«Человек дождя» — так называют больных аутизмом. Не случайно взрослый и детский аутизм ассоциируют со столь загадочным словосочетанием. Больные живут в своём маленьком мире, доступ к которому ограничен. При попытке внедриться в тесный мирок аутиста можно в ответ получить агрессию со стороны больного. Такие дети, обычно обидчивы и отстранены от реальности. Детский аутизм, сегодня, достаточно распространённая болезнь. На 100 новорожденных – 1 грудничок аутичен. Как же вести себя с особенными детьми, по каким причинам может возникнуть болезнь и как лечить этот недуг, рассмотрим подробнее.
Исследования основной причины аутизма у детей не привели учёных к единому мнению. Все выдвинутые предположения не находили доказательств и были опровергнуты. Единственное, в чём сходятся мнения большинства психиатров – причина возникновения аутизма у детей связана с наследственностью.
Понятие аутизма у детей и причины его возникновения впервые было озвучено в 1911 году швейцарский учёным Блейлером. Дети с синдромом Каннера (детская шизофрения) считались особенными, так как при детальном обследовании выявлялись разносторонние дефицитные проявления.
В результате многолетних исследований, учёные выдвинули ещё ряд факторов, которые косвенно являются причинами и провоцируют аутизм у ребёнка. К ним относятся:
Очень редко, когда в семье первый малыш здоров, а второй аутист и наоборот: если первенец аутист, то и второй, и третий скорее всего будет с таким же отклонением. Не все мамы аутичного ребёнка готовы повторно родить кроху с аналогичным заболеванием, ведь чтобы вырастить полноценную личность, способную найти своё место в обществе, требуются годы и ежедневный труд. Детский аутизм – это не простуда, где первые признаки заметны сразу и лечение занимает не больше недели. Это заболевание, в основе лечения которого, в первую очередь, лежит контакт с малышом.
Особенность такого заболевания заключается в том, что распознать признаки аутизма у новорожденных практически невозможно. Только со временем становления личности родители замечают некие особенности, не свойственные другим детям.
Почему возникает заболевание, с чем связано его появление и каковы проявления аутизма у детей до года? В раннем возрасте, у младенцев до года аутизм проявляется следующими симптомами. Аутист:
Физическое умственное и психическое развитие малыша запаздывает. В отличие от сверстников, аутист очень долго не пользуется речевыми навыками, для высказывания своих желаний и потребностей. Аутичные дети могут молчать до 4 лет, а по достижении этого возраста, лишь изредка произносить отдельные обрывки фраз.
Признаки аутизма у детей 2 лет становятся более ярко выражены: если до года ребёнок просто не шёл на контакт, то теперь, при виде чужих людей или большого скопления детей, аутист впадает в панику. Характерные симптомы детского аутизма в возрасте старше года:
Маленькие аутисты очень сложно осваивают элементарные навыки самоухода. Крохе трудно одеться, застегнуть пуговицу, почистить зубы.
Не менее показательным проявлением аутизма у детей старше года считаются игры. Ребёнок абсолютно не умеет играть в коллективе. Ролевые или ситуативные игры ему вовсе не понятны, они не приносят крохе удовольствия, а только заставляют его нервничать.
Аутист чувствует себя прекрасно в своём маленьком мире, его абсолютно удовлетворяет общение с одной игрушкой и брошенные на пол вещи.
Симптомы аутизма у детей старше трёх лет проявляются в обучаемости. Детский сад малыш посещать не может из-за отсутствия коммуникативных навыков. Обычные дети не могут понять поведение аутиста, делая его объектом насмешек.
Очень ярко заболевание может проявляться, когда ребёнок начинает ходить в школу.
Школьник:
В конечном итоге ребёнка переводят на надомное обучение, с обязательными занятиями с психологом и психиатром. Такие дети обучаются по особой программе, а у специалистов должен быть определенный уровень подготовки.
У аутистов всегда проявляется тяга к одному направлению, например, музыке. Нельзя препятствовать желанию крохи, очень часто они добиваются огромных успехов в искусстве.
Как определить аутизм у подростков и как он проявляется? Подросток, несмотря на проводимые занятия с психологами и психиатрами, предпочитают оставаться в одиночестве. Его жизненное кредо: не трогайте меня, и я не потревожу вас.
Свои эмоции и переживания подросток часто переносит на бумагу, выражая свои переживания в рисунках.
К 14 годам ребёнок определяется со своим творческим потенциалом и посвящает любимому занятию свободную минуту времени. Благодаря усидчивости и упорству из аутистов вырастают талантливые музыканты и художники.
Период полового созревания протекает очень сложно. Из-за гормональных перестроек и трудностей в общении с противоположным полом, подросток становится агрессивным и замыкается в себе.
Детский аутизм, симптомом которого является отставание в умственном развитии, как уже было сказано проявляется от 3 до 7 лет. Это время, когда здоровый ребёнок очень хорошо воспринимает информацию, впитывает всё, как губка. К сожалению, про аутистов такого не скажешь. Из-за дефицитных состояний в головном мозге болезнь может сочетаться с микроцефалией или эпилепсией. В этом случае ситуация очень сложная. Аутичный ребёнок страдает умственной отсталостью и недостатком интеллектуального развития.
При проявлении заболевания в лёгкой форме и правильно подобранной терапии уровень интеллекта достигает нормального.
