Петр 2 негош черногория. Великий черногорец негош. Негош и Россия

23.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Мавзолей Петра ll Негоша (Mausoleum of Petar II Petrović-Njegoš ) входит в список удивительных мест в Черногории, которые надо обязательно посетить. Это место можно назвать сердцем Черногории. Туристы и черногорцы приезжают сюда не только отдать дань Петру ll Петровичу Негошу , н о и насладиться прекрасными видами, которые открываются со смотровой площадки около мавзолея на горе Ловчен (1,657 м етров ) .

В Черногории не мало национальных героев и выдающихся людей, но почему именно Петр ll Петрович Негош удостоился такой чести - быть самым любимым и почитаемым владыкой этой небольшой страны?

Пётр ll Петрович Негош (1813-1851) был племянником митрополита и владыки Петра l Негоша, после смерти которого сам стал владык ой Черногории. Пётр ll Петрович прилагал все усилия, чтобы Черногория сплотилась и стала независимым государством, свободным от турецкого ига. Один из врагов Черногории, Али-паша Ризванбегович, с уважением говорил о Петре ll туркам: «Вы, турки, не понимаете, кто и каков владыка; а — клянусь Богом и Его законом — это первый Бан от Косова», он имел ввиду, что таких великих людей не было со времен битвы на Косовом поле (15 июня 1389). Сам Пётр Негош указывал туркам на то, что самые известные турецкие воеводы, совершавшие свои подвиги на стороне врага Сербии и Черногории, по своему происхождению - сербы, принявшие ислам и присягнувшие Османской империи.

До наших дней Петр II является выдающимся поэтом сербской литературы. Его самые известные произведения: «Свободиада», «Самозванец Степан Малый», «Лик ярости турецкой», «Отшельник цетинский», «Луч микрокосма», а его лучшим творением считается поэма «Горный венец».

Чтоб ты сгинул, змий людского рода,

Отравивший злобою народы!

Иль тебе полмира не хватило,

Что ты яд своей души проклятой

И на этот камень изрыгаешь?

Разве жертвой Сербия не стала

От Дуная и до синя моря?

«Горный венец» (1847)

В Черногории поэма Негоша «Горный венец» занимает второе место после Священного Писания. Это настоящая энциклопедия жизни Черногории, из неё можно узнать о семейном укладе, обрядах и обычаях, суевериях и предрассудках, истории черногорского народа, взглядах на другие страны и другое. Многие произведения Петра Негоша раскрывают его пророческий дар, возможно поэтому они до сих пор актуальны. До «Горного венца» в Европе думали, что Черногория - это страна диких варваров, логово разбойников и людоедов.

«Черногорцы? Что такое?»

Бонапарта вопросил:

«Правда, ль: это племя злое

Не боится наших сил?»

А.С. Пушкин «Бонапарт и черногорцы»

Петра ll Негоша можно сравнить с таким великим поэтом, каким, например, является Александр Сергеевич Пушкин для русских людей. Владыка хорошо знал произведения Пушкина и видел в нем не только талантливого писателя и поэта, но и представителя русской национальной культуры. Он посвятил Пушкину свой сборник народных песен «Зеркало сербское».

В 1845 году Петр II Негош завещал, чтобы его похоронили в часовне на горе Ловчен. Часовня до наших дней не сохранилась, её разрушили австрийцы во время оккупации Черногории в 1916 году. Останки Петра II вывезли в Цетинский монастырь.

После Первой мировой войны в 1925 году его останки вновь были перезахоронены на горе в заново отстроенной часовне. И вновь война заставила перенести останки Негоша в Цетинский монастырь, так как часовня пострадала во время бомбежки итальянскими войсками.

По случаю 100 лет со дня смерти Петра Негоши местные власти решили снести часовню и построить мавзолей. Черногорцы были против, потому что не такой была воля Петра Петровича. Но решение было принято, и хорватский архитектор Иван Мештрович принялся за работу. В 1974 году мавзолей на вершине горы Ловчен был построен и открыт для посещения.

К мавзолею Петра Негоша ведут 461 ступеней и 80-метровый туннель.

На верхней площадке мавзолея посетителей встречают две мраморные статуи — женские фигуры в национальной одежде. Внутри установлена гранитная статуя Петра II Негоша высотой 3,74 метра. Потолок над головой черногорского владыки сделан из мелких золотых пластинок. За этой статуей находится лестница, ведущая в крипту, здесь установлен саркофаг с останками Петра ll Петровича.

Рядом с мавзолеем находится смотровая площадка с потрясающим видом на Черногорию.

Как добраться до мавзолея Петра ll Негоша

Мавзолей Негоша находится в . Ближайший город — Цетине. Хотя Цетине находится всего в 7 км от парка, но автобусы сюда не ездят.

На такси

Вы можете доехать на междугороднем автобусе до города Цетине. Здесь много таксистов, которые предлагают свои услуги. За 20-25 евро вас отвезут в мавзолей Негоша и привезут обратно в Цетине.

На автомобиле

Обойдется от 23 евро в сутки. Желательно быть профессиональным водителем, так как дорога в мавзолей очень узкая и поднимается серпантином в гору.

В национальный парк Ловчен ведет дорога через Цетине, из которого надо выехать по улице Lovćenska в направлении Ловчена.

Вход в мавзолей Негоша - 3 евро.

Экскурсия Макси Монтенегро (Цетине + Ловчен + Негуши)

Взрослые (12+) — 35 евро

Дети (4 — 11) — 20 евро

Дети (0 — 3) с местом — 20 евро

Во время обзорной экскурсии вы познакомитесь с историей и традициями Черногории. Посетите бывшую столицу Цетине и Цетинский монастырь, в котором хранится Десница Святого Иоанна Крестителя — три пальца правой руки, которой он крестил Иисуса Христа. В деревне Негуши продегустируете пршут (копченый свиной окорок), вкусный негушский сыр и местную медовуху, а при желании, и ракию. По дороге в Ловчен вы увидите Бока Которский залив с высоты. В национальном парке Ловчен на втором самом высоком горном массиве Черногории (1650 м) находится мавзолей Петра II Петровича Негоша , правителя Черногории. Со смотровой площадки у мавзолея открывается красивая панорама на Черногорию.

Для поездки в Черногорию понадобится медицинская страховка

Экскурсия Джип — Сафари по Черногории

Взрослые (12+) — 70 евро

Дети (0 — 11) с местом — 45 евро

Дети (0 — 3) без места — бесплатно

По Средам

Эта экскурсия для тех, кто любит активный отдых. Путешествие проходит на территории национального парка Биоградска гора. Вы будете наслаждаться национальным парком совершенно новым способом. Вы увидите, почему Беласица объявлена одним из самых красивых национальных парков Европы. Экскурсия проходит по тем местам, где невозможно проехать на автобусе или обычном автомобиле. Это одна из интереснейших обзорных экскурсий по Черногории с активным отдыхом.

