Православная молитва святителю нектарию эгинскому чудотворцу. Святитель нектарий эгинский и его наставления

01.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

9/22 ноября мы вспоминаем святителя Нектария Эгинского , современного подвижника и чудотворца. Жизнь его удивительна: Господь являл попечение о Своем угоднике видимым и ощутимым образом.

Святитель Нектарий (в миру Анастасий Кефалас) родился в бедной многодетной семье в селе Силиврии Фракийской, неподалеку от Константинополя. При жизни он перенес много скорбей, ему пришлось столкнуться с завистью, ненавистью, клеветой и познать, что воистину везде и во все времена «желающие благочестиво жить о Христе Иисусе гонимы будут».

Святитель стяжал дары Духа Святого: непрестанной молитвы и духовного рассуждения, исцеления, прозорливости и пророчества. Когда он служил Божественную Литургию, находясь в молитвенном состоянии, лицо его излучало свет, который был виден окружающим.

Святитель Нектарий Эгинский был человеком исключительной доброты и раздавал всё, что имел. Когда у него не было денег для раздачи милостыни, он отдавал нуждающимся свою одежду и обувь. Однажды, во время служения Литургии в одном из афинских храмов, в алтарь вошел какой-то бедный священник. Ряса его была ветхой, вся в заплатках. Святитель отдал ему свою единственную рясу.

Каждый раз, когда святитель раздавал всё, что имел, и кошелек его становился пуст, он отправлялся в храм и, протягивая перед иконой Спасителя или Божией Матери руку, говорил: «Вот видишь, Христе Боже, нет денег… Но Ты знаешь…» И Господь посылал ему Свое благословение.

В бытность святителя Нектария директором богословской школы в центре Афин школьный уборщик неожиданно серьезно заболел. Он очень боялся потерять работу. Еще не оправившись до конца от болезни, уборщик скорее пошел в школу и застал ее в идеальном порядке. Решив, что на его место уже взяли другого человека, бедняк страшно расстроился. Жена его, также очень расстроенная, посоветовала ему отправиться рано утром на работу и попробовать поговорить с новым хозяйственником. Уборщик пришел к 5 часам утра в школу и увидел своего «заместителя»: им оказался сам святитель. Он подметал уборную, приговаривая при этом: «Подметай, Нектарий, это единственное, что ты достоин делать». Святитель сказал больному: «Не бойся, я не покушаюсь на твое место, наоборот, я делаю всё, чтобы сохранить его за тобой до твоего окончательного выздоровления… Но будь осторожен: пока я живу в этом мире, никто не должен знать о том, что ты видел».

В основанном им на Эгине монастыре святитель Нектарий занимался физическим трудом, иногда весьма тяжелым. Он сам копал грядки и ухаживал за садом, носил воду для полива, перетаскивал огромные камни для строительства келий и даже чинил и мастерил обувь.

В неостановимом потоке времен святые — эти сияющие звезды Церкви — всегда освещали и согревали души православных христиан. Наша Церковь была богата святыми не только в первые, обагренные кровью века своего восхождения, они появлялись и на более поздних этапах развития христианства. Святые живут среди нас и своей истинно христианской жизнью восходят по тому же пути, по которому первым прошел Господь; по пути, который Он освятил своею добровольной жертвой; по пути, которому с тех пор следовало великое множество людей. Их сонм, по благодати Божией, не перестает пополняться.
Они продолжают возвышающий человека трудный путь, отдавая свою душу — самое ценное, что имеют, — во имя соединения с Творцом.

Такой личностью, сконцентрировавшей в себе все свои духовные силы, посвятившей себя делу внутреннего совершенствования и соединению с Богом, была личность святого отца нашего Нектария — чудотворца, митрополита Пентапольского, подвизавшегося на Эгине.

Святитель Нектарий — тот святой, которого прославил Господь уже в наше время. Он явил собой новую яркую звезду на небосклоне Православия.
Его жизнь, с первых шагов и до благословенной кончины, оставила по себе заметный след в христианских душах Ближнего Востока и Греции. Он стал неугасимым маяком на Эгине, источая свою благодать и благословение на весь мир. Жизнь этого человека была непрестанной борьбой во имя достижения истинного знания и добродетели. Это был трудный путь, но он проходил его победоносно. Житие святого Нектария — это осуществление непоколебимого желания обрести то, к чему так стремилась всеми силами его душа, обрести Бога Истинного.

Он стал победителем в духовной брани, и потому уже через довольно короткое время с момента его кончины слава о нем распространилась повсюду. Святитель Нектарий — крупный иерарх в плеяде отцов нашей Церкви, одна из высочайших ее вершин, столп святости.

Он родился 1 октября 1846 года в селе Силиврия, в Восточной Фракии, крещен 15 января 1847 года с именем Анастасий. Его родители — Димос и Василики Кефалас были простыми бедными людьми, но по-христиански сердечными, благочестивыми, добродетельными. Они имели множество достоинств, и благодатным духовным плодом всего этого стал Анастасий Кефалас, впоследствии — святитель, чудотворец Нектарий мироточивый. Благочестивые родители растили Анастасия, пятого из шестерых детей, "в традициях и духе заповедей Господних".

Мать учила его песнопениям, молитвам и часто заставляла читать и петь различные тропари. Особенно старалась она, чтобы мальчик запомнил 50-й псалом Давида «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». Этот умилительный псалом, волнующий всякую христианскую душу, производил особое впечатление на благословенное чадо. Мальчик читал его часто и, как он сам позже рассказывал сестрам своего монастыря и другим ученикам, когда доходил до слов: научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся, — то останавливался и множество раз повторял этот стих, чем будущий святитель как бы предугадывал свое миссионерское служение.

С юного возраста мальчик чувствовал зов Божий и свое священническое призвание. Он очень любил церковь, с радостью посещал все службы и сколь можно долго оставался в храме — прислуживал священникам. Особо он внимал проповедям. Возвратясь домой из храма, мальчик повторял наизусть целые отрывки из проповеди и приводил тем самым в изумление всех домашних. Будучи еще совсем крохой, он мастерил из бумаги «облачения» и совершал со своими сверстниками всевозможные «службы». Когда Анастасию исполнилось семь лет, он где-то раздобыл белые листы бумаги и стал старательно их сшивать нитками. На вопрос матери, что он делает, Анастасий ответил: «Я хочу сделать книгу и записывать туда Словеса Божии». В Силиврии мальчик получил начальное образование. Особенно он любил читать книги религиозного содержания. Но продолжать учебу он не мог, потому что ни средней школы в его родном селе не было, ни денег, чтобы поехать куда-то учиться. Препятствия были большие, но еще большими были его вера и желание. Он весь пребывал во власти мечты получить христианское образование, с тем, чтобы учить других творить волю Божию. Так Анастасий принимает трудное решение уехать на чужбину. По благословению родителей, он отправляется в Константинополь. Сохранилось предание о том, что четырнадцатилетний Анастасий добрался до порта, чтобы подыскать корабль, на котором можно было бы пуститься в плавание. Он подошел к какому-то судну и стал упрашивать капитана взять его с собой. А тот, посмотрев на подростка, лишь ухмыльнулся: «Иди, погуляй, малыш. А потом приходи, мы тебя возьмем». Анастасий понял иронию как отказ капитана и со слезами смотрел, как готовили корабль к отправлению.

Вот уже капитан отдает команды машинистам, заработали двигатели, а судно — ни с места. Поступил приказ набрать обороты, но судно стояло, как привязанное. В недоумении капитан встретился взглядом с печальными глазами Анастасия, стоявшего на причале, и, пожалев подростка, сделал ему знак подняться на корабль. И — о, чудо! Лишь только Анастасий вступил на палубу, корабль сам отошел от берега! В Константинополе его первым рабочим местом стал табачный магазин. Но труд там оплачивался очень низко, потому юноша и ходил унылый, одетый в лохмотья, часто совсем голодный. Единственным его утешением была вера Христова: он беспрестанно молился. Днем трудился не покладая рук, а ночью изучал Священное Писание. Стремясь к миссионерской деятельности, он на кисетах и обертках табачных брикетов писал различные изречения святых отцов, чтобы духовно помогать своим клиентам.
Об этом вспоминал сам святой Нектарий в предисловии к книге «Ученых сокровища».

Молодой человек продолжал жить в страшных лишениях. Как-то, совсем отчаявшись, он задумал испросить у Самого Бога то, в чем испытывал нужду. Он всегда это делал в молитве, но в простоте своего искреннего сердца решил обратиться к Богу... с письмом.

