Характеристика республиканской формы правления. Президентская, парламентская и смешанные республики: особенности функционирования

24.11.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

РЕСПУБЛИКА (от лат. res publica , где res - дело, publicus – общественный) – государство, в котором верховная государственная власть осуществляется коллегиальным органом, избираемым населением на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Черты республики:

1). Органы законодательной власти избираются на определенный срок;

2). Исполнительная власть является производной от представительного органа (парламента) или избирателей.

С исторической точки зрения выделяют такие виды республик :

1). Античная : аристократическая (высший орган власти назначается или избирается из числа аристократической элиты общества, например Спарта); демократическая (высший орган власти избирается из числа всех свободных граждан, например, Древние Афины);

2). Средневековая (феодальная);

3). Буржуазная ;

4). Социалистическая .

Современные республики делятся на:

Парламентские

Смешанные

Президентские

ПРЕЗИДЕНТ (от лат. praesidens – сидящий впереди) в государствах с республиканской формой правления является главой государства и исполнительной власти или только главой государства. Более 130 современных стран имеют пост президента. Должность президента впервые появилась в США в 1787 году. Независимо от типа республики, президент обычно располагает по конституции следующими полномочиями: он представляет страну в международных отношениях, заключает международные договоры, участвует в назначении членов правительства (администрации) и судей, утверждает законы, издает указы, имеет право законодательной инициативы и право вето, награждает орденами и медалями, присваивает высшие воинские звания, осуществляет право помилования, решает вопросы гражданства, назначает и отзывает глав дипломатических миссий. В парламентской республике и республике смешанного типа президент в определенных случаях имеет право роспуска парламента и объявления досрочных выборов.

Инаугурация – (от лат inauguro – посвящаю) – вступление президента в должность. В разных странах инаугурация президента осуществляется по-разному и определяется соответствующими законами и правами.

Право вето – это субъективное право главы государства (монарха или президента) отказаться подписать и ввести в действие закон, принятый парламентом. Вето (от лат. veto – запрещено) – в современных государствах акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решения каких-либо органов. Особенно важное значение имеет представляемое главе государства право налагать вето на законы, принятые парламентом. Различают абсолютное (или резолютивное) вето, когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона, принятого парламентом, и относительное (отлагательное), когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу, поскольку парламенту предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием. При этом для вторичного (окончательного) принятия законопроекта в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство голосов.

Вотум (лат. votum – желание, воля) – мнение или постановление, выраженное или принятое большинством голосов избирательного корпуса или представительного учреждения.

Черты парламентской республики:

Глава государства – президент – обычно не располагает реальной исполнительной властью, функции главы государства отделены от функции главы правительства;

Президент не может влиять на состав и политику правительства, которое формируется парламентом и подотчетно ему; в некоторых странах конституция дате право президенту назначать главу правительства (который должен пользоваться доверием парламентского большинства);

Полномочий у президента меньше, чем у премьер-министра; они обычно осуществляются с согласия и по инициативе правительства, за исключением сугубо церемониальных (представительских) полномочий;

Здесь реализуется принцип верховенства парламента, избираемого населением страны;

Члены правительства являются одновременно и членами парламента, то есть состав правительства отражает реальную расстановку сил в парламенте, что позволяет правительству влиять на принятие парламентских решений;

Пост премьер-министра, как правило, автоматически занимает лидер партии (блока партий), победившей на выборах

Существует парламентская ответственность правительства, которая зачастую носит солидарный характер – недоверие одному члену кабинета влечет за собой отставку всего правительства;

Вместо ухода в отставку правительство может потребовать роспуска парламента и назначения новых выборов;

Президент избирается парламентом или более широкой коллегией с участием парламента;

Президент может издавать акты, которые приобретают юридическую силу только после осуществления контрасигнатуры (скрепление подписями министров).

Пример: Италия, Германия, Греция, Индия, Чехия, Венгрия.

Черты президентской республики:

Глава государства (президент) совмещает полномочия главы государства и главы правительства;

Глава государства (президент) лично или с последующим одобрением верхней палаты парламента формирует состав правительства, которым руководит сам;

Правительство, как правило, несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом;

Пост премьер-министра либо отсутствует, либо играет вспомогательно-координационную роль;

Президент имеет право накладывать вето на законы парламента;

Президент избирается парламентским путем – прямыми или непрямыми выборами населения, имеет «прямой мандат народа».

Пример: США, Аргентина, Мексика, Бразилия, Швейцария, Иран, Ирак.

Черты смешанной республики (полупрезидентской):

Имеет место сочетание элементов президентской и парламентской республиканских форм правления с особенностями, присущими отдельным странам;

Президент является верховным главнокомандующим, как в президентской республике, однако не во всех странах наделен полномочиями главы исполнительной власти, нередко делит их с премьер-министром;

Глава государства (президент) предлагает состав правительства, прежде всего кандидатуру премьер-министра, который подлежит обязательному утверждению парламентом;

Исполнительная власть принадлежит не только президенту, но и премьер-министру, возглавляющему правительство;

Президент вправе председательствовать на заседаниях правительства;

Президент избирается внепарламентским путем.

Пример: Франция, Финляндия, Португалия, Ирландия, некоторые бывшие социалистические страны: Украина, Польша, Болгария, по ряду формально-юридических признаков – Россия.

В настоящее время из 190 государства мира более 140 являются республиками.

Президентская республика

Президентская республика - это одна из разновидностей современной формы государственного правления. Президентская республика представляет собой такую республиканскую форму правления, которая, прежде всего, характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальной отличительной особенностью президентской республики является отсутствие должности премьер-министра.

Наиболее характерные черты президентской республики:

Внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

Ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

Более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

Эта форму правления несколько напоминает дуалистическую монархию, тем более что впервые создавалась в США по ее примеру (Великобритания в то время была во многом дуалистической монархией), однако имеет весьма существенные отличия от нее.

