Конспект урока домоводства коммунальные удобства их назначение. Конспект занятия по домоводству «В гостях у хозяюшки. пункт нашего маршрута – месяц январь

26.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Конспект урока в 6 «с» классе по домоводству на тему: «Помощники в доме»
(для детей со сложной структурой дефекта)
Цель: обобщить знания детей о бытовых электроприборах, их назначении и правилах пользования.

Обучающие задачи:
расширить знания учащихся об электроприборах;
познакомить детей с предметами, которые могут служить источником опасности в доме;
сформировать правила безопасного поведения при пользовании электрическими приборами;
Развивающие задачи:
развивать смекалку, зрительную память, воображение;
Воспитательные задачи:
воспитывать желание выполнять работу сообща.

Тип занятия: интегрированное
Используемые приемы, методы, технологии обучения:
проблемно-диалогический;
игровой;
словесный;
использование наглядности;
ИКТ
Материалы и оборудование:
Конверт с заданиями, разрезные картинки, загадки, белые листы бумаги, красный карандаш, трафарет номера телефона «01», презентация, мультфильм.
Ход урока
Орг. Момент:
П.: На урок звенит звонок,
Начинается урок.
Будем мы работать дружно,
И узнаем, что нам нужно.
Слайд
П.: Отгадайте загадку:
Окна, крыша, дверь, труба,
Все вы входите туда.
(Дом)
П.: Дом – это не просто стены и крыша. Он сложно устроен..Когда человеку надоело жить без уюта, он придумал много разных вещей, которые бы ему помогали.
Расхотелось ходить к ручью-придумали водопровод. Жарить мясо на костре неудобно-изобрёл электрическую плиту. А сколько электрических приборов придумано, о которых мы сегодня и поговорим.
Тема сегодняшнего урока: «Помощники в доме»
Основная часть.
П.: Сегодня утром у себя на столе нашла письмо от почтальона Печкина из Простоквашино. Послушайте: «Здравствуйте, ребята! Вчера мы с котом Матроскиным и Шариком приехали в гости к д.Фёдору и обнаружили у них много интересных вещей. Эти предметы Шарик сфотографировал своим фото ружьём. Расскажите что это, для чего они нужны, как ими пользоваться»
(Учитель достаёт из конверта фотографии, раздаёт детям)
П.: Ребята, что же сфотографировал Шарик, вы узнаете, если соберёте осколочные картинки.
- Что у тебя получилось?..
-А у тебя
- Как одним словом можно назвать эти предметы?
- Повторяем все вместе. (Электроприборы)
-А почему их называют электроприборами?(ответы детей)
- Электричество вырабатывается на электростанциях и приходит к нам в дом по проводам, спрятанным глубоко в земле или очень высоко над землей, приходит в дома и помогает человеку.
В наших квартирах ток «живет» в проводах, лампочках, выключателях и розетках.

Слайд
П.: А сейчас послушайте стихотворение:
Очень любим дом мы свой
И уютный и родной,
Нужно дома нам убрать,
Приготовить, постирать.
П.: Какие же предметы нам помогают в этом, вы узнаете, если отгадаете загадки. Послушайте внимательно, к каким предметам подходит моё описание.
Слайд
Для белья надежный друг.
По одежде он плывет,
Как горячий пароход.
Оставляет нам, ребята,
Любоваться результатом:
Стало все белье на диво
Очень гладким и красивым (Утюг)
Слайд
Смотрю я на экран в квартире, И вижу, что творится в мире.
Погода, новости, кино,
Про спорт узнаю заодно.
(Телевизор)
Слайд
Полюбуйся, посмотри:
Полюс Северный внутри,
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина. (Холодильник)
Слайд
-Есть у меня в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту.
И гудит как лайнер «Ту».
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает. (Пылесос)
Слайд
Греет воду моментально,
Стоит лишь его включить,
Закипает изнутри
И пускает пузыри.
Насладиться вечерком
Можно вкусненьким чайком (Электрочайник)
Слайд
- На столе, в колпаке
Да в стеклянном пузырьке,
Поселился дружок –
Развесёлый огонёк. (Настольная лампа)
Слайд
Прибор он замечательный,
Мелодий много знает
И песен зажигательных.
Со мною рядышком живет,
Нажмешь на кнопку – он споет!
Только жалко что певца,
Не покажут нам лица!
. (Магнитофон)
Слайд
Эта машина любит трудиться,
Своею работой очень гордится.
Белью говорит она:
«Эй, замарашки,
Пеленки, футболки, штаны и рубашки!
К себе в барабан вас, грязнуль, приглашаю.
И пятна, и грязь с порошком отстираю!»
(Стиральная машина)
П.: Как называются все эти приборы?
-Что общего у этих приборов?
(Беседа об утюге)
Слайд
Д. У них есть шнур, вилка, которая вставляется в розетку.
П.: Они все работают от электричества. Если не включить прибор в розетку, он не будет работать.
Поэтому как называются?
Д.: Электроприборы.
П.: А в чём различие электроприборов мы узнаем, поиграв в игру «Что для чего»
-Утюг что делает? (Гладит бельё)
- Телевизор
- Холодильник
- Пылесос
- Электрочайник
- Настольная лампа..
- Магнитофон
- Стиральная машина
П.: Все эти бытовые электроприборы помогают людям. Они домашние помощники, но могут быть и опасны, потому что работают от электричества.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-А теперь все встали. Представьте, что вы маленькие частички тока, которые бегут по проводам
Ток бежит по проводам
Свет несёт в квартиру к нам,
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы,
Кофемолки, пылесос.
Ток энергию принёс.
- Предлагаю поиграть в маленьких хвастунишек. Я называю один предмет, а вы похвалитесь, что у вас их много.
- У меня утюг, а у вас (утюги)
П.: Итак, все эти вещи сделаны для удобства, разве они могут принести беду? Сама вещь-не живая, «оживляет» вещи человек. И если он умеет правильно пользоваться вещами, знает их свойства, они никогда ему не навредят.
П.: - Чем же они могут быть опасны для человека? (Ответы детей)
П.: Посмотрите на экран и давайте все вместе прочитаем и запомним правила пользования электроприборами.
Слайды
П.: -И если всё-таки случился пожар, по какому номеру мы будем звонить?
Слайд
П.: -Возьмите все номер телефона пожарной части, закрасьте его и запомните на всю жизнь.
Итог урока.
П.: Итак, мы надеемся, что смогли объяснить Шарику, Коту Матроскину и почтальону Печкину как называются эти приборы, для чего они нужны, а главное, как правильно ими пользоваться.
: -Итак, какие электроприборы вы знаете?
- По какому телефону нужно звонить в пожарную часть?
- Нам очень понравилось как вы сегодня работали.
-Всем спасибо, урок окончен.
Слайд
15


