Дмитриевская родительская суббота

30.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Д имитриевская родительская суббота установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан. Совершается в ближайшую субботу перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября).

История установления

Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.

В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

Традиции

В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.

В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.

Фото: Анатолий Горяинов Фото: Анатолий Горяинов
Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва об усопших

У покой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Церковное поминовение в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

Необходимо помнить

Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Ди-мит-ри-ев-ская ро-ди-тель-ская суб-бо-та - один из ос-нов-ных по-ми-наль-ных дней рус-ско-го Пра-во-слав-но-го ка-лен-да-ря.

Во-об-ще же каж-дая суб-бо-та - осо-бый день для хри-сти-ан. К суб-бо-те, по биб-лей-ско-му по-вест-во-ва-нию, за-вер-ши-лось тво-ре-ние ми-ра, и она ста-ла «днем по-коя», - по-это-му мы на-зы-ва-ем этот - по-след-ний день неде-ли (под-чёр-ки-ваю - по-след-ний!) несколь-ко из-ме-нен-ным ев-рей-ским сло-вом шаб-бат ). Но в этот же день уснув-ший пло-тью Хри-стос за-вер-шил вос-со-зда-ние это-го «об-вет-шав-ше-го» - вет-хо-за-вет-но-го - ми-ра и, сой-дя во ад, воз-ве-стил на-ча-ло но-вой жиз-ни. Помни-те тро-парь из Пас-халь-ных Ча-сов? «Во гро-бе пло тски (пло-тью), во а де же с душе ю (ду-шой), я ко (как) Бог, в раи (раю) же с раз-бой-ни-ком, и на пре-сто-ле был еси , Христе , со Отце м и Ду-хом, вся ис-полня я неопи сан-ный».

По-это-му в каж-дую суб-бо-ту со-вер-ша-ет-ся по-ми-но-ве-ние усоп-ших, - не по-ки-нув-ших нас на-все-гда, но тер-пе-ли-во жду-щих по-след-не-го дня все-об-ще-го Вос-кре-се-ния. Сре-ди этих дней вы-де-ля-ют-ся осо-бые об-ще-цер-ков-ные еже-год-ные - «ро-ди-тель-ские суб-бо-ты», на-зван-ные так по-то-му, что каж-дый хри-сти-а-нин мо-лит-ся преж-де все-го за сво-их ро-ди-те-лей.

Ди-мит-ри-ев-ская суб-бо-та по-лу-чи-ла своё на-зва-ние от име-ни свя-то-го ве-ли-ко-му-че-ни-ка Ди-мит-рия, ко-мен-дан-та гре-че-ско-го го-ро-да Со-лу-ни (или Фес-са-ло-ник), каз-нён-но-го за ис-по-ве-да-ние хри-сти-ан-ства в 306 го-ду (его па-мять 26 ок-тяб-ря / 8 но-яб-ря). Он был че-ло-ве-ком во-ен-ным - и по-то-му счи-та-ет-ся по-кро-ви-те-лем во-и-нов, а на ико-нах изо-бра-жа-ет-ся в до-спе-хах и с ко-пьем. Уста-но-вил же этот день, со-глас-но пре-да-нию, дру-гой Ди-мит-рий - наш слав-ный ве-ли-кий князь Ди-мит-рий Дон-ской - по-сле зна-ме-ни-той Ку-ли-ков-ской бит-вы, слу-чив-шей-ся 8 сен-тяб-ря 1380 го-да, то есть в празд-ник Рож-де-ства Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы (по юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю).

«И оста-вал-ся ве-ли-кий князь за До-ном на том ме-сте во-семь дней, - от-ме-ча-ет ле-то-пи-сец, - до тех пор, по-ка не смог-ли от-де-лить хри-сти-ан от нече-сти-вых та-тар: ко-го смог-ли, схо-ро-ни-ли, а о про-чих зна-ет Бог, ведь со-вер-ши-лось это Бо-жьим су-дом. И ве-лел ве-ли-кий князь свя-щен-ни-кам петь над-гроб-ные пес-но-пе-ния над уби-ты-ми, и вос-пе-ли свя-щен-ни-ки веч-ную па-мять всем пра-во-слав-ным хри-сти-а-нам, уби-тым та-та-ра-ми на по-ле Ку-ли-ко-вом, меж-ду До-ном и Ме-чей. И сам ве-ли-кий князь со сво-им бра-том и остав-ши-ми-ся во-и-на-ми воз-гла-си-ли гром-ким го-ло-сом с пла-чем и сле-за-ми мно-ги-ми веч-ную па-мять» (Ска-за-ния и по-ве-сти о Ку-ли-ков-ской бит-ве. Л., 1982, с. 194).

