Не могу забыть умершего мужа. Почему нужно отпускать мёртвых. Что значит "отпустить душу" человека

25.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Вот уже много лет самым популярным среди всех салатов из свеклы и сельди остается проверенный годами слоеный салат «Шуба». Кроме него существует и много других не менее вкусных салатов из малосольной селедки и свеклы, которые готовятся быстро и просто. Вашему вниманию хочу предложить один из таких салатов, а именно, .

Маринованный лук, входящий в состав салата не только идеально дополняет вкус сельди, но и придает для салата особую остроту и пикантность. Сыр же в свою очередь делает его сытным и более нежным. Салат ярко-пурпурового цвета выглядит очень аппетитно. На праздничном столе он будет в самый раз.

Ингредиенты:

  • Сельдь – 1 шт. (200 гр.)
  • Яйца – 2 шт.,
  • Свекла – 2 шт.,
  • Сыр твердый – 100 гр.,
  • Репчатый лук – 1 шт.,
  • Майонез,
  • Соль.

Для маринада:

  • Вода – 100 мл.,
  • Сахар – 1 ст.ложка,
  • Соль – 1 ч. ложка,
  • Уксус – 1 ч. ложка

Салат со свеклой, сельдью и сыром — рецепт

Свеклу и яйца отварите до готовности. Остудите их и очистите. Нарежьте свеклу как для винегрета небольшими кубиками.

Яйца тоже следует нарезать для салата кубиками.

Очистите лук, нарежьте его на небольшие кусочки. Кстати, для салата вы можете использовать не только белый салатный, но и фиолетовый лук – ялтинский или лук шалот. В небольшом салатнике приготовьте маринад. Влейте кипяченую воду комнатной температуры. Добавьте в нее соль, уксус и сахар. Размешайте. Выложите в маринад лук. Оставьте его мариноваться на 15 минут.

Тем временем можно заняться сельдью. Для приготовления салатов идеально подойдет уже готовое филе сельди в маринаде. Его нужно просто нарезать небольшими кубиками. В том случае, если вы используете тушку малосольной сельди, ее необходимо подготовить. Отрежьте голову. Распорите брюшко. Удалите внутренности и хорошо промойте рыбу изнутри. После этого сделайте острым ножом надрез на спинном плавнике. Снимите шкурку. Удалите хребет. Из полученных двух половинок рыбного филе удалите ребра и крупные кости. Нарежьте сельдь кусочками.

За это время лук уже замариновался и стал нежным и с характерной кислинкой. Откиньте его на дуршлаг и слейте маринад. Кубиками небольших размеров порежьте твердый сыр.

Маринованный лук, яйца, сыр, сельдь и свеклу переложите в миску.

Добавьте в салат любимый майонез. Как показывает практика, именно для такого салата хорошо подходит жирный майонез.

Маринованный лук, сельдь и майонез содержат достаточно соли, поэтому салат можно лишь слегка присолить или не солить вообще. Перемешайте овощной салатик с сельдью. Вкусный и простой салат со свеклой, сельдью, сыром и яйцом готов.

Его можно подавать в салатнике, выложить горкой на красивое плоское блюдо, украшенное листьями салата, а также и сформировать с помощью кулинарного кольца башенкой. Такой салат из сельди хорошо подойдет к картофельному пюре, запеченному картофелю. Приятного вам аппетита.

Салат со свеклой, сельдью и сыром. Фото

Вопрос психологу:

Здравствуйте. История началась в декабре 2015 года. Я находилась на то время более года в отношениях, все шло к свадьбе. Меня пригласили поучаствовать в конкурсе в одном из развлекательных центров города, там я и познакомилась с другим молодым человеком (вышло случайно, он был в компании со знакомыми). Он попросил мой номер телефона, и я не задумываясь дала, так как с моим молодым человеком мы немного повздорили, и я была зла.

Он мне так и не позвонил. Прошла зима и уже заканчивалась весна. В мае 2016 года мы с ним случайно списались в социальной сети, он пригласил прогуляться. Мы гуляли долго, но время летело, мне никогда и не с кем не было так легко. Я поняла, что человек просто часть меня. Он думает, делает, говорит как я. Он мне очень понравился, но я предложила ему дружбу, так как еще находилась в отношениях.

У моего молодого человека были проблемы, и я не хотела его оставлять, потому что была благодарна ему за все, хотя наши отношения давно уже развалились из-за непонимания и горы противоречий.

Я поставила себе установку, что сдам сессию, разберусь со всеми проблемами и признаюсь тому парню в чувствах. Ведь на тот момент у меня все мысли уже были заняты им, хоть и лгала всем, что это не так.

Моим планам не суждено было сбыться. В начале лета он разбился… на смерть…

Я не верила, я думала это заговор, я думала все выдумка, я плакала, впадала в депрессии, пила спиртное, умоляла его забрать меня с собой. И сейчас я каждый день думаю о нем и чувствую его присутствие. Я, кажется, сошла с ума.

Я неглупая девочка и знаю, что надо жить дальше. Вначале я вообще этого не хотела, а теперь мне стало просто наплевать на свою жизнь. Я стала очень холодной, расчетливой, злой и лицемерной. Я без проблем обижаю людей, говорю им гадости. Не думаю о будущем. Веду недостойный образ жизни, имею беспорядочные связи. Мне стало совершенно наплевать, что со мной будет, потому что моя душа воспринимает все нейтрально без эмоций. Я считаю, что все равно, что происходит с моим телом в этом мире, ведь я скоро уйду к нему, на небеса.

Мне страшно. Помогите хоть чем-нибудь…

На вопрос отвечает психолог Баштынская Светлана Викторовна.

Екатерина, здравствуйте!

Я соболезную вашей потере и очень сочувствую вам. Смерть близкого человека - это суровое испытание в жизни, и чтобы пережить это требуется время и силы, ведь приходится проходить через боль, горе, гнев, страх, сожаление и др. сильные чувства.

Так получилось, что вы не успели осуществиться свои планы с этим мужчиной, вы только собирались соединиться с ним, мечтали о будущем, о счастье. И в один момент все перевернулось. И перед вами вместо светлого будущего разверзлась пропасть, бездна - пустая, холодная и безжизненная. Как будто пропал смысл жизни, цель жизни - все потеряло значение.

Екатерина, то, что с вами происходит - это процесс переживания потери, горевания. Это нормальный естественный процесс. Не пройдя его, очень сложно вновь научиться радоваться, любить, жить дальше.

И в том, что вы написали, меня беспокоит момент, что вы направляете весь гнев на себя и свое тело. Вы понимаете, что это не очень здорОво, вы об этом пишите, и не знаете как выйти из этого. Важно признать свои чувства, свою злость, и, скорее всего, свое чувство вины. Я могу быть не права, и мне кажется, что вы вините себя за то, что не сказали раньше о своих чувствах, что, как вам кажется, упустили свое счастье, что, возможно, если бы вы сделали что-то по-другому, то он остался бы жив. И сейчас вы как будто наказываете себя за это.

