волос, зачесанных на косой пробор, работал в Стокгольме шофером ночного такси. Это занятие с четким, раз навсегда установившимся ритмом жизни было не слишком

Из книги Модернизация: от Елизаветы Тюдор до Егора Гайдара автора Маргания Отар

Из книги Загадка Розуэлла автора Шуринов Борис

Рассказ таксиста Как-то М.Хеземанну потребовалось отправиться в город Линкольн. Договорился с таксистом, поехали. Дорога предстояла длинная, разговоры были неизбежны. Слово за слово, Хеземанн сказал, что приехал в Розуэлл в поисках новой информации по катастрофе 1947 года.

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Из книги Тайны русской водки. Эпоха Михаила Горбачева автора Никишин Александр Викторович

Глава первая «В кабаке и бане усе равны дворяне…» «Не пошла я нынче замуж, Не пошла – не каюся. С милым другом наживуся, С пьяницей намаюся». Частушка Рассуждения Горбачева о «сухом законе» не желают слушать. С позиций августа 2013 года – ну и что? Какое нам дело, пили или

Из книги Живущие дважды автора Голубев Анатолий Дмитриевич

Из книги Традиция, трансгрессия, компромисc. Миры русской деревенской женщины автора Лора Олсон, Светлана Адоньева.
Издательство: Новое литературное обозрение.

Рассказ как наставление Наш следующий пример дает прекрасную иллюстрацию ситуации разговора между умудренным опытом собеседником и несведущими интервьюерами, а также показывает сложность и подвижность динамического контекста подобной коммуникации. В интервью 2005

Из книги Зарубки на сердце автора Васильев Виктор Николаевич

МАРУСИН РАССКАЗ Дядя Коля повел нас своим путем – напрямик на деревню Ляды. Шли то полем, то лесом. То по тропинке, то по тележной до-роге. Шли медленно, так как вначале корова мотала головой, упрямилась. Потом ничего, разошлась. Мы почти не разговаривали. Только изредка

-------
| сайт collection
|-------
| Алексей Николаевич Толстой
| Хромой барин
-------

С престола ледяных громад,
Родных высот изгнанник вольный,
Спрядает вольный водопад
В теснинный мрак и плен юдольный.
А облако, назад – горе –
Путеводимое любовью,
Как агнец, жертвенною кровью
На снежном рдеет алтаре.
(Вяч. Иванов. Кормчие звезды»)

К полуночи луна, взойдя над Колыванью, осветила с левой стороны неровные стекла изб, направо погнала густые тени по притоптанному гусиному щавелю деревенской улицы и задвинулась заблудившимся в ночном небе облаком, – в это время вдоль села мчалась во весь дух с подвязанным колокольчиком тройка, впряженная в откидную коляску.
Еще не пели петухи, а собаки уже перестали брехать, и только в избе с краю села сквозь щели ставней желтел свет.
У избы этой над двухскатной покрышей ворот торчал шест с обручем, обвязанным сеном, издалека указывая путнику постоялый двор. За избой далеко расстилалась ровная, серая от лунного света степь, куда и уносилась взмыленная тройка с четким, гулким в ночной тишине галопом пристяжных и валкой, уходистой рысью коренника. Человек, сидящий в коляске, поднял трость и тронул кучера. Тройка осела и стала у постоялого двора.
Человек снял с ног плед, взялся за скобу козел и, прихрамывая, пошел по траве к низкому крылечку. Там, обернувшись, он сказал негромко:
– Ступай. На рассвете приедешь.
Кучер тронул вожжами, и тройка унеслась в степь, а человек взялся за кольцо двери, погремел им и, словно в раздумье, прислонился к ветхому столбику крылечка. Его узкое лицо было бледно, под длинными глазами – тени, вьющаяся небольшая бородка оставляла голым подбородок. Он медленно стянул с правой руки перчатку и постучал во второй раз.
По скрипящим доскам сеней послышались босые шаги, дверь приоткрылась, распахнулась быстро, и на пороге стала молодая баба.
– Алешенька! – сказала она радостно и взволнованно. – А я и не ждала. – Она несмело коснулась его руки и поцеловала в плечо.
– Принимаешь, Саша? – спросил он. – Я к тебе до утра. – И, кивнув головой, вошел в залитые лунным светом сени.
Саша шла впереди, оборачиваясь и открывая улыбкой на свежем красивом лице своем белые зубы.
– Я видела, как ты о полдень проехал по селу. Наверно, подумала, к барину Волкову, там тебя и ночевать оставят, а ты вот как, батюшка, ко мне прибыл…
– У тебя никто не спит из приезжих?
– Нет, никого нет, – ответила Саша, входя в летнюю дощатую горницу. – Мужики с возами остановились, только все спят на воле, – и она села на широкую, покрытую лоскутным одеялом кровать и улыбнулась нежно.
Свет месяца, пробираясь в горницу через небольшое окошко, осветил Сашино лицо с приподнятыми углами губ, высокую шею в вырезе черного сарафана, на груди – шевелившуюся нитку янтарных бус.
– Принеси вина, – сказал вошедший.
Он стоял в тени, держа шляпу и трость.

Саша проворно соскочила и ушла. А он лег на кровать, закинул за голову руки. Понемногу лицо его сморщилось, исказилось. Он повернулся на бок и, охватив подушку, сунул в нее голову.
Саша вернулась, неся небольшой столик, покрытый салфеткой; на него она поставила две бутылки – одну с вином, другую со сладкой водкой, поднялась по лесенке в чулан и вынесла оттуда на тарелке орехи, пряники, изюм. Двигалась она быстро и легко, переходя из лунного света в тень. Лежавший приподнялся на локте, сказал:
– Поди сюда, Саша. – Она сейчас же села в ногах его, на кровать. – Скажи, если бы я тебя обидел, страшно бы обидел, простишь?
– Воля твоя, Алексей Петрович, – помолчав, дрогнувшим голосом ответила Саша. – А за твою любовь – благодарю покорно. – Она отвернулась и вздохнула.
Алексей Петрович, князь Краснопольский, долго старался в темноте разобрать лицо Саши. После молчания он сказал тихо, точно лениво:
– Все равно – ты ничего не поймешь. Рада, что я приехал, а не спросила – откуда и почему я у тебя здесь лежу?.. А то, что я у тебя лежу сейчас, – отвратительно… Да, ужасно, Саша, гнусно.
– Что ты, что ты! – проговорила она испуганно. – Если бы я тебя не любя принимала.
– Поди ближе. Вот так, – продолжал князь и обхватил Сашу за полные плечи. – Я и говорю – ты ничего не понимаешь, и не старайся. Послушай, нынче вечером я досыта наговорился с одним человеком. Хорошо было, очень.
– С барышней Волковой?
– Да, с ней. Вот так – сидел близко к ней, и голова у меня кружилась больше, чем от твоего вина. Знаешь, как во сне покажется, что тебя нежно погладят, так и я о ней словно во сне вспоминаю. Сейчас ехал оттуда, и мне казалось, будто совсем все у меня хорошо и благополучно. А когда въехал в Колывань, подумал: стоит только остановить лошадей у твоего крыльца – и все мое благополучие полетит к черту. Теперь понимаешь? Нет? Нельзя мне к тебе заезжать. Хоть бы ты мне отравы какой-нибудь дала.
Сашины руки упали без сил, она опустила голову.
– Жалеешь ты меня, Саша? Да? – спросил князь, привлек ее и поцеловал в лицо, но она не раскрыла глаз, не разомкнула губ, как каменная. – Перестань, – прошептал он. – Я с тобой шучу.
Тогда она заговорила отчаянно:
– Знаю, что шутишь, а все-таки верю. Зачем же мучаешь? Ведь на душе у меня живого места не осталось. Знаю – из милости любишь. Баба я, какой мой век, какое уж мне счастье!
За стеной в это время громко закричал петух. Лошадь спросонья ударила в доску. Понемногу в утреннем слабом свете яснее стало видно худое, в тенях, красивое лицо князя. Большие глаза его были печальны и серьезны, на губах – застывшая усмешечка.
Саша долго глядела на него, потом принялась целовать князю руки, плечи и лицо, ложась рядом и согревая его сильным своим, взволнованным телом.