С тех пор каж-дый год суб-бо-та, пред-ше-ству-ю-щая дню па-мя-ти Ди-мит-рия Со-лун-ско-го, по-свя-ща-ет-ся хри-сти-ан-ско-му по-ми-но-ве-нию усоп-ших, в первую оче-редь - по-ми-но-ве-нию во-и-нов, «на по-ле бра-ни за Оте-че-ство жизнь свою по-ло-жив-ших» .

Юрий Ру-бан
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия


За-упо-кой-ное Апо-столь-ское чте-ние

Я ни-че-го не мо-гу де-лать Сам от Се-бя: как слы-шу - так и сужу, и суд Мой спра-вед-лив; по-то-му что не ищу Мо-ей во-ли, но во-ли по-слав-ше-го Ме-ня [От-ца]».

При-ме-ча-ния

Хо-чу на-пом-нить, что в XIV ве-ке 8-е сен-тяб-ря по юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю со-от-вет-ство-ва-ло 16-му сен-тяб-ря по гри-го-ри-ан-ско-му (хо-тя сам этот ка-лен-дарь был вве-дён позд-нее). Это и есть ис-то-ри-че-ски без-услов-ная да-та Ку-ли-ков-ской бит-вы. По-это-му по-пыт-ки от-ме-чать это со-бы-тие в на-сто-я-щее вре-мя 21 сен-тяб-ря, сов-ме-щая с празд-ни-ком Рож-де-ства Бо-го-ро-ди-цы, ос-но-ва-ны на эле-мен-тар-ной хро-но-ло-ги-че-ской без-гра-мот-но-сти. (Рож-де-ство Бо-го-ро-ди-цы при-хо-дит-ся на 21 сен-тяб-ря по гри-го-ри-ан-ско-му ка-лен-да-рю толь-ко в XX—XXI сто-ле-ти-ях; в XXII ве-ке сме-стит-ся на 22 сен-тяб-ря и т. д.)

Ра-ди ис-то-ри-че-ской спра-вед-ли-во-сти сле-ду-ет сде-лать уточ-не-ние. Эта суб-бо-та - наш на-цио-наль-ный по-ми-наль-ный день, ос-но-ван-ный на пре-да-нии. По-это-му Ди-мит-ри-ев-ской суб-бо-ты нет ни гре-че-ском, ни да-же в Рус-ском офи-ци-аль-ном Цер-ков-ном уста-ве (Ти-пи-коне). Непо-сред-ствен-ное уча-стие в его уста-нов-ле-нии Ди-мит-рия Дон-ско-го то-же под-вер-га-ет-ся обос-но-ван-но-му со-мне-нию. Как пи-шет из-вест-ный ав-тор мно-го-крат-но пе-ре-из-да-вав-ше-го-ся ру-ко-вод-ства по бо-го-слу-жеб-но-му уста-ву, «Ди-мит-рий Дон-ской, по-сле по-гре-бе-ния уби-тых на по-бо-и-ще, при-ка-зал там со-вер-шить па-ни-хи-ду по ним. За-тем, воз-вра-тясь в Моск-ву 21 сен-тяб-ря (29 сен-тяб-ря по гри-го-ри-ан-ско-му ка-лен-да-рю. - Ю. Р.), по-ве-лел по всем церк-вам её от-пра-вить па-ни-хи-ду об уби-ен-ных. На-ко-нец, по при-бы-тии в Тро-и-це-Сер-ги-е-ву лав-ру, при-ка-зал и там со-вер-шить па-ни-хи-ду (Рус-ская ле-то-пись по Ни-ко-нов-ско-му спис-ку, изд. Имп. Ака-де-мии на-ук, т. IV, с. 124). В ле-то-пи-сях не ска-за-но, чтобы Ди-мит-рий Дон-ской ука-зал для по-ми-но-ве-ния во-и-нов суб-бо-ту пред Дмит-ри-е-вым днем <…>», то есть пред днём сво-е-го те-зо-име-нит-ства. «Есте-ствен-но ду-мать, что по-сле кон-чи-ны его на-зна-че-на суб-бо-та пред Ди-мит-ри-е-вым днём для по-ми-но-ве-ния усоп-ших» (Ни-коль-ский К., про-то-и-е-рей . По-со-бие к изу-че-нию Уста-ва бо-го-слу-же-ния Пра-во-слав-ной Церк-ви. М., 1995, с. 506, прим. 1)

