Что такое икона

01.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Иерусалимская икона Богородицы - прародительница всех ныне известных икон. По образу и подобию ее были написаны все христианские святыни, изображающие Богородицу во всей Ее красоте и величии.

Иерусалимская икона — это одна из самых известных и почитаемых образов Божией Матери, перед которой молят о помощи христиане со всего мира. Это первая из святынь Богоматери, написанная при Ее жизни апостолом Лукой. Данный образ связан со многими чудесами и явлениями, произошедшими на земле. Иерусалимскую икону превозносят всем миром, и каждый верующий должен знать историю Богородичного лика.

История Иерусалимской иконы

Иерусалимская икона Божией Матери была написана святым Лукой еще в древности. На протяжении двух тысяч лет она сопровождает христианство, оберегая и поддерживая всех верующих людей.

Как известно, Богородица является главной помощницей и заступницей православного народа. Иерусалимская икона играет очень важную роль в жизни христиан, ведь она заключает в себе не только образ Богоматери, но также является первой святыней, созданной еще при жизни Пречистой Девы.

За всю историю христианства Иерусалимская икона совершила много чудес. Она защищала и оберегала людей, исцеляла целые города, избавляла от различных эпидемий. Поначалу святой образ Божией Матери считался покровителем города Иерусалим и его народа. Но сила и могущество данной иконы настолько велики, что она дарит свою защиту и поддержку каждому истинно верующему. Чудотворной иконой святыню начали считать после того, как она исцелила святую мученицу Марию Египетскую от дьявольских сетей и сильнейшего сглаза .

Где хранится чудотворный образ Богородицы

С XIX века Иерусалимская икона Богородицы хранилась в московском Кремле, но в 1812 году она исчезла. Никто не знает, где в настоящее время находится святыня.
Списки данного образа можно найти в нескольких храмах нашей страны:

  • В Москве, в Алтаре Успенского Собора;
  • В Подмосковье, в Новом Иерусалиме;
  • В Вешняках, в церкви Живоначальной Троицы;
  • В Храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке.

Описание Иерусалимской иконы

Образ Богоматери на Иерусалимской иконе схож со многими Ее иконами. Богородица изображена по пояс, в своем привычном одеянии багрового цвета, с покрытой головой. На руках Она держит Спасителя.

Младенец в левой руке держит свернутый список, а пальцы правой руки сложены в двуперстном жесте, символизирующем благословение . Лик Христа обращен к Богоматери, что выражает высокое духовное значение: любовь к Матери, уважение и благоговение.

В чем помогает чудотворный образ Божией Матери

Иерусалимская икона Божией Матери на протяжении веков исцеляла людей от различных заболеваний и несчастий. Главным образом святыня помогает излечить болезни, связанные с параличом различных конечностей, глазами, и даже слепоту. К ее чудотворным деяниям относятся также избавления от эпидемий и чумы целых городов и стран.

Христиане молятся перед святым образом Иерусалимской Богоматери с просьбами об избавлении от грусти, печали и скорби . Икона способна предотвратить нападки со стороны недругов, она становится заступницей и покровительницей людей, истинно верующих в Господа.

Дни празднования

Православные верующие возносят почести Иерусалимской иконе Богородицы 25 октября (12 по старому стилю). Этот день является официально утвержденным праздником в Русской Православной Церкви.

Молитва Богородице перед иконой

«О, Пречистая Дева, Царица Небесная, услышь молитвы наши и приди на помощь нам. Не оставь нас без внимания святого. Исцели души наши от мыслей коварных, от злобы и уныния. Придай нам сил, подари счастье и покой на грешной земле. Лишь ты одна Заступница наша, лишь на тебя надежда наша. Помолись за нас перед Господом, попроси об отпущении грехов наших и о благословении Его. Ибо ты в Царствии Божием рядом с Господом и Сыном Его Иисусом Христом. Стань опорой нашей и поддержкой. Да восхвалим мы имя Твое и прославим Тебя, Богородица Пречистая! И за все деяния Твои чудодейственные благодарим Тебя! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь».

До Иерусалимской иконы люди были лишены главного чуда — незримой и вездесущей помощи и заступничества Богородицы. Ведь совершенно неважно, где вы находитесь, если с вами есть лик Пречистой Девы, который, подобно самому сильному оберегу , защищает вас, отворачивая несчастья и беды от вашей жизни. Мы желаем вам мира в душе. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

25.10.2017 05:14

Среди множества чудотворных икон можно выделить лик Богоматери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева». К...

Апостолы Петр, Павел, Иаков и другие с псалмопением несли одр, на котором лежало тело Богородицы с горы Сион (из дома ап.Иоанна Богослова) в Гефсиманию (в гробницу в Кидронской долине у подножия Елеонской горы, где позднее был сооружен храм Успения).

Вход в храм Успения Божией Матери в Гефсимании

Вот сюда, в Кидронскую долину, в Гефсиманию, к западному подножию Елеонской горы, принесли апостолы тело Божией Матери и положили его во гробе. До Гефсиманского сада и знаменитых древних олив отсюда метров 70 (или немногим дальше). Подземный храм Успения Божией Матери (которому примерно полторы тысячи лет) принадлежит грекам и армянам, молиться и поклониться сюда приходят все христиане, кроме протестантов. На фотографии собственно вход в храм и площадка перед ним (она уже находится ниже уровня земли). Здесь часто много паломников и просто туристов, а также арабских детей которые "продают" веточки олив, растущих вокруг, то есть попросту говоря попрошайничают.

Лестница ведущая в храм Успения Божией Матери в Гефсимании

Когда Вы входите в двери, то сразу попадаете на лестницу из древних ступеней (их около пятидесяти и они разных эпох), которые довольно круто ведут вниз. Примерно на середине этой лестницы устроены два придела в честь св.Иосифа Обручника (левый) и в честь свв.Иоакима и Анны (правый). Входы в них хорошо видны на этом снимке. По преданию эта гробница была семейной, соответственно и эти святые когда-то были похоронены именно здесь. Внизу, в конце лестницы, постоянно дежурит как минимум один греческий монах. Спустившись ниже уровня упомянутых приделов как правило увидим немалое количество молящихся паломников, их лица обращены направо от входа, на восток, именно там находится гробница Божией Матери.

