Навязчивый невроз у детей симптомы и лечение. Неврозы у детей: причины, лечение и профилактика. Методы лечения навязчивых движений у детей

19.07.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Синдром навязчивых движений в детском возрасте, является одной из форм проявления невротического расстройства, связанного с навязчивыми состояниями. Появление подобной проблемы говорит о внутренних психологических конфликтах. Довольно часто малыши не могут справиться с различными жизненными трудностями, что порождает сложности понимания возникших переживаний. В младенческом возрасте подобная реакция может быть вызвана семейными конфликтами и проблемами, связанными с процессом воспитания. Психологи отмечают бесполезность попыток найти причину навязчивых движений самостоятельно, поскольку мотивы подобного поведения скрыты глубоко в подсознании. Давайте узнаем, что означают нервные тики и навязчивые движения у ребенка.

Детский невроз - явление частое среди детей самого разного возраста

Навязчивые движения у детей являются своеобразным сигналом о том, что семья ребенка нуждается в срочной психологической помощи. Маленькие дети в силу слабости своей психики, остро реагируют на различные бытовые конфликты и ссоры. Обращение за помощью к грамотному психологу, поможет не только устранить рассматриваемый синдром, но и улучшить взаимопонимание между родителями.

Большинство проявлений невротических расстройств имеют свои особенности и зависят от уровня развитости детской психики. Причина развития заболевания связана с отсутствием возможности удовлетворения стимулов, которые имеют повышенную важность для ребенка. Во время невротического приступа, движения малыша приобретают однотипность и зацикленность. Специалисты выделяют две формы проявления синдрома навязчивых движений: сами манипуляции и нервные тики.

Термин «нервный тик» используется для обозначения неосознанных ритмичных сокращений мышечных тканей. Чаще всего тик затрагивает мышцы, расположенные в области зрительных органов. Данный симптом может проявляться в виде бесконечного мигания или быстрого зажмуривания. Навязчивые движения выражаются в виде следующих телодвижений:

  • потирание мочек ушей и подергивание головой;
  • игры с волосами и щелчки пальцами;
  • откусывание ногтей и заусенцев;
  • циклические движения плечами и верхними конечностями;
  • поглаживание разных элементов одежды.

Вышеописанные манипуляции являются одними из самых легких. В более тяжелых случаях, наблюдаются жесты схожие с мытьем рук, раскачивание из стороны в сторону и ходьба по кругу. С помощью навязчивых движений дети пытаются справиться с внутренним напряжением и отгородиться от внешних проблем.

Довольно интересен тот факт, что одна из самых популярных игрушек две тысячи семнадцатого года – спиннер, является одним из инструментов, помогающих справиться с потребностью в стереотипных манипуляциях. Движение игрушки создает иллюзию покоя, что позволяет удовлетворить потребность в снятии психологического напряжения.


Навязчивые движения у детей - довольно распространенное явление

Невроз навязчивых движений в зрелом возрасте

Рассматриваемый синдром является одной из форм проявления обсессивно-компульсивного личностного расстройства. Говоря простым языком, данная патология является одержимостью движениями. Навязчивые движения у взрослых, выражающиеся в виде неуместных жестов конечностями, значительно осложняют нормальную жизнедеятельность. Человек с данным диагнозом постоянно находится под властью собственной фантазии, что заставляет его совершать специфические действия. Следует обратить внимание на то, что потребность в действиях, на определенном этапе развития патологии, трансформируется в настоящую зависимость.

На начальных этапах развития заболевания, симптомы патологии довольно безобидны. Под влиянием психологических нарушений, человек теряет способность контролировать собственное поведение, что приводит к появлению черт, которые могут быть непонятны для окружающих. К таким чертам относится почесывание рук, различные гримасы и мимические жесты. На более позднем этапе, появляются целые «ритуалы», которые состоят из повторяющихся жестов и движений. Клинические проявления болезни могут пугающе действовать на окружающих людей.

Многие из больных проявляют сильное неудовольствие собственным поведением, однако никак не могут самостоятельно повлиять на свои жесты.

Что нужно делать родителям

Многих родителей интересует вопрос, как реагировать на подобное поведение детей. Известный специалист в области психологии Евгений Комаровский, рекомендует молодым родителям не заострять внимание на этой особенности поведенческой модели. Синдром навязчивых движений не имеет взаимосвязи с воспалительными или онкологическими заболеваниями, вегетососудистыми нарушениями и патологиями ЦНС. Данный синдром входит в категорию психоэмоциональных нарушений, вызванных психотравмирующими факторами. Важно отметить, что процесс развития патологии полностью обратим, и для того, чтобы избавиться от навязчивых движений, достаточно лишь устранить причину их появления.

Психологи рекомендуют обращаться за медицинской помощью при первых признаках возникновения болезни. Очень важно не подавать вида своей тревожности. Многие родители совершают большую ошибку, одергивая ребенка и делая замечания. Родительское внимание к проблеме может закрепить её в подсознании, что сделает «ритуал» более желанным.

Для того чтобы отвлечь ребенка от навязчивых движений, следует уделять малышу как можно больше внимания. Прогулки и игры позволят «переключить» детское внимание с внутренних проблем на окружающий мир. Ни в коем случае не рекомендуется обсуждать поведение ребенка с близкими родственниками, в присутствии малыша . Слова родителей могут укрепиться в детском сознании, что только усугубит имеющуюся проблему.


