Главный буддист России: "Я умру ради Доржиева". Запись выступления Пандито Хамбо Ламы

31.01.2021
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

11 октября в Иволгинском дацане собрались все, кто имел отношение к новости, мгновенно ставшей мировой сенсацией. Камера зафиксировала движение нетленного тела Хамбо ламы Итигэлова. Нам дали эксклюзивные комментарии.

К моменту нашего приезда приехавшие из города техники проверяли аппаратуру, точнее, системы наблюдения во дворце Итигэлова. Оказывается, в нем после закрытия работает охранная сигнализация с датчиками, реагирующими на любое физическое движение в помещении. Хотя камера четко зафиксировала на пять секунд движение чего-то во дворце, сигнализация не сработала. Время проявления этого необъяснимого явления на мониторе 20.05.51. Мы попытались если не объяснить, то хотя бы восстановить хронологию событий. Вот что нам удалось установить.

Заглянул случайно

Тот день 9 октября ничем не отличался от остальных дней в Иволгинском дацане. С утра паломники потянулись во дворец Итигэлова. К его закрытию в 17.00 ему поклонились 240 верующих. Последними зашли три гостя в национальных костюмах из Монголии. После их ухода хранитель Итигэлова Бимба лама с помощниками закрыл дворец. К 19.00 они завершили ежедневную уборку и подготовку к завтрашнему дню, закрыли дворец на три замка и ушли на ужин. Хранитель Итигэлова начинает свою службу в 06.00. Обычно он никогда не заглядывает в монитор, куда выводит изображение охранная камера. Но в то утро 9 октября Бимба лама Доржиев совершенно случайно решил заглянуть в монитор. И неожиданно увидел то, что поначалу принял за вспышку. Затем, приглядевшись, принял свечение за силуэт светящейся елки. Причем оно появилось на мониторе, когда камера зафиксировала время 20.05.51. Ни до, ни после ничего подобного не было. Озадаченный хранитель за завтраком поделился загадкой с шэрээтэ Иволгинского дацана Аюр ламой Цырендылэковым.

Не имея возможности скопировать это изображение, я сфотографировал его с монитора на свой телефон. Уже разглядывая снимок в телефоне, я предположил, что это не елка, а силуэт человека. Но как он мог попасть ночью в закрытый дворец? И почему не сработала сигнализация? Бимба лама спросил, почему он светится. Я предположил, что многие монголы приходят к Итигэлову в национальной одежде из шелка и парчи. Возможно, орнаменты так светятся. Позвал ректора Буддийского университета. Он тоже увидел на мониторе человека. Тогда я показал свой снимок Хамбо ламе Дамбе Аюшееву, - вспоминает шэрээтэ Иволгинского дацана. - Мы долго не могли прийти к единому решению.

«Это знак не мне, а всем»

Уважаемые верующие! То, что произошло 8-го числа по лунному календарю, является очень важным событием. Ранним утром хранитель нетленного тела Хамбо ламы Итигэлова Бимба чойжин лама обнаружил на снимках с датчиков силуэт человека. Получив эти снимки, мы начали думать, оставить все в тайне или обнародовать. Решили, что лучше сказать об этом верующим, потому как Хамбо лама Итигэлов показался не нам, а дал знак всем буддистам, - обратился в своем интервью нашему сайту Хамбо лама Дамба Аюшеев. - Я посчитал, что не имею права скрывать это от людей и выставил на обозрение на «Фейсбуке». На протяжении всего вчерашнего дня мы размышляли над тем, что же все-таки произошло. Мы разговаривали со многими людьми, пользователи соцсетей со всего мира делились своими мнениями. В целом появилось три точки зрения. Верующие люди восприняли новость радостно, они верят, что это именно Хамбо лама Итигэлов. Есть и те, которые придерживаются негативной стороны, говоря, что это невозможно и что это фальшь. Есть и третья сторона, которая сомневается и пробует найти какое-либо естественное объяснение. Так, впрочем, и должно быть.

Именно этот кадр с камеры охраны вызвал ажиотаж и разошелся по всем информационным агентствам

На этом кадре за пять секунд до первого снимка ничего не видно

Встал в хороший день

Со своей стороны хочу сказать, что Хамбо лама проявился, нетленное тело двигалось. Хамбо лама встал в хороший день. И мы будем наблюдать за ним через датчики в благоприятные дни дуйсэн, которые приходятся на 2-е, 8-е, 29-е или 30-е число каждого месяца по лунному календарю. Камеры охраны установлены в 2010 году, и это первый случай, когда датчики зафиксировали силуэт человека. Мы Хамбо ламу не просили, с нашей стороны никакого влияния не было. Он сам по своей воле встал и показал себя. Наши ламы в последующем дадут комментарии и объяснения с точки зрения буддийской философии.

