Город на побережье цемесской бухты черного моря. Морская прогулка по Цемесской бухте: море, горы, корабли. Проклятие Цемесской бухты

31.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Цемесская бухта – небольшая часть Черного моря у Новороссийска, отделенная от ветров и открытых вод сушей. Название она обрела от несущей свои воды реки Цемес, является уникальным природным сооружением, совместившим в себе сразу две функции – практическую и эстетическую. Считаясь одним из основных способов связи окружного центра с внешним миром, она по праву считается крупнейшим вместилищем памятников города.

Где находится Цемесская бухта?

Ее расположение – северо-восток Черноморья. Ближайшие к ней населенные пункты, кроме Новороссийска, — Мысхако и Кабардинка.

На карте Цемесская бухта располагается таким образом:

Исторические факты и легенды

Цемесская бухта всегда ценилась российским флотом – это крупнейшая по военному значению гавань после Севастопольской, что на полуострове Крым. В состав Российской империи она вошла лишь в 1829 г., доставшись государству в награду за победу в войне с турками-османами.

С тех пор ее активно эксплуатируют: в период с марта по октябрь по ней курсируют корабли различной величины и назначения – от военных до торговых, обслуживая нужды Новороссийска. Гавань эта не замерзает и в зимнее время, но в холодные месяцы ею завладевают ветры: штормы бывают настолько сильными, что моряки в этот период не рискуют отправляться в плавание.

Длина береговой линии Цемесской бухты – 15 км, с запада ее формирует Абрауский полуостров, с северо-запада – остров , а на востоке расположено село Кабардинка. Максимальная глубина здешних вод – 27 м, внушительная цифра делает возможным вхождение сюда даже океанских лайнеров.

Мифы и легенды

Охотники за паранормальными явлениями и искатели аномальных зон всей планеты давно дали этой уникальной природной достопримечательности собственное название – Российский бермудский треугольник. В 1917 г. именно здесь новое правительство страны решило потопить не один десяток судов, организовав своего рода корабельный погост против неприятеля.

Интересно, что ни одно из многочисленных судов не было найдено впоследствии: множество раз дайверы погружались на дно, но не находили никаких крупных корабельных частей, за исключением их обломков. С тех пор бухта так и влечет за собой череду трагических событий, увеличивая подводное кладбище. А многие уверяют, что видели здесь корабль-призрак: видение возникает в сумерки, когда на землю опускается туман.

Местные жители уверены, что мистическое судно – это «Адмирал Нахимов», затонувший в 1986 г. в результате столкновения с другим кораблем. В свое время трагедия наделала много шума, мистики связывали эту катастрофу с дурной славой местности. И теперь крейсер вынужден курсировать по своему маршруту вновь и вновь, перевозя людей, которых уже давно нет в мире живых.

Цемесская бухта: прогулка по достопримечательностям

Цемесская бухта – это не только место с богатейшей историей и крупный порт, но и настоящее скопление памятников и достопримечательностей. Прогулка по береговой линии доставит туристу много прекрасных часов и даже дней: обойти все 15 км за сутки не представляется возможным.

На въезде в Новороссийск установлен Монумент морякам революции. Открытый в 1980 г., он должен был стать частью целого комплекса, посвященного героям гражданской и Великой Отечественной войны. Но финансирование проекта остановилось – завершенным оказался лишь это памятный знак. Он великолепен: 12 м в высоту, мемориал изображает коленопреклоненного моряка, опустившего голову в минуту скорби по погибшим товарищам. В одной руке он держит собственную бескозырку, а в другой – головной убор не вернувшегося из боя товарища, бережно прижимая все, что от него осталось, к сердцу. Композиция невероятно трогательна, многие плачут, вглядевшись в нее повнимательнее.

Если перейти дорогу, вы выйдете на масштабную обзорную площадку, открывающую великолепный вид на море: здесь получатся захватывающие дух панорамные фото, Цемесская бухта – живописное место. Тут же установлен оригинальный знак «Куб-визир», выполненный в память о затонувших в гавани кораблях. Столь абстрактное толкование трагедии делает его еще более привлекательным, хочется остановиться и полюбоваться подольше.

Одна из интереснейших здешних экскурсий – посещение . В середине XX века судно принимало участие в боевых действиях в Средиземном море и Атлантическом океане, путешествовало к берегам Египта и Сирии. Благодаря техническим характеристикам, опережавшим большинство судов тех лет, оно вошло в ТОП-10 лучших в своем времени. Но время дает о себе знать: крейсер больше не бороздит моря, зато дает шанс каждому посетителю поближе познакомиться с морским делом и узнать о великой истории России за последние 100 лет. Более 200 м в длину и 20 м в ширину, он сохранил на борту уникальные памятки прошлого. Купив билет за символическую стоимость, турист получает увлекательную информацию и прогулку по морю на корабле-легенде.

