Народные сказки закавказья. Народные сказки - сказки народов восточной европы и кавказа

01.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Работа над проектом «Сказки народов Кавказа» началась в конце 2012 года. Идея заключалась в том, чтобы записать народный фольклор голосами известных кавказцев. Почти все озвученные произведения заимствованы из сборника «Сказки народов Кавказа», который был выпущен годом ранее Фондом «Эльбрусоид» совместно с РКНК. В книгу вошли сказки 24 этносов, проживающих на Кавказе. Это уникальный сборник, в котором собраны позабытые и неизвестные народные сказания шапсугов, ингушей, кумыков, адыгов, табасаранцев, даргинцев, черкесов, чеченцев, азербайджанцев, балкарцев и т.д.

Абазинские народные сказки: «Старик и волк», «Три брата».
Читает: Фирдауз Кулова, журналист, главный редактор газеты «Абазашта».

Абхазская народная сказка: «Ацаны».
Читает: Тимур Тания, актер, капитан команды КВН «Нарты из Абхазии».

Азербайджанские народные сказки: «Пшеничное зерно величиной с яйцо», «Сказка о дружбе осла и лиса».
Читает: Ровшан Аскеров, игрок Элитарного клуба «Что? Где? Когда?».

Аварские народные сказки: «Храбрый кот», «Гора-путешественница» (автор Шапи Казиев).
Читает: Шапи Казиев, писатель, драматург, сценарист, Заслуженный деятель искусств РД.

Армянские народные сказки: «Вишап, сын царя Чинмачина», «Храбрый Назар» (автор Аванес Туманян).
Читает: Арарат Кещян, актер.

Балкарские народные сказки: «Темрюк и Наэльхан», «Счастье, ум и богатство».
Читает: Кантемир Хуртаев, кандидат экономических наук; председатель Всероссийского межнационального союза молодежи.

Даргинские народные сказки: «Кувшин золота», «Ханский закон».
Читает: Мухтар Гусенгаджиев, актер, йог, самый гибкий мужчина планеты «Человек-змея».

Грузинская народная сказка: «Цикара».
Читает: Ираклий Пирцхалава, певец, композитор.

Ингушские народные сказки: «Как старик шайтанов перехитрил», «Храбрый Пахтат».
Читает: Фатима Албакова, доктор философских наук, Член ОП РФ.

Кабардинские народные сказки: «Сын бедной вдовы», «Жир-Аслан».
Читает: Сати Казанова, Заслуженная артистка КБР, КЧР, Республики Адыгея

Казачьи народные сказки: «Казак и солнце», «Как казак женился».
Читает: Виктория Лопырева, телеведущая, Мисс Россия 2003.

Карачаевские народные сказки: «Черный орел», «Сулемен и злой карлик».
Читает: Азрет Акбаев, Народный поэт КЧР, Заслуженный деятель искусств РФ.

Кумыкские народные сказки: «Друзья пастуха», «Чалтук-Ахмед».
Читает: Мавлет Тулпаров, режиссер Русского театра (г. Махачкала).

Лакские народные сказки: «Бацулай и Кацулай», «Кот Маракан».
Читает: Ширвани Чалаев, Народный артист России, композитор.

Лезгинские народные сказки: «Ленивец», «Как смышленный пахарь барса проучил».
Читает: Шабан Муслимов продюсер, режиссер, сценарист.

Осетинские народные сказки: «Общее счастье», «Как мышь женился».
Читает: Феликс Царикати, Народный артист России, певец.

Сказки горских евреев: «Лев и пахарь», «Бессмертный человек».
Читает: Ефрем Амирамов, Народный артист КБР, поэт, композитор.

Чеченские народные сказки: «Кувшин-башня», «Спящий джигит».
Читает: Зулай Хамидова, доктор филологических наук, профессор, академик.

Внеклассное мероприятие

«Легенды и сказки народов Северного Кавказа»

4 класс

учитель Лихонина Елена Вячеславовна

    Оргмомент

Приветствие, посадка.

    Основная часть

Много прекрасных мест на Кавказе. Не зря здесь родились красивые легенды.

А знаете ли вы легенду о том, как появилось так много народов на Кавказе?

Однажды, в далекую старину, шел по горам бог с мешком, в котором собрал все существующие на нашей планете языки. Но вдруг подул сильный ветер, и бог не удержал тяжелый мешок. Многие языки выпали из мешка и те, что бог не успел собрать, так и остались лежать на этой земле. И впоследствии из этих языков произошли народности, которые населяют Северный Кавказ.

Существуют легенды о происхождении гор, озёр, целебных источников.

