Что атман в индийской философии. Философия индуизма. Определения, значения слова в других словарях

30.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Введение

Цель работы научиться составлять комплексно-страноведческую характеристику страны, исследовать страны Ирландию и Индию на уникальность, и неповторимость каждой из них, а также с точки зрения развитости туризма и возможности дальнейшего их развития. Для этого в работе будут использованы характеристики стран: географическое положение, природные условия развития туризма, демографическая статистика, анализ истории, культуры, искусства, политического и социально-экономического положения.

Индия

Общие сведения о стране

Государство в Южной Азии.

Официальное название: Республика Индия

Официальное название страны, Индия, происходит от древнеперсидского слова «синдху» -- историческое название реки Инд. Конституция Индии признаёт также второе название, Бхарат, которое происходит от санскритского имени древнеиндийского короля, история которого была описана в Махабхарате.

Столица: Нью-Дели.

Площадь страны 3165596 км2.

Население - 1,1 миллиарда человек.

Официальный язык: хинди, английский используется в деловой переписке и еще 17 официальных языков в штатах Индии.

Денежная единица: Рупия. 1 рупия = 100 пайс (около 44 инд. рупий = 1 доллару США).

Индия состоит из двадцати восьми штатов (которые, в свою очередь, делятся на районы), шести союзных территорий и Национального столичного округа Дели. Каждый штат имеет собственное избираемое правительство, в то время как союзные территории управляются администратором, назначаемым союзным правительством. Впрочем, некоторые союзные территории имеют собственные избираемые правительства.

Индия является членом ООН, МВФ, Всемирного банка, ЮНЕСКО, Британского Содружества наций.

Географическое положение

Расположено на полуострове Индостан, омываемом водами Индийского океана и на большей части Индо-Гангской низменности. На севере граничит с Афганистаном, Китаем, Непалом и Бутаном, на востоке - с Бангладеш и Бирмой (Мьянма), на западе - с Пакистаном. На востоке омывается Бенгальским заливом, на юге - Полкским проливом, отделяющим ее от Шри-Ланки, и Индийским океаном, на западе - Аравийским морем. В состав Индии входят частично территории Джамму и Кашмир, оспариваемые Пакистаном .

Рельеф

Индию можно разделить на четыре региона: Гималаи, северные долины рек, плоскогорье Декан, Восточные и Западные Гаты. Гималаи - горная система шириной от 160 до 320 км, протянувшаяся на 2400 км вдоль северной и восточной границ. Гималаи - самая высокая горная система в мире. Среди самых высоких горных вершин, полностью или частично находящихся на территории Индии, - Канченджанга (8598 м), третья вершина в мире после Эвереста и К2 (Годуин-Остен); Нанга-Парбат (8126 м); Нанда-Деви (7817 м); Ракапоши (7788 м); Камет (7756 м). На юг параллельно Гималаям лежит регион северных долин рек - равнинная полоса шириной от 280 до 400 км. Регион занимает большую часть области равнин, по которым протекают Инд, Ганг и Брахмапутра.

Индия – огромная страна южной части Азии, расположенная на полуострове Индостан между верховьями рек системы Инда в Пенджабе на Западе и речной системой Ганга на Востоке. Она граничит с Пакистаном на северо-западе, Китаем, Непалом и Бутаном на севере и Бангладеш и Мьянмой на востоке. С юга Индию омывает Индийский океан, а у северного побережья Индии находится остров Шри-Ланка.

Рельеф Индии очень разнообразен – от равнин на Юге Индии, до ледников на Севере, в Гималаях, и от пустынных районов Запада, до тропических лесов на Востоке. Протяженность Индии с севера на юг составляет около 3220 км, а с востока на запад – 2930 км. Сухопутная граница Индии равна 15200 км, а морская – 6083 км. Высота над уровнем моря варьируется от 0 до 8598 метров. Высшая точка – гора Капчспюпга. Индия занимает территорию площадью 3287263 кв. км, хотя эта цифра является не совсем точной, т.к. некоторые участки границы оспариваются Китаем и Пакистаном. Индия седьмая по площади страна мира.

