Боги древней греции ганимед. Любовные утехи зевса. Ганимед, красивый юноша, виночерпий богов на Олимпе

08.12.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

1 Гомер. Илиада ХХ.231-235; Аполлодор III.12.2; Вергилий. Энеида V.252 и cл.; Овидий. Метаморфозы Х.155 и cл.

2 Еврипид. Орест 1391 и схолии; Гомер. Илиада V 266; Гомеровский гимн к Афродите 202-217; Аполлодор II.5.9; Павсаний V. 24.1.

3 Аполлоний Родосский III.115 и схолии; Вергилий. Энеида 1.32 и схолии; Гигин. Мифы 224; Вергилий. Георгики III.304.

* * *

1. Обязанности Ганимеда как виночерпия всех богов — а не только Зевса, как об этом сообщается в раннем изложении мифа, — а также пара коней, подаренных царю Тросу в качестве компенсации за его смерть, говорят о том, что произошло неправильное прочтение древнего изображения, на котором новый царь готовился к священному браку. В чаше Ганимеда содержался напиток, которым поминали его царственного предшественника, а руководивший церемонией жрец, которому Ганимед оказывает символическое сопротивление, был неверно воспринят как любвеобильный Зевс. Таким же образом ожидающая невеста превратилась в Эос благодаря мифографу, который знал сюжет, где Эос похищает Титона, сына Лаомедонта, поскольку Еврипид ("Троянки" 822) называет Лаомедонта еще и отцом Ганимед». С таким же успехом картина могла изображать брак Пелея с Фетидой, за которой

84

боги наблюдают со своих двенадцати тронов; пара коней — это принадлежность ритуала, во время которого участник сначала переживает свою условную смерть, а затем возрождается в качестве царя (см. 81.4). Пресловутое похищение Ганимеда орлом объясняет одна из найденных в этрусском городе Пере чернофигурных ваз: орел у бедра только что возведенного на трон царя по имени Зевс является олицетворением божественной природы царя, его ka, или второе "я", что сближает его с солнечным соколом, который слетает к фараону во время коронации. Однако традиционное упоминание о юности Ганимеда говорит в пользу того, что царь на таком изображении лишь заменяет настоящего царя — это интеррекс, правящий только в течение одного дня, как Фаэтон (см. 42.2), Загрей (см. 30.1), Хрисипп (см. 105.2) и другие. Поэтому орел Зевса — это не только признак воцарения, но и птица, которая доставляет царя на Олимп.

2. Вознесение на небеса на спине орла или в образе орла — это широко распространенный религиозный сюжет. Он пародируется в "Мире" Аристофана (1 и cл.), где главный герой отправляется верхом на скарабее. Душа кельтского героя Луга, который в "Мабиногион" фигурирует под именем Ллу-Ллау, орлом взлетает на небеса, когда танист убивает его в день летнего солнцеворота. После священного брака в Кише вавилонский герой Этана верхом на орле отправляется в небесные чертоги Иштар, но падает в море и тонет. Его смерть, между прочим, — это не обычное ежегодное жертвоприношение, как, например, смерть Икара (см. 92.3), а наказание за плохой урожай во время его царствования, и отправляется он за волшебной травой плодородия. Эта история вплетена в сюжет непрекращающейся борьбы между орлом и змеем, символизирующими новый и старый год или царя и таниста, а в мифе о Ллу-Ллау, после последнего вздоха во время зимнего солнцестояния, орел вновь с помощью магии обретает жизнь и прежнюю силу. Недаром в Псалме 103.5 говорится: "...обновляется подобно орлу юность твоя".