Легенда «И разгневался Бештау»

В незапамятные времена на Пятигорье была безбрежная плодородная степь. Тянулась она от Каспийского моря до Чёрного. Хозяевами степи было могучее племя джигитов- Нартов, правил которыми седой Эльбрус, старик с пламенным сердцем юноши. Подрос у Эльбруса сын Бештау, храбрый, сильный, внешне приятный. встретил юноша темноглазую девушку по имени Машук, влюбился. Доброго, тихого нрава была красавица. Она тоже полюбила Бештау, потому что не полюбить его было нельзя. Не подозревали, не предвидели влюбленные, что счастью их не суждено никогда сбыться. Старик Эльбрус, увидев невесту сына, потерял рассудок от любви. Забурлила, запенилась в нем кровь, как в давние годы его юности. Но как заставить Машук ответить на запоздалое чувство старика? И решил Эльбрус избавиться от сына, послал его на войну. Однако тот, целый и невредимый, вернулся домой. К великому своему горю и возмущению узнал он, что отец насильно взял себе в жены Машук. Запылало гневом сердце Бештау. Восстал он против отца, поднял на битву нартов. Распалось племя надвое. молодые против старых. Вспыхнула битва. Замахнулся Бештау и рассек голову отца надвое. Собрав последние силы, поднялся Эльбрус и нанес сыну 5 смертельных ран. Рухнул Бештау и окаменел пятиглавой горой. Увидев гибель любимого, бросилась к нему Машук с громкими рыданиями. Злобно захохотав в предсмертный свой миг, Эльбрус ударил её в бок кинжалом и отбросил его далеко в степь. И в тот же миг сам превратился в высокую раздвоенную гору. Окаменела и упавшая на колени Машук, кинжальная рана, нанесенная ей, и поныне зовётся Провалом. а в степи, подняв острие к небу, застыл каменной глыбой Кинжал. Увидев все это, воины ещё ожесточеннее бросились друг на друга. земля задрожала, моря забурлили от жестокой сечи. и не выдержала мать-земля. Застонала, заметалась, вздыбилась. Окаменело войско от ужаса. На том месте, где бился старик Эльбрус, от Каспийского моря до Чёрного, встала горная гряда во главе с Эльбрусом. А где бились молодые – севернее от Эльбруса – легла цепь пониже, украшенная теперь зелеными кудрями лесов. Тут же Бештау и Машук. Плачет она, плачет с той поры, но не достигают ее слезы изрубленного сердца Бештау. И слезы те такие искренние, такие горячие, что текут они целебными источниками, дающими силу и здоровье людям...

Вот вы узнали о возникновении гор Северного Кавказа и о целебных источниках. А теперь послушайте еще одну легенду, которая называется "Проклятие старого Тембота",

"Есть за Кисловодском скала, которую называют."Замком коварства и любви".Когда-то стоял здесь замок владетельного горского князя Катая. От Эльбруса до Казбека не сыскать было человека богаче, чем он. Князь рано овдовел и жил замкнуто.Мрачен был княжеский дом. А сам Касай, сухощавый, долговязый, с длинным крючковатым носом, походил на коршуна, готового в любой момент броситься на беззащитную добычу и заклевать ее.

И вдруг в этот угрюмый дом пришла радость. Подросла Даута- красавица -дочь. Но красота ее не грела. Она была словно снег на вершине гор: сверкает алмазами, прекрасен, а тепла от него нет. Люди говорили:"У молодой госпожи вместо сердца -кусочек льда".

А в доме старого табунщика подрастал молодой джигит. Али Конов выделялся среди парней красотой и силой. Он был любимцем аула, девушки всей округи засматривались на него. Но в сердце Али запала Даута.

Однажды в день байрана Касай устроил большой праздник, чтобы дочь могла повеселиться. Самым красивым и ловким на скачках был Али. Захотелось самолюбивой княжне, чтобы юноша обратил на нее внимание. И вот во время танца джигит пригласил княжну. И не было в кругу пары красивее их. С этих пор они тайно начали встречаться. Только луна да быстрая река внизу под обрывом слышали шепот влюбленных.

Вскоре князя посетил Зулкарней, сын богатого князя из Тебердинской долины. Он был статен, хорош собою и приглянулся Дауте. Разве мог сравниться с ним жалкий табунщик. Сватовство Зулкаркнея было принято, Даута была счастлива. Но как сказать Али о своей измене? Наступил вечер. Али с тревогой ждал княжну. Вот, наконец, и Даута. Как всегда они сели над обрывом.

Даута, ты стала не та. Иль разлюбила?- спросил печально Али.

Я пришла к тебе с недоброй вестью. Зулкарней попросил меня в жены, и отец согласился. Но я люблю тебя, бежать бесполезно: тебя убьют. Давай лучше бросимся вниз с этого обрыва и умрём вместе.

Так говорила хитрая княжна, прижимаясь к юноше. Али, пораженный вестью, смотрел вниз на шумевшую по камням реку. Он не хотел бессмысленной смерти, не хотел гибели Дауты, как поступить, где найти убежище?

А Даута обняла Али за шею, целовала его говоря: - Умрем же, любимый, умрем вместе!

Али обнял ее, а Даута незаметно вынула спрятанный под платьем кинжал и вонзила его в грудь Али. Юноша только успел вскрикнуть. Княжна столкнула тело в пропасть и спокойно пошла по тропинке к замку.

А наутро Касай с дочерью уехали в аул готовиться к свадьбе. Следом за ними Зулкарней.

Встревожившись отсутствием Али, табунщики стали искать его. Кинжальная рана в груди открыла им всю правду. Свет затмился в глазах отца. От горя старик ослеп. И вскричал он, простирая руки к замку: "О, будь же проклято это место, прокляты те, кто погубил моего сына. Пусть отныне не знают они ни покоя, ни счастья!"

