Национальный состав чувашии за год. Население чувашии. Депутат Государственной Думы

29.01.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

(Аналитический обзор на основе официальных данных государственных статистических органов)

О потенциале Чувашии в РФ в 1990-2015 годах

Численность населения в республике на 1 января 2016 года составила 1 млн. 236,6 тыс. человек, или 0,844 процента от общей численности населения России с учетом Крымского федерального округа. За 2006-2015 гг. численность населения Чувашии сокращалась более высокими темпами, чем население Российской Федерации в целом. В 1990 году численность населения Чувашской Республики была равна 0,904 процента к общей численности РСФСР (без учета Крыма и Севастополя).

На 1 января 2016 года уровень общей безработицы в нашей республике составил 5,0% к общему числу занятых, что выше показателей в целом по Приволжскому федеральному округу, равных 4,8%.

За годы «реформ» (1991-2015) экономический потенциал России, как и ее субъектов, существенно снизился, поскольку проводимые «реформы», приватизация и присвоение народных богатств олигархами и другими представителями союза буржуазии, чиновников и криминала разрушили предприятия, организации, колхозы и совхозы.

При этом падение экономического потенциала Чувашии было большим, чем в среднем по России. Это хорошо видно из следующей таблицы:

Удельный вес Чувашии в показателях в целом по РФ в % (РФ=100%) 1990 г. 2005 г. 2010 г. 2013 г.
Численность населения 0,904 0,905 0,879 0,863
Валовый региональный продукт 0,800 0,426 0,408 0,416
Стоимость основных фондов (на конец года) 0,779 0,610 0,529 0,486
Объем промышленной продукции 0,783 0,439 0,396 0,363
Производство продукции сельского хозяйства 1,192 0,991 0,858 0,940
Объем работ по капитальному строительству 0,739 0,600 0,421 0,541
Инвестиции в основной капитал 0,763 0,536 0,466
Оборот розничной торговли 0,567 0,423 0,498 0,506
Оборот общественного питания 1,000 0,500 0,688 0,699
Персонал, занятый научными исследованиями и разработками 0,439 0,173 0,128 0,177

К примеру, если в 1990 году объем промышленной продукции, выпускаемой на предприятиях Чувашской АССР, был равен 0,783 от всего объема по РСФСР, то в 2005 году он составил только 0,390% от общероссийского, т.е. темпы падения по Чувашии были в 2,0 раза больше, чем по стране. По итогам 2013 года объем промышленной продукции республики был равен только 0,363% от общероссийского. Падение продолжается.

Валовый региональный продукт, составлявший в 1990 г. 0,800 ко всему объему по Российской Федерации, в 2013 г. уменьшился до 0,416%. Объем работ по капитальному строительству, соответственно, за эти годы снизился от 0,739% до 0,541% от общего объема по РФ. Стоимость основных фондов Чувашской Республики в 1990 г. составляла 0,779% всей их стоимости в целом по Российской Федерации, в 2013 году этот показатель снизился до 0,486%.

Объемы розничного товарооборота и общественного питания в 1990 году по Чувашии составляли соответственно 0,567% и 1,000% от общего объема по РСФСР. А в 2013 году они были равны только 0,506% и 0,699% соответственно.

В целом по Чувашской Республике в сопоставимых ценах по итогам 2015 года промышленное производство составило лишь 69,5%, производство сельскохозяйственной продукции – 76,8%, объем строительного подряда – 39,3% от их уровня 1990 года соответственно.

Сравнение уровня жизни населения Чувашии и

Российской Федерации в 1990 – 2015 годах

Более быстрое снижение экономического потенциала Чувашии в 1990 – 2015 годах по сравнению со среднероссийским уровнем сопровождалось значительным относительным уменьшением денежных доходов и заработной платы населения республики по сравнению с Российской Федерацией, что видно из следующей таблицы:

Субъекты

Российской Федерации

Среднедушевые доходы населения субъектов Российской Федерации в % от показателей в целом по РФ (в месяц)
1990 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г.
Российская Федерация 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00
83,11 87,80
Республика Башкортостан 83,41 76,11 85,01 93,59 107,20
Республика Марий Эл 78,80 46,82 41,74 53,98 56,30
Республика Мордовия 85,71 49,45 51,24 58,53 57,30
Республика Татарстан 86,18 79,48 90,38 90,85 107,20
Удмуртская Республика 88,48 66,37 57,56 65,78 78,50
Чувашская Республика 76,04 49,98 48,67 58,00 58,10
Пермский край 88,02 105,26 101,38 102,83 98,50
Кировская область 91,71 59,58 56,62 70,87 73,20
Нижегородская область 91,24 75,32 75,56 86,61 102,20
Оренбургская область 89,86 63,61 62,13 70,94 77,80
Пензенская область 86,18 55,24 53,75 67,24 71,10
Самарская область 93,55 114,20 115,59 107,37 89,4
Саратовская область 90,78 67,51 61,67 63,33 66,60
Ульяновская область 87,10 55,98 56,28 68,33 69,20

За годы «реформ» денежные доходы населения уменьшались как в Российской Федерации, так и в отдельных субъектах страны, в том числе входящих в Приволжский федеральный округ. Но эти темпы снижения были различными. Так, если в 1990 году среднедушевые денежные доходы по ЧАССР составляли 76,04% от уровня по РСФСР, то по итогам 2015 года они составили лишь 58,10% от среднероссийского. Для сравнения и оценки итогов «реформ» приводим показатели и по другим субъектам Приволжского федерального округа.

Подобные тенденции характерны и для показателей среднемесячной номинальной начисленной зарплаты работающим (см. таблицу):

Субъекты

Российской Федерации

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в субъектах РФ в % от показателей в целом по РФ
1990 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г.
Российская Федерация 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00
Приволжский федеральный округ 88,78 80,19 75,67 74,52 75,70
Республика Башкортостан 88,78 86,93 77,29 78,17 76,00
Республика Марий Эл 83,83 52,39 57,72 60,38 64,90
Республика Мордовия 81,85 49,82 59,16 56,72 65,10
Республика Татарстан 88,78 90,41 82,62 82,81 86,30
Удмуртская Республика 94,72 78,33 74,50 68,21 74,10
Чувашская Республика 78,22 53,80 59,30 62,07 62,90
Пермский край 93,07 109,46 90,58 83,23 83,10
Кировская область 92,41 68,44 66,58 63,44 64,80
Нижегородская область 87,79 76,35 76,37 77,93 78,70
Оренбургская область 93,07 83,15 72,05 72,54 72,10
Пензенская область 82,84 56,58 60,86 68,84 68,20
Самарская область 90,76 99,58 90,77 78,65 80,10
Саратовская область 87,13 62,58 63,58 69,46 66,30
Ульяновская область 87,46 64,27 62,46 63,66 67,10

Из таблицы видно, что в 1990 году средняя зарплата по Чувашии была равна 78,22% средней зарплаты по РСФСР. По итогам 2015 года этот показатель уменьшился до 62,90%.

Важно и другое. С каждым последующим годом увеличивается разрыв в уровне зарплаты и денежных доходов населения в абсолютном значении. Так, в 2000 году средняя зарплата по Российской Федерации составляла 2234 руб., а по Чувашии – 1196,2 руб. (разрыв равен 1037,8 руб.). В 2006 году средняя зарплата по Российской Федерации равнялась 10727,7 руб., а в ЧР – 6407,2 руб. (разрыв – 4320,5 руб.). По итогам 2015 года по Российской Федерации – 33981,0, по Чувашии – 21360,0 руб. (разрыв – 12611,0 руб). Это уже разрыв существенный.

Программа Правительства Чувашской Республики по повышению заработной платы этот разрыв не уменьшает, а увеличивает. Наша республика все более и более отстает от РФ.

