История семейских забайкалья. Забайкальские старообрядцы. Староверы в истории России - феномен поразительный

28.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Семейские - старообрядцы, высланные правительством Российской империи в Забайкалье в XVIII веке при разделе Речи Посполитой. Семейские были переселены в Забайкалье из Ветки, ныне города Гомельской области Белоруссии, во времена раскола находившегося на территории Речи Посполитой у границ России. Первый разгром Ветки произошёл в 1735 году - 40 000 человек были переселены в Восточную Сибирь и Забайкалье. Эти события получили название «Первого выгона». В 1765 году произошло второе выселение, а позднее и третье. Последняя партия старообрядцев была доставлена в Забайкалье в 1795 году.

В 1750-е годы произошло ухудшение отношений России с Цинской империей. В 1752 году появился проект организации снабжения Камчатки и Охотска по реке Амур. 28 декабря 1753 года Сенат создал «Секретную Нерчинскую экспедицию». Экспедиция должна была подготовить сплав по Амуру. Сбежавший из Нерчинских заводов каторжник сообщил китайским властям, что русские готовятся захватить Амур. Обстановка на границе резко обострилась. Селенгинский комендант Варфоломей Якоби в 1757 году составил проект организации защиты восточных границ России. Планом было предусмотрено увеличение численности войск на границе до 35 тысяч человек. В 1764 году в Тобольске начали формироваться два ландмилицейских полка из «польских выведенцев». Сформированные роты отправляли в Забайкалье. Негодных для военной службы (и старше 40 лет) отправляли в Селенгинский и Нерчинский уезды для обеспечения полков продовольствием.

С 1735 г. начались, так называемые «выгонки» старообрядцев из-за рубежа.
«В лето 7 243 (1 735) по именному повелению императрицы Анны Иоановны, господин полковник Ияков Григорьевич Сытин, взем с собою 5 полков войска, и окружив отовсюду Ветку, и сущая места окрест ея, и обрете обоего полу до четыредесяти тысящь. Обозрев же скиты и монастыри и пустыни и сотвори горестное и плачевное переселение обитавшим тамо».
В дальнейшем, по указу императрицы Екатерины II «ко всем находившимся тогда за польскою границею» последовало требование — вернуть всех беглых в Отечество. Вместе с тем в своем указе императрица «улещала» польских старообрядцев своими милостями о всепрощении, о предоставлении права не брить бороду, об освобождении от ношения немецкого платья и «прочая льготы обещавая». Но столь «сладостные речи» не усыпили бдительности беглецов. Тогда императрица применила силу. По ее повелению- «генерал майор Маслов, взем два полка войска, вступив в Польшу, и внезапу окружи Ветку, подобно Сытину, и обрете в ней до двадесяти тысящ жителей обоего пола и через два месяца всех выела в Россию, большею частию в Сибирь на поселение».

Часть предков забайкальских старообрядцев (так называемая Селенгинская группа) была выведена из пределов Польши во время второй «выгонки», осуществленной в 1764 г. под руководством того же генерал-майора Маслова Путь некоторых групп старообрядцев, которые шли этапом в глубь Сибири в страну «мунгалов» в целом отслежен, однако существуют и некоторые спорные моменты. Но фактом остается то, что, прибыв на места поселения в Забайкалье, старообрядцы обустроились очень быстро — за 3-4 года. С Ветки их вывели насильно. Продать свое имущество там они не имели возможности. Поэтому то, что сумели унести с собой в руках — это и было все их «богатство». Шли и ехали подолгу на подводах, за счет государства Но придя на жительство, совершили буквально чудо. Симон Паллас, известный историк, путешествовавший в начале 70-х гг. XVIII в. в Забайкалье, в своих записках утверждал, что «тюльские колонисты», которые только недавно были переселены из европейской России, уже имели дома и надворные постройки.

Переняв на себя культуру России, Украины, Белоруссии, Польши, сохранили очень яркие наряды. На Алтае «поляки», считались- сверх «легкомысленными» за пеструю одёжу у ранее заселившихся «чалдонов» и «каменщиков»(староверы мигрирующие по своей воле).

Переселённые старообрядцы получили от местных жителей название семейские, ввиду их прихода большими семьями с имуществом, в отличие от одиноких каторжников.

Для водворения за Байкалом «польских посельшиков» и устройства их быта в Селенгинске было создано в 1766 году особое учреждение «Хлебопашеств и поселения Контора», во главе которой был поставлен плац-майор Селенгинского гарнизона Налабордин. Высшее руководство делом устройства переселенцев лежало на Селенгинском коменданте - генерале Якоби.

Семейские расселились крупными группами, образовав сёла и деревни на территории нынешних Бичурского, Мухоршибирского, Тарбагатайского и частично Хоринского, Заиграевского, Селенгинского, Кижингинского районов Республики Бурятия, а также Красночикойского района Забайкальского края.

Семья крестьян-семейных. Селение Дешулан.

Во времена царствования Алексея Михайловича в результате церковной реформы () произошёл раскол на два лагеря. Раскольники-староверы отказались принять нововведения патриарха Никона и продолжали придерживаться старых обрядов и прежних церковных книг. После начала гонений старообрядцы в большинстве своём бежали в Польшу. В Сибири они впервые появились после того, как на российский престол взошла Екатерина II. Императрица предложила им на льготных условиях поселиться в Сибири. Екатерина Великая видела далеко. Развитие горнозаводского промысла в Нерчинском округе требовало обеспечения продовольствием, и колонии старообрядцев идеально подходили для выполнения этой важной задачи. Вскоре после этого началось их массовое переселение. Староверы, конечно же, оправдали все надежды. Дисциплинированные, без вредных привычек, трудолюбивые, привыкнув к суровой природе, они подняли земледелие на очень высокий уровень. В Забайкалье староверов называют семейскими. Из-за того, что они шли в Забайкалье и селились здесь семьями. Значительная часть семейских Забайкалья компактно живёт в пределах Бичурского, Мухоршибирского, Тарбагатайского районов Бурятии. В общей сложности семейское население Забайкалья в настоящее время составляет свыше 100 тысяч человек. За 250 лет проживания на одной земле буряты и староверы многое переняли друг у друга. Буряты получили богатый опыт в хлебопашестве, в строительстве домов, хозяйственных помещений и сенокошении, семейские - в скотоводстве. Несмотря на некоторую обособленность семейских, нередки всё же смешанные браки с местным населением. В 2001 году духовная культура семейских старообрядцев Забайкалья была провозглашена ЮНЕСКО «шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества» - тем самым признана выдающаяся историческая и этнокультурная ценность этого феномена. Семейские в силу своих религиозно- этических и Этнических убеждений сохранили традиции старой Руси


Протопоп Аввакум Глава старообрядчества и идеолог раскола в Русской православной церкви. Аввакум резко выступил против церковной реформы патриарха Никона, за что в 1653 году с семьей был сослан в Тобольск, а затем в Даурию. В 1663 году царь, стремясь примирить популярного в народе Аввакума с официальной церковью, вызвал его в Москву. Но Аввакум не отказался от своих взглядов, продолжал настойчивую борьбу с церковными нововведениями. В челобитной царю он обвинил Никона в ереси. Вдохновенные выступления против Никона привлекли к Аввакуму многочисленных сторонников, в том числе из среды знати (боярыня Ф. П. Морозова). В 1664 году Авакум был сослан в Мезень. В 1666 году вновь вызвали в Москву и на церковном соборе расстригли, предали анафеме и в 1667 году сослали в Пустозерский острог. Во время пятнадцатилетнего пребывания в сыром земляном срубе Аввакум не прекращал борьбы, написал свои главные сочинения: «Книгу бесед», «Книгу толкований», «Житие» (между 1672 и 1675). По царскому указу вместе с ближайшими сподвижниками был сожжен в срубе.