Среди аутистов очень много одарённых детей. Избирательный интеллект – главная особенность аутичных деток. Для особых детей характерен савантизм. То есть, ребёнок может с лёгкостью воплотить на бумаге, увиденную однажды картину или сыграть мелодию, не зная нот. Это является отличительной особенностью детей, со столь серьёзным генетическим заболеванием.
Как же понять, что у ребёнка аутизм и как может проявиться та или иная форма болезни? Для детского аутизма характерны 2 синдрома. В понятии аутизм выделяют 4 синдрома, но для детей характерны только два:
Перед тем как лечить аутизм у детей, ребёнок должен наблюдаться у нескольких специалистов длительное время. Не бывает такого, что вы пришли на осмотр к педиатру, а маме с порога сообщают, что у неё ребёнок болен аутизмом, так как здоровый малыш должен выглядеть иначе. Опытный врач обязательно заподозрит неладное, но никогда, без подтверждения не поставит диагноз. Определить аутизм можно только основываясь на результатах исследования.
Как проявляется аутизм? У больного ребёнка должны присутствовать 3 ведущих симптома. Аутизм у детей – признак расстройства мозговой деятельности, там специалисты и ищут проблемы. Психиатры выявляют:
Все эти отклонения появляются у ребенка 3 лет.
Для выявления болезни применяют специальные опросники и шкалу наблюдения. Родителям задают вопросы, указывающие на симптомы аутизма, затем, на основе полученных результатов специалисты делают заключение.
В России данные методы диагностики не актуальны, так как отсутствуют специалисты в данном направлении. Педиатр не может заподозрить заболевание, так как видит ребёнка 5 – 10 минут на приёме, а мама, в силу отсутствия медицинских знаний, не всегда сообщает о каких-либо отклонениях, особенно, если ребёнок первый.
Сообщить врачу о каких-либо изменениях в психическом развитии ребенка нужно обязательно, неважно в год вы заметили что-то неладное или в 5. Перед тем как провести тест врач будет наблюдать за поведением ребенка. Иногда диагноз выставляют на фоне видимых нарушений психоэмоционального состояния:
Врач обязательно поинтересуется историей жизни маленького создания, как он рос, развивался, какие заболевания перенёс, были ли наследственные заболевания генетического характера у родственников.
Многие, на приёме у психиатра говорят, что уже посещали сурдолога, подозревая тугоухость и немоту. Отсутствие речи (мутизм) отличается от аутизма тем, что при последнем малыш начинал разговаривать и произносил звуки.
На осмотре, специалист наблюдает за поведением ребёнка. Педиатр отмечает:
После осмотра, маме рекомендуют пройти тестирование, в ходе которого за малышом пристально наблюдают. На основании полученных результатов ставят или опровергают диагноз. Если диагноз подтверждён, родным объясняют, что такое аутизм простыми словами, какие это дети, особенности ухода и воспитания аутистов.
Лечится ли аутизм и если излечим, то как? Дети с аутизмом подлежать наблюдению у многих специалистов. Важно понимать, что вылечить детский аутизм, возникающий на фоне нарушения функции головного мозга нельзя. Есть только начинают появляться симптомы и лечение запаздывает, вырастить из ребёнка полноценную личность становится в разы сложнее.
Лечение детского аутизма сводится к формированию навыков и корректирующим занятиям, помогающим ребёнку найти место в обществе и не чувствовать себя белой вороной в социуме.
При отсутствии речевых навыков, развивают хотя бы её зачатки. Цель корректирующих занятий – лечение аутизма у детей, путём устранения агрессии, навязчивых страхов и фобий.
Доктор учит аутиста подражать, имитировать звуки животных. Немаловажную роль в корректирующих мероприятиях занимает игра. Специалист приучает малыша играть в команде, развивает навыки, учит ребёнка обращаться с игрушками и, конечно же, практикует ролевые игры.
Эмоциональный контакт аутист осваивает в поведенческой терапии. В основе терапевтического метода лежит тщательное наблюдение за малышом в повседневной жизни. Важно не упускать ни одного момента. Врачи обращают внимание на то, как он ведёт себя, как реагирует на окружающих, идёт ли на контакт. Какие аспекты вызывают агрессию, а какие страх – всё это часть терапевтических процедур, помогающих реабилитироваться крохе в чужом для него мире.
После того, как нрав и особенности аутиста изучены, врач начинает работать над стимулами. Все положительные действия больного должны поощряться. Это помогает не только поднять в крохе самооценку, но и легче идти на контакт. Постепенно аутист отстраняется от привычных истерик и агрессии по отношению к себе.
Заниматься с логопедом должны абсолютно все аутисты, не важно есть речевые нарушения или нет. Детский аутизм – причина нарушения работы головного мозга, поэтому неизвестно что может произойти завтра: малыш сможет перестать разговаривать или ограничиваться скудным словарным запасом. Кроме того, логопед поможет аутисту выработать правильную интонацию, поставит речь и произношение звуков, что пригодится в процессе обучения.
Данное проявление аутизма у ребёнка является одним из главных факторов, на который следует обратить внимание. У аутиста нет мотивации к действиям, ему абсолютно безразлично, что его одежда испачкана, а руки не вымыты. Пока ему не скажешь иди поиграй, он будет сидеть, ничем не занимаясь. Для особенных деток используют карточки, на которых в картинках указан порядок действий и его распорядок дня.
Медикаменты, в лечении аутизма применяются в крайних случаях. Хорошо если аутист требователен, плачет и устраивает истерики, а бывает так, что малыш запирается в комнате и часами рвёт бумажки, не выходя на контакт. В этом случае, психиатр может назначить психотропные препараты и антидепрессанты.