То же самое и по денежным доходам. Если в 2001 году среднедушевой денежный доход по Чувашии составлял 1140 руб., по Российской Федерации – 2281 руб. (разрыв – 1141 руб.), то по итогам 2006 года доходы составляли соответственно 5294,4 руб. и 9947,3 руб. (в Чувашии меньше на 4652,9 руб.). По итогам 2015 года показатели были соответственно равны 18508 руб. в Чувашии и 30306 руб. в Российской Федерации. То есть разрыв возрос уже до 11798 руб.

Острейшей социальной проблемой остается бедность больше части населения Чувашии. К беднейшей категории относятся почти все пенсионеры. В 1990 году средний размер назначенных месячных пенсий составлял 101 руб., в том числе пенсий по возрасту – 108 руб., по инвалидности – 89 руб., по потере кормильца (на каждого нетрудоспособного члена семьи – 68,6 руб.), за выслугу лет (учителя, врачи и др.) – 102 руб., социальные пенсии – 60,7 руб. Это было значительно выше прожиточного минимума, который составлял около 46 рублей. При этом буханка хлеба стоила тогда 18 коп., билет в городском транспорте – 5 коп., квартплата за 2-3-комнатную квартиру – 12-18 руб. в месяц.

В 2015 году в республике пенсии составляли 10901,4 руб., что практически ниже реального с учетом инфляции прожиточного минимума (порога выживаемости).

При этом в большинстве случаев на эти пенсии должны содержаться и другие безработные члены семьи, дети и внуки.

В советский период (1990 год) численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составляла не более 4-6%, а по итогам 2015 года – 16,3% к общей численности Чувашской Республики.

Выводы:

Сопровождавшее «реформы» относительное занижение оплаты труда и сокращение пенсий, социальных гарантий населению со стороны государства и частного капитала в течение последних 20 лет имеют тенденцию на понижение и в последующих годах. Вывод таков: правительства Российской Федерации и Чувашской Республики и частный капитал (союз олигархов, чиновников и криминала) продолжает использовать финансовые рычаги для перераспределения доходов от трудящихся и пенсионеров в пользу богатых для дальнейшего накопления ими капитала за счет основной массы населения. И в этом деле население нашей республики проигрывает все больше и больше по сравнению со средними показателями по Российской Федерации.

К примеру, если в 1990 году средняя зарплата в Москве составляла 337 руб., то в Чувашии 237 руб. в месяц, т.е. разрыв – в 1,42 раза. В 2006 году, соответственно – 18698,6 руб. и 6407,2 руб. Разрыв – в 2,92 раза. В 2015 г. зарплаты были соответственно 64324 и 21360 руб. Разрыв – в 3,01 раз, т.е. стал еще большим и будет расти дальше. К проблеме бедности прибавляется и проблема социального неравенства.

За все эти годы некоторый рост зарплаты в республике сопровождался опережающим ростом цен на товары первой необходимости.

Так, по итогам 2015 года средняя зарплата по Чувашии, как мы уже озвучивали, составила 62,90% к средней зарплате по Российской Федерации. Но при этом стоимость минимального набора продуктов питания Чувашии в декабре 2014 года составила 87% к среднероссийской стоимости. Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг соответственно составляла 87% к среднероссийской.

Получается, что цены на одни и те же товары в Чувашии дороже относительно России на 43% при сравнении действительной покупательной способности начисленных зарплат в Чувашской Республике и Российской Федерации.

Это и есть несостоятельность политики действующей власти. Нужна другая программа, которая бы служила не олигархам, а трудовому народу.

ТАКАЯ ПРОГРАММА БЫЛА ПРЕДСТАВЛЕНА НАРОДУ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Депутат Государственной Думы

Российской Федерации

В.С.ШУРЧАНОВ.

Численность и размещение населения

На 1 января 2009 г. в республике проживает 1296,2 тыс. человек, что составляет 0,9% от общей численности населения страны. В России преобладают субъекты, в которых численность населения варьирует от 1 до 2 млн. человек, к их числу относится и Чувашия.

Сельское население в пределах Чувашии размещено неравномерно численность составляет около 40%. Более плотно заселены северные и центральные районы республики, в них показатель плотности населения превышает 30 человек на км 2 .

Сельское население Чувашии проживает в деревнях, которые отличаются по людности и характеру размещения. В Чувашии насчитывается 1727 сельских поселений, в которых проживает 526100 человек, следовательно, в деревне в среднем проживает около 300 человек. В республике деревни располагаются, в основном, в долинах рек, на водоразделах рек и оврагов, вдоль дорог.

Особенно быстро городское население росло с 1959 по 1989 г.: численность горожан увеличилась в 3,1 раза, благодаря чему к 1970 г. она превысила сельское население. В 2001 г. доля горожан составляла 61,4%. Рост городского населения республики происходил за счет Чебоксар и Новочебоксарска, поэтому их удельный вес в городском населении Чувашии составляет 71%. В то же время снижается доля малых городов в общей численности городского населения республики - с 51,9% в 1959 году до 27,2% в 2000 году.

На территории Чувашии имеется 17 городских поселений: 9 городов и 8 поселков городского типа.

По людности классификация городов республики выглядит следующим образом:

* крупный город (250-500 тыс. человек) - Чебоксары;

* большой город (100-250 тыс. человек) - Новочебоксарск;

* средний город (50-100 тыс. человек) - Канаш;

* малые города (20-50 тыс. человек) - Алатырь, Шумерля;

* малые города с населением менее 20 тыс. человек - Козловка, Цивильск, Ядрин, Мариинский Посад.

К поселкам городского типа относятся Киря, Буинск, Вурнары, Кугеси, Ибреси и Урмары. Поселки Новые Лапсары и Сосновка входят в состав Чебоксарского горсовета.

Городские поселения по республике расположены неравномерно, их больше в северной части Чувашии. Неслучайно на севере республики образовалась Чебоксарская городская агломерация, в состав которой вошли Новочебоксарск, Цивильск, Кугеси, а также все населенные пункты в пределах Чебоксарского района и часть деревень, пограничных с этим районом. Ядром агломерации является г. Чебоксары.

В последнее десятилетие численность городского населения практически не увеличилась и составляет около 60%. В некоторых поселениях даже произошло ее уменьшение, к таким относятся города Канаш, Шумерля, Алатырь, Козловка, поселки

По территории Чувашии национальный состав неоднороден

Национальный и религиозный состав

В целом национальный состав населения в Чувашии продолжает сохранять исторически сложившийся характер, что является залогом стабильных и позитивных процессов в сфере межнациональных отношений. В республике действуют 19 национально-культурных центров, которые активно сотрудничают с государственными органами республики, соседними регионами. Особенностью Чувашской Республики является исторически сложившийся факт, что, с одной стороны, титульная нация составляет большинство населения, с другой стороны, около половины (45,7%) чувашей расселены компактными группами и распыленно вне территории республики, в других регионах Российской Федерации. Этим обусловлено возникновение и проведение активной работы более 60 чувашских национально-культурных автономий и общественно-культурных центров в субъектах Российской Федерации и стран ближнего зарубежья. Население Чувашии и чуваши, проживающие компактно за пределами республики отличались и отличаются высокой степенью межэтнической и социальной толерантности. В Чувашии и у чувашей довольно высок уровень межэтнических браков. Национальная культура являлась и является одним из основных компонентов сохранения и развития этносов. Очевидно, что лишь при условии информированности об основных чертах и особенностях конкретного этноса, возможно, его вписывание в многонациональную среду существования современной России.