Приложенные файлы

Занятие по домоводству «В гостях у хозяюшки»

Данное занятие будет полезно для воспитателей детских домов. Материал занятия полезен для девочек среднего и старшего школьного возраста, воспитанниц детских домов. Применять материал занятия рекомендую при ознакомлении и обучении ведению домашнего хозяйства.

Занятие из серии: «В гостях у хозяюшки»

ЦЕЛЬ: создание условий для всестороннего развития личности воспитанниц путем реализации в сфере домоводства.

ЗАДАЧИ.

Способствовать формированию и развитию различных трудовых умений и навыков в ведении домашнего хозяйства.

Продолжать развитие познавательных интересов, внимания, памяти, восприятия.

Развивать коммуникативные навыки, обеспечивающее речевое взаимодействие друг с другом.

Учить правильно фаршировать блинчики, заваривать чай; закреплять знания техники безопасности при работе на кухне.

Расширять социальный опыт детей, осознавать необходимость знаний, умений и навыков, полученных в детском доме, в дальнейшей самостоятельной жизни.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: упражнять Кристину пользоваться технологической картой.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: конверты с карточками, правила техники безопасности, таблицы с заданиями, продукты для кулинарии.

ОФОРМЛЕНИЕ: пословицы и поговорки о труде.

Дружба с трудом принесет счастье потом.

За хорошее дело берись уверенно и смело.

Привычка трудиться в жизни пригодится.

Отдыхает тот по праву, поработал кто на славу.

Послушайте притчу и определите тему нашего занятия.

Шел по дороге человек и нашел старую лампу. Он подобрал ее, стал энергично тереть - ему явился джин.

Назови мне свое самое заветное желание,- сказал джин,- а я его исполню.

Человек на минуту задумался, а потом сказал: - Дай мне работу, но не простую, а такую, в которой ни один, даже наидостойнейший, не достигал, вершин мастерства и даже не посягал на них.

Трах, тибидох!- воскликнул джин и превратил странника в …

Выслушав притчу,

дети отвечают на вопрос.

В кого превратил странника джин? Ваши варианты.

Трах, тибидох! - воскликнул джин.

Будь хозяином дома!

ДОМОВОДСТВО... Очень емкое, короткое слово русского языка. Оно означает.…Как вы думаете? Выслушать все варианты ответов детей.

Ведение домашнего хозяйства.

На первый взгляд это занятие не вызывает трудностей. Но это мнение ошибочное. Как вы думаете, что должна меть хозяйка дома?

Дети отвечают на вопрос. Подводим итог.

Итак, умелое распределение средств, украшение и убранство дома, создание красивой одежды, правильное и рациональное питание и многое другое.

Как распределяются обязанности по дому в семье?

Выслушав ответы детей, подвожу итог.

В семье должно быть согласие, понимание, взаимопомощь, любовь, тогда работу по дому не придется делить.

Сегодня мы с вами еще раз поговорим о домоводстве, кулинарии. Покажем, что уже знаем и умеем, научимся новому.

1. Ваше первое задание.

Каждая хозяюшка выберет себе конверт с заданием. Открывайте его и приступайте к выполнению. В конверте есть большая карточка и маленькие. Нужно разложить маленькие под большой попорядку.

Дети выполняют задание. Предлагаю взаимопроверку выполнения задания по технологической карте.

Молодцы! Быстро и правильно справились с заданием! Оксана уже увереннее действует с помощью технологической карты.

2. В жизни иногда случаются незапланированные, чрезвычайные ситуации. Нужно быстро принять правильное решение. Сейчас мы этому и поучимся.

Посмотрите, посчитайте, бочонков шесть. В них для вас вопросы есть! Нужно выбрать свой вопрос и ответить. Дети выбирают бочонки с вопросами и отвечают на них.

Еще один вопрос для вас:

Знаете ли вы телефоны экстренных служб. Выслушать и уточнить.

3-25-01 - пожарная

3-25-02 - полиция

3-25-03 - скорая помощь

При необходимости повторить хором.

Замечательно! Я рада, что вы много знаете и не растеряетесь в любой ситуации, обязательно найдете выход.

3. Пришла пора проверить ваше домашнее задание. Все ли приготовили карточки- условные символы- знаки ухода за одеждой? Пожалуйста, покажите всем и объясните, что они обозначают. Дети показывают знаки-символы и объясняют.

Хорошо! И это знают наши хозяюшки! Переходим к следующему заданию.

4. Сейчас предлагаю вам подойти к мольбертам, взять фломастеры и выполнить задание. Нужно соединить линиями предметы, которые связаны между собой и друг другу необходимы. Дети выполняют задание у мольбертов. Молодцы! С этим заданием вы справились на отлично!

5. Потрудились, сейчас можно и отдохнуть. Во время отдыха вы отгадаете по вкусу различные продукты. Будьте внимательны, задание вы будете выполнять с завязанными глазами. Дети угадывают по вкусу разные продукты.

Превосходно! Все были внимательны, поэтому и не ошиблись!

