Могут ли религиозные организации осуществлять благотворительную деятельность. Что вы знаете о религиозной благотворительности? Артем Тарасов, генеральный директор Института инноваций

07.12.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Объединение указанных субъектов права собственности в одну классификационную рубрику объясняется тем, что в законе все они отнесены к некоммерческим организациям с вытекающими из этого последствиями. К тому же и сам законодатель достаточно четко еще не определился в вопросе о том, существует ли родовое понятие, под которое можно было бы подвести все указанные виды юридических лиц как субъектов права собственности.

К источникам формирования имущества объединения отнесены вступительные и членские взносы; добровольные взносы и пожертвования; поступления от проводимых в соответствии с уставом лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходы от предпринимательской деятельности; гражданско-правовые сделки; внешнеэкономическая деятельность; другие не запрещенные законом поступления.

В общественной организации, структурные подразделения которой действуют на основе единого устава данной организации, собственником имущества является организация в целом. Структурные подразделения в случае признания их юридическими лицами имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственником.

Благотворительные организации могут создаваться в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах. Благотворительная организация является неправительственной. Ее учредителями не могут быть ни органы государственной власти и местного самоуправления, ни государственные и муниципальные предприятия и учреждения. Они могут быть как основаны, так и не основаны на членстве.

В пользовании религиозных организаций может находиться имущество, которое предоставляется им государственными, муниципальными, общественными и иным организациями и гражданами и соответственно составляет государственную или муниципальную собственность либо частную собственность граждан или юридических лиц.

Передача религиозным организяциям в собственность или в пользование в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно.

Религиозным организациям для реализации своих уставных целей предоставлено право создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения, а также создавать собственные предприятия. За учреждениями, создаваемыми религиозной организацией, имущество закрепляется на праве оперативного управления, а за предприятиями - на праве хозяйственного ведения.

Понятие и содержание права собственности граждан.

Право собственности граждан - это совокупность прав норм, которые устанавливают и сохраняют принадлежность гражданам имущества потребительского и финансово-производственного назначения и обеспечивают собственникам-гражданам осуществление права владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом по своему усмотрению, использовать его для любых целей, если другое не предусмотрено законом.

Владение - это возможность хозяйственного господства собственника над вещью. Речь при этом идет о хозяйственном господстве над вещью, которое вовсе не требует, чтобы собственник находился с ней в непосредственном соприкосновении. Например, уезжая в длительную командировку, собственник продолжает оставаться владельцем находящихся в его квартире вещей.

Главное качество права собственности граждан - соединение наиболее абсолютного господства лица над вещью, с правом распоряжения ею, правом определять ее судьбу (продать, обменять, заложить, уничтожить).

Пользование - это возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее личного или производительного потребления. Нередко одна и та же вещь может использоваться как в целях личного потребления, так и в производственных целях.

Распоряжение - это возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении этой вещи. Не вызывает сомнений, что в тех случаях, когда собственник продает свою вещь, сдает ее внаем, в залог, передает в виде вклада в хозяйственное общество или товарищество или в качестве пожертвования в благотворительный фонд, он осуществляет распоряжение вещью.

Понятие и содержание права собственности на жилое помещение.

Право собственности на жилое помещение - это право владения, пользования и распоряжения жилым помещением.

Владение - это фактическое (реальное) обладание жилым помещением.

Пользование- это извлечение собственником пользы, дохода от принадлежащего ему жилого помещения.

В то же время необходимо учитывать, что жилые помещения имеют строго целевое назначение и предназначены исключительно для проживания граждан - физических лиц. Размещение собственником в жилом помещении организаций и предприятий допускается только после перевода такого помещения в нежилое.

Распоряжение- это право собственника жилого помещения определять его юридическую судьбу. Так, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему жилого помещения любые действия, не противоречащие правовым актам и не нарушающие права других лиц, в том числе отчуждать жилое помещение в собственность другим лицам, отдавать помещение в залог, аренду, ссуду, а также обременять его другими способами и распоряжаться им иным образом.

Правомочия собственника могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Количество и стоимость жилья, которое может находиться в собственности граждан или юридических лиц, не ограничиваются.

Теме правовых аспектов благотворительной и социальной деятельности религиозных организаций посвящена статья адвоката Адвокатской палаты Санкт-Петербурга К.Б. Ерофеева. Материал опубликован в очередном выпуске (№ 5, 2010).

Из истории церковной благотворительности

Известно, что основы церковной благотворительности были заложены еще в первохристианские времена. «...Пожертвования взимались и возлагались на алтарь храма в момент совершения Таинства Евхаристии, именно поэтому церковная благотворительность, с точки зрения ее исторического происхождения, имеет евхаристические корни» .

Уже во времена Киевской Руси князья возлагали на Церковь функции общественного призрения, попечительства, для этих целей из казны выделялись определенные материальные средства. Подобную политику проводили и князья Владимир Святославович, Ярослав Владимирович, Изяслав Ярославович, Всеволод Ярославович, Владимир Мономах. «В период феодальной раздробленности и золотоордынского ига Церковь была единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей. Церковь и монастыри в XII-XIII веках фактически взяли на себя благотворительную функцию» .

В трактате «Правила о церковных людях» (XIII век) на Церковь возлагались следующие благотворительные дела: «Нищих кормление и чад их; сиротам и убогим промышление; вдовам пособие; девицам потребы; обидным заступление; в напастях поможение; пленным искупление; в гладе прикормление; в худобе умирая — покровы и гробы».

Падение татаро-монгольского ига, централизация русского государства, его последующее политическое и экономическое усиление дали импульс развитию церковной благотворительности. Этому способствовала политика русских государей Ивана III, Василия III, Ивана Грозного, принимавших законы о церковной благотворительности. Церковные Соборы XVII века подтверждали необходимость расширять благотворительность монастырей. «Благотворительность рассматривалась Русской Православной Церковью как неотъемлемая составная часть ее жизни и деятельности, высший церковный орган — Собор — своими постановлениями закладывал правовую основу этой деятельности» .

Ликвидация Патриаршества при Петре I, секуляризация церковной собственности резко снизили уровень церковной благотворительности. Функции благотворительности перешли в ведение государственной системы общественного призрения, необходимые ресурсы у Церкви были отняты. «Социальная деятельность, которая могла бы вестись с помощью этих ресурсов, была блокирована, а общественная инициатива внутри Церкви парализована» . Отмечу, что лишение Церкви действенных механизмов по смягчению сложной социальной обстановки в русском обществе, явилось одной из причин политических и экономических катаклизмов начала ХХ века.

Во второй половине ХIХ — начале ХХ веков собственно церковная благотворительность развивалась, хотя доля ее в общегосударственных расходах была невелика. Так в 1893 году при всех приходах и монастырях существовало 480 больниц и 729 богаделен, в которых призревалось всего 9700 человек . В 1903 году существовало уже 18 232 церковноприходских попечения, 231 монастырская или приходская больница на 2796 коек, 997 богаделен, где призревалось 14 147 человек .

