Написания тся ться в глаголах. Конспект урока "правописание глаголов на ться и тся"

29.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

На вопрос когда пишется -ться- а когда -тся-? заданный автором торосистый лучший ответ это если в конце вопроса есть "ь" (что делатЬ, что сделатЬ) , то и в глаголе есть ("тЬся"), если нет (что делает, что сделает) , то и в глаголе нет ("тся")

Ответ от Осока [новичек]
















16. Не сокращ. !





























Ответ от Двутавровый [активный]
з


Ответ от Илья Анисимов [новичек]
ЗАДАЙ ВОПРОС ЧТО ДЕЛАЮТ ИЛИ ЧТО ДЕЛАТЬ


Ответ от Nurila [новичек]
Нужно задать вопрос к глаголу.
Например: прятат (?)ся - что делаТЬ? - в вопросе есть мягкий знак, значит и в глаголе нужно писать "ться" с мягким знаком.
Теперь про "-тся". Если мы задаём вопрос к глаголу, и он отвечает на вопрос "что делает? ", то мы видим, что там нет мягкого знака, значит, в глаголе мы пишем "-тся".


Ответ от Apriori [гуру]
что делать и что сделает


Ответ от Ёергей [гуру]
когда слово отвечает на вопрос что делать или что делает


Ответ от Владимир [гуру]
45 несерьёзных правил русского языка, к которым следует отнестись серьёзно!
1. Тире между подлежащим и сказуемым - не ставится.
2. Помните о том, что в большинстве случаев связку «о том» можно исключить.
3. Если хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит автор.
4. Страдательный залог обычно должен быть избегаем.
5. Не забывайте про букву «ё", иначе не различить: падеж и падеж, небо и небо, осел и осел, совершенный и совершенный, все и все.
6. Кто не чёкнутый и не из чящи вышол, правильно пишет гласные после шыпящих.
7. Блестните неповерхносным чуством языка при написании непроизносимых согластных.
8. Надо придти к пониманию, что пишется только «прийти».
9. Пообтершись в корридорах оффисов, в будующем мы станем сведующими и прийдём к тому, что в наших текстах будет учавствовать всё меньшее колличество лишних букв.
10. Мягкий знак в неопределённой форме глагола должен определятся по наличию его в вопросе к глаголу, что иногда забываеться.
11. Не ставьте два «не» подряд, если это не необходимо.
12. У слова «нет» нету форм изменения.
13. Без пол-литровки пол России не поймёт как пишутся сложные имена-существительные.
14. Заканчивать предложение местоимением - дурной стиль, не для этого оно.
15. Тех, кто заканчивает предложение предлогом, посылайте на. Не грубости ради, но порядка для.
16. Не сокращ. !
17. Проверяйте в тексте пропущенных и лишних слов в тексте.
18. Что касается незаконченных предложений.
19. Если неполные конструкции, - плохо.
20. Никакой самовлюблённый Банк, его Президент и Председатель Совета Директоров не пишутся с заглавной буквы.
21. Правило гласит, что «косвенная речь в кавычки не берётся».
22. Не стройте загадок из многоточия в конце исчерпывающего предложения…
23. Одного восклицательного знака вполне достаточно!! !
24. НИКОГДА! не выделяйте! слова. Человек, читающий текст с ВЫДЕЛЕНИЯМИ, чувствует, что его собственному пониманию смысла н е д о в е р я ю т.
25. Используйте параллельные конструкции не только для уточнения, но и прояснять.
26. Правиряйте по словарю напесание слов.
27. Числительные до 10-ти включительно лучше писать прописью.
28. Склонять числительные можно сто двадцать пятью способами, но только один из них правильный.
29. Задействуйте слова в предназначении, истинно отвечающем осмысленности.
30. Неделите не делимое и не соединяйте разно-родное, а кое что пишите через дефис.
31. Неуместная аналогия в тексте выглядит как шуба, заправленная в трусы.
32. Преувеличение в миллион раз хуже преуменьшения.
33. Не применяйте длинные слова там, где можно применить непродолжительнозвучащие.
34. Сюсюканье - фу, бяка. Оставьте его лялечкам, а не большим дяденькам.
35. Будьте более или менее конкретны.
36. Как учил Эмерсон: «Не цитируйте. Сообщайте собственные мысли».
37. Кому нужны риторические вопросы?
38. Слов порядок речи стиля не меняет?
39. Нечаянно возникший стих собьёт настрой читателей твоих.
40. Стих, где рифма на глаголах строится, самым первым на помойку просится.
41. По жизни усекай насчёт своего базара: хочешь неслабо выступить, - завязывай в натуре с жаргоном.
42. Уточнения в скобках (хоть и существенные) бывают (обычно) излишними.
43. Повторно повторять всё повторяющиеся однокоренные слова - это тавтология - лишнее излишество.
44. Если хочешь быть правильно понятым, не используй foreign language и варваризмы. Ферштейн?
45. Ради презентативности будь креативным промоутером исконно русских синонимов на топовые позиции рейтинга преференций.

