Что такое кондак в православии. Смотреть что такое "Икос" в других словарях

14.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Древние кондаки - многострофные (около 20-30 строф) поэмы. Строфы объединялись единым рефреном и единым метрическим сложением, основанным на изосиллабизме . Первая строфа являлась вступлением, последняя - обобщением назидательного характера. Строфы читал канонарх, рефрен пел народ. С VIII века кондак как жанр вытесняется каноном . Число строф кондака сокращается.

Кондаками также называются меньшие по объему (в отличие от икосов) строфы акафиста .

Устав о пении тропарей и кондаков содержится в Типиконе (глава 52, а также главы 23, 4, 5, 12, 13, 15).


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Кондак" в других словарях:

    - (ново греч., от kantakion, от kontos короткая). Краткая церковная песнь, заключающая в себе похвалу I. Христу, Богоматери, Святому или содержание праздника. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОНДАК… … Словарь иностранных слов русского языка

    Современная энциклопедия

    - (от греч. kontakion) 1) жанр ранневизантийской церковной поэзии и музыки, род поэмы гимна на религиозный сюжет. Характеризуется диалогической драматизацией повествования, строфическим членением, наличием рефрена и акростиха, силлабической… … Большой Энциклопедический словарь

    КОНДАК, кондака, муж. (греч. kontakion) (церк.). Краткая церковная песнь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Муж., церк. краткая песнь во славу Спасителя, Богородицы или святого. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    Сущ., кол во синонимов: 1 песнопения (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (kondakia, kontakia) собственно пергаментный лист илисвиток, исписанный с обеих сторон. Впоследствии словом К. сталиобозначать особую группу церковных песнопений, особенность которыхсостоит в том, что в чинопоследованиях в честь того или иного… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (греч. букв. деревянный валик, на который накручивается свиток, метафорически сам свиток) жанр ранневизантийской гимнографии, возникший в V VI вв. и в VIII в. вытесненный из богослужения каноном. Название «К.» появляется только в IX в.; до этого… … Энциклопедия культурологии

    Кондак - (от греческого kontakion), жанр ранневизантийской церковной поэзии и музыки, род поэмы гимна на религиозный сюжет. После расцвета в 6 в. был вытеснен в 8 9 вв. новым жанром гимнографии каноном. В позднейшем богослужении сохранились отдельные… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Кондак - (греч. «палочка, вокруг которой наматывался пергаментный свиток») жанр церковной византийской гимнографии. Основоположником является прп. Роман Сладкопевец (Мелод) (1 я пол. VI в.), непревзойденный автор большинства кондаков. Древние кондаки – … Православие. Словарь-справочник

Книги

  • Акафист Пресвятой Богородицы в честь иконы Почаевская. Канты Свято-Успенской Почаевской Лавры (2CD) , . К Тебе, о Матерь Пресвятая, дерзаю возвести свой глас, лице слезами омывая: "Услышь меня в сей скорбный час" . Братский хор Свято-Успенской Почаевской Лавры под управлением протодиакона…

Акафист - (в переводе с греч. - "неседальное пение") - молитвословие, состоящее из 1-го кондака, который поётся, и из 12 кондаков и икосов (поровну), которые читаются. Таким образом, акафисты состоят из 25 отдельных песнопений - 13 кондаков и 12 икосов. Из них 1-й кондак и все икосы оканчиваются восклицанием "радуйся"..., а 12 кондаков припевом "аллилуия". Происхождение слова "акафист" указывает на то, что означенные песнопения исполняются молящимися стоя.

Кондак - (в переводе с греч. - "домик")- краткая песнь в похвалу святого или праздника.

Икос - (в переводе с греч. - дом) - церковное песнопение, содержащее прославление святого или празднуемого события. Икосы вместе с кондаками составляют акафист. Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Разница между ними та, что кондак короче, а икос пространнее: кондак - тема, а икос - развитие её. Посему икос всегда читается после кондака, и никогда не читается один. По изъяснению Марка Эфесского, икосы (с греч. "дом") получили своё название потому, что пелись в тех домах, где проводил ночи в молитве преп. Роман Сладкопевец, первый составитель икосов.

