Можно ли по зарплатному проекту перечислять дивиденды. Перечисление дивидендов на карту учредителя. Как подавать сведения в рамках Зарплатного проекта? Инструкция для бухгалтера

23.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Организация заключила зарплатный проект с банком. Можно ли выплатить дивиденды участникам общества в рамках данного проекта или обязательно по отдельному платежному поручению - читайте в статье.

Вопрос: Нет ли ограничений на способы выплаты дивидендов участникам ООО?Если в организации заключен зарплатный проект с банком, можно ли выплатить дивиденды по реестру (как зарплату) или обязательно по отдельному платежному поручению? Просто комиссия за перечисление по реестру в три раза меньше, чем при перечислении по платежному поручению, а сумма дивидендов большая.

Ответ: Для налогового органа нет разницы, каким способом организация перечисляет дивиденды. Поэтому в этом случае главное, чтобы запретов на перечисление дивидендов по зарплатному проекту на карты не было в договоре банковского обслуживания. Уточняйте этот момент у банка.

Так, в письме Минфина России от 25 ноября 2008 г. № 03-04-06-01/351 прямо сказано, что выплата работникам дивидендов и перечисление суммы займов осуществляются в рамках гражданско-правовых, а не трудовых отношений, регулируемых Трудовым кодексом Российской Федерации. А платежи, произведенные организацией банку за обслуживание банковских карт, связанны с выплатой работникам сумм денежных средств, обязанность по выплате которых не установлена трудовым законодательством.

Обоснование

Организация выплачивает работникам зарплату, дивиденды и выдает займы путем перечисления денежных средств на расчетные счета (пластиковые карточки). По заявлению отдельных работников перечисление указанных сумм производится на два и более расчетных счета (пластиковые карточки). При этом за безналичное обслуживание банк взимает комиссию за каждое платежное поручение. Следует ли начислять НДФЛ и страховые взносы в ПФР на комиссию банка?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения налогом на доходы физических лиц сумм комиссии, взимаемой банком за безналичное обслуживание расчетных счетов сотрудников организации, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Как указывается в рассматриваемом письме, организация выплачивает своим сотрудникам заработную плату, дивиденды и выдает займы путем перечисления денежных средств на расчетные счета (пластиковые карточки). По заявлению отдельных сотрудников перечисление указанных сумм производится на два и более расчетных счета (пластиковые карточки). За безналичное обслуживание банком взимается комиссия за каждое платежное поручение.

Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату.

Следовательно, работодатель обязан обеспечить своевременное получение работниками заработной платы через кассу организации или любым иным способом (включая перечисление сумм заработной платы на карточные счета работников в банках) в соответствии с коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовыми договорами.

Исходя из изложенного, платежи организации-работодателя, произведенные банку за обслуживание банковских карт, связанные с выплатой работникам заработной платы и иных платежей, установленных в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, не могут рассматриваться в качестве объекта обложения налогом на доходы физических лиц.

Выплата работникам дивидендов и перечисление суммы займов осуществляются в рамках гражданско-правовых, а не трудовых отношений, регулируемых Трудовым кодексом Российской Федерации. Платежи, произведенные организацией банку за обслуживание банковских карт, связанные с выплатой работникам сумм денежных средств, обязанность по выплате которых не установлена трудовым законодательством, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Дивидендная схема — универсальное средство планирования зарплатных налогов и сборов. Вместо зарплаты выплачиваются дивиденды. В результате не платятся страховые взносы и применяется пониженная ставка НДФЛ. Однако ошибки при детализации и внедрении схемы зачастую приносят больше проблем, нежели преимуществ.

Дивидендную схему не могут применять некоммерческие организации. Обратим внимание на то, что на практике зачастую путают понятия «некоммерческая организация» и государственная. На самом деле значительная часть коммерческих организаций является государственными. И, наоборот, многие фирмы, основанные на частном капитале, являются некоммерческими. Разница между коммерческой и некоммерческой организацией состоит в том, что целью коммерческой является получение прибыли, а некоммерческой достижение иных общественно полезных целей.

Распределять дивиденды своим некоммерческая организация не может как раз в силу того, что ее целью получение прибыли не является. Правда, согласно законодательству, в ряде случаев некоммерческая организация может заниматься предпринимательской деятельностью.

Например, согласно п. 2. ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях», автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую ее целям.

Однако распределение прибыли от такой деятельности — высокорискованное мероприятие.