6. Девочки, знаете ли вы правила техники безопасности? Объявляю минутку безопасности. Только вот незадача - все правила разрезаны. Давайте их вместе соберем и прочитаем. Дети собирают разрезанные карточки и читают правила техники безопасности при приготовлении пищи. Чудесно! Сейчас мы почти уже готовы к основной работе хозяюшки - приготовлению пищи.

7. Что не забыли все сделать в начале работы? Правильно! Одеть спецодежду - фартук и косынку. Что еще необходимо всем нам сделать? Правильно - вымыть руки. Дети одевают спецодежду,моют руки.

Приступаем к работе. Помните, вчера мы с вами испекли блины и приготовили разные начинки? Какие? Дети называют. Сейчас мы будем учиться делать фаршированные блинчики. Вспомните, из какой капусты делали начинку? Дети отвечают - из экологически чистой. Что это значит и почему это важно в питании? Выслушать и уточнить ответы детей. Правильно, капуста выращена на нашем огороде, без применения химических удобрений. Значит, она полезна.

Блинчики заворачиваем по-разному: конвертик и трубочка. Показываю. Дети заворачивают блинчики.

Нам осталось только заварить чай и всех угостить. С чего начнем? Напоминаю. Налить воды в чайник и включить его. Обдать кипятком заварочник. Насыпать заварки. Залить, подождать. Наливать в чашки. Пригласить гостей.

Мне очень понравилось наше занятие. Я убедилась, что вы взрослеете и уже многому научились. Особенно мне понравилось ваше умение помогать друг другу. Я уверена, что все эти занятия вам пригодятся в дальнейшей самостоятельной жизни. Вы - настоящие хозяюшки! Я горжусь вами!

А вам понравилось на занятии? Если вам было интересно, и вы чему-либо научились, опустите в коробочку красный кружок. Если вам было неинтересно, опустите желтый кружок. Дети анализируют, выбирают нужный кружок.

ПАМЯТКА ПО САМОАНАЛИЗУ ЗАНЯТИЯ.

1. Охарактеризовать группу, в которой проходило занятие.

2. Охарактеризовать место темы занятия в системе других занятий.

3. Каковы задачи занятия. Показать их связь с содержанием учебного материала, методами воспитания и способами организации деятельности детей.

4. Через что проходит реализация содержательных линий:

Культурно - исторической;

Социально-правовой;

Информационно-методологической;

Экологической и культуры здоровья.

Каков результат качества знаний воспитанности по трем составляющим НРК:

Предметно-информационной;

Деятельностно- коммуникативной;

Личностно-ориентированной.

В нашей группе 6 девочек разного возраста - от 9 до до 16 лет.

В системе других воспитательных мероприятий тема формирования потребности к разным видам трудовой деятельности занимает одно из основных мест.

Главной целью своей педагогической деятельности считаю разностороннюю подготовку к достойной самостоятельной жизни, развитие общей культуры и расширение сферы интересов детей.

Очень надеюсь, что это поможет нашим воспитанницам, создать теплый и уютный дом, поможет в решении бытовых и межличностных проблем, а также поможет им творчески раскрыться и реализоваться в мире семьи.

Для реализации поставленных задач я использовала различные методы и приемы.

Работа с карточками, таблицами, работа по технологической карте, социализирующее упражнение « Волшебный мешочек”, и, наконец, практическая деятельность. Чтобы поддерживать интерес к работе и внимание, старалась применять задания в разной форме:

Словесной - вопрос-ответ - Как сварить макароны? и - Как выписать газету? Рассуждения и вывод о том, что делать и куда обратиться, если тебе нужна помощь; можно ли разделить всю домашнюю работу на женскую и мужскую?

Графической - соединить линиями;

Условно-символической - работа с международными символами по уходу за одеждой, карточками в игровых заданиях. Использовала ПРОБЛЕМНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ задание « Что делать, если…», “ Минутку безопасности”, составить разрезанные карточки. Также дети проявляли свое творчество при приготовлении блинчиков.

Приоритетной на моем занятии является информационно-методологическая линия НРК.

Прием игровых упражнений, социализирующих игр помог мне реализовать предметно- информационную составляющую качества образования.

Дети получали знания о роли хозяйки, матери, жены; о социуме; о технологии приготовления некоторых блюд. Дети учились реализовывать себя в разных видах деятельности. В новой социализирующей игре с мешочком у детей происходило осмысление реальной бытовой ситуации, воспитанницы показали умение решить проблему с помощью социальных служб. Я учила понимать значение информации в жизни человека, например: - Почему нужны и важны для жизни человека экологически чистые продукты. Так реализовывалась ценностно-ориентированная составляющая качества образования. При выполнении различных заданий девочки учились взаимодействовать друг с другом. Воспитывался интерес к кулинарии, к ведению домашнего хозяйства. А это все важно для реализации деятельностно-коммуникативной составляющей качества образования. Также, через игру проходила реализация экологической и валеологической содержательных линий НРК. Дети вспомнили правила техники безопасности при составлении частей карточки. Уточняли, что же это такое - экологически чистые продукты и здоровое питание. Все занятие направлено на развитие личности ребенка, умение общаться со сверстниками и взрослыми, на получение нужной и полезной информации, на социальное становление личности воспитанниц.

Муниципальное казенное образовательное учреждение VIII вида города Кирова

Специальная (коррекционная) образовательная школа №50

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Дата: 27.11.13г.

