Фризы парфенона работы фидия. Величайшие фидий и поликлет. Фидий. Афина Лемния. Предположительная реконструкция

30.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Фидий (Φειδίας) был величайшим скульптором древней Греции.

О его жизни известно совсем немного, но его произведения известны во всем мире.

Фидий родился в Афинах, в начале 5-го века до н. э., он был сыном богатых родителей. С раннего детства он занимался живописью и уже тогда был заметен его талант и одарённость. Рано он обратился к скульптуре , учителем Фидия был афинский древнегреческий скульптор Гегий (Ηγία), который был замечательным художником и архитектором и считался величайшим скульптором классической Греции.

Фидий начинал работать с медью и мрамором, создавая уникальные статуи в честь древних богов и памятники, посвящая их различным историческим событиям. Он был первым скульптором, который совместил слоновую кость и золото как материалы в скульптуре.

К сожалению, ни одна из работ Фидия не дошла до нашего времени.

Первый проект, созданный Фидием был скульптурный кластер из латуни, посвящённый марафонской битве, включающий скульптуру полководца Мильтиада (Μιλτιάδη) в окружении скульптур Аполлона, Афины и некоторых других мифических героев, размещённый в Дельфах . К первым работам в древних Афинах , можно отнести скульптурное украшение храма Тесея.

В дальнейшем он создаёт статую Афродиты Урании и статую амазонки для храма Артемиды .

Творческий расцвет великого мастера, приходится на период правления Перикла, с которым впоследствии они становятся большими друзьями. При создании нового ансамбля Афинского акрополя (до этого храмы были разрушены персами), Фидий становится главной фигурой.

Архитектурные скульптуры Парфенона, все были высечены из пентелийского мрамора, многие из них стали шедеврами искусства. Вместе с Фидием работали его ученики и великие скульпторы Алкамен (Αλκαμένη), Агоракрит (Αγοράκριτου) и Мирон (Μύρων).

Две лучшие работы из более поздних произведений Фидия - это те, которые выделяются в древней Греции и стали знаменитыми шедеврами искусства древнего мира: статуя богини Афины (446- 438 гг до н.э.) и статуя Зевса Олимпийского, выполненная примерно в 432 году до н.э.

Фидий создал огромную хрисоэлефантинную статую главного олимпийского бога в храме Зевса в Олимпии, высотой 14 метров. Золотая ткань покрывала тело Зевса, в руках он держал скипер с орлом и Нику (богиню победы). Люди, на фоне скульптуры, казались маленькими мошками.

В ходе раскопок, в Олимпии в 1954 – 1958 годах, была обнаружена мастерская великого художника, где создавалась статуя Зевса. Были найдены различные инструменты, глиняные формы и кружка, которая имела надпись «я принадлежу Фидию». Эти находки помогли археологам определить время работ над статуей и возродить методы, которые он использовал для строительства.

Статуя богини Афины на Акрополе, была установлена в Парфеноне. Фидий изобразил Афину-Деву (Ἀθηνᾶ Παρθένος). Она, как и Зевс, была сделана из золота и слоновой кости, имела колоссальные размеры и стала инновационной технологией в скульптуре. Со слов Плиния старшего, высота статуи была 11,544 м, в руках она держала богиню Нику, меч и щит, на одной стороне которого были изображены боги, на другой - битва амазонок . Больше тонны золота ушло на создание статуи Афины. Афина Парфенос сочетала в себе драгоценные материалы и символизировала историческое прошлое и мощь афинского полиса в 5 веке до н.э.

Смерть Фидия

К несчастью, жизнь многих великих талантливых людей сопровождается враждебностью со стороны завистливых людей.

Сначала, великого мастера обвинили в нехватке золота, ушедшего на статую Афины. При помощи Перикла , был созван совет, который распорядился снять всё золото с Афины и взвесить. Вес золота был найден в полном объеме и Фидия оправдали. Но затем против него было выдвинуто новое обвинение - в высокомерии. Щит Афины, как было сказано выше, изображал амазономахию, а на другой стороне щита, были изображены боги, среди которых Фидий изобразил себя и Перикла. За это он был арестован и осужден, в тюрьме великий мастер заболел и умер.

