Можно ли прерывать пост при головной боли? Ураза как щит от стрессов

16.06.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

https://youtu.be/kSap36gkQ9U

Во-первых, человек больной и какова ограничительная черта той болезни, которая позволяет человеку разговляться и не держать уразу, то есть любая ли болезнь позволяет человеку не держать уразу. Говорит, что касается больного человека, говорит Аль Куртуби: больной человек бывает в двух ситуациях: первая ситуация – болеет настолько, что не способен держать уразу никоим образом, такой человек обязан разговеться, то есть ваджибом (обязанностью) для него является разговеться.

Второе положение – когда человек способен держать уразу, но это наносит ему вред и наносит ему сложность. Такой человек, разговеться ему является желательным, но не обязательным. И никто не будет держать уразу в таком состоянии кроме, как джахиля (невежественного человека), то есть если ураза наносит вред человеческому здоровью, то желательным для него является разговеться и если он продолжает держать уразу, то это является проявлением невежества с его стороны.

Говорит ан-Навави сказали шафииты: «Условием болезни, которая позволяет человеку разговляться и не держать уразу, это что бы болезнь была такая, которая при держании уразы наносится ему сложность. То есть человек болеет, такой болезнью, что если человек будет держать уразу при этой болезни, то его организму наносится сложность. Допустим болезнь, как небольшая боль в голове или у человека небольшой насморк, если он держит уразу с такой болезнью, он не приносит никакого вреда своему организму, он не имеет права разговляться, он должен держать уразу, но если действительно болезнь наносит какую-то сложность человеку, более-менее серьезную сложность, тогда он может разговеться. А что касается болезни, такой слабенькой болезни (боль в голове, насморк), что если человек будет держать при ней уразу, никакого вреда, никакой особой сложности не нанося своему организму, такой человек не имеет права разговляться, он обязан держать уразу, без разногласий у шафиитов, в противоречие захиритам», захириты говорят, любая болезнь, которая даже может никакого отношения к уразе не иметь, уже разрешает человеку не держать уразу. Например, у человека болит ухо, если ты будешь держать уразу, то эта болезнь никак не влияет на уразу, так же как ураза никак не влияет на твое ухо. То есть от того что ты не будешь держать уразу ухо у тебя и не выздоровеет и не заболит еще больше. Захириты говорят, что в любом случает, если есть болезнь, то человек может разговляться и не держать уразу, почему? Потому что Всевышний Аллах, субхана ва Тааля, сказал: «Если вы будете путниками или будете больными, можете уразу не держать». Говорят, человек болеет, ухо болит, всё, человек называется больной и уразу может не держать. Но это мнение является неправильным.

Говорит: И то мнение, которое установили шафииты, это также мнение ханбалитов и маликитов. От ханбалитов это мнение передает Ибн Кудама,а так же аль-Мардави. От маликитов передает Абу АбдиЛлях аль-Куртуби».

Значит правильное мнение то, что если человек заболел такой болезнью, которая в случаи уразы, наносит ему определенную сложность и наносит вред его организму, тогда эта болезнь является той, которая позволяет человеку разговляться. Если же болезнь посторонняя, не имеет никакого отношения к уразе, ураза, если человек будет её держать не ослабляет организм, то такая болезнь не позволяет человеку разговляться и не держать уразу, он всё равно обязан уразу держать.

[Примечание редактора стенограммы]: "А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время". Коран 2:185

Большинство ученых – включая четырех имамов имеют мнение, что больному человеку не разрешается прерывать пост, если болезнь не серьезна.

Что подразумевается под серьезной болезнью:

1- Болезнь будет осложнена из-за поста

2- Процесс выздоровления осложнится из-за поста

3- Пост причинит интенсивное затруднение, даже если это не осложнит болезнь или задержит процесс выздоровления

4- Ученые также включали тех, кто боится, что заболеет из-за участия в посте.

Ибн Кудама (да будет ему милость Аллаха), сказал: Вид болезни, при которой разрешается прервать пост - интенсивная болезнь, которая осложнится постом или страх того, что процесс выздоровления затянется. Аль Мугни (4/403)

Сказал Ибн Къудама, да смилуется над ним Аллах: "Больной, болезнь которого неисцелима, должен принимать пищу и кормить за каждый такой день, одного бедняка, потому что его положение, как положение глубокого старца". Мугъни" 4.396

Имам Ахмад сказал: Когда больной человек может прервать свой пост? Он сказал, когда он неспособен поститься. Его спросили, вроде лихорадки? Он сказал, а что может быть быть хуже лихорадки? [«Масаиль сульх ли-имам Ахмад» (3/14, хадис № 1226 и 1227), см. также подробное разъяснение этого вопроса в «аль-Мугни» (3/147), «аль-Фуру’» (3/27) и в «аль-Инсаф» (3/285).]

Aл -Навави сказал в Аль Маджму, 6/261: Человек, который неспособен поститься из-за болезни, которая, он надеется, что уйдет, не обязан поститься …, это применимо, если он сталкивается с очевидной трудностью во время поста и может достигнуть состояния, когда он будет неспособен поститься. Некоторые из ученых считали, что допустимо для каждого больного человека прервать пост и не обязательно, чтобы пост причинил им затруднение. Это - странное представление, которое было отклонено учеными.

Аль Навави сказал: В отношении человека, который немного болен и кто не переносит никакого очевидного затруднения, для него не допустимо прервать свой пост, и нет никакого различия мнений среди нас относительно этого. Аль Маджму, 6/261

Шейх Ибн Усеймин сказал: Больному человеку, которому не повредит пост, вроде такого, кто имеет небольшую простуду или головную боль, или небольшую зубную боль и т.п., не разрешают прерывать пост. Даже при том, что некоторые из ученых позволяют это, исходя из айатов (смысловой перевод): " В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны. " [Корова 2:185],

мы говорим, что постановление, упомянутое в этом аяте связано с условием, когда прерывание поста овободит его от трудностей, но если участие в посте не повредит ему, тогда не допустимо для него прерывать пост и он обязан поститься. Аш Шарх аль Мумти, 6/352.

Вопрос: Больному туберкулёзом трудно поститься в Рамадан, поэтому в прошлый Рамадан он не постился. Должен ли он кормить бедняков, принимая во внимание, что нет надежды на выздоровление?

Ответ: Если этот больной не может поститься в Рамадан, и нет надежды на его выздоровление, то он не обязан поститься. За каждый день, в который он не соблюдал пост, он должен накормить бедняка, отдав ему 1/2 са’а крупы или фиников, или риса и т. д. – словом того, что жители этой местности имеют обыкновение употреблять в пищу с учётом их возможностей. В этом, такой больной приравнивается к очень старым людям обоего пола, которым трудно поститься.

Постоянный комитет.

Наступил священный Рамадан - месяц прощения, милости и наград. Многие мусульмане знают, как правильно подготовиться к посту в летние месяцы, как соблюдать адекватный режим труда и отдыха, как питаться, чтобы не нанести вред здоровью.

Иногда верующим, особенно недавно пришедшим в Ислам, непросто решить: поститься ли в Рамадан в этот раз или перенести пост на зимний период. Ведь лишение организма еды и питья на 18-20 часов, особенно в летом, - серьёзное испытание. Особенно сомневаются люди, страдающие острыми и хроническими заболеваниями. Известно, что при наличии болезней и плохой переносимости поста разрешено воздержаться от богослужения или же перенести на более «лёгкое» время.