Часовня над Гробницей Божией Матери

Повернув направо мы увидим небольшую часовню с двумя входами, точнее с одним входом (он на снимке справа и туда стоит очередь паломников) и одним низеньким выходом. Часовня вся увешана иконами и лампадами. Многие входят сюда поклониться не иначе как на коленях, что мы и видим. В прежние времена рядом с этой часовней (если не ошибаюсь справа от нее) было отведено специальное место где могди помолиться мусульмане, почитающие Пресвятую Деву, сейчас вроде бы этого уже нет...
Престол внутри часовни

Внутри часовни очень тесно, древние низенькие округлые своды. Одновременно здесь могут молиться человека три, едва ли больше. Вошедший видит несколько икон и свечи, горящие на каменной плите-престоле, которая прикрывает сверху ложе Божией Матери.
Ложе Пресвятой Богородицы

Теперь самое время преклонить колени. Поступивший так увидит своими глазами (за стеклом) каменное ложе, на котором апостолами было положено тело Божией Матери (усопшей по преданию в возрасте 72 лет) и с которого оно было перенесено Христом на небеса. Как видим некоторые кидают сюда записки и даже деньги (пожертвования). Плиту престола мы теперь видим на этом снимке снизу, между ней и собственно ложем значительное пространство (не так как в Кувуклии на Гробе Господнем).

Иерусалимская Икона Божией Матери

Теперь выйдем из часовни и повернем вслед за другими паломниками направо и пройдем за часовню, вглубь храма. Здесь в каменном киоте находится очень почитаемая Иерусалимская икона Божией Матери. Насколько мне известно она была написана относительно недавно (я полагаю что лет 100-120 назад, не знаю этого достоверно) русской монахиней-иконописицей одного из монастырей Иерусалима, которой явилась Пресвятая Дева и повелела написать Ее образ. Образ и был написан и Богородица изображена на нем такой, как предстала в видении. Старец Паисий Святогорец именно про эту икону говорил что она более всего имеет портретное сходство с Богородицей. Очередь чтобы помолиться здесь и приложиться к иконе такая же как и в гробнице. Многие паломники (особенно приезжающие в группах) красиво поют хором, прославляя Божию Матерь (я слышал греков, французов-католиков и некоторых других). По обе стороны от киота (по стенам храма) расположены небольшие диванчики-сиденья, когда народу мало здесь очень хорошо передохнуть в полной тишине подземелья. Здесь же у стены (слева от киота) находится еще один греческий православный престол, ничем не огражденный.

Иерусалимская икона Божией Матери

От этой иконы и в самом деле трудно отвести глаза (по крайней мере для меня это так). Репродукции с этого образа встречаются в Иерусалиме повсеместно и очень часто.

Лестница

Ну а теперь можно и наверх, к солнцу.

Греческий храм

Непосредственно рядом с входом в храм Успения, на той же небольшой площади, находится маленькая греческая церковь, со звонницей на которой развиваются два флага - греческий государственный и флаг Святогробского Братства. Эти флаги являются непременным атрибутом всех храмов и монастырей Православного Иерусалимского Патриархата на Святой Земле.

Торговля веточками олив

Вот она, упомянутая выше "торговля" веточками олив (но это уже у самого входа в Гефсиманский сад).

Храм Марии Магдалины

В непосредственной близости от церкви Успения (метров 200, немного выше по склону Елеонской горы) находится храм Марии Магдалины (и небольшой русский женский монастырь РПЦЗ при нем), сад в котором он стоит трудами монахинь поистине райский.

Храм Марии Магдалины

Если смотреть сверху, то хорошо видно что сразу под ним, у подножия Елеонской горы и рядом с гробницей Божией Матери находится Гефсиманский сад, а рядом с садом (можно сказать в нем) католическая церковь Всех Наций (двенадцать небольших куполов хорошо видны), построенная в 20-х годах двадцатого века, ее алтарь стоит на скале, на которой по преданию молился Христос непосредственно перед тем как стража пришла за ним. Аминь и слава Богу.

Пресвятая Богородица спаси нас!

Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы . иконы святых покровителей . иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.

В дословном переводе с греческого икона – это образ. Через икону каждый человек обращается к Богу в себе, потому что он един во всех. Князь Е.Н.Трубецкой писал, что православные иконы открывают человеку «видение иной жизненной правды и иного смысла мира» 1. отличного от борьбы за выживание. Никакие слова не в состоянии передать той силы Божественной любви и радости ощущения Божественной благодати, которая исходит от икон Божьей Матери, икон святых и икон Спасителя Иисуса Христа, написанных современным иконописцем Юрием Кузнецовым.

Как известно, иконы «обладают особым языком – системой знаков, передающих определенную информацию» 2. Но «расшифровка» этих символов может быть осуществима только сердцем. Для человека, который хотел бы заказать икону, важно, обретение не просто иконы с изображением Спасителя Иисуса Христа, Божьей Матери, или святых, но за православной иконой должно быть «обнаружение святого, место его мистического присутствия. Икона – визуальное звено в диалоге между молящейся душой и святым: христианин молится не иконе, а через икону тому, кто изображен на ней» 3. Испытать на себе силу Божественной любви, исходящей от иконы Юрия Кузнецова, может даже человек неверующий. Особенное впечатление производит икона Богородицы Умиление Радуйся Невесто Неневестная.

Конечно «…искусство церковное имеет свои особые, ему одному свойственные, черты и потому ставит художника в особое положение: художник должен уяснить себе предъявляемые им требования. Он должен дать не обыкновенную реальную картину, не копию со случайно попавшегося под руку образца, не праздный вымысел фантазии, не освященный ясным религиозным сознанием, но икону, соответствующую ее высокому назначению» 4. И если молящийся, созерцая иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы испытает пронзающее душу чувство реальности духовного мира. Если икона вдруг открывается как светлое, проливающее свет видение, которое сознается превышающим все окружающее, пребывающим в ином, своем пространстве и в вечности, то утихает горение страстей и суета мира, ощущение Бога сознается превыше-мирным, качественно превосходящим мир и из своей области действующим тут, среди нас 5.