При опре-де-ле-нии да-ты Ди-мит-ри-ев-ской суб-бо-ты в кон-крет-ном го-ду на-до учи-ты-вать сле-ду-ю-щие ка-лен-дар-но-бо-го-слу-жеб-ные по-прав-ки (во из-бе-жа-ние пу-та-ни-цы, да-лее все да-ты - по но-во-му сти-лю). Ес-ли па-мять Ди-мит-рия Со-лун-ско-го (8 но-яб-ря) при-хо-дит-ся на вос-кре-се-нье, то мы по-лу-ча-ем са-мую позд-нюю Ди-мит-ри-ев-скую суб-бо-ту - 7 но-яб-ря. Ес-ли же па-мять Ди-мит-рия Со-лун-ско-го при-хо-дит-ся на суб-бо-ту, то эта суб-бо-та не мо-жет быть ро-ди-тель-ской - и па-ни-хи-да пе-ре-но-сит-ся на пред-ше-ству-ю-щую суб-бо-ту (1 но-яб-ря). Но ес-ли с суб-бо-той пе-ред па-мя-тью св. Ди-мит-рия сов-па-да-ет празд-ник Ка-зан-ской ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри (4 но-яб-ря), то Ди-мит-ри-ев-ская суб-бо-та со-вер-ша-ет-ся ещё од-ной неде-лей ра-нее. Ис-хо-дя из этих пра-вил, мож-но лег-ко опре-де-лить, что са-мая ран-няя Ди-мит-ри-ев-ская суб-бо-та мо-жет быть 28 ок-тяб-ря.

«Сло-вом Гос-под-ним» в Древ-ней Церк-ви на-зы-ва-ли из-ре-че-ния цер-ков-ных про-ро-ков. Наи-бо-лее важ-ные за-по-ми-на-лись и в про-цес-се фор-ми-ро-ва-ния Пре-да-ния ста-но-ви-лись мис-си-о-нер-ски-ми или ли-тур-ги-че-ски-ми фор-му-ла-ми. (Бла-го-да-рю за это уточ-не-ние ар-хи-манд-ри-та Иан-ну-а-рия. - Ю. Р.)

Хо-ро-шо зна-ко-мое нам гре-че-ское сло-во кри сис пе-ре-во-дит-ся как «раз-де-ле-ние», «суж-де-ние», «суд», «при-го-вор», «спор», «вы-бор», «окон-ча-ние», «пе-ре-лом-ный мо-мент», «кри-зис». Во-пре-ки од-но-знач-но от-ри-ца-тель-но-му ме-щан-ско-му зна-че-нию («ох, ко-гда же за-кон-чит-ся этот оче-ред-ной про-кля-тый кри-зис и на-сту-пит же-лан-ная ста-биль-ность »!), ра-зум-ный хри-сти-а-нин все-гда пре-бы-ва-ет в со-сто-я-нии кри-си-са - то естьв со-сто-я-нии ду-хов-но-го трез-ве-ния и су-да над сво-и-ми мыс-ля-ми, же-ла-ни-я-ми и по-ступ-ка-ми. Так он го-то-вит-ся к то-му, чтобы по-след-ний и окон-ча-тель-ный Страш-ный Суд (= Страш-ный Кри-зис!) Бо-жий не стал для него неожи-дан-ным и «страш-ным» в пря-мом смыс-ле это-го сло-ва.

Димитриевская родительская суббота - день всеобщего поминовения усопших. Совершается ежегодно в субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского , приходящимся на 26 октября (8 ноября).

По преданию, поминовение воинов - защитников земли Русской - установлено святым благоверным князем Димитрием Донским и по благословению преподобного Сергия Радонежского после тяжёлой и кровопролитной битвы на поле Куликовом, которая совершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы 8/21 сентября 1380 года (лето 6888 от сотворения мира).

Явление Богородицы князю Димитрию Донскому

Первоначально Димитриевская суббота была днём поминовения православных воинов, за Веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших. Этот день напоминает нам и о всех тех, кто погиб и пострадал за Православие. Т.к. каждый христианин при Крещении получает звание Христова воина, то постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

История установления Димитриевской поминальной субботы

Во времена княжения Димитрия Донского хан ордынский Мамай привел на Русь всю свою орду. Дмитрий Донской пришел к Сергию Радонежскому за советом: “Идти ль на борение противу столь сильного врага?” Преподобный благословил князя словами: “Должно тебе, государю, позаботиться о вверенном тебе от Бога христоименитом стаде, и с помощью Его одержишь победу”. При этом дал ему двух монахов: Александра Пересвета и Андрея Ослабю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре. В память их были зажжены неугасимые лампады, что было первым вечным огнём на могилах павших воинов. Не отсюда ли и пошёл обычай чтить память павших зажжением вечного огня?