Очень часто в детском возрасте выставляют неправильный диагноз из-за схожести симптоматики. Например, нередко, за детский аутизм принимают:
При данных проявлениях болезни симптомы напоминают аутизм, отсутствие в нашей стране рациональных методов диагностики заболевания, приводят к тому, что ребёнка начинают лечить совершенно от другой болезни, при этом аутизм прогрессирует и коррекция становится всё сложнее.
Что же делать тогда? Мама, подозревающая что-то неладное с крохой должна выдать полную информацию о чаде доктору. Говорить нужно не только о том, что настораживает близких в поведении малыша, но и как он ведёт себя в обществе. Возможно то, что родители считают нормой, является важным показателем аутизма.
Если в детстве был поставлен диагноз аутизм, в первую очередь не стоит впадать в панику. Родные должны понять, что не все люди одинаковы. Даже к здоровому малышу нужно найти индивидуальный подход. Не бойтесь выводить в свет аутиста и, тем более, косых взглядов людей. Грамотный человек, никогда не обратит внимание на пороки больного, а глупый наверняка имеет их сам. Посвящайте больше времени своему крохе, чем больше бесценных минут общения вы подарите ему сейчас, тем меньше проблем в дальнейшей жизни узнает аутист.
В последнее время одним из распространённых заболеваний, касающихся патологий развития, является аутизм. Проявляется этот недуг, как правило, на первых годах жизни, но нередко встречаются случаи «приобретенной» болезни, когда симптомы проявляются уже во взрослом, зрелом возрасте. Поражает аутизм в большинстве случаев представителей мужского пола, на каждые 10 случаев – 6-7 пораженных мальчиков или мужчин. Заболевание не поддается лечению, поэтому после постановки диагноза он остается пожизненным, но при грамотно подобранном лечении можно облегчить жизнь пациента, научить его жить в обществе и вести нормальную жизнедеятельность. Причины развития такого явления точно не установлены, но в большинстве случаев сводятся к генетическим аномалиям. Для того чтобы более детально узнать о болезни и ее проявлениях, ознакомьтесь с представленной ниже информацией.
Аутизм – это нарушение социального взаимодействия, которое проявляется в расстройстве речи, психического развития. Люди с таким диагнозом не любят общество, общение, они предпочитают одиночество, закрываются в себе, увлекаясь каким-либо занятием.
Различают несколько видов аутизма, для каждого характерны особые признаки:
Современные ученые подразделяют заболевание на пять групп:
Как правило, аутизм носит врожденный характер и развивается на первых годах жизни ребенка, оставаясь с человеком до конца его дней. Установить точные причины развития болезни не удается ученым, несмотря на активное изучение болезни и исследование пациентов с таким диагнозом. Наиболее вероятными предпосылками возникновения аутизма считаются:
Первые симптомы аутизма появляются у детей к 3 годам, в этот период уже можно отличить болезнь от задержки умственного или речевого развития, от такого нрава или характера ребенка.
Основные признаки детского аутизма:
При появлении хотя бы одного или нескольких симптомов, следует обязательно проконсультироваться с . Не всегда такие проявления характеризуют аутизм, возможно это проявление других болезней, поэтому для точной постановки диагноза следует получить консультацию квалифицированного специалиста.
Аутизм у взрослых проявляется весьма специфически, его симптомы ярко выражены и хорошо заметны посторонним. Нередко такие люди имеют высокий интеллектуальный уровень, богатый внутренний мир, добиваются желаемых успехов на карьерном поприще, но вот общение с людьми не складывается, что вызывает трудности на работе и в личной жизни. Кроме того, меньше 50% больных аутизмом способны жить самостоятельно и вести относительно нормальный образ жизни. Часто, аутисты, достигшие успеха в какой-то отрасли, не имеют элементарных бытовых навыков и не могут справиться с классическими повседневными делами.
К основным симптомам аутизма у взрослых относится:
Поставить диагноз «аутизм» может только врач после тщательного обследования пациента и дифференцирования болезни от других. Для получения помощи следует обратиться к педиатру (если пациенту до 16 лет), неврологу.
В качестве диагностических методик используется:
Основным методом диагностирования заболевания является постоянный контроль за поведением ребенка, чем должны заниматься родители. Только выявление регулярных симптомов и отсутствие изменений с возрастом может говорить о развитии аутизма.
Заболевание не поддается лечению – к такому выводу пришли медики и ученые, занимающиеся изучением недуга на протяжении десятков лет. Но существует ряд методик и некоторые медикаменты, которые облегчают состояние пациента, позволяют ему нормально адаптироваться в обществе. В каждом конкретном случае терапия подпирается индивидуально, а эффект зависит от человека и занятий с ним. Важно помнить, чем раньше правильно поставлен диагноз, тем выше шансы у пациента вести здоровый образ жизни.
В качестве терапии используются следующие методы:
Эффективность лечения на 90% зависит от стараний родителей и окружающих людей. Для достижения максимального результата следует уделять много времени ребенку, выполнять рекомендации врача и проводить занятия с ребенком. Усилия, желания, любовь и забота помогут ребенку научится видеть себя в социуме и вести нормальную жизнь, адаптируясь в обществе.
Аутизм, или синдром Каннера, - это психическое расстройство, протекающее на фоне низкой социальной адаптации. Дети с таким заболеванием не стремятся к взаимодействию с окружающим миром, они глубоко погружены в себя. В легкой форме это нарушение встречается примерно у 4 малышей из 1000, а пациентов с выраженными признаками болезни значительно меньше. Рассмотрим подробно, что такое аутизм, и каковы его основные признаки.
