Этика спортивная. Доклад: Профессионализация спорта и cпортивная этика Что такое спортивная этика

24.11.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Поклонники спорта подразделяются на две неравные группы: спортсменов и болельщиков.

Прежде чем заняться тем или иным видом спорта, стоит заранее узнать у спортсменов или тренера команды, каких правил и традиций придерживаются в той группе, к которой вы собираетесь присоединиться. Свои законы есть в каждом виде спорта. Один из них касается строго обязательной формы одежды, которую необходимо соблюдать.

Кроме того, одним из обязательных ритуалов является приветствие команд и спортсменов перед началом и по окончании соревнований. Как правило, на международных соревнованиях команды выстраиваются под гимн своих стран, затем по очереди жмут руки соперникам.

Футбол

После футбольных матчей нередко игроки меняются футболками в знак особой расположенности к противникам.

В том же футболе случае травмы одного из игроков игроки другой команды, заметив это, намеренно останавливают игру, незначительно нарушая правила. После оказания медицинской помощи пострадавшему футболисту, игроки его команды обязаны оказать ответную любезность соперникам. В официальном своде футбольных законов этого нет, это негласное правило честной игры. Также футболист, который нарушил правила по отношению к другому игроку, помогает ему подняться и приносит извинения.

Баскетбол

В баскетболе тоже есть свой кодекс чести: принято поднимать руку тому игроку, который получил замечание. Благодаря этому не увеличивается продолжительность игры.

Легкая атлетика

В легкой атлетике сложилась традиция чествования бегунов марафона и многоборцев. По окончании соревнований все спортсмены бегут круг почета, держась за руки. А аплодисменты и поздравления коллег и болельщиков достаются не только тому бегуну, который преодолел марафон первым, но и последнему участнику: ведь он устал не меньше.

Единоборства

Во всех видах единоборств перед началом поединка борцы показывают свою готовность к честному бою, без оружия, когда они приветствуют друг друга. После боя судья поднимает вверх руку победителя, а борцы просят прощения и благодарят друг друга за поединок.

Теннис

В теннисе перед началом розыгрыша площадки игроки пожимают руки друг другу и судье. Этот же жест обязателен и после завершения игры. Во время встречи, если мяч задел сетку, выигравший очко соперник поднимает вверх руку. Этим жестом он как бы просит прощения.

В плавании, фигурном катании, гимнастике, стрельбе, лыжных гонках, биатлоне соперники поздравляют победителей и благодарят друг друга за борьбу после окончания состязаний.

Гонки

Победитель авто- и мотогонок обливает шампанским соперников, тренеров и механиков. Так он призывает всех разделить его радость и показывает сове уважение к остальным участникам соревнований.

На пьедестале почета все победители жмут друг другу руки и поздравляют друг друга. После вручения медалей, победитель соревнования приглашает менее удачных призеров взобраться на верхнюю ступеньку для общей фотографии.

Болельщикам

Болельщикам, особенно в общественных местах, не следует надевать знаки отличия «своей» команды. Это допустимо лишь на стадионе или соревнованиях.

Во время самих состязаний болельщикам следует помнить и об окружающих: недопустимы оскорбления в адрес спортсменов, судий, других болельщиков. Спортивные страсти не отменяют правил повседневного этикета .

Спортзал

Есть свои правила хорошего тона и в спортзале. Для женщин недопустим сильный запах духов и сильный макияж. Не следует надевать слишком откровенную одежду, обтягивающее трико, если пока нет подтянутой фигуры. Мужчинам же не стоит позировать в роли Шварценеггера перед зеркалом, поочередно напрягая все мускулы. Так же не стоит со всего маху бросать штангу. Мало того, что это небезопасно, так еще и выставит вас не в лучшем свете: окружающие решат, что у вас слабые руки, и вы не справились с весом. Также старайтесь не задерживаться зря на тренажере — ведь снаряд ждет другой человек.

Занимающимся в спортзале стоит помнить о своем опрятном виде — чистой форме и обуви. Не следует носить в спортзал свободные шорты без белья, и обтягивающее трико без бандажа.

Primi, et spolia

(«Кто пришел первым, тот и уносит добычу» – Плавт)

Профессиональный спорт представляет собой спортивно-предпринимательскую деятельность, которая за счёт высокой зрелищности состязаний даёт коммерческую выгоду для телевидения, спортивных организаций и самих спортсменов. Это позволяет им целиком посвятить себя спорту, совершенствуя свои навыки и сохраняя или даже повышая свою спортивную форму.

Самые высокие результаты на международном уровне показываются в спорте высоких достижений (олимпийский спорт) и в профессиональном спорте. Между этими разновидностями спорта существует целый ряд общих и специфических отличий. К числу организационных характеристик профессионального спорта относятся:

1. Выраженный коммерческий характер как видов спорта, так и технологии проведения соревнований. Правовое обеспечение (наличие специального законодательства, регламентирующего управленческие и трудовые отношения).

2. Стремление профессиональных клубов к созданию объединений (лиг, союзов и т. п.), в задачи которых входят проведение соревнований и отстаивание общих экономических интересов партнеров.

3. Функциональная ориентация на зрелищность и рекламу, на обеспечение приятного времяпрепровождения зрителей.

4. Источники финансирования.

5. Правовое положение спортсменов (социальное и медицинское страхование, пенсионное обеспечение, наличие контрактов, их содержание, возможность создания профсоюзов).

6. Вознаграждение спортсменов (количественные показатели и формы оплаты труда).

К специфическим характеристикам следует отнести:

1. Календари соревнований с акцентом на общую продолжительность и количественную насыщенность.

2. Критерии в классификации спортсменов: рейтинги спортсменов, стоимостные показатели, количество денег, заработанных за сезон, место в системе драфта и т. п. – в отличие от разрядов и званий в любительском спорте.

3. Нацеленность правил и условий проведения соревнований на усиление зрелищности и контакта соперников.

4. Особенности тренировочного режима, вытекающие из своеобразия спортивной деятельности и условий, оговоренных в контракте спортсмена.

Исторический экскурс

Первые упоминания о педагогах-профессионалах в сфере физического воспитания связаны с элитарной культурой Древнего Востока. В частности, об этом говорится в древнеегипетских источниках, относящихся ко времени за две тысячи лет до новой эры. При дворах сатрапов в Персии существовали школы, где обучали верховой езде, стрельбе из лука, метанию копья и нравственности.

Появление профессиональных атлетов связывают с древнегреческими Олимпийскими играми (IV в. до н. э.), когда среди олимпийцев сформировалась прослойка борцов и кулачных бойцов, занимавшихся спортом профессионально. Система местных соревнований-агонов со значительными призами позволяла представителям низших классов, занимающимся профессиональным спортом, обеспечивать себе безбедное существование.

