Презентация на тему глагол как часть речи

31.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – все в действие придёт: Летит ракета, люди строят зданья, И рожь в полях растёт. Глагол

Сравните два текста. Чем они отличаются? Сильная буря. Гром. Молния. Дождь. Ручьи по дорожкам. Лесные озёра. Птицы на деревьях. Началась сильная буря. Ударил гром. Вспыхнула молния. Полил дождь. Побежали ручьи по дорожкам. Заблестели лесные озёра. Затихли птицы на деревьях.

Чем похожи эти слова? началась ударил вспыхнула полил побежали заблестели затихли Обозначают действия предметов. Отвечают на вопросы: что сделала? что сделал? что сделали?

Что значит слово ГЛАГОЛ? В переводе со старославянского языка глагол – это значит слово, речь. Наши предки рассматривали его как слово из слов, важнейшим видом слов. Без глагола не построишь предложений, не передашь собеседнику никаких сообщений.

Глагол Это самостоятельная часть речи. Обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Например: читать, нарисовать.

Алгоритм определения глагола. Поставь к слову вопрос. Слово отвечает на вопрос что делает?, что сделает? … Да. Определи, что обозначает слово. Слово обозначает действие предмета? Нет. Да. Это глагол. Это другая часть речи.

Что делает? поднимает катается играет

Что делала? ругала махала читала

Что сделает? полетит потанцует побежит

Найдите 10 глаголов К М Л О В И Т Ь Ф Р М Й П Е Р Е Х О Д И Т Ь К И Т С Р А Г А Ч А Н О Т Е И Т Л П Р И С О Н Ь Т Д Е И Р И С М С Й К Ь Е Т Т Л Т Н Д Т И Е С Т Ь Ь Н Ь П Т О П Е Т Ь Р И О Д Ю О Я Н Й Н О Т Д Ш М В Я Т Щ К А Н А О П Л Ы Т Ь

Подбери к существительным подходящие глаголы. собака волк овца свинья гусь кузнечик кошка курица хрюкает блеет лает гогочет кудахчет мяукает стрекочет воет

Подбери к существительным подходящие глаголы. ножницами молотком топором пилой клещами плугом бруском бритвой удочкой зубной щёткой градусником забивают гвозди стригут пилят рубят доски ловят рыбу выдёргивают гвозди бреют точат пашут меряют температуру чистят зубы

Найдите глаголы в пословицах. Месяц светит, да не греет. Что с воза упало, то пропало. Работа и мучит, и кормит, и учит. Испокон века книга красит человека. Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял

Укажи в тексте глаголы. … И вот по одноцветной её синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь. Прошло несколько мгновений – та же стояла жестокая тишь… Но погляди! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад; то летят домой ровным полётом два голубя. И. Тургенев

Экспресс - опрос Что такое глагол? Глагол – это самостоятельная часть речи. Что обозначает глагол? Глагол обозначает действие предмета. На какие вопросы отвечает глагол? Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? …

Тема урока. Презентация части речи «Глагол».

Цели урока:

  • Раскрыть роль глагола в речи и в художественном тексте.
  • Обогащать словарный запас учащихся, повторить грамматические признаки глагола, изучить порядок морфологического разбора глагола.
  • Формировать умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации: высказывать собственное суждение, делать выводы; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
  • Совершенствовать умение анализировать текст.
  • Развивать речевую и мыслительную деятельности.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

II. Сообщение темы и цели урока

Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!

– Сегодня на уроке мы должны с вами согласиться или не согласиться со словами А.Югова.

III. Работа с классом

Задание 1. Выразительно прочитайте стихотворение. Какое время года описано в нём? Какие чувства вызывает у вас этот текст? Озаглавьте его. Прочитайте глаголы. Определите, какова роль слов этой части в данном описании. Сделайте вывод. (Приложение . Слайд № 2)

Гаснет вечер, даль синеет.
Солнышко садится,
Степь да степь кругом – и всюду
Нива колосится!
Пахнет мёдом, зацветает
Белая гречиха…
Звон к вечерне из деревни
Долетает тихо…
А вдали кукушка в роще
Медленно кукует…
Счастлив тот, кто на работе
В поле заночует!