Когда человек с каким-либо хроническим заболеванием спрашивает у врача, можно ли ему поститься, обычно звучит категоричный ответ: «Конечно, нельзя!» Он связан с позицией доктора, что пост годится только для абсолютно здоровых людей, которым всё нипочём. Однако таких не бывает. И с подобной логикой можно запретить данную религиозную практику почти всем верующим.

Далёкому от медицины человеку бывает трудно понять, насколько состояние его здоровья позволяет или не позволяет соблюдать пост . Ведь воздержание от еды и питья может либо вызвать, либо не вызвать обострение заболевания. К тому же есть диагнозы, не связанные с постом, обострение которых не опасно. К сожалению, многие мусульмане, следуя советам врачей, упускают возможность заслужить довольство Всевышнего , а некоторые, напротив, необоснованно рискуют жизнью, хотя Аллах запрещает верующим вредить самим себе, в том числе посредством поклонения.

Есть болезни, при которых пациент должен обязательно соблюдать диету и регулярно употреблять пищу и воду, можно сказать, под страхом смерти: так больной ежечасно, ежеминутно поддерживает жизнедеятельность организма. При таких заболеваниях пост однозначно запрещён.

Например, при сахарном диабете 1 типа (инсулинзависимый) человек должен контролировать баланс глюкозы в организме, вовремя употребляя пищу, сахар, воду и делая инъекции инсулина. Миф о том, что если не кушать, то просто не нужно ставить инсулин, и всё будет в порядке, - опасное заблуждение, иногда встречающееся среди новичков.

Не всё так однозначно при сахарном диабете 2 типа (инсулиннезависимом), так как больше зависит от стадии заболевания и от состояния пациента. Например, если болезнь на начальной стадии, при которой назначена только диета с низким содержанием углеводов, то поститься разрешено при соблюдении ряда правил во время приёма пищи. Если пациент принимает сахароснижающие препараты, то вопрос решается индивидуально, в зависимости от вида лекарств, вызывают ли они гипогликемию, умеет ли человек контролировать своё состояние и каковы результаты некоторых анализов. Есть многочисленные примеры больных сахарным диабетом 2 типа, даже получающих инсулин, которые отлично чувствуют себя в Рамадан . Благодаря знанию своего организма они уже научились корригировать дозы препаратов в соответствии с уровнем глюкозы крови, и в пост наблюдают улучшение течения болезни. Несомненно, это возможно только у пациентов, в полной мере осознающих, что они делают. Если же у больного сахарным диабетом 2 типа бывают гипогликемии (снижение уровня глюкозы крови), которые он не умеет предотвращать и распознавать - поститься однозначно запрещено.

Практически все болезни почек

Проблема, при которой обезвоживание может быть опасным. Почкам жизненно необходима вода, и с недостатком жидкости может справиться только здоровый орган. Гломерулонефриты, мочекаменная болезнь, наследственные нефропатии, почечная недостаточность - серьёзные противопоказания к посту в летние месяцы. Можно попробовать совершать богослужение , если болезни на начальной стадии, и только во время ремиссии - когда почки фактически здоровы. Тогда пост станет тренировкой, полезной для организма.

Болезни печени и желчного пузыря

Если пациенту предписано соблюдать диету с частым дробным питанием, а любое нарушение режима влечёт появление болей и недомогания, то совет - не поститься. Это относится к болезням, при которых изменяется состав желчи и структура желчевыводящих путей: желчнокаменная болезнь, холецистохолангиты и т.п., когда необходимо постоянное отхождение желчи и запрещено её застаивание. Питание в этом случае - вторичная профилактика заболевания и недопущение острой хирургической патологии. К сожалению, врачи запрещают пост даже при таких изменениях как перетяжки в желчном пузыре или дискинезия желчевыводящих путей, при появлении признаков хронического холецистита, выявленных на ультразвуковом исследовании. Однако это не слишком серьёзные изменения, при которых более важно самочувствие постящегося: возможно, в Рамадан оно даже улучшится или же появившийся вначале небольшой дискомфорт через несколько дней пройдёт.

Хронические гастриты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки

Наличие в прошлом этих болезней при редком обострении - не противопоказание для поста. Если пациент с заболеваниями ЖКТ регулярно посещает врача, проходит обследование, лечится и соблюдает адекватную диету, а результаты анализов и самочувствие позволяют переносить пост. то почему бы и нет? К тому же, пациент, в обычное время принимающий «блокаторы протонной помпы» (препараты типа «омепразола»), может спокойно удвоить дозу без риска для здоровья - для профилактики обострения заболевания. Понятно, что если голод вызывает боли в животе, то рисковать не стоит.

Здесь всё зависит от выраженности заболевания и его переносимости. Если человек чувствует недомогание - то он болен и, следовательно, должен воздерживаться от поста. При хорошем самочувствии и намерении совершать богослужение нужен лишь рациональный подбор продуктов питания и профилактический приём противоанемических препаратов. Никаких нежелательных последствий в таком случае быть не должно.

Хронические болезни сердечно-сосудистой системы

Пост противопоказан людям с этими заболеваниями в том случае, когда необходим регулярный приём препаратов в дневное время.

Головные боли

Очень частая жалоба постящихся. Чаще всего они возникают от нетренированности у людей, редко постящихся вне Рамадана, и проходят после привыкания к воздержанию от пищи и воды. Если же боли усиливаются с каждым днём и влияют на трудоспособность, то поститься не следует, ибо симптомы свидетельствуют о том, что организм не справляется с богослужением.

Плохое самочувствие и обострение заболеваний - не всегда препятствие для поклонения в Рамадан. Иногда ОРЗ, ОРВИ и отравления у постящихся проходят намного быстрее. Ведь известно, что голод на начальном этапе болезни - хорошая возможность для организма разобраться с проблемой в кратчайшие сроки. Нужно понять, возможно ли при данном заболевании голодать и не пить? Например, при сильной диарее или высокой температуре запрещено не пить. А при боли в горле с субфебрильной температурой или при болях в спине можно воздерживаться от питья.

Конечно же, эта статья - не универсальное руководство, ведь всю патологию перечислить невозможно. Здесь рассмотрены только наиболее часто встречающиеся болезни, которые вызывают вопросы у мусульман. Грань между здоровьем и болезнью зачастую едва различима, и в том случае, когда человек скорее здоров, чем болен, сохраняется его обязанность выполнять данный фарз . Плохая переносимость поста зачастую связана не с болезнью, а со страхом. Верующему надо быть честным перед самим собой и ответить, чего он больше опасается - голода или своего диагноза. Можно спросить у компетентного врача, чем конкретно опасен пост при имеющемся заболевании, и в соответствии с полученной информацией расставить приоритеты.

Каждый верующий сам решает, под силу ли ему поститься летом, и далее полагается во всём на Аллаха. Стоит отметить, что самочувствие в Рамадан очень сильно зависит от настроя постящегося. Неуверенность и страхи способны значительно ухудшить его и даже вызвать заболевания, которых раньше не было. Понимание того, что пост - это не голодание, а один из видов поклонения, за которое Аллах определяет награды; принятие поста как возможность очищения от грехов и воспитание воли; обращение ко Всевышнему с мольбой о том, чтобы Он дал лёгкость в соблюдении - вот что действительно предотвращает опасность голода и обезвоживания в месяц Рамадан.

12. Заглатывание оставшейся между зубами пищи, если в общей массе это не равняется одной горошине.