На другой стороне села, за плетнем, посреди заросшего бурьяном дворика, в новой избе, на полатях лежал доктор Заботкин.
Снизу была видна только его голова, упертая в два кулака подбородком, на котором росли прямые рыжие волосы. Такие же космы во все стороны, начиная с макушки, падали на лоб и глаза, лицо было неумыто и припухло от сна.
Доктор Григорий Иванович Заботкин, прищуря глаз, сплевывал вниз с полатей, стараясь попасть в сучок на полу.
Напротив, в простенке, под жестяной лампой сидел на лавке попик небольшого роста, тихий и умилительный, с проседью в темной косице. Рукава его подрясника были засалены и в складках, как у гармоники. Запустив в них пальцы, отец Василий морщился и молчал, глядя, как доктор плюется.
– В три года во что себя человек обратил, – сказал, наконец, отец Василий.
– А что, не нравится? – лениво ответил Григорий Иванович. – А у меня с детства такая привычка: когда очень скучно, залезу в тесное место и плююсь. Не нравится – не глядите. У меня даже излюбленное местечко было – под амбаром, где мягкая травка росла. Там наша собака постоянно щенилась. Щенята – теплые, молоком от них пахнет; собака их лижет, – они скулят. Хорошо быть собакой, честное слово.
– Дурак ты, Григорий Иванович, – помолчав некоторое время, сказал отец Василий. – Я лучше уйду.
– Вы, отец Василий, не имеете права уходить, пока не доставите мне душевного облегчения, вам за это правительство деньги платит.
– Сколько тебе лет?
– Двадцать восемь.
– Университет окончил, года молодые, занятие светское, я бы на твоем месте весь день смеялся. А ты, эх! Ну куда ты годен с твоими идеями? Лежишь и плюешься.
– У меня, отец Василий, идеи были замечательные. – Григорий Иванович повернулся на спину, вытянул с полатей руки, хрустнул пальцами и зевнул. – Вот к водке я привыкнуть не могу. Это верно.
– Эх! – сказал отец Василий, аккуратненько достал из подрясника жестяной портсигар, чиркнул спичкой, по привычке зажигать на ветру подержал ее между ладонями – шалашиком, закурил и, покатав в пальцах, бросил под лавку. – Ну, вот поверь – была бы в селе другая, кроме тебя, интеллигенция, нипочем бы не стал ходить к тебе.
Подобные разговоры происходили между доктором и отцом Василием постоянно, начиная с весны, когда сгорела колыванская больница. Григорий Иванович передал тогда все дела фельдшеру и сидел в избе, нанятой земством на время, покуда не построят новую больницу.
Три года назад Григорий Иванович был назначен на первое свое место в Колывань. Сгоряча он принялся разъезжать по деревням, лечить и даже помогать деньгами. Таскаясь в распутицу по разбухшей навозной дороге или насквозь продуваемый ледяным ветром в январскую ночь, когда мертвая луна стоит над мертвыми снегами; заглядывая в тесные избы, где кричат шелудивые ребятишки; угорая в черных банях – под герой – от воплей роженицы и едкого дыма; посылая отчаянные письма в земство с требованием лекарств, врачебной помощи и денег; видя, как все, что он ни делает, словно проваливается в бездонную пропасть деревенского разорения, нищеты и неустройства, – почувствовал, наконец, Григорий Иванович, что он – один с банкой касторки на участке в шестьдесят верст, где мором мрут ребятишки от скарлатины и взрослые от голодного тифа, что все равно ничему этой банкой касторки не поможешь и не в ней дело. В это время сгорела больница, он шваркнул касторку об землю и полез на полати.
Отец Василий, на глазах которого выматывался таким образом третий доктор, очень жалел Заботкина, забегал к нему каждый почти день, стараясь как-нибудь – папиросочкой или анекдотцем – уж не утешить – какое там утешение, когда от человека осталась одна копоть, – а хоть на часок рассмешить: все-таки посмеется.
Окончив зевать, Григорий Иванович повернулся спять на живот, спустил руку и попросил покурить.
– Сегодня табачок у Курбенева купил, – сказал на это отец Василий и, став под полатями на цыпочки, поднял портсигар, нажав у него потайную пружину.
Григорий Иванович хотя и знал, что портсигар этот «фармазонный» – с фокусом, сделал вид, что не помнит, и потянул фальшивое дно, где папирос не было…
– Что, получил папиросы «фабрики Чужаго», – засмеялся отец Василий, очень довольный шуткой. – Ну, кури, кури. А я, знаешь, сегодня у Волкова был.
– Говорят, зверь, страшная скотина твой Волков.
– Совершенная неправда! Мало что болтают. Отличный человек, а живет… Вот бы ты, Григорий Иванович, посмотрел хорошенько на таких людей – не валялся бы тогда на полатях. А дочка его, Екатерина Александровна, поверь мне, замечательная красавица, благословенное творение божие… Был бы я живописцем – Марию бы Магдалину с нее написал, когда она перед женихом усмехается.
– Как это так – усмехается перед женихом? – внезапно перебил Григорий Иванович.
– Разве ты этого не слыхал? Великие живописцы всегда эту усмешку отмечали в своих творениях. Девица, девственница, сосуд любви и жизни, постоянно, как бы видя около себя ангела, указующего перстом на ее чрево, дивно усмехается. Я это тебе не шутя говорю. Ты не смейся. – Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа; потом сказал: – Да, так вот как, – вздохнул, помолчал и ушел.
Но Григорий Иванович совсем не смеялся. Втянув на полати голову, лежал он тихо – закрыл глаза, стиснул челюсти, потому что недаром было ему всего двадцать восемь лет и могли еще его, как гром, поражать нечаянные слова о девичьих усмешках,

