Как бороться с завистью православному. Как бороться с завистью к людям: как избавиться от чувств, пропитанных злобой и ненавистью

01.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Зависть заставляет чувствовать себя плохо. Сначала вы испытываете прилив крови к мозгу, он буквально «закипает» от злости, что кому-то досталось то, чего у вас нет, вы испытываете ненависть, агрессию, желаете другому человеку зла, а уже потом ощущаете опустошение, упадок сил, разочарование. Всего этого можно избежать, зная, как бороться с завистью.

Работаем над собой
Прежде всего, ощутив начало зарождения этого пагубного чувства, нужно научиться преобразовывать его в положительные задатки. Борьба с завистью – это способ извлечь из этого явления что-то продуктивное.

Итак, ваша подруга купила автомобиль и вы, почему-то, думаете об этом, перепихиваясь в метро в час пик. Вы начинаете себя «накручивать»: мол, вам всегда по жизни везет меньше других, а этой «вертихвостке» все самой в руки идет. Здесь нужно сказать себе «стоп»: только что вы назвали «вертихвосткой» человека, который является вашим другом, с которым у вас много общих воспоминаний. Задайте себе вопрос, нужна ли вам машина? Может у вас и прав то нет, и водить вы не умеете? А если машина вам нужна, то почему бы не ступить на путь к ее достижению?

Это – единственный способ, как победить зависть, когда она уже зародилась. Либо сделать предмет зависти незначительным («машина мне и не нужна»), либо направить свои силы на достижение предмета зависти («давно пора найти другую работу, которая позволит накопить на машину»).

Упражнения для повышения самооценки
Есть также способы, как искоренить зависть, как явление, но для этого нужно много работать над собой. При этом, учтите, избавиться на все 100 % от данного чувства невозможно, так как зависть – часть нашей человеческой природы.

Повторяйте подобного рода аффирмации:
«Я такая, какая есть!»;
«Я – уникальна, и люблю себя такой!»;
«Это – моя жизнь, я не хочу ее сравнивать с чьей бы то ни было!».

Чаще думайте о том, что имеете. Вас не будет раздражать повышение подруги, если вы будете радоваться своему свободному графику.
Думайте о тех, у кого нет и того, чем владеете вы. Если вы будете вспоминать о подруге, которая снимает квартиру, вы не будете злиться на ту, что купила трехкомнатную, ведь у вас есть свои персональный 20 м², которых нет у вашей первой подруги.

Когда вам завидуют
На первый взгляд нам доставляет удовольствие факт того, что именно мы являемся предметом зависти. Если вам завидуют, значит, вы достигли того, что не под силу другим. Но задумываемся мы о том, как бороться с завистью окружающих только тогда, когда эта отрицательная аура вокруг начинает действительно действовать деструктивно на нашу жизнь.

Для того чтобы вам не желали зла, будет достаточно меньше хвастаться своими достижениями и делиться радостью только с проверенными, мало завистливыми близкими людьми. Не делитесь успехами с теми, кто в ответ на это пожелает вам несчастья, иначе оно действительно постучится в вашу дверь, потому что мысли – материальны.

Зависть – это один из главных человеческих пороков. Она в разной степени присуща и мужчинам, и женщинам, она может возникать в любых сферах жизни – как на серьезных основаниях для этого, так и совсем без оснований.Чаще всего мы завидуем достаточно близким людям – их успехи наиболее очевидны и с ними легче себя сравнивать. Тем не менее зависть очень часто способна полностью разрушить отношения. Из этой статьи вы узнаете, как можно бороться с завистью.

Поймите причину зависти

Можно найти много причин для зависти. Случаи зависти очень часто зависят не от реальных на то оснований, а просто от склада характера человека. Поводами для зависти очень часто становятся карьерные успехи, личное счастье, внешние данные или финансовое благосостояние.

Тем не менее, даже если завистник сам успешен и счастлив, он, в силу личностных особенностей, не перестанет завидовать – ведь всегда можно найти людей, у которых будет что-то лучше, чем у вас. Каковы могут быть причины зависти?