И вдруг померкло солнце, поднялась такая буря, что люди не могли устоять на ногах, по слышался подземный гул. А когда мрак рассеялся, люди замерли, пораженные страхом: замок исчез, рассыпался в прах. Лишь скала, на которой он стоял, напоминала теперь своими очертаниями развалины здания. С неба посыпал снег, ударил мороз, поднялась метель. Заметались люди, пытаясь спасти табуны, но ноги тонули в сугробах и замерзали. Со страхом доложили Касаю слуги о случившейся беде. В ярости князь заорал:

Презренные холопы, черная кость! Разорили меня! Всех поубиваю! Тут вышел вперед Тембот и сказал: - Не кричи, Касай, не страшен! Это судьба отомстила тебе за Али Конова. Пусть твоя дочь Даута ответит всем нам, зачем погубила моего сына?

Молчи, несчастный! -крикнул Касай и так хлестнул Тембота плетью, что старик свалился на землю, без признаков жизни.

Заволновалась толпа. Грозно двинулись табунщики на князя. Взмолился Касай, поняв, что пришел ему конец. -Не трогайте меня, я все добро вам раздам. Но ничто не могло сдержать гнева людей. Казнили бедняки своего мучителя, а прах развеяли по ветру. Тембота и Али похоронили в одной могиле, а сами разбрелись кто куда. Брошенный аул пришел в запустение, а нынче и следов его не найти. А долину Теберды посетил страшный мор. Никого не пощадила болезнь. Зулкарней и Даута умерли в страшных, муках. Так было наказано подлое коварство. Сбылось проклятие старого Тембота.

Такова легенда, рожденная в ущелье Али Конова под мерный рокот быстрой реки.

Ребята, вот вы познакомились с легендами, которые были созданы разными людьми и в разных местах.

Но это легенды о горах, о целебных источниках, а знаете вы что-нибудь о своем родном городе? Как он возник? Почему его так назвали?

Надеюсь, что вам очень понравился мой рассказ о географических названиях. А теперь мы поговорим о сказках.

Сказка- неотъемлемая часть духовной жизни народа. В ней отражение его прошлого, мудрость векового опыта. Сказка учит тому, что ценят и всегда будут ценить люди: скромности, душевной щедрости, уважения к старости, готовности помочь человеку в беде, любви к матери, к родной земле, мужеству и стойкости. Сказка всегда на стороне честного и смелого. Она утверждает победу счастья и справедливости. А теперь сказка:

"Жил-был в старину богач по имени Шавдик-Аджи. Нанял он в страду батрака, которого звали Савхат, и пообещал ему хорошую плату: за месяц работы 15 мер пшеницы. "Пускай! 15 мер я ему заплачу, - решил хитрый богач, -но зато будет он у меня от зари до зари работать, и ни часу не давал Савхату передышки.

Кончил есть, сынок, - сладким голосом говорил он батраку, -побыстрей принимайся за дело. Пусть день твой не пройдет напрасно. И всякий раз добавлял при этом: День - месяцу родня!

Савхат видел, что жадный богач за свои 15 мер на него одного работу двух батраков взвалил, но и он был не прост и про себя твердил: "Ничего, ничего. Погоди, я еще покажу тебе, Шавдик-Аджи, как день с месяцем роднится!" Кончилась страда, и попросил Савхат у богача расчет. А Шавдик отвечает: У нас в хозяйстве, сынок, нет мерки. Прохудилась мерка!.. Поди одолжи у кого-нибудь, и я отмерю тебе пшеницу. Ушел Савхат и вскоре вернулся не с меркой, а с большущей бочкой

Мерки и у соседей не нашлось,- говорит. -Так вот я эту посуди-, взял. Ей и будем отмерять.

Растерялся богач: Как же так, сынок?! Какая же это мерка! Это же…Это же...

И ты еще спрашиваешь, почтенный Шавдик-Аджи? День- месяцу родня, а бочка -родной брат мерки. Меряй!

Посмотрел богач на своего батрака, на его сильные руки, на его грозное лицо, понял, что придется уступить, и отмерил Савхату 15 полных бочек пшеницы."

Адыгейские народные сказки:

Старинная притча

В ауле жила красивая девушка. Многие хотели ее в жены. Она же сказала: «Кто доберется до вершины камня, тот получит мое сердце и руку девушка была настолько красива (смотреть невозможно – глаза болят), и юноши со всех аулов кинулись покорять этот камень, но все они разбивались и вскоре пошла молва, что девушка приносит несчастье. Как-то на празднике молодые, крепкие всадники решили еще раз попробовать покорить этот камень. Неожиданно все увидели незнакомого всадника скачущего к камню. Конь как стрела взлетел по крутому, таящему множество опасностей склону. И когда всадник остановил дрожащего от напряжения коня на вершине камня, он снял с головы головной убор и повязку скрывавшую лицо, все увидели, что это не юноша, а девушка. Она сказала: «Сколько еще будут погибать наши братья из-за этой девушки, я остановила это кровопролитие, камень теперь покорен».