Класс: 5 «а»

Учитель: Булдакова Ирина Фагимовна, I квалификационная категория;

Предмет: домоводство

Дидактическая тема : «Праздник в доме»

Тема урока: «Когда случаются праздники».Защита проектной работы

Тип урока : Урок обобщения и систематизации знаний

Общедидактическая цель : Организация деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме «Праздник в доме»

Образовательная цель:

Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме

Коррекционно-развивающая цель:

Создавать условия для развития устной речи учащихся через составление связного рассказа с опорой на слайды презентации;

Создавать условия для развития словесно-логического мышления через заполнение таблицы;

Создавать условия для развития познавательной деятельности учащихся через межпредметные связи;

Воспитательная цель:

Воспитывать умение………………….;

Прививать толерантность и воспитывать интерес к предмету;

Структура урока:

    Организация начала урока:

мотивация и целеполагание;

    Подготовка к основному этапу;

    Основной:

обобщение знаний и систематизация знаний через защиту проектной работы;

    Рефлексия;

    Подведение итогов урока;

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная;

Средства обучения:

ПК, мультимедийный проектор, экран;

Презентации подготовленные учащимися;

Календарь;

Основные методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый;

Вступление в урок

Одним из перспективных и результативных методов обучения учеников нашей школы является использование элементов метода проектов. Это способствует выработке умения у учащихся ставить цели, самостоятельно планировать работу, применять необходимые знания и умения, а так же переносить их в новые измененные условия. У учеников развиваются навыки самостоятельности в мыслительной и практической сфере, воспитывается целеустремленность, толерантность, индивидуализм, ответственность, инициативность, креативный подход к работе.

Характеристика класса:

В классе 11 учащихся. По возможностям обучения учащиеся делятся на две группы по классификации В.В.Воронковой. Большинство - 8 человек - относятся к первой группе: они понимают фронтальное объяснение, легко запоминают, хорошо воспроизводят, приводят примеры из личного опыта. В работе им нужна активизирующая помощь (Бяков Вадим, Черненко Андрей, Соловьев Слава, Салтыков Максим, Рассохин Дмитрий, Кодолова Вика, Огородникова Маша, Бовыкина Настя)

2 человека относятся ко второй группе. Они в основном понимают фронтальное обучение учителя, запоминают, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не могут. Им оказывается стимулирующая и направляющая помощь. (Мальцев Евгений, Белозеров Максим).

Изучая тему «Праздник в доме» детям была предложена творческая работа. Я ставила для себя задачу – научить ребят планировать предстоящий праздник, сформировать у них представление о разнообразии праздников и их особенностях, развивать познавательную активность, коммуникативные навыки и творческие способности. Каждый ученик самостоятельно выбирал праздник, который для него наиболее значим и интересен, и у него остались приятные впечатления о нем. Ограничений не было заявлено, поэтому кто–то выбрал один конкретный праздник, а кто-то – объединил несколько в одной работе. По выбранной теме ученики поработали с различными информационными источниками (от литературных до интернет - ресурсов), это было домашним заданием. Затем в компьютерном классе ученики по указанному плану выполнили проектную работу в форме презентации. С учетом возможностей учащихся и технических возможностей компьютерного класса, дети работали индивидуально и в парах. Цель их работы – защитить проект, так, чтобы через рассказ о конкретном празднике, его особенностях, истории появления, традициях и других интересных фактах, всем этим смогли заинтересовать остальных.

Ход урока

мотивация целеполагание

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Что такое праздник?
Это улыбки! Это подарки! Это хорошее настроение!
Это счастливые воспоминания!
Праздник украшает нашу жизнь, делает ее более светлой и яркой.
Праздник дарит нам незабываемые мгновения радости и веселья. Согласны со мной?

Сегодня мы поговорим о праздниках. Что это такое?

Приветствие

Торжество в честь какого-либо события

    Подготовка к основному этапу:

На этом уроке мы отправимся в путешествие по календарю и вы сами его проведете.

Вам представится возможность рассказать о праздниках каждого месяца года. Ваша задача – так рассказать , чтобы заинтересовать всех присутствующих!

У всех есть настольные календари. Их мы будем заполнять после каждоговыступления.

    Основной:

обобщение и систематизация знаний через защиту проектной работы

Итак! Отправляемся в путешествие по календарю:

1 пункт нашего маршрута – месяц январь

Вы послушали рассказ о Новогоднем празднике. А теперь

2 пункт – месяц февраль.

Вы послушали рассказ о Дне Защитника Отечества

задание: заполнить столбики таблицы

3 пункт – месяц март.

Вы послушали рассказ о Международном женском дне.

задание: заполнить столбики таблицы

4 пункт – апрель.

Вы послушали рассказ о Дне смеха.

задание: заполнить столбики таблицы

5 пункт – май.

Вы послушали рассказ о Дне Победы.

задание: заполнить столбики таблицы

6 пункт – профессиональные праздники.

Вы послушали рассказ о Дне Учителя.

задание: заполнить столбики таблицы

Ответ ……….

Все заполняют второй столбик таблицы

Ответ ……….

Ответ ………

Ответ ………..

Ответ.Славы

Ответ ……..

    Рефлексия

Путешествие подошло к концу.

Вы все большие умники и умницы!

Вы замечательно потрудились!

Думаю, и гости согласятся со мной!

Мы узнали много нового, интересного и полезного.

Подводя итог, я прошу вас подумать, о каких праздниках вы узнали новое, чего ранее не знали. Знаком «+» отметьте этот праздник в последнем столбике таблицы.

Все заполняют 3-й столбик таблицы

    Подведение итогов урока

Сколько замечательных праздников есть в календаре. Их отмечают все, но в каждой семье есть еще и свои праздники – праздники семьи, семейные. И помните, что праздник – это не безделье и пустое время провождения, а смена вида деятельности. Отмечайте праздники и не забывайте поздравлять с праздниками своих близких и знакомых. А на следующем уроке мы с вами изготовим открытку к празднику. Всем большое спасибо за работу! Урок окончен.

Самоанализ

Используя метод проектов необходимо учитывать психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта. Для учащихся были созданы условия для активизации познавательной деятельности и выполнения работы от начального этапа до конечного результата. Работая над проектом учащиеся могли максимально раскрыть свой творческий потенциал, проявить свою индивидуальность, опираясь на знания, полученные и на других предметах и на свой жизненный опыт. Однако, овладение проектной деятельностью у некоторых учеников может вызывать определенные затруднения. Поэтому требуется стимулирующая, направляющая, обучающая помощь учителя. Данную работу учащиеся выполняли на протяжении нескольких предыдущих уроков.

