Спасибо
Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!
Чтобы понять, что же представляет собой характер, и в каких случаях говорится об акцентуации, важно знать, из каких компонентов он сложен, в чем разница между характером и темпераментом.
В отличие от темперамента, характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности. Также для него не характерно постоянство и неизменность. Личность формируется и развивается под влиянием окружающей среды, воспитания, жизненного опыта и многих других внешних факторов. Таким образом, характер каждого человека определяется как его общественным бытием, так и его индивидуальным опытом. Следствием этого является бесконечное множество характеров.
Однако, несмотря на то, что каждый человек уникален (как и его опыт ) в жизнедеятельности людей имеется много общего. Это лежит в основе разделения большого количества людей на определенные типы личности (по Леонгарду и так далее ).
Таким образом, темперамент характеризует динамичность личности, а характер ее убеждения, взгляды и интересы. Также темперамент человека – это генетически обусловленный процесс, в то время как характер – постоянно изменяющаяся структура.
Древнегреческий врач Гиппократ описал четыре варианта темперамента, которые получили следующие названия – сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический темперамент. Однако, дальнейшие изучения высшей нервной деятельности животных и человека (в том числе проведенные Павловым
), доказали, что основой темперамента являются сочетания определенных нервных процессов.
С научной точки зрения темпераментом называются природные особенности поведения, типичные для данного человека.
Компонентами, определяющими темперамент, являются:
Сегодня под личностью понимают конкретного индивидуума, являющегося представителем своего общества, национальности, класса или коллектива. Современные психологи и социологи в определении личности, прежде всего, выделяют ее общественную сущность. Человек рождается человеком, но личностью он становится в процессе своей общественной и трудовой деятельности. Некоторые могут оставаться инфантильными (незрелыми и несостоявшимися
) личностями на протяжении всей жизни. На формирование и становление личности оказывают влияние биологические факторы, факторы общественной среды, воспитание и многие другие аспекты.
Первые значимые трудности появляются при адаптации в школе. Хорошие академические способности, живой ум и умение все схватывать на лету сочетается с неусидчивостью, повышенной отвлекаемостью и недисциплинированностью. Такое поведение сказывается на их неровной учебе – у гипертимного ребенка в дневнике одинаково присутствуют как высокие оценки, так и низкие. Отличительной чертой таких детей является всегда хорошее настроение, которое гармонично сочетается с хорошим самочувствием и нередко цветущим внешним видом.
Наиболее болезненной и отчетливой у таких подростков проходит реакция эмансипации. Постоянная борьба за самостоятельность порождает постоянные конфликты с родителями, педагогами, воспитателями. Стараясь вырваться из-под опеки семьи, гипертимные подростки иногда убегают из дома, хотя ненадолго. Истинные побеги из дома у этого типа личности встречаются нечасто.
Решающую роль в акцентуации гипертимной личности обычно играет семья. Факторами, определяющими акцентуацию, являются гиперпротекция, мелочный контроль, жестокий диктат, а также неблагополучные внутрисемейные отношения.
Типичные циклоиды в детстве мало чем отличаются от своих сверстников. Однако уже с наступлением пубертатного периода у них возникает первая субдепрессивная фаза. Подростки становятся апатичными и раздражительными. Они могут жаловаться на вялость, упадок сил и на то, что учиться становится все тяжелее. Общество начинает их тяготить, в силу чего подростки начинают избегать компании своих сверстников. Очень быстро они становятся вялыми домоседами – много спят, мало гуляют.
На любые замечания или призывы родителей к социализации подростки реагируют раздражением, порой грубостью и гневом. Однако серьезные неудачи в школе или личной жизни могут углубить депрессию и вызвать бурную реакцию, нередко с суицидальными попытками. Нередко в этот момент они попадают под наблюдение врача-психиатра. Подобные фазы у типичных циклоидов длятся две – три недели.
У лабильных же циклоидов, в отличие от типичных, фазы гораздо короче – несколько хороших дней быстро сменяются несколькими плохими. В пределах одного периода (одной фазы ) фиксируются короткие перемены настроения – от дурного расположения до беспричинной эйфории. Часто эти смены настроения вызваны незначительными известиями или событиями. Но, в отличие от других типов личности, здесь не отмечается чрезмерной эмоциональной реакции.
Поведенческие реакции у подростков выражены умеренно и делинквентность (побеги из дома, знакомство с наркотиками ) им не свойственна. Риск алкоголизации и суицидального поведения присутствует только в депрессивной фазе.
Со временем начинают отмечаться перепады настроения. При этом настроение меняется часто и чрезмерно круто, в то время как поводы для подобных перемен являются ничтожными. Это может быть как неприветливый взгляд случайного собеседника, так и некстати пошедший дождь. Практически любое событие способно погрузить в уныние лабильного подростка. В то же время, интересная новость или новый костюм могут поднять настроение и отвлечь от существующей действительности.
Для лабильного типа характерны не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. Хорошее настроение влияет на все аспекты жизнедеятельности подростка. От него зависит самочувствие, аппетит, сон и трудоспособность. Соответственно одно и то же окружение может вызывать разные эмоции - люди кажутся то милым и интересным, то надоевшими и скучными.
Лабильные подростки крайне уязвимы к порицаниям, выговорам и осуждениям, глубоко переживая внутри себя. Нередко неприятности или незначительные утраты могут приводить к развитию реактивных депрессий. В то же время, любая похвала или знак внимания доставляют им искреннюю радость. Эмансипация у лабильного типа происходит весьма умеренно и проявляется в виде коротких вспышек. Как правило, в семьях, где они чувствуют любовь и заботу, им хорошо.
Главными чертами подростков данного типа акцентуации являются повышенная раздражительность , утомляемость и склонность к ипохондрии. Раздражение отмечается по ничтожному поводу и порой изливается на случайно попавших под горячую руку людей. Однако оно быстро сменяется раскаянием. В отличие от других типов здесь не наблюдается ни выраженная сила аффекта, ни продолжительность, ни бурное неистовство. Утомляемость, как правило, проявляется в умственных занятиях, в то время как физические нагрузки переносятся лучше. Склонность к ипохондрии проявляется тщательной заботой о своем здоровье, частым источником ипохондрических переживаний становится сердце .
Побеги из дома, увлечения наркотиками и алкоголизация не свойственны подросткам с данным типом. Однако это не исключает других подростковых поведенческих реакций. К сверстникам они тянутся, но быстро устают от них и ищут отдыха или одиночества. Отношения с противоположным полом обычно ограничиваются короткими вспышками.
К близким людям они крайне привязаны, даже если те относятся к ним холодно и сурово. Выделяются среди других детей послушанием, часто слывут домашним и послушным ребенком. Однако в школе отмечаются трудности, поскольку она их пугает толпой сверстников, суетой и драками. Несмотря на это, учатся они старательно, хоть и стесняются отвечать перед классом и отвечают гораздо меньше того, что знают.
