Основные концепции происхождения морали. Мораль как один из основных регуляторов общественной жизни. Мораль и её категории Одна из важнейших категорий морали

10.04.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Профессиональная деятельность полицейских относится к тем видам деятельности, успех и достижения, в которых связаны со специальными способностями и общим высоким развитием социально-нравственной направленности личности. Для того, чтобы быть полицейским, не требуются какие-то особые специальные природные задатки. Основные способности, которые необходимы для данной работы, являются благоприобретенными. Неспособность же к ней обусловлена не отсутствием задатков, а особенностями воспитания, в том числе в процессе профессиональной подготовки, в ходе которого не был сформирован уровень необходимой социально-нравственной направленности личности будущего полицейского. От этого зависят, в конечном счете, результаты его деятельности. Социально-нравственные принципы, которыми руководствуется сотрудник ОВД, влияют и на исполнение им служебных обязанностей, и поведения в быту. Через его личность они становятся достоянием и всех тех, с кем он сталкивается и общается, оказывая на них воспитательное воздействие, к проблемам социально-нравственного характера правоохранительной деятельности.

Важное место в этом процессе занимает система категорий этики, так как, во-первых , они выступают в качестве общечеловеческих ценностей, их роль особенно актуальна для сферы борьбы с преступностью, где происходит поляризация целей мотивов, поступков, действий и идеалов. Во-вторых , категории этики (добро, зло, справедливость, совесть и т.д.) являются своеобразными нормами, образцами, эталонами поведения человека в обществе, и в конечном итоге через них устанавливается взаимодействие морали и права. В-третьих , они ориентируют человека на утверждение общественного блага.

  • 1. категории собственно морального сознания (моральный принцип, моральная норма, моральное убеждение, нравственная цель, моральный выбор);
  • 2. категории нравственных отношений (нравственное взаимодействие, нравственный конфликт, моральный авторитет, моральная репутация);
  • 3. категории моральной практики (моральный поступок, моральное воздаяние, моральные последствия).

Можно утверждать, что все категории этики являются и категориями морального сознания, ибо какие бы стороны морали они не отражали, все они фиксируются в моральном сознании. Сущностные категории морального сознания - добро, зло, долг, честь, достоинство, совесть и другие - занимают центральное место в системе категорий, но их нельзя отрывать от нравственных отношений и моральной практики.

Анализируя феномен профессиональной морали, как и морали вообще, рассмотрим структуру и основные компоненты профессионально-нравственного сознания сотрудников ОВД.

Профессионально-нравственное сознание как форма общественного, группового сознания включает в себя два уровня - теоретический и эмоционально-психологический.

Теоретический уровень представляет собой идеалы, принципы и нормы, усвоенные сотрудником в процессе своей жизни и профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность сотрудников ОВД носит публичный, общественный характер, поэтому содержание профессионально-нравственного сознания определяет господствующие в обществе моральные ценности и идеологические представления. Правоохранительные органы в любом обществе всегда будут отражением идеологии власти и инструментом власти. Правоохранительные органы остаются и будут существовать, пока есть государство, право и власть. Однако это не означает, что сотрудники ОВД должны быть бездушными роботами, проводниками чужой воли. Существуют некие идеологические константы, неизменное положение правоохранительных органов при любом режиме. Поскольку ОВД являются инструментом государства, институтом, упорядочивающим общественные отношения, единственной идеологией наших сотрудников является идеология порядка, обеспечения гарантированного уровня безопасности для всех членов общества, независимо от их национальной, религиозной и социальной принадлежности. В обществе может существовать противоречие между различными политическими партиями, конфессиями, классами, но сотрудник полиции должен, не вмешиваясь в выяснение правоты той или иной из сторон, предотвращать насилие и обеспечивать безопасность как участников конфликта, так и окружающих.

Помимо ценности порядка, другой составляющей идеологии сотрудников является патриотизм в изначальном понимании этого слова. “Патриот” по-французски означает “гражданин”, то есть человек, связанный с государством целым комплексом прав и обязанностей. Истинным патриотом является тот, кто целиком живет интересами государства, готов защищать их до конца. Сотрудник ОВД находится, как говорили раньше, на “государевой службе” и должен являться патриотом своего государства, действуя исключительно в его интересах.

И, наконец, в качестве важнейшей идеологической константы следует назвать стремление к справедливости, понятой как законность всего, что совершается в обществе. Известно, что справедливость - это одна из признанных “общечеловеческих” ценностей, имеющая социально-политический и правовой характер. Справедливость обычно рассматривается как равное, пропорциональное воздаяние за совершенное добро и зло. Данная идея вытекает из принципа гармонии, существующей в природе. Понятие справедливости характеризует соотношение нескольких явлений с точки зрения распределения блага и зла между ними. Справедливость включает в себя соотношение между ролью отдельных людей (классов) в жизни общества и их социальным положением, между деянием и воздаянием (преступлением и наказанием), достоинством человека и его вознаграждением. Нарушение такого соответствия рассматривается как проявление несправедливости. Обычно оценку “справедливо - несправедливо” люди склонны применять для всех ситуаций. В частности, в работе правоохранительных органов мы часто сталкиваемся со случаями, когда рядовым гражданам действия наших сотрудников кажутся несправедливыми, санкции, налагаемые ими, слишком жестокими. На самом деле, справедливость - это многоуровневое явление, которое носит конкретно-исторический характер. То, что считалось справедливым в одну эпоху, будет несправедливым в другую. Первоначально в качестве основного выражения справедливости считалась месть. В принципе, и сейчас многие люди, рассуждая чисто на эмоциональном уровне, готовы “подсказывать” правоохранительным органам: мол, надо с ворами поступать как на Востоке, если украли - рубить им руки. Однако в этом случае не соблюдается в полной мере принцип пропорциональности воздаяния за совершенное, потому что невозможно руководствоваться субъективными критериями при назначении санкции. Поэтому для сотрудников правоохранительных органов возможно осуществление прежде всего юридической справедливости. Под ней понимается равное воздаяние за равные деяния всех граждан без исключения, то есть равенство всех перед законом. Каждый должен получить то, что ему положено по закону.