Морская слава города-города

Еще один великолепный образец величественной скульптуры – стела Морская слава. Авторы – Суворов и Аполлонов – вложили в нее все свои силы и талант. Общая высота – 7,5 м, из-за этого ее пришлось создавать не целиком, а частицами: первой отлили фигуру девушки-ангела, под ногами которой находится вся планета, в руках она держит парусник, оберегая корабль от несчастий и бед. Затем возвели и гранитную колонну, на которую поместили фигуру, видимую задолго до вхождения в Цемесскую бухту. Моряки, разглядев памятник, безошибочно определяют, что они прибыли в славный город-герой Новороссийск.

Интересно погулять и по : среди огромных сухогрузов с многотонными грузами, невиданной техникой и людской суетой, ощущаешь себя всего лишь песчинкой. Порт из-за величины разделен на четыре района: военный, пассажирский, нефтяной и грузовой. Для осмотра доступна только пассажирская часть, но при должной ловкости можно попасть и в остальные отделы.

— монументальная скульптура в виде боевого судна с матросами, готовящимися вступить в бой. Прямо внутри расположен музей, содержащий барельефы портретов героев Советского Союза.

Как добраться (доехать)?

Попасть к гавани несложно – многие маршруты транспорта, курсирующего между Новороссийском и Геленджиком, идут возле нее. Городские маршрутки и автобусы также подходят к ней.

От центра Новороссийска доехать до Цемесской бухты вы сможете так:

Город - порт. Город - герой. Новороссийск.

Новороссийск – небольшой город на юго-западе Краснодарского края России с численностью населения чуть менее 300 тысяч жителей. За счёт отдыхающих население увеличивается до 450 тысяч человек. При этом национальный состав города достаточно разнообразен и своеобразен: основную часть населения составляют русские, затем в меньшем количестве идут украинцы, поляки, чехи, немцы, греки, армяне, евреи, грузины и татары.

На морском берегу помню город, он в искрах рассвета,
Удивительно светел и как-то невиданно чист.
Вы узнали его, он один на огромной планете,
Носит гордое имя, красивое, Новороссийск.

Там в порту загружается снова торговое судно,
И на вечном приколе военный корабль стоит.
Я пьяна этим городом! Счастьем пьяна беспробудно!
Он сейчас далеко и от этого сердце болит....

Трофимова Анна



город - порт

Основной достопримечательностью Новороссийска можно назвать Цемесскую бухту, на берегу которой стоит город. На картах, впрочем, она отмечена как Новороссийская. Это самая большая бухта на российском побережье Чёрного моря. Её длина - 15 километров, ширина у входа - 9 километров, глубина - 21-27 метров. Сюда впадает река Цемес, по имени которой и названа бухта.


Цемесская бухта

Климат в Новороссийске близок к средиземноморскому. Характерные для города сильные ветра могут быть вызваны вторжением на Черноморское побережье холодного воздуха с Северокавказского плато.


Новороссийская бора

Ежегодно, чаще всего с ноября по март, в районе города дует шквальный ветер, который называют норд-ост, или бора. Он бывает настолько сильным, что вырывает деревья с корнем и сносит крыши домов. Массы холодного воздуха, проходящие через горы, выглядят как гигантские клубы сахарной ваты. Если дует норд-ост, температура воздуха за считанные часы может понизиться на 10 - 15 градусов.


Отцы - основатели Новороссийска

Памятник отцам-основателям Новороссийска генерал-лейтенанту Николаю Раевскому, контр-адмиралу Лазарю Серебрякову и вице-адмиралу Михаилу Лазареву установлен в Историческом сквере набережной.

Будучи расположенным на побережье Новороссийской бухты Чёрного моря, город является крупнейшим портом, включающим пассажирский, грузовые порты и нефтеналивную гавань. Через Новороссийск проходит громадный грузооборот, в особенности - по морю, а почти весь берег города занят причалами для судов, которые транспортируют различные грузы: цемент, зерно, нефть, металл, лес и т. д.


Крейсер «Михаил Кутузов»
Волею судьбы артиллерийский крейсер «Михаил Кутузов» стал последним кораблем, который уцелел, и благодаря борьбе ветеранов крейсера сохранен как памятник флоту и эпохе, как образец кораблестроения, как музей, как база для подготовки будущих поколений моряков.


Корабль-музей

Крейсер «Михаил Кутузов» на вечной стоянке у морского вокзала города-героя Новороссийска. Набережная Адмирала Серебрякова.
Крейсер «Михаил Кутузов»: Водоизмещение: 16 300 т. Размеры: длина – 210 м, ширина – 22 м, осадка – 7,3 м. Скорость хода максимальная: 33 узла. Дальность плавания: 9000 миль при 16 узлах. Крейсер "Михаил Кутузов" 23-25 августа 2001 г. был переведен в Новороссийск из Севастополя и 28 июля 2002 года, в День ВМФ, был открыт как корабль-музей.