Мальчик хотел изложить свою жалобу и попросить Господа укрепить его. Он взял ручку, бумагу и простосердечно написал то, что чувствовал. Заклеил конверт и подписал: «Господу Иисусу Христу на Небеса». А потом отправился на почту. По дороге повстречался хозяин соседнего магазина, который хорошо знал этого доброго мальчика и видел, какие испытания выпадают на его долю. Сосед тоже шел на почту и предложил отправить письмо Анастасия вместе со своими. На почте торговец увидел адрес на конверте и пришел в изумление. Не веря своим глазам, он открыл письмо и прочитал. Господь помог ему понять всю драму, переживаемую Анастасием. Этот человек тут же взял чистый конверт, вложил деньги и по-отечески написал, как этими средствами распорядиться. Запечатав конверт, он отправил его по адресу Анастасия, который, получив такое послание, не знал, куда и деваться от радости. В жизни мальчика наступил настоящий праздник, праздник в честь «ответа» от Господа. Он тут же купил себе одежду, обувь, продукты. А хозяин табачной лавки, завидев столь разительную перемену, сразу подумал, что все это куплено на краденные у него деньги. Он обругал мальчика, избил и выгнал его. Напрасны были слезы и объяснения. Конфликт разрешился лишь после вмешательства благодетельного соседа. Очень скоро Анастасию нашли новое, более подходящее для юноши занятие — он стал смотрителем в школе при подворье храма Гроба Господня. Здесь ему можно было и самому учиться.

В Константинополе он прожил шесть лет. В возрасте двадцати лет в канун Рождества Христова, в 1866 году, тоскуя по дому, юноша решается поехать на праздник к своим. Во время плавания поднялась страшная буря. Кораблю грозило крушение. В какой-то момент мачта надломилась. Анастасий тут же снял с себя пояс, привязал к нему крест, который дала ему его добрая бабушка, и скрепил поясом сломанную мачту. Держа ее одной рукой, другой он совершал крестное знамение, произнося слова: «Господи, спаси нас. Дай мне, Господи, получить богословское образование, чтобы затворять уста оскверняющим божественное имя Твое!» И свершилось чудо! Корабль благополучно прибыл в порт.

В тот же год Анастасий перебирается на остров Хиос. Здесь ему предлагают место учителя в селе Лифи, где он и проработал более семи лет. Сельчане несказанно любили своего учителя, ценили то, что он не ограничивал свою деятельность лишь рамками школы, а проповедовал в храме слово Божие, проводил обширную духовную работу, занимался благотворительностью. Сам учитель жил чрезвычайно скромно, почти аскетически. По воскресным и праздничным дням он приходил в скит святых отцов на острове Хиос и слушал поучения старца Пахомия о началах монашеской жизни.

7 ноября 1876 года Анастасий принимает монашеский постриг с именем Лазарь. Его записывают в насельники знаменитого Нэа Мони (Нового Монастыря), построенного еще в 1045 году императором Константином Мономахом. Инок Лазарь получает послушание секретаря. Братия монастыря питала особую любовь к молодому монаху, ценя его покладистость и исключительно смиренный нрав. Через год после пострига многочисленные дарования инока были оценены по заслугам, и 15 января 1877 года, в день своего крещения, митрополитом Хиосским Григорием в кафедральном соборе святых Минаса, Виктора и Викентия Лазарь рукополагается в сан диакона. Он получает новое имя — Нектарий. Это имя станет позже известно всему миру. Призывая его, многие люди по вере своей сподобятся милости Божией.

В непрестанной молитве и посте провел отец Нектарий в Нэа Мони три года, готовя себя к тому высокому служению, на которое его подвигал Господь.
Благодать Божия щедро изливалась на диакона Нектария. Величие его души проявлялось во всем. Молодой монах жаждал учиться, а средств не было. Но Господь не оставлял его! Он внушил одному благочестивому и богатому христианину, по имени Иоанн Хоремис, обратить внимание на диакона Нектария из Нэа Мони и помочь ему стать благословенным орудием Промысла Божия. Этот человек и взял на себя затраты по переезду отца Нектария в Афины для продолжения учебы. Возрадовался отец Нектарий, видя, как начинает воплощаться его мечта, И славил имя Преблагого Бога. Молясь за своего благодетеля, он с головой окунулся в учебу.

После завершения образования, по рекомендации Хоремиса, он переезжает в Александрию к Патриарху Софронию IV, занимавшему эту кафедру с 1870 по 1899 год. Патриарху нравились молодые люди, обладавшие истинно христианским нравом и любившие науки. Он особо оценил диакона Нектария, посоветовал ему вернуться в Афины, чтобы продолжить учебу и получить высшее богословское образование. В 1882 году отец Нектарий поступает на богословский факультет Афинского университета. Учится он блестяще, получает даже стипендию имени А. Пападакиса. Диплом выпускника богословского факультета отец Нектарий получает 13 ноября 1885 года и возвращается в Александрию. В соборе Святого Саввы 23 марта 1886 года Патриарх рукополагает его во священника. Через пять месяцев, в августе того же года, его возводят в сан архимандрита в храме Святителя Николая в Каире. Параллельно он назначается проповедником и патриаршим секретарем, а затем и патриаршим наместником в Каире. Архимандрит Нектарий проявил великое рвение в выполнении своих высоких обязанностей. Он заботился прежде всего об умножении числа клириков в своей епархии, проповедовал и вразумлял людей, направлял деятельность храмов. За его трудами пристально следил Патриарх Софроний и принял решение вознаградить его усердие. Так Нектарий получил титул верховного архимандрита Александрийской Церкви. Через три года, 15 января 1889 года, верховный архимандрит Нектарий Кефалас рукополагается во архиерея и назначается митрополитом когда-то славной Пентапольской митрополии. Хиротония совершалась в патриаршем соборе Святителя Николая в Каире Патриархом Софронием и архиереями — бывшим епископом Керкирийским Антонием и Порфирием, епископом Синайским.

Митрополит Пентапольский Нектарий, славя Господа, начинает прилагать еще большие усилия для воситания своих духовных чад. Слава о нем идет по всему Египту и распространяется далеко за его пределами.

Но ненавидящий добро диавол устроил так, что у Владыки Нектария объявляется непримиримый враг в лице правящего архиерея. Все предполагали, что митрополит Пентапольский станет в будущем Патриархом Александрийским и с этого возвышения сможет наносить удары по главным центрам сатанинской державы. И это мнение, возможность осуществления такого, хотя митрополит Нектарий об этом никогда не думал, сатана делает темой пересудов, сплетен, домыслов. Завистливые и злобные люди стали убеждать Патриарха в том, что митрополит Пентапольский замышляет заговор и трудится лишь для того чтобы достичь одной цели: завладеть патриаршим престолом Александрии. Коварные доклады не замедлили оказать воздействие на более чем 90-летнего Патриарха, и через некоторое время благочестивый, смиренный и безобидный Нектарий очутился я роли гонимого. Его жизнь в Патриархии стала невыносимой. Поначалу с него сняли все обязанности, освободили от должностей, которые он занимал, наконец, Патриарх без всяких объяснений его уволил.
Зло и зависть восторжествовали. Святитель Нектарий был удален с поста патриаршего Местоблюстителя, а через два месяца его изгоняют из пределов Патриархии с такой вот бумагой: «Наше недостоинство настоящим патриаршим отпустным письмом заявляет, что податель сего Преосвященный Митрополит славной Пентапольской епархии Владыка Нектарий Кефалас, не ужившийся в климате Египта, отсылается в земли иные и призывается исполнять свои архиерейские обязанности, где бы он ни находился, по разрешению местных церковных властей. В подтверждение сего выдается сие отпустное письмо для предъявления его во всех необходимых случаях, Александрия, 11 июля 1890 г. Патриарх Александрийский Софроний».

Святой Нектарий терпеливо переносит выпавшее на его долю испытание. Он уезжает из Египта в скорби, ибо оставляет здесь свою паству и все, что сделано его трудом. Около тысячи его духовных чад из греческой общины в Каире обратились к нему со скорбным прощальным письмом, в котором благодарили его за труды и за святость жизни. И вот он уже в Афинах.

Более семи месяцев святой Нектарий живет в Афинах в страшных лишениях. Но все свои духовные и материальные нужды, всю свою жизнь он вверяет Самому Господу. Он верил, что Господь и на сей раз позаботится о нем. Так и случилось. 15 февраля 1892 года ему предоставляется место проповедника во Фтиодитской и Фокидской епархиях. В марте 1894 года его приглашают возглавить Духовную школу имени братьев Ризари. Это была огромная ответственность. Он должен был готовить к служению способных богословов, проповедников, епископов, иереев. В этой должности святой оставался 14 лет. Период работы в Ризарийской школе был продуктивным и необыкновенно плодотворным. Вклад святого Нектария и здесь невозможно было переоценить. Как раз в период работы святителя на посту директора школы опустел патриарший престол Александрии и, как свидетельствуют печатные материалы того времени, мысли всех обратились к митрополиту Пентапольскому.