Стремление к установлению порядка, справедливости и верность интересам государства есть идеи, составляющие идеологическую базу профессионально-нравственного сознания сотрудников ОВД. Эти идеи излагаются и понимаются с помощью разума. Но их разумного осмысления еще недостаточно для того, чтобы они, как говорят, вошли “в плоть и кровь” сотрудника, стали его внутренними убеждениями. Необходимо существование второго уровня профессионально-нравственного сознания - обыденно-психологического.

Идея, занимающая свое место в сознании, должна быть эмоционально принята и подтверждена. Чувства гораздо более глубоко воздействуют на человека, нежели разумные доводы. Именно здесь кроется опасность формализма в воспитательной работе с сотрудниками, когда правильные, “красивые” слова могут оказать совершенно обратный эффект. Выбирая то, чему служить, человек “выбирает сердцем”, а головой, разумом он лишь подтверждает и соглашается. Деятельность правоохранительных органов зачастую связана с так называемыми экстремальными ситуациями, когда на карту ставится материальное благополучие, здоровье, и сама жизнь. Далеко не всегда с рациональной точки зрения можно обосновать необходимость точного исполнения законов и интересов службы. Наверняка большинство сотрудников, тех, кто полностью отдает себя работе, слышали вопросы и даже упреки окружающих: а зачем тебе это нужно? К чему за такие, прямо скажем, невеликие деньги ты портишь себе нервы и здоровье? Бывают случаи и посерьезнее. Например, почему в дудаевской Чечне находились чеченцы-милиционеры, которые под страхом смерти отказывались служить бандитской власти и, сохранив верность Присяге, действовали на стороне федеральных властей? Существуют чувства и эмоции, без которых нельзя представить себе полноценное профессионально-нравственное сознание.

К эмоционально-психологическому уровню сознания обычно относят верность Присяге, совесть, профессиональный долг и профессиональную честь сотрудника. Рассматривать этот уровень можно только через призму личности человека и гражданина. Задача подразделений ОВД, которые занимаются комплектованием, как раз в том, чтобы подобрать кандидатов, которые обладают высокими морально-нравственными качествами в общечеловеческом плане. Сделать это очень трудно, так как нет тестов, которые достоверно могли бы определить нравственен человек или нет. Эти качества проявляются на уровне микрогрупп: семья, трудовой или учебный коллектив, поэтому представляется целесообразным рассматривать отзывы и рекомендации, которые даются кандидату в ОВД по месту его работы или службы. Добросовесность и исполнительность в порученном деле, отзывчивость в отношении с родными, близкими, коллегами, вежливость и предупредительность по отношению к окружающим есть те качества, которые являются основой, формирующей профессионально-нравственное сознание. Однако далеко не каждый просто хороший человек, обладающий суммой этих качеств, может стать хорошим сотрудником ОВД. Существует профессиональная специфика нравственности.

Особенность полицейской службы состоит в том, что наш сотрудник защищает моральные ценности, и поэтому к нему предъявляется в этом отношении особый счет. В любой профессии человек имеет определенные служебные обязанности, которые он выполняет, его контролируют свыше, и в зависимости от качества выполнения он оценивается либо положительно, либо отрицательно. В нашей службе существует также перечень обязанностей, которые регламентируются различными нормативными актами. Но подлинная реальность не может быть исчерпана и предусмотрена законами и нормами. Как писал русский философ-правовед Иван Ильин, закон - это “сеть с большими ячейками”, и существуют ситуации, когда с точки зрения нормы человек не обязан совершать поступок. Но этот поступок необходим для осуществления цели права, тех морально-нравственных ценностей, которые защищает правовая норма. Закон определяет то, что человек должен делать, чтобы достичь цели права, но закон бессилен заставить всегда поступать во имя этой цели. За нарушение нормы предусмотрена санкция, но как быть в тех случаях, когда невозможно проконтролировать действия сотрудника? Представьте себе полицейского, которому один на один предлагают взятку. Что может удержать его от противоправного поступка? Или ситуацию, когда сотрудник полиции самоотверженно рискует своей жизнью для спасения граждан, хотя этого буква закона от него не требует, да и не может требовать.

О сотруднике полиции, который, выполняя свои служебные обязанности, совершает героический поступок, обычно говорят: он выполнил свой долг до конца. Долг - это одно из ключевых понятий, объясняющих феномен профессионально-нравственного сознания. Долг отличается от обязанности. Обязанность - понятие более формальное, предписывающее человеку в конкретной ситуации совершать конкретные действия, за неисполнение которых предусмотрено наказание. Например, участковый инспектор полиции обязан знать все неблагополучные в криминальном отношении семьи и граждан, проживающих на его участке. И он будет нести ответственность по службе, если вовремя не предпримет профилактические меры для предотвращения преступления. Или в его обязанности входит принимать все жалобы и просьбы граждан и реагировать на них. Но не ко всем участковым граждане относятся одинаково. Один может пользоваться уважением и даже любовью населения, а другой - лишь формально исполнять свои обязанности. Примером первого участкового является лейтенант, который в последний день своей службы перед пенсией пытается безоружный в электричке задержать опознанного им опасного преступника и героически погибает. Другой, напротив, проходя по чужому микрорайону, отказывается помочь женщине, у которой грабитель только что выхватил сумочку, и она обратилась за помощью, увидев милицейскую форму.

Долг - это обязанность, глубоко усвоенная и принятая на эмоционально-психологическом уровне, это стремление во что бы то ни стало выполнить не просто правовую норму, а осуществить цель права - общественную справедливость и общественную безопасность.

Долг присутствует в жизни любого из нас. Появляясь на свет, мы оказываемся окружены заботой своих родителей, близких, своей страны и государства. Вырастая, мы осознаем, что и они нуждаются в нашей заботе и поддержке. Люди заботятся друг о друге, потому что они осознают себя некой ценностью: семьей, народом, обществом. Можно наложить на человека минимум обязанностей (платить алименты, нести воинскую повинность), но никто его не заставит быть ласковым и любящим родителем или геройски погибнуть за Родину. Долг - это глубоко личностное чувство переживания своей сопричастности целому. Поэтому профессионально-нравственное сознание сотрудника ОВД включает в себя единый сплав идеи и чувства профессионально-нравственного долга.

Профессионально-нравственный долг нашего сотрудника вытекает из “общечеловеческого” морального долга, но существуют специфические моменты, которые “редуцируют” общеизвестные добродетели к целям и задачам правоохранительной деятельности. В деятельности органов присутствует много моментов которые нельзя однозначно оценить с точки зрения “общечеловеческой” морали.