3. Миф о Зевсе и Ганимеде приобрел необычайную популярность в Греции и Риме, поскольку в нем видели религиозное оправдание страсти мужчин к мальчикам. До этого времени сексуальные извращения допускались только как крайняя форма поклонения богине: жрецы Кибелы, желая достичь экстатического единства с ней, подвергали себя оскоплению и носили женские одежды. Практиковавшее эти крайности жречество было узаконено в храмах Великой богини в Тире, Джоппе, Иераполе и Иерусалиме (3 Цар. 15, 12 и 4 Цар. 23, 7) вплоть до Вавилонского пленения*. Эта новая страсть, виновником которой Аполлодор называет Фамирида (см. 21.m) , еще больше подчеркивает победу патриархата над матриархатом. Греческая философия превратилась в связи с этим в своего рода интеллектуальную игру, в которой мужчины вполне могли обходиться без женщин, поскольку для них неожиданно открылась область гомосексуального влечения. На эту тему много писал Платон, используя миф о Ганимеде, чтобы объяснить собственные сентиментальные чувства по отношению к своим ученикам ("Федр" 279 a-b); хотя в других своих произведениях ("Законы" I. 636 d) он заклеймил однополую любовь как противоречащую человеческой природе, а миф о том, что Зевс тоже отдал ей должное, назвал злобной выдумкой критян. В этом он нашел поддержку у Стефана Византийского [под словом Гарпагия], который пишет, что критский царь Минос похитил Ганимеда, чтобы сделать из него напарника для своих ночных развлечений, "получив на это разрешение от Зевса". С распространением философии Платона женщины, до тех пор занимавшие в интеллектуальном плане ведущие позиции в греческом обществе, превратились в бесплатную рабочую силу, рожающую вдобавок детей, тогда как Зевс и Аполлон окончательно занимают ведущее положение среди богов.

85

4. Имя "Ганимед" скорее всего связано с возникающим чувством в преддверии брака, а не со страстью, которую испытывал Зевс, принимая кубок с освежающим нектаром из рук своего любимца. Однако в латинском языке от слова "Ганимед" произошло catamitus, которое в английском перешло в catamite, означающее пассивный объект мужского гомосексуального влечения.

5. Созвездие Водолей, которое связывают с Ганимедом, первоначально считалось египетским богом истока Нила, выливавшим из сосуда не вино, а воду (Пиндар. Фр. 110 Bockh = 282 Snell. - Прим. ред.); замещение же произошло потому, что греки были практически безразличны к Нилу.

6. Нектар Зевса, который позднейшие мифографы описывают как волшебное красное вино, на самом деле был примитивным медовым напитком (см. 27.2) , а амброзия, считавшаяся непревзойденной пищей богов, скорее всего была ячменной кашей, заправленной растительным маслом и измельченными фруктами (см. 98.6), которой баловали себя цари, когда их подданные все еще довольствовались асфоделью (см. 31.2), мальвой и желудями.

ГАНИМЕД

Сын царя Трои Троса и Каллирои, брат троянского царя Ила и Ассарака. Внук Эрихтония. Племянник царя Аттики Пандиона. Троянский юноша, из-за своей необыкновенной красоты купленный Зевсом у его отца, который получил вместо него прекрасных коней, по более поздним мифам - похищенный орлом Зевса. На Олимпе стал любимцем Зевса и виночерпием богов. Получил бессмертие. В переносном смысле слуга, подающий гостям вино.

// Питер Пауэл РУБЕНС: Похищение Ганимеда // Иоганн Вольфганг ГЕТЕ: Ганимед // Адам Готтлоб ЭЛЕНШЛЕГЕР: Зевс и Ганимед