Острый синдром навязчивых движений у детей - это расстройство, которое характеризуется развитием самых разных движений

Медикаментозное воздействие

Медикаментозная терапия при детских невротических расстройствах обладает вспомогательным характером. Применяющиеся медикаменты позволяют улучшить циркуляцию крови и метаболизм, а также нормализовать работу нервной системы. Большинство из используемых медикаментов обладают успокаивающим воздействием, что позволяет устранить проблемы со сном. Важно понимать, что использование фармакологических средств не позволит полностью устранить психоэмоциональное расстройство. Применение медикаментозных средств помогает снять эмоциональное напряжение, что благоприятно влияет на степень раздражительности ребенка.

В состав комплексного лечения входят ноотропные препараты, которые нормализуют работу нервной системы. Среди данной категории медикаментов следуют выделить «Глицин» и «Пантогам». Лечение синдрома навязчивых движений у детей осуществляется с помощью седативных средств, основанных на натуральных и растительных компонентах. В эту группу фармацевтических продуктов, входят такие медикаменты, как «Фитоседан», «Тенотен» и «Персен».

Дополнить лечение можно при помощи витаминных комплексов, которые содержат в своем составе повышенное количество компонентов, относящихся к группе «В». Данные витамины способствуют улучшению миелинизации нервных тканей.

В случае с тяжелой формой невроза навязчивых движений, психотерапевтом может быть назначено использование сильнодействующих психотропных средств. Такие медикаменты, как «Тазепам» и «Фенибут» используются только кратковременными курсами. Необходимость применения психотропных средств определяется на основе соматического состояния малыша. Важно обратить внимание, что схема приема разрабатывается с учетом возможных последствий, которые могут сказаться на развитии ребенка.

Психотерапевтическое воздействие

Психотерапия является основным способом устранения симптомов невротических расстройств. Избавиться от навязчивых движений можно путем длительного анализа семейного быта в поисках причин внутренних конфликтов у малыша. Причиной появления заболевания может выступить строгое воспитание и жестокое обращение со стороны родителей. Нередко психологические проблемы в детском возрасте возникают по вине психотравмирующих факторов, оставляющих след в подсознании. Формированию болезни может способствовать генетическая предрасположенность, употребление алкоголя или наркотиков одним из родителей или открытый конфликт с окружающими.

Педагогическая запущенность, выражающаяся в виде отсутствия контроля над развитием малыша, является самой распространенной причиной появления данной патологии. По словам специалистов, внутрисемейные конфликты, связанные с нежеланием иметь ребенка или неприятием его пола, также могут вызвать психические нарушения.


Синдром навязчивости может быть симптоматикой какого-либо другого серьезного заболевания

Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что существует множество различных факторов, которые могут выступить в качестве почвы для формирования болезни. В обязанности врача входит поиск причины появления болезни. Для этого, следует адекватно подойти к оценке каждого из участников семьи. Только взгляд со стороны может выявить недостатки в поведении родителей, которые стали причиной внутренних конфликтов у ребенка. Важно отметить, что у подростков наблюдаются проблемы в создании коммуникативной связи с психотерапевтом в виду особенностей пубертатного периода.

В терапии данного личностного расстройства используется методика, построенная на играх. После того как психолог установит контакт с ребенком, моделируется ситуация, в которой есть третий участник (чаще всего мягкая игрушка). В моделируемых условиях, третий участник игры имеет проблемы, связанные с контролем своего тела. Задача врача воссоздать те признаки расстройства, что беспокоят малыша. Результатом подобных игр является полное раскрытие ребенка и обозначение внутренних конфликтов, которые выступают в роли причин двигательных нарушений.

Благодаря «пластичности» детской психики, специалист получает возможность разбирать в моделируемых ситуациях те моменты, что болезненны для ребенка. Перенос реальных событий в условия игрового мира позволяет врачу получить обширную информацию о внутреннем климате в семейных отношениях. Методика игры – один из самых легких способов узнать о проблемах, которые тревожат ребенка.

Также специалисты отмечают положительное влияние сеансов семейной психотерапии. В данном случае, каждый из членов семьи получает возможность ознакомиться с последствием собственных педагогических ошибок, которые отражаются на состоянии здоровья малыша. В этом примере, психолог выступает в роли «третьего лица», которое беспристрастно оценивает поведение взрослых.

В случае с детьми школьного возраста используются адаптивные практики, которые обучают ребенка созданию коммуникативных связей со сверстниками. Проработка проблем имеет особую важность в тех ситуациях, когда подросток занимает позицию жертвы. Поведенческий метод психотерапии помогает подросткам повысить собственную самооценку и успешно интегрироваться в социум. Метод эмотивного воображения, позволяющий представить себя в героическом образе, помогает взглянуть на имеющиеся проблемы под другим ракурсом. Эмотивный метод применяется в тех ситуациях, когда невроз навязчивых движений у детей сопровождается фобиями и паническими атаками.


Эффективное лечение навязчивых движений у ребенка проводится разными методами

Существует несколько важных правил терапии рассматриваемого заболевания, которые обязаны соблюдать родители. В первую очередь, родителям следует понимать, что в проблемах ребенка виноваты именно они. Повышенный контроль, жесткая дисциплина и непонимание желаний и потребностей ребенка провоцируют развитие личностных расстройств. Именно поэтому рекомендуется, в первую очередь, создать доброжелательную атмосферу в собственном доме.