Высший моральный долг сотрудника ОВД, как впрочем и остальных силовых структур государства, - активная борьба со злом и защита добра. Проблема возникает при выборе средств, так как зло по своей природе агрессивно и наступательно, и в выборе средств себя не ограничивает. Уже упоминаемый нами русский философ Иван Ильин создал целую теорию о сопротивлению злу силой, в которой обосновывает именно профессиональный долг и право воина осуществлять силовое принуждение и пресечение.

Во-первых, сопротивляться злу - это долг защитника добра, так как просто осуждая зло и ничего не делая, чтобы его остановить, мы тем самым потакаем злу и невольно становимся его соучастниками. Вывод: наш сотрудник должен не проходить мимо преступления, а всегда активно реагировать.

Во-вторых, зло должно получать адекватное сопротивление, так как силу может остановить только сила, тем самым положив конец причиненному ущербу. Наш сотрудник в ответ на оружие должен противопоставить свое оружие, в ответ на хитрость и изворотливость - свои подобные качества.

В-третьих, вступая в поединок со злом, необходимо четко представлять себе цели и задачи применения силы:

  • а) необходимость остановить злую волю преступника и тем самым заставить его задуматься о целесообразности его действий. Зачастую, вполне оправданны жесткие действия сотрудников полиции по отношению к правонарушителям, так как это позволяет достигнуть необходимых профилактических целей. Известны случаи, когда раскаявшийся правонарушитель благодарит полицейских: мол вы меня вовремя задержали, иначе бы я натворил дел!
  • б) Необходимость оградить других от проявлений зла. Полиция содержится на деньги налогоплательщиков, большинство честных граждан возлагают на нее свои надежды, поэтому ее долг - оградить этих граждан от опасности.
  • в) Необходимость удержать других от соблазна совершить преступление. Общество должно знать, что наказание за преступление неизбежно.

В-четвертых, применение мер воздействия должно идти от наименее безболезненных к наиболее жестким. Сила должна применяться, когда исчерпаны все другие методы. Полицейский должен видеть в преступнике человека, а не просто стихийное бедствие и попытаться дать преступнику шанс остановиться самому.

В-пятых, силу в борьбе со злом должен применять только духовно и профессионально компетентный сотрудник. Нельзя лечить окружающих от зла, если ты болен им сам.

К сожалению, в полиции встречаются сотрудники, которые применяют насилие к преступникам ради собственного самоутверждения, тем самым преступая границу, отделяющую жесткость от жестокости. Ненависть к преступнику должна быть оборотной стороной любви и сострадания к тем людям, которых ты защищаешь.

И в-шестых, то, что напрямую имеет отношение к ОВД: применение силы должно оставаться в компетенции исключительно государственной власти, а значит быть исключительно правовым. Ни один сотрудник, применяющий силу, не действует от своего имени, а выступает представителем и исполнителем воли государства и права.

Подводя итог о профессионально-нравственном долге, можно сказать, что он заключается в стремлении к осуществлению цели права (справедливости и безопасности) ради самой этой цели средствами, не противоречащими этой цели. Нормами закона невозможно предусмотреть все возможные случаи, поэтому сотруднику приходится осуществлять свой нравственный выбор.

Сотрудника, всегда следующего своему долгу, называют честным, вкладывая в это слово свой профессиональный смысл чести. Как известно, в понятие чести вкладывают положительную социальную оценку деятельности индивида. Кодекс чести какой-либо группы соответственно включает в себя образцы поведения. Существует и кодекс чести рядового и начальствующего состава ОВД РФ, утвержденный приказом министра внутренних дел РФ. В нем в общих чертах излагают идейно-нравственные требования к облику сотрудника, принципы и традиции, на которых строится наша служба. Главной целью этого облика является поднятие авторитета, положительной оценки ОВД в глазах всего общества. Поэтому понятие чести сотрудника ОВД можно подразделить на личную честь и “честь мундира”. Личная честь - это позитивная самооценка и оценка сотрудника коллегами и руководством как человека, гражданина и профессионала. Делать свою работу на высоком уровне, помогать своим товарищам, сохранять добрые взаимоотношения в самых сложных ситуациях - в этом честь любого сотрудника. Уважение к нему как сотруднику ОВД напрямую зависит от его служебных действий и успехов. От чести нужно отличать понятие достоинства, то есть права человека на уважение и отношение к нему как представителю человеческого рода (достоинство надо уважать даже у преступников).

Мораль как форма общественного сознания. Особую роль в жизни общества, в регулировании поведения его членов играет мораль. Мораль – форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

Наряду с правом мораль выполняет роль регулятора поведения людей, но вместе с тем имеет отличительные особенности.

Мораль - такая регулятивная система, которая обязательна для каждой формационной и цивилизационной ступеней развития общества. Право же является атрибутом только «государственных» формаций, в которых мораль, сама по себе не может обеспечить соответствующее данному общественному порядку поведение людей.

Нравственные нормы поведения поддерживаются лишь общественным мнением, правовые нормы – всей силой государственной власти. Соответственно и нравственная санкция (одобрение или осуждение) имеет идеально-духовный характер: человек должен осознавать оценку его поведения общественным мнением, понять его внутренне и скорректировать свое поведение на будущее. Юридическая же санкция (награда или наказание) принимает характер принудительной меры общественного воздействия.

Принципиально отличаются друг от друга и категории правовых и моральных систем. Если основными категориями права выступает законно и незаконное, правомерное и неправомерное, то основными оценочными категориями морали и этики (науки, изучающие моральные отношения и моральное сознание) являются: добро, зло, справедливость, долг, счастье, совесть, честь, достоинство, смысл жизни.

Моральные нормы распространяются и на такие отношения между людьми которые не регулируются государственными органами (дружба, товарищество, любовь и т.д.)

С появлением классового общества мораль принимает во многих своих проявлениях классовый характер не только по своему содержанию, но и по своему субъекту: можно совершенно точно говорить о морали классов господствующих и о морали классов угнетенных. В связи с этим можно выделить исторические типы морали: мораль рабовладельцев и мораль рабов, мораль феодалов и мораль крепостных крестьян, мораль буржуазии и мораль пролетариата.