Старообрядство есть последование церковной старине в той области, которая касается не существа веры, а внешней церковной жизни, т. е. всего того, что относится до церковного чина и благоукрашения, а равно и до церковных обычаев. С. весьма часто отожествляется с понятием раскола, между тем как это понятия существенно различные. Хотя старые обряды церкви, как двуперстное сложение для крестного знамения, сугубая аллилуия, посолонное хождение, седмипросфорие, чтение «обрадованная» вместо «благодатная», употребление лестовок и подручников и т. д., и являются достоянием раскола, но существенным признаком его служит противление, нарушение церковного мира и единения из-за вопросов, не входящих в область веры. Русская старообрядческая церковь в Николаевске на Аляске


О внешнем виде. Семейские - народ рослый, здоровый, красивый. Нередки старики и старухи лет. Но молодое поколение уже мельчает. По цвету кожи и волос отметим следующее. Наряду с великорусским светлым типом встречаются и смуглолицые, с большими карими глазами. " Смотри, какие мы чумазые", - заметил мне один старик в Тарбагатае. "Верно, повелось так от хохлов, когда деды наши в Польше жили". Брадобритие, как душегубительный грех, строжайше запрещается. Вернувшиеся с военной службы, епитимией и покаянием обязаны очистить свой грех невольной мерзости брадобрития. Воспрещается подходить к кресту и иконам, пока не изгладятся следы богомерзкого скобления.


О селах, избах, дворах Посещенные мною села расположены в долинах между отрогами гор. Две или три очень длинные улицы, с домами, соединенными один с другим заборами ("заплотами"), протянулись неподалеку от небольшой речонки. Узкие переулочки ("правулки") пересекают их. Таким проулком мимо двора и гумна можно выйти к речке или за село, - к горе, в поле, на выпас. Двор у семейских с различными надворными постройками разделен на две (обычно) или три части. За двором находится гумно, часть которого занимает "ладоно" (ток): тут хлеб молотят машинами или "молотилами". За гумном идет огород. На широких грядках с толстым пластом навоза ("назьму") в четыре ряда сделаны углубления ("лунки"), а в них посажены огурцы, капуста, брюква. Зеленеет на грядках картофель ("бульба"), бутун, чеснок, морковь. Много труда кладут женщины у семейских на свои огороды: по разу или два раза в день поливают огородные гряды. А воду приходиться таскать из-под горы или из колодцев. В некоторых местах, где позволили географические условия, проведены канавы. Избы семейских - высокие деревянные постройки. Если подойти снаружи, чуть рукой достанешь до окошка. Рамы и карнизы во многих избах украшены резьбой и раскрашены. Хорошие дома строят российские плотники. Раньше они заняты были постройкой церквей.... Внутри избы семейского чисто, опрятно. Пол вымыт и слегка посыпан песком, а иногда застлан самотканой материей. В переднем углу прибиты полки, на которых расставлены иконы старого письма и медные восьмиконечные кресты в киотах. Тут же или на угловом столике стоит кадильница, лежат свечи, висят листовки (четки): на столике положены " подручники", употребляемые при земных поклонах. В другом углу большая русская печь, иногда раскрашенная каким-нибудь узором, преимущественно синими или зелеными цветами и петухами. В стороне от печи - палати. Стены чисто вымыты. В некоторых домах по стенам развешаны лубочные картинки. У хороших хозяев на стене красуются "карманы", - длинные вышитые полосы темной материи: часть такой материи образует мешочек, карман. Вдоль стен поставлены лавки. На окошках стоят банки с цветами. В углу приютилась "самопрядка". В богатых домах имеется еще чистая изба- горница, сенями она соединяется с общей избою.



О хозяйственных занятиях. Исключительное занятие семейского - земледелие. В обработке поля он чрезвычайно трудолюбив. Нет ни одной полоски удобной земли, которую он тщательно не приспособил бы для посева, хотя и не всегда получает вознаграждение за свои труды, вследствие неблагоприятных климатических условий. Пашню-пар семейский обязательно троит: двоит редко. "Два раза вспашешь, - два хлеба возьмешь. Три раза вспашешь, - три хлеба возьмешь". Трудолюбие семейских и результаты его были отмечены с самых первых поселений в Забайкалье. В 1772 году Паллас обращает особое внимание на " большой труд и прилежание" и на "чрезвычайный успех" "польских колонистов". В двадцатых годах 19 века село Тарбагатай посетил А.Мартос и в своих "Письмах о Восточной Сибири" (Москва, 1827 год) отмечает у семейских "страсть к землепашеству", " неутомимое прилежание, деятельность". Такие же отзывы о них оставили декабристы, проходившие через старообрядческие села в Петровский завод. " Всё у них соответствовало одно другому: от дома до плуга, от шапки до сапога, от коня до овцы - всё показывало довольство, порядок, трудолюбие". Так отзывался о них декабрист А.Е.Розен. Большое культурное значение семейских для Забайкалья отмечает и официальный отзыв о них: " Особенно важное значение для края имело появление в Забайкалье на жительство раскольников старообрядцев, известных под названием "семейских", поселившихся в Верхнеудинском округе". Так говорится о семейских в " Приложении к Всеподданнейшему Отчету Военному Губернатору Забайкальской Области".


О вере семейских. Нет ни одного села у семейских, в котором старообрядцы были бы одного толка. Большинство принадлежит к поповцам. Поповцы делятся на общинников, зарегистрировавшихся как община по закону 1906 года, и необщинников, которых большинство. Общинников много в селе Никольском. Эти поповцы, руководимые своим умным уставщиком, признали общину и нашли себе батюшку, престарелого старообрядческого священника, беженца из Самарской губернии. Первый раз никольские общинники слышали светлую заутреню. Слезами обливались от радости. Беспоповцы - нескольких толков. Старые беспоповцы и новые, бывшие поповцами: но затем они отказались принимать беглых попов. Имеются темноверцы, самые заскорузлые фанатики. В Куналее мне указали еще и на песочников, употребляющих при крещении песок вместо воды. В каждом селе поповцы и беспоповцы имеют свои молельные дома. В Никольском у поповцев-общинников большая церковь, а у необщинников - часовня.



Отличительной особенностью семейских, главным образом женщин, является яркая красочная одежда. В ней нашло свое выражение стремление наро да к красоте, яркости, сочности и свежести цвета. В костюме семейской женщины нашла отражение красота окружающей русской при роды: багрянец осеннего леса, веселый ситец лугов, золото щедрого солнца и ржаных полей, белизна берез, синева неба.



Наряд семейской женщины в праздничные дни состоял из рубашки с прямыми полами, цветными рукавами, поверх которой надевался яркий цветной, отделанный лентами сарафан на "проймах" (лямках). В будничные дни носили темный одноцветный сарафан, без лент или с лентами, пришитыми в два или три ряда почти у самого низа. Ленты были яркими и обязательно отличались по цвету от сарафана. Для крепости "добрый", т.е. из дорогой материи, сарафан с изнанки подшивался другим материалом. У сарафанов для повседневной носки из изнанки подшивался только подол шириной в 35см. В старину носили косоклинные сарафаны, затем стали носить прямые. Под сарафан надевали рубаху, которая шилась из разноцветной фабричной ткани, пришивалась "станушка" (низ) из грубой материи (иногда домотканой). Поверх сарафана чуть выше талии подвязывался пояс, тканый в старину из шерсти, позже - из шелковых или бумажных ниток,. Пояса были красиво отделаны геометрическими фигурами из разноцветных ниток. Сбоку к поясу привязывался карман, где хранили деньги, носовой платок, наперсток и т.д. Поверх сарафана спереди на шею надевался цветастый "запон" - фартук с грудкой, по подолу украшенный лентами, подвязанный по талии ленточками или шнурками. На шею на гайтане (шнурке или тесемке)вешали медный восьмиконечный крестик и прятали его под одежду. Грудь у женщин, особенно в праздники, была украшена бусами - "янтарями", которые очень ценились. Верхней одеждой служил халат, надевавшийся на накидку, рукава же свисали сзади. Зимой также носили меховые шубки и плисовые бекеши. На службы в церковь надевали длинные халаты. Халат покороче служил для дома. Позже стали носить "курмушки" - подобие жакета с клиньями. Наряд девушек отличался от наряда замужней женщины только отсутствием кичек.