Жаль, что сегодня мы не можем любоваться оригинальными произведениями Фидия. Однако, мы можем увидеть шедевры, которые являются точными копиями и являются частью великого культурного наследия Греции.

Римская копия Зевса Олимпийского Эрмитаж, Санкт-Петербург

Среди существующих ныне статуй нет ни одной, которая бы несомненно принадлежала Фидию. Наши знания о его творчестве основаны на описаниях античных авторов, на изучении поздних копий, а также сохранившихся работ, которые с большей или меньшей достоверностью приписываются Фидию. Среди ранних работ Фидия, созданных ок. 470–450 до н.э., следует назвать культовую статую Афины Ареи в Платеях, сделанную из позолоченного дерева (одежда) и пентелийского мрамора (лицо, руки и ноги). К тому же периоду, ок. 460 до н.э., относится мемориальный комплекс в Дельфах, сооруженный в честь победы афинян над персами в Марафонской битве. Тогда же (ок. 456 до н.э.), и тоже на средства от добычи, захваченной в Марафонской битве, Фидий установил на Акрополе колоссальную бронзовую статую Афины Промахос (Заступницы). Другая бронзовая статуя Афины на Акрополе, т.н. Афина Лемния, которая держит шлем в руке, была создана Фидием ок. 450 до н.э. по заказу аттических колонистов, отплывавших на остров Лемнос. Возможно, две статуи, находящиеся в Дрездене, а также голова Афины из Болоньи являются ее копиями.

Хрисоэлефантинная (из золота и слоновой кости) статуя Зевса в Олимпии считалась в древности шедевром Фидия. У Диона Хрисостома и Квинтилиана (1 в. н.э.) говорится, что благодаря непревзойденной красоте и богоугодности творения Фидия обогатилась сама религия, а Дион добавляет, что всякий, кому довелось увидеть эту статую, забывает все свои печали и невзгоды. Подробное описание статуи, считавшейся одним из семи чудес света, имеется у Павсания. Зевс был изображен сидящим. На ладони правой его руки стояла богиня Ника, а в левой он держал скипетр, наверху которого сидел орел. Зевс был бородатым и длинноволосым, с лавровым венком на голове. Сидящая фигура едва не касалась потолка головой, так что возникало впечатление, что если Зевс встанет, то снесет с храма крышу. Трон был богато украшен золотом, слоновой костью и драгоценными камнями. В верхней части трона над головой статуи помещались с одной стороны фигуры трех Харит, а с другой – трех времен года (Ор); на ножках трона были изображены танцующие Ники. На перекладинах между ножками трона стояли статуи, представлявшие олимпийские состязания и битву греков (возглавляемых Гераклом и Тесеем) с амазонками. Выполненный из черного камня пьедестал трона украшали золотые рельефы, на которых были изображены боги, в частности Эрот, который встречает выходящую из морских волн Афродиту, и увенчивающая ее венком Пейто (богиня убеждения). Статуя Зевса Олимпийского или одна его голова изображались на монетах, которые чеканились в Элиде. Относительно времени создания статуи ясности не было уже в античности, но, поскольку строительство храма было завершено ок. 456 до н.э., вероятнее всего, статуя была поставлена не позднее ок. 450 до н.э. (теперь возобновились попытки отнести Зевса из Олимпии ко времени после Афины Парфенос).

Когда Перикл развернул в Афинах широкое строительство, Фидий возглавил все работы на Акрополе, среди прочего и возведение Парфенона, которое вели архитекторы Иктин и Калликрат в 447–438 до н.э. Парфенон, храм богини-покровительницы города Афины, одно из наиболее прославленных созданий античной архитектуры, представлял собой дорический периптер. Обильное пластическое убранство храма выполнила большая группа скульпторов, работавшая под началом Фидия и, вероятно, по его эскизам (наиболее знамениты находящиеся теперь в Британском музее рельефные фризы Парфенона и фрагментарно сохранившиеся статуи с фронтонов).