Основными понятиями морали являются «добро» и «зло», «справедливость», «правильное» и «неправильное», «честь», «долг», «стыд», «совесть», «счастье» и др. В истории общества менялось содержание категории морали. Люди по-разному понимали, к примеру, что такое «добро» или «счастье». Однако оставалось, несомненны, что высшими ценностями являются добро, совесть, справедливость, честь, долг, счастье человека. Опираясь на соответствующие представления, люди вырабатывали правила или заповеди, принципы поведения, отношения к себе подобным и к обществу в целом. Ряд таких правил (заповедей) сформулирован в религии, в частности, в христианской.



Рассмотрим основные категории морали .

Добро – это нравственное выражение того, что способствует счастью людей. Понятию «добро» противостоит понятие «зло». Добро и зло проявляются как нормативно – оценочные понятия и явления, и в зависимости от того, что подлежит оценке, выделяют добродетели, имеющие моральную ценность и пороки, не содержащие ее. К наиболее известным комплексам добродетелей относится мудрость, мужество, умеренность, справедливость; христианские добродетели веры, надежды, любви, покаяния и смирения, милосердия и сострадания; добродетели этики ненасилия: толерантность, согласие, понимание. Проявления добра в жизни вязаны с ценностями здоровья, мира, идеями альтруизма, добровольности, долженствованием, отношением к человеку как цели. К проявлениям зла относят различные формы деструктивности и девиаций, враждебность и равнодушие к человеку, отношение к нему как к средству, греховность и порочность, корыстные ориентации.

Справедливость - это общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотрено главным образом под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей; справедливость есть нравственно санкционированная соразмерность в распределении выгод и тягот совместной жизни людей, степень совершенства самого способа кооперирования деятельностей и взаимного уравновешивания конфликтующих интересов в обществе и государстве. Справедливость требует наказания за зло и воздаяние за добро.

Счастье. Существует множество его определений в различных словарях и энциклопедиях. Это объясняется емкостью, глубиной, многогранностью этого понятия и неизбежной субъективностью его оценки. «Счастье – понятие, обозначающее высшее благо как завершенное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная субъективная цель деятельности человека». В.И.Даль определяет счастье как отсутствие несчастья, или жизнь без горя.

Совесть – способность человека, критически оценивать себя, осознавать и переживать свое несоответствие должному – неисполненность долга, феноменологическими проявлениями совести является внутренний эмоциональный дискомфорт, чувство вины и раскаяние.

Долг неотделим от осознания его индивидом как своей внутренней задачи. Осознающим субъектом долг воспринимается как раздвоение сознания на «я хочу» и «я должен». Это раздвоение – необходимое условие его функционирования. Долг обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам, нравственную необходимость, фиксированную в качестве субъективного принципа поведения.

Честь (по В.И.Далю) есть внутренне нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. В содержание этого понятия входят также умение держать слово и выполнять свой долг. Понимание чести, как отмечает С.И. Попов, определяется положением человека в конкретной социальной среде; поэтому нет единого равнозначного для всех кодекса чести. Социально-групповые, сословные, национальные, профессиональные и другие социальные отношения оказывают решающее влияние на формирование кодексов чести.

Рассмотренные науки выше понятия морали составляют важнейшую часть науки этики. Этика исследует место морали в системе других общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную ее систему. Этик включает в себя помимо философского анализа морали и истории этических учений, нормативную этику, теорию нравственного воспитания, а также методологические проблемы профессиональной этики.

Профессиональная этика играет большую роль в жизни людей, в деятельности специалистов, врачей, инженеров и т.

Профессиональна этик есть совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к совокупному профессиональному долг, а посредством его– к людям, с которыми он связан в сил характера своей профессии,и, в конечном счете, к обществу в целом.

Люди разных профессий трудятся с не совсем одинаковых практических, конкретно-социальных условиях. У одних профессий совершенно отсутствует живой объект труда, у других он есть и к тому же различен (больные – у медицинских работников, ученики у педагогов, клиенты у юристов). Не совсем одинаково складывается внутри определенных профессий и отношение к сотоварищам по труду. Таки образом, профессиональная сфера деятельности вызывает определенную модификацию нравственной психологии индивидов.

Мораль - это общепринятые представления о добре и зле, правильном и неправильном, плохом и хорошем. Согласно этим представлениям возникают моральные нормы поведения человека. Синоним морали - нравственность. Изучением морали занимается отдельная наука - этика .

Мораль имеет свои характерные черты.

Признаки морали:

  1. Всеобщность моральных норм (то есть на всех действует одинаково, независимо от социального положения).
  2. Добровольность (никто не принуждает соблюдать моральные нормы, так как этим занимаются такие нравственные принципы как совесть, общественное мнение, карма и другие личные убеждения).
  3. Всеохватность (то есть моральные правила действуют во всех сферах деятельности - и в политике, и в творчестве, и в бизнесе и т.д.).

Функции морали.

Философы выделяют пять функций морали :

  1. Оценочная функция разделяет поступки на хорошие и плохие по шкале добро/зло.
  2. Регулятивная функция разрабатывает правила и нормы морали.
  3. Воспитательная функция занимается формированием системы моральных ценностей .
  4. Контролирующая функция следит за выполнением норм и правил.
  5. Интегрирующая функция поддерживает состояние гармонии внутри самого человека при совершении тех или иных поступков.

Для обществознания ключевыми являются первые три функции, так как именно они играют основную социальную роль морали .

Нормы морали.

Норм морали было написано много за всю историю человечества, но основные из них появляются в большинстве религий и учений.

  1. Благоразумие. Это способность руководствоваться разумом, а не порывом, то есть думать, прежде чем делать.
  2. Воздержание. Касается не только брачных отношений, но и еды, развлечений и прочих удовольствий. Издревле обилие материальных ценностей считается тормозом для развития духовных ценностей . Наш великий пост - одно из проявлений этой моральной нормы.
  3. Справедливость. Принцип «не рой яму другому, сам попадешь», который направлен на развитие уважения к другим людям.
  4. Стойкость. Умение переносить неудачи (как говорится, что нас не убивает, делает нас сильнее).
  5. Трудолюбие. Труд всегда поощрялся в обществе, поэтому эта норма закономерна.
  6. Смирение. Смирение - это умение вовремя остановиться. Это родственница благоразумия с упором на саморазвитие и самосозерцание.
  7. Вежливость. Вежливые люди всегда ценились, так как худой мир, как известно, лучше доброй ссоры; а вежливость - основа дипломатии.

