Папская тиара в вашингтоне. Что мы узнали из лекции историка про сериал «Молодой Папа. Эстер и Эсфирь

02.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Молодой и модный папа:
из чего состоит и как меняется гардероб папы римского

ТЕКСТ: Анастасия Львова

Что носит папа римский, почему одежда папы Франциска отличается от всего того, что до этого носили римские понтифики, и откуда на голове молодого папы Джуда Лоу белое сатурно? Разбираемся, из чего состоит гардероб римских пап - прошлого, настоящего и вымышленного.

Что носит папа римский и что это означает

В своем первоначальном виде духовная одежда появилась в VI веке. Тогда введение отдельных клерикальных одеяний - одежды для духовенства - было необходимо, просто чтобы священников можно было отличить от других людей. А современная одежда католических священников, как и самого главного католика мира - папы римского - сформировалась к XVII веку. Первая одежда римских пап отличалась от одежды остального духовенства и даже светских лиц. Ведь папа - это не только глава Святого престола и католической церкви, но и суверен города-государства Ватикан.

Коронация Павла VI в Ватикане

Гардероб папы римского можно условно разделить на два вида - праздничный и повседневный. К первому типу костюма относится альба - длинное белое литургическое одеяние из тонкой льняной, хлопковой или шерстяной ткани, перепоясанное веревкой. Происходит альба от древнеримской длинной рубашки, которую носили под туникой. Казула, или орнат, - накидка поверх альбы, похожая на длинное пончо, цвет которой может быть разным в зависимости от церковных праздников. Поверх альбы и казулы папа надевает паллий - белую ленту, которая ложится на плечи, а два ее конца свисают спереди и сзади. На паллии вышиты шесть темных крестов, в три из которых воткнуты золотые булавки, символизирующие три гвоздя, которыми Иисус был распят на кресте.

Папа Бенедикт XVI

Папа Франциск

Во время богослужения папы надевали тиару, которую с конца Х века использовали вместо епископской митры. Тиара - это трехъярусная корона в форме пчелиного гнезда, увенчанная небольшим крестом. Это корона главы Ватикана и католической церкви. Изначально тиара состояла из двух уровней, которые символизировали светскую и духовную власть папы. Позднее появился третий уровень, означающий верховенство папы над всем миром, а с точки зрения христианской идеологии три уровня стали объяснять отсылкой к трем ипостасям божественного. Тиары отличаются по размеру, цвету, высоте и богатству отделки. Папа может выбрать тиару для своей коронации самостоятельно, а может и заказать. Тиары хранятся в музее Ватикана, папа может брать оттуда любую и надевать по случаю, главное, чтобы тиара подошла по размеру.

Последний раз тиару при коронации надевал папа Павел VI в 1963 году. Она была выполнена в футуристическом и готическом стиле с очень условными «тремя уровнями корон». В 1965 году папа продал ее как реликвию базилике Непорочного Зачатия в Вашингтоне, а полученные деньги пожертвовал на благотворительность. Теперь во время богослужений и различных церемоний папа вновь надевает на голову митру - высокий колпак с двумя свисающими тканевыми полосками сзади.

К повседневному типу папской одежды можно отнести сутану - длинное слегка приталенное платье с длинными рукавами на пуговицах и со стоячим воротником. У папы она, конечно, белого цвета. Существует разновидность сутаны - дзимарра, у которой на плечи пришита накидка. Также есть отдельная короткая накидка на плечи - моццетта. Раньше у нее сзади был капюшон, но он был упразднен Павлом VI. Папская моццетта может быть или атласной - алого цвета, или бархатной - темно-красного, и тогда вдобавок она отделана мехом горностая. В таких накидках можно было часто заметить отрекшегося от престола папу-модника Бенедикта XVI. На улицу поверх сутаны папа надевает традиционный красный плащ из легкой шерсти, а зимой добавляет шапку камауро из бархата, похожую на головной убор Санта-Клауса. Традицию ношения камауро тоже вернул Бенедикт XVI.

Обязательным элементом костюма папы является также «кольцо рыбака» - папский перстень, призванный напоминать о том, что понтифик является наследником апостола Петра, который был рыбаком. На кольце выгравировано имя новоизбранного папы, а после смерти или отречения предыдущего его кольцо уничтожают.