(И.Бунин)

Вывод: глагол называет действия предметов. В каждом предложении есть глагол, так как сообщение о действиях предметов характеризует эти предметы.

2. Сообщение ученика (готовится заранее), (Приложение . Слайды № 3–4)

Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием. Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», и в этом значении встречается в поэзии А.С.Пушкина, А.Плещеева, А. Толстого, Н.Огарёва. Известны пушкинские строки из стихотворения «Пророк»:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Необыкновенна эта часть речи и тем, что обозначает действие, о чём восхищённо сказал писатель А.Югов: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!»
Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека, и разнообразных аспектов его деятельности (трудовой, социальной, экономической, научной, общественной, политической, культурной и т.)
По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов входит 2500 глаголов. Самыми частотными являются: быть, мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, видать, думать, работать, любить и т.д..
Нужно отметить ещё одну особенность, резко отличающую глагол от имени существительного: он обладает вдвое большим количеством грамматических признаков.

Задание 3. Составьте кластер морфологического разбора глагола. Используя его, расскажите о грамматических признаках слов этой части речи. (Приложение . Слайд № 5)

Морфологический разбор глагола

I. Часть речи Общее грамматическое значение.

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма (неопределённая форма = инфинитив).

2. Постоянные признаки:

а) вид;
б) переходность;
в) возвратность (возвратный или невозвратный);
г) спряжение.

3. Непостоянные признаки:

III. Синтаксическая роль в предложении

Задание 4. (Самостоятельная работа)

Комплексный анализ текста. (Приложение . Слайд № 6)

Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Выразительно прочитайте текст, определите тему, главную мысль. Озаглавьте текст.
Разберите по составу глаголы, определите их морфологические признаки (смотри кластер). В форме какого времени употреблены глаголы? С какой целью, по-вашему, используется форма будущего времени?

Я очень люблю эти пр_стые цветы – в_сёлые к_л_кольчики. Выйд_шь из леса на з_росший высок_й травой луг и от рад_сти ахн_шь: столько кр_суется всев_зможных цветов, п_хожих на праздничный х_ровод. По вс_му зелёному лугу б_леют р_машки ж_елтеют одуванч_ки цветёт мыш_ный г_рошек. А выше всех, всех в_селее – л_ловые к_л_кольчики. От лё_кого дыхания тёпл_го летн_го в_терка колыш_тся клан_ются зв_нят к_л_кольчики, радос_но приве_ствуя гостя.
Всё лето цветут зв_нят к_л_кольчики, зн_комые и милые цветы лугов и нашего леса.

(И. Соколов – Микитов)

Минутка творчества!

Задание 5. Учимся писать. (Приложение . Слайд № 7)

Рассмотрите картинки и напишите рассказ на тему «собиратель автографов».
Подчеркните глаголы и определите их роль в тексте. (Учащиеся делают выводы)

Задание 6. (Приложение . Слайды 8–9)

Рассмотрите рисунки и определите, значение каких глаголов-омофонов в них обыгрывается.
Запишите омофоны и составьте с ними предложения по рисункам.
Какие морфологические признаки являются общими для этих глаголов-омофонов?

Омофоны – это слова, одинаково звучащие, но имеющие разное написание (роман – жанр произведения, Роман – имя собственное)
(При-мир-я-ть друзей – при-мер-я-ть костюм)

Задание 7. Замените каждый фразеологизм глаголом-синонимом. Запишите эти глаголы и разберите их по составу.(Приложение .Слайды № 11–12)

Водить за нос. Запутывать, обманывать.
Рассеиваться как дым. Исчезать.
Надуть губы. Обидеться.
Прикусить язык. Замолчать.
Унести ноги. Убежать.
Зарубить на носу. Запомнить.
Чесать язык. Болтать.
Клевать носом. Дремать.
Задавать стрекоча. Убегать.