Термин "президентская республика" говорит сам за себя: президент играет в республике доминирующую роль. Иногда его называют сильным президентом.

Основными ее признаками является:

1) четкое разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей властей, а взаимоотношения между ними строятся на базе принципа так называемых "сдержек и противовесов";

2) президент - глава государства и исполнительной власти;

3)президент избирается непарламентским способом - косвенным голосованием избирателей, что обуславливает достаточно высокую степень его независимости от парламента;

4) президент не имеет права роспуска парламента;

5) принцип парламентского большинства при формировании правительства не действует. Президент самостоятельно, с минимальным одобряющим участием сената, формирует "правительство", отличающееся от обычного правительства тем, что оно не является органом, принимающим коллегиальные решения; решения принимает президент;

6) политическая ответственность правительства перед парламентом (вотум недоверия) отсутствует;

7) президент единолично руководит исполнительной властью, должность премьер-министра не предусматривается;

8) акты президента не подлежат контрасигнатуре;

9) президент несет ответственность только в порядке импичмента и может быть отрешен от должности.

Президентская республика теоретически строится по принципу жесткого разделения властей. Это означает, что в конституционном законодательстве соответствующих стран проводится строгое разграничение компетенции между высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Соответствующие высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу.

Президент избирается внепарламентским путем посредством косвенных выборов. Досрочное отстранение президента от должности возможно лишь в двух случаях: признание его виновным судом импичмента или уход в отставку. Будучи "главой исполнительной власти", он формирует правительство - кабинет лишь при номинальном участии сената. Никакой ответственности перед конгрессом кабинет не несет. Он возглавляется президентом и фактически играет при нем роль совещательного органа. Хотя президент лишен права роспуска конгресса, он наделен такими полномочиями, которые позволяют ему активно воздействовать на всю законодательную деятельность конгресса. Из числа полномочий важнейшее - это право обращения к конгрессу с посланиями. Наряду с этим президент сам является важнейшим нормоустанавливающим органом.

Конгресс является носителем "законодательной власти", но его деятельность поставлена в зависимость от президента, который не только представляет собой важнейший источник законодательной инициативы, но и определяет судьбы многих законопроектов, используя право вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство обеих палат конгресса. В то же время конгресс имеет возможность изменять и даже отклонять законопредложения президента и осуществлять контроля над деятельностью федерального исполнительного аппарата государственной власти. Хотя члены кабинета и главы других общенациональных исполнительных ведомств не являются членами конгресса, они могут вызываться и подвергаться допросу в различного рода комитетах конгресса, наделенных значительными ревизионными, контрольными и расследовательскими полномочиями.

Как уже говорилось, в большинстве президентских республиках нет особой должности премьер-министра, им является президент. Если в президентской республике имеется должность премьер-министра (Египет, Перу, Сирия и др.; иногда она предусмотрена конституциями, но может и не упоминаться ими, и во многих странах Азии и Африки она, то вводилась, то упразднялась), то это так называемый административный премьер. Юридически он возглавляет правительство, но на деле политику правительства определяет президент, под руководством которого проходят официальные заседания совета министров, где решаются наиболее важные вопросы (менее важные вопросы решаются под председательством административного премьера).

Иногда министры образуют Совет министров во главе с административным премьер-министром, но и в этом случае фактическим (а часто и юридическим) главой правительства остается президент. Зачастую же (США, многие страны Латинской Америки) министры не образуют особого органа -- правительства, они составляют кабинет президента, его совещательный орган. В президентской республике президент избирается непосредственно гражданами. Он получает свой мандат непосредственно от народа и не зависит от парламента (кроме случаев рассматриваемого ниже импичмента).

Министры (премьер-министр и Совет министров, там, где он есть) назначаются президентом по своему усмотрению (в некоторых странах, например в США, требуется утверждение верхней палаты парламента, в чем она отказывает очень редко и не по партийным соображениям). Министры не нуждаются в доверии парламента (нижней палаты), и такого голосования не проводится. В президентской республике страной управляет та партия, которая победила на президентских выборах, а не на выборах в парламент, в ее руках исполнительная власть, хотя в некоторых странах, особенно в США, велика и роль парламента (во многих других странах парламент занимает скромное положение). Законы принимает только парламент, но президент имеет право отлагательного вето и часто его используют особенно в условиях «разделенного правления», когда в парламенте имеет большинство другая партия, чем та, к которой принадлежит президент. Министры ответственны только перед президентом, парламент не может уволить их в отставку путем вотума недоверия. Существует независимый орган конституционного контроля, независимые суды, как, впрочем, и в парламентских республиках.

Президентская республика представляет собой весьма гибкую и легко приспосабливающую к различным условиям форму правления. Эта форма правления получила достаточно широкое распространение в государствах, освободившихся от колониальной зависимости. Не следует вообще абсолютизировать оценку тех либо иных политико-правовых форм вне зависимости от их конкретного политического содержания.

Разновидностями президентской республики являются суперпрезидентская и монократическая республика. Основное их отличие от президентской республики заключается в том, что обе они не являются правовыми государствами, хотя в странах, где такие формы правления существуют, формально действует конституция. Но эти конституции носят столь же неправовой характер, как и конституция коммунистических государств.

Суперпрезидентская республика имеет следующие отличительные черты:

Обычно она устанавливается вследствие военного переворота (пронунсиаменто в странах Латинской Америки, где такая форма правления в недалеком прошлом была весьма распространенной). В этом случае парламент, как правило, распускается (исключение составила, например, Бразилия, где в 1964 г. Была проведена лишь его чистка), правительство и президент смещаются со своих постов. Создается новый высший орган - военный совет (революционный совет, совет национального спасения и т.д.), его председатель - лидер гражданского переворота провозглашается президентом республики. На места назначаются военные губернаторы, коменданты и др. Из прежних органов сохраняются обычно гражданские суды, но параллельно с ними создаются военные трибуналы, которые судят и гражданских лиц (по определенным составам преступления).