Батыр, сын медведя

В одном ауле жили муж с женой. Дожили они до старости, а детей у них не было. И вдруг родился у них мальчик.
– Коли пришло нам счастье на старости лет, будем растить мальчика не в обычной колыбели – сделаем ее из бузины, – решили старики и отправились в лес. Они взяли с собой и ребенка. Оставили его на лесной поляне, а сами пошли в чащу.
В это время из лесу вышел медведь. Схватил он ребенка и скрылся в кустах. Когда старик со старухой вернулись и не нашли своего сына, они горько заплакали.
– Несчастного собака кусает, даже если он сидит на верблюде, – сказала старуха, – так и у нас. Не смогли уберечь сына, которого ждали всю жизнь.
Поплакали они и вернулись домой.
А медведь стал растить младенца. Кормил он его только оленьим жиром да свежим медом. Мальчик рос день ото дня, и медведь назвал его Батыром.
Когда Батыр подрос, медведь вывел его из берлоги и подвел к большой чинаре.
– Вырви это дерево с корнем, – сказал он.
Батыр взялся за дерево, стал тянуть его, раскачивать в разные стороны, но вырвать не смог.
– Пойдем обратно в берлогу, ты еще не стал мужчиной! – сказал медведь и повел Батыра обратно в берлогу.
Стал он давать ему еще больше оленьего жиру и меду. Когда прошел год, медведь опять вывел мальчика из берлоги. Снова подвел он его к большой чинаре и сказал:
– Вырви это дерево с корнем и посади верхушкой в землю. Батыр взялся за дерево и вытащил его с корнем. Но посадить верхушкой в землю не смог.
– Ты еще не стал таким, как я хочу, пойдем обратно, – сказал медведь и отвел Батыра в берлогу.
Еще год кормил он своего воспитанника оленьим жиром и свежим медом, а потом решил еще раз испытать его силу. Подвел он Батыра к вековой чинаре и сказал:
– Вырви это дерево с корнем и посади верхушкой в землю. Одной рукой взялся Батыр за дерево, вытащил его из земли и посадил верхушкой в землю.
– Вот теперь ты стал настоящим мужчиной, – сказал медведь, – пойдем домой.
Он завел юношу в берлогу и достал какие-то лохмотья.
– Теперь послушай меня, Батыр, – сказал он. – Твои отец и мать живут в ближайшем ауле. Пойдешь прямо по этой тропинке и придешь в свой аул. Заходи в каждый дом и показывай эти лохмотья, тот, кто узнает их, – твой отец. Тогда ты скажи ему: «Я ваш сын, которого вы потеряли в лесу много лет назад».
Взял Батыр лохмотья и отправился в аул. Пошел он по улице и вдруг увидел аульский сход. Он подошел к мужчинам и показал им лохмотья. Они переходили из рук в руки и наконец попали к отцу Батыра. Он сразу узнал пеленки, в которые был завернут его сын, обнял юношу и повел его домой.
Стал Батыр жить в ауле. Вместе с отцом он работал в поле, и вскоре хабар о необыкновенной силе молодого джигита разнесся по всему аулу. Дошел этот хабар и до пши. А пши не любили, если кто-нибудь из простых джигитов превосходил их в мужестве или храбрости. Задумал пши извести Батыра. Но он знал, что силой его не одолеть, и поэтому решил пойти на хитрость.
Аул, в котором жил Батыр, стоял на берегу реки. В этой реке поселился бляго, который преграждал своим телом течение реки, и аул оставался без воды до тех пор, пока жители не приводили ему на съедение девушку. Заполучив жертву, бляго давал немного воды, а потом снова запруживал реку. Вот и решил пши отправить Батыра к бляго.
Пошел Батыр к чудовищу. Когда он подошел близко к нему, дракон потянул воздух – но тут Батыр бросился в камыши, стал рубить их и связывать в связки. Потом принялся бросать их в разинутую пасть бляго до тех пор, пока тот не насытился. Только после этого Батыр подскочил к бляго, оседлал его и, держась за его уши, въехал на нем в аул. Бляго ревел на всю округу, из его ноздрей вылетал огонь – так что сгорела вся трава по обочинам дороги. Когда увидели это аульчане, повыскакивали они из своих дворов и бросились в ближайший лес.
Батыр на бляго влетел во двор пши и разъезжал по нему, пока не разрушил все постройки. После этого он выехал со двора пши, убил бляго, а жителей аула привел обратно.
Еще больше возненавидел пши Батыра, стал думать, как бы избавиться от него. И задумал он послать джигита к семи лю-доедам-иныжам, которые жили на высоком кургане. Велел он Батыру вспахать землю вокруг кургана.
По приказу пши Батыру дали шеоть тощих быков да старую соху и послали его пахать землю вокруг кургана.
Отощавшие быки не могли даже сдвинуть соху с места, и Батыр стал громко кричать на них. Услышали иныжи его крик. Прибежал первый иныж – схватил его Батыр, запряг в соху и крикнул на него еще громче. Следом прибежали другие иныжи – и каждого Батыр ловил и запрягал в соху. Без отдыха пахал он на иныжах весь день и всю ночь и к утру наконец закончил пахоту.
Утром пши послал к кургану своих людей – посмотреть, жив Батыр или съели его иныжи.
Издали увидели посланцы пши, что Батыр пашет на иныжах.
– Аллах, аллах, он запряг иныжей в соху, пашет на них, да еще покрикивает! – сказали они и бегом побежали в аул.
Как услышал это пши, возненавидел он Батыра еще больше и решил любой ценой избавиться от него.
Неподалеку от аула в лесу поселились два диких кабана. Они наводили ужас на жителей аула – никто не отваживался ехать в лес за дровами. Теперь пши решил послать Батыра в тот лес; он надеялся, что от кабанов храбрый джигит живым не уйдет. Он велел унаутам дать Батыру тупой топор, гнилую веревку, старую арбу, которая развалится при езде, и быков, которые разбегутся, как только их выпрягут.
Так и сделали, и поехал Батыр в лес. Едва он добрался до леса и распряг быков, как они убежали обратно в аул. Взял он топор – тот не рубит. Бросил его джигит и стал руками вырывать деревья вместе с корнями. Вырвал он несколько огромных чинар и стал складывать их в арбу – развалилась арба. Хотел он связать деревья, веревка порвалась на куски. Тогда сломал Батыр тонкие ветки, связал ими чинары, привязал их к арбе. Стал искать быков, не нашел. Что делать? Потащил он деревья на себе. В это время выскочил из лесу кабан. Схватил его Батыр, запряг в арбу, сел на дрова и поехал. Проехал немного, с ревом выбежал из лесу другой кабан.