На Куликовом поле, в 1380 году, великий князь остался победителем. Сия блестящая победа стала началом освобождения Руси от ордынского порабощения. Возвратившись с поля битвы, князь пришел к преподобному Сергию. В Троицкой обители они совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой и было предложено Церкви творить поминовение ежегодно в субботу перед днем памяти святого Димитрия Солунского. Предложение великого князя было принято, потому что победа, доставшаяся русскому войску, была окрашена кровью тысяч православных воинов - утрата сыновей, мужей, отцов принесла в русские семьи слезы горя и отчаяния.

С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно: в субботу перед 8 ноября на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан и сделалась всеобщей родительской поминальной субботой, поэтому в сей день православные христиане творят память всех своих упокоившихся родственников так же, как и в прочие родительские поминовения.

А Иван Грозный подтвердил особым указом постановление церкви и «повелел петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить» в этот день.

Традиции поминальных обрядов

Димитриевскую субботу всегда проводили торжественно: ходили на могилы родных, служили панихиды. Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве.

Молитва об усопших
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида , или парастас . Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия , после которой служат общую панихиду .

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

О нашем долге перед усопшими

Любовь, которую нам заповедал Господь наш Иисус Христос, должна простираться не только на живых, но и на ушедших от нас наших близких и родных. К усопшим наша любовь должна быть даже больше, потому что живые наши близкие сами могут себе помочь покаянием или совершением добрых дел и таким образом облегчить участь свою, но усопшие помочь себе уже ничем не могут, вся их надежда на облегчение своей загробной доли – только на оставшихся в живых членов Церкви. Мы должны им в этом сочувствовать, тем более что участь их нам неизвестна. Как сказал святитель Феофан Затворник: «Участь отшедших не считается решенною до всеобщего Суда. Дотоле мы никого не можем считать осужденным окончательно, и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на безмерное милосердие Божие!» (Собрание писем. Вып. 6, письмо 948). В большинстве ведь люди умирают с грехами. Верно слово, что во грехах мы рождаемся, во грехах и проводим свою жизнь и хотя мы каемся и причащаемся, но тем не менее опять грешим, так что смерть нас всегда застает во грехах.

Только на время человек покидает свое тело, оставляя этот видимый и переселяясь в другой, невидимый для нас, мир, чтобы вновь восстать в общее воскресение. Тело распадается, а душа продолжает жить и ни на миг не прекращает своего существования. Спаситель говорит, что Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38).

Одни души находятся в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие - в страхе вечных мучений, которые полностью наступят после Страшного Суда. До тех пор возможны еще перемены в состоянии душ, особенно через приношение за них Бескровной Жертвы (поминовение на литургии), а также и по другим молитвам.

Согласно православному учению, по молитвам Церкви умершие могут получить облегчение или освобождение от загробных наказаний. «Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих» (Святитель Иоанн (Максимович). Жизнь после смерти). Ничего лучшего и большего не можем мы сделать для усопших, как молиться о них, подавая за них поминовение на литургии.

Насколько важно при том поминовение за литургией, показывает следующее событие. Перед открытием мощей святого Феодосия Черниговского (1896 г.) совершавший переоблачение мощей священник, уморившись, сидя возле мощей, задремал и увидел перед собой святителя, сказавшего ему: «Благодарю тебя, что для меня потрудился. Еще прошу тебя, когда будешь совершать литургию, помяни моих родителей », - и назвал их имена (иерея Никиту и Марию). «Как ты, святителю, просишь у меня молитв, когда сам стоишь у Престола небесного и подаешь людям милости Божии?! » - спросил священник. «Да, это верно, - ответил святой Феодосий, - но приношение за литургией сильнее моей молитвы».

А о том, насколько необходима и важна молитва за усопших, помимо других примеров, уверяет нас характерный случай, описанный в житии преподобного Макария Великого.

Однажды преподобный Макарий, шествуя по пустыне, нашел на земле сухой череп. Поворачивая его своим жезлом, он заметил, что череп издает какой-то звук.

– Чей ты, череп? – спросил святой старец.