На протяжении XX века из республики выезжали чуваши, образуя в других регионах страны чувашские диаспоры. В то же время в республике проживают представители многих национальностей: чуваши - 67,7%, русские - 26,5%, татары - 2,7%, мордва - 1,2%, другие национальности - 1,8%. Всего в Чувашии дружно проживают граждане 97 национальностей и 9 этнических групп. Существуют три этнографические группы чувашей: верховые (вирьял, тури) живут в северных и северо-западных районах Чувашии, низовые (анатри) - на юге республики и за ее пределами, средненизовые (анат енчи) - в северо-восточных и центральных районах. Чувашский язык состоит из двух взаимно понимаемых диалектов: верхового (окающий говор) и низового (укающий).

Основная проблема с вопросами о владении языками заключалась в определении родного языка. Причем в большей степени эта трудность была характерна для чувашей, марийцев, мордвы и других этносов, проживающих в Чебоксарах. Молодое поколение в таких семьях чаще в меньшей степени владеет (или совсем не владеет) родным языком родителей, чем русским.

Традиционная чувашская вера представляла собой природно-языческую веру. После добровольного вхождения в 1551 году чувашского края в состав Русского государства началась христианизация чувашского народа. В настоящее время 95% населения придерживаются православной религии, 3% - ислам, 1% - протестантизм, 1% - другие религии и деноминации.

Демографическая ситуация

К 60-м годам прошлого века в Чувашии, как и в большинстве регионов России, завершился демографический переход к современному типу воспроизводства, то есть рождаемость постепенно снизилась. Поэтому в период 60-80-х гг. показатель естественного прироста колебался в пределах 14,7 - 7,6 человек на 1000 жителей.

С 90-х годов в республике наблюдается неблагополучная демографическая ситуация: начиная с 1992 г. смертность превысила рождаемость. Показатель естественной убыли населения в последнее десятилетие увеличивался и составил в 2000 г. - 9,8 человек на 1000 жителей

Снижение рождаемости и повышение смертности в республике связано с экономическими и демографическими причинами. Условия переходного периода негативно сказываются на жителях России.

В республике, как и во всей стране, произошло резкое падение уровня жизни населения: постоянный рост цен, инфляция и безработица сдерживают рождаемость и увеличивают смертность от болезней, несчастных случаев и самоубийств. В то же время в Чувашии, как и в большинстве регионов России, увеличивается доля лиц пенсионного возраста, что в свою очередь снижает рождаемость и увеличивает смертность. В последние годы отмечается снижение продолжительности жизни. В 1989 г. этот показатель составлял 70,3 лет (у мужчин - 65,4, у женщин - 75,2), а в 1995 г. - всего 66,1 лет (у мужчин - 60,2, у женщин - 72,1).

На территории республики демографическая ситуация не везде одинакова. Относительно благоприятная демографическая ситуация наблюдается в столице республики Чебоксарах и в городах Новочебоксарск и Цивильск. Это объясняется повышенной долей трудоспособного населения в возрастном составе горожан. Большие города с развитой инфраструктурой, высшими учебными заведениями привлекают молодых людей из сельской местности в возрасте 16-35 лет, которые впоследствии осваиваются в них, обзаводятся семьями, пополняя число горожан. Во всех районах республики наблюдается естественная убыль населения. Этот показатель невысок в юго-восточных районах республики. Здесь еще сохранились традиции многодетных семей. Определенное влияние на демографическую ситуацию оказывает и религия, а на юго-востоке республики часть населения исповедует ислам. Самые высокие показатели естественной убыли населения наблюдаются в г. Алатыре и в Алатырском районе.

Половозрастная структура населения является "запечатленной демографической историей". Существенный провал наблюдается в возрасте 50-60-летних (первое эхо войны, это "дети войны") и незначительное снижение наблюдается у 20-30-летних жителей республики (второе эхо войны, это дети "детей войны"). Соотношение мужчин и женщин в разных возрастных группах неодинаково.

Мужчины преобладают в возрасте от 0 до 20 лет, а женщины - в пенсионном возрасте. К 2003 г. численность женщин республики превышала численность мужчин на 88 тыс. человек, но год от года разница между числом мужчин и женщин сокращается. Так, например, в 1990 г. на 1000 мужчин приходилось 1164 женщины, а в 2000 г. - 1137.

В настоящее время происходит постепенный процесс старения населения республики. Численность населения старше трудоспособного возраста увеличилась с 1990 по 2000 гг. на 12,4%. Удельный вес лиц пенсионного возраста в 2000 г. составлял 19,5%. Особенно высока доля пенсионеров в Шумерлинском районе (37,3%), наименьший их удельный вес наблюдается в Чебоксарах (13,9%) и в Новочебоксарске (12,5%) (см. табл.5 в приложении). Одновременно с увеличением численности населения пенсионного возраста происходит уменьшение численности детей. За период с 1990 по 2000 гг. численность лиц моложе трудоспособного возраста уменьшилась на 16,5%. Самый высокий удельный вес детей наблюдается в Ибресинском районе (26,1%), а самый низкий - в Шумерлинском (18,9%).

Урбанизация и миграция. Трудовые ресурсы

Уменьшение численности населения Чувашии идет не только за счет естественного движения (рождаемости и смертности), но и за счет миграции населения. Основными регионами выбытия населения Чувашии являются Москва и Московская область, Татарстан, Нижегородская область. Из регионов, откуда население более всего прибывает, можно отметить Ульяновскую область.

Национальный состав прибывающих в Чувашию из регионов России характеризуется приблизительно равным количеством чувашей и русских. В количестве убывающих из Чувашии русских почти в 2 раза больше, чем чувашей. Трудовыми ресурсами республики считается население трудоспособного возраста за исключением инвалидов, а также работающие пенсионеры и подростки. Численность трудовых ресурсов и их качественный состав непостоянен и зависит от многих причин. Так, например, в половом соотношении преобладают мужчины, а в возрастном соотношении - лица от 30 до 44 лет, по уровню образования - лица со средним и специальным образованием.

В пределах Чувашии миграционный прирост населения неодинаковый (рис.26). Основные потоки мигрантов направлены на север республики, в большие города - в Чебоксары и Новочебоксарск. Сюда приезжают в основном сельские жители республики, особенно молодежь. Южные районы республики имеют отрицательное миграционное сальдо, то есть количество выехавших людей из этих районов меньше количества въехавших сюда на постоянное место жительства. В последнее десятилетие в республику увеличился поток мигрантов из северных и восточных регионов страны.

Праздники и традиции

Основная роль в сохранении и развитии народных художественных традиций в республике принадлежит учреждениям культуры клубного типа. Сегодня в 887 клубных учреждений Чувашии действуют 514 фольклорных коллективов, осваивающих и пропагандирующих национальные народные традиции, обычаи и обряды. Из них 35 носят звание "народный". Клубные учреждения республики ведут большую работу по возрождению и актуализации календарных праздников и обрядов "Сурхури", "Саварни", "Вайа", "Кер сари" и др.

Сурхури - старинный чувашский праздник. Он отмечался в период зимнего солнцестояния. Позднее этот праздник нового года совпал с христианским рождеством (раштав) и продолжался до крещения (кашарни). Во время празднования сурхури проводились обряды, которые призвали обеспечить хозяйственные успехи и личное благополучие людей, хороший урожай и приплод скота в новом году.

Во время сурхури от рождества до крещенья по вечерам ходили ряженые (светке), разыгрывали всевозможные юмористические сценки.

Ближе к полуночи начинались гадания. Молодые люди стремились предугадать своё будущее, узнать, какие изменения ожидают их в новом году. Парни и девушки в полночь шли в овчарню и в темноте хватали овец за задние ноги, чтобы по их цвету и возрасту узнать признаки будущего супруга или супруги. От такого обряда происходит и само название праздника: в прямом переводе сурах ури означает "овечья нога".

Способов гадания было великое множество. Молодёжь обычно загадывала о суженом, взрослых же интересовали виды на урожай.

Саварни (Масленица)

В 2008 году празднуется 9 марта. Для чувашского народа Саварни - праздник почитания солнца. В этот день пекут блины, устраивают катания на лошадях вокруг селения по ходу солнца, сжигают чучело "Саварни карчаке".