Принципы морали.

Моральные принципы - это моральные нормы более частного или конкретного характера. Принципы морали в разные времена в разных сообществах были разными, соответственно разным было и понимание добра и зла.

Например, принцип «око за око» (или принцип талиона) в современной морали далеко не в почете. А вот «золотое правило морали » (или принцип золотой середины Аристотеля) совершенно не изменился и по-прежнему остается моральным руководством: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (в Библии: «возлюби ближнего своего»).

Из всех принципов, которыми руководствуется современное учение о морали, можно вывести один главный - принцип гуманизма . Именно гуманностью, состраданием, пониманием можно охарактеризовать все остальные как принципы, так и нормы морали.

Мораль затрагивает все виды человеческой деятельности и, с точки зрения добра и зла, дает понимание того, каким принципам следовать в политике, в делах, в обществе, в творчестве и т.д.

Рассмотрим сущность этих категории на примере добра и зла - важнейших понятий нравственной жизни. Многие люди просто не признают объективного существования таких понятий. Они уверены, что добро и зло - это всего лишь наши представления, наши оценки, сильно зависящие от точки зрения. Они полагают, что мир в целом совершенно чужд такому «примитивному» делению на черное и белое, на хорошее и плохое, что все в мире едино и неделимо, и все, что в нем происходит, не может не происходить и вытекает из сущности мироздания. Ничего нельзя из мира удалить, чтобы не нанести ему урон, и все имеет как хорошую сторону, так и плохую.

Что означает добро? Этот вопрос является самым фундаментальным вопросом этики. И любая серьезная этическая концепция считает доброту объективной ценностью как для общества, так и для отдельного человека. Быть добрым - значит совершать поступки, соотносимые с идеалом, с высшими ценностями, значит способствовать свободе человека, утверждать моральное равенство, гуманные отношения между людьми. Добрые поступки характеризуют человека с точки зрения его духовного возвышения и нравственного совершенствования. Человек не может быть автоматом добродетели - захотел сделать добро и сделал. Все хотят добра, и все хотят делать добро. Субъективно ведь нет ни подлецов, ни негодяев, никто не думает про себя (или почти никогда не думает): ах, какой я подлец! Гитлер, проводя политику расизма и геноцида, искренне считал, вероятно, что он делает добро, очищает мир от скверны. Быть добрым - это искусство. Недаром говорят: благими намерениями дорога в ад вымощена. Надо уметь делать добро, иначе будешь делать только зло.

Что касается зла, то можно обозначить три позиции в его понимании: 1. зло является такой же силой в мире, как и добро, если есть Бог, то есть и дьявол, и верить в дьявола так же обязательно, как и верить в Бога; 2. зло - это просто отсутствие добра, когда человек не старается быть добрым, он приносит в мир зло; 3. добро от Бога, а зло от человека, которому Бог дал свободу воли, а человек в силу ущербности своей натуры не может использовать свою свободу во благо.

Идея непреодолимой связанности добра и зла проходит через всю историю этики. Выше мы говорили о проблеме зла у Достоевского, который считал, что Бог и дьявол борются в душе человека, что способность ко злу - показатель глубины человека. В XX веке основоположник психоанализа, австрийский психиатр Зигмунд Фрейд также полагал, что в человеческой психике борются два начала: Эрос (бог любви) и Танатос (бог смерти). Борьба между альтруизмом и агрессивностью, садизмом проходит через историю человека и до сих пор неизвестно, на чьей стороне окажется победа.

В современном постмодернистском мире добро и зло настолько переплелись и настолько взаимообусловлены, что, на первый взгляд, кажется, действительно невозможным разделить их. СПИД ужасен, писал современный французский мыслитель Жан Бодрийяр, но не менее ужасна вероятность сексуальной эпидемии, всеобщей сексуальной скученности, которая наступила бы, не будь СПИДа. Наркотики - это огромное зло, наркоманы - несчастные, больные люди. Но не менее ужасно умственное отупение, нормативное обобществление, универсальная запрограммированность. То же можно сказать и о терроризме. Но угроза терроризма заставляет нас сплотиться, защитить гуманистические ценности, понять, что может потерять человечество. «Все вещи двойственны, все имеет оборотную сторону. В конце концов, именно благодаря неврозам человек оказывается надежно защищен от безумия» .

Поневоле вспоминаются слова Мефистофеля из «Фауста»: «Часть злобной силы я, всегда хотевшей зла, творившей лишь благое».

Мы чаще всего не творим зло, но позволяем ему твориться - другими людьми, обстоятельствами, и в этом плане мы не делаем добра, не выполняем свой человеческий долг. И это происходит оттого, что мы не понимаем различия, не умеем различать добро и зло, никогда не занимаемся серьезной внутренней работой по взращиванию сил добра в собственной душе.

Зло приходит в мир только через человека, сам по себе мир не добрый и не злой. Зла нет и в животном существовании. Зло есть только в человеке, который, несмотря на то что стал человеком, продолжает в той или иной степени оставаться животным. Как животное изначаль- нее, чем человеческое, духовное, так и зло изначально по отношению к добру. Только тонкая пленка цивилизации отделяет нас от бездны зла. Зло онтологично (бытийственно) в сравнении с добром, которое обладает только аксиологической (ценностной) природой. Для злых поступков всегда есть конкретные причины, для добрых - нет. Всегда можно сказать, почему украл, почему убил. Добрые поступки неестественны, потому что не имеют естественных причин. Я спас человека не почему-то, а потому что не мог не помочь, я люблю не почему-то, а потому что не могу не любить. Мы не удивляемся, видя лень, жадность, жестокость, это все естественно, это соответствует нашей животной природе, но всегда удивляемся человеку, готовому отдать последнюю рубаху, готовому пожертвовать жизнью. Мы не удивляемся тому, что быстро утомляемся, но поражаемся людям, годами находящимся в состоянии творческого самоуглубления, потому что это неестественно.

Давно прошли счастливые времена, когда Сократ мог сказать: «добродетель есть знание». Дело не в знании, а в воле. Человек может сознательно творить зло, чтобы испытать себя (смогу, или я тварь дрожащая), чтобы бросить вызов миру. Только с религией приходит сознание греха. Самый законченный подлец, нравственно деградировавший человек знает, что творит зло. А противоположностью греха является не добродетель, а вера. Поэтому вера всегда подвиг, через который можно победить зло.