Мы уже свыклись с мыслью о том, что среди нас живет сам Хамбо лама Итигэлов и дает свои благословения верующим.

На одном из больших молебнов великий индийский Лхарамба лама как-то нам сказал, что Хамбо лама Итигэлов встанет, когда наступит эра Будды Майдари (Майтрейи). Но до прихода Будды Грядущего осталось еще целых две тысячи лет. Но сам Лхарамба лама не исключил, что восхождение Хамбо ламы произойдет ранее. И где-то в глубине своего сознания эта мысль у меня уже была заложена.

Пришел во сне

Ранее ко мне во сне пришел лама из Янгажинского дацана. Я видел Нимбу ламу Мархилова, тантриста, соратника Хамбо ламы Итигэлова. Лхарамба лама из Индии Лубсан Хайдуб сказал нам, что Хамбо лама Итигэлов встанет, когда придет время Майтрейи. И то, что лама может встать, закрепилось в моей памяти. И я подумал, что это силуэт потерянной души этого ламы. Конечно, нам нужно еще понять, чей силуэт мы видели. То ли это изображение божеств - защитников нашего Хамбо ламы, которые пришли в этом обличье.

Но мы думаем, что все-таки это был сам Хамбо Итигэлов, так как он сам захотел показаться нам. В конечном счете, не важно, кто это был, будь то его ученики, соратники или защитники. Мы имеем свершившийся случай: тело Хамбо ламы сдвинулось с места.

Перед нами сейчас стоит задача - понять, что же хотел сказать или передать нам Хамбо лама, хотел ли он нас предупредить о чем-то. Может быть, мы делаем что-то неправильно или, наоборот, правильно? В хорошем или негативном ключе воспринимать его приход? Чтобы понять это, мы должны более тщательно разбирать его ежедневные послания и находить ответы на эти вопросы.

В любом случае этот приход не случаен. И наша жизнь поменяется. Нам предстоит детально во всем разобраться и провести исследования. В июне 2017 года у нас запланирована большая конференция, и во время ее проведения мы должны дать нашим верующим объяснения, основанные на канонах веры.

Вот такие непростые обязательства нам предстоят, и мы должны быть готовыми воспринять послание, которое хочет нам дать Хамбо лама.

Для меня ясно, что Хамбо лама совершил движение телом. Если мы каждый день через Бимбу ламу Доржиева получаем учение от ума и сознания Учителя и к этому привыкли, то теперь это движение вызывает тревогу, беспокойство и желание понять, что случилось.

Состояние излучения

Вот как объясняет случившееся явление ректор Буддийского университета Дымбрыл-багша Дашибалданов. По буддийской философии, у перерожденцев много тел, в том числе и видимых. Будды и бодхисаттвы обладают силой проявлять тела. То, что мы увидели, буддисты называют «нирманакайя». В переводе с санскрита - состояние излучения, одно из трех состояний Просветления. Выражает способность ума беспрепятственно проявляться из пространства, чтобы открыть существам доступ к их природе Будды.

Нирманакайя — это физическая манифестация, или, иными словами, энергия, уплотнившаяся в материю. Это применение просветления на практике. Это воплощение энергии сострадания, абсолютно отзывчивой и восприимчивой к нуждам всех живых существ. Это деятельность будд, принявших форму живых существ, будд, которых мы можем видеть и слышать. Она проявляется непрерывно, беспрепятственно и бесконечно, охватывая и пронизывая собою всё сущее. Она откликается на нужды каждого живого существа в такой форме, которая наиболее подходит ему.

Нирманакайя может принимать любые формы и исполнять любую роль в любой ситуации, в зависимости от того, что именно требуется в том или ином случае для блага других живых существ.

© religion.ng.ru. Иволгинский дацан (Бурятия)

04 Авг 2011, 06:27

На должность заместителя главы по Бурятии Буддийской Традиционной Сангхи России назначен Дагба Очиров, настоятель Иволгинского дацана - духовного центра российских буддистов. Тайга.инфо перепечатывает его интервью, опубликованное в газете «НГ-религии».

На должность заместителя главы по Бурятии Буддийской Традиционной Сангхи России недавно был назначен Дагба Очиров, настоятель Иволгинского дацана — духовного центра российских буддистов. Тайга.инфо перепечатывает интервью ламы Очирова журналисту Андрею Мельникову, опубликованное накануне в газете «НГ-религии».

— Дагба-лама, в последнее время определенные силы пытаются представить Буддийскую Традиционную Сангху России как организацию, представляющую только буддистов Бурятии, в то время как Сангха — объединение всех буддистов России федерального уровня. Как бы вы могли прокомментировать попытки снизить роль Сангхи в жизни буддистов России?