Папа Иоанн-Павел II

Цвета в одежде католического клира и папы имеют определяющее значение. В отличие от ткани или стиля одежды изменить цвет того или иного предмета гардероба гораздо сложнее из-за их символического смысла. Черный цвет ассоциируется со священниками, фиолетовый и малиновый - с епископами, красный - с кардиналами. Главный цвет в одежде папы римского - белый. Поэтому повседневный гардероб папы в основном состоит из белой одежды с вкраплениями красного цвета. При этом в зависимости от элемента одежды значение цвета может еще детализироваться. Например, красный означает кровь Христа, только когда речь идет о красных поясах кардиналов.

Кто шьет одежду для папы

Традиционной мастерской по пошиву одежды для папы римского считается ателье Ditta Annibale Gammarelli, которое работает с 1798 года. До 1962 года производство Гаммарелли имело эксклюзивное право на пошив одежды для папы римского, которое потом было упразднено. Всего в Европе около 40 ателье, специализирующихся на пошиве церковной одежды для католических священнослужителей.

Считается, что мастерская Гаммарелли шила одежду для всех пап без исключения, начиная с Пия IX и до нынешнего папы Франциска. Ходили слухи, что папа Бенедикт XVI изменил марке Гаммарелли и стал заказывать одежду у другой римской фирмы - Euroclero.

Сейчас мастерской Gammarelli управляет потомственный портной Лоренцо Гаммарелли вместе с двумя двоюродными братьями - Массимилиано и Стефано. В мастерской работают всего девять швецов, два секретаря для оформления заказов, курьер и администраторы. Как рассказывал Лоренцо изданию «Вокруг света», папы никогда сами не приходят в мастерскую для заказа одежды и снятия мерок: «Если папе нужна новая сутана, звонит его секретарь и назначает день, когда мы можем приехать в Ватикан и снять мерки. Ни один глава католической церкви не приезжал в ателье и не звонил сюда. Ну кроме, конечно, Иоанна XXIII, который по дружбе сам ездил на примерки к деду».

Перед избранием нового папы, чье имя и уж тем более размер одежды никогда не известны заранее, мастерской приходится отшивать три одинаковых облачения разного размера: small, medium и large. И если обычно на пошив сутаны уходит два с половиной месяца, то для папы в ответственные моменты заказ может быть исполнен за две недели - тогда работает весь коллектив мастерской.

Официальным сапожником римских пап с 2003 года считался итальянский мастер Адриано Стефанелли. Сейчас, скорее всего, этим занимается старый аргентинский друг папы Франциска и его обувной мастер Карлос Самария, работающий в Буэнос-Айресе.

Папа в стиле athleisure

Папу Франциска (в миру Хорхе Марио Бергольо) называют новым революционером. Свой революционный стиль он проявил и в манере одеваться - упрощенной, невзыскательной и очень экономной.

Франциск умудрился упростить даже официальный праздничный костюм. Он всегда надевает ту же самую митру, которую носил, будучи кардиналом в Аргентине, или аналогичные простые варианты этого головного убора - без драгоценных камней и металлов. Кольцо папы Франциска вылито всего лишь из позолоченного серебра, а не из золота, как у его предшественников. Поговаривают, что оно даже не было сделано специально под него, а лишь перелито из кольца личного секретаря папы Павла VI, архиепископа Маччи. Папская ферула Франциска -длинный посох - тоже сделана из серебра.

В своей повседневной одежде Франциск также отличается неприхотливостью. В основном он носит простую белую сутану - с накидкой или без нее. Сразу после инаугурации он отказался надевать официальную выходную накидку - моццетту. Его нагрудный крест вылит из железа, а не из золота, как было принято раньше. Франциск не надевает бархатные шапки или римское сатурно, а обычно носит белую дзуккетто - головной убор, возникший из необходимости держать в тепле тонзуру, выбритое место на макушке католических священников. У нынешнего папы не шелковый и короткий пояс без личной эмблемы, что тоже нарушает ватиканскую традицию. Шерсть Франциск предпочитает шелку.

А как пишет сайт Il mio Papa, Франциск носит одну и ту же одежду в течение всего года. Сутаны, сшитые из более тяжелой шерсти, - зимой, и из более легкой - летом. При этом «он заказывает только натуральный белый цвет, не оптический, который получается при добавлении белого красителя. Натуральный белый - это кремовая слоновая кость», - пишет издание.

Более простые ткани, меньше украшений в одежде и гравировок в аксессуарах, серебро вместо золота - Франциск задал новый тренд для всей католической моды. Тренд назвали «папским athleisure», где акцент сделан на визуальном упрощении, комфорте, быстроте создания одежды.