Cемейские -
староверы Забайкалья

В.А. КЕТКОВИЧ
путешественник,
действительный член Русского географического общества

С лета 2002 г. Фонд этногеографических исследований работает над созданием учебного документального видеофильма «Республика Бурятия» в рамках проекта «Географическая видеоэнциклопедия для высшей и средней школы». По ходу работ наша съемочная группа столкнулась с удивительным этнографическим разнообразием. Действительно, на территории в 350 тыс. км 2 существуют буддизм - многочисленные дацаны и сотни тысяч верующих - и традиционный бурятский шаманизм. В республике можно встретить и «заново открытый» этнос оленеводов-сойотов, и веками живущих в Забайкальской тайге тунгусов (эвенков), потомственных охотников и кочевников. Даже среди русского населения здесь нет единообразия - еще со времен заселения этих территорий русские делятся на «старожилов» - сибиряков чьи предки первыми осваивали эти места, на казаков, когда-то охранявших границы Российской империи, и, наконец, на семейских, потомков старообрядцев, сосланных сюда семьями еще во времена правления Екатерины II.

Откуда пришли сибирские староверы

История появления в Забайкалье староверов побуждает нас обратиться ко временам церковного раскола. Во второй половине XVII в. патриарх Никон при содействии царя Алексея Михайловича подверг ревизии церковные книги и обряды, приведя их в соответствие с греческими. Нововведения насаждались в приказном порядке. Церковная и светская власти не потрудились донести до народа истинный смысл преобразований, зато широко применяли силу. По времени никонианские реформы совпали с приходом в Россию немцев и прочих иностранцев, многие русские усмотрели в этих переменах «западничество и сатанинство». Идейную борьбу не желавших подчиняться нововведениям возглавил протопоп Аввакум, личность столь же сильная и неординарная, как и патриарх Никон. Ко времени Вселенского собора 1666/67 г., на котором Никон предал сторонников старых обрядов анафеме, в русском обществе произошел раскол.

Первоначально жизнь старообрядцев на Руси была неимоверно тяжелой. Их объявили вне закона, подвергли гонениям, пытали, сжигали в срубах. Многие бежали на свободные земли - в основном на запад, уходили к казакам или основывали свои собственные «вольные» поселения, где совершали обряды в соответствии со своими обычаями. Особенно много староверов из числа беглых обосновалось на реках Буге, Ветке и Соже, на территориях, тогда принадлежавших Речи Посполитой, а ныне расположенных на границах Украины и Белоруссии. Там староверов охотно принимали польские паны, поскольку новопоселенцы быстро преобразовывали ранее пустующие земли в сельскохозяйственные угодья; староверов освобождали от оброка на первые тридцать лет с момента заселения. К началу XVIII в. на западных границах России существовало много деревень раскольников, где они жили, не завися ни от царя, ни от патриарха, ни от польских воевод. География вынужденного расселения старообрядцев необычайно широка. Даже сейчас их поселения можно встретить по всему миру: в Австралии, в Турции, в Румынии, в Боливии, в США, в Грузии. До массового переселения в Сибирь дело дошло не сразу.

Несмотря на то, что правительство не предпринимало никаких действенных мер для возвращения старообрядцев в пределы России, озабоченность властей уходом русских за рубеж и появлением там общин «вольнодумства», служивших прибежищем для беглых крестьян, росла. Выразителем этой озабоченности стал М.В. Ломоносов, сам близко знакомый со старообрядчеством по детству и юности. В 1761 г. в своей работе «О сохранении и размножении российского народа» он писал: «С пограничных мест уходят люди в чужие государства, а особливо в Польшу, и тем лишается поданных Российская корона... Побеги бывают более от помещичьих отягощений крестьянам и от солдатских наборов... Лучше пограничных с Польшей жителей облегчить податьми и снять солдатские наборы, расположив их по всему государству».
В 1762 г. Екатерина II подписывает специальный указ сената, в котором она приглашает старообрядцев вернуться в Россию: «Всем живущим за границею российским раскольникам объявить, что им позволяется выходить и селиться особливыми слободами не только в Сибири, на Барабинской степи и других порожних и отдаленных местах, но и в Воронежской, Белгородской и Казанской губерниях... Прощаются им все их преступления, разрешается носить бороды и даруется воля в выборе сословия, к какому кто себя отнесет. Определяются также льготы от всех податей и работ сроком на шесть лет».

Несмотря на обещанные льготы, прощения и прочие благодати, свободолюбивые ветковцы и не подумали возвращаться. И в 1764 г., не желая более терпеть их неповиновение и используя политическую слабость раздробленной Польши, Екатерина посылает армию. Генерал-майор Маслов двумя полками окружил Ветку, захватил там около 20 тысяч душ обоего пола и без суда и следствия отправил все население ветковских слобод на поселение в Сибирь.
Переброска большого количества староверов в Сибирь заняла несколько лет. Примерный маршрут вынужденного путешествия выглядит следующим образом: из Польши, где староверов разбили на несколько десятков партий по 200-300 человек, их привели в Калугу. Оттуда водным путем перебросили в Казань по Оке и Волге. Далее часть староверов отправили в Екатеринбург, остальных повели на Соликамск-Верхотурье и в Тобольск. Оттуда они расселялись на Барабе, Алтае и в Забайкалье. В переселении активно участвовали войска: в среднем на каждых четырех староверов приходился один конвоир.

В народной памяти, однако, не сохранились воспоминания о каких-либо притеснениях, происходивших во время переселения - вероятно, несмотря на конвой, процесс переброски проходил постепенно и мирно. В книге профессора Л.Е. Элиасова «Фольклор Семейских» приводится рассказ старовера Осипа Феоктистовича Перелыгина «Как мы поселились в Бичуре».«Старики сказывали мне: семейские сюда пешком шли. Шли они, конешна, долго. Годами. Говорят, в дороге хлеб сеяли. Где дадут им землю, они хлеб посеют, снимут урожай и с хлебом идут дальше. А без хлеба-то далеко не уйдешь. Скота у них не было, но лошади были. Пришли они к пади Хурут, таборы раскинули. Отаборились, пошли на гору и с горы видят небольшой поселок, тот поселок, где сейчас Старая Бичура. Спустились с горы, но в село не зашли, боялись здешних поселенцев (старожилов-сибиряков. - В.К .). А кругом здесь был лес густой. Вернулись они к табору обратно и рассказали всем о поселке и о реке. Решили они туда переехать.