Круглый год в Цемесскую бухту заходит множество торговых и пассажирских судов, но, говорят, не все они, выходя из неё, благополучно достигают места своего назначения. В бухте, на глубине 47 метров, лежит русский «Титаник» («Адмирал Нахимов») - пассажирский пароход, затонувший по невыясненным причинам. Кроме него, здесь затонуло еще много кораблей разных времён. По словам моряков, навигационные приборы в Цемесской бухте, непонятно почему, часто выходят из строя, а дайверы утверждают, что погружение в этом районе связано с огромным риском для жизни. Многие называют Цемесскую бухту аномальной подводной зоной.




Малая земля. Музей

В годы ВОВ, в частности на протяжении 1942 года немецкие войска стремились к городу. Активно, ожесточенно и целенаправленно. В сентябре немцы ворвались в город, захватили важнейшие объекты жизнеобеспечения, вокзал и крупные железнодорожные узлы. Середина войны, то есть зима 1943 года, после Сталинградской битвы инициатива перешла к нашим войскам. Немцы принуждены были оставить в немедленном порядке свои позиции и отойти за оборонительные рубежи довольно сильного характера.

После ожесточенных боев уличного характера, которые имели место в Новороссийске, город был полностью освобожден. В 1973 – Новороссийск был официально признан городом-героем. На территории Новороссийска множество знаменитых памятников, монументов и прочих исторических зданий. Памятник «Малая земля», посвященный героической высадке десанта, представляет собой два железобетонных массива (с виду напоминающих деканатское судно) с высеченными барельефами матросов и солдат. У подножья мемориала – Вечный огонь.


Памятник Мемориал

В середине «судна» Музей воинской славы. Недалеко от этого места музей советской и трофейной боевой техники. Его территория поделена на бетонные квадраты, в отверстиях которых посажено 1419 тополей равное числу дней, в течение которых длилась ВОВ. Историческими памятниками так же являются «Рубеж» и«Коленопреклоненный матрос» .




Памятник-ансамбль "Малая земля" - часть мемориального комплекса "Героям гражданской войны и Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг." - расположен на берегах Цемесской бухты.

Памятник-ансамбль «Малая земля» стоит на берегу Цемесской бухты. Здесь установлен десантный корабль-мемориал, на левом борту которого располагается бронзовая девятифигурная скульптурная группа «Десант» - изготовившиеся к бою моряк, пехотинец, командир и девушка-санинструктор. На другом борту корабля, со стороны моря, находится еще один многофигурный мемориал - готовые к наступлению бойцы.






Малая земля Музей

Внутри памятника устроена галерея боевой славы. В состав комплекса «Малая земля» входит еще один интересный музей - Музей военной техники периода Великой Отечественной войны.


Музей невелик. Основная часть экспонатов - военная техника Второй мировой войны, в основном, советская. Вражеская техника представлена противотанковой пушкой, также есть части американского истребителя. Многие трофеи подняты с морского дна.


Памятник-ансамбль "Линия обороны"

Массовый подвиг защитников Новороссийска увековечен в памяти народа. У шоссе на юго-восточной окраине города на постаменте стоит изрешеченный пулями и осколками снарядов и мин остов железнодорожного вагона - реликвия Великой Отечественной войны.


В ознаменование героической обороны Новороссийска в центре города воздвигнут памятник - трехфигурная композиция бойцов с автоматами и знаменем. На постаменте надпись: «Воинам защитникам города Новороссийска 1943».


Аллея городов героев Новороссийск.Приведены даты присвоения звания, а не указов о вручении медалей «Золотая Звезда» и орденов Ленина городам, получившим звание города-героя ранее: Новороссийск - с 14 сентября 1973 года


В память о героических подвигах моряков-десантников в 1968 г. на бетонном постаменте в форме высоко поднявшейся волны установлен торпедный катер. Памятник стал символом всех катеров, принимавших участие в боях за Новороссийск в сентябре 1943 г. Автор памятника – архитектор Н. Никитин.


На набережной Адмирала Серебрякова в 1960 г. открыт памятник «Неизвестному матросу». На высоком гранитном пьедестале застыла 7-метровая бронзовая- фигура матроса с автоматом на плече. Памятник стал символом мужества воинов-черноморцев.




аллея городов - героев


На аллее возле парка Фрунзе

Замечательными местами для прогулки по праву можно считать городскую набережную, с которой открывается великолепный вид на корабли, морской вокзал и площадь Героев, на территории которой находится парк и установлены памятники героям войны.