Президент получает свои полномочия нелегитимным путем, либо как предводитель (каудильо) переворота, либо как глава хунты (коллегиального органа руководства мятежниками).

Президент наделяется обширными полномочиями при весьма слабом контроле со стороны законодательной и судебной властей.

Президентские полномочия реализуются в условиях перманентного чрезвычайного положения, при котором отменяются или существенно ограничиваются конституционные гарантии соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина и осуществляются массовые репрессии против оппозиции.

Суперпрезидентские республики в течение длительного времени были неотъемлемым элементом политического ландшафта Латинской Америки. В настоящее время их практически не осталось на карте данного континента. В процессе постепенной демократизации политической жизни, укрепление правовых начал государственности был успешно осуществлен переход к президентской форме правления.

Что касается монократической республики, то она характерна для "молодых" государств (в основном в странах тропической Африки), а также для некоторых коммунистических государств. Ее характерными признаками являются:

Особый статус главы государства как единого носителя исполнительной власти, не связанного никаким контролем со стороны законодательной и судебной властей.

Совмещение поста президента с лидерством в правящей партии в условиях однопартийного или квазимногопартийного режима.

Выборы президента, если и проводят, то носят чисто ритуальный характер. Президент занимает свой пост неопределенно длительный срок, а замена президента происходит в результате политического кризиса в руководстве правящей партии или военного переворота. В отдельных странах пост президента в конституционном порядке пожизненно закреплялся за определенным лицом (Заир, Малави и некоторые другие).

Конституционно устанавливается право президента на роспуск парламента.

Таким образом, главные достоинства президентской республики состоят в том, что это - относительно простая система командного типа с выраженной персональной ответственностью, а, следовательно, обладающая значительными достоинствами с точки зрения эффективности государственного управления.

Недостатки президентской системы являются продолжением ее достоинств: для нее характерна излишняя концентрация власти, что в странах с неустойчивыми традициями демократии чревато сохранением и даже усилением авторитарных черт в политическом режиме (особенно этому способствует соединение поста главы государства и главы исполнительной власти). Кроме того, применение президентской системы в странах со сложными межнациональными, межконфессиональными и внутриконфессиональными отношениями президентская модель не дает адекватного решения проблем организации государственной власти.

Недостатком президентской системы является и отсутствие должной связи между партийным составом парламента и партийной принадлежностью президента. Это ведет к разбалансировке политической системы и разнонаправленности политических процессов в единой государственной машине, ломаются политические циклы. Если после избрания президента население быстро убеждается в невыполнении обещаний, данных во время президентских выборов, то симпатии избирателей начинают склоняться к другой партии. В результате парламентские выборы, приходящиеся на середину срока президента, выигрывает другая партия. Возникает "разделение правления" между президентом и парламентом, представленными разными партиями. Президент вместо провозглашенной четырехлетней программой начинает менять приоритеты и состав команды, ориентируясь на положении его политической партии на парламентских выборах. В результате вместо ясного четырехлетнего цикла с четко выраженным политическим вектором, получается укороченный цикл с нечетким политическим вектором.

В настоящее время президентская республика классического типа, о которой речь шла выше, подвергается модификациям. Возникает президентская республика с некоторыми чертами парламентской формы. Во-первых, как говорилось, в некоторых странах (Египет, Перу и др.) учреждается должность премьер-министра, назначаемого президентом, создается Совет министров. Министры в каких-то отношениях становятся подчиненными премьер-министру, а не только президенту, что несколько ослабляет принцип президентского правления. Во-вторых, при сохранении основной ответственности министров перед президентом устанавливается ограниченная ответственность министров перед парламентом, что совсем не свойственно президентской республике (Уругвай, Перу, Эквадор), а в некоторых странах -- и ответственность премьер-министра и всего Совета министров. Правда, эта ответственное затруднена и в конечном счете вопрос решается президентом, но возможны такие ситуации, когда он должен отправить министра или правительство в отставку в результате недоверия парламента (например, в Египте, если недоверие подтверждено путем референдума избирателей). Иногда конституция очень четко устанавливает случаи, когда возможно недоверие. В Казахстане (ст. 53 Конституции 1995 г.) правительство ответственно перед парламентом только в одном случае: отклонение программы правительства означает недоверие, но принятие такого решения затруднено (за него должны проголосовать 2/3 списочного состава парламента, причем на совместном заседании обеих палат). В других странах таких жестких условий нет, но предложить резолюцию о недоверии министру может лишь значительное число парламентариев (в Перу четвертая часть однопалатного парламента).

На деле недоверие правительству при «сильном» президенте не выносится. Такие факты неизвестны. Президент сам меняет правительство, если он видит такую необходимость и соответствующее отношение к правительству со стороны парламента. Сложно что-то сказать и о недоверии отдельным министрам. В Египте таких фактов не было, да и вряд ли возможно: абсолютное большинство (более 90%) депутатов принадлежат к партии президента (в настоящее время -- президента Мубарака), и они вряд ли выразят недоверие «своему» министру, назначенному «своим» президентом. В докладе на одном из международных симпозиумов конституционалист из Латинской Америки С. Нино, говоря о возможности вотума недоверия министрам в некоторых странах этого региона, также не приводит фактов о такой ответственности.