Пубертатный период обычно проходит без особых всплесков и осложнений. Первые значительные трудности в адаптации возникают в 18 – 19 лет. В этом периоде максимально проявляются основные характеристики типа – чрезвычайная впечатлительность и чувство собственной недостаточности.
К семье у сенситивных подростков сохраняется детская привязанность, и поэтому реакция эмансипации выражена довольно слабо. Чрезмерные упреки и нотации со стороны вызывают слезы и отчаяние, а не свойственный подросткам протест.
Сенситивные личности рано взрослеют, также рано у них формируется чувство долга и высоких моральных требований. При этом эти требования адресованы как к себе, так и к окружающим. Максимально болезненно у подростков выражено чувство собственной неполноценности, которое с возрастом переходит в реакцию гиперкомпенсации. Проявляется это тем, что они ищут самоутверждения не на стороне своих способностей (там, где максимально могут раскрыться ), а там, где чувствуют свою неполноценность. Робкие и стеснительные подростки применяет на себя маску развязности, пытаясь показать свою заносчивость, энергию и волю. Но очень часто, как только ситуация требует от них действий, они пасуют.
Еще одним слабым звеном сенситивного типа является отношение к ним окружающих. Они крайне болезненно переносят ситуации, где они становятся объектом насмешек или подозрений, или же, когда на их репутацию падает малейшая тень.
Главными чертами психастенического типа являются:
Защитой от этой тревоги за будущее становятся специально выдуманные приметы и ритуалы. Например, идя в школу необходимо обходить все люки, ни в коем случае не наступая на их крышки. Перед экзаменом заходя в школу нельзя дотрагиваться до ручек дверей. При очередной тревоге за мать, необходимо произносить про себя самим придуманное заклинание. Параллельно с навязчивостью у психастенического подростка идет нерешительность. Любой, даже незначительный выбор (поход в кино или выбор сока ), может стать предметом долгих и мучительных колебаний. Однако, после того как решение было принято, оно должно быть немедленно исполнено, поскольку ждать психастеники не умеют, проявляя крайнее нетерпение.
Как и у других типов, здесь могут отмечаться реакции гиперкомпенсации, в данном случае в отношении своей нерешительности. Подобная реакция проявляется у них утрированной решительностью в те моменты, когда требуется осмотрительность и осторожность. Это, в свою очередь, выливается склонностью к самоанализу по поводу мотивов своих поступков и действий.
Другими характеристиками шизоидного типа являются:
Некоторые подростки, все-таки, иногда пытаются завязать знакомства и завести какие-либо контакты. Однако чаще всего это заканчивается неудачей и разочарованием. В результате неудач они нередко еще больше уходят в себя.
Холодность шизоидов объясняется недостатком их интуиции (неумением проникать в чужие переживания ) и недостатком сопереживания (неумением разделять радость или печаль другого ). Исходя из этого поступки шизоидного подростка могут быть жестокими, и это связано не с желанием причинить боль кому-то, а с неспособностью чувствовать страдания других. Реакция эмансипации также протекает весьма своеобразно. В семье шизоидные дети могут терпеть опеку, подчиняться определенному распорядку и режиму. Но, в то же время, они бурно реагируют на вторжение в их мир интересов и увлечений. Также в обществе они яростно негодуют по поводу существующих правил и порядков, выражая свой протест насмешками. Такие суждения могут долго вынашиваться и реализовываться в публичных выступлениях.
Несмотря на замкнутость и отгороженность у шизоидных подростков есть увлечения, которые выступают обычно ярче, чем у других. На первом месте встречаются интеллектуально-эстетические увлечения (хобби
). Чаще всего это строго избирательное чтение. Подростки могут интересоваться определенной эпохой из истории, это может быть строго определенный жанр литературы или определенное течение в философии. Причем, увлеченность может никак не коррелировать (не быть взаимосвязана
) с их потребностями. Например, это может быть увлечение санскритом или древнееврейским языком. Причем, это никогда не выставляется напоказ (иначе будет расцениваться, как вторжение в личную жизнь
) и часто утаивается.
Кроме интеллектуальных увлечений также отмечаются хобби мануально-телесного типа. Это могут быть занятия гимнастикой , плавание или упражнения йогой . При этом тренировки сочетаются с полным отсутствием интереса к коллективным спортивным играм.
Другими характеристиками эпилептоидного типа являются:
Первые признаки психопатии обнаруживаются еще в раннем детстве. Уже с ранних лет такие дети отличаются хмурой озлобленностью. Их дисфории проявляются капризами, стремлением нарочито изводить окружающих. К несчастью уже в раннем возрасте отмечаются садистические склонности - такие дети любят мучить животных, избивать и дразнить младших и слабых. Причем, все это они делают исподтишка. Также такие дети отличаются недетской бережливостью своей одежды и игрушек, а также мелочной аккуратностью в вещах. На любые попытки дотронуться до их вещей они реагируют крайне злобной реакцией.
Полная картина эпилептоидной психопатии разворачивается в период полового созревания , начиная с 12 – 13 лет. Характеризуется она, в основном, ярко-выраженными аффективными (эмоциональными ) разрядами, которые являются следствием длительной и болезненной дисфории. В подобных разрядах присутствует брань, жестокие побои, ярость и цинизм. Зачастую повод для гнева может быть мал и ничтожен, но он всегда касается личных интересов подростка. В приступе ярости такой подросток способен броситься с кулаками на незнакомого, ударить по лицу родителя или столкнуть с лестницы малыша.
Влечение к противоположному полу пробуждается с силой, но всегда окрашено мрачными тонами ревности. Они никогда не прощают измен как действительных, так и мнимых, а флирт трактуют как тяжкое предательство.
Очень болезненно у эпилептоидных подростков протекает реакция эмансипации. Борьба за независимость вызывает у них крайнюю озлобленность и мстительность. Они не столько требуют свободы и избавления от власти, сколько прав – своей доли имущества и материальных благ. Также крайне болезненно у такого типа личности отмечаются реакции увлечения. Почти все склонны к азартным играм, коллекционированию. Очень часто ими движет инстинктивная тяга к обогащению. Из увлечений также отмечается спорт, музыка и пение.
Самооценка носит односторонний характер. Большинство подростков данного типа отмечают свою склонность к мрачному расположению духа и приверженность к правилам, аккуратности. Однако, свои особенности во взаимоотношениях с окружающими они не признают.
Другими характеристиками истероидного типа личности являются:
Чтобы привлечь в себе внимание, дети начинают манипулировать, проявлять различные демонстративные реакции. Со временем основной поведенческой реакцией становится суицидальность. В данном случае речь идет о демонстрации и суицидальном шантаже, а не о серьезных попытках. Суицидальный шантаж характеризуется безопасными способами – порезы вен делаются на предплечье или плече, лекарства выбираются из домашней аптечки (цитрамон , активированный уголь ). Также они всегда рассчитаны на зрителя – попытки выпрыгнуть из окна или броситься под колеса транспорт делаются на глазах у присутствующих. Подобная суицидальность всегда сигнализируется – пишутся различные прощальные записки, делаются тайные признания.
