Бог в индии с головой слона. Ганеша. Истории о Ганеше. Ганеша – индийский бог процветания и мудрости в фен-шуй: значение талисмана и его особенности

08.12.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Кто такой бог Ганеша (Ганапати), применение статуэтки бога-слона в качестве талисмана. Сильная мантра Ганеши для привлечения денег и всяческого изобилия в свою жизнь. Кому индийский бог оказывает покровительство, как добиться его внимания и расположения. Мантры Ганеши для исполнения желаний, для избавления от врагов, для очистки и гармонизации разума.

Кто такой Ганеша?

Начать следует с того, что Ганеша или Ганапати - это индийский бог мудрости и финансового изобилия, одно из высокочтимых божеств в индуизме. Ганеша является сыном верховного бога Шивы и его супруги Парвати. Хотя есть такой вариант трактовки священного текста, согласно которому, Ганеш пришел в мир сверхъестественным образом, а Шива и Парвати всего лишь его усыновили. Имя бога толкуется, как «владыка ганов» (повелитель войска, составляющего свиту Шивы).

Изображают Ганешу в виде упитанного человека с головой слона. Чаще всего бог-слон имеет четыре руки, но иногда его изображают с шестью, восемью или даже с восемнадцатью руками. Кстати, каждая часть тела индийского бога имеет свое символическое значение:

  • Голова слона говорит о благоразумии и преданности своим идеалам
  • Хобот указывает на хорошо развитый интеллект
  • Бивень - свидетельство колоссального могущества божества
  • Огромные уши помогают Ганеше услышать просьбы людей, читающих ему мантры
  • Большой и круглый живот - символ безграничной щедрости

Обычно Ганешу рисуют сидящим на цветке лотоса. Поблизости от бога-слона находится землеройка, собака или крыса, но чаще всего - мышь. Легенда гласит, что Ганеша усмирил некоего демона и обратил его в мышь. Под «демоном» подразумевается набор дурных черт характера - суетливость, эгоистичность, завышенное самомнение.

Мантры индийского бога

По понятным причинам наибольшей популярностью пользуется мантра Ганеши для привлечения денег и благополучия. Но, нужно отметить, что бог-слон способен одаривать своих почитателей не только финансовым изобилием. Согласно представлениям индуистов, Ганеш защищает от врагов и недоброжелателей, наделяет человека мудростью и способностью принимать верные решения.

Выбирайте, какая мантра Ганеши подходит именно вам, а затем постарайтесь заучить ее наизусть:

показать текст

Священные тексты полагается произносить определенным образом. К примеру, мантра Ганеши для обретения богатства должна быть произнесена 108 раз. Чтобы не сбиться, можно использовать специальные четки с соответствующим количеством костяшек. Новичкам может быть трудно повторить мантру Ганеши целых 108 раз, поэтому для начинающих допускается меньшее количество повторов. Однако число повторений текста должно быть кратно трем (т.е. 3, 6, 9, 12… прочтений).

Еще одно важное условие - во время прочтения священного текста нельзя отвлекаться на посторонние дела, например, заниматься уборкой. Мантру читают нараспев, находясь в хорошем расположении духа. Именно в этом случае она дает максимальный результат.

Статуэтка Ганеши в качестве талисмана

Фигурку, изображающую бога-слона, можно использовать в качестве либо охранного оберега. «Удачливый» амулет привлекает к своему владельцу деньги, его обычно размещают в своем кабинете, на рабочем столе. Перед крупной сделкой или другим важным событием вы можете попросить у Ганеши помощи и поддержки. Для этого нужно потереть богу слону ладонь и живот, а затем высказать свою просьбу в произвольной форме.

Компактную статуэтку Ганеши можно держать при себе в качестве охранного амулета, например, носить в сумочке или в кошельке. Такой талисман будет защищать вас от встреч с недоброжелателями, а также от негативных магических воздействий. Если однажды вы заметите, что статуэтка потускнела, треснула, раскололась или повредилась иным образом, то знайте - божественный покровитель принял удар на себя и отвел от вас беду.

Легенды о Ганеше

Хотите узнать, каким образом бог мудрости получил голову слона? Согласно легенде, в этом повинен бог Шани (олицетворяющий планету Сатурн), которого забыли или же не пожелали позвать на день рождения мальчика. Шани впал в ярость и, явившись на праздник без приглашения, сжег голову Ганеши своим взглядом. Тогда Шива, по совету своего божественного собрата Брахмы, приставил ребенку голову первого встречного земного существа, которым оказался слон.

Свой титул Ганапати (повелитель войска ганов) Ганеша обрел, благодаря мудрости и сообразительности. За право стать Ганапати он соперничал со своим братом Скандой. Отец-Шива поставил условие - владыкой ганов станет тот, кто первым обежит вокруг сотворенной Вселенной. Сканда решил действовать по принципу «сила есть - ума не надо», он незамедлительно приступил к своему марафонскому забегу. Ганеша оказался умнее… Бог-слон неспешно обошел по кругу своих отца и мать. А поскольку Шива и Парвати как раз и являются символическим воплощением Вселенной, то Ганеша выиграл состязание.