Празднуется 30 июня. Акатуй (в переводе с чувашского языка означает "свадьба плуга") является одним из главных национальных праздников чувашского народа. Он посвящен окончанию весенне-полевых работ. Издревле чуваши в этот день собирались для того, чтобы поздравить друг друга, встать в общий хоровод и спеть любимые песни, искупаться в реке. Мужчины устраивали спортивные состязания: керешу - борьба на поясах, бег, скачки. Дети также пробовали свои силы в различных играх: в лазании на шест, беге в мешках, в перетягивании каната.

Праздник Уяв проводится в весенне-летний период. В его основе - игрища и хороводы. Суть народного торжества в общении после посевной, знакомстве суженных, пении хороводных песен, в которых в той или иной форме были обращения к силам природы с просьбой о богатом урожае, обильном дожде. Слово "уяв" буквально означает "соблюдение", первоначально оно означало соблюдение традиционной обрядовой жизни, а позднее так стали называть любой праздник, обрядовое торжество. В 2007 году отмечался 7-8 июля.

Национальный костюм, кухня

Жители сумели сохранить свою самобытную культуру, традиции, ремесла и промыслы: уникальные вышивки, необычные костюмы, своеобразные женские головные уборы, обрядовые праздники, связанные с древними верованиями языческих чуваш, приготовлением национального напитка - чувашского пива.

Большой жизненной силой обладают национальные традиции в одежде. Путем сравнительного анализа отдельных частей одежды и украшений наши этнографы пришли к выводу, что чуваши лучше всех сохранили древний стиль одежды. До середины XIX века у чувашей применялись преимущественно ткани домашнего производства. Этому способствовала замкнутость натурального хозяйства. Пока употреблялись растительные краски собственного изготовления, окраска пряжи была достаточно сложным и трудоемким процессом и холст был белым. Но белая одежда быстро пачкается, и как только в быт у чувашей проникают анилиновые краски, а вместе с разложением натурального хозяйства слабеет непоколебимость старины, начинается окрашивание пряжи. Еще в конце XVIII века низовые чувашки начинают ткать пестрядь.

Несмотря на тесное отношение народов Поволжья с русским народом и между собой, их художественные культуры, испытывая определенное взаимовлияние, тем не менее сохраняют свои специфические особенности. И в этом отношении выделяется чувашская вышивка. Обожествляя явления природы, древние предки чувашей отразили свои языческие представления в орнаменте одежды и утвари. Так, вселенная изображалась в виде четырехугольника, образ великой богини посредством великого древа жизни, солнце - в виде круга или розетки и т.д. Таким образом орнамент весьма реалистично воспроизводил миропонимание наших предков.

Старинный праздничный женский костюм весьма сложен, он состоит из туникообразной белой холщевой рубашки и целой системы вышитых, бисерных и металлических украшений. В завершенности костюма большую роль играют головные уборы и украшения из бисера раковин и монет. В отдаленном прошлом они, несомненно, играли роль оберегов и талисманов, а позже стали обозначать возрастную и социальную принадлежность владелицы. Бисер и раковины в качестве украшения появились у предков чувашей в очень древние времена. Но во время монголо-татарского ига часть мастеров была вывезена в Золотую Орду, часть погибла. У чувашей, укрывшихся в лесах осталась традиция украшать себя ювелирными изделиями из драгоценных металлов и, вероятнее всего, именно тогда и произошла эта замена височных колец, гринв, различных подвесок, монетами. Бисер у чувашей употреблялся для изготовления девичьих головных уборов тухья и женских головных уборов хушпу, сохранившихся до наших дней, шейных украшений. Из него нанизали подвески для кос, кисти к наспинным и поясным украшениям. Каркас тухьи и хушпу делался из толстой шерстяной или холщевой ткани, иногда кожи, на него суровой ниткой нашивался бисер. Орнамент бисерного шитья аналогичен геометрическому орнаменту вышивок. Основные цвета бисера - красный и зеленый (от темно-голубого до голубого), белый и желтый.

Для украшения головных уборов мастерицы выбирали монеты не только по их размерам, но и по звучанию. Монеты, пришиваемые к остову, прикреплялись плотно, а свисающие с краев - свободно, и между ними оставались промежутки, чтобы в о время танцев или хороводов они издавали мелодичные звуки.

Своеобразной формой отличались женские головные уборы хушпу. Они бывают двух видов конусообразные и шлемовидные, имеют "хвост" - деталь спускающаяся на спину. Двух видов бывают и девичьи головные уборы тухья - островерхие и без острия, наспинной части у них нет. Художественные приемы, использованные в шитье, богаты и разнообразны. Мастерицы с большим умением и вкусом размещали каждую монету и бисеринку. Среди изделий из серебра и бисера в одном ряду с тухья и хушпу находятся женские и девичьи нагрудные украшения шулкеме. В отдельных этнографических подгруппах их называли также подвеской к супрану или ама. Девичье украшение в отличие от женского не имело треугольной детали, служащей для крепления сурпана и был одноярусным. У верховых чуваш шулкеме состоял в основном из двух одинаковых частей и имел квадратную форму, а у низовых и промежуточных - полуовальную и прямоугольную. Среди шитых серебром и бисером предметов особое место занимает женское и девичье украшение - тевет. Надевали его через левое плечо. Женщины носили тевет в основном на свадьбах, а девушки - во время весеннего обряда "девичья пашня", в хороводах и на осенних праздниках, посвященных овину, первому хлебу и льну. Одним из традиционных праздников был "девичье пиво" - в честь хмеля и нового пива, когда все девушки участницы обязательно должны надевать тевет.

Костюмы чувашей и их орнаментация различались по трем этнографическим группам. Узоры низовых вышивались на домотканом белом холсте всегда крупные, полихромные. Основной орнамент часто исполнялся нашивкой широкими полосами маренового цвета и сопровождался мелким узором. Для орнаментации характерны черты монументальности. Мастерицы-вирьялки, кроме белого холста, применяли также цветную основу, любили мелкий, филигранно выполненный орнамент. Костюм их отличался формой ношения. Непременной принадлежностью их туалета были черные онучи. Костюм и узоры средненизовых более близки к низовым. Женские рубашки отличались богатой орнаментацией нагрудной части. Ее украшали узоры, розетки. Розетки состояли из наложенных друг на друга спицеобразных фигур. Узоры имели форму ромба. Среди них большой интерес представлял сложный орнамент, имеющий ассиметричную композицию, которая встречается только в вышивке рубашек замужней женщины. Орнаментация женского костюма подчинялась общей композиции. Подол, по сравнению с другими частями рубашки, вышивался более скромно, в его украшении соблюдался четкий ритм. Большую роль играло ритмичное чередование широких и узких полос, включающих в себя нашивки и геометрические узоры. Свой природный дар и умение чувашские мастерицы раскрывали в украшении набедренников. Носили их как в праздничные дни, так и в будни. Для исполнения узоров применяли шелковые и шерстяные нити. Вышивка была односторонняя, широко использовалась нашивка. Длинная бахрома, коричневого или синего цвета, обогащала набедренник при движении, играя на белом фоне рубашки, оживляя весь костюм женщины.

Девочки с пяти шести лет учились рукоделию. К 12-14 годам многие из них, освоив секреты мастерства, многообразие техники становились прекрасными мастерицами. Девичий костюм не имел нагрудных розеток. наплечников. нарукавных узоров. Молодые девушки свои наряды, предназначенные для праздников или весенних хороводов, вышивали скромно. Все мастерство и умение они вкладывали в вышивку свадебной одежды. Одной из принадлежностей свадебного одеяния являлось покрывало невесты - большое полотнище с вышивками по углам. Невеста под покрывалом должна была сидеть во время свадьбы в окружении своих близких подруг в переднем углу избы, отдельно от жениха. В определенный момент свадьбы происходила церемония снятия покрывала и облачения невесты в костюм замужней женщины. Вышивки покрывал поражают богатством форм, разнообразием декора. Женские головные повязки масмак бывают двух видов: у чувашей анатри они широкие, с трапециевидной композицией узора на белом холсте, а у вирьял - узкие, вышитые мелкими геометрическими фигурами, обычно на полоске цветной ткани.