Стоявшую в храме культовую хрисоэлефантинную статую Афины Парфенос, которая была закончена в 438 до н.э., изваял сам Фидий. Описание Павсания и многочисленные копии дают о ней достаточно ясное представление. Афина изображалась стоящей в полный рост, на ней был длинный, свисавшей тяжелыми складками хитон. На ладони правой руки Афины стояла крылатая богиня Ника; на груди Афины была эгида с головой Медузы; в левой руке богиня держала копье, а к ее ногам был прислонен щит. Около копья свернулась священная змея Афины (Павсаний называет ее Эрихтонием). На постаменте статуи было изображено рождение Пандоры (первой женщины). Как пишет Плиний Старший, на внешней стороне щита была вычеканена битва с амазонками, на внутренней – борьба богов с гигантами, а на сандалиях Афины имелось изображение кентавромахии. На голове богини был шлем, увенчанный тремя гребнями, средний из которых представлял собой сфинкса, а боковые грифонов. У Афины имелись украшения: ожерелья, серьги, браслеты.

Близость стиля со скульптурами и рельефами Парфенона чувствуется в статуях Деметры (ее копии находятся в Берлине и Шершеле, Алжир) и Коры (копия на вилле Альбани). Мотивы обеих статуй использованы в знаменитом большом вотивном рельефе из Элевсина (Афины, Археологический музей), римская копия которого имеется в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Складки одеяния Коры близки по стилю драпировкам статуи стоящего Зевса, копия которой хранится в Дрездене, а торс, возможно, являющийся фрагментом оригинала, – в Олимпии. К фризу Парфенона близок по стилю Анадумен (юноша, завязывающий повязку вокруг головы); возможно, она была создана в качестве ответа Диадумену Поликлета. Статуя Фидия гораздо естественнее в смысле позы и жеста, но несколько грубее. Вместе с Поликлетом и Кресилаем Фидий принимал участие в конкурсе на статую раненной амазонки для храма Артемиды в Эфесе и занял второе место после Поликлета; копией с его статуи считается т.н. Амазонка Маттеи (Ватикан). Раненная в бедро, амазонка заткнула хитон за пояс; чтобы уменьшить боль, она опирается на копье, ухватившись за него обеими руками, причем правая поднята выше головы. Как и в случае Афины Парфенос и рельефов Парфенона, богатое содержание помещено здесь в простую форму.

Творения Фидия грандиозны, величественны и гармоничны; форма и содержание находятся в них в совершенном равновесии. Ученики мастера, Алкамен и Агоракрит, продолжали работать в его стиле в последней четверти 5 в. до н.э., а многие другие скульпторы, среди них Кефисодот, – и в первой четверти 4 в. до н.э.

Душой величественной художественной деятельности периода расцвета Эллады был Фидий (ок. 488–432 гг.), друг Перикла , смягчивший и в архитектуре и в пластике прежнюю суровую строгость формы, превративший ее в возвышенную и вместе с тем грациозную красоту. Современники и потомки прославляли его колоссальные хрисоэлефантинные (сделанные из золота и слоновой кости) статуи богов. Знаменитейшей работой Фидия, верхом всего его творчества, была статуя Зевса в храме города Олимпии . На лице Зевса было выражение такого всемогущества и милосердия, величия и спокойствия, что вид его, по словам древних писателей, избавлял душу от печали, заставлял забывать все страдания. Предание говорит, что царь неба сам явился в этом виде художнику. У греков была поговорка, что несчастлив тот, кому не удалось хоть раз взглянуть на эту статую Фидия.