И мне хочется сказать, что вы сделали все, что от вас зависело в той ситуации, вы пишите вполне логично о том, что происходило. И у меня возникает вопрос. Как вам удается сердиться только на себя? Когда же нормально сердиться на других - на вашего любимого, за то, что оставил вас, на участников аварии, на других людей, на мир, и может на Бога.

То, что вам страшно, говорит вам о том, что вы хотите жить дальше, ведь вы еще молодая девушка, у которой вся жизнь впереди, вы умная, сильная, смелая. И я уверена, что ваш любимый человек хотел бы для вас всего самого хорошего, он хотел бы видеть вас счастливой и любимой, он знал бы, что вы ни в чем не виноваты.

Инструкция

Да, вам сейчас очень тяжело. Но постарайтесь все-таки призвать на помощь здравый смысл , логику. Внушайте себе: «Непоправимое уже случилось. Слезами и скорбью ничего не исправить». Подумайте, кому будет лучше, если вы безнадежно подорвете свое здоровье или психику? Уж точно не вашим родным и близким. Вы должны взять себя в руки, хотя бы ради сохранения памяти об усопшем.

Очень часто такое тяжелое переживание является следствием чувства вины. Например, вы чем-то обидели усопшего или не уделяли ему должного внимания, заботы. Теперь вы непрерывно вспоминаете об этом, вас мучает запоздалое раскаяние, терзают угрызения совести. Это понятно и естественно. Но опять-таки подумайте: даже если вы действительно виноваты перед покойником, неужели скорбь – лучшее средство искупления? Вокруг так много людей, нуждающихся в помощи. Сделайте что-нибудь для них, помогите. Загладьте свою вину добрыми делами . Вам найдется, куда приложить свои силы. Это, кстати, поможет отвлечься от тягостных мыслей, терзаний.

Если вы верующий христианин, постарайтесь найти утешение в религии. Ведь согласно христианским канонам смертно только тело – бренная оболочка, а душа бессмертна. В тех случаях, когда вы очень тяжело переживаете смерть ребенка вспомните слова: «Кого Господь любит – того Он рано зовет к себе». А также то, что душа ребенка наверняка попадет в рай.

Молитесь за усопшего, часто приносите поминальные записки в церковь. Если вы чувствуете, что все-таки не в силах его отпустить – обязательно поговорите со священником. Не стесняйтесь, задайте все вопросы, которые вас беспокоят, на которые вы хотите получить ответ. Даже такой: «Если Бог действительно добрый и справедливый, почему же это случилось?» Часто для того, чтобы успокоиться, сначала надо просто-напросто выговориться.

Попробуйте убедить себя таким доводом: «Он любил меня, он был бы очень опечален, если бы увидел, как я мучаюсь, страдаю». Иногда это помогает. Есть еще один хороший способ - с головой уйдите в работу. Чем больше времени и сил она занимает, тем меньше их остается на тягостные мысли.

Очень болезненная тема расставания с близким человеком требует тактичного подхода, больших внутренних сил и времени. Отпустить человека катастрофически сложно, особенно если чувства остались. Но нужно научиться этому, чтобы жить дальше и идти вперед, уже без него.

Инструкция

Для начала вам нужно принять тот факт, что с этим человеком у вас более нет будущего, и для того, чтобы продолжить жить, вам нужно его отпустить. Пожалуй, осознание данной ситуации – самое сложное во всем процессе, так как зачастую люди просто не верят в происходящее, питают надежды и не хотят отпускать человека, а это может длиться годами. Если самостоятельно не можете принять уход близкого, обязательно обратитесь к грамотному психотерапевту.

Существует методика возвращения той позитивной энергии любви и привязанности, которой вы наделили вашу когда-то вторую половину. Суть работы – в многократной визуализации. Представляйте, как энергия в виде золотистого луча, солнца или сердец потоком возвращается от него к вам.

Дело в том, что на психологическом уровне вы многое вложили в своего партнера, и когда он ушел, то вы остались ни с чем. В этом проявляется привязанность. Разрушайте психологическую зависимость , возвратив себе свое. Через некоторое время вам станет легче, и вы вновь почувствуете свою наполненность.

Займите себя делом. Первое время вам придется себя заставлять, занятия будут проходить в неосознанном автоматическом режиме, а ваши мысли займет образ уходящего человека. Но продолжайте делать, даже если все валится из рук – не унывайте, делайте.

Когда, благодаря практике возвращения вашей энергии, жизненные силы в вас прибавятся, начните любить себя. Займитесь своей внешностью, образованием, увлечениями. Грустные мысли об ушедшем человеке не перестанут вас посещать, хотя и приобретут более светлый окрас. Сублимируйте в творчестве, отдавая дань тому прекрасному, что было в ваших отношениях. Этим вы тоже отпускаете человека.

Уменьшите количество возможных ситуаций и людей, которые вам напоминают о бывшем возлюбленном . Удалите его из всех социальных сетей и временно не встречайтесь с общими друзьями. Не интересуйтесь жизнью этого человека, а сосредоточьтесь на себе – это ваше самое главное задание.

Со временем к вам вернется прежняя открытость и, хотя рана будет свежа, на вашем пути может появиться новый человек . Примите его, ведь без расставаний не бывает встреч. Не закрывайтесь перед новыми людьми, возможно, они вам даны для чего-то важного. Как правило, человек, переживший тяжелое расставание, становится мудрее и сильнее, а это значит, что шанс построить правильные и прочные отношения с новым человеком намного выше.

Источники:

  • как отпустить парня в 2018

Когда теряешь близкого и родного человека , то душу переполняют негативные эмоции и чувства: боль, обида, страх, гнев и даже ненависть, которые лишь нагнетают депрессивное состояние , закрепляют жалость к себе и толкают горюющего на поиски забвения. Однако нужно найти в себе силы, чтобы пережить этот период. Как это сделать?

Инструкция

«Пережить потерю близкого человека » не означает, что нужно вычеркнуть из памяти все воспоминания, связанными с ушедшим родственником. Главная задача - научиться полноценно и самостоятельно жить со светлыми воспоминаниями о нем, чему могут помочь следующие советы. Осознайте потерю . Горюющий человек, который постоянно разговаривает с умершим и живет воспоминаниями, сознательно отказывается жить дальше без ушедшего любимого человека , поэтому любые выражения сочувствия и сопереживания окружающих вызывают у него агрессию. Когда человек задумывается о дальнейшей своей судьбе, это значит, что он уже готов к новой жизни.

«Отпустите» умершего. Облегчить горе помогут слезы, однако не стоит ежеминутно оплакивать ушедшего: своими причитаниями вы привязываетесь к нему еще больше и сильнее. Подумайте о том, что в назначенный Богом час вы встретитесь с ним вновь, а сейчас вам необходимо научиться жить свободно и полноценно. Расскажите о своем горе близкой подруге , на форуме или по телефону доверия. Главное - освободиться от негативных эмоций.