В этом смысле эмблематичным эпизодом в истории католической церкви стал отказ Франциска от традиционных красных туфель, которые носил его модный предшественник папа Бенедикт XVI. Итальянская пресса окрестила Бенедикта «папой от Prada», а официальной газете Ватикана пришлось оправдываться, что «папа носит не Prada на своих ногах, а кровь Христа». В 2007-м журнал Esquire назвал лоферы Бенедикта лучшим аксессуаром года. Позднее стало известно, что красные туфли делал по заказу папы обувной мастер с севера Италии Адриано Стефанелли.

Молодой и модный папа

Одним из удачных примеров воскрешения и оживления папской одежды сегодня можно считать сериал Паоло Соррентино «Молодой папа» (The Young Pope) производства HBO. Часто сериалы HBO привлекают внимание именно из-за детально проработанных костюмов - как в «Игре престолов» или менее популярном «Риме». Но с «Молодым папой» дело обстоит чуть-чуть иначе. Тут исторические костюмы заигрывают с аутентичностью, не забывая при этом про современность, - в стилистике самого молодого папы, противоречиво и провокационно. Над гардеробом в сериале работали художники по костюмам Карло Поджоли и Лука Канфора, - оба работали с Соррентино и раньше. Известно, что команда фильма обращалась за консультацией по костюмам в мастерскую «Гаммарелли».

Таким образом аутентичность костюма в сериале уходит на второй план. Как отмечает истoрик катoлическoй церкви Иван Ренард, в сериале многое не соответствует действительности. «Настоящий папа носит красное сатурно, а не белое с вышивкой. Вычурная вышивка золотом на сутане «молодого папы» - тоже вещь лишняя», - говорит Иван. «Думаю, что это было сделано с целью подчеркнуть характер вымышленного Пия XIII. Два перстня (на самом деле у папы римского только один перстень. - Прим. ред.) - это или отсылка к средневековым папам, которые могли носить несколько колец, или тоже акцент на характер героя. И еще гипотеза: чтобы был заметен перелом в Белардо (папа Пий XIII в миру) - в последней сцене сериала на нем простая белая сутана без вышивки, серебряный крест на шее, перстень лишь один. Уже никакой вычурности, совсем другой человек».

Характер у Белардо действительно противоречивый. Он самый молодой, но и самый консервативный папа в истории католической церкви. И делает все наперекор дипломатии Ватикана. Его главный принцип в одежде - это стиль. Белоснежное сатурно - потому что лучше сочетается с белой сутаной. Золотая вышивка на белом - потому что это роскошно. Красные лоферы - потому что после Бенедикта это стало популярным мемом и своеобразным знаком папы римского в XXI веке. А молодой папа весь устремлен в современность и будущее католической церкви - по крайней мере в своих рассуждениях. Однако потом это меняется. «К середине сериала вместо простых белых одежд Ленни оказывается облачен в щедро расшитые наряды - это призвано подчеркнуть то, насколько он старомоден и консервативен (избыток вышивки был присущ папским облачениям в XIX веке). Огромное значение имеет тиара, которую молодой папа ждал из Вашингтона. Во время литургии римские папы носят митру, а тиара в богослужении не используется. Принято считать, что тиара символизирует светскую власть римского понтифика. Павел VI был последним папой, которого ей короновали; он в целом стремился упростить ритуалы, окружающие Святой престол. И тот факт, что персонаж Джуда Лоу возвращается к старой обрядности, свидетельствует о его желании порвать с либеральной политикой Павла VI и его последователей», - говорит Светлана Яцык, преподаватель Школы истории НИУ ВШЭ и главный редактор журнала Vox medii aevi. Пий XIII носит очки от Giorgio Armani, чья команда, кстати, одела неклерикальную часть персонажей сериале - в частности, менеджера по маркетингу Ватикана (Сесиль де Франс) и итальянского премьер-министра (Стефано Аккорси). «Нам нужно было c трезвой элегантностью одеть гражданских лиц Ватикана, которые крутятся вокруг Ленни (Белардо)», - рассказывал художник по костюмам Карло Поджоли.

{"width":1200,"column_width":111,"columns_n":10,"gutter":10,"line":40} false 767 1300 false true {"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}} {"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}

Тиа́ра (греч. τιάρα, древний персидский головной убор) - тройная корона, отличительный высокий яйцеобразный головной убор папы римского, увенчанный небольшим крестом и тремя венцами и имеющий сзади две ниспадающие ленты.