Наряду с определенным смягчением принципа президенциализма в президентской республике появились и такие ее формы, которые свидетельствуют о возрастании всевластия президента, о превращении его по существу в единственный институт государственной, а то и партийно-государственной власти. Выше мы уже упоминали концепции и практики партии-государства, о пожизненных президентах в президентско-монократических республиках прошлого (Гвинея, Заир, Малави, Экваториальная Гвинея, Уганда и др.), где президент возглавлял и государственный аппарат, и единственную разрешенную партию. Учитывая особую роль президента и слабость парламента в некоторых странах Латинской Америки, в Сирии их нередко называют суперпрезидентскими республиками. Свои особенности имеет республиканская форм условиях военных режимов, когда высшим органом государства является созданный в результате переворота военный (революционный и т.д.) совет, избирающий своего руководителя президентом (иногда -- исполняющим обязанности президента, иногда -- временным президентом). Это -- милитарно-президентская республика. Это -- временная форма, но в отдельных странах до перехода к гражданскому режиму она существовала более 10 лет (Алжир, Нигерия, Эфиопия и др.).

В различных видах президентской республики прямые и обратные связи органов государства с заселением имеют свои особенности. В милитарно-президентской республике по существу имеют место только прямые связи путем командного метода управления (на места также назначаются коменданты-офицеры). Связи, основанные главным образом на принуждении, хотя и в меньшей степени, характерны также для суперпрезидентской республики. В президентско-монократаческой республике для таких связей используется единственная огосударствленная партия, но все эти связи приобретают, в конечном счете, персональный характер и направлены на укрепление власти пожизненного президента - идеолога государства. В традиционной президентской республике центром связей, с одной стороны, является президент, деятельность которого более открыта для населения (иногда - вплоть до интимных сторон, как это имело место в США в связи с обсуждением в 1993 г. правоохранительными органами некоторых вопросов о сексуальных отношениях Президента Клинтона), с другой -- парламент. На местах нередко в качестве представителей государства, назначаются лица, избранные населением, что является одной из форм для установления и прямых, и обратных связей.

Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В конституции США, а именно в статье IV утверждается следующее: “Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления”. Республиканская форма правления в США реализовалась в виде президентской республики: президент республики - глава государства и правительства; правительство не несет ответственности перед Конгрессом; президент не обладает правом роспуска палат Конгресса.

За основу построения системы государственной власти был взят принцип разделения властей, который в американских условиях трансформировался в так называемую систему сдержек и противовесов. В конституции было проведено организационное разделение между тремя ветвями власти - конгрессом, президентом и верховным судом, каждому из которых была предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Установленные отношения между названными органами имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей этой системы действовать в направлении, противном направлениям других органов. Фактические отношения между тремя основными органами власти - конгрессом, президентом (он именуется не президентом республики, а президентом США) и верховным судом постоянно изменяются, но сам принцип разделения властей остается незыблемым.

Все установленные полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей. Но конституция говорит не о законодательной власти вообще, а лишь о полномочиях законодательной власти, указанных в самой конституции. Следовательно, Конгресс обладает ограниченными законодательными полномочиями. Это обусловлено тем, что в США имеется еще 50 законодательных собраний штатов, которые законодательствуют в соответствии со своими полномочиями.

Исполнительная власть осуществляется Президентом, его полномочия весьма объемны. В его непосредственном подчинении находится весь государственный аппарат управления: министры, главы многочисленных ведомств, он непосредственно руководит огромным исполнительным аппаратом. Президент республики и исполнительный государственный аппарат образуют в США президентскую власть. Президент формирует администрацию, кабинет министров, исполнительные правления. Кабинет министров является консультативным органом, президент не обязан следовать его советам. Кабинет министров не принимает никаких правительственных актов.

Как уже упоминалось, исполнительная власть в Соединенных штатах принадлежит президенту. Президент США является главой государства и правительства. Его полномочия в сфере государственной деятельности огромны. В отличие от императора Японии, в непосредственном подчинении президента находятся весь государственный аппарат управления.

Президент США избирается косвенным путем сроком на 4 года. Одно и то же лицо может избираться президентом не более двух раз. Избирательная компания по выборам президента начинается задолго до того, как избиратели явятся на избирательные участки, чтобы проголосовать за выборщиков. В первых числах ноября избиратели голосуют за выборщиков по штатам. В каждом штате избирается столько выборщиков, сколько избрано представителей и сенаторов от штата в конгресс. При избрании выборщиков устанавливаются многомандатные избирательные округа (один штат - один округ) и применяется мажоритарная система относительного большинства. При этой системе список выборщиков от одной партии, получивший относительно больше голосов, чем другие списки, завоевывает все места от данного штата в коллегии выборщиков.

Когда становится известно количество выборщиков, избранных от каждой партии, то фактически определяется, кто из кандидатов станет президентом. Подобное положение сложилось в связи с тем, что в американской практике выборщик рассматривается не как делегат избирателей, который может свободно проявить свою волю, а как агент партии, обязанный голосовать за кандидата той партии, от которой он избран.

В середине декабря выборщики собираются в столицах штатов и голосуют бюллетенями за президента и вице-президента. Результаты голосования по штатам направляются председателю сената. В присутствии членов Конгресса результаты суммируются и официально оглашаются. Избранным президентом признается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов выборщиков.

Избранный в середине декабря президент вступает в должность 20 января следующего за выборами года. Такой длительный срок необходим президенту, чтобы сформировать президентскую администрацию, кабинет министров, исполнительные правления.

Конгресс США избирается на основе всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании. Палата представителей в составе 435 депутатов избирается сроком на два года по одномандатным округам. Депутатом может быть избрано лицо, являющееся гражданином США не менее семи лет, достигшее 25 лет и проживающее в штате, где находится его избирательный округ.

Сенат состоит из 100 сенаторов: каждый штат избирает по два сенатора сроком на 6 лет. Сенат обновляется на 1/3 каждые 2 года. Сенатором может быть избрано лицо, являющееся гражданином США не менее девяти лет, достигшее 30 лет и проживающее в штате, от которого избирается.

