Кто такой Григор Лусаворич? Житие и страдание святого священномученика григория, епископа великой армении, и с ним тридцати семи дев Мощи григория просветителя

15.12.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Далеко не все знают, что Русь – не первая страна, принявшая Христианство в качестве государственной религии. Крещение Руси принято относить к 988 г., в то время как Армения – первая страна, принявшая Христианство – сделала это ещё в 301 году! И Григор Лусаворич принял в этом процессе непосредственное участие.

Жизнь Григора Просветителя началась с гонений. Будущий пророк родился на территории Древней Армении. Его отец, входящий в царское окружение, будучи подкупленным персидским царем, убил армянского правителя Хосрова, за что он и вся его семья поплатились жизнью. Избежал печальной участи только самый младший ребенок предателя: кормилица – христианка спасла невинного мальчика. Она, с младенцем на руках, бежала из древней Армении и возвратилась на свою родину – в Кесарию Каппадокийскую. Там милосердная женщина обратила мальчика в свою веру. При крещении он получил имя Григор и был воспитан в христианских традициях.

Через много лет приемная мать рассказала подрастающему Григору о судьбе его настоящей семьи, и юноша принял решение отправиться в Рим, чтобы поступить на служение к сыну убитого Хосрова – Трдату. Своей преданностью, усердием и покорностью Григор хотел искупить вину своего отца.

Законный наследник престола Трдат принял в свое окружение Григора, а в 287 году с помощью римских легионеров вернул принадлежащую ему по праву власть в Армении. Однако, напрасно Григор ожидал, что за его усердное служение царь помилует его. Язычник Трдат не потерпел христианских проповедей Григора и велел бросить его в казематы.

Григор был обречен на верную гибель в глубоком колодце Арташата без пищи и воды, в окружении ядовитых змей и насекомых. Этот колодец сохранился и по сей день. Сегодня на месте бывшей столицы великого государства, находившейся у самого подножья горы Арарат – армяно-турецкая граница, а на месте древних тюрем Арташата – храм Хор Вирап.

Любой желающий может спуститься в темницу, где святой Григорий провел 13 лет своей жизни и был спасен только благодаря еще одной милосердной христианке: она ежедневно приносила Григору воду и пищу и спускала корзину с провизией в яму глубиной 6 метров.

Казалось бы, ждать спасения Григору было неоткуда. Но, как гласит легенда, через 13 лет после заточения христианина, царь Трдат тяжело заболел. По некоторым источникам он впал в безумие, и никто из лекарей не мог ему помочь. Однажды Трдату приснилось, что исцелить его может только Григор. Царь был очень расстроен, ибо помнил, что много лет назад он бросил Григора в темницу и был уверен, что его нет в живых. Однако, до него дошли слухи, что Григор жив. Трдат повелел освободить узника, привезти его в столицу царя Трдата – Вагаршапат и оправдать его.

Его сон оказался вещим – Григор избавил царя от недуга, А Трдат, уверовав в чудо исцеления, покрестился и в 301 году первым среди правителей принял Христианство в качестве государственной религии.

Григор Лусаворич (или Григор Просветитель) – главная фигура армянской религиозной культуры. В 302 году он начинает строительство храма Эчмиадзин, который с тех пор является главным христианским храмом Армении. Здесь хранятся многие христианские святыни, среди которых копье, которым пронзили Иисуса Христа – окутанное легендами «Копье судьбы».

Григор Лусаворич стал первым епископом Армении. Двое его сыновей пошли по стопам отца и после смерти Григора в 326 году, архиепископство в стране еще долго передавалась по наследству его детям, внукам и правнукам.

Григор Лусаворич был канонизирован Римской Католической Церковью в 1837 году.

До 11 ноября 2000 года могила Григора Просветителя находилась в армянской церкви в Неаполе. Сейчас мощи святого Григора хранятся в Ереванском кафедральном соборе, названным его именем. Двери действующего собора открыты для всех желающих, и человек любой веры может зайти в храм, чтобы узнать больше о древней истории Армении.

Григор = Гри + Гор = Бог Гри Лусаворич – арм., Грегориос Фостер или Фотистес – гречески., Григорий Парфянин, Григор Партев. Родился около 252 года - умер около 326 года – Святой Армянской Апостольской церкви, а также русской православной церкви (где известен как Григорий Армянский), и других православных церквей, Римско-Католической и Армянской Католической церквей, первый, после гонения царя Трдата, епископ и просветитель Армении. Был членом парфянского знатного рода Сурен-Пахлавов, который, свою очередь, был ветвью царского дома Аршикидов, имевшего парфянское происхождение. Таким образом, он был родственником армянских монархов, имевших также парфянское происхождение. Григорий при крещении получает имя Аристакес, и являлся апостолом Христа.

В 256 году до н.э. образовали, под предводительством Аршакидов самостоятельное государство, со временем превратившееся в крупную империю, включавшую территории между Ефратом и Индом, Каспийским и Индийскими морями. Просуществовало до 226 года н.э., когда сменилось новой персидской империей Сасанидов.

Парфяне были воинственным народом, ловкими наездниками и отличными стрелками из лука.

По мнению некоторых, волхвы (или один из них), приходившие с дарами на поклонение новорожденному Богомладенцу (Георгию, Иоанну), были из Парфии. В моих исследованиях это подтвердилось, волхвами с дарами был Аристакес, жена и сын. Известно, что при сошествии святого Духа на апостолов (апостолом был Аристакес и его сын и Магдалина), в числе народов, находившихся при этом событии в Иерусалиме, первыми упоминаются парфяне, а за ними мидяне, еламитяне и др.

После падения Аршакидов парфяне, тем не менее, сохранили свой привилегированный статус в государстве Сасанидов. Об этом свидетельствует частое упоминание имени парфян в наскальных надписях Сасанидской эпохи.

В книге рассказывается о том, что отец Григория, Апак (Анак), подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хосрова (Андроника-Христа) и за это сам поплатился жизнью.