Долгие годы аутизм считался разновидностью детской шизофрении, но сейчас эта версия опровергнута. Синдром Каннера причисляется к психическим расстройствам, характеризующимся стойким нарушением взаимоотношений ребенка с социумом. Подобное состояние обусловлено патологическими изменениями в коре головного мозга, но установить, почему они возникают, науке так и не удалось.
По течению болезни аутизм разделяют на несколько видов.
Признаки аутизма у детей зависят от формы и тяжести заболевания, что значительно затрудняет постановку точного диагноза. Нередки случаи, когда болезнь выявляют только после того, как развиваются стойкие симптомы, плохо поддающиеся коррекции.
У медиков нет точного ответа на вопрос, в чем причина аутизма и почему же он возникает. Считается, что патологические изменения мозга, вследствие которых развивается болезнь, обусловлены нарушениями на генетическом уровне.
Относительно точно выявлены лишь возможные факторы риска.
Существовала теория, что чаще всего аутизм встречается у малышей, которые являются первенцами. Однако есть и другое мнение, часть ученых утверждает, что с появлением каждого нового члена семьи риск, что следующий ребёнок будет страдать аутизмом, возрастает.
Знаете ли вы? У мальчиков диагностируют такое заболевание в 4 раза чаще, чем у девочек. Объяснений этому явлению не найдено до настоящего момента.
На заметку. Все перечисленные признаки у одного больного встречаются довольно редко, как правило, наличия 2 – 3 описанных симптомов достаточно, чтобы заподозрить аутизм.
Диагноз «аутизм» могут поставить ребенку уже в 2 года при ярко выраженных признаках этого заболевания. Чаще всего симптомы проявляются при попытках социализировать малыша, например, отдать его в детский сад, когда и становится явной его «непохожесть» на других детей того же возраста.
Но аутизм может дать о себе знать и в более позднем возрасте, при этом уровень интеллектуального развития у такого ребенка будет значительно выше. Иными словами, заболевание диагностируется, когда появляются явные симптомы.
Внимание! Указанные симптомы не всегда являются свидетельством аутизма, для постановки точного диагноза необходима консультация специалиста и проведение ряда исследований.
В процессе диагностики в первую очередь важно дифференцировать аутизм от других заболеваний, которые могут вызывать сходные изменения в состоянии ребенка.
А также проводится тестирование с использованием различных методик, которые помогают сделать заключение об интеллектуальном уровне ребенка, его реакциях и степени выраженности симптомов болезни.
Диагностика аутизма порой вызывает затруднение даже у опытных врачей, а выявить эту болезнь в домашних условиях невозможно. Но существует тесты, с помощью которых родители малышей в возрасте от 1,5 лет могут определить, насколько велика вероятность такого нарушения у их ребенка.
Внимание! Когда на большинство вопросов дается отрицательный ответ, вероятность наличия аутизма у малыша очень высока. В этом случае нужна срочная консультация специалиста.
Вылечить аутизм невозможно, остается лишь корректировать поведение пациента и прививать ему определенные навыки.
А также ребенку могут назначить диету, основанную на исключении глютеновой и казеиновой пищи. Запрет налагается на молочные продукты, изделия из пшеницы, ячменя или ржи. Чтобы понять, насколько эффективна диетотерапия, ограничений потребуется придерживаться не менее 6 месяцев.
В социальной адаптации ребенка-аутиста должны участвовать не только специалисты, но и родители.
Внимание! Не надо делать что-то вместо ребенка, если он не просил. А также не стоит давить на малыша при принятии решений. Ему требуется время, чтобы все взвесить и обдумать.
Привитие аутисту элементарных навыков может занять довольно длительное время, поэтому родителям требуется запастись терпением. Единого метода, как именно приучить малыша мыть руки, чистить зубы или ставить вещи на свои места, нет. Это может быть обучение в форме игры или на личном примере.
Причины аутизма – это совокупность факторов, влияющих на возникновение данного заболевания, или создающих благоприятную среду для его развития. В настоящее время до сих пор до конца не выяснено что же конкретно вызывает данное заболевание, но доподлинно известно, что основные причины его возникновения тесно связаны с генетикой и наследственностью. Об этом свидетельствую многочисленные современные научные исследования, проводимые в этой области. Общая характеристика болезни, ее природа и этиология постоянно порождает новые теории возникновения аутизма. Откуда же берется такое заболевание? Что является причиной его формирования и развития?
В данной статье рассмотрим все возможные концепции, влияющие на развитие аутизма, а также расскажем о факторах, которые до сих пор ошибочно считаются причинами, провоцирующими его возникновение.
Генетика является одной из основных причин по которой возникает и развивается данное заболевание. Таким образом аутизм передается по наследству, а значит дети-аутисты, которые страдают от такой болезни, изначально были подвержены ему на генетическом уровне. Именно наследственность является той причиной, по которой в одной семье от такого заболевания страдают несколько детей. А научные исследования утверждают, что риск развития раннего детского аутизма среди сестер и братьев увеличивается в три-восемь раз.
Генетических сбоев при аутизме существует достаточно много. Они напрямую связаны с , протеинами, нейронами и митохондриями. Следует отметить, что дефект митохондрий – это генетический сбой, который встречается у аутистов чаще всего. При этом четко прослеживается генетическая предрасположенность к белковым нарушениям и отклонениям в нейронном взаимодействии, протекающая на клеточном уровне. Такие отклонения часто ведут к разрушению мембран клеток и провоцируют образование энергии в митохондриях.