  • Зачастую зависть – это результат психологических проблем и неуверенности в себе. Уверенный человек будет радоваться успехам других и учиться у них. Попробуйте видеть на поводы для зависти, а возможности для собственного роста и развития.
  • Негативное отношение человеку также может стать причиной зависти. Если вам неприятен ваш друг или коллега, вам может казаться, что он не заслуживает своей удачи. Тем не менее старайтесь разделять личную неприязнь и объективные факты.
  • Некоторым людям нравится хвастаться своими достижениями. В этом случае причиной зависти может стать провокация. Важно помнить, что зависть, прежде всего, не идет на пользу тому, кто завидует. Поэтому стоит оградить себя от общения с людьми, которые стремятся вызвать у вас это чувство.

Убедитесь, что завидовать не стоит

Зависть редко бывает продуктивной и конструктивной. Иногда, конечно, она может стимулировать вас к достижению собственных целей, но зачастую она заставляет только еще больше усомниться в собственных способностях. Завидовать и обсуждать человека за его спиной гораздо проще, чем выстраивать собственную жизнь. Вот несколько причин перестать завидовать окружающим:

  • Помните, что любой успех достигается тяжелым трудом, даже если он кажется легким со стороны.
  • Зачастую люди меньше рассказывают о своих несчастьях, чем об успехах. Неудачи и несчастья же случаются абсолютно у всех.
  • Пересмотрите свою жизнь – наверняка другие могли бы найти массу поводов завидовать вам.
  • Помните, что нет ничего невозможного. Если вы хотите крепкую семью или повышение по службе, нужно стремиться к этой цели, и вы ее достигнете.

Сосредоточьтесь на собственных достижениях

Зависть может разрушить и ваши отношения с дорогими людьми, и вашу собственную жизнь. Не позволяйте себе завидовать, старайтесь смотреть на жизнь позитивно и находить поводы для радости и собственного развития. Вместо того, чтобы завидовать, вам стоит:

  • Искренне порадоваться за счастливого успешного человека – особенно, если этот человек является вашим близким другом и родственником. Если вам удастся действительно разделить с ним счастье, а не завидовать, значит, вы сделали шаг на пути к личностному росту.
  • У каждого человека есть, чему поучиться – особенно, если вы завидуете его успеху. Понаблюдайте и сделайте выводы, почему этот человек добился того, чего хотел. Задавайте вопросы и спрашивайте советы. Счастливые успешные люди обычно рады делиться своим опытом.
  • Поймите, что не устраивает вас в своей жизни, и постарайтесь исправить ситуацию. Если по-настоящему захотеть, достигнуть можно всего, чего угодно. Однако это потребует сил и времени.
  • Взгляните на свою жизнь и найдите в ней массу позитивных моментов. Не всегда общепринятое счастье или успех приносят удовлетворение конкретному человеку. Возможно, вы полностью довольны жизнью, просто не задумывались об этом.

Зависть – это чувство, которое прежде всего пагубно влияет на личность того, кто завидует. Если захотеть, массу поводов для зависти можно найти всегда, но гораздо важнее не обращать внимания на окружающих и заниматься собственной жизнью. Пусть успехи других вас вдохновляют, помогают научиться новому и дарят позитивные эмоции. Зависть же не позволит вам добиться собственных целей.

говорил о зависти:

«Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах не дает вполне порадоваться тому, кем она обладает. Всегда, как червь, точит душу и сердце его смутной печалью, потому что завистливый благополучие и успехи ближнего почитает своим несчастием, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливою обидой».

Завистливому угодить никак нельзя

Сравнивая с другими страстями, преподобный Амвросий вспоминал притчу о сребролюбце и завистливом человеке:

«Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже - сребролюбец или завистливый, потому что оба не желают другим добра. С этой целью повелел позвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им:

Просите у меня каждый из вас, что ему угодно. Только знайте, что второй вдвое получит, что попросит первый.

Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить прежде, чтобы после получить вдвое. Наконец царь сказал завистливому, чтобы он просил первый. Завистливый, будучи объят недоброжелательством к ближним, вместо получения обратился к злоумышлению и говорит царю:

Государь! Прикажи мне выколоть глаз.

Удивленный царь спросил, для чего он изъявил такое желание. Завистливый отвечал:

Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть оба глаза.

Вот насколько страсть зависти зловредна и душевредна, но еще и зложелательна. Завистливый готов подвергнуть себя вреду, лишь бы только вдвое повредить ближнему».

Старец пояснял, что все страсти душевредны, но в других страстях человека можно чем-то успокоить, а зависть ничем не утоляется:

«Гордого можно почтить! Тщеславного - похвалить! Сребролюбивому - что-нибудь дать… и т.д. Завистливому же человеку угодить уж никак нельзя. Чем больше ему угождают, тем больше он завидует и мучается».

Первые признаки зависти - неуместная ревность и соперничество

Преподобный Амвросий учил замечать первые признаки зависти, которые проявляются в неуместной ревности и соперничестве:

« вначале обнаруживается неуместною ревностию и соперничеством, а затем рвением с досадою и порицанием того, кому завидуем».

Причина зависти

На вопрос духовного чада, в чем причина зависти и ревности, преподобный Макарий отвечал следующим образом:

«Спрашиваешь: откуда в тебе такое ненавистное чувство, когда слышишь похвалу другим, и как от того избавиться? Что наводит это смущение, то уже и есть страсть, лежащая в тебе, высокоумия… А когда будешь себя укорять и смирять, то исцелишься. Конечно, причина искушению оному - гордость, ибо от ней ревность и зависть происходят».

Как бороться с завистью

Преподобный Макарий учил бороться с помыслами зависти в самом начале, когда это еще прилоги, учил подавлять эти прилоги, пока они еще «вавилонские младенцы»:

«Бога ради, не допускай сему Каинову семени возрастать в тебе, но подавляй малые ростки его, убивай “младенцы вавилонские”, пока они еще младенцы. От прилога низлагай оные самоукорением и смирением».


Преподобный Амвросий также наставлял замечать в своем сердце малейшие начальные признаки зависти и бороться с ней молитвой, смиренной исповедью и благоразумным молчанием:

«Она, как и все другие страсти, имеет разные размеры и степени, и потому должно стараться подавлять ее и истреблять при первом ощущении, молясь Всесильному Сердцеведцу Богу псаломскими словами: “От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою (или раба Твоего)” (Пс. 18: 13-14).

Также со смирением должно исповедовать немощь эту пред духовным отцом.

А третье средство - всячески стараться не говорить чего-либо противного о том человеке, которому завидуем. Употребляя эти средства, мы можем с помощью Божией, хотя не скоро, исцелиться от завистливой немощи».

Преподобный Никон также советовал молиться о тех, к кому испытываешь неприязненные чувства:

«Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей, независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в простоте сердца, как советуют святые отцы: “Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя) и ради его святых молитв помоги мне, грешной!” От такой молитвы умиротворяется сердце, хотя иногда не сразу».

Заставлять себя делать добро

Преподобный Амвросий советовал:

«Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим, а главное - не мстить им и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».

Молиться о тех, кому завидуешь, и о тех, кто завидует тебе

Учил молиться не только о тех, кому завидуешь, но и о тех, кто завидует тебе:

«Кому завидуешь, за того Богу молись».

«Молись о завидующей и старайся не раздражать ее».

Как можно извлекать духовную пользу из помыслов зависти

Преподобный Амвросий подсказывал, каким образом можно извлечь духовную пользу из помыслов зависти, обратив завистливые помыслы в помыслы смирения:

«Пишете вы, что, видя себя хуже других, склоняетесь на . Обратите это чувство к другой стороне - и полу чите пользу. Видеть себя хуже других служит началом смирения, если только человек будет укорять себя за примесь противных чувств и мыслей и постарается отвергать эту душевредную примесь. Если же дадите место в душе вашей водвориться смирению, то по мере оного и будете получать успокоение от различных тягот душевных.