Мал мала меньше

У бедной старушки вдовы было три сына-карлика, и ростом малы до того, что ничего подобного никто никогда не видел: старший – ростом в три вершка, средний – в два, а младший – в вершок.
Дома нечего было есть, и поэтому они ходили на заработки, чтобы прокормить себя и старушку мать. Однажды им повезло больше, чем обыкновенно: они пришли домой и принесли с собой в виде заработка трех козлов и три хлеба. Свой заработок они считали настоящим богатством и принялись за дележ: конечно, каждому пришлось по козлу и хлебу. Чем больше имеешь, тем больше хочется иметь; так и нашим карликам вздумалось еще попытать счастья: не заработают ли они столько, чтобы уже больше не нуждаться. Отправляется старший на заработки, взяв с собой козла и хлеб. Идет он себе большой дорогой, заворачивает во все аулы и спрашивает, не нуждаются ли где-нибудь в работнике; наконец, проходя через поле, он заметил пахавшего землю великана.
– Не нужен ли тебе работник? – спросил карлик. Великан посмотрел на карлика, чуть заметного от земли, и сказал насмешливо:
– Пожалуй, такой работник, как ты, как раз мне нужен; нанимайся на целый год: за ценой не постою!
Сторговались за сундучок золота.
– Ну, так как ты уже нанялся ко мне, то ступай ко мне домой, зажарь хорошенько твоего козла и порежь твой хлеб на куски; вместе поужинаем!
Карлик отправился исполнить поручение своего нового хозяина. Жена великана ниво что не вмешивалась и предоставила распоряжаться работнику, зная, конечно, чем все это кончится.
Вечером пришел домой великан и хотел сесть за стол; но в доме не было ни стула, ни лавки.
– Ступай на двор и принеси на чем бы можно было сидеть. Но смотри, – добавил хозяин, – чтобы эта вещь была ни из камня, ни из земли, ни из дерева!
Сколько ни искал работник, он не мог найти такой вещи. Когда он вернулся, то заметил, к своей досаде, что все, приготовленное им для обоих, съедено хозяином. В сердцах спрашивает он хозяина:
– Куда девалась моя доля?
– Извини, пожалуйста, – ответил великан, – мне страх как хотелось есть; я и тебя съем на закуску! – С этими словами он схватил карлика и проглотил.
Долго братья дожидались возвращения старшего. Тогда средний, желая также попытать счастья, решил пойти на заработки; младший остался при старухе матери. Случилось так, что средний пошел той же самой дорогой, по которой шел и старший.
Неудивительно, что он наткнулся на того же самого великана: его постигла та же участь, что и старшего брата.
Наконец, решил идти на заработки Вершок. Так как и он пошел той же самой дорогой, то и он нанялся в работники к великану за ту же плату, за которую нанимались его старшие братья. И его великан отправил к себе в дом с тем же поручением.
Пока великан пахал, он приготовил ужин из своего козла и хлеба; все это он разделил пополам и тут же вырыл небольшую яму, которую накрыл скошенной им травой. Вечером пришел великан.
– Ступай на двор и поищи что-нибудь, на чем бы можно было сидеть. Но смотри, – прибавил он, – чтобы эта вещь была ни из камня, ни из земли, ни из дерева!
Смекнул Вершок, в чем дело, и притащил железный плуг, которым пахал великан.
– Садись, болван! – сказал при этом Вершок.
Удивился его догадливости великан и принялся с жадностью поедать свою долю. Вершок, конечно, не мог съесть столько, сколько великан, и несъеденное им бросал незаметно в яму. Великан удивлялся все более и более, видя прожорливость Вершка; он еще доедал свою долю, когда Вершок, покончив со своей, стал самодовольно пыхтеть и поглаживать брюхо.
– Дай-ка, пожалуйста, мне еще кусок от твоей доли, – сказал Вершок, – мне страх как хочется есть!
– Ты и без того уже съел больше, чем следует! – ответил с досадой великан.
– Что ты? – сказал Вершок. – Я еще могу и тебя съесть! Великан, недалекий умом, так-таки поверил и струсил. Наследующий день отправился хозяин пахать со своим работником. Смышленый Вершок все надувал своего хозяина, выдавая себя за силача; работал-то, собственно, великан, а Вершок только делал вид, что это он сам трудится, и покрикивал на хозяина; великан голодал по целым дням, а Вершок отведывал от своей порции, которую он припрятал в яме. Великан, конечно, всем этим тяготился, но ему уже трудно было избавиться от умного карлика, завладевшего им вполне.
Однажды вечером они вернулись с поля; хозяин замешкался во дворе, а тем временем Вершок юркнул в светлицу и спрятался за очагом. Вошел недовольный хозяин и, думая, что Вершок еще возится в сарае, стал жаловаться жене:
– Знаешь, жена, у нашего слуги необыкновенная сила. Но дело не в силе: он умен не по росту. Он нас еще обоих погубит, – добавил великан, – если мы как-нибудь с ним не покончим. Вот что мне пришло в голову: когда он будет спать, мы его привалим тяжелым камнем!
Хозяин с женой отправились искать подходящий камень, а Вершок тем временем приготовил связку камыша, завернул все это в одеяло и положил на своей постели; сам же спрятался на прежнее место. Притащили великан с великаншей тяжелый камень и взвалили на постель карлика; камыш стал трещать, а они вообразили, что это хрустят косточки карлика.
– Ну, – сказали в один голос великаны, – мы теперь разделались с проклятым работником!
Отделавшись, как им казалось, от работника, они улеглись спать. Прекрасно выспался также Вершок в своем уголке. На рассвете он поднялся раньше всех, подошел к постели великанов и стал трунить над ними.
– Вы думали, безмозглые великаны, – сказал Вершок, – что вы так легко справитесь со мной; у меня ведь больше силы, чем у вас обоих. Этот камешек, которым вы меня думали придавить, пощекотал меня славно!
Тут уж великаны окончательно убедились, что им не сладить со смышленым карликом, и поэтому решились как можно скорее расплатиться с ним и отпустить его домой. Дали они ему целый сундук золота вместо обещанного сундучка.
– Вот тебе, – сказал великан, – плата за твою службу, даже больше положенной; ступай себе домой!
– Что тебе вздумалось, тупица ты этакая, заставлять меня нести такой сундучище; неси сам!