Погребая малую часть плоти, необходимо совершить некоторые действия, которые оберегут дух существа от превращения в блуждающий дух, и защитить самого себя от неконтролируемого влияния существа.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ:

1. Круг из нейтрального вещества. (мы не готы и не некроманты, так что собственной кровью поливать не надо:-)
Подойдет мел или веревка. Если ничего нет, ножом по земле.
2. В кругу или без круга, если таковой не применяется, должен гореть огонь. Любой - от свечки-таблетки до большого костра. Огнем проводят над плотью, если останки невелики, то их проносят над огнем трижды.
3. На теле или в руках проводящего ритуал должен быть металл.

ОТПУСКАЕМ ЖИВОТНОЕ

Зажечь огонь. Очистить плоть или вещь умершего существа огнем (см. выше).
Принести благодарность существу, за то, что оно появилось в твоей жизни, что Дух привел его к тебе.

Заявить существу, что его время завершено, и оно теперь свободно, и может отправляться в Великий лес (в случае с диким животным). Вы даете ему пищу для долгого пути и обещаете заботиться о тех остатках плоти, которые остаются в ваших руках (или на шее, если это лисий воротник).

Если нужен дух существа, вы можете призвать его оставаться в границах тех частей плоти, которые намерены использовать. В случае, когда вы планируете полное управление, в качестве дара применяется собственная кровь (пара капель). Но гораздо практичнее и полезнее не покупать на кровь, а предложить существу взаимное сотрудничество и право проявления в мире через ваши практики (например, в виде бубна из кожи животного).

Правда, не все животные заинтересованы в такой возможности. Большинство желает как можно быстрее уйти целиком и перевозродиться. Если препятствовать этому, вы можете огрести одержимость этим духом. Так что аккуратнее.

Если дух животного уходит полностью, то в остатках плоти, которые вы предполагаете использовать, будет все же сила животного и его ключевые свойства. Если дух отзывается и желает остаться в плоти и проявляться, бывает явный знак . Скорее всего, этот дух принадлежал не просто животному, а животному, которое когда-то имело высшую суть . В этом случае ему предлагается прямое сотрудничество. С такими духами надо держать ухо востро, потому что они имеют мощное намерение и свои цели.

ЗАВЕРШЕНИЕ СУДЬБЫ

Когда мы по-настоящему прощаемся с ушедшими людьми, мы завершаем не только их дела здесь, но и свои дела с ними. Если этого не сделать, мы обрастаем нитями, связывающими два мира. Это неплохо для тех, кто практикует в обоих мирах и способен осознавать такие связи, но энергозатратно. Особенно много сил сливается зря, если вы не договорили, не доиграли с ныне мертвым в какую-нибудь человечью игру. Мысленный диалог с умершим продолжается, обрастая новыми поворотами тем. На это вы тратите свое время и жизненную силу , не отпуская ушедшего.

Не стоит бояться, что, отпустив умершего, вы его забудете. Все воспоминания останутся при вас, правда, дергать и тянуть уже не будут. И, скорее всего, развяжутся те узелки, которые были им или ей завязаны. После ритуала отпускания умершего люди довольно часто освобождаются от травм и их последствий, если они были связаны с данной персоной.

Для того, чтобы все получилось, надо дать себе несколько дней на вспоминание. Будет здорово, если вы сможете записать краткими тезисами все, что вам помнится об этом человеке. Факты, оценки, эмоции.
Пусть эта запись вылежится некоторое время. За этот срок вам надо найти какую-то вещицу, которая связывала вас и ушедшего. Письмо от вас к нему (к ней) или наоборот. Совместная фотография (можно сделать копию). Прядь волос (ага, такое тоже бывает). Эта штука будет олицетворять умершее существо.

Теперь дело за даром. Чему обрадовался бы ушедший? Щепотка табака для курильщика-дедушки, «Календарик огородника» для бабушки, диск с любимой песней умершего знакомца… Даром может быть и то, что служило пищей духу ушедшего: амулеты, четки и пр. Часто умершие сами стараются указать на то, что требуется положить в землю или сжечь и развеять. Универсальный дар - хлеб или комочек каши.

Выбирайте свободный вечер . Садитесь за стол. И пишите прощальное письмо . Каким оно будет - зависит от вас. Можно выдать списком все обиды и благодарности. Можно передать приветы. Эффективнее всего, если в письме будет написано больше не об умершем, а о вас. И о том, что ВЫ о нем думаете, желаете ему, хотите ему досказать.
Когда письмо стоит закончить? Когда вы почувствуете облегчение.

Теперь пора выйти на улицу. Найдите безлюдный уголок с открытой землей. Если чувствуете, что правильнее отправиться к месту захоронения, поезжайте на кладбище. Но земля везде одна, а дух вашего умершего и подавно не связан географией.

Если вам близка идея погребения в земле, заверните в лоскут полотна ваше письмо, вещь-связного и прощальный дар, и закопайте все это под деревом. Можно также все сжечь и развеять по ветру, можно пустить прах по воде - это силы, разделяющие миры. Обратитесь к сущему (духу, богам, абсолюту), с прошением о свободе и радости для вашего умершего - и о вашей свободе от него. А потом идите домой и умойтесь холодной водой.

Все. Живым - живое.

Некеле, 2010.

P.S. Автора первой картинки я не знаю. Автор второй (здесь фрагмент) - Лиза Эванс.

Для верующих людей далеко не секрет то, что тело - это лишь физическая материя. Принято считать, что душа - это и есть сам человек, а остальное - "одёжка". Тело умирает, но душа живёт вечно. И так практически во всех религиях.

Когда-то давно учёные даже проводили эксперимент, в котором выяснили, что после смерти человек становится легче на определённое количество грамм. Тогда они решили, что столько и весит душа.

Вот уже много лет людей мучают вопросы о душе. О том, что с ней происходит "там", дальше, после смерти телесной. Есть множество легенд, мифов и суеверий. И так как душа - нечто неосязаемое, все предположения о ней так и останутся лишь предположениями.

Наиболее распространённый вопрос, который интересует многих людей - это то, как же отпустить душу своего близкого, родного, любимого?! Давайте для начала разберёмся в том, что значит "отпустить душу"?

Что значит "отпустить душу" человека?

Прежде всего - после смерти близкого нужно понять, что он не попал в какую-то беду и уже ничего не изменить. Его просто нет. Нет в этом мире и в данном пространстве . Поменялось лишь то, что он не может что-то сказать, сделать, обнять и так далее. Ну а душа жива. Остаётся только догадываться что происходит с ней и где она находится. Для нас, людей, это пока остаётся загадкой. Отпустить душу человека нужно внутри самого себя. Понять, что она уходит дальше в мир, неизведанный нами.

Как "отпустить душу" человека.