История тиары

Первоначально простая высокая шапка, в эпоху средневековья она приобрела три венца и обрела свою окончательную форму в начале XIV века. Венцы стали считаться символами Троицы или трёх статусов Церкви: Рим, христианский мир и духовное владычество. Тиара может быть на Боге-Отце, более часто в ранней нидерландской живописи; её может носить Аарон, как прообраз священства.

Папская корона. В древнегреческой литературе обозначает персидский головной убор из войлока в форме усечённого конуса, но прежде всего - корону персидского царя, украшенную зубцами и звёздами. Другая форма тиары - митра с покровом для рта, которую носит Дарий III на мозаике в Помпеях, изображающей его битву с Александром Великим. Фригийский колпак, символ народовластия во время Французской революции, можно тоже расценивать как тиару. В средние века тройная корона папы толкуется как символ власти над тремя сферами - небом, землёй и подземным миром или над тремя классическими частями земли: Азией, Африкой, Европой (заселёнными потомками сыновей Ноя: Сима, Иафета и Хама). Согласно другим толкованиям три кольца (обода) тиары есть указание на страдающую, борющуюся и побеждающую церковь. В этом виде она изображалась начиная с папы Урбана V (ум. 1370). Тиара считается также атрибутом св. Петра, папы Григория или св. Софии. Папы, отстранённые еще при своей жизни, или святые, святость которых отклонялась, изображались с тиарой, лежащей на земле(? источник) . В тиаре из пяти колец предстает лишь Бог-Отец на изображениях Троицы.

Тиара - символ

Трехъярусная, в форме пчелиного гнезда, корона папы римского. Используется с XIV века как головной убор, символизирующий три уровня папских полномочий: духовную власть в мире, временную власть в Риме и верховенство над всеми христианскими правителями. В современном толковании папская тиара указывает на то, что папа - отец Церкви, земной правитель и наместник Христа.

Тиара - знак папского владычества; для литургических целей папа облачается в епископскую митру. В развитии тиары можно выделить три периода:

* 1) В VII - VIII вв. папы носили камилавку, или белый фригийский колпак (возможно, введён в обиход папами греческого или сирийского происхождения).

* 2) Еще до начала XII века ней была добавлена царская диадема, которая к концу XIII века превратилась в зубчатую корону.

* 3) Второй венец был добавлен Бонифацием VIII (ум. 1303), возможно - как символическое отображение его взглядов на двойственность папской власти, духовной и светской. Первое упоминание о трёх венцах относится к 1316, однако самое раннее монументальное изображение тиары с тремя коронами обнаруживается на статуе Бенедикта XII (ум. 1342).

Почему был добавлен третий венец - неизвестно, хотя предлагались различные интерпретации второго названия папской тиары - лат. triregnum («троецарствие»), например, как выражения власти папы над небесами, землёй и адом.

Тиара и современность

Последним папой который короновался тиарой был Павел VI, в 1963 году. Для него была специально изготовлена тиара Миланской епархией. Потом папа Павел отдал её в музей. После этого ни Иоанн Павел I, ни Иоанн Павел II, ни Бенедикт XVI не короновались тиарой. А Бенедикт XVI даже убрал тиару из папского герба.

  • - тройная корона папы римского. Изготавливалась из драгоценных металлов, украшалась драгоценными камнями...

    Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • - Tiāra, τιάρα, мягкая чалма восточных народов из бумажной материи; у царей и жрецов она была крепкая и прямая...

    Реальный словарь классических древностей

  • - 1. Головной убор древних восточных властителей и жрецов, который надевали в торжественных случаях. 2. Тройная корона папы римского, часть облачения высшего духовенства католической церкви...

    Энциклопедия моды и одежды

  • - См. корона...

    Словарь символов

  • - тройная корона папы Римского, высокий яйцеобразный головной убор, увенчанный небольшим крестом и тремя венцами и имеющий сзади две ниспадающие ленты. Тиара - знак папского владычества...

    Энциклопедия Кольера

  • - см. Корона...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ; мн. тиа/ры, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - папская трехъярусная митра...

    Толковый словарь Даля

  • - ТИА́РА, -ы, жен. Головной убор древних восточных царей, а также римского...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ТИА́РА, тиары, жен. . 1. Головной убор древних восточных царей. 2. Трехъярусный головной убор римского папы. Папская тиара...