С упадком греческой цивилизации центр профессионального спорта перемещается на территорию Римской империи. Первые поединки борцов-профессионалов состоялись в Риме в 186 г. до н.э. Именно в Древнем Риме спортсмены-профессионалы впервые создают организации – прообразы современных профсоюзов, из которых наиболее авторитетным было «Товарищество атлетов, увенчанных победой на священных играх».

В эпоху Средневековья профессиональный спорт находился в упадке. Его бурное развитие начинается в Новое время, с зарождением буржуазной культуры, обеспечившей новые перспективы для коммерческого использования способностей спортсмена и открывшей возможности спортсмена выгодно продать свой талант. Именно начало XVIII в. приято считать временем зарождения современного профессионального спорта. В это время в Англии и США появились профессионалы в конном спорте, в состязаниях борцов, бегунов, кулачных бойцов, гребцов, несколько позднее – в игровых видах спорта. Особую популярность приобрели конные скачки и поединки профессиональных боксеров с использованием тотализатора. Уже к середине XVIII в. началась практика манипуляций с результатами скачек и боёв, позволявшая менеджерам и антрепренёрам получать значительные суммы денег.

С середины XIX в. спорт стал социальным феноменом. Аристократия начала регулярно заниматься спортом для собственного удовольствия. Такой спорт назвали любительским, исходя из того, что любитель – это тот, кто участвует в каком-либо виде деятельности исключительно ради удовольствия и развлечения. Аристократы не допускали к своим соревнованиям тех, кто мог иметь заметное превосходство в силе и мастерстве, обусловленное их профессией, – то есть рабочих. Соответственно спорт, которым занимались рабочие, получил статус профессионального. Постепенно классовое противоречие между любительским и профессиональным спортом начало исчезать, однако появилось новое различие – денежное вознаграждение. Если любительство – спортивная деятельность, не преследующая цели извлечения материальной прибыли, то занятия спортом для профессионала, напротив, выступают основным источником заработка.

В XX в., когда большое развитие получила культура досуга, спортивные состязания и наблюдения за ними стали популярными развлечениями для зрителей и профессиональной деятельностью для спортсменов. Профессиональные спортсмены высокого уровня зарабатывают большие гонорары, а также получают доходы, рекламируя различные товары, и становятся знаменитостями.

В профессиональном спорте, наряду со спортивным результатом, в первую очередь ценится коммерческий успех, зависящий от отношения зрителей, спонсоров и телевидения. Система профессионального спорта состоит из взаимосвязанных подсистем, является открытой системой, взаимодействующей с внешней средой, системообразующим фактором которой является зрелищность. В её основе лежат внешняя привлекательность, эффект сопереживания и отождествления со спортсменами, непредсказуемость результата, сохранение интриги до конца соревнования, постоянное внесение элементов новизны (изменение правил, систем розыгрыша и т.п.). Зрелищность обеспечивают 4 основных компонента: участники, организаторы, органы управления, средства массовой информации.

В 1981 году понятие «любительство» было исключено из Олимпийской хартии, и в Олимпиадах, стали участвовать сильнейшие профессиональные спортсмены мира. В дальнейшем Олимпийский конгресс 1994 года в Париже поддержал концепцию президента МОК Х.А. Самаранча о профессионализации и коммерциализации спорта, но одновременно призвал не допустить того, чтобы дух коммерции пришел на смену Олимпийским идеалам. Для регулирования происходящего в профессиональном спорте образуются общие и узкоспециальные организации и ассоциации, которые объединяют спортсменов, тренеров, судей, а иногда и болельщиков.

То, что спорт превратился в бизнес и источник благосостояния, сильно влияет на суть состязаний. Ввиду требований зрелищности или удобства судейства часто изменяются спортивные правила. Так, в 60-е годы XX в. Американская баскетбольная ассоциация с целью оживления игры и повышения интереса у зрителей ввели в обиход трёхочковые броски, позже ставшие частью баскетбольных правил во всём мире. С 1970 года на профессиональных теннисных турнирах в целях сокращения времени матчей система, предполагавшая обязательную разницу в два гейма для победы в сете, вытесняется так называемым тай-брейком – решающим геймом, разыгрываемым при равном счёте 6:6 в сете. В конце XX в. в волейболе, где до этого можно было заработать очко только на своей подаче, в целях увеличения зрелищности была введена система «ралли-пойнт», по которой каждый розыгрыш мяча стал приносить очко – сначала в решающей, пятой, партии, а с 1998 года и в остальных партиях матча.

Спортивная этика в условиях профессионализма

Профессиональная этика представляет собой систему принципов, норм и ценностных аспектов, регулирующих отношения в сфере определенного вида профессиональной деятельности.

Доктор философских наук М. Я. Сараф, считает, что существуют нюансы в оценке высших ценностей в системах общественной морали и профессиональной этики. В первой высшими нравственными ценностями являются человек и все, что направлено на развитие и совершенствование человеческих отношений и человека, независимо от его рода занятий и социального статуса. Приоритетом выступает достоинство человека как такового. В профессиональной же этике высшей ценностью представляется лишь то, что ведет к профессиональному успеху, к получению высшего результата в этой сфере деятельности. Здесь рассматривается не отношение человека к человеку, а отношение коллеги к коллеге в условиях их совместной профессиональной деятельности.

По мнению М. Я. Сарафа, если в профессиональном спорте успех будет связан с гуманистическими ценностями и определяться благородными идеалами, то на их основе будет формироваться и его этика. Вместе с тем во имя успеха здесь готовы к нарушению этих идеалов или даже отказу от них. К примеру, с точки зрения общечеловеческой морали всякого рода скандалы и скандальное поведение противоречат нормам человеческого общежития. В профессиональном же спорте они допускаются в качестве антуража, своего рода рекламы, то есть условий, способствующих успеху деятельности

Каково же содержание общих принципов спортивной этики в условиях профессионализма? Поскольку этика регулирует отношения между субъектами деятельности, то прежде всего спортивная этика требует от них создавать, поддерживать и укреплять спортивные отношения (в том числе и спортивное поведение), объективно способствующие достижению высших результатов. Она требует уважительного отношения к партнерам, и особенно к зрителям, которые являются основным источником денежного притока.

Спортивная этика не допускает обмана между участниками спортивных отношений. Исключение составляют секреты, всегда имеющие место в областях высокоэффективной производственной, коммерческой деятельности, отраслью которой является профессиональный спорт. Речь идет о технических, технологических, фармакологических секретах, о новинках в методике тренировки и т. д.