13. Инъекция в мышцу, в вену или под кожу, но только в случае медицинской необходимости .

14. Вдыхание благовоний, даже преднамеренное .

15. Пробование пищи на вкус, без проглатывания ее .

16. Использование мазей, йода или зеленки для дезинфекции или заживления открытой раны .

Подробнее

Прикосновение

Не нарушает ли пост случайное соприкосновение с женщинами в магазине, метро и т. д.?

Портится ли пост от случайного прикосновения к противоположному полу (женщинам в моем случае)? Орик.

Нет, не портится. На действительность поста это никак не влияет.

У нас в регионе принято здороваться с девушками за руку. Это как-то влияет на пост? Нарушает ли его? Если да, то считаются ли предыдущие годы также нарушенными, вне зависимости от того, знал я о запрете или нет? Азамат.

Ваш пост не нарушен, но здороваться за руку с женщинами, девушками, которые не приходятся вам близкими родственницами, нельзя.

Я врач-гастроэнтеролог. В течение рабочего времени приходится пальпировать (ощупывать) живот пациенток. Хотел взять отпуск на время поста, но главврач не отпустил. Я придерживаюсь ханафитского мазхаба. 1. Портит ли подобное тахарат (омовение)? 2. Не портит ли это пост? Айрат.

1. Нет. По мнению ученых ханафитского мазхаба (обоснованному достоверными хадисами), состояние ритуальной чистоты в вашем случае не нарушается.

2. На пост это никак не влияет.

Посещение стоматолога

Нарушится ли пост, если мне запломбируют зуб? Galymzhan.

Нет, не нарушится.

Мне на 5-й день Рамадана пришлось прервать пост из-за того, что нужно было лечить зуб. Сейчас все нормально. Можно ли мне продолжить пост?

Да, обязательно.

Можно ли во время уразы ходить к стоматологу? Стоматолог этот сам держит пост и читает намаз. Он утверждает, что можно ходить и лечить зубы. У меня больные зубы, но не хотелось бы портить пост, и в то же время мучает зубная боль! Как мне быть?

И уколы анестезии нарушают ли пост? Кайрат.

Ходить к стоматологу можно. Больные зубы лечить нужно. Анестезию делать можно.

Нарушается ли пост при использовании местного наркоза во время лечения зуба или при установке брекетов? Зарина.

На пост это никак не влияет.

Посещение гинеколога

1. Можно ли во время поста посетить женщину-гинеколога? Откладывать визит не хочется, так как мы планируем завести ребенка. Каждая процедура, которую мне, возможно, надо будет провести, откладывает зачатие ребенка на месяц.

2. Нарушит ли мой пост осмотр гинеколога (анализ, УЗИ, процедура, обработка)? Зарема.

Сон

Скажите, пожалуйста, не нарушается ли пост, если целый день спать и вставать только на намаз? У меня отпуск. Расул.

Пост не нарушается, но малоподвижный образ жизни губителен для человеческого тела и мозга.

Я вчера проспал очень долго, проснулся за два часа до ифтара. Это пост не нарушает? Алибек.

Это не нарушает пост, но советую ввести строгий режим сна и бодрствования вне зависимости от того, выходной это день или рабочий. При такой дисциплине ваша работоспособность повысится, а иммунная система укрепится.

Я работаю в ночную смену, днем отдыхаю. Поэтому часто пропускаю молитвы, хотя потом их восстанавливаю. Это допустимо? И как мне быть в месяц Рамадан? Р., 20 лет.

Если вы свободны днем, то не вижу причины, по которой вам приходилось бы пропускать молитвы-намазы. То же касается и поста. Кстати, сон не нарушает поста.

Человек, соблюдающий пост, работает в ночную смену, а днем спит. Получит ли он такое же вознаграждение, как и тот, который активен днем? Лена.

Если у него именно такой график работы, то - да, конечно. Напомню лишь, что спать более 8–9 часов в сутки вредно, как и менее 7.

Спреи, капли и ингаляторы

У меня аллергия вот уже 2 года, чешутся глаза, и частенько забивается нос, поэтому я пользуюсь каплями в нос. Я читал, что капли в нос нарушают пост, так как они проходят через горло. Но я все равно соблюдаю пост, поскольку, думаю, все зависит от намерения. Ведь даже если капли проходят через горло, моя жажда от этого не утоляется. Улан.

Вы правы. Капли не нарушают действительность поста.

Можно ли во время поста (днем) пользоваться каплями в нос (в рот они не попадают), а также делать ингаляции? Аиша.

Скоро священный месяц Рамадан, а у меня началась аллергия - чихаю, нос закладывает и т. п. Могу ли я во время поста пользоваться спреями, каплями для облегчения дыхания? Айбек.

У меня во время поста насморк, мне приходится постоянно высмаркиваться, и я пользуюсь спреем для носа. Я не болею, чувствую себя нормально, и держать пост мне совсем не трудно. Но у меня возникли сомнения. Нарушает ли насморк мой пост? Лиля.

Нет, не нарушает.

Кровь

Скажите, пожалуйста, если я случайно порезала палец и текла кровь, был ли мой пост нарушен?

С постом это никак не связано. Пост не нарушен.

Правда ли, что кровь нарушает пост? Например, порезался случайно или берут кровь из пальца для анализов. Ибрагим.

Нет, неправда.

Портится ли пост при сдаче крови? Зайнаб.

Сдача крови не нарушает поста.

Косметика

Можно ли во время поста использовать бальзам для губ? Губы сильно сохнут.

Можно, если вы его не едите. Уверен, бальзам для губ не относится к продуктам питания.

Можно ли красить губы, если я держу уразу? Мавзуна.

Да, можно.

Можно ли пользоваться лосьоном для лица на основе салицилового спирта во время поста? L.

Охота

Разрешена ли охота во время месяца Рамадан? Рамиль, 29 лет.

Да, если есть соответствующее разрешение от госорганов.

Во время месяца Рамадан открывается сезон охоты на водоплавающую дичь. Можно ли идти на охоту или лучше воздержаться? Ф.

Инъекции (уколы, капельницы)

Не нарушается ли пост, если делать внутримышечные инъекции по два раза в день? Рашид, 22 года.

Нарушают ли пост внутримышечные и внутривенные инъекции?

Нет, если есть на то медицинская, врачебная необходимость.

Нарушает ли пост принятие медицинского раствора в вену посредством капельницы?

Если присутствует медицинская необходимость в процессе лечения, тогда пост не нарушается. Если же раствор питает организм витаминами, являясь общеукрепляющим, и используется именно с этой целью, тогда следует воздержаться.

Разное

Можно ли в Рамадан пить биологически активные добавки (БАД)? Альмира.

После захода солнца и до зари - можно, если они не содержат ничего явно запрещенного (харам).

Можно ли во время Рамадана постящейся вязать? Залина.

Да, конечно.

Можно ли прокалывать уши во время поста? Ayna.

Можно ли постригаться во время уразы? Артур.

Могу ли я во время поста стричь и красить волосы? Диана.

Можно ли во время уразы играть в карты? Талгат.

Зачем? Прочитайте, например, книгу Глеба Архангельского «Тайм-драйв» (либо прослушаете ее аудиовариант) и начните относиться ко времени более ответственно.

Игра в карты не влияет на действительность поста.

Можно ли чистить уши во время поста? Елена.

Да, конечно.

Можно ли глотать мокроту во время уразы?