Римская статуя I в. по Р. Х., изображающая Юпитера. Сделана по образцу скульптуры Зевса в Олимпии работы Фидия

В своем подробном описании храма Зевса олимпийского историк Павзаний описывает и эту статую Зевса (V, 10, 11). Фидий изобразил Зевса сидящим на престоле с головой, украшенной оливковым венком. В правой руке Зевс держал статую богини победы (Ники), сделанную из золота и слоновой кости, в левой он держал великолепный скипетр, сделанный из разных металлов. Обувь и одежда его были золотые; одежду украшали изображения животных и цветов, особенно лилий. Престол в этой работе Фидия был сделан из золота и слоновой кости и украшен драгоценными камнями. На скамье, под ногами Зевса были изваяны золотые рельефы, изображавшие львов и битву Тесея с амазонками. Высота статуи от основания до вершины головы составляла 60 футов. Зевс был изображен Фидием сообразно тому представлению, какое дает о нем эпизод Илиады , рассказывающий, что он выразил легким наклонением головы согласие на просьбу Фетиды , и от движения его кудрей потряслась высоты Олимпа .

Статуей Зевса в Олимпии Фидий создал у греков образ царя богов в его всемогуществе и милосердии. Двумя другими прославленными в его творчестве работами – статуями Афины Паллады – он создал образ светлой и величественной богини-девы, покровительницы мирных занятий, защитницы от врагов. Как покровительницу мирных занятий, богиню городской жизни и умственной деятельности, изображала ее колоссальная статуя, сделанная из золота и слоновой кости и поставленная в Пар феноне . Эта «Афина-Дева» (Афина Парфенос) держала на простертой руке изображение богини победы. Раньше того Фидием была сделана колоссальная бронзовая статуя, изображавшая богиню как защитницу от врагов (Афина Промахос). Эта его работа стояла в афинском Акрополе между Пропилеями и Парфеноном.

Статуя Афины Девы в Парфеноне. Скульптор Фидий

Творчество Фидия и его современников имеет в истории греческих религиозных понятий то высокое значение, что, оно, подобно Гомеру и Гесиоду , установило черты представлений о богах . Религиозные идеалы, созданные этим творчеством, остались типичными для всех образов божеств, какие создавались искусством следующих времен. Греческие художники навсегда остались верны идеалам творчества Фидия; никогда не представляли они богов волнуемыми какою-нибудь страстью, никогда не придавали им грубого чувственного выражения. Нравственное достоинство и спокойствие души навсегда остались характерными чертами греческих божеств .

Фидий. Афина Лемния. Предположительная реконструкция

В духе работ Фидия, представляющих идеальные образы Зевса и Паллады, его ученики Алкамен и Агоракрит паросский создали идеалы других божеств и в особенности Афродиты . Когда афиняне отдали предпочтение Афродите Алкамена, Агоракрит переделал свою статую этой богини в изображение богини мщения Немесиды и поставил его в храме её, находившемся в Рамнунте. Кроме Афродиты Алкамен сделал изображения еще нескольких божеств, возбуждавшие удивление определенностью и тонкостью характеристики их. В особенности славились его статуи Гефеста и Асклепия . Агоракрит считался любимым учеником Фидия; главное его достоинство состояло в верности стилю Фидия; самостоятельного творчества у него было мало. Он тоже сделал статую Зевса, но придал ему такое мрачное выражение, что эта статуя казалась Страбону изображением бога царства мёртвых Аида .