Хотя происхождение такого заболевания тесно связано с генетикой, в настоящее время научных подтверждений о существовании определенного гена, вызывающего болезнь нет. Однако международная группа ученых сравнительно недавно опубликовала результаты своих исследований в журнале Science Translational Medicine. В процессе своей работы они выявили, что мутации гена PTCHD1, расположенного в единичной мужской хромосоме, в значительной степени связаны с аутизмом. По мнению ученых, таким образом, объясняется и тот факт, что мальчики рождаются аутистами в четыре раза чаще, чем девочки.
Однако сами же ученые говорят о том, что малое число лиц, в генетических структурах которых была выявлена данная связь при проведении такого эксперимента, не является основополагающим доказательством, а лишь одним из дополнительных подтверждений одной из возможных причин возникновения аутистического расстройства.
Научные исследования проводились и в области вирусологии. Таким образом было высказано предположение, что на развитие аутизма могут повлиять токсическая и инфекционная причины.
Вирус герпеса, мононуклеоз, ветряная оспа, розеола и цитомегаловирус очень опасны для развивающегося мозга ребенка. Они могут вызвать нестандартный ответ иммунной системы организма на инфицирование, что может повлечь за собой развитие аутизма и других аутоиммунных болезней.
При сниженном иммунитете у новорожденных, проникновение вируса в их организм в значительной степени влияет на нервную систему и головной мозг, вследствие чего возникает аутоиммунная реакция. Говоря простым языком, организм младенца борется сам с собой, поражая при этом собственные здоровые клетки, благодаря чему и появляется ранний детский аутизм и умственная отсталость.
Чаще всего вирус проникает в организм ребенка при внутриутробном развитии, при инфицировании беременной женщины. Также возможно заражение грудничка через материнское молоко при грудном вскармливании, или слюну. Бывает так, что ребенок подхватывает инфекционное заболевание в яслях.
Более слабые области головного мозга подвергаются удару в первую очередь, а это именно те, которые отвечают за эмоциональное настроение и коммуникативные навыки. К примеру, мозжечковая миндалина способствует регулированию эмоционального фона и несет ответственность за манеру общения, интонацию, а также за зрительный контакт. А как известно основными симптомами аутизма являются отсутствие зрительного контакта, эмоциональная бедность, замкнутость и снижение коммуникативных функций.
Одна из теории повествует о том, что аутизм вызывают прививки, сделанные детям в младенческом возрасте в процессе обязательной вакцинации. Однако на сегодняшний момент было проведено множество различных научных исследований, но ни одно из них так и не доказало связь между вакцинами, или их сочетанием с данным заболеванием. Также не было найдено абсолютно никаких доказательств того, что вещества, использующиеся при производстве вакцин способствуют возникновению расстройств аутистического спектра. Теория о том, что Тимеросал, добавляемый в вакцины увеличивает в несколько раз риск развития такого заболевания, осталась только голословной теорией.
В последнее время все чаще заговорили о том, что одним из факторов вызывающих аутизм у детей и взрослых может быть пищевая непереносимость глютена. Как известно, клиническим проявлением такого отклонения является болезнь целиакия. И ведь действительно, при соблюдении при расстройствах аутистического спектра наблюдался положительный эффект.
Впоследствии ученые опровергли имеющуюся связь между целиакией и возникновением аутизма у детей, однако подтвердили, что повышенный риск развития данной болезни имеется у тех людей, которые обладают нормальной слизистой оболочкой кишечника, но при этом с положительным тестом на антитела к компонентам глютена.
Таким образом получается, что патологические состояния при аутизме развиваются не при клинических проявлениях глютеновой непереносимости, то есть целиакии, а непосредственно под влиянием глютена. Теория о том, что иммунологическая непереносимость компонентов глютена может лежать в основах механизма развития расстройств аутистического спектра, получила подтверждение.
Именно поэтому при лечении аутизма в обязательном порядке назначается безглютеновая диета, которая значительно улучшает когнитивные функции у заболевших детей.
Психология имеет свои взгляды на причины возникновения такой болезни. Духовные и психологические факторы играют в развитии аутизма далеко не малую роль. Психосоматика заболевания свидетельствует о том, что физиологические проявления при такой болезни тесно связаны именно с психологическими. Таким образом, например, ребенок теряет речевые навыки при нежелании общаться с окружающими.
Психологическими причинами, повлиявшими на приобретение болезни, в таком случае становятся:
У таких детей часто возникает не врожденный, а приобретенный аутизм.
Образ жизни матери ребенка и ее психологическое состояние при беременности также может повлиять на развитие такой болезни.
Одной из причин возникновения аутизма принято считать перенесенные беременной женщиной инфекционные заболевания во время вынашивания плода. К таким инфекциям относятся краснуха, герпес и ветряная оспа. Даже обычный и острые вирусные инфекции в такой период увеличивают риски рождения ребенка аутиста практически в два раза.
А употребление антибиотиков и противовирусных препаратов только усугубляют ситуацию.
Эмоциональное состояние женщины во время беременности тоже может быть причиной появления у ребенка расстройств аутистического цикла. Частые стрессы, перенесенные женщиной в такой период увеличивают в крови концентрацию глюкокортикоидов, которые при избыточном количестве не нейтрализуются, а поступают в организм плода. Такие гормоны способны проникать в головной мозг ребенка, вызывая в нем различные нарушения, которые проявляются сразу после рождения ребенка или по мере его развития.