Подростки могут винить в своих попытках неудачную любовь. Однако при тщательном изучении обстоятельств выясняется, что это лишь романтическая завеса. Единственной причиной такого поведения у истероидного типа является уязвленное самолюбие и отсутствие внимания. Суицидальная демонстрация с последующей суетой и скорой помощью доставляет немалое удовлетворение эгоцентризму истероидного подростка.
Еще одной отличительной характеристикой является «бегство в болезнь» истероидных подростков. Очень часто они изображают таинственные заболевания, а иногда даже стремятся попасть в психиатрическую больницу. Попадая в нее они таким образом получают репутацию необычности.
Демонстративный характер носят также увлечения, в том числе алкоголизация или употребление наркотиков. Уже во взрослой жизни у истероидных личностей сохраняются черты детской оппозиции, имитации, инфантильности. Как правило, реакция оппозиции (негативизм ) проявляется на утрату привычного внимания и потерю роли кумира. Проявляется подобная реакция так же, как и в детстве – уходом в болезнь, суицидальным поведением, попытками избавиться от того, на кого внимание переключилось. Например, если появился другой член семьи (новый ребенок, новый муж матери ), то все попытки будут адресованы в его сторону.
В этот момент подростки начинают сигнализировать о себе пристрастием к выпивке или наркотикам, уходами и прогулами, а иногда даже воровством. Таким образом они как бы говорят, чтобы вернули им прежнее внимание, иначе они собьются с пути.
Увлечения у данного психотипа всегда сконцентрировано вокруг собственного эгоцентризма. Они предпочитаю ансамбли, эстраду, театры. Самооценка у подростков с данным типом характера далека от объективности.
Они могут выполнять задания и не отлынивать от занятий только при очень строгом контроле. У них присутствует повышенная тяга к развлечениям, праздности и тотальному безделью. Они убегают с уроков, для того чтобы просто погулять по улице. В своем выборе они крайне неустойчивы и пробуют буквально все – идут на кражи и начинают курить , будучи еще детьми. Быстро взрослея, они теряют интерес к прежним увлечениям и постоянно ищут острых и новых ощущений. С этим связана и болезненная реакция эмансипации – подростки стремятся освободиться от опеки, чтобы предаваться развлечениям. Истинной любви к родственникам, в том числе и к родителям, они никогда не питают, а к их бедам и заботам относятся с безразличием. В основном, используют свои родственные связи как источник материальных благ. В одиночестве им плохо, так как они неспособны сами занять себя. Вследствие этого они постоянно тянутся к подростковым группам всякого рода. Однако трусливость и отсутствие инициативы не позволяют лабильному подростку занять в них место лидера.
Подростковые увлечения, в основном, сконцентрированы вокруг азартных игр. Те дисциплины, которые требуют упорных занятий, вызывают у них отвращение. Они могут работать только в силу крайней необходимости, но вскоре все быстро забрасывается. Любые трудности или угроза наказаний за невыполнение работы вызывают одну поведенческую реакцию – убежать подальше. Неустойчивые подростки не строят планов, не мечтают о чем-либо или о какой-либо профессии. Они поражают своим полным равнодушием к будущему.
Одной из основных черт неустойчивых типов является слабоволие. Именно эта черта может на некоторое время удержать их в обстановке регламентированного режима. Они могут смириться только в том случае, если безделье грозит суровым наказанием, а убежать некуда. Слабое место неустойчивых – это отсутствие надзора. Самооценка подростков далека от объективности, нередко подростки приписывают себе желаемые черты.
Представители данного акцентуированного типа – это люди своей среды. Основное их правило – это думать, как все, и поступать, как все. Желание приобщиться к большинству делает их подражателями во всем – от одежды и домашней обстановки до точек мировоззрения. Еще в детстве это особенно заметно в выборе одежды, школьных принадлежностей, увлечений. Если в обществе появляется что-то новое (например, стиль ), то изначально представители конформного типа яростно все отвергают. Но как только новая тенденция вливается в общество, они, например, сами облачаются в такую же одежду или слушают ту же музыку, что и все остальные.
Из-за желания быть в соответствии со своим окружением, конформные подростки не могут ничему противостоять. Поэтому они являются копией своей микросреды. В хорошем окружении они впитывают все хорошее, в дурном – все дурные обычаи и привычки. Нередко за компанию такие подростки могут спиваться или могут быть втянуты в групповые правонарушения.
Их профессиональный успех во многом обязан двум качествам – отсутствию инициативы и критики. Они могут много работать, лишь бы работа не требовала постоянной личной инициативы. Даже сильнонапряженная работа им по душе, если она четко регламентирована. Также они отличаются поразительной некритичностью. Все, что говорит их окружение, становится для них истиной. Подростки не склонны менять свою группу и выбирают то учебное заведение, куда идет большинство товарищей. Лишенные инициативы конформисты часто оказываются втянутыми в групповые правонарушения. Поэтому самой тяжелой психической травмой для них является изгнание из группы. Эмансипация выражена слабо, а увлечения определяются средой подростка и модой того времени.
К промежуточным типам относятся лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный тип, а также сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным типом. Формирование промежуточных типов обусловлено особенностями развития в раннем периоде, факторами воспитания и, прежде всего, генетическими факторами.
Промежуточными акцентуированными типами являются:
Вариантами амальгамных типов являются:
Любая несправедливость способна вызвать сильную и бурную реакцию. Однако эмоции затихают, после того как человек «дал волю чувствам». Гнев также очень быстро идет на убыль, особенно тогда, когда можно наказать обидчика. Если же эмоционального взрыва не состоялось, аффект продолжается значительно медленнее. В случаях, когда застревающий человек не смог отреагировать ни словом, ни делом, внутреннее напряжение может затянуться. При этом стоит лишь вернуться мыслью к случившемуся, как все эмоции оживают, и назревает новый взрыв. Таким образом, аффект у такой личности будет длиться до тех пор, пока внутренние переживания полностью не исчезнут.
В равной степени подобные психотипы реагируют на общественную несправедливость. Поэтому среди них часто встречаются борцы за гражданскую справедливость и свободу.
Черты застревания проявляются также в случае неуспеха личности, поскольку честолюбие очень яркое у таких людей. Как результат, они проявляют заносчивость и самонадеянность.
Педантичные люди крайне медлят с принятием решений, серьезно подходят ко всем вопросам – как к рабочим, так и к бытовым. В своих обсуждениях педанты могут довести окружающих до белого каления. Окружающие люди воспринимают скрупулезность и педантичность, как банальное занудство.