– Я был начальником всех обитавших здесь жрецов, – послышался голос из черепа. – А ты – авва Макарий, исполненный Духа Божия. Когда ты молишься за нас, сущих в муках, то мы испытываем некоторую отраду.

– Какую же вы испытываете отраду и какую муку? – опять спросил Преподобный у черепа.

– Как небо далеко отстоит от земли, так велик огонь, в котором мы мучаемся, опаляемые отовсюду, с ног до головы, – со стенанием проговорил голос, – и даже не можем видеть друг друга. Когда же ты молишься за нас, то мы отчасти друг друга видим, и это доставляет нам некоторую отраду.

Прослезился Преподобный и сказал:
– Несчастен тот день, когда человек преступил заповедь Божию.

Потом спросил он:
– А есть ли муки другие, большие?

Послышался ответ:
– Есть еще другие люди, которые находятся под нами, глубже. Мы, которые не познали Бога, имеем еще некоторое утешение от милосердия Божия, а те, которые, познавши Бога, отверглись Его и не исполняли Его заповедей, те испытывают тягчайшие, несказанные муки.

После этих слов Макарий закопал череп в землю и пошел в большом раздумье.

Необходимо помнить, что молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Каждый православный христианин должен стремиться исполнить свой долг перед родителями и другими отошедшими родственниками и в эти дни подавать записки на Литургию и панихиду. Молитесь за усопших, позаботьтесь о душе его. Помните, что у нас всех одна дорога и всем предстоит тот путь; как будем тогда желать, чтобы молитвенно помянули и нас!

У христиан существуют несколько особых дней в году, когда вспоминают усопших – это поминальные родительские субботы. Самые крупные три – это Вселенская, Троицкая и Дмитриевская. Дмитриевская суббота выпадает накануне большого праздника – Дмитриева дня, который был установлен в честь Дмитрия Солунского. Этот день уже довольно давно считается особенным для всех христиан.

Дмитриевская суббота: история дня

История этого дня неоднозначна: некоторые христиане говорят, что у этого дня есть только православные корни, но истории свидетельствуют, что Дмитриевская суббота связана с язычеством.


По официальным данным установлено, что Дмитриевская суббота установлена в честь воинов, которые пали смертью храбрых на Куликовом поле. После победы князь Дмитрий Донской предложил церкви каждый год вспоминать о погибших в этом сражении. Священники согласились, мотивируя это тем, что в этой битве погибли христиане, о которых должны помнить предки. Спустя годы Дмитриевская суббота стала родительской и в этот день поминают всех усопших.

Дмитриевская родительская суббота: когда выпадает в 2019 году и как понимать?

Каждый год Дмитриевская суббота выпадает на новый день, отсчет идет от Пасхи и в 2019 году этот день попадает на 28 октября. В этот день все христиане должны сходить в церковь, отстоять службу, заказать молитву об усопших, поставить свечу за упокой, а после сходить на могилу к родителям и родственникам и отнести им на могилку гостинец и свечку.

После кладбища все отправляются домой, собираются в родительском доме и поминают предков. Накрывается стол, зажигаются свечи, принесенные с церкви. Есть поверье, что в этот день души умерших спускаются на землю и наблюдают за живыми, как они хранят обычаи и распоряжаются наследством.

На столе в этот день присутствуют блюда, которые любили кушать родители, которых теперь уже нет. За столом вспоминали добрым словом всех, кто ушел в мир иной. Есть поверье, что на поминальном столе должно присутствовать не менее 12 блюд и главным из них считалось в старину – свиная голова.

В этот день также не стоит забывать и о молитвах. Ведь усопшие должны видеть с небес, что на земле предки ходят в церковь, чтят обычаи предков и Господа.

Дмитриевская родительская суббота: молитвы

В этот день читают много молитв, вот одна из них:

«Святый великомучениче Христов Димитрие! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам, окаянным (имена) от всегубительныя язвы, огня и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити приход (или дом) сей и храм наш. Испроси нам благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами Твоими наследовати Царствие Небесное и тамо прославляти Его, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь»

Дмитриевская родительская суббота: традиции

Все верующие люди в этот день должны посещать церковь, чтить память умерших предков. В церковь приходят и накануне в пятницу к вечерней. В это время совершается великая панихида – паратастас. Все песнопения, тропари и молитвы посвящены умершим. Утром в Дмитриевскую субботу в церкви совершают заупокойную литургию.