Экскурсия в Албанию (Тирана и Шкодер)

Взрослые (12+) — 40 евро

Дети (0 — 11) с местом — 20 евро

Дети (0 — 3) без места — бесплатно

По Понедельникам и Четвергам

Гражданам России, Казахстана, Украины и Белоруссии не требуется виза для поездки в Албанию. Вы посетите два старинных городов Албании – Шкодер и Тирана. Шкодер — это город с богатым историко-культурным наследием, он является одним из главных городов страны. Обзорная экскурсия по Шкодеру проведёт гид из Албании. Далее вы направитесь в столицу Албании - Тирана. Главными достопримечательностями Тираны являются площадь Скендербека, театр оперы и балета, собор Воскресения Христова и мечеть Эфем Бей. У вас будет время для осмотра достопримечательностей с гидом, время на обед и шоппинг.

Полет на параплане над Будвой и Свети Стефан

Взрослые и дети (7+) — 65 евро

Ежедневно

Параплан - это сверхлегкий летательный аппарат, стартующий с помощью ног человека. Отличие параплана от парашюта состоит в том, что параплан предназначен для только полетов. Полёт на параплане в Черногории происходит в тандеме с опытными лицензированными инструкторами. Старт полёта над Будванской ривьерой на горе Браичи, которая находится в 15 минут езды от Будвы/Бечичи/Рафаиловичи. В течение 30-45 минут вы будете наслаждаться свободным полетом c прекрасными видами Черногории. Затем опуститесь на пляж в Бечичи. Ежедневно

Дайвинг в Черногории пользуется популярностью. Ещё Жак Иф Кусто в своё время сказал, что чище и прозрачнее воды, чем Адриатика, со стороны Черногории и Хорватии, он в своей жизни никогда и нигде не видел. Прозрачность воды доходит до 55 — 60 м. Дайвинг в этих местах известен во всей Европе. В прибрежных водах можно поплавать среди рифов и кораллов, обследовать несколько интересных археологических находок: затонувшие австро-венгерские и немецкие корабли, подводные пещеры, субмарины, корабли и разные рыбки.

Индивидуальная морская прогулка на яхте с капитаном

Аренда яхты с капитаном от 345 евро

Ежедневно

Индивидуальные маршруты от 4 до 8 часов

Яхтинг - это всегда яркие впечатления, которые невозможно ничем заменить, а память морской прогулке на яхте остаётся надолго. Любителям морских прогулок на яхте будет интересна живописная береговая линия Адриатического моря и Боко-Которский залив, в котором можно увидеть дельфинов. На яхтах предусмотрено всё для комфортного отдыха. На каждой яхте есть туалет, душ, каюта для переодевания, полотенца, посуда, купальные принадлежности, снасти для рыбалки. Морская прогулка на яхте подойдет тем, кто планирует отдых с маленькими детьми (не укачивает).

ПЕТР НЕГОШ

История знает много мудрых людей, чей жизненный путь был необычным. К их числу принадлежит и Петр II Петрович Негош — правитель Черногории, мудрец и поэт. Он стал объединителем и просветителем своей страны. Его боготворил народ. Ценили друзья и уважали враги. Е.П. Блаватская писала, что он был последним посвященным королем Европы.

Владыка, философ и поэт

Он родился 1 ноября 1813 года в горном селении Негуши и при крещении получил имя Радивой. До 12 лет большую часть времени будущий монарх проводил на горе Ловчен, где пас стада овец и созерцал небосвод, густо усеянный звездами — манящими, загадочнымиѕ Если он что-нибудь и учил в эти годы, то только устные предания, которые рассказывались долгими зимними вечерами под плавное звучание гуслей.

Негош был племянником черногорского государя Петра I, и потому в один миг его судьба переменилась: владыка выбрал его своим преемником (правители этой страны представляли и светскую, и духовную власть и потому не могли жениться, а наследника выбирали среди детей своих братьев или других родственников). Тогда-то Раде и нарекли Петром II, и в 1825 году он переехал в Цетинь к своему дяде, чтобы готовиться к восшествию на престол и выполнению обязанностей будущего владыки.

Ум его, как губка, впитывал то, чему его учили: за два года мальчик прочел все книги в монастырской библиотеке и в познаниях превзошел своих наставников. Его посылали в другие монастыри, но знания тамошних учителей были так же быстро исчерпаны. И наследник престола вернулся к дяде, которому пришлось искать более сведущего человека для обучения своего неутомимого племянника, чья тяга к познанию все росла и росла. Теперь Петр получил возможность изучать греческую философию и мифологию, немецкую философию, историю своей и других стран, географию, литературу, сельское хозяйство и военную науку. И поскольку его учитель находил в Черногории сходные черты со Спартой, то и ученика воспитывал по-спартански, стараясь развить в нем крепость духа и тела.

Негошу было только 17 лет, когда он после смерти дяди был облечен светской и духовной властью и принял сан митрополита. В Черногорию, до той поры почти полностью изолированную, пришло просвещение. Ее новый правитель ездил по Европе, представляя миру свою страну. Во время каждого путешествия он обязательно посещал библиотеки и знакомился со всевозможными культурными течениями, как велела ему Душа, неустанно искавшая новых и новых знаний. В своей маленькой стране Негош учреждал школы, строил дороги, укреплял границы, открывал типографии, а также преобразовал государственное устройство — вместо преобладавшего до сих пор племенного способа правления ввел современный сенат и исполнительные органы.

Красивый, статный (почти 2 м ростом), мужественный, образованный, обладавший огромной нравственной силой, он разбил сердце не одной европейской принцессы. Но в его собственном сердце не осталось места для женщины: сам он знал только одну любовь — свою Черногорию, ее народ, за который нес ответственность.

Негош все делал со страстью: писал, учился, занимался государственными делами, словно предчувствуя, что жизнь его будет не только плодотворной, но и короткой.

Он умер в Цетине 19 октября 1851 года от неизлечимого в те времена туберкулеза.

«Вместе с русскими нас двести миллионов, — говорят черногорцы и в шутку добавляют: — А если горы утюгом разгладить, то и размером как Россия будем».