Но он предпочел уединенную жизнь. К этому времени он посещал уже Святую Гору и желание следовать по монашескому пути все более укреплялось в нем. В 1904 году, будучи еще директором Ризарийской школы, святой Нектарий основывает женский монастырь Святой Троицы на острове Эгина.
Там поселяются первые инокини — его ученицы, которых он часто посещал, укреплял их духовно и материально. В 1908 году он уходит с должности директора школы по состоянию здоровья и поселяется на острове Эгина. Сохранились многочисленные воспоминания о его святой жизни там, о необычайных чудотворениях, когда он, подобно древним подвижникам мог низводить дождь в засуху, или изгонять саранчу, или исцелять тяжелых больных, даже слепых. В монастыре Святой Троицы он в большом смирении проводит остаток своей земной жизни, непрестанно молясь, служа Богу, создавая богословские труды, проповедуя, исповедуя, наставляя, духовно укрепляя людей до того самого дня, когда 8 ноября 1920 года в 10.30 вечера Господь призвал его к Себе. Пастырь оставил сей мир в возрасте 74 лет в Афинах и больнице «Аретэо» после двухмесячного лечения по поводу острейшего воспаления предстательной железы.
Сразу же по преставлении Владыки началось приготовление тела к погребению. С усопшего сняли рубашку и положили ее на рядом стоящую кровать, где лежал парализованный. Как только одежда коснулась тела больного, он тут же встал на ноги, славя Господа. В тот же миг вся комната наполнилась благоуханием. Без вскрытия тело подготовили к погребению и переправили на остров Эгина. А там с великим благоговением инокини и местные жители предали его земле на территории монастыря.

В апреле 1921 года, с целью возведения мраморной гробницы, захоронение было раскрыто, и тело усопшего оказалось нетленным. Свежими были даже цветы, положенные во время погребения. Само тело источало удивительный аромат. Его перенесли на 48 часов в игуменские покои, затем облачили в новые одежды и вновь захоронили.

Через три года после преставления тело опять было обнаружено нетленным и благоухающим. В 1927 году, по инициативе Хризостома I, архиепископа Афинского, в третий раз были обретены мощи. Тело святого оставалось нетленным и источало аромат.

3 сентября 1953 года гробницу раскрыли вновь. На этот раз мощи святого, лишь Господу ведомо почему, были найдены истлевшими. 5 ноября 1961 года в монастыре и в городе Эгине прошли торжества по случаю официального причисления к лику святых Православной Церкви Нектария Кефаласа, митрополита Пентапольского (Патриарший указ за № 260 от 20 апреля 1961 г.). Труды, которые оставил после себя святитель Нектарий, многочисленны и представляют для всех нас, православных христиан, огромную духовную ценность. Но и сам святитель постоянно подает свою помощь всем, кто к нему обращается со смиренной верой. Известны случаи явления святого, предупреждение им опасностей, исцелений.

Святитель Нектарий Эгинский – один из самых знаменитых греческих святых нового времени, прославившийся многими чудесами. Он родился в 1846 году, в молодости принял монашество, впоследствии стал епископом Пентапольским в Александрийской Православной Церкви. Из-за интриг и ложных обвинений со стороны недругов святитель оказался отправлен на покой и изгнан. Переселившись в Грецию, занимал здесь место простого проповедника в провинции Эвбея, позднее основал женский монастырь на острове Эгина. Почил епископ-старец в 1920 году и был причислен к лику святых Элладской Православной Церковью в 1961 году.

1. «Насколько заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне самих себя – в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и наслаждениях, в удовольствиях и в пустых вещах, которые концом своим имеют горечь! Возводить башню счастья вне нашего сердца – это все равно что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям. Счастье находится в нас самих, и блажен тот, кто понял это... Счастье - это чистое сердце, потому что такое сердце становится престолом Божиим. Так говорит Господь для тех, кто имеет чистое сердце: "Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом" (2Кор. 6:16). Чего им еще может недоставать? Ничего, поистине ничего! Потому что они имеют в сердце своем величайшее благо – Самого Бога!» (свт. Нектарий Эгинский. Путь к счастью, 1).

2. Достигайте любви. Просите каждодневно любви у Бога. Вместе с любовью приходит и все множество благ и добродетелей. Любите, чтобы быть и вам любимыми. Дайте Богу все ваше сердце, чтобы вам пребывать в любви. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4: 16).

3. Братья и сестры! Всемилостивый Бог хочет для всех нас счастья и в этой жизни, и в следующей. Для этого Он основал Свою святую Церковь, чтобы она очищала нас от греха, чтобы освящала нас, примиряла с Ним и дарила нам небесное благословение. У Церкви всегда открыты объятия для нас. Поспешим же в них скорее все мы, у кого совесть отягощена. Поспешим – и Церковь поднимет тяжесть нашей ноши, подарит нам дерзновение к Богу, наполнит сердце наше счастьем и блаженством» (свт. Нектарий Эгинский. Путь к счастью, 1).

4. Молитвы и прошения наши сами по себе не ведут нас к совершенству. К совершенству ведет Господь, Который приходит и обитает в нас, когда мы исполняем Его заповеди. И одна из первых заповедей – это чтобы в нашей жизни свершалась воля не наша, а Божия. И чтобы свершалась с точностью, с которой это происходит на небесах у ангелов. Чтобы могли и мы сказать: «Господи, не как я хочу, но как Ты, да свершится воля Твоя как на небесах, так и на земле».

5. «Христианин должен быть вежлив со всеми. Слова и дела его должны дышать благодатью Святого Духа, которая обитает в душе его, чтобы таким образом славилось имя Божие. Тот, кто выверяет каждое слово, тот и выверяет каждое дело. Тот, кто исследует слова, которые собирается сказать, исследует и дела, которые намеревается совершить, и никогда не перейдет границ хорошего и добродетельного поведения. Благодатные речи христианина характеризуются деликатностью и вежливостью. Это то, что рождает любовь, приносит мир и радость. Напротив, грубость порождает ненависть, вражду, скорбь, желание побеждать [в спорах], беспорядки и войны» (свт. Нектарий Эгинский. Путь к счастью, 7).

6. Внутри мы имеем глубоко укоренившиеся немощи, страсти, изъяны. Все это не обрывается одним резким движением, но терпением и настойчивостью, заботой и вниманием. Путь, ведущий к совершенству, долог. Молитесь Богу, чтобы Он укрепил вас. Принимайте терпеливо ваши падения и сразу же, вставая, бегите к Богу, не останавливайтесь на том месте, где упали. Не отчаивайтесь, если постоянно впадаете в старые грехи. Многие из них крепки от приобретенного навыка, однако по прошествии времени и через усердие побеждаются. Пусть ничто не лишает вас надежды» (свт. Нектарий Эгинский. Путь к счастью, 3).

7. Искушения посылаются, чтобы выявились скрытые страсти и можно было с ними бороться и чтобы таким образом излечилась душа. И они тоже являются знаком милости Божией, посему предай себя с доверием в руки Божии и проси помощи Его, чтобы Он тебя укрепил в борьбе твоей. Бог знает, сколько каждый из нас может выдержать и попускает искушения по мере наших сил. Помните, что после искушения следует духовная радость, и что Господь наблюдает за теми, кто претерпевает искушения и страдания ради Его любви» (свт. Нектарий Эгинский. Путь к счастью, 4).

8. Христиане, поняли ли мы великие обязанности, которые через крещение приняли на себя перед Богом? Осознали ли мы, что должны вести себя, как дети Божии, что должны отождествить нашу волю с волей Божией, что нам необходимо пребывать свободными от греха, что должны любить Бога всем сердцем нашим, и с нетерпением ожидать соединения с Ним навсегда? Задумались ли мы о том, что сердце наше должно быть преисполнено любовью так, что она будет изливаться на нашего ближнего? Имеем ли мы чувство, что обязаны стать святыми и совершенными, чадами Божиими и наследниками Царства Небесного? Ради всего этого мы должны бороться, чтобы не оказаться недостойными и отвергнутыми. Никто из нас да не утратит своей смелости, да не пренебрежет своим долгом, да не струсит перед трудностями духовной борьбы. Потому что мы имеем помощником Бога, Который укрепляет нас на трудном пути добродетели» (свт. Нектарий Эгинский. Путь к счастью, 2).