Обычно или к концу первого года жизни, или в районе семи-девяти лет. Глюкокортикоиды, циркулируя по организму ребенка, становятся причиной повышенной тревожности, выраженных страхов, способствуют развитию расстройств нервной системы, а также психосоматических заболеваний, в том числе и раннего детского аутизма.
Не последнюю роль в развитии детского аутизма играют вредные привычки, которые имеются у матери во время беременности. Особенно вредно в этом случае курение. Хотя ученые пока и не заявили открыто о связи аутизма у детей с курением будущей матери, но результаты исследований, проводимых в этой области свидетельствуют о том, что она существует. Таким образом, курение беременной женщины может спровоцировать развитие специфических форм аутизма у ребенка.
Алкоголь, лекарственные препараты и наркотические вещества, употребляемые будущей матерью, также не несут ничего хорошего для здоровья ребенка. Хотя прямой связи между их употреблением и развитием у детей аутизма не установлено, такие вредные привычки в целом плохо воздействуют на здоровье плода и вызывают патологические процессы в организме будущего ребенка.
В таком вопросе большую значимость имеет именно возраст отца. Мужчины старше пятидесяти лет становящиеся отцами на шестьдесят шесть процентов увеличивают риск возникновения аутизма у своего ребенка, нежели тридцатилетние. А представители сильного пола, ставшие отцами в возрасте от сорока до пятидесяти лет снижали такую цифру лишь до двадцати восьми процентов.
Поздний возраст матери также накладывает свой отпечаток. Женщины, ставшие матерями после сорока лет на пятнадцать процентов больше подвержены риску родить ребенка аутиста, чем тридцатилетние. А если оба родителя перешагнули рубеж сорокалетнего возраста то риски стремительно возрастали.
При этом следует отметить, что большая разница в возрасте между родителями. Наиболее подвержены аутизму дети, чьи отцы находятся в возрасте тридцати пяти-сорока лет, а мама на десять лет старше. И наоборот, если мужчина младше женщины на десять лет, а она, в свою очередь, находится в возрасте от тридцати до сорока лет, риск возникновения такого заболевания также достаточно высок.
Однако говорить о какой-либо одной причине возникновения такого заболевания тоже нужно с осторожностью. В последнее время, ученые все чаще отмечают тот факт, что на возникновение и развитие расстройств аутистического цикла влияет совокупность различных факторов, среди которых и наследственная предрасположенность, и экология, и возраст родителей и различные психологические причины.
Причин возникновения аутизма существует достаточно много, и на сегодняшний момент они еще не до конца изучены. Поэтому с достоверностью нельзя сказать, какая именно причина является основополагающей при возникновении данного заболевания. Современные положения, научные труды и исследования, проводимые в этой области, все больше заставляют склоняться к мысли о том, что единой причины вызывающей такую болезнь не существует. А формируется данное заболевание под влиянием нескольких факторов, которые в совокупности и приводят к появлению расстройств аутистического спектра.
Аутизм – психическое заболевание, которое часто воспринимается как нечто страшное и непоправимое. Исследователи говорят о том, что болеют аутизмом, в основном, с детства. Дети страдают от недостатка внимания, проблем общения и социализации. Несмотря на то, что данная психическая болезнь долго изучается, по ней все же имеются наработки, позволяющие малышу и его родителям справляться с последствиями.
Аутизм рассматривается как психическое расстройство общего типа. У ребёнка наблюдается нехватка эмоций, недостаток навыков общения и коммуникативной потребности в принципе. Название заболевания подразумевает проявление внутренних симптомов, то есть течение болезни идёт внутри больного. Индивид, страдающий расстройством, никак не реагирует на внешний мир, не показывает и не испытывает эмоций, не использует жестов. С социумом не взаимодействует.
Диагноз обычно ставится в 3-5 лет, его обычно называют синдромом Каннера, РДА. У подростков и взрослых также зафиксированы случаи заболевания, но встречаются нечасто.
Если у взрослых аутизм и проявляется, то признаки имеют и внешний, и внутренний характер. Обычно в поведении больных отсутствуют жесты, громкая речь, мимические выражения и т.д. Некоторые специалисты отмечают, что заболевание может быть как генетическим и врождённым, так и приобретённым.
Аутизм бывает связан с иными заболеваниями, по утверждению психиатров.
Дети обычно обладают хорошим физическим здоровьем, каких-то выраженных аномалий во внешнем виде также не наблюдается. Головной мозг развит нормально. Малыши-аутисты могут даже быть привлекательны. Беременность и роды у женщин проходят нормально, без особых патологий. Как правило, аутизм может протекать в связях с иными нарушениями:
Указанные выше заболевания негативным образом сказываются на головном мозге, что провоцирует проявление признаков аутизма. Имеются сведения о генетической предрасположенности к данному расстройству, но однозначных причин, из-за которых происходит заболевание, установить пока не удалось.
Дети с синдромом аутизма не в состоянии воспринимать все детали окружающего мира в своем восприятии. Для них другой человек – несогласованные между собой части тела, а не цельный образ.
Ребенок в болезненном состоянии не отличает живого от неживого объекта. А чужое касание, шумы, свет беспокоят и вызывают дискомфорт. Поэтому малыш замыкается в себе, своем мире, чтобы не испытывать постоянный стресс.
На ранних этапах аутизм проявляется и в возрасте одного года, и с двух. Диагноз поможет установить психиатр, но разобраться самостоятельно можно по наличию определённых признаков:
Одни из самых важных признаков: затруднённое общение, поведение однообразное, односложное. Обычно они дают о себе знать до трёх лет. Разберёмся с отдельными признаками подробнее.