Основная черта данного характера – это тотальная ригидность, которая определяет неготовность к любым изменениям. Также из-за слабых механизмов вытеснения (или полного их отсутствия ) травмирующие события переживаются педантами очень долго. Неспособность вытеснить из памяти травму приводит к тому, что педанты возвращаются к ней снова и снова. Все это приводит к еще большей нерешительности и неумению быстро реагировать. Педантичный тип неконфликтен по природе, но на нарушения установившегося порядка реагирует очень сильно.
Другими качествами педантичной личности являются:
Основной характеристикой является инстинктивность – стремление удовлетворить свои потребности и желания в сию же минуту. Такая возбудимость очень тяжело гасится, отчего люди подобного психотипа часто бывают достаточно раздражительными и нетерпимыми к другим. В момент возбуждения они не думают о последствиях, слабо дают оценку происходящему, а любую критику отрицают.
Импульсивность патологического характера отмечается во всех сферах жизни, в том числе и во влечениях. Такие личности едят и пьют все подряд, импульсивны и неразборчивы в сексуальной сфере. Большинство из них становятся хроническими алкоголиками. Они не думают об опасности или о последствиях как для себя, так и для семейной жизни. Среди хронических алкоголиков можно найти немало возбудимых личностей. Неразборчивость в половых связях приводит к тому, что у таких людей уже в раннем возрасте появляется множество внебрачных детей, причем, как у женщин, так и у мужчин. Многие из них могут вступать на путь проституции.
Возбудимый тип во многом схож с эпилептической психопатией. Это проявляется в тяжеловесности мышления, замедленности мыслительных процессов и трудном восприятии чужих мыслей. Состояние постоянного эмоционального возбуждения провоцирует множественные конфликты. Вследствие этого такие люди часто не приживаются ни в одном коллективе. Обостряется это также тем, что некоторые из них подкрепляют свое мнение не только криками и всевозможными демонстрациями, но и кулаками. Также таким людям свойственно разрушающее поведение – разрушение предметов, разбивание стекол и тому подобное.
Взрослея, они продолжают фантазировать, используя обман для привлечения внимания. Объясняется это тем, что произносимые слова кажутся им в данный момент правдой. С этим же связана другая черта характера – способность забывать то, что человек не хочет помнить.
Для демонстративного типа характерно постоянное стремление быть в центре внимания. Чтобы получить внимание, таким людям свойственно очень быстро приспосабливаться к новой обстановке. Таким образом, демонстративный тип отличает подвижность и, в то же время, непостоянство.
В виду своей неординарности мышления и совершаемых поступков демонстративные люди могут увлекать за собой окружающих. В то же время, они часто делают акцент на себе, что может и отталкивать людей.
Другими типами акцентуаций по Леонгарду являются:
Несмотря на то, что степень аномалий характера трудно поддается количественной оценке, психологи и психиатры все же выделяют степени акцентуаций. В основе этих степеней лежат определенные показатели.
Показателями, которые влияют на степень тяжести психопатий, являются:
В диагностике этой аномалии характера важно не только выявить основные акцентуированные черты, но и констатировать пагубное влияние среды. Зачастую это неправильное (дефектное ) воспитание.
Наиболее частыми типами дефектного воспитания, которые влияют на формировании психопатий, являются:
Кроме теста MMPI в диагностике акцентуаций и психопатий используются опросник Кеттела и тест Шмишека. Первый опросник является широко распространенным методом оценки индивидуальных особенностей личности и предназначен для описания индивидуально-личностных отношений. Тест Шмишека ориентирован на диагностику акцентуации по Леонгарду.
Выделяют два варианта данной методики - взрослый и детский.
Они состоят из одинакового количества вопросов и, соответственно, имеют одинаковые типы акцентуаций. Разница заключается в формулировке вопросов, то есть детский вариант содержит вопросы, адаптированные для детского возраста, взрослый - для взрослых людей. Теоретической основой обоих вариантов является теория акцентуированных личностей, в соответствии с которой все черты личности делятся на основные и дополнительные. Основные черты – это стержень личности, они и определяют характер человека.
В предыдущих статьях я рассматривала тему акцентуаций характера, уделяла особое внимание тому, что акцентуация является крайним вариантом нормы, при которой определённые черты характера усилены. Но акцентуация не является патологией. Поэтому нужно понимать их отличие. В чём сейчас мы и будем разбираться.
Психиатр П. Б. Ганнушкин
Наш известный отечественный психиатр П. Б. Ганнушкин (1875 – 1933) почти 30 лет исследовал патологию характера личности, и как итог своей исследовательской деятельности издал книгу «Клиника психопатий», где рассматривается типология психопатий и чётко указано, что психопатии – это такие аномалии характера, которые в течение жизни человека «не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям «. Кстати, очень советую ознакомиться. Книга написана в доступной форме, лёгкая для понимания, хотя адресована профессиональному кругу читателей в области психиатрии.
Основными критериями психопатий, согласно П. Б. Ганнушкину и О. В. Кербикову (1907 – 1965), являются:
У акцентуированной личности может не быть ни одного из трёх признаков, у психопатов присутствуют все три.
Немецкий психиатр и патопсихолог Курт Шнайдер (1887 – 1967) определял психопатии как «патологические состояния, проявляющиеся дисгармоническим складом личности, от которых страдают и сами больные, и общество».
С словаре практического психолога (сост. С. Ю. Головин) дано следующее определение:
Психопатия – патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде.
А теперь обобщим. На что следует обратить особое внимание: психопатия проявляется в дисгармонии характера, темперамента и поведения. Человек страдает сам и окружающие его люди. Он не может адаптироваться в социальной среде. Психопатия определяет весь облик человека и не претерпевает каких-либо изменений в течение всей жизни. То есть, психопатологические черты характера относительно стабильны и тотальны в проявлении, они не исчезают со временем. Если при акцентуации ярко выраженные черты проявляются при определённых жизненных обстоятельствах, то при психопатии они проявляются в поведении при любых обстоятельствах.
Можете себе представить, что значит для человека социальная дезадаптация? Жить среди людей, и не быть способным принимать активное участие в этой жизни, не приспособиться к условиям социальной среды. Это постоянное преодоление жизненных трудностей, сопряженных с нервно-психическим напряжением. А каково близким и окружающим? Конечно, это сфера деятельности клинических психологов, психотерапевтов и психиатров.
Акцентуированные личности, в зависимости от типа, адаптируются в социальной среде, добиваются высоких результатов в своей деятельности, строят семьи и благополучные отношения с окружающими людьми, с некоторыми издержками, конечно, опять-таки в зависимости от типа. А психопаты живут своей жизнью, они тоже создают семьи, как-то занимаются трудовой деятельностью, но жить и работать с психопатом, на мой взгляд, играть с собственной жизнью в коварные игры.
От психопата не знаешь чего ждать: как он отреагирует на жизненный факт или как себя поведёт в критичной ситуации. Прогнозировать можно, но это не всегда оправданно. Дело в том, что психопатические личности воспринимают и обрабатывают (имею в виду мозг) внешнюю информацию не так, как здоровые люди. Психопатия это врождённый недуг, реже – приобретённый (жестокое воспитание, психотравмы и др.) Они не способны к сопереживанию и состраданию (ударил – жалеть не будет), не дают отчёта своему поведению, всегда найдут оправдание. Понятие «совесть» у них отсутствует.