Все вышеописанное было пережито мной лично и многими людьми, хранящими в своем доме иконы «кузнецовского письма». У каждого в доме икона его святого покровителя.

Икона, будь то Казанская икона Божьей Матери. икона Богородицы Всецарица. икона святого покровителя, Спасителя Иисуса Христа или другая православная икона – это «Церковное Предание и благодать Божия, проявляемая через линии и краски, как через цветовые письмена. Сила иконы свидетельствует о том, что этот мир [духовный прим. КК] близ нас, что сама душа – частица этого мира» 6.

Отец Иоанн Кронштадтский писал о необходимости икон в доме: «Иконы в церкви, в домах необходимы, между прочим и для того, что они напоминают о бессмертии святых, живи суть (Лк. 20, 38), как говорит Господь, что они в Боге видят нас, слышат нас и помогают нам» (Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб. 2005, с. 468). Через икону святого, икону Божьей Матери или икону Спасителя Иисуса Христа мы приобщаемся к его жизни и как будто совместно проживаем ее. Вместе с иконой Богородицы «Аз есмь с Вами и никтоже на Вы» молящийся утверждается в своей вере. Дословно название иконы звучит как - «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит».

«Икона начинается с линии, а линия начинается из сердца; она не имеет другого основания, или обуславливающей ее причины. Сердце в святоотеческом понимании – это место пребывания духа человека или сам дух. Поэтому исходная точка иконы лежит в невидимом мире, а затем появляется и проявляется, как бы нисходит на плоскость иконы; она не повторение линии образца, с которого пишется икона» 7. Представьте себе тонкую серебряную нить, идущую из сердца, и каждое мгновение жизни окрашивает ее в соответствующий цвет, так получается многоцветный, сотканный из эпизодов жизни ковер. В этом суть икон «кузнецовского письма». Иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы пишутся Юрием Кузнецовым по этому принципу: каждая точка – эпизод жизни святого. Если воспринимать икону не логически, а духом, то в орнаменте Владимирской иконы Божией Матери можно увидеть, что эта икона была завезена из Византии в Россию в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Такое понимание и прочтение Владимирской иконы Божией Матери возможно, потому что «линия на иконе – это прорез в духовный мир, это просвет в мире костной и, поэтому, в существе своем, затемненной материи – материю просветить может только благодать» 8. Прорез в иконах «кузнецовского письма» - это орнамент, лежащий в его основе. Орнамент круглится, так как линия в иконе «не должна быть заостренной и угловатой, как бы сломанной (угловатость, судорожность, изломы, заостренные концы относятся к изображению темной силы). Окружность и округленность, естественное движение линии – это жизнь линии…» 9. Вариации орнамента меняются в зависимости от того пишется ли икона Божьей Матери, икона святых или другая православная икона или икона Спасителя Иисуса Христа.

В процессе иконописания очень важен «мистический опыт общения с Небесной Церковью и переживание духовных реалий» 10. именно этот опыт дает истинное содержание иконе.

Каноническую форму и историческую достоверность православной иконе дает образец, с которого снимается список. Между списком и копией с иконы Божьей Матери, иконы святых или иконы Спасителя Иисуса Христа есть принципиальная разница. «Список – близость к личности, копия – схожесть, или даже визуальное совпадение с иконографическим образом» 11. «Чтобы сделать список, надо внутренне пережить икону, прочесть ее смысловой текст, а затем написать его своим почерком» 12.

Иконы XXI века – это сайт, созданный специально для популяризации и пропаганды творчества иконописца Юрия Кузнецова, а также для возрождения и восстановления православия в России, для возвращения людей на путь радости, любви и доброты. У нас Вы можете заказать икону «кузнецовского» письма, познакомиться с историями обретения православных икон, узнать про земную жизнь святых и их почитание, прочитать о смысле и содержании праздников православного календаря.

Иконы Божьей Матери, святых покровителей, Спасителя Иисуса Христа и другие православные иконы создаются по старинным монастырским технологиям темперой на липовой доске.

Прежде чем заказать икону, мы предлагаем Вам узнать наши рекомендации. Если Вы хотите икону для себя, икону, которая будет вместе с Вами на протяжении всей жизни, то это может быть именная икона . то есть икона с изображением соименного с Вами святого. Выбрать соответствующий образ можно из предлагаемого списка уже написанных именных икон. Если Вашего имени не оказалось в списке, то это не значит, что вы не сможете заказать именную икону, напишите нам или позвоните и мы подберем для Вас святой образ. Личная икона не обязательно должна быть именной. Это может быть икона Божьей Матери, икона святого, икона Спасителя или другая православная икона.

Особенность икон «кузнецовского письма» в том, что иконописец Юрий Кузнецов обладая очень чутким восприятием человека, пишет для него образ, соответствующий именно его духу. Икона авторского письма, написанная специально для конкретного человека, на протяжении всей жизни будет укреплять его в вере и поддерживать в трудные минуты жизни. При написании святого образа для иконописца очень важно понимать жизненный путь человека, для которого он являет святой образ, так как после написания иконы человек и святой будут связаны. Поэтому личную икону: икону Божьей Матери, икону святого, именную икону, икону Спасителя, семейную икону или другую православную икону, написанную специально для Вас ни в коем случае нельзя продавать или отдавать другому человеку.

После того, как Вы определитесь с образом, для того, чтобы заказать икону, нужно будет выбрать ее размер. Юрий Кузнецов пишет иконы святых в основном 2-х размеров: большие – 75х100 см и маленькие – 35х40 см.

В каком случае лучше заказать большую икону, а в каком маленькую? Большая икона позволяет иконописцу с помощью орнамента и цвета более подробно передать историю жизни святого и его духовный подвиг. Маленькая икона более келейная, удобна в транспортировке. Конечно, возможно выбрать икону и другого формата, но нужно учитывать, что для этого понадобится дополнительное время на изготовление основы под икону. «Икона есть и путь, и средство; она – сама молитва» 13. Цель иконы, будь то иконы Божьей Матери, иконы святых или другие православные иконы или иконы Спасителя Иисуса Христа – «направить все наши чувства, так же как и ум и всю нашу человеческую природу к ее истинной цели – на путь преображения» 14.