Здесь важно понимать, что это происходит больше на духовном уровне. Ведь физически мы не можем осязать душу. Духовно же мы зачастую "держим" других. Привязываемся друг к другу. Так же духовно, а не физически. Человек так устроен, что он всегда стремится к союзу. Ему необходимы связи с другими людьми. Мы зависимы друг от друга. А когда близкие "уходят" от нас, будь то в прямом смысле или в смысле смерти, мы продолжаем их "удерживать" рядом у себя в сердце, душе и в голове.

Чтобы дать душе близкого человека спокойно "уйти" в мир иной нужно провести именно работу над собой. Нужно понять, что душе уже не нужен наш физический мир и ей будет лучше не утопать в наших слезах и страданиях, а идти дальше, зная, что мы в порядке и что мы будем помнить по-хорошему. Всё, чем мы можем помочь душе близкого при переходе в другой мир - это молиться за него. В разных религиях есть свои правила и каноны, которые должны соблюдать люди, потерявшие близкого.

Если слегка коснуться мистической стороны, то первые 40 дней после смерти человека, его близкие должны накрывать все зеркала плотной тканью . Принято считать, что душа может заблудиться в зеркальном мире и не найти путь.

Как "отпустить душу" нерождённого ребёнка.

У каждого человека есть душа. И ребёнок, который был зачат и находился в утробе тоже уже имел свою душу. Это первое, что зарождается в человеке. И если случилась такая трагедия, что ребёнок не увидел мир - это огромное горе для родителей, которое не все могут пережить. Если же люди верующие, то они знают, что Господь забирает душу тогда, когда это нужно ему и, к сожалению, нам никак на это не повлиять. Такие несчастья случаются не просто так. Скорее всего это урок для несостоявшихся родителей. Или же Бог уберег так от чего-то ещё более страшного. За ребёнка нужно так же молиться. Нужно попрощаться с ним, дав ему жизнь "там" - в более совершенном мире. А когда придёт время - будет дан ещё один шанс стать родителями!

Отпустить душу абортированного ребёнка так же необходимо! Здесь очень важно просить прощение перед ним если этот выбор был сделан вами намеренно.

Возможно, станет немного легче если родители, потерявшие ребёнка, находящегося ещё в утробе, проведут что-то вроде обряда, который они сами себе могут придумать. Если срок беременности был мал и ребёнка не приходится хоронить, то можно это сделать самим для себя. Например, похоронить какую-то игрушку или то, что напоминает об этой трагедии. Часто женщины хранят тесты на беременность. Можно даже закопать его. Положить цветы, попрощаться. Это более психологический приём для того, чтобы хоть немножко облегчить своё душевное состояние.

Как "отпустить душу" умершего мужа или умершей жены.

Очень часто после смерти одного из супругов другой начинает впадать в настоящую затяжную депрессию, буквально делая из дома "склеп" или "алтари", где висит невероятное количество разных фотографий мужа или жены. Это очень мешает душе "уйти". Она мечется и везде видит себя. Она видит страдания и от этого ей очень тяжело уходить. Достаточно будет поставить одно фото с чёрной ленточкой и свечку рядом на 40 дней. После чего свечку можно отнести на могилу и зажечь там. Можно сохранить фото у себя на столе или на стене, но одно. Просто на память. И лучше всего, чтоб это фото было связано с каким-то приятным событием. Главное, чтоб, смотря на него, не возникало глубокого траура. Если возникает, то лучше убрать фото. Ведь поминать и помнить можно без всяких "атрибутов" и вспомогательных предметов.

Как "отпустить душу" умершего любимого человека.

Самое главное - любить! Здесь ситуации очень похожи с предыдущей, где мы говорили о супругах. Так же не стоит делать "алтари" из фотографий и подарков. Если есть какие-то памятные подарки , игрушки, то, конечно, их можно оставить и смотреть на них. Можно их хранить и вспоминать о любимом человеке, но если это причиняет больше боли, то лучше отнести их так же на могилу, сохранив что-то одно.

Как "отпускается душа" усопшего на 40 день.

На 40 день после смерти человека принято посетить церковь и заказать панихиду об усопшем. Можно так же заказать литургию. В церкви так же ставят свечки "за упокой", при этом читая молитву "об упокоении души".

40 день считается очень важным, как и 9. В эти дни душа проходит самые сложные испытания на пути в "новый мир ". Все 40 дней родственники неустанно молятся об усопшем, помогая его душе. Затем принято делать поминальную трапезу , где за большим столом собираются близкие, читают молитву вначале трапезы, поминают и так же, завершая трапезу, читают молитву. И по-хорошему, алкоголя на столе должно быть или совсем мало, или не быть вообще.

У некоторых народов и религий принято на 40 день после смерти близкого человека устраивать какую-то благотворительную трапезу или помощь бездомным. Или просто делать какое-то доброе дело для нищего или бездомного человека.

Смерть - это естественный и неизбежный процесс. Все люди живут и подсознательно ждут смерти. Кто-то заблаговременно начинает чувствовать, что скоро уйдёт, кто-то уходит внезапно. Когда, во сколько и при каких обстоятельствах закончится жизнь каждого из нас - уже прописано свыше.

Смерть может быть естественной (от старости) или неожиданной, быстрой (несчастный случай) или мучительной (от болезней или пыток), иногда нелепой. Как именно уйдёт из жизни тот или иной человек, зависит только от его кармы. С одной стороны смерть неизбежна, с другой непредсказуема, но, почти всегда, неожиданна!

Потеря близкого человека - настоящее горе, пережить которое очень сложно, а порой невозможно. Но как бы не было тяжело - мы обязаны отпускать своих умерших родственников как можно скорее.

Почему мы должны отпускать умерших, как это сделать и какие могут быть последствия, если этого не делать, - поговорим далее:

По истечении 40 дней со дня смерти необходимо избавиться от всех вещей покойного (отдать, пожертвовать, сжечь). Также необходимо убрать с видных и доступных мест все фотографии умершего (стены, комоды, фото с заставок в телефоне, компьютере, из кошельков). Пока в нашем окружении находятся вещи, напоминающие нам о покойном родственнике - мы сознательно или подсознательно думаем о нем, постоянно вспоминаем, переживаем, плачем. Так мы не только держим душу близкого на Земле, но и создаем проблемы себе.

Что происходит: образуется энергетическая связь между мёртвым и живым человеком. Покойного не отпускают, и он вынужден находится рядом с близкими, которые за ним переживают и плачут. Постепенно в доме начинают все болеть, т.к. мёртвые питаются энергией живых.

На фоне привязок к умершим родственниками в течение 3-5 лет развиваются такие заболевания, как астма и сахарный диабет (в 80% случаев). Если эту привязку снять - заболевание отступит, как следствие. В некоторых случаях могут развиваться и другие заболевания, например, ожирение. Если привязка образовалась - Вы будете постоянно чувствовать усталость, упадок сил, не можете заставить себя что-то делать. На этом фоне некоторые люди начинают много есть, чтобы восполнить запасы энергии, а в итоге - ожирение.