Правописание глаголов на ТЬСЯ и ТСЯ

Цель урока: познакомить учащихся с порядком действия при выборе правильного написания –тся и -ться в глаголах;

Задачи: 1) отрабатывать способ действия при выборе написания –ться и –тся, провести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы;

2) развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;

3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, уважение друг к другу через работу над пословицами.

Оборудование: карточки, учебник, алгоритм;

Тип урока: урок умений и навыков.

Ход урока:

Организационный момент.

Повторение изученного материала.

Перед тем, как мы с вами приступим к изучению новой темы, давайте повторим ранее изученный материал. Ответим на несколько вопросов. У вас было задание подготовить сообщение о глаголе. Расскажите по плану то, что вам известно об этой части речи. Эту работу вы выполните в парах.

Глагол- это…

Инфинитив- это…

Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…

Инфинитив имеет на конце…

Индивидуальная работа (1 ученик с каждого ряда).

Карточка№1

Поставьте глаголы в неопределенной форме. Выдели корни и окончания.

Решаешь, думаешь, кричит, моем, мчатся, опаздываем, возят, поливает, смеётся.

Карточка №2.

Ч или ЧЬ? Запишите слова в два столбика: 1) ь пишется, 2) ь не пишется.

Запряч…, сила…, печ…, привле…, скрипа…, дач…, спряч…, кала…, стере…, гра…, запря…, зада…

А теперь послушаем ваших товарищей. Очень хорошо! Вы справились с заданием.

Введение в новую тему. Постановка проблемной ситуации.

«Правописание –ться и –тся в глаголах» .

Цель нашего урока- научиться правильно писать данные слова

А для этого нам нужно:

1) знать условия выбора правописаний –ться и – тся;

2) находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос;

В тетрадях делают следующую запись:

Венера (что делает?) загорается

Начинает (что делать?) клубиться

Солнце (что делает?) поднимается

На анализе примеров учащиеся самостоятельно делают вывод.

От чего зависит написание -тся, -ться? (От того, есть ли в вопросе, поставленном к глаголу, мягкий знак)

Ребята, как определить, -ться или –тся следует писать в конце глаголов?

Правильно, выбор написания зависит от формы слова. А форму глагола мы устанавливаем по вопросу.

Помните, дети! Вопрос- ваш главный помощник. Если вы сможете правильно поставить вопрос, то вы правильно напишете глагол.

Запомните правило-помощник:

Чтоб не думать, не гадать,

Нужно ль мягкий знак писать,

Надо помнить, что к глаголу

Должен ты вопрос задать.

Мягкий знак в вопросе есть,

То хвала ему и честь –

Нужен тоже он в глаголе.

Так всегда учили в школе!
А теперь давайте закрепим данное правило

Друзья (что делают?) познают(...)ся (3-е л.) в беде

Трус своей тени (что делает?) боит(...)ся (3-е л.)

Всякий человек в деле (что делает?) познаёт(...)ся (3-е л.)

У него дело из рук (что делает?) валит(...)ся (3-е л.)

Несчастья (что делать?) боят(...)ся (неопр. ф.), так и счастья (что делать?) не видат(...) (неопр. ф.)

Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит(...)ся (неопр. ф.)

За всё (что делать?) брат(...)ся (неопр. ф.) – ничего не сделать.

Вопрос:

Запишите пословицы, раскрывая скобки и обозначая изученную орфограмму.

Инструктаж:

1. Внимательно прочитайте пословицы.

2. Спишите пословицы, используя различные способы выбора орфограммы, раскройте скобки.

3. Устно сформулируйте значение поговорок.




Перед вами алгоритм правописания –тся и -тся в глаголах. По этому алгоритму вы легко справитесь с задачей.

Алгоритм правописания –тся и –ться .

Неопределенная форма Форма 3-го лица единственного числа

(что делать?) (что делает?)

Учиться Учится

Трудиться Трудится

Работа с учебником.

Групповая работа .

Ваша задача заменить словосочетания глаголом, запишите его, объясните правописание окончания. А назовет и запишет этот глагол на доске тот, кому я бросаю мяч.