Психопаты любят только себя, но ждут уважения, любви и понимания от близких и требуют этому подтверждения. Они не способны на глубокие чувства. Им больше присущи озлобленность, гнев и ненависть. Построить гармоничные отношения с психопатом невозможно. Они никогда не согласятся с другой точкой зрения, т.к. считают свою единственно верной.
В статьях о классификации акцентуаций характера К Леонгарда и А. Личко я подробно описала типы акцентуаций, прочтите и сравните.
Если с акцентуированными личностями мы все уживаемся, совместно работаем, создаём семьи, строим отношения и даже достигаем гармонии, то с психопатами всегда нужно «держать ухо востро». Их нельзя провоцировать на конфликт, нельзя вступать в перебранку и поддерживать накал страстей, иначе результат будет плачевным. Психопаты заставляют страдать других, акцентуированные – больше страдают сами. Утихомирить, успокоить, повлиять на человека с психопатией невозможно: результаты нулевые (поможет только «смирительная рубашка»).
Часто во время ссор, в состоянии повышенного эмоционального возбуждения мы кидаемся фразой «ты психопат», необоснованно, лишь бы уколоть, не зная природы вопроса. Логично задать вопрос говорящему: «А не является ли он сам психопатом?» Не стоит навешивать ярлыки на людей, правильнее – сдержаться, поумерить свой собственный пыл. В состоянии гнева ни один вопрос не решается. А от психопатологических личностей лучше держаться подальше.
Акцентуация характера.
Согласно определению, которое дано в труде А. Е. Личко, "акцентуацией характера считается крайний вариант нормы, при которой отдельная черта характера человека чрезмерно выражена, вследствие чего может быть обнаружена частичная уязвимость к психогенному воздействию». При этом, следует отметить, стойкость к другим психогенным явлениям совершенно не страдает и остается прежней.
Для сравнения, есть смысл дать краткое определение того же термина, ссылаясь на высказывание Б. Г. Ананьева:
"Чертами характера человека есть или могут стать исключительно существенные отношения к обстоятельству процесса жизнедеятельности, либо собственному действию. Принципиальные, жизнерадостные, честные, требовательные, строгие, чуткие, общительные и иные черты характера человека могут быть определены, как присущее данной личности отношение к окружающему миру, людям, к своей персоне".
Согласно интенсивности выражения их, психолог А.Е. Личко выделил два типа акцентуаций: скрытые и явные. Явные акцентуации – крайние варианты тех или иных норм. Любая из черт характера в этом случае четко выражена на протяжении всех лет жизни человека. В данной ситуации не может наступить декомпенсация при отсутствующей психической травме. Скрытыми акцентуациями называют обычные или привычные варианты норм. Черта характера в этом варианте проявлена в случае, когда человек переносил психическую травму. При этом, может не наблюдаться хроническая дезадаптация.
Психопатия.
В том случае, когда акцентуации характера являются крайними вариантами привычных норм, психопатию есть смысл называть патологией человеческого характера. Следуя утверждению П. Б. Ганнушкина по данной теме, можно считать, что «психопатия – это аномалия характера личности, которой определяется психологическое обличие индивидуума, накладывая отпечаток его общее душевное состояние».
С целью более глубокого изучения явления, именуемого психопатией, есть смысл рассмотреть ряд других определений данного термина.
Согласно мнению Балля, "психопатическая личность – постоянный обитатель областей, находящихся на грани душевного здоровья и душевного заболевания, словно неудачная биологическая вариация, слишком далеко уходящая от некого четко определенного уровня, считающегося средним».
Ученый с фамилией Шнейдер считает, что «к психопатическим личностям можно отнести таких ненормальных индивидуумов, от психических отклонений которых могут пострадать они сами, либо общественность".
Психолог Крепелин о понятии «психопатические личности» упоминает в своих трудах на примере инфантильных индивидуумов. Зачастую, пытаясь дать наиболее точное определение упомянутому ранее термину, Крепелин оперирует понятиями парциального, неравномерного инфантилизма, проявляющегося, по его словам, в области воли и чувств человека. Если верить словам ученого, психопатическая личность вполне может создавать "впечатление взаимодействия с чем-то недоразвитым, детским, например, склонным к повышенной внушаемости, преувеличениям, фантазиям». У индивидуумов, которые признаны истериками, психопатия выражается в склонности к фантазиям, побеге в вымышленный мир. У индивидуумов, с неустойчивой психикой, психопатия выражается в виде слабой воли и чрезмерной чувствительности к различным раздражителям.
Интересным фактом есть то, что отсутствие одного критерия психопатии, уже напрочь отвергает возможность данного отклонения. По сей причине, с определением диагноза в сфере психиатрии следует быть предельно осторожным.
Классификация видов психопатии
В мире насчитывается всего лишь несколько вариантов классификации данного отклонения. Их главным отличием есть критерии, согласно которым определяется присутствие или отсутствие психопатии у того или иного индивидуума. Есть возможность вести классификацию психопатии согласно степени тяжести:
Тяжелые;
Выраженные;
Умеренные психопатические признаки.
Есть смысл делить виды упомянутого отклонения по критерию причины возникновения:
1. Конституциональная (другими словами истинная, генуинная, "ядерная"). В процессе возникновения такого рода отклонения решающим фактором есть наследственность. К конституциональным, зачастую относят циклоидную психопатию, шизоидную психопатию, а также психастенический и эпилептоидный ее виды.
2. Приобретенная (причиной есть психопатические или патохарактеро-логические факторы развития). В варианте с психопатическим развитием отклонения, главным толчком можно считать следы неправильного воспитания в детстве, негативные внешние влияния окружающего мира и т.п. В данной ситуации проявляются возбудимые, истероидные, неустойчивые виды психопатических отклонений.
3. Органическая. Отклонение, названное таким образом, склонно развиваться вследствие воздействия на головной мозг индивидуума пренатального, натального или раннего постнатального (в первые 2-3 года жизни) патологического фактора. Это интоксикация, инфекция, черепно-мозговая травма и т.п. В данном случае, как следствие органических поражений мозга человека чаще всего могут возникать повышенная возбудимость и неустойчивость. Соответственно, возбудимая и неустойчивая психопатия.
Разными авторами предлагается большое количество отличающихся друг от друга типологий психопатии и акцентуации человеческих характеров. Для примера, можно использовать один из вариантов - согласно классификации, предложенной психологом А. Е. Личко:
Гипертимная;
Циклоидная;
Лабильная;
Астено-невротическая;
Сензитивная;
Психастеническая;
Шизоидная;
Эпилептоидная;
Истероидная;
Неустойчивая;
Конформная
За исключением особых видов психопатии, Личко склонен выделять т. н. смешанные виды, к примеру: гипертимно-неустойчивую психопатию, или же сензитивно-психастеническую психопатию, а также некоторые другие.