Задание 8. Устно, употребляя каждый глагол в указанной форме.Назовите те морфемы, с помощью которых образуются данные формы. Назовите глаголы совершенного вида.
Выразительно прочитайте стихотворение А.Майкова. Докажите, что в нём использован приём олицетворения. (За образом цветка угадывается внутренний мир человека) (Приложение . Слайды №13–14)

От солнца лилия пугливо
Головкой (прятаться : изъяв. н., наст. вр.)
Своей,
Всё ночи (ждать : изъяв. н., наст. вр.), всё
(ждать : изъяв. н., наст. вр.) тоскливо,
(Взойти : услов. н.) месяц поскорей.
Ах, этот месяц тихим светом
Её (пробудить: изъяв. н., буд. вр.) ото сна,
И всем дыханьем, полным цветом,
К нему (запроситься: изъяв. н., буд. вр.) она…
(Глядеть :изъяв. н., наст. вр.), (гореть : изъяв. н., наст. вр.),
(томиться : изъяв. н., наст. вр.),
(блестеть : изъяв. н., наст. вр.)
И, все раскрывши лепестки,
(благоухать: изъяв. н., наст. вр.) и (трепетатать : изъяв. н., наст.вр.)
От упоенья и тоски.

Проведём эксперимент.

Задание 9. (Приложение . Слайды № 15–16)

1. Прочитайте текст. В чём его необычность? Как вам кажется, о чём этот текст?
2. Выпишите из текста слова, которые по языковым признакам соотносимы с глаголами, определите их морфологические признаки.
3. Спишите выделенные предложения и разберите их по членам.
Установите, с какими частями речи соотносимы «искусственные» слова.
4. Ещё раз прочитайте текст и нарисуйте к нему иллюстрации.

Пуськи бятые

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
– Калушата, калушатоки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит:
– Оее? оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит:
– Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А бутявка волит за напушкой:
– Калушата подудонилась! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

(Л. Петрушевская)

IV. Подведение итога урока

– Какова же роль глагола в речи и художественном тексте?

V. Домашнее задание

1. Используя схему, составьте предложения, содержащие вопрос или просьбу к незнакомому человеку. (Приложение . Слайд № 17)
Не забудьте употребить этикетные слова.
С каких слов должен начать фразу ваш собеседник?

2. Определите, какие морфологиеские признаки являются одинаковыми для всех глаголов в схеме (вид, переходность – непереходность, возвратность – невозвратность, спряжение, грамматическая форма).



Что без меня предметы?

Лишь названия.

Но я приду – все в действие придет,

Летит ракета, люди строят здания,

И рожь в полях растет.

(В.Кондрашов)


«Удивительная часть речи –глагол!»

Удивительная часть речи

В русском языке живет:

Кто что делает, расскажет:

Вяжет, сеет иль поет.

Может плакать и смеяться,

Или забивает гол,

Начинаем удивляться –

Растолкует все …


«Удивительная часть речи –глагол!»

«Глаголы – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. И назначение глагола – выражать само действие!»

(А. Югов)


«Удивительная часть речи –глагол!»

«Глагол придает речи жизнь,- своим присутствием животворит отдельные слова»

(Николай Греч)


«Удивительная часть речи –глагол!»

« Глаголы- это слова, оживляющие все, к чему они приложены»

(А.М.Пешковский)


«Удивительная часть речи –глагол!»

Спряжение глаголов

на - ить (кроме брить, стелить)

4 на – ать: держать

7 на – еть: терпеть

зависеть

ненавидеть

смотреть

остальные

(на – ать

и другие)


«Удивительная часть речи –глагол!»

Личные окончания глаголов


Повар -…, врач - …, учитель - …,

ученик-…, баянист - …, художник - …,

портниха -…, продавец - …, ветер - …,

гром –…, молния - .., трава-…,

дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - ..