Приписка позднего редактора, как это обычно бывает: враг становится героем, а герой врагом, то же самое было и с Иудой (Аристакесом), якобы предателем Иисуса, хотя в действительности верным слугой своего царя до последнего родственником и единственным апостолом взрослым.

Все семейство Григория (Аристакеса) было истреблено, кроме младшего сына, которого его кормилица, христианка, успела унести на свою родину, в Кесарию Каппадокийскую . Там мальчик был крещён (крещение было в более зрелом возрасте) именем Григория и получил христианское воспитание. Вступив в брак, он скоро расстался с женой: она ушла в монастырь, а Григорий отправился в Рим (Русь, Тартарию) и поступил там в услужение к сыну Хосрова, Тиридату (Трдату III , - гг.), желая усердною службою загладить вину своего отца. Вся это история выдумана в томчесле и растование с женой. Под царем Хосровом понимается Андроник-Христос, а его сын, Георгий (Иоанн) Калита (Тридат). Его правление 1187 – 1227 годы, до 1206 года правит со своей матерью Марией Магдалиной, а после ее успения единоличный правитель Тартарии (Руси).

Рис. 86.Статуя св. Григория в стене собора св. Петра в Риме . Надпись на

армянском и латинском языках

В центре рисунка можно увидеть молодого человека, главного среди всех, сын Андроника-Христа Георгий (Иоанн) Калита (Константин Великий) с царской короной и с крестом.

Григорий (Аристакес – «святой защитник») был правителем Армении, и первым митрополитом московским, рыцарем духовно-рыцарского ордена тамплиеров, подчинялся великому магистру правителю Руси (Тартарии) Георгию (Иоанну) Калите. Нет ничего удивительного, что первые правители страны являлись одновременно и первосвященниками. Все представители династии Комнинов по национальности были армянами, согласно официальной и общепринятой версии, поэтому нет ничего удивительного в том, что под армянским царем Трдатом имеется в виду сын Иисуса Андроника-Христа, Георгий (Иоанн) Калита. Трдат – первый христианский царь в мировой истории. Григорий Просветитель (Аристакес) принимал участие в крестовом походе вместе с Георгием (Иоанном) Калитой, который и показал место будущего Эчмиадзин а в начале XIII века. Затем армия Армении примкнула к общей армии Георгия и воевала до победы 23 апреля 1204 года, за преданность и доблесть в бою, вероятно и получил новое имя Аристакес при крещении и посвящении в рыцари. Аристакес переводится как «Святой защитник» . В октябре 1205 года состоялся Первый Никейский (Московский) Собор, на котором и был Аристакес I со своей делегацией от великой Армении одним из почетных приглашенных на Собор. Аристакес I (Григорий Просветитель) жил в Москве был в Московском Кремле, армянский народ так же, как и многие народы мира, строил Кремль. Один из храмов Москвы на Красной площади храм Василия Блаженного (опричненский Ярусалим Ивана Грозного) построен в честь победы над Казанским ханством в 1555 году. Согласно заданию, собор должен был состоять из 8 отдельных церквей, символизирующих дни решающих боев за Казань. Строители храма, творчески истолковали задание, создав оригинальную и сложную композицию: между 4 осевыми столпообразными церквами расположены меньшие по высоте; те и другие увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними 9-й столпообразной церкви, завершенной шатром с маленькой главкой; все церкви объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами. Храм был выстроен из кирпича, а его фундаменты, цоколь и ряд деталей выполнены из белого камня

В день памяти святителя Григория, просветителя Армении – небесного покровителя митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) – публикуется статья, которая рассказывает о подвиге святого мученика и о почитании его христианами. Автор проводит параллель между двумя служителями Церкви. Л.К. Александрова-Чукова также знакомит читателя с фрагментами дневника Владыки, который он вел в дни Архиерейского Собора РПЦ в сентябре 1943 года.

«По имени и житие твое будет…»
Амвросий Оптинский

30 сентября (13 октября) – день памяти свт. Григория, просветителя Великой Армении. [Григор Лусаворич; арм. Գրիգռր Լռւսավռրիչ ] (239-325/6), святитель (память 30 сентября; в Армении – 4 раза в год), основоположник и первый предстоятель Армянской Апостольской Церкви (с 301 или 314?).

Великой Арменией называлась горная страна, находившаяся между Римской империей и Персией, между рекою Курою и верховьями рек Тигра и Евфрата, населенная армянами, названными так по царю Араму. Она управлялась царями из своего племени со II в. до Р.Х. до V в. по Р.Х., когда в 387 г. в результате войн она была разделена между Персией и Римом. Называлась она так в противоположность Малой Армении – области между верховьями рек Евфрата и Галаса, которая входила в состав царства Митридата Понтийского, а с 70 года по Р.Х. – в состав Римской империи. Великая Армения стала второй колыбелью человеческого рода, ибо на горе Арарат (Быт.8:4) остановился Ковчег Ноя.