Помимо собственно Бурятии Сангха охватывает Забайкальский край, Иркутскую область, Горный Алтай, Якутию, Хакасию, Новосибирск, Санкт-Петербург и Москву. В этих регионах мы располагаем крупными религиозными объединениями, а помимо того в Сангху входят и отдельные общины. Всего порядка 50 объединений.

У меня, как главы буддистов Бурятии, немало сложных задач. Они есть и у духовенства других регионов. Но мы всегда решали их вместе, нашему взаимному сотрудничеству ничто не препятствует. Об этом говорит вся история взаимоотношений буддистов Бурятии с буддистами Забайкальского края, Иркутской области, Алтая, Тувы, Калмыкии, Санкт-Петербурга и других регионов нашей необъятной России.

Лидеры общин буддийских регионов России — Калмыкии и Тувы — поддерживают с Сангхой тесные и добросердечные отношения. Между нами нет принципиальных разногласий, о чем свидетельствуют неоднократные визиты друг к другу. Другое дело, что такие попытки могут предпринять руководители небольших новоявленных общин. Но, как правило, они не имеют реального влияния на верующих.

Как вы прокомментируете попытки создать самостоятельные буддийские объединения в различных регионах России и их претензии на равнозначное представительство в консультативных органах федеральной власти?

С начала 90-х годов в России появилось немало новых буддийских общин и объединений, но, к сожалению, не все из них выдержали проверку временем. Они создавались скорее как дань моде, а не исходя из насущных потребностей. Я думаю, представительство в консультативных органах федеральной власти нужно заслужить реальной работой и делами.

Бурятия — традиционный центр российского буддизма. Это общепризнанный факт

Бурятия — традиционный центр российского буддизма. Это общепризнанный факт как в России, так и в мире. В будущем году в Улан-Удэ по инициативе российского министра финансов Алексея Кудрина состоится очередное заседание министров финансов стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Выбор столицы Бурятии был неслучаен, поскольку костяк АТЭС составляют буддийские страны, и многие из делегатов изъявили желание поклониться уникальным буддийским святыням — драгоценному телу Пандито Хамбо ламы Итигэлова и Сандаловому Будде.

Соответствует ли истине утверждение некоторых оппонентов Сангхи о том, что в органах управления этой организацией представлены только буряты, но нет калмыков и тувинцев?

Все ведущие религиозные системы опираются на свои традиции. В этом году институту Хамбо ламы исполняется 247 лет. В 1764 году императрица Екатерина II официально утвердила институт Пандито Хамбо-ламы, главы ламаистской иерархии Восточной Сибири и Забайкалья, и тем самым независимость буддийской общины Сангхи России. Единственный из буддийских иерархов России, Пандито Хамбо-лама утверждался императором — высшей светской властью Российской империи. В отличие, скажем, от Восточно-Сибирского и Астраханского генерал-губернаторств, где высшие ламы Алари, Тунки и Калмыкии назначались губернаторами. Тува, напомню, официально только в 1944 году вошла в состав СССР. Еще с царских времен наши Хамбо-ламы имеют прямой выход на высшую светскую власть российского государства. А институт Пандито Хамбо-ламы остается неизменным, как бы он ни назывался. Сначала Хамбо-лама Восточной Сибири и Забайкалья, затем Хамбо-лама Центрального духовного управления буддистов (ЦДУБ) СССР, а сейчас Пандито Хамбо-лама Буддийской Традиционной Сангхи России (БТСР), поскольку БТСР — официальный правопреемник ЦДУБ.

Буддийская Традиционная Сангха России — официальный правопреемник Центрального духовного управления буддистов СССР

В начале прошлого века коммунисты нанесли мощный удар по религии, но традиции и преемственность сохранились. В 1945 году уцелевшие от репрессий ламы вместе с верующими буддистами всей страны, в том числе калмыками и тувинцами, открыли рядом с Улан-Удэ Иволгинский дацан, который и стал центром буддизма в СССР. В нем находилась резиденция Хамбо-ламы — руководителя Центрального духовного управления буддистов страны, куда начиная с 1946 года входили представители Тувы, а затем и Калмыкии. Во внешнем мире управление представляло буддистов СССР, поддерживало контакты с единоверцами, в том числе неоднократно принимало Его Святейшество Далай-ламу XIV. Иволгинский дацан не был единственным действующим буддийским монастырем в стране. В Агинском округе в Читинской области, ныне Забайкальском крае, действовал Агинский дацан.