Послали три человека в этот поселок. Поселенцы согласились, чтобы пришлые в их деревне поселились. Эти трое рассказали всем, что посельчане не возражают о переезде в их деревню. Снялись с табора все и давай переезжать в деревню. Стали строиться помаленьку. Кто землянки, кто шалаш, кто балаган, времянки строили. Стали у них родиться дети. Тогда стали селиться на берегу реки Бичуры. А по берегам реки жили буряты. Семейские стали заниматься хлебопашеством, земли были хорошие, свежие. Стали они лес выкорчевывать, сжигать его здесь же. Хлеб был основным харчем. Землю пахали деревянными плугами. Соха была без колес. Так и живем мы здесь».
Надо отдать должное Екатерине II, разглядевшей в старообрядцах силу, способную преобразовать огромные земельные пространства плохо освоенного тогда Забайкалья. Во второй половине XVIII в. в тех краях появляются медеплавильные, сереброплавильные и железоделательные заводы, развивается золотодобыча. Все эти заводы требовали множества рабочих, которых нужно было чем-то кормить. Между тем местное население занималось традиционными видами хозяйствования, буряты - скотоводством, а тунгусы охотой. Казаки и старожилы хлеба производили мало, в основном для собственных нужд.

Мука была привозная и стоила дорого. С поселением в Забайкалье старообрядцев, исконных земледельцев, отличных тружеников, ведущих к тому же трезвый образ жизни, в районе происходит настоящее экономическое чудо. Дело в том, что селили их на землях, считавшихся негодными или трудными для обработки. Но уже через тридцать-сорок лет деревни староверов преобразили окрестные пейзажи. Всюду, даже на горных склонах, раскинулись пашни, и переселенцы смогли не только прокормить себя, но и сравнительно дешево продавали излишки муки. В 1808 г. иркутский губернатор Трескин писал: «Пример редкого трудолюбия, прилежания к хлебопашеству подают поселенные в Верхнеудинском уезде старообрядцы (Верхнеудинск - прежнее название г. Улан-Удэ. - В.К. ). Они поселены лет за сорок на местах песчаных и каменистых, где даже не предвиделось возможности к земледелию, но неусыпное трудолюбие их и согласие сделало, так сказать, и камень плодородным. Ныне у них лучшие пашни и их хлебопашество составляет им не токмо изобильное содержание, но есть главнейшая опора Верхнеудинского и Нерчинского уездов. Начальство долгом считает обвестить по всей губернии редкое прилежание, трудолюбие и общеполезность крестьян-старообрядцев Верхнеудинского уезда - Мухоршибирской, Куналейской и Урлуцкой волостей и изъявить им за то совершенную свою признательность».
В поэтической форме историю переселения старообрядцев и закрепления их на новых землях за Байкалом описывает Н.А. Некрасов в поэме «Дедушка»:

В начале XIX в. формируется этноним «семейские». Если первоначально переселенных староверов именовали «поляки» или «польские выселенцы», о чем свидетельствует академик П.С. Паллас, посетивший Забайкалье в 1772 г., то уже в 1824 г. писатель А. Мартос называет их «семейными» или «семейскими».

Дедушка демонстрирует
конскую упряжь

Такое же название было зафиксировано декабристом А.Е. Розеном в 1830 г. Неизвестно, является слово «семейские» самоназванием или так величали переселенцев старожилы, в деревнях которых поселились «поляки». Однако название это, очевидно, связано с тем, что старообрядцы пришли в Забайкалье семьями, в отличие от первых поселенцев, жили семьями и семейный образ жизни всячески культивировали. Известно, что семейские разводились редко, в браке, как правило, были счастливы и рожали помногу детей.
Так к началу XIX в. в Забайкалье сформировалась этническая группа русских крестьян-старообрядцев, которые самым решительным образом влияли на экономику края, в некоторых местах составляли большинство населения, называли себя «семейскими» и имели собственную культуру.

Быт семейских

Во время работ в Бичуре в августе 2002 и феврале 2003 г. я останавливался у учителя географии бичурской средней школы № 1 Александра Сидоровича Утенкова. Сам коренной бичурец и потомок семейских, Александр Сидорович обладает многими талантами. У него добротное крестьянское хозяйство, на участке есть и банька, и множество хозяйственных построек. На скотном дворе две коровы, несколько свиней, пара коз, гуси, дюжина индюков и две собаки. Есть на дворе и теплый зимний курятник, часть которого оборудована под инкубатор. Александр Сидорович ведет хозяйство, преподает в школе, руководит детским ансамблем «Васильки», который регулярно выезжает на фольклорные фестивали разных уровней, становясь при этом лауреатом и получая дипломы. Ансамбль этот возрождает песенный фольклор семейских, основа его репертуара - старинные семейские песни, частушки, наигрыши, игры и сценки из жизни семейских. Музыкант-самоучка, Утенков сам играет на гармони, обучает этому детей и на досуге пишет песни, которые с удовольствием поют во многих семейских деревнях. Вот пример песенного творчества Александра Сидоровича.

(Заган, или Обо - священное, культовое место поклонения духам. - В.К.)

Как-то летом мы поднялись на один из холмов, которыми окружена Бичура, чтобы снять вид на улицу Коммунистическую - 13 км в длину, она вошла в Книгу рекордов Гиннеса как самая длинная сельская улица на нашей планете, - и встретили там веселую компанию селян и их гостей, приехавших из Новосибирска. Узнав, что Александр является автором песни «Бичура», новосибирцы долго трясли ему руку и уверяли, что песню эту они с удовольствием поют под гармонь на своих вечеринках в Академгородке.
Без песен невозможно представить себе жизнь семейского села. Пели всегда - и раньше, несмотря на запреты уставщиков и духовщиков, поют и сейчас.
Об уникальности и значимости семейской хоровой музыки свидетельствует тот факт, что в 2001 г. в Париже ЮНЕСКО включила культуру семейских Забайкалья в список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества наряду с 18 другими культурами из различных регионов мира.
Подлинные мастера семейской песни, основные хранители ее - конечно, бичурские бабушки, участницы хоров «Судьбинушка» и «Воскресение». Раньше в семейских хорах пели и мужчины, но вследствие меньшей продолжительности жизни мужской половины населения они безвременно покинули своих жен, и хоры превратились в чисто женские, по крайней мере, в Бичуре. Уж и красивы же семейские бабули! Бравые , как скажут они сами, - и яркие разноцветные сарафаны, и кички - особые головные уборы, и бусы из тяжелых, крупных янтарей - все это дополняется красивейшим многоголосьем хора. Нигде больше не поют так, как в забайкальских семейских селах, ведь многие песни сохранились еще с «польских», допетровских времен, им более 300 лет!
И действительно, очень велик репертуар коллективов «Кручинушка» и «Воскресение», красивы, бравы песни - есть и медленные, задушевные, и шуточные, озорные. Есть исторические («Жили мы у пана») и свадебные («По садочку я гуляла»), колыбельные и сиротские, солдатские и казачьи, любовные и лирические, песни гражданской и Великой Отечественной войн.
Охотно поют бабушки и частушки, например такие:

Или о Бичуре:

Улицы в Бичуре действительно длинные. А дома, что стоят по обеим сторонам улиц, - в основном разноцветные, нарядные. Нигде раньше не доводилось мне видеть столь живописно раскрашенных домов. Удивило, что некоторые дома свежепокрашены.