Каждая палата Конгресса имеет свою внутреннюю разветвленную систему вспомогательных органов, которые призваны содействовать выполнению конституционных полномочий: председатели палат, комитеты, партийные фракции, административно-технические службы.

Председателем палаты представителей является спикер, формально избираемый палатой. Его избрание предопределено, так как он является представителем партийной фракции большинства в палате. Спикер палаты представителей - “третье” должностное лицо в государстве. Он занимает пост президента республики вслед за вице-президентом в случае вакансии. В сенате председательствует в силу должностного положения вице-президент. В случае его отсутствия избирается временный председатель от партийной фракции большинства.

Важную роль в деятельности Конгресса выполняют комитеты: объединенные, комитеты всей палаты, специальные, согласительные, постоянные. Объединенные комитеты включают членов обеих палат Конгресса (экономический, по налогообложению, по библиотеке Конгресса) и координируют деятельность палат Конгресса в определенной сфере. Комитет всей палаты - это заседание палаты в полном составе, выступающей в качестве комитета с целью ускорить прохождение какого-либо законопроекта. При этом обсуждение вопроса проходит по регламентарной процедуре комитета. Специальные комитеты носят временный характер. Они создаются для решения какого-либо конкретного вопроса. Согласительные комитеты учреждаются обеими палатами в случае возникновения разногласий между ними по определенному вопросу.

Решающая роль в законодательной деятельности Конгресса принадлежит постоянным комитетам палат. В палате представителей создано 22 постоянных комитета. В сенате работает 16 постоянных комитетов. Постоянные комитеты определяют судьбу каждого законопроекта. Практика свидетельствует, что 90% законопроектов, одобренных постоянными комитетами принимается палатами без поправок.

Финансовые полномочия Конгресса: устанавливать и взимать налоги, пошлины, подати и акцизные сборы единообразно на всей территории США; уплачивать долги, делать займы, чеканить монету, регулировать стоимость валюты США, устанавливать наказания за подделку государственных ценных бумаг и монет.

Полномочия в области экономики и торговли: принимать единообразные законы по вопросам о банкротстве, регулировать торговлю с иностранными государствами и между отдельными штатами.

Военные полномочия: объявлять войну, формировать и обеспечивать армию, создавать и содержать военно-морской флот.

Иные полномочия конгресса: регулировать порядок приобретения гражданства США, учреждать федеральные суды.

Определив указанные полномочия, конституция записала, что “конгресс имеет право... издавать все законы, которые будут необходимы и уместны” для реализации перечисленных полномочий. Это конституционное положение позволяет конгрессу расширять свою компетенцию. Конституция установила для конгресса ряд запретов: не присваивать дворянские титулы, не нарушать процессуальные права граждан, не облагать налогом или пошлиной товары, вывозимые из штата, не выдавать деньги из казначейства иначе как на основе закона.

Компетенция палат Конгресса не одинакова. Только в палату представителей могут вноситься финансовые законопроекты. Она формулирует также обвинения в порядке импичмента в отношении президента республики и других высших должностных лиц, избирает президента республики в случае, если ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов выборщиков. Верхняя палата также наделена исключительными полномочиями. Только сенату принадлежит право ратифицировать международные договоры, утверждать назначения на высшие должности в государстве, производимые президентом, решать вопрос о виновности должностного лица в порядке импичмента, избирать вице-президента, если ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов выборщиков. Сенат рассматривается как орган, представляющий интересы штатов и обеспечивающий преемственность государственной власти, с этой целью сенат обновляется по частям.

Конгресс реализует свои полномочия путем принятия законов и резолюций. Законодательный процесс в Конгрессе США реализуется, как и во многих других государствах, из следующих стадий: внесение законопроекта, обсуждение и принятие. Правом внесения законопроекта обладают только члены палат. Причем законопроекты, как правило, вносятся одновременно представителями и сенаторами. Практически законодательная инициатива членов Конгресса во многом определяется посланиями президента республики, в которых прямо указывается, какие законы следует принять. Обсуждение проходит в трех чтениях. Первое чтение формально, во время его законопроект регистрируется, оповещаются члены палат и законопроект направляется в постоянные комитеты. Во время второго чтения вносятся поправки. При третьем чтении проходит обсуждение законопроекта с внесенными поправками, внесение поправок (кроме редакционных) в третьем чтении не допускается. После этого законопроект ставится на голосование.

Третья стадия - принятие законопроекта. После принятия закона в каждой палате он направляется на утверждение президенту. В случае разногласий между палатами по какому-либо законопроекту из членов обеих палат на паритетных началах создается согласительный комитет. Текст законопроекта, одобренный согласительным комитетом, палаты изменить не могут. Однако, если палаты вновь проявят несогласие, то создается новый согласительный комитет или законопроект будет считаться отвергнутым.

В законотворчестве палаты американского Конгресса равноправны: все законы принимаются с согласия обеих палат. Кабинет США, с точки зрения его внутренней структуры, относится к так называемой континентальной системе, т.е. в состав правительства входят все главы центральных ведомств с общенациональной территориальной юрисдикцией. Американская конституция ничего не говорит о кабинете. Тем не менее к концу двукратного президентства Д.Вашингтона кабинет вошел в обычный государственный обиход и приобрел черты правительства, хотя не имел никаких законных оснований для своего существования.

В настоящее время в состав кабинета входят главы 13 департаментов. Кроме 13 глав исполнительных департаментов членами кабинета являются президент и вице-президент. Президент может предоставлять ранг члена кабинета некоторым другим высшим федеральным чиновникам.