Канон - соединение многих священных песнопений (ирмосов и тропарей) в один стройный состав (нынешнюю форму приобрёл в VIII веке., благодаря Иоанну Дамаскину, составителю нескольких канонов для воскресной церковной службы). Канон обыкновенно состоит из 9 частей-песен, заключающих в себе каждая по 1 ирмосу и несколько тропарей. Представляя или прозаическую или стихотворную форму, каждый канон по содержанию своему выражает суть празднуемого события и внутреннее его значение. Каноны бывают полные (из 9 песен) и неполные - состоящие из одной, двух, трёх, четырёх песен. В таком случае канон надписывается так: двупесенец, трипесенец, четверопесенец.

Тропарь - краткая песнь, в коей прославляются дела Бога или святых Его. Это слово в обширном смысле означает всякое церковное песнопение, хотя бы оно и имело другое, отличное наименование. В теснейшем смысле тропарь есть песнопение, составленное в честь праздника или святого.

Ирмос - (от греч. "связываю", "соединяю") - так называется первый тропарь в ряду других тропарей, составляющих одну какую-либо песнь канона. Ирмос есть образец, по которому составлены все прочие тропари той же песни, так что все они сходствуют с ирмосом числом предложений и слов, напевом, а иногда и содержанием и самыми оборотами речи и потому составляют с ним одно целое, для которого ирмос служит связью. Зная напев ирмоса, всегда можно правильно петь все тропари, за ним следующие; посему ирмос полагается в начале всякой песни канона, чтобы по образцу его петь прочие тропари, составляющие песнь. В древности весь канон (т.е. как ирмосы, так и тропари) пелся; в настоящее же время обычай этот сохранился только при исполнении пасхального канона, во всех прочих канонах поются только ирмосы, а тропари вычитываются. Главные мысли и даже выражения ирмосов избраны большею частью из песен ветхозаветных, прославляющих события, которые были прообразами событий нового завета.

Объяснения взяты из "Полного церковно-славянского словаря" и "Полного православного богословского энциклопедического словаря"

Новообращенные христиане, да и многие невоцерковленные православные, постоянно слыша слова «акафист», «кондак», «тропарь», принимают их просто на слух, не задумываясь о значении и порядке чтения каждого из них.

В этой статье мы познакомимся с жанром церковного песнопения – тропарем. Тропарь в православии – песнопение, совершаемое в начале и конце богослужения, раскрывающее смысл и цель служения этого дня.

Церковные тропари, история появления и посвящения

В ранней Церкви тропари, а это были музыкальные комментарии к происходящему богослужению, писались не стихами, а прозой в определенном ритме. Стихотворная форма этого вида песнопения появилась в конце четвертого века.

Тропарь – это песня, которая говорит о сути праздника

Со временем церковная гимнография наполнилась несколькими видами тропарей, посвященных определенному дню, празднику, святому. Руководит церковными песнопениями глас. В словах тропаря раскрывается сущность богослужения или славословится имя какого-то святого.

Кондак – это расширенный тропарь, в котором основная тема раскрыта более полно. Тропарь звучит в песнях, а кондак исполняется в стихотворной форме. Слыша церковные песнопения, по их смыслу можно определить, какому событию или святому посвящено богослужение.

Роман Сладкопевец приобрел право считаться первым автором церковных песнопений, пройдя через унизительные испытания. Будучи диаконом церкви в Греции, лишенный слуха и голоса, благочестивый юноша находился под постоянными насмешками собратьев, они не раз выталкивали его вести песнопения, и это был позор и новые издевательства.

Свои обиды Роман высказывал в ночных молитвах Матери Божьей, и однажды Богородица явилась к нему в келью со свитком. Она велела диакону съесть свиток, после этой ночи юноша стал не только лучшим церковным певцом, обладающим уникальным голосом, но и получил дар сочинительства гимнов.