Спортивная этика требует от участников спортивных отношений соблюдения корпоративной чести, то есть достойного представления своего клуба, своей организации, публичной демонстрации их престижа.

Спортивная этика требует проявлять солидарность, когда дело касается обеспечения, защиты интересов и прав товарищей по профессии, независимо от их клубной и национальной принадлежности.

Спортивная этика не позволяет использовать ценности спорта (славу, имя, цвета и знаки клубов) для антигуманистических, антиобщественных или преступных целей.

Спортивное поведение

Gratiam magis quam amare divitias

(«Добрая слава лучше богатства» – Публилий Сир)

Поведение спортсмена в быту, на тренировочных занятиях, в отношениях с товарищами, соперниками, тренерами, судьями обусловлено спецификой спортивной деятельности. С точки зрения спортивной этики наиболее интересным представляется поведение спортсмена в процессе спортивных соревнований, где эмоциональное состояние достигает наивысших показателей. Именно здесь можно выделить принципы нравственного спортивного поведения:

1. Уважительное отношение к сопернику.

3. Отрицание допинга и любого искусственного стимулирования.

4. Равные шансы – все спортсмены на старте соревнований могут одинаково рассчитывать на победу.

5. Самоконтроль спортсмена – сдерживая свои эмоции уметь адекватно воспринимать любой исход поединка.

Свои нравственные законы есть в каждом виде спорта. В частности, один из них касается строго обязательной формы одежды, которую необходимо соблюдать. Кроме того, одним из обязательных ритуалов является приветствие команд и спортсменов перед началом и по окончании соревнований. Как правило, на международных соревнованиях команды выстраиваются под гимн своих стран, затем по очереди жмут руки соперникам.

Поведение спортсменов и зрителей в разных видах спорта может существенно отличиться. Часто это объясняется историческими корнями. Так, теннис зародился и долгое время развивался как аристократический вид. Поэтому реакция зрителей на соревновательные ситуации в этом спорте коренным образом разнится с тем, что можно наблюдать на футбольном матче. Истоки футбола находятся в народной физической культуре с ее доступностью и простотой нравов. Здесь до сих пор можно видеть потасовки и брань как на соревнованиях, так и во время тренировочных занятий. В разных видах спорта и физических упражнений сложились традиции благородного поведения по отношению к соперникам и товарищам по занятиям. Приведем несколько примеров.

После футбольных матчей нередко игроки меняются футболками в знак особой расположенности к противникам. В случае травмы одного из игроков игроки другой команды, заметив это, намеренно останавливают игру, незначительно нарушая правила. После оказания медицинской помощи пострадавшему футболисту, игроки его команды обязаны оказать ответную любезность соперникам, передав им мяч. В официальном своде футбольных законов этого нет, это негласное правило честной игры. Воспитанный футболист, в единоборстве бивший соперника с ног, помогает ему подняться и приносит извинения.

Баскетбол

В баскетболе тоже есть свой кодекс чести: принято поднимать руку тому игроку, который получил замечание. Это экономит время проведения игры.

Легкая атлетика

В этом виде спорта сложилась традиция чествования бегунов марафона и многоборцев. По окончании соревнований все спортсмены бегут круг почета, держась за руки. Аплодисменты и поздравления коллег и болельщиков достаются не только победителям, но и аутсайдерам.

Единоборства

Во всех видах единоборств перед началом поединка борцы показывают свою готовность к честному бою, без оружия, когда они приветствуют друг друга. После боя судья поднимает вверх руку победителя, а борцы просят прощения и благодарят друг друга за поединок.

В теннисе перед началом розыгрыша площадки игроки пожимают руки друг другу и судье. Этот же жест обязателен и после завершения игры. Во время встречи, если мяч задел сетку, выигравший очко соперник поднимает вверх руку. Этим жестом он как бы просит прощения.

Авто- и мотогонки

Победитель обливает шампанским соперников, тренеров и механиков. Так он призывает всех разделить его радость и показывает уважение к остальным участникам. На пьедестале почета все победители жмут друг другу руки и поздравляют друг друга. После вручения медалей, чемпион приглашает призеров взобраться на верхнюю ступеньку для общей фотографии.

Эталоны спортивного поведения

Образцы спортивного поведения, к сожалению, чаще встречаются в любительском спорте. Тем не менее примеры благородства и уважительного отношения к сопернику, зрителям и судьям можно констатировать во многих видах спорта, в том числе – на соревнованиях самого высокого уровня. История спорта знает немало случаев, когда:

Теннисист помогает судье, показывая, что удар его соперника пришелся в пределах линии;

Боксер воздерживается от нанесения ударов по сопернику после того, как понимает, что тот, хотя и продолжает стоять, уже не в состоянии себя защитить;

Велосипедист в гонке на длинную дистанцию останавливается, чтобы помочь упавшему и повредившему свой велосипед сопернику, предоставив ему запасную деталь из собственной «велоаптечки»;

Тренер по футболу поощряет игрока за отказ от агрессивности по отношению к игроку соперника в ситуации, когда это позволяло забить гол.

Примеры проявления спортивной этики

Первым спортсменом, награждённым медалью Пьера де Кубертена стал итальянский бобслеист Эудженио Монти, который собственными руками несколько раз помогал выигрывать олимпийское золото своим соперникам, помогая им в ремонте поврежденных саней.

Примером истинно спортивного поведения стал поступок капитана сборной СССР по футболу Игоря Нетто. В матче группового турнира чемпионата мира 1962 года сборная СССР встречалась со сборной Уругвая. Нетто обратил внимание судьи на то, что забитый советской командой мяч влетел в ворота уругвайцев через дырку в сетке, сбоку от штанги, и не должен быть засчитан. Судья отменил взятие ворот (хотя команда СССР все же выиграла этот матч).

Игрок немецкой команды «Вердер» Франк Ордоневид совершил невиданный по футбольным понятиям поступок. В матче с «Кельном» он остановил игру в своей штрафной и признался судье, что сыграл рукой. Назначенный пенальти привел к поражению «Вердера».

Противоположный пример. В Италии на матче «Удинезе»–«Наполи» (1:0) 12.000 детей заняли места на фанатских трибунах хозяев поля. Эти трибуны были дисквалифицированы после игры, так как с детских мест доносилась нецензурная брань, в том числе, оскорбления в адрес голкипера гостей. Присутствовавший на матче Фабио Капелло (в то время – старший тренер сборной России по футболу) воскликнул: «Дети оскорбляют соперника – у Италии серьезные проблемы с этикой».