Далее следует позаботиться о создании четких рамок в поведении ребенка. Размытые требования и постоянные запреты несут разрушительное воздействие на детскую психику. Если родители будут сначала одобрять, а затем порицать определенные поступки, существенно увеличивается риск манипулирующего поведения со стороны ребенка.

Родителям детей с невротическими расстройствами необходимо уделять своему чаду, как можно больше своего времени . Личность ребенка нуждается в указании правильного пути развития. Совместное времяпрепровождение с родителями помогает малышам почувствовать любовь и поддержку.

Детский невроз - явление частое среди детей самого разного возраста. Негативная атмосфера в школе или дома, переутомление, огромное количество информации, много шума, психологическая травма, развод или постоянные ссоры родителей, слишком высокие требования к ребёнку - всё это может привести к тому, что развивается невроз навязчивых состояний у детей (или движений).

Справиться с этим можно разными способами, но сначала нужно убедиться в правильности диагноза.

Очень легко спутать навязчивые движения и тики. Но если правильно уяснить для себя природу этих явлений, отличить их будет совсем несложно. Тик - автоматическое сокращение мышц, подёргивания, которые нельзя проконтролировать, и которые не всегда обусловлены психологическими причинами. Навязчивые же движения можно удержать силой воли, и они всегда являются следствием психологического дискомфорта, который переживает ребёнок.

О неврозе навязчивых движений у детей свидетельствуют следующие симптомы:

  • ребёнок грызёт ногти;
  • щёлкает пальцами;
  • резко крутит головой;
  • дергает губой;
  • причмокивает;
  • обходит все предметы только слева или только справа;
  • крутит пуговицы;
  • кусает губы;
  • дует на ладони и др.

Перечислить все навязчивые движения невозможно: это слишком индивидуально. Их главный признак - в их раздражающем повторении, практически поминутном. Если не обращать на них внимания, это может привести к сгрызанию ногтей до крови, прокусыванию губ насквозь, отрыванию всех пуговиц на одежде и т. д.

Причём всё это может сопровождаться вспышками истерии, которых не было раньше, бессонницей, плаксивостью, снижением работоспособности. Вот почему лечение невроза навязчивых движений у детей необходимо начинать сразу, как только вы заметили симптомы этого заболевания.

Как лечить невроз навязчивых движений

Рисование красками поможет выплеснуть негативные эмоции

Качественное и эффективное лечение невроза навязчивых состояний у детей предполагает работу с психологом, в некоторых случаях - психотерапевтом. В наиболее запущенных случаях дело доходит и до медикаментозной помощи.

1. Медикаментозная терапия

После обследования у психотерапевта врач может назначить успокаивающие препараты, антидепрессанты. Для каждого случая они могут быть свои:

  • сонапакс;
  • циннаризин;
  • аспаркам;
  • мильгамма;
  • пантогам;
  • глицин;
  • персен.

Нельзя применять эти лекарства без назначения врача, так как они разнятся по своему действию на центральную нервную систему. Нужно учитывать, в какой стадии развивается невроз: на начальном этапе будет достаточно несколько занятий с психологом, при запущенных формах назначается как раз медикаментозная терапия. Но всё это определить может только врач.

2. Лечение народными средствами

Посоветовавшись с психологом (психотерапевтом), наблюдающим ваше чадо, можно использовать народные средства в лечении невроза навязчивых движений. Они бывают весьма эффективными.

  1. Настой овсяных зерён овса. Зерно овса (500 г) промыть холодной водой, залить холодной водой (1 л), варить на слабом огне до полуготового состояния. Процедить, добавить мёд (чайную ложку). Давать по стакану в день.
  2. Отвары из таких трав, как корень валерианы, пустырник, трёхцветная фиалка, боярышник, мелисса, мята, календула, золототысячник.
  3. Медовая вода перед сном: разбавить столовую ложку мёда в стакане воды комнатной температуры.
  4. Ванны с успокоительными травами (лавандой, мятой, например) или морской солью.
  5. Танцевальная терапия: включайте дома музыку - пусть ребёнок выплёскивает весь негатив в танце.
  6. Летом чаще давайте ему возможность бегать босиком по земле, траве, песку.
  7. Чтение сказок на ночь.
  8. Рисование также поможет выплеснуть то, что тревожит малыша, поэтому чаще давайте ему в руки бумагу и краски, карандаши, мелки.
  9. Праздник, приготовление любимого блюда также помогут вывести его из тревожного состояния.

Помимо домашних средств лечения такого рода невроза, родители должны работать и над собственным поведением.

3. Поведение родителей

Очень важным моментом в лечении данного вида детского невроза является правильное поведение родителей:

  • не ругать малыша за эти движения (читайте: );
  • как только он начинает это делать, нужно поговорить с ним о том, что его тревожит;
  • больше уделять ему времени;
  • постараться понять, в чём причина переживаний малыша, и ликвидировать её;
  • ограничить увлечение компьютером и телевизором, но грамотно, без давления и криков.

Любой родитель должен знать, как лечить невроз навязчивых движений у детей, чтобы вовремя оказать помощь. Тем более, что причины этого заболевания лежат в психоэмоциональной сфере. Подарите малышу счастливое, радостное детство без лишних переживаний, тревог и страхов.