Совет! Хотите научиться петь – молитесь Роману Сладкопевцу. Он является автором первого, Рождественского тропаря, который исполняется и поныне.

Устав Константинопольской церкви содержит первые тропари, написанные Романом Сладкопевцем.

Преподобный Роман Сладкопевец

Тропарь и кондак исполняется по одному разу на каждом престольном празднике, только на Пасху трижды повторяется «Христос Воскрес».

Виды тропарей

Отпустительные песнопения – заключительные песни, посвященные празднику дня.

Праздничные тропари и кондаки исполняются по великим двенадцати праздникам, среди которых Рождество и Богоявление, Сретение и Вербное воскресенье, заканчивает год праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы.

Все песнопения, кроме Литургии, можно исполнять дома, их еще называют словесной школой.

Они поются по дням недели:


Ноты и слова всех церковных песнопения собраны в Тропарионе. Святой Церковью четко расписано песнопение и порядок каждого богослужения.

Тропарь различают по разным тематикам, это может быть:

  • стихира – повторение текста;
  • кафизма - вставка между песнопениями в храме;
  • ирмос – общее пение, его поют все присутствующие в храме.
Важно! Церковью установлен порядок песнопений, первыми исполняются тропари, затем кондаки.

В будние дни исполняют храмовые песнопения, которые поются и во время воскресных богослужений, если этот день не является днем памяти кого-либо святого.

Заупокойные субботние песнопения исполняются тогда, когда нет восславления памяти святого.

Тропари Воскресные. Хор подворья Александро-Свирского монастыря

С начала времен человек имеет потребность обращаться к Богу. В христианской культуре для такого обращения, наряду с привычными молитвами, служат акафисты. Первый был придуман во славу Богородицы и читался на пятой неделе Великого поста во время осады Константинополя в 626 году. Положение было безвыходное, но Богородица спасла город. Cоставление первого акафиста приписывают Георгию Писидийскому. Вскоре этот своеобразный и красивый вид вознесения молитвы распространился среди христиан, и постепенно люди стали слагать новые.

Особенности служения

Акафист - это вид хвалебных песнопений , обращённых к Христу, Богородице или определённому святому. В переводе с греческого это слово означает «неседельная песнь»: исполнять и слушать его необходимо стоя. Исключением являются беременные женщины и немощные люди, им при чтении разрешается сидеть.

Чтение акафиста может происходить не только в храме на богослужении. Любой верующий может делать это дома, причём так часто, как требует душа. Кто-то любит читать каждый день, кто-то раз в месяц - никаких ограничений нет. Кроме единственного: хвалебную песнь нельзя возносить во время Великого поста, когда верующие молятся исключительно об искуплении грехов.

Акафист читают, стоя лицом к иконе святого или праздника, в честь которого он придуман. При вознесении молитвы дома, если нужной иконы нет, можно встать лицом к востоку. Перед первым прочтением дома лучше послушать в церкви , как звучит произведение. Станет понятно, какими должны быть интонация, темп, как правильно произносить слова и где в них ставить ударение.

Некоторые верующие практикуют чтение акафистов по соглашению, когда несколько человек договаривается между собой читать определённый текст одновременно . Считается, что эффект в этом случае гораздо сильнее.

Кондак и икос в Акафисте

Акафист содержит 25 песен, включая 13 кондаков и 12 икосов. Кондак - это небольшое произведение, содержащее в себе суть события или хвалебную речь святому. В конце всегда говорится слово « ». Икос - произведение, прославляющее святого или праздник, заканчивается словом «Радуйся».

В целом кондак и икос похожи: у них аналогичный смысл и одинаковый стихотворный размер. Разница лишь в том, что кондак короче, он задаёт тему, а икос уже её раскрывает. Поэтому икос читают только следом за кондаком и один не читается вовсе.