На первом этапе была поставлена цель. Ученики были заинтересованы предстоящей работой.

На этапе подготовки дети получили возможность почувствовать себя не только учеником, а побывать в путешествии и предстать в роли гида. Дети получили маршрутные листы и четкую инструкцию как с ними работать. Каждый, готовя свою презентацию, знал о ней больше остальных и смог проявить себя «компетентным специалистом». Заинтересовать всех своей работой, - такая задача стояла перед каждым учеником.

Во время защиты дети строили монологические высказывания с опорой на слайды. По географической карте была возможность просматривать маршрут передвижения.

После каждого выступления учащиеся заполняли таблицу в маршрутном листе. На этапе рефлексии в маршрутном листе надо было отметить знаком плюс тот из пунктов, где больше всего понравилось. Затем эти листы сдали на проверку.

В результате ученики, через использование различных источников информации (от литературных до интернет - ресурсов), самостоятельно справились с заданием. Совместная работа вызвала интерес, объединила ребят. Урок дал толчок к творчеству. В результате у всех получились компьютерные презентации, вызвавшие неподдельный интерес. Кроме того, учитывая социальное положение основного контингента учащихся коррекционных школ, у детей появилась возможность виртуального путешествия. Не у всех детей появиться возможность куда-то поехать летом. Но помечтать об отдыхе может каждый, а научиться планировать отдых должны все.

В работе с презентациями осуществляется личностно ориентированный и дифференцированный подход к обучению, активнее идет процесс социализации и самоутверждения личности учащихся через создаваемые ситуации успеха.

Настольный календарь

ученика 7а класса _________________________________________________(Фамилия, имя)

Дата праздника

Название праздника

Традиции праздника

Маршрутный лист

Место отдыха

Что понравилось

Хочу побывать

Санкт-Петербург

Конспект урока в 6 «с» классе по домоводству на тему: «Помощники в доме»

(для детей со сложной структурой дефекта)

Цель: обобщить знания детей о бытовых электроприборах, их назначении и правилах пользования.

Обучающие задачи:

  • расширить знания учащихся об электроприборах;
  • познакомить детей с предметами, которые могут служить источником опасности в доме;
  • сформировать правила безопасного поведения при пользовании электрическими приборами;

Развивающие задачи:

  • развивать смекалку, зрительную память, воображение;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать желание выполнять работу сообща.

Тип занятия: интегрированное

Используемые приемы, методы, технологии обучения:

  • проблемно-диалогический;
  • игровой;
  • словесный;
  • использование наглядности;

Материалы и оборудование:

Конверт с заданиями, разрезные картинки, загадки, белые листы бумаги, красный карандаш, трафарет номера телефона «01», презентация, мультфильм.

Ход урока

Орг. Момент:

П.: На урок звенит звонок,

Начинается урок.

Будем мы работать дружно,

И узнаем, что нам нужно.

Слайд

П.: Отгадайте загадку:

Окна, крыша, дверь, труба,

Все вы входите туда.

(Дом)

П.: Дом – это не просто стены и крыша. Он сложно устроен..Когда человеку надоело жить без уюта, он придумал много разных вещей, которые бы ему помогали.

Расхотелось ходить к ручью-придумали водопровод. Жарить мясо на костре неудобно-изобрёл электрическую плиту. А сколько электрических приборов придумано, о которых мы сегодня и поговорим.

Тема сегодняшнего урока: «Помощники в доме»

Основная часть.

П.: Сегодня утром у себя на столе нашла письмо от почтальона Печкина из Простоквашино. Послушайте: «Здравствуйте, ребята! Вчера мы с котом Матроскиным и Шариком приехали в гости к д.Фёдору и обнаружили у них много интересных вещей. Эти предметы Шарик сфотографировал своим фото ружьём. Расскажите что это, для чего они нужны, как ими пользоваться»

(Учитель достаёт из конверта фотографии, раздаёт детям)

П.: Ребята, что же сфотографировал Шарик, вы узнаете, если соберёте осколочные картинки.

Что у тебя получилось?..

А у тебя…

Как одним словом можно назвать эти предметы?

Повторяем все вместе. (Электроприборы)

А почему их называют электроприборами?(ответы детей)

- Электричество вырабатывается на электростанциях и приходит к нам в дом по проводам, спрятанным глубоко в земле или очень высоко над землей, приходит в дома и помогает человеку.

В наших квартирах ток «живет» в проводах, лампочках, выключателях и розетках.

Слайд

П.: А сейчас послушайте стихотворение:

Очень любим дом мы свой

И уютный и родной,

Нужно дома нам убрать,

Приготовить, постирать.

П.: Какие же предметы нам помогают в этом, вы узнаете, если отгадаете загадки. Послушайте внимательно, к каким предметам подходит моё описание.

Слайд

Для белья надежный друг.

По одежде он плывет,

Как горячий пароход.

Оставляет нам, ребята,

Любоваться результатом:

Стало все белье на диво

Очень гладким и красивым (Утюг)

Слайд

Смотрю я на экран в квартире,
И вижу, что творится в мире.

Погода, новости, кино,

Про спорт узнаю заодно.

(Телевизор)

Слайд

Полюбуйся, посмотри:

Полюс Северный внутри,

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет.

Навсегда нам эту зиму

Привезли из магазина . (Холодильник)

Слайд

Есть у меня в квартире робот.

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту.

И гудит как лайнер «Ту».

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает. (Пылесос)

Слайд

Греет воду моментально,

Стоит лишь его включить,

Закипает изнутри

И пускает пузыри.