9. «Те, которые отрицают бессмертие души, подрывают и нравственные законы и фундаментальные основы общества, которое они желают увидеть разрушающимся и превращающимся в руины, чтобы доказать, что человек является обезьяной, от которой, как они с похвалой заявляют, они произошли»
(Свт. Нектарий Эгинский. «Исследование о бессмертии души и поминальных богослужениях» 1901)

10. «Предполагается, что дарвиновские теории появились как решение антропологического вопроса посредством принятия эволюционной модели. Эти теории, не имея прочной основы, вместо решения проблемы сделали её еще более запутанной, поскольку они отвергли значимость открытой нам истины, рассматривая человека как существо того же порядка, что и неразумные животные; отвергли его духовное начало, определив ему очень низкое происхождение. Главная причина их ошибки – это отрицание высокого происхождения человека и его духовной природы, которая в целом является инородной для материи и физического мира. Вообще, без принятия открытой нам истины, вопрос о человеке останется неразрешенной проблемой. Принятие же её является прочным и надежным фундаментом, на котором должен утверждаться каждый, кто изучает человека. Это то, с чего необходимо начинать, чтобы правильно разрешить многочисленные части этого сложного вопроса и найти истину, используя истинную науку»
(Свт. Нектарий Эгинский. «Заметка о человеке», 1893)

Святитель Нектарий Эгинский, святой, прославленный Греческой Церковью, жил на рубеже XIX-XX веков.
Родился будущий святитель в семье благочестивых родителей в 1846 году в Селиврии Фракийской, недалеко от Константинополя, в Крещении был назван Анастасием. Как истинный избранник Божий, мальчик с детства полюбил храм, Священное Писание, научился молитве. Бедность родителей не позволила учиться на родине, и в 14 лет он уезжает в Константинополь, чтобы поступить на работу и оплачивать учебу.

Жизнь в большом городе была нелегкой. Мальчик устроился на табачную фабрику, но средств не хватало, и однажды отчаявшись, понимая, что помощи ждать не от кого, Анастасий решил обратиться с просьбой к Тому, кого так любил и на Чью помощь уповал всю жизнь. Он написал письмо Господу: "Христос мой, у меня нет фартука, нет обуви. Прошу Тебя послать их мне, Ты знаешь, как я люблю Тебя". На конверте написал адрес: "Господу Иисусу Христу на небеса" и попросил отнести письмо на почту своего соседа торговца. Тот, удивившись необычной подписи на конверте, раскрыл письмо и, увидев такую просьбу и силу веры, отправил мальчику деньги от имени Бога. Так промыслительно Господь не оставлял своего избранника.
Шли годы, но юного отрока не касались соблазны большого города. По-прежнему все свое свободное время он посвящал молитве и изучению святых отцов. Его мечтой была проповедь слова Божиего.

В возрасте 22 лет Анастасий переселился на о. Хиос и начал работать школьным учителем, здесь он не только преподает, но и проповедует. Его влияние на учеников было таково, что те, а через них и все взрослые, вскоре прониклись к нему любовью и глубоким уважением. Он создал из учеников прекрасный хор и сам пел с ними в сельской церкви, но душа его тянулась к монашеству. Анастасий посещал Афон и беседовал со старцами, и в конце концов ушел в монастырь, где принял постриг и сан диакона с именем Нектарий, которое известно теперь во многих странах.
Всем сердцем расположенный к иноческой жизни, юноша часто посещает монастырь Нео Мони. В нем он принимает постриг в иночество с именем Лазарь, а после трех лет, проведенных там, удостаивается пострига в мантию и рукоположения во диакона с новым именем Нектарий (имя Нектарий означает безсмертный).

Получив возможность продолжить образование, Нектарий оканчивает богословский факультет в Афинах, и тогда же его приближает к себе Александрийский Патриарх Сафроний. В сорокалетнем возрасте Патриарх рукополагает Нектария в священники. С ревностью и самоотвержением принял он новое послушание и назначение в Свято-Никольский храм г. Каира. Через несколько лет в этом храме его посвящают во епископа Пентапольского. Епископское достоинство никак не изменило образа жизни и поведения Нектария. Он по-прежнему стремился лишь к стяжанию смирения.

В одном из писем того времени Святитель рассказывает о примечательном сне, в котором ему явился Святитель Николай Чудотворец. Нужно добавить, что Нектарий в то время восстанавливал в Каире храм в честь этого великого святого. Во сне Нектарий увидел гробницу Николая Чудотворца, а в ней самого Угодника Божия живого, как бы спящего. Затем Николай Чудотворец поднялся из раки и, ласково улыбаясь, просил Нектария украсить ему престол в храме золотом, а затем обнял его и поцеловал. Это целование великого Архиерея Николая, видимо, имело значение особого благоволения к Святителю Нектарию и, возможно, символизировало преемство дара и родство душ во Христе.

Быстрое возвышение, любовь Патриарха и народа, а еще более добродетельная и чистая жизнь святителя во многих вызывали зависть и ненависть.
Влиятельные люди патриаршего двора опасались, что всеобщая любовь к святителю приведет его в число претендентов на место Святейшего Патриарха Александрийского, так как Сафроний был уже в преклонных летах. Они оклеветали святителя, обвинив не только в посягательстве на патриаршество, но и в аморальной жизни. Митрополит Пентапольский был уволен в отставку и должен был покинуть египетскую землю. Он не пытался оправдываться и защищаться. "Добрая совесть – это самое великое из всех благ. Она – цена душевного мира и сердечного покоя", - говорил в своих проповедях святитель, покидая свою кафедру навсегда. Враждебная настроенность тенью следовала за ним и в Афинах, куда он перебрался. Тщетно он ходил по инстанциям, его нигде не хотели принимать. Архиерей Божией милостью, влача жалкое существование, был лишен не только утешения, но порой и хлеба насущного. Но Господь воздал ему за терпение.

Однажды, в очередной раз приняв отказ в министерстве по делам религии, святитель спускался по министерской лестнице со слезами на глазах. Увидев его в таком состоянии, мэр города заговорил с ним. Узнав о бедственном положении, в котором находился Нектарий, мэр добился для него места проповедника.
Любовь народа сопутствовала Нектарию. Но до конца жизни он должен был нести крест изгнания и имя опального митрополита, не принадлежащего ни к одной автокефальной Церкви. Какое-то время у него появилась надежда на изменение такого положения, когда престол в Александрии занял новый Патриарх Фотий. Святитель обратился к нему с письмом о пересмотрении дела и признании своего епископства. Но надежды оказались тщетны. На его просьбу новый Патриарх даже не ответил. До конца своих дней митрополит Пентапольский вынужден был находиться в непонятном каноническом положении, подписывая все свои бумаги "путешествующий епископ".

Постепенно тьма клеветы отступала от имени опального святителя. Люди, видя его чистую и добродетельную жизнь, слушая вдохновенные проповеди, стремились к нему. Слава Пентапольского митрополита из провинции скоро дошла до столицы и до греческого королевского дворца. Королева Ольга, познакомившись с ним, вскоре стала его духовной дочерью. Благодаря ей он назначается директором богословской школы имени Ризари в Афинах.
К концу жизни еще один удар обрушился на Святителя. В монастырь пришла 18-летняя Мария Куда, убежавшая от деспотичной матери-свечницы. Святой Нектарий принял ее в монастырь. Тогда мать девушки подала жалобу на святого, обвинив его в совращении девушек и в убийстве рождаемых якобы ими младенцев. Следователь, прибывший в монастырь, обзывал святого кентавром и таскал старца за бороду, а тот смиренно отвечал ему и сам готовил еду обидчику, запрещая монахиням плакать и роптать. Девушку обследовал врач и подтвердил ее чистоту; "убитых" младенцев тоже, конечно, не нашли. После этого мать девушки сошла с ума, а следователь заболел тяжко и приезжал просить прощения у святого.

Годы земной жизни святителя тем временем подходили к концу. Чувствуя это, он молился, чтобы Господь продлил отмеренный срок для завершения всех дел в монастыре, но, как и всю жизнь, смиренно прибавлял: "Да будет Воля Твоя!".

Долго скрываемая болезнь, наконец, взяла свое. В сопровождении двух монахинь его отправили в больницу. Глядя на маленького, одетого в рясу старичка, мучившегося от страшной боли, дежурный служащий спросил: "Он монах?". "Нет, - ответила монахиня, - он епископ". "Впервые вижу епископа без панагии, золотого креста, а главное – без денег", - заметил служащий.

Святителя уложили в третьеразрядную палату для неизлечимых больных. Еще два месяца провел он в муках. В день празднования Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил Господь призвал к себе душу святителя Нектария.

В больнице пробыл недолго, у него оказался рак. Чудеса происходили и в больнице, медсестры заметили, что бинты, которыми обвязывали раны Святителя, благоухают. Вместе со святым в палате лежал парализованный человек, и когда душа святого покинула этот мир, то он получил полное исцеление через рубашку святого Нектария.