    Толковый словарь Ушакова

  • - тиа́ра I ж. Головной убор древних восточных царей, жрецов, являвшийся символом высшей власти. II ж. Головной убор древних персов в виде усеченного конуса. III ж. 1. Трехъярусный головной убор папы Римского. 2...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ти"...

    Русский орфографический словарь

  • - тиа́ра др.-русск.-цслав. τιάρα . Из греч. τιάρα, отчасти через лат. tiāra...

    Этимологический словарь Фасмера

  • - ТИАРА ы, ж. tiare f. <гр. tiara головной убор древних восточных царей, жрецов, являющийся символом высшей власти. юв. Украшение, напоминающее тиару...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - @font-face {font-family: "ChurchArial"; src: url;} span {font-size:17px;font-weight:normal !important; font-family: "ChurchArial",Arial,Serif;}  сущ. украшение головы, шапка; папская митра...

    Словарь церковнославянского языка

  • - 1). Мужской головной убор восточных жителей, чалма. 2) папская трехъярусная митра, носимая только в торжественных случаях...

    Словарь иностранных слов русского языка

"Папская тиара" в книгах

«ПАПСКАЯ ПЕДАГОГИКА»

Из книги Как дневник. Рассказы учительницы автора Аромштам Марина Семеновна

«ПАПСКАЯ ПЕДАГОГИКА» Все-таки как-то неправильно начинать каждый день со слов: «Жаль, что я не мужчина». Непродуктивно.Может быть, у мужчин и получилось бы лучше, возьмись они за педагогику. Они же как волки - чуют творческую добычу.Вот пришли бы они к нам в класс, напитали

25. Пирамидальная шапка Андроника и христианская папская тиара

Из книги автора

25. Пирамидальная шапка Андроника и христианская папская тиара Вот ещё одно любопытное место в приведённом выше обширном фрагменте из Хониата. Сказано, что Андроник перед бегством «надевает на голову варварскую шапку, которая, оканчиваясь остриём, похожа на пирамиду»

Тиара или тюрбан?

Из книги Европа и ислам: История непонимания автора Кардини Франко

Тиара или тюрбан? Николай V (Томмазо Парентучелли из Сарзан, известный гуманист) стал Папой 6 марта 1447 года, был рукоположен 19 числа следующего месяца и умер 24 марта 1455 года. Судьбе было угодно, чтобы за время пребывания на папском престоле он стал свидетелем двух

Отрава и тиара

Из книги История отравлений автора Коллар Франк

Отрава и тиара Чем выше был ранг церковных иерархов, тем ожесточеннее велась борьба. Само папство после разрушительной схизмы из универсальной теократии превращалось в региональное княжество. Однако претензии на гигантскую власть сохранялись, что с XIII в. приводило к

25. ПИРАМИДАЛЬНАЯ ШАПКА АНДРОНИКА И ХРИСТИАНСКАЯ ПАПСКАЯ ТИАРА

Из книги Царь славян автора Носовский Глеб Владимирович

25. ПИРАМИДАЛЬНАЯ ШАПКА АНДРОНИКА И ХРИСТИАНСКАЯ ПАПСКАЯ ТИАРА Вот еще одно любопытное место в приведенном выше обширном фрагменте из Хониата. Сказано, что Андроник перед бегством «надевает на голову варварскую шапку, которая, оканчиваясь острием, похожа на пирамиду»

Глава 2 ВЗЯТИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ, или «ЛУЧШЕ ТУРЕЦКИЙ ТЮРБАН, ЧЕМ ПАПСКАЯ ТИАРА!»

Из книги Роксолана. Ведьма Османского гарема автора Бенуа Софья

Глава 2 ВЗЯТИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ, или «ЛУЧШЕ ТУРЕЦКИЙ ТЮРБАН, ЧЕМ ПАПСКАЯ ТИАРА!» Военные действия долгие годы шли в двух направлениях – на Европу и на Азию. Однако османы понимали, что нелегко будет заполучить главное сокровище дерзких воинских помыслов –

Папская миссия

Из книги История инквизиции автора Мейкок А. Л.