Исключительно тяжелое положение, в которое Церковь была поставлена после 1917 года, подорвало основы церковной благотворительности. Однако даже в эти годы верующие и клир собирали значительные средства на помощь голодающим, более 140 млн. руб. было собрано на нужды фронта в годы Великой Отечественной войны, значительные суммы жертвовались (не всегда добровольно, но это не является темой настоящей статьи) в Фонд мира, Детский фонд в послевоенные годы.

В постперестроечные годы церковная благотворительность начала возрождаться. Как отмечал на X Всемирном русском народном соборе (ВРНС): «В советское время Церкви было запрещено заниматься благотворительной деятельностью. Сейчас нам эти возможности предоставлены, и мы должны широко ими пользоваться... Господь заповедал всем нам творить добрые дела, это наш долг и наше призвание... Русская Православная Церковь и дальше будет возрождать традиции благотворительности и милосердия» .

Церковная благотворительность сегодня

В настоящее время при Церкви создан (председатель ). Целью церковных социальных учреждений и всей благотворительной деятельности Церкви является «умножение любви, приближение как подопечных, так и тех, кто оказывает им помощь, к Богу, восстановление образа Божия в человеке, измученном лишениями разного рода, страданием, последствиями грехов (как своих собственных, так и всего общества)» .

Следует отметить, что Церковь ведет значительную работу по оказанию благотворительной помощи нуждающимся. Так, в каждой епархии действует от 2 до 5 благотворительных столовых. В медицинской сфере значительное число учреждений здравоохранения сотрудничают с церковными учреждениями — при больницах действуют храмы и часовни, созданы сестричества и различные православно-медицинские общества. В нашей стране действует несколько десятков церковных богаделен (домов престарелых) с 10-30 обитателями в каждом . Возрождается деятельность православных приютов для несовершеннолетних. Отдельной темой является благотворительная помощь наркозависимым и алкоголикам. В каждой епархии существует соответствующий отдел, делается значительная работа. Значительной является помощь Церкви заключенным. В России более 700 исправительных колоний, 184 следственных изолятора, 13 тюрем, церковные помещения имеются в 100% указанных учреждений, церковные общины — в 75% .

Общие положения действующего законодательства о благотворительной деятельности и благотворительных организациях

Действующее законодательство наделяет религиозные организации правом заниматься благотворительной деятельностью. В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» «Религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций».

По смыслу ст. 1 Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — «Закон»), благотворительной деятельностью Церкви является осуществляемая ей добровольная деятельность по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче в пользу благополучателей имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона, благотворительная деятельность осуществляется в целях:

  • социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  • подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • содействия защите материнства, детства и отцовства;
  • содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта; охраны окружающей природной среды и защиты животных;
  • охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

В сфере церковной благотворительности в качестве благотворителей выступают не только религиозные организации, но и граждане-верующие. Последних можно разделить на три группы: «пассивные» (предоставляют безвозмездную или льготную материальную помощь), «активные» (осуществляют работы и услуги для нуждающихся), добровольцы (безвозмездно трудятся для благотворительных организаций и благополучателей) (ст. 5 Закона).

Благотворительная помощь (ст. 4 Закона) может осуществляться как непосредственно, так и путем создания благотворительных организаций. Следует более подробно остановиться на составе участников благотворительной деятельности. В соответствии со ст. 5 Закона под участниками благотворительной деятельности «понимаются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы, благополучатели».

Благотворительные пожертвования

Благотворители осуществляют благотворительные пожертвования в формах бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности. Это может быть пожертвование в церковную кружку, это может быть милостыня во имя Иисуса Христа нуждающимся, завещание имущества в пользу Церкви (как говорили раньше — «на помин души»). Также возможно бескорыстное (безвозмездное или на льготных условиях) наделение правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности (например, передача помещения по договору безвозмездного пользования для нужд Церкви). Благотворительным пожертвованием является также бескорыстное (безвозмездное или на льготных условиях) выполнение работ, предоставления услуг благотворителями — юридическими лицами (например, бесплатное консультирование верующих по правовым вопросам юридической фирмой, благотворительные обеды в предприятии общественного питания и т.д.).

Благотворительные пожертвования подразделяются на следующие категории: милостыня и благотворительные пожертвования в общеполезных целях. Следует отметить, что милостыня (которой фактически дается правовое определение в абзаце 1 п. 1 ст. 2 Закона) не поддается четкой правовой регламентации в силу лично-доверительного характера и негласности. Являясь доходом милостынеполучателя, с нее не уплачивается подоходный налог. Именно в силу этого милостыня в нашей стране получала негативную окраску в лице государства. Так, еще в 1541 году Стоглавый собор повелевал наказывать профессиональных нищих кнутом и высылкой в Сибирь. Не менее жестко реагировал на все разраставшийся институт нищенства Петр I, повелевший штрафовать на крупную сумму всех, подающих милостыню. Не жаловали профессиональных нищих и при Советской власти — стоит вспомнить преследование за бродяжничество и тунеядство. Тем более показательно, что негативное отношение государства к милостыдаянию на протяжении многих столетий, не изменило народного представления о милостыне, как о деле богоугодном и спасительном.

Более детальную регламентацию получили благотворительные пожертвования в общеполезных целях (п. 2 ст. 421 («стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами») и ст. 582 ГК РФ ), которые могут быть оформлены специальным договором (договором пожертвования).

В соответствии с п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвование признается формой дарения. Уточняется, что пожертвование осуществляется в общеполезных целях (этим оно отличается от дарения, которое может осуществляться и в иных целях — личного обогащения, например). Пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ). Когда благотворительное пожертвование передается юридическому лицу, целевое назначение может указываться или не указываться. В последнем случае юридическое лицо должно использовать пожертвование по своему усмотрению, но в общеполезных целях. Если заключенный с юридическим лицом договор пожертвования содержит указание на целевое назначение пожертвованных объектов, юридическое лицо должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ). Для этого открывается специальный счет «благотворительные пожертвования», средства которого не подлежат налогообложению.

Так, в соответствии с абзацем 3 п. 8 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в «виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), в соответствии с законодательством Российской Федерации о благотворительной деятельности в Российской Федерации». В соответствии с п. 26 cт. 217 НК РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые «детьми-сиротами и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, от благотворительных фондов, зарегистрированных в установленном порядке, и религиозных организаций».

Предметом пожертвования является вещь или право (например, авторское право). Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права.

«На принятие пожертвования, действительно, не требуется чьего-либо разрешения; в противном случае нарушался бы один из принципов договорного права, закрепленных в ст. 1 и 421 ГК. Но указание, что не нужно чьего-либо согласия, может создать искаженное представление о сущности дарения как гражданско-правовом договоре. Необходимо подчеркнуть, что только согласованное волеизъявление дарителя и одаряемого образует дарение как особую категорию» .