У меня начальная стадия гайморита, соответственно постоянно заложен нос. Носовая слизь проходит в глотку, и это неконтролируемо! Я надеюсь, мой пост не нарушается из-за этого.

Пост не нарушается. А для профилактики гайморита необходимо больше двигаться - как минимум один километр утром и один километр вечером - и активно при этом дышать.

Если мне через нос попал песок в носоглотку и я его проглотил (не специально, находился в пыльном помещении), нарушен ли мой пост? Султан.

Нет, не нарушен.

Разрешено ли принятие лекарств после захода солнца в Рамазан?

Да, конечно.

Чего нельзя делать во время поста? Недавно услышала, что пост нарушается, если человек почешет ухо. Чего еще нельзя делать? И как надо открывать пост (разговляться)? Надо ли брать малое омовение? Сейрана.

1. Чесание уха никак не влияет на действительность поста.

2. Нет никакой необходимости в малом омовении перед разговением.

1. В середине августа должен вернуться из отпуска уролог, у которого я обследуюсь, мне нужно идти к нему на прием. Считается ли нарушением поста, если он будет проводить мне физиопроцедуры? Также, скорее всего, будут выписаны различные антибиотики. Можно ли их употреблять во время поста или пост не зачтется?

2. Нарушит ли пост гастроскопия (обследование желудка посредством введения в него трубки)? Аслан.

1.Соблюдая пост, вы не сможете употреблять лекарства в дневное время. Советую вам начать лечение (прием лекарств) по завершении месяца Рамадан. Что касается физиопроцедур, то это не влияет на действительность вашего поста.

2. Нет, гастроскопия не нарушит пост.

Нарушается ли пост, если на пасеке во время работы с пчелами меня ужалит пчела? Пчелиный яд содержит 600 полезных микроэлементов. Инсаф.

Пост не нарушится.

Можно ли во время Рамадана обниматься с девушкой, на которой намереваешься жениться? Можно ли целоваться с ней? Не нарушит ли это пост? А.

До свадьбы (никяха) - нельзя, ни во время Рамадана, ни вне него. Но пост это не нарушит.

Случаи нарушения поста

Может ли нарушить пост прием лекарства (таблетки) без воды? Мадина.

Да, это нарушит пост.

Моя мама принимает лекарство от сахарного диабета. Можно ли держать пост, принимая таблетки?

Нет, нельзя.

Меня укусила оса, и было необходимо немедленно принять две таблетки преднизолона. Я не знал, что таблетки нарушают пост. Следует ли мне восполнить этот день? Марсель.

По завершении месяца Рамадан и дня праздника Ураза-байрам восполните нарушенный пост один к одному.

В первый день поста я поел сухур по незнанию и непониманию до восхода солнца, а не до рассвета. Прочитав о посте на вашем сайте, я осознал ошибку и повторять ее не собираюсь. Будет ли принят мой пост за этот день и стоит ли мне сделать када (восполнить его), так как я поел не в то время? Айнур.

Восполните один к одному после месяца Рамадан в удобное для вас время, например в выходной день.

Является ли курение кальяна харамом и можно ли курить кальян в Рамадан?

Курение кальяна запретно (харам) как в Рамадан, так и в любое другое время. Прочитайте об этом соответствующий материал в моей книге «Мужчины и Ислам».

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто нарушил пост по забывчивости, тот не восполняет его, и нет на нем искупления. [То есть вспомнив о соблюдаемом посте, человек прекращает действие, нарушающее пост, и продолжает поститься. Пост его не нарушен]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 517, хадис № 8495, «сахих».

Данный хадис касается всех трех упомянутых пунктов. Подробнее см., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 574.

«Кто по забывчивости начал есть или пить, тот завершает пост [в этот день]. Поистине, Всевышний накормил и напоил его [то есть пост не нарушен, а отмечен Господом]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574, хадис № 1933.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1731; аш-Ша‘рави М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аль-Фатх, 1999. С. 115; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 2. С. 72.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 270, хадисы № 2378 и 2379, оба «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 184, хадис № 1678, «сахих»; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306.

Достоверно известно, что «пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) делал кровопускание во время поста». Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. имама аль-Бухари. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 576, хадисы № 1938 и 1939; Имам Малик. Аль-муватто. Каир: аль-Хадис, 1993. Гл. 18. Ч. 10. С. 247, хадисы № 30–32; то же. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 232, хадисы № 662–664.

Мисвак - палочка, которая заменяет зубную щетку и пасту одновременно.

Достоверно известно, что Пророк пользовался мисваком во время поста. См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 329.

От использования зубной пасты во время поста можно воздержаться. Бо льшая часть ученых говорит, что попадание ее в желудок нарушает пост. Если человек воспользуется ею, то необходимо быть осторожным, не глотать. См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 329, 330; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 112.

Подробнее об этом смотрите в материале «Гигиена полости рта во время поста».

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1731; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 97, 98.

Имам аль-Бухари приводит в своем своде хадисов несколько случаев из жизни сподвижников и представителей следующего после них поколения о том, что они проводили различные водные процедуры во время поста. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573.

Подробнее об этом смотрите в материале «Полоскание рта и душ во время поста».

Преднамеренное вдыхание табачного дыма, то есть курение сигарет, кальяна, нарушает пост. Подробнее о допустимости курения сигарет и кальяна с точки зрения мусульманских канонов читайте в моей книге «Мужчины и Ислам» либо на сайте сайт.

В случае очевидного проглатывания крови или лекарств пост нарушается. Исключением могут быть случаи попадания вместе со слюной в гортань, пищевод того, что крайне незначительно, что ближе к мнительности, нежели к явному заглатыванию крови или лекарства.

Самостоятельное вызывание рвоты, при котором ротовая полость заполняется рвотной массой, а также преднамеренное заглатывание рвотных выделений нарушают пост. В этом случае необходимо будет его восполнить. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 183, хадис № 1676, «сахих».

Подробнее об этом смотрите в материале «Рвота во время поста».

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 107, 109, а также. Т. 2. С. 89.

Что касается клизм, то во всех случаях они нарушают пост. Так считает большинство. См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 108.

Упомяну все же, что есть обоснованное мнение крупных и уважаемых имамов, таких как Ибн Хазма, Ибн Таймийя и других, о том, что клизмы не нарушают пост. В исключительном случае можно, полагаю, воспользоваться и этим мнением. См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аш-Шурук, 2001. С. 136, 137. Основанием для данного мнения является то, что запрет во время поста касается еды и питья, которые поступают через гортань в желудок, а потому нет смысла запрещать то, что поступает в человеческий организм иными путями.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 103, а также. Т. 2. С. 88; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306.

Подробнее об этом см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 192, 193.

См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 108.

Чаще всего применяются два вида свечей: вагинальные и ректальные. Первые из них обычно используют для лечения различных болезней женских половых органов. А свечи, предназначенные для введения в прямую кишку, можно разделить на две группы. К первой группе относят те свечи, которые действуют в месте введения. Они могут обладать, к примеру, противогеморройным эффектом. Вторая группа включает свечи, являющиеся как бы заменителями таблеток. То есть лекарственные вещества из них всасываются, поступают в кровь и оказывают влияние на весь организм. Одно и то же вещество, выпускаемое в таблетках и в свечах, проходит по организму разными путями. На лекарство, попавшее в желудок и кишечник, действует множество пищеварительных ферментов. А лекарство, попавшее в прямую кишку, всасывается сразу в кровь, минуя печень, ему не приходится «проходить» через весь пищеварительный тракт. См.: https://health.sarbc.ru/lechebnye-svechi.html.