"Судьба морячки"


якорь набережная




Дева с розами. Поющий фонтан в центре Новороссийска






До 70-х годов собственной пресной воды в Новороссийске не было. Особенно летом небольшие местные запасы воды около города истощались. Воду в город возили танкеры из Туапсе. Жители всегда ждали появление танкеров с водой. В начале 70-х годов было принято решение о строительстве водовода с Кубани. Когда вода с Кубани пришла в Новороссийск (заработал Троицкий групповой водопровод), то на набережной напротив каботажного пляжа появилась скульптура-фонтан "Дарящая воду".


Фонтан "Дарящая воду"










памятник А.С. Пушкину




Памятник Наталье Гончаровой








Набережная Адмирала Серебрякова.
Скульптура «Дельфин и русалка» установлена в 2007 г. в Новороссийске. Скульпторы Т.М.Синельникова, А.И.Суворов.












Новороссийский планетарий имени Ю. Гагарина
Новороссийский планетарий имени Ю. Гагарина является единственным в Краснодарском крае и одним из двадцати планетариев России. Здесь можно полюбоваться звездным небом, определить местонахождение планет, послушать рассказ о созвездиях, кометах, звездах, увидеть северное сияние.




Скульптура при Новороссийском колледже строительства и экономики








Колокольня Успенского собора. Успенский кафедральный собор


Собор Успения Пресвятой Богородицы


крест Крест установленный в честь 2000 летия с рождения Иисуса Христа



Здание Новороссийского морского торгового порта






Зал морского порта Новороссийск.


а вот так грузят сухие грузы на суда. Отсюда и название "Сухогруз"...Кто не живет на берегу моря, тот и не знает, как грузят, да как перевозят...


а вот это - судно нефтеналивное. Отсюда и название "Наливняк"...






а вот это тоже, можно сказать, памятник...
Этот сухогруз затонул 11.11.2007 г. во время шторма выброшен на берег в районе Новороссийска.Построен на судоверфи "Yildirim" (г.Стамбул, Турция).Валовая вместимость: 955 т.. Дедвейт: 2103 т












Винзавод "Мысхако". Логотип винного завода «Мысхако»
В нескольких километрах от Новороссийска расположено село Мысхако, где находится одна из старейших винодельческих компаний России. Здесь же действует дегустационный зал. В нём можно не только попробовать разные сорта вина, но и рассмотреть уникальные археологические находки античности - амфоры, пифосы, чаши.











Видео youtube.com: «Адмирал Нахимов» загружено пользователем UNDERWATERSTUDIO

Дурная слава не испугала русских моряков

Весь мир знает о Бермудском треугольнике - «гиблом месте» в Атлантическом океане, где регулярно происходят таинственные исчезновения морских и воздушных судов. Но мало кто знает, что подобная аномалия существует и в России, на Черном море.

Новороссийский порт - крупнейший в России, здесь ежедневно пришвартовываются десятки судов, крупные и мелкие корабли снуют по Цемесской бухте, путешественники и яхтсмены, кажется, сотни раз входили и выходили из бухты на судах разной вместимости и престижности. Здесь даже проводятся парусные регаты. Жизнь кипит.

Но, время от времени в бухте просыпается нечто, что заставляет город терять очередное корабль, его команду и пассажиров.

Дурная слава Цемесской бухты уже несколько веков будоражит умы местных жителей и бывалых моряков, которых судьба заносит в эти края.

Впервые о «таинственной бухте» в виде подковы русские услышали от турков, живших в крепости Суджук-Кале, располагавшейся на месте нынешнего Новороссийска. Лодки воинственных янычар тонули в бухте, словно кто-то с бешенной силой тянул их на дно.

Среди бела дня и без малейшего намека на ветер или шторм. Бывало, что неожиданно уходили под воду опытные пловцы, решившие поплавать вдали от берега.

Согласно легендам, именно сюда отправился за золотым руно Одиссей, здесь совершал подвиги Геракл, и здесь был прикован к скале Прометей. А помните миф об острове сирен, которые своим дивным пением сводили с ума отважных моряков и в итоге корабли вместе с людьми тонули?

По одной из версий современных исследователей, этот «остров» располагался где-то в районе нынешнего Новороссийска.

Может проклятье Цемесской бухты и древние сирены как-то связаны?

Примечательно, что само кораблекрушение во всех случаях без исключения, происходило за считанные минуты. Независимо от размеров терпящего бедствие судна.

Однако, русских, решивших разместить в солнечной и кажущейся спокойной бухте, эти рассказы не пугали. И в итоге здесь была построена база Черноморского флота России. Слишком подходящими были географическое положение Цемесской бухты и местные погодные условия.

Вот только, смена названия и национального состава живущих на берегу черноморского «бермудского треугольника» никак не повлияли на необычные качества бухты - притягивать на дно корабли.