Также нечего завидовать и обеспеченным во внешнем отношении. Пример у вас пред глазами, что и имеющие богатое состояние не пользуются миром душевным. Для сего требуется не внешнее обеспечение, а упование твердое на Бога. Если бы вам полезно было это обеспечение, то Господь послал бы вам и богатство. Но, видно, вам это не полезно».

Быть готовым к возвращению страсти

Преподобный Макарий напоминал: иногда нам кажется, будто мы победили какую-то страсть, но при подходящем случае выясняется, что она вернулась в прежнем обличье. Старец советовал не смущаться этим, а быть к такому обороту готовым и, познавая свою немощь, смиряться:

«О твоей страсти [зависти] ты думала, что уже свободна от нее, но после показалось при открывшемся случае, что нет. О чем нельзя удивляться, а готовой быть надобно к сопротивлению страсти и, познавая свою немощь, смирять себя. Когда смирение и любовь воцарятся, то и страсти исчезнут».

Молитвами святых отец наших, преподобных старцев Оптинских, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

Чувство досады и раздражения, вызванное достатком, благополучием, превосходством, положением или репутацией другого. Завистливый человек хочет иметь то, что есть у других. Ему может казаться, что они не имеют права владеть тем, чего он так страстно жаждет.

Еврейское слово кина́ в зависимости от контекста может означать «рвение», «ярость», «требование исключительной преданности», «ревность» или «зависть» (2Цр 19:31; Пс 79:5; Чс 25:11; 5:14; Иов 5:2), а греческое слово фто́нос всегда имеет отрицательный оттенок (Рм 1:29).

Склонность к зависти - одно из проявлений грешной природы человека (Иак 4:5). Зависть часто ведёт к ненависти. Зависть филистимлян к благополучию Исаака привела к тому, что они, исполнившись злобы, завалили колодцы, из которых он брал воду для своих отар и стад. В конце концов филистимский царь потребовал, чтобы Исаак ушёл из той местности (Бт 26:14-16, 27).

Из зависти к тому, что Моисей и Аарон пользовались у народа уважением и занимали почётное положение, Корей, Дафан и Авирон обрушились на них со
злобными упреками (Чс 16:1-3; Пс 106:16-18).

Видя, что народ откликается на служение Иисуса, старшие священники и многие иудейские старейшины исполнились зависти. Это чувство завладело ими настолько, что они отдали Божьего Сына Пилату, чтобы тот вынес ему смертный приговор (Мф 27:1, 2, 18; Мк 15:10).

Если человек начинает учить тому, что противоречит учениям Иисуса Христа, это порождает зависть. Для такого человека важнее продвигать собственные взгляды, чем воздавать славу Богу. Возникающая в результате зависть может выражаться в попытках очернить истинных христиан, сводя на нет весь их
труд и благотворное влияние (1Тм 6:3, 4).

Апостолу Павлу приходилось противостоять тем, кто имея неправильные побуждения, проповедовал Христа из зависти. Такие люди завидовали Павлу и
стремились подорвать его репутацию и авторитет как апостола. Они пытались сломить дух заключённого в тюрьму Павла и привести его в уныние. Они
надеялись за его счёт подняться в глазах других, чтобы достичь своих эгоистичных целей (Фп 1:15-17).

Чем опасна зависть?

Зависть опасна. Те, и насилием, могут какое-то время жить в безопасности и достатке, не жалуясь на здоровье. Даже смерть таких нечестивых людей может быть лёгкой, без сильных мук.

Кто-то из Божьих служителей, думая, что в его жизни не всё так благополучно, как у них, может начать им завидовать и, подобно псалмопевцу Асафу, постепенно забыть о том, какая это честь - исполнять волю Бога (Пс 73:2-14).

Неудивительно, что в Библии неоднократно говорится о том, почему не следует завидовать нечестивым и вставать на их путь. Ведь те, кто поступают неправедно, исчезают так же быстро, как засыхает трава под палящим солнцем (Пс 37:1, 2).