Сияет в темно-синем небе лунный свет, и кажется – конца не будет ему, – забирается сквозь щели, сквозь закрытые веки, в спальни, в клети, в норы зверей, на дно пруда, откуда выплывают очарованные рыбы и касаются круглым ртом поверхности вод.
Той же ночью луна стояла над утоптанным копытами берегом пруда, – он вышел светлым крылом из густой чащи волковского сада.
У воды, в траве, на полушубке лежал широкоплечий бородатый конюх, опираясь на локоть. Конюшонок неподалеку дремал в седле, сивый конек его спросонок мотал головой и брякал удилами. По низкому лугу, среди высоких репейников и полыни, паслись лошади. Жеребята лежали, касаясь мордой вытянутой ноги.
Вдоль берега, от высоких ветел плотины, медленно шел старичок в кафтане. Дойдя до конюха, он остановился и долго не то смотрел, не то слушал…
– Да, ночь теплая, – сказал старичок. Конюх спросил лениво:
– Что ты все бродишь, Кондратий Иванович, – беспокоишься?..
– Брожу, не спится.
– Все думаешь?
– Думается, да… Ведь я по этим местам, как в колесе, всю жизнь прокрутился – по дому да вокруг. Землю-то до камня протер… Они и тянут – старые следы. Помирать, что ли, время?
– На покой тебе нужно, Кондратий Иванович, на пенсию.
– А тут еще барин давеча опять расшумелся, – вполголоса говорил Кондратий. – Князь-то опять в сумерки приезжал. Коляску оставил за прудом и, вор-вором, на лодке подъехал к беседке и с барышней – разговор… Такой влипчивый, прямо сказать – опасный.
– На то он и князь, Кондратам Иванович, это мы с тобой нанялись – продались да помалкиваем, а он что хочет, то и творит. Сказывали, он – гостей провожать – из пушки стреляет.
– Не то плохо, а зачем ездит и не сватается. На барышне нашей лица нет…
Кондратий Иванович замолчал. Конюх, привстав на полушубке, вгляделся и крикнул:
– Мишка, не спи, кони ушли!
Конюшонок очнулся в седле, дернул головой и зачмокал, замахал кнутом; сивая лошадь шагнула и стала, опустив шею. И опять задремала и она и конюшонок: такая теплая и тихая была ночь.
Постояв, помолчав, проговорив многозначительно: «Да-с, так-то вот оно все», Кондратий побрел обратно к саду.
Старая ветла, разбитая грозой, плетень, канава с лазом через нее, дорожки, очертания деревьев – все это было знакомо, и все, словно ключиками, отмыкало старые воспоминания о тяжелом и о легком, хотя если припомнить хорошенько, то легкого в жизни было, пожалуй, и не много.
Кондратий служил камердинером при Вадиме Андреевиче и при Андрее Вадимыче и помнил самого Вадима Вадимыча Волкова, о котором Кондратий даже во сне вспоминать боялся, – такой был он усатый и ужасный, не знал удержу буйствам и для унижения мелкопоместных дворян держал особенного – дерзкого шута Решето и дурку. От них-то и произошел Кондратий, получив с рождения страх ко всем Волковым и преданность.
Вадим Андреевич, отец теперешнего Александра Вадимыча, был большой любитель почитывать и пописывать, издал даже брошюру для крестьян под названием «Добродетельный труженик», но был решительно против отмены крепостного права и однажды, приказав привести в комнаты кривого Федьку-пастуха, усадил его на шелковый диван, предложил сигару и сказал: «Теперь вы, Федор Иванович, самостоятельная и свободная личность, приветствую вас, можете идти, куда хотите, но если желаете у меня служить, то распорядитесь, будьте добры, и вас в последний раз высекут на конюшне». Федька подумал и сказал: «Ладно».
При отце Вадима Андреевича – Андрее Вадимыче – Кондратий начал служить казачком. Барин был сырой, скучливый, любил ходить в баню и там часто напивался, сидя вместе с гостями и с девками на свежей соломе нагишом. Так в бане его и сожгли дворовые.
Теперешний Александр Вадимыч Волков был уже не тот – мельче, да и вырос он на дворянском оскудении, когда нельзя уже было развернуться во всю ширь.
И не то что не боялся Кондратий Александра Вадимыча, а недостаточно уважал и был привязан только, но зато всею душой, к дочке его Катюше, первой красавице в уезде.
Перейдя плотину, Кондратий спустился в овраг, перелез через плетень и побрел по сыроватой и темной аллее.
В саду было тихо, только птица иногда ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях, да нежно и печально охали древесные лягушки, да плескалась рыба в пруду.
Овальный пруд обступили кольцом старые ветлы, такие густые и поникшие, что сквозь их зелень не мог пробиться лунный свет, – он играл далеко на середине пруда, где в скользящей стеклянной зыби плавала не то утка, не то грачонок еле держался на распластанных крыльях, – нахлебался воды.
Дойдя до конца аллеи, Кондратий заглянул налево, туда, где над прудом стояла кривая от времени беседка, сейчас – вся в тени.
Вглядываясь, он различил женскую фигуру в белой шали, облокотившуюся о перила. Под ногой Кондратия хрустнул сучок, женщина быстро обернулась, проговорила взволнованно:
– Это вы? Вернулись?
– Это я, Катенька, – покашляв, сказал Кондратий и двинулся к мосткам.
Екатерина Александровна легко по доскам сошла на берег, до подбородка закутанная в шаль, постояла перед Кондратием, сказала:
– Ты тоже не спишь? А у меня столько комаров налетело в комнату – не могла заснуть. Проводи меня.
– Комары комарами, – заметил Кондратий строго, – а на пруду по ночам девице одной неудобно…
Катенька, шедшая впереди, остановилась.
– Что за тон, Кондратий!
– Так, тон. Александр Вадимыч пушил меня, пушил сегодня, и за дело: разве мыслимо по ночам прогуливаться, сами понимаете…
Катенька отвернулась, вздохнула и опять пошла, задевая краем платья сырую траву.
– Ты папе ничего не рассказывай про сегодняшнее, голубчик, – вдруг прошептала она и губами коснулась сморщенной щеки Кондратия…
Он довел барышню до балкона, с которого поднимались шесть кое-где облупленных колонн, наверху синевато-белых от лунного света; подождал, пока зашла в дом Екатерина Александровна, покашлял и повернул за угол к небольшому крылечку, где была его каморка с окном в кусты.
И только что он сел на сундук, покрытый кошмою, как по дому прокатился гневный окрик Александра Вадимыча: – Кондратий!..
Кондратий по привычке перекрестил душку и стариковской рысью побежал по длинному коридору к дверям, за которыми кричал барин.
Берясь за дверную ручку, Кондратий почувствовал запах гари. Когда же вошел, то в густом дыму, где желтел огонек свечи, увидел на постели Александра Вадимыча, в одной рубахе, раскрытой на жирной и волосатой груди, с багровым лицом, – барин наклонился над глиняной корчагой, из которой валил дым от горящего торфа. Подняв на Кондратия осовелые, выпученные глаза, Волков сказал хрипло:
– Комары заели. Дай квасу. – И когда Кондратий повернулся к двери, он крикнул: – Вот я тебя, мерзавец! Зачем на ночь окошки не затворяешь?
– Виноват, – ответил Кондратий и побежал в погреб за квасом.