Мифы Древней Греции, словарь-справочник. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ГАНИМЕД в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ГАНИМЕД в Словаре Мир богов и духов:
    в греческой мифологии сын троянского царя Троса и нимфы …
  • ГАНИМЕД в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Ganymedes, ?????????). Сын Троса и Каллирои, прекрасный юноша, унесенный на небо с горы Иды Зевсовым орлом. На Олимпе он сделался …
  • ГАНИМЕД
    В греческой мифологии сын троянского царя Троса и нимфы Каллирон (Ноm. Il. XX 231). Из-за своей необычайной красоты Ганимед, …
  • ГАНИМЕД в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    ГАНИМЕ’Дв мифах древних греков троянский юноша, которого из-за его необычайной красоты похитил Зевс, превратившись в орла, и унес на Олимп. …
  • ГАНИМЕД в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    (?????????) в греческой мифологии сын троянского царя Троса и нимфы Каллирои (Hom. II. XX 231). Из-за своей необычайной красоты Г., …
  • ГАНИМЕД в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Троянский принц, упоминаемый у Гомера как сын царя Троса, похищенный Зевсом на Олимп, где стал виночерпием; по другой версии, его …
  • ГАНИМЕД в Лексиконе секса:
    в греч. мифологии необыкновенно красивый юноша, к-рого Зевс похитил на Олимп и сделал своим возлюбленным. Образ Г. - постоянный источник …
  • ГАНИМЕД в Большом энциклопедическом словаре:
    спутник Юпитера, открыт Г. Галилеем (1610), расстояние от Юпитера 1,07 млн. км, диаметр ок. 5260 км. Крупнейший из спутников Солнечной …
  • ГАНИМЕД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Ганимед (Ganymedes, мнеол.) - сын царя Троя, из-за необыкновеннойкрасоты своей похищенный богами на небо, где сделался любимцем ивиночерпием Зевса. По …
  • ГАНИМЕД в Современном энциклопедическом словаре:
    в греческой мифологии троянский юноша, из-за необыкновенной красоты похищенный Зевсом, превратившимся в орла, на Олимп, где он стал виночерпием богов. …
  • ГАНИМЕД
    а, м., с прописной буквы 1. одуш. в древнегреческой мифологии: прекрасный юноша, которого зевс похитил и сделал своим виночерпием. 2. …
  • ГАНИМЕД в Энциклопедическом словарике:
    а, м., с прописной буквы 1. одуш. В древнегреческой мифологии: прекрасный юноша, которого Зевс похитил и сделал своим виночерпием. 2. …
  • ГАНИМЕД
    ГАНИМ́ЕД, спутник Юпитера, открыт Г. Галилеем (1610), расстояние от Юпитера 1,07 млн. км, диам. ок. 5260 км. Крупнейший из спутников …
  • ГАНИМЕД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГАНИМ́ЕД, малая планета (№ 1036), открыта В. Бааде (Германия, 1924), диам. 28 км. По вытянутости (эксцентриситет 0,54) и наклону к …
  • ГАНИМЕД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГАНИМ́ЕД, в греч. мифологии троянский юноша, из-за своей необыкновенной красоты похищенный Зевсом; на Олимпе стал любимцем Зевса и виночерпием богов. …
  • ГАНИМЕД в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Ganymedes, мифол.) ? сын царя Троя, из-за необыкновенной красоты своей похищенный богами на небо, где сделался любимцем и виночерпием Зевса. …
  • ГАНИМЕД в Новом словаре иностранных слов:
    (гр.) 1) в древнегреческой мифологии - прекрасный юноша, которого похитил Зевс и сделал своим виночерпием; 2) астр. а) …
  • ГАНИМЕД в Словаре иностранных выражений:
    [гр.] 1. в древнегреческой мифологии - прекрасный юноша, которого похитил зевс и сделал своим виночерпием; 2. астр. а) один из …
  • ГАНИМЕД в словаре Синонимов русского языка:
    астероид, герой, …
  • ГАНИМЕД в Словаре русского языка Лопатина:
    Ганим`ед, …
  • ГАНИМЕД в Орфографическом словаре:
    ганим`ед, …
  • ГАНИМЕД в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в греческой мифологии троянский юноша, из-за своей необыкновенной красоты похищенный Зевсом; на Олимпе стал любимцем Зевса и виночерпием богов. В …
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ в Новейшем философском словаре:
    (лат. socialis - общественный) - процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, …

Вам славу одолжили небеса!
Подвергнуты любовником бесчестью,
Заброшены в эфир холодной местью,
Вы - гордость неба и его краса.

Сколь сладострастен Зевс! Любую из девиц
Стремится соблазнить, на всех имеет виды…
…Трубят в лесу рога – охотой на лисиц
Сегодня занята вся свита Артемиды.

Нина Агашкова "Каллисто и Аркас"

Самое известное созвездие неба - Большая Медведица. Это нимфа Каллисто.

Каллисто была дочерью или царя Аркадии Ликаона или его сына Кефея. (У Эратосфена она зовется Финикой.)

Каллисто состояла в свите богини охоты Артимиды. Артимидовы наперсницы, как и сама богиня, должны оставаться целомудренными. Но на беду её, спутницу Артемиды, соблазнил Зевс - начнем с этой истории, случившейся на аркадской горе Нонакрис .

Иногда Ио видят в созвездии Тельца.

Даная


Даная
Тициан, 1545-1546

Оставя нектар, скипетр, гром,
Юпитер, по уши влюбленный,
К Данае, в башне заключенной,
Спустился золотым дождем. ―
Прошли те времена, настали веки бедны,
И рада красота, как льется дождь и медный.

А. Н. Нахимов. «Золотой дождь»

Акрисию, царю Аргоса , было предсказано, что он погибнет от руки внука. Акрисий имел единственную дочь Данаю и решил обезопасить себя, посадив ее в медную башню. Но от вездесущего Зевса так просто не уберечься, если его вдруг охватит страсть! Громовержец проник в башню откуда вторжения не ждали - с неба. Он обрушился в лоно пленницы золотым дождем (аллюзии на соответствующую перверсию здесь неуместны, дело божественное), и та через положенный срок родила Персея.