Все христиане приходят в церковь с небольшими бумажечками, где написаны имена всех умерших родственников и передают их священнику, который упомянет их во время ведения службы. Также в церковь приносят пожертвования в виде овощей, хлеба, сладостей и фруктов, а вот мясо и вино жертвовать нельзя.

Дмитриевская родительская суббота: приметы

Старики еще в давние времена на все христианские праздники замечали много особенностей, а после все эти приметы передавали предкам. Многие приметы дошли и до наших дней и Дмитриевская суббота не исключение:

  • Дмитриев день – зима лезет на плетень;
  • До Дмитриевской субботы зима не становится;
  • На Дмитрия реки замерзают;
  • Если в этот день холодно и снег выпал – весна будет поздняя, а если оттепель – весна теплая;
  • Дмитрова суббота – кутейникам работа;
  • Если Дмитриев день в снегу, Пасха также в снегу, а Дмитриев по голу, и Святая по тому.

На Дмитриев день девки хитрые хотят выскочить быстрее замуж, и все потому, что после этого дня свадьбы бывают редко.

Также считается, что чем щедрее подаяние живых в церкви, тем лучше себя чувствует душа усопшего на том свете.

Димитриевская родительская суббота совершается в ближайший день перед днем памяти (26 октября / 8 ноября (н.с.)). Память этого страстотерпца ежегодно совершается 8-го ноября по новому стилю. Это поминовение усопших установлено после битвы на Куликовом поле (8 сентября 1380 г.) по благословению преподобного Сергия Радонежского. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Но, постепенно, Димитриевская суббота стала днём заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

…Тот день был днем великой радости и великой печали. Гонец князя Димитрия достиг ворот Москвы в считанные дни, и к моменту возвращения ополчения жители – священники, монахи и миряне, стар и млад – с иконами и хоругвями вышли на окраину города, к тому месту, пониже Егорьевской горки, откуда начиналась улица, ведущая к Кремлю и большому торгу. Теперь она носит название Варварка (в честь храма св. Великомученицы Варвары, построенного позднее, в самом ее начале).

От Кулишек были видны купола храма в честь – «Егория», как его называли в народе. По этой самой улице, испрашивая благословение у святого покровителя Москвы, выступило на Куликовскую битву русское ополчение.

По этой же улице было решено и возвращаться назад. Дорога надежды, молитвы, благодарения и слез – вот, чем стала она для ополченцев и горожан. Жены, матери, дети и старцы с нетерпением ожидали своих. – Гонец привез весть, что потери огромные. – Они вышли навстречу князю и дружине, зная, что за ними следует великое множество подвод с раненными и убитыми. Возгласы радости, плач, прославление Бога, и над всем этим морем – сердечная молитва об упокоении душ убитых на Куликовом поле православных воинов .

Никогда еще русское воинство не знало такой победы. Она была подобна священным войнам из истории Ветхого Завета, когда на стороне древнего Израиля сражался Сам Бог, когда победа давалась не числом и военным искусством, а верой в Его несомненную и близкую помощь.

Как царь Давид, ещё отрок, вышел навстречу великану с пращей в руке, и с призыванием Имени Божия сокрушил нечествица, так и на этот раз из оробевшего стана навстречу Челубею, одетому в тяжелые доспехи, выехал монах Александр Пересвет с одним лишь копьем в руках. 8 сентября 1380 г. подобное чудо видело многотысячное русское войско. Поразив противника с одного удара, инок упал замертво и предал душу Богу, но этого было достаточно для того, чтобы русские полки с молитвой выступили вперед.

В тот день исполнилось слово преподобного Сергия Радонежского, предвозвестившего князю Димитрию Иоанновичу победу, но победу дорогой ценой. Из 150 000 ополченцев в Москву вернулось лишь 40 000. Однако с этого момента Русь начала жить надеждой на освобождение от ордынского ига.

Дмитриевская (Димитриевская) родительская суббота — cамо название этого поминального дня свидетельствует о времени совершения молитвенной памяти усопших.

Временем установления Дмитриевской родительской субботы считается период жизни и правления благоверного князя Димитрия Донского. Исторически поминовение усопших в этот день связывалось с памятью почивших воинов, положивших свои жизни за свое Отечество на Куликовом поле в 1380 году.

Из истории известно, что сам преподобный Сергий Радонежский совершал молитвенное поминовение усопших воинов Куликовского сражения. С тех пор в Русской Церкви и начали поминать усопших воинов, а также всех сродников…

В день Дмитриевской родительской субботы в православных храмах совершается божественная литургия, во время которой поминаются усопшие. По традиции после окончания богослужения в храмах отправляются панихиды.