Григорий Иванович Заботкин долго разглядывал на полатях какие-то тряпки, мусор, окурки, пыль, втянул через ноздри тяжелый воздух, потрогал болевшую голову и медленно, точно все тело его было тяжелое, без костей, полез вниз, морщась и нащупывая ногами приступки в печи.
Став на пол, Григорий Иванович поддернул штаны и нагнулся к осколку зеркала под лампой. Оттуда глянуло на него желтое сальное лицо, осовелые мутно-голубые глаза и космы волос во все стороны.
– Ну и харя! – сказал Григорий Иванович, запустил пальцы в волосы, откинул их, сел к столу, подперся и задумался.
Бывают такие остатки мыслей, прибереженные напоследок, густые, как болотная тина, дурные, как гниль; если сможет человек их вызвать из душевных подвалов, перенести их боль и оторвать от себя, тогда все в нем словно очнется, очистится; а станет переворачивать, трогать их, как больной зуб, снова и снова дышать этой гнилью, болеть сладкой болью омерзения к себе, – тогда на такого можно махнуть рукой, потому что всего милее ему – дрянь, плевок в лицо.
Григорию Ивановичу очень не хотелось расставаться с лежалыми своими мыслями, – за три года накопилось их очень много. К тому же очень бывает опасно для еще не окрепшего духом человека видеть только больных, только несчастных, только измученных людей. А за три года перед Григорием Ивановичем прошло великое множество истерзанных родами и битьем баб, почерневших от водки мужиков, шелудивых детей в грязи, в голоде и сифилисе. И Григорию Ивановичу казалось, что вся Россия – такая же истерзанная, почерневшая и шелудивая. А если так и нет выхода – тогда пусть все летит к черту. И если – грязь и воняет, значит так нужно, и нечего притворяться человеком, когда ты – свинья.
«Все это так, и припечатано, – думал он, помахивая перед лицом тощей кистью руки. – Жизни я себя не лишу конечно, но зато – пальцем не поведу, чтобы лучше стало. Для утешения – девицу Волкову мне приплел. Так вот что, отец Василий, потаскал бы я эту вашу девицу Волкову по сыпному тифу – посмотрел бы тогда, как она станет «усмехаться перед женихом»…»
Григорий Иванович ядовито засмеялся, но затем почувствовал, что не совсем прав…
«Ну, скажем, эта барышня ничего не видела и не знает – тепличный фрукт… Это еще что-то вроде оправдания… Но поп возмущает меня… Да где оно, это все ваше хорошее, покажите мне? Родится в грязи, живет в свинстве, умирает с проклятием… И никакого просвета в этой непролазной грязище нет. И если я честный человек, то должен честно и откровенно плюнуть в это паскудство, называемое жизнью. И прежде всего в рожу самому себе…»
Григорий Иванович действительно плюнул на середину избы, затем повернулся к окошку и увидел рассвет.
Этого он почему-то совсем не ожидал и удивился. Затем вылез из-за стола, вышел на двор, вдохнул острый запах травы и влаги и сморщился, словно запах этот разрушал какие-то его идеи. Потом побрел вдоль плетня к луговому поему речки.
Плетень, огибая с двух сторон избу и дворик, сбегал к воде, где росли ивы; одна стояла с отрезанной верхушкой, на месте ее торчало множество веток, другая низко наклонилась над узкой речонкой.
Небо еще было ночное, а на востоке, у края земли, разливался нежный свет; в нем соломенные верхи крыш и деревья выступали ясней и отчетливей.
По селу кричали петухи. Откликнулся петух и у Григория Ивановича на дворе. А ветерок, острый от запаха травы, залетел в иву, и листья ее, качнувшись, как лодочки, нежно зашумели.
– Все это обман, все это не важно, – пробормотал Григорий Иванович и, стоя у дерева, глядел не отрываясь, как на бледно-золотом востоке, от света которого уходило ночное небо, делаясь серым, зеленым, как вода, и лазоревым, горела невысоко над землей большая звезда. Это было до того необычайно, что Григорий Иванович раскрыл рот.
Звезда же, переливаясь в пламени востока, таяла, и вдруг, загасив ее, поднялось за степью солнце горячим бугром.
Над рекой закурился пар. По сизой траве от ветра побежали синеватые тени. Грачи закричали за рекой в ветвях, и повсюду – в кустах и в траве – запели, зачирикали птицы… Солнце поднялось над степью…
Но Григорий Иванович был упрям: усмехнулся презрительно, прищурил глаза на солнце и побрел обратно в вонючую избенку.
Когда же вошел – желтым светом на стене горела жестяная лампа, все было прокурено, приспособлено для головной боли.

Высоко поднятые и широко расставленные в коленях ноги Наташки, положенные барину на поясницу, давали возможность полностью видеть процесс совокупления, и Милашка пользовалась этим в свое удовольствие.

Охваченная непреодолимым желанием, к ней присоединилась и Фроська. Дрожа от возбуждения, она наблюдала, как смоченный скользкой жидкостью мужской член легко и свободно двигался взад и вперед в кольцах больших половых губ Наташки, которые как ртом словно бы всасывали его в себя и тут же выбрасывали обратно, а малые губы, раздвоенные венчиком, охватив верхнюю часть члена, оттягивались при его погружении и выпячивались вслед его обратному движению.

Мягкая кожица, обтягивающая член, при погружении во влагалище, складывалась гармошкой, мошонка, в которой обрисовывались крупные яйца, раскачивалась от движения мужского тела, мягко ударялась об ягодицы девки.

Фроська, завороженная невиданным зрелищем, не смогла преодолеть желания пощупать член барина. В момент, когда животы совокупляющихся раздвинулись, она взялась пальцами за член мужчины, ощутив его влажность, твердость и упругость. Вместе с тем ее поразила подвижность и мягкость покрова, под которым двигалась тугая мякоть.

В тот момент, когда животы плотно прижались друг к другу, пальцы Фроськи оказались втиснутыми в мокрую и горячую мякоть женского полового органа. Барин сердито зарычал и оттолкнул чрезвычайно любопытную девку, рукой непрошенно вторгшуюся в их действия в тот момент, когда его стало разбирать перед испусканием семени. Движения их стали быстрее, толчки сильнее, по телам обоих прошли судороги и они кончили одновременно.

Барин с трудом оторвался от разгоряченного тела Наташки и, продолжая тяжело дышать, сел на лавку. Наташка села рядом с барином, приникнув к его плечу разгоряченной головой. Малашка успела отскочить в сторону, а Фроська оказалась стоящей на коленях между ног барина. Она со страхом ждала наказания за свою дерзость, а тот не торопился с решением.

Раслабленный двумя только что совершенными актами полового сношения с горячими девками, он испытывал истому и был настроен благодушно.

"Ну-ка, сюда, - велел он, - теплой воды да мыла". Наташка подбежала с ушатом, теплой водой и куском душистого мыла.

"Помой, красавица, моего страдальца. Видишь он совсем взмок, трудясь. " - Тяжело осклабясь в улыбке сказал он Фроське и свободной рукой взявшись за член, шутя ткнул его головкой по носу растерявшейся девки. Все рассмеялись, а Фроська испуганно заморгала глазами. Барин сунул ей мыло в руки, а Малашка из ушата полила на мужской член. Фроська стала осторожно его мыть.

"Смелей, смелей", - подбадривал ее барин, широко раздвинув ноги. Фроська отложила мыло и двумя руками стала смывать мыльную пену под струей воды, поливаемой Милашкой. Член барина скользил и бился как живой, а головка его члена величиной с детский кулак розоватой кожицей ткнулась прямо в губы девки. Фроська отшатнулась, но барин снова притянул к себе голову Фроськи.

Затем он приказал ей: "поцелуй, да покрепче" - и прижал ее губы к упругой головке своего члена. Фроська чмокнулась губами, а барин повторил это движение несколько раз.

"А теперь соси!" - Подал он команду, снова придвинув лицо Фроськи к своему животу.

"Как соси?" - Растерянно и непонимающе залепетала она и с испугом посмотрела в лицо барина.

"Наташка, голову!" - Ткнул плечом барин девку, и та, наклонившись и оттолкнув Фроську, сунула в свой широко открытый рот головку члена барина и, сомкнув по окружности губы, сделала несколько сосательных движений челюстью и языком.

Фроська в нерешительности взялась рукой за член и тоже открытым ртом поглотила его головку и шейку, и стала сосать. Головка была мягкой и упругой, а ниже ее ощущалась языком и губами отвердевшее как кость тело, и чувствовалось, что оно живое и трепетное.

Ж ил-был барин. Пошёл он однажды на базар и купил себе канарейку за пятьдесят рублей. Случилось быть при этом мужику. Пришёл мужик домой и говорит своей бабе:
- Знаешь ли что, жена?
- А что?
- Ходил я сегодня на базар, а там был барин, и купил он себе малую пташку - пятьдесят рублей заплатил. Дай-ка я понесу к нему своего гусака: не купит ли?
- Понеси!
Вот взял мужик своего гусака и понёс к барину. Приносит:
- Купи, барин, гусака.
- А что стоит твой гусак? - спросил барин.
- Сто рублей.
- Ах ты, болван!
- Да коли ты за малую пташку не пожалел пятидесяти рублей, так за эту и сотня дёшево!
Барин рассердился, прибил мужика и отобрал у него гуся даром.