Персей затем совершил массу полезных подвигов, о чем поведано в Персеиде , а предсказание сбылось случайным образом - Персей зашиб дедушку диском во время спортивных состязаний.

Ибо да, от судьбы не уйдешь.

А что же созвездия? С самой Данаей никаких созвездий не связано, но ее сын Персей вполне себе на небе присутствует в самостоятельном виде.

Эга

Сидоров спускается на лифте
Сидоров уходит на работу
А к нему на белый подоконник
Прилетает и садится птица
Словно Зевс какой-то в самом деле,
И престранно обращается с козою,
Этот Зевс, как будто со своею.
Сидоров покуда на работе
Зарабатывает трудные монеты
Этот Зевс с козою в хвост и в гриву,
Сидорову даже не придумать!
А потом взлетит орлом летучим,
А коза останется на кухне,
Сидорова ждать, когда вернется,
И смотреть овечьими глазами.

Эга (коза по-гречески, но нимфа по существу) была женой Пана . Зевс соблазнил ее, и она родила мальчика Эгипана, от которого произошел целый род эгипанов. Эга приписала (естественно) отцовство Пану. Эгипанов поэтому часто считают потомками Пана.

А вообще, по-серьезному…

…здесь конгломерат и полная мешанина мифов: Пан иногда и сам называется Эгипаном; Эгипан-Пан иногда рожден от Амалфеи, а Амалфея вскормила Зевса и потому они, Зевс и Пан, молочные браться. Эга по другой версии мифа тоже вскормила Зевса на пару с Амалфеей, а также была ее сестрой, и получается, Зевс переспал с кормилицей. А Пан традиционно козловиден… Тут все вертится вокруг Пана-козла, на самом деле. Приведенная версия - Эвгимера: еще и он здесь со своими евгемеризмами!

Эга была помещена Зевсом, не забывшим удовольствия, на небо в виде козы в созвездии Возничий , а точнее, в виде именно специального созвездия Коза или Коза с козлятами, которое потом слилось с Возничим.

Или за то, что когда-то вскормила Зевса? Есть же и такая версия.

Эгина

О ту пору, как Зевс-отец,
Благ податель, избрал одну
Асопиду-Эгину: срок
Ей придет, - будет счастлива
На путях громовержца.


Эгина в ожидании Зевса
Фердинанд Боль, XVII в.
Meininger Museen. Германия

Эгина - нимфа, дочь речного бога Асопа (было несколько рек с такими именем; этот - Асоп Флиасийский). Зевс, как водится, воспылал страстью, и не откладывая дело в долгий ящик, украл девушку, превратившись в орла. Отец попытался было воспрепятствовать похищению, вышел из берегов, скакал по берегу, тщась схватить орла за хвост, но был поражен перуном. В последствии оклемался, но в водах реки с того времени начали находить куски угля.

Чтобы Асоп больше не мешал, а Гера не проведала, Зевс перенес Эгину на остров Энону , где споро и проворно утолил свою страсть. Эгина родила Эака, а Энона была переименована в Эгину.

Гера, кстати, все равно проведала


Ганимед , в греческой мифологии смертный юноша, обладавший прекрасным ликом. Ганимеда похитил Зевс , пожелавший сохранить его юность и красоту навечно.

Семья и окружение

Ганимед был сыном троянского царя Троса и нимфы Каллирои. По вопросу происхождения версии разнятся: по Лесхею он был сыном Лаомедонта, по Еврипиду Дардана, по Гигину Ассарака или Эрихтония, но Первый Ватиканский мифограф сообщает о том, что он был сыном Троила.

Миф

Миф о похищении Ганимеда - один из известнейших сюжетов, столь любимых художниками. Общий сюжет мифа сообщает о том, что Ганимед обладал настолько привлекательной и необычайно красивой внешностью, что Зевс решил похитить его.

Громовержец обратился в огромного орла и когда Ганимед остался пасти отцовские стада на склонах горы Ида, Зевс схватил его и унёс в небеса. На горе Олимп Ганимеду отошла должность "виночерпия" (вернее будет сказано, нектарочерпия, т.к. боги не пьют вина, Ганимед подавал богам нектар и амброзию), на этой должности он сменил Гебу.