Для православного человека необходимо не только умственно помнить своих почивших родственников, но и совершать их молитвенное поминовение, творить дела милосердия в память о почивших близких .

В этом прослеживается не только связь поколений, но и представление о Церкви земной и небесной. Именно поэтому для верующих людей родительские субботы — особые дни православного календаря.

Димитриевская родительская суббота — Долг памяти

Сразу по возвращении приказал служить панихиды по убиенным во всех храмах и монастырях. Тут же составлялись и рассылались по приходам и обителям списки погибших. Многие ратники так и остались навсегда неизвестными, и в те дни Православная Церковь соборно молилась о даровании прощения грехов и об упокоении всех русских воинов знаемых и не знаемых, за Русь, за веру православную живот свой положивших.

Город жил одним молитвенным воздыханием. Перед алтарями в свете паникадил и под сводами монашеских келий, в боярских палатах и в тесных избах при огоньках грошовых свечей читались Евангение и Псалтирь с поминовением погибших воевод, тысяцких и сотников и всех православных ополченцев. Люди, не знавшие грамоты, молились от сердца со слезами и с земными поклонами перед темными образами и на папертях храмов.

В память о погибших на том самом месте, откуда выступало русское войско на битву с татарами, был заложен храм в честь Всех святых – небесных покровителей русских ратников, павших во время битвы. Так появилась одна из самых древних московских церквей – церковь Всех святых на Кулишках. Современный вид храм приобрел на рубеже XVI-XVII вв. Он был построен на кладке прежней деревянной церкви XIV в.

А в 1386 г. мать героя Куликовской битвы, серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, княгиня Мария, в благодарность за то, что Господь сохранил жизнь ее сыну, основала в Москве монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и сама приняла в нем постриг с именем Марфа. О месте его первоначального размещения единого мнения нет: согласно одной из версий, первоначально он был основан в Кремле и назывался монастырем «что на рве» и простоял до 1484 г.; по другой – был основан на нынешнем месте, на левом берегу Неглинной, неподалеку от Трубной площади. Есть свидетельства о том, что монастырь возвели по княжескому указу. Первыми его насельницами стали вдовы русских ополченцев. В нём нашли приют те, кто потерял своих кормильцев в битве на Куликовом поле…

Бывшая первоначально днем поминовения православных воинов, установлена великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем, 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович, по возвращении с поля брани, посетил Троице-Сергиеву обитель.

По завету благоверного князя Дмитрия Донского вся русская Церковь будет молиться за «вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших » на Куликовом поле и на всех других битвах и сражениях за землю Русскую. Они исполнили наивысшую заповедь, ведь «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих » (Иоан.15:13). Мы будем молиться за дальних и близких предков наших, чтобы простил им милосердный Господь все вольные и невольные прегрешения и даровал Царствие Небесное!

Игумен обители, ранее благословил его на брань с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков — Александра Пересвета и Андрея Осляблю. Оба инока пали в битве и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Сименове монастыре.

Совершив в Троицкой обители поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября, в день святого Димитрия Солунского — день тезоименитсва самого Димитрия Донского.

Велика была рабость победы, но в многие тысячи православных семей пришла горечь утрат и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

Впоследствии, православные христиане стали в этот день творить память не только православных воинов, за Веру и Отечество жизнь свою на брани отдавших, но — вместе с ними — и всех, вообще, усопших братий своих. Таким образом, суббота в конце октября еще до вхождения ее в церковный календарь широко отмечалась на Руси и как день поминовения всех наших усопших родителей.

Димитриевскую субботу всегда проводили торжественно: ходили на могилы родных, служили панихиды, устраивали тризны, женщины причитали. В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несёт в себе ещё особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам о всех тех, кто погиб, пострадал за Православие, всех воинов, за веру и отечество положивших свою жизнь на поле брани.

Суббота в Святом Писании – день особый. В Ветхом завете – день покоя, а в Новом – день прощения, отпущения грехов. И не случайно субботний день был выбран Церковью для соборного поминовения героев Куликовского сражения. Накануне праздничного дня – воскресения, когда по обычаю все христиане должны быть в храме, верующие собирались для молитвы об упокоении душ братьев по вере. И так, каждый год в один и тот же осенний субботний день князем Димитрием было установлено служить панихиды в память по убиенным .