Характеристика церковных благотворительных организаций

  • создаются в форме неправительственных некоммерческих организаций;
  • создаются для достижения общеполезных целей в интересах отдельных категорий нуждающихся и общества в целом;
  • не вправе преследовать извлечение прибыли в качестве основной цели их деятельности (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» );
  • создаются, как правило, на неопределенный срок (п. 2 ст. 3 Закона «О некоммерческих организациях»);
  • имеют специальную правоспособность (п. 1 ст. 49 ГК РФ), т.е. могут обладать лишь теми правами и нести лишь те обязанности, которые соответствуют предусмотренным в их учредительных документах целям деятельности;
  • имущество формируется на добровольной основе и учредители не сохраняют вещных и обязательственных прав на переданное ими в пользу организаций имущество (кроме некоммерческих партнерств);
  • прибыль от предпринимательской деятельности (и любая другая прибыль) направляется только на достижение уставных целей;
  • деятельность отделена от политики (не имеют право поддерживать политические партии);
  • прибыль не может распределяться между участниками и учредителями;
  • в случае ликвидации все имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на благотворительные цели.

В соответствии со ст. 7 Закона благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций. Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.

П. 1 ст. 17 Закона регламентирует понятие благотворительной программы, т.е. «комплекса мероприятий, утвержденных высшим органом управления благотворительной организацией и направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям этой организации». К сожалению, на практике многие руководители благотворительных организаций игнорируют положения данной статьи.

В соответствии с п. 1. ст. 29 Закона «О некоммерческих организациях» высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:

  • коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;
  • общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

Порядок управления фондом определяется его уставом. Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об этих организациях (объединениях) (ст.ст. 8-13 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» , как правило, съезд (конференция) или общее собрание).

Следует обратить внимание и на требования Закона «О некоммерческих организациях» относительно проведения общего собрания. В соответствии с п. 4 ст. 29 Закона «О некоммерческих организациях» общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами. Решение собрания оформляется протоколом.

Благотворительные программы

По мнению автора, в вопросе принятия решения по утверждению благотворительных программ законодатель допустил пробел. В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона, благотворительная программа включает «смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы), устанавливает этапы и сроки ее реализации». В соответствии с п. 3 ст. 29 Закона «О некоммерческих организациях», определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества, утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации. Одна или несколько благотворительных программ могут быть приоритетными направлениями деятельности организации, реализация благотворительной программы оказывает влияние на формирование и использование имущества некоммерческой организации. Таким образом, утверждение благотворительных программ высшим органом некоммерческой организации логично. Однако в Законе ничего не сказано относительно того, является ли такое утверждение исключительной компетенцией высшего органа или нет. В соответствии с п. 4 ст. 29 Закона «О некоммерческих организациях» решение «общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами». Не является однозначно урегулированным вопрос, может ли простое большинство присутствующих на общем собрании утвердить благотворительную программу. Я склоняюсь к выводу, что благотворительная программа должна быть утверждена единогласно или квалифицированным большинством голосов.

На финансирование благотворительных программ (включая расходы на их материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ и другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ) должно быть использовано не менее 80% поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности. При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в сроки, установленные этими программами (п. 3 ст. 17 Закона).

В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 16 Закона, благотворительная организация не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20% финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ. В случае если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80% благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой.

Положения п.п. 3, 4 ст. 16, п. 3 ст. 17 Закона, а также (в соответствии с п. 2 письма Минюста РФ от 1 марта 1996 года № 08-09-38-96 , утвердившего «Методические рекомендации по применению органами юстиции некоторых положений действующего законодательства об общественных объединениях») ст.ст. 2, 6, 8, 11, 15, 16, 19 Закона должны быть обязательно учтены в уставе благотворительной организации, созданной в форме общественного объединения. Предполагаю, что требования указанного письма можно распространить и на благотворительные организации, созданные в иных организационно-правовых формах.

Указанным письмом также напоминается об обязанности благотворительной организации представлять в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, в т.ч. содержащий сведения о составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ) (абзац 4 п. 2 ст. 19 Закона).

Социальная деятельность Церкви

Одной из важнейших функций Церкви и областью пересечения ее интересов с государством является социальная защита населения. Церковь помогает государству в вопросах попечения о воинах и сотрудниках правоохранительных органах; граждан, находящихся в заключении и тяжелой социальной ситуации; больных. Церковь оказывает помощь государственным и муниципальным учреждениям в вопросах защиты семьи, материнства и детства; путем пропаганды борьбы с абортами, эвтаназией и безнравственностью, вносит вклад в национальные проекты в области здравоохранения и сокращения смертности.

Для государства помощь крупнейших традиционных конфессий и прежде всего Русской Православной Церкви весьма важна. Ведь Российская Федерация — «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (ст. 7 Конституции Российской Федерации ).

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» социальными службами являются «предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги».

Не подлежит сомнению, что социальные службы относятся к некоммерческим организациям, т.е. в соответствии с п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации организациям, не имеющим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющим полученную прибыль между участниками. «Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ» (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ).

Религиозные организации (приходы, монастыри, братства и др.) также относятся к некоммерческим организациям (п. 3 ст. 2 Закона «О некоммерческих организациях») и могут заниматься социальной деятельностью самостоятельно либо путем учреждения соответствующих некоммерческих организаций. При этом Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» прямо не говорит о возможности религиозных организаций оказывать социальные услуги непосредственно (в отличие от благотворительных, культурно-просветительских и иных, весьма близких по целям и задачам услугам социальным). Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, т.е. в т.ч. в учреждениях социальной защиты (п. 3 ст. 16 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»). На взгляд автора, учитывая исключительную правоспособность религиозных организаций (т.е. возможность осуществлять только ту деятельность, которая предусмотрена уставом религиозной организации), проблематичной кажется законность оказания религиозными организациями в полном объеме социальных услуг в соответствии со ст. 1 Закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»: по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

С другой стороны, в соответствии с п. 1 ст. 15 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах. Государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству Российской Федерации (п. 2 указанной статьи). Одним из важнейших внутренних установлений Русской Православной Церкви являются «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» , принятые освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в Москве 13-16 августа 2000 года.

В соответствии с п. III.6 Основ «в осуществлении своих социальных, благотворительных, образовательных и других общественно значимых программ Церковь может рассчитывать на помощь и содействие государства». Как видно из указанной статьи, внутренние установления Русской Православной Церкви предусматривают возможность ведения Церковью социальной деятельности. Более того, Церковь ожидает от государства соработничества и поддержки в данной сфере. «Областями соработничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются: дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ» (п. III.8 Основ).

Социально ориентированные некоммерческие организации

5 апреля 2010 года принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» № 40-ФЗ (далее — «Закон»), внесенный в Думу Президентом Российской Федерации. Отметим, что это уже не первая законотворческая инициатива Президента Д.А. Медведева по развитию некоммерческих организаций, участвующих в реализации социально значимых проектов по поддержке и социальному обслуживанию малоимущих и социально незащищенных категорий .

Данный Закон предусматривает, в частности, следующие меры государственной экономической поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — «СОНО») (изменения в ст. 31 Закона «О некоммерческих организациях»):

  1. размещение у некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» ;
  2. предоставление гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
  3. предоставление некоммерческим организациям иных льгот.

Субъекты РФ вправе оказывать СОНО государственную поддержку в иных формах (информационную, консультационную поддержку, размещение государственных и муниципальных заказов).