Вот и подходит к концу наше внеклассное мероприятие. Но прежде я хочу вам задать несколько вопросов по рисункам,

Рисунок с замком "Коварства и любви". К какой легенде относится этот рисунок? Что здесь изображено? Что случилось с героями этой легенды?

Рисунок с Эльбрусом. К какой легенде относится этот рисунок. Что здесь изображено? Что вы можете сказать об этой легенде? Можно ли так поступать, как поступил Эльбрус?

Угадайте в этих рисунках героев сказки? Кто здесь бай, а кто батрак?

Теперь я вижу, что вы не зря послушали мой большой рассказ. В дальнейшем на внеклассных мероприятиях вы узнаете много нового и интересного. На этом наше мероприятие закончилось. До свидания!

В этот том вошли сказки о животных, волшебные и бытовые сказки народов, проживающих в европейской части России, на Украине, в Беларуси, Молдове, в странах Балтии, и сказки народов Кавказа

СКАЗКИ НАРОДОВ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И КАВКАЗА
(Том 9 из серии "сказки народов мира в 10 томах")

Сказка-складка

В серии "Сказки народов мира" в 1988 году вышел в свет том "Сказки народов Европы", включающий сказки народов стран Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы. В данный том вошли сказки народов Восточной Европы, проживающих в государствах Балтии (Литва, Латвия, Эстония), на Украине, в Беларуси, в Молдове, в Армении, Грузии, Азербайджане. Значительное место в томе занимают сказки народов Российской Федерации. Это народы и Севера (карелы, вепсы, саамы и другие), и Поволжья (татары, башкиры, удмурты, мордва, марийцы, коми, чуваши), и Северного Кавказа, пожалуй превосходящего по числу языков и народностей любой другой регион мира, пусть даже более обширный по территории.

Многие столетия эти народы имели тесные исторические, экономические и культурные связи. А значит, всегда шел интенсивный обмен фольклорными произведениями. Каждому известно, что соседи всегда учатся друг у друга; обмениваются они и песнями, и рассказами, и сказками, в результате чего культура каждого из них становится только богаче.

Читатель, который прочитает до конца лежащую перед ним книгу, убедится в том, что, несмотря на стремление составителя отобрать самые оригинальные произведения, в сказках разных народов много общего. Конечно, это обусловлено не только и не столько взаимодействием культур этих народов, сколько сходством их исторических судеб, а следовательно, и экономического, и культурного развития.

В этом томе представлены все основные разновидности народной сказки - волшебные, авантюрные, бытовые и о животных.

Волшебные, или, как их еще называют, собственно сказки, занимают центральное место в фольклоре любого народа. Характерная черта волшебного эпоса - поразительное сходство сюжетов сказок самых разных народов. Сюжеты таких сказок, как, например, "Золушка" или "Кот в сапогах", встречаются почти у всех народов мира, и поэтому в фольклористике они называются международными или бродячими сюжетами. Однако сказки на эти сюжеты воспринимаются нами как совершенно самостоятельные произведения. И это потому, что в сказке каждого народа международный сюжет, оставаясь узнаваемым, получает свое, присущее только этой сказке оформление. Так, например, сюжет о запечном дураке и о трудных задачах, которые он решает с помощью своих чудесных помощников, совершенно по-разному оформлен в украинской сказке "Летучий корабль", в белорусской "Мудрая девушка" и в грузинской "Сказке об Олененке и Елене Прекрасной".