Югославский гроссмейстер Видмар в одном из турниров играл с Капабланкой. Партия была отложена в выигрышном положении для Капабланки. Когда Видмар записал свой ход и заклеил конверт, Капабланка спросил его, действительно ли он думает доигрывать партию. Видмар, несмотря на не совсем тактичный вопрос Капабланки, сказал, что сначала он проанализирует отложенную позицию и только тогда даст ответ.

Наступил день доигрывания. Появился Видмар. Он убедился, что сопротивление бесполезно, и ожидал своего партнёра, чтобы сообщить ему о сдаче. Минута шла за минутой, а Капабланка всё ещё не появлялся. Внезапно Видмар взглянул на часы и увидел, что секунд через десять флажок на часах Капабланки упадёт и ему Видмару, присудят формальную победу в партии, в которой он собирался сдаваться. Видмар, не колеблясь ни секунды, подбежал к столику в последний момент, когда судья уже собирался зафиксировать просрочку времени у Капабланки, и успел в знак сдачи партии опрокинуть своего короля. Английская печать назвала этот ход Видмара самым красивым из всех, когда-либо сделанных в шахматной игре.

Гимнастика

На Олимпийских играх в Афинах (2004 г.) после блестящего выступления российского гимнаста Алексея Немова на перекладине зрители устроили пятнадцатиминутную обструкцию судьям, которые выставили незаслуженно низкие оценки нашему спортсмену. Недовольство зрителей могло продолжаться еще долго, если бы Алексей не попросил зрительный зал успокоиться, чем помог следующему за ним американскому гимнасту Полу Хэму выступить достойно, завоевать серебряную медаль на этом снаряде и лишить Немова призового места.

Легкая атлетика

Андрей Павлов из Новосибирска на чемпионате мира по легкой атлетике в Токио лидировал в ходьбе на 50 км. Увидев, что его товарищ Александр Поташов сильно устал, он помог ему поддерживать нужный темп, понизив собственную скорость. Они финишировали одновременно, причем, фотофиниш вывел в чемпионы Поташова.

В 1956 году в Мельбурне была отменена дисквалификация олимпийского победителя в беге с препятствиями на 3000 метров, поскольку соперники, бежавшие непосредственно за ним, заявили, что он их не задерживал.

В декабре 2012 года в Наварре (Испания) проходили престижные соревнования в беге на 3000 м с препятствиями с солидным призовым фондом. Участвовали сильнейшие спортсмены мира, в том числе кениец Абель Мутаи, бронзовый призер Олимпийских Игр в Лондоне. В своей коронной дистанции Мутаи уверенно лидировал, но примерно за десять метров до конца дистанции остановился, ошибочно решив, что он уже пересек финишную черту. Мутаи начал хлопать болельщикам, не понимая на испанском подсказок о том, что конец дистанции только через десять метров. Бежавший вторым испанец Иван Фернандес Анайя настиг кенийца и мог бы легко закончить забег на первом месте. Но вместо этого, Анайя принялся толкать кенийца в спину и рукой показывать ему, где находится финишная черта. Когда после окончания дистанции Ивана Фернандеса Анайю спросили, неужели он не хотел победить, то 24-летний бегун из Витории (чемпион Испании в беге на 5000 метров) ответил следующее: «Я не заслуживал победы – отрыв был велик, и я не имел шансов догнать соперника, если бы он не ошибся. Мне важнее сохранить достоинство, чем выиграть».

Противоположный пример. В похожей ситуации на одном из марафонов лидировавший кенийский атлет – практически уже победитель – радостно вскинул руки и перешел на шаг, и в этот момент из-под его руки вылетел бегун из Катара и выиграл соревнования.

Спортивное ориентирование

Датский спортсмен Ханс Оле Кеттинг, не задумываясь, сошел с трассы, чтобы оказать помощь получившему травму сопернику.

Настольный теннис

Анджей Грубба из Польши в финале престижного и очень денежного турнира Гран-При, ведя в пятом сете 19:17, отказался от очка, по ошибке засчитанного в его пользу. В итоге проиграл шведу Уве Вальднеру.

Плавание

Француз Мишель Пу не вышел на старт отборочного заплыва. Считал, что в олимпийский Сеул должен поехать другой, более сильный пловец.

Конный спорт

Вольфганг Бринкманн из ФРГ, завоевавший на Олимпиаде в Сеуле «золото» в команде, добровольно отдал свое место в личных соревнованиях вечному сопернику, который в конце концов получил «бронзу».

Фехтование

На олимпийских играх 1928 года французский фехтовальщик Люсьен Годен был задет рапирой противника. Когда судья провозгласил: «Не попал!», Годен вышел вперед и закричал: «Попал!». Результаты соревнования были вследствие этого пересмотрены не в его пользу.

Французский фехтовальщик Жан-Мишель Анри отказался от укола, засчитанного было арбитром в его пользу в поединке крупного турнира, входящего в зачет Кубка мира.

Стрельба из лука

На чемпионате России 1995 г. Елена Тутатчикова в финальных соревнованиях по стрельбе из лука по результатам спарринга с Ольгой Беловой выводится судьями в следующий круг соревнований. Подсчитав в перерыве свои результаты, Елена обнаруживает ошибку судей в подсчете, заявляет об этом в судейскую коллегию и выбывает из состязаний, лишив себя возможности продолжать борьбу за медали чемпионата.

Подводное плавание

Homo est mensura omnium rerum

(«Человек есть мера всех вещей» – Протагор)

Спортивную этику можно трактовать двояко. В обыденном понимании ее воспринимают как неписаные нормы поведения людей, причастных к спорту. С другой стороны, сравнительно недавно спортивную этику стали рассматривать как науку, важную часть общей этики. Обе эти трактовки тесно взаимосвязаны, взаимозависимы, часто переплетаются между собой и имеют общую основу – нравственность как необходимое качество для благоприятных, позитивных взаимоотношений участников спортивного процесса.

Спортивная этика в обыденном понимании предполагает честное отношение во всех аспектах спортивной деятельности. Честность – это одна из основных человеческих добродетелей, качество, которое отражает одно из важнейших требований нравственности. Это понятие включает в себя правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте дела, искренность перед другими и перед самим собой. Противоположностью честности являются обман, ложь, воровство, вероломство, лицемерие.

Умение вести себя при самых сложных обстоятельствах, что является признаком внутренней организованности, собранности, дисциплинированности, культуры – это также прерогатива спортивной этики. К примеру, спортсмен никогда не должен вступать в спор с судьей. Неписаные законы спорта не позволяют отказаться от выступления, тянуть время, сойти с дистанции, прекратить игру раньше времени, даже если спортсмен уверен, что все равно проиграл.