Американский кабинет является чисто совещательным органом, так как все решения в пределах полномочий исполнительной власти принимаются только единолично президентом. Фактически процесс принятия решений может осуществляться президентом и без участия кабинета в полном составе. Для этой цели президенты часто создают более узкие совещательные коллегии, состоящие из наиболее доверенных людей.

Кабинет министров не имеет конституционного статуса. Конституция закрепила право президента “затребовать мнение...от высшего должностного лица в каждом исполнительном департаменте...”. Министры назначаются президентом “по совету и с согласия” сената. Кабинет не принимает никаких правительственных актов.

Таким образом, в большинстве республик мира принята форма президентской республики (США, Бразилия, Мексика, Филиппины, Зимбабве, Грузия, Туркменистан и др.). Подавляющее большинство стран Латинской Америки -- президентские республики. В Африке до 90-х гг. совсем не было парламентарных республик. В условиях данной формы осуществляется жесткое разделение законодательной и исполнительной власти: законодательствует парламент, страной управляет президент через подчиненных ему министров.

· внепарламентский метод избрания президента (либо населением - Беларусь, либо коллегией выборщиков - США),

· внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и формально и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку,

· в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентарной республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике часто президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).

А. Лейпхарт формулирует три основных различия между президентской и пар-

ламентской республикой:

В парламентской республике глава правительства зависит от парламентского доверия, а в президентской республике, в которой глава правительства (президент) всенародно избирается, глава исполнительной власти не может быть смещен с поста парламентским голосованием (за исключением импичмента);

В парламентской республике глава исполнительной власти избирается парламентом в результате многочисленных внутрипарламентских торгов и переговоров, а в президентской республике - всенародным голосованием;

В парламентской республике исполнительная власть имеет коллективный и коллегиальный характер и зависит от законодательной, в то время как в президентской - персонифицированный и единоличный характер.

Достоинства Недостатки

56. Признаки, достоинства и недостатки парламентской республики.

Парла́ментская респу́блика - разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и др. ). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.



Полномочия парламента

В полномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития, курс внутренней, внешней, а также оборонной политики государства.

Глава государства

Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.

В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.

глава государства при такой форме правления обладает определенными серьезными полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты, награждает, имеет право роспуска парламента, формально назначает главу правительства (только главу партии или блока партий победившей на выборах), является главнокомандующим вооружённых сил, имеет право амнистировать осуждённых.

Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.

Достоинства Недостатки

57. Смешанные формы республиканского правления.

Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) - форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентарной республиками.

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

Смешанные республики

Первой республикой с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919-1933 годы). Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1962 года), Португалия, Армения, Литва, Словакия, Россия и Украина

Чертами президентской и парламентской республики обладает смешанная форма - полупрезидентская республика, возникшая во Франции. Президент, избираемый всенародно и являющийся главой государства, назначает премьер-министром лидера самой большой парламентской фракции. В отличие от президентской республики глава государства обладает правом роспуска нижней палаты парламента. В истории Франции существовали периоды, когда лидерство осуществлялось сильным президентом и когда наибольшим политическим весом обладал назначенный главой государства премьер-министр.

М. Шугарт и Дж. Кэри предлагают типологизировать формы правления (в их терминологии демократические режимы) по объемам президентских полномочий и степени раздельности источников поддержки. Первый критерий выражается в степени власти президента над кабинетом, второй (реальное выживание ассамблеи и кабинета) - в степени раздельности источников легитимности законодательной и исполнительной власти

Главный признак президентско-парламентского режима - главенство президента при зависимости кабинета от доверия парламента (Франция).

Главный признак премьерско-президентского режима - ведущая роль премьера при наличии президента, наделенного существенными полномочиями (Франция).

Главный признак парламентского режима - зависимость кабинета от парламента (Германия).

Главный признак ассамблейного режима - независимость исполнительной власти от парламента, следовательно, источники выживания властей максимально раздельны (Швейцария).

Главный признак президентского режима - осуществление верховной испол-

нительной власти президентом (США).

А. Лейпхарт полагает, что между двумя крайними формами республиканского правления (парламентской и президентской) могут располагаться еще шесть гибридных форм правления. Последние пока еще не существуют в реальном мире, но их возникновение в политической практике различных стран нельзя исключать.

58. Основные принципы правового и социального государства.

Термин «правовое государство» (нем. rechtstaat) появился в начале XIX в. в трудах немецких юристов К. Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р. Г. Гнайста. Идея правового государства с самого начала опиралась на дуализм двух начал - Государства и Права. Одновременно она опиралась на общефилософское представление о Праве как самостоятельной сущности и высшей ценности, обладающей автономным

собственным содержанием.

Правовое государство - это сложное развивающееся общественное явление

По мере развития цивилизации оно приобретает новые очертания, изменяется со-

держательно, соответствуя конкретным условиям развития общества. Сущест

венным признаком правового государственного устройства является безусловное

подчинение всех государственных и общественных организаций, граждан и обще

ства в целом системе права, а последняя реально служит интересам граждан на

принципах социальной справедливости и равенства.

Наличие мощной и разветвленной системы законодательства вовсе не свиде

тельствует о наличии правового государства. Процесс законотворчества может

быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм прав

лишь провозглашающим права и свободы.

В рамках правовой государственности реализуются принципы реального кон

ституционализма, при котором государство не только провозглашает, но и гаран

тирует соблюдение правовых норм, ограждающих граждан от государственного

террора, произвола властей, предоставляет возможность реализации индивиду

альных прав, свобод и достоинств личности. Во взаимоотношениях государства и

личности господствует приоритет прав человека, закрепленный конституционно

который не может быть нарушен законодателем.

Организационно идея правового государства предполагает реализацию прин

ципа разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную, кото

рый, с одной стороны, позволяет народу контролировать государство, с другой -

ограждает граждан от произвола властей.