При всём их благополучии такие люди отвратительны для Иеговы Бога и прокляты им (Пр 3:31-33). У них нет будущего (Пр 23:17, 18; 24:1, 19, 20).

О печальной участи завистливого человека во вдохновлённой Богом притче говорится: «Человек с завистливыми [букв. «плохими; злыми» ] глазами
гонится за богатством, а не знает, что его постигнет нужда» (Пр 28:22).

Если у человека завистливые глаза, то его действительно ожидает нужда. Стремясь во что бы то ни стало достичь уровня жизни тех, кому он завидует,
такой человек поступается принципами праведности и тем самым вредит себе.

Даже если ему удастся разбогатеть, его богатство временное - он не сможет унести его с собой в могилу. Получается, он гонялся за богатством напрасно. По словам Иисуса, «завистливый [букв. «злой»] глаз» относится к злу, которое «исходит изнутри и оскверняет человека» (Мк 7:22, 23).

Зависть перечисляется среди отвратительных дел плоти, которые мешают человеку наследовать Царство Бога (Гл 5:19-21).

Все, кто исполнен зависти, «достойны смерти» (Рм 1:29, 32). Однако с помощью Божьего духа со склонностью к зависти можно бороться (Гл 5:16-18, 25, 26; Тит 3:3-5; 1Пт 2:1).

Зависть - чувство, которое может отравить мышление

Она была у Наполеона Бонапарта. У Юлия Цезаря. У Александра Македонского. При всей их славе и могуществе сердце каждого из них было отравлено ядом зависти.

«Наполеон завидовал Цезарю, Цезарь - Александру Македонскому, а тот, осмелюсь предположить, завидовал Геркулесу, который никогда не
существовал» ,- написал английский философ Бертран Рассел. Зависть может овладеть каждым - независимо от того, насколько он богат, талантлив и успешен в жизни.

В одном библейском справочном труде объясняется, чем отличается зависть от ревности: «Слово „ревность“ подразумевает желание быть не хуже других,
а слово „зависть“ - желание лишить другого того, чем он обладает».

Завистливый человек не просто желает того, что имеют другие, он хочет, чтобы у них этого не было.

Важно узнать, как зависть может поселиться в нашем сердце и к чему это может привести. Ещё более важно узнать, как не позволить ей овладеть нами.

Что может раздуть пламя зависти?

«Склонность к зависти» есть у всех несовершенных людей, однако определённые факторы могут её усилить (Иак. 4:5). Указывая на один из них, апостол Павел написал: «Не будем становиться тщеславными, не будем подстрекать друг друга к соперничеству и друг другу завидовать» (Гал. 5:26).

Да, нашу врождённую склонность к зависти может усилить соперничество.

Чему нас учат библейские примеры?

Сравнение ради соперничества

Некоторые люди хотят, чтобы результаты сравнений непременно были в их пользу. Это признак того, что они поддались духу соперничества. Они хотят
быть лучше других и не успокоятся, пока не почувствуют, что так оно и есть.

Не очень-то приятно находиться в обществе таких людей. Дружба с ними не
клеится, отношения натянутые. Да, им недостает смирения, но это ещё полбеды, ведь такое поведение может унижать других и вызывать у них чувство
неполноценности. Выходит, что такие люди пренебрегают библейским советом относительно любви к ближнему (Матфея 18:1-5; Иоанна 13:34, 35).

Дать понять, что человек - неудачник, значит причинить ему боль. Одна писательница заметила, что «неудачи переносятся гораздо болезненнее, если
кажется, что другие люди в тех же обстоятельствах добиваются успеха».

Получается, что дух соперничества производит зависть, обиду и негодование на других из-за их имущества, состояния, положения, репутации, превосходства и тому подобного. Это вызывает ответное соперничество, и - круг замкнулся. Библия осуждает подстрекательство к соперничеству (Галатам 5:26).

Чтобы укрепить подорванное самоуважение, завистник умаляет достижения своего соперника. Такая реакция может казаться мелочью, но, если человек
её не осознаёт и не пресекает, она может привести к тяжкому греху.