На территории Индии различаются семь природных районов: Северный горный массив, (состоящий из Гималаев и Каракорума), Индо-Гангская равнина, Великая Индийская пустыня, Южное плато (Деканское плоскогорье), Восточное побережье, Западное побережье и Адаманские, Никобарские и Лакшадвипские острова.

В Индии возвышаются семь крупных горных цепей: Гималаи, Паткаи (Восточное нагорье), Аравали, Виндхья, Сатпура, Западные Гхаты, Восточные Гхаты.

Гималаи протянулись с востока на запад (от р. Брахмапутра до р. Инд) на 2500 км при ширине от 150 до 400 км. Гималаи состоят из трех основных горных хребтов: горы Сивалик на юге (высоты 800-1200 м), далее Малые Гималаи (2500-3000 м) и Больших Гималаев (5500-6000 м). В Гималаях находятся истоки трех самых больших рек Индии: Ганг (2510 км), Инд (2879 км) и Брахмапутра впадают в Бенгальский залив (Маханади, Годавари, Кришна, Пеннару, Кавери). Несколько рек впадает в Камбейский залив (Тапти, Нарбад, Махи и Сабармати). Кроме Ганга, Инда и Брахмапутры, все остальные реки Индии не являются судоходными. Во время летнего сезона дождей, сопровождаемого таянием снегов в Гималаях, наводнения в Северной Индии стали обычным явлением. Раз в пять-десять лет практически вся Джамно-Гангская равнина оказывается под водой. Тогда от Дели до Патны (столицы ш. Бихар), т.е. на расстояние более 1000 км можно проехать на лодке. В Индии считают, что легенда о всемирном потопе родилась именно здесь.

Статистические показатели Индии
(по состоянию на 2012 год)

Внутренние воды Индии представлены многочисленными реками, которые в зависимости от характера питания делятся на «гималайские», полноводные в течение всего года, со смешанным снегово-ледниковым и дождевым питанием, и «деканские», преимущественно с дождевым, муссонным питанием, большими колебаниями стока, паводком с июня по октябрь. На всех крупных реках летом наблюдается резкий подъём уровня, часто сопровождающийся наводнениями. Река Инд, давшая название стране, после раздела Британской Индии, оказалась большей частью в Пакистане.

Значительных озёр в Индии нет. Чаще всего встречаются озёра-старицы в долинах крупных рек; есть также и ледниково-тектонические озёра в Гималаях. Самое крупное озеро Самбхар, расположенное в засушливом Раджастхане, используется для выпарки соли. Население Индии составляет свыше 1,21 млрд человек, что являет собой одну шестую населения Земли. Индия - самая населённая страна на Земле после Китая. Индия - многонациональная страна.

Крупнейшие народы: хиндустанцы, телугу, маратхи, бенгальцы, тамилы, гуджаратцы, каннара, пенджабцы. Около 80% населения является приверженцами индуизма. Мусульмане составляют 14% населения, христиане - 2,4%, сикхи - 2%, буддисты - 0,7%. Большинство индийцев - сельские жители. Средняя продолжительность жизни: около 55 лет.

Рельеф Индии

По территории Индии Гималаи протягиваются дугой с севера на северо-восток страны, являясь естественной границей с Китаем на трёх участках, прерываемых Непалом и Бутаном, между которыми, в штате Сикким, расположена высочайшая вершина Индии гора Канченджунга. Каракорум расположен на крайнем севере Индии в штате Джамму и Кашмир, в основном в той части Кашмира, которую удерживает Пакистан. В северо-восточном аппендиксе Индии расположены средневысотные Ассамо-Бирманские горы и плато Шиллонг.

Основные центры оледенения сосредоточены в Каракоруме и на южных склонах хребта Заскар в Гималаях. Питание ледников осуществляется за счёт снегопадов во время летних муссонов и метелевого переноса снега со склонов. Средняя высота снеговой линии понижается с 5300 м на западе до 4500 м на востоке. Вследствие глобального потепления ледники отступают.