«Это еще что, - сказала Матрена Андроновна Борисова, участница хора “Воскресение”, - вот вы бы лет десять назад приехали, - все дома сплошь бравые, свежевыкрашенные были.
А сейчас-то у народа денег на краску нету». Из беседы выяснил, что раньше семейские раз в год дома обязательно красили, а перед праздниками мыли - причем не только внутри, но и снаружи. Видимо, в этом проявлялось внутреннее стремление семейских к красоте, чистоте и порядку.
Что же касается особой религиозности семейских, их приверженности заповеди «жить так, как наши деды жили», отрицательному отношению к алкоголю и табаку - двадцатый век, конечно, внес свои коррективы, да и раньше ситуация была вовсе не однозначной.
Много интересной информации я получил из разговора с Нелли Дмитриевной Коробенковой, заслуженной учительницей Республики Бурятия и бессменным руководителем краеведческого музея бичурской средней школы. По мнению Нелли Дмитриевны, семейские давно начали ослушиваться своих духовных лидеров, деревенских уставщиков и духовников. Ведь именно уставщики считали учение страшным грехом, говорили: «Научился сеять - пахать не будешь», единственной грамотой, подобно Аввакуму, почитали церковную, никаких книг, кроме дониконианских церковных, не признавали. Песни и пляски они считали «потешанием беса», сказки называли «ересью». А сопротивление проходившей в начале ХХ в. вакцинации от оспы оказывали прямо-таки фанатическое, доходило до того, что они требовали от односельчан отсасывать прививку через соломенную трубочку, называли место прививки «антихристовой печатью». В своих медицинских «воззрениях» уставщики опирались на мысли типа «Бог дал - Бог взял», даже оспу называли «госпочкой», считая, что, если человек истово молится и не грешит, она его и не затронет, а уж если затронула - значит, так Богу угодно. Медицину в целом они проклинали, считая, что все лекарства «от немцев» идут и русскому человеку применять их негоже.

Конечно, косность и заскорузлость таких воззрений были очевидны многим семейским, которые давно жили бок о бок с сибиряками, да и сами обладали критическим умом, любознательностью и свободомыслием.
Вместе с тем при первой попытке открыть в Бичуре школу в 1895 г., рассказала Нелли Дмитриевна, мнение уставщиков, очевидно, возобладало, поскольку приехавшего из Верхнеудинска учителя бичуряне связали и засунули в кладовку. По истечении суток незадачливого педагога в связанном виде погрузили на телегу и отправили обратно в город.
Пить же спиртное и курить табак семейские научились довольно давно, еще с тех пор, как их в качестве рабочей силы активно использовали сибирские промышленники. Проводя лето в артелях с рабочими, семейские не только расширяли свой кругозор во время вечерних посиделок у костра, но и поднимали чарку-другую. Возвращаясь на зиму в родные села, они приносили с собой традицию употребления алкоголя и курения табака, но, впрочем, до революции почти не отмечались случаи злоупотребления. В среде семейских до сих пор бытуют пословицы, отражающие их отношение к винопитию: «С вином поводишься - нагишом находишься», «Первую рюмку ты берешь, а вторая тебя хватает» и тому подобные.
Конечно, за трезвость ратовали уставщики, видя в винопитии грех, но сами староверы спокойно относились к этим запретам и охотно угощались по праздникам вином. «Всегда баловались», - с улыбкой сказала Нелли Дмитриевна о своих земляках.
Последнего уставщика в Бичуре звали Аника, дожил он до самой перестройки. Удивительны имена семейских, многие из которых так же, как и песни, дошли до нас из далеких допетровских времен. Так, известного исследователя старообрядчества, происходящего из среды забайкальских семейских, зовут Фирс Федосович Болонев. А в Бичуре и поныне здравствуют пенсионеры Феоктист Филимонович Гаврилов и Феофан Спиридонович Пестерев. Можно встретить в семейских селах и Мамонта, и Логантия, и Фокея, и Луку.

Думается, нигде больше на территории современной России не встретишь такого разнообразия старинных, забытых имен .
На протяжении ХХ в. наблюдался отход от традиций. В основном это коснулось религии - в советское время распространился атеизм. Хотя до сих пор практически во всех домах, куда заходила наша съемочная группа, в красном углу нам встречались старинные иконы. Думается, разрыв с религией во многом был внешним - ведь сохранились же в домах иконы, старинные кресты, старообрядческие четки-лестовки.
Сейчас в семейском селе Бичуре возрождается традиционная, древлеправославная вера. Огромная роль в этом принадлежит Татьяне Фокеевне Ивановой, бабе Тане, как зовут ее в деревне.
В 1986 г., когда в Бичуре не было ни одной церкви, баба Таня отдала свой земельный участок рядом с домом под строительство храма. Несколько лет ушло на бумажную волокиту и поиск денежных средств, с 1991 г. начали строить. Строили уроженцы деревни, в свободное от работы и хозяйства время. Пять-шесть лет ушло на постройку - и вот наконец открылся храм, приехал священник. Но, как рассказала баба Таня, оказался он никонианцем - привез свечи парафиновые (вместо старообрядческих восковых), иконы никонианские. Такой поворот событий не входил в планы Татьяны Фокеевны, и она развернула борьбу за традиционную конфессию. В 2000 г. при поддержке прессы и бичурской общественности убрали «неправильного» священника, заменили «настоящим», старообрядческим. Нынешний глава прихода - отец Георгий - всем хорош, вот только баба Таня говорит, «учиться ему надо». Это признает и сам батюшка, который пока по сану не может исповедовать и крестить прихожан. Отец Георгий мечтает «грамоте церковной подучиться», думает даже съездить в Древлеправославную архиепископию, в город Новозыбков Брянской области. Но это все дела решаемые, главное уже свершилось - после семидесятилетнего перерыва вновь появился в Бичуре старообрядческий храм, проводятся службы, а с прошлого года даже звонят колокола. Под Троицу 2002 г. колокола, специально отлитые на Урале, передали в дар церкви уроженцы Бичуры, занятые в современной промышленности, - директор производственного объединения «Наран», известного на всю Бурятию, Виктор Леонович Савельев и генеральный директор Улан-Удэнского авиазавода, мощнейшего стратегического предприятия России, Леонид Яковлевич Белых. По праву гордятся бичуряне своими земляками - семейскими, ставшими большими начальниками, людьми уважаемыми и авторитетными.
Многое в культуре семейских сохраняется, передается от старшего поколения младшему. Это и народные промыслы, и народные костюмы, и, конечно, песни. И даже несмотря на то, что традиционные костюмы, которые шьет под руководством старших молодежь, имеют сейчас чисто сценическое назначение. Так, некоторые девочки - участницы ансамбля «Васильки» поверх сарафанов носят старинные янтарные бусы, доставшиеся им от бабушек.

Да и сами бабули во время выступления хоров обязательно наденут янтари. Бусы эти массивны, сделаны из круглых, грубо обработанных кусков янтаря, а центральный, самый крупный янтарь оправлен в серебро; их семейские покупали на протяжении XIX в. в городе Кяхте, крупном тогда купеческом центре на торговых путях, соединявших Китай и Монголию с Россией и Западной Европой. Интересно, что помимо эстетического назначения бусы использовались в народной семейской медицине при лечении зоба. Бусинку толкли в порошок и употребляли в пищу с едой. Не уверен, имеет ли этот рецепт медицинскую силу, но возможно, ведь в морском янтаре содержится йод - вещество, которого были лишены староверы в повседневной пище и которое действительно помогает при заболеваниях щитовидной железы.
Во многих домах, которые мы навещали, сохранились старинные станки - «санапрялки», как называют их семейские, или самопрядки - в традиционном русском звучании. Это простейший прядильный станок, в котором при помощи колеса и несложного деревянного механизма овечью шерсть превращают в прочную теплую пряжу. Станки эти до сих пор находятся в рабочем состоянии, несмотря на очень почтенный возраст. Удивило, как ярко они расписаны, - глядя на семейскую санапрялку, ловишь себя на мысли, что разглядываешь экспонат музея. Кстати, многие бичуряне передали свои станки в местные и региональные краеведческие и этнографические музеи. Нам довелось увидеть санапрялку в действии - бабушка Матрена Андроновна Борисова, участница семейского хора «Воскресение», достала из чулана свой станок - и под ее умелыми руками шерсть на наших глазах превратилась в нить. Во дворе Матрены Андроновны я увидел большую деревянную колоду - часть ствола дерева метра три длиной и примерно 80 сантиметров в диаметре. Оказалось, это заготовка для последнего пристанища, гроба. По семейской традиции пожилые люди держат такие невеселые заготовки прямо рядом с домом - как тут не вспомнить слова Л.Н. Толстого о том, что зря прожит день, если ты в течение его ни разу не задумался о смерти. Впрочем, несмотря на колоду во дворе, Матрена Андроновна не унывает, ведь по христианской традиции физическая смерть - не уход в небытие, а всего лишь переход к вечной жизни. Пока же здесь, на земле, у бабушки Матрены много забот - и семейский хор, и хозяйство, и пряжа. Есть у нее даже хобби - на досуге она изготовляет и вышивает семейские одежды для кукол, которых потом одевает, украшает бусами и ставит у окошка - прохожим на радость.
Интересно, что «санапрялка» - станок немецкого образца, секретом изготовления которого староверы овладели еще в Польше, в свое время он был самым «продвинутым» прядильным станком на всей территории России. Это говорит о том, что старообрядцы никогда не были замкнутыми и зашоренными людьми - напротив, они всегда охотно перенимали новшества у своих соседей.