Сразу после кончины тело святого начало мироточить. Когда гроб привезли на Эгину, то весь остров вышел проводить своего святого со слезами. Люди на руках несли гроб святого и потом заметили, что одежда, в которой они были во время похорон святителя, благоухает. Руки и лицо угодника Божия обильно мироточили, и монахини собирали миро ватой.

Погребен Святитель Нектарий в склепе монастыря, несколько раз склеп открывали по разным причинам и каждый раз убеждались, что тело нетленно. Даже фиалки, положенные в гроб девочкой, не были тронуты тлением.

Праведная кончина святого последовала 9 ноября ст.ст. 1920 года. В 1961 году состоялась канонизация Святителя, были подняты его святые мощи. Оказалось, что остались только косточки. Как сказали духовники, мощи истлели, чтобы их можно было разнести по всему миру на благословение от святого Нектария.

Чудеса Святого Нектария

Бесчисленны чудеса, сотворенные св. Нектарием и не прекращающиеся с момента его успения. Для одного только перечисления их нам не хватило бы ни времени, ни бумаги. И все же мы расскажем о нескольких из них - из числа давних и недавних.

В январе 1925 г. одна благочестивая девушка неожиданно подверглась невероятно мучительным нападкам духа злобы. При упоминании имени Святителя враг неистовствовал, оскорблял и мучил бедное создание Божие. Не выдержав страданий дочери, родители решили отвезти несчастную в день Пятидесятницы на могилу Святителя в надежде, что там она получит избавление.

Пока они добирались до Эгины, бес разбушевался вконец. В монастыре монахини были вынуждены привязать девушку к одной из сосен, росших около могилы. Там, благодаря предстательству Святителя, бес вышел из страдалицы, которая приняла затем монашество под именем Митродоры.

В 1931 году в монастырь приехала молодая чета, чтобы крестить ребенка, которого посвятили св. Нектарию. У этих родителей уже было двое детей, родившихся парализованными. Первый был еще жив, а второй умер. Третий, которого привезли крестить, родился тоже парализованным. Обескураженные и убитые горем, родители отправились за маслом из лампадки Святителя, которым помазали младшего ребенка, пообещав св. Нектарию окрестить его в монастыре и назвать его в честь Святителя. Как поведать о чудодейственной силе Христовой? Сразу после третьего погружения ребенок был извлечен из воды совершенно здоровым. Он и поныне пребывает в полном и совершенном здравии.

Другой ребенок, лунатик от рождения, переносивший до десяти приступов в день, был исцелен Святителем в 1933 году. Его родители, дошедшие до полного отчаяния, прибыли на Эгину за маслом из лампадки Святителя, помазали его, а когда показали ему купленную в монастыре икону, он воскликнул: “Отче” и приложился к образу. С тех пор он живет в добром здравии к великой радости родителей и во славу Бога, “Дивного во святых Своих”.

В 1934 году образованная девушка из Фессалоник, упражнявшаяся в чтении Священного Писания и молитве, в один прекрасный день впала в меланхолию, потеряв способность произносить что-либо иное, кроме слова “Горе! Горе! Горе!”

Мать пришла в смятение от неожиданной перемены в состоянии дочери. Она благословляла ее святыми иконами, но девушка отказывалась прикладываться к ним, крича: “Это огонь! Это огонь!”, и не хотела осенять себя крестным знамением. Ее силой привели в церковь, но и там она не находила себе покоя, продолжая шептать: “Горе! Горе! Это огонь! Пойдем, пойдем отсюда!”

К моменту выноса чаши ее охватили дрожь и трепет. Ей невозможно было открыть рот, она отворачивала лицо. С огромным трудом все же удалось ее причастить, но... она отвергла Святые Дары.

Отчаявшись, решив, что их дочь страдает от какой-то нервной болезни, родители уложили ее в психиатрическую клинику. Однако состояние ее здоровья не только не улучшилось, а обострилось. Девушку повезли в Афины в надежде найти там более квалифицированных врачей. По пути в столицу родители встретились с людьми, которые почувствовали, что их дочь страдает душевным недугом и что скорее ей нужна не медицинская, а Божия помощь. Они сказали матери:

Ваша дочь не больна нервами, как вам это кажется, а одержима духом злобы, ей нужны вычитка и освященный елей. На Эгине есть женский монастырь, в котором находятся мощи св. Нектария Пентапольского, основателя обители. Он творит чудеса постоянно. Отвезите ее туда. Святитель обязательно пожалеет ее и вас и исцелит ее.

Поверив им, родители привезли свою дочь на Эгину 29 апреля того же года. Дело оказалось не таким простым. Прибыв в монастырь, девушка отказалась поклониться мощам. Ее помазали маслом из лампадки. С огромным трудом священнику удалось вычитать молитву. Всю ночь больная бушевала. Утром шесть монахинь, едва сдерживая ее, повели страдалицу в церковь, где она принялась кричать те же слова: “Горе! Горе! Горе! Огонь!” В момент причастия понадобились новые усилия. В течение целого месяца священник ежедневно вычитывал над ней молитву. Поистине пути Господни неисповедимы. 28 мая, в день Святой Троицы и престольного праздника обители, девушка встала утром самостоятельно и, совершенно спокойная и собранная, отправилась в церковь и причастилась Святых Христовых Таин. Она была совершенно здорова.

Во сне ей явился Святитель, служивший Литургию. Он подозвал ее к себе, благословил и сказал:

Ты исцелилась.

До первого июля она прожила в монастыре и уехала избавленная от своего недуга, благодаря Бога и Его славного угодника.

Ловцы губок на Эгине однажды, перед уходом в море, помолились своему святому покровителю и обещали преподнести ему первую выловленную губку в обмен на его благословение. Все пойманные в тот день губки были помечены знаком Креста. Мы видели эти губки, подаренные монастырю и выставленные в витрине келии Святителя.

Отец Нектарий из Пароса рассказал нам историю одного шофера автобуса, потерявшего зрение во время аварии. Проходя однажды мимо Свято-Троицкого монастыря, бравый шофер перекрестился и молитвенно произнес:

Святитель мой Нектарий, верни мне свет и я отдам тебе все, что есть у меня с собой!

Несчастный тотчас обрел зрение. Как же Святитель мог, говорят монахини, не исцелить его, когда он ежедневно помогал монастырю перевозить посылки!

“Я рассказал об этом чуде, - продолжает отец Нектарий, - хозяину эгинского кафе “Афея”. Он отреагировал так:

Дорогой брат, мы здесь перестали уже удивляться, ведь чудеса происходят каждый день!”

Да, св. Нектарий творит чудеса ежедневно, и не только на Эгине, но во всем мире, во Франции, в Америке...

“В 1949 году, - пишет М. К., - в Греции я перенесла операцию по поводу ракового заболевания в афинской онкологической больнице “Сент-Саббас”. Мне удалили матку. По завершении лечения доктор радостно объявил мне, что я вне опасности. “Не бойся ничего, - сказал он. - Но если когда-нибудь ты увидишь кровотечение, знай, что конец твой близок, так как это будет означать рецидив болезни”.

Прошло восемь лет. В мае 1957 года я почувствовала новые боли в животе. Однажды вечером началось кровотечение. Конец приближался, я села на кровать и не спала всю ночь, плача от отчаяния.

Утром меня навестила моя сестра с мужем. Она только что вернулась с Эгины, куда ездила на Пасху. Увидев меня несчастной, сестра стала выпытывать причину моего состояния, муж ее тоже настаивал, чтобы я все рассказала. Я объяснила им причину моего отчаяния, но сестра не выказала никакого удивления и смущения, наоборот, она с великой верой и смелостью сказала мне, что уверена в заступничестве святителя Нектария:

Ничего не бойся, сестра, ведь ты веришь в Бога и знаешь о многих чудесах, которые совершил в нашей семье св. Нектарий.

При этом она вынула из сумки флакончик с маслом из лампадки Святителя, привезенным ею с Эгины и, передав мне его, сказала:

Возьми масло, помолись Святителю, и он исцелит тебя. Со своей стороны, я тоже буду ему молиться. Помажь живот маслом и будь уверена, что поправишься.

Я последовала советам сестры, прося помощи у Святителя, и - о, чудо! С этого момента боли стихли, а кровотечение остановилось. С тех пор до сегодняшнего дня (1962 года) я абсолютно здорова.

Да будет благословенно имя св. Нектария! Да помогут эти неоспоримые факты вернуться к Богу многим и многим людям, укрепив в них непоколебимую веру в Его всемогущество, в Его Любовь и Промысел и в заступничество святых Его, через которых Он ниспосылает нам исцеление души и тела...”