Ну, ладно, - сказал мужик, - попомнишь ты этого гусака!
Воротился домой, снарядился плотником, взял в руки пилу и топор и опять пошёл. Идёт мимо барского дома и кричит:
- Кому тёплы сени работать?
Барин услыхал, зовёт его к себе:
- Да сумеешь ли ты сделать?
- Отчего не сделать, вот тут неподалёку растёт тёплый лес: коли из того лесу да выстроить сени, то и зимой топить не надо.

Ах, братец, - сказал барин, - покажи мне этот лес поскорее.
- Изволь, покажу.
Поехали они вдвоём в лес.
В лесу мужик срубил огромную сосну и стал её пластать на две половины. Расколол дерево с одного конца и ну клин вбивать, а барин смотрел, смотрел, да спроста и положил руку в щель.

Только он это сделал, как мужик вытащил клин назад и накрепко защемил ему руку. Потом взял ремённую плётку и начал его дуть да приговаривать:
- Не бей мужика, не бери гусака! Не бей мужика, не бери гусака!

Уж он его дул, дул! Вволю натешился и сказал:
- Ну, барин, бил я тебя раз, побью и в другой, коли не отдашь гусака да сотню рублей в придачу.
Сказал и ушёл, а барин так и пробыл до вечера: дома-то поздно хватились, да пока нашли его, да из тисков высвободили - времени и многонько ушло!
Вот барин захворал, лежит на постели да охает, а мужик нарвал трав, цветов, обтыкался ими кругом, обрядился дохтуром и опять идёт мимо барского двора и кричит:
- Кого полечить?

Барин услыхал, зовёт его:
- Ты что за человек?
- Я дохтур: всякую болезнь снимаю.
- Ах, братец, пожалуйста, вылечи меня!
- Отчего не вылечить? Прикажи истопить баню.
Тотчас вытопили баню.
- Ну, - говорит мужик барину, - пойдём лечиться, только никого не бери с собой в баню, бойся дурного глаза!
Пошли они вдвоём в баню, барин разделся.
- А что, сударь, - спрашивает дохтур, - стерпишь ли, коли в этаком жару начну тебя своей мазью пачкать?
- Нет, не стерпеть мне! - отвечает барин.
- Как же быть? Не велишь ли связать тебя?
- Пожалуй, свяжи.

"Банник", В. Корольков

Не стремись прежде времени к душу,
Не равняй с очищеньем мытьё.
Нужно выпороть веником душу,
Нужно выпарить смрад из неё.
В. Высоцкий

ДОБРА ТА РЕЧЬ, ГДЕ ПРО БАНЬКУ ДА ПЕЧЬ!

Помните: «здесь русский дух, здесь Русью пахнет»? «Дух» этот не что иное, как способность к сохранению и быстрому восстановлению здоровья у русского народа, закалённость и устойчивость к заболеваниям. Испокон веков иноземцы, описывая в своих путешествиях по нашим землям, удивлялись и изумлялись нашим банным обычаям. Жар парилки, душистый пар, нещадное хлестанье вениками и прыжки в ледяную прорубь или сугробы снега приводили их в ужас и восторг!

Официальная история считает временем появления у восточных славян парных бань V в. н.э. «В их стране холод до того силён, что они выкапывают себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают землю. В этот погреб приходит человек с семьёй и приносит дрова и камни. Затем разводит огонь и раскаляет камень на огне докрасна. Когда камень раскалится сильно, его обливают водой, так что распространяется пар, и нагревается жильё до того, что снимают одежду. И в таком жилье остаются они до весны…» (Ибн Русте, Книга дорогих ценностей, 1.4.1.3).

Любовь к бане у русского человека прослеживается на протяжении столетий. Ни у одного народа нет такого количества пословиц и поговорок о бане, такого богатейшего банного фольклора. Банная процедура – это некое священнодействие, магический ритуал. Опытные парильщики надевают шапки и рукавицы для защиты от сильного жара в парной, готовят особые травяные настои по известным им одним рецептам, устилают пол сеном, развешивают ароматные пучки трав по стенам, натирают тело парящегося мёдом или солью с редькой, целебными маслами и всевозможными растираниями. Как дирижёр оркестра парильщик ведёт действо от этапа к этапу, наддавая пар в парной кипятком с квасом, пивом хреном, горчицей, кофе, травяными отварами и настойками. («Поддай парок да лезь на полок!» ). Установив загодя около бани большие кадки со снегом или ледяной крошкой, раскалённые обнажённые тела парящихся со смехом и уханьем погружаются в сугроб или прорубь.

Пожарче натопить баню, взобраться на полок, попариться и хорошенько пропотеть – приём настолько укоренившийся, что является более предпочтительным в народе, чем всякое другое лекарство. И в самом деле, нет такого внутреннего органа или системы в человеке, на которые бане не оказывала бы благотворного влияния («На пару да баньке сорок болезней выходит» ). Укрепляется нервная система, нормализуются обменные процессы, улучшается состояние позвоночника и суставов, повышается интенсивность работы почек, регулируется кровяное давление, улучшается тонус кровяных сосудов, активизируется деятельность эндокринной системы и половых органов, происходит ингаляция, через усиленное потоотделение организм очищается от шлаков. Простуда, застой крови, горячка, ломота, ушибы и запойное пьянство одинаково требуют бани. Бани улучшают функции сальных и потовых желез, делают эластичной, упругой кожу.

Русская баня – это совмещение несовместимых начал восточной Аюрведы: огня, воды, камня, дерева, воздуха. Парадоксальное сочетание обжигающего жара, нещадного массажа и ледяного душа (могучих раздражителей капилляров) - блестящая идея стимуляции естественных защитных и целительных механизмов человека. Баланс первоэлементов является одним из краеугольных камней философии. Если эти элементы находятся в равновесии, то существует всеобщая гармония. Этот баланс поддерживает нормальную жизнедеятельность человека, дисбаланс же приводит к болезням. Вот и сердце любой бани, её каменка, осмысливается в качестве жилища банного духа, является неким животворящим комплексом, где из огня, воды, дерева, камня, воздуха происходит творение жизни и судьбы человека. Силы названных стихий, взаимодействуя друг с другом, создают в парной гармоничную, уравновешенную среду, называемую Ладом. Организм человека налаживается, очищаясь и восстанавливаясь.

Как говорят в народе: «Душистый пар не только тело, но и душу лечит» . Баня – это не только чистота. Это и гармонизация самих себя, и оздоровление, и профилактика болезней, и терапия, и массаж, и прогрев. «На щеках горит румянец, синь в глазах, в крови пожар!» - недаром так говорят о человеке, буквально помолодевшем после бани. Везде и всегда телесная чистота была способом гармонизировать своё бытие, стать угоднее Богам, приблизиться к совершенству. Гармония души и стремление к божественному не мыслились без гармонии тела и без движения к собственному совершенству. Омовение связывалось с ритуальной, религиозной чистотой. Если ты чист телесно, то, значит, чист мыслями, намерениями и душой. Главная цель парилки в бане – не очищение тела, а расслабление и тела, и души человека, его возрождение. Ключевое слово здесь – «возрождение». Именно это и происходит в душе человека после горячей парилки и освежающего купания. Баня предлагает спокойные эмоциональные впечатления на всех уровнях бытия. Баня расслабляет, восстанавливает душевное спокойствие. После бани некуда спешить. Мысли и настроение поднимается выше повседневных дел и забот. Тело становится гибким, мышцы мягкими, всё существо лёгким. («В бане помылся – что заново родился!» ).