Кроме того, так называемые международные сюжеты в ряде сказок получают своеобразное развитие. Так, в литовской сказке "Ель - королева ужей" известный многим народам рассказ о том, как девушка становится женою человека, принимающего облик того или иного животного или чудовища (в данном случае ужа), имеет совершенно оригинальное продолжение. В отличие от сказок других народов, где родственники героини сжигают звериную шкуру своего зятя, в литовской они коварно убивают ужа. Это приводит и к нетрадиционному финалу: с горя жена и дети превращаются в деревья - ель, ясень и осину. Иначе говоря, типично волшебная сказка соединяется с древним мифом о происхождении этих деревьев.

В марийской сказке "Дуболгó Пичáй" своеобразное оформление и развитие получил сюжет о спящей красавице, а в лакской "Зазá, красная коровушка" - сюжет "Золушки". К тому же герои каждой из этих сказок живут так, как жили их создатели, и это придает сказочному повествованию национальное своеобразие.

Калмыцкая сказка "Три брата" - пример того, как традиционные сюжеты органично соединяются с оригинальными, отражающими жизнь создавшего ее народа. В ней необычное начало: кобылица, которую хозяева хотели зарезать (известно, что калмыки, как и многие другие народы, употребляют конину в пищу), убежала от них, нашла трех мальчиков, вырастила их и наплодила им табуны чудесных коней. Такая поэтизация лошади, которая способна не только одарить людей несметными табунами, но и вырастить ребят - будущих хозяев этих коней, вполне понятна в фольклоре народа, в жизни которого конь всегда играл огромную роль. Это оригинальное начало естественно сочетается с широкоизвестным сюжетом о том, как младший из братьев добывает жен для своих старших братьев и для себя, как завистливые и неблагодарные братья хотят погубить его и как счастливо все кончается.

Наконец, в фольклоре каждого народа есть сказки на совершенно самобытные сюжеты: такова эстонская сказка "Златопряхи", чувашская "Как крестьянский сын за солнце работал" и многие другие, составившие этот том.

А вот кого же называет народ героем сказки, какими чертами наделяет? В центре многих сказок - герой-богатырь, отличающийся чудесным происхождением (в марийской сказке бездетная старуха вылепила себе мальчика из теста - его так и назвали Нончы́к-паты́р, т. е. "богатырь из теста") или необыкновенным воспитанием (герой грузинской "Сказки об Олененке и Елене Прекрасной" был оставлен родителями в лесу и выкормлен оленихой, герой калмыцкой сказки "Три брата", как уже говорилось, выращен чудесной кобылицей). Если даже рассказывается о чудесном происхождении или необыкновенном детстве героя, то во всех случаях подчеркивается, что он обладает незаурядной силой, острым умом, находчивостью. Таковы герой молдавской сказки "Фэт-Фрумо́с и Солнце", богатырь из аварской сказки "Морской конь". Главное - то, что все свои недюжинные способности богатырь употребляет на пользу людям, даже тем, которые поступают с ним коварно. Отличительная его черта - справедливость: он справедливо делит все, добытое им, с братьями или с друзьями.

В сказках о герое-богатыре отразились древнейшие представления о сверхъестественном родстве человека и животных, вот почему звери или животные нередко бывают воспитателями (или даже родителями) сказочных богатырей. Сказочный герой может быть и царским сыном, и сыном крестьянина, но это не имеет особого значения: он всегда отличается бесстрашием, решительностью в достижении поставленной цели, добротой и великодушием. Герой сказки нередко обретает чудесных помощников именно потому, что оказывает бескорыстную помощь тем, кто попал в беду: герой карачаевской сказки "Приключения охотника" сохраняет жизнь орлу, козе, рыбе, кунице и обретает в них надежных друзей.

Иногда достоинства одного героя как бы разделены между несколькими персонажами. Так, в абази́нской сказке "Три брата" все братья умные и справедливые. Благодаря этому они не только возвращают похищенного у них коня, но и мудро делят наследство между княжескими сыновьями и в награду получают большой надел земли.

В сказках разных народов есть и персонаж, аналогичный русскому "Мальчику с пальчик". Герой еврейской сказки "Мальчик Бе́беле" произошел из фасолины и этим отличается от своих сказочных собратьев. В остальном это такой же озорной, веселый, но в то же время умный и добрый мальчик, как и в сказках других народов.

Герой волшебной сказки наделен лучшими человеческими качествами. Но даже он никогда бы не смог добиться поставленной цели, если бы у него не было чудесных помощников, таких, как красавица из калмыцкой сказки "Три брата". Нередко ее красота заставляет терять разум не только обычного человека, но и чудовищного дэва: "Как взглянул дэв на красавицу, так и ослеп от ее красоты, вмиг истаял и дух испустил". Но еще больше ценит народ в героине волшебной сказки доброту, решительность характера, готовность прийти на помощь, умение вести хозяйство, смекалку. Особенно отмечаются в сказке чудесные способности героини - такие, как понимание языка птиц и зверей.

Вместе с тем сказка сурово осуждает героиню, когда она проявляет коварство по отношению к герою, жестокость к окружающим, когда она груба и ленива (как мачехина дочка в лакской сказке "Заза, красная коровушка").

Как видим, волшебные сказки разных народов все вместе воссоздают идеальный, по народным представлениям, образ женщины, обладающей не только прекрасной внешностью, но и добрым характером, умом, к тому же хорошей хозяйки и верной помощницы своего жениха или мужа.