Зло не отсутствие добра. Добро проявляется там, где зло временно отступает. Добро чаще всего отсутствует. Неизбежность и неотвратимость и конечная победа зла особенно наглядно выступает в смерти. Смерть естественна с точки зрения природных процессов, но неестественна для человека как духовного существа ни в какой фазе его существования. Она всегда является самым большим и самым главным злом для него.

Зло живет в нас как некая внутренняя преисподняя, от которой уже на заре существования человек загораживался заклинаниями, молитвой, ритуалами, обрядами. Религия - великая защитница человека от зла. Поэтому, писал С.Н. Булгаков, «разрушение в народе вековых религиозно-нравственных устоев освобождает в нем темные стихии, которых так много в русской истории, глубоко отравленной злой татарщиной и инстинктами кочевников-завоевателей. ...И эти грозные, неорганизованные, стихийные силы в своем разрушительном нигилизме... очень старого происхождения... Они с трудом преодолевались русской государственностью, полагавшей им внешние границы, сковывавшею их, но они не были ею вполне побеждены» .

Возможно, количество зла в мире увеличивается, ибо на подвиг веры мало у кого хватает сил. Современный человек все надежды и упования возлагает на науку, научный прогресс, с помощью которого можно постепенно решить все проблемы. Но в мире возрастает количество насилия: терроризм, ненависть богатых к бедным и бедных к богатым (это касается как людей, так и стран, а число последних будет возрастать по мере оскудения природы), национальная и расовая нетерпимость. И, кажется, что из этого нет никакого выхода, и нет никакого света в конце все более суживающегося тоннеля.

Что бы ни совершал человек, полагал С.Л. Франк, какие бы технические, социальные, умственные усовершенствования ни вносил в жизнь, его завтрашний и послезавтрашний день ничем не будут отличаться от вчерашнего и сегодняшнего. Всегда в этом мире будет царить слепая случайность, человек всегда будет бессильной былинкой, которую легко погубить, всегда жизнь его будет кратким отрывком, в который не вместить осмысляющей жизнь духовной полноты, и всегда слепая страсть, глупость и зло будут царить на земле .

Человек не факел, а маленький огонек, светящий во тьме, и тьма не объемлет его, пока он мыслит, или творит, или любит, или верит. Но все это очень редкие и краткие состояния в жизни обычного человека. Поэтому огонек скорее не горит, а мерцает. И пока мерцает, есть надежда, которую выразил Л. Пастернак в своем стихотворении «Нобелевская премия»:

Но и так, почти у гроба,

Верю я, придет пора -

Силу подлости и злобы Одолеет дух добра.

Еще одна пара противоположных, но тесно связанных между собой категорий человеческого существования подчеркивают сущность человека как морального существа - любовь и смерть. Любовь - самый верный свидетель существования. Только находясь в состоянии любви, человек чувствует, что действительно живет, а не через него что-то живется, случается помимо его воли или желания, чувствует это каждую минуту так же, как идеально здоровый спортсмен чувствует каждую клеточку своего молодого тренированного тела.

С точки зрения философии, то, что я кого-нибудь люблю, объясняется не предметом любви, а моей способностью любить. Больше никакими причинами нельзя объяснить возникновение любви. Например, я люблю этого человека, потому что он (она) очень красивый. Но есть тысячи более красивых людей, почему я остановился именно на этом? Я люблю, потому что он умный. Но разве за это любят? Я люблю его, потому что он богатый - это уже совсем несерьезная причина для любви.

Любят не за что-то, любят, потому что любят. Для любви нет причин, как нет причин для добрых поступков, нет причин для существования совести. А когда есть такие причины, то ни любви, ни совести нет. Хотя психологически любовь всегда объясняется конкретными причинами, и любящий искренне верит в то, что его избранник самый красивый или самый умный.

Человек делает добро, поступает по совести не потому, что преследует какую-нибудь конкретную цель, а потому что он добр, совестлив и не может жить иначе. Человек любит потому, что не может не любить, даже когда обнаруживает, что любимый на самом деле не обладает особыми достоинствами. Любящий видит в любимом то, чего не видят другие, чего весь мир не видит. Человека невозможно познать никакими тестами, никакими опросами и исследованиями. Но есть одно безошибочное средство узнать человека - надо его полюбить.

Иногда можно услышать, как один человек говорит другому: «За что ты ее полюбил, она ведь такая некрасивая?». На что другой мог бы, конечно, ответить: ты ее не видишь, это только я ее вижу, только мне открыта ее божественная красота. А у тебя нет глаз, которыми ты можешь это увидеть. Любовь в своей основе есть религиозное восприятие человека, видение в нем божественного начала.

Согласно древнему мифу об Андрогине, раньше человек был един, он был одновременно мужчиной и женщиной. Потом Бог разорвал его на две половинки и бросил в разные стороны. И они с тех пор ищут друг друга. Когда найдут, возникает любовь. Многие верят, что любят или любили, но на самом деле они себя убедили в этом, на самом деле чаще всего это была имитация любви. Вл. Соловьев считал, что любовь для человека - пока то же, что разум для животного, т.е. только неопределенная возможность.

Правда, Б. Паскаль считал, что любовь есть неотъемлемое качество человека, и невозможно себе представить человеческое существо без любви. «Мы рождаемся с любовью в сердце. Она вступает в свои права по мере совершенствования нашего ума, побуждая нас любить то, что представляется нам прекрасным, даже если нам никогда не говорили, что есть прекрасное. Кто после этого усомнится, что мы предназначены не для чего иного, как для любви? Бессмысленно скрывать от самих себя: мы любим всегда, и, даже когда нам кажется, что мы презрели любовь, она таится в глубине нашего сердца. Без любви мы не можем прожить и минуты» .

Это, конечно, не отменяет того, что любовь все-таки - не массовое явление, а редкий подарок, выпадающий далеко не всем людям. Она встречается редко еще и потому, что люди боятся любви, так как это постоянная забота и тревога за любимого человека, постоянная ответственность. Любовь никак не совпадает со счастьем в будничном смысле этого слова.

Любовь - очень парадоксальная вещь. Во-первых, любовь возникает тогда, когда любить нельзя, и развивается, преодолевая различные препятствия. Вся художественная литература построена на описании этого конфликта - любовь Тристана и Изольды, Ромео и Джульетты, Вронского и Анны Карениной. Не только в литературе, но и в жизни она всегда развивается в борьбе с внешними обстоятельствами, в борьбе с судьбой, с обществом.