Давней дружбе два народа не в последнюю очередь обязаны Петру II Негошу. В 20 лет, из первой поездки в Россию, он привез необычный груз: оборудование для типографии и 11 сундуков с книгами. Произведения Карамзина, Жуковского, Пушкина, Ломоносова, а также античных и европейских авторов составили великолепную библиотеку, которую молодой правитель обустроил по образцу пушкинской в Михайловском.

A рабочий кабинет Негоша украсил портрет любимого поэта. Встречались ли они — остается загадкой.

В феврале 1837 года в Святогорском монастыре Негош застал лишь свежую могилу поэта и отслужил по нему молебен. Да и сам владыка покинул мир в «возрасте Пушкина.» — в роковые 37.

Сам же Негош посвятил русскому поэту поразительное стихотворение «Тени Александра Пушкина». Именно оно открывало антологию героических сербских песен, составленную черногорским владыкою «Српско огледало» (Белград, 1845), в которой часть песен принадлежала его перу.

ТЕНИ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА

Над многоочитым звездным сводом и под самой верхней сферой неба, там, где взгляд людской достичь не может юных солнц бессменное рожденье,— выбитые из кремня творца рукою, осыпаются они роями,— там и был зачат твой гений и поэзией миропомазан; из тех мест, где вспыхивают зори, к людям прилетел твой гений. Все, что может совершить геройство, на алтарь чудесный я слагаю, посвящаю я святому праху твоему, певец счастливый своего великого народа.

гора Ловчен - Мавзолей Петра Негоша

Первым из семьи Петровичей-Негошей стал Черногорским митрополитом . После смерти владыки Даниила в году его преемником стал дядя святого Петра - Савва , и с тех пор митрополичий, а затем княжеский престол стал наследственным в семье Петровичей , переходя от дяди к племяннику.

Получив грамоту о рукоположении, святитель выехал через Вену в Россию , по приглашению своего знакомого сербского происхождения генерал-майора С. Г. Зорича. Еще из Вены святитель писал князю Потемкину , прося устроить аудиенцию у императрицы. Но Потемкин велел выслать нового Черногорского митрополита из России спустя три дня после его приезда в Санкт-Петербург . Несмотря на протест, святитель был насильственно посажен полицией в экипаж, который гнали без отдыха, через Полоцк и Полочин , пока не достигли государственной границы и не выдворили за пределы страны. Узнав позднее об этом, императрица Екатерина II просила его вернуться, но святой Петр решил никогда больше не приезжать в Россию, хотя и сказал посланным: "Прошу Её Величество знать, что я всегда буду предан русскому царскому престолу ."

Пока владыка Петр был за границей, скадарский паша Махмуд Бушатли в году напал на Черногорию и сжег Цетинский монастырь , на обратном пути опустошив Приморье. Митрополита по возвращению встречали разорение и голод. Благодаря тому что владыка привез картофель, который он приобрел в Триесте , эта культура была распространена в Черногории. Благодаря картофелю, как свидетельствуют записи Вука Караджича, многие тогда спаслись от голодной смерти.

С первых шагов на родной земле в новом сане, святитель стал бороться с обычаем кровной мести, который был бичом в стране. Целые семейства погибали из-за взаимной вражды, многие из страха за свою жизнь даже бежали в Турцию , где принимали ислам . Святой Петр где уговорами, где угрозой проклятия мирил поссорившиеся семьи. Также он стремился искоренить в народе воровство, народные обычаи, противоречащие православному учению. Владыка много потрудился на ниве просвещения народа и борьбы с бедностью.

Борьба за независимость

Черногорцы остались один на один в своей борьбе с французами. В году маршал Мармон отнял духовную власть над православными Боки у святителя и передал ее своему ставленнику Венедикту (Кралевичу) . В августе года 10 тысяч французов под командованием генерала Клоузера предприняли экспедицию в горы, но были разбиты черногорцами. В году черногорцы одержали победу при Скадаре над союзниками французов - турками . А в сентябре - октябре года святитель Петр I с помощью английского флота овладел всей Бокой. 27 декабря года генерал Готье сдал последний оплот французов - Котор . На скупщине в бокельском селении Доброта было принято решение о присоединении Приморья к Черногории.

Почитание

В нынешнем году, 1 ноября, исполнится 200 лет Великому Славянину, духовному и светскому правителю Црной Горы в 1830-1851 годах, митрополиту Петру II Негошу (Петар II Петровић Његош ). Мы гордимся родством с ним. Писатель Сергей Сокуров в своём произведении "Звезда неугосимая" так сказал о нём:

Доблестный, разносторонне одарённый славянин, сполна наделённый душевной и телесной красотой, является для своего народа тем, кем для нас Пётр Великий и Александр Пушкин в одном лице. Он зачинатель черногорской и один из светочей сербской литературы, классик общеславянской. Храбрый воин, умелый дипломат, реформатор, законодатель, поэт, философ, просветитель - это всё одно прекрасное лицо Радивоя Томова из рода Петровичей-Негошей, который при постриге в свои 17 лет принял имя Пётр и правил под нимстраной 21 год. Я открыл для себя славного сына немногочисленного, но героического, никогда никем не покорённого народа, и был очарован, потрясён гигантской во всех отношениях фигурой, которая под стать мифическим героям античного мира. Я не мог избежать соблазна ввести этот образ в художественное произведение. Мне хочется, чтобы каждый славянин вслед за мной почувствовал гордость от того, что он принадлежит к тому человеческому корню, из которого вышел Божьим промыслом Радивой-Пётр.

Здесь, в предлагаемой читателем статье учёного историка В.Артамонова показан Пётр Второй Негош в сравнении С Петром Великим с учётом разницы во времени и масштаба стран.