Первичные признаки аутизма у ребёнка возможны уже в 2 года. Это могут быть симптомы попроще, без сильных осложнений, однако есть вероятность и тяжелых проявлений болезни.
Малыш не воспринимает целостные образы. По мимике видно, что он не понимает и не реагирует на то, чего от него ждут. Улыбки нет, а смех зачастую, если и происходит, то совсем не из-за веселых, привычных обычному человеку ситуаций, а по иным причинам, объяснений которым нет. Лицо ребёнка напоминает застывшую маску.
Жестами малыш пользуется лишь вместо слов для того, чтобы о чём-то попросить. У младенца аутизм диагностируется в случае, если он не стремится следить взглядом за движущимися объектами, не концентрируется на людях возле него.
Дети-аутисты не чувствуют другого человека, не в состоянии понять его эмоций. Здоровый ребёнок способен отличить, расстроен кто-то или весел, испуган или решителен, тогда как страдающие данным синдромом малыши не видят никакой разницы.
Ребёнка не волнуют связи с другими малышами. Обычно дети с двух лет начинают вовлекать в игры иных ребятишек, проявляют интерес к ровесникам. Однако аутист никак не реагирует на другого ребёнка, он погружён в свой мир. Такой малыш воспринимает окружающих как неживых предметов, до которых ему нет дела.
Ребёнок играет однообразно, не строит никаких сценарных игр, фантазия не работает, как и нет понимания социальных ролей. Как правило, малыши используют простейшие роли, наделяя друг друга определёнными функциями, а аутисты не воспринимают игрушки как объекты для создания иллюзорной реальности. Такие дети часами повторяют одни и те же монотонные действия, никак не уставая и не отвлекаясь.
Малыш-аутист не поддаётся чувствам и эмоциям со стороны родителей, не идёт с ними на контакт. Прежде считалось, что у него и вовсе не формируется эмоциональная привязанность, однако нынешние специалисты предположили, что ребёнок лет 4-х всё же переживает, когда мамы нет рядом. Хотя внешне это проявляется слабо. Когда семья окружает его, малыш не так зациклен на себе и повторяемых действиях. Тем не менее, ребёнок может волноваться из-за отсутствия матери, близких, но совершенно не проявлять тревогу внешне, не звать на помощь, ничего не делать.
У малышей происходит значительная задержка в речевом развитии, а иногда полное отсутствие навыка. В 5 лет это особенно заметно. То, на каком уровне речь, определяет вид аутизма: при тяжелой форме ребёнок не говорит, при облегчённой – возможны простые фразы, предложения. Для того, чтобы передать свои потребности, он использует односложные ответы, жесты. Речь не имеет логической структуры, не несёт смысловой нагрузки и является вынужденной необходимостью. Ребёнок может повторять одно и то же выражение по многу раз в течение длительного времени. Если аутист говорит о себе, то делает это в третьем лице.
Признаки речи можно описать следующим образом:
Дети зациклены на одинаковых занятиях. Один из основных симптомов – зацикленность, заторможенность. Ребёнок много часов подряд занят одним и тем же делом: сортирует кубики, строит башни. Отвлечь и переключить его внимание невозможно.
Другой важный симптом аутиста – ритуальность. Малыши в комфортном состоянии, если обстановка не меняется. Каждое изменение – ремонт, передвижение предметов, смена маршрута при прогулке, иная еда на завтра – провокация агрессивного поведения у ребёнка или замкнутое поведение.
Третий базовый признак аутизма – стереотипные действия. Дети стимулируют сами себя на повторяемые движения. Если его что-то беспокоит, он проявляет это через щелканье пальцами, качание головой или хлопанье в ладоши.
И, наконец, четвёртое – появление страха и паранойи. В непривычной для малыша ситуации он проявляет агрессию к другому человеку, либо к самому себе.
Синдром – болезнь ранняя, начиная с 1 года. В младенчестве дети малоподвижны, плохо реагируют на родительское внимание, внешние раздражители. Эмоции выражены слабо.
К сожалению, как было отмечено ранее, диагностируется аутизм непросто, как и устанавливаются причины. Однако сделать это возможно, главное – вовремя обратиться за помощью к специалистам и получить стратегию лечения.
Интеллект у аутиста подвергается изменениям. Если у ребёнка тяжёлая форма болезни, то наблюдается умственная отсталость. Обучаемость затруднена из-за таких дефектов. Если синдром аутизма развивается на фоне эпилепсии, нарушения хромосом, микроцефалии, то возможна и глубокая умственная отсталость. Однако это психическое расстройство может протекать и в лёгкой форме, и речь не нарушена, тогда и интеллект не страдает, вероятен даже уровень выше среднего.
Всё же есть особенность при аутизме – избирательность интеллекта . Например, ребёнок хорош в рисовании, математике, но очень слаб в других предметах. Ещё одна отличительная черта – савантизм, т.е. малыш с аутизмом обладает одарённостью в отдельно взятой области. Это когда ребёнок умеет воспроизводить мелодию на слух, либо выполнять сложнейшие математические задачи. Данное явление связано с тем, что аутист максимально концентрируется на одном занятии, которое ему понравилось, особенно если оно связано с точным выполнением задачи. Примеры в лице Альбера Эйнштейна, Вуди Аллена, Энди Уорхолла, Энди Кауфмана ярко показывают, что дети-аутисты могут быть востребованы, приняты обществом, достигают высоких результатов и широкого признания.