Папская миссия С самого начала папские легаты вели себя не лучше, чем живущие в миру священнослужители. Их привычка разъезжать по стране в роскошных экипажах в окружении вассалов не могла растопить лед холодного отношения к ним лангедокцев, которые уже давно со смехом и

Папская область

Из книги Италия. История страны автора Линтнер Валерио

Папская область Упадок… Для Папской области этот период ознаменовался необходимостью укрепления оборонительных позиций перед угрозой внутреннего разделения, затем последовал некоторый экономический подъем и рост политических амбиций. С 1305 по 1376 год, во время

Тиара

Из книги Сокровища и реликвии Британской короны автора Скуратовская Марьяна Вадимовна

Тиара - Вы, конечно, слышали о знаменитой берилловой диадеме? - Разумеется. Это - национальное достояние. - Совершенно верно. - Он открыл футляр - на мягком розовом бархате красовалось великолепнейшее произведение ювелирного искусства. - В диадеме тридцать девять

Тиара

Из книги автора

Тиара – Вы, конечно, слышали о знаменитой берилловой диадеме? – Разумеется. Это – национальное достояние. – Совершенно верно. – Он открыл футляр. – на мягком розовом бархате красовалось великолепнейшее произведение ювелирного искусства. – В диадеме тридцать девять

Папская область

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

IV. Осуществление видимаго единства в развитии церкви. Соборно-епископальная и папская теории. Папская непогрешимость

Из книги Католичество автора Карсавин Лев Платонович

КОМИССИЯ ПАПСКАЯ

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

КОМИССИЯ ПАПСКАЯ - см. Папская библейская комиссия.КОНДАМЕН (Condamin) Альбер, иером. (1862–1940), франц. католич. экзегет, богослов и ориенталист. Род. в Марселе; в 1882 вступил в Общество Иисусово. Специализировался по истории *Древнего Востока. Вел курс экзегетики ВЗ в Католич.

КОМУ ТИАРА?

автора Таксиль Лео

КОМУ ТИАРА? Бенедикт третий взошел на престол после смерти папессы Иоанны. Его избрание возмутило Анастасия, священника, у которого было много сторонников среди сановной знати. Честолюбивый соперник ворвался в Латеранский дворец; осыпая его ругательствами, сорвал

ЧУДОТВОРНАЯ ТИАРА.

Из книги Священный вертеп автора Таксиль Лео

ЧУДОТВОРНАЯ ТИАРА. Церковные историографы, видимо, немало потрудились для оправдания этого папы, пытаясь обнаружить хоть какие-нибудь его подвиги, помимо совершенных им преступлений. Так, некоторые из них утверждают, что Григорий был наделен даром чудотворца и не только

Носили его с до времен реализации реформ Второго Ватиканского Собора, а именно до 1965 года. Павел Шестой передал специально изготовленную для него тиару, в которой его короновали, для благотворительных целей в базилику Однако она до сих пор красуется на гербе Ватикана и Святого Престола. Хотя попытки избавиться от тиары продолжаются. Так, Бенедикт Шестнадцатый удалил ее с папского герба. Она была заменена митрой.

Папская и смысл

Головной убор, символизирующий права и власть «наместников Христовых», отличается тем, что по форме напоминает яйцо. Это тройная корона, украшенная драгоценными камнями и жемчугом. По латыни ее еще называли «трирегнумом». Эти три венца, или диадемы, увенчаны крестом. Сзади ниспадают две ленты. Папская тиара не является литургическим головным убором. Ее надевали во время церемониальных процессий, благословений, провозглашений догматических решений и на торжественных приемах. На литургических богослужениях папа, как и другие епископы, покрывал голову митрой. Традиционно ее использовали и в геральдических целях.

Папская тиара: история

Католики считают, что первое упоминание о головном уборе, похожем на тиару, находится в Ветхом Завете, а именно в Книге Исход. Там Иегова приказывает соорудить такую царственную шапку для Аарона, брата Моисея. Это нашло свое отражение в европейской живописи. Аарон часто изображается в тиаре, особенно на картинах нидерландских художников. Затем об этом головном уборе говорится в трудах одного из первых пап, Константина. Далее в эволюции тиары выделяются три периода. Первый из них - это когда глава Римско-католической церкви покрывал голову убором, напоминающим шлем. Он назывался «камелаукум». Скорее всего, в его нижней части было украшение в форме круга, но оно не было еще ни короной, ни диадемой. Когда эти символы власти появились на головных уборах пап, неизвестно.

Из описаний девятого века следует, что короны тогда еще не было. В Х столетии церковное облачение меняется. Появляется митра, и в эту эпоху возникает разница между головными уборами пап и епископов.