Поэтому Бурятии и Аге во многом удалось сохранить наши традиции в отличие от буддистов Иркутской области, Тувы и Калмыкии, где не осталось ни одного действующего монастыря и храма. В советский период уцелевшие тувинские ламы жили в Иволгинском дацане и участвовали в его молебнах, а из восстановленной Калмыкии приезжали верующие. И ныне в Сангху и в ее руководящие органы входят представители различных наций, а не только буряты. Говорить о персональном составе, я думаю, не имеет смысла. Будда не делил верующих по национальному признаку, не делаем этого и мы.

Как вы оцениваете уровень духовного буддийского образования в России? Способны ли образовательные учреждения обеспечить кадрами общины по всей России?

С конца 90-х годов первоочередной задачей Сангхи стало не только строительство храмов, но и подготовка нового поколения российских лам. Не одна сотня лам из разных регионов России получила образование в буддийском университете в Иволгинском дацане и в буддийской академии в Аге и теперь возглавляет свои дацаны на местах. В наших учебных заведениях преподают выпускники, имеющие высшие буддийские ученые степени, и они дают необходимый уровень знаний своим студентам в тонкостях проведения буддийских церемоний, занятий медициной, астрологией, медитацией и в изучении философии.

Почему часть буддийского духовенства предпочитает отправляться для получения образования в Монголию и Индию?

В данное время небольшая часть. Едут для обмена опытом и знаниями. В последнее время наметилась обратная тенденция, когда к нам едут за тем же из Индии, Китая, Монголии и других буддийских стран. А вообще нет предела совершенству. Буддизму учатся всю жизнь.

- Какова позиция Традиционной Сангхи по вопросу о визитах Далай-ламы в Россию и политизации этой проблемы?

Буддийская Традиционная Сангха России последовательно выступает за осуществление пастырского визита Его Святейшества Далай-ламы в Россию, но не приемлет политических спекуляций вокруг этого.

- Имеет ли значение для Традиционной Сангхи вопрос о перерождении Далай-ламы в той или иной стране?

Я не исключаю возможности ликвидации института Далай-ламы — во избежание китайских интриг

Я не исключаю возможности ликвидации института Далай-ламы, поскольку Его Святейшество неоднократно говорил о вероятности завершения на нем его цепи перерождений во избежание китайских интриг. Тибетский буддизм имеет институты перерожденцев, и сейчас китайцы ловко довели эту ситуацию до абсурда. У нас в Бурятии традиционно нет признанных перерожденцев, по-бурятски хубилганов, и не возникают подобные ситуации. Первый Пандито Хамбо-лама Дамба Доржа Заяев был перерожденцем и вел свою линию преемственности от Будды Кашьяпы. Но публично это не афишировалось и даже держалось под запретом. Лишь уходя из той жизни, великий бурятский лама признался в этом и сказал: «Почитать человека нужно не за его прошлые заслуги, а за его реальные дела сегодня».

Как складываются взаимоотношения представителей традиционного буддизма и адептов необуддийских течений в городах европейской части России?

Многие обращаются к нам за помощью и консультациями — мы никогда не отказываем им в этом.

Каково отношение Традиционной Сангхи к деятельности проповедников буддизма из-за рубежа, в том числе лам европейского происхождения?

Сангха выступает за то, чтобы люди придерживались своих традиционных ценностей. Будда не приветствовал миссионерство. Но если человек сам приходит к Учению, то мы не можем отказать ему в этом.

Хамбо ламой вас выбрали в 33 года. Не страшно было в столь молодом возрасте становиться главой российских буддистов?
Был бы старше, подумал бы. И, возможно, отказался бы. Но в 33 года я не осознавал, что мне предстоит. Поэтому сейчас назначаю настоятелями дацанов молодых лам, которые ещё не понимают, через какие трудности им придётся пройти.

В чём состоит ваша миссия?
В возрождении буддизма, который уничтожали в течение 70 лет советской власти. Сейчас я выполнил свою миссию на 80 процентов – восстановил все дацаны, которые были до революции. Но ведь чтобы построить храм, много ума не надо. Главное – это внутренняя жизнь. Важно, чтобы современные люди стремились в дацан. Это раньше буддийские храмы были центром образования, науки, культуры и религии. А сейчас у молодых людей много иных возможностей. К тому же, если в семье всего один сын, нельзя заставлять юношу брать обет монашества. Мы оттолкнём даже тех, кто хочет служить в дацане. Поэтому сейчас идём по гибкому варианту: у многих лам есть семьи.