Кладбище кораблей

Круглый год множество торговых и пассажирских судов входят в гавань и выходят из нее, но не все они благополучно достигают места назначения. Дно бухты усеяно останками кораблей разных времен, затонувших по невыясненным причинам.

Многочисленные дайверы, не боящиеся «проклятья Цемесской бухты» неоднократно поднимали на поверхность множество древних монет, кусочки амфор и прочие находки, свидетельствующие о давности происшедших в этих местах кораблекрушений.

Интересно, что часть судов, потерянных в бухте уже в 20-м веке, подводные исследователи до сих пор не нашли. Хотя есть достоверные свидетельства об их гибели.

Даже сама статистика местных кораблекрушений наводит на мысль о «ненормальности» бухты.

Только в ХХ веке здесь произошли следующие события (самые громкие):

В 1918 году во избежание сдачи в плен немцам по приказу Ленина в бухте был затоплен весь российский Черноморский флот.

В годы Великой Отечественной войны в бухте погибло несколько десятков больших и малых судов, многие из которых до сих пор не найдены.

31 августа 1986 года здесь, в результате столкновения с сухогрузом погиб легендарный пассажирский пароход «Адмирал Нахимов», забрав с собой на дно бухты жизни 423 человек.

В 1973 году, зимой, стоявший у причала корабль вдруг сильно обледенел из-за налетевшего шквалистого ветра и в считанные минуты ушел на дно. Спастись удалось лишь половине экипажа.

В 2010 году поисковики обнаружили недалеко от Новороссийска затонувший военный корабль, типа «Морской охотник». Историки считают, что он принимал участие в боях за Малую землю в годы Великой Отечественной войны.

Было бы логично предположить, что корабль затоплен в бою, например, под обстрелом немецких бомбардировщиков. Но если бы это было так на самом деле, то снаряды должны были взорваться и уничтожить судно.

Однако на корабле полностью сохранился боекомплект, утверждают исследователи судна. Детонации по какой-то странной причине не произошло.

Кстати, во время боев за Новороссийск произошло немало подобных странностей. Но из-за серьезности положения и тяжести боев, на них никто практически не обращал внимания.

А, возможно, более внимательное отношение к расследованию кораблекрушений в Цемесской бухте, могло бы сохранить некоторое количество вполне нормальных судов.

Проклятье «Нахимова» или Цемесской бухты?

Одна из самых страшных и нелепых с логической точки зрения трагедий в российском судоходстве случилась ночью 31 августа 1986 года.

«Адмирал Нахимов» был советским пассажирским пароходом, который в течение 29 лет совершал морские круизы по Крымско-кавказской линии.

31 августа 1986 года пароход «Адмирал Нахимов» прибыл из порта Ялта и в соответствии со своим круизным расписанием, в 14:00 ошвартовался у 34 пассажирского причала порта Новороссийск. В соответствии с расписанием, «Адмирал Нахимов» должен был стоять до вечера в Новороссийске.

В 22:00, когда все пассажиры уже были на борту, пароход отдал концы и медленно отчалил от причальной стенки. Буксиры «Бесстрашный» и «Безукоризненный» медленно отвели ярко освещенный «Адмирал Нахимова» от причала, развернули его в акватории и повели на выход из порта.

В тот момент на борту «Нахимова» по официальной версии находилось 1243 человека. Это были 346 члена экипажа и, с учетом выданных круизных путевок, 897 пассажира.

Так пароход последний раз в своей 60-летней жизни покидал порт, имея на своем борту 1234 жертвы.

«Адмирал Нахимов» и огромный сухогруз «Петр Васев» столкнулись на выходе из Цемесской бухты.

Теплоход затонул всего за 8 мин , из 1234 находившихся на борту пассажиров, 423 ушли с лайнером под воду.

Следствие практически сразу нашло виновных в трагедии - по мнению прокуроров ими оказались капитаны обоих судов. За «халатное отношение к своим обязанностям» они получили несколько лет тюрьмы.

Однако большинство новороссийцев, родственников погибших и спасшихся пассажиров «Нахимова», а также многочисленные исследователи не верят в такое слишком простое объяснение обстоятельств аварии.

Ведь оба капитана были опытными «морскими волками», не однажды проходили морские ворота Новороссийска, проявляли себя с лучшей стороны в сложнейших ситуациях в открытом море. А тут такая «оплошность»?

Никто до сих пор не может понять, как могли в большом заливе при полном штиле и прекрасной летней погоде столкнуться 2 судна, если корабли находились в прямой видимости, команды были опытными, места и времени для расхождения было более чем достаточно.

Для сравнения приведем наглядный пример: представьте себе обычный пустой стадион. На нем находятся две машины, которые почему-то столкнулись. Хотя места для самых сложных маневров было предостаточно.