Исторической предпосылкой возникновения правового государства выступает

гражданское общество, в котором четко разделены интересы государства (общие

и интересы гражданского общества (частные). Под гражданским обществом пони-

мается совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследу

ющих индивидуальные и групповые интересы. Право выступает гарантом совокуп

ности интересов гражданского общества в их взаимоотношениях с государством

Правовое государство предполагает такую форму организации и функциони-

рования государственной власти, при которой обеспечено верховенство норм пра-

ва, закона, которым неукоснительно следуют государство, общество, индивид. Пра-

вовое государство опирается на ряд основополагающих принципов.

1. Верховенство правового закона - предполагает, с одной стороны, его господ-

ство во всех сферах общества, с другой стороны - соответствие всех правовых

актов духу и букве основного закона - Конституции.

2. Реальная гарантированность прав и свобод человека, их охрана и возможность

свободного развития. Принцип обеспечивается невмешательством государст-

ва в дела гражданского общества наряду с признанием неотчуждаемости лич-

ных прав и свобод.

3. Взаимная ответственность государства и личности. Государство и личность

в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их

действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему раз-

решено. Все, что не разрешено власти, ей запрещено».

4. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судеб-

ную. Он исключает возможность монополизации и узурпации власти в одних

руках, а механизм сдержек и противовесов удерживает их в рамках конститу

ционных полномочий.

5. Наличие эффективной системы контроля и надзора за осуществлением зако-

на. Принцип проводится в жизнь посредством независимых органов суда, про-

куратуры, арбитража, налоговых служб, счетной палаты, правозащитных орга-

низаций, СМИ.

Правовому государству присущи следующие признаки, которые взаимосвяза-

ны и вытекают из его принципов.

1. Идея народного суверенитета, закрепленного конституционно. Правовое госу-

дарство концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, насе-

ляющих страну.

2. Наличие развитого гражданского общества, защищающего неотчуждаемые пра-

ва человека. Недопустима патерналистская установка: государство наделяет

правами и свободами граждан - они имманентно присущи людям.

3. Создание институтов демократии, препятствующих сосредоточению власти

в руках одного лица или органа.

4. Независимость, автономность и возвышение суда как одного из гарантов пра-

вовой государственности и прав человека. Любые органы власти, любое долж-

ностное лицо и любой гражданин в равной степени подконтрольны суду.

5. Исключение любых форм деспотизма и диктатуры, от кого бы она ни исходи-

ла, правовая защита человека от произвола чиновников и государства.

6. Участие граждан в управлении государством посредством механизмов демо-

кратии. Наличие возможности реального воздействия общества на характер

деятельности ветвей власти.

7. Сознательное и добровольное самоограничение граждан в своих правах и сво-

бодах в пользу закона. Наличие высокого уровня политической и правовой

культуры граждан, основанной на принципе плюрализма и альтернативных

источниках информации.

Понятие «социальное государство » было введено в научный оборот немецким

ученым Лоренцем фон Штайном во второй половине XIX в. Значительный интерес представляют попытки исследователей выявить сущ-

ностные характеристики социального государства. Среди его существенных при-

знаков называются следующие:

Правовое государство;

Социальные выплаты и социальное распределение;

Заботливое существование, обеспечение государством стабильного социально-

экономического положения граждан;

Возможность на правовой основе осуществлять планирование, распределение,

организацию индивидуальной и социальной жизни; предоставление всем гра-

жданам доступа к социальным выплатам;

Индивидуальная свобода, солидаризм, справедливость (законность), демокра-

тия, социальная забота и социальный мир.

59. Понятие избирательной системы и основные виды выборов.

В широком смысле избирательная система - это система общественных отно-

шений, связанных с выборами органов публичной власти. Сфера этих отношений

весьма широка. В нее входят вопросы и определения круга избирателей и изби-

раемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных округов, избира-

тельных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий из-

бирательного процесса вплоть до его завершения.

Регулируется избирательная система нормами избирательного права, понимае-

мого как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституци-

онного (государственного) права. Однако не вся избирательная система регули-

руется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые

корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений

и др.), а также обычаями и традициями данного общества. В этом смысле избира-

тельная система является одним из главных элементов политического института

В настоящей главе рассматривается избирательная система в так называемом

узком смысле, т. е. как способ определения того, кто из баллотировавшихся канди-

датов избран на должность или в качестве депутата, какие политические партии

допущены к распределению мандатов и каким образом устанавливается их коли-

Роль и значение избирательных систем в институциональной

структуре современных государств определяются рядом причин.

Во-первых , избирательные системы и процессы являются центральной харак-

теристикой демократии. Во-вторых, избирательные системы и процессы обеспе-

чивают легальность и легитимность существующих государственных органов, они

показывают уровень доверия к проводимой правительством политике. В-треть-

их , избирательные системы и процессы оказывают существенное влияние на со-

стояние политического плюрализма, конкуренции и характер политической сис-

темы. Они способствуют (в зависимости от избранной электоральной формулы)

увеличению или понижению числа партий, модифицируют отношения между

партиями, участвовавшими в выборах, и партиями, получившими места в парла-

менте. В-четвертых , электоральное поведение, несмотря на его обусловленность

рядом социально-экономических, культурных и политико-идеологических фак-

торов, во многом диктуется характером избранной системы выборов. Именно ин-

ституциональные характеристики избирательных систем определяют масштаб уча-

стия населения в выборах, возможность влияния избирателя на результаты голо-

сования, пропорциональность представительства в избранных государственных

органах различных групп населения и т. д. Наконец, в-пятых , изучение избира-

тельных систем в сравнительном ключе позволяет лучше понять «политический

инженеринг», т. е. технологию политической борьбы. Как никакой другой полити-

ческий процесс, выборы подвержены влиянию и манипулированию.