Отсюда вытекает второй парадокс - любовь всегда связана со смертью: или оттого, что препятствия для ее осуществления оказываются непреодолимыми, или если любящий человек осознает, как хрупко и недолговечно его чувство, когда он остро переживает тот факт, что он живет, дышит, радуется жизни, и потому своим главным врагом считает небытие, распад, смерть. Андрей Болконский перед своей кончиной думал о том, что только любовь может противостоять смерти, только любовь является ее действительной соперницей и может спасти человека. Ибо жизнь как таковая, осуществляемая в смене поколений - бессмертна.

Смерть, переживания человека относительно ее также делают его моральным существом. Смерть сопровождает человека с момента его рождения. Какое бы время его жизни мы ни взяли, человек всегда достаточно зрел для того, чтобы умереть. Смерть представляет собой как бы тень человека, самую верную и привязчивую. Смерть - фундаментальное свидетельство нашего «неодиночества». Мы всегда находимся под ее пристальным взглядом. Ощущая ее присутствие, ее реальность за каждым поворотом, мы не позволяем себе распускаться, поддерживая себя на уровне, превышающем тот, к которому склоняет нас наша животная природа. Разумеется, это тяжкая ноша. Осознание нашей смертности требует от нас немалых усилий.

Смерть является необходимым условием жизни. Она присутствует внутри каждого мгновения жизни. Для мертвого и смерти нет, он не может умереть, поскольку и не жил никогда. Смерть существует только для живого, не только как конец, но и как постоянное предельное самоиспытание жизни, предполагающее ее завершенность, целостность в любом акте, любом деле или поступке. В этом смысле смерть прежде всего этическая проблема.

В реальной жизни и в реальном ходе самостановления человек постоянно тратит себя, каждую минуту умирает и тогда живет. Живет как понимающее существо. «Что-то вдруг умерло во мне», - часто говорит себе человек, испытывающий эмоциональные или нравственные потрясения.

Смотреть на мир через смерть - значит смотреть на все с точки зрения вечности, мысль как бы растягивает тот интервал, в котором открывается скрытый в своем многообразии и бесконечности мир, которому может поразиться даже самая темная и ограниченная душа. На всем лежит печать смерти: на близких людях, которым предстоит умереть и уйти в недосягаемую бесконечность, следовательно, подлинная жалость и любовь к ним, а не имитация этих чувств пронизывают мое существование; на каждом счастливом мгновении, которое умирает или сменяется печалью, становится прошлым, ибо его невозможно удержать; на будущем, которое станет настоящим и неизбежно уйдет в прошлое. Только смерть, продуманная и понятая, останавливает в нас работу механизмов надежды, лени, привычного безразличия .

Смерть предполагает высший уровень ответственности. Лишить человека его конечности означает, помимо всего прочего, устранить этот уровень. Человек, будучи конечным существом, отличается от всех животных тем, что прилагает к своей конечности масштаб безусловного и бесконечного. Он должен жить так, говорит философия, как если бы впереди его ожидала вечность, только не в обыденном смысле, когда человек просто не думает о смерти, живя так, будто он бессмертен, а в том смысле, что он брал и будет брать на себя задачи, для выполнения которых заведомо не хватит собственной жизни. Поэтому, творя, любя, делая добро, он прорывается в вечность, побеждает смерть. Многие, бравшие на себя такие бесконечные задачи, остались жить в вечности в прямом смысле этого слова.

Можно избегать смерти, строя всевозможные софизмы типа эпику- ровского: пока мы живы, смерти нет, когда смерть пришла - нас нет. А можно, вглядываясь в лицо смерти, учиться быть свободным .

Смерть освобождает нас от плена суетной, бестолковой жизни, смерть, если она понята до конца, расколдовывает мир. Переживание смерти, забота о смерти, обеспокоенность смертью, сознание (как субъект), которое смотрит смерти в лицо, представляет собой то, что в философии называется условием свободы.

Перед лицом смерти человек оказывается один на один с самим собой, именно здесь его субъективность и индивидуальность проявляются в наибольшей степени. Только смерть порождает такую ситуацию, когда конкретный индивид оказывается незаменимым, когда он полностью идентифицируется с самим собой, когда он не может передать свою смерть никому другому. Поскольку никто не может умереть за меня, то в этой ситуации, когда я оставляю мир, я наконец обретаю самого себя.

  • Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2000. С. 98.
  • Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество // Вехи. М., 1991. С. 79-80. «Слишком многоеу нас привыкли относить на счет самодержавия, - развивает эту же мысль Н. Бердяев, -все зло и насилие жизни хотели им объяснить. Но этим только сбрасывали с себя русскиелюди бремя ответственности и приучили себя к безответственности. Нет уже самодержавия, а русская тьма и русское зло остались. Тьма и зло заложены глубже, не в социальнойоболочке народа, а в духовном его ядре (курсив наш - В.Г. и Е.Н.). Нет уже старого самодержавия, а самовластие по-прежнему царит на Руси. По-прежнему нет уважения к человеку,к человеческому достоинству, к человеческим правам. Нет старого самодержавия, старого чиновничества, старой полиции, а взятка по-прежнему является устоем русской жизни... Сцены из Гоголя разыгрываются на каждом шагу революционной России, она полнамертвыми душами. Хари и рожи гоголевской эпохи появились на почве омертвения русских душ» (Бердяев Н.А. Духи русской революции // Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 256).
  • 1 Франк С.Л. Смысл жизни //Духовные основы общества. С. 161 - 162.
  • Паскаль Б. Рассуждение о любовной страсти // Философия любви. Ч. 2. М., 1990. С. 231.
  • «Понятая до конца смерть или феномен смерти и является таким коммутатором илипереключателем, который наши глаза или глаза нашей души поворачивает так, что мыв обычных ситуациях видим то, что без этого предельного образа не могли бы увидеть»(Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте. М., 1995. С. 159).
  • «Если бы смерть была подобна врагу, от которого можно убежать, я посоветовал бывоспользоваться этим оружием трусов. Но так как от нее ускользнуть невозможно, ибоона одинаково настигает беглеца, будь он плут или честный человек, и так как даже наилучшая броня от нее не обережет, давайте научимся встречать ее грудью и вступать с неюв единоборство. И, чтобы отнять у нее главный козырь, изберем путь, прямо противоположный обычному. Лишим ее загадочности, присмотримся к ней, приучимся к ней, размышляя о ней чаще, нежели о чем-либо другом. Будемте всюду и всегда вызывать в себеее образ и притом во всех возможных ее обличьях. Если под нами споткнется конь, еслис крыши упадет черепица, если мы наколемся о булавку, будем повторять себе всякийраз: „А что если это и есть сама смерть?" Благодаря этому мы окрепнем, сделаемся болеестойкими... Неизвестно, где поджидает нас смерть; так будем же ожидать ее всюду. Размышлятьо смерти - значит размышлять о свободе. Кто научился умирать, тот разучился бытьрабом. Готовность умереть избавляет нас от всякого подчинения и принуждения. И нетв жизни зла для того, кто постиг, что потерять жизнь не зло» (Монтень М. Опыты. Кн. 1.М., 1991. С. 132-134).