Неэтично выражать досаду от неудовлетворенности партнером, соперником. Особенно важно уметь владеть собой после проигрыша. С достоинством, отдавая должное мастерству оппонента, поздравить его с победой. Отношение к сопернику – показатель подлинной воспитанности спортсмена.

Это важное человеческое качество в той же мере относится и к тренерам. Наставник должен быть примером поведения для своих и чужих спортсменов.

Соблюдение норм спортивной этики усиливает нравственное влияние спорта, повышает ответственность всех участников спортивной деятельности за свое поведение и в силу огромной притягательности спорта для молодежи способствует улучшению морального климата в молодежной среде.

Подлинная этика в спорте связана с такими ценностными понятиями, как патриотизм, долг и ответственность, дружба и коллективизм, честь и достоинство, справедливость и бескорыстие.

Спортивная этика как наука – это часть общей этики, в которой рассматриваются, изучаются и анализируются профессиональные особенности морали, порожденной спецификой учебно-тренировочного процесса, своеобразием спортивной борьбы и сложностью взаимоотношений людей, причастных к спорту.

Предметной областью изучения спортивной этики являются:

– мораль как совокупность идеалов и ценностей спорта;

– моральные принципы, нормы поведения, традиционные установки, определяющие специфические нравственные отношения между субъектами спортивной деятельности;

– необходимые для успешного протекания спортивных процессов качества личности спортсмена, тренера, судьи, болельщика и других лиц, имеющих отношение к этим процессам;

– нравственные взаимооотношения между участниками спортивных процессов и проблемы их гуманизации;

– проблемы нравственного воспитания спортсменов.

Структура морали спортивной этики: моральное сознание, нравственные отношения и нравственная деятельность.

Моральное сознание как элемент спортивной этики – это восприятие личностью общепринятых норм нравственности; взаимоотношений в спортивном коллективе; идей, представлений, идеалов, функционирующих в спортивном сообществе. Это совокупность этических знаний, нравственных взглядов, убеждений, чувств, потребностей. Целостность нравственного сознания обеспечивается нравственными принципами и нормами, важнейшей из которых является ценностная ориентация. Под ценностной ориентацией подразумевают способность нравственного сознания в самых различных жизненных ситуациях направлять действия личности. Ценностная ориентация обеспечивает единство сознания и поведения, целенаправленность в моральном выборе, регулирует действия личности в сложных ситуациях, которые возникают в спортивной деятельности.

Нравственные отношения в спорте – это особый вид общественных отношений, рассматриваемый с точки зрения их нравственного качества, моральной ценности их мотивов и результатов. Речь идет не только об отношениях между личностями (спортсмены, тренеры, болельщики и т.д.), но и между личностью и своей командой, обществом, государством, страной, а также между отдельными командами, спортивными обществами, федерациями, странами.

Нравственная деятельность в области спорта – это реализуемая на деле мораль; это совокупность, система нравственных поступков, направленных на повышение этической культуры. Многочисленные исследования показывают, что успех в спорте определяется трудолюбием, дисциплинированностью, добросовестностью и другими позитивными моральными качествами. Специфика спорта предполагает преодоление трудностей, способность побеждать свои слабости в трудные моменты соревнований, проявлять уверенность в себе, хладнокровие.

Поведение человека во многом базируется на моральных принципах , отражающих нравственную сторону его личности. В основе отношений между субъектами спортивной деятельности лежат общечеловеческие моральные принципы: честность, порядочность, справедливость, чувство долга, патриотизм, коллективизм, человечность, почтительность, разумность, мужество и честь и др. Вместе с тем в спорте можно наблюдать свои специфические принципы. Так, в сборных командах любой страны отмечается дух патриотизма, в командных видах большое значение имеет принцип коллективизма, в любом виде спорта существует негласное правило – на соревнованиях отдать все силы на алтарь победы.

Нормы поведения в обществе существуют в виде запретов и негласных предписаний. В сфере спорта они могут изменяться в зависимости от вида спорта, национальных особенностей. К примеру, невозможно сравнивать поведение зрителей на теннисных кортах и на футбольных стадионах. Ритуалы, принятые в восточных единоборствах, не имеют аналогов в других видах спорта. Вряд ли придет в голову баскетболисту при входе поклониться залу, как это обязательно должен сделать тхэквондист.

Установка означает готовность к совершению определённой деятельности, направленность на удовлетворение актуальной потребности. В сфере спорта формируются специфические установки, являющиеся основанием морального выбора, они соответствуют ценностям, связанным с моральным поведением. Для примера можно взять готовность оказать помощь или страховку своему товарищу во время выполнения упражнения в тяжелой атлетике или гимнастике.

Успешность протекания различных спортивных процессов (тренировочные занятия, подготовка к соревнованиям, тренировочные сборы, организация и проведение соревнований и т.д.) во многом зависит не только от профессионализма каждого из участников этих процессов, но также и от их нравственного уровня.

Взаимоотношения между участниками спортивных процессов :

Взаимоотношения тренеров с воспитанниками, со своими коллегами, с руководящими спортивными работниками, со спортсменами других (чужих) команд, с болельщиками, с судьями, с прессой;

Взаимоотношения спортсменов с тренерами, между собой в условиях внутригрупповой или внутри командной конкуренции, со спортсменами других команд, с болельщиками, с прессой, с судьями, с обслуживающим персоналом;

Взаимоотношения болельщиков со спортсменами, с болельщиками других команд, с судьями;

Взаимоотношения судей со спортсменами, между собой, со зрителями, с прессой.

Характер взаимоотношений между участниками спортивного процесса во многом зависит от их ментальности, обусловленной принадлежностью к той или иной стране, национальности; от их индивидуальных личностных различий; от особенностей вида спорта.

Становление нравственной культуры личности, предполагающее формирование моральных норм, нравственных убеждений, правил поведения и взаимоотношений как в спортивной деятельности, так и в повседневной жизни, является основной целью нравственного воспитания спортсменов . Главную роль в этом многотрудном деле играет тренер, осуществляя нравственное воспитание в тесной связи с другими видами воспитания. Нравственные убеждения формируются в процессе обретения личностью нравственного опыта поведения. Поэтому определенное значение имеет влияние семьи, товарищей по спорту и учебе, средств массовой информации, особенно телевидения. Нельзя также игнорировать и самовоспитание, которое совместно с воспитанием представляет собой одну из взаимозависимых и взаимодополняемых сторон единого процесса формирования и развития личности, сложный процесс, затрагивающий весь духовный мир человека с особой ролью психической сферы.