Действия капитана сухогруза «Петр Васев» в последние несколько минут перед столкновением до сих пор кажутся более чем странными: он спокойно продолжал вести сухогруз по приборам, несмотря на настойчивые просьбы своего помощника выглянуть в окошко, где мерцали приближающиеся огни огромного лайнера.

Почему опытный моряк доверился только показаниям приборов, которые в этот раз ошибочно указывали на успешное расхождение с лайнером? Когда капитан очнулся от внезапного «забытья», он понял, что предотвратить кораблекрушение невозможно. Срочно был дан «задний ход». Но по инерции судно продолжало идти на сближение с «Нахимовым».

П о одной из версий, приборы сухогруза показывали некое третье судно в акватории Цемесской бухты. Но почему о нем ничего не известно? И почему умная электроника не распознала такого огромного лайнера как «Адмирал Нахимов»?

От полученных повреждений пассажирский лайнер затонул в считанные секунды. Более 400 человек ушли под воду, затянутые огромной воронкой. Тела 60 человек не найдены до сих пор.

Примечательно, что странности с судном продолжали происходить и после крушения. Во время поисковых работ на борту «Нахимова», однажды погибли двое опытных водолазов.

Им вроде как не хватило воздуха. Люди, побывавшие на «русском Титанике», отмечали внезапное ощущение паники и ужаса, которое возникало у них на глубине более 40 метров.

После череды странных происшествий и совпадений, поисковые работы было решено прекратить, а сам корпус укрыть специальным резиновым чехлом. Мачты спилили, трубы убрали.

Так до сих пор и лежит пароход «Адмирал Нахимов» в Цемесской бухте на глубине 47 метров. Какой-либо навигационной или экологической опасности судно не представляет.

Кроме того, в настоящее время так и не разработали ни одного проекта его подъема. А район радиусом 500 метров, которой является местом затопления теплохода «Адмирал Нахимов», считается официальным местом захоронения жертв катастрофы.

В этом районе запрещены погружения водолазов и подводных аппаратов, постановка на якорь, и вообще любые действия, которые нарушают покой места захоронения.

С реди наиболее частых версий гибели лайнера называют - проклятье Нахимова.

Когда-то адмирал П. С. Нахимов, отстаивая Севастополь, велел затопить корабли, чтобы преградить вражеским судам путь в гавань. Город тогда удалось отстоять, но с тех пор корабли, названные в честь храброго и предприимчивого адмирала, неизбежно терпят кораблекрушения и тонут.

По другой версии на гибель судов повлияло землетрясение, которое в момент крушения произошло в акватории Черного моря, но за сотни миль от Новороссийска. Его мощное электромагнитное излучение от землетрясения и повлияло на действия капитанов обоих судов.

Природная аномалия меняет время и психику людей

Помимо загадочных порою, беспричинных кораблекрушений, Цемесская бухта прославилась и способностью менять время и характер людей, живущих рядом.

Моряки свидетельствуют, что неоднократно в центре бухты у экипажа бороздящих ее просторы кораблей, разом останавливались часы. Выходили из строя электроприборы. Но, как правило, спустя неопределенное время время вновь возвращалось в обычном понимании, только вот часы приходилось подводить до нужной отметки.

В 2000-х годах жители Новороссийска стали неоднократно рассказывать о странных совпадениях - в некоторые из дней в окрестностях города происходили странные и страшные дорожные аварии, в которых гибли люди. В городе особо чувствительные люди, «сходили с ума» и калечили себя и тех, кто был рядом.

Есть среди описаний странностей и такое: двое новороссийцев ехали на машине и любовались чистой гладью Цемесской бухты. Внезапно на поверхности моря появились огромные круги - как будто кто-то невидимый сверху что-то уронил в море.

Более того, по словам приятелей, вода словно вращалась по часовой стрелке и грозила превратиться в воронку. Это видение продолжалось несколько минут, после чего также внезапно исчезло.

В конце 2000-хтысячных годов в Цемесской бухте проводили работы по обследованию глубоководных выпусков коллекторов с очистных сооружений. Опытные водолазы работали на глубине 40-45 метров.

В один из дней во время очередного погружения, один из опытных водолазов собрался всплывать на поверхность, когда запас воздуха подходил к концу. И вдруг он с ужасом понял, что не может этого сделать. Что-то как будто тянуло его в глубину. Пришла паника и ужас.

Мужчина стал отчаянно двигаться, делая попытки подняться на поверхность и в итоге все-таки всплыл. Но при этом он почти терял сознание от пережитого шока. Больше в страшное место, по понятным причинам, он не вернулся.

Примерно в эти же годы, в Новороссийском порту произошло странное происшествие - во время погрузочно-разгрузочных работ, вдруг стало плохо с сердцем сразу 4 рабочим. Всех их немедленно доставили в реанимацию местной больницы. Но спасти одного из мужчин все-таки не удалось.