«Удивительная часть речи –глагол!»

На то и печь, чтобы в ней хлеб печь.

Иди домой, но сначала коридор домой.

Снежное покрывало все в поле покрывало.

В углу раздался детский плач.

И кто-то вдруг сказал: «Не плачь!»


«Удивительная часть речи –глагол!»

Не выучил, не делай,

Не знаешь, не спеши.

С глаголами раздельно

«Не» всегда пиши .


(Не)навидеть, (не)годовать,

(не)бывает, (не)любит,

(не)истовствовать,

(не)домогать, (не)было,

(не)доумевать,

(не)бросит.


Прежде чем глагол писать,

Не забудь вопрос задать.

Если Ь знак в вопросе,

То в глаголы его вносим.

«Удивительная часть речи –глагол!»


1) Кто умеет трудит...ся, тот труда не боит...ся.

2) Дело мастера боит...ся.

3) По труду и честь воздаѐт...ся.

4) Надо трудит...ся, не надо ленит...ся.

5) Человек по делу узнаѐт...ся.

6) От работы руки не отниму...ся.

«Удивительная часть речи –глагол!»

Глагол. 3 класс

Выполнил: учитель начальных классов

МОУСОШ № 18 им. Н.В.Менчинского

Кузнецов Александр Сергеевич


Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду – все в действие придёт:

Летит ракета, люди строят зданья,

И рожь в полях растёт.


Сравните два текста. Чем они отличаются?

  • Сильная буря. Гром. Молния. Дождь. Ручьи по дорожкам. Лесные озёра. Птицы на деревьях.
  • Началась сильная буря. Ударил гром. Вспыхнула молния. Полил дождь. Побежали ручьи по дорожкам. Заблестели лесные озёра. Затихли птицы на деревьях.

Чем похожи эти слова?

началась

ударил

вспыхнула

полил

побежали

заблестели

затихли

Обозначают

действия предметов.

Отвечают на вопросы:

что сделала?

что сделал?

что сделали?


Что значит слово ГЛАГОЛ?

  • В переводе со старославянского языка глагол – это значит слово, речь.
  • Наши предки рассматривали его как слово из слов, важнейшим видом слов.
  • Без глагола не построишь предложений, не передашь собеседнику никаких сообщений.

Что делает?

поднимает

катается

играет


Что делала?

ругала

махала

читала


Что сделает?

полетит

потанцует

побежит


Найдите глаголы


5 «золотых» правил русского языка

1. Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно;

2. Начало предложения пишу с большой буквы, в конце предложения ставлю знак препинания;

3. Переношу с одной строки на другую по слогам;

4. Помню о красной строке;

5. Пишу, проговаривая себе по слогам


Работа с книгой

С. 104 Упражнение № 178


кудахчет

стрекочет

кузнечик


Подбери к существительным подходящие глаголы.

ножницами

молотком

зубной щёткой

градусником

забивают гвозди

рубят доски

меряют температуру

чистят зубы


Подбери к существительным подходящие глаголы.

выдёргивают гвозди

Ловят рыбу


Найдите глаголы в пословицах.

  • Месяц светит, да не греет.
  • Что с воза упало, то пропало.
  • Работа и мучит, и кормит, и учит.
  • Испокон века книга красит человека.
  • Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял

Укажи в тексте глаголы.

И вот по одноцветной её синеве

замелькало что-то ровно и плавно;

ни дать ни взять белый платочек или

снежный комок. То летел со стороны

деревни белый голубь.

Прошло несколько мгновений – та же

стояла жестокая тишь… Но погляди! Уже два

платка мелькают, два комочка несутся назад;

то летят домой ровным полётом два голубя.

И. Тургенев


Рефлексия:

  • Что такое глагол?
  • Глагол – это самостоятельная часть речи.
  • Что обозначает глагол?
  • Глагол обозначает действие предмета.
  • На какие вопросы отвечает глагол?
  • Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? …

Последние материалы сайта