Избирательные системы могут быть прямыми (при которых избиратели отда-

чае избиратели формируют коллегию выборщиков которая, в свою очередь, реша-

ет, какой из кандидатов займет выборную должность. Примером этого служат

выборы президента США. Коллегии выборщиков могут также создаваться парла-

ментами. В Германии президента избирает коллегия выборщиков, в которую вхо-

дят все члены нижней палаты - бундестага - и такое же количество выборщиков,

представляющих парламенты земель.

В политической практике чрезвычайно высокую значимость имеет выбор основ-

ных элементов электоральной формулы: соотношение пропорциональной и ма-

жоритарной систем, уровень заградительного барьера, одномандатные или много-

мандатные округа, открытые и закрытые партийные списки и ряд др.

Тип избирательной системы (электоральная формула) определяется тем, ка-

получения мест в парламенте. В современной политической практике выделяют-

ся следующие основные типы избирательных систем: мажоритарная, пропорцио-

нальная и смешанная . Ряд исследователей в качестве самостоятельных типов вы-

деляют также полупропорциональные и преференциальные системы и некоторые

их разновидности.

60. Мажоритарная избирательная система и ее особенности.

Наиболее распространена на выборах система большинства, именуемая мажори-

тарной (от франц. majorite - большинство). При этой системе избранным считает-

кандидатов, пропадают. Эта система - единственно возможная при выборах од-

ного должностного лица (президента, губернатора и др.). Когда же она применя-

ется для выборов коллегиального органа власти, например палаты парламента

обычно создаются одномандатные избирательные округа, т. е. в каждом из них

должен быть избран один депутат.

В странах, имеющих длительные демократические традиции, политическая

жизнь давно монополизирована политическими партиями, представители кото

рых в основном только и баллотируются на выборах и затем образуют в парламенте

или ином представительном органе соответствующие партийные фракции, дейст

вующие организованно. В тех же странах, где партийная система еще находится в

стадии становления, а возникающие политические партии большого авторитета

в обществе не имеют, выборы по мажоритарной системе создают слабоорганизо

ванную палату. Больше шансов для избрания имеют люди, умеющие хорошо гово

рить, зажигать массы привлекательными лозунгами, но далеко не всегда способны

к тщательной, хотя и рутинной, законодательной работе, в которой демонстрация

собственной личности совершенно не требуется. Мы у себя в стране наблюдали

это на примерах съездов народных депутатов, подчас принимавших решения, про

диктованные эмоциями.

Мажоритарная система имеет несколько разновидностей, обусловленных раз

личными требованиями к величине необходимого для избрания большинства го

Самая простая разновидность - это система относительного большинства, при

которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой

из остальных кандидатов. Во многих научных работах современных исследователей подобная система называется плюральной (ПЛ). Плюральная система в конце

XX в. применялась в 68 странах мира. Такая система используется, например, на

парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, частично в Германии и

частично, как известно, у нас в России. Очень часто она применяется при местных

выборах. Практически чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем

может оказаться избранным кандидат, за которого подано 10% голосов или даже

меньше. К тому же в законодательстве ряда стран, где применяется данная система, не предусмотрены ни обязательность участия избирателей в голосовании, ни

минимальная доля их участия, необходимая для признания выборов действительными. В Великобритании, например, если в избирательном округе выдвинут один

оказывается, что партия, кандидатов которой по стране поддержало большинство

избирателей, получает в палате парламента меньшинство мест.

Более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного большинства, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов. В качестве базы для подсчета при этом выступает либо общее число по-

чем в первом. Хотя и менее вероятно, но все же вполне вероятно, что и при этой

системе партия, кандидаты которой по стране собрали большинство голосов, по-

лучит меньшинство парламентских мандатов. Это может произойти в случае, если избиратели, голосующие за такую партию, окажутся сосредоточенными в не-

большом числе избирательных округов, а избиратели «партии меньшинства»,

напротив, добьются хотя бы ничтожного преимущества в большинстве избирательных округов. Ведь после того, как планка 50% + 1 голос взята, получившему

абсолютное большинство кандидату никакие дополнительные голоса уже не нужны. Общие преимущества мажоритарной системы сводятся к нижеследующим положениям; избирательные бюллетени составлены кратко и ясно; избиратели голо

суют за конкретного человека, который обычно представляет и свою партию; из

бранные члены парламента представляют конкретные избирательные округа и

должны отстаивать их интересы, если хотят быть переизбранными на второй срок

данная система дает возможность участвовать в выборах независимым кандидатам. Обычно в тех странах, где она применяется, победитель выигрывает с явным

перевесом (наиболее яркими примерами являются США и Великобритания). Од

нако это вовсе не обязательно. Сильные региональные партии могут осложнит

исход выборов - наиболее показателен в этом отношении пример Индии. Далее

мажоритарная система способствует формированию сильной оппозиции, которая

вырабатывает четкую альтернативу курсу правительства. Иными словами, мажоритарная система способствует развитию двухпартийной политической системы

При выборах по одномандатным избирательным округам отмечается тенденция к созданию коалиций накануне выборов, поскольку существует всего лишь

одно место, для получения которого необходимо набрать относительное большинство голосов. В итоге проблема выбора для избирателя существенно облегчается. Во Франции в результате предвыборной коалиции голлистов и мелких центристских партий образовалось правое большинство. В Америке взаимная

поддержка стала довольно частым явлением там, где появляется угроза со стороны третьих партий. В Великобритании, где создание коалиций не является привычной практикой, избиратели все чаще предпочитают голосовать из тактических

соображений, если кандидат, которому они отдают предпочтение в первую очередь, имеет лишь незначительный шанс на победу. Однако это преимущество -

облегчение проблемы выбора для избирателя - не обязательно является отличи-

Последние материалы сайта