Давайте обратим внимание на два случая из истории, когда люди испытывали зависть.

Живя среди филистимлян, Исаак был благословлен «стадами мелкого и стадами крупного скота и множеством пахотных полей, и Филистимляне стали завидовать ему».

Дело кончилось тем, что они засыпали колодцы, которые вырыл ещё отец Исаака, Авраам, и попросили Исаака уйти с их земли (Бытие 26:1-3, 12-16). Зависть филистимлян была вредной и злой. Они не могли стерпеть того, что рядом с ними кто-то процветает.

Столетиями позже Давид отличился на поле боя. Израильские женщины стали прославлять его подвиги. Они пели: «Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч!»

Хотя женщины прославляли и Саула, но такое сравнение он расценил как унизительное, и в его сердце родилась зависть. Он затаил злобу на Давида и вскоре совершил первую попытку его убить. К каким только злодеяниям не приводит зависть! (1 Царств 18:6-11).

Стало быть, если, равняясь на других, на их достижения и преимущества, мы испытываем что-то близкое к зависти, нужно насторожиться! Бог не одобряет
это вредное чувство. Как же ему сопротивляться? Прежде чем это выяснить, давайте разберемся, что ещё заставляет нас сравнивать себя с другими.

Самооценка и удовлетворенность

«Умный ли я? обаятельный? образованный? спортивный? авторитетный? приятный? И до какой степени?» Стоя перед зеркалом, мы редко задаём подобные вопросы.

Но всё же одна писательница говорит, что «такие вопросы мы себе задаём подсознательно и находим более или менее удовлетворительные ответы».

Человек, который не знает, на что способен, может думать об этом без всякого соперничества и зависти. Просто он так себя оценивает. Это не обязательно плохо. Но при этом лучше не сравнивать себя с другими.

У нас разные способности, и это естественно. Всегда будут люди, которые, кажется, лучше нас. Поэтому, вместо того чтобы с досадой смотреть на других,
нужно оценивать, насколько мы соответствуем Божьим праведным нормам, которые являются надёжным ориентиром в том, что хорошо и что плохо.

Иегове Богу интересно, что представляет собой каждый из нас в отдельности. Ему нет нужды с кем-то нас сравнивать. Апостол Павел советует нам: «Но
каждый пусть покажет своё собственное дело, и тогда у него будет повод радоваться глядя только на себя, не сравнивая себя с другим» (Галатам 6:4).

Борись с завистью

Раз мы все несовершенны, то могут потребоваться постоянные и упорные усилия, чтобы сопротивляться зависти.

В Священном Писании говорится: «Честь оказывайте друг другу первыми».

Это легко сказать, но не легко сделать. Апостол Павел, который признавал свои грешные склонности, говорил, что ему приходится «бичевать тело свое и
порабощать его» , чтобы бороться с ними (Римлянам 12:10; 1 Коринфянам 9:27).

Мы, возможно, боремся с желанием соперничать. Чтобы развивать положительный настрой, . Нужно просить Иегову помочь нам «не думать о себе более, чем необходимо думать» (Римлянам 12:3).

Помогает также изучение Библии и размышление.Тогда все будут жить в мире, у всех будет крепкое здоровье и вдоволь еды, у всех будут удобные дома и замечательная работа (Псалом 45:9, 10; 71:7, 8, 16; Исаия 65:21-23).

Будет ли у нас тогда желание соперничать? Едва ли. Просто не будет повода. Хотя Иегова Бог не сообщил во всех подробностях, какой тогда будет жизнь,
у нас есть все основания полагать, что каждый человек сможет достичь целей, к которым влечёт его сердце.

Кто-то любит звёзды, кто-то изящные поделки. Зачем же нам друг другу завидовать? Всё, что сделают наши ближние, будет нас вдохновлять, а не
раздражать. Чёрная зависть станет делом прошлого.