См.: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 93; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

Основанием для данного мнения является то, что запрет во время поста касается еды и питья, которые поступают через гортань в желудок, а потому нет смысла запрещать то, что поступает в человеческий организм иными путями.

См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305.

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 194, 195; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 109; аль-Буты Р. Машурат иджтима‘ия [Советы людям]. Дамаск: аль-Фикр, 2001. С. 39.

См., например: Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 51; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 103, а также. Т. 2. С. 88; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 107, 109, а также Т. 2. С. 89; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

«В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны.» (Сура Аль Бакара ая 185)

Во первых: если больной может соблюдать пост без лишнего напряжение, не вредя при этом своему здоровью, то он обязан поститься, потому что нет никакой причины для прерывания поста.

Во вторых : если он может поститься с трудом, но пост не повредит его здоровью, то он может прервать пост, потому что в Кураане сказано: «….А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время.»
(Сура Аль Бакара ая 185)

Поститься в таком положении нежелательно, потому что поступая так человек словно отказывается от льготы, предоставленной Аллахом субхан ва Тааля, и причиняет себе страдания. Передают со слов Ибн Умара, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине Аллах любит,когда пользуются предоставленными Им льготами, так же как не любит когда ослушаются Его «

В третьих: если пост вредит его здоровью, то он обязан прервать его, потому что Аллах субхан ва Тааля сказал:»....Не убивайте самих себя (друг друга), ведь Аллах милостив к вам.»(Сура Ан Ниса ая 29) и также:
» Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель.»
(Сура Аль Бакара ая 195)

………………….

Если постящийся заболеет в дневное время суток рамадана и не сможет переносить пост, то ему позволяется прервать его, поскольку у него появляется уважительная причина.А если прервавший пост больной выздоровеет в дневное время суток рамадана, то он не имеет право поститься в этом день, потому что не имел намерения поститься весь день до начало рассвета.

…………………

Если компетентный врач заявляет, что пост может повлечь за собой заболевание, осложнить положение больного или замедлить его выздоровление, то больному разрешается не соблюдать его.Если такая опасность исчезнет со временем, и больно может поститься, то он должен возместить пропущенные дни поста до следующего рамадана. Если надежды на выздоровление нет, то он должен накормить за каждый пропущенный пост одного бедняка.

Если же после выздоровления верующий не возместил пропущенные дни до наступления рамадана, то ему следует после окончания месяца поста, не только возместить пропущенные дни, но и накормить за каждый пропущенный день бедняка.

Если же он не успел возместить пропущенные дни по причине затяжной болезни, то он обязан только возместить пропущенные дни и не должен кормить бедняков.Этого мнения придерживаются Зейд б.Аслам, аз Зухри и Малик.

Э.Кулиев » Из книги » Уроки Благословенного Рамадана»
Глава Пост во время путешествия и болезни стр. 56

Являются ли розговеньем глазные капли?

Вопрос: Является ли розговеньем использование глазные капель в дневное время месяца рамадан или нет?

Ответ : Правильным представляется мнение о том, что глазные капли не являются розговеньем, хотя по этому вопросу среди учёных-богословов существуют расхождения. Некоторые из них считают, что если вкус капель будет ощущаться в горле, то это будет розговенье. На наш взгляд истина состоит в том, что глазные капли образом не могут быть средством розговенья, поскольку через глаз нет пути во внутренние полости. Как бы то ни было для предосторожности и с целью избежать расхождения подтверждаем, что если человек почувствует в горле вкус капель, то в этом нет ничего плохого. Истина состоит в том, что глазные или ушные капли не являются розговеньем.

============================================

Капли не делают пост недействительным

Вопрос: В книге «Сверкающее сияние» в специальной проповеди, посвящённой месяцу рамадан и посту, говорится следующее: «И не считается розговеньем, если у человека случился приступ рвоты, либо если он лечил глаза или уши каплями.» Каково ваше мнение по этому поводу?

Ответ: Правильным является высказывание о том, что использование глазных или ушных капель для лечения не делает пост недействительным, поскольку ни в шариате лечебные капли не называются едой или питьем, и они попадают в организм не традиционным для еды и питья путём. Однако если человек отложит закапывание глаз или ушей на ночь, то это будет более надёжным и позволит избежать имеющихся среди учёных расхождений. То же самое распространяется и на приступ рвоты, исход которой не делает пост недействительным, так как Аллах возлагает на душу только то, что ей по силам, а шариат построен таким образом, чтобы снимать с человека любое затруднение, ибо Всевышний сказал: «И не наложил Он на вас тяжёлого труда в вере.» Кроме этого существуют и другие доказательства, а Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если рвота произошла случайно, то от постящегося не требуется возмещения. Если же он вызвал рвоту преднамеренно, то возмещение необходимо…»

Постоянный комитет

===================================

Использование хны постящимся

Вопрос: Разрешено ли окрашивать волосы хной во время поста и молитвы, так как я слышала, что хна делает пост недействительным?

Ответ: Это неверно, так как использование хны во время поста не является розговеньем и не оказывает на постящегося никакого негативного воздействия. То же самое относится к сурьме, ушным и глазным каплям, которые не вредят постящемуся и не являются розговеньем.

Что же касается использования хны во время молитвы, то я не знаю, как быть с этим вопросом, поскольку женщина во время молитвы не может окрашиваться хной. Возможно женщина хотела знать, делает ли хна омовение недействительным? Отвечаю, что использование хны не влияет на правильность омовения, поскольку хна не является веществом, препятствующим проникновению воды к коже. Хна всего лишь краска, придающая специфический цвет. тогда как недействительным омовение делают вещества, препятствующие проникновению воды к коже. С тем, чтобы омовение было действительным, такие вещества необходимо удалять.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Для мусульманина держать уразу – это святая обязанность, но врачи советуют подойти к ней ответственно: готовиться заранее и соблюдать все рекомендации в течение месяца

Для мусульманина держать уразу – это святая обязанность, но врачи советуют подойти к ней ответственно: готовиться заранее и соблюдать все рекомендации в течение месяца. Следует знать и то, что длительные и жесткие ограничения в пище полезны далеко не для каждого организма. Подробнее разобраться в этих вопросах нам помог заведующий гастроэнтерологическим отделением РКБ МЗ РТ, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РТ, врач-гастроэнтеролог Одинцова Альфия Харисовна.

Альфия Харисовна, как врач-гастроэнтеролог, что бы вы посоветовали постящимся?

Вообще больные с хроническими заболеваниями – любыми, не обязательно желудочно-кишечного тракта – прежде чем приступать к уразе обязательно должны посоветоваться со своим лечащим врачом. Потому что есть болезни, при которых ураза противопоказана.

В частности, человеку с каким заболеванием лучше не держать уразу?

Этот вопрос решает врач, у которого наблюдается пациент. Очень много хронических заболеваний почек, печени, легких, при которых врачи могут посоветовать воздержаться от уразы. Как гастроэнтеролог, среди заболеваний желудочно-кишечного тракта могу отметить болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки в активную стадию, острые гепатиты, воспалительные заболевания кишечника. К последним относятся неспецифический колит и болезнь Крона. Пациентам с такими заболеваниями противопоказана ураза, наиболее благоприятным для их здоровья является четырехразовое питание. Для таких больных мы специально расписываем, что надо есть и в каком количестве. Только посоветовавшись с врачом со спокойной совестью можно держать уразу, в противном случае это чревато возникновением серьезных проблем со здоровьем.