Согласно преданию, проповедь Евангелия в Армении восходит к апостолам Варфоломею и Фаддею, христианство стало проникать в Армению еще в I веке через сирийские города. С тех пор в Армении существовали христианские общины, поддерживавшие тесные связи с церковью Антиохии, а с конца II столетия также с церковью Эдессы. Армянские христиане подвергались преследованиям со стороны правителей страны из парфянской династии Аршакидов. Перелом в отношениях между Церковью и государством произошел в царствование Тиридата (Трдата) III, который был восстановлен на армянском престоле Диоклетианом в 286 году после победоносной войны римлян с Сасанидским Ираном, смертельным врагом армянских Аршакидов – ветви свергнутой в Иране парфянской династии. По договору Рима с Ираном, заключенному в 298 году, Иран признал римский протекторат над Арменией. Отец Тиридата Хосров, долго и успешно воевавший с основателем Сасанидской династии Ардаширом (Артаксерксом), был убит парфянским князем Анаком, а в отмщение за это он сам и его родственники были казнены. Спасся один лишь младенец – младший сын, которого кормилица-христианка забрала на свою родину в Кесарию Каппадокийскую. Там он был крещен с именем Григорий и получил христианское воспитание. Вступив в брак, Григорий вскоре после рождения второго сына расстался с женой (которая, так же как и он, дала обет безбрачия) и отправился в Рим, где в то время находился бежавший из Армении после ее захвата персами Тиридат. Он поступил к нему на службу, желая своей преданностью низложенному наследнику царского престола заслужить прощение за грех своего отца. Вернувшись при Диоклетиане вместе с Тиридатом в родную Армению, Григорий стал проповедовать соплеменникам учение Христа. Но когда Григорий признался Тиридату в том, что он сын Анака, царь приказал подвергнуть его мучениям и бросить в ров, своего рода «зиндан», кишевший змеями. В этой темнице Григорий провел 13 (по другим источникам 14 или 15) лет. На месте заточения мученика впоследствии был устроен монастырь Хор Вирап.

Царь Тиридат имел свою резиденцию в тогдашней столице Армении, городе Вагаршапат (в 1945 г. переименован в Эчмиадзин). Он жестоко преследовал христиан. Спасаясь от гонений Диоклетиана, из Рима в Армению бежали 37 девушек-христианок, наставницей которых была Гаяне. Одна из девушек, Рипсимия, отличалась незаурядной красотой и привлекла внимание Тиридата, как ранее Диоклетиана, и он решил сделать ее своей наложницей. Девушка отвергла домогательства Тиридата, и он велел предать ее мучительной казни. Вместе с нею были замучены Гаяне и другие святые девы. Одна из них, Нина, бежала в Грузию, став просветительницей этой страны.

Совершив это страшное злодеяние, нечестивый царь Тиридат впал в безумие: у него началось психическое расстройство, он воображал себя волком-оборотнем. Сестра царя царевна Хосровидукт сказала Тиридату, что ей было видение: человек с сияющим лицом объявил ей, что преследование христиан должно быть прекращено отныне и навеки. Царевна была убеждена, что если вытащить Григория из ямы, он сумеет вылечить царя. Тиридат внял совету сестры, освободил Григория.

Подошедшие ко рву громко воззвали, говоря: «Григорий, жив ли ты?» И Григорий ответил: «Благодатию Бога моего – я жив». Святой Григорий возвестил людям, что Господь Бог сохранил его живым во рву, где часто посещал его ангел Божий, чтобы он имел возможность привести их от тьмы идолопоклонства к свету благочестия. Святой стал наставлять их вере во Христа, призывая их к покаянию. Увидев смирение пришедших, святой повелел им устроить большую церковь, что они и исполнили в скором времени. В эту церковь Григорий внес с большим почетом тела блаженных мучениц, поставил в ней святой крест и повелел народу собираться там и молиться. Затем он привел царя Тиридата к телам святых дев, которых тот погубил, чтобы он просил их молитв пред Господом Иисусом Христом. И лишь только царь исполнил это, как ему был возвращен человеческий образ и от бесновавшихся вместе со своим царем воевод и воинов также отошли лукавые духи.

Так Святой Григорий исцелил своего мучителя и крестил его вместе со всем царским домом, приближенными и множеством народа в реке Евфрат. При содействии Тиридата христианство распространялось по всей стране. Во всех городах и областях Армении низвергались языческие храмы, жрецы которых упорно сопротивлялись, однако были побеждены. На месте языческих храмов возникали христианские церкви и монастыри, земли которых Тиридат III передавал служителям Церкви в вечное и неотчуждаемое владение. Эти земли были свободны от всяких обложений, кроме поземельного налога, который священники должны были вносить в царскую казну. Складывавшееся духовное сословие было приравнено к азатам (высшему военному сословию в Армении и Иране) и пользовалось теми же правами. Так армянское духовенство расширяло владения за счет земель упраздненных языческих храмов, конфискованных государством земель опальных и уничтоженных нахарарских домов.

При монастырях святитель Григорий основывал школы для подготовки пастырей и проповедников, в которых была большая потребность. У армян в то время еще не было своей письменности и совершать богослужение и читать Священное Писание возможно было только на греческом или сирийском языках, поэтому нужно было готовить пастырей, которые знали бы эти языки и могли бы живое слово излагать по-армянски.

Святой Григорий много времени проводил в путешествиях. Он крестил желавших принять христианство, строил новые церкви и основывал новые монастыри. Вскоре у него появились ученики и последователи.

В 301 году Великая Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии.

В 301 (по другим данным в 302 или 314) году святой Григорий получил епископскую хиротонию в Кесарии Каппадокийской от епископа этого города Леонтия и возглавил Армянскую Церковь. С тех пор установился порядок, по которому каждый новоизбранный предстоятель Армянской Апостольской Церкви получал рукоположение от Кесарийского архиепископа. Свою кафедру Григорий основал в Вагаршапате (Эчмиадзине), где в 301–303 гг. Тиридатом Великим и Григорием Просветителем был построен величественный кафедральный собор.

Григорий Просветитель позаботился о том, чтобы должность епископа сделалась наследственной привилегией его потомков: еще при жизни он назначил своим преемником своего сына Аристакеса. Это наследственное право Григоридов оспаривали потомки епископа Албиана – Албианиды. В IV в. на патриарший престол вступали то Григориды, то Албианиды, в зависимости от политической ориентации армянских царей. В начальный период христианства значительную роль играли миссионеры-хорепископы, отправлявшиеся для проповеди нового учения не только в отдаленные области Армении, но и в сопредельные страны. Так, внук Григория священномученик Григорис, проповедовавший в низовьях Куры и Аракса, в 338 г. принял мученическую кончину «в краю мазкутов».