Чудесными помощницами сказочного героя нередко выступают встретившиеся на пути героя старухи (белорусская сказка "Мудрая девушка", карельская "Черная уточка", абхазская "Санта́ Сааджа́ и Сафа́ Сааджа́" и др.). Нередко это не простая старуха, а старуха-великанша, мать враждебных герою чудовищ-дивов. В таком случае она заставляет своих сыновей помочь герою достичь цели. Помощниками героя бывают и враждебные, но побежденные им чудовища.

Нередко на помощь герою волшебной сказки приходят люди, наделенные необыкновенными способностями, которые могут выпивать море, передвигать горы, слушать землю - такие, как Объедало и Опивало из украинской сказки "Летучий корабль".

Среди помощников-животных одно из центральных мест принадлежит коню. Нередко наделенный даром человеческой речи, конь бывает мудрым советчиком своего хозяина.


Выходные данные: М.: Детская литература, 1994. - 670 с.
Дополнительно: В этот том вошло 86 сказок о животных, волшебные и бытовые сказки народов, проживающих в европейской части России, на Украине, в Беларуси, Молдове, в странах Балтии, и сказки народов Кавказа. СОДЕРЖАНИЕ: Летучий корабль. Украинская сказка Эгле. Литовская сказка Седун. Сказка коми Мудрая девушка. Белорусская сказка Фэт-Фрумос и Солнце. Молдавская сказка Старый цыган и спорники. Цыганская сказка Златопряхи. Эстонская сказка Три брата, три облака, три волшебных коня и три княжеские дочери. Чеченская сказка Сказка об Олененке и Елене Прекрасной. Грузинская сказка Покатигорошек. Украинская сказка Три брата. Калмыцкая сказка Сказка о солнце. Саамская сказка Сказка о курае. Башкирская сказка Волшебная птица. Латышская сказка Батыры из племени чудь. Удмуртская сказка Три завета. Армянская сказка Волшебное кольцо. Татарская сказка Батыр и Чиге-хурсухал. Чувашская сказка Сестра семи братьев. Лезгинская сказка Тайна дружбы. Азербайджанская сказка Околдованная сиротка. Цыганская сказка Сестрина любовь. Литовская сказка Окаменелое царство. Ассирийская сказка Портной, медведь, черт и Вирява. Мордовская сказка Тайна безносого Силаймы. Ингушская сказка Черная уточка. Карельская сказка Санта Сааджа и Сафа Сааджа. Абхазская сказка Ох и золотая табакерка. Белорусская сказка Как крестьянский сын за солнце работал. Чувашская сказка Три брата. Абазинская сказка Младший брат Абоковых. Карачаевская сказка Неразменный рубль. Эстонская сказка Добрый Иванчу. Гагаузская сказка Нончык-патыр. Марийская сказка Туку. Гагаузская сказка Вишап, сын царя Чинмачина. Армянская сказка Непобедимый Чемид-Чудзин. Башкирская сказка Морской конь. Аварская сказка Десятый сын пастуха. Курдская сказка Золотая птица. Балкарская сказка Дуболго Пичай. Мордовская сказка Ион Молдавану. Молдавская сказка Приключения охотника. Карачаевская сказка Мальчик Бебеле. Еврейская сказка Чудесный пояс. Осетинская сказка Сказка про Ивана и чудесную книгу. Украинская сказка Заза, красная коровушка. Лакская сказка Верные друзья Мовсур и Магомед. Чеченская сказка Шейдулла-лентяй. Азербайджанская сказка Сын Вороного. Грузинская сказка Двенадцать умных братьев. Вепсская сказка Как глупый сын ездил в Ригу. Латышская сказка Кошелечек. Украинская сказка Чья работа труднее? Курдская сказка Царем быть - не ремесло. Грузинская сказка Пейма-ханум. Кумыкская сказка Молодой кузнец. Эстонская сказка Пшеничное зерно величиной с яйцо. Азербайджанская сказка Хромая нога не виновата. Ногайская сказка Сказка о бедняке и его жене. Армянская сказка Разумная дочь. Белорусская сказка Кто же из них глупее. Черкесская сказка Ученая кошка. Азербайджанская сказка Как барина проучили. Латышская сказка Трудовые деньги. Кабардинская сказка Заяц-слуга. Сказка крымских татар Датуа и Петрикела. Грузинская сказка Легкий хлеб. Белорусская сказка Небо рушится. Литовская сказка Счастье, ум и богатство. Балкарская сказка Как старик шайтанов перехитрил. Ингушская сказка Настоящая чепуха. Армянская сказка Тигр - заступник кошки. Грузинская сказка Как голубь учился гнездо вить. Азербайджанская сказка Львиная доля. Татская сказка Как старый кот обратился в хаджи. Адыгейская сказка Паук и муха. Латышская сказка Петушок и курочка. Украинская сказка Куклухай. Даргинская сказка Лисица-хитрица. Белорусская сказка Пес чабана. Молдавская сказка Лиса-сирота. Башкирская сказка Почему барсук и лиса в норах живут. Белорусская сказка Мышь и сорока. Сказка коми Волк и овца. Эстонская сказка Как человек победил всех зверей. Кабардинская сказка

Последние материалы сайта