Император Пётр I Великий (1672-1725) самодержавно правил на двух континентах населением в 15,6 млн. человек. Радивой - Раде Томов Петрович - позже Пётр II Петрович Негош (1813-1851) с 1830 г. был священнодьяконом и государём Черногории, раздробленные племена которой насчитывали 80-107 тыс. человек. Мощь военно-феодальной России царь Пётр поднял беспощадной эксплуатацией русских крепостных. Негошу предстояла задача сплотить племена в единое целое.
Среди картин у Негоша были изображения императора Николая I, Бонапарта , Г.П.Карагеоргия, Байрона, но самым громадным был портрет Петра Великого. Сравнение Петра II Петровича не с его современником - прямолинейным консерватором Николаем I (1796-1855), а с первым русским императором, позволяет рельефнее выделить достоинства великого черногорца .
Характеры Петра Великого и Владыки Чёрной Горы были контрастными, но оба одиноких реформатора вдохновлялись патриотизмом - вывести свои народы на путь передовых стран . Национальной идеей царя была не «Москва Третий Рим», а «Общее благо подданных» . Шире, в масштабах Космоса, мыслил Негош: «Благо всех - вот цель государства и всего человечества. Придёт царство разума… Человечество быстро идёт вперёд. Оно созревает вместе с планетой, на которой живёт» . «Огненный нрав», решительность и сильная воля были у обоих. Оба государя были законодателями, знатоками европейской политики и истории , оба имели широкий кругозор, ясный природный ум, огромную память и работоспособность, неуёмную любознательность и презирали роскошь. Оба обладали кипучей энергией, могли и хотели делать всё. Ничего для себя - всё для преобразования подданных. Русский царь был полководцем, флотоводцем, дипломатом, ученым, корабелом, врачом. С крайним напряжением сил поднимая империю, он искал отдых в токарной работе, шумных пиршествах и не стеснялся изливать на подчинённых свой гнев. Великий поэт и философ Негош в молодости интересовался механикой, географией и картографией . За строгой монашеской жизнью, за приветливостью, обходительностью и невозмутимостью в душе копилась неудовлетворённость, порой и «љутина»-злость. Когда после известий о кровавых набегах турок он впадал в ярость, его слова «вылетали как пули из ружья». Из-за огромного, изо дня в день, внутреннего накала Владыка во время бесед «непрерывно ходил по комнате как зверь в клетке» . За год до смерти он говорил: «моя душа убила тело. Не жаль, что умру, жаль, что не совершил в своей жизни ничего значительного» (для освобождения южных славян) . Умеренный в еде и питье (но как все черногорцы, куря крепкий табак), разрядку он обретал не в молитве (литургия в Цетинье им служилась не часто), а в «священном призвании» - поэтическом творчестве и пении героических песен народа, глядя из окна на восходящее солнце .

Ни царь Пётр, ни Радивой-Раде в отрочестве не получили добротного образования. Но если пылкий поэт С. Милутинович-Сарайлия (1791-1847) в 1827-1830 гг. внушал своему ученику Раде, (выглядевшему в 13 лет на 18), походить на спартанцев, терпеть невзгоды и не сдаваться врагам, то учитель царя и будущий «всешутейший патриарх» Н.М. Зотов (1644-1718), не смог как следует обучить царского отпрыска грамоте и был не против бражничества. Оба властных правителя всем были обязаны только своему гению и самообразованию. Оба выглядели силачами-великанами. Правда, худощавый и узкоплечий царь Пётр выглядел хуже статного атлета Раде Петровича, который ростом превышал своих породистых соплеменников .

Независимая и непокорённая Черногория с 1496 по 1858 гг. де юре считалась составной частью Османской империи. До Негоша на европейской арене её политический вес был почти незаметным и судьба отчаянно боровшегося с турками народа была ещё не определена. В России, традиционно соперничавшей с Османской империей, «экзотическая» Черногория с её непримиримой ненавистью к туркам, воспринималась как прочная опора на Балканах.
Как правило, черногорские владыки возводились в духовный сан сербскими патриархами. Вояж православного архимандрита Петра II Петровича в 1833 г. в Россию, стал таким же переломным, как путешествие Петра Великого на Запад в 1696-1697 гг. Поездкой в Петербург, увенчавшейся блестящим успехом, Негош достиг двух целей - восстановил материальную и моральную помощь великой империи и укрепил свой авторитет среди соплеменников . Ведь для черногорцев, начиная с призыва Петра Великого к восстанию против турок в 1711 г. - «Ex Oriente Lux»! Русофильство в Черногории было сильнее, чем в любой славянской земле. «Све у име Бога великога и за здравље цара русиjского» - пелось в черногорских песнях .
Возвышавшийся над Николаем I, 20-летний красавец-богатырь польстил императору, сказав, что «только Господь Бог может быть выше русского царя». 6 августа 1833 г. весь Синод торжественно в присутствии императора, двора и свиты рукоположил молодого архимандрита в епископы в Спасо-Преображенском соборе Петербурга. Владыку Негоша осыпали драгоценными церковными дарами и деньгами. Николай I демонстративно уравнял его с собой, именуя «приятелем и братом», и обещал защищать Черногорию как любую свою губернию . Очарованное русское дворянство одарило Владыку своим радушием. В свой ранний «звёздный час» Негош писал: «Не знаю, на земле ли я, но, полагаю, поднятый крыльями Дедала смотрю с воздуха, или во сне вижу столицу единоверного и единоплеменного царя славянского… Русский народ велик, а цари народа русского великие. Всемогущая рука Творца излила благодать на царя России и весь его Дом» . После визита в Петербург Владыка, одушевлённый поддержкой с севера, мог уверенно проводить централизацию. Ещё в 1831 г. он учредил при помощи русских посланцев И.Вукотича и М.Вутичевича надплеменной Сенат из 16 виднейших племенных старейшин , потом суд, государственную казну и всеобщее налогообложение на все черногорские семейства . В 1834 г. он написал сборник стихов «Цетиньский пустынник» во славу Николая I и России, которую считал матерью, центром православия и славянства. «О, славянство… Храбрый русский да будет твоим вождём на пути к славе… Москва, Нева, Волга, Дон! Пусть вскипят ваши воды и потекут быстро… Гласите славные дела, пусть весь мир ими наполнится, пусть удивляются потомку Романова, пусть все народы знают, какого царя имеет славянин: правосудного, милостивого, в делах мудрого и великого, на ратном поле храброго, на престоле великодушного» . Как и Пётр Великий, он учредил черногорские правительственные награды - серебряную медаль «Вера свобода - за храбрость» (1841) и золотую медаль сербского героя Милоша Обилича (1847).
Все административные структуры были поставлены содержание. Подати, пошлины и русские дотации шли на благоустройство и просветительские нужды, прокладку дорог, производство пороха, на первые шесть светских школ и типографию в Цетинье, печать учебной и церковной и художественной литературы; ученики посылались в Россию и Сербию. Петербург одобрял укрепление власти владыки.

Не силой, как Пётр I, а главным образом превосходством ума, воли и духа Негош укрощал раздоры, грабежи и кровную месть (от которой, по его словам, ежегодно гибло 300-600 человек). Случалось ему и с риском для жизни раскидывать руками враждующие вооружённые толпы, «налетая как орёл на кур» (так писал его биограф М.Медакович) и оружием подавлять сопротивление реформам и бунты (1833, 1835, 1841 и племён пиперов и цермничан в 1846-1847 г.) . Французы (Ж.Ренак) сравнивали его даже с царём «Сербов и греков» Стефаном Душаном (1308-1355) и с кардиналом А.Ж.Ришелье (1585-1642) - сторонником прогресса и цивилизации. Как Ришелье, он был немилосерден в подавлении мятежей . Владыка ввёл расстрелы за убийства, шпионаж и измену, но лично, как царь Пётр I, никого не казнил, а только присутствовал при исполнении приговора, чтобы исключить кровную месть судьям. Нельзя считать чрезмерным число ликвидированных господарём непримиримых противников - всего 83 человека . «Душа моя не терпит безначалия» - писал он. Негош с горечью говорил: «я - государь среди варваров и варвар среди государей». То же мог повторить о себе и царь.