К концу жизни Григорий, передав кафедру сыну, стал отшельником в горной пещере. Обнаруженные местными пастухами мощи святого Григория разошлись по христианскому миру. Главная святыня – десница святого Григория – с 2000 года хранится в Эчмиадзине и является официальным символом духовной власти верховного иерарха Армянской Апостольской Церкви.

«Многострадальный пастырь», «Армении хвала», священномученик Григорий «возделал неплодную ниву», засеял «словесная семена» благочестия в сердца всех армян, разогнал «тьму безбожия идольского», за что и получил название «Просветителя Армении».

Основные сведения о жизни святого собраны в т.н. цикле Жития Григория Просветителя. Армянский текст сохранился в составе «Истории Армении», автором которой считается секретарь царя Тиридата III Великого (287–330) Агафангел. В этой книге рассказывается о путешествии царя Тиридата и Григория Просветителя в Рим к императору Константину, о Никейском Соборе. Именно они и были теми «двумя делегатами из Армении» на первом Вселенском соборе.

Помимо жития, в книге Агафангела содержится сборник 23 проповедей, приписываемых св. Григорию Просветителю, поэтому эту книгу называют еще «Книгой Григориса» или «Учением Просветителя» (арм. «Вардапетутюн»).

«История Армении» Агафангела была переведена на греческий язык. Согласно последним исследованиям, перевод греческой, сирийской и арабской версий Жития Григория Просветителя восходит к VI – началу VII в. В V в. культ святого еще не был ни всеармянским, ни тем более общекавказским, но уже в VI в. он объявляется общекавкавказским просветителем, а местные миссионеры превращаются в его сподвижников. Официальная концепция трех Церквей – Армянской, Грузинской и Албанской – представлена в греческой и арабской версиях Жития св. Григория, и святитель именуется не только общеармянским просветителем, но и распространителем новой религии в пределах всего кавказского региона. О его равном почитании в Армении и Грузии свидетельствует переписка грузинского католикоса Кириона I с армянскими духовными и светскими Владыками, относящаяся к 604–609 гг., сохранившаяся в «Книге посланий» и «Истории» Ухтанеса, где сообщается, что святой Георгий насаждал «святую и праведную веру в Кавказских краях». Вртанес Кертог также пишет о нем как о просветителе Армении и Грузии. Учреждение христианской веры Григорием Просветителем подтверждает также и грузинский каталикос (Книга посланий. Тифлис, 1901. С. 132, 136, 138, 169). Его оппонент, армянский католикос Авраам I Албатанеци, указывает, что в Армении и Грузии «общее богопочитание ввели сперва блаженный св. Григорий, а затем Маштоц» (Там же. С. 180). В 3-й четверти IX в. грузинский католикос Арсений Сапарский обвинял армян-монофизитов в том, что они отошли от учения святителя Григория: «…и стал спор большой между Сомхити и Картли. Грузины говорили: св. Григорий из Греции дал нам веру, вы оставили его св. исповедание и подчинились сирийцу Абдишо и остальным злым еретикам» (Мурадян. 1982.С.18). В сирийском тексте Жития Григорий Просветитель представлен продолжателем дела апостола Фаддея, проповедовавшего христианство в Сирии.

Переработка Жития Григория Просветителя в армянскую версию произошла не ранее начала раскола между Армянской и Грузинской Церквами, окончательно оформившегося после Маназкертского Собора 726 г. Ее целью было создание величественной истории возникновения Армянской Апостольской Церкви. В этой редакции уже нет места идее обращения Григорием Просветителем в христианство соседних народов, и его проповедь ограничивается лишь 15 областями Великой Армении. В Житии Григорий Просветитель предстает «чудесным мужем», прославившимся долголетним мученичеством, подвижничеством и, наконец, удостоившимся видения, утверждающего связь Армянской Апостольской Церкви с самим Единородным Сыном Божиим – Христом.

В Византии история обращения Армении Григорием Просветителем стала известна не позднее V в., когда греческий историк Созомен упоминает о чуде крещения армянского царя Трдата, произошедшем в его доме. В VIII в. празднование в честь святого Григория было включено в греческий церковный календарь, с IX в. день его памяти отмечен в греческом календаре, высеченном на мраморных досках церкви Сан-Джованни в Неаполе.

28 сентября упомянуты св. мученицы Рипсимия и Гаиания, а 30 сентября, 2 и 3 декабря – «св. Григорий Армянский».

Почитание Григория Просветителя в Византии и странах ее культурного ареала связано с именем патриарха Константинопольского свт. Фотия (858–867, 877–886), стремившегося к консолидации восточных христиан перед лицом Запада. Популярный среди армян, грузин, сирийцев и коптов святой стал объединяющей фигурой, и именно в это время на стенах собора Св. Софии в Константинополе появляется изображение свт. Григория Армянского.

Перевод пространного Жития Григория Просветителя, Рипсимии и Гаиании с греческого на славянский язык был сделан не позднее XII в. Житие вошло в сербские торжественники XIV–XV вв. Известен также перевод более краткого Жития на «просту мову», выполненный не позднее 1669 г. и представленный рядом украинско-белорусских списков XVII в. и в 1-й половине XIV в. у южных славян в составе Стишного Пролога. Перевод службы Григорию Просветителю на славянский был язык сделан не позднее 60-х гг. XI в., представлен уже новгородскими списками конца XI–XII вв. Новый перевод выполнен в XIV в. болгарскими книжниками на Афоне в составе Миней служебных по Иерусалимскому уставу.

Случаи посвящения Григорию Просветителю храмов на Руси немногочисленны и связаны с крупными городами и монастырями. В 1535 г. во имя Григория Просветителя была освящена столпообразная («иже под колоколы») церковь в новгородском Спасо-Преображенском Хутынском монастыре, в 1561 г. святому был посвящен один из 8 придельных престолов Покровского на Рву собора (храма Василия Блаженного) в Москве.