Можно ли пренебрегать утренним приемом пищи (сухур)?

Утром обязательно нужно поесть и попить. Одноразовый прием пищи, да еще вечером; такой режим не физиологичен. Утренний прием пищи должен расцениваться как обычный завтрак, то есть должен быть достаточно полноценным, чтобы хотя бы как-то на целый день обеспечить организм энергией.

Разрешается ли ложиться спать сразу после утреннего приема пищи?

Врачи не рекомендуют этого делать. После приема пищи вырабатывается соляная кислота, а когда человек на полный желудок ложиться спать, усиливается вероятность заброса желудочно-кишечного содержимого в пищевод. Особенно это противопоказано больным гастроэзофагеальной рефлексной болезнью, потому что кислосодержимое желудка забрасывается и вызывает раздражение пищевода. Таким больным обычно мы даем карточку, где указывается, что он не должен ложиться спать в течение двух часов после еды.

Может ли ураза восприниматься как альтернатива диете или расцениваться как лечебное голодание?

Ни в коем случае нельзя рассматривать уразу как альтернативу каким-то диетам, потому что, на мой взгляд, это что-то духовное, и сопровождается чисто духовными практиками. Мне кажется, эти вещи нельзя ставить рядом. И вообще, если у человека есть желание сбросить лишний вес мы не рекомендуем ему голодать. Лучше ограничить употребление некоторых продуктов – есть часто и небольшими порциями. Потому что само по себе голодание это большой стресс для организма.

Поэтому многие набирают вес во время уразы?

Пища, съеденная до обеда, сжигается, не откладывается. Пища же съеденная после шести вечера откладывается в жировое депо. Чисто потому что существует такой закон, так работают гормоны человеческого организма.

Возможно ли развитие заболеваний желудочно-кишечного тракта во время уразы?

Заболевания ЖКТ могут развиваться как во время стрессов, так и во время поста. Смена характера питания – длительное голодание может провоцировать развитие каких-то заболеваний. Об этом тоже надо помнить и если появляются какие-то боли нужно обязательно получить рекомендации врача, поинтересоваться, можно дальше держать или нет.

Люди какой возрастной категории чаще обращаются к гастроэнтерологу? С какими проблемами?

Мы работаем с пациентами от 16ти и старше. По возрастам обращаемость одинаковая, просто характер заболеваний разный. У молодых – чаще язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки или такие тяжелые заболевания как язвенный колит или болезнь Крона. У пожилых людей чаще встречается рак, язвенная болезнь желудка. В целом, надо сказать, что из года в год растет число болезней ЖКТ у населения, количество пациентов увеличивается.

Почему это происходит?

Это, конечно, влияние экологии на здоровье человека. Причину многих болезней нельзя сказать, но считается, что играет роль наследственная предрасположенность, которая реализуется под воздействием факторов окружающей среды. Идет рост больных язвенным колитом и болезнью Крона. Больными становятся люди трудоспособного возраста.

Есть сигналы, которые могут дать понять человеку, что ему пора задуматься о состоянии своего желудочно-кишечного тракта?

К сожалению, к врачу часто обращаются на поздних стадиях болезни. А такие сигналы, конечно, имеются. Если есть непонятные повторяющиеся боли в животе, понос, жидкий стул, запоры, выраженная слабость, головокружение – обязательно нужно идти к врачу, хотя бы просто удостовериться, что нет причин для беспокойства. Если у кого-то отягощенная наследственность по раку желудка, то он находится в факторе риска и обязательно должен обратиться к врачу.

Беседовала Алсу Бадаева

www.info-islam.ru

Кому разрешается не держать уразу?

Меня очень интересует вопрос о посте в месяц Рамадан. Скажите, пожалуйста, какой категории людей разрешено не держать уразу? Я иногда бываю в разъездах, можно ли дать себе послабление в таком случае? (Аноним)

Одной из величайших отличительных особенностей Ислама является лёгкость и гибкость в вопросах возложения обязанностей на людей. Подтверждением этому служит, к примеру, аят о посте, в котором прямо говорится о лёгкости Ислама:

يريد الله بكم اليسر و لا يريد بكم العسر

«Аллах желает для вас облегчения и не желает для вас затруднения…» (сура Бакара, аят 185). Поэтому шариат позволяет отказаться от соблюдения поста, если человеку трудно поститься, или если для этого имеются другие уважительные причины.

Перечислим причины, в силу которых разрешается не поститься, но после чего пост следует обязательно возместить.

Ислам разрешает не соблюдать пост человеку, удаляющемуся от родных мест на расстояние не менее 86 км (согласно ханафитскому мазхабу). В подобном случае путнику разрешается не соблюдать пост во время Рамадана в течение всего времени путешествия. После завершения ему необходимо возместить все пропущенные дни поста. Путешествие считается завершённым либо после возвращения человека домой, либо в том случае, если он принимает решение остаться там, куда он направлялся, не менее чем на пятнадцать дней.

Аят Корана указывает на то, что путнику разрешается не соблюдать пост.

«و من كان مريضا أو علي سفر فعدة من أيام أخر ...»

«…а кто заболеет или будет находиться в пути, должен поститься столько же (дней, сколько их было пропущено) в другие дни» (Аль-Бакара, аят 185).

Однако если пост не причинит вреда путнику ему лучше поститься, поскольку всё равно он будет обязан возместить его впоследствии.

Во время Рамадана больному разрешается не поститься, если он опасается, что соблюдение поста приведёт к ухудшению его здоровья или задержит выздоровление. Основанием для подобных опасений могут служить какие-либо признаки или прошлый опыт, в том числе и опыт другого человека, который болел той же болезнью, или указания опытного врача.

Не каждому больному разрешается не соблюдать пост во время Рамадана, поскольку пост может стать причиной исцеления. Ведь наукой доказано, что пост является средством лечения многих болезней. Таким образом, не соблюдать пост разрешается лишь тем больным, которым противопоказано поститься.

  1. Беременность и кормление грудью

Ислам разрешает не соблюдать пост беременным и кормящим грудью женщинам, если женщина опасается, что пост может повредить ей самой или ребёнку. Указанием на это служит хадис, в котором сообщается, что Посланник Аллаха разрешил не соблюдать пост беременным женщинам, которые опасались за своё здоровье, а так же кормящим грудью, которые опасались за здоровье своих детей (ан-Насаи, Ибн Маджа).

Кроме того, кормящая женщина может не соблюдать пост, если врач предпишет ей принимать лекарства, необходимые для лечения младенца.

Постящемуся разрешается нарушить пост, если жажда или голод окажутся столь сильны, что у него возникнет опасение лишиться из-за этого жизни или рассудка. В подобных случаях пропущенный день поста следует впоследствии возместить. Что же касается искупительных действий, то совершать их обязательно лишь тогда, когда человек сам доводит себя до такой степени изнеможения, что это начинает угрожать его жизни или рассудку, не будучи вынужденным делать это. Вот почему во время Рамадана людям, занятым на тяжёлых работах, например, пекарям или жнецам, либо не следует работать так много, что это не позволит им довести пост до конца, либо, по возможности, заниматься своей работой в вечернее время.