_____________________________________________________________________

1 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Иконы России. М. 2008. с. 117

2 Л.В.Абрамова. Семиотика иконы. Саранск, 2006, С. 4

3 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 79

4 Н.В.Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина/ Богословие образа. Икона и иконописцы. М. 2002, с. 267

5 Флоренский П. Иконостас. М. 2009. С. 36

6 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

7 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 66-67

8 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 63

9 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 71

10 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

11 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

12 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

13 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111

14 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111

В мире много всевозможных икон, которые помогают в тех или иных бедах. Среди них есть и Чудотворная Иерусалимская Молитвы перед ней защищают от многочисленных болезней, а также излечивают от уже имеющихся заболеваний, многие из которых носят статус неизлечимых. Об этом свидетельствуют рассказы очевидцев. Наиболее часто излечиваются от глазных заболеваний, в том числе и от слепоты, от паралича. Эта икона защищает путешественников, делая их путь менее трудным и безопасным для жизни. Пред ней молятся о защите от стихийных бедствий, преимущественно от пожаров, от нападения врагов на дом или квартиру.

Как появилась икона

Икона «Божья Матерь Иерусалимская» впервые была написана евангелистом Лукой. Он создал ее по истечении пятнадцати лет после вознесения Иисуса на небо в Гефсимании. К тому времени христианская община в Иерусалиме уже сформировалась, а этот образ, который по типологии имел сходство с образом Одигитрии-Путеводительницы, предназначался именно для нее. Икона была помещена в храм Воскресения Христова. Как говорится в предании, находясь в молитве у этого образа, Мария Египетская услышала голос, призывающий ее покончить с неправедной жизнью и посвятить оставшиеся годы служению Богу.

Предание о том, как икона попала в храм Пигий

В древние времена недалеко от Золотых ворот Константинополя находилась роща, которая считалась священной. Она носила имя Богородицы. Знаменита она была своим чудодейственным источником. С течением времени роща становилась все больше и гуще. В конце концов этот источник затерялся среди зарослей и почти иссяк. В то время будущий император Лев I был простым воином. Однажды в этой роще он встретил слепого странника, изнемогавшего от жажды. Лев услыхал голос, подсказывающий местонахождение источника. Этот же голос пророчил ему быть императором. Когда это случится, ему нужно будет очистить источник и поставить возле него храм в честь Богоматери. Он напоил путника. Впоследствии Лев стал императором и выполнил свое предназначение: очистил родник, построил храм Пигии, в который была перевезена икона «Божья Матерь Иерусалимская».

Историческое путешествие иконы

Чуть более чем через столетие, когда здесь правил император Ираклин, скифские кочевники пытались завоевать Константинополь. Все горожане собрались возле иконы и молились. В результате город был избавлен от нападения. В чудесного события образ был перевезен во Влахернскую церковь. Икона «Божья Матерь Иерусалимская» в этом храме находилась три века, вплоть до того момента, когда к правлению приступил император Лев VI Философ, которого в народе называли Мудрым. В 988 году он перевез образ в город Корсунь (Херсонес), который впоследствии был завоеван князем Владимиром. Эта икона была отдана ему в дар и перевезена в Киев.

Иерусалимская икона Божьей Матери здесь пробыла недолго. В честь крещения новгородцев князь Владимир передал ее в Новгород. Она была помещена в где находилась около 400 лет. В 1571 году по желанию царя Иоанна Грозного образ перевезен в Успенский Собор Москвы, где он пробыл более двухсот лет. Во время войны 1812 года французы после поражения значительно разграбили столицу. Среди многочисленных вывезенных в Париж реликвий находилась и иерусалимская икона. Она и сейчас находится во Франции.

Списки с иконы и их местонахождение

Икона «Божья Матерь Иерусалимская» имеет достаточное количество местночтимых списков. В столице находится два точных. Один из них перевезен в Кремль вместо утраченного. Его отличительной особенностью является изображение на полях святых апостолов. Второй находится в Покровском соборе.

Икона Богородицы Иерусалимская

История

Иеру-са-лим-ская ико-на Бо-жи-ей Ма-те-ри, по пре-да-нию, на-пи-са-на свя-тым еван-ге-ли-стом Лу-кой в 15-й год по-сле Воз-не-се-ния Гос-по-да в Геф-си-ма-нии (48).

В 463 го-ду об-раз был пе-ре-не-сен гре-че-ским ца-рем Львом Ве-ли-ким в Кон-стан-ти-но-поль. Во Влахерн-ской церк-ви ико-на пре-бы-ва-ла по-чти три сот-ни лет. За-ступ-ни-че-ством Иеру-са-лим-ской ико-ны Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы ви-зан-тий-ские вой-ска от-ра-зи-ли на-па-де-ние ски-фов. В 988 го-ду ико-на бы-ла при-не-се-на в Кор-сунь и по-да-ре-на свя-то-му рав-ноап-о-столь-но-му кня-зю Вла-ди-ми-ру. Ко-гда нов-го-род-цы при-ня-ли хри-сти-ан-ство, свя-той Вла-ди-мир от-пра-вил им этот об-раз. Иоанн Гроз-ный в 1571 го-ду пе-ре-нес ико-ну в .

По-сле оте-че-ствен-ной вой-ны 1812 го-да древ-ний Иеру-са-лим-ский об-раз Бо-го-ма-те-ри ис-чез из Мос-ков-ско-го Крем-ля. Су-ще-ство-ва-ла ле-ген-да о том, что фран-цуз-ские сол-да-ты по-хи-ти-ли свя-ты-ню, увез-ли ее во Фран-цию и уста-но-ви-ли в со-бо-ре Па-риж-ской Бо-го-ма-те-ри. Од-на-ко в 1977 го-ду глав-ный ин-спек-тор по па-мят-ни-кам ис-то-рии Фран-ции на за-прос о судь-бе Иеру-са-лим-ско-го об-ра-за Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы от-ве-тил, что та-кая ико-на в ин-вен-та-ре со-бо-ра не зна-чит-ся.