Сколько времени нужно, чтобы стать ламой?
Закончить буддийский университет и прожить в дацане не менее 12 лет – то есть полный астрологический цикл. За это время человек привыкает быть ламой. Это как в любой другой профессии. Если кто-то 12 лет проработал учителем в школе, а потом ему предлагают сменить профессию, сложно будет перестроиться. Мы в Бурятии уже вырастили своих лам, сейчас они стали преподавателями. Когда-то в республике было очень много тибетцев, они и сейчас остались. Собирают людей, дают им учение. Однажды я беседовал с «тибетскими ученицами». Они мне сказали такую вещь: «Тибетский лама – это драгоценность, монгольский лама – это мудрец, а бурятские – недоразумение». Спросил их: «Кто же вас, буряток, научил так не любить свой народ?» Я против таких учителей и считаю, что умные ламы находятся в своей стране, а ещё лучше – в своём дацане. А те, кто выезжает с учениями, просто не востребованны на своей родине.

Может ли женщина стать ламой?
При всём моём уважении к женщинам они не в состоянии постичь буддийскую философию. В тантрическом смысле – пожалуйста: у нас есть женщины-божества. А вот в философском – нет. Пусть женщина мечтает в своём сыне найти ламу. В этом случае он всю жизнь будет молиться за свою мать.

Сейчас Иволгинский дацан в Бурятии считается Меккой российского буддизма. Там находится нетленное тело Хамбо ламы Этигэлова. Что изменилось в жизни республики?
Мы построили дворец для Хамбо ламы. Во время больших праздников спускаем его во двор, он принимает участие в службах. Приходит очень много людей – каждый со своими вопросами и просьбами. Сейчас открыли границу с Монголией, и оттуда идёт поток верующих. Я знаю, что Хамбо лама многим помог.

А вы можете с ним разговаривать?
Это моя самая большая мечта! Но я имею право задать только очень важный вопрос, а такого пока нет. С Хамбо ламой общается его хранитель и оракул Бимба-лама и передаёт нам его учения. Когда-нибудь мы сумеем их расшифровать. Думаю, что значимость учения человека, сумевшего победить время, бесценна.

К Хамбо ламе Этигэлову приезжали президенты, учёные, артисты...
Проще сказать, кто не приезжал. Конечно, и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев были. Этигэлов – это вызов для любого здравомыслящего человека. Он приглашает к себе и спрашивает: «Хотите посмотреть на меня и убедиться, что в этом мире не всё так, как вы думаете?»

Вы входите в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России. Вам часто приходится общаться с Владимиром Путиным?
К счастью, нет. Если бы я часто обращался, это бы означало, что у буддистов есть проблемы. Ведь с радостью к президенту не ходят.

До 1917 года все российские императоры считались земным воплощением богини Белая Тара. Сейчас что-то изменилось?
Эта традиция велась с Екатерины Второй – именно при её правлении появился институт российских Хамбо лам. Сейчас ничего не изменилось, государство же существует. Президент обладает огромной властью, на нём колоссальная ответственность. Это даётся в наказание или в счастье? Скорее всего, в наказание, ведь от груза ответственности никто здоровее не становится. Так что прикрывать надо.

Чего бы вы хотели достичь?
Поймать пустоту. Если я её поймаю, то смогу сам выбирать, кем быть в будущей жизни. Но кроме Хамбо ламы Этигэлова это не удалось пока никому.

Вы знаете, кем были в прошлой жизни?
Нет. Но знаю, что в этой жизни я неудачник, потому что обрёл человеческое тело в океане страданий. Выражаясь образно, я сижу в тюрьме. Кому интересно, кем я был до этого? Гораздо важнее, как и куда я выйду из этой тюрьмы. Буддисты должны жить не прошлым, а настоящим – тогда нас ожидает будущее.

Я нашел, что искал

Одним из мест паломничества в Бурятии является камень с ликом танцующей богини Янжимы – покровительницы материнства, искусств, наук и мудрости. Кто стал первооткрывателем Янжимы?
Об этом камне в Баргузинском районе я знал много лет. Местные жители нашли рядом с валуном пирамидку с изображением тысячи Будд. Все думали, что именно здесь закопаны статуи Баргузинского дацана, разрушенного в годы советской власти. Я тоже приехал туда с этими мыслями. Несколько часов мы с местными жителями пытались сдвинуть камни. В результате, выяснили, что там ничего нет. Я разозлился и ударил ногой по бурхану. А когда поднял глаза, то увидел проявившийся на камне лик богини Янжимы. Люди, которые находились рядом, тоже ее увидели.

“Я нашел то, что искал,” – сказал я. Оказалось, что лама, оставивший возле камня опознавательный знак в виде пирамидки, указывал своим потомкам именно на этот лик. Один мужчина, из местных, заметил: “А ведь она как будто беременна…”

XII Пандито Хамбо лама Этигэлов родился в 1852 году. В 1911-м стал главой российских буддистов.