Кто вправе применять дивидендную схему

Более того, в свое время налоговыми органами отрицалась возможность удержания с дивидендов, выплаченных учредителям — физическим лицам ООО, по льготной ставке НДФЛ в размере 9%. Дело в том, что Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ не употребляет понятие «дивиденды». В отличие от Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», он говорит о «распределении прибыли между участниками».

При этом Налоговый кодекс не упоминает в льготном налогообложении НДФЛ понятие «распределенной прибыли», а говорит именно о дивидендах. Значит, зачастую налоговиками делался не очень выгодный для налогоплательщика вывод, что с распределенной прибыли, выплаченной участнику — физическому лицу ООО, должен быть удержан налог не по льготной ставке.

Однако сейчас уже никто не сомневается, что и с прибыли, распределенной между физическими лицами участниками общества с ограниченной ответственностью, должен быть заплачен НДФЛ всего в 9%.

Дивидендная схема может не дать налоговой экономии

Применение дивидендной схемы всегда выгодно в случае, если используется в рамках юридического лица по упрощенной системе налогообложения со ставкой 6% или ЕНВД. А вот если вы будете выплачивать дивиденды в компании, находящейся на основной системе налогообложения, либо упрощенной со ставкой 15% — не исключены, наоборот, налоговые потери от ее применения.

Дело в том, что вы не сможете зачесть в расходы в целях исчисления налога на прибыль (единого налога) затраты по оплате труда сотрудников и сами страховые взносы. Если у вас есть более или менее достоверные прогнозы относительно выручки, затрат, понимание размера ФОТ на соответствующий год — вы можете провести расчеты и понять, насколько для вас экономически целесообразно применение этой схемы.

Кроме того, стоит учитывать, что при выплате дивидендов предприятием, которому требуются расходы, налогоплательщик, как правило, пытается достигнуть сразу две взаимоисключающие цели. Во-первых, уменьшить прибыль, чтобы платить меньше налог на прибыль. Во-вторых, заплатить больше дивидендов, которые и выплачиваются как раз за счет прибыли. А сделать это, естественно, невозможно.

Поэтому дивидендную схему с точки зрения налоговой экономии зачастую более выгодно трансформировать таким образом, чтобы использовать ее как механизм рефинансирования денежных средств. Для этого она применяется уже в рамках не одного, а двух юридических лиц, одно из которых, например, находится на основной системе налогообложения, а другое обязательно применяет УСН с налоговой ставкой 6%.

Не забудьте сдать бухгалтерскую отчетность

Конечно, организации на общей системе налогообложения сдают бухгалтерскую отчетность в любом случае. А вот, например, организации на упрощенной системе налогообложения от этой обязанности освобождены. Однако если компания-упрощенец решит распределять дивиденды, ее бухгалтеру придется восстановить бухгалтерский учет и сдавать бухгалтерскую отчетность. То же касается и организаций, находящихся на ЕНВД.

Позиция налоговых органов относительно необходимости ведения бухгалтерского учета и сдачи отчетности для распределения дивидендов неоднократно менялась (см., например, Письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 15.12.2005 № 03-11-04/2/154, от 11.03.2004 № 04-02-05/3/19, от 10.01.2006 № 03-11-05/2, от 21.06.2005 № 03-11-05/1, от 15.12.2005 № 03-11-04/2/154, Письмо УФНС по г. Москве от 11.11.2004 № 21-09/72969).

Однако сейчас она однозначна. Если вы хотите распределять прибыль — необходимо восстановить бухгалтерский учет и сдавать отчетность своему налоговому инспектору (см. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ от 13.04.2009 № 07-05-08/156).

Учредительные документы

Согласно п. 3 ст. 28 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» срок и порядок выплаты части распределенной прибыли общества определяются уставом или решением общего собрания участников ООО о распределении прибыли между ними.

Если участник общества один, то возможность выплаты дивидендов, сроки и порядок их выплаты обязательно должны быть прописаны в уставе.

Если учредителей несколько, то срок и порядок распределения прибыли не обязательно должны быть прописаны в учредительных документах. Это может быть указано в решении общего собрания участников.

Исключением является случай, когда дивиденды распределяются между участниками общества непропорционально долям в его уставном капитале. В такой ситуации подобный порядок распределения прибыли обязательно должен быть прописан в учредительных документах (ст. 28 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Если вы не соблюдете требования корпоративных норм — рисками будут признание выплаченных дивидендов заработной платой и доначисление с нее страховых взносов и НДФЛ по ставке 13%.