В греческой и арабской версиях Жития Григорию Просветителю приписывается крещение царей Грузии и Кавказской Албании и учреждение церковных организаций в этих странах.

До середины V века Армянская Апостольская Церковь представляла одну из ветвей относительно единой христианской Церкви. Обособление ее началось после Халкидонского Вселенского Собора (451 г.), в котором ААЦ не участвовала из-за ведущейся в тот период кровопролитной войны христианской Армении с зороастрийской Персией. Другой причиной непринятия решений Халкидонского Собора явилось стремление упрочить свою независимость от Византии. Армянские богословы, не признав Халкидонский Собор Вселенским, считали его поместным, а значит, его определения не общеобязательны для Вселенской Церкви. В 506 г. на I Двинском соборе ААЦ отвергла решение Халкидонского Собора и тем самым обрела самостоятельность. Это решение было подтверждено и на II Двинском соборе в 554 году.

Армянская Апостольская Церковь фактически отделилась и от Восточной, и от Западной Церквей и принадлежит к семье так называемых нехалкидонских или Древневосточных Церквей, к которым также принято относить Коптскую (Египетскую), Сирийскую (Яковитскую), Эфиопскую (Абиссинскую) и Маланкарскую (Индия).

В России на основании Положения 1836 г. ее называли Армяно-григорианской – по имени первого армянского патриарха Григория Просветителя, однако это название самой Армянской Апостольской Церковью не используется.

«Армянская Церковь всегда оставалась верной Православию. Она воспринимается Русской Церковью как Православная Сестра-Церковь, ибо разделяет общую веру и догматы отцов Церкви», – сказал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл более 20 лет назад во время встречи с главой Армянской Апостольской Церкви США.

16 марта 2010 года во время Первосвятительского визита в Армению в своем приветствии Гарегину II, Верховному Патриарху и Католикосу всех армян, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал:

«Несмотря на то, что наши Церкви в силу исторических причин не имеют евхаристического общения, мы отчетливо осознаем близость друг ко другу. Причину тому мы находим в приверженности Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей древнему церковному Преданию. На его основе веками формировались традиционные ценности, в равной степени характерные восточнославянской и армянской культурам. Именно верность христианской традиции и ее нравственным идеалам является для нас связующей нитью, залогом нашего соработничества и дружбы. Мы вместе участвуем в работе международных христианских организаций, различных межрелигиозных форумов, ведем плодотворный двусторонний диалог. Мы рады, что в духовных академиях Русской Православной Церкви обучаются армянские студенты, что позволяет им знакомиться с верой, историей, культурой и традициями народов, населяющих пространство исторической Руси.

Сегодня здесь, в кафедральном соборе Святого Первопрестольного Эчмиадзина, основанного святителем Григорием, где хранится его святая десница, я вновь ощущаю необходимость развивать и углублять взаимные связи, дабы наше совместное свидетельство миру было действенным, - миру, страдающему от разделений, вражды и несправедливости. Святой апостол Павел, наставляя своего ученика Тимофея, говорит: “Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями” (1 Тим. 6:12). Наш долг также и в том, чтобы совместно свидетельствовать о Предании древней Церкви перед теми христианскими общинами, которые встали на путь либерализации нравственного учения, сопровождающейся пересмотром основных норм».

Григорий Просветитель - святой, христианский просветитель Армении, основатель Армянской Церкви. Родился в 238 или 239 гг., умер в 335 г. Происходил из парфянской царской династии Аршакуни (Аршакидов), из дома Сурен-Пахлава; Аршакидами были и армянские цари того периода, а также многие члены армянской военной и светской знати. По преданию, отец младенца Сурена (в крещении - Григория) Анак, подкупленный иранским шахом, убил армянского царя Хосрова и за это сам поплатился жизнью; все семейство Анака было истреблено, кроме младшего сына, которого его кормилица, христианка, успела увезти на свою родину, в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещен, получил имя Григорий и был воспитан в христианском духе. Вступив в брак, он скоро расстался с женой; она ушла в монастырь, а Григорий отправился в Рим и там поступил в услужение к Тиридату (286-342), сыну погибшего царя Хосрова, желая усердной службой загладить вину своего отца. Прибыв в Армению в 287 г. в сопровождении римских легионов, Тиридат вернул себе отцовский престол. За исповедание христианства Тиридат велел бросить Григория в ров, чтобы он там погиб от голода. Но Григорий сумел прожить во рве около 14 лет, пищу ему приносила некая благочестивая женщина. Затем Григорий исцелил впавшего в безумие Тиридата, а благодарный царь уверовал во Христа и в 305-306 гг. провозгласил христианство государственной религией в Великой Армении. В 314 г. Григорий был рукоположен в сан епископа св. Леонтием, епископом Кесарии Каппадокийской, и начал крестить армянский народ и представителей ряда соседних с армянами народностей. Он строил храмы по всей Армении, а главный храм возвел в г. Вагаршапат - столице царя Тирида- та. Этот храм получил название Эчмиадзин, что в переводе означает «сошел Единородный» (Иисус Христос), а место для его строительства, по преданию, Григорию указал сам Христос. В 325 г. Григорий был приглашен на Первый Вселенский собор в Никее, но, не имея возможности поехать сам, отправил туда епископа Аристакеса, своего родного сына. Аристакес вместе с еще одним армянским посланником по имени Акритис привез в Армению установления Никейского собора. Около 318-319 гг. Григорий передал управление Армянской Церковью своему сыну, хотя официально церковная кафедра до 333 г. продолжала числиться за ним. Сам же Григорий уединился в горах, где и умер в 335 г. Тело св. Григория было перенесено в селение Тил и погребено в местном монастыре. На сегодняшний день святые мощи Григория Просветителя разделены на несколько частей и находятся в храмах разных стран. В Эчмиадзине хранится правая рука св. Григория, положенная в раку в форме руки; ею благословляют епископов при посвящении их в патриархи, а также освящают миро в процессе его приготовления. Житие св. Григория написано Агафангелом, секретарем армянского царя Тиридата III и двоюродным братом Григория, легендарным автором, написавшим также в начале IV в. историческое сочинение об обращении Армении к христианской вере.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 265-266.