Есть любители регулярно посещать кладбища, распивать спиртные напитки на могилах. Некоторые настолько охвачены горем, что проводят там дни напролет. После посещения кладбища человек чувствует сильную усталость, тяжесть, головную боль . Это происходит, потому что мертвые питаются энергией живых, поэтому места упокоений рекомендуется посещать как можно реже.

После посещения кладбища каждый раз необходимо выстирывать одежду (от нижнего белья до курток и плащей), принимать ванну (смывать с себя кладбищенскую энергетику), мыть обувь.

Категорически нельзя распивать на могилах спиртные напитки, забирать оттуда какие-то предметы, цветы, землю и др. Иначе можно создать привязку с потусторонним миром, и, как следствие, заболеть.

Нередки случаи, когда на кладбищах случаются подселения (мертвых к живым). Это очень опасно для здоровья и жизни, поэтому старайтесь как можно реже посещать такие места. Подселяются, как правило, души, которые не могут обрести покой в : души самоубийц, а также погибшие неожиданно или насильственной смертью. К нам нередко обращаются люди с подселением, они сильно мучаются, слышат голоса, их преследуют галлюцинации. В таких случаях необходимо проводить экзорцизм.

ОЧЕНЬ ОПАСНО: во время похорон складывать в гроб с покойником принадлежащие вам вещи. Люди, которые это делают, в течение года заболевают и могут умереть, если вовремя не оказать помощь. Не создавайте себе привязки, живите в мире живых! Если вы положили личную вещь в гроб, и через некоторое время у вас начались проблемы со здоровьем, выход один - раскапывать могилу и убирать эту вещь.

ОЧЕНЬ ХОРОШО: не хоронить, а сжигать тела покойных. Ещё лучше - развеивать прах. Так, вы не будете привязаны к могиле, вам некуда будет ходить. Душа вашего родного будет вам благодарна!

Если на фоне привязки к умершему родственнику возник сахарный диабет - достаточно снять привязку, и диабет проходит. В моей практике есть случаи, когда диабет полностью проходит после 3-5 сеансов. Но всё индивидуально.

Как бы тяжело не было, нужно понимать, что смерть - явление неизбежное. Не держите своих умерших рядом, отпускайте! Живым не местов мире мёртвых, а мёртвым - в мире живых. Придёт время, и мы все уйдём! Но знайте, что смерть - это не конец!

Екатерина, Ростовская область

Как «отпустить» душу погибшего мужа?

Здравствуйте! Подскажите мне, пожалуйста, что значит «отпустить» умершего? У меня погиб мой любимый муж, мой дорогой человек. Полгода прошло, плачу каждый день. Молитвы сейчас об упокоении его души читаю, наверное, действительно это помогает - легче становится. Но самой страшно, что ничего не радует в жизни. А еще мне все не верилось, что муж действительно погиб, думала, что это кошмарный сон, скоро проснусь. А теперь мне не верится, что было это счастье у меня в жизни - моя прошлая жизнь. Вы знаете, мы ведь каждый день счастливы были, осознавали это счастье, чувствовали его, проживали его, и говорили друг другу «спасибо». Время не лечит, и по-другому уже я себя без него ощущать не смогу.

Здравствуйте! Соболезную Вам в Вашем горе и надеюсь помочь Вам словом утешения. Можно подойти к этому вопросу с разных сторон, и поэтому я кратко, в виде тезисов изложу основные мысли и аргументы, которые позволят вам «отпустить умершего» и самой обрести смысл жизни. А дальше Вы можете глубже продумать то, о чем будет сказано. Буду отвечать вам, как христианке, и в начале напомню слова Спасителя Исуса Христа:

Исус сказал ей (Марфе, сестре Лазаря): Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир (Ин. 11:25-28).

Аминь, аминь говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Аминь, аминь говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ин. 5:24-25).

Аминь, аминь говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную (Ин. 6:47 ).

1. Мы рождаемся в этот мир от смертных родителей, рождаемся с плачем и скоро сталкиваемся с утратой близких и узнаем, что неминуемо настанет момент нашей смерти. Но, конечно, одно дело умереть своей смертью, а другое — уйти раньше времени, оставляя вдовой супругу, сиротами детей. Еще тяжелее родителям хоронить своих деток. Скорбь была бы неутешной, если бы за порогом смерти ничего не было.

Апостол Павел утешает нас: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Исус умер и воскрес, то и умерших в Исусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами» (1 Фес. 4:13-18).

2. Надо твердо веровать, что все происходит с нами по благому Божию Промыслу. Вам необходимо понять, что раз так случилось, то такова воля Божия относительно мужа, Вас и всех тех людей, с которыми он был связан родственными узами или просто общался. Мы видим только сегодняшний момент, а Бог просчитывает на далёкую перспективу. Мы не можем достоверно знать, почему это происходит. Но Господь хочет всем спастись (1 Тим. 2:4) и со временем очами веры мы увидим, что именно так должно было быть, это воля Господня.

3. Мы меряем все происходящее с нами только мерками и ценностями этой земной жизни, ищем земного, заведомо временного счастья. Как будто бы мы жили на земле вечно. А Господь устраивает все, заботясь о вечной нашей участи. И перед лицом вечности и наследования Царствия Небесного лишение земных благ, утрата близких часто становится приобретением. «Почитающие несчастьем для отходящих от жизни …и тяжко скорбящие об отошедших от здешней жизни к жизни духовной и бестелесной, кажется мне, не обращают внимания на то, какова наша жизнь, но страдают недостатком большинства людей, кои, по какой-то неразумной привычке, свое настоящее, каково бы оно ни было, любят как благо…» (святитель Григорий Нисский).

4. У Бога нет мертвых, Он — Бог живых (Мф. 22:32), и ваш супруг перешел в вечность к Богу. «…Если бы надежды христиан ограничивались сею жизнью, то справедливо было бы признать прискорбным раннее разлучение с телом. Но если для живущих по Богу началом истинной жизни есть разрешение души от сих телесных уз, то для чего нам печалиться, как не имеющим упования? Итак, послушайся моего совета и не падай под тяжестью горя, но покажи, что ты выше его и не поддаешься ему» (святитель Василий Великий. Письмо 97(101)).

«По видимости ты верная, но стараешься подражать эллинам и уподобляться неверным. Ибо если несомненно веруешь, что по скончании настоящего века будет воскресение всех умерших, то почему плачем непрестанно и неутешно терзаешь себя?» (Преподобный Нил Синайский. Письмо 2.160).

Об умершем должна быть теплая память, а не долгая безутешная печаль. Он только опередил нас. Но он воскреснет в будущем веке. Переключитесь на то, что ему там хорошо. А когда молитесь, молитесь не для того, чтобы стало легче Вам, а о нем, чтобы стало легче ему .