Невроз навязчивых состояний у детей встречается примерно в два раза реже, чем у взрослых. По статистике, им страдают 1-2 ребенка из 300-500, и далеко не всегда симптомы этого невроза могут быть ярко выраженными.

Часто навязчивые движения, свойственные этому расстройству, родители считают просто дурными привычками. Например, постоянное желание грызть ногти или колпачок ручки, дергать себя за волосы, ковырять в носу – все это порой раздражает родителей, хотя должно было бы насторожить, потому что такие симптомы говорят о повышенной тревожности у ребенка.

В настоящее время невроз навязчивых состояний называется другим термином – обсессивно-компульсивное расстройство и имеет код F42 в МКБ-10. Однако при работе с детьми психологи чаще всего пользуются «устаревшим» названием, поскольку оно несколько точнее отражает то, что происходит с ребенком.

Обсессиями называют навязчивые мысли, как правило, негативные, которые больной не может остановить усилием воли. Компульсии – это навязчивые действия, повторяемые раз за разом.

Больше всего данному расстройству подвержены люди с высоким интеллектом, эмоциональные, тонко чувствующие. Для них также характерно ощущение небезопасности окружающего мира, разнообразные страхи и фобии.

Впервые невроз навязчивых состояний проявляется обычно на фоне сильно стресса, переживания. Но чтобы случился дебют заболевания, недостаточно одной лишь психотравмы – она станет лишь триггером, запускающим процесс, но не его причиной.

Иногда появление навязчивостей может быть не связано с конкретным событием – именно этим данный невроз у детей отличается от того же расстройства у взрослых. Тревога как бы «накапливается» постепенно, и симптомы появляются сначала редко, а потом становятся все чаще.

Что касается причин ОКР, то на этот счет есть несколько теорий:

  • Нейромедиаторная – объясняет начало заболевания недостаточностью в организме гормона серотонина;
  • Теория PANDAS-синдрома предполагает, что причиной ОКР может быть перенесенная стрептококковая инфекция;
  • Генетическая теория утверждает, что причиной данного невроза являются генетические мутации, которые передаются по наследству.

И хотя ученые до сих пор не пришли к единому мнению по поводу причин возникновения невроза навязчивых состояний, существуют наблюдения практикующих врачей, которые доказывают, что ОКР чаще проявляется у детей, среди родственников которых уже есть больные данным расстройством.

Проявления ОКР у детей

ОКР у детей проявляется чаще всего в виде навязчивых движений и тиков, а также страхов, фобий и «странных», негативных идей и мыслей.

К симптомам обсессивно-компульсивного расстройства могут относиться следующие проявления:

  • Сосание пальцев;
  • Причмокивание губами;
  • Накручивание волос на палец или вырывание волос (некоторые дети съедают вырванные волосы, что иногда приводит к кишечной непроходимости);
  • Назойливое покашливание;
  • Щипание кожи или расковыривание прыщиков;
  • Обгрызание ногтей или других предметов – колпачка от ручки, карандаша и тд;
  • Щелканье суставами пальцев;
  • Частые моргания;
  • Гримасы, наморщивание лба;
  • Притопывание, хлопанье в ладоши.

Это далеко не полный список возможных проявлений, так как у каждого конкретного ребенка проявления невроза могут отличаться. Кроме того, нередко к собственно движениям присоединяются тики – непроизвольные сокращения отдельных мышц, похожие на подергивания или легкие судороги.

Количество таких движений резко усиливается, если ребенок взволнован, перевозбужден. По сути, компульсии (а это именно они) «служат» нервной системе неким «предохранительным клапаном», позволяющим выпустить излишнее напряжение. Уровень тревоги при этом снижается до легко переносимого. Если же заставлять ребенка сдерживать эти движения, то психологическое напряжение будет расти, в конце концов прорвавшись неукротимой истерикой или паникой.

У большинства детей, страдающих ОКР, отмечаются не только компульсии, но и обсессии – навязчивые мысли. Обычно они касаются загрязнений, бедствий или симметрии. Например, ребенок может постоянно мыть руки, бояться заразиться каким-то опасным заболеванием, по той же причине не употреблять в пищу определенные продукты.

Отдельно стоит сказать о детях из религиозных семей, где родители уделяют много времени обрядам и ритуалам, связанным с верой в Бога. Обычно их не настораживает, что ребенок начинает неистово возносить молитвы по многу раз в день, но как ни странно, такое поведение также может свидетельствовать об ОКР. Еще одной ошибкой верующих (или околоцерковных родителей) могут быть попытки отвести дитя к «бабке», которая «с божьей помощью изгонит из него беса». Такие ситуации встречаются довольно редко, но все же они бывают, поэтому мы решили упомянуть о них отдельно. Тем более что ни молитвами, ни «отчитками», ни отварами трав психические расстройства не лечатся.

Психолог Жавнеров Павел рассказывает о причинах возникновения разнообразных неврозов у детей и взрослых.

Дети постарше и подростки, как правило, стараются скрыть свои особенности поведения от окружающих людей, потому что боятся осуждения, что их сочтут «ненормальными». Такие мысли еще больше усиливают дискомфорт и провоцируют новый виток симптомов. Поэтому важно вовремя помочь ребенку, обратившись к специалистам, иначе в подростковом возрасте он получит множество ненужных комплексов и страхов, которые сильно осложнят ему жизнь в дальнейшем.