Гидрология Индии

Внутренние воды Индии представлены многочисленными реками, которые в зависимости от характера питания делятся на «гималайские», полноводные в течение всего года, со смешанным снегово-ледниковым и дождевым питанием, и «деканские», преимущественно с дождевым, муссонным питанием, большими колебаниями стока, паводком с июня по октябрь. На всех крупных реках летом наблюдается резкий подъём уровня, часто сопровождающийся наводнениями. Река Инд, давшая название стране, после раздела Британской Индии, оказалась бо́льшей частью в Пакистане.

Самые крупные реки, берущие своё начало в Гималаях и большей своей частью протекающие по территории Индии, это Ганга и Брахмапутра; обе они впадают в Бенгальский залив. Главные притоки Ганги это Ямуна и Коши. Их низкие берега каждый год становятся причиной катастрофических наводнений. Другие важные реки Индостана, это Годавари, Маханади, Кавери и Кришна, также впадающие в Бенгальский залив, и Нармада и Тапти впадающие в Арабское море - крутой берег этих рек не даёт их водам разливаться. Многие из них имеют важное значение как источники орошения.

Значительных озёр в Индии нет. Чаще всего встречаются озёра-старицы в долинах крупных рек; есть также и ледниково-тектонические озёра в Гималаях. Самое крупное озеро Самбхар, расположенное в засушливом Раджастхане, используется для выпарки соли.

Побережье Индии

Длина береговой линии составляет 7,517 км, из которых, 5,423 км принадлежат континентальной Индии, и 2,094 км - Андаманским, Никобарским, и Лаккадивским островам. Побережье континентальной Индии имеет следующий характер: 43 % - песчаные пляжи, 11 % каменистый и скалистый берег, и 46 % ватты или болотистый берег. Слабо расчленённые, низкие, песчаные берега почти не имеют удобных естественных гаваней, поэтому крупные порты расположены либо в устьях рек (Калькутта), либо устроены искусственно (Ченнай). Юг западного побережья Индостана называется Малабарским берегом, юг восточного побережья - Коромандельским берегом.

Наиболее замечательные прибрежные регионы Индии это Большой Качский Ранн в Западной Индии и Сундарбан - заболоченные низовья дельты Ганги и Брахмапутры в Индии и Бангладеш. Частью Индии являются два архипелага: коралловые атоллы Лакшадвип к западу от Малабарского берега; и Андаманские и Никобарские острова, - цепь вулканических островов в Андаманском море.

Природные ресурсы и полезные ископаемые Индии

Полезные ископаемые Индии разнообразны и запасы их значительны. Основные залежи расположены на северо-востоке страны. На границе штатов Ориса и Бихар находятся железорудные бассейны, относящиеся к важнейшим в мире (крупнейший - Сингбхум на плато Чхота-Нагпур). Железные руды обладают высоким качеством. Обще­геологические запасы составляют свыше 19 млрд.т. Индия располагает также значительными запасами марганцевых руд.

Несколько севернее железорудных находятся главные каменно­угольные бассейны (в штатах Бихар, Западный Бенгал), но эти угли имеют невысокое качество. Разведанные запасы каменного угля в стране составляют около 23 млрд.т (общие запасы угля в Индии, по различным данным, оцениваются в 140 млрд.т). На северо-востоке страны наблюдается особенно благоприятная для развития отраслей тяжелой промышленности концентрация полезных ископаемых. Штат Бихар - самый богатый полезными ископаемыми район Индии.

Разнообразны полезные ископаемые Южной Индии. Это бокситы, хромиты, магнезиты, бурый уголь, графит, слюда, алмазы, золото, монацитовые пески. В Центральной Индии (восточная часть штата Мадьхья-Прадеш) также имеются значительные месторождения черных металлов и каменного угля.

Важным источником энергии может стать радиоактивный торий, содержащийся в моноцитовых песках. В штате Раджастхан обнаружены урановые руды.