У новорождённого сложно установить признаки аутизма. Но исследователи этой проблематики усердно работают над тем, чтобы изменить ситуацию.
Путём внимательного наблюдения родители могут заметить первые отклонения у малыша. Здесь успешнее справляются семьи, в которых уже были маленькие дети. У них есть, с кем сравнивать. При первых же подозрениях на аутизм или любое другое нарушение в психическом развитии родителям следует не откладывать обращение к врачу. Ранняя диагностика – избегание неприятных последствий, возможность заложить в малыше умение контактировать, осваиваться в социуме.
Обычно для диагностики применяют опросный метод, УЗИ головного мозга (для того, чтобы не возникало повреждений головы), ЭЭГ (для исключения эпилептических припадков), а также рекомендован осмотр отоларингологом. Последнее необходимо для того, чтобы не путать с диагнозом тугоухости.
На самом деле большая проблема в том, что идеальных способов лечения аутизма не существует. На сегодняшний момент от заболевания нельзя избавиться полностью. Но, даже несмотря на это, разработан комплекс занятий и рекомендаций, следуя которым, родители смогут лучше приспособиться к особенностям своего ребёнка, а малыш получит благоприятную зону развития. Побочные эффекты от аутизма снизятся.
Существуют способы коррекции заболевания.
Коррекция достигается упорным трудом, большими совместными усилиями семьи и специалистов. Для того, чтобы воспитать ребёнка, больного аутизмом, родителям следует:
Обычно в лечении аутизма важно пройти такие этапы:
Принципы лечения аутизма заложены бихевиористическим направлением психологии, то есть поведенческой терапией или АВА-терапия. Она работает по схеме стимул-реакция. Суть её в том, чтобы отслеживать реакции и поведение ребёнка. Изучаются все особенности малыша, затем идёт подбор конкретных стимулов для его развития. Для каких-то аутистов им станет музыка, для других – любимая еда. В качестве поощрения исполняются желания ребёнка, что закрепляет то поведение, которого мы от него хотим. Если малыш справился с поставленной задачей, то получил «приз». Это поможет установить с ним контакт, закрепить знания и умения, избавиться от негативизма и иных разрушительных реакций.
Следующий метод – логопедическая практика. Несмотря на то, что у детей есть сложности с речью, занятия с логопедом позволят ему лучше отработать интонацию, произношение, пополнить запас слов.
Далее необходимо обучать ребёнка навыкам самообслуживания. Аутисты не склонны сами играть с другими, совершать что-то самостоятельно. Им тяжело самим соблюдать личную гигиену, распорядок дня. Для их обучения можно применять карточки с подписанными действиями для малыша.
Терапия осуществляется также при помощи медикаментов. Их используют только, если ребёнок агрессивен по отношению к себе и к другим, проявляет деструктивное поведение. Но родители не должны забывать, что реакция любого типа будь то крик или плач, или зацикленное поведение – это способ контакта. Однако нельзя упустить того, что малыш замкнут на себе несколько суток.
Все лекарства – успокаивающие или психотропные – применимы только под наблюдением врача.
Бытует мнение, что аутистам полезна безглютеновая диета. Но научно подтверждённых данных нет. Не забывайте, что отдельные способы лечения не просто не дают должного эффекта, но и вредят здоровью больного. С осторожностью следует относиться к методам стволовых клеток, микрополяризации, применению глицина .
Порой клинические признаки синдрома аутизма совпадают с симптомами иных заболеваний, потому самолечение необходимо исключить, сразу обращаться к доктору. Среди похожих болезней выделяют:
Дети с диагнозом аутизма – вовсе не потерянные для общества индивиды. Правильный уход за ребёнком, атмосфера любви и принятия, специализированные занятия обеспечат больным вероятность более-менее успешного развития. Аутисты способны вырасти полноценной личностью, создать собственную семью, развиваться в профессиональной или творческой среде. Жить долго и счастливо.
Фотографии Антона Дергачева (кроме первой), комментарий Владимира Дергачева Идеальная супружеская пара на лебедях, которая вот-вот поцелуются. Фонтан «Супружеская или Брачная карусель» создан по мотивам немецкого средневекового поэта и композитора Ганс
Логопедическое обследование детей с церебральным параличом Логопедическое обследование детей, страдающих церебральным параличом, строится на общем системном подходе, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структ
Александр Гущин За вкус не ручаюсь, а горячо будет:) Содержание Яркая, красивая ягода вишня содержит в себе огромное количество полезных микроэлементов и витаминов. Ее универсальность в кулинарии позволяет приготовить массу хороших, вкусных, уникаль
Ни одна кастрюля в мире не сварит пшенную кашу на молоке так вкусно, как это сделает мультиварка. И ни одна плита не справится с ее приготовлением так быстро, как мультиварка-скороварка. Простой и здоровый завтрак – сладкая пшенная каша на молоке, сдобрен
Название: Рыцарь пентаклей, Рыцарь денариев, Рыцарь монет, Воин монет, Рыцарь бубен, Путешественник, Завоеватель Дел, Всадник, Кавалер, Полезный человек, Повелитель Земель Диких и Плодородных. Значение по Папюсу: Выгода, Прибыль, Польза, Интерес. Важное
Томный август у многих Тельцов станет благоприятным временем для развития личных отношений. В этот период у представителей данного знака Зодиака возникает возможность использовать на полную катушку свое природное обаяние для успеха в сердечных делах. Чтоб