Согласно Закону (Закон «О некоммерческих организациях» дополняется новой ст. 31.1), к СОНО отнесены некоммерческие организации при условии осуществления ими, в частности, следующих видов деятельности, предусмотренных учредительными документами (напомним, что у некоммерческих организаций исключительная правоспособность, т.е. они могут заниматься только указанными в их учредительных документах видами деятельности):

  1. социальная поддержка и защита граждан;
  2. подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  3. оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
  4. охрана окружающей среды и защита животных;
  5. охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
  6. оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
  7. профилактика социально опасных форм поведения граждан;
  8. благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
  9. деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.

Виды деятельности, указанные в п. 1, 5, 8 ст. 31.1 Закона «О некоммерческих организациях» в настоящее время осуществляются многими религиозными организациями Русской Православной Церкви. Благотворительная деятельность осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 18 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» как непосредственно (организация благотворительной столовой в монастыре), так и путем учреждения благотворительных организаций (благотворительные организации и фонды помощи детям-сиротам, многодетным семьям, детям из неполных семей, детям-инвалидам, одиноким нуждающимся пенсионерам, пострадавшим от деятельности деструктивных сект и ветеранам локальных военных конфликтов и мн. др.). В соответствии с п. 3 указанной статьи, государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.

Религиозные организации участвуют в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры (п. 3 ст. 4 Закона), государство берет на себя обязательство оказывать религиозным организациям помощь по предоставлению налоговых и иных льгот, оказывать финансовую, материальную и иную помощь (там же).

В соответствии со ст. 5 Закона, религиозное образование является важнейшим видом деятельности религиозных организаций. И опять же государство берет на себя обязательство помогать образовательной деятельности Церквей (п. 3. ст. 4 Закона).

Виды деятельности, указанные в п. 3, 6, 7, 9 ст. 31.1 Закона «О некоммерческих организациях», также могут осуществляться отдельными религиозными организациями Русской Православной Церкви (либо создаваемыми ими некоммерческими организациями): профилактика религиозных конфликтов путем информирования граждан о деятельности деструктивных сект, оказание правовой помощи гражданам путем создания православных правозащитных центров, профилактика социально опасных форм поведения граждан совместно с правоохранительными органами, деятельность в области просвещения, науки, искусства и т.д.

Отрадно, что Закон включил в число СОНО (в ряде проектов Закона это было не предусмотрено) религиозные организации (к числу СОНО Закон не относит государственные корпорации, государственные компании, общественные объединения, являющихся политическими партиями). Это логично, т.к. законодательство о социальной защите населения, о некоммерческих организация, а также специальное законодательство о свободе совести и о религиозных организациях нигде прямо не исключает религиозные организации из числа социальных служб.

Закон предусматривает оказание поддержки СОНО в следующих формах:

  1. финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев СОНО;
  2. предоставление СОНО льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
  3. размещение у СОНО заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
  4. предоставление юридическим лицам, оказывающим СОНО материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Оказание финансовой поддержки СОНО может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на финансовую поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций (в том числе на ведение реестра СОНО — получателей поддержки), включая субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Оказание имущественной поддержки СОНО осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации, оказывающие поддержку СОНО, формируют и ведут федеральные, государственные и муниципальные реестры СОНО — получателей такой поддержки.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Закон существенно расширил возможности получения некоммерческими организациями различных видов помощи от государства. До принятия комментируемого Закона оказание такого рода помощи было недостаточно регламентировано и ряд положений нормативно-правовых актов носили дискуссионный характер.
  2. Закон дал четкое понятие СОНО и видам деятельности, которые подпадают под указанные программы государственной помощи.
  3. Закон в значительной мере учел пожелания Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий относительно возможности получения государственной помощи.

В то же время, Закон содержит известного рода «подводные камни»:

  1. Многие положения Закона требуют дополнительной регламентации, принятия подзаконных правовых актов, изменения и дополнения действующих нормативно-правовых актов (внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и др.), что потребует определенного времени и затруднит немедленное открытие финансирования мероприятий по решению острых социальных проблем.
  2. Благие намерения помощи государства СОНО должны подкрепляться ростом экономики и бюджетных поступлений, что в условиях продолжающегося мирового экономического кризиса проблематично.
  3. Открываются пути для социально ориентированных некоммерческих организаций, руководители и работники которых исповедуют иную, отличную от православных ценностей идеологию. Будучи более мобильными и часто не обремененными традициями и правилами, неправославные организации (как недобросовестные коммерсанты, так и сектанты разных мастей) «оседлают» процесс создания таких организаций, получат налоговые льготы, финансовую помощь и создадут нездоровую конкуренцию с традиционными религиозными организациями.
  4. Отмечается и коррупционная составляющая данного Закона, когда может сложиться непрозрачная практика по включению некоммерческих организаций в реестры СОНО.

В заключение отметим, что основные федеральные законы, регламентирующие деятельность некоммерческих организаций и благотворительную деятельность, были приняты около 15 лет назад и их корректировка с учетом изменившейся экономической и социальной обстановки, а также развития отечественного и международного законодательства, представляется весьма полезной.

Примечания

  1. Русская Православная Церковь и право: комментарий / Отв. ред. М.В. Ильичев. — М.: Издательство БЕК, 1999. С. 357
  2. Гущина Н. Благотворительность Русской Православной Церкви // www.religare.ru/2_43833.html
  3. Там же
  4. Митрохин Н. Русская Православная Церковь: современное состояние и актуальные проблемы / Изд. 2-е, испр., доп. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 276
  5. Там же. С. 276
  6. Религия и церковь в истории России. — М.: Мысль, 1975. С. 215
  7. Русская Православная Церковь будет развивать традиции благотворительности // www.hram.kokoshkino.ru/news/News.asp?ID=86
  8. Официальный сайт Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению // www.diaconia.ru/
  9. Митрохин Н. Указ. соч. С. 294
  10. Там же. С. 301
  11. Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 1 октября 1997 г. № 190
  12. Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 17 августа 1995 г. № 159
  13. Текст части первой опубликован в «Российской газете» от 8 декабря 1994 г. № 238-239, текст части второй опубликован в «Российской газете» от 6, 7, 8 февраля 1996 г. № 23, 24, 25
  14. Текст части второй Налогового кодекса опубликован в «Российской газете» от 10 августа 2000 г. № 153-154

Вопросы, связанные с благотворительной деятельностью и социальными служениями религиозных организаций в последнее время становятся все более актуальными. Основы церковной благотворительности были заложены еще в первохристианские времена. Во времена Киевской Руси князья возлагали на Церковь функции общественного призрения, попечительства, для этих целей из казны выделялись определенные материальные средства. Подобную политику проводили и князья Владимир Святославович, Ярослав Владимирович, Изяслав Ярославович, Всеволод Ярославович, Владимир Мономах. «В период феодальной раздробленности и золотоордынского ига Церковь была единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей. Церковь и монастыри в XII-XIII веках фактически взяли на себя благотворительную функцию».