Фидием и его учениками, были изготовлены превосходные скульптурные работы, украшавшие Парфенон. Многие из них более или менее хорошо сохранились и находятся теперь в Британском музее. На восточном фронтоне стояла группа, изображавшая рождение Паллады , на западном – группа, представлявшая спор её с Посейдоном о том, кому из них должно принадлежать покровительство над Аттикой . На метопах были рельефы, изображавшие битвы кентавров с лапифами , а на фризе была изображена процессия Панафинейского праздника : девушки в длинных одеждах, несущие жертвенные сосуды, молодые люди на конях и на колесницах, жрецы; сидящие божества, ожидающие прибытия процессии и прочее. Сочетание строгости стиля и архитектурных условий с естественностью и свежестью фигур, наивность и серьезность их придают этим работам школы Фидия характер возвышенности. Сравнивая их с изваяниями предшествовавшего времени, надо удивляться живости фигур на них. Они – воспроизведение свободных движений людей. Все характеры выражены в этих работах с величайшею простотою и наивностью; все движения непринужденны и грациозны, все подробности каждой позы верны природе. Пластика тут вполне освободилась от неподвижной симметричности и жесткости архаической старины. Это – прекрасная середина между застывшей типизацией прежнего стиля и полной творческой индивидуальностью позднейшего.

Основоположник европейского искусства, древнегреческий скульптор Фидий известен на весь мир как автор одного из семи чудес света – статуи Зевса. Несмотря на известность и востребованность, судьба Фидия, как и его творения, имела трагическое завершение.

О жизни Фидия известно немного, творческие его изыскания пришлись на период 460-430 гг. до н. э. Главным творением всей жизни греческого скульптора Фидия считается создание величественной статуи Зевса. К моменту начала работы над статуей Громовержца Фидий был достаточно известным скульптором. Он уже успел создать две знаменитые статуи Афины для Акрополя. Кроме того, Фидий прославился разработкой плана реконструкции греческой столицы.

Талант Фидия был отмечен правителями Афин, которые решили привлечь скульптора к наиболее грандиозной работе того времени – колоссальной статуи Зевса в Олимпии. Прибыв в Олимпию, скульптор распорядился построить специальную мастерскую, соответствующую размерам храма, где будет установлена статуя Громовержца. Впоследствии были обнаружены остатки литейного цеха и орудия труда, которые использовались мастером для создания скульптуры. В непосредственной близости к мастерской находилась яма, в которой были обнаружены отбракованные детали статуи. Кроме того, археологам удалось найти готовые формы одежды Громовержца и множество пластин из слоновой кости. Ну а прямым доказательством того, что творение одного из семи чудес света принадлежит руке Фидия, стал найденный при раскопках сосуд с выцарапанными словами: «Принадлежу Фидию».

Для создания своего уникального творения Фидий пригласил брата Паненома и ученика Колота. Своё творение скульпторы тщательно скрывали от глаз посторонних. Для этого использовался огромный пурпурный занавес.

В ходе проведения работ над статуей возникало множество проблем. Сначала Фидий был недоволен предоставляемым материалом. Затем у него возникли претензии к качеству используемой слоновой кости. А перед самым завершением работ скульптор потребовал поднесение к ногам Зевса 200 кг чистого золота и драгоценных камней.

Открытие статуи

Открытие статуи Зевса состоялось в 435 году до н. э. Фидий лично наблюдал за реакцией приглашённых гостей, которые были поражены величием его творения. В Древней Греции даже сложился миф о том, что Зевс лично спустился к Фидию, чтобы выгодно попозировать.

Сама статуя выглядела просто божественно. Плечи и голова Зевса сверкали невероятным образом. У очевидцев складывалось впечатление, что свет от Громовержца проливается на присутствующих рядом людей. Данный эффект был создан за счёт использования прямоугольного бассейна, находящегося у подножия статуи. Поверх воды в этом бассейне наливалось оливковое масло, которое способствовало отражению лучей вверх – на тело и голову Зевса.

Судьба Фидия и его творения

Творение Фидия навсегда вошло в историю нашей цивилизации как одно из чудес света. Однако статуя имеет печальную судьбу. Во II веке до н. э. она была практически разрушена в результате землетрясения. Позже её удалось восстановить. Впоследствии скульптура была перевезена в Константинополь, где в 476 году была уничтожена в результате пожара. Уже в XX веке, во время обнаружения мастерской Фидия, археологи и учёные смогли выяснить, как именно выглядела статуя.