Всю зарплату дивидендами заменить нельзя!

Очень часто при применении дивидендной схемы делается следующая ошибка — единственный учредитель общества, он же единоличный исполнительный орган, получает только распределенную прибыль (дивиденды). Заработная плата же ему не выплачивается вовсе.

Конечно, такой путь может дать максимальную экономию. Однако это противоречит позиции официальных ведомств. Согласно ей, общество обязано выплачивать заработную плату руководителю — единственному учредителю организации.

Таким образом, распределенная прибыль (дивиденды) не могут быть единственным денежным поощрением, которое учредитель получает за свою деятельность. Ему должен быть установлен хотя бы минимальный оклад.

В том случае, если это основное место работы такого генерального директора, и предполагается, что он работает полный рабочий день, оклад не должен быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного законодательством (см. Письмо Минздравсоцразвития России от 08.06.2010 № 428н).

Убедитесь, что вы распределяете и выплачиваете дивиденды в тот момент, когда вправе это делать.

Выплачивайте дивиденды своевременно. В противном случае налоговики их также могут квалифицировать как зарплату и доначислить с выплаченных сумм дополнительные налоги.

Так, в соответствии с Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Федеральным законом «Об акционерных обществах» (ст. 43), общество не вправе принимать решение о распределении своей прибыли между участниками общества:

  • до полной оплаты всего уставного капитала общества;
  • до выплаты действительной стоимости доли или части доли участника общества в случаях, предусмотренных законодательством (если речь идет об ООО) или до выкупа всех акций, которые должны быть выкуплены в соответствии с законодательством (для акционерных обществ).

Общие случаи

Кроме того, в законах перечислены общие случаи, когда общество не вправе не только принимать решение о распределении своей прибыли (выплате дивидендов) между участниками, но и выплачивать ее, если решение уже принято. В частности:

  • если на момент принятия такого решения или на момент выплаты общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства) или если указанные признаки появятся у общества в результате их выплаты;
  • если на момент принятия такого решения или на момент выплаты стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала и резервного фонда или станет меньше их размера в результате их выплаты (для ООО), или если на момент принятия решения или в результате таких действий стоимость чистых активов общества станет меньше его уставного капитала и резервного фонда, и превышения над номинальной стоимостью, определенной уставом ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций либо станет меньше их размера в результате принятия такого решения (для акционерных обществ);
  • в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

Акции

Кроме того, акционерные общества не вправе принимать решение о выплате дивидендов:

  • по обыкновенным акциям и привилегированным акциям, размер дивидендов по которым не определен, если не принято решение о выплате в полном размере дивидендов по всем типам привилегированных акций, размер дивидендов по которым определен уставом АО;
  • по привилегированным акциям определенного типа, по которым размер дивиденда определен уставом общества, если не принято решение о полной выплате дивидендов по всем типам привилегированных акций, предоставляющим преимущество в очередности получения дивидендов перед привилегированными акциями этого типа.

Если возник убыток

Согласно законодательству, распределять прибыль можно раз в квартал, раз в полгода или раз в год. Если вы используете первый или второй вариант, необходимо следить за тем, чтобы к концу года у вас не возник убыток.

В противном случае возникает риск того, что дивиденды, выплаченные за первые три квартала (за первое полугодие), налоговики переквалифицируют в заработную плату и доначислят на нее все налоги, а также штрафы и пени.

Оформите документ-обращение

И в завершение статьи хотелось бы обратить внимание еще на еще один момент. Федеральным законом от 28.12.2010 № 409-ФЗ был введен пункт 4 статьи 28 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», который касается порядка обращения за распределенной прибылью участников ООО.

Тем не менее, многие юристы стали трактовать данный пункт таким образом, что для получения распределенной прибыли участником общества с ограниченной ответственностью он должен обратиться за ней. То есть должен существовать отдельный самостоятельный документ-обращение.

Конечно, с данной точкой зрения можно поспорить. Однако, учитывая, что спорные вопросы, касающиеся новелл законодательства, зачастую впоследствии становятся камнем преткновения во взаимоотношениях с налоговыми органами, подстраховаться и составить такой документ будет нелишним.