Согласно поэту Фаноклу Ганимеда похитил не Зевс , а Тантал, который периодически похищал детей для Зевса , после этого началась война. По Афинею Ганимед был похищен Миносом, а согласно Платону этот миф вообще был выдуман критянами.

Гомер описывает похищение Ганимеда Зевсом точно такими же словами, что и похищение Клита Эос. Есть даже варианты мифа, где Эос похищает юношу и делает его своим возлюбленным, а после этого Зевс забирает его на Олимп для себя.

Нонн, описывая "Деяния Диониса" упоминает, что сюжет этого мифа был запечатлён на щите Диониса , а Вергилий в "Энеиде" о том, что на плаще Клоанфа.

В искусстве и культуре

Миф о Ганимеде содержит ряд напластований: древнейшее - оборотничество Зевса (более позднее - орел как атрибут Царя Богов); мотив восточных мифологий (любовь к прекрасному юноше), проникший в Грецию не ранее 6 в. до н.э., поздний мотив - метаморфоза Ганимеда.

В Олимпии стояли статуи Зевса и Ганимеда работы Аристокла, пожертвованные фессалийцем Гнафисом.

Сюжет мифа о Ганимеде - частый сюжет в изобразительном искусстве. Ранее в роли похитителя изображался сам Зевс , позднее стали изображать орла.

Очень известны картины с названием "Похищение Ганимеда" Рембрандта 1635 г., Эсташ ле Сюёр 1650 г., К.В. Аллерса 1913 г., П.П. Рубенса 1611 г. и множества других авторов.

Миф нашёл своё воплощение в пластике - "Ганимед" Леохара, терракотовые статуэтки, рельефы и другие произведения мелкой пластики. Сюжет о похищении юноши изображался и на вазах, и на рельефах саркофагов. На дверях собора Св. Петра в Риме размещён бронзовый рельеф работы Филарете, стоит также обратить внимание на рисунок Микеланджело, на фрески Б. Перуцци и Дж. Порденоне, картину Корреджо, скульптуры Б. Челлини и фрески Я. Тинторетто и Аннибале Карраччи.

В искусстве и культуре

(1036) Ганимед - это крупнейший околоземный астероид из группы Амура, который принадлежит к тёмному спектральному классу S. Он был открыт 23 октября 1924 года немецким астрономом Вальтером Бааде в Гамбургской обсерватории.

Еще одно небесное тело, названное в честь прекрасного троянского юноши, спутник Юпитера - Ганимед. Это седьмой по расстоянию от Юпитера спутник и крупнейший спутник в Солнечной системе. Он был открыт Галилео Галилеем 7 января 1610 года.

Ганимед Ганимед

(Ganymedes, Γανυμήδης). Сын Троса и Каллирои, прекрасный юноша, унесенный на небо с горы Иды Зевсовым орлом. На Олимпе он сделался виночерпием Зевса вместо Гебы. Взамен сына Зевс даровал отцу Ганимеда пару божественных коней.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ГАНИМЕД

(Γανυμήδης), в греческой мифологии сын троянского царя Троса и нимфы Каллирои (Hom. II. XX 231). Из-за своей необычайной красоты Г., когда он пас отцовские стада на склонах Иды, был похищен Зевсом, превратившимся в орла (или пославшим орла), и унесён на Олимп; там он исполнял обязанности виночерпия, разливая на пирах богам нектар (Apollod. Ill 12, 2). За Г. Зевс подарил его отцу великолепных коней (Hom. II. V 640) или золотую виноградную лозу работы Гефеста. Согласно одному из вариантов мифа (Ps.-Егаtosth. 26), Г. был вознесён на небо в виде зодиакального созвездия Водолей. Миф о Г. содержит ряд напластований: древнейшее - оборотничество Зевса (более позднее - орёл как атрибут Зевса); мотив восточных мифологий (любовь к прекрасному юноше), проникший в Грецию не ранее 6 в. до н. э., поздний мотив - метаморфоза Г.
а. т.-г.