Обучающихся по дисциплине (модулю): Б3.ДВ5.1, Б3.ДВ.5.2 Основы спортивной этики
Общие сведения

Перечень компетенций

Критерии и показатели оценивания компетенций


Знания:

  • сущность, функции морали, гуманистическое содержание учение о морали; природу моральных ценностей;

  • принципы педагогической морали и их проявление в деятельности педагога;

  • содержание этических категорий и специфику реализации их в сфере педагогического труда;

  • значение этических ценностей, роль социума в формировании этической направленности личности будущего специалиста;

  • основные категории спортивной этики и их отражение в условиях спортивной деятельности ;

  • этические требования, предъявляемые к нравственному облику педагога, учителя физической культуры;

  • нравственно-психологические особенности общения педагога с воспитанниками; пути преодоления стрессовых ситуаций в учебно-тренировочной деятельности;

  • роль чувств и эмоций в работе педагога, тренера;

  • современные профессионально-этические кодексы в сфере педагогического труда;

  • основные нормы и требования педагогической этики; виды этикета и этикетную проксемику;

  • речевой этикет и формулы речевого этикета в ситуациях общения; значимость этики в развитии эмоционально-чувственной сферы личности;

  • взаимосвязь воспитания и нравственного потенциала личности;

  • кодекс спортивной этики Фэйр Плэй.

Умения:

  • выделить основные задачи педагогической и спортивной этики;

  • раскрыть содержание той или иной нравственной проблемы;

  • использовать различные методы диагностики нравственной позиции и нравственных качеств личности;

  • оценивать и анализировать уровень нравственной воспитанности занимающихся физической культурой и спортом;

  • решать нравственно-этические ситуации;

  • использовать разнообразные методы и приемы формирования нравственного сознания и опыта нравственного поведения спортсменов различного возраста;

  • видеть причины внутренних конфликтов личности;

  • проводить экспресс-исследование по анализу и оценке фактов, пережитых в период школьного обучения и студенческой жизни, уметь их осмысливать;

  • иллюстрировать теоретические положения примерами, фактами из практики физической культуры и спорта;

  • совершенствовать этическую культуру;

  • проявлять этическую компетентность;

  • осмысливать и описывать личный опыт, передовой опыт ведущих педагогов и тренеров по проблеме взаимодействия в процессе нравственного воспитания;

  • разрабатывать программу личностного самосовершенствования, авторскую программу формирования профессионально-этической подготовки спортсменов.

Навыки:

  • владеть основами и принципами педагогического этикета, манеры поведения;

  • владеть нравственными ценностями современного спорта;

  • владеть нормами нравственности;

  • системой практических умений и навыков, обеспечивающих ценностные ориентиры в мире человеческого общения норм бытия.

Этапы формирования компетенций


Предмет и задачи этики. Структура и функции морали

Сущность деловой этики. Деловые качества педагога.

Особенности современной профессиональной этики

Специфика педагогической морали, ее основные принципы, категории

Педагогический такт и этикет

Нравственные аспекты спорта, его социальные функции

Принципы спортивной этики. Фэйр плэй – основа нравственности в спорте

Основные категории этики

Деловая этика

Система нравственных отношений в спортивной деятельности

Нравственные отношения в спортивной деятельности

Свобода выбора и моральная оценка поступков в спортивной деятельности

Нравственно-этические ситуации в спортивной деятельности

Проблема этики в современном олимпийском спорте

Эстетическое воспитание в спорте. Этическая и эстетическая культура тренера, учителя физической культуры

Нравственно-психологическая модель спортивного педагога

Основные категории спортивной этики. Добро и зло, справедливость, долг и ответственность, и их проявление в спортивной деятельности .

Честь и достоинство, совесть, смысл жизни и счастья и их проявление в спортивной деятельности

Шкала оценивания

«5»

Дан полный ответ на теоретический вопрос, умеет уяснить место и значение этики, его полифункциональность, демонстрирует совокупность этических понятий, структуру морали, функции морали, происхождение морали, проводит сравнительную характеристику морали, формирование моральных понятий, взглядов, чувств, убеждений, знает сущность категорий добра и зла, справедливости, долга и ответственности, чести и достоинства, совести, смысла жизни и счастья. Ответ изложен литературным языком, демонстрирует диалектическую взаимосвязь моральных функций и категорий этики.

«4»

Дан полный ответ на теоретический вопрос, умеет уяснить место и значение этики, его полифункциональность, демонстрирует совокупность этических понятий, структуру морали, функции морали, происхождение морали, проводит сравнительную характеристику морали, формирование моральных понятий, взглядов, чувств, убеждений, знает сущность категории добра и зла, справедливости, долга и ответственности, чести и достоинства, совести, смысла жизни и счастья. Ответ изложен литературным языком, демонстрирует диалектическую взаимосвязь моральных функций и категорий этики. Ответ изложен литературным языком. Могут быть допущены неточности в определении и характеристике отдельных этических категорий, но исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа .

«3»

Дан полный ответ на теоретический вопрос, умеет уяснить место и значение этики, его полифункциональность, демонстрирует совокупность этических понятий, структуру морали, функции морали, происхождение морали, проводит сравнительную характеристику морали, формирование моральных понятий, взглядов, чувств, убеждений, знает сущность категории добра и зла, справедливости, долга и ответственности, чести и достоинства, совести, смысла жизни и счастья. Ответ изложен литературным языком, демонстрирует диалектическую взаимосвязь моральных функций и категорий этики. Ответ изложен литературным языком. Могут быть допущены неточности в определении и характеристике отдельных этических категорий, но исправленные студентом с помощью преподавателя.

«2»

Дан полный ответ на теоретический вопрос, умеет уяснить место и значение этики, его полифункциональность, демонстрирует совокупность этических понятий, структуру морали, функции морали, происхождение морали, проводит сравнительную характеристику морали, формирование моральных понятий, взглядов, чувств, убеждений, знает сущность категории добра и зла, справедливости, долга и ответственности, чести и достоинства, совести, смысла жизни и счастья. Ответ изложен литературным языком. Ответ изложен литературным языком. Могут быть допущены 2-3 неточности в определении и характеристике отдельных этических категорий, которые студент затрудняется исправить самостоятельно.


Типовое контрольное задание

2. Прочесть нравственную ситуацию из книг, написанных спортсменами и тренерами по разным видам спорта и др. Провести анализ нравственной ситуации :

На 1-ом этапе работы - знакомство с содержанием ситуации, определяется ядро ситуации, т.е. основное противоречие.