Выплачиваем дивиденды, мы зарплатные проекты банка, учредители сотрудники. Можно выплатить через зарплатный проект единовременно, что нужно указать, прочие выплаты? Или нужно оформлять в качестве платежного поручения?

Ответ

Отвечает Майя Жмакина, эксперт в области налогообложения и юридического права
Вы вправе перечислить дивиденды на зарплатную карту сотрудника – учредителя через так называемый «зарплатный проект», заключенный с банком.

В данном случае условие о безналичной выплате дивидендов будет соблюдено, нарушения порядка выплаты дивидендов и кассовой дисциплины не будет.

При этом от сотрудника необходимо получить Заявление, в котором он просит перечислить дивиденды (в какой сумме, за какой период) именно на зарплатную карту с указанием её реквизитов.

Обоснование

Как документально оформить выплату дивидендов

Ситуация: как оформить выплату дивидендов участникам (акционерам)

Специального документа, которым нужно оформить выплату дивидендов, не предусмотрено. Поэтому можно использовать типовые бланки, которые заполняются при выплате денег из кассы или при перечислении средств с расчетного счета. Помимо этого организация может разработать самостоятельно ().

Внимание: при оформлении выплаты дивидендов акционерам необходимо учесть следующее. Выплачивать дивиденды акционерам деньгами нужно в безналичной форме.

При этом если дивиденды выплачиваются гражданину, то деньги должны быть перечислены ему почтовым переводом или по заявлению на его банковский счет. Об этом сказано в статьи 42 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.

Участникам ООО дивиденды можно выплачивать как через кассу, так и на банковский счет. Расходовать (). Поэтому придется снять деньги с расчетного счета.

Ситуация: можно ли расходовать на выплату дивидендов наличную выручку

Нет, нельзя.

Порядок выплаты дивидендов устанавливает общее собрание акционеров (участников) ( , ). При этом собрание акционеров должно учитывать, что дивиденды деньгами организации могут получить только на свои банковские счета. А граждане – как банковским (по заявлению), так и почтовым переводом. Такой порядок установлен статьи 42 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ. Для ООО такого ограничения не установлено.

Но даже если участники ООО примут решение выплатить дивиденды наличными за счет выручки, им надо учитывать следующее. В отношении расходования наличной выручки из кассы организации установлен ряд ограничений. Перечень целей, на которые можно потратить средства из кассы, приведен в указания ЦБ РФ от 7 октября 2013 г. № 3073-У. Выплата дивидендов в нем не поименована.

Таким образом, расходовать на выплату дивидендов наличную выручку нельзя. Ведь для акционерных обществ установлен прямой запрет, а к ООО могут быть предъявлены претензии о нецелевом расходовании наличных денег.

Правомерно ли перечисление дивидендов участнику общества на его личную банковскую карту с точки зрения ФЗ № 115 "О противодействии легализации доходов..." Признаться нас озадачили этим в Сбербанке, они считают, что получать наличными можно, а перечислять на карту нельзя. Мы прочитали закон, но ничего противоречащего закону в наших действиях не нашли.Понятно, что комиссия при получении наличных выше, и это выгодно банку. Но причем здесь этот закон?

в данном законе на банки возлагается ответственность по проверки операций производимых юридическими лицами. Если у банка возникает сомнение в проведении какой-либо операции, то банк вправе запросить дополнительные документы для подтверждения основания перечисления денежных средств. Порядок и меры контроля за сомнительными операциями устанавливается внутренними распоряжениями банка.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

Ст.7 Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

«1. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:*

1) до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1_1, 1_2 и 1_4 настоящей статьи, установив следующие сведения:
в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения;

1_1) при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов - юридических лиц получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, а также на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов;

2) принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев, в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных подпунктом 1 настоящего пункта. Идентификация бенефициарных владельцев не проводится (за исключением случаев направления уполномоченным органом запроса в соответствии с подпунктом 5 настоящего пункта) в случае принятия на обслуживание клиентов, являющихся: органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями, находящимися в их ведении, государственными внебюджетными фондами, государственными корпорациями или организациями, в которых Российская Федерация, субъекты Российской Федерации либо муниципальные образования имеют более 50 процентов акций (долей) в капитале; международными организациями, иностранными государствами или административно-территориальными единицами иностранных государств, обладающими самостоятельной правоспособностью; эмитентами ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах. В случае, если в результате принятия предусмотренных настоящим Федеральным законом мер по идентификации бенефициарных владельцев бенефициарный владелец не выявлен, бенефициарным владельцем может быть признан единоличный исполнительный орган клиента;

3) обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений;

4) документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами:

Вид операции и основания ее совершения;

Дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена; сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания;

Наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;

Сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица;сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица;сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции;

5) предоставлять в уполномоченный орган по его запросу имеющуюся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов, объем, характер и порядок предоставления которой определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а кредитные организации также предоставлять информацию о движении средств по счетам (вкладам) своих клиентов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. Порядок направления уполномоченным органом запросов определяется Правительством Российской Федерации..