Не менее известным психологом, Э. Г. Эйдемиллером предложена иная классификация, отдаленно напоминающая своими чертами шкалу Личко. В разработанной Эйдемиллером классификации присутствует главная отличительная черта от всех иных классификаций – способ идентификации индивидуумов согласно словесному портрету и описанию характера.
Весьма оригинальный способ классификации различных типов характеров человека предлагает психолог Д. Дриль. Ученым, за время его практики, подробно исследовано асоциальное поведение людей, которых он выводит в отдельный ряд "нервных истериков, подвластных алкоголизму и страдающих от эпилепсии". Он также проводит анализ отдельных болезней, уголовных дел, причин совершенных преступниками деяний и пытается построить связи между данной моделью поведения и особенностью характера. Помимо этого, Дрилем охарактеризованы отдельные персонажи, являющиеся главными героями художественных произведений (примером их могут служить типы таких героев, как Рудин, Обломов и др.). Ученым дана общая характеристика "оскуделым натурам".
Внимание Ф. Шольца привлекают, в основном, патологии в характере детей, процесс формирования акцентуации характера и психопатии, соответственно к различным методам воспитания, зависимость от наследственности. Ф. Шольц использует упрощенные названия, упоминая тот или иной тип характера человека. Примером этому может послужить его классификация детских характеров, как-то: капризные, боязливые, спесивые, ветреные, любопытные и скрытные дети, беспокойные, жадные, склонные к разрушениям и другие. Ученым предложены инструменты регулирования тех или иных черт характера в период их формирования. Предложены методы воспитания детей, обладающих противоположными типами характера.
Г. А. Харитоновым и В.В.Пушковым рассмотрены причины зависимости психопатического расстройства у людей подросткового возраста по возрастному и половому критерию. Ученые обращают внимание в своих трудах, в большей степени, на изучение различных условий воспитания детей, присутствия, при этом, у них органического нарушения.
С целью исследования и проведения диагностики акцентуации характера и психопатии, используется ряд методик, основные из которых таковы:
ПДО (метод патохарактерологического диагностического опросника), ряд методов идентификации акцентуации и психопатии по Эйдемиллеру, методика Леонгарда-Шмишека, методика MMPI.
Определение понятий «психопатии» и «акцентуации характера».
Разграничение психопатий по тяжести и акцентуаций по выраженности.
Акцентуации характера – это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Термин «акцентуированная личность» предложил К. Леонгард (1968) и описал особенности хар-ра. И вернее говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях хар-ра. Личность – понятие более широкое, оно включает интеллект, способности, мировоззрение. Характер – это базис личности, он формируется в пубертате, личность как целое – уже при повзрослении.
Акцентуации проявляются не везде и не всегда. Главное – особенности хар-ра либо вообще не препятствуют удовлетворительной адаптации, либо ее нарушения бывают преходящими. Эти нарушения могут возникнуть либо в силу биологических пертурбаций во время пубертатного периода («пубертатные кризы»), либо чаще под влиянием особого рода психических травм или трудных ситуаций в жизни, которые предъявляют повышенные требования к locus resisteniae minoris, «к месту наименьшего сопротивления» в хар-ре.
Каждому типу акцентуации присущи свои, отличные от других типов «слабые места», у каждого типа своя ахиллесова пята. Например, такого рода психическими травмами и трудными ситуациями могут послужить для хар-ра гипертимного – изоляция от сверстников, вынужденное безделие при строго размеренном режиме, для хар-ра шизоидного – необходимость быстро устанавливать глубокие неформальные эмоциональные контакты. Если психотравма не адресуется к месту наименьшего сопротивления, если ситуация не предъявляет в этом отношении повышенных требований, то все ограничивается адекватной личностной реакцией, не нарушая надолго социальной адаптации. Наоборот, при акцентуациях в отношении некоторых неблагоприятных условий может выступить даже повышенная устойчивость. Шизоидный подросток легко переносит одиночество, гипертимный – обстановку, требующую повышенной активности, находчивости.
Акцентуация хар-ра не может быть психиатрическим диагнозом. Констатация акцентуации и ее типа – это определение преморбидного фона, на котором могут возникать различные расстройства – острые аффективные реакции, неврозы и непсихотические нарушения поведения, даже реактивные психозы – только они могут служить диагнозом. Но в большинстве случаев акцентуаций хар-ра дело до развития таких расстройств не доходит. По мнению Леонгарда, в развитых странах более половины популяции относится к акцентуированным личностям.
Психопатия – болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате которого резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми вплоть до неприемлемости его и даже социальной опасности для окружающих.
Психопатии – такие аномалии хар-ра , которые:
А) определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой отпечаток;
Б) в течение жизни не подвергаются резким изменениям;
В) мешают приспособляться к окружающей среде (по П. Ганнушкину).
Эти три критерия обозначаются также как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию (по О. Кербикову).
Тотальность патологических черт хар-ра выступает у подростков особенно ярко. Подросток обнаруживает свой тип хар-ра в семье и школе, со сверстниками и старшими, в учебе и на отдыхе. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание.
Говоря об относительной стабильности, следует учитывать 3 обстоятельства:
подростковый возраст – критический период для психопатии, черты большинства типов здесь заостряются.
Каждый тип психопатии имеет свой возраст формирования. Шизоида можно увидеть с первых лет жизни – такие дети любят играть одни. Психастенические черты нередко расцветают в первых классах школы, когда беззаботное детство сменяется требованиями к чувству ответственности. Неустойчивый тип выдает себя либо при поступлении в школу с необходимостью сменить удовольствие игр на регулярный учебный труд, либо с пубертатного периода, когда спонтанно складывающиеся группы сверстников позволяют вырваться из-под родительской опеки. Гипертимный тип становится ярко выраженным с пубертата. Циклоидность, особенно у девочек, может проявиться с начала полового созревания, но чаще она формируется позже. Сенситивный тип складывается лишь к 16-19 годам – в период вступления в самостоятельную жизнь с ее нагрузкой на межперсональные отношения. Паранойяльная психопатия крайне редко встречается у подростков, максимум ее развития падает на 30-40 лет.
Существуют некоторые закономерные трансформации типов хар-ра в подростковом возрасте. С наступлением пубертата наблюдавшиеся в детстве гипертимные черты хар-ра могут смениться очевидной циклоидностью, недифференцированные невротические черты – психастеническим или сенситивным типом, эмоциональная лабильность заслониться выраженной истероидностью, к гипертимности присоединяться черты неустойчивости. Все эти трасформации могут произойти в силу как биологических, так и социальных (особенности воспитания) причин.