    Проявлять стремление

    Испытывать волнение

    Допускать ошибки

    Принять решение

    Чувствовать радость

    Выражать удивление

    Приветствовать друга

1 группа- упр. 464; 2 группа- упр. 466.

Спишите вставляя вместо точек глаголы(1 группа), мягкий знак (где нужно, 2 группа).

Проверим ваши знания. Вам нужно исправить ошибки в тексте.(с последующей самопроверкой.)

Внимательно прочитайте текст. Какие ошибки допущены? Заметьте это у себя. А потом отвечайте. Когда найдем все ошибки, проверим вместе.

Текст: Взоопарке проживает много звирей. Крошечьные медвежата ризвятся в своей клетке. Львенок Сенечка пытаеться укусить сваю маму.Обезьяна держиться заветку и слатко спит. Семейство тигров дружно умываеться. Интерестно ухаживать за животными и заботится о них.

Самопроверка.

Подведение итогов урока.

Рефлексия урока

Рефлексия по вопросам:

Какую задачу ставили на уроке?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новое знание?

Что на уроке у вас хорошо получалось?

Оценить то, как вы усвоили материал

Я не допустил ни одной ошибки.

Я ошибался 1-3 раза.

Я ошибался более 3 раз.

Я не понял материал.

Хорошо, ребята, молодцы! Я надеюсь, вы и в дальнейшем не забудете правописание –ться и –тся в глаголах. Вы сегодня активно поработали. Молодцы!

Домашнее задание.

Составь текст о весне, используя глаголы с -тся. Пользуясь алгоритмом, выучите правило правописания на –ться и –тся

Неопределенная форма глагола, она же инфинитив – это грамматическая форма, которая живет по своим нормам и правилам. Есть у нее и особые правила правописания, касающиеся использования мягкого знака перед -ся. Учащиеся 4 класса обязательно должны запомнить эти правила, которые станут основой их грамотности.

Правило тся и ться в глаголах – основные моменты

Чтобы понять, пишется ли в окончании глагола мягкий знак или нет, достаточно задать к слову вопрос. Если это инфинитив, то он отвечает на вопрос что делать? или что сделать? , и мягкий знак перед ся точно нужно ставить. Это будет означать, что глагол стоит в неопределенной форме

Например:

На деревья стали (что делать?) появляться первые клейкие листочки.

Если же глагол отвечает на другие вопросы, а именно, что делает? или что сделает? , то мягкий знак не ставится, поскольку он не является инфинитивом, а стоит в форме третьего лица (вне зависимости от того, использовано ли единственное число или множественное).

Например:

С деревьев скоро (что сделают?) сорвутся пожелтевшие листья.

На самом деле с тся и ться в глаголах все не так просто, как может показаться. Так, есть предложения без подлежащих, то есть задать вопрос к загадочному глаголу с -ся не получится. Необходимо запомнить, что в таком случае он в обязательном порядке пишется без мягкого знака. Например: Учись – всегда пригодится!

Трудности правописания мягкого знака в разных формах глагола

Основная трудность заключается в том, чтобы всегда мысленно задавать к глаголу вопрос – это действительно сложнее, чем кажется, а значит, легко ошибиться.

Вторая трудность – это когда глагольные формы на -ся идут в предложении друг за другом – есть соблазн поставить мягкий знак в обоих случаях, или, снова-таки для двух глаголов сразу, от него отказаться. Между тем, как и в общем случае, следует поставить вопрос, потому что ситуации бывают разные.

Простой пример:

Вова старается смеяться, хотя ему больно.

Некоторые ставят вопрос только к первому глаголу, а во втором пишут такое же окончание, но пример ясно дает понять, что это ошибка.

Очень важно правильно определить форму глагола с помощью вопроса, что иногда может вызвать у учащихся затруднения. Именно поэтому рекомендуется отработать данный навык до автоматизма, что возможно только благодаря многократному повторению и упорному выполнению упражнений.

Помогает хорошо запомнить правило понимание его природы. Так, если посмотреть на глаголы третьего лица или стоящие в неопределенной форме, то можно увидеть, что первые пишутся без мягкого знака на конце, а во вторых он присутствует. То есть фактически добавленный к слову суффикс -ся сути происходящего не меняет.

Фактически этот суффикс легко заменить на слово “себя”, так что в случае сомнения можно перепроверить себя и таким способом, разделив глагол на два слова. Так, слово учиться легко разделить: учить себя, очевидно, что речь идет об инфинитиве, то есть мягкий знак нужен.