Лечение ОКР у детей и подростков

Чтобы вылечить невроз навязчивых состояний, обязательно необходимо обратиться к специалисту – психиатру или квалифицированному психотерапевту. Далеко не всегда при неврозах у детей требуется медикаментозная терапия, поскольку психика в этом возрасте гораздо более «гибкая», и опытный врач поможет справиться со многими проявлениями ОКР даже без применения лекарств. Но это зависит от очень многих факторов, которые родители не смогут определить самостоятельно.

Кстати, когда речь идет о неврозе у ребенка, врачи обычно тщательно собирают семейный анамнез и интересуются условиями, в которых растет маленький пациент. Например, если в семье кто-то страдает алкоголизмом, то закономерно, что у ребенка будут проявляться разнообразные невротические симптомы. То же самое можно сказать о семьях, где родители постоянно ссорятся и скандалят, плохо относятся друг к другу и живут вместе «ради детей». Очень сильно давят на юную психику и гиперопека, чрезмерные родительские требования и другие нездоровые проявления отношений в родительском доме. В таких ситуациях, прежде чем задавать вопрос «как вылечить?», нужно внимательно проанализировать возможные факторы, которые постоянно заставляют ребенка переживать и тревожиться.

В деструктивной семье по определению не может вырасти психически здоровое дитя, и родителям следует запомнить, что от их отношения зависит и прогноз болезни, и сроки выздоровления.

Поэтому первое, что следует сделать, если ребенку поставлен диагноз «невроз навязчивых состояний» — это изменить обстановку в доме и снизить давление на психику ребенка. Иначе лечение может оказаться малоэффективным.

Как лечить невроз навязчивых состояний? Основным методом терапии ОКР считается работа с психотерапевтом. Для лечения маленьких детей применяются методы арт-терапии, сказкотерпии, игротерапия и так далее. Для подростков более эффективным будет метод экспозиции, то есть – столкновение со своим страхом лицом к лицу, чтобы убедиться, что ничего ужасного в итоге не происходит.

Но основная мысль, которую терапевт должен донести до ребенка при лечении навязчивых состояний – это убеждение в безопасности мира, в надежности родителей и их поддержке. Маленький пациент в конце концов должен придти к мысли, что «меня все любят, у меня все получится». Уверенность в себе, своем окружении и мире – это тот путь, который, в конечном счете, приводит юного больного к ремиссии, а то и полному выздоровлению.

Что касается лечения лекарственными средствами, то обычно их назначают на небольшой промежуток времени в ситуациях, когда обсессии и компульсии сильно осложняют жизнь. Иногда симптомы проявляются настолько часто, что, в конце концов, приводят к неврастении и нервному истощению. В таких случаях использование медикаментов (антидепрессантов и транквилизаторов) помогает быстро и эффективно убрать большинство признаков невроза, чтобы пациент мог отдохнуть и начать работу с психотерапевтом.

Подведем итог: памятка для родителей

К сожалению, даже в наше время не знают, что такое невроз навязчивых состояний и как он может проявляться у детей. В то же время число детей, страдающих этим заболеванием, увеличивается с каждым годом. Чтобы вовремя распознать признаки данного расстройства у своего чада, папам и мамам нужно внимательно следить за поведением ребенка, и не оставлять без внимания возможные странности и повторяющиеся движения. Помните, что любой невроз легче преодолеть, если начать лечение вовремя, не затягивая ситуацию, а отсутствие подобных симптомов в дальнейшем поможет ребенку нормально адаптироваться в обществе и вырасти уверенным в себе и счастливым человеком.

Навязчивые движения у ребёнка являются довольно распространённым явлением. Их сложно так как они представляют собой постоянное повторение однообразных движений на протяжении длительного периода времени. К примеру, родителей может начать волновать вопрос, почему раскачивается, мотает головой и так далее.

Попытаемся более подробно разобраться с таким понятием, как "синдром навязчивых движений". Кроме этого, рассмотрим симптоматику, причины возникновения, способы лечения и профилактики расстройства.

Почему появляется синдром навязчивых движений

Кто наиболее подвержен этому виду расстройства? В чём заключается причина навязчивых движений?

Чаще всего ими страдают дети, которые очень часто находятся в стрессовых ситуациях, воспитываются в неблагополучных семьях, либо малыши после перенесённых черепно-мозговых травм. Но бывают и случаи, когда навязчивые движения у ребёнка появляются без видимых (для родителей и окружающих) причин. В любом из случаев важно выявить фактор, который способствует развитию расстройства, и вовремя его устранить, чтобы не усугубить ситуацию ещё больше.

Симптоматика навязчивых движений

Существует множество вариантов проявления этого вида расстройства. Заботливых родителей должны насторожить ситуации, когда их ребёнок очень часто:

  • щёлкает пальцами либо сосёт их;
  • грызёт ногти;
  • качает головой либо раскачивается всем телом;
  • часто шмыгает носом (не включая наличие насморка);
  • делает взмахи руками либо раскачивает ногой;
  • щипает кожу на руках или других частях тела;
  • часто моргает;
  • часто поворачивает шею или наклоняет её на один бок;
  • закручивает на палец волосы.

При этом важно повториться, что о наличии проблемы можно говорить не при однократном выполнении вышеописанных действий, а при их регулярном повторении.

С чем могут сочетаться навязчивые движения

У маленьких детей симптомы расстройства в большинстве случаев проявляются самостоятельно. Может наблюдаться постоянное повторение какого-либо одного либо сразу нескольких признаков.