Социальная дезадаптация при психопатии обычно происходит через весь подростковый период. В силу только особенностей хар-ра, а не из недостатка способностей, подросток не удерживается в школе, ПТУ, бросает работу, куда еще только поступил. Такими же напряженными, полными конфликтов или патологических зависимостей оказываются семейные отношения. Нарушается и адаптация к среде сверстников – страдающий психопатией подросток либо вообще не способен устанавливать с ними контакты, либо отношения бывают полными конфликтов, либо способность адаптироваться ограничивается жестко очерченными пределами – небольшой группой подростков, ведущей асоциальный образ жизни.
Эти три критерия позволяют диагностировать психопатии.
Основные нарушения при психопатии касаются эмоционально-волевой сферы.
Также является характерным склонность к странному и необычному поведению, к резким изменениям настроения без соответствующих причин, что приводит к нарушению контакта психопатической личности с другими людьми и препятствует нормальной деятельности.
Выделены 2 группы психопатов:
- возбудимые : взрывчатые личности, которые дают бурные реакции по ничтожному поводу, не выносят никаких препятствий их желаниям. При этом они выявляют тенденцию к агрессивным действиям по отношению к окружающим. Находясь в возбужденном состоянии, наносят себе повреждения, бьются головой о пол, рвут одежду.
- Тормозные – астенические, психастенические, истерические, паранойяльные личности. У них ослаблены или нарушены основные нервные процессы возбуждения и торможения.
Различные варианты патохарактерологического развития личности практически всегда встречаются в соматических отделениях (терапевтических, хирургических и др.).
Такие больные повышенно требовательны, капризны, эмоционально несдержанны, грубят персоналу, нарушают режим.
Тактика персонала : сугубо индивидуальная. Таких больных в палате не должно быть больше одного. Их важно разместить в разных палатах.
Акцентуация характера– это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены.
При этом у подростков отмечается повышенная чувствительность к определенным психотравмирующим воздействиям при хорошей устойчивости к другим. При каждом типе акцентуаций имеются свойственные только ему, в отличие от других типов, «слабые места».
Акцентуации обычно проявляются в подростковом возрасте, в период становления характера и несколько сглаживаются по мере взросления. Исследованию акцентуаций посвящены труды К. Леонгарда, А.Е. Личко, А.А. Александрова и др. Частота встречаемости акцентуаций у подростков различна. Среди учащихся обычных школ количество акцентуированных подростков колеблется от 42 до 62%. Среди подростков с отклоняющимся поведением акцентуанты составляют 66%, а среди подростков, совершивших правонарушения, – 87% (исследования Н.Я. Иванова, А.К. Вдови-ченко и др.).
В отличие от психопатий, акцентуации не являются заболеваниями, а относятся к вариантам нормы. Критериями, различающими акцентуацию и психопатию, могут быть следующие признаки:
1) акцентуации ярко проявляются только в подростковом возрасте, а психопатии – в течение всей жизни;
2) проявление особенностей характера при акцентуациях бывает в определенных ситуациях, а при психопатиях – независимо от ситуаций;
3) при акцентуации редко возникает социальная дезадаптация и возможен возврат к норме; при психопатии социальная дезадаптация бывает значительно чаще;
4) при акцентуации нарушения поведения, декомпенсации возникают как ответ на строго определенный тип пси-хотравмирующей ситуации, при психопатии – при любых психотравмах, а иногда и без видимых причин.
Для диагностики акцентуаций в подростковом возрасте желательно использование методики психодиагностического опросника (ПДО) (А.Е. Личко), но возможно и применение методики Шмишека.
Типы подростковых акцентуаций характера по ПДО:
Гипертимный.
Циклоидный.
Лабильный.
Астено-невротический.
Сенситивный.
Психастенический.
Шизоидный.
Эпилептоидный.
Истероидный.
Неустойчивый.
Конформный.
Типы акцентуированных личностей по К. Леонгарду:
Гипертимический.
Аффективно-лабильный.
Аффективно-экзальтированный.
Эмотивный.
Тревожный.
Педантичный.
Интровертированный.
Возбудимый.
Демонстративный.
Экстравертированный.
Застревающий.
Дистимический.
Возможно существование смешанных типов акцентуаций: гипертимно-циклоидный, лабильно-сенситивный, астено-истероидный и т. д. У А.Е. Личко вычленяется 20 вариантов таких смешанных типов. Приведем краткие характеристики каждого из основных типов акцентуаций.
Гипертимный тип. Подростки с этой акцентуацией отличаются хорошим настроением, высоким жизненным тонусом, неудержимой активностью. У них сильно выражены экстраверсия, стремление к неформальному лидерству в компании сверстников. Высокая подвижность нервных процессов приводит к тому, что они легко адаптируются к новой и быстро меняющейся обстановке. Самооценка несколько завышена, планы на будущее оптимистичны и быстро меняются.
Нарушения адаптации возникают при попытке ввести таких подростков в строго регламентированный режим, ограничить их активность, а также при выполнении монотонной деятельности в одиночестве, и проявляются в побегах, нарушениях поведения.
Циклоидный тип. Характеризуется обычно кратковременными (1–2 недели) колебаниями настроения – от повышенного к депрессивному. В фазе пониженного настроения отмечается снижение работоспособности, потеря интереса к школе, увлечениям, компании. Неудачи и мелкие конфликты тяжело переживаются и могут привести к мыслям о своей виновности, неполноценности. В этой фазе плохо переносится изменение жизненных стереотипов (переезд, смена школы и т. п.). В маниакальной фазе циклоидные подростки похожи на гипертимных. Самооценка может показаться на первый взгляд противоречивой: подросток оценивает себя как активного и пассивного, общительного и замкнутого одновременно. При более тщательном опросе выясняется продолжительность перепадов настроения.
Лабильный тип. Главная черта этого типа – крайняя изменчивость настроения, которое может изменяться несколько раз в течение дня по ничтожным и незаметным для окружающих поводам. Подростки этого типа точно чувствуют отношение к себе со стороны других людей и остро на него реагируют. У них высокая потребность в сочувствии, сопереживании со стороны близких. К лидерству эти подростки не стремятся, предпочитают теплые эмоциональные контакты с небольшой группой друзей. К декомпенсации может привести эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц, утрата родственников. Декомпенсация проявляется в усилении эмоциональной лабильности, приступах плача, спадах настроения, возможны попытки самоубийства, уходы из дома.
Сенситивный тип. У этого типа две главные черты – большая впечатлительность и заниженная самооценка. Среди посторонних, в непривычной обстановке проявляются замкнутость, тревожность. С незнакомыми трудны даже поверхностные, формальные контакты. Со знакомыми бывают достаточно общительными и откровенными. При самооценке подростки этого типа находят в себе множество разнообразных недостатков, особенно в области волевых качеств. К декомпенсации может привести ситуация несправедливого обвинения, неблагожелательного внимания со стороны окружающих. Это приводит к депрессивным переживаниям, иногда нарушениям поведения.