Часто вместе с акафистами читают тропари. Даже те, кто знает, что такое тропарь и кондак, иногда их путают между собой. Это тоже небольшой гимн, посвящённый святым или празднику. Только он обычно раскрывает другую сторону праздника (или жизни святого): если тропарь говорит о его внешней стороне, то кондак - о внутренней. И наоборот. Кондак описывает всё полнее - в этом и есть различие.

Молебны и хвалебные песни

Молебны - это небольшие богослужения , совершаемые священником. Они могут быть:

  1. Общественными (обычно совершаются для всех прихожан после литургии, могут проходить как утром, так и вечером);
  2. Частными (совершаются в индивидуальном порядке по предварительной договорённости с батюшкой не только в храме, но и дома).

Многие прихожане не знают, что такое молебен с акафистом. Так называются хвалебные молебны в честь определённого святого, в конце этому святому читается молитва. Служатся они по особым дням или заказываются прихожанами заранее.

Разница в том, что служить молебен может только духовное лицо, а вот обычные акафисты читаются мирянами свободно.

Зачем же люди читают акафисты? Верующие обращаются к хвалебным песнопениям по различным причинам, которые условно можно разделить на две большие группы:

  1. Потребность в выражении чувства искренней радости и благодарности;
  2. Желание заручиться помощью и поддержкой в сложных жизненных ситуациях.

Кроме гимнов Христу и Пресвятой Богородице популярны среди верующих акафисты святым: Николаю Чудотворцу, Архангелу Михаилу , Спиридону Тримифунтскому, Матроне Московской и другим. С какими просьбами и к кому чаще всего взывают миряне:

Вариантов обращения к Богу существует великое множество. Главное - помнить о том, что читать молитву в любой её форме - значит верить всем сердцем. И по вере этой воздастся.

Словом кондак (греч. κόντάκιον) сперва называли свертки пергамента с записями церковных песнопений; потом – краткую церковную песнь, заключающую в себе похвалу Господу Богу, Матери Божией или святому. Иногда кондак передает главное содержание церковного праздника. Название его связано с событием в жизни святого Романа Сладкопевца. Он был родом из Сирии, служил диаконом в Бейруте.

При императоре Анастасии I (491–518) прибыл в Константинополь, где со временем стал служить псаломщиком в кафедральном соборе Святой Софии. Сначала он ничем не выдавался. Отсутствие успехов его очень огорчало. Он горячо молился Пресвятой Богородице. Однажды после такой молитвы он увидел во сне Пресвятую Богородицу, Которая вручила ему свиток и велела его проглотить. Проснувшись и почувствовав вдохновение, он спел свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

Икос (греч. oikos – дом) более пространно передает содержание кондака. Кондак намечает тему, а икос ее развивает. Икос, в отличие от кондака, содержит особый припев (рефрен) и хайретизмы (от греч. радуйся) – приветствия «Радуйся», воспевающие того, кому посвящен акафист.

Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Разница между ними та, что кондак короче, а икос пространнее: кондак – тема, а икос – развитие её. Посему икос всегда читается после кондака, и никогда не читается один.

Сходны эти песнопения и по внешнему виду: они написаны одним размером, большею частью оканчиваются одними и теми же словами и поются на один глас. Относительно размера, изложения и гласа кондак и икос не служат образцом для других песнопений последования.

Акафист (греч. akathistos, от греческого а – отрицательная частица и kathizo – сажусь, гимн, при пении которого не сидят, «неседальная песнь») – особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых.

Акафисты состоят из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: 13 кондаков и 12 икосов (“кондак” – краткая хвалебная песнь; “икос” – пространная песнь).

Икосы заканчиваются восклицанием “радуйся” а кондаки – “Аллилуйя” (на еврейском – “хвалите Бога”).

При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом аллилуия.

Первый из известных акафистов – акафист Пресвятой Богородице – написан в царствование императора Ираклия или, точнее, к 626 г., т.е. освобождению Константинополя от нашествия персов.

Последние материалы сайта