Ни для кого не секрет, что и в настоящее время именно религиозные объединения ведут эффективную работу среди нуждающихся и неблагополучных слоев населения. Сеть реабилитационных центров созданных религиозными организациями во всех уголках нашей страны яркое тому свидетельство. Однако, как не странно, но именно при осуществлении благотворительной и социальной деятельности возникает ряд не разрешимых проблем.

В последнее время мы все чаще слышим, что наркомания представляет угрозу национальной безопасности и демографической ситуации в стране. В сентябре 2009 г. бывший Президент нашей страны Д.А. Медведев на заседании Совета безопасности России выступил за разработку стратегии государственной антинаркотической политики и чёткого плана её реализации. 9 июня 2010 года Указом Президента Российской Федерации была утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.

Между тем, следует отметить, что несмотря на все усилия со стороны государства, потребление наркотиков среди молодежи представляет угрозу национальной безопасности России и имеет глобальный характер, распространяясь как рак по всем уголкам нашей необъятной Родины.

По экспертным оценкам, у нас не менее двух с половиной миллионов человек употребляют наркотики. Это страшная цифра. Причём 70 процентов - молодёжь до 30 лет.

Несмотря на то, что руководство нашей страны подчеркивает важность профилактики наркомании и важность антинаркотической пропаганды среди молодежи совместно с общественными организациями, на практике мы можем видеть многочисленные судебные процессы в отношении наиболее успешных лидеров общественных движений в данной сфере.

Между тем, еще бывший Президент Д. Медведев отмечал, что спрос на услуги по реабилитации значительно превышает возможности государственных структур.

В этой связи деятельность религиозных организаций по духовно-нравственной реабилитации лиц страдающих алкогольной и наркотической зависимостью казалось бы, должна поощряться, но, увы, на практике при ее осуществлении как религиозные так и общественные организации сталкиваются с рядом не разрешимых проблем. Одна из которых –неопределенность организационно-правовой формы при создании центра реабилитации. По большому счету ни одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций предусмотренных законодательством под эти цели не подходит. Из-за этого центры функционируют под «крышей» фондов, общественных организаций, автономных некоммерческих, религиозных организаций и.т.д. При этом наиболее подходящей выглядит реабилитация при монастырях. Однако зачастую человек в монастырь идти не хочет.

Нередко возникают проблемы и с органами власти. Так, например, в адрес религиозной организации в г. Новосибирске Управлением Министерства юстиции по Новосибирской области было направлено Предупреждение о недопустимости нарушения законодательства РФ, в котором было указано, что Церковь не имеет права содействовать профилактике и реабилитации лиц, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью. Однако, Церковь, занимаясь данного рода благотворительной деятельностью, не только не нарушала законодательства нашей страны, но наоборот вносила свою лепту в борьбе с этой все более нарастающей бедой в нашем обществе.

В этой связи, учитывая, что, не смотря на сложности, центры все равно существуют и достаточно эффективно осуществляют свою деятельность, представляется целесообразным определить в законодательстве их правовой статус, как, например, учитывая реальные потребности общества, был определен статус казачьих обществ. Хотелось бы надеется, что в ближайшее время данный вопрос найдет свое достойное отражение в российском законодательстве.

Бывают случаи, когда органы, осуществляющие контроль за деятельностью религиозных организаций указывают, что Церковь благотворительной деятельностью вообще заниматься не вправе. И если у прихожан есть такое желание, то они должны зарегистрировать благотворительную организацию. Видимо срабатывает синдром советской эпохи, когда согласно Постановлению ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях» религиозным общинам запрещалась всякая социальная и благотворительная деятельность.

Однако данная позиция противоречит действующему законодательству. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций. Более того, государство должно оказывать содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 11 августа 1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее Закон № 135) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность не только граждан, но и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

В соответствии со ст. 4 данного закона юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей. Юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации. Никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных Законом целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона № 135 благотворительная деятельность осуществляется в целях:

Социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

Подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

Оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

Содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

Содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

Содействия защите материнства, детства и отцовства;

Содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

Содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

Содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

Охраны окружающей среды и защиты животных;

Охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

При осуществлении благотворительной деятельностью, необходимо знать, что религиозная организация обязана вести документацию, подтверждающую принятие на учет получателем благотворительной помощи безвозмездно полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), а также документацию (акты или иные документы), свидетельствующую о целевом использовании полученных (выполненных, оказанных) в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг). Если получателем благотворительной помощи является физическое лицо, то в налоговую инспекцию представляется документ, подтверждающий фактическое получение товаров (работ, услуг) данным физическим лицом.

Довольно распространенный вид благотворительной деятельности религиозных объединений, который хотелось бы выделить особо, это благотворительные обеды для малоимущих и бездомных. Так, при епархиях РПЦ зачастую действует по несколько благотворительных столовых. Однако необходимо иметь в виду, что в соответствии с законодательством при осуществлении данного вида деятельности любая организация санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее соответствие столовой требованиям, предъявляемым к организации общественного питания. На сегодняшний день, нередко благотворительные столовые действуют без каких-либо документов, поскольку получение санитарно-эпидемиологическое заключение задача не из легких. Поэтому и вынуждены Церкви заниматься своей миссией порой на свой страх риск. В этой связи актуальной остается задача упрощения процедуры получения заключений для благотворительных столовых.

Хотелось бы также обратить внимание читателя на одну из важнейших исторически выполняемой Церковью функций – просветительскую. Практически во всех религиозных организациях действуют воскресные школы, приходские школы и кружки для детей. И уж, казалось бы, в этой сфере проблем быть и не может. Но у органов прокуратуры на этот счет другое мнение.

Так, 10 июня 2009 года в Верховном суде России рассматривалось дело, инициированное прокуратурой о ликвидации религиозной организации, за элементарное обучение основам религии в рамках воскресной школы. Согласно ошибочной позиции прокуратуры данный вид деятельности должен якобы лицензироваться. В результате Верховный суд вынес Определение защищающее право религиозных объединений на обучение детей религии в рамках воскресных школ.

Не смотря на данное Определение Верховного суда РФ, 7 сентября 2010 года в г. Миллерово Ростовской области религиозная организация была оштрафована на 10 тысяч рублей за организацию детского христианского кружка и клуба для детей, действующих при воскресной школе, так как суд согласился с прокуратурой, что Церковь при осуществлении данного вида деятельности обязана была получить лицензию на образовательную деятельность. Данное решение было отменено лишь в надзорной инстанции.

18 апреля 2010 года вступили в силу поправки в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», которые ввели новое понятие «социально ориентированные НКО» .

К социально ориентированным некоммерческим организациям были отнесены, в том числе и религиозные организации, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, социальную поддержку и защиту граждан, оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам. В этом же списке - охрана окружающей среды, оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе, благотворительность, деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни. Именно таким НКО будет оказываться поддержка.

Помощь будет оказываться в форме имущественной, информационной, консультационной поддержки, а также содействия в области подготовки и повышения квалификации работников НКО. Предусмотрены и льготы по уплате налогов и сборов. Также организаций смогут размещаться государственные и муниципальные заказы. Наконец, юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным НКО материальную поддержку, будут предоставляться льготы по уплате налогов и сборов.