Со временем установленный обычай несколько изменился: к молитве о павших воинах стала присоединяться и молитва об усопших родственниках и обо всех от века почивших православных христианах. Тогда-то «Димитровская суббота» – так её называли в память о князе Димитрии Донском – стала называться «родительской». С давних времен в Русской Православной Церкви – это день общей молитвы об усопших, день надежды на милосердие Божие.

Обычай, установленный в Церкви со времён князя Димитрия Иоанновича, оказался той «связующей нитью», которая объединила чувством соборности, церковного единства многие поколения русских людей. После изгнания из России остатков наполеоновской армии, в Димитровскую субботу, Церковь молилась и о воинах, «за веру, царя и отечество живот свой положивших» в годы отечественной войны 1812 – 1815 гг. Так же призывала Она милость Божию на всех погибших православных христиан в годы Крымской войны. В царствование Александра III поминались и русские солдаты, отдавшие жизнь ради освобождения братьев по вере на Балканах. Звуки соборной молитвы не утихали в Димитровскую субботу и во времена Первой мировой и Великой отечественной.

На предстоящей неделе субботний день – один из самых важных в церковном календаре. Это день памяти и молитвенного общения живых и усопших христиан.

Слово святителя Иоанна архиепископа Шанхайского на Дмитриевскую поминальную субботу

— это не просто религиозный долг православного человека. Воспоминание умерших близких — является нравственной потребностью человеческой души, ведь именно в этом проявляется исполнение заповеди о любви к ближним .

Мы видим часто стремление сродников умершего как можно богаче провести похороны и устроить могилу. Большие средства тратятся иногда на роскошные памятники. Много денег тратят родственники и знакомые на венки и цветы, причем последние приходится вынимать из гроба еще до его закрытия, чтобы они не ускоряли разложения тела.

Иные хотят объявлениями через печать выразить свое почтение умершему и свое сочувствие его родственникам, хотя самый такой способ выявления своих чувств показывает их неглубокость, а подчас и лживость, так как искренно скорбящий не будет выставлять свою скорбь напоказ, выразить же свое сочувствие можно гораздо теплее лично.

Но что бы мы из всего того ни сделали, умерший не получит от того никакой пользы. Мертвому телу одинаково лежать в бедном или богатом гробе, роскошной или скромной могиле. Не обоняет оно принесенных цветов, не нужны ему притворные выражения скорби. Тело предается тлению, душа живет, но не испытывает больше ощущений, воспринимаемых через телесные органы. Другая жизнь настала для нее, и другое нужно ей оказать.

Вот то нужное ей и должны мы делать, если действительно любим усопшего и желаем принести ему свои дары! Что же именно доставит отраду душе умершего? Прежде всего, искренние молитвы о нем, как молитвы личные и домашние, так и, в особенности, молитвы церковные, соединенные с Бескровной Жертвой, т.е. поминовение на литургии. Многие явления умерших и другие видения подтверждают огромную пользу, которую получают усопшие от молитвы за них и от приношения за них Бескровной Жертвы.

Преподобная Афанасия Эгинская — oбраз кротости и чистоты

Другое, что приносит большую отраду душам усопших, – творимая за них милостыня. Напитать голодного во имя усопшего, помочь неимущему – все равно, что сделать то ему самому.

Преподобная Афанасия (память 12 апреля) завещала перед смертью кормить в течение сорока дней нищих в её память; однако сестры монастыря по небрежности исполняли это поручение лишь девять дней.

Тогда святая явилась им с двумя ангелами и сказала: «Зачем вы забыли мое завещание? Знайте, что милостыня и молитвы иерейские, приносимые за душу в течение сорока дней, умилостивляют Бога: если души усопших были грешны, то Господь дарует им отпущение грехов; если же они праведны, то молящиеся за них будут награждены благодеяниями».

Особенно в наши, тяжелые для всех дни безумно тратить деньги на бесполезные предметы и дела, когда, употребив их для неимущих, можно одновременно сделать два добрых дела: и самому усопшему, и тем, которым будет оказана помощь. Но если с молитвой за усопшего будет дана беднякам пища, они насытятся телесно, а усопший напитается духовно.

Неделя 7-я по Пасхе, 1941 г. Шанхай.
СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН (МАКСИМОВИЧ)

Молитва о всех усопших христианах

Боже духов, и всякие плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый, Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих – всех православных христиан в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание, всякое согрешение, содеянное им, делом или словом или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог прости: яко несть, человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо Един, кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина. Яко Ты еси воскресение, и живот, и покой усопших раб Твоих – всех православных христиан, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь

Вконтакте

Последние материалы сайта