Что касается детей школьного возраста, то у них навязчивые движения могут сопровождаться энурезом, заиканием или невротической бессонницей. В особенности это касается невроза ожидания, который проявляется в результате страха совершить ошибку (например, при ответе возле доски и так далее). При этом навязчивые движения у ребёнка могут сопровождаться тиком в виде покашливаний, шмыганья носом, миганий, хмыканья. Их усиление обычно наблюдается во время волнения, страха, переживаний, тревоги.

Являются ли навязчивые движения у ребёнка нормой?

Что говорят по этому поводу врачи, в том числе и всем известный доктор Комаровский? Навязчивые движения не всегда свидетельствуют о наличии проблем с психикой. В случаях несильной выраженности они могут в скором времени исчезнуть самостоятельно. Важно помнить, что часто подобные действия являются очередным этапом познания мира и взросления.

Но если ребёнок уже долгое время щёлкает пальцами, мотает головой либо наблюдаются другие симптомы проблемы, стоит обратиться к участковому педиатру для проведения специальной диагностики и, возможно, назначения необходимого вида лечения.

Диагностика расстройства

Нельзя забывать, что навязчивые движения у детей не являются отдельным заболеванием, но могут свидетельствовать о наличии более серьёзных проблем. И только с помощью специальной диагностики можно исключить либо выявить наличие патологий. К примеру, причиной постоянно повторяющихся движений может быть наличие таких заболеваний:

  1. Обсессивно-компульсивное расстройство.
  2. Трихотилломания.

При этом проявляться они могут абсолютно в любом возрасте, как у полностью здоровых детей, так и у тех, которые отличаются замедленными темпами развития интеллекта.

Терапия при неврозе навязчивых движений

Как избавиться от такой проблемы, как навязчивые движения у детей? Лечение предусматривает разные виды терапии, в зависимости от степени проявления и тяжести симптомов расстройства.

Если в одних случаях медикаментозное лечение не требуется, то в других применяются лекарственные средства. Наиболее эффективно сочетание психотерапевтических сеансов у детского психолога и медикаментозной терапии. Вместе с тем родители должны понимать, что для успешного выздоровления ребёнка им тоже придётся приложить некоторые усилия.

В первую очередь стоит пересмотреть свои методы воспитания. Недопустимо применения криков и рукоприкладства по отношению к ребёнку. Взгляд и голос всегда должны быть спокойными и доброжелательными.

Кроме этого малыша нужно приучать к самостоятельности, аккуратности и чистоплотности, причём с самого раннего возраста. Нелишним будет проведение закаливаний, общение со сверстниками, совместное чтение и так далее. При этом важно не переусердствовать и не допустить как физического, так и умственного переутомления.

Желательно каждый день хотя бы по несколько минут танцевать вместе с ребёнком. Нужно подобрать веселые и ритмичные песни, которые будут нравиться в первую очередь самому малышу.

Медикаментозное лечение

После того как была выявлена истинная причина, почему ребёнок грызёт ногти или совершает другие навязчивые движения, педиатром может быть принято решение о необходимости медикаментозного лечения.

Чаще всего назначают такие препараты:

  • "Аспаркам".
  • "Глицин".
  • "Циннаризин".
  • "Пантогам".
  • "Персен".
  • "Мильгамма".

Нельзя забывать, что подобные средства можно применять только по назначению врача, так как они оказывают влияние на центральную нервную систему. Используются они только в крайних случаях, когда наблюдаются серьёзные отклонения либо заболевание находится в очень запущенной стадии.

Лечение с помощью народной медицины

Народные средства избавления от расстройства можно использовать в сочетании с основной терапией. Одни из них помогают развлекать ребёнка и отвлекать от проблемы, а другие - успокоить его нервную систему.

Рассмотрим несколько возможных вариантов:

  1. Успокаивающие ванны. Во время ежедневных водных процедур можно использовать такие травы, как череда, ромашка, лаванда, мята. Они успокаивают нервную систему и снимают напряжение.
  2. Казалось бы, такое простое средство, но оказывает оно отличный эффект. Для его приготовления нужно разбавить чайную ложечку мёда в стакане тёплой (ни в коем случае не горячей!) воды и дать выпить ребёнку непосредственно перед самим сном.
  3. Отвар из овсяных зёрен. Для его приготовления необходимо промыть овсяные зёрна и варить их до полуготовности на медленном огне в литре воды. После этого процедить полученный отвар и добавить в него одну ложку мёда. Давать его ребёнку нужно по стакану один раз в день.

Профилактика появления расстройства

В силах каждого из родителей - не допустить или хотя бы уменьшить вероятность появления у ребёнка навязчивых движений или каких-либо других психических отклонений и неврозов.

В первую очередь способы профилактики заключаются в достаточном количестве общения с малышом. Важно каждый день выделять хотя бы некоторое время на то, чтобы поговорить с ребёнком (независимо от его возраста, даже с младенцем), почитать ему сказки, найти совместные развлечения (рисование, лепка, танцы, активные игры и так далее). Это поможет установить доверительный контакт и сделает ребёнка более спокойным.

Следующий этап - это ограждение от стрессовых ситуаций. Конечно же, всё предусмотреть невозможно, но в силах родителей - сделать всё возможное, чтобы ребёнок был максимально подготовлен к ним. Для этого можно, например, разыграть сценки с разными непредвиденными ситуациями, чтобы в случае их возникновения малыш не растерялся и не испугался, а знал, как правильно действовать.