В Успен-ском со-бо-ре за пат-ри-ар-шим ме-стом вме-сто под-лин-ни-ка был по-ме-щен ста-рин-ный спи-сок чу-до-твор-ной ико-ны, на-хо-див-ший-ся до это-го в двор-цо-вой церк-ви Рож-де-ства Бо-го-ро-ди-цы, «что на Се-нях». И се-го-дня в глав-ном со-бо-ре Мос-ков-ско-го Крем-ля на-хо-дит-ся точ-ный спи-сок с чу-до-твор-ной Иеру-са-лим-ской ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри. Древ-ние спис-ки с чу-до-твор-ной, очень по-чи-та-е-мой в сре-де рус-ско-го пра-во-слав-но-го на-ро-да ико-ны на-хо-дят-ся в церк-ви Вос-кре-се-ния на Ста-ро-и-е-ру-са-лим-ском по-дво-рье, церк-ви Тро-и-цы в Веш-ня-ках (г. Москва), в , г. Брон-ни-цах (Мос-ков-ская епар-хия) и дру-гих ме-стах.

На так-же есть чти-мый Иеру-са-лим-ский об-раз Бо-жи-ей Ма-те-ри, пе-ред ко-то-рым на-ка-нуне Бо-го-ро-дич-ных празд-ни-ков и в вос-крес-ные дни, по-сле ве-чер-ни, чи-та-ет-ся ака-фист.

Молитвы

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иерусалимской»

Богоpа́дованная Влады́чице,/ пpепpосла́вленная Ма́ти Щедpо́т и человеколю́бия,/ всеми́лостивая о всем ми́pе Хода́таице!/ Пpиле́жно pаби́ Твои́ ко Твоему́ пpедста́тельству пpибега́ем,/ и ко пpечу́дному о́бpазу Твоему́ со умиле́нием пpипа́дающе мо́лимся:/ моли́тву те́плую Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему сотвоpи́,/ о Всепе́тая Цаpи́це Богоpо́дице,/ да от вся́ких боле́зней и печа́лей нас Тебе́ pа́ди изба́вит,/ и от гpехо́в вся́ких свободи́в,/ Ца́pствия Своего́ Небе́снаго насле́дники ны пока́жет:/ ве́лие бо и неизpече́нное я́ко Ма́ти к Нему́ деpзнове́ние и́маши,/ и вся от Него́ испpоси́ти мо́жеши,// Еди́на во ве́ки пpеблагослове́нная.

Перевод: Богом обрадованная Владычица, превознесенная славой Матерь Милостей и человеколюбия, всемилостивая о всем мире Ходатаица! Настойчиво рабы Твои к Твоей защите обращаемся, и перед удивительным образом Твоим со смирением коленопреклоненно молимся: сотвори горячую молитву к Сыну Твоему и Богу нашему, о воспеваемая всеми Царица Богородица, да от всяких нас бед и печалей ради Тебя избавит и от грехов всяких освободив, Царствия Своего Небесного наследниками сделает, ибо у тебя, как у Матери, есть великое и неизреченное к Нему, и Ты можешь все попросить у Него, Единственная во веки преблагословенная.

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иерусалимской»

Твоего́ предста́тельства увере́ние/ и милосе́рдия Твоего́ явле́ние/ ико́на Иерусали́мская нам, Влады́чице, показа́ся/ пред не́ю же ду́ши на́ша в моли́тве излива́ем/ и ве́рою Тебе́ вопие́м:/ воззри́, Милосе́рдная, на лю́ди Твоя́,/ вся ско́рби на́ша и печа́ли утоли́,/ утеше́ние благо́е в сердца́ на́ша низпосли́// и спасе́ние ве́чное душа́м на́шим, Пречи́стая, испроси́.

Перевод: Твоей защиты удостоверение и милосердия Твоего явление икона Иерусалимская нам, Владычица, показалась, перед ней же души наши изливаем в молитве и с верой к Тебе взываем: «Обрати внимание, Милосердная, на людей Твоих, все скорби наши и печали успокой, благое утешение в сердца наши пошли и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иерусалимской»

Не отри́ни, о Милосе́рдая Ма́ти,/ слез и воздыха́ний на́ших,/ но проше́ния на́ша ми́лостивно прии́мши,/ пред Иерусали́мскою ико́ною Твое́ю/ моля́щихся люде́й ве́ру укрепи́,/ умиле́нием сердца́ их испо́лни,/ и крест земна́го жития́ нести́ им помози́,// ели́ка бо хо́щеши мо́жеши.

Перевод: Не отвергни, о Милосердная Матерь, слез и стенаний наших, но прошения наши сострадательно приняв, перед Иерусалимской иконой Твоей молящихся людей веру укрепи, смирением сердца их наполни, и крест земной жизни нести им помоги, потому что все что Ты хочешь - можешь.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иерусалимской»

Пресвята́я Госпоже́, Влады́чице Богоро́дице, упова́ние всех упова́ющих на Тя, Засту́пнице печа́льных, прибе́жище отча́янных, вдов и сиро́т Пита́тельнице! Услы́ши и поми́луй ны, гре́шныя и недосто́йныя рабы́ Своя́, со умиле́нием ко пречи́стому Твоему́ о́бразу припа́дающия: умоли́, Милосе́рдая Влады́чице, Сы́на Твоего́ и Го́спода на́шего Иису́са Христа́, да отврати́т от нас пра́ведный гнев Свой, да прости́т грехи́ и беззако́ния на́ша, я́ко да сподо́бимся бла́гостию Его́ сконча́ти житие́ на́ше в покая́нии и получи́ти ми́лость Его́ со все́ми избра́нными Его́, я́ко благослове́на и препросла́влена еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Иерусалимская»

Кондак 1

Избранной от всех родов преблагословенной Деве похвальное приносим Ти пение, яко Мати сущи Бога. Земнородным явилася еси милосердая Матерь, страждущим подающи отраду, болящим различными недугами исцеление и от наветов вражиих защиту, всем же молящимся Тебе скорое услышание. Темже в радости и умилении вопием Ти: Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Икос 1

Архангелов и ангелов лики на небеси и человеков множество на земли славят Тя, Царицу всех и Богородицу, яко даровала еси нам велию радость и утешение: образ Твой святый, пред нимже благоговейно предстояще, умиленно Тебе зовем: Радуйся от века предусмотренная Господом и Царем славы; Радуйся, предочищенная чрез роды и роды праведников. Радуйся, святейшая Дево, самим Богом избранная в Матерь Сыну Божию; Радуйся, достойный плод безгрешных Твоих родителей Иоакима и Анны. Радуйся, Невесте Божия, воспитанная в земном доме Царя Небесного; Радуйся, обрадованная благовестием архангела Божия Гавриила. Радуйся, возвеличенная паче всех жен рождением от Тебе Спасителя миру; Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Кондак 2

Честние херувимы и славнейшие серафимы, окружающии вседержавный престол Пресвятыя Троицы, в благоговении пламенне взирают на Тя, яко в славе тамо предстоящи, моляся милосердому Богу за род христианский. Мы же зде на земли предстояще Твоей святей иконе, всем сердцем радующеся благоговейно взываем ко Всевышнему: Аллилуиа.