1_1. Идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).

1_2. При осуществлении физическим лицом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15000 рублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15000 рублей, идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся, за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.*

1_5. Кредитная организация вправе поручать на основании договора другой кредитной организации, организации федеральной почтовой связи, банковскому платежному агенту проведение идентификации клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств.

1_6. В случае, указанном в пункте 1_5 настоящей статьи, кредитная организация, поручившая проведение идентификации, несет ответственность за соблюдение требований по идентификации, установленных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

1_7. Кредитные организации, организации федеральной почтовой связи, которым поручено проведение идентификации, несут ответственность за несоблюдение установленных требований по идентификации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Банковские платежные агенты несут ответственность за несоблюдение установленных требований по идентификации в соответствии с договором, заключенным с кредитной организацией.*

1_8. В случае несоблюдения установленных требований по идентификации лицо, которому в соответствии с пунктом 1_5 настоящей статьи кредитная организация поручила проведение идентификации, несет ответственность в соответствии с договором, заключенным с кредитной организацией, включая взыскание неустойки (штрафа, пеней). Несоблюдение установленных требований по идентификации также может являться основанием для одностороннего отказа от исполнения договора кредитной организации с указанным лицом.

1_9. Лица, которым кредитной организацией поручено проведение идентификации в соответствии с пунктом 1_5 настоящей статьи, должны передавать кредитной организации в полном объеме сведения, полученные при проведении идентификации, в порядке, предусмотренном договором, в течение срока, устанавливаемого Банком России по согласованию с уполномоченным органом.

1_10. Кредитная организация обязана сообщать Банку России в установленном им порядке информацию о лицах, которым кредитной организацией поручено проведение идентификации.

2. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.*

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.Основаниями документального фиксирования информации являются:запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в организацию направлен либо ранее направлялся запрос, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 настоящей статьи;*
отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

Иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.*

Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, для кредитных организаций Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. Квалификационные требования к специальным должностным лицам не могут содержать ограничения по замещению данных должностей для лиц, привлекавшихся к административной ответственности за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не предусматривающей дисквалификации таких лиц. Требования к идентификации могут различаться в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

3. В случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 настоящей статьи правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям,* предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального закона.

3_1. Пункт, дополнительно включенный с 15 января 2008 года Федеральным законом от 28 ноября 2007 года N 275-ФЗ, утратил силу с 8 декабря 2009 года - Федеральный закон от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.

4. Документы, содержащие сведения, указанные в настоящей статье, и сведения, необходимые для идентификации личности, подлежат хранению не менее пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом.

5_5. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны уделять повышенное внимание любым операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым физическими или юридическими лицами, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, либо с их участием, либо от их имени или в их интересах, а равно с использованием банковского счета, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

9. Контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.В случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

11. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.*

13. Кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения обо всех случаях отказа по основаниям, указанным в настоящей статье, от заключения договоров с клиентами и (или) выполнения распоряжений клиентов о совершении операций, а также обо всех случаях расторжения договоров с клиентами по инициативе кредитной организации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения указанных действий, в порядке, установленном для кредитных организаций Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.

14. Клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований настоящего Федерального закона, включая информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.*

Статья 7.2. Права и обязанности кредитных организаций и организаций федеральной почтовой связи при осуществлении безналичных расчетов и переводов денежных средств

1. Кредитная организация, в которой открыт банковский счет плательщика, при осуществлении безналичных расчетов по поручению плательщика на всех этапах их проведения обязана обеспечить контроль за наличием, полноту, передачу в составе расчетных документов или иным способом, соответствие сведениям, имеющимся в распоряжении кредитной организации, а также хранение в соответствии с пунктом 4 статьи 7 настоящего Федерального закона следующей информации:*

1) о плательщике - физическом лице, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, занимающемся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), номера банковского счета, идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии) либо адреса места жительства (регистрации) или места пребывания;

2) о плательщике - юридическом лице: наименования, номера банковского счета, идентификационного номера налогоплательщика или кода иностранной организации.