Судьбу Фидия тоже можно назвать трагической. У прославленного скульптора было множество завистников и недоброжелателей, которые впоследствии обвинили его в краже золота, предназначавшегося для работы над образами богов. В результате Фидий оказался за решёткой. Не дождавшись оправдания, великий мастер ушёл из жизни.

Выставка «Великие учителя человечества» в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Расположена в выставочных залах апарт-отеля «Гималайский дом», а также на втором этаже Культурного центра Индии. Она включает в себя свыше 100 экспонатов, это величайшее собрание бюстов мудрецов всех времён и народов, которые оставили миру самое ценное наследие - знания, указали и на собственном примере продемонстрировали пути духовного развития. Изучая труды, научные открытия, философские трактаты этих учителей, мы приходим к пониманию, что в основе базовой системы ценностей лежит единый фундамент: единство религий, единство народов и единство человека и природы. Около каждого бюста на выставке расположена информационная табличка с коротким рассказом об основных заслугах Учителя перед человечеством, с указанием знаковых дат и перечнем его трудов. Экспозиция всегда открыта для самостоятельного изучения.

Фидий – древнегреческий скульптор, признаваемый некоторыми самым великим из когда-либо живших ваятелей. Фидий родился, скорее всего, между 490 и 485 гг. до н. э. и был сыном афинского гражданина Хармида. Вначале он занимался живописью, но вскоре увлёкся скульптурой. Обучение этому виду художественного мастерства он прошёл у Гигея (Гигесия) и аргосца Агелада.

В годы правления Кимона (470 – 463 до н. э.) афиняне стали с большой роскошью отстраивать святилища, сожжённые в их городе во время нашествия Ксеркса . Принимая деятельное участие в этих работах, Фидий изваял бронзовую группу из 13-ти фигур, представлявшую отца Кимона, Мильтиада , а также богов Афину , Аполлона и величайших людей Аттики . Эту скульптурную композицию афиняне подарили Дельфийскому храму в благодарность за победу при Марафоне . Фидий изготовил также фигуру богини Афини для города Платеи и огромную бронзовую статую той же богини, как «Передового Бойца» (Афина Промахос), которая была установлена на самом видном месте афинского акрополя. Эта статуя, высотой около 21 метра, изображала стоящую Афину со шлемом на голове, копьем и щитом. Изображение этой знаменитой работы Фидия до нас не дошло. Афина Промахоc возвышалась над акрополем. Гребень ее шлема и конец копья были видны с проплывавших судов за несколько миль от Афин.

Фидий. Фриз Парфенона. Видеофильм

После изгнания аристократа Кимона власть над Афинами перешла в руки демократа Перикла . Фидий вошёл с ним в близкую дружбу. Он давал этому прославленному деятелю советы в сфере искусств. Деятельность Фидия при Перикле ещё расширилась. Под его начальством в Афинах было возведено множество великолепных построек. Фидий разработал и при содействии учеников выполнил скульптурное оформление знаменитого храма Парфенона . Самой знаменитой его частью была громадная статуя Афины Защитницы Города (Полиады) из золота и слоновой кости. Иногда она именуется статуей Афины Девы (Парфенос).

Статуя Афины Девы в Парфеноне. Скульптор Фидий

Затем Фидий вместе со многими учениками отправился на Пелопоннес, в Элиду, местность, где проводились общегреческие Олимпийские игры . Он был позван туда для украшения храма Зевса в Олимпии . Благоговевшие перед Фидием жители Элиды построили для него рядом с храмом мастерскую, которая сохранялась потом несколько столетий и показывалась иноземцам как известная всему миру достопримечательность. В Олимпии Фидий создал величайшее своё произведение – скульптуру Зевса из золота и слоновой кости, признанную древними одним из семи чудес света .