У бабушки Агафьи Михайловны Ткачевой мы познакомились еще с одним станком - ткацким. При его помощи бичуряне и жители других семейских сел до сих пор выплетают особые узорчатые ленты-пояса. Как и многие другие семейские вещи, ленты эти являются одновременно и предметом одежды, и произведением искусства. Процесс производства такой ленты на станке мы и наблюдали в доме у Агафьи Михайловны, причем бабушка обучала ткацкому ремеслу свою внучку.
Выступление семейского хора «Воскресение» мы снимали на участке Поликарпа Ермолаевича Судомойкина. Жена его Евдокия поет, сам же Поликарп рисует. Он художник-самоучка, рисует картины в основном зимой, когда есть свободное время. Работы свои Поликарп Ермолаевич выставляет в двух комнатах - в одной находятся иконы, религиозные сюжеты - Троица, Дева Мария, лики святых. В другой же комнате представлены работы в стиле «Ню» - обнаженные женщины рубенсовского типа изображены на лоне природы, у реки или на тучных полях. Так в творчестве художника бесконфликтно разрешаются вопросы сосуществования духа и плоти. Конечно, увидели бы эти смежные комнаты в прежние времена уставщики, предали бы они Поликарпа Ермолаевича анафеме и изгнали бы из села, но времена изменились, и у художника теперь есть свобода самовыражения. Помимо картин Поликарп Ермолаевич создает скульптуры из корней, коряг, древесных наростов. Поразила меня одна скульптура, где на бюсте А.С. Пушкина можно с разных ракурсов разглядеть различные сюжеты его знаменитых сказок. Есть там и белочка с орехом, и дядька Черномор с богатырями, и Руслан с Людмилой, и даже Русалка и Кот на цепи. Уверен, что картины и скульптуры этого народного мастера еще ждут своего часа и появятся в музеях Бурятии и России.

Хозяйство

Основа экономики края - по-прежнему сельское хозяйство. Есть тому и исторические предпосылки, ведь семейские - прирожденные крестьяне, и современные, объективные - земля по сию пору остается главным богатством края. Сейчас в Бичурском районе существует 20 крупных сельхозпредприятий, 375 крестьянских фермерских хозяйств и 10 тыс. домашних подворий. Именно на развитие домашних подворий, увеличение их товарности направлены усилия местной администрации. По данным на 2002 г., именно подворья давали благодаря реализации излишков больше половины сельскохозяйственной продукции района. У крупных и средних сельскохозяйственных предприятий есть проблемы, связанные с засухами последних лет, с реформированием экономики, с несоответствием цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, с общим упадком экономики в России. Сказывается и территориальная удаленность района. Поэтому часть бывших колхозов разорилась, на полях стоит брошенная сельхозтехника, в деревнях есть безработные.

Промышленность района опирается на лесопереработку (постепенно увеличиваются объемы лесозаготовок, с 60 тыс. кубометров древесины в 2000 г. до предполагаемых 150-200 тыс. в 2005 г.) и угледобычу в Окино-Ключевском бассейне (в 2000 г. было добыто 22 тыс. т бурого угля, планируется увеличение добычи до 25-30 тыс. т и расширение поставок за пределы района).
В Бичуре существует швейная фабрика «Наран». История этого предприятия удивительна. Основано оно было в 1943 г. как сахарный завод, который был эвакуирован с Украины и действовал по 1968 г., производя большие сахарные головы, известные молодому поколению только по литературе. Подорвала деятельность завода победившая на Кубе революция, после которой в СССР сократились потребности в производстве свекловичного сахара. И завод перепрофилировали на швейное производство. Фабрика шила себе понемногу до перестройки, когда новый удар настиг ее. На этот раз проблемой стали разрыв хозяйственных связей и изобилие дешевого импорта из Китая. Но сейчас трудные времена уже позади. Фабрика вошла в холдинг «Наран» и с 1997 г. выпускает изделия из ваты: матрасы, одеяла, телогрейки, подушки. Возрождается постепенно и пошив белья, причем сейчас охотно покупают продукцию фабрики, убедившись за последние годы, что китайские товары хуже.
При швейной фабрике существует и лесопилка. Пилорамы есть и в других деревнях района.
В Бичуре также существует и маслобойный завод, а в 2001 г. построен и введен в эксплуатацию цех по переработке овощей «Нива». Используя технологию инфракрасной сушки, здесь перерабатывают картофель, морковь и свеклу, причем при таком виде сушки сохраняются витамины. Цех также сушит грибы и лук, консервирует томаты и огурцы, фасует мед. Все это стимулирует частных сельскохозяйственных производителей. К тому же эти предприятия помогают в трудоустройстве населения. Так что сейчас период экономического упадка района закончился, жизнь налаживается.
Помимо возрождения сельского хозяйства и промышленности своеобразная, веками сохранявшаяся культура старообрядцев востребована и в наше время, а значит, у семейских Забайкалья еще большие перспективы впереди.

Очень характерное забайкальское слово - бравый в значении красивый . От него есть даже уменьшительное бравенький: така бравенька девчонка! - Прим. ред.
Можно встретить - опять же у староверов, в Усть-Цильме и окрестных селах, в русском старообрядческом районе Республики Коми. Тут тебе и Филиппы, и Пимены, и многие другие. - Прим. ред.

Забайкальские старообрядцы проживают у нас в Бурятии на территориях Тарбагатайского, Бичурского, Мухоршибирского и Заиграевского районов, а также в селах — Ново-Десятницкое (Кяхтинский район), Ягодное (Селенгинский район), Хасурта (Хоринский район), Леоновка и Вознесеновка (Кижингинский район), в городах Улан-Удэ, Гусиноозерск.

Тарбагатай, Куйтун, Куналей существовали задолго до прибытия в Забайкалье старообрядцев.Но именно здесь более крупное поселение семейских. Село Десятниково куда мы попали вместе с гостями Туристического форума, находиться в нескольких километрах от Тарбагатая.

Семейские по Далю: «Забайкальские раскольники, переселенные семейно». Мне кажется он попал в самую точку. Семья - Семейские. В селениях существовала крестьянская (или сельская) община, все основные решения принимал мирской сход. В семье главенствовал самый отец или самый старый мужчина.