Конец Средневековья

Многие известные нам примеры первых тиар происходят с конца тринадцатого века. Известно, что до понтификата Бонифация Восьмого (1294-1303) на этом головном уборе была одна корона. А этот папа добавил туда вторую диадему. Причины этого неизвестны. Может быть, этот понтифик любил роскошь, а может, он хотел показать, что в его полномочия входит светская и духовная власть.

А вот надгробие Бенедикта Двенадцатого (1334-1342) в Авиньоне украшает уже скульптура, одетая в головной убор с тремя коронами. Хотя еще до пятнадцатого века в искусстве встречаются изображения понтификов, где папская тиара имеет только две диадемы. Постепенно начала складываться легенда о том, что так покрывал голову святой Петр. Кстати, на портретах пап, которые были отстранены от своего поста или совершали какие-то осуждаемые церковью поступки, этот головной убор обычно лежит на земле.

Символическое значение

Есть несколько версий того, какое значение имеют три короны. Папская тиара, согласно одной из них, символизирует власть понтификов над небом, землей и чистилищем. Есть и другая версия. Она говорит о том, что это символ папской власти над тремя континентами, где живут потомки Сима, Хама и Иафета - Европой, Азией и Африкой. Встречается также объяснение, что короны означают, что понтифик является первосвященником, верховным пастырем и светским правителем. Еще эти диадемы толковались как разные уровни полномочий папского суверенитета. Это духовная власть в церкви, светская в Ватикане и верховная над всеми земными правителями.

Но по прошествии времени римско-католический клир стал толковать тиару несколько иначе. Она стала символом того, что папа является главой церкви, светским государем и наместником Христа. Интересно, что в искусстве тиара представляла собой не только пример того, каково церковное облачение римских понтификов в торжественных случаях. Она также является головным убором Бога-Отца. Но если Его изображают в тиаре, то та, как правило, состоит из пяти колец.

Корона – одна из регалий римских пап. Знак отличия не всегда был именно короной. До 8-го века он выглядел как колпак белого цвета. Назывался такой головной убор камилавкой. В 12-ом столетии к ней присоединилась тиара, которая через век обзавелась еще и зубцами. Таким образом яйцевидный колпак окольцевал один венец. В 14-ом столетии к нему присоединился еще один. Разместить его на камилавке распорядился Бонифаций 8-ой. Таким образом папа отобразил в символе свой власти свои же взгляды на нее. Первосвященник осознавал свой пост, как главенство над двумя сферами жизни общества – светской и духовной. Вскоре, появился и третий венец. Кто и зачем водрузил его к первым двум неизвестно. Однако, первое изображение трехглавой папской короны датировано 1342-ым годом. Современная церковь трактует количество венцов, как символ святой Троицы – отца, сына и духа. Относительно власти первосвященников, венцы рассматриваются как владычество над адом, землей и небесами.

Тройная корона папы римского увенчана крестом. Официальное название головного убора – triregnum. Это латинское слово. Колпак же, ставший когда-то основой диадемы – персидского происхождение, как и имя убора «камилавка». Папа римский обретает власть сразу после его избрания Конклавком. Так называется совет кардиналов, рассматривающий кандидатур на высокий пост. Однако, сами первосвященники веками приступали к своим обязанностям только после коронации. Однако, с 1970-ых годов процедуру отодвинули в сторону. В 1963-ем Павел 6-ой одел тиару, а его приемник Иоанн Павел 1-ый уже нет. Не сделали этого и все последующие первосвященники. В уставе прописали возможность выбора короноваться или нет. Пока, выбор папы делают не в пользу традиционных головных уборов.

Последняя тиара папы римского Павла 6-го хранится в одном из музеев Рима. Атрибут власти папа отдал туда сам. Первосвященники перестали носить короны, но им не перестали их преподносить. Так, в 2010-ом, к примеру, тиару подарили Бенедикту 16-му. Презент этому папе сделала группа католиков из Германии. Головной убор заказали сделать специалистами Софийской мастерской, которая специализируется на облачениях служителей религии. Подарок носил символический характер, выполнял роль сувенира. Выполнена тиара из латуни, серебра и цинка. Украшен образец полудрагоценными минералами. Бенедикт 16-ый отдал презент на хранение в Баварию, в дом, где родился. Сейчас здание выполняет роль музея.