В языке существует целый ряд понятий, которые твердо ассоциируются с моральной стороной (сферой) человеческого существования. Они выступают как своего рода маркеры, но которым мы опознаем этическое рассуждение и моральную оценку. Некоторые из них указывают на частные стороны нравственного самоопределения человека. Другие фиксируют фундаментальные для него ценностно-нормативные или духовно-психологические явления. Именно их с полным основанием можно назвать категориями. Так как они присутствуют в живом, нетеоретическом языке, активно употребляются моральными субъектами в ходе межличностной коммуникации, а также во внутренней речи, то их следует рассматривать как категории самой морали. Одновременно они выступают в качестве базовых понятий этической теории. Это не случайно, поскольку этическая теория не может занимать внешнюю по отношению к моральному опыту позицию. Ее задача не только анализировать этот опыт, но и корректировать его (еще Аристотель заметил, что этика нужна не для того, чтобы "знать, что такое добродетель, а чтобы стать добродетельными, иначе от этой [науки] не было бы никакого проку").

В данной главе будут охарактеризованы десять нравственных категорий: добро, зло, милосердная любовь (с примыкающими к ней заботой и благотворительностью), прощение, справедливость, долг, ответственность, добродетель (и, соответственно, порок), совесть, стыд. Они имеют разнос назначение в языке морали, т.е. фиксируют разные составляющие моральной нормативности, разные аспекты нравственного самосовершенствования. Категории добра (и его противоположности - зла), милосердной любви, прощения и справедливости ориентированы преимущественно на выражение ценностно-нормативного содержания морали. Их употребление в этике и живом моральном опыте предполагает указание на более или менее конкретные, дополняющие друг друга требования, обращенные к человеку. Категории долга, ответственности и добродетели, каждая по-своему, отражают способы индивидуальной (в некоторых случаях коллективной) и ситуативной конкретизации нравственных требований: долг - применительно к вмененному к совершению поступку, ответственность - к обязывающему отношению с другим, добродетель - к совершенству личности (характера). Наконец совесть и стыд указывают на духовно-психологические механизмы нравственного обязывания, на тс способы, которыми в моральной сфере осуществляется регулирование поведения и преобразование личности.

Приведенная характеристика функционала моральных категорий является в значительной мере условной. Во-первых, в целях достижения аналитической строгости она выносит за скобки их взаимную переплетенность и смысловое единство. Моральные категории характеризуют целостный процесс нравственного совершенствования и в силу этого в некоторых языковых контекстах могут выступать как синонимы (например, добро и выполнение долга или достижение добродетели, зов совести и требование долга и т.д.) Однако иные языковые контексты демонстрируют специфичность каждой из них. Во-вторых, эта характеристика не учитывает тот факт, что различные этические теории и нравственные доктрины имеют тенденцию концентрировать свое внимание на какой-то одной из категорий и превращать ее в смысловой центр морального сознания. В этом случае описанное выше распределение ролей между категориями оказывается нарушенным. На основе центральной категории, приобретающей монопольный статус, осуществляется критика тех теорий и доктрин, которые сосредоточены на чем-то другом. Этика любви критикует этику справедливости, этика ответственности и этика добродетели - этику долга, этика ответственности - этику любви. В следующем далее анализе категорий предпринята попытка принять во внимание такие процессы и определить их значение для этической мысли.

За пределами выстроенного в учебнике категориального ряда остались несколько понятий, которые часто входят в соответствующие разделы пособий по этике. Таковы прежде всего понятия идеала, свободы и счастья. Что касается понятия "идеал", то причина его отсутствия в том, что оно является скорее категорией этики, чем морали. Если подразумевать под идеалом постоянно ускользающий горизонт нравственного совершенства, то перед нами специальный теоретический концепт, которому нет прямого аналога в живом языке; если всего лишь образец для подражания - то этот термин теряет статус категории.

Свобода представляет собой многоаспектное понятие, находящееся на границах морали и играющее важную роль в рамках нескольких значимых для морали проблем. Однако это не моральная ценность в том смысле, в каком являются моральными ценностями милосердная любовь или справедливость. К примеру, свобода является одним из благ, наполняющих смыслом человеческую жизнь. Отсутствие выбора, опирающегося на наличие реальных альтернатив, делает жизнь бедной, пустой и никчемной. Моральные принципы и нормы регулируют наше стремление к благу свободы: они требуют от человека ограничения собственного произвола для того, чтобы другой обрел сферу для беспрепятственного практического самоопределения, и позволяют каждому защищать собственное пространство свободы. Однако эти взаимные ограничения обеспечиваются не столько за счет правильного понимания самого концепта "свобода", сколько в порядке воплощения другого нормативного понятия - "справедливость", выступающего как полноценная моральная категория. Вместе с тем свобода может выступать как отправная точка для объяснения морали как таковой (мораль часто понимается в качестве выражения подлинной свободы). Однако это лишь отдельная теоретическая позиция, осуществляющая апологию морали и имеющая многочисленных конкурентов.

Схожая ситуация складывается с понятием счастья. Или мораль в виде принципов, связанных с категориями милосердной любви и справедливости, регулирует наше собственное стремление к счастью и требует определенного отношения к счастью других, или счастье выступает как своего рода высший объяснительный принцип для морального долга (как в новоевропейской этике разумного эгоизма) и нравственной добродетели (как в целом ряде концепций античной моральной философии).

Последние материалы сайта