Икос 2

Проразумеша духом Божиим апостоли Христовы, коль вожделенно будет для верующих начертание на деке святейшего лика Пречистой Девы Богоматери, избраша из среды себе божественного Луку, яко живописца предивна. И той, испроси Матернее от Тебе благословение, подкрепляемый постом и молитвою, написа первую икону Тебе Владычеце, к ней же Сама рекла еси: С Тобою будут благодать Моя и сила. Сего ради со умилением зовем Ти: Радуйся, яко не токмо не возбранила, но Сама благоизволила еси, да изображен будет на деке лик Твой Пречистый; Радуйся, яко восходя к небеси, начертание лика Твоего в залог любви Твоей нам оставила еси. Радуйся, яко по отшествии Твоем на небо, образ Твой святый истинное утешение бысть всем верующим; Радуйся, яко христиане вси стекахуся в Гефсиманию образу Твоему, яко живей Ти сущей, поклонитися. Радуйся, яко взиравший тогда на образ Твой облегчение в скорбех душевных обретаху; Радуйся, яко со слезами молившиися пред иконою Твоею исцеление в болезнех приимаху. Радуйся, яко и ныне вси молящиися пред Пречистым образом Твоим исполнение прошений приемлют; Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Кондак 3

Сила благодатная, Тобою дарованная первописанной иконе Твоей, такожде проявися и в инех многих подобиях Ея, егда преданная чада Твоя моляху апостолов, да умножат им иконы Твоя, да вси имут их кийждо в дому своем, и радуяся и благоговея, прославляют Тя, святейшую Матерь всесильнаго Бога, вопиюще ему: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи безмерную любовь к богодарованным Ти чадам Божиим, благословила еси святых апостолов содеяти даже до тридесяти начертаний лика Твоего Пречистаго, на утешение и радость словесных овец стада святейшаго Сына Твоего. Темже вседушно благоговея, зовем Ти: Радуйся, ангелами хвалимая и воспеваемая от серафимов; Радуйся, яко Тобою вся вселенная радости и веселия исполняется. Радуйся, яко иконы Твоя на молитвенное с Тобою общение нам даровала еси; Радуйся, яко чрез них благодеяния различны миру всему источаеши. Радуйся, яко силу Твою благодатную и сей иконе обильно пресуществила еси; Радуйся, яко облистая нас святою иконою Твоею, Сама невидимо среди нас пребываеши. Радуйся, предстояще славней иконе Твоей, Самой Тебе истенней Матери Божией поклоняемся; Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Кондак 4

Треволнениями житейскими обуреваемии и соблазны греховными соодолеваемии, смиреннии и грешнии раби Твои, под Твой милостивый покров прибегающе, яко в тихое и безмолвное пристанище, прилежно молим Тя: пролей невидимо живительную благодать Твою в души наша и умиротвори удрученная сердца наша, до чистым умом и нескверными устами вопием всегда: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав царь Лев греческий, яко чудес великое множество и благодеяния неисчетная исходят от иконы Богоматерни, якоже во Иерусалиме, восхоте имети ю во стране своей, и егда принесена 6ысть во святый Царьград, источи великия чудеса. Людие же видевши таковую милость к ним Божию, в несказанной радости взываху к Благословенней: Радуйся, Прерадованная, страну нашу осенившая твоим пришествием; Радуйся, благодатная Дево, христианом всех стран сердобольная Мати. Радуйся, яко от всякой души христианской всяко прошение приемлеши; Радуйся, яко вси гласы, призывающая Тя, отвсюду во вселенной слышиши. Радуйся, яко покровом Твоим весь род христианский покрываеши; Радуйся, яко благодать Твою и милости Твоя на всех ближних и дальних простираеши. Радуйся, яко всем вся благая в жизни сей подаеши милостиво; Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Кондак 5

Взирая на образ Твой и чуя близость Твою к чадам Твоим, вси искупленнии кровию Сына Твоего спешно текут к Тебе, поведая кийждо нужды своя и потребы. Овии убо молят Тя утолити скорби их душевныя и телесныя, инии же в начало путей своих благословение и благопоспешество в делех своих прияти от Тебе чают, друзии мира семейного, согласия и любви даровати им просят. Угнетаемии же от злых человеков защиты и покрова у Тебе ищут, и вся сия приемлюще, радостно вопиют: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша людие страны греческия, яко икона Твоя не токмо пучина чудес и неисчерпаемый источник им бысть, но и мощное одоление на супостатов, многажды изношаху ю пред полчища вражия, и тии бяху побеждаемии и разбегахуся, такожде и скифов до конца победи. Людие же благочестивии видевши сие, в радостном трепете восклицаху: Радуйся, взбранная Воеводо, враги побеждающая; Радуйся, яко безоружным нам на всеоружных победу подаеши. Радуйся, ужас и устрашение на неверных иконою Твоею наводящая; Радуйся, непобедимая Воеводо ратий христианских в брани на врагов. Радуйся, иконою Твоею, яко стеною нерушимою, люди Твоя ограждающая; Радуйся, от бед, всяких зол и напастей многоразличных нас спасающая. Радуйся, яко и бесноватии пред иконою Твоею от демонского удручения свобождаются; Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Кондак 6