Целыми общинами, семьями они были сосланы в конце XVIII вв. В 60-е годы XVIII века правительство Екатерины II с помощью военной силы переселило старообрядцев из польских пределов в Сибирь. Часть их поселили на Алтае, где они получили название «поляки», по Барабе, а самую большую часть отправили за Байкал-море. Тут они были поселены, как уже было отмечено, семьями, почему за ними закрепился этноним «семейские».

Сразу отмечу побывали мы практически набегом, вместе с гостями, именно в этом фоторепортаже отражено радушие и живость сохраненных традиций которые приехав в Бурятию может увидеть каждый гость.

1. Встречали нас хлебом солью на горе Омулевая.



2. Гости были в восторге от красавиц встречавших нас.


3.


4. Гора «Спящий лев» (народное название - «Омулевая»), является уникальным природным памятником и одним из священных мест для буддистов Бурятии. Очертания горы очень похожи на спящего льва. Его голова с косматой гривой покоится на лапах, видна мощная спина, а дорога у склона похожа на львиный хвост. Cклон горы сплошь покрыт редкими растениями, многие из которых занесены в Красную книгу, на камнях ростут разноцветные лишайники, а в норках прячутся пушистые суслики. Отсюда открывается очень живописная панорама долины Селенги - самой большой реки впадающей в Байкал и окрестных гор



5. Гости из Китая.


6. Такая свобода и свежий ветер.


7.


8. Природа в Тарбагатайском районе прекрасна в любое время года.


9. Тарбагатай — топоним, ведущий своё происхождение от монгольского слова тарвагатай — «[место, где] имеются тарбаганы».



10. Гостей встречали детки, румяные, голосистые

Послушайте.


11. Гости были в восторге.


12. Детки угощали всех "пирожениками" с черемухой.


13.


14.


15. Мальчишки с удовольствием уплетали сами))


16. В селе Тарбагатай стоит памятник воинам ВОВ.


17. Фрагмент памятника.


18.Улицы ровные. достаточно широкие. Избы крашеные снаружи масляной краской.


19. Окна в наличниках.



20. Фрагмент наличника.


21. Старый дом на повороте улицы.


22. Мосток построенный в советское время через речку.


23. Портрет красивой женщины.


24. Дом во дворе за церковью. Хозяйство отца Сергия. Тут у него и огородина и дом.


25. Отец Сергий Палий поставил во дворе два старых дома. Отреставрировал, наполнил утварью.


26. "Пироженики" с черемухой вкуснятина!


27. Настоящее сало не из магазина, тает во рту, в руках и плавится да же при взгляде на него)) Нежное, вкусное с чесночком.... (тут нужно подтереть роток, а то слюни текут)


28. Самовары.


29. В доме отец Сергий вместе с матушкой все урасили.


30. Старые колеса в сарае.


31. Жернова.


32. Ткацкий станок.


33. Ткацкий челнок.


34. В красном углу иконы.


35. Ручная работа. На кровати постелено под покрывалом, не простыня (забыла как называется) у бабушки моей так то же кровать заправляли.


36. Буфет, сундук, одежда "сарахфаны". Семейских отличала их неистребимая потребность в красоте, которая внешне выражается в яркости и буйстве красок. Одежда шилась из дорогих цветастых тканей: атласа, кашемира, бурса, канфы, шелка, плиса. Возможно, только у семейских, благодаря их преданности старине, сохраняются те формы русской одежды, которые у других групп русского народа давно вытеснены европейским костюмом.



37. Доска для разделки со старинным рисунком. «Браво было» во всем: в одежде, в украшении, в утвари, в резьбе по дереву и в росписи домов.



38. taras_enko приобщается к быту семейских.


39. Кровать. Я у бабушки на такой спала, а когда она не видела прыгал на ней)))


40. Шкаф с посудой. Весь покрашен краской.


41.


42. Внутри изба так же крашеная. Для семейских характерен культ чистоты — духовной и физической. Это было присуще им в религиозной жизни, в быту в отношении к пище и посуде. Чистоте помыслов соответствовала чистота тела, жилища, одежды.



43. Не считая нового пола (старый видимо был совсем не пригоден) все в этом доме дышит историей.


44. Быт придавал уверенность в правильности выбранной старой веры, старых обрядов, создавал духовно-психологический комфорт в семье, в общине, уставщики умело корректировали духовное и психическое здоровье верующих. Все это вкупе с трудолюбием возвышало старообрядцев.
Все это не могло не повлиять на колорит и своеобразие их культуры, на красочность одежды, быта, на декоративное оформление домов, нашло свое отражение в фольклоре и неповторимой красоте семейского распева.



45. Вторая комната видимо скоро будет оформлена до конца, но уже и сейчас можно прикоснутся к быту семейских.


46. Старообрядцы в Забайкалье выделялись одеждой, комплекс которой оформился в XVII — начале XVIII в., когда староверы проживали в Польше. Поскольку контингент старообрядческого населения, проживающего в пределах Польши, составлялся из жителей разных областей России, то это повлияло на оформление костюма семейских. Женский костюм включает в себя средне- и севернорусские особенности одежды: рубаху, прямой и косоклинный сарафан, пояс, запон (фартук), кичку, кокошник.



47. Обряд сватовства у семейских. " Када девку-то запивають, задаток бяруть. Это што-нибудь ценное для нявесты, шоб ня отказалась потома. Задаток может быть буся янтарныя, брошка, пояс из атласных ниток шытый. Жаних у нявесты, задатки возьмёть, значит усё, свадьба скоро".
В лексике семейских к основному пласту общего великорусского языка наслоились и продолжают жить слова украинского, белорусского, польского, а в Бурятии и бурятского языков. Здесь вы встретите украинские слова и выражения: бульба, печерица, «на высокий забор похилился», «хмелю зелененький», «как за гаем, гаем, гаем зелененьким», белорусские: водянка, ночва, или ночевка, луста, лусточка (кусок хлеба) и проч.



48. Сосватали невесту повезли к себе домой.


49. Этот обряд сохранился и до наших дней, претерпел правда изменения, но жив еще.


50.


51.


52. В селе можно купить варенье, мёд, ягоды, пирожки, сметану, сливки все натуральное.


53. Наш министр культуры пустился в пляс.


54. Богатый стол у семейских.


55.


56.


57.


58.


59. На празднике гости могли войти в дом опсмотреть ка живут сегодня семейские.


60. Сервант.


61. Все добротно. Чисто.


62.


63. taras_enko любят все)


64. Бабушка Марфа. В детстве лет в 10 мне попалась книга «Хмель» Алексея Черкасова, Сказания о людях тайги. Я с интересом и ужасом читала ее. Там я впервые прочла о различных течениях веры которая претерпевала, изменялась и дробилась у семейских. Именно там в книге я узнала о «беспоповцах», но спустя 20 лет я впервые увидела носителя этой веры. Беспоповцы - это носители Федосеевского толка, сторонники Феодосия Васильева, они не признавали священства. Чуть позже в 1994 году мама на первых книжных базарах купила мне всю трилогию Черкасова.



65.

66. Бабушка Марфа. 84 года. Носительница Федосеевского толка. Она и крестит и отпевает и молебны читает.
Последователи этого течения не признают попов. Они считают, что со времен Никона православная церковь отступила от «истинной веры», а настоящие православные священники перевелись. Беспоповцы следуют положению, согласно которому «каждый христианин есть священник», а оно вытекало из слов одного из ранних деятелей христианской церкви Иоанна Златоуста: «Сами себя освящайте, сами себе священники бывайте».


Послушайте молитву бабушки Марфы. Услыште речь. Это просто здорово.



67. Ожившая улица села Десятникова.