В 1927 году, завещав своим ученикам навестить его через 30 лет, ушёл в нирвану. Саркофаг поднимали два раза, тело оставалось нетронутым. В 2002 году подняли снова: тело осталось в прежнем состоянии. Буряты и монголы признали Этигэлова живым.

В понедельник Дмитрий Медведев посетил крупнейший в России буддийский монастырь - Иволгинский дацан, расположенный в 30 километрах от Улан-Удэ. Именно здесь находится резиденция главы Буддийской традиционной Сангхи России Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева. Приехать в гости к буддистам Медведев пообещал в июле, когда встречался с главами основных конфессий. После того, как 16 лет назад Иволгинский дацан посетил Борис Ельцин , руководители страны здесь больше не бывали.

Ламы пообещали служить России

Ожидая Медведева, монахи выстроились от ворот монастыря до главного храма Цокчен . В знак уважения к гостю каждый из них держал в руках хадак - шелковый шарф голубого или белого цвета. Еще несколько монахов высоко подняли огромные знамена, символизирующие победу над внутренними врагами.

Когда Медведев и встречающий его у ворот Дамба Аюшеев вошли на территорию дацана, раздался пронизывающий звук труб. Оказалось, что на крыше главного храма разместился специальный духовой оркестр. Монахи вручили Медведеву белый хадак (символ чистоты души) и пригласили в храм. По буддисткой традиции, перемещаться по храму можно только по часовой стрелке.

Дамба Аюшеев изо всех сил старался рассказать президенту как можно больше о буддизме. Он пояснял, что означает та или иная танка (картины с изображением Будды), а потом остановился вместе с Медведевым у фигуры одного из самых прочитаемых божеств - Белой Тары. Кстати, воплощением Белой Тары буддисты, начиная с императрицы Елизаветы Петровны, стали считать всех российских правителей. Именно она издала указ об официальном признании буддизма в России.

У Белой Тары семь глаз, - пояснял Медведеву Аюшеев. - Она избавляет от всех опасностей и продлевает человеческую жизнь.

Красиво! - подивился красоте статуи президент.

Кстати, как признался Дамба Аюшеев журналистам, Дмитрия Медведева буддисты также признают воплощением Белой Тары.

Даже некоторым буддистам тяжело объяснить, что руководитель страны - это человек, который несет на себе такую ответственность, которая другому будет очень тяжела, и буддисты должны всемерно его поддерживать, отождествляя со своим божеством, - заметил Аюшеев.

"Буддисты должны всемерно поддерживать президента" Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Смотрите фотогалерею:

Аюшеев также подвел Медведева к танке, на которой Будда был изображен со своей матерью.

Это правильно! Любой так должен! - поддержал президент.

Кроме того, Медведеву удалось увидеть главную святыню Иволгинского дацана - нетленное тело Пандито Хамбо ламы XII Даши Доржо Итигэлова. Этот глава буддистов в 1927 году в возрасте 75 лет «ушел в нирвану» (по-нашему скончался). Умирая, он принял позу лотоса и в таком виде был помещен в саркофаг. Через 75 лет, в 2002 году, в соответствии с его завещанием, саркофаг был вскрыт. Монахи обнаружили, что тело Итигэлова полностью сохранилось, и перенесли его в Иволгинский дацан. Увидеть нетленное тело рядовые верующие могут лишь семь раз в год по большим праздникам.

Перед отъездом из дацана президент попил чаю с буддийскими ламами, а также сфотографировался со всеми монахами на центральной площади монастыря.

Как глава межнационального государства, я посещаю и православные храмы, и мечети, теперь побывал в святом месте для буддистов нашей страны, - сказал Медведев. - Россия в этом плане - особое государство, единственное в Европе , где буддизм признан традиционной религией. У нас есть свои ресурсы для того, чтобы помогать развитию тех традиционных конфессий, которые существуют в России уже столетия, в том числе и буддистам. Поэтому нам вовсе необязательно для этого получать какую-то иностранную помощь, мы сами со всеми проблемами справимся.

Впрочем, сами буддисты пользоваться расположением президента не стали.

Мы молимся за благо России, за здоровье наших людей, - ответил Аюшеев. - Буддисты должны помогать той стране, где они живут и не создавать проблем служить верно, не ставить условий и не требовать ничего взамен от руководства страны.

Кстати, как сообщил Дамба Аюшеев, уже в этом году в российской армии могут появиться священнослужители-буддисты.

Ламы будут в тех частях российской армии, где количество военнослужащих-буддистов составляет 10% и более. С этого года мы эту практику начнем, - заявил Аюшеев. Он также отметил, что при министерстве обороны «от Буддийской традиционной сангхи будет выделен человек, который станет нести ответственность за состояние буддистов в российской армии».