Эта статуя тоже имела больше 20 метров высоты. Зевс сидел на троне, увенчанный ветвями оливы, и в одной руке скипетр с орлом на конце, а в другой, вытянутой – фигуру богини Ники (Победы). На нижнюю часть его тела была наброшена золотая одежда, украшенная великолепными рисунками. Владыка олимпийских богов восседал на необычайно дорогом троне тончайшей художественной работы. Фигура Зевса передавала высшую степень величия. Особенно внушительна была голова: высокий, исполненный ума лоб, хорошо очерченный нос выражали нравственную силу; полуоткрытые губы дышали благоволением; орлиный взгляд бога, казалось, охватывал, всю вселенную. Черты лица источали мужественную красоту. Особенно удались Фидию густые волосы, гордо поднимавшиеся надо лбом Зевса и рассыпавшиеся по бокам прядями, и столь же густая борода. Весь античный мир преклонялся перед красотой этой скульптуры. Все греки жаждали хотя бы раз в жизни увидеть её. Зевс Фидия был уничтожен в пятом веке нашей эры пожаром, который превратил в руины и храм, где находилась статуя. Изображения её сохранились на древних монетах. Зевс из Олимпии стал источником массы копий и свободных подражаний.

Римская статуя I в. по Р. Х., изображающая Юпитера. Сделана по образцу скульптуры Зевса в Олимпии работы Фидия

Около 432 года до н. э. Фидий вернулся в Афины, где вожди крайнего демоса старались отстранить от власти Перикла. Фидий был другом Перикла, и афинские враги последнего сочли великого художника удобной мишенью для предварительной атаки, которая потом должна была перенестись на главную жертву. Фидия обвинили в краже части золота, полученного им на изготовление одежды Афины Полиады в Парфеноне. Но гениальный скульптор предвидел возможность этого лживого наскока и намеренно изготовил эту одежду так, что её можно было снять с фигуры богини и взвесить. Вес золота совпал с тем, который был выделен Фидию горожанами, и недобросовестное обвинение отпало. Но политические враги вскоре возвели на скульптора ещё более тяжкий навет – в оскорблении божества тем, что на щите Афины он среди других фигур изваял портреты Перикла и самого себя. Фидия бросили в тюрьму, где он, по некоторым сведениям, был отравлен или умер от плохого содержания. Верны эти известия, или нет, непонятно, но неоспоримо, что Фидий скончался вскоре после 432 года.

Бог Гермес. Скульптура Фидия (?)

Кроме вышеперечисленных работ Фидием были изваяны статуя Афины для острова Лемноса (Афина Лемния, которая, по словам античных литераторов, превосходила красотой Афину Промахос из Акрополя), несколько фигур богини Афродиты , статуя амазонки для знаменитого храма Артемиды эфесской, изготовленная в состязании со скульпторами Поликлетом , Кресилом и Фрадмоном, и многое другое.

Фидий. Афина Лемния. Предположительная реконструкция

В истории древнего ваяния Фидий занимает самое видное место, как крупнейших представитель аттического стиля, отличавшегося идеализмом, чистотой форм и величием. Греческая скульптура ещё до времени Фидия обрела высочайшее внешнее совершенство, но ему удалось вдохнуть в неё и возвышенный, благородный дух. В свои изваяния Фидий вселял живую человеческую душу. Он обладал несравненным умением тонко передавать изображаемый характер. Ваятели более поздних времён античности и современности превзошли Фидия в искусстве выражать яркую индивидуальность и экспрессивность чувства, но никто ни до, ни после не достигал такой истинно божественной, спокойной величественности. Зевс из Олимпии и Афина Полиада из афинского Парфенона так и остались совершенными художественными воплощениями этих божеств. Образом фидиева Зевса, сохранившимся в копиях, пользовалось даже христианское искусство Возрождения и Нового времени для олицетворения Бога-Вседержителя.

Литература о Фидии

Мюллер , «О жизни и работах Фидия»

Овербек , «История греческой пластики»

Петерсен , «Искусство Фидия от Парфенона до Олимпии»

Последние материалы сайта