В день памяти святителя Григория, просветителя Армении – небесного покровителя митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) – публикуется статья, которая рассказывает о подвиге святого мученика и о почитании его христианами. Автор проводит параллель между двумя служителями Церкви. Л.К. Александрова-Чукова также знакомит читателя с фрагментами дневника Владыки, который он вел в дни Архиерейского Собора РПЦ в сентябре 1943 года.

«По имени и житие твое будет…»
Амвросий Оптинский

30 сентября (13 октября) – день памяти свт. Григория, просветителя Великой Армении. [Григор Лусаворич; арм. Գրիգռր Լռւսավռրիչ ] (239-325/6), святитель (память 30 сентября; в Армении – 4 раза в год), основоположник и первый предстоятель Армянской Апостольской Церкви (с 301 или 314?).

Великой Арменией называлась горная страна, находившаяся между Римской империей и Персией, между рекою Курою и верховьями рек Тигра и Евфрата, населенная армянами, названными так по царю Араму. Она управлялась царями из своего племени со II в. до Р.Х. до V в. по Р.Х., когда в 387 г. в результате войн она была разделена между Персией и Римом. Называлась она так в противоположность Малой Армении – области между верховьями рек Евфрата и Галаса, которая входила в состав царства Митридата Понтийского, а с 70 года по Р.Х. – в состав Римской империи. Великая Армения стала второй колыбелью человеческого рода, ибо на горе Арарат (Быт.8:4) остановился Ковчег Ноя.

Согласно преданию, проповедь Евангелия в Армении восходит к апостолам Варфоломею и Фаддею, христианство стало проникать в Армению еще в I веке через сирийские города. С тех пор в Армении существовали христианские общины, поддерживавшие тесные связи с церковью Антиохии, а с конца II столетия также с церковью Эдессы. Армянские христиане подвергались преследованиям со стороны правителей страны из парфянской династии Аршакидов. Перелом в отношениях между Церковью и государством произошел в царствование Тиридата (Трдата) III, который был восстановлен на армянском престоле Диоклетианом в 286 году после победоносной войны римлян с Сасанидским Ираном, смертельным врагом армянских Аршакидов – ветви свергнутой в Иране парфянской династии. По договору Рима с Ираном, заключенному в 298 году, Иран признал римский протекторат над Арменией. Отец Тиридата Хосров, долго и успешно воевавший с основателем Сасанидской династии Ардаширом (Артаксерксом), был убит парфянским князем Анаком, а в отмщение за это он сам и его родственники были казнены. Спасся один лишь младенец – младший сын, которого кормилица-христианка забрала на свою родину в Кесарию Каппадокийскую. Там он был крещен с именем Григорий и получил христианское воспитание. Вступив в брак, Григорий вскоре после рождения второго сына расстался с женой (которая, так же как и он, дала обет безбрачия) и отправился в Рим, где в то время находился бежавший из Армении после ее захвата персами Тиридат. Он поступил к нему на службу, желая своей преданностью низложенному наследнику царского престола заслужить прощение за грех своего отца. Вернувшись при Диоклетиане вместе с Тиридатом в родную Армению, Григорий стал проповедовать соплеменникам учение Христа. Но когда Григорий признался Тиридату в том, что он сын Анака, царь приказал подвергнуть его мучениям и бросить в ров, своего рода «зиндан», кишевший змеями. В этой темнице Григорий провел 13 (по другим источникам 14 или 15) лет. На месте заточения мученика впоследствии был устроен монастырь Хор Вирап.

Царь Тиридат имел свою резиденцию в тогдашней столице Армении, городе Вагаршапат (в 1945 г. переименован в Эчмиадзин). Он жестоко преследовал христиан. Спасаясь от гонений Диоклетиана, из Рима в Армению бежали 37 девушек-христианок, наставницей которых была Гаяне. Одна из девушек, Рипсимия, отличалась незаурядной красотой и привлекла внимание Тиридата, как ранее Диоклетиана, и он решил сделать ее своей наложницей. Девушка отвергла домогательства Тиридата, и он велел предать ее мучительной казни. Вместе с нею были замучены Гаяне и другие святые девы. Одна из них, Нина, бежала в Грузию, став просветительницей этой страны.

Совершив это страшное злодеяние, нечестивый царь Тиридат впал в безумие: у него началось психическое расстройство, он воображал себя волком-оборотнем. Сестра царя царевна Хосровидукт сказала Тиридату, что ей было видение: человек с сияющим лицом объявил ей, что преследование христиан должно быть прекращено отныне и навеки. Царевна была убеждена, что если вытащить Григория из ямы, он сумеет вылечить царя. Тиридат внял совету сестры, освободил Григория.

Подошедшие ко рву громко воззвали, говоря: «Григорий, жив ли ты?» И Григорий ответил: «Благодатию Бога моего – я жив». Святой Григорий возвестил людям, что Господь Бог сохранил его живым во рву, где часто посещал его ангел Божий, чтобы он имел возможность привести их от тьмы идолопоклонства к свету благочестия. Святой стал наставлять их вере во Христа, призывая их к покаянию. Увидев смирение пришедших, святой повелел им устроить большую церковь, что они и исполнили в скором времени. В эту церковь Григорий внес с большим почетом тела блаженных мучениц, поставил в ней святой крест и повелел народу собираться там и молиться. Затем он привел царя Тиридата к телам святых дев, которых тот погубил, чтобы он просил их молитв пред Господом Иисусом Христом. И лишь только царь исполнил это, как ему был возвращен человеческий образ и от бесновавшихся вместе со своим царем воевод и воинов также отошли лукавые духи.