Ученые и исследователи паранормальных явлений утверждают, что причиной этих и множества других подобных случаев - магнитные аномалии.

По их мнению, действие этих аномалий непостоянно и зависит от нескольких факторов. Прежде всего, все они как правило связаны с наличием в аномальной зоне больших «запасов» железа или руды (чего на дне Цемесской бухты предостаточно). Кроме того, на необъяснимые явления влияет и электромагнитный выброс, связанный с движением магмы, которое произошло недалеко от поверхности земли.

И все-таки, есть еще скептики, для которых вышеописанные явления и происшествия - не показатель аномальности Цемесской бухты. По их мнению, высокая частота трагичных случаев оправдана тем, что здесь самое интенсивное в Черном море судоходство.

Кто прав, а кто - нет, мы достоверно не можем сказать. Ясно лишь одно - пока в Цемесской бухте будут и дальше тонуть суда, гибнуть люди - дурная слава российского «бермудского треугольника» не уйдет. А значит, еще долгие годы Новороссийску и его окрестностям обеспечено пристальное внимание исследователей, дайверов и просто любителей истории, которые пытаются докопаться до истины «загадки «чертовой» бухты».


Цемесская бухта - это акватория, которую сейчас занимает один из крупнейших морских торговых портов Черного моря и России вообще. Бухта омывает берега города-героя Новороссийска.
Если Вы окажетесь в этом замечательном городке, просто придите на набережную и насладитесь величием порта. Еще каждые полчаса летом от центральной набережной отходят прогулочные катера. Часовая поездка по бухте очень доступна - 200 р. с человека, так что советую
В Новороссийске порт мирового значения, оттого и встретить тут можно корабли со всего мира. Вот, например, прямиком из Панамы, разгружается недалеко от административного здания организации

Вот такие прогулочные катера

А это край бунны (волнореза) с маяком на конце. Строятся для того, чтобы уберечь корабли от штормов, столь частых для здешних мест в осенне-зимний период

Три красно-белые трубы у горы - это очередной цементный завод, которых в Новороссийском районе хоть отбавляй

Как Вы наверное уже заметили, горы вокруг этих заводов с довольно измененным рельефом. Никуда не денешься - главное сырье - с них

В правом нижнем углу между гор - там находится курортный поселок Кабардинка, административно относящийся к Новороссийскому району

Нефтеналивная часть здесь также имеется и вынесена на край порта

Плавучий кран выглядит именно так

Военные корабли здесь курсируют постоянно

Недалеко от Суджукской косы открывается панорамный вид на сам город. А это мемориал, посвященный Великой Отечественной Войне, называется "Малая Земля". Внутри музей, довольно популярное место у туристов соседних городов

Цемесская бухта является природной гаванью, расположенной на северо-востоке Черноморского побережья. В северо-западной части бухты находится город-герой Новороссийск и морской порт. Это вторая по значимости бухта акватории РФ после Севастопольской. Молы, причалы, волнорезы, заводы, грузовые, торговые и военные суда – все это делает бухту мало привлекательной с курортной точки зрения. Однако, бухта чрезвычайно интересна своей историей и природными особенностями.

Цемесская бухта образована Суджукской косой и мысом Дооб. На западе бухты находится Абрауский полуостров, на востоке — Маркхотский хребет. Длина береговой линии составляет 15 км, вдаётся бухта в сушу на 7 км.


Вход в Цемесскую бухту широкий — 9 км, ширина в средней части составляет 4,6 км

Максимальная глубина бухты — 27 метров. Однако проходимость судов осложняется окаймляющими берега рифами, Пенайскими банками (мелями у входа с глубиной 5-6 метров), а также останками затонувших кораблей.


При прохождении Цемесской бухты суда в обязательном порядке руководствуются лоцией, учитывая все навигационные опасности

Температура воды зимой не опускается ниже +5, благодаря чему бухта судоходна в течение всего года. Но с ноября по март бухта подвержена норд-остам (борам) , когда скорость ветра может достигать 40 м/с, а волнение моря — 12 баллов. Бора («боре») – холодный северный ветер. Такие ветра обычно образуются в регионах, где теплое море соседствует с невысокими горными хребтами. В Новороссийске это Маркхотский хребет или хребет Варада. Жители Новороссийска могут предугадать скорое появление боры по густым облакам на вершинах гор, которые называют «бородой». Бора способствует резкому падению температуры, образованию ледяной корки и иногда появлению торнадо. Во время боры суда уходят в открытое море или отстаиваются на якоре в спокойных водах соседнего селения Южная Озереевка в 12 км от Новороссийска. Такие боры наблюдаются на берегах Адриатического моря Балканского полуострова, на Новой Земле, на берегах Байкала.