5. Молитесь Богу не только за упокой души мужа. Молитесь ему и о своей душе тоже. Просите его дать Вам сил перенести постигшее вас горе, это искушение, эту скорбь. Просите мудрости и вразумления. Обратитесь к Спасителю Христу Богу, как и сам Он призывает нас: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко » (Мф. 11:28-30).

6. Вы прекрасно понимаете, что ваша неутешная печаль не угодна Богу. Христиане так сильно не должны скорбеть. Преподобный Феодор Студит пишет: «У нас все ино, не по-мирски. Так, когда случится смерть, здесь не бывает плача и воплей, как у животолюбивых, но в тишине совершается погребение почившего: ибо здесь ни жена не голосит, ни дети не кричат, ни родные не слагают плачевных песней, припоминая то одно, то другое, но и исход бывает с радостью, и вынос с благой надеждою; хотя и слезы бывают, по духовной любви к отшедшему: в чем ничего нет неуместного; так как и Господь плакал при гробе Лазаря, по свойству естества нашего (Ин. 11:35)».

Вера и христианские истины помогают естественной печали о смерти близких перемениться на утешающую и тихую христианскую радость. И будем надеяться, что милостью Божиею и наш разум озарится светом Истины, и мы сможем достойно званию христианина принять и свою смерть, и смерть наших близких.

7. Не угодна такая сильная печаль и вашему супругу. Ради него самого Вы должны не убиваться, а начать жить, посвятить жизнь какой-то высокой цели, делая добрые дела в память о муже.

8. Обратитесь искренне к Богу, принесите ему свою скорбь и свои силы, веру, таланты, жизнь. Приобретя Бога, Вы приобретете все. Не имея Бога, без Бога Вы не имеете ничего.

9. Прибегните к Богу с покаянием. Покаяние откроет вам глаза на все то, что было в вашей жизни. И поразмыслите, ведь если «радость бывает на небеси о едином грешнике кающемся» (Лк. 15:7), то и мужу Вашему благочестие Ваше принесет радость.

10. Очевидно, что, безутешно скорбя об утрате мужа, вы ни ему не приносите пользы, ни себе, ни окружающим, ни Церкви, ни обществу. Но как обрести покой и силы для дальнейшей жизни? Это возможно, если только будет у вас настоящая цель, ради которой стоит жить и не страшно умирать. Это должно быть, что больше наших временных удовольствий и забот.

11. Люди тратят огромные деньги на памятники, а вы сделайте по-христиански скромную могилу. А в память об умершем жертвуйте на строительство и восстановление святых Божиих церквей. И вся Церковь будет молиться за вас.

Святое Евангелие и толкование на него святителя Иоанна Златоуста. Его же слова «К молодой вдове», «Об утешении при смерти»; святитель Григорий Нисский «Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную»; священномученик Киприан Карфагенский «Книга о смертности»; святитель Амвросий Медиоланский «О благе смерти»; преподобный Ефрем Сирин «Надгробные песнопения» и др. Не так давно мне в руки попала книга митрополита Месогейского и Лавреотикийского Николая «Там, где не видно Бога». В ней рассматриваются ситуации, когда человеку бросают вызов страдания и смерть, когда исчезает всякая надежда. Описываются драматические обстоятельства, в которые попадают родители, сталкиваясь со смертельной болезнью ребенка. Приводятся примеры людей, переживших трагедию смерти своих детей, и тех, кто преобразил ожидание собственной смерти в чаяние Царствия Божия.

Интересна повесть Клайва Стейплза Льюиса «Расторжение брака» (The great Divorce) — это аллегорическая повесть об аде и рае. Заглавие книги может ввести в заблуждение: на самом деле речь идет отнюдь не о разводе. Автор намекает на книгу английского художника и поэта Уильяма Блейка «Бракосочетание Неба и Ада» (1793). В ней утверждается, что Добро и Зло — только две стороны единого мира, что они необходимы друг другу, что они питаются друг от друга. В форме притчи-видения Льюис полемизирует с этой точкой зрения и показывает, что брак Добра и Зла невозможен.

Бог Вам в помощь, и простите меня, если я не справился с задачей. А в заключение приведу отрывок из слова святителя Иоанн Златоуста.

«Если мы — сыны мучеников, если мы желаем быть их общниками, то не станем скорбеть о смерти, не будем оплакивать любезных нам, которые прежде нас отходят к Господу. Если мы захотим скорбеть о них, то будут укорять нас блаженные мученики и скажут: о, верующие и желающие царства Божия, вы, которые горько плачете и рыдаете о любезных ваших, умирающих спокойно на ложах и мягких постелях, — что стали бы вы делать, если бы увидели их мучимыми и умерщвляемыми от язычников за имя Господне? Разве нет у вас древнего примера? Праотец Авраам, принося в жертву своего единственного сына, заклал его мечом послушания Богу (Быт. 0:10), не пощадил и того, кого любил такою любовью, чтобы доказать свою покорность Господу. Но, если вы скажете, что он так поступил по Божию повелению, то ведь и вы имеете заповедь, чтобы не скорбеть об усопших. А кто не соблюдает самого малого, тот как соблюдет большее? ...Хочу предложить еще один пример для исправления тех, которые думают оплакивать умерших. Этот пример — из языческой истории. Был один языческий начальник, имевший единственного и довольно любимого сына. Когда он, по языческому заблуждению, приносил в Капитолии жертву своим идолам, доходит до него весть, что единственного сына его не стало. Он не оставил жертвы, которая была в руках его, не заплакал и даже не вздохнул, но, послушайте, что отвечал: пусть, говорит, погребут его; я помню, что я родил сына смертным. Посмотри на этот ответ, посмотри на мужество язычника: он не велел даже дожидаться себя, чтобы сын был предан погребению в его присутствии. Что же будет с нами, братие, если диавол в самый день суда выведет его против нас пред Христом и скажет: этот почитатель мой, которого я обольщал своими кознями, чтобы он служил слепым и глухим истуканам, которому я не обещал ни воскресения из мертвых, ни рая, ни царства небесного, этот доблестный муж, узнав о смерти своего единственного сына, не опечалился, и не вздохнул, и не оставил при таком известии моего капища; а твои христиане, твои верующие, за которых Ты распялся и умер, чтобы они не боялись смерти, но были уверены в воскресении, не только оплакивают умерших и голосом, и видом, но даже затрудняются тогда идти в церковь, а некоторые даже и из клириков твоих и пастырей прерывают свою службу, предаваясь плачу, как бы вопреки Твоей воле. Почему? Потому, что Ты благоволил призвать их к Себе из тьмы века. Что же мы, братие, будем в состоянии отвечать на это? Не будем ли мы объяты стыдом, когда в этом отношении окажемся ниже язычников? Язычник, незнающий Бога, должен плакать, потому что он, как только умрет, прямо идет на казнь. Должен сокрушаться и иудей, который, не веруя во Христа, обрек свою душу на погибель. Достойны сожаления также и наши оглашенные, если они, или по своему неверию, или по нерадению ближних, скончаются без спасительного крещения. Но кто освящен благодатью, запечатлен верою, честен по поведению или неизменен в невинности, того, когда он отойдет из здешнего мира, надобно ублажать, а не оплакивать, тому надобно завидовать, а не скорбеть о нем сильно, — впрочем, завидовать умеренно, так как мы знаем, что в свое время и мы сами последуем за ними. …Итак, братие, мы показали всеобщность смерти, объяснили непозволительность слез, показали немощь древних и несвойственность ее для христиан, объяснили тайну Господню, привели свидетельство апостолов о воскресении, упомянули о деяниях апостолов и страданиях мучеников, указали, кроме того, на пример Давида и, сверх этого, на поступок язычника, наконец, представили и вредную, и полезную печаль, ту, которая вредит, и ту, которая спасает чрез покаяние. Когда таким образом всё это показано, то что другое должно делать нам, братие, как не взывать с благодарностью к Богу Отцу: «да будет воля Твоя и на земле, как на небе » (Мф. 6:10)? Ты даровал жизнь, Ты установил и смерть; Ты вводишь в мир, Ты и изводишь из мира и, изведши, сохраняешь; ничто из Твоего не погибает, так как Ты сказал, что и волос с голов их не погибнет (Лк. 21:18). «Скроешь лице Твое — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли » (Пс. 103:29,30). Вот, братие, слова, достойные верующих, вот спасительное врачевство; чей глаз отерт этою губкою утешения, увлажен с благоразумием этою примочкою, тот не только не почувствует слепоты отчаяния, но не испытает и малейшего нагноения печали, а напротив, взирая на все светло очами сердца, будет говорить подобно терпеливейшему Иову: «наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно! » (Иов.1:21)».