Если мы ждём этого времени, о котором обещает Библия, не нужно ли тогда уже сейчас развивать в себе правильный настрой? Если не будет духа соперничества в Божьем новом мире, то самое разумное - избегать его уже сегодня.

Так можно ли вообще сравнивать себя с другими? Бывает ли это иногда оправданным?

Полезные сравнения

Чаще всего сравнение приводит к горькому унынию, но не всегда. Обрати внимание на пожелание апостола Павла, чтобы мы «подражали тем, кто верой и терпением наследует обещания» (Евреям 6:12).

Равняясь на древних верных служителей Иеговы Бога, мы сможем развить в себе прекрасные душевные качества. Конечно, без сравнений здесь не обойтись. Но оно поможет нам увидеть области, в которых ещё нужно улучшиться.

Взять Ионафана. В каком-то смысле у него были причины завидовать. Как старший сын израильского царя Саула, Ионафан сам имел перспективу стать
царём. Однако Иегова Бог выбрал Давида, который был на 30 лет его моложе.

Вместо того чтобы затаить недовольство, Ионафан одарил Давида своей
бескорыстной дружбой и поддержкой. Ионафан был поистине духовным человеком (1 Царств 19:1-4).

В отличие от своего отца, который рассматривал Давида как соперника, Ионафан видел руку Иеговы Бога и подчинялся его воле. Он не сравнивал себя с Давидом, и не говорил: «Почему Давид, а не я?»

«Любовь есть зависти великий враг,- сказал социолог Франческо Альберони.- Если мы кого-то любим, то хотим ему добра, и счастливы, когда счастлив и успешен он».

Если мы чувствуем, что тот, кем мы восхищаемся, в чём-то нас превосходит, и пытаемся чернить или критиковать его, то велика вероятность, что мы ему завидуем.

Никто из несовершенных людей не может подавать совершенный пример. Поэтому Писание говорит: «Подражайте Богу как дети возлюбленные».

«Христос пострадал за вас, оставив вам пример, чтобы вы в точности следовали по его стопам» (Эфесянам 5:1, 2; 1 Петра 2:21).

Иегова Бог и его подают пример любви, теплоты, сочувствия и смирения. Вот чему нам надо подражать.

Нужно находить время, чтобы сравнивать свои личные качества, цели и образ действия с качествами, целями и образом действия Иеговы Бога и его Сына.

Сегодня мы с вами освоим психологическую технику борьбы с приступами зависти, технику, разработанную на базе НЛП.

Но, для начала, я введу вас в нужное для этого ресурсное состояние. Я перескажу вам сцену из замечательного (моего любимого) советского фильма «Безымянная звезда». Это – дуэт Михаила Казакова и Анастасии Вертинской, который они гениально разыгрывают на фоне условной «Румынии перед Первой Мировой Войной».

В фильме есть одна примечательная сцена. В доме провинциального учителя астрономии случайно встречаются две Женщины.

Одной из них – около тридцати. Она носит столичное платье, стоимостью в годовой бюджет Австро-Венгерской империи. Она пахнет парижскими духами.

Второй Женщине – всего 16. Она носит ужасный школьный фартук и мятый коричневый бант. У неё худые конечности и вихры в косе. Её зовут – Земфиреску. Только фамилия, как в классном журнале... От неё пахнет Юностью и всеми надеждами, которые готов подарить юному существу этот мир.

Гимназистка Земфиреску и столичная содержанка Мона, Моника (Анастасия Вертинская) знакомятся в гостиной учителя астрономии и почти сразу, после минутной театральной паузы, начинают восторженно оглаживать друг друга в приступе почти гомоэротической страсти... Но мы-то знаем цену этим восторгам...

«Какие прекрасные!» - шепчет, плача, Земфиреску, сминая в пальцах парижские кружева модного платья взрослой дамы.

«Какие прекрасные!» - шепчет, рыдая, гламурная дива, разглаживая школьные банты в косах провинциалочки, её учебники и тетрадки, связанные ремешком...

Одну Женщину прельщает запах духов и бензина от красного авто. Другую Женщину в этот же самый момент прельщает – запах тетрадок, чернил и туалетного мыла «ежевика».