Проповедницы богоноснии, святии апостоли, обстояще пречистый образ Твой, прославляют Тя, всех Царицу и Владычицу, и от Тебе рождшемуся Христу Богу нашему вкупе с вои святых мучеников, невидимых сподвижников Твоих в деле ратном, непрестанно вопиют: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия пречудная икона Матери Божия и всей земли русской, егда могучий князь русский Владимир, с великою ратью, вниде в пределы греческия, но не хотя пролития крови христианской, точию же грехи своя омыти святым крещением, прият веру Православную, греческую, и вси спутницы его. Тогда дадеся ему оная святая икона Иерусалимская, дар безценен, и принесе ю в стольный град свой Киев. Людие же российстии, светом Христовым просвещеннии, Царице Небесной во умилении взываху: Радуйся, Честнейшая херувим и Превосходящая без сравнения вся небесныя силы; Радуйся, горе превознесенная и долу смиренно живущым человеком всегда радушно внемлющая. Радуйся, всем хотящая спастися, к нам иконою Твоею спасти нас пришла еси; Радуйся, яко нас во тме греховней седящих на Своя всемощныя попечения и материнския заботы прияла еси. Радуйся, светом Божественным от иконы Твоея всех нас просвещающая; Радуйся, ко Христу Бога всех нас приводящая. Радуйся, райския двери всем нам отверзающая; Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Кондак 7

Вседушно восхотев привлещи ко Христу вся люди, сущии в державе Его, и вся отдаленныя концы земли русской просветити светом истинного боговедения, благоверный князь Владимир повеле, святую икону Иерусалимскую перенести из града Киева в великий Новгород, и бе тамо икона сия лета многа, донележе принесена бысть в град Москву, да источает чудеса в сердце России и в пределах московских, и оттоле люди православнии милостей и благодати Богоматери исполненнии, хвалебную песнь Богу воспевают: Аллилуиа.

Икос 7

Удивил еси на нас милости Твоя, Господи, умножив чудотворныя иконы Пречистыя Твоея Матери в отечествии нашем, ихже яко звезды небесныя разсеял еси по всему лицу земли русской, подавая чрез них великия и неисчислимые благодеяния благочестивым насельником Ея. Темже благоговея пред величеством славы Твоея и преклоняя колена сердца пред Пречистым образом Преблагославенной Матери Твоей, умильно вопием Ей: Радуйся, Владычице, страну российскую в жребий и достояние Себе избравшая; Радуйся, окрестность нашу тако возлюбившая. Радуйся, икону Твою чудодейственную в наследие неоцененное нам от лет древних даровавшая; Радуйся, яко сею иконою обтекая грады и веси, аки облаком, благодатию и милостию всех покрываеши. Радуйся, яко принесением иконы Твоея всяко место освящается и люди обновляются; Радуйся, яко от иконы Твоея источники чудес всюду источаются. Радуйся, яко и мы, грешнии, избавляемся от бед и напастей чрез Твою святую икону; Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Кондак 8

Странно есть уму человеческому, но дивно сердцу верующему, еже како совершися явление сея иконы Богоматери, како от доски сухия, на нейже изображен бяше лик Твой Пречистый, паче естественная начаша совершатися, сила бо многа от иконы Твоея исходяща, долгонедужным и расслабленным стягнув исцели, вси же видевше чудеса сии, в Божественном восторге вкупе с исцелевшими, радостно восклицаху хвалу Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Ко всем сострадание имущи и всем благотворя чтущым Тя, благоволила еси прославити икону Твою в день лют чумной смертности, воньже страхом велиим сердца всех одержими бяху. Темже вси в покаянии тогда приходившии и умиленно молившиися Тебе во храме Твоем и в домах своих принесенней убо бывшей к ним сей иконе Твоей, внезапной смерти избегаху, и в радостном трепете взываху Тебе благодарственная пения таковая: Радуйся, теплая о нас ходатаице пред милосердым Богом; Радуйся, яко Твоими Матерними молитвами гнев Божий на нас утоляется. Радуйся, яко Тобою кающымся грешником прощение подается; Радуйся, обращающая на путь истинный закоснелых грешников. Радуйся, гордых склоняющая к смирению и жестокосердых приводящая во умиление; Радуйся, в грозный день гнева Божия Материнскую любовь и крайнее снисхождение нам являющая. Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Кондак 9

Вся окрестность наша под осенением честныя иконы Твоея пребывающая и сильным предстательством Твоим хранима, непрестанно молим Тя, благую Матерь, да сохраниши всем нам мир и тишину, да избавиши нас от волнений и смут, от крамол и междоусобных браней, и от всяких смертоносных язв, да вси в благочестии пребывающе, в тихом и безмолвном житии благодушно хвалу Богови воспевают: Аллилуиа.

Икос 9

Кий мудрец возможет изглаголати силу благодати, Тобою иконе сей дарованную, кая ли песнь сладкопевца достойна будет восхвалити вся чудеса Твоя, яко принесением иконы Твоея во всяко место благодеяния различны источаются: идеже жар, засуха, тамо дожди обильны проливаются, а идеже пагубное безведрие, тамо солнце возсияет, но и поветрия зловредны изменяются, человецы же Тобою тако помилованнии и облагодетельствованнии из глубины души взывают Ти: Радуйся, пренепорочная Юница, крайним смирением Твоим небеса долу приклонившая к схождению в Тя Сына Божия; Радуйся, Царице небеси и земли, ейже суша и море повинуются. Радуйся, Владычице, яко Тобою дожди благовременны и благорастворения воздуха нам ниспосылаются; Радуйся, теплая Предстательнице наша, пагубныя удары грома и молнии от нас отводящая. Радуйся, яко огнь, поядающий домы и пажити людския, росою молитв Твоих угашающая; Радуйся, яко принесением сея иконы Твоея заразы смертныя люди избегают. Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Кондак 10

Спасительное пристанище верным среди бурь и волнений моря житейскаго, паказующее всем нам добрый путь ко пристанищу вечному небесному, помоги нам безпорочно пройти путь жизни сей временней, соверши нас во всякой добродетели и соблюди всех в чистоте и святости, приведи нас в блаженное царствие Сына Твоего, да и мы Тобою спасеннии, возможем тамо со ангелы и лики святых вечно воспевати хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 10