Пётр Великий поднял авторитет Петербурга мощами св. князя Александра Невского. Сакральным символом для разрозненных черногорских племён был Цетиньский монастырь и Негош провозгласил своего предшественника - владыку Петра I Негоша (1748-1830) Святым Петром Цетиньским на четвёртый год после его смерти.
Югославский политик и литератор М.Джилас (1911-1995), следуя стереотипам марксизма, писал, что крестьянство Черногории с запозданием выбивалось из феодализма и не было охвачено капитализмом . Но положение Черногории при Владыке Раде было много сложнее, чем в империи Петра Великого, который унаследовал государственный аппарат от первых Романовых. После разгрома Сербского царства с его высокоразвитым феодализмом, среди сербов в суровых условиях Черногории возродилась военная демократия тождественная «временам Гомера» . Ожили племенные структуры и кровная месть, временами перераставшая в межплеменные войны . Черногория, дававшая пример сербам Австрии и Турции своей упорной освободительной войной (три пятых смертей черногорцев приходилось на гибель в боях и от ран) , была аморфной, с открытыми границами (кон)федерацией племён. «Свободы сербское гнездо», «Гнездо воинственной гордости» - писал влюблённый в родную землю Владыка. Он считал черногорцев свободными и независимыми людьми, в отличие от «добровольного рабства» у австрийцев и русских и что ни за какие блага не он отдаст даже обледенелую скалу - она облита кровью героев.

Противоборство могучего духа Владыки, бившегося в тисках внешней среды, высекло огонь героической поэмы «Горный венец». «Сербская Илиада» стала «национальной библией» везде, где говорили по-сербски. (С.Вулович, Л.Костич). В ней «спартанская» Черногория сопротивлялась космогоническим силам Зла . Воспевая героизм: «Славно мрите, кад мриjeте морате!» («Погибайте со славой, если должны умереть!»), Владыка крепил силу народа. Поэт-философ встал в ряд с Гомером, Байроном, Гёте, Шекспиром . Героика Негоша через столетия приняла эстафету от эпосов Гесер, Манас, Алпамыш, Олонхо, Джангар, Нарты, Беовульф, Эдда и русских былин. Дух Негоша горел не только местной черногорской, но общесербской , югославянской, всеславянской и общечеловеческой идеей объединения .

Русскому самодержцу, который не заботился о том, чтобы стать «народным царём», Сенатом и Синодом в 1721 г. был поднесён титул императора и «Отца Отечества». Ближнее окружение уважало, боялось и трепетало от взрывов его гнева, народ почитал своего венценосца далёкой святыней. Черногорцы не имели чёткого представления о государственной власти и в целом ориентировались на монархическую форму правления . Каждый черногорец в любое время имел свободный доступ к господарю. Негош, как воитель за сербское единство, стал «отцом нации», подобно Джорджу Вашингтону, Сунь Ятсену, Кемалю Ататюрку, Махатме Ганди. Соплеменники отвечали ему восторженной любовью. Если царя Петра I охраняли преданные ему гвардейские полки, то Негоша - охраняла вся Черногория. Как духовное лицо и воевода он давал высокий пример для подданных, в отличие от безудержных кутежей царя. Культ «Владыки Раде» возник ещё при его жизни. В 1847 г. при возвращении из Вены господаря встречали, целуя его руки с восхищением и слезами радости, под гром непрерывного салюта из ружей .

Царь-практик не задавался темами соотношения Зла и Добра. Пётр II Петрович был философом-метафизиком Земли, Вселенной, тела и духа . В религиозно-философском произведении «Лучи микрокосма» поэт раскрыл борьбу «сербского кровавого утёса» с «адом» Османской империи как часть мировой войны человечества со Злом . Сербское несчастье и Зло в Черногории зародились в Космосе. Оба великих реформатора считали, что допустимо злом бороться со Злом . Многократно цитировались его знаменитые строки: «Ал’ тирjaнству стати ногом за врат, то jе дужност људска наjсветиja». («Но тиранству стать пятой на горло - это долг людской, наисвятейший!»). Негош-визионер полагал, что человек создан до сотворения Земли, что Бог - это мысль и животворящий огонь, оживляющий Вселенную, что планета, осквернённая мерзостью Зла и крови, сгорит от космического огня. «Негоша-великомученика» терзал вопрос, почему на Земле сочетаются красота и демонический ужас? Можно согласиться, что Негош, видя страдания сербов под игом, был «глубокий пессимист» , в отличие от холерика-оптимиста Петра I, для которого был открыт весь мир.

О слепом копировании русского опыта не могло быть и речи. Царь ненавидел и «ломал через колено» ретроградное прошлое - немилосердно резал русские кафтаны и бороды, вводил парики «львиная грива» и сшибал колокола с церквей. Негош, напротив, старался вписаться в национальный характер. Привлекая сердца воинов, он охотился, «летал, как стрела на коне», бил без промаха из ружья в подброшенный лимон, метко стрелял на дистанцию в 800 м из пушки по позициям албанцев, захвативших в 1843 г. два черногорских острова на Скадарском озере. Владыка был влюблён в обычаи своего народа и после посещения Петербурга не только отказался вводить европейский костюм, но сам демонстративно носил (и позировал перед художниками) расшитую золотом национальную одежду. Русский царь ликвидировал патриархат и превратил церковь в придаток государственной машины. Негош редко одевал мантию и «современники не раз повторяли его слова о том, с какой радостью он сбрил бы бороду митрополита» . Возможно, утвердив личное самодержавие, которого не было у прежних владык, Негош был бы не прочь принять титул светского князя, но приходилось уступать традиции - народ признавал только духовного владыку .
Пётр II разбивал стереотип о том, что черногорцы «кровожадная банда разбойников и убийц» и утверждал, что они способны к прогрессу и цивилизации. Вместе с тем Владыка Раде не сразу покончил со свирепым азиатским обычаем отрезания вражеских голов и выставления этих «трофеев победы» на башне перед Цетиньским монастырём, оправдываясь тем, что это народный обычай и что отмену его турки сочтут трусостью и усилят свои нападения .