Президент посмотрел, где для него делают вертолеты

Попрощавшись с монахами и сев в вертолет, Медведев решил напоследок почтить буддистские традиции. Пилот по часовой стрелке облетел территорию дацана, а потом взял курс на Улан-Удэнский авиационный завод.

Вы прилетели на нашем вертолете! Как впечатление? - обступили Медведева рабочие (президент летает на вертолете Ми-8).

Я только на них и летаю! У нас самые лучшие, надежные вертолеты, - заметил президент.

Медведев прошелся по цехам, где изготавливают вертолеты и самолеты, и ознакомился со всеми этапами производства, начиная от сборки хвостовой части до конечной комплектации. Наибольшее впечатление на президента произвели гидроиспытания фюзеляжей.

Я в первый раз увидел интересную процедуру дождевания, я никогда не видел, как вертолет проходит проверку на герметичность, на влагостойкость, - поделился Медведев впечатлениями.

Смотрите фотогалерею: Президент России посетил буддистский храм

Президенту также показали вертолет МИ-171 вип-комлектации, который специально изготовили для главы Палестинской автономии. Медведев не удержался и залез в вертолет. Кроме того, он заглянул в поисковый вертолет и посидел в кабине штурмовика СУ-25.

В конце дня Медведев отправился на совещание, посвященное социально-экономическому развитию Сибирского федерального округа. Главной темой была трагедия, случившаяся на Саяно-Шушенской ГЭС . Президент заявил, что контроль за безопасностью подобных объектов требует предельного внимания.

После того, что произошло на Саяно-Шушенской ГЭС, появилась масса апокалиптических комментариев по этому поводу и у нас в стране, и за границей, - отметил Медведев. - Смысл их сводится к одному: все, приплыли, это начало технологического конца России, Чернобыль 21 века. Руки стали потирать те, кому не нравится роль России на международной арене. Мы все понимаем, что несмотря на всю тяжесть произошедшего, несмотря на то, что погибли люди, все это брехня. Правда здесь только в одном: наша страна очень сильно технологически отстала. Если этот вызов мы не преодолеем, все угрозы, о которых говорят, могут стать реальными. Но у нас есть все шансы с этим технологическим отставанием справиться!

Обсуждали и цены на электроэнергию в регионе, которые после аварии могут резко вырасти.

Надеюсь, что все участники рынка будут руководствоваться здравым смыслом, а не сиюминутной выгодной! - жестко заявил Медведев.

Смотрите фотогалерею:

Президент России посетил буддистский храм

В Якутске открылся самый северный дацан в мире. Свою работу буддистский храм начал с традиционного молебна, который провел Пандито Хамбо Лама - глава буддийской традиционной сангхи России

Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев, глава Буддийской Традиционной Сангхи России:

Мы построили этот храм для одной единственной миссии - помогать людям независимо от национальности, бурят ты, якут или русский, и при этом никому не навязывать свою религию. Дандар Лама должен принимать всех.

Вы все отлично знаете, что этот дацан построен отчасти благодаря нашему земляку Валерию Доржиеву. Он 40 лет занимался обыденными вещами: строил дороги, вел бизнес, но когда он захотел вложить деньги в святое, то у него сразу появились враги. Вот православные, которые ради своих людей погибают за веру, ставят церкви на Спасской крови, мусульмане, иудеи - то же самое. Религия по своей сути держится на духовном подвиге. И когда Доржиев построил храм и за это он наказан, мы не могли остаться в стороне. Все от него отвернулись, друзья, бывшие коллеги, но мы от него не откажемся. Пройдет 20-30 лет, а якутский дацан всегда будет ассоциироваться с Доржиевым.

Я прошу, чтобы руководство Якутии, следственный комитет отнеслись с пониманием, уважением к Валерию Пурбуевичу. Я лично его уважаю за одну вещь - он делает то, чего бы я не смог сделать... я никогда не смогу прожить в Якутии 30 лет, при всем моем уважении к этому краю, и не смогу построить храм на свои деньги.

Я уважаю всех жителей вашей республики за то, что вы живете в таких суровых условиях, всегда нужно говорить честно. Каждый человек, по-своему, талантлив и в чем-то меня лучше и сильней, я уважаю художников, потому что они рисуют лучше, чем я, я уважаю писателей, потому что они пишут лучше, чем я, я уважаю этих лам, потому что я никогда в своей жизни лучше, чем они не смогу петь и читать. Каждый человек должен уважать другого за то, что он в чем-то его сильнее.