Вид на Цемесскую бухту и гору Колдун по трассе М-4 из Геленджика в сторону Новороссийска

Описания боры в Новороссийске в повести К. Паустовского «Черное море»:

«Впервые наши моряки узнали, что такое черноморская бора, в 1848 году. Это было через десять лет после основания на берегу Цемесской бухты, у подножия тёмных и безлесных гор, Новороссийского укрепления».

«Как начинается бора? Над голым хребтом Варада показываются белые клочья облаков. Они похожи на рваную вату. Облака переваливают через хребет и падают к морю, но никогда до него не доходят. На половине горного склона они растворяются в воздухе».

«Первые порывы ветра бьют по палубам кораблей. В море взвиваются смерчи. Ветер быстро набирает полную силу, и через два-три часа жестокий ураган уже хлещет с гор на бухту и город. Он подымает воду в заливе и несёт её ливнями на дома. Море клокочет, как бы пытаясь взорваться. Ветер швыряет увесистые камни, сбрасывает под откосы товарные поезда, свёртывает в тонкие трубки железные крыши, качает стены домов».

Почему «Цемесская»?

Названа по одноименной реке Цемес (Цемез), впадающей в бухту. Исток реки находится на северо-восточном склоне г. Гудзева (425,6 м). С адыгейского «цемез» означает «лес насекомых», «гнилой лес». В натухайском диалекте также переводится как «лес с большим количеством насекомых».

Течет речка через индустриальную часть города Новороссийска и впадает в бухту в районе Цемесской рощи. Река была судоходной до 1921 года, пока не вырубили лес по склонам гор.

Набережная Адмирала Серебрякова вдоль западного берега Цемесской бухты. Названа в честь первого генерал-губернатора города — адмирала Лазаря Марковича Серебрякова (1792- 1862)

Сахарная голова и цементные заводы

Если вы будете в Новороссийске, то можете услышать о Сахарной голове. Это самая высокая точка Маркотхского хребта (558 м), названная так из-за своей конусообразной формы. Кстати, точно так же, Сахарной головой, называется и характерная вершина в Рио-де-Жанейро.


Вид на Маркотхский хребет, карьеры и цементный завод с набережной Новороссийска

Высота Маркотхского хребта колеблется от 400 до 800 метров над уровнем моря, сложен он осадочными породами мелового периода. Название хребта произошло от адыгского «маркотх», что переводится как «ежевичные места». Ягод здесь и правда много, однако, основное «богатство» не ежевика, а мергель, который идет на производство высокопрочного цемента. Поэтому склоны хребта изуродованы карьерами по добыче мергеля, а Сахарная голова с каждым годом «тает». У подножья находятся цементные заводы, что не прибавляет экологии Новороссийску.

Затонувшие корабли

Цемесская бухта приобрела дурную славу из-за событий, связанных с гибелью кораблей, и ряда аномальных явлений. Многие называют бухту «Бермудским треугольником Черного моря», куда затягивает корабли, водолазов и дайверов. По одной из версий, бухта представляет собой кратер остывшего вулкана, и поэтому во время тектонической активности и землетрясений происходят магнитные аномалии. Также эти явления связывают с наличием железных руд на дне Цемесской бухты. По другой версии, в бухте нет ничего аномального, а все происшествия связаны лишь с большой судоходностью. До сих пор в бухте дайверы находят обломки древних судов.

При упоминании Цемесской бухты прежде всего вспоминают событие июня 1918 года, когда была затоплена эскадра кораблей Черноморского флота во избежание взятия ее немцами. На 12-м километре Сухумского шоссе над Цемесской бухтой в 1980 году в память об этом трагическом событии установлен ансамбль «В память затопленных кораблей Черноморского флота» . В сторону Цемесской бухты обращен 12-метровый гранитный коленопреклонённый матрос с надписью: «Морякам-революции». Напротив, на смотровой площадке находится гранитный «Куб-визир» , символизирующий уходящий ко дну корабль.


Внутри куба из цветного стекла и металла выложен флажной сигнал, который был поднят на всех затопленных кораблях: «Погибаю, но не сдаюсь»

На кубе надпись: «18 июня 1918 года в Цемесской бухте во имя Революции мужественные моряки-черноморцы затопили боевые корабли, чтобы они не достались кайзеровской Германии». На другой стороне: «Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно. Пред. СНК В. Ульянов (Ленин)». По краю расположена композиция «Силуэты затопленных кораблей» с изображением (где известно) и названием каждого корабля, направлением и расстоянием до места его затопления. В 1920-х годах некоторые из затопленных судов были подняты и восстановлены.

Вид на мыс Дооб и курортный поселок Кабардинка от памятника затонувшим кораблям


Где-то там, под гладью воды, покоятся останки кораблей

Последние материалы сайта