Богатством вышивки и разнообразием орнамента отличалась мужская одежда. одной из самых интересных принадлежностей мужской одежды являлся шупар - халат из домотканого белого холста. В прошлом веке его носили в основном пожилые мужчины и предводители свадьбы, а еще раньше в такое одеяние должны были облачаться жрецы во время жертвоприношений. В украшении мужского халата, кроме вышивки, обильно применялись шелковые нашивки. Особо старательно мастерицы исполняли наспинные узоры - они были крупными, выразительными, всегда с чертами монументальности. Узоры старинного мужского халата, размещаемые вокруг грудного разреза, на плечах, на груди, на спине, на рукавах, на подоле, подчинялись, как и на женской рубашке, единому композиционному строю. Но их орнаментальные мотивы почти не повторяли узоров женских одеяний. Халат вышивался односторонним швом по счету ниток. Фигуры орнамента напоминают изображения коней, растений, человеческих рук, которые часто сопровождаются символами "пахотной земли". Одной из особенностей украшения халатов является также обилие в них знаков "огня", выполненных шелковыми нашивками. Все свое умение, все свое мастерство вышивальщицы девушки вкладывали в исполнение платка жениха. Девушка дарила платок жениху в день сватовства, выражая согласие выйти за него замуж, а также демонстрируя свое мастерство. Сложенный углом платок жених носил на шее во время свадьбы. С середины XIX века вышитая одежда постепенно заменяется пестрядью. В начале XX столетия этот процесс усиливается. Природные краски вытесняются анилиновыми. В деревнях появляются ткацкие станы. Костюм из пестряди (рубаха, платок, передник) получает распространение в основном среди низовых чувашей. Вначале такой костюм был рабочей одеждой, а позднее становится и праздничной. В костюме верховых чувашей пестрядь не нашла себе места. Тканный узор в них развивается в изготовлении женских и мужских нарядных поясов.

Чувашская кухня имеет большое сходство с татарской и башкирской. Используется простое мясо, но среди мясопродуктов превалирует все же баранина. Весьма характерной особенностью чувашской кулинарии является применение овощей для приготовления первых блюд с сыром, а не в пассированном виде. Чрезвычайно богат ассортимент мучных изделий. Мясная и рыбная начинка, репчатый лук закладываются в сыром виде доводятся до готовности при выпечке. Начинка часто бывает сложной: чередуются слои картофеля, мяса, лука и других продуктов.

Традиционные блюда в основном состоят из продуктов земледелия и скотоводства. Широко употреблялись каши (пгтг), толокно (тинкеле), мучные кисели (кeсeл, нимeр), супы (яшка, шярпе) на рыбном или мясном бульоне с приправами из крупы, овощей и зелени. Популярными среди чувашей были похлебка с клецками (салма яшки, згмах яшки), колбаса из овечьего желудка, начиненного мясом и салом (шгрттан), вареная колбаса с начинкой из крупы, рубленого мяса или животной крови (тултармгш, сукта). Молочные продукты употреблялись в виде цельного (сет) и кислого молока (тургх), пахтанья (уйран), сливок (хгйма) и творожного сыра (чгкгт). Башкирские и оренбургские чуваши изготовляли также и кумыс (кгмгс). Разнообразной была выпечка: хлеб из ржаной муки (згкгр), часто с добавлением солода, к праздничному столу чувашки готовили хгпарту - пышный пшеничный хлеб; пироги (кукгль), хуплу - круглый большой пирог со сложной мясо-крупяной начинкой, блины (пeлeм) и оладьи (затма икерчи), лепешки (пашалу, юсман, сурхури, икерчe, вeтя), ватрушки с картофельной или творожной начинкой (пяремеч, тгпгрчг икерчи), колобки (йгва) из пшеничной муки, хургн кукли - небольшие пирожки типа вареников или галушек (их варили в котле).

На столе чувашей традиционно присутствовал мед (пыл). Излюбленные напитки - пиво из ячменного или ржаного солода (сгра), медовуха или брага (сим-пыл, кгрчама).

10:16 — REGNUM

В Чувашии продолжает сокращаться численность населения, но при этом растёт рождаемость, увеличивается продолжительность жизни и замедляется миграционная убыль. Об этом говорится в государственном докладе о состоянии здоровья населения республики в 2014 году, передаёт корреспондент ИА REGNUM со ссылкой на документ.

По данным отчёта, на начало 2015 года в Чувашии насчитывалось 1,238 млн человек, что на 0,2% (на 1913 человек) меньше по сравнению с 2014 годом. Сокращение произошло за счёт снижения численности сельского населения (на 1,5%), при этом число городских жителей возросло на 0,7%. Наибольшее уменьшение численности населения произошло в Шумерлинском, Красночетайском, Алатырском, Козловском и Красноармейском районах (от 3,4 до 2%), прирост зарегистрирован в Чебоксарах и Новочебоксарске. Плотность населения на 1 января 2015 года составила 67,5 человека на 1 кв. км (по России на 1 января 2014 года — 8,4).

Удельный вес лиц трудоспособного возраста в общей численности населения Чувашии в сравнении с 2012 годом снизился на 1,7% и составил на начало 2014 года 59,5%. В среднем за 2014 год численность экономически активного населения составила 683,7 тыс. человек.

«Численность контингента лиц старших возрастов и их доля в общей численности населения, следуя общемировой тенденции, увеличиваются: с 21,7% в 2012 году до 22,7% в 2014 году. Численность детей в возрасте до 15 лет в сравнении с 2012 годом увеличилась на 0,7% и составила на начало 2014 года 17,8% от общего числа жителей», — говорится в отчёте.

Доля горожан в структуре населения составляет 60,7%. В сельской местности доля лиц старше трудоспособного возраста в 1,3 раза больше, чем в городской местности (25,9 и 20,7% соответственно). Наибольший удельный вес старших возрастных групп отмечен в Порецком, Алатырском, Яльчикском, Красночетайском и Шумерлинском районах (от 33,6 до 30,4% от общей численности населения), наименьший (до 21,8%) — в Чебоксарах, Канаше, Новочебоксарске, в Чебоксарском и Ибресинском районах.

Средний возраст жителей Чувашии за последние три года увеличился на 0,25 года, составив на начало 2014 года 39,15 года, в том числе мужчин — 36,53, женщин — 41,43 года. Ожидаемая продолжительность жизни населения в прошлом году увеличилась до 70,62 года (на 0,31 года в сравнении с 2012 годом). Продолжительность жизни мужчин составила 64,59 года, женщин — 77,19 года.

В прошлом году на 100 девочек родились 107 мальчиков, и указанное соотношение сохраняется в течение ряда лет. На 1 января 2014 года численность мужчин в Чувашии составила 577,7 тыс. человек (46,6% от численности населения), женщин — 662,3 тыс. человек (53,4%). На 1 тыс. мужчин приходится 1146 женщин, в том числе в городской местности — 1225 женщин, в сельской — 1037. Численность женщин пожилого возраста превысила численность мужчин однородной возрастной группы, что чиновники связывают с более высокой смертностью мужского населения.

В 2014 году в Чувашии родились 17 224 младенца, коэффициент рождаемости составил 13,9 на 1 тыс. населения (Россия — 13,3, ПФО — 13,4). Число родившихся по сравнению с 2012 годом уменьшилось на 248 человек.