Психастенический тип. Подросткам этого типа свойственны нерешительность, склонность к рассуждательству (т. е. к длительным и бесплодным рассуждениям), опасения за будущее – свое и своих близких, склонность к самоанализу. Нерешительность проявляется особенно сильно, когда надо сделать самостоятельный выбор. К декомпенсации приводит необходимость принимать быстрые решения, отвечать за других (назначение старостой, руководителем группы сверстников). При усилении тревоги легко возникают навязчивости и ритуалы (см. гл. 7). Самооценка несколько занижена, иногда противоречива – включаются не только реальные черты, но и желанные.
Астено-невротический тип. Главными чертами являются повышенная утомляемость, раздражительность, тревога о состоянии своего здоровья. Утомляемость особенно проявляется при умственных нагрузках и в обстановке соревнований. К декомпенсации приводит необходимость достигать высоких результатов (занятия в престижных лицеях, гимназиях). При утомлении наступают вспышки раздражительности по ничтожному поводу, усиливается беспокойство о состоянии своего здоровья, может возникнуть невроз.
Шизоидный тип. Отмечается замкнутостью и недостатком интуиции в процессе общения. Трудно установить неформальный эмоциональный контакт, особенно со сверстниками. Эмпатия развита недостаточно. Внутренний мир подростка почти всегда закрыт для других и заполнен фантазиями, увлечениями.
Труднее всего переносятся ситуации, связанные с необходимостью установления эмоциональных неформальных контактов (пребывание в оздоровительном лагере, санатории) либо со стремлением родителей вторгнуться во внутренний мир подростка или ограничить его увлечения.
Самооценка адекватна. В отличие от психопатии, никогда не отмечаются расстройства мышления.
Эпилептоидный тип. Главной чертой является склонность к постепенному накоплению раздражения и поиску объекта, на котором можно было бы сорвать зло. Бывают приступы злобно-тоскливого настроения. Эмоциональные взрывы частые и продолжительные. Лидерство проявляется как стремление властвовать над сверстниками. Инертность психических процессов проявляется во всех видах деятельности. В качестве компенсации инертности может возникать педантичность, склонность к повышенной аккуратности.
К декомпенсации может привести смена обстановки (изменение места жительства, школы), рождение младших детей в семье. Декомпенсация часто проявляется в усилении жестокости, ревности к младшим членам семьи.
Истероидный тип. Основными чертами являются жажда внимания, восхищения, эгоцентризм. Внешняя выразительность, театральность переживаний не всегда соответствуют реальной интенсивности чувств. У подростков с истероидной акцентуацией часто встречается избыточное фантазирование, как попытка привлечь к себе внимание. Декомпенсация возникает при игнорировании таких подростков со стороны взрослых и сверстников и проявляется в виде нарушений поведения, иногда самооговоров, демонстративных побегов из дома.
Неустойчивый тип. Главная черта этого типа – постоянное стремление к развлечениям, удовольствиям, смене впечатлений. При необходимости исполнения обязанностей, долга, достижения целей (поставленных родителями) отмечается недостаточность настойчивости. Неустойчивые подростки часто попадают в делинквентные компании, в которых занимают подчиненное положение. К своему будущему эти подростки равнодушны, у них нарушена способность к прогнозу дальнейшего развития ситуации. Выраженная декомпенсация и нарушения поведения возникают в условиях безнадзорности и проявляются в бродяжничестве, прогулах.
Конформный тип. Подростки этого типа стремятся к чрезмерному приспособлению к окружающему. Они живут по правилу: думать «как все», поступать «как все», ничем не выделяться из среды сверстников. Декомпенсация наступает, если подросток попадает в делинквентную среду. Они с трудом переносят новое окружение, крутую ломку жизненных стереотипов; самооценочные суждения доступны им только с опорой на мнение окружающих.
Акцентуации характера, в условиях негативной ситуации развития подростка, могут переходить в психопатии. Этот процесс у подростков находится в тесной зависимости от условий воспитания, семейной ситуации, усилий самого подростка, направленных на компенсацию патологических особенностей личности. Поскольку в подростковом возрасте компенсаторные механизмы часто сформированы недостаточно, возникает заострение психопатических черт. У подростков с возбудимой психопатией учащаются и становятся интенсивными приступы гнева, иногда возникает склонность к самопорезам. У циклоидных и шизоидных подростков чаше возникают депрессивные спады настроения. При эпилептоидной психопатии более частыми и интенсивными становятся приступы измененного настроения (угрюмость, злость, агрессия по отношению к слабым). Для гипертимных и неустойчивых подростков увеличивается (по сравнению с детским возрастом) риск присоединения к асоциальной компании. Возможно употребление алкоголя и наркотиков.
При благоприятных (для каждого типа психопатии) условиях окружающей среды подросток может занять такое место, которое приводит к относительной компенсации отклоняющихся особенностей личности: например, занятия в туристической или военно-спортивной секции для гипертимных подростков, возможность ограничить общение со сверстниками у шизоидов, занятия в драматическом кружке для истероидов и т. п.
Задачей психолога при работе с такими подростками является поиск наиболее благоприятного вида деятельности, правильная профориентация, нормализация семейных отношений. У подростков с сенситивным и психастеническим типом психопатий возможны реакции гиперкомпенсации,
стремление развить в себе противоположные черты характера. С этой целью они занимаются в секциях борьбы, тяжелой атлетики и т. д. Такой выбор можно одобрить, если это стремление самого подростка, а не его родителей.
Фотографии Антона Дергачева (кроме первой), комментарий Владимира Дергачева Идеальная супружеская пара на лебедях, которая вот-вот поцелуются. Фонтан «Супружеская или Брачная карусель» создан по мотивам немецкого средневекового поэта и композитора Ганс
Логопедическое обследование детей с церебральным параличом Логопедическое обследование детей, страдающих церебральным параличом, строится на общем системном подходе, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структ
Александр Гущин За вкус не ручаюсь, а горячо будет:) Содержание Яркая, красивая ягода вишня содержит в себе огромное количество полезных микроэлементов и витаминов. Ее универсальность в кулинарии позволяет приготовить массу хороших, вкусных, уникаль
Ни одна кастрюля в мире не сварит пшенную кашу на молоке так вкусно, как это сделает мультиварка. И ни одна плита не справится с ее приготовлением так быстро, как мультиварка-скороварка. Простой и здоровый завтрак – сладкая пшенная каша на молоке, сдобрен
Название: Рыцарь пентаклей, Рыцарь денариев, Рыцарь монет, Воин монет, Рыцарь бубен, Путешественник, Завоеватель Дел, Всадник, Кавалер, Полезный человек, Повелитель Земель Диких и Плодородных. Значение по Папюсу: Выгода, Прибыль, Польза, Интерес. Важное
Томный август у многих Тельцов станет благоприятным временем для развития личных отношений. В этот период у представителей данного знака Зодиака возникает возможность использовать на полную катушку свое природное обаяние для успеха в сердечных делах. Чтоб