Так Святой Григорий исцелил своего мучителя и крестил его вместе со всем царским домом, приближенными и множеством народа в реке Евфрат. При содействии Тиридата христианство распространялось по всей стране. Во всех городах и областях Армении низвергались языческие храмы, жрецы которых упорно сопротивлялись, однако были побеждены. На месте языческих храмов возникали христианские церкви и монастыри, земли которых Тиридат III передавал служителям Церкви в вечное и неотчуждаемое владение. Эти земли были свободны от всяких обложений, кроме поземельного налога, который священники должны были вносить в царскую казну. Складывавшееся духовное сословие было приравнено к азатам (высшему военному сословию в Армении и Иране) и пользовалось теми же правами. Так армянское духовенство расширяло владения за счет земель упраздненных языческих храмов, конфискованных государством земель опальных и уничтоженных нахарарских домов.

При монастырях святитель Григорий основывал школы для подготовки пастырей и проповедников, в которых была большая потребность. У армян в то время еще не было своей письменности и совершать богослужение и читать Священное Писание возможно было только на греческом или сирийском языках, поэтому нужно было готовить пастырей, которые знали бы эти языки и могли бы живое слово излагать по-армянски.

Святой Григорий много времени проводил в путешествиях. Он крестил желавших принять христианство, строил новые церкви и основывал новые монастыри. Вскоре у него появились ученики и последователи.

В 301 году Великая Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии.

В 301 (по другим данным в 302 или 314) году святой Григорий получил епископскую хиротонию в Кесарии Каппадокийской от епископа этого города Леонтия и возглавил Армянскую Церковь. С тех пор установился порядок, по которому каждый новоизбранный предстоятель Армянской Апостольской Церкви получал рукоположение от Кесарийского архиепископа. Свою кафедру Григорий основал в Вагаршапате (Эчмиадзине), где в 301–303 гг. Тиридатом Великим и Григорием Просветителем был построен величественный кафедральный собор.

Григорий Просветитель позаботился о том, чтобы должность епископа сделалась наследственной привилегией его потомков: еще при жизни он назначил своим преемником своего сына Аристакеса. Это наследственное право Григоридов оспаривали потомки епископа Албиана – Албианиды. В IV в. на патриарший престол вступали то Григориды, то Албианиды, в зависимости от политической ориентации армянских царей. В начальный период христианства значительную роль играли миссионеры-хорепископы, отправлявшиеся для проповеди нового учения не только в отдаленные области Армении, но и в сопредельные страны. Так, внук Григория священномученик Григорис, проповедовавший в низовьях Куры и Аракса, в 338 г. принял мученическую кончину «в краю мазкутов».

К концу жизни Григорий, передав кафедру сыну, стал отшельником в горной пещере. Обнаруженные местными пастухами мощи святого Григория разошлись по христианскому миру. Главная святыня – десница святого Григория – с 2000 года хранится в Эчмиадзине и является официальным символом духовной власти верховного иерарха Армянской Апостольской Церкви.

«Многострадальный пастырь», «Армении хвала», священномученик Григорий «возделал неплодную ниву», засеял «словесная семена» благочестия в сердца всех армян, разогнал «тьму безбожия идольского», за что и получил название «Просветителя Армении».

Основные сведения о жизни святого собраны в т.н. цикле Жития Григория Просветителя. Армянский текст сохранился в составе «Истории Армении», автором которой считается секретарь царя Тиридата III Великого (287–330) Агафангел. В этой книге рассказывается о путешествии царя Тиридата и Григория Просветителя в Рим к императору Константину, о Никейском Соборе. Именно они и были теми «двумя делегатами из Армении» на первом Вселенском соборе.

Помимо жития, в книге Агафангела содержится сборник 23 проповедей, приписываемых св. Григорию Просветителю, поэтому эту книгу называют еще «Книгой Григориса» или «Учением Просветителя» (арм. «Вардапетутюн»).

«История Армении» Агафангела была переведена на греческий язык. Согласно последним исследованиям, перевод греческой, сирийской и арабской версий Жития Григория Просветителя восходит к VI – началу VII в. В V в. культ святого еще не был ни всеармянским, ни тем более общекавказским, но уже в VI в. он объявляется общекавкавказским просветителем, а местные миссионеры превращаются в его сподвижников. Официальная концепция трех Церквей – Армянской, Грузинской и Албанской – представлена в греческой и арабской версиях Жития св. Григория, и святитель именуется не только общеармянским просветителем, но и распространителем новой религии в пределах всего кавказского региона. О его равном почитании в Армении и Грузии свидетельствует переписка грузинского католикоса Кириона I с армянскими духовными и светскими Владыками, относящаяся к 604–609 гг., сохранившаяся в «Книге посланий» и «Истории» Ухтанеса, где сообщается, что святой Георгий насаждал «святую и праведную веру в Кавказских краях». Вртанес Кертог также пишет о нем как о просветителе Армении и Грузии. Учреждение христианской веры Григорием Просветителем подтверждает также и грузинский каталикос (Книга посланий. Тифлис, 1901. С. 132, 136, 138, 169). Его оппонент, армянский католикос Авраам I Албатанеци, указывает, что в Армении и Грузии «общее богопочитание ввели сперва блаженный св. Григорий, а затем Маштоц» (Там же. С. 180). В 3-й четверти IX в. грузинский католикос Арсений Сапарский обвинял армян-монофизитов в том, что они отошли от учения святителя Григория: «…и стал спор большой между Сомхити и Картли. Грузины говорили: св. Григорий из Греции дал нам веру, вы оставили его св. исповедание и подчинились сирийцу Абдишо и остальным злым еретикам» (Мурадян. 1982.С.18). В сирийском тексте Жития Григорий Просветитель представлен продолжателем дела апостола Фаддея, проповедовавшего христианство в Сирии.