Необходимо установить распорядок дня и чётко его придерживаться. Кроме этого важно приучать ребёнка к самостоятельности и ответственности.

Ещё один важный момент, о котором уже вспоминалось выше: ни в коем случае нельзя допускать умственных и физических переутомлений, так как они не лучшим образом сказываются на психическом равновесии. Для можно также использовать способы, которые были описаны в разделе "Лечение с помощью народной медицины", - успокаивающие ванны с травами и морской солью, вода с мёдом на ночь и так далее.

Главное, что необходимо запомнить абсолютно всем родителям: здоровье ребёнка (в том числе и психологическое) находится полностью в их руках.

Ритм современной жизни очень динамичен, а поток информации настолько бурный, что и взрослые, и дети часто пребывают в состоянии хронического стресса.

Детям приходится труднее – их психика еще не окрепла настолько, чтобы без последствий справиться с влиянием тревожащих отрицательных факторов.

Как средство защиты, возникает невроз навязчивых состояний у ребенка и невроз навязчивых движений, как одна из его составляющих. Другими проявлениями такого расстройства могут быть страхи и навязчивые мысли.

  • Вся информация на сайте носит ознакомительный характер и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ руководством к действию!
  • Поставить ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ Вам может только ВРАЧ!
  • Убедительно просим Вас НЕ ЗАНИМАТЬСЯ самолечением, а записаться к специалисту !
  • Здоровья Вам и Вашим близким!

Невроз навязчивых движений, или обсессивно-компульсивное расстройство – систематическое непроизвольное выполнение человеком определенных действий.

Ребенок или взрослый воспринимает их добровольными, однако подобные движения производятся не по собственной воле, а как безотчетные защитные действия для ослабления внутренней тревоги при навязчивом состоянии.

Сложность в том, что тревожащие мысли при выполнении ритуальных навязчивых движений отступают ненадолго, чтобы потом вернуться с еще большей настойчивостью, провоцируя новые навязчивости.

Возникает замкнутый круг: человек с таким расстройством повторяет ставшие привычными движения снова и снова, при каждой ошибке, вызвавшей напряжение, и навязчивые состояния становятся все более частыми.

Причины

Лечение невроза навязчивых движений у детей невозможно без правильного определения причин расстройства, которые устанавливаются при тщательном обследовании ребенка.

Выделяют 3 основных группы факторов возникновения и развития неврозов навязчивых состояний у детей:

Биологические Наследственная склонность, патологии при внутриутробном развитии и в родах, перенесенные болезни, хроническое недосыпание, умственное или физическое перенапряжение.
Психологические
  • Недостаточная слаженность функций нервной системы, процессов торможения и возбуждения, особенности природного темперамента ребенка и соответствующий темп его деятельности. Попытки родителей «идти против природы» приводят к высокому психоэмоциональному напряжению у детей.
  • К примеру, ребенку-холерику противопоказаны множественные табу и ограничения, препятствующие двигательной активности, яркому и свободному проявлению чувств и эмоций. В условиях неоправданно жестких «рамок» его активность становится еще более бурной, «взрываясь» внешними проявлениями гиперактивности.
  • С ребенком-флегматиком проблему могут вызвать насильственные попытки ближайшего окружения ускорить темп его действий. Эффект при этом возникает противоположный ожидаемому – ребенок не только «тормозит» еще сильнее, но и становится зажатым, упрямым, замкнутым.
  • Ситуации, сопровождавшиеся сильным испугом, или любые другие обстоятельства, травмировавшие психику ребенка.
Социальные
  • нежеланность рождения, несоответствие пола ребенка ожиданиям родителей;
  • отсутствие или недостаточный объем эмоциональных связей с матерью, ее холодность, нестабильные проявления характера, быстрая смена настроений;
  • затрудненный контакт с отцом, который много работает или сознательно сдерживает эмоции;
  • раннее прерывание матерью декретного отпуска и выход на работу с перепоручением ухода за ребенком бабушке или няне;
  • стремление матери иметь ребенка, соответствующего всем ожиданиям общества, ее чрезмерная обеспокоенность о соблюдении социальных норм, жесткая принципиальность, требовательность в выполнении правил поведения и общения с окружающими, отсутствие гибкости;
  • трудности адаптации при начале посещения детсада, особенно в возрасте до 3 лет;
  • стрессы при переездах, перемене обстановки, привычного уклада и окружения – например, при продолжительной болезни и пребывании в больнице без матери, поездках на лето к деревенским родственникам или в оздоровительный, спортивный или языковой лагерь для детей;
  • конфликтные ситуации, ссоры в семье;
  • развод родителей.

Симптомы

Невроз навязчивых движений у детей дошкольного возраста и младших школьников может проявляться:

При эмоциональном перенапряжении
  • не проходящими в течение долгого времени тиками: двигательными – наморщивание кожи на лбу, частые моргания, подергивание одним или обоими плечами, повороты шеи, постукивание ладонью по столу, бедру или колену, притопывания, и респираторными – покашливание, втягивание носом воздуха, «хмыканье»;
  • машинально выполняемыми действиями – обгрызание ногтей и кожи вокруг них, покусывания пальцев, ковырянье в носу, посасывание воротничка или манжета, кручение пуговиц и других предметов, наматывание на палец пряди волос, выщипывание ресниц и бровей и тому подобные неприятные движения.
При фобиях – навязчивыми страхами
  • замкнутых пространств;
  • грязи и микробов;
  • воды;
  • высоты;
  • темноты;
  • предметов, которые могут поранить – острых, горячих.