Г. - один из популярнейших персонажей античного изобразительного искусства. Особенно распространён был сюжет «похищение Ганимеда» (в роли похитителя изображался сам Зевс, позднее - орёл). Миф нашёл воплощение в пластике («Ганимед» Леохара, терракотовые статуэтки и другие произведения мелкой пластики, рельефы саркофагов и др.) и вазописи. В европейском изобразительном искусстве миф воплощён во многих произведениях, в числе которых бронзовый рельеф Филарете на дверях собора св. Петра в Риме, рисунок Микеланджело, фрески Б. Перуцци и Дж. Порденоне, картина Корреджо, две скульптуры Б. Челлини, фрески Я. Тинторетто и Аннибале Карраччи, картины П. П. Рубенса и Рембрандта.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Ганимед

Сын царя Трои Троса и Каллирои, брат троянского царя Ила и Ассарака. Внук Эрихтония. Племянник царя Аттики Пандиона. Троянский юноша, из-за своей необыкновенной красоты купленный Зевсом у его отца, который получил вместо него прекрасных коней, по более поздним мифам - похищенный орлом Зевса. На Олимпе стал любимцем Зевса и виночерпием богов. Получил бессмертие. В переносном смысле слуга, подающий гостям вино.

// Питер Пауэл РУБЕНС: Похищение Ганимеда // Иоганн Вольфганг ГЕТЕ: Ганимед // Адам Готтлоб ЭЛЕНШЛЕГЕР: Зевс и Ганимед

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

ГАНИМЕД

в греческой мифологии сын троянского царя Троса и нимфы Каллирои.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Римская копия.
С греческого оригинала III—II вв. до н. э.
Мраморный рельеф.
Ленинград.
Эрмитаж.

Фрагмент росписи краснофигурного килика «художника Пенфесилеи».
Около 460 до н. э.
Феррара.
Археологический музей.

Раскрашенная терракота.
Около 470 до н. э.
Олимпия.
Музей.

Роспись краснофигурного кратера «берлинского художника».
480—470 до н. э.
Париж.
Лувр.

Фрагмент росписи краснофигурного килика Ольтоса.
Около 510 до н. э.
Тарквиния.
Археологический музей.

Картина Корреджо.
1531.
Вена.
Музей истории искусств.


Синонимы :

Смотреть что такое "Ганимед" в других словарях:

    - (греч. Ganimedes). 1) сын троянского царя Троса, похищенный Юпитером за красоту на Олимп. 2) созвездие, назыв. Водолей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГАНИМЕД в греч. миф. сын царя Троса, очень… … Словарь иностранных слов русского языка

    ганимед - а, м. Ganymède <гр. Ganumedes. миф. Виночерпий богов в греческой мифологии. Ганимед всегда представляется сидящим на орле. Чаша в его руках знаменует должность кравчаго. ИЛ 77. Ганимед, отрок, похищенный чрез Орла к Юпитеру на небо, означает… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Ганимед - с орлом. Римская копия с греческого оригинала 3 2 вв. до н.э. Мраморный рельеф. Эрмитаж. ГАНИМЕД, в греческой мифологии троянский юноша, из за необыкновенной красоты похищенный Зевсом, превратившимся в орла, на Олимп, где он стал виночерпием… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В мифах древних греков троянский юноша, которого из за его необычайной красоты похитил Зевс, превратившись в орла, и унёс на Олимп. Там Ганимед стал исполнять обязанности виночерпия, разливая на пирах богам нектар … Исторический словарь

    Из поэмы «Илиада» легендарного поэта Древней Греции Гомера (IX в. до н. э.), где говорится о прекрасном юноше Ганимеде, который за свою удивительною красоту был взят Зевсом, главою Олимпа, в это жилище богов и стал там виночерпием. Перевод… … Словарь крылатых слов и выражений

    ГАНИМЕД, в греческой мифологии троянский юноша, из за необыкновенной красоты похищенный Зевсом, превратившимся в орла, на Олимп, где он стал виночерпием богов. В переносном смысле слуга, подающий гостям вино … Современная энциклопедия

    В греческой мифологии троянский юноша, из за своей необыкновенной красоты похищенный Зевсом; на Олимпе стал любимцем Зевса и виночерпием богов. В переносном смысле слуга, подающий гостям вино …

    Малая планета (. 1036), открыта В. Бааде (Германия, 1924), диаметром 28 км. По вытянутости (эксцентриситет 0,54) и наклону к плоскости земной орбиты (26.) орбита Ганимеда напоминает орбиты комет (заходит внутрь орбиты Марса). Наименьшее… … Большой Энциклопедический словарь

    Спутник Юпитера, открыт Г. Галилеем (1610), расстояние от Юпитера 1,07 млн. км, диаметр ок. 5260 км. Крупнейший из спутников Солнечной системы, покрыт ледяным панцирем, имеет атмосферу … Большой Энциклопедический словарь

Последние материалы сайта