В заключении хотелось бы отметить, что сегодняшняя действительность требует от руководителей религиозных организаций быть грамотными не только в духовных, но и правовых вопросах. Чтобы не только знать и соблюдать закон, но и уметь отстаивать права верующих и религиозных организаций.

Участие религиозных организаций в оказании разносторонней социальной помощи имеет давние исторические традиции. Деятельность конфессиональных институтов чрезвычайно многогранна как по сферам (милосердие, благотворительность, миротворчество и т.д.), так и по формам, методам деятельности. Наряду с материальной помощью нуждающимся она направлена на морально-психологическую поддержку страждущих, успокоение отчаявшихся, смягчение социальной напряженности, улаживание этнических и национальных конфликтов, нейтрализацию общественных язв и неурядиц, постигающих в первую очередь наиболее уязвимые и обездоленные слои населения.

Традиции духовной и материальной помощи старым, больным, инвалидам, детям, людям, оказавшимся в беде и не имеющим сил (возможностей) самостоятельно ее преодолеть, - органическая часть религиозно-нравственной культуры всех существовавших и существующих на Земле цивилизаций, социально-нравственных доктрин различных конфессий, важнейшая часть их идеологии и практики.

Исторические традиции участия в социальной деятельности имеются и у религиозных конфессий, традиционно существующих в России, прежде всего у Русской Православной Церкви. В последнее время российские конфессиональные организации - христианские (православные, католические, протестантские), мусульманские, буддистские, иудаистские - значительно активизировали свою социальную активность. Так, для координации социальной деятельности православной церкви при Московском Патриархате создан специальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, в рамках католицизма успешно работает организация «Каритас» и т.д. Правовые запреты, прежде существовавшие в этой сфере, были преодолены принятием в сентябре 1997 г. Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Начало процесса возрождения общественной - светской и конфессиональной - милосердно-благотворительной деятельности в нашей стране в конце 80-х годов в политическом плане было одним из симптомов развития общественной самодеятельности граждан. В идеологическом плане оно было свидетельством честного признания реалий жизни, наличия масс людей, нуждающихся в помощи и милосердной заботе религии. В опыте социального служения религиозных институтов много положительного и поучительного, что, к сожалению, пока еще не всегда пользуется вниманием светских социальных работников, хотя формы, методы милосердной конфессиональной деятельности прошли испытания веками и оправдали себя в различных этнических и социальных сообществах.

Отличительной особенностью конфессионального социального служения является то, что его стабильная основа - особое понимание и обоснование милосердия, которое рассматривает любовь к ближнему как реализацию божественных заповедей, служение бедствующим людям - как служение Богу.


Для социальной работы религиозных организаций (при всех их вероисповедных различиях) характерна многофункциональность (не только оказание материальной помощи, но и духовные и иные формы поддержки людей при тяжких обстоятельствах, участие в воспитании детей, опека над немощными, нравственная поддержка заключенных и т.д.). Социальным служением в религиозных организациях занимаются, как правило, лица, имеющие призвание к этой работе и обладающие в той или иной мере соответствующими личностными и профессиональными навыками. Практика показывает, что здесь в большей мере достигается персональный, целевой, адресный характер поддержки, - чтобы помощь доходила по назначению (что далеко не всегда удается при государственных формах социального обеспечения). Немаловажно и то, что здесь чаще всего не наблюдается такого лихоимства и мошенничества, какое встречается среди некоторых светских новообразованных «благотворительных» организаций.

В то же время следует отметить, что исповедуемые религиозными организациями вероучения влияют на осуществляемые ими программы социального служения, а благотворительная деятельность подчас используется (особенно некоторыми зарубежными миссионерскими организациями) для распространения своих воззрений, в том числе среди последователей иных религий и неверующих. Характерно, что религиозный экстремизм и фанатизм, нехарактерные для действующих в Российской Федерации на законной основе религиозных организаций, отрицается организаторами социальной работы во всем мире, а его носители не допускаются к занятию этим профессиональным видом деятельности.

В современном социальном служении различных религиозных учреждений важно выделить наиболее эффективные формы и направления практики милосердия. Например, православные общества в последнее время значительно активизировали работу в области здравоохранения, оказания помощи наркоманам, алкоголикам, заключенным; протестантскими организациями накоплен интересный опыт работы с детьми из неблагополучных семей, детских домов и интернатов. Все конфессии уделяют большое внимание организации помощи инвалидам, престарелым, безработным; ныне в центре внимания христианских и исламских организаций находится налаживание содействия жертвам межэтнических конфликтов - беженцам и перемещенным лицам, использование различных средств для улаживания межнациональных противоречий и т.п.

Обращаясь к многовековому опыту служения, накопленному различными религиозными учреждениями, важно учитывать как его многообразие, обусловленное национально-этническими, культурными и конфессиональными особенностями, так и обнаруживаемое в нем сходство целей, подходов, форм. Одна из самых актуальных проблем в рассматриваемой сфере - налаживание сотрудничества светских (государственных и общественных) и религиозных организаций, координация их деятельности. Это тем более важно, что им сегодня приходится решать подчас сходные задачи: расширение материальных возможностей милосердной деятельности, укрепление ее правового положения, кадровое и информационное обеспечение, координация взаимодействия благотворительных организаций, повышение их общественного престижа. Острая нехватка финансовых средств вызвана общим экономическим кризисом в стране, инфляцией, обнищанием значительной части населения, в том числе и верующих. Оказание благотворительной помощи, например протестантскими учреждениями, во многом связано с гуманитарной и финансовой помощью зарубежных организаций.

Несовершенство правовой базы, законодательного обеспечения благотворительной деятельности проявляется, помимо прочего, в несправедливом налогообложении, в отсутствии прямой защиты этой деятельности от преступных элементов и произвола чиновников. Светским и религиозным организациям одинаково нужны определенные льготы, правовая и моральная поддержка. Принятый в конце 1995 г. Государственной Думой Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» должен помочь изменить ситуацию к лучшему.

Развертыванию социальной работы мешает отсутствие тесного сотрудничества между религиозными, общественными и государственными учреждениями, ведущими эту работу, отсутствие координации этой деятельности, отсутствие единого информационного пространства. Не случайно в процессе обсуждения проблем социального служения высказываются предложения о создании Ассоциации благотворительных организаций России, хотя бы на региональном уровне. К сожалению, эта идея пока не встретила достаточной поддержки; сказываются межведомственные противоречия, а порой и межконфессиональные трения.

Решение упомянутых и ряда других вопросов, и прежде всего преодоление разобщенности, особенно в субъектах Федерации, в национальных регионах, между государственными, религиозными и светскими общественными организациями, является важнейшим условием повсеместного возрождения милосердного служения в России.

Религиозные организации стали полноправными участниками хозяйственной жизни. Они ведут деятельность, владеют движимым и недвижимым имуществом, землей. На них распространяются все требования действующего законодательства, предъявляемые к юридическим лицам.