Переработка Жития Григория Просветителя в армянскую версию произошла не ранее начала раскола между Армянской и Грузинской Церквами, окончательно оформившегося после Маназкертского Собора 726 г. Ее целью было создание величественной истории возникновения Армянской Апостольской Церкви. В этой редакции уже нет места идее обращения Григорием Просветителем в христианство соседних народов, и его проповедь ограничивается лишь 15 областями Великой Армении. В Житии Григорий Просветитель предстает «чудесным мужем», прославившимся долголетним мученичеством, подвижничеством и, наконец, удостоившимся видения, утверждающего связь Армянской Апостольской Церкви с самим Единородным Сыном Божиим – Христом.

В Византии история обращения Армении Григорием Просветителем стала известна не позднее V в., когда греческий историк Созомен упоминает о чуде крещения армянского царя Трдата, произошедшем в его доме. В VIII в. празднование в честь святого Григория было включено в греческий церковный календарь, с IX в. день его памяти отмечен в греческом календаре, высеченном на мраморных досках церкви Сан-Джованни в Неаполе.

28 сентября упомянуты св. мученицы Рипсимия и Гаиания, а 30 сентября, 2 и 3 декабря – «св. Григорий Армянский».

Почитание Григория Просветителя в Византии и странах ее культурного ареала связано с именем патриарха Константинопольского свт. Фотия (858–867, 877–886), стремившегося к консолидации восточных христиан перед лицом Запада. Популярный среди армян, грузин, сирийцев и коптов святой стал объединяющей фигурой, и именно в это время на стенах собора Св. Софии в Константинополе появляется изображение свт. Григория Армянского.

Перевод пространного Жития Григория Просветителя, Рипсимии и Гаиании с греческого на славянский язык был сделан не позднее XII в. Житие вошло в сербские торжественники XIV–XV вв. Известен также перевод более краткого Жития на «просту мову», выполненный не позднее 1669 г. и представленный рядом украинско-белорусских списков XVII в. и в 1-й половине XIV в. у южных славян в составе Стишного Пролога. Перевод службы Григорию Просветителю на славянский был язык сделан не позднее 60-х гг. XI в., представлен уже новгородскими списками конца XI–XII вв. Новый перевод выполнен в XIV в. болгарскими книжниками на Афоне в составе Миней служебных по Иерусалимскому уставу.

Случаи посвящения Григорию Просветителю храмов на Руси немногочисленны и связаны с крупными городами и монастырями. В 1535 г. во имя Григория Просветителя была освящена столпообразная («иже под колоколы») церковь в новгородском Спасо-Преображенском Хутынском монастыре, в 1561 г. святому был посвящен один из 8 придельных престолов Покровского на Рву собора (храма Василия Блаженного) в Москве.

В греческой и арабской версиях Жития Григорию Просветителю приписывается крещение царей Грузии и Кавказской Албании и учреждение церковных организаций в этих странах.

До середины V века Армянская Апостольская Церковь представляла одну из ветвей относительно единой христианской Церкви. Обособление ее началось после Халкидонского Вселенского Собора (451 г.), в котором ААЦ не участвовала из-за ведущейся в тот период кровопролитной войны христианской Армении с зороастрийской Персией. Другой причиной непринятия решений Халкидонского Собора явилось стремление упрочить свою независимость от Византии. Армянские богословы, не признав Халкидонский Собор Вселенским, считали его поместным, а значит, его определения не общеобязательны для Вселенской Церкви. В 506 г. на I Двинском соборе ААЦ отвергла решение Халкидонского Собора и тем самым обрела самостоятельность. Это решение было подтверждено и на II Двинском соборе в 554 году.

Армянская Апостольская Церковь фактически отделилась и от Восточной, и от Западной Церквей и принадлежит к семье так называемых нехалкидонских или Древневосточных Церквей, к которым также принято относить Коптскую (Египетскую), Сирийскую (Яковитскую), Эфиопскую (Абиссинскую) и Маланкарскую (Индия).

В России на основании Положения 1836 г. ее называли Армяно-григорианской – по имени первого армянского патриарха Григория Просветителя, однако это название самой Армянской Апостольской Церковью не используется.

«Армянская Церковь всегда оставалась верной Православию. Она воспринимается Русской Церковью как Православная Сестра-Церковь, ибо разделяет общую веру и догматы отцов Церкви», – сказал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл более 20 лет назад во время встречи с главой Армянской Апостольской Церкви США.

16 марта 2010 года во время Первосвятительского визита в Армению в своем приветствии Гарегину II, Верховному Патриарху и Католикосу всех армян, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал:

«Несмотря на то, что наши Церкви в силу исторических причин не имеют евхаристического общения, мы отчетливо осознаем близость друг ко другу. Причину тому мы находим в приверженности Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей древнему церковному Преданию. На его основе веками формировались традиционные ценности, в равной степени характерные восточнославянской и армянской культурам. Именно верность христианской традиции и ее нравственным идеалам является для нас связующей нитью, залогом нашего соработничества и дружбы. Мы вместе участвуем в работе международных христианских организаций, различных межрелигиозных форумов, ведем плодотворный двусторонний диалог. Мы рады, что в духовных академиях Русской Православной Церкви обучаются армянские студенты, что позволяет им знакомиться с верой, историей, культурой и традициями народов, населяющих пространство исторической Руси.

Сегодня здесь, в кафедральном соборе Святого Первопрестольного Эчмиадзина, основанного святителем Григорием, где хранится его святая десница, я вновь ощущаю необходимость развивать и углублять взаимные связи, дабы наше совместное свидетельство миру было действенным, - миру, страдающему от разделений, вражды и несправедливости. Святой апостол Павел, наставляя своего ученика Тимофея, говорит: “Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями” (1 Тим. 6:12). Наш долг также и в том, чтобы совместно свидетельствовать о Предании древней Церкви перед теми христианскими общинами, которые встали на путь либерализации нравственного учения, сопровождающейся пересмотром основных норм».

Последние материалы сайта