Когда человек теряет близкого, вполне естественно, что он страдает. Страдает по многим причинам. Это и скорбь по тому человеку, любимому, близкому, родному, с которым он расстался. Бывает, что жалость к себе душит того, кто потерял опору в человеке, ушедшему из жизни. Это может быть чувство вины из-за того, что человек не может отдать ему то, что хотел бы отдать или задолжал, потому что не считал нужным в свое время делать добро и любить.

Проблемы возникают тогда, когда мы не отпускаем человека. С нашей точки зрения смерть несправедлива, и очень часто многие люди даже бросают упрек Богу: «Как ты несправедлив, почему Ты отнял у меня его?» Но на самом деле, Бог призывает к себе человека именно в тот момент, когда он готов перейти в жизнь вечную. Очень часто бывает так, что человек не хочет отпустить близкого, не хочет мириться с тем, что его уже нет, что его не вернуть. Но смерть нужно принять, как данность, как факт. Его не вернуть, и всё тут. А человек начинает возвращаться обратно, к нему, понимаете? Это вещи из ряда вон выходящие, но они не так редко случаются. Совершенно бессознательно человек начинает горевать, и он хочет его как бы заместить. В нас так сильна тяга к смерти. Нам нужно тянуться к жизни, а мы, как это ни странно, тянемся к смерти. Когда мы цепляемся за человека умершего, мы хотим быть с ним. Но нам еще надо жить здесь, у нас есть задачи. Мы ему можем помочь только здесь, понимаете?

Неверующему человеку сложнее отпустить умершего, потому что он даже, может быть, не осознает, что ему так сложно расстаться с этим близким в силу того, что он не может его даже отдать Богу. А верующий человек привык всё возлагать на волю Божью, потому что встречи и расставания сопровождают человека всю жизнь.

В Библейской истории есть сюжет, который оказывает потрясающее терапевтическое воздействие на людей, столкнувшихся со стрессом, со смертью. Речь идет о нескольких жизненных фрагментах одного глубоко верующего человека по имени Иов. Всякий раз, потеряв что-то очень важное, а их было много значительных утрат, он повторял: «Бог дал, Бог взял» . В итоге, Бог видя в нем крепкую веру, возвращает все сполна. Эта притча о том, что преодолевая тоску по ушедшему, мы становимся стойкими и сильными. Человек, на самом деле, от самого рождения своего учится расставаться. Он учится быть вместе с другими, отождествляя себя с социумом. Но вместе с тем, всякий раз происходит процесс разотождествления, то есть отсоединения, расставания. Маленький человек учится расставаться со своей собственностью ещё в песочнице: «Моя лопатка, моя корзиночка». Отбирают - он плачет, ему очень тяжело расставаться со своим. А на самом деле ничего нашего на свете нет, понимаете? Ведь, что значит «моё»? Моё, оно ведь только до некоторой степени моё. В каждый момент нашей жизни мы должны быть готовы расстаться со всем, что мы считаем своим. С точки зрения психологии это такой вот феномен психической жизни человеческой, приобретение навыков к утрате.

Есть люди, которые замыкаются в себе и концентрируются на этой потере. Они в себе эти чувства как бы нагнетают, и не могут остановить поток страдательных эмоций. С детства мы привыкаем расставаться со скорбью. Кто-то зацикливается на этом: «Это моё, и всё тут!» Так велика притягательная сила этого эгоистического чувства. А более зрелый человек умеет расставаться без боли, без таких надрывов.

- Получается, что зрелый человек более спокойно воспринимает смерть?

Он спокойно передает умершего в руки Того, Кто имеет большее на него право. Почему? Потому что зрелость определяется той силой духа, с которой мы воспринимаем все сложные обстоятельства жизни. Чтобы ни случалось, мы должны всё воспринимать равнодушно, равно-душно. Так Св. преп. Серафим Саровский говорил. Нужно, чтобы душа ко всему относилась равномерно, или, как бы, одинаково, и к скорбям, и к радостям. Это такое абсолютное спокойствие во всем, и на самом деле это очень трудно.

Восприятие утраты, скорби духовного и душевного человека отличается тем, что душевность сопряжена надрывом, эмоциональным изломом, страстностью, чувственностью. Напротив, духовное отношение ровное, в нем любовь помогающая, тихая. Вспоминаю, как умерла моя мама. Это было вообще неожиданное событие. Мы с ней попрощались, она уезжала в другой город, и на следующий день мне позвонили, что она приехала, легла спать и умерла. Ей было 63 года всего, я провожала здорового человека. Для меня это был шок. Потому что я потеряла любимого человека совершенно неожиданно. Но она умерла по-христиански, спокойно, так умереть каждый мечтает. Я слышала не раз: «Вот бы, лечь и умереть». Вот она приехала, легла в свою постель и умерла. И когда я пришла в церковь, встретила своего батюшку, - он тоже знал мою маму, - я ему рассказала, а он мне говорит: «Ты, самое главное, воспринимай эту смерть духовно».