Из века в век бани приготовляются накануне больших праздников: в случае родин, перед именинами и венцом, с дороги и в путь, не говоря уж о еженедельных субботних банях. Здесь властвует Круговорот, стирающий грань между жизнью и смертью, бытиём и небытиём, Явью и Навью. Традиционно в крестьянском обиходе баня – место иномирное, нечистое, опасное (здесь сказываются и некоторая отдалённость её от дома, у христиан – отсутствие в помещении бани икон, смываемая в бане грязь и т.п.). В то же время «переходное» , очищающее пространство бани необходимо: в ней как бы «смывается» прошедшая жизнь, пыль, грязь, грехи и происходит своеобразное возрождение человека к новой, чистой жизни.

Русская баня неразрывно связана с массой религиозных и земледельческих обрядов. Служила она в основном для обрядов очищения. Сюда ходили очищать не только тело, но, прежде всего, душу во все переломные моменты человеческой жизни от рождения до омывания покойника. Ритуальность посещения бани проявляется в обязательности омовения в определённых ситуациях: в начале века мылись обязательно перед праздниками, перед севом (было принято выезжать для мытья в бане к Перунову (в эпоху двоеверия – Ильину) дню независимо от этапа работы), мыться не только еженедельно по субботам, но и «в дорогу», и «с дороги», и по завершении больших работ. Считается, что вымыться необходимо успеть «до коров», то есть до прихода стада в деревню, до заката. Баня также была по-разному связана с ходом сельскохозяйственного года. В ней сообща выполняли разнообразные хозяйственные работы: обрабатывали лён, пряли, кружева плели, вязали, коптили мясо и колбасы, затирали и сушили солод, проращивали семенной картофель. В ходе этих ежегодных занятий старые и молодые члены рода работали вместе несколько дней подряд. В ритме работы пели песни, рассказывали предания и сказки, загадывали загадки. В начале века в бане выполняли некоторые грязные работы («Здесь же и куделю мнут»). Сейчас в бане часто стирают.

«ДУХ ПАРНОЙ, ДУХ СВЯТОЙ!» О ХОЗЯИНЕ БАНЕ - БАННИКЕ

Русские люди придают бане истинно религиозное значение. Только у русского народа есть божество банного пространства, отвечающее за чистоту телесную и духовную. Можно предположить, что баня была настолько важным элементом культуры славян, что это потребовало особого божества – банника .

Банник – дух, хозяин банного пространства, божество языческое. Лишь с усилением христианства в эпоху двоеверия оно было дискредитировано и сведено до уровня нечистой силы. Баннику чужды и враждебны атрибуты и символика христианства. Поэтому в баню не входят с крестом, не вешают в ней икон, в день банных процедур не ходят в церковь. Входящий в баню оставляет за её порогом также и обереги от нечистой, вредоносной силы, тем более, что «хозяин» таковой не является. Тем самым вошедший высказывает своё доверие баннику, полностью отдаваясь его власти, вновь и вновь возвращаясь к былой вере, вере Предков.

Известно поверье, что банник заводится в бане после того, как там побывала роженица, как в ней появляется на свет ребёнок. В другом варианте – после того, как хозяин с хозяйкой занялись любовью в помещении новой бани. Если хозяева полюбятся баннику, то они всегда будут здоровы, черпая в мытье в бане невероятную энергию. Хорошая хозяйка и пол в бане выскоблит, выбелит, замки и петли смажет, а выходят хозяева из бани не спиной, а лицом – в знак уважения баннику. Однако ж если баня редко топится, запущена и замусорена, не ремонтируется и не убирается, то банник в отместку нерадивым хозяевам во время мытья не добавляет, а убавляет здоровья.

Каково же происхождение духа бани? Безусловно, основным фундаментом поверий о «хозяине» бани является страх: вполне реальная угроза угореть в дыму или задохнуться в раскалённом пару, ошпариться кипятком или сгореть при пожаре. Исследователи связывают происхождение банника с домовым и культом Предков. Был ли домовой первичным образом или домовой и банник равнозначны по происхождению? Большинство сходятся во мнении, что банник и домой – равноправные духи, имеющие одни корни. Некоторые связывают происхождение банника с духами Огня: каменка осмысляется как вместилище магического огня, но она же при этом и жилище банника. Образ коварного голого длинноволосого старика (обитающего у печки или в печке-каменке) ближе всего в олицетворению жара, морока, душащего человека, жгущего его. Часто коварный «хозяин» бани именуется крестьянским чёртом (или банным нечистиком, шишком, анчуткой). Баня – «уже прямо-таки обиталище чертей», говорили в начале ΧΙΧ в. в Ярославской губернии.

Исследователь Т. А. Бернштам пишет: «Поморский банник везде считается очень злым, и в некоторых районах именно его, а не домового, называют хозяином, считая его более опасным, а потому более важным существом. Банник не был просто разновидностью домового, его происхождение сложнее – в нём участвовали и дух воды, и духи-предки, и духи огня, поскольку в бане ритуальная роль приписывалась огню». Записана и такая легенда: «На небе у Бога были андели. Их было много. Жили ладом, хорошо. Потом о чём-то застырили промеж собя – это анделы и Бог-то. Бог-то взял и спихнул их с неба. Ну, они полетели вниз, на землю. Кто куда упал, тот таким и доспелся. Новой упал в лес, доспелся лешим, новой в баню – так банник, а другой на дом – тот суседка; на мельницах живут мельники, на гумне и ригах – рижники. В воде опеть же водные черти. А один упал в чан с пивом, баба наживила, ну там хмельник живёт». (Фольклор Приангарья/ Пред. и публ. Запорожца В.В.//Живая старина, №2.2000).

Объединив разные сведения о происхождении банника, можно объяснить характер этого персонажа следующим образом: банник – это дух, Предок, но с течением времени этот персонаж переосмыслялся, и стал в итоге представителем пограничья, порога, места перехода. Вот и не высказывает доброжелательности к людям, страж границы, более всего напоминая Бабу-Ягу, также охраняющую границу и проявляющуюся изредка благожелательную натуру, но в основном – вредоносную.

Стараясь не разгневать сурового охранника, крестьяне пытались договориться с ним, принося ему жертвы. «Когда впервые топят баню, бросают на печь сверху соль. Это, несомненно, жертвоприношение баннику», - писал Д. К. Зеленин. Чаще всего угощали «хозяина» бани куском ржаного хлеба, круто посыпанного крупной солью или ставили блюдце с молоком. Ну, а если требовалось его особое расположение, то приносили в дар чёрную курицу, обязательно задушенную (не зарезанную). Так поступали в центральной части России и в северных районах. А вот крестьяне Сибири, к примеру, и не пытались задобрить банника – здесь он однозначно враждебен человеку.

Часто банника представляют в виде крохотного, но очень сильного старичка с длинной бородой, покрытой плесенью. В «Новой Абевеге русских суеверий» мы можем найти следующее описание внешности «банного хозяина»: «Банник чаще всего невидим и обнаруживает себя шумом… Когда банник видим, то предстаёт чаще всего в страшном обличье: это чёрный мохнатый человек, иногда огромного роста, с длинными волосами, с железными руками, когтями, которыми он душит или «запаривает» парящегося. По поверьям некоторых районов России, банник может быть котом (Арх.); он превращается в собаку, лягушку (Новг., Волог.), в белого зайчика (Лен.) и даже в веник, уголь (Арх.), банник принимает образы нескольких знакомых мужиков, маленьких человечков, женщины с длинными волосами и чего-то лохматого, а также может быть невидимым. В представлениях сибиряков банник имеет только антропоморфный облик: персонаж никогда не принимает облика животных или неодушевлённых предметов. Голос может быть скрипучим или походить на голос знакомых людей. Губящий людей банник может обернуться родственником, знакомым: к припозднившемуся в бане мужчине является соседка и начинает «поддавать» (лить воду на каменку), отчего становится невыносимо жарко. Незадачливый посетитель бани едва не задыхается и насилу изгоняет «соседку-банника» руганью (Новг.). В другом рассказе начала ΧΧ в. также «знакомые и родственники» (и даже в сопровождении красноармейца) запаривают и забивают за полок старушку (Костр.)». Иногда воплощение банника – камень из каменки или сама каменка.