1997 1998 18,3 ↘ 18,2 ↘ 17,3 ↗ 18,6 ↘ 15,7 ↘ 10,2 ↘ 10,0 ↘ 9,4 ↗ 9,8 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 ↘ 8,9 ↗ 9,1 ↘ 8,9 ↗ 9,7 ↗ 10,1 ↗ 10,5 ↘ 10,1 ↗ 10,3 ↗ 11,6 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 ↗ 11,7 ↗ 12,6 ↗ 12,9 ↗ 12,9 ↗ 14,0 ↗ 14,0 ↘ 13,9
Смертность (число умерших на 1000 человек населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
8,9 ↗ 9,9 ↗ 10,7 ↘ 10,6 ↘ 10,1 ↗ 13,0 ↘ 12,4 ↘ 12,3 ↘ 11,7
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↗ 13,3 ↗ 13,8 ↗ 14,1 ↗ 14,8 ↗ 15,3 ↘ 14,9 ↗ 15,2 ↘ 14,7 ↘ 14,5
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
↘ 14,4 ↘ 13,7 ↗ 14,5 ↘ 13,5 ↘ 13,3 ↘ 13,2 ↗ 13,3
Естественный прирост населения (на 1000 человек населения, знак (-) означает естественную убыль населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
9,4 ↘ 8,3 ↘ 6,6 ↗ 8,0 ↘ 5,6 ↘ -2,8 ↗ -2,4 ↘ -2,9 ↗ -1,9
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↘ -4,4 ↘ -4,7 ↘ -5,2 ↗ -5,1 ↘ -5,2 ↗ -4,4 ↘ -5,1 ↗ -4,4 ↗ -2,9
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
↗ -2,7 ↗ -1,1 ↘ -1,6 ↗ -0,6 ↗ 0,7 ↗ 0,8 ↘ 0,6
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет)
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
70,3 ↘ 70,0 ↘ 69,3 ↘ 66,9 ↘ 66,2 ↗ 66,2 ↗ 67,2 ↗ 67,6 ↗ 68,7
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↘ 66,9 ↘ 66,4 ↘ 66,0 ↘ 65,8 ↗ 65,9 ↗ 66,3 ↗ 66,4 ↗ 67,0 ↗ 67,4
2008 2009 2010 2011 2012 2013
↗ 67,8 ↗ 69,0 ↘ 68,5 ↗ 69,7 ↗ 70,3 ↗ 70,8

Возрастно-половой состав

Национальный состав

1939
чел.
% 1959
чел.
% 1989
чел.
% 2002
чел.
%
от
всего
%
от
указав-
ших
нацио-
наль-
ность
2010
чел.
%
от
всего
%
от
указав-
ших
нацио-
наль-
ность
всего 1076810 100,00 % 1097859 100,00 % 1338023 100,00 % 1313754 100,00 % 1251619 100,00 %
Чуваши 777202 72,18 % 770351 70,17 % 906922 67,78 % 889268 67,69 % 67,87 % 814750 65,10 % 67,70 %
Русские 241386 22,42 % 263692 24,02 % 357120 26,69 % 348515 26,53 % 26,60 % 323274 25,83 % 26,86 %
Татары 29007 2,69 % 31357 2,86 % 35689 2,67 % 36379 2,77 % 2,78 % 34214 2,73 % 2,84 %
Мордва 22512 2,09 % 23863 2,17 % 18686 1,40 % 15993 1,22 % 1,22 % 13014 1,04 % 1,08 %
Украинцы 3629 0,34 % 3837 0,35 % 7302 0,55 % 6422 0,49 % 0,49 % 4707 0,38 % 0,39 %
Марийцы 397 0,04 % 755 0,07 % 3799 0,28 % 3542 0,27 % 0,27 % 3648 0,29 % 0,30 %
Белорусы 648 0,06 % 1113 0,10 % 2198 0,16 % 1881 0,14 % 0,14 % 1417 0,11 % 0,12 %
Армяне 108 0,01 % 142 318 0,02 % 1261 0,10 % 0,10 % 1290 0,10 % 0,11 %
Азербайджанцы 41 0,00 % 181 422 0,03 % 857 0,07 % 0,07 % 891 0,07 % 0,07 %
Таджики 9 0,00 % 135 0,01 % 383 0,03 % 0,03 % 644 0,05 % 0,05 %
Цыгане 42 0,00 % 58 0,01 % 452 0,03 % 701 0,05 % 0,05 % 602 0,05 % 0,05 %
Узбеки 47 0,00 % 129 210 0,02 % 356 0,03 % 0,03 % 565 0,05 % 0,05 %
Молдаване 15 0,00 % 68 0,01 % 250 0,02 % 359 0,03 % 0,03 % 461 0,04 % 0,04 %
Немцы 322 0,03 % 291 0,03 % 376 0,03 % 520 0,04 % 0,04 % 404 0,03 % 0,03 %
Удмурты 66 0,01 % 76 0,01 % 558 0,04 % 453 0,03 % 0,03 % 332 0,03 % 0,03 %
Евреи 545 0,05 % 1003 0,09 % 690 0,05 % 393 0,03 % 0,03 % 317 0,03 % 0,03 %
Башкиры 53 0,00 % 280 0,02 % 318 0,02 % 0,02 % 295 0,02 % 0,02 %
Грузины 100 0,01 % 108 0,01 % 151 0,01 % 405 0,03 % 0,03 % 240 0,02 % 0,02 %
Казахи 84 0,01 % 67 0,01 % 194 0,01 % 240 0,02 % 0,02 % 190 0,02 % 0,02 %
Греки 16 0,00 % 199 0,01 % 200 0,02 % 0,02 % 166 0,01 % 0,01 %
другие 513 0,05 % 752 0,07 % 2061 0,15 % 1854 0,14 % 0,14 % 2129 0,17 % 0,18 %
указали национальность 1076742 99,99 % 1097843 100,00 % 1338012 100,00 % 1310300 99,74 % 100,00 % 1203550 96,16 % 100,00 %
не указали национальность 68 0,01 % 16 0,00 % 11 0,00 % 3454 0,26 % 48069 3,84 %

Чуваши

Татары

Общая карта

Легенда карты (при наведении на метку отображается реальная численность населения):

Напишите отзыв о статье "Население Чувашии"

Примечания

  1. . Проверено 27 марта 2016. .
  2. . Проверено 7 февраля 2015. .
  3. istmat.info/node/20228 Статистический справочник СССР за 1928 г.
  4. . Проверено 10 октября 2013. .
  5. . Проверено 14 октября 2013. .
  6. demoscope.ru/weekly/ssp/rus79_reg1.php Всесоюзная перепись населения 1979 г.
  7. . Проверено 28 июня 2016. .
  8. . .
  9. www.fedstat.ru/indicator/data.do?id=31557 Численность постоянного населения на 1 января (человек) 1990-2013 года
  10. . .
  11. . Проверено 23 марта 2015. .
  12. . Проверено 31 мая 2014. .
  13. . Проверено 16 ноября 2013. .
  14. . Проверено 13 апреля 2014. .
  15. . Проверено 6 августа 2015. .
  16. :
  17. :
  18. Татарский энциклопедический словарь. - Казань, 1999.