Зависть и как с ней справиться методом НЛП

Давайте воспользуемся техникой НЛП и зафиксируем у себя в памяти эту сцену из фильма как образцовую. (Ресурсное состояние). Чтобы потом возвращаться к ней и черпать оттуда:

    правильный паттерн для правильной реакции,

    вдохновение для весёлой импровизации вместо привычного «негатива».

Ситуация, в которой мы можем быть спровоцированы на острый приступ зависти, возникает всегда очень просто.

Мы встречаем человека, в котором вдруг видим всё то прекрасное (в полном комплекте), чего нет у нас, а нам так бы это всё хотелось иметь.

Для того, чтобы быть выше этой «Ловушки зависти», надо взмыть в небо и посмотреть на ситуацию с высоты птичьего полёта. Выйти из роли «себя» и войти в роль Режиссёра кино.

Проще говоря: посмотреть на ситуацию с точки зрения Зрителя Сверху или Наблюдателя-Со-Стороны...

Именно в такой (выгодной) позиции пребываем и мы с вами, когда наблюдаем за столкновением двух фрустрированных друг другом героинь кинокартины «Безымянная Звезда».

Мы видим героиню Вертинской, которая фрустрирована до обиды юностью и свежестью девочки Земфиреску.

Мы видим гимназистку Земфиреску, которая фрустрирована до обиды дорогим гардеробом красивой дамы.

Обе они видят только друг друга, но не видят – каждая себя. Мы же видим их обеих – вместе, сразу и одновременно. Мы видим все их достоинства.

Поэтому нам - смешно. Нам смешно, потому что мы знаем – равно прекрасны они обе, равно мучаются - они обе, и они - и та, и другая, не видят этой ситуации так, как видим её мы.

Что мешает нам в ситуации, когда мы сами вдруг окажемся в роли одной из этих героинь, быстренько «выйти из роли» и стать на мостик кинорежиссёра? Ничто.

Внимание, как победить зависть

Судьба поймала вас в ловушку и в очередной раз пытается спровоцировать на негативные эмоции и увидеть вашу растоптанную самооценку.

Судьба подсунула вам человека, который вызвал у вас острый припадок зависти, человека, который вас фрустрировал до депрессии...

Итак, вы – Земфиреску... Сейчас вы начнёте, глотая слёзы, прикасаться (мысленно) пальчиками к чужим кружевам и шептать: «Как они прекрасны!..»

Подождите.

Вы – не Земфиреску. Вы – режиссёр этого фильма. Вы читали сценарий. И вы точно знаете, что в тот же самый момент красавица Мона, вышедшая из красного авто, глотает слёзы обиды, разглядывая косы 16-летней «твигги», не подозревающей о том, как она хороша в своих нелепых гимназических нарядах.

Вам нужно увидеть в себе то, что видит в этот момент в вас - эта красавица Мона, но почему-то не видите в себе вы сами!

Вместо того, чтобы вперить взор в чужие кружева и шёлк, купленный в Париже, разверните ваши глаза на 180 градусов и вперьте взгляд в самоё себя: в свои длинные косы, в нежную кожу и обаятельную улыбку как у Одри Хёпберн.

Представьте – чему такому в этот же самый момент, смотря на вас, думая о вас, вспоминая о вас, может с той же силой позавидовать вот эта дама?

Чего ей не хватает из того, что существует в избытке у вас ?

Представьте себе, как она убивается, (с той же силой!) страдая от зависти - к вам, да-да, к вам, напевая про себя со стоном: «Ах, какие красивые!..»

У вас обязательно получится быть когда-нибудь режиссёром такого НЛП-кино. У вас обязательно получится когда-нибудь воображать себе то, что – хорошего и лестного думают о вас другие люди, смотря на вас и, чёрт побери, завидуя вам.

Когда-нибудь. Когда-нибудь.

На самом деле, это - не так сложно...

Елена Назаренко , Яковлева Наталья
психологи центра "1000 идей"

Последние материалы сайта