К. С., жительница острова Лесбос, рассказывает, что в январе 1963 г. болезнь ее правого глаза обострялась с каждым днем. В короткое время она полностью перестала им видеть. “Представьте себе мое несчастье, - говорит она. - Я плакала, как дитя, при мысли о том, что, возможно, уже не смогу ухаживать за своей парализованной дочерью. Я поехала в Афины, где друзья повели меня на обследование в глазную клинику “Фредерика”. Рентген показал кровоизлияние. Глаз был неизлечим. Меня повели в другую клинику, название которой не помню. Шестеро врачей и профессор снова осмотрели меня и сказали, что ничем помочь не могут. Опечаленная и потерявшая всякую надежду, я вернулась на Лесбос, страшась потерять и левый глаз. В октябре я решила съездить в Митилини (столица острова Лесбос) в надежде показаться другим докторам, авось...

В воскресенье я пошла в церковь, где после Литургии мне попалась газета “Сент Марин” (в этой маленькой газетке часто рассказывается о чудесах св. Нектария), которую мы с моей парализованной дочерью постоянно читаем. В тот день мы читали ее с большой сосредоточенностью. Потому ли что я собиралась поехать на следующий день в Митилини или по причине моей глубокой веры св. Нектарию, во всяком случае я опустилась на колени перед святыми иконами и с горячими слезами стала ему молиться:

Святитель Нектарий, я почитаю тебя и верю, что если ты захочешь, ты можешь исцелить меня, хотя я и бедная грешница. Я отблагодарю тебя...

Я засыпала с миром, уверенная, что Святитель услышал мою молитву. Проснувшись рано утром, я открыла глаза и, о чудо, я видела обоими глазами. Я встала и, вознося благодарение, трижды помазала глаз крестообразно маслом из лампадки. Какая-то очень холодная жидкость, вроде воды, вытекла из него. Текла очень долго, потом я почувствовала, что мой глаз как бы “размораживается”. С тех пор я снова могу шить, вязать и никак не нарадуюсь.

Я благодарю св. Нектария и славлю Господа, повелевшего Святителю исцелить меня...”

Епископ Гортинский и Аркадийский с острова Крита рассказывает о чуде, совершенном св. Нектарием в его епархии в мае 1965 года.

“Глубочайшее волнение, - пишет он, - охватило всю Массару после неоспоримого и доподлинного чуда, совершенного св. Нектарием. Многие, услышав о нем, начнут хмурить брови, выражая сомнения и маловерие. Другие, может быть, будут улыбаться и скептически говорить о чудесах, святых, о Боге. Некоторые станут утверждать, что все это “выдумки попов, обманывающих простых людей”.

Врачи говорят о случаях, когда в результате вмешательства некоей силы здоровье восстанавливается. Существует, однако, немало органических заболеваний, не подлежащих излечению. Наука признает здесь свое бессилие и молчит. Правда, червь сомнения грызет человеческую мысль, ибо ей недостает живой, искренней веры. Тогда-то и происходит чудо, выходящее за пределы чувств и эмпирических данных и заставляющее нас признать существование невидимого духовного мира, который, таким образом, становится ощутимым и реальным.

Добрая мать семейства, Мария Р., живет с мужем К., умным и смелым человеком, тяжелым трудом зарабатывающим на хлеб для детей.

Мария вот уже целый год болеет какой-то страшной болезнью головы. Дикие боли мучают ее до такой степени, что ее крики слышны в соседних домах. Болезнь захватила и легкие. Наука подтвердила эти факты. Врач отправил больную к своим собратьям в Ираклион (столица Крита), а те, в свою очередь, направили ее в Афинскую онкологическую клинику “Сент-Саббес”. По данным обследования и анализам, никакой надежды на исцеление не было: болезнь была слишком запущена. По советам врачей, муж привез жену домой и приготовился к худшему. Мария слегла с невыносимыми болями.

Вечером 18 мая кто-то постучал в дверь Митрополии. Я открыл, чтобы узнать, кто пришел. Передо мной стояли Мария и ее муж. Потрясенная, она сказала мне, что исцелилась. Бежала она ко мне так, будто вовсе никогда не болела. Присев и перекрестившись, она рассказала мне историю своего исцеления:

Кости вышел из дома за покупками. Я сказала ему, чтобы он не задерживался, потому что мне казалось по страшной боли, что приближался конец. Я безостановочно молилась св. Нектарию, чтобы он исцелил меня или отнял у меня жизнь, потому что я сходила с ума от боли.

Вдруг я увидела входившую в дверь какую-то тень. Я подумала, что это был мой муж. Тень приблизилась ко мне, но я не могла различить, кто это, потому что зрение мое помутилось. Тогда я услышала голос, говоривший мне: “Вставай, иди в церковь и позвони в колокол. Всех, кто тебя будет спрашивать, почему ты звонишь, отвечай: св. Нектарий исцелил тебя”.

Боли внезапно стихли, я почувствовала огромный прилив сил. Без всякого труда встав с постели, я начала ходить и, как видите, отлично хожу...

Мы все пошли в храм, в котором находится икона Святителя, и отслужили в нем благодарственный молебен, прославляя Господа и Его святого”.

Во времена Святителя жил на Эгине жандарм-атеист. Св. Нектарий увещевал его, уговаривая поверить в Бога, покаяться, поисповедоваться, прийти в храм и причаститься. Но жандарм оставался в своем неверии непоколебимым.

Однажды он был командирован своим министерством в Македонию на двенадцать лет. Вернувшись на Эгину, он встретился в порту со святым, который возобновил свои увещевания, напрасные, как и прежде.

Оказавшись как-то в кафе в кругу друзей, жандарм сказал им:

Удивительно, но игумен Троицкого монастыря все еще жив!

Какой игумен? - спросили его.

Игумен Свято-Троицкого монастыря...

Так он же умер три года назад.

Да что вы мне рассказываете, - ответил потрясенный жандарм, - я только что видел его в порту и беседовал с ним...

Всех охватил священный страх. Излишне говорить, что неверующий жандарм тут же поспешил в монастырь...

В Париже жена одного из наших священников, в течение долгих лет страдавшая от неизлечимых головных болей, получила облегчение от одного единственного помазания маслом из лампадки Святителя, а позднее болезнь ослабла и исчезла.

Жена одного нашего диакона исцелилась от фибромы, избежав таким образом хирургического вмешательства. Для исцеления понадобилось всего лишь нескольких помазаний.

Некий человек дважды исцелялся св. Нектарием, явившимся ему во сне, что вызвало большое удивление у врача, который собирался оперировать больного.

Одна из наших монахинь, живущая в постоянном общении с Небесным Женихом в непрестанной молитве, попросила однажды св. Нектария помочь ей найти выход из сложного положения. На рассвете он ей приснился, передавая ей кусочек хлеба со словами:

Возьми, это - радость!

На следующий день все ее трудности решились значительно проще, чем она могла рассчитывать.

В другой раз она молилась целую ночь за весь мир и за множество страждущих душ, умоляя св. Нектария покрыть своим благословением всех несчастных.

Он снова приснился ей, облаченный в епископские одежды. Очень мягким голосом он сказал ей:

У меня горячее желание помочь людям... ибо я вижу Христа... Он все еще распят.

Я присутствую в мире своими мощами... пусть священник, который знает меня, благословит всех, кто приходит за облегчением, очищением, прощением... Мои мощи - это моя епитрахиль.

И еще много, много случаев, о которых, за недостатком места, мы не можем расказать в этой книге.

Ежедневно в течение каждого года, преодолевая самые разные препятствия, паломники приезжают на Эгину. Простые люди, интеллектуалы, чиновники... Немало здесь больных нервными заболеваниями, эпилептиков, истериков... Приезжают сюда и для обретения покоя своей совести, для поиска решения сложных проблем, выхода из материальных трудностей. И никто не уезжает без результатов. Некоторые паломники приползают на коленях, приходят босиком и проводят целые дни в посте, а ночи - в молитве, и плачут. Нередко тишину здесь нарушают плохо сдерживаемые рыдания...

Святитель говорил своим духовным дочерям:

Придет день, когда многие будут приезжать сюда. Одни, чтобы восславить Бога, другие ради утешения и исцеления, третьи из любопытства...