Насладиться вечерком

Можно вкусненьким чайком (Электрочайник)

Слайд

На столе, в колпаке

Да в стеклянном пузырьке,

Поселился дружок –

Развесёлый огонёк. (Настольная лампа)

Слайд

Прибор он замечательный,

Мелодий много знает

И песен зажигательных.

Со мною рядышком живет,

Нажмешь на кнопку – он споет!

Только жалко что певца,

Не покажут нам лица!

. (Магнитофон)

Слайд

Эта машина любит трудиться,

Своею работой очень гордится.

Белью говорит она:

«Эй, замарашки,

Пеленки, футболки, штаны и рубашки!

К себе в барабан вас, грязнуль, приглашаю.

И пятна, и грязь с порошком отстираю!»

(Стиральная машина)

П.: Как называются все эти приборы?

Что общего у этих приборов?

(Беседа об утюге)

Слайд

Д. У них есть шнур, вилка, которая вставляется в розетку.

П.: Они все работают от электричества. Если не включить прибор в розетку, он не будет работать.

Поэтому как называются?

Д.: Электроприборы.

П.: А в чём различие электроприборов мы узнаем, поиграв в игру «Что для чего»

Утюг что делает? (Гладит бельё)

Телевизор…

Холодильник …

Пылесос…

Электрочайник…

Настольная лампа..

Магнитофон…

Стиральная машина…

П.: Все эти бытовые электроприборы помогают людям. Они домашние помощники, но могут быть и опасны, потому что работают от электричества.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А теперь все встали. Представьте, что вы маленькие частички тока, которые бегут по проводам…

Ток бежит по проводам

Свет несёт в квартиру к нам,

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы,

Кофемолки, пылесос.

Ток энергию принёс.

Предлагаю поиграть в маленьких хвастунишек. Я называю один предмет, а вы похвалитесь, что у вас их много.

У меня утюг, а у вас …(утюги)

П.: Итак, все эти вещи сделаны для удобства, разве они могут принести беду? Сама вещь-не живая, «оживляет» вещи человек. И если он умеет правильно пользоваться вещами, знает их свойства, они никогда ему не навредят.

П.: - Чем же они могут быть опасны для человека? (Ответы детей)

П.: Посмотрите на экран и давайте все вместе прочитаем и запомним правила пользования электроприборами.

Слайды

П.: -И если всё-таки случился пожар, по какому номеру мы будем звонить?

Слайд

П.: -Возьмите все номер телефона пожарной части, закрасьте его и запомните на всю жизнь.

Итог урока.

П.: Итак, мы надеемся, что смогли объяснить Шарику, Коту Матроскину и почтальону Печкину как называются эти приборы, для чего они нужны, а главное, как правильно ими пользоваться.

: -Итак, какие электроприборы вы знаете?

Электрические приборы

Электричество вырабатывается на электростанциях и приходит к нам в дом по проводам, спрятанным глубоко в земле или очень высоко над землей, приходит в дома и помогает человеку. В наших квартирах ток «живет» в проводах, лампочках, выключателях и розетках. Электричество наш друг. Оно помогает работать нашим помощникам – электрическим приборам.

Для белья надежный друг. По одежде он плывет, Как горячий пароход. Оставляет нам, ребята, Любоваться результатом: Стало все белье на диво Очень гладким и красивым!

Смотрю я на экран в квартире, И вижу, что творится в мире. Погода, новости, кино, Про спорт узнаю заодно.

Полюбуйся, посмотри: Полюс Северный внутри, Там сверкает снег и лед, Там сама зима живет. Навсегда нам эту зиму Привезли из магазина.

Есть у нас в квартире робот, - У него огромный хобот. Любит робот чистоту, И гудит, как лайнер: «Туу-у». Он с охотой пыль глотает, Не болеет, не чихает. «Берегитесь, пыль и мусор, Живо с вами разберусь я!

Греет воду моментально, Стоит лишь его включить, Закипает изнутри И пускает пузыри. Насладиться вечерком Можно вкусненьким чайком.

На столе, в колпаке Да в стеклянном пузырьке, Поселился дружок – Развесёлый огонёк.

Прибор он замечательный, Мелодий много знает И песен зажигательных. Со мною рядышком живет, Нажмешь на кнопку – он споет! Только жалко что певца, Не покажут нам лица!

Эта машина любит трудиться, Своею работой очень гордится. Белью говорит она: «Эй, замарашки, Пеленки, футболки, штаны и рубашки! К себе в барабан вас, грязнуль, приглашаю. И пятна, и грязь с порошком отстираю!»

Видите, как много электроприборов нас окружает. Они наши лучшие помощники. Все они делают нашу жизнь удобной и разнообразной. Без них человеку было бы трудно. И все они работают от электрического тока.

И девочка, и мальчик, Не суй в розетку пальчик В розетке круглый год Живет опасный ток! Если все приборы разом Ты в одну розетку включишь то пожар проводки сразу в этой комнате получишь!

Пылесос, телевизор, тостер Пусть включает взрослый.


(старшая группа)

"Самое большое богатство, которое отец может

оставить сыну в наследство, научить его трудиться".

К. Д. Ушинский.

Приобщение ребёнка к миру взрослых, их деятельности, к чувствам и переживаниям существовало с древнейших времён. Во все времена матери и отцы учили, учат, и будут учить своих детей тому, что, на их взгляд, пригодится им в жизни, и что они знают и умеют сами. Если же говорить об этой проблеме с точки зрения педагогической науки, то отношение к проблеме приобщения детей к социальной действительности - к ее целям, содержанию, методам - менялось на протяжении большого отрезка времени.

Между тем, именно участие детей в жизни взрослых дает им возможность приобщаться к миру людей в реальном плане. Сюда входит предметная деятельность, труд, наблюдения. Предметная деятельность заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребёнок узнаёт об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает оперативными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определённый период развития ребёнка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему.

Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Малыш рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека. Его привлекает то, как мама моет посуду, как папа ремонтирует стул, как бабушка печёт пирожки и т.д. Ребёнок начинает подражать взрослым в этих действиях не только в игре, но и в реальной жизни, делая попытки мыть, подметать, стирать и т.п. Овладение трудовыми навыками, трудовой деятельностью позволяет ребёнку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. По мере приобретения трудовых умений малыш эмансипируется от взрослого, приобретает чувство уверенности. Уменьшается опасность не выживания в отсутствии взрослых. Так труд выполняет жизнеобеспечивающую функцию.

Наблюдая за вхождением ребёнка в жизнь взрослых, и опираясь на свой практический опыт, я пришла к выводу, что нужно организовать кружок "Смак".

Целью этого кружка является:

1. Поддержание и развитие у детей интереса к труду взрослых.

2. Научить детей обслуживать себя самостоятельно в приготовлении несложных блюд.

3. Помочь детям в изучении электробытовой техники.

Задачи кружка по домоводству «Смак»:

Календарно – тематический план работы кружка домоводства «Смак»

Кол – во занятий

Дата проведения

Экскурсия на кухню.

Правила поведения за столом.

Приготовление чая.

Знакомство с чайным сервизом.

Кисель «Загадка».

Бутерброд. Что это такое?

Изготовление бутерброда «Хитрый».

Разноцветный винегрет.

Изготовление бутерброда «Фруктовый»

Кораблик «ВАРЯГ».

Разноцветные колобки.

Печенье «Валентинки».

Завтрак великана.

Коктейль «Снегурочка».

Игрушки из солёного теста.

Печенье «Чудные фигурки».

Салат «Заячья радость».

Блинчики.

Пирожное «Паучок».

Фруктовый торт – желе.

Угощение для мам – Шарлотка «Василиса Премудрая».

Угощение для своих друзей - «Медвежьи ушки».

Занятие №1.

Тема: Знакомство с профессией повара в детском саду.

Цель: Познакомить детей с профессией повара в детском саду. Воспитывать чувство уважения к труду взрослых, повара в детском саду, которые заботятся о детях.

Беседа с детьми о значении профессии повара в нашей жизни.

1. Ребята, кто такой повар?

2. Как вы думаете трудно работать поваром?

3. Чем повар занимается в детском саду?

4. В каких общественных местах можно встретить повара?

5. Кто для вас пищу готовит дома?

6. Чем отличается «повар» дома и в детском саду?

Рассматривание картины «Повар».

Дид. Игра «Что необходимо повару?».

Занятие № 2.

Тема: Чтение рассказа «Когда начали готовить пищу?»

Цель: Познакомить детей через произведение о том, как и когда, начали готовить пищу. Учить детей сравнивать (как готовили пищу раньше и как сейчас). Воспитывать бережное отношение к приготовленной пище.

Чтение рассказа «Когда начали готовить пищу?».

Беседа о прочитанном.

Словесная игра «Что сначала, что сейчас?

Занятие № 3.

Тема: Экскурсия на кухню.

Цель: Продолжить знакомство детей с профессией повара, как работает повар в детском саду: труд повара очень тяжёлый, он старается приготовить для детей вкусную еду. Воспитывать в детях чувство уважения к труду повара детского сада, который заботиться о детях.

Воспитатель знакомит детей с поварами, называет их имена и отчества, предлагает самостоятельно рассмотреть помещение кухни, а потом слово предоставляет поварам.

Рассказ повара с показом действий.

Воспитатель подводит итог: Сегодня вы познакомились с трудом повара детского сада. Как вы думаете, трудно работать поваром? Почему?

Что интересного увидели на кухне?

Рассматривание фотографий «Кто работает на кухне?».

Занятие № 4.

Тема: Ознакомление с кухонной утварью.

Цель: Познакомить детей с кухонной утварью, электрическими приборами, их назначением и правилами эксплуатации.

Рассматривание кухонной утвари.

Чтение стиха «Электроприборы не шутка, ...».

Беседа: «Кто, на кухне, всех важнее?».

Занятие № 5.

Тема: Знакомство со столовыми принадлежностями.

Цель: Познакомить детей со столовыми принадлежностями. Дать детям представления о том, как правильно накрывать на стол. Воспитание самостоятельности.

Беседа с детьми «Что такое столовые принадлежности, и как они возникли?». (стр. 84 – 85).

Чтение рассказа «Бунт на кухне» (стр.5).

Практическая деятельность – «Накрой стол красиво, и еда покажется ещё вкусней» (стр.86).

Дид. Игра «Что, чем едят?».

Занятие № 6.

Тема: Правила поведения за столом.

Цель: Воспитывать у детей нравственные качества. Через игровые ситуации познакомить с правилами поведения за столом.

Беседа с детьми: «Что значит, правильно вести себя за столом?».

Игра «Запомни правила»

Разбор игровых ситуаций «Мы в гостях».

Занятие № 7.

Тема: Приготовление чая.

Цель: Познакомить детей с процессом приготовления чая, дать представление об основных видах чая, рассказать о том, что человек в заваривание чая вкладывает душу и любовь.

Беседа «Откуда чай пришёл?».

Рассматривание коробочек и баночек с разными сортами чая.

Игровое упражнение «Сравнение зелёного и чёрного чая».

Практическая деятельность «Учимся заваривать чай».

Занятие № 8.

Тема: Знакомство с чайным сервизом.

Цель: Познакомить детей с набором чайного сервиза, что в него входит, как им пользоваться. Объяснить детям смысл выражения: «Красиво оформлено – приятно пить».

Рассматривание чайного сервиза.

Дид. Игра «Напоим друзей чаем».

Практическая деятельность - оформление стола к чаепитию.

Занятие № 9.

Тема: Приготовление морса «Фантазия».

Цель: Познакомить детей с технологией приготовления морса, учить определять по вкусу основную составную часть (варенье) морса; учить использовать бытовые приборы; Удовлетворять потребность ребёнка быть творцом, как взрослый. Воспитывать аккуратность.