Климат Индии

На климат Индии оказывают сильное влияние Гималаи и пустыня Тар, вызывая муссоны. Гималаи служат преградой холодным центрально-азиатским ветрам, таким образом делая климат на большей части Индостана более тёплым, чем на тех же широтах в других регионах планеты. Пустыня Тар играет ключевую роль в привлечении влажных юго-западных ветров летнего муссона, которые в период с июня по октябрь обеспечивают большую часть Индии дождём. В Индии преобладают четыре основные климата: влажный тропический, сухой тропический, субтропический муссоный и высокогорный.

На большей части территории Индии выделяются три сезона: жаркий и влажный с господством юго-западного муссона (июнь - октябрь); относительно прохладный и сухой с преобладанием северо-восточного пассата (ноябрь - февраль); очень жаркий и сухой переходный (март - май). В течение влажного сезона выпадает свыше 80 % годовой суммы осадков.

Наиболее увлажнены наветренные склоны Западных Гат и Гималаев (до 6000 мм в год), а на склонах плато Шиллонг находится самое дождливое место на Земле - Черрапунджи (около 12000 мм). Наиболее сухие районы - западная часть Индо-Гангской равнины (менее 100 мм в пустыне Тар, сухой период 9-10 месяцев) и центральная часть Индостана (300-500 мм, сухой период 8-9 месяцев). Количество осадков сильно колеблется в разные годы. На равнинах средняя температура января возрастает с севера на юг от 15 до 27 °C, в мае повсеместно 28-35 °С, иногда доходя до 45-48 °С. Во влажный период на большей части страны температуры равны 28 °C. В горах на высоте 1500 м в январе -1 °C, в июле 23 °C, на высоте 3500 м соответственно -8 °C и 18 °C.

Растительный и животный мир Индии

Из-за особенностей расположения Индии и разнообразных климатических условий в этой стране произрастает все. Или почти все: от засухоустойчивых колючих кустарников до растений тропических дождевых вечнозеленых лесов. Встречаются такие растения и деревья, как пальмы (более 20 видов), фикусы, деревья-исполины – батангор (высотой до 40 м), сал (около 37м), хлопковое дерево (35м). Индийский баньян поражает своим необычным видом – дерево с сотнями воздушных корней. Согласно данным Ботанической службы всего в Индии насчитывается около 45 тыс. различных видов растений, из которых более 5 тыс. встречающихся только в Индии. На территории Индии расположены влажно-тропические вечнозеленые леса, муссонные (листопадные) леса, саванны, редколесья и кустарники, полупустыни и пустыни. В Гималаях отчетливо проявляется вертикальная поясность растительного покрова – от тропических и субтропических лесов к альпийским лугам. В результате длительного воздействия человека естественный растительный покров Индии сильно изменен, а во многих районах почти уничтожен. Некогда покрытая густыми лесами, Индия сейчас один из наименее лесных районов мира. Леса сохранились преимущественно в Гималаях и в наиболее высоких горных массивах полуострова. Хвойные леса Гималаев состоят из гималайского кедра, пихты, ели и сосны. Поскольку они располагаются в труднодоступных районах, их хозяйственное значение ограничено.

В Индии обитают более 350 видов млекопитающих. Основными представителями фауны здесь являются: слоны, носороги, львы, тигры, леопарды, пантеры, огромное количество различных видов оленей, зубров, антилоп, бизонов и полосатые гиены, медведи, дикие свиньи, шакалы, обезьяны и дикие индийские собаки. Только в Индии обитает олень барасинга – его насчитывается всего около 4 тыс. особей. Среди рептилий здесь распространены королевские кобры, питоны, крокодилы, большие пресноводные черепахи и ящерицы. Мир диких птиц Индии тоже разнообразен. Он насчитывает около 1200 видов и 2100 подвидов птиц: от птиц-носорогов и орлов до символа нации – павлина.

В дельте Ганги есть речные дельфины. В морях, омывающих Индию, живет дюгонь – одно из редчайших животных мира, представитель немногочисленного отряда сиреновых, или морских коров.