Если же человек вынужден работать днём и у него нет возможности трудиться меньше обычного, например, в таких случаях, когда он нуждается в получении оплаты в полном объёме, когда наниматель, к которому он нанялся на определённый срок, не соглашается расторгнуть договор найма или когда он опасается, что выращенный им урожай погибнет или будет украден, и не может нанять никого, кто выполнил бы его работу, то в таком случае на нём не будет греха, он не будет обязан искупать нарушение поста из-за столь сильной жажды или голода, что это заставит его опасаться за свою жизнь. В подобных случаях человеку следует только возместить пропущенный день в то время, когда он не будет работать или в другой день.

Люди, вынужденные заниматься тяжёлым физическим трудом во время Рамадана, должны знать, что им следует не отказываться от поста с самого начала дня, а начинать соблюдать пост в надежде на то, что Всевышний поможет им довести его до конца. Даже если это и не осуществится, человек всегда может отвести от себя опасность путём утоления жажды или голода, однако не соблюдать пост с самого начала таким людям не разрешается.

Если человек, который нуждается в заработке, знает, что работа причинит ему вред, он может нарушить пост, однако делать это запрещается до тех пор, пока он не почувствует, что заболевает.

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru

Месяц Рамадан и обязательный пост


Еще две недели, и по милости Аллаха мусульмане всего мира будут встречать благословенный месяц Рамадан – месяц поста, чтения Корана, когда награда за совершение благих деяний увеличивается многократно. Многие мусульмане будут в этом году в первый раз держать пост – поэтому, прежде всего, для них мы хотим составить эту небольшую памятку, сделанную в форме самых распространенных вопросов и ответов на них.

В первой части данной статьи рассказывается в общем - чем знаменателен этот месяц, когда верующим был предписан пост, кто освобождается от необходимости держать пост, в чем заключается пост и что нужно для его действительности. Ближе к началу месяца Рамадан мы, иншаАллах, опубликуем вторую часть статьи - где более подробно обсудим, какие действия нарушают и не нарушают пост и тому подобные вопросы.

Чем знаменателен месяц Рамадан?

Рамадан – это девятый месяц лунного календаря, именно в этом месяце нашему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) начало ниспосылаться Откровение от Всевышнего Аллаха, первые аяты Корана. Во время этого месяца мусульмане держат пост («саум» по-арабски, «ураза» на тюркских и персидском языках).

Когда верующим было предписано держать пост в Рамадан?

Соблюдение поста в месяце Рамадан было предписано в месяце Ша’бан, во втором году по хиджре. Само же предписание поста имело место и до Ислама, пост был предписан Всевышним и предыдущим народам, в частности, Ахлюль-китаб (иудеям и христианам), жившим до прихода Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Аллах в Коране сказал (смысл):

«О те, которые уверовали! Предписал Аллах и вам пост, подобно тому, как велел его соблюдать и тем народам, которые жили до вас. Соблюдая его, вы станете богобоязненными» (сура «Аль-Бакара», аят 183).

Отличительной чертой в соблюдении обязательного поста между мусульманами и былыми общинами является то, что мусульманам предписано его соблюдение именно в месяце Рамадан.

В каких аятах и хадисах говорится о необходимости поста?

Основными доводами обязательности соблюдения поста являются аят священного Корана и два хадиса Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Всевышний в Коране сказал (смысл):

«Месяц Рамадан, в который ниспослан был Коран, будучи руководством для людей и как разъяснение прямого пути и различения между истиной и ложью… Тот же, кто застанет из вас Рамадан, пусть соблюдает пост…» (сура «Аль-Бакара», аят 185).

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), переданном Ибн Умаром (да будет доволен им Аллах), говорится:

«Ислам основывается на пяти составляющих: свидетельстве, что нет никого и ничего достойного поклонения кроме Всевышнего Аллаха; совершении обязательной пятикратной молитвы; выплате закята; совершении паломничества в Мекку; соблюдении поста в месяце Рамадан» («Сахих аль-Бухари», № 8; «Сахих Муслим», № 16).

Есть хадис, в котором рассказывается, как к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) подошёл некий бедуин и спросил: «Скажи мне, какой пост Всевышний предписал мне?», на что Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Соблюдение поста в месяце Рамадан» («Сахих аль-Бухари», № 1792; «Сахих Муслим», № 11).

Если человек не держит пост в Рамадан или отрицает его обязательность?

Соблюдение поста в месяце Рамадан является одним из столпов (основ) Ислама, а также явным предписанием, обязательность которого известна каждому мусульманину. Поэтому тот, кто не постится, будучи убеждённым в том, что это не обязательно, – впадает в неверие (куфр). Тот же, кто не соблюдает пост, не имея на это уважительной причины, не отрицая обязательность его соблюдения, является фасиком (нечестивцем, грешником).

В чем заключается пост во время Рамадана?

Во время поста от рассвета (по календарю - это время начала намаза фаджр) и до захода солнца (когда начинается намаз магриб) мусульмане не должны есть, пить и вступать в супружескую близость. До рассвета и после заката все это разрешается.

Когда начинается месяц Рамадан в этом году?

Месяц Рамадан в 2016 году (для жителей России) начинается с захода солнца 5 июня (первый день поста 6 июня) и продлится до 4 июля (5-е июля - праздник Ид аль-Фитр).

Поскольку в каждой стране используют разные методы определения начала Рамадана - метод наблюдения за луной или астрономические расчеты, то в разных частях земного шара начало лунного месяца может различаться примерно на сутки.

Что такое сухур и ифтар?

Сухур – это трапеза перед началом поста, ифтар – вечерний прием пищи после окончания поста.

Прием пищи перед началом поста (сухур) является Сунной и весьма желателен. Ифтар – разговение после окончания поста – хотя бы глотком воды – считается обязательным, нельзя держать пост несколько дней подряд, без перерыва.

Что еще, кроме воздержания от приема пищи и супружеских отношений, нужно для действительности поста?

Чтобы пост человека был действителен, необходимо также мысленно выразить намерение, что человек собирается держать пост. Это может быть просто осознание того факта, что завтра человек будет держать пост. Также всякое действие или мысль, которые указывают на решимость поститься, будут считаться ниятом, как, например, сухур (принятие пищи незадолго до намаза фаджр), или внутреннее решение подняться ото сна, чтобы совершить сухур, или обильное потребление пищи во время ужина с целью освободить себя от принятия пищи незадолго до наступления намаза фаджр.

Когда нужно выражать намерение на пост?

Намерение будет действительным, если человек совершил его с ночи до наступления рассвета и незадолго до полудня (до намаза зухр). Намерение нужно совершать перед каждым днем поста. Как уже сказано выше, какие-то действия – к примеру, прием пищи перед рассветом – будут также считаться намерением.

Что нарушает пост?

Попадание в желудок пищи или воды (это может быть не только прием пищи, но и питательные инъекции или клизмы с питательным раствором), а также вдыхание дыма (курение – для курящих), интимные отношения, а также выход семени (поллюция) - для мужчин.

Кто не держит пост в Рамадан?

Пост в Рамадан не разрешается держать женщинам во время месячных (хайд) и послеродовых кровотечений (нифас). Если женщина будет поститься во время хайда или нифаса, это считается грехом. Пропущенные дни поста нужно будет восполнить позже.

Не держат пост душевнобольные и умственно-отсталые люди, а также дети, не достигшие возраста булюг (полового созревания, после которого человек становится совершеннолетним по шариату, для мальчиков это 12-15 лет, для девочек – 9-15).