Что мы узнали?

Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это третье лицо, единственное или множественное число, то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть и в помине. Если это инфинитив, то он необходим обязательно. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов, а если вопрос поставить нельзя, как в предложениях без подлежащего, то по умолчанию глагол пишется без мягкого знака. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты.

Учащиеся смешивают формы 3-го лица единственного числа с инфинитивом главным образом в глаголах, которые совпадают и по форме и в произношении (Он часто охотится. Он любит охотиться). Эти ошибки очень устойчивы. Проверочные вопросы (что делает?) (что делать?) помогают различать эти формы лишь в том случае, если ребята правильно находят слово, от которого ставится вопрос. Но не ко всем глаголам этот вопрослегко подставить, поэтому для выработки необходимого орфографического навыка следует провести большое количество тренировочных работ, в которых эти формы сопоставляются.

1. Вставить в предложения глаголы бояться, отправиться, готовиться, заботиться, пригодиться в нужной форме.

1) Не надо (что делать?) трудностей. Они (что делают?) сказать правду.

2) Придется (что сделать?) к тебе за помощью. Больной (что сделает?) за советом к врачу.

3) Брат напряженно (что делает?) к экзаменам. Ему надо (что делать?) к докладу.

4) Отец (что делает?) обо всех. Он и нас приучает (что делать?) друг о друге.

5) Этот учебник (что сделает?) моему младшему брату. Он еще может (что сделать?) нам.

2. Составить словосочетания с глаголами.

Встретится - встретиться, освежатся - освежаться, освободится- освободиться, отразится - отразиться, вернутся - вернуться, веселится - веселиться, садится - садиться, чистится -чиститься, ссорится - ссориться, проснутся - проснуться, познакомится - познакомиться, беспокоится - беспокоиться, томится- томиться.

3. К данным глаголам прибавить приставки и возвратные суффиксы.

С вновь образованными глаголами в неопределенной форме и в форме 3-го лица единственного числа составить предложения: готовить - надо подготовиться к занятиям; ученик подготовится к экзамену.

Стучать, варить, топить, беспокоить, чистить, хранить, видеть, лечить, говорить, верить, делить, знакомить, мирить, мучить.

4. Заменить глагол в форме 3-го лица неопределенной формой, использовав следующие вспомогательные слова хотеть, начать, стать, мочь, собираться, должен, готов, намерен:

Мальчик исправится.- Мальчик хочет исправиться.

Болт закрепится, коллектив за него поручится, вопрос выяснится, больной лечится, таз наполнится, успеваемость повысится, директор распорядится, мечта осуществится, дождь прекратится, режим не нарушится.

Следующее задание предусматривает повторение правописания не и ни в отрицательных местоимениях.

5. Перестроить предложения, заменив глаголы в неопределенной форме глаголами в 3-м лице единственного числа и наоборот:

6. Записать пословицы и поговорки, в которых глаголы оканчиваются на -гея и -ться.

После того как учащиеся выполнят упражнения на сопоставление и потренируются в постановке вопросов, орфографический навык становится довольно устойчивым. Однако для слабых учащихся этой работы может оказаться недостаточно, тогда полезно использовать еще один прием.

В изъявительном наклонении глаголы настоящего или будущего простого времени всегда можно заменить глаголами прошедшего времени, например:

Воспитательница позаботится о малышах - позаботилась о малышах. Кто боится трудностей, тот не научится их преодолевать.- Кто боялся трудностей, тот не научился …

По отношению к глаголу, стоящему в неопределенной форме, такая замена невозможна, потому что глагол в неопределенной форме только называет действие, но не указывает на время его совершения.

В качестве тренировочной работы предлагаем учащимся примеры, в которых нужно заменить, где возможно, данные глаголы глаголами прошедшего времени:

Он старается не волноваться.- Он старался не волноваться.

1) Придется ложиться спать.

2) Опять может повториться старая история.

3) Мне удастся пройти здесь.

4) Хочется возвратиться пораньше.

5) Не сидится в хате тесной, не лежится на печи (Н.).

6) К городу приходится спускаться по отлогому шоссе (Кор.).

7) На дворе смеркается, но нам не хочется возвращаться.

Ему начинало казаться, что все отдельные звуки тихо влетают в окно и долго кружатся над его постелью (Кор.).

9) Кто любит трудиться, тому без дела не сидится (поел.).

10) Что летом родится, то зимой пригодится (поел.).

11) Чем сердиться, лучше помириться (поел.).

12) Кто смерти не боится, того и пуля сторонится (поел.).

Последние материалы сайта