В рамках спецпрограмм правительства по охране диких животных в стране создана сеть национальных парков и заповедников, крупнейшие и наиболее известные из которых – Канха в Мадхья-Прадеш, Казиранга в Ассаме, Корбетт в Уттар-Прадеш и Перияр в Керале. На данный момент существует всего 350 национальных парков и заповедников.

Индия расположена в пределах трех крупных тектонических структур: складчатой области Гималайских гор, Индо-Гангской равнины, расположенной в предгорном прогибе, и плоскогорья Декан на п-ове Индостан. Декан представляет собой обширный древний массив суши, сложенный докембрийскими кристаллическими породами.

Когда-то Декан входил в состав древнего материка Гондваны, объединявшего Южную Америку, Африку и Индию, и около 200 млн. лет назад распавшегося на несколько блоков. Между Деканом и Гималаями простирается обширная Индо-Гангская равнина.

Гималаи

Высочайшие горы на Земле. Поднимающиеся над Индо-Гангской равниной хребты Гималаев в пределах Индии простираются с северо-запада на юго-восток вдоль границы с Китаем от Афганистана до Непала.

На территории Индии к западу от Непала Гималаи состоят из серии четко выраженных хребтов и межгорных долин. Здесь выделяются самые низкие горы Сивалик (900–1200 м), хребет Пир-Панджал (3000–3600 м), Кашмирская долина (1500–1800 м), хребет Заскар (с максимальными высотами до 6100 м), верховья долины р.Инд, хребет Ладакх, пик Нандадеви (7817 м) и Каракорум с многочисленными пиками выше 7600 м, включая К2 (известна также под названиями Чогори, Годуин-Остен, Дапсанг и др. – 8611 м). На востоке горная система Каракорума сменяется Тибетским нагорьем.

Часть Восточных Гималаев в пределах Индии характеризуется большими высотами, однако строение гор менее сложное. К северу от долины Ганга протягивается болотистая, покрытая джунглями полоса тераев (по местному названию ее естественного растительного покрова), над которой постепенно поднимается пояс сливающихся пролювиальных шлейфов у подножий гор Сивалик. Непосредственно к северу возвышаются хребты Малых Гималаев (до 3000 м). Следующую высотную ступень образуют Большие Гималаи (5500–5800 м), включающие Джомолунгму (Эверест, 8848 м) в Непале и Канченджангу (8598 м) – высшую точку Индии.

Индо-Гангская равнина

Эта обширная область, вытянутая параллельно хребтам Гималаев, представляет собой предгорный прогиб, выполненный толщами осадочных пород.

Поверхность равнины плоская. Ее ширина колеблется от 280 до 320 км, а протяженность достигает 2400 км от границы с Пакистаном до устья Ганга. Даже водораздельное пространство между Индом и Гангом, к западу от Дели, представляет собой выположенную поверхность высотой не более 300 м.

Полуостров Индостан

Между Индо-Гангской равниной и собственно плоскогорьем Декан прослеживается сложная мозаика плато и низких гряд, которую иногда называют возвышенностью Раджпутана. Расчлененная поверхность имеет общий уклон к северо-востоку. Возвышенность покоится на денудированном древнем кристаллическом фундаменте. Породами этого фундамента сложены также низкие горы Аравали высотой до 1052 м, плато Малва, образованное лавовыми покровами, горы Виндхья (700–800 м над у.м.), хребты Бханрер и Каймур и грабен рек Нармада и Сон.

Остальная часть п-ова Индостан – плоскогорье Декан в целом понижается с запада на восток. Мозаичность геологического строения и многочисленные разломы предопределили значительную раздробленность рельефа.