Беседа «Что такое морс и чем он полезен?».

Словесная игра «Назови правильно».

Практическая деятельность «Приготовим морс и угостим своих товарищей».

Занятие №10.

Тема: Кисель «Загадка».

Цель: Продолжать учить детей готовить различные напитки; познакомить с процессом приготовления киселя; воспитывать аккуратность.

Рассматривание книги «Плоды и ягоды».

Беседа «Чем полезен кисель?»

Игровое упражнение «Что нужно для киселя?»

Приготовление киселя.

Занятие № 11.

Тема: Бутерброд. Что это такое?

Цель: Познакомить детей с образованием слова «бутерброд», учить самостоятельно делать бутерброды; удовлетворять потребность детей в проявлении самостоятельности, фантазии; развивать мелкую моторику рук.

Беседа с детьми «Что такое бутерброд, кто придумал первый бутерброд?» (Всё обо всём т.11 стр350).

Игровое упражнение «Секреты бутерброда».

Практическая деятельность – Изготовление бутерброда для чая.

Занятие № 12.

Тема: Изготовление бутерброда «Хитрый» .

Цель: Продолжать учить детей самостоятельно делать бутерброд «хитрый»; развивать мелкую моторику рук; удовлетворять потребность детей в ощущении себя умелыми, как взрослые; учить использовать кухонное оборудование; развивать фантазию.

Беседа о бутербродах.

Заучивание стиха о бутерброде. (стр.39 озн. дошк. с секр кухни).

Изготовление бутерброда «хитрый».

Занятие № 13.

Тема: Разноцветный винегрет.

Цель: Продолжать учить детей умению правильно пользоваться ножом и нарезать овощи кубиками; воспитывать аккуратность.

Беседа о винегрете «Почему его называют король – салат?».

Загадывание загадок об овощах входящих в винегрет.

Дидактическая игра «Вершки – корешки».

Изготовление винегрета.

Украшение веточками укропа, лука, петрушки.

Занятие № 14.

Тема: Изготовление бутерброда «Фруктовый».

Цель: Продолжать учить детей самостоятельно делать бутерброд «фруктовый»; развивать мелкую моторику рук; удовлетворять потребность детей в ощущении себя умелыми, как взрослые; учить использовать кухонное оборудование; развивать фантазию.

Беседа о бутербродах.

Повторение стиха о бутерброде. (стр.39 озн. дошк. с секр кухни).

Изготовление бутерброда «фруктовый».

Придумывание своего названия бутерброда.

Занятие № 15.

Тема: Кораблик «Варяг».

Цель: Закрепить умение детей варить яйца; использовать полученные ранее представления на практике; упражнять в работе с ножом; развивать фантазию и творчество.

Рассматривание яйца. Загадывание загадки. (стр41).

Сравнение сырого и варёного яйца.

Варка яиц.

Слов. игра «Где используются яйца?».

Практическая деятельность - изготовление корабликов, дать им название.

Занятие № 16.

Тема: Фруктовый салат «Дары солнца».

Цель: Закрепить название фруктов; продолжать знакомить детей с разнообразием салатов и заправкой; развивать любознательность; воспитывать аккуратность.

Загадывание загадок.

Дидактическая игра «Угадай на вкус».

Беседа «Чем полезны фрукты?».

Рассматривание технологической карты изготовления салата.

Изготовление фруктового салата.

Занятие №17.

Тема: Разноцветные колобки.

Цель: Побуждать детей проявлять творчество при работе с тестом; показать роль электрической мясорубки в экономии времени; развивать желание доставлять радость себе и другим.

Чтение сказки «Колобок».

Техника безопасности при работе с электрической мясорубкой.

Рассмотреть продукты, необходимые для приготовления колобков.

Изготовление колобков.

Занятие №18.

Тема: Печенье «Валентинки».

Цель: Продолжать закреплять умение работать с миксером; упражнять в замешивании теста, умении раскатывать его; дать возможность ребёнку сделать приятное для любимых людей (подарок).

Беседа с детьми о празднике «День влюблённых».

Рисование валентинок.

Изготовление валентинок.

Чаепитие.

Занятие №19.

Тема: Завтрак Великана.

Цель: Продолжать учить детей работать с технологической картой; учить взбивать яйца вилкой или веничком, учить украшать блюдо перед подачей на стол; развивать творчество, фантазию.

Беседа «Хлеб – всему голова».

Дид. Игра «Путь хлеба».

Изготовление гренок.

Чаепитие с гренками.

Занятие №20.

Тема: Коктейль «Снегурочка».

Цель: Продолжать знакомить детей с разнообразием напитков; развивать понимание роли бытовых приборов в приготовлении коктейлей; знакомить с работой бытовых приборов.

Беседа «Что такое коктейль?

Дидактическая игра «Исправь ошибку».

Приготовление коктейля.

Придумывание название коктейлю.

Техника безопасности в кружке «СМАК».

Надеть фартук и косынку.

Убрать волосы под косынку.

Ножи должны иметь тупые, округленные концы.

Следить за тем, чтоб нож не падал на пол.

Не подносить нож к лицу, не играть им.

Использовать нож по назначению.

Не отвлекаться во время работы с ножом.

После окончания работы прибрать рабочее место, вымыть руки.

Не включать электроприборы без взрослого.

Не пробовать на вкус продукты без разрешения взрослого.

Методические приёмы:

1. Беседа;

2. Дидактическая игра;

3. Словесные игры;

4. Исследовательская деятельность;

5. Рассматривание картин, предметов, электроприборов;

6. Чтение познавательной литературы.

7. Практическая деятельность.

Литература:

1. Энциклопедия «Всё обо всём».

2. Энциклопедия для маленьких принцесс. Санкт – Петербург. Диамант 2002 г.

3. Домоводство.

4. Рецепты печенья.

5. «Ознакомление дошкольников с секретами кухни» О.В. Дыбина «Сфера» М.2003 г.

Последние материалы сайта