Я человек прямой и сразу скажу и разъясню всем. Настоящий буддист - это тот человек, который никогда и ничего не должен бояться. Буддист должен знать, что если завтра смерть, достойно ее принять. За Валерия Пурбуевича Доржиева я умру! И за свое слово я отвечу. Я думаю, что наши братья якуты меня понимают. Я не хочу, чтобы между нашими народами были разногласия.

Запись выступления Пандито Хамбо Ламы

Для буддистов это знаковое событие - строительство самого северного храма в мире в год 250-летия буддизма в России. Дацан строили на протяжении 5 лет на средства не только меценатов, но и на добровольные пожертвования прихожан. Их не мало, имя каждого будет внесено в Золотую Почетную Книгу Благотворителей, которая будет храниться в самом Храме-Дацане.

Руслан Очиров, шоумен:

То, что дацан освятил сам главный буддист России Хамбо Лама - большой праздник для всех, это как приезд Патриарха Кирилла для православных. По количеству пришедших сегодня на открытие можно увидеть, что буддизм в Якутии есть. Я сам часто бываю на молебнах, каждый год езжу в Бурятию, поднимаюсь на священную гору Бархан, моя жизнь достаточно тесно связана с буддизмом.

Всего буддистов в Якутии, по данным 2010 года более 7 тысяч, часто к буддизму обращаются русские, якуты, эвенки и эвены. Буддистам нельзя насильно навязывать свою религию, каждый приходит к ней сам, как, например, журналист Александр Хавренко.

Александр Хавренко, журналист:

Я только-только постигаю основы буддизма. Открытие дацана, безусловно, грандиозное событие для нашего города. В Якутске есть православные храмы, католический костел, мечеть и вот, наконец-то, и буддисты получили свой «дом». Причем, особо хочется отметить, что «дом» этот построен на пожертвования, т.е. люди решили, что им нужен дацан, и люди его построили. О значимости этого события говорит уже тот факт, что на открытие дацана прибыл Хамбо Аюшеев - глава Буддийской традиционной сангхи России.

Ольга, прихожанка:

Дацан - место, где можно освободить свою душу от проблем, помолиться, напоминает кусочек нашей родины, в дацане можно почувствовать, что ты в Бурятии.

Александр, прихожанин:

Для многих бурятов Якутск - родной город, многие тут родились, и я в их числе. Счастлив, что наконец-то построили дацан, мы этого ждали 5 лет.

Надежда Очирова, прихожанка:

Появление на северной земле первого дацана стало для нас очень важным и значимым событием. Это расширение возможностей для духовного роста, познание духовных истин для самых маленьких членов семьи, приобщение к культуре и традициям с малых лет. Часто дацаны посещают семьями, сюда приходят на обряды очищения, возносят мантры за благо всех живых существ на земле, здесь получают наставления от лам. Мы все ждали этого радостного, безусловно счастливого дня. Известно, что дацан построен и продолжает строиться на пожертвования якутских буддистов. Мало тех, кто бы не внёс свою лепту в возведение буддийского храма на северной земле. От своей семьи мы бы хотели выразить огромную признательность и благодарность Дандар Ламе за терпение и труд в достижении цели, всем, кто принимал участие в возведении и оформлении дацана и пожелать всем якутянам благоденствия и процветания.

На молебен буддисты приходят не с пустыми руками, а с подношением для Будды: конфеты, печенье, молоко и даже водка. Многие в этот день пришли в национальных костюмах.

Александра Будаева, прихожанка:

Мне всегда хотелось, видя, как здесь в Якутске, и молодые, и пожилые одевают свои наряды, тоже надеть свой национальный костюм. Но, я бы на их фоне выглядела единственной, не хотелось бы выставлять свою религию, а тут когда все свои, это можно сделать, ведь это очень красиво. Когда ты живешь далеко от тех мест, где родилась, дацан это все-таки центр притяжения, где ты можешь встретиться не только с земляками, но и получить помощь, совет, сделать свои религиозные отправления, почтить традиции, которым должен следовать и продолжать, передавать своим детям, внукам.

Строительство еще не завершено, будут на территории дацана дуганы, храмы, ступы. Также в следующем году планируют построить дацан в Нерюнгри.

Дандар Габшэ Лама, руководитель буддийской общины «Лотос» :

В каждом регионе храмы строятся с учетом региональных особенностей, здесь мы построили с учетом климата. Здание стоит на 86 сваях, если в Бурятии домики для лам стоят на улице, то здесь они расположены на первом этаже, там и принимают ламы-астрологи, целители, философы. Сейчас, к сожалению, принимают всего три ламы, но, надеемся, что в последующем количество увеличится. Строительство еще не завершено. Здесь, в большом храме, будут вестись молебны во благо нашей России, республики, во благо мира во всем мире.

Последние материалы сайта