Непреложно веруем, Владычице, яко невидимым Твоим предстательством, аки стеною крепкою, ограждаеши всех нас от искушений и бед, и всяких злокозненных действий врагов наших видимых и невидимых. Сего ради со слезами вопием Ти: Радуйся, Хранительнице наша, от злобы бесовской невидимо нас ограждающая; Радуйся, зависть и коварство на нас злых человек премудро разрушающая. Радуйся, на всех стезях жизни нашея милостиво нас оберегающая; Радуйся, вся наша мысли от злых приражений и суетных мечтаний бдительно охраняющая. Радуйся, вся наша желания во благо и спасение всегда направляющая; Радуйся, яко добро точию творити во славу Божию тайно нас наставляющая. Радуйся, Жизневодительнице наша, к небесам нас во блаженное отечество руководящая; Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Кондак 11

Пение хвалебное немолчно воспеваем Ти, Богородительнице, яко молитвами Твоими к Сыну Твоему и Богу нашему, грады и веси от злых обстояний сохраняеши, мир и изобилие и вся благая в жизни всем чтущым Тя подаеши, всяк возраст на путь спасения наставляеши, и всех вразумляеши воспевати милосердому Человеколюбцу Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Божественным светом пречистой души Твоей всю вселенную просвещаешь и сею иконою Твоею сердца всех веселия и радости исполняеши, благодать ею всюду вносящи. Сего ради и старии и младии, и юницы и дети, в чувствах глубочайшаго благоговения согласно Тебе зовут: Радуйся, людям престарелым отраду утешение в сердца их проливающая; Радуйся, яко младенцем благое воспитание и преуспеяние разума к восприятию полезных учений подаеши. Радуйся, юных наставляющая целомудрию, в девственной чистоте душы их соблюдающая; Радуйся, благословенное совершение христианских супружеств. Радуйся, добрым земледельцем плодородие у Бога испрашивающая; Радуйся, Тя призывающым путником и по морю плавающым милостиво спутствующая. Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Кондак 12

Благодать велия дана Ти есть от Бога, Преблагословенная Мати Божия, еже убогия назирати, болящыя исцеляти, такожде помогати бедствующим, утешати скорбящыя и всех заблуждающихся на путь спасения обращати. Темже вси труждающиися и обремененнии имея в Тебе благую Матерь, и чрез Тебе неизлаголанныя милости приемлюще, умильно вопиют: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще чудеса Твоя, Богородительнице, имиже являеши нам многую любовь Твою и милосердие, восхваляем чудодейственную силу Твою, всемощная Владычице наша, и предстояще Пречистому образу Твоему, молим Тя: утоли наша печали и избави нас от всякаго зла, да всегда молитвами Твоими в любви Твоей пребывающе, во умилении сердечным зовем Ти: Радуйся, всем скорбящим и обремененным приносящая утешение и радость; Радуйся, Скоропослушнице наша, сущым нам в бедах и напастех, быструю помощь посылающая. Радуйся, в болезнех призывающым Тя целебую силу Твою и скорое выздоровление подающая; Радуйся, всепрощающую любовь Твою на место гнева и ненависти всюду вводящая и ожесточенно враждующих примиряющая. Радуйся, незримая Воспитательнице малых сирот и бездомным вдовицам неизменная Покровительнице; Радуйся, единая наша надежда, отрада и утешение в томительный час смерти. Радуйся, теплая и по смерти нашей Ходатаица о нас грешных у престола Всевышняго; Радуйся, радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, Царица небесная, рождшая Христа Сына Божия и Спасителя миру всему. Приими ныне от всего сердца нашего сие приносимое Тебе моление и всесильным Твоим предстательством сохрани нас от всяких бед и напастей в жизни сей, и сподоби нас в блаженстве вечном со всеми святыми хвалу Богу воспевати: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва первая

О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Господа и Спаса нашего Иисуса Христа Пречистая Приснодево Богородице Марие, Покровительнице и Заступнице наша! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и чудотворною Иерусалимскою иконою и смиренно молимся Тебе, вонми гласу молитв наших от души приносимых Ти, виждь скорби и искушения наша, и яко воистинну любвеобильная Матерь потщися помощи нам безпомощным, унылым, во многия грехи впадающым и присно прогневляющым Господа и Создателя нашего. Егоже умоли, Владычице, да не погубит нас со беззаконии нашими, но ради Твоего предстательства явит нам человеколюбную Свою милость, испроси нам, Всеблагая, здравие душевное и телесное, покаяние во гресех совершенное, преспеяние в добродетелех христианских, благодатное, мирное и благочестное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. Сохрани и соблюди ны в мире и благоустроении, и споспеши всем нести иго Христово благое и легкое в терпении и смирении, во спасение душ наших, ограждая нас Матерним покровом Твоим от искушений диавольских и всякого зла. О, Царице всепетая, Мати Божия всеблагая! Простри богоноснии руце Твои на умоление к возлюбленному Сыну Твоему, Господу нашему Иисусу Христу и приемь сомолитвенники к Нему, вкупе с Тобою на иконе Твоей изображенная, праведныя родители Твоя, Иоакима и Анну, с ними умоли Его помиловати нас и избавити от погибели вечныя, и якоже иногда в скорби велицей пред сею иконою Твоею молившемуся Нилу утешение и обетование благое даровала еси, тако и ныне нас смиренных и грешных молящихся, услыши и яви нам великия Твоя щедроты: болящыя исцели, скорбящыя утеши, бедствующыя от бед избави, путешествующыя и мореплавающыя невредими сохрани, и вся ны сподоби благочестно житие наше земное скончати, благую христианскую кончину получити, Святых Таин причастницы быти, и небесное царствие унаследовати: да во свете и радости святых поем и величаем милосердие Твое и Рождшагося от Тебе Господа нашего Иисуса Христа. Емуже со безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице, упование всех уповающих на Тя, Заступнице печальных, прибежище отчаянных, вдов и сирот Питательнице! Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, со умилением ко пречистому Твоему образу припадающия: умоли, Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас праведный гнев Свой, да простит грехи и беззакония наша, яко да сподобимся благостию Его скончати житие наше в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его, яко благословенна и препрославлена еси во веки веков. Аминь.

Последние материалы сайта