На 2-ом этапе - анализ ситуации (определить требование, какие моральные качества проявлены в этих обстоятельствах, выбор формы поведения в сложных условиях, оценка их поступков.

На 3-ем этапе - принятие поведенческого решения, аргументировать свою точку зрения, давать объективную моральную оценку поступкам участников той или иной ситуации, предвидеть нравственные последствия.

Выводы.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний

1. Написать причины конфликта в работе:

а) с младшими школьниками;

в) со старшеклассниками.

2. Какие необходимо правила этикета телефонного разговора вам знакомы? Ответьте на вопросы:

а) когда звонить по телефону считается неприличным?

б) существуют ли временные границы для телефонного звонка?

в) всегда ли нужны вежливые слова в телефонном разговоре ?

г) когда нельзя обойтись без звонка по телефону?

Напишите текст беседы с целью разъяснения ученикам о том, как необходимо сообщать информацию по телефону.

3. Напишите схему проведения этической беседы: «К нам пришел новый спортсмен».

а) с младшими школьниками;

б) со школьниками среднего возраста;

в) со старшеклассниками.


Вопросы к зачету

1. Сущность, функции морали, гуманистическое содержание учение о морали; природа моральных ценностей.

2. Принципы педагогической морали и их проявление в деятельности педагога.

4. Значение этических ценностей, роль социума в формировании этической направленности личности будущего специалиста.

6. Этические требования, предъявляемые к нравственному облику педагога, учителя физической культуры.

7. Нравственно-психологические особенности общения педагога с воспитанниками; пути преодоления стрессовых ситуаций в учебно-тренировочной деятельности.

8. Роль чувств и эмоций в работе педагога, тренера.

9. Современные профессионально-этические кодексы в сфере педагогического труда.

10. Основные нормы и требования педагогической этики; виды этикета и этикетная проксемика.

11. Речевой этикет и формулы речевого этикета в ситуациях общения .

12. Значимость этики в развитии эмоционально-чувственной сферы личности.

13. Взаимосвязь воспитания и нравственного потенциала личности.

15. Методы диагностики нравственной позиции и нравственных качеств личности.

16. Оценка и анализ уровня нравственной воспитанности занимающихся физической культурой и спортом.

17. Методы и приемы формирования нравственного сознания и опыта нравственного поведения спортсменов различного возраста.

18. Причины внутренних конфликтов личности.

19. Личный опыт, передовой опыт ведущих педагогов и тренеров по проблеме взаимодействия в процессе нравственного воспитания.
%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0 -> : Общие сведения
050100.62%20%D0%9F%D0%B5%D0%B4.%D0%BE%D0%B1%D1%80.%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0 -> Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
050100.62%20%D0%9F%D0%B5%D0%B4.%D0%BE%D0%B1%D1%80.%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0 -> Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
050100.62%20%D0%9F%D0%B5%D0%B4.%D0%BE%D0%B1%D1%80.%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0 -> Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
050100.62%20%D0%9F%D0%B5%D0%B4.%D0%BE%D0%B1%D1%80.%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0 -> Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
050100.62%20%D0%9F%D0%B5%D0%B4.%D0%BE%D0%B1%D1%80.%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0 -> Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): дв. 10. 2, дв. 11. 2 «Инновационные технологии обучения физической культуре в средней общеобразовательной школе»
050100.62%20%D0%9F%D0%B5%D0%B4.%D0%BE%D0%B1%D1%80.%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0 -> Тесты, эссе, рефераты Количество этапов формирования компетенций
050100.62%20%D0%9F%D0%B5%D0%B4.%D0%BE%D0%B1%D1%80.%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0 -> Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): в. 5 «Психология физического воспитания и спорта»

Профессионализация спорта в последнюю четверть ХХ века приобрела почти всеобщий характер и стала нами, совсем недавно весьма критически к ней относившимися, рассматриваться едва ли не как естественный процесс его развития. Однако я, как и прежде, полагаю, что профессиональный спорт, вполне имеющий право на самостоятельное существова ние, есть явление несколько иного порядка, чем спорт, ориентированный на гуманистические идеалы самосовершенствования, дружеской состязательности и социальной гармонии. Но поскольку в настоящее время именно профессиональный спорт занимает доминирующее положение в иерархии этого рода деятельности, поскольку события и люди именно сферы профессионального спорта задают здесь тон и привлекают наибольший интерес зрителей и читателей, поскольку именно они в наибольшей мере определяют характер и содержание общественного мнения по поводу спорта, а также мощно влияют на другие сферы общественной жизни (экономику, политику, культуру), постольку становятся все более актуальными и приобретающими общий характер порождаемые им этические проблемы.

В ключе этого тезиса речь идет, следовательно, не об этике спортивных отношений вообще, что само по себе не менее актуально и в области чего столь много сделано существенных и глубоких разработок на основе принципов Фэйр Плэй, а именно о профессиональной спортивной этике.

Под профессиональной этикой я разумею систему принципов, норм и ценностных мнений, регулирующих отношения в сфере определенного вида профессиональной деятельности. Что же касается самой этой сферы, то, по моему мнению, она определяется в первую очередь включением в нее субъекта на основе трудового законодательства (контракт, найм или другие формы договоренности, даже принуждения). Конечно же, важнейшую роль при этом играет и профессио нальная подготовка (образование, квалификация, опыт и т.п.), но это обязательные (хотя и не всегда) условия для вступления в профессиональную деятельность.

Теперь хочу подчеркнуть мысль достаточно простую, но не всегда ясно понимаемую массами. Если этика (точнее, мораль, нравственность, но сейчас это не столь важно) регулирует отношения между людьми с точки зрения их признания друг другом за таковых, с точки зрения человеческого общежития, то профессиональная этика регулирует отношения между субъектами профессиональной сферы деятельности и по поводу этого вида деятельности, она определяет не отношение человека к человеку, не условия общежития, а отношение коллеги к коллеге, условия совместной и однотипной трудовой деятельности. Применительно к спорту и в определенном плане здесь можно говорить об отношениях между функциями или между социальными ролями в сфере спортивных состязаний, цель которых - получение коммерческой прибыли.