Отрывок, характеризующий Население Чувашии

«О господи, народ то что зверь, где же живому быть!» – слышалось в толпе. – И малый то молодой… должно, из купцов, то то народ!.. сказывают, не тот… как же не тот… О господи… Другого избили, говорят, чуть жив… Эх, народ… Кто греха не боится… – говорили теперь те же люди, с болезненно жалостным выражением глядя на мертвое тело с посиневшим, измазанным кровью и пылью лицом и с разрубленной длинной тонкой шеей.
Полицейский старательный чиновник, найдя неприличным присутствие трупа на дворе его сиятельства, приказал драгунам вытащить тело на улицу. Два драгуна взялись за изуродованные ноги и поволокли тело. Окровавленная, измазанная в пыли, мертвая бритая голова на длинной шее, подворачиваясь, волочилась по земле. Народ жался прочь от трупа.
В то время как Верещагин упал и толпа с диким ревом стеснилась и заколыхалась над ним, Растопчин вдруг побледнел, и вместо того чтобы идти к заднему крыльцу, у которого ждали его лошади, он, сам не зная куда и зачем, опустив голову, быстрыми шагами пошел по коридору, ведущему в комнаты нижнего этажа. Лицо графа было бледно, и он не мог остановить трясущуюся, как в лихорадке, нижнюю челюсть.
– Ваше сиятельство, сюда… куда изволите?.. сюда пожалуйте, – проговорил сзади его дрожащий, испуганный голос. Граф Растопчин не в силах был ничего отвечать и, послушно повернувшись, пошел туда, куда ему указывали. У заднего крыльца стояла коляска. Далекий гул ревущей толпы слышался и здесь. Граф Растопчин торопливо сел в коляску и велел ехать в свой загородный дом в Сокольниках. Выехав на Мясницкую и не слыша больше криков толпы, граф стал раскаиваться. Он с неудовольствием вспомнил теперь волнение и испуг, которые он выказал перед своими подчиненными. «La populace est terrible, elle est hideuse, – думал он по французски. – Ils sont сошше les loups qu"on ne peut apaiser qu"avec de la chair. [Народная толпа страшна, она отвратительна. Они как волки: их ничем не удовлетворишь, кроме мяса.] „Граф! один бог над нами!“ – вдруг вспомнились ему слова Верещагина, и неприятное чувство холода пробежало по спине графа Растопчина. Но чувство это было мгновенно, и граф Растопчин презрительно улыбнулся сам над собою. „J"avais d"autres devoirs, – подумал он. – Il fallait apaiser le peuple. Bien d"autres victimes ont peri et perissent pour le bien publique“, [У меня были другие обязанности. Следовало удовлетворить народ. Много других жертв погибло и гибнет для общественного блага.] – и он стал думать о тех общих обязанностях, которые он имел в отношении своего семейства, своей (порученной ему) столице и о самом себе, – не как о Федоре Васильевиче Растопчине (он полагал, что Федор Васильевич Растопчин жертвует собою для bien publique [общественного блага]), но о себе как о главнокомандующем, о представителе власти и уполномоченном царя. „Ежели бы я был только Федор Васильевич, ma ligne de conduite aurait ete tout autrement tracee, [путь мой был бы совсем иначе начертан,] но я должен был сохранить и жизнь и достоинство главнокомандующего“.
Слегка покачиваясь на мягких рессорах экипажа и не слыша более страшных звуков толпы, Растопчин физически успокоился, и, как это всегда бывает, одновременно с физическим успокоением ум подделал для него и причины нравственного успокоения. Мысль, успокоившая Растопчина, была не новая. С тех пор как существует мир и люди убивают друг друга, никогда ни один человек не совершил преступления над себе подобным, не успокоивая себя этой самой мыслью. Мысль эта есть le bien publique [общественное благо], предполагаемое благо других людей.
Для человека, не одержимого страстью, благо это никогда не известно; но человек, совершающий преступление, всегда верно знает, в чем состоит это благо. И Растопчин теперь знал это.
Он не только в рассуждениях своих не упрекал себя в сделанном им поступке, но находил причины самодовольства в том, что он так удачно умел воспользоваться этим a propos [удобным случаем] – наказать преступника и вместе с тем успокоить толпу.
«Верещагин был судим и приговорен к смертной казни, – думал Растопчин (хотя Верещагин сенатом был только приговорен к каторжной работе). – Он был предатель и изменник; я не мог оставить его безнаказанным, и потом je faisais d"une pierre deux coups [одним камнем делал два удара]; я для успокоения отдавал жертву народу и казнил злодея».
Приехав в свой загородный дом и занявшись домашними распоряжениями, граф совершенно успокоился.
Через полчаса граф ехал на быстрых лошадях через Сокольничье поле, уже не вспоминая о том, что было, и думая и соображая только о том, что будет. Он ехал теперь к Яузскому мосту, где, ему сказали, был Кутузов. Граф Растопчин готовил в своем воображении те гневные в колкие упреки, которые он выскажет Кутузову за его обман. Он даст почувствовать этой старой придворной лисице, что ответственность за все несчастия, имеющие произойти от оставления столицы, от погибели России (как думал Растопчин), ляжет на одну его выжившую из ума старую голову. Обдумывая вперед то, что он скажет ему, Растопчин гневно поворачивался в коляске и сердито оглядывался по сторонам.
Сокольничье поле было пустынно. Только в конце его, у богадельни и желтого дома, виднелась кучки людей в белых одеждах и несколько одиноких, таких же людей, которые шли по полю, что то крича и размахивая руками.
Один вз них бежал наперерез коляске графа Растопчина. И сам граф Растопчин, и его кучер, и драгуны, все смотрели с смутным чувством ужаса и любопытства на этих выпущенных сумасшедших и в особенности на того, который подбегал к вим.
Шатаясь на своих длинных худых ногах, в развевающемся халате, сумасшедший этот стремительно бежал, не спуская глаз с Растопчина, крича ему что то хриплым голосом и делая знаки, чтобы он остановился. Обросшее неровными клочками бороды, сумрачное и торжественное лицо сумасшедшего было худо и желто. Черные агатовые зрачки его бегали низко и тревожно по шафранно желтым белкам.
– Стой! Остановись! Я говорю! – вскрикивал он пронзительно и опять что то, задыхаясь, кричал с внушительными интонациями в жестами.
Он поравнялся с коляской и бежал с ней рядом.
– Трижды убили меня, трижды воскресал из мертвых. Они побили каменьями, распяли меня… Я воскресну… воскресну… воскресну. Растерзали мое тело. Царствие божие разрушится… Трижды разрушу и трижды воздвигну его, – кричал он, все возвышая и возвышая голос. Граф Растопчин вдруг побледнел так, как он побледнел тогда, когда толпа бросилась на Верещагина. Он отвернулся.
– Пош… пошел скорее! – крикнул он на кучера дрожащим голосом.
Коляска помчалась во все ноги лошадей; но долго еще позади себя граф Растопчин слышал отдаляющийся безумный, отчаянный крик, а перед глазами видел одно удивленно испуганное, окровавленное лицо изменника в меховом тулупчике.
Как ни свежо было это воспоминание, Растопчин чувствовал теперь, что оно глубоко, до крови, врезалось в его сердце. Он ясно чувствовал теперь, что кровавый след этого воспоминания никогда не заживет, но что, напротив, чем дальше, тем злее, мучительнее будет жить до конца жизни это страшное воспоминание в его сердце. Он слышал, ему казалось теперь, звуки своих слов:
«Руби его, вы головой ответите мне!» – «Зачем я сказал эти слова! Как то нечаянно сказал… Я мог не сказать их (думал он): тогда ничего бы не было». Он видел испуганное и потом вдруг ожесточившееся лицо ударившего драгуна и взгляд молчаливого, робкого упрека, который бросил на него этот мальчик в лисьем тулупе… «Но я не для себя сделал это. Я должен был поступить так. La plebe, le traitre… le bien publique», [Чернь, злодей… общественное благо.] – думал он.
У Яузского моста все еще теснилось войско. Было жарко. Кутузов, нахмуренный, унылый, сидел на лавке около моста и плетью играл по песку, когда с шумом подскакала к нему коляска. Человек в генеральском мундире, в шляпе с плюмажем, с бегающими не то гневными, не то испуганными глазами подошел к Кутузову и стал по французски говорить ему что то. Это был граф Растопчин. Он говорил Кутузову, что явился сюда, потому что Москвы и столицы нет больше и есть одна армия.
– Было бы другое, ежели бы ваша светлость не сказали мне, что вы не сдадите Москвы, не давши еще сражения: всего этого не было бы! – сказал он.
Кутузов глядел на Растопчина и, как будто не понимая значения обращенных к нему слов, старательно усиливался прочесть что то особенное, написанное в эту минуту на лице говорившего с ним человека. Растопчин, смутившись, замолчал. Кутузов слегка покачал головой и, не спуская испытующего взгляда с лица Растопчина, тихо проговорил:
– Да, я не отдам Москвы, не дав сражения.
Думал ли Кутузов совершенно о другом, говоря эти слова, или нарочно, зная их бессмысленность, сказал их, но граф Растопчин ничего не ответил и поспешно отошел от Кутузова. И странное дело! Главнокомандующий Москвы, гордый граф Растопчин, взяв в руки нагайку, подошел к мосту и стал с криком разгонять столпившиеся повозки.