“Нектарий стал святым, - пишет игумен из Пароса, - из числа стольких тысяч людей, епископов, священников, иеромонахов, монахов, мирян. Почему Бог, любящий всех людей и желающий, чтобы все спаслись, чтобы все были святыми и богами по благодати, не дает и другим Свою благодать, дабы и они стали святыми? Дорогие мои, Бог предлагает Свои блага всем, дает их безвозмездно всем. Но поскольку Он справедлив, Он не дает их тем, которые не достойны их, а только тем, кто заслуживает их. Он дает их тем, кто борется за их обретение, а не безразличным и пренебрежительным людям. Он дает их благочестивым людям, которые боятся Его, любят Его и соблюдают Его заповеди, а не безбожникам, гордецам, неверным и отходящим от Его Божественных заветов. Он дает их тем, кто постится, кто воздержан, кто молится: “Дары небесные обретаются постом, бдением и молитвой”. Господь дает Свои дары тем, кто обладает тремя великими добродетелями: смирением, верой, любовью”.

Эти три добродетели украшали Нектария и явили его святым. На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного Духом и на трепещущего пред словом Моим, - говорит Господь (Ис. 66, 2). А Соломон говорит, что Бог противится гордым и милостив к смиренным. Господь обратил Свой взор на Матерь Божию и Приснодеву Марию. Призрел Он на смирение рабы Своей... (Лк. 1, 48). Господь воззрел на смирение святых пророков, апостолов и всех святых и соделал их избранными сосудами и орудиями Духа Святого.

Господь увидел смирение Нектария. И соделал его святым. Он увидел и его истинную, крепкую и непоколебимую веру, которой проникнуты все его писания в защиту Православной Веры. Эта вера и сделала его чудотворцем. Уверовавших же , - говорит Господь, - будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровыми (Мк. 16, 17–18).

2 сентября 1953 г., по указанию Святителя, могила была вскрыта. Оставался один лишь скелет. Господь захотел, чтобы косточки, мощи Его святого в знак благословения разошлись по всему свету. Да будет благословенно имя Господне, ибо и мы получили, благодаря матушке Магдалине, нашу долю этого благословения. На череп была надета серебряная митра, а косточки сложены в большой мощевик. Благоухание распространялось в тот день на весь монастырь и на всю округу.

Когда мы прибыли на Эгину в день Преображения Господня, мы почувствовали благоухание, шедшее из уже пустой могилы. Сопровождавшая нас монахиня пояснила нам, что это служит признаком доброго приема, который оказывал Святитель тем, кто приезжал к нему с верой и благочестием. То был удивительный запах ладана в сочетании с запахом ванили, белого ириса - целая радуга ароматов.

По словам преподобного Симеона Нового Богослова, душа, ставшая достойной участвовать в Божией благодати, освящает все свое тело, ибо именно она сохраняет его, присутствуя во всех его членах. Так же как благодать Духа Святого овладевает душой, так и душа овладевает телом. Но покуда душа соединена с телом, Дух Святой не возвышает во имя собственной славы вообще все тело, ибо необходимо, чтобы душа являла свою волю до самого конца земной жизни. Когда наступает смерть, а душа отделяется от своего тела и, победоносная, получает в награду венец славы, тогда благодать Духа Святого овладевает всем телом, равно как и душой. Тогда останки святых творят чудеса и исцеляют болезни.

Когда душа отделяется в момент смерти от тела, она полностью пребывает в Божественном, то есть в благодати Божией. Что касается тела, то оно остается без души, но с Богом, и являет людям чудеса - божественную энергию. Душа и тело после освобождения от всяких нужд, от всякой суе-ты, связанных с их соединением, полностью становятся Божиими, и благодать Божия действует как в одной так и в другом, не встречая никаких препятствий. Бог соделывает их Своими в течение их жизни, достойной Бога, жившего в этом мире, когда они были соединены.

Вот почему все, что соприкасается с мощами, получает определенную силу, благодать Божию, как это явствует из Деяний апостолов: Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них (Деян. 19, 11–12).

Признанная православным народом еще при жизни святителя Нектария, святость его вскоре была признана и иерархией. Через сорок лет после его успения Вселенский Патриарх Афинагор подтвердил святость митрополита Пентапольского декретом от 20 апреля 1961 г., подписанным всем Синодом Константинопольской Церкви.

5 ноября того же года Эгина вписала в свою золотую книгу новую славную страницу. Тот, кого он принял мертвым 10 ноября 1920 г., был со славой перенесен в эгинский собор Свято-Троицкого монастыря для официального акта провозглашения его святости.

Тысячи верующих хлынули на остров. В тот день был сильный шторм, и утлые суденышки, курсирующие между Пиреем и Эгиной, подвергались серьезной опасности. Но Святитель являлся многим и говорил:

Успокойтесь, никто сегодня не погибнет.

Кортеж тронулся от монастыря. Вперед шли школьники, за которыми следовали мужской и женский хоры. Затем двигались знамена, штандарты, хоругви, отряд королевского флота, представители школы Ризари. Монашки с огромной иконой Святителя, его митрой, посохом и другими вещами шли перед четырьмя священниками, которые несли на плечах серебряную митру с черепом Святителя. Другие священники несли мощевик.

Из книги РЕДКИЕ МОЛИТВЫ о родных и близких, о мире в семье и успехе каждого дела автора Симон Преосвященный

МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОГО НЕКТАРИЯ ОПТИНСКОГО Господи, даруй мне благодать Твою - так учил молиться преподобный старец Нектарий."И вот идет на вас туча, а вы молитесь: Дай мне благодать, и Господь пронесет мимо тучу", - говорил преподобный

Из книги Оптинские были. Очерки и рассказы из истории Введенской Оптиной Пустыни автора (Афанасьев) Монах Лазарь

КОТ СТАРЦА НЕКТАРИЯ В Ельце, старинном русском городе, много некогда пострадавшем от татарских полчищ, который высится своими домами, церквями и колокольнями на высоком берегу тихоструйной реки Сосны, – вот в этом городе некогда проводил свое детство будущий

Из книги Жития Святых - месяц октябрь автора Ростовский Димитрий

Из книги Жития Святых - месяц июль автора Ростовский Димитрий

Из книги Жития Святых - месяц июнь автора Ростовский Димитрий

Из книги Святые южных славян. Описание жизни их автора (Гумилевский) Филарет

5 ч. Преставление преп. НЕКТАРИЯ бительского. Когда турки намеревались захватить Битель, мать Николая, впоследствии Нектария19), работая на гумне, забылась кратким сном и видит: Пречистая повелевает ей бежать с мужем и детьми и скрыться где-либо; турки, говорила Пречистая,

Из книги Афонский патерик или Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе просиявших автора Автор неизвестен

Страдание святого преподобномученика Нектария(Память его празднуется местно - в ските святой Анны) Святой преподобномученик Нектарий происходил из селения Вруилла (или Вурла, как оное называется в просторечии), находящегося в Малой Азии, Эфесской епархии, от

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Житие и чудеса святого пророка Елиссея Святой пророк Елисей был сын Сафата из колена Рувимова . Он родился в городе Авел-Мехоле (3 Цар.19:16) и был великим чудотворцем. Самое рождение его сопровождалось чудесными явлениями: в городе Силоме, отстоявшем далеко от

Из книги Святой праведный Иоанн Кронштадтский автора Маркова Анна А.

Житие и чудеса святого пророка Илии Приступая к изложению жития святого Илии, Боговидца и славного ревнителя по Боге, беззаконных царей обличителя, отступивших от Бога людей наказателя, ложных пророков казнителя, дивного чудотворца, которому повиновались стихии,

Из книги Святой Арсений Каппадокийский автора Старец Паисий Святогорец

Страдание и чудеса святого славного великомученика Димитрия Святой великомученик Димитрий, сын благородных и благочестивых родителей, происходил из города Солуни, где отец его был воеводою. В то время нечестивые цари воздвигли на христиан жестокое гонение; посему отец

Из книги Чудотворные и исцеляющие молитвы и иконы Святой Троицы, Спасителя, Божьей Матери, преподобных святых и угодников автора Михалицын Павел Евгеньевич

Часть II Посмертные чудеса святого праведного Иоанна Кронштадтского После кончины Кронштадтского пастыря его помощь страждущим не прекратилась: чудеса по его молитвам продолжились и в дореволюционной России и по всему миру, куда после революции хлынул поток русских

Из книги Иоанн Кронштадтский автора Охлобыстин Иван Иванович

ЧУДЕСА СВЯТОГО АРСЕНИЯ Зная о вышеестественных трудах преподобного отца, о его любви к людям, которым он помогал и по–человечески и с помощью Божией, я посчитал своим долгом рассказать о некоторых совершённых им чудесах во славу Божию и по любви ко святому отцу, дабы

Из книги автора

Краткая история появления этого святого образа. Чудеса и исцеления от этой иконы В 1552 году, на следующий день после взятия Казани войском царя Иоанна Васильевича, монаршим повелением был заложен собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а спустя год учреждена

Из книги автора

Краткая история появления этого святого образа. Чудеса и исцеления от этой иконы Об этой иконе известно только следующее: она современна святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии IV века, и находится в Карталинии, в Цикланском храме. В Москве,

Из книги автора

Краткое житие, чудеса и исцеления по молитвам святого страстотерпца Пантелеимона Святой великомученик и целитель Пантеле?имон родился в Вифинии (Малая Азия) в городе Никомидия в семье знатного язычника Евсторгия и был назван Пантолеоном (что значит «по всему лев»), так

Из книги автора

Чудеса святого «Чудес в его жизни совершено множество, – уверяет в своих воспоминаниях Митрополит Вениамин (Федченков). – Счета им никто не знает. Но весь православный и даже инославный мир знает Кронштадтского чудотворца. И сам в своем дневнике он не раз открыто

(Σηλυβρία της Θράκης), недалеко от Константинополя , в семье благочестивых родителей Димоса (Демосфена) Кефаласа, моряка по профессии, и Василики (Балу) из рода Триандафиллидисов, у которых кроме него было еще шестеро детей . 15 января года трехмесячный младенец был крещен. С детства полюбил храм, Священное Писание, научился молитве. Бедность родителей не позволила учиться на родине, и в 14 лет он уехал в Константинополь , чтобы поступить на работу и оплачивать учебу.