В поверьях русских крестьян существует банник женского родабанница, байниха, обдериха. «Старые люди слыхали: как выйдешь из бани, а там ещё хлещутся, парятся, это никто как банница». Обдериха выглядит как лохматая, страшная старуха, иногда голая. Показывается в виде кошки и живёт под полком. Её основная забота – обдирать кожу с нарушителей банных запретов и развешивать её на каменке сушиться. Зашедшему в полночь в баню обдериха настойчиво «давается» замуж и грозит ободрать кожу в случае отказа. Поверья о ней сходны с представлениями о баннике (кроме участия в гаданиях). Как женская разновидность банного духа может выступать также шишига – демоническое существо, которое показывается в бане тем, кто идёт туда без обережного заговора. Шишига принимает образ знакомой или родственницы и зовёт с собой париться, может запарить до смерти. Ещё один обитатель банного пространства – банная бабушка : дух, мифическое существо, обитающее в бане; «хозяйка» «бани-целительницы и бани-восприемницы», дряхлая добрая старушка, лечит от всех болезней. Упоминания о ней в материалах ΧΙΧ-ΧΧ вв. немногочисленны. Появление в бане банной бабушки, сверхъестественной знахарки и повитухи, иногда непосредственно связано с родами: она как бы приглядывает за роженицей и ребёнком и обычно доброжелательна к слабым и больным. «Баня парит, баня правит, баня не исправит», - говорили крестьяне.

Упоминаются в рассказах и дети банника, которыми он может подменить детей, оставленных в бане без присмотра. По распространённым поверьям, банник подкидывает взамен похищенного ребёнка чурку, полено, принимающее человеческий облик. Мать обычно не замечает подмены, долгие годы мучаясь с «ребёнком», который не переставая плачет, просит есть, совершенно не растёт.

По общерусским поверьям, банник обычно обитает под полком (или появляется из-под полка), но может быть связан свои местопребыванием и с каменкой – сложенной из больших камней банной печью: «У банника волосы растрёпаны, за каменкой сидит» (Арх.) Обретается он и за каменкой, и в каменке, и под каменкой (во всяком случае, именно оттуда чаще всего раздаётся его голос, вой, хохот и свист). На ней сушит он свою шапку-невидимку, сюда засовывает нарушителя банных запретов, отсюда летят в провинившегося раскалённые камни. Иногда его присутствие обнаруживается в венике, и поэтому в народном фольклоре веник часто изображается живым существом («Маленький, мохнатенький, всех людей перебил, и царю не спустил…» ).

Ещё одним местом пребывания банника в народных верованиях служит порог бани (порог – пограничье Яви и Нави). Повсеместно распространён был запрет: нельзя не только стоять или сидеть на пороге, но даже прикасаться к нему. Однако ж, при некоторых гаданиях в бане девушки, желая получить самое точнее предсказание судьбы, становились именно на порог бани, таким образом оказываясь одновременно в двух мирах, в двух измерениях: одной ногой в Яви, другой – на границе банного пространства, Нави.

Банник – исконный обитатель банного пространства. Чаще всего «хозяин» бани строг, опасен для людей («Банник человеку не товарищ» ). Его воле предписывают обмороки, несчастные случаи и смерти в бане. Если кто-то обжёгся, ударился, поскользнулся, то считается, что это проказы банника. Любимое же развлечение – шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни и «стрелять» ими в печи-каменке, а также пугать парящихся стуком в стенку. Вредить по-крупному (обдирать кожу, запаривать до смерти, душить) банник начинает только тогда, когда люди злостно нарушают запреты: моются в праздники, поздно ночью или после двух-трех смен парящихся. Банник может наказать человека за постройку бани в месте, неугодном баннику, за появление в бане в пьяном виде, за ругань в бане, за поторапливание супруга в бане или из предбанника, за похвальбу и за распущенное поведение. Для наказания нарушителей запретов банник пользуется различными формами расправы: бьёт по плечу, сводит с ума, лишает речи, засовывает головой в каменку, разбрасывает забытые вещи. Ещё банник мог так закрыть дверь, что хоть снаружи топором руби – не откроешь. Козни банника могут быть и совершенно немотивированными, но всегда опасны, злы: банник, прикинувшись проезжим барином, просит истопить баню и «запаривает» жену крестьянина (Новг.). В баню, где на полке прячется крестьянин, «входят как два человека и тащат за собой солдата. И начали с солдата кожу снимать и бросили её на крестьянина. Тот лежит ни жив, ни мёртв и читает молитву: «Да воскреснет Бог». А они услышали и ему в ответ: «Да растреснет лоб». Он читает дальше: «Да расточатся враги Его». А они: « Да раскачается осина». И так до половины отчитывался. Прочитал он всю молитву, лежит – и кожа на нём. Банники пропали. Утром проснулся, глядь – а на нём лежит рогожа» (Новг.)

Вот ещё пример из литературы: «… Вдруг Дуняша вздрогнула от чужого прикосновения к самой ложбинке между крыльями лопаток. Прикосновение было жарким и сухим – будто скребли тихонько скрученным березовым листом с остренькими коготками. Постепенно и толкало к самой каменке. А там, в горящем чреве, блестели тусклым светом чьи-то глаза. Дуняша застонала от надвигающейся неизбежности и попробовала сбросить со спины напиравший берёзовый лист. Только острая боль пронзила её до самой последней жилочки. Она пробовала отбиваться от шарящих по всему телу липких пальцев, но попадала только в пустоту… Вдруг ожил банный ожег, которым так удобно мешать угли в каменке, застучал опалённым концом своим по полу и наискось пересёк дверное пространство. Он метался в нём, не давая просунуть руку и коснуться спасительной границы между жизнью и смертью. Веки налились тяжестью, и разом пропал тусклый свет, струившийся из узкого банного оконца. Дуняша разобрала только, как чьи-то сильные руки сдавили ледяным обручем грудь, ухватили за ноги и поволокли куда-то. Кожа липла к полу и было невыносимо больно, когда отставала она в быстром движении… «Напарилась, девка?» - только и спросил дед Василий. «Ты, знать, напроситься забыла? Кто ж в первый-то жар лезет!? Не любит банный хозяин шибко смелых. Самое ведь его это время. Он тоже грязь с себя должен снять и расправиться. А ты ему помешала».

Упоминания о «добром баенном пастыре», у которого просят разрешения топить баню, единичны. Банник, по поверьям, подметает в бане веником, шумит, стучит (Печ., Новг.); моет волосы в кипятке (Волог.). Банные «хозяева» очень любят париться и моются в «четвёртый» ли «в третий пар», то есть после трёх или двух смен побывших в бане людей. Поэтому нужно оставлять воду, веник, мыло банникам, содержать баню в чистоте.

Банник поддерживает отношения дружбы и добрососедства с подобными ему мифическими существами. На лёгкий пар к нему не прочь заглянуть овинники, лешие, домовые, именуемые в эпоху двоеверия одним словом – «черти».