Отношения России и Черногории при Негоше были «на равных». В инструкции 1838 г. инженеру Е.П.Ковалевскому предписывалось соблюдать крайнюю «скромность и осторожность», уважение к Владыке и уклонение от вмешательства во внутренние дела, чтобы не возбуждать подозрений у турок и австрийцев. Благодаря русскому содействию в 1839-41 г. были мирно размежованы австрийские владения с черногорскими . Выдвореные из страны председатель черногорского Сената И.Вукотич, а также М. Вучичевич, родственники властолюбивого гувернадура С.Радонича и русский консул в Дубровнике (с 1815 г.) серб Е. Гагич (1783-1859), порочили Негоша, который говорил, что он не принадлежит ни России, ни Австрии, ни Турции. «Россию люблю, но не люблю, когда мне по любому случаю дают понять цену русской помощи» . Черногория была полем борьбы между Австрией, Россией и Турцией, но письма в Турцию он принципиально подписывал как «кавалер российский». Вряд ли справедливо утверждать, что господарь с конца 1830-х гг. понял, что Россия, преследуя в Черногории свои цели, не бескорыстна и поэтому возложил надежды на «оплоты демократии» - США и Францию . Нельзя сомневаться в возвышенном идеализме и искренности живого голоса Негоша, так отличавшегося от практицизма Петра I: «О, сколь Москва восхищает меня! Москва - мать царей - начало величия славянского! Москва - столица знати и святый алтарь Православия и Славянства! Я верный поклонник блистательной славы родного племени! Москва - душа души моей и сладостное сновидение, исполненное святыми, великими надеждами! Москва, единственная моя святыня, которой я жадно и усердно поклоняюсь как невинный сын природы новорожденному солнцу после ночи, возмущаемой адскими сновидениями» . Сообщение французского консула из Триеста 24 февраля 1847 г. о том, что Негош «обожал французов и Наполеона» можно списать на стандартную дипломатическую учтивость.

В неравной борьбе за свободу Владыка опирался на три главных фактора: Бога, «венценосного гения» - императора Николая I и черногорский героизм. Без русской политической защиты и помощи было бы «немыслимо выживание черногорского народа, государственных структур и Негоша, как главы этого народа… Вся его переписка … выражает глубокую приверженность царю и русской политике» . (В 1837 г. Негош добился крупного успеха - увеличения ежегодной русской помощи до 80 000 рублей, что помогло сформировать государственный бюджет).

Несоизмерим был военный потенциал России и Черногории. В распоряжении Петра Великого, полководца и реформатора русского военного дела, полевая армия по штатам 1711 г. состояла из 62 454 чел. пехоты, 43824 чел. конницы, в полковой, полевой и осадной артиллерии было более 450 орудий, гарнизонных войск было 58 тыс., казаков - 40-50 тыс. К 1853 г. в Русской армии насчитывалось 1 397 169 чел. . Негош, располагая 15-20 тысячами неустрашимых воинов, искусных в партизанской и горной войне, провёл перепись военнообязанных и завёл личных гвардейцев-телохранителей, которые, как и у царя, были исполнителями его воли. Но кругозор господаря перекрывал всё, что было на тогдашнем сербском пространстве. Как и его предшественник - Пётр I Петрович, который думал о создании «Славяно-сербского» государства в составе Черногории, Боки, Герцеговины и Далмации со столицей в Дубровнике , Пётр II тоже мечтал об освобождении южных славян от власти турок и австрийцев и о едином государстве вплоть до Адриатики. Как стратег, он чётко понимал соотношение сил русской, османской и австрийской империй на Балканах, учитывал силу турецких пашей в Албании, Герцеговине, Боснии и Санджаке и сознавал, как трудно сотне тысяч черногорцев держать фронт против 2 млн. боснийцев и албанцев. В тогдашней военной истории Негош обоснованно выделял Наполеона (1769-1821), австрийского эрцгерцога, полководца и военного теоретика Карла Габсбурга (1771-1847), прусского фельдмаршала Г.Л. фон Блюхера, (1742-1819), английского фельдмаршала А. У. Веллингтона (1769-1852), генералиссимуса А.В.Суворова (1730-1800), вождя Первого Сербского восстания Г.П.Карагеоргия (1762-1817), австрийского фельдмаршала К.Ф.Шварценберга (1771-1820), генерал-фельдмаршала М.И.Кутузова (1745-1813). Больших сражений, подобных тем, которые Пётр I давал в Северной войне 1700-1721 гг. в Черногории быть не могло. Негош был стеснён в своих действиях и не мог замышлять походов за пределы Черногории, так как Россия в то время была заинтересована в мире с Турцией и Австрией. Но для спасения сербства он был готов поднять восстание в Герцеговине, Боснии и Албании, с 4 тысячами черногорцев пройти сквозь турецкие владения и заставить сербскую власть воевать с турками . В бою у Грахово в 1843 г. полководец Негош умело воспрепятствовал соединению турок из Албании и Герцеговины и искусно выбрал позицию . В 1848 г. он предлагал «знаменосцу южных славян» - хорватскому бану Й.Елачичу выслать на помощь австрийцам 2 тысячи черногорцев, в 1849 г. собирался предоставить 4-5 тысяч воинов Русской армии фельдмаршала И.Ф.Паскевича для подавления венгерского восстания.

Светлых минут у Негоша было намного меньше, чем у царя. Русский император никогда не сомневался, что может перекроить страну и мир. Он видел свои детища - новую армию, флот, «парадиз»-Петербург, счастье великих побед и преображённую Россию. За необузданность своих страстей император расплатился в финале мучительной болезнью и предсмертной 13-дневной агонией. Негош, сравнивая себя с прикованным Прометеем, тоже сознавал силу и величие своей души: «Благодарю, Тебя, Господи, ибо ты меня на Земле над миллионами душой и телом украсил». Но к концу жизни его всё сильнее угнетали политическая скованность, разочарованность в идее славянства, крах надежд на освобождение южных славян, непримиримая вражда с турками, внутренние распри и несправедливость старейшин . К тому же Владыка Раде был скорее светским господарём, чем святым отшельником и неизбывную тягу к женской красоте не мог сублимировать в молитвенном экстазе. Всё это и особенно призрак смерти - нежданно вспыхнувший туберкулёз исподволь подточило его здоровье. За 6 лет до смерти, в 1845 г., Негош построил себе на горе Ловчен единственную в мире часовню-гробницу, откуда была видна любимая им Черногория. Перед смертью, в муках от боли в груди, он говорил собравшимся: «заповедаю вам свободу и независимость Чёрной Горы, защищайте их до последней капли крови!» .
«Слава Тебе, показавшему нам свет!» - такова была написанная по-русски первая фраза в завещании, восхвалявшая Господа: «Насколько непостижимая великость Твоя с детства облекла меня гимном Божественной радости, удивления и красоты, настолько с ужасом глядел и оплакивал я бедственную судьбу человеческую. Слово Твоё из Ничто Всё сотворило, закону Твоему всё покорно, человек же смертен и должен умереть» .