1_1. В случае, если банк, в котором открыт банковский счет получателя, либо банк, который обслуживает получателя при осуществлении в его пользу перевода денежных средств без открытия банковского счета, либо банк, который участвует в осуществлении перевода денежных средств, является иностранным банком, информация о плательщике - физическом лице, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, занимающемся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, должна включать фамилию, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая) и адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, а информация о плательщике - юридическом лице должна включать его наименование и адрес места нахождения.

2. При отсутствии в расчетном или ином документе, содержащем поручение плательщика, или неполучении иным способом информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, кредитная организация, в которой открыт банковский счет плательщика, обязана отказать в выполнении поручения плательщика, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

3. При осуществлении операций с денежными средствами, в том числе с использованием программно-технических средств, кредитные организации вправе в целях выполнения требований, установленных настоящей статьей, самостоятельно осуществлять заполнение расчетных документов плательщиков с использованием информации, полученной от плательщиков, в том числе при осуществлении процедуры идентификации.*

4. Банк-корреспондент, участвующий в осуществлении безналичных расчетов, обязан обеспечить неизменность информации, содержащейся в полученном расчетном документе, и ее хранение в соответствии с пунктом 4 статьи 7 настоящего Федерального закона.

5. Кредитная организация, в которой открыт банковский счет получателя денежных средств, обязана иметь процедуры, необходимые для выявления поступающих расчетных документов, не содержащих информацию, указанную в пункте 1 настоящей статьи.

6. При отсутствии в поступившем расчетном документе информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, если у работников кредитной организации, в которой открыт банковский счет получателя денежных средств, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, такая кредитная организация обязана не позднее рабочего дня, следующего за днем признания данной операции подозрительной, направить в уполномоченный орган сведения о данной операции в соответствии с настоящим Федеральным законом.

7. Кредитная организация, обслуживающая плательщика, при осуществлении переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов и организация федеральной почтовой связи при осуществлении почтовых переводов денежных средств на всех этапах их проведения обязаны обеспечить контроль за наличием, полноту, передачу в составе расчетных документов, почтовых отправлениях или иным способом, соответствие сведениям, имеющимся в распоряжении кредитной организации или организации федеральной почтовой связи, а также хранение в соответствии с пунктом 4статьи 7 настоящего Федерального закона следующей информации:

1) о плательщике - физическом лице, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, занимающемся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), уникального присваиваемого номера операции (при его наличии), идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии) либо адреса места жительства (регистрации) или места пребывания;

2) о плательщике - юридическом лице: наименования, уникального присваиваемого номера (кода, пароля) операции, идентификационного номера налогоплательщика или кода иностранной организации.»


Дивиденды представляют собой часть прибыли акционерного общества или иного хозяйствующего субъекта, распределяемая между акционерами, участниками в соответствии с количеством и видом акций, долей, находящихся в их владении.

Выплата дивидендов на пластиковые карточки


В случае выплаты дивидендов физическим лицам, не являющимся работниками, возможно перечисление денежных средств на карточки по их заявлениям. При этом за безналичное обслуживание банк взимает комиссию по каждому платежному поручению.

В случае, когда речь идет о заработной плате, которую работодатель обязан своевременно выплачивать работникам согласно ТК, платежи организации-работодателя, произведенные банку за обслуживание банковских карт, связанные с выплатой работникам заработной платы и иных платежей, установленных в соответствии с трудовым законодательством, не являются объектом обложения НДФЛ.

Выплата работникам дивидендов осуществляется в рамках гражданско-правовых, а не трудовых отношений, регулируемых ТК. Платежи, произведенные организацией банку за обслуживание банковских карт, связанные с выплатой работникам сумм денежных средств, обязанность по выплате которых не установлена трудовым законодательством, подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке.

Особенности удержания НДФЛ при выплате дивидендов физическим лицам - нерезидентам


Если организация выплачивает дивиденды физическому лицу - нерезиденту РФ, то ставка НДФЛ равна 15% (статья 224 Налогового кодекса (НК)). Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (статьи 207 НК).