По составу символический презент Бенедикту 16-му нечета настоящим папским коронам. Их традиционно выполняли только из драгоценного сырья. В ход шло чистое золото, а так же сплав этого металла 750-ой пробы. Яйцевидный колпак, лежащий в основе изделий, делали, обычно, из шелка, вышивая самоцветами и жемчугом. Некоторые короны полностью выполняли из металла. Зубцы так же украшали бриллиантами и прочими драгоценными камнями. Ими же инкрустировали и крест на вершине головного убора. Тиары пап не оценивались. Они до сих пор считаются бесценными, священными.

В продаже истинных папских корон не найти. Зато, можно стать обладателем прочих украшений первосвященников. Так, несколько драгоценностей последнего коронованного папы Павла 6-го выставлялись на аукцион «eBay». Начальная цена лотов составила всего 850 долларов. Однако, продали крест и перстень с алмазами за миллионы условных единиц. Оба изделия усыпаны бриллиантами. Общее число кристаллов – 13. Дюжина из них украшает крест. На кольце всего один камень, зато его вес составляет чуть ли ни 13 карат. Помимо художественной ценности и ценности материалов, вещи несут историко-культурный смысл. Переплатить покупатели папских драгоценностей были готовы и за инвестиционные перспективы предметов.

Кстати, все тот же Павел 6-ой отдал львиную долю своих атрибутов ни на аукционы, а в фонды ООН. Папа подчеркнул, что презентует изделия на благотворительные цели. Предметы из золота с бриллиантами, рубинами, изумрудами, сапфирами общество продало всего за 70 000 долларов. Низкую цену установили специально, чтобы быстрее выручить средства и направить их на помощь нуждающимся.

Тиары остались единственными атрибутами первосвященников, не подлежащими торгам. Короны хранятся либо у самих пап, либо в музеях. Отличительной чертой религиозных корон являются шелковые ленты, вышитые драгоценными нитями и католическими символами. На концах полос всегда находится золотая бахрома. Ленты закреплены на тыльной стороне головного убора. С затылка материя ниспадает на мантию глав церкви. Кстати, мантия, в обиходе пап осталась. В нее первосвященники облачаются по сей день. Тиару же убрали даже их герба римских пап, где она красовалась долгие века. Теперь изображение включает иные символы католической церкви – паллиум и митру. Паллиум – белая лента с 6-ю вышитыми крестами. Митра – трапецивидная шапка, надеваемая священниками во время богослужений.


На протяжении многих столетий в руках католической церкви была сосредоточена огромная власть. Папа Римский провозглашался наместником Божьим, поэтому от имени Всевышнего мог творить любые дела. Как известно, власть развращает всех, поэтому, когда росло богатство Ватикана, то и облачения понтификов становились более роскошными. Отдельного внимания заслуживает папская тиара. На этом головном уборе красовалась не одна, а целых три короны.



Папской тиарой называют головной убор главы католической церкви. Она символизирует собой духовную и светскую власть Папы Римского. Считается, что тиара появилась на голове понтифика, начиная с XIII-XIV вв. Поначалу она выглядела как конусообразная шапка, обтянутая дорогой тканью и с золотым венцом, но потом ее начали украшать драгоценными камнями.

Во время правления Папы Римского Бонифация VIII власть католической церкви возросла в разы. Считается, что именно тогда на тиаре понтифика появилась еще одна корона.


Появление третьего венца на тиаре не заставило себя долго ждать. Нужно было просто подвести все под христианскую идеологию. Если первые две короны посвящались Отцу и Сыну, то закономерно, что Святой Дух тоже не должен быть «обделенным».


В последующие века тиара с тремя коронами оставалась незыблемым символом власти понтификов, менялся лишь ее дизайн. Более того, короли, влиятельные аристократы, полководцы приносили в дар Папам Римским разные тиары, превосходившие одна другую по богатству. Каждый новый понтифик выбрал себе тиару, а остальные оставались в сокровищнице.


В 1963 году папский трон занял Павел VI. Тогда же проходил Второй Ватиканский собор, целью которого было принятие реформ по упрощению обрядов. Когда наступила церемония коронации, и на нового Папу водрузили огромную тиару, было решено, что этот геральдический предмет устарел. Павел VI больше не надевал этот головной убор. Он продал тиару Нью-Йоркской архиепархии, а вырученные деньги пошли на благотворительность.

Огромная власть, которая века была сосредоточена в руках понтификов, подталкивала их делать не только благие дела. В 2000-летней истории Ватикана не все страницы были белыми. Среди

Последние материалы сайта