По краям плоскогорья возвышаются горы Западные и Восточные Гаты. Западные Гаты (Сахьядри) выше, круче и занимают бóльшую площадь, отдельные вершины поднимаются до высоты 1800–2600 м над у.м., образуя гигантскую стену над узкой прибрежной низменностью, известной как Малабарский берег. Восточные Гаты более низкие, хотя отдельные вершины превышают 1600 м. Приморская низменность на востоке полуостровной Индии – Коромандельский берег – шире, чем Малабарский берег. На юге Индостана от древних поднятий сохранились остроконечные пики, сложенные кристаллическими породами. На юго-западе расположены горы Нилгири высотой до 2670 м и южнее – Кардамоновы горы с максимальной отметкой 2695 м, которые простираются практически до мыса Кумари, самой южной оконечности Индостана. На юго-востоке простираются горы Джавади, Шеварой и Пални.

Индию можно разделить на четыре региона: Гималаи, северные долины рек, плоскогорье Декан, Восточные и Западные Гаты. Гималаи - горная система шириной от 160 до 320 км, протянувшаяся на 2400 км вдоль северной и восточной границ. Гималаи - самая высокая горная система в мире. Среди самых высоких горных вершин, полностью или частично находящихся на территории Индии, - Канченджанга (8598 м), третья вершина в мире после Эвереста и К2 (Годуин-Остен); Нанга-Парбат (8126 м); Нанда-Деви (7817 м); Ракапоши (7788 м); Камет (7756 м). На юг параллельно Гималаям лежит регион северных долин рек - равнинная полоса шириной от 280 до 400 км. Регион занимает большую часть области равнин, по которым протекают Инд, Ганг и Брахмапутра.

Внутренние воды

Центральная и западная части Индии получают воду из Ганга, священного для всех индусов и его притоков, называемых долиной Ганга. Регион Ассама получает воду из Брахмапутры, берущей начало на севере Гималаев и протекающей в Бангладеш. Инд берет начало в Тибете и течет на запад через Джамму и Кашмир в Пакистан.

Из-за обилия воды и плодородных земель район северных долин рек - наиболее населенный регион страны и именно там зародилась индийская цивилизация. На юг от данного региона лежит обширное плоскогорье Декан треугольной формы, занимающее почти весь Индийский полуостров. Высота плоскогорья от 300 до 900 м, однако, иногда встречаются цепи высотой до 1200 м. Во многих местах его пересекают реки. На востоке и западе плоскогорье обрамляют горные цепи: Восточные Гаты и Западные Гаты. Западные Гаты поднимаются на высоту до 900 м. Между ними и Аравийским морем лежит узкая равнина Малабарского побережья. Восточные Гаты поднимаются на высоту около 460 м. Между ними и Бенгальским заливом лежит узкая равнинная полоса побережья Коро-мандель.

Еще по теме:

Сходства и различия климата островов Суматра и Калимантан
1. Климат островов морской тропический муссонного типа. Основные черты его таковы: постоянно высокие температуры при среднегодовой 26-270С и колебаниях среднемесячных температур в пределах 20С, а в среднесуточных –в пределах 100С; обилие осадков; высокая относительная влажность (80-90%), но из-за б...

Культура Тайваня
Традиционная тайваньская культура несильно отличается от культуры Китая. Китайская опера и ее разновидность тайваньская опера являются неотъемлемой частью культуры: вы конечно же не поймете ни слова, но атмосфера, само действо, костюмы и музыка – прекрасны как ничто. Китайская музыка преимущественн...

Научный потенциал региона
Укреплению образовательной системы в области способствовала реализация проекта «Образование», благодаря которому в сельские школы области поступают автобусы, современное учебное оборудование для оснащения кабинетов. Средства на эти цели выделяются из областного бюджета. Успешно осуществляются прогр...

1) Атман - (санскр.) - одно из осн. понятий в религ.-мифологич. системе индуизма. В ведийск. лит-ре, прежде всего в Упанишадах, обозначает субъективное психич. начало, индивид, бытие, «душу», понимаемые -и в личном, и в универсальном планах. Как субъективное, индивид, начало А. выступает в соотношении с объективной первичной реальностью - брахманом; постижение их тождества составляет одну из осн. заповедей индуизма.