Великие рождаются и среди больших и малых народов. Появление на севере и юге славянства двух славянских гениев не было случайным - им предназначалось вырвать свои народы из отсталости. Оба великих реформатора сожгли себя в огне деяний. Негош утвердил европейские органы власти и укрепил династию Негошей, которая правила до 1918 г. Забытая богом османская провинция стала заметной страной на европейской арене. Он стал национальным героем сербского и черногорского народа и всего славянства .
Сравнение двух могучих преобразователей может оправдать некорректный вопрос из сферы фантазий - а что, если бы Владыка Раде правил на Неве, а Пётр Великий родился среди скал в Черногории? Царь, ни на йоту не отступая от жестоких приёмов и, «поднимая на дыбы» воинственные племена, был бы изгнан с Балкан или убит. Негош, которому всё было по плечу, «мягкой силой» и с меньшей кровью мог бы провести такие же кардинальные преобразования, как первый русский император, отстроил бы северную Пальмиру и также упорно воевал бы с противниками. Правитель Черногории «шагал от вершины к вершине, со звезды на звезду. Он поднимал человека на высоту, чтобы оттуда видеть красоту мира» .


«Я решился идти путём преобразования, дабы вывесть эту страну из прежняго состояния и сблизить её, хотя несколько, с прочими народами Европы». П.П.Негош - Нессельроде 20 ноября 1846 г. Његош П.П. Његошева биљежница. Цетиње, 1956. С.166-167.

Негош читал русские («Северная пчела», «Библиотека для чтения»), парижские, австрийские, загребские и стамбульские журналы, знал литературу, которая выходила в Европе о Черногории, читал крупного немецкого историка Леопольда фон Ранке (1795-1886). «Для него нет ни одного неизвестного сочинения написанного о Черногории». Г.Штиглиц, 1839. // Савременици… С.75.

Г.Штиглиц писал, что Негош похож на «Зевса, который с высоты Олимпа изливал благословение на Землю». - Савременици… С.73.)

По антропологическим измерениям скелета в 1974 г. его рост составлял 192,56-193,44 см. Ивановиħ Б.М. Антропоморфолошке особине Петра II Петровиħа Његоша. Подгорица, 1994. С.110.

В связи с этим Черногорию даже называли «маленькая Россия», а некоторые европейцы представляли Черногорию как русскую колонию. Спасиħ К.J. Њeгош и французи. Допуњено француско издање. Београд, 1988. С.193, 204. Неудивительна распространённая до сих пор ошибка, что Негош обучался и воспитывался в Петербурге.

Мавзолей Петра Негоша


Историческая судьба народа Черногории, часто уходившего в горы, чтобы сохранить свою свободу, с давних пор была тесно связана с Россией. Черногорский владыка Данила побывал в загадочной для иностранцев России, где встречался Петром I. Долгим и оживленным был разговор двух монархов, и владыка Данила нашел у русского царя моральную, материальную и военную поддержку. Шли годы, и в свой предсмертный час черногорский владыка завещал народу крепить дружбу с Россией и грозил страшной карой тем, кто нарушит его заповедь.

Остался верен этому завету и другой правитель Черногории - поэт и архиерей Петр Негош, необычность судьбы которого заключалась в том, что ему выпала доля быть светским и духовным правителем государства, причем и государства необычного. Крохотная Черногория, сильно урезанная в своих границах, единственная на Балканах выдержала натиск Османской империи, перед которой не устояла ни одна страна Юго-Восточной Европы.

В социальном отношении Черногория, оторванная от внешнего мира, была одним из самых отсталых государств. Жители ее обитали в скалистых труднопроходимых горах, где основным их занятием было пастушество. В конце XV века Джюрадж Черноевич, правитель Черногории, покинул страну, и в ней установилась теократическая система правления. Православная церковь взяла на себя роль связующего центра, владыки избирались на совете племенных старейшин, а затем их утверждала всенародная скупщина. Они заботились не только о душе своей паствы, но также вершили суд, поддерживали связи с другими государствами, и частенько вместо креста и посоха им приходилось брать в руки меч и вести свой народ в сражение.

Черногорские митрополиты, не имея прямого потомства, еще при жизни готовили себе преемников (обычно племянников), которых народ в свое время должен был облечь властью. Перед такой необходимостью встал и владыка Петр I (1747–1830), четвертый подряд представитель семьи Петровичей, выбранный главой страны. Семья жила в селе Негуши у подножия Ловчена - самого высокого горного массива Черногории.

Выбрать преемника Петру I удалось лишь с третьей попытки. Старший племянник неожиданно умер; средний, Георгий, по традиции был отправлен на учение в Санкт-Петербург, но надежд не оправдал. От духовного звания он отказался и подался в гусары, наделал долгов, и совестливый черногорский владыка постеснялся отправлять на учение в Россию следующего кандидата - младшего племянника Радивоя, которому было тогда 12 лет. Он был неграмотным мальчиком и пас овец на склонах Ловчена, но в 1825 году владыка призвал его в Цетинье, где находился монастырь, с XV века являвшийся духовным и государственным центром Черногории. Через 5 лет Раде предстояло взять на себя нелегкую ношу черногорского владыки.

В Цетинском монастыре он провел полгода, быстро научился читать и писать, и успехи его в учении радовали владыку, который любил повторять: «Этот мальчишка, если Бог даст, вырастет отменным юнаком и умным человеком. Вот было бы счастье, если бы я послал его учиться в Петербург». Сам владыка был человеком незаурядным и ярким примером того, как черногорские митрополиты «умели примирить мантию, крест и сверкающий ятаган». Почти 50 лет правил он Черногорией, боролся с внутренними врагами, воевал с турками, добился независимости страны, одержав победу над Мехмед-пашой Бушатлией, сражался с французами в 1813–1814 годах и, поддержанный русским флотом под командованием адмирала Д.Н. Сенявина, освободил Черногорское приморье. Французский генерал Мормон отзывался о своем противнике самым лестным образом, а сам владыка, когда однажды в беседе генерал неодобрительно отозвался о русских, тут же перебил его: «Прошу, генерал, не трогать моей святыни и знаменитой славы величайшего народа, которого и я тоже - верный сын. Русские - не враги наши, но единоверные и единоплеменные нам братья».