По общему правилу российская организация - налоговый агент, выплачивая дивиденды физическому лицу, не являющемуся резидентом РФ, определяет налоговую базу налогоплательщика - получателя дивидендов по каждой такой выплате как сумму выплачиваемых дивидендов (п. 3 статьи 275 НК). К ней применяется ставка 15% (п. 3 статьи 224 НК). Но прежде чем рассчитывать налоги по общей формуле, необходимо обратить внимание на нормы международных соглашений об избежании двойного налогообложения, имеющие приоритет перед нормами НК РФ (статья 7 НК). Таким соглашением могут быть предусмотрены иные ставки налогов с дивидендов, как правило пониженные, или освобождение дивидендов от налогообложения.

Право применения положений международных договоров об избежании двойного налогообложения при выплате российской организацией доходов иностранным физическим лицам возникает не автоматически, а при соблюдении определенных процедур, предусмотренных налоговым законодательством РФ. Следует учитывать, что лица, к которым применяются положения соответствующих статей соглашений об избежании двойного налогообложения, устанавливающих порядок налогообложения доходов в виде дивидендов, должны иметь фактическое право на получение подобного дохода.

Кроме того, в силу п. 2 статьи 232 НК для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым РФ заключила действующий в течение соответствующего налогового периода договор об избежании двойного налогообложения.

Такое подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от уплаты налога, проведения зачета, налоговых вычетов или привилегий. При этом надо учитывать, что генеральное консульство РФ не уполномочено выдавать официальные подтверждения налогового резидентства на территории иностранного государства для целей применения соглашения. С учетом того что исчисление и уплата сумм НДФЛ осуществляются налоговым агентом, для применения пониженной налоговой ставки к доходам в виде дивидендов вышеуказанное подтверждение может быть представлено налоговому агенту.

Помимо подтверждения налогоплательщик представляет заявление о налогообложении дохода по пониженной ставке либо об освобождении от уплаты налога в РФ. При подаче налоговому агенту такого заявления и необходимых подтверждающих документов налоговый агент направляет перечисленные документы в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет. В этом случае решение о предоставлении налогоплательщику налоговой льготы в РФ принимает налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и взносы в ФСС при выплате дивидендов


В соответствии с п. 2 статьи 346.11 НК организации, применяющие УСН, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование согласно законодательству РФ.

Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 НК.

Согласно п. 1 статьи 236 НК объектом обложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Выплаты дивидендов участнику общества производятся не на основании данных договоров, а в соответствии с решением общего собрания акционеров, поэтому суммы дивидендов не могут являться объектом обложения ЕСН и страховыми взносами на ОПС.

Выплата дивидендов при УСНО не облагается страховыми взносами на ОПС и взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Бухгалтерский учет при выплате дивидендов


Учет сумм нераспределенной прибыли ведется на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н. Для обобщения информации обо всех видах расчетов с учредителями (участниками) организации предназначен счет 75 "Расчеты с учредителями": по вкладам в уставный (складочный) капитал организации, по выплате доходов (дивидендов) и др. К счету 75 "Расчеты с учредителями" могут быть открыты субсчета 75/1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал" и 75/2 "Расчеты по выплате доходов". На субсчете 75/2 "Расчеты по выплате доходов" отражаются расчеты с учредителями (участниками) организации по выплате им доходов в виде дивидендов.

Направление части прибыли отчетного года на выплату доходов учредителям (участникам) организации по итогам утверждения годовой бухгалтерской отчетности отражается следующей проводкой: Дебет 84 Кредит 75/2.

При этом начисление доходов работникам организации, входящим в число ее учредителей (участников), учитывается так: Дебет 84 Кредит 70.

Аналогичные записи делаются при начислении промежуточных доходов.

Суммы налога на доходы от участия в организации, подлежащие удержанию у источника выплаты, учитываются по Дебету счета 75/2 или 70 и Кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" (субсчет "НДФЛ"): Дебет 70, 75/2 Кредит 68.

Выплата начисленных сумм дивидендов отражается в корреспонденции со счетами учета денежных средств: Дебет 70, 75/2 Кредит 51, 50.

При выплате доходов от участия в организации продукцией (работами, услугами) этой организации, ценными бумагами и другим имуществом, предусмотренным уставом в бухгалтерском учете производятся записи по дебету счета 75 "Расчеты с учредителями" в корреспонденции со счетами учета продажи соответствующих ценностей.

    © Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на " " при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Последние материалы сайта