В этих условиях качества участников деятельности, понимаемые в плане общественной морали и в плане морали профессиональной, далеко не всегда совпадают. Такие нестыковки и противоречия часто бросаются в глаза и порождают множество недоумений, недоразумений и даже возмущений, особенно со стороны простодушных зрителей или романтически настроенных журналистов и средств массовой информации. Например, много говорится и пишется с гражданским и нравственным негодованием об агрессии в спорте. Я же думаю, что ее там не больше, чем в рыболовном или в столярном деле. Просто форма агрессии становится в условиях высокой публичной конкуренции необходимым атрибутом зрелищности действия, и потому зачастую она - не более как маска, без которой, понятно, не может состояться ни один театр. Другое дело, что высокое эмоционально-психическое напряжение, сопровождающее состязание, провоцирует проявление агрессии и как одного из составляющих азарта, и как средства, ограничивающего притязания конкурента. А профессиональность всегда так или иначе связана с состязательностью, то бишь с конкурентностью, с необходимостью своего самоутверждения в деятельностном пространстве профессии. К тому же для специалиста профессиональный интерес, решение профессиональной задачи могут заслонить все остальное, даже интересы человечества в целом. Более того, в силу своего профессионализма он узкие интересы профессии или даже свои собственные может осознавать как интересы общезначимые, общенациональные и даже общечеловеческие.

Вот здесь и возникают проблемы профессиональной тики: будут ли формы твоего самоутверждения способствовать развертыванию и совершенствованию того пространства, дадут ли они новые возможности твоим партнерам-конкурентам, будут ли они объективно заинтересованы в сотрудничестве-сопер ничестве с тобою, насколько соотносится благо в узкой профессиональной сфере с благом общезначи мым в социальном плане, насколько ты, реализуя профессиональный интерес, развиваешь или утрачиваешь в себе человека.

Нетрудно видеть, что в зависимости от этих соотношений профессиональная этика может вполне вписываться в систему общественной нравственности, составляя ее органическую часть, но может и выламываться из нее, противостоять ей, разрушать ee.

Далеко не все отдают себе отчет в том, что групповое общественное мнение может не совпадать с тем, что принято называть общественным мнением, и даже приходить в противоречие с последним. Еще более распространенной ошибкой является перенос общественного мнения одной социальной группы для характеристики другой или для всей сферы спортивных отношений в целом.

Особенную трудность вызывает различение высших ценностей в системах общественной морали и профессиональной этики. В первой высшими нравственными ценностями являются человек и все, что направлено на развитие и совершенствование человека и человеческих отношений, независимо от того, кто какое место занимает в обществе, независимо от рода занятий и валидности участников отношений. Здесь главное - достоинство человека как такового. В профессиональной же этике высшей ценностью выступает лишь то, что ведет к профессиональному успеху, к получению высшего результата в этой сфере деятельности. С этой точки зрения здесь оцениваются и субъект деятельности, и отношения между субъектами в данной деятельности, и отношения к внешним условиям и обстоятельствам. "Пусть погибнет мир, но торжествует закон" - вот квинтэссенция профессиональной судебной (юридической) этики. И нетрудно видеть, что в любой профессиональной деятельности - будь это деятельность литератора или офицера (тут уж особенно), деятельность ученого или актера, - тот, кто хочет добиться сколько-нибудь значимых результатов, тем более высших, должен себя не щадить, работать, что называется, на износ, попросту жертвовать собой. Поскольку в современном мире деятельность по преимуществу является профессиональной, на этой основе и возникают острейшие системные противоречия. Известно, что "искусство требует жертв", но при этом почти не спрашивают, что это за жертвы, какова цена этих жертв и кто должен быть жертвой? Одно дело, если жертвой деятельности является ее личный субъект, идущий на жертвенность по своему собственному разумению и внутренней необходимости, другое дело, если он понуждается к жертвенности внешними и антигуманистическими обстоятельствами. Однако в условиях массовой культуры повсеместно жертвой-то оказывается человек непричастный, жертвой оказывается потребитель продукта профессиональной деятельности, этнос, общество в целом. Происходит это не по злому умыслу, не по злокозненности, а вследствие узкопрофессионального подхода к решению задач, узкоспеци ализированного мышления.

Одно из наиболее глубоких системных противоречий культуры, и спорта как ее части, я считаю, состоит в том, что профессия (сфера профессиональной деятельности) может быть хоть и в относительной, но в независимости от сферы общественной нравственности. А это значит, что профессиональная деятельность может быть (и бывает) в такой же мере свободной от гуманистических детерминант. Для профессионала весь вопрос состоит в условиях труда, при которых он может оптимально применить свои знания и умения для получения высшего результата. Вот тут-то и содержится опасность служения ложным богам.

Этический парадокс заключается в том, что в высшем результате, достигаемом порою самоотрицани ем субъекта, последний и выражает меру человеческого совершенства или человеческой ценности. Все это полностью относится и к профессиональной спортивной деятельности.

А поскольку профессиональная деятельность определяется условиями контракта или найма, то главное этическое требование состоит в добросовестном выполнении договорных обязательств, которые, в свою очередь, должны не только обеспечивать в необходимой мере материальные, коммерческие интересы контрагентов, но также защищать и упрочивать их гуманитарные и социальные позиции. Если сфера спорта ориентирована гуманистическими идеалами, разделяемыми и всем обществом, и профессиональный успех будет определяться этими идеалами, соответственно будет формироваться и его этика. Если же успех спортивного профессионализма требует нарушения таких идеалов или отказа от них, - так и произойдет. В этом не будет ни вины спорта, ни вины субъектов спортивных отношений, как нет персональной вины великих физиков ХХ века за нынешнюю ужасающую экологическую обстановку.

Поскольку этика регулирует отношения между субъектами деятельности, то прежде всего спортивная этика требует от них создавать, поддерживать и укреплять спортивные отношения (в том числе и спортивное поведение), объективно способствующие достижению высших результатов. Она требует уважительного отношения к партнерам, и особенно к зрителям, как к необходимому условию деятельности (всякого рода скандалы и скандальное поведение здесь допускаются в качестве антуража, своего рода рекламы, то есть опять-таки условий, способствующих успеху деятельности).

Спортивная этика не допускает обмана между участниками спортивных отношений. Другое дело секреты (технические, технологические и др.), всегда имеющие место в областях высокоэффективной производственной, коммерческой деятельности, отраслью которой является профессиональный спорт, - этика требует их беречь.

Спортивная этика требует от участников спортивных отношений соблюдения корпоративной чести, то есть достойного представления своего клуба, своей организации, публичной демонстрации их престижа.

Спортивная этика требует проявлять солидарность, когда дело касается обеспечения, защиты интересов и прав товарищей по профессии, независимо от их клубной и национальной принадлежности.

Спортивная этика не позволяет использовать ценности спорта (славу, имя, цвета и знаки клубов) для антигуманистических, антиобщественных или преступных целей.

Список литературы

М.Я. Сараф, доктор философских наук, профессор. Российское философское общество. Профессионализация спорта и cпортивная этика.

Последние материалы сайта