Жизнь в Константинополе была нелегкой. Мальчик сначала устроился на табачную фабрику, но средств не хватало, и однажды отчаявшись, понимая, что помощи ждать не от кого, Анастасий решил обратиться с просьбой к Тому, кого так любил и на Чью помощь уповал всю жизнь. Он написал письмо Господу: “Христос мой, у меня нет фартука, нет обуви. Прошу Тебя послать их мне, Ты знаешь, как я люблю Тебя.” На конверте написал адрес: “Господу Иисусу Христу на небеса” и попросил отнести письмо на почту своего соседа торговца. Тот, удивившись необычной подписи на конверте, раскрыл письмо и, увидев такую просьбу и силу веры, отправил мальчику деньги от имени Бога.

Затем ему удалось устроиться на работу смотрителем в школе при подворье храма Гроба Господня, где у него появилась возможность продолжить свое образование и еще более глубоко погрузиться в церковную жизнь.

В возрасте 22 лет Анастасий переселился на остров Хиос и начал работать школьным учителем в деревне Лифи. Здесь он не только преподает, но и проповедует. Его влияние на учеников было таково, что те, а через них и все взрослые, вскоре прониклись к нему любовью и глубоким уважением. Он создал из учеников прекрасный хор и сам пел с ними в сельской церкви, но душа его тянулась к монашеству .

6 августа того же года возведен в сан архимандрита в Каирском храме Святителя Николая . Назначен проповедником и патриаршим секретарем, а затем и патриаршим наместником в городе Каире . С ревностью и самоотвержением принял он новое послушание и назначение и за свое усердие получил титул верховного архимандрита Александрийской Церкви.

Епископское достоинство никак не изменило образа жизни и поведения Нектария. Однако быстрое возвышение, любовь патриарха и народа, а еще более добродетельная и чистая жизнь святителя во многих вызывали зависть и ненависть. Влиятельные люди патриаршего двора опасались, что всеобщая любовь к святителю приведет его в число претендентов на место патриарха Александрийского, так как Софроний был уже в преклонных летах. Они оклеветали святителя, обвинив не только в посягательстве на патриаршество, но и в аморальной жизни.

К этому времени вокруг Нектария стали собираться его духовные чада, многие ехали к нему за советом и благословением. Тогда же начали проявляться в старце-святителе дары Божией благодати: прозорливость, дар исцеления.

В числе многочисленных духовных чад возле Владыки собрались несколько девушек, желающих посвятить себя монашеской жизни, но не решавшихся идти ни в один монастырь, чтобы не лишиться духовного руководства своего наставника. Как пастырь добрый, заботясь о них, Нектарий стал присматривать подходящее место и останавливает свои поиски на острове Эгина , который он посетил 2 – 10 сентября 1904 года. Найдя здесь развалины древнего монастыря, он на собственные средства покупает эту землю. Сюда приезжают первые насельницы. Так возник женский Троицкий монастырь на Эгине .

Святитель предсказывал своим послушницам, что монастырь их будет богат, если они будут усердно трудиться. Вся жизнь нового монастыря проходила под руководством святителя Нектария, с которым сестер сводила постоянная переписка. Какой отеческой любовью, заботой и нежностью наполнены его письма. Некоторое время святитель одновременно руководил школой, пребывая в Афинах, и своим новоустроенным монастырем.

В начале года митр. Нектарий перенес тяжелую болезнь, после чего принял решение уйти со своего поста и 7 февраля года написал прошение об отставке с должности директора школы, которая была принята 16 апреля 1908 года..

20 апреля года он переехал на остров Эгину . 23 июня того же года он освятил монастырь Святой Троицы, в воссоздании которого он принял самое деятельное участие. С этого момента в течение двенадцати лет он постоянно жил в одноэтажном домике за монастырскими стенами, построенном его стараниями "в сем суровом и безводном месте ", и трудился, физически и духовно помогая становлению и дальнейшей деятельности монастыря.

Двенадцать последних лет жизни провел он со своими инокинями, воспитывая их для Небесного Царствия. Много скорбей и искушений пришлось пережить им, но это были и годы благодатные. Обитель за это время приведена в порядок, налажено хозяйство.

К концу жизни еще один удар обрушился на Святителя. В монастырь пришла 18-летняя Мария Куда, убежавшая от деспотичной матери-свечницы. Святой Нектарий принял ее в монастырь. Тогда мать девушки подала жалобу на святого, обвинив его в совращении девушек и в убийстве рождаемых якобы ими младенцев. Следователь, прибывший в монастырь, обзывал святого кентавром и таскал старца за бороду, а тот смиренно отвечал ему и сам готовил еду обидчику, запрещая монахиням плакать и роптать. Девушку обследовал врач и подтвердил ее чистоту; “убитых” младенцев тоже, конечно, не нашли. После этого мать девушки сошла с ума, а следователь заболел тяжко и приезжал просить прощения у святого.

Чувствуя приближение кончины, он молился, чтобы Господь продлил отмеренный срок для завершения всех дел в монастыре, но как и всю жизнь, смиренно прибавлял: “Да будет воля Твоя!” Долго скрываемая болезнь наконец взяла свое. В сентябре года его в сопровождении двух монахинь отправили в Афинскую больницу "Аретейон (Аретэо)". Глядя на маленького, одетого в рясу старичка, мучившегося от страшной боли, дежурный служащий спросил: “Он монах?” “Нет, - ответила монахиня, - он епископ.” “Впервые вижу епископа без панагии, золотого креста, а главное - без денег,” - заметил служащий.

В больнице пробыл недолго, у него оказался рак предстательной железы. Святителя уложили в третьеразрядную палату для неизлечимых больных. Два месяца провел он в муках, не переставая воздавать хвалу Богу и благодарить Его.

Чудеса происходили и в больнице, медсестры заметили, что бинты, которыми обвязывали раны Святителя, благоухают. Вместе со святым в палате лежал парализованный человек, и когда душа святого покинула этот мир, то он получил полное исцеление через рубашку святого Нектария.

Скончался 8 ноября года, в воскресенье, в 22 часа 30 минут, в день празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, причастившись Святых Христовых Тайн.

Мощи и почитание

После кончины его тело начало мироточить. Когда гроб привезли на Эгину , весь остров вышел проводить своего святого со слезами. Люди на руках несли гроб и потом заметили, что одежда, в которой они были во время похорон святителя, благоухает. Руки и лицо угодника Божия обильно мироточили, и монахини собирали миро ватой.

Монастырский склеп, в котором был погребен святитель Нектарий, несколько раз открывали по разным причинам и каждый раз убеждались, что тело нетленно. Даже фиалки, положенные в гроб девочкой, не были тронуты тлением.

20 апреля года патриаршим и синодальным указом Константинопольской Патриархии митрополит Нектарий был причислен к лику святых , были подняты его святые мощи. Оказалось, остались только косточки. Как сказали духовники, мощи истлели, чтобы их можно было разнести по всему миру на благословение от святого Нектария.

В Греции он почитается повсеместно как прославленный чудотворец. По молитвам свт. Нектария совершены неисчислимые знамения Божией милости. Существует народная поговорка: "Нет ничего неисцелимого для святого Нектария". Ему посвящены многие храмы и часовни.

В году Священный Синод Александрийской Православной Церкви вынес решение о полной церковной реабилитации святителя Нектария Пентапольского. По случаю этого события была созвана большая конференция в Александрии , прошли многочисленные официальные праздничные мероприятия с участием всех православных Поместных Церквей, а 1999-й год был объявлен годом святого Нектария

Последние материалы сайта