В четвертом часу пополудни войска Мюрата вступали в Москву. Впереди ехал отряд виртембергских гусар, позади верхом, с большой свитой, ехал сам неаполитанский король.
Около середины Арбата, близ Николы Явленного, Мюрат остановился, ожидая известия от передового отряда о том, в каком положении находилась городская крепость «le Kremlin».
Вокруг Мюрата собралась небольшая кучка людей из остававшихся в Москве жителей. Все с робким недоумением смотрели на странного, изукрашенного перьями и золотом длинноволосого начальника.
– Что ж, это сам, что ли, царь ихний? Ничево! – слышались тихие голоса.
Переводчик подъехал к кучке народа.
– Шапку то сними… шапку то, – заговорили в толпе, обращаясь друг к другу. Переводчик обратился к одному старому дворнику и спросил, далеко ли до Кремля? Дворник, прислушиваясь с недоумением к чуждому ему польскому акценту и не признавая звуков говора переводчика за русскую речь, не понимал, что ему говорили, и прятался за других.
Мюрат подвинулся к переводчику в велел спросить, где русские войска. Один из русских людей понял, чего у него спрашивали, и несколько голосов вдруг стали отвечать переводчику. Французский офицер из передового отряда подъехал к Мюрату и доложил, что ворота в крепость заделаны и что, вероятно, там засада.
– Хорошо, – сказал Мюрат и, обратившись к одному из господ своей свиты, приказал выдвинуть четыре легких орудия и обстрелять ворота.
Артиллерия на рысях выехала из за колонны, шедшей за Мюратом, и поехала по Арбату. Спустившись до конца Вздвиженки, артиллерия остановилась и выстроилась на площади. Несколько французских офицеров распоряжались пушками, расстанавливая их, и смотрели в Кремль в зрительную трубу.
В Кремле раздавался благовест к вечерне, и этот звон смущал французов. Они предполагали, что это был призыв к оружию. Несколько человек пехотных солдат побежали к Кутафьевским воротам. В воротах лежали бревна и тесовые щиты. Два ружейные выстрела раздались из под ворот, как только офицер с командой стал подбегать к ним. Генерал, стоявший у пушек, крикнул офицеру командные слова, и офицер с солдатами побежал назад.
Послышалось еще три выстрела из ворот.
Один выстрел задел в ногу французского солдата, и странный крик немногих голосов послышался из за щитов. На лицах французского генерала, офицеров и солдат одновременно, как по команде, прежнее выражение веселости и спокойствия заменилось упорным, сосредоточенным выражением готовности на борьбу и страдания. Для них всех, начиная от маршала и до последнего солдата, это место не было Вздвиженка, Моховая, Кутафья и Троицкие ворота, а это была новая местность нового поля, вероятно, кровопролитного сражения. И все приготовились к этому сражению. Крики из ворот затихли. Орудия были выдвинуты. Артиллеристы сдули нагоревшие пальники. Офицер скомандовал «feu!» [пали!], и два свистящие звука жестянок раздались один за другим. Картечные пули затрещали по камню ворот, бревнам и щитам; и два облака дыма заколебались на площади.
Несколько мгновений после того, как затихли перекаты выстрелов по каменному Кремлю, странный звук послышался над головами французов. Огромная стая галок поднялась над стенами и, каркая и шумя тысячами крыл, закружилась в воздухе. Вместе с этим звуком раздался человеческий одинокий крик в воротах, и из за дыма появилась фигура человека без шапки, в кафтане. Держа ружье, он целился во французов. Feu! – повторил артиллерийский офицер, и в одно и то же время раздались один ружейный и два орудийных выстрела. Дым опять закрыл ворота.
За щитами больше ничего не шевелилось, и пехотные французские солдаты с офицерами пошли к воротам. В воротах лежало три раненых и четыре убитых человека. Два человека в кафтанах убегали низом, вдоль стен, к Знаменке.
– Enlevez moi ca, [Уберите это,] – сказал офицер, указывая на бревна и трупы; и французы, добив раненых, перебросили трупы вниз за ограду. Кто были эти люди, никто не знал. «Enlevez moi ca», – сказано только про них, и их выбросили и прибрали потом, чтобы они не воняли. Один Тьер посвятил их памяти несколько красноречивых строк: «Ces miserables avaient envahi la citadelle sacree, s"etaient empares des fusils de l"arsenal, et tiraient (ces miserables) sur les Francais. On en sabra quelques"uns et on purgea le Kremlin de leur presence. [Эти несчастные наполнили священную крепость, овладели ружьями арсенала и стреляли во французов. Некоторых из них порубили саблями, и очистили Кремль от их присутствия.]
Мюрату было доложено, что путь расчищен. Французы вошли в ворота и стали размещаться лагерем на Сенатской площади. Солдаты выкидывали стулья из окон сената на площадь и раскладывали огни.
Другие отряды проходили через Кремль и размещались по Маросейке, Лубянке, Покровке. Третьи размещались по Вздвиженке, Знаменке, Никольской, Тверской. Везде, не находя хозяев, французы размещались не как в городе на квартирах, а как в лагере, который расположен в городе.
Хотя и оборванные, голодные, измученные и уменьшенные до 1/3 части своей прежней численности, французские солдаты вступили в Москву еще в стройном порядке. Это было измученное, истощенное, но еще боевое и грозное войско. Но это было войско только до той минуты, пока солдаты этого войска не разошлись по квартирам. Как только люди полков стали расходиться по пустым и богатым домам, так навсегда уничтожалось войско и образовались не жители и не солдаты, а что то среднее, называемое мародерами. Когда, через пять недель, те же самые люди вышли из Москвы, они уже не составляли более войска. Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес с собой кучу вещей, которые ему казались ценны и нужны. Цель каждого из этих людей при выходе из Москвы не состояла, как прежде, в том, чтобы завоевать, а только в том, чтобы удержать приобретенное. Подобно той обезьяне, которая, запустив руку в узкое горло кувшина и захватив горсть орехов, не разжимает кулака, чтобы не потерять схваченного, и этим губит себя, французы, при выходе из Москвы, очевидно, должны были погибнуть вследствие того, что они тащили с собой награбленное, но бросить это награбленное им было так же невозможно, как невозможно обезьяне разжать горсть с орехами. Через десять минут после вступления каждого французского полка в какой нибудь квартал Москвы, не оставалось ни одного солдата и офицера. В окнах домов видны были люди в шинелях и штиблетах, смеясь прохаживающиеся по комнатам; в погребах, в подвалах такие же люди хозяйничали с провизией; на дворах такие же люди отпирали или отбивали ворота сараев и конюшен; в кухнях раскладывали огни, с засученными руками пекли, месили и варили, пугали, смешили и ласкали женщин и детей. И этих людей везде, и по лавкам и по домам, было много; но войска уже не было.

Последние материалы сайта