Также могут не держать пост беременные женщины и кормящие матери, путники (мусаффиры), больные, которые знают, что их состояние может ухудшиться из-за поста. Поскольку в Коране сказано (смысл): «Тем же, кто в состоянии поститься лишь с неимоверной тягостью, следует накормить бедняка» (сура «Аль-Бакара», аят 184).

Шариатским путником (мусаффиром) считается человек, который отъехал от своего населенного пункта более чем на 88 км (по ханафитскому мазхабу). Кроме того, чтобы путнику дозволялось не соблюдать пост, необходимо, чтобы путешествие продолжалось до конца дня. Тому, кто ещё будучи дома начал соблюдать пост - то есть, он вышел в путь после времени фаджр-намаза, не разрешается разговляться, т. е. прервать пост.

Однако, пропущенные по таким уважительным причинам дни поста обязательно нужно будет восполнить после окончания Рамадана (в любое время, в течение года, но желательно - до начала следующего Рамадана).

Что делать, если у человека какая-то хроническая болезнь, которая не позволяет ему держать пост (к примеру, диабет или язва желудка, когда нельзя долго быть без пищи)?

Если человек знает (из собственного опыта или так установил надежный врач, желательно, мусульманин), что его состояние ухудшается от продолжительного голодания, ему можно не держать пост. Если есть надежда, что его состояние улучшится, он может отложить пост на другое время (к примеру, на зиму или осень, когда дни будут короче). Если болезнь такого свойства, что улучшения не предвидится, то человек не держит пост вообще, вместо этого он должен выплатить т.н. фидия-садака, возмещение за пост (более подробно о ней - см. фетву ученого).

Нужно иметь в виду, что если наступит момент, что человек почувствует облегчение от болезни, что будет в состоянии держать пост, ему нужно будет возместить посты за все пропущенные им годы, даже если он отдавал денежное возмещение вместо поста.

Если человек забыл, что держит пост и съел что-то, его пост нарушается?

Нет, забывчивость пост не нарушает, однако ему следует сразу же прекратить это, как только он вспомнил, что держит пост.

Если же человек проглотил воду или пищу по ошибке - допустим, проглотил нечаянно воду во время омовения, зубную пасту, когда чистил зубы, то его пост становится недействительным, и такой день поста нужно будет восполнить позже.

Когда постящемуся дозволено прервать пост?

Если человек чувствует, что умрёт от болезни, если продолжит поститься, ему обязательно следует прервать пост. Или если он болен и почувствовал, что ему необходимо принять лекарство (к примеру, у него случился приступ астмы или сильная головная боль). Также дозволено прервать пост, если человек боится, что болезнь, в противном случае, затянется.

Если беременная женщина боится, что может заболеть или потерять рассудок, если будет воздерживаться от еды и питья, ей дозволено прервать пост. Если женщина чувствует, что воздержание от еды и питья может привести к её смерти или смерти ребёнка, которого она носит, прервать пост для неё не только дозволено, но и обязательно. То же относится к женщине, которая кормит грудью. Если у ребёнка, которого вскармливает грудью женщина, развилась какая-то болезнь, этой женщине дозволено прервать пост, чтобы принять лекарство, которое поможет предотвратить недуг ребёнка.

Если человек знает, что сегодня ему необходимо держать пост, но совершает что-то, что его нарушает (ест, пьет), без уважительных причин?

В таком случае он должен совершить т.н. каффара (искупление поста).

Каффара (искупление) необходимо, если человек съел, выпил что-то или вступил в интимные отношения не по забывчивости, зная о необходимости держать пост.

В качестве каффара за нарушение поста в Рамадан нужно держать пост 60 дней подряд (без перерыва), либо выплатить денежное возмещение (если держать пост невозможно по состоянию здоровья).

Если же человек просто пропускает день поста (не начиная держать пост в этот день) - испугавшись за свое здоровье, по лени, и т.д. - ему необходимо лишь восполнить этот день позже, без каффары. Каффара требуется лишь если пост был начат, но прерван без уважительных причин.

Также нужно иметь в виду, что обязанность держать пост возлагается на человека с момента булюг (полового созревания, для девочек - с первой менструации и для мальчиков - с первой поллюцией), так что если человек по какой-то причине не начал держать пост в этом возрасте - по невежеству, отсутствию знаний или религиозного воспитания, ему нужно восполнить пропущенные посты. Это можно сделать в любое время года, подряд или вразбивку, кроме дней, когда держать посты не желательно или запрещено (как дни праздников).

Продолжение - месяц Рамадан и обязательный пост (женские вопросы).

Муслима (Аня) Кобулова

По материалам сайта Даруль-Фикр и книги «Пост по ханафитскому мазхабу», выпущенной в Казани в 2013 году.

annisa-today.ru

9 мифов о посте в месяц Рамадан

Мусульмане всего мира встретили долгожданный священный месяц Рамадан, а вместе с ним и пост – Ураза. Из года в год в сознании мусульман формируются все новые заблуждения, связанные с постом в Рамазан. В этой статье собраны самые популярные мифы, которые витают в нашем постсоветском обществе.

1. Уразу можно держать по одному дню в начале, середине и конце месяца

Такой пост считается неполноценным, поскольку Ураза длится 29 или 30 дней. И все эти дни необходимо держать. А за каждый пропущенный день без причины, надо передержать 60 дней!

2. Ураза способствует похудению и соблюдать пост можно в качестве диеты

Основным в соблюдении поста должно быть намерение поклонения Аллаху. Держать пост только ради того, чтобы похудеть, является грехом.

3. Нельзя глотать слюну во время поста

Слюна является естественным выделением организма, поэтому запрета глотать слюну не существует.

4. Пост не засчитывается, если не сделать сухур (прием пищи еда до начала поста − закрытие разговения)

Если человек, намеревавшийся поститься, не поест до рассвета (на сухур), то это никак не влияет на действительность его поста. Он может спокойно держать пост.

5. Пост не засчитывается тем, кто не читает намаз во время поста

Такой пост засчитывается, потому что пост и намаз – это два отдельных поклонения. Пост без намаза будет полным, но образ мусульманина при этом будет несовершенным.

6. Если постящийся случайно или по забывчивости поел или попил, то его пост нарушается

Не нарушает пост случайное попадание в рот еды или воды либо по забывчивости. Вы должны прекратить прием пищи или воды сразу, как только вспомнили, и продолжить пост.

7. Пост портит сделанный укол, прививка

Не портит, если в состав укола не входят подпитывающие или поддерживающие витамины, глюкоза и т. д. Разрешаются инъекции, необходимые для планового лечения, например пенициллина или инсулина, но без витаминов.

8. «Возмещать» пропущенные дни поста нужно сразу же после окончания месяца Рамадан

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, запретил держать любой пост в Ураза-байрам и Курбан-байрам. Возмещать пост можно вплоть до наступления следующего Рамадана. Человек может возместить пост в любой день на протяжении этого срока. Возмещать можно как по отдельности, так и все дни друг за другом.

9. Во время поста нельзя купаться, плавать в бассейне, так как попадание воды в уши и нос нарушает пост

Принимать душ, полоскать рот, купаться в бане, в море или реке во время поста не запрещается, но порицается, так как при этом необходимо соблюдать одно важное условие: не проглатывать воду. Если вода попала в уши, не страшно, поскольку через ухо она никак не проникнет в желудок.

Последние материалы сайта