Я тогда еще только воцерковлялась, и для меня эти вопросы жизни и смерти были, так скажем, малопонятны. Тогда я еще никого не хоронила из близких людей. Я всё думала, что же значит воспринимать духовно? Из литературы, в которой раскрывается тема отношения к смерти я поняла, что относиться духовно, значит- не скорбеть.

Если ты чего-то не смог дать этому человеку, ты чувствуешь вину. Часто очень люди зацикливаются и страдают от того, что они недодали что-то любимому человеку. Осталось нечто, что их начинает тревожить. «Почему я не додал? Почему не сделал? Ведь я бы мог», - и вот на этом они уходят в иные круги восприятия, уходят в депрессию.

Человек, в таком случае начинает пребывать в чувстве вины. А чувство вины не должно быть мазохистским, оно должно быть конструктивным. Конструктивный подход такой: «Я себя поймал на мысли, что я застреваю на чувстве вины. Нужно духовно разрешить эту проблему». Духовно - это значит, нужно сходить на исповедь и признать перед Богом свой грех перед этим человеком. Нужно сказать: «Я виноват в том, что я ему то-то и то-то недодал». Если мы в этом каемся, то человек это чувствует.

Например, я бы подошла к маме при ее жизни и сказала: «Мам, ты прости, я тебе того-то и того-то недодала». Не думаю, что мама меня не простит. Точно также этот вопрос я могу решить, даже если этого человека нет рядом со мной. Ведь у Бога нет мертвых, у Бога все живы. В Таинстве исповеди происходит освобождение.

- А зачем в церковь идти, если можно дома все рассказать Богу? Бог ведь и так всё слышит.

Для неверующего человека можно начать хотя бы с этого, нужно признать свою вину. В психологической практике используются такие методы: письмо близкому, родному человеку. То есть, нужно написать письмо о том, что я был неправ, что я недостаточно уделял внимания, я тебя не любил, я тебе недодал чего-то. Можно начать с этого.

Кстати, очень часто в первый раз люди приходят в церковь именно в связи с этим обстоятельством, чьей-то смертью В первый раз человек может прийти в храм на похороны. А многие из них уже могут знать, что духовная дань - это на канон положить какие-то продукты, свечку поставить и помолиться за этого человека. Молитва - это связь между нами и ушедшим человеком.

Один из синонимов слова «кладбище» — «погост». «Погост» от слова погостить, ведь мы приезжаем сюда погостить. Погостили немножко, и вперед, на родину, ведь наша родина там.

В головах у нас всё перевернуто. Мы путаем, где наш дом. А ведь наш дом - это там, рядом с Богом. А сюда мы только лишь пришли погостить. Наверное, тот человек, который не хочет оставлять умершего, не осознает, что какое-то свое назначение здесь этот человек уже выполнил.

Почему мы не отпускаем наших близких? Потому что очень часто бываем привязаны к физическому. Мне, если говорить о своих чувствах, недоставало мамы: очень хотелось прижаться, прикоснуться к этому мягкому, родному человеку, вот именно не хватало рядышком её, не хватало физической близости. Но мы знаем, что этот человек продолжает жить, ведь душа человеческая бессмертна.

Когда умерла моя мама, я решила для себя вопрос духовного восприятия этого события, и мне удалось быстро восстановиться. Я признала, что я чего-то не сделала. Я покаялась, и попыталась реально сделать то, чего я не сделала в свое время маме. Я взяла и сделала это другому человеку. Еще помогает чтение Псалтыри, сорокоусты, ведь общение с родным человеком, даже если его нет рядом, не прекращается.

Другое дело, что нельзя уходить в диалог. Бывает иногда, люди даже заболевают психически, они начинают советоваться с умершим. В какой-то трудный момент можно попросить: «Мам, ну ты помоги мне, пожалуйста». Но это, когда очень трудно, а так лучше не беспокоить все-таки, молиться, молиться за близких. Когда мы делаем что-то для них, тогда мы помогаем им. Поэтому нужно делать все возможное, что в наших силах.

Когда я для себя решила эту проблему, и мне удалось быстро восстановиться, то однажды прихожу я к своей знакомой бабушке. И мама тоже была у нее в гостях когда-то пару раз. Где-то спустя сорок дней после смерти мамы, может быть, чуть больше, я прихожу навестить эту бабушку, а она начинает успокаивать меня, утешать. Она, наверное, думала, что я скорблю, переживаю сильно, а я ей говорю: «Вы знаете, меня не тяготит уже это. Я знаю, что маме там хорошо, и единственное, чего мне недостает - это того, что её нет рядом со мной физически, но я знаю, что она всегда рядом со мной». И вдруг, вижу, на столе у нее какая-то вазочка была, как у всех бабушек, с цветочками какими-то и ещё чем-то, и я, совершенно машинально, вытаскиваю оттуда бумажку. Вытаскиваю, а там маминым почерком написана молитва. Я говорю: «Вот видели! Она рядом со мной всегда. Даже сейчас она рядом со мной». Моя знакомая очень удивилась. Вот такая у нас связь, понимаете?

Надо отпускать, потому что, когда мы их не отпускаем, им тягостно, они тоже страдают. Потому что мы связаны, так же как здесь, на земле, когда не даем человеку свободы, тянем его, начинаем контролировать, звоним: «Ты где? А может быть там то? А может тебе плохо? А может быть тебе слишком хорошо?» По тому же самому принципу строятся наши отношения с усопшими близкими.

- Получается, что за сорок дней вы пришли в себя от кризиса, то есть сорок дней - это своего рода приемлемый срок. А какие сроки будут неприемлемыми?

Если человек год скорбит и это затягивается и дальше, то конечно это неприемлемо. Максимум полгода, год, можно поболеть, так скажем, а больше — это уже симптом болезни. Значит, человек впал в депрессию.

- А если он просто не может выйти из этого состояния?

Не помогает, значит пришла пора исповедать еще одну свою ошибку. Почему уныние входит в семь смертных грехов? Печалиться, унывать, нельзя, это малодушие, это болезнь духовная. Вера - это самое сильное и надежное лекарство.

- А есть ли какой-нибудь психологический способ себя подвигнуть к тому, чтобы сделать первый шаг? Ведь некоторое люди прямо так вот и думают: «Я по нему так долго скорблю, и таким образом я ему храню верность». Как это преодолеть?

Обязательно нужно что-нибудь делать для усопшего. Прежде всего, молиться за него подавать записочки в храм. А дальше - больше, снова появятся силы. Путь из депрессии обязательно связан с какими-то действиями, хоть чуть-чуть, понемножечку. Можно просто хотя бы сказать: «Как же я люблю его, Господи! Помоги Ты ему, Господи!» - всё. «Я за него страдаю, я за него переживаю. Вот он ушел в никуда, но я знаю, что он там не один, что он с Тобой». Нужно хотя бы что-нибудь говорить, делать ради этого человека, но только не бездействовать.


Последние материалы сайта