Религиозные организации проводят обряды, церемонии, молитвенные собрания и прочую культовую деятельность. Они вправе создавать собственные предприятия (организации) и заниматься предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). В связи с этим обоснованно возникает ряд вопросов по налогообложению, связанных с деятельностью религиозных организаций.

Религиозные организации — это...

Религиозной организацией является добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в качестве юридического лица (ст. 8 Федерального закона от 26 января 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного специального порядка государственной регистрации религиозных организаций (ст. 11 Федерального закона № 125-ФЗ).

Религиозные организации подразделяются на два типа в зависимости от территориальной сферы деятельности:

  • местные, состоящие не менее чем из 10 участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении;
  • централизованные, состоящие в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования.

Льгота по НДС: огласите весь список...

Один из видов деятельности религиозной организации - реализация религиозной литературы и предметов религиозного назначения. Эти операции (за исключением реализации подакцизных товаров и минерального сырья), включая передачу для собственных нужд, имеют льготу по НДС.

Налоговый кодекс гласит, что предметы религиозного значения и религиозной литературы освобождаются от налога на добавленную стоимость (подп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ). Но полного списка кодекс не раскрывает, ссылаясь на их перечень (он содержится в постановлении Правительства РФ от 31 марта 2001 г. № 251 «Об утверждении перечня предметов религиозного назначения и религиозной литературы, производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями), организациями, находящимися в собственности религиозных организаций (объединений), и хозяйственными обществами, уставный (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций (объединений), в рамках религиозной деятельности, реализация (передача для собственных нужд) которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость»).

Подробно приведем этот перечень, который включает пять пунктов:

1. Предметы храмового пространства:

а) священные предметы, предметы религиозного поклонения, в том числе престолы, жертвенники, голгофы, звездицы, копия, лжицы, иконы, канонические изображения, плащаницы, а также принадлежности и части, составляющие с этими предметами единое целое, в том числе облачения, покровы, иконные доски, ризы, рамки икон и т. п.;

б) предметы храмового убранства и архитектурные элементы храма, в том числе иконостасы, царские и диаконские врата, аналои, киоты, сени, столы панихидные, купола, шары и конусы к купольной религиозной символике, паникадила, ограждения алтарные и клиросные, стасидии, подсвечники, семисвечники, кандила, светильники, лампады, кресла - троны, раки, гробницы, доски именные храмовые, решетки оконные храмовые, шкафы алтарные, ящики для свечей и огарков, а также принадлежности и части, составляющие с этими предметами единое целое, в том числе облачения для аналоя, стаканчики и поплавки для лампад.

2. Предметы, необходимые для отправления богослужений, обрядов и церемоний:

а) предметы религиозной символики и атрибутики, в том числе кресты всех разновидностей, панагии, медальоны, ладанки, жезлы, посохи, памятные знаки, ордена и медали религиозных организаций, хоругви, штандарты, вертепы рождественские, салфетки под пасхальные куличи, пасочницы, художественные пасхальные яйца, пояса с молитвами, а также праздничные подарочные наборы, составляемые из предметов в соответствии с настоящим перечнем;

б) вещества и предметы, необходимые для совершения богослужений и религиозных обрядов, в том числе свечи, елей, миро, лампадное масло, ладан, кадила, печати для артоса и просфор, приборы для соборования, херувимы, фонари церковные, оклады на евангелие, апостол и чиновник; блюда, ковши, кувшины, иные сосуды; закладки в богослужебную литературу и т. п.;

в) одежда и головные уборы религиозного назначения:

богослужебные облачения, в том числе мантии архиерейские, стихари, фелони, епитрахили, пояса, поручи, набедренники, палицы, специализированная одежда и головные уборы, в том числе фартуки, нарукавники, используемые при освящении престола, косынки храмовые, форменная одежда студентов духовных учебных заведений и других учреждений религиозных организаций.

3. Специализированные вспомогательные предметы, необходимые для хранения, установки, функционирования и перемещения предметов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего перечня, в том числе подставки, кронштейны, вешалки, держатели, древки, колпаки, накидки, накладки, пакеты, мешочки, полки, футляры, цепи, ящики, шкафы, носилки.

4. Издательская продукция религиозного назначения:

а) богослужебная литература, в том числе Священное Писание, чинопоследования, указания, ноты, служебники, а также молитвословы, религиозные календари, помянники, святцы;

б) богословские, религиозно-образовательные и религиозно-просветительские книжные издания;

в) официальная бланковая и листовая продукция религиозных организаций, в том числе отдельные молитвы, канонические изображения, изречения, открытки и конверты религиозных организаций, патриаршие и архиерейские послания и адреса, грамоты, приглашения, дипломы духовных учебных заведений, свидетельства о совершении таинств и паломничества.

5. Аудио и видеоматериалы религиозного назначения, имеющие маркировку с полным официальным наименованием религиозной организации:

а) аудио и видеоматериалы, иллюстрирующие вероучение и соответствующую ему практику, в том числе богослужения, религиозные обряды, церемонии и паломничество;

б) аудио и видеоматериалы богословского и религиозно-образовательного содержания (кроме анимационных, игровых (художественных) фильмов), содержащие пособия по обучению религии и религиозному воспитанию.

Необходимо отметить, что серебряные кольца с молитвами, которые широко распространяются религиозными организациями, не подпадают под освобождение от уплаты налога. Это касается и паломнических услуг, связанных с поклонением святым местам (письмо УФНС России по г. Москве от 23 января 2009 г. № 19-11/004721).

Важно

Серебряные кольца с молитвами, которые широко распространяются религиозными организациями, не подпадают под освобождение от уплаты НДС. Это касается и паломнических услуг, связанных с поклонением святым местам (письмо УФНС России по г. Москве от 23 января 2009 г. № 19-11/004721).

Религиозные организации (объединения) могут применять льготу по НДС, предусмотренную при реализации предметов религиозного характера как собственного производства, так и приобретенных у других предприятий (подп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ). При этом не важно, у религиозных или не религиозных организаций приобретался товар (письма Минфина России от 11 апреля 2007 г. № 03-07-03/45, от 7 сентября 2007 г. № 03-07 07/28, УМНС России по г. Москве от 10 июня 2003 г. № 24-11/30729).

Освобождается от уплаты НДС реализация предметов религиозного назначения не только самой религиозной организацией, но и коммерческой организацией, уставный капитал которой полностью состоит из вклада религиозной организации.

Внимание

Освобождаются от НДС ремонтно-реставрационные работы храмов, являющихся памятниками истории и культуры, но при условии, что организация, выполняющая эти работы, имеет лицензию на реставрацию этих памятников (ст. 149 НК РФ).

Льготы на ввоз печатной продукции религиозного значения

В соответствии с Соглашением от 17 июня 1950 года «О ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера» (совершено в Лейк-Саксессе, Нью-Йорк 22.11.1950 г. вместе с «Протоколом к Соглашению» от 26 ноября 1976 г.) и на основании постановления Правительства РФ от 6 июля 1994 г. № 795 «О присоединении Российской Федерации к Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и Протокола к нему», постановления Правительства РФ от 30 ноября 2005 г. № 709 «О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. № 795» договаривающиеся стороны облагают ввозимые материалы внутренними налогами, взимаемыми на момент ввоза, при условии, что они не превышают налогов, которыми прямо или косвенно облагается подобная продукция отечественного производства.