2) Атман - - в индийской философии обозначает самый глубокий уровень самосознания человека. Согласно Упанишадам, " Атман есть Брахман ", т.е. в средоточии самосознания человека присутствует Самосознание всего мироздания.

3) Атман - фундаментальное понятие индийской философии, берущее начало в Ведах и характерное для абсолютного большинства философских школ. Означает всепроникающее субъективное духовное начало, «Я», душу. Противостоит Брахману как высшей объективной духовной реальности и вместе с тем тождественен ему. Атман – самосознание Брахмана, составляет глубинную суть человеческого «я», не сводится ни к чувствам, ни к уму, но принадлежит им. Это чистое сознание, не подверженное изменениям и тождественное для всех существ и предметов. Атман – во всем, все одушевляет, и потому человеку нет нужды искать бога вне самого себя. Атман, существующий в глубине нашего эмпирического «я», и есть Бог. Он – истина, он – помощник, он не подвержен никаким внешним иллюзиям и порокам. Ищите в себе единого Бога и Единственную жизнь Вселенной! Нет «разных людей», «разных личностей», мы все – проявления Атмана, его внешнее раскрытие. Внутри человека и собаки, друга и врага находится все то же вечное начало, и осознание нашего фундаментального единства есть путь к избавлению от страха и вражды.

4) Атман - (санскр. - дыхание, душа, я-сам) - в древнеиндийском религиозном умозрении и исходящих из него учениях - понятие, обозначающее всепроникающее субъективное индивидуальное духовное начало, "Я", душу. Учение об А. излагается в Упанишадах, где А. - понятие, производное от смыслообразов пуруши и праны и в определенном отношении тождественное с ними, т.к. и пуруша (вселенский человек) и прана (дыхание) обозначают исходное начало и основу, "опору" жизни и мироздания. Смысл понятия А. подвижен и приобретает различные оттенки в контексте связи с другими понятиями: А. - это и дыхание, и основа жизни, и человеческая душа. Отдельно взятое понятие А. не раскрывает проблему единого и многообразного. Решение этой проблемы осуществляется через взаимосвязь понятий А. - Брахман, где А. наделяется смыслом единичного, субъектного проявления Брахмана, как всеобщего начала. Определения основания как первичной реальности словами А. - Брахман означает ее характеристику с двух сторон: субъектной и субъективной (А.) и объективной (Брахман). При этом соотносительность понятий А. и Брахмана носит многоуровневый характер: когда А. отождествляется с телесным субъектом - Брахман символизирует космос; когда А. выражает субъективное, мысленное или жизненное "Я" - Брахман предстает как космическая душа (хираньягарбха), когда А. раскрывает смысл индивидуального, субъективного самопознания (интеллектуальное "Я", праджня) - Брахман несет в себе смысл самопостигающего и всепостигающего абсолюта (самосознающий ишнавара); наконец, на высшем уровне, когда субъект и объект слиты воедино, А. становится высшим Брахманом, или блаженством. Связь понятий А. - Брахман в гносеологическом аспекте выражает признание самостоятельности и относительной обособленности души от телесной оболочки и от конкретного объектного воплощения (А. скрыт и в "Я" человека, и в "Я" всех других существ, и в абсолюте, Брахмане), характеризует высшую форму познания - самопознание как блаженство, где А. и Брахман слиты воедино. Через взаимосвязь понятий А. - Брахман в Упанишадах также предпринимается попытка установить функциональную связь между дыханием и мысленно-чувственными процессами, представить познание как синкретичный процесс восприятия внутреннего состояния и внешнего мира. Е.В. Петушкова

5) Атман - - в индуизме "вселенский дух", "абсолютное я", "божественный субъект ", скрытый в человеческом сердце. Согласно адвайто-ведантистской традиции, " атман есть брахман ", т.е. субъектный абсолют совпадает с объектным абсолютом.

6) Атман - (санскр, - самость, душа) - одно из центральных понятий инд. философии и религии индуизма: вечная, неизменная духовная сущность индивидуума. Веданта отождествляет атман с брахманом - космическим (объективным) духовным началом; буддизм отвергает атман.