Кроме уроков как договориться с банником, в каждом роду из поколения в поколение передавались и «поверенные» средства защиты от не в меру разгулявшегося банного «хозяина». И наилучшей защитой, конечно же, служит строгое соблюдение банных правил. Следующее средство защиты – камень, его бросают в баню. От хорошего удара наотмашь банник может исчезнуть. Спугнуть банника может голос другого человека из-под окошка. Несмотря на то, что христианские обереги (крест, молитва, упоминание Господа) считались крестьянами универсальными средствами против любой нечистой силы, против банника они практически не действуют. По народному убеждению, уж если попал баннику под горячую руку, надо бежать из бани без оглядки и звать на подмогу домового: «Батюшка, выручи!»

Однако банник иногда проявляет себя не только как дух бани, но и как дух-охранитель людей – хозяев бани. Он защищает их от «чужих» банников, «чужой» нечисти. В противоборстве человека с враждебными мифическими существами банник всегда банник всегда оказывается на его стороне. «К одному крестьянину приходит вечером захожий человек и просит: «Укрой меня в ночи, пусти ночевать». – «Да места-то нету, вишь, теснота-то какая! Не хошь ли в баню, сегодня топили?» - «Ну вот и спасибо». – «Ступай с Богом». На другое утро этот мужик и рассказывает: «Лег это я на полок и заснул. Вдруг входит в баню такой мужчина, ровно как подовинник, и говорит: «Эй, хозяин! На беседу звал, а сам ночлежников пускаешь я вот его задушу!» Вдруг поднимается половица и выходит хозяин, говоря: «Я его пустил, так я и защищаю, не тронь его». И начали они бороться. Долго боролись, а всё не могут друг друга побороть. Вдруг хозяин (банник) и кричит мне: «Сними крест да хлещи его!» Поднявшись как-то, я послушался и начал хлестать, и вдруг оба пропали» (Новг.). «Нет злее банника, нет его добрее» , - говорят крестьяне. «Господин-хозяин, оборони меня!» - просит девица у банника помощи от утопленника. «Обдериха-матушка, спрячь меня!» - кричит девица, за которой гонятся кости. Существенна для крестьянского рода, семьи охранительная роль банного хозяина (менее ярко, но прослеживается в поверьях и рассказах о нём) связана с двойственным восприятием самой бани.

По поверьям Олонецкой губернии, у банного «хозяина» шапка-невидимка, которую можно получить раз в год. Для этого необходимо пойти в Пасхальную ночь в баню, положить нательный крест и нож в левый сапог, сесть лицом к стене и все проклясть. Тогда из-под полка должен появиться старик с шапкой-невидимкой. В Печорском крае верили, что получивший такую шапку мог стать колдуном после Вознесения. В другом варианте необходимо было прийти в баню во время христовой заутрени и, найдя там банника, который в это время обыкновенно спит, снять с него шапку и бежать как можно быстрее в церковь. Если успеть добежать прежде, чем банник проснётся, то будешь обладать шапкой-невидимкой, иначе банник догонит и убьёт. Ещё в одном поверье нужно было в ночь на Пасху пробраться с горячей свечой в баню, снять со спящего банника шапку и тут же надеть её на себя. Но горе похитителю, если свеча вдруг погаснет – ждёт его мучительная смерть. Отсюда и выражение «погасла жизнь как свеча»… Согласно верованиям крестьян, есть у банника и «беспереводной» целковый. Чтобы получить его, нужно спеленать чёрную кошку и в полночь бросить её в баню с приговором: «На тебе ребёнка, дай мне беспереводной целковый!» Но затем быстро выбежать и крестом очертить себя три раза (Воронеж).

В общем, с банником лучше подружиться, снискать его расположение и париться в бане на здоровье!

Напоследок несколько слов о практической стороне банной процедуры

БАННЫЕ ПРЕМУДРОСТИ. «Банный веник душу тешит да тело нежит»

  • Идеальные дрова для топки – это берёзовые, можно лиственничные (берёзовые лучше, т.к. выделяют меньше угарного газа. В зимнее время хороши дрова дубовые. Для дурного дела топят осиновыми дровами. Общее правило – дрова должны быть хорошо просушены.
  • Если в помещении бани присутствует какой-то посторонний запах, то избавиться от него можно следующим образом: на нагретые камни выплёскивается время от времени небольшие порции горячей воды с добавленными в неё несколькими каплями нашатырного спирта. После этого баню нужно тщательно проветрить.
  • Целебный пар из отваров трав без запаха гари можно получить следующим образом: на раскалённые камни сначала надо плеснуть немного чистой горячей воды, а затем, секунд через 5, подать горячей воды с отваром. Через одну-две минуты повторить.
  • Утолять жажду в бане лучше всего горячим травяным и витаминным чаем, небольшими порциями. Употребление большого количества жидкости даёт серьёзную нагрузку на почки и сердце. Нежелательно употребление крепкого чая, пива. Крепкий алкоголь категорически запрещён. После бани идеально традиционное русское чаепитие: с самоваром, мёдом, баранками, вареньем.
  • Перед заходом в парилку не следует мочить голову и мыться с мылом.
  • Для достижения баланса энергий и Лада лучше, если парильщик и парящийся разнополые (например, муж парит жену и наоборот). Замечательно, когда в баню идут всей семьёй вместе с детьми.
  • Если необходимо удалить тяжёлый, влажный пар в парной, то можно это сделать наплескав холодной воды на пол: пар начнёт конденсироваться на холодном полу и стекать конденсатом по водостоку.
  • Веник из осины срывают и готовят 12 августа, его сушат отдельно от других веников. Им правят любую порчу и гадают на жизнь и смерть.
  • Нельзя приходить в баню на полный желудок, однако ж, и на голодный принимать банные процедуры также нельзя. В идеале – лёгкий перекус (овощи и фрукты) за час перед баней.
  • Рецепт антисептического отвара: измельчить (5-10 мм) отдельно друг от друга мяту, чабрец, шалфей, лист эвкалипта. Смешать в равных частях травы до получения однородной смеси, поместить в эмалированную кастрюлю, залить 1,5 – 2 литра кипятка и варить на огне. Как только смесь закипит, уменьшить нагрев до минимума, закрыть крышкой и томить 1 час. Охладить отвар не снимая крышки, процедить через марлю и разлить по ёмкостям. Хранить в подвале или холодильнике не более полутора месяцев. Обычно его используют первым, до других отваров, для дезинфекции помещения парной и самого парильщика.
  • Рецепт витаминного чая: 20 г сушёных плодов шиповника, 10 г сушёных плодов рябины, 5 г сушёных листьев душицы, 5 г сушёных листьев чабреца, 200 мл. воды. Плоды измельчить, залить кипятком и варить 5 минут, затем добавить душицу и чабрец, настаивать в течение 10 минут. Можно добавить мёд.
  • Липовый веник (особенно «на цвету») прекрасно устраняет головную боль, проводит мягкую «гимнастику» для почек (мочегонный эффект), ускоряет потоотделение, оказывает успокаивающее, ранозаживляющее, бронхорасширяющее, жаропонижающее действие. При простудных заболеваниях ему нет равных! Прекрасный вариант – комбинированный веник липы на цвету и дуба. Заготавливают липу в период цветения, в зените лета – в июне-июле. Во всех случаях заготовки (общее для всех типов веников) ветки для веников срезают с деревьев, расположенных не ближе 1 км от оживлённых автомагистралей и 2-3 км от промышленных зон. Свежесрезанные веточки необходимо в течение часа подвалять в затенённом уголке леса, избегая прямых солнечных лучей. Веточки нельзя перевозить в плотно упакованном состоянии, так как они могу перегреться, что приведёт к осыпанию листьев.

Последние материалы сайта