68. Качели во дворе.


69. "Ляпешчти"


70.


72.


73. Андрюшка обрадовался увидев такое добро!


74.


75. Кровать.


76. Ступка.


77.Во дворе накрыты столы можно поесть "ляпешчти" с медом, вареньем, халвой.


78. Фрагмент ставень. Рисунок выполнен масляной краской.


79. У колодца во дворе.


80. В костюме семейских присутствуют и южнорусские черты одежды (бисерные украшения, косник, дутые бусы, украшения цветами (живыми и искусственными) и перьями птиц (селезня). В одежде старообрядцев Забайкалья находим украинские и белорусские влияния. У бурят они заимствовали отдельные виды верхней одежды: доху, меховые шапки (малахай), обувь (унты, пимы). Покрой зипунов, халатов и шуб был характерен для русского костюма.



81. Любимыми украшениями семейских Западного Забайкалья — девушек и женщин — были разноцветные бусы и янтарные ожерелья. Последние они называют — «янтари». В праздники девушки навешивали на шею по 3-8 связок янтарей. Самый крупный янтарь, находившийся в центре связки, был окольцован, как правило, серебряным ободком. Янтарь был привезен с места высылки из польских пределов и из Прибалтики. В Забайкалье у семейских он служил в качестве амулета и лекарства. Из-за недостатка в воде йода многие жители страдали заболеванием зоба. Вот почему женщины до старости носили под рубахой связку янтарных бус. В случае тяжелого заболевания щитовидной железы янтарь обращали в порошок и принимали внутрь. Потребность староверок в янтарных украшениях хорошо учитывали купцы Верхнеудинска и Кяхты.



82. Песни поют, аж душа пляшет.


83.


84. Быт и домохозяйство у семейских.


85.


86. Вот так пролетел одни день в гостях у семейских из сел Тарбагатая и Десятникова. И я там была, мёд-самогон пила, сало ела - веселилась от души!
А вы гости имеете возможность сами все увидеть своими глазами, стоить только приехать к нам в Бурятию.


Здесь мы узнали, откуда появилась знаменитая семейская кичка, когда пришли семейские в Бурятию, откуда они пришли и что им пришлось вынести по дороге в далекую Сибирь. Несмотря на века гонений и лишений, а точнее вопреки этому, семейские не только выжили, но и сохранили свою культуру, религию, говор и быт.

Первые «новопоселенные ис поляков с их семейством» прибыли в Бурятию в 1765 году. Об этом пишет в своей книге доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН, академик Петровской академии науки и искусств, заслуженный деятель науки Бурятии и России, заслуженный работник культуры Бурятии Фирс Болонев.

Я нашел эти документы в архиве Бурятии и Иркутска, из них следует, что первые староверы прибыли в Бурятию в 1765 году, - рассказывает Фирс Болонев.

Другой ученый, кандидат исторических наук Василий Пыкин, утверждает, что праздновать 250-летие необходимо через год, потому что, по его мнению, в документах о переселении старообрядцев в Бурятию «закралась ошибка» и первые поселенцы прибыли сюда в 1766 году. Однако спор этот оставим ученым, потому что, какие бы споры ни велись о дате переселения, есть список тех семей, которые прибыли сюда первыми. В этих списках есть фамилии, звучащие в Бурятии до сих пор. Может, кто-то из читателей найдет своих далеких предков. Вот, например, в Тарбагатайскую слободу прибыли: Калашниковы, Яковлевы, Осиповы, Чебунины, Ефимовы. В Куйтунской деревне обосновались: Трифоновы, Козозаевы, Ерафеевы, Анисимовы и многие другие. В Куналейской деревне обустроились: Еремеевы, Белоусовы, Солодуховы, Ерофеевы, Сластины, Гусляковы, Кравцовы, Медведевы, Кушнаревы. В Десятниково прибыли: Григорьевы, Пыкины, Вишняковы. В Бурнашевскую деревню приехали: Ефремовы, Дорофеевы, Родионовы.

Стоит отметить, что это лишь немногие из более чем 250 фамилий первопоселенцев. Учитывая, что прибыли они с женами и детьми, то человек насчитывалось больше 300.

Прослеживая историю семейских Забайкалья, отчетливо видна их непростая судьба. После непринятия староверами нововведений в православной церкви по указу царя Алексея Михайловича и патриарха Никона староверов объявили вне закона. Сторонники церковной реформы стали преследовать их за убеждения, начались казни, пытки, четвертования, гонения. Отлично демонстрирует события той эпохи картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова», где женщина, закованная в кандалы, поднимает над толпой руку в старообрядческом «троеперстии».

Спасаясь от преследований, старообрядцы бежали в земли Белоруссии, Украины и Речи Посполитой, где их не преследовали по религиозным убеждениям. Отсюда пошли польские фамилии нынешних семейских. Отсюда же пошла и знаменитая кичка. Оказывается, женщинам понравились турецкие тюрбаны, которые они просто переделали на свой манер и стали повязывать голову. Вообще, поверья, связанные с кичкой, демонстрируют забавное слияние православных обычаев с какими-то древними языческими верованиями. Так, старообрядцы считали, что волосы женщины способны собирать в себе некую магическую энергию, и как только женщина выходила замуж, ей надевали кичку, чтобы не «выпадал из-под нее ни единый волосок». Потому что молодая жена могла принести на волосах в дом мужа «лихо». И в подтверждение этого нам даже спели частушку: «Ой, кичка моя, кичка ты рогатая, Ты спаси меня, родная, от колдуна проклятого».

Однако жить спокойно на землях Польши, Украины и Белоруссии старообрядцам не дали, было принято решение о переселении их в Сибирь. Некрасов в поэме «Дедушка» написал об этом следующее: «Горсточку русских сослали в страшную глушь за раскол, землю да волю им дали…». И этого им хватило с лихвой: «…новое чудо нашли: жители хлеб собирали с прежде бесплодной земли».

Семейские довольно быстро привыкли к суровым условиям жизни в Сибири и, подружившись с местным населением, создали здесь свои неповторимый быт, признанный уникальным во всем мире. Так, например, Тарбагатайский семейский этнографический ансамбль «Судьбинушка» в 2001 году стал лауреатом премии имени Пятницкого, обладатель звания «Живые сокровища», присужденного ЮНЕСКО.

7 и 8 августа этого года старообрядцы Бурятии широко отмечали свой 250-летний юбилей. Начался праздник в Этнографическом музее народов Забайкалья, а в воскресенье гостей встречали в Тарбагатае. Среди гостей были министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков, заместитель председателя правительства Республики Бурятия по социальному развитию Владимир Матханов, заместитель руководителя Администрации по развитию гражданских инициатив Михаил Харитонов. Всех их с радостью встретили хлебом-солью, и песнями на горе «Каменный Лев». А затем повели-закружили по улочкам Тарбагатая в песнях и плясках семейские и казаки. Нарядные улицы заставили столами с угощениями. Когда гости все-таки дошли до конца улицы, то оказались в самом в центре большой ярмарки. Здесь глаза разбегались от разнообразия угощений и поделок местных мастеров. Здесь же веселили народ радостные скоморохи. Для детей поставили большие деревянные качели. А чуть поодаль стояли чурки с топорами, они ждали умельцев, которые на празднике топора сделают из обычной чурки что-то необычное.

Очень жалко было покидать яркий праздник и окунаться в будни. Однако спустя каких-то 50 лет гости опять соберутся на очередной юбилей. И хочется надеяться, что и через 50, и еще через 250 лет потомки сохранят и традиции, и память об истории семейских Бурятии.

Елена Медведева, для «Номер один».

Последние материалы сайта