У подростков при неврозе навязчивых состояний наблюдаются те же симптомы, но преобладают тики и навязчивые страхи – устных ответов в классе и публичных выступлений, общения с незнакомыми людьми, удушения пищей при еде, внезапных болезней и смерти и другие.

Возникает заболевание чаще всего у 5-9-летних детей.

Лечение невроза навязчивых движений у детей

Невротическое расстройство с навязчивыми движениями у детей достаточно легко корректируется, но проблема решается не одним назначением медикаментов, а комплексно – сочетанием лекарственной и поведенческой терапии. Цель лечения – уменьшение патологических проявлений или полное избавление от них.

При возникновении навязчивых движений у ребенка в первую очередь нужно получить консультацию детского невролога и психиатра.

Если расстройство возникло вследствие разбалансированности нервной системы, ее повышенной возбудимости, то в некоторых случаях потребуется использование фармакологических препаратов, а также средств народной медицины и гомеопатии.

Такое лечение должно быть краткосрочным: его основная цель – облегчение состояния ребенка в остром периоде болезни.

Базовыми методами в лечении неврозов навязчивых состояний являются психотерапевтические – поведенческая терапия, применяемая детскими психологами. Ее особенности:

  1. В основе лежит создание ситуаций, когда ребенок под контролем специалиста непосредственно сталкивается с чем-то пугающим, чтобы снять тревогу и отсрочить момент обострения заболевания.
  2. Для избавления от потребности в совершении навязчивых движений специалисты систематически и последовательно обучают ребенка с навязчивостями адекватному выражению эмоций, умению «гасить» внутреннюю тревогу, уместным способам проявления агрессии.
  3. Иногда дети с неврозом навязчивых состояний просто «не помнят», как в норме следует выполнять какое-либо действие. В этом случае полезно общение: наглядный пример ровесников, родителей, учителей помогает адекватно воспринимать ситуации и выбирать необходимые формы поведения.
  4. Обязательная составляющая психотерапевтической работы – взаимодействие с родителями для выявления и устранения источника тревожности у ребенка, оздоровления психологического климата в семье, коррекции методов воспитания. Совместные усилия специалистов и родителей успешно помогают детям преодолеть трудный период и полностью избавиться от симптомов заболевания.

Не следует перекладывать всю ответственность на профессионалов – родителям тоже нужно приложить усилия, чтобы быстрее справиться с навязчивостями у ребенка.

Важно также проинформировать об особенностях здоровья и возможных поведенческих проявлениях ребенка школьных учителей или воспитателей в садике, чтобы избежать негативных замечаний в его адрес и поддразниваний ровесников.

При появлении тревожных симптомов оттягивать с лечением нельзя – если невроз навязчивостей не вылечить вовремя, он переходит в хроническое состояние и корректируется гораздо сложнее.

Профилактика

Профилактические действия для избежания невротизации необходимо проводить и с детьми, вылечившимися от невроза, - для дальнейшего восстановления, и с абсолютно здоровыми – для предупреждения патологии.

Источником невроза у детей часто являются психологические травмы, которые потом теряются в глубинах подсознания и дети даже не помнят о них, но проблема остается и приводит к навязчивым состояниям.

Поэтому нужно с особой внимательностью отследить травмирующие факторы, и постараться не допускать их влияния на еще не сформировавшуюся детскую психику.

Чтобы научить ребенка без ущерба справляться со стрессом в сложных ситуациях, родителям нужно развивать и воспитывать его с рождения, прививая умения и навыки:

  • преодоления трудностей и опасностей;
  • выдержки и терпения;
  • настойчивости и трудолюбия.

Уже в раннем детстве малыша следует приучать к опрятности и аккуратности, выполнению гигиенических правил, систематическим занятиям физкультурой и спортом.

Психологические нюансы профилактики:

  1. Похвала – тонкий инструмент воспитания, необходимо использовать его взвешенно и адекватно достижениям ребенка. Недопустимы как чрезмерная восторженность, и, как следствие, постоянное ожидание ребенком восторгов от окружающих, неуверенность и обиды в случае отсутствия похвал, так и отсутствие реакции или принижение успехов ребенка.
  2. Нельзя постоянно дергать детей, напоминая об их недостатках, и требовать безупречного послушания – так ребенок станет ведомым, замкнутым и безынициативным, напряженно ожидающим подсказок и замечаний от взрослых.
  3. Запреты и ограничения следует использовать в случае реальной потребности в их введении и с обязательным объяснением ребенку причин и необходимости таких мер.
  4. Крайне важный момент – своевременное установление и поддержание близкого эмоционального контакта с ребенком, создание доверительных отношений с ним. Возможность в любое время обратиться к родителям с мучающим вопросом, от трудностей в выполнении домашнего задания до сложностей первой влюбленности, даст возможность разрешить его до возникновения глубоких проблем и не допустить продолжительного стресса и ушедших «вглубь» негативных эмоций.

Помните: первоосновой и залогом здоровой психики у детей является эмоциональное благополучие, доброжелательная обстановка и атмосфера в семье.

Последние материалы сайта