Для применения норм Соглашения и Протокола в части невзимания НДС необходимо подтверждение компетентных органов, что ввозимые товары относятся к сфере образования, науки и культуры, с указанием назначения и объемов ввозимых товаров. В данном случае этим органом является Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Например, на основании подтверждения Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям от 9 февраля 2009 г. № 18/2-13-09/18-14689с ГУФТД ФТС России считает обоснованным применить льготы по уплате НДС в отношении печатной продукции религиозного назначения «Библия» (тираж 23 000 экземпляров), оформленной по ГТД № 10122070/140207/0000797.

Транспортный налог

Согласно статье 357 Налогового кодекса, плательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. На данный налог льготы не предусмотрены. Таким образом, с транспортных средств, принадлежащих религиозным организациям, транспортный налог необходимо уплачивать.

Акцизы

В соответствии со статьей 181 Налогового кодекса к подакцизным товарам относятся спиртосодержащая и алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию, препараты ветеринарного назначения, парфюмерно-косметическая продукция, разлитая в емкости не более 100 мл, автомобильный бензин и т. д. Необходимо помнить, что с 1 января 2003 года ювелирные изделия, в том числе и реализуемые религиозными организациями, подакцизным товаром не являются.

Налог на имущество

В соответствии со статьей 381 Налогового кодекса религиозные организации освобождаются от уплаты налога на имущество только в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности. Таким образом, все имущество религиозных организаций, не используемое в религиозных целях, подпадает под обложение налогом на имущество. Примером может служить здание братского корпуса или общежития.

Вместе с тем в соответствии со статьей 372 Налогового кодекса налог на имущество организаций является региональным налогом. И органы субъектов РФ имеют право установить на территории субъекта льготы для определенных некоммерческих организаций (п. 3 ст. 12 НК РФ). Как правило, ставка по налогу для религиозной организации устанавливается в размере «ноль» процентов.

Налог на землю

Религиозные организации освобождаются от уплаты земельного налога в отношении принадлежащих им на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве собственности земельных участков, если на данных земельных участках расположены здания храмов, часовен, а также иные здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения (п. 4 ст. 395 НК РФ). К объектам религиозного назначения относят здания (строения, сооружения), которые предназначены для:

  • богослужений (храмы, часовни и другие культовые постройки), молитвенных (дома причта, келейные корпуса, корпуса наместника и т. д.) и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний;
  • религиозных почитаний (паломничества). К ним относят паломнические центры и здания гостиниц, принадлежащие религиозным организациям;
  • профессиональных религиозных образований (духовные школы, семинарии, училища, а также общежитие для учащихся и т. п.);
  • иной религиозной деятельности.

А к объектам благотворительного назначения в первую очередь относят здания (строения, сооружения), которые используются в благотворительных целях, например, благотворительные столовые или больницы, православные детские дома, общеобразовательные учреждения, имеющие, согласно учредительным документам, статус благотворительных организаций (письмо Минфина России от 24 мая 2005 г. № 03-06-02-02/41).

Нередко встречаются такие ситуации, когда на земельном участке, принадлежащем религиозной организации, помимо объектов религиозного и благотворительного назначения расположены иные постройки, не имеющие такого назначения. Налоговики, видя такую ситуацию, требуют уплаты земельного налога. Минфин России считает данное требование налоговиков неправомерным и дает разъяснения (письмо от 24 мая 2005 г № 03-06-02-02/41), что освобождению от обложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения.

Также на практике встречаются обстоятельства, когда на территории религиозной организации, а точнее, на ее земле расположены объекты религиозного или благотворительного назначения, не принадлежащие данной религиозной организации. И в этом случае религиозная организация подпадает под льготу по земельному налогу. Это также следует из пункта 4 статьи 395 Налогового кодекса.

А в письме Минфина России от 7 мая 2008 г. № 03-05-04-02/31 сказано: если на земельном участке, принадлежащем религиозной организации, не расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, а находятся только здания, строения или сооружения, где производится религиозная литература, печатные, аудио и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения, то налогообложение такого земельного участка должно осуществляться в общеустановленном порядке.

Налог на прибыль

Религиозные организация являются плательщиками налога на прибыль (п. 1 ст. 246 НК РФ).

Но при этом при определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:

1) в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения (подп. 27 п. 1 ст. 251 НК РФ);

2) целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов (письмо Минфина России от 26 марта 2010 г. № 03-03-06/4/34). А также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц с условием, что указанные получатели будут использовать их по назначению (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Какие средства чаще всего поступают в религиозную организацию в виде целевых поступлений? Это:

  • целевые взносы и пожертвования;
  • имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;
  • суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности религиозных организаций;
  • средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности;
  • использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям;
  • имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности;
  • средства, полученные от физических лиц, некоммерческих организаций (в том числе иностранных и международных организаций и объединений по перечню таких организаций, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28 июня 2008 г. № 485 «О перечне международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций – получателей грантов»).

Вышеперечисленные поступления должны быть использованы на достижение определенных целей и на осуществление уставной деятельности. Например, согласно типовому уставу Прихода Русской Православной Церкви, к уставным целям относятся: проведение богослужений, обрядов, миссионерская деятельность, паломничество и т. д.

Использованные по назначению целевые поступления должны отвечать требованиям:

  • они должны быть получены на содержание религиозной организации и осуществление ею уставной деятельности;
  • в религиозной организации должен быть организован раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • по окончании налогового периода религиозная организация должна представить в налоговый орган по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утверждаемой Минфином (п. 14 ст. 250 НК РФ).

Если эти требования не выполняются, целевые поступления будут признаны внереализационными доходами организации. Моментом их признания будет дата, когда получатель фактически использовал полученные целевые средства не по целевому назначению либо нарушил условия, на которых они были предоставлены. Основание – подпункт 9 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса.

Религиозная организация имеет право самостоятельно устанавливать форму учета использования целевых средств. Как правило, такой учет ведется согласно ведомости прихода и расхода денежных средств с разбивкой по направлениям.

Это важно

Необходимо обратить внимание, что любые другие организации, осуществляющие целевые отчисления на уставную деятельность религиозных организаций, не смогут отнести данные отчисления к расходам, уменьшающим налоговую базу (п. 34 ст. 270 НК РФ). В этой связи можно сделать вывод, что глава 25 Налогового кодекса не предусматривает положений, поощряющих благотворительность.

В заключение хотелось бы отметить, что вопрос о налогообложении церквей и иных религиозных организаций нигде, кроме России, пока не ставился. Такое положение, как взимание с верующих граждан налога на содержание Церкви, в некоторых цивилизованных странах существует. Но там священнослужители получают зарплату от государства, а добровольные пожертвования используются на благо исключительно конкретного прихода и дел милосердия.

Последние материалы сайта