Атман

(санскр.) - одно из осн. понятий в религ.-мифологич. системе индуизма. В ведийск. лит-ре, прежде всего в Упанишадах, обозначает субъективное психич. начало, индивид, бытие, «душу», понимаемые -и в личном, и в универсальном планах. Как субъективное, индивид, начало А. выступает в соотношении с объективной первичной реальностью - брахманом; постижение их тождества составляет одну из осн. заповедей индуизма.

В индийской философии обозначает самый глубокий уровень самосознания человека. Согласно Упанишадам, " Атман есть Брахман ", т.е. в средоточии самосознания человека присутствует Самосознание всего мироздания.

фундаментальное понятие индийской философии, берущее начало в Ведах и характерное для абсолютного большинства философских школ. Означает всепроникающее субъективное духовное начало, «Я», душу. Противостоит Брахману как высшей объективной духовной реальности и вместе с тем тождественен ему. Атман – самосознание Брахмана, составляет глубинную суть человеческого «я», не сводится ни к чувствам, ни к уму, но принадлежит им. Это чистое сознание, не подверженное изменениям и тождественное для всех существ и предметов. Атман – во всем, все одушевляет, и потому человеку нет нужды искать бога вне самого себя. Атман, существующий в глубине нашего эмпирического «я», и есть Бог. Он – истина, он – помощник, он не подвержен никаким внешним иллюзиям и порокам. Ищите в себе единого Бога и Единственную жизнь Вселенной! Нет «разных людей», «разных личностей», мы все – проявления Атмана, его внешнее раскрытие. Внутри человека и собаки, друга и врага находится все то же вечное начало, и осознание нашего фундаментального единства есть путь к избавлению от страха и вражды.

(санскр. - дыхание, душа, я-сам) - в древнеиндийском религиозном умозрении и исходящих из него учениях - понятие, обозначающее всепроникающее субъективное индивидуальное духовное начало, "Я", душу. Учение об А. излагается в Упанишадах, где А. - понятие, производное от смыслообразов пуруши и праны и в определенном отношении тождественное с ними, т.к. и пуруша (вселенский человек) и прана (дыхание) обозначают исходное начало и основу, "опору" жизни и мироздания. Смысл понятия А. подвижен и приобретает различные оттенки в контексте связи с другими понятиями: А. - это и дыхание, и основа жизни, и человеческая душа. Отдельно взятое понятие А. не раскрывает проблему единого и многообразного. Решение этой проблемы осуществляется через взаимосвязь понятий А. - Брахман, где А. наделяется смыслом единичного, субъектного проявления Брахмана, как всеобщего начала. Определения основания как первичной реальности словами А. - Брахман означает ее характеристику с двух сторон: субъектной и субъективной (А.) и объективной (Брахман). При этом соотносительность понятий А. и Брахмана носит многоуровневый характер: когда А. отождествляется с телесным субъектом - Брахман символизирует космос; когда А. выражает субъективное, мысленное или жизненное "Я" - Брахман предстает как космическая душа (хираньягарбха), когда А. раскрывает смысл индивидуального, субъективного самопознания (интеллектуальное "Я", праджня) - Брахман несет в себе смысл самопостигающего и всепостигающего абсолюта (самосознающий ишнавара); наконец, на высшем уровне, когда субъект и объект слиты воедино, А. становится высшим Брахманом, или блаженством. Связь понятий А. - Брахман в гносеологическом аспекте выражает признание самостоятельности и относительной обособленности души от телесной оболочки и от конкретного объектного воплощения (А. скрыт и в "Я" человека, и в "Я" всех других существ, и в абсолюте, Брахмане), характеризует высшую форму познания - самопознание как блаженство, где А. и Брахман слиты воедино. Через взаимосвязь понятий А. - Брахман в Упанишадах также предпринимается попытка установить функциональную связь между дыханием и мысленно-чувственными процессами, представить познание как синкретичный процесс восприятия внутреннего состояния и внешнего мира. Е.В. Петушкова

Последние материалы сайта