В его доме в Цетинье вырубленные в скале комнаты были похожи на монашеские кельи, на стенах - пистолеты, сабли и ятаганы с выложенными серебром рукоятками. Тут же, сверкая, свисает крест священнослужителя, который, вероятно, напоминал Петру Негошу о том дне, когда его торжественно принимали в Венеции и служитель собора протянул для целования не сам крест, а цепь от него. Наклонился было владыка, но тут же отпрянул, вскинув гневный взгляд: «Черногорцы цепи не целуют!»

Под стеклом рабочего стола хранится письмо в «Общество русской истории и древностей российских», избравшее Петра Негоша своим почетным членом:

Благодарю Москву за внимание и за то, что она вспомнила о своем искреннем поклоннике, обитающем на краю славянского мира; за то, что не забыла атома, но атома, который ей принадлежит по всему, - атома, который ураганом времени занесен на страдания, в среду чужих! О, сколь Москва восхищает меня!.. Как усладительно внимание Москвы для души, пылающей пламенем величия и гордости славянской! Я - ее преданный сын, я - ее поклонник..

Через полгода владыка отправил племянника в Приморье - в школу монаха Саввинского монастыря Иосифа Троповича, который готовил послушников к принятию сана. Через полтора года юноша превзошел в науке своих учителей и в начале 1827 года вернулся к дяде в Цетинье со множеством книг самой разнообразной тематики и неуемной жаждой к учению. В Цетинье он помогает владыке в составлении писем, а вскоре находится для него новый учитель - известный сербский поэт Сима Милутинович-Сарайлия, приехавший в Черногорию осенью 1827 года. Он становится секретарем владыки и одновременно учителем Радивоя, однако «университеты» последнего закончились 31 октября 1830 года. В этот день владыка Петр I умер со словами: «Молись Богу и держись России».

Над гробом усопшего старейшины черногорских племен дали клятву верности Радивою Петровичу и тут же посвятили его в архидиаконы. В январе 1831 года он принимает постриг и становится архимандритом Петром II. Новому владыке Черногории было тогда 17 лет, и сам он чувствовал себя «недозревшим и неподготовленным» для управления страной, в которой к тому времени сложилась трудная обстановка. Племенная рознь в Черногории достигла такого накала, что владыка Петр I еще перед смертью своей заклинал народ хотя бы на полгода забыть все распри. И надо отметить, что все было исполнено в точности, однако уже в первый день по истечении назначенного срока молодому владыке с риском для жизни пришлось разнимать соотечественников, готовых поубивать друг друга.

Самой главной Петр II счел задачу объединения и укрепления государства и по примеру своих предшественников стал искать опоры в России. А в 1833 году он и сам едет в далекую страну, где «молодого, стройного и красивого черногорца», 20-летнего владыку, первым из черногорских владык посвящают в архиереи. На торжественной церемонии посвящения присутствовал император Николай I Петр II Негош знакомится со многими высшими русскими сановниками, а сама поездка укрепила его положение в собственной стране.

Вернувшись домой, владыка с головой погружается в государственные дела: он объезжает племена, организует сбор подати, который в ряде мест вызывает недовольство и сопротивление. Выполняя рекомендации русской дипломатии, пытается урегулировать отношения с соседями - турками и австрийцами, установить с ними четкие границы, удерживает соотечественников от пограничных конфликтов. Не оставляла его идея и о приобщении своего народа к культуре и просвещению, которая еще больше окрепла после возвращения владыки из России, откуда он привез типографию. Вслед за ним прибыл из России багаж - 11 сундуков с книгами. Наряду с церковной и учебной литературой, в багаже были произведения М. М. Хераскова, М.В. Ломоносова, Г. Р. Державина, В.А. Жуковского, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, а также сочинения античных и западноевропейских авторов.

Владыка Петр II Негош и сам был отмечен поэтическим даром, и в его собственных сочинениях часто встречались русские слова, которыми он хотел обогатить язык черногорцев. В 1834 году владыка выпустил свои первые книги - «Отшельник цетинский» и «Лекарство от ярости турецкой», написанные под впечатлением поездки в Россию. Но над головой владыки к этому времени начали сгущаться тучи. Его крутые государственные реформы у многих вызывали недовольство, особенно у жителей пограничных областей. К тому же лето 1836 года выдалось неурожайным и надо было просить помощи, чтобы спасти народ от голода.

Вторая поездка Петра II Негоша в Россию оказалась более драматичной, чем первая, хотя в Петербурге к проблемам Черногории отнеслись доброжелательно. И даже увеличили ежегодную субсидию с 1000 до 9000 червонцев. Ободренный и полный новых замыслов, возвращался владыка на родину. Возросшее пособие позволяло повысить жалованье государственным служащим, открыть в Цетинье еще одну школу, отменить подати, поправить главные дороги страны, построить пороховой завод и склады для хранения хлеба на случай неурожайных лет.

Единственным отвлечением владыки от государственных дел были занятия поэзией, вызывавшие недовольство его ближайшего окружения. Секретарь, например, уверенно заявлял, что «если бы владыка менее занимался поэзией, он бы еще больше добра сделал для Черногории».

В конце 1830 - начале 1840-х годов Петр II Негош почти ничего не пишет. Это время углубленного самообразования, творческого созревания и подготовки к поэме «Свет микрокосма» и драматическим произведениям «Горный венец» и «Самозванец Степан Малый», Одновременно он ищет истину и на земле, но надежды, что революционные события 1848–1849 годов в Европе приведут к освобождению южных славян от иноземного ига, оказались тщетными и принесли только горечь и разочарование.

А тем временем подкралась и чахотка. Петр II Негош лечится в Италии и Вене, но безуспешно. Он возвращается на родину и 31 октября 1851 года умирает - в тот самый день, в какой 21 год назад взял на свои плечи судьбы родины и народа. Владыка Петр II Негош умер в возрасте 38 лет, и последними его словами были: «Любите Черногорию и свободу». Еще при жизни на одной из вершин Ловчена, с которой открывалась вся Черногория, поставил он небольшую часовенку, в которой завещал похоронить себя. Но в дни его смерти в горах бушевали неистовые грозы, снег завалил все склоны и занес дороги, и черногорцы похоронили своего владыку в Цетинье. Но впоследствии, выполняя волю усопшего, перенесли его останки на вершину Ловчена.

Последние материалы сайта