Как вы могли заметить, бога-слона всегда изображают с одним бивнем. Есть несколько легенд, объясняющих потерю второго бивня. Одно предание утверждает, что Ганеша некогда записывал древнейший эпос Махабхарату под диктовку мудреца Вьясы. В процессе записывания сломалось перо. Не желая пропускать ни строчки текста, Ганеш отломил один из своих бивней, и стал использовать его в качестве пера.

По другой легенде, Ганеша сам себе нанес травму во время сражения с гигантским демоном Гаджамукхой. Бог-слон швырнул в противника собственный бивень, словно копье. Магический бивень обратил соперника в крысу, которую Ганеша стал использовать в качестве ездового животного.

В этой статье вы узнаете:

В индуизме каждый бог покровительствует какой-то сфере жизни людей. Божество Ганеша, значений у которого больше, чем у других духов, помогает земным существам во многих делах. Он устраняет препятствия перед теми, кто честно трудится, и награждает их за это материальными благами. Человек, который отправился в путешествие или стремится обрести новые знания, также получит поддержку доброго Ганеши.

Что это за божество

Божество Ганеша, иначе именуемое Ганапати, легко запомнить из-за его необыкновенной внешности. Оно имеет тело человека и голову слона. Ганеша считается покровителем тех людей, которые ведут праведную жизнь, не забывают молиться и имеют светлые помыслы. На таких людей он направляет всю свою доброту и благосклонность.

На родине Ганапати бог процветания и мудрости относится к числу духов, которые особенно почитаются индийцами. Свое уважение они проявляют, прибавляя к имени божества приставку Шри. Танцующий Ганеша является сыном верховного бога Шивы и его супруги, дочери царя гор, Парвати. Супругами Ганеши выступают две богини: Буддхи, которая управляет разумом, и Сиддхи, в ведении которой находится успех.

Хобот Ганапати наделен необыкновенной силой, с помощью которой божество может устранить любые препятствия, очистив дорогу тому, кто хочет достигнуть вершин в каком-либо деле.

Иконография Ганеши

Существуют разные изображения Ганеши. Иногда его рисуют с желтым телом, а в некоторых случаях – с красным. У божества большой живот, 4 руки и мощная голова слона с одним бивнем.

Пояс бога обвивает змея, символизирующая энергию, которая может принимать самые разные формы.

На большинстве картин Ганеша восседает на цветке лотоса. Рядом с ним всегда можно увидеть мышь или крысу (иногда ее заменяют землеройкой или собакой). Легенда утверждает, что добрый бог усмирил это создание, которое раньше имело душу дьявола. Животное, являющееся символом суетности, дерзости, стало таким послушным, что разрешило себя оседлать. С тех пор Ганеша ездит на нем. А индийцы верят, что Шри Ганеша помогает духовному росту посредством избавления от суетливости, эгоистичности и гордыни.

Рук у Ганапати несколько. На разных изображениях их количество может достигать 4, 6, 8, 18 или 32. При этом в верхних конечностях он держит лотос и трезубец. Четвертая рука расположена таким образом, что создается впечатление, будто она что-то дарит смотрящему на бога. Иногда в ней лежит лада – сладкое лакомство из рисовой муки. В других руках божества могут находиться такие предметы:

  • аркан, который помогает поймать удачу;
  • топор, отсекающий все видимые и невидимые препятствия, лежащие на пути к цели;
  • раковина, являющаяся источником мудрости;
  • посох, который является символом опоры, необходимой человеку на протяжении всей жизни;
  • чаша изобилия , которая несет в дом достаток и добрую энергетику;
  • лепешка, посредством которой человеку будет даровано благосостояние;
  • цветок лотоса, символизирующий развитие духа.

Хобот божества держит конфету. Она является символом счастья, которое дарит освобождение от влияния негативных энергий. Большие слоновьи уши нужны Ганеше для того, чтобы не упустить ни одной просьбы о помощи, которые посылают ему в своих молитвах люди.

Скрытый смысл частей тела Ганеши

Каждая часть тела бессмертного Ганапати имеет смысл. Голова слона олицетворяет свойственное божеству благоразумие, постоянство и преданность. Уши подтверждают доброту духа, символизируя его бесконечное благородство и желание помочь тем, кто в нем нуждается.

Бивень символизирует направленность на борьбу, желание преодолеть двойственность человеческой натуры, победить ее негативную сторону, отличающуюся леностью, склочностью, злобой и другими разрушительными качествами.

Длинный хобот говорит о высоких интеллектуальных способностях божества. Большим животом Ганешу наделили в знак его щедрости и великодушия.

Талисман Ганеша станет защитой и помощью человеку, желающему обрести уверенность и счастье.

Гипотезы рождения бога

В Индии существует сразу несколько легенд, которые объясняют необыкновенную внешность Ганапати.

Согласно первой из них, мать будущего божества давно мечтала о сыне, о чем страстно молила Вишну. Тот удостоил ее милости, и скоро у Шивы и Парвати родился мальчик. Это событие счастливые родители решили отметить торжеством, на которое пригласили всех желающих. Среди гостей присутствовал бог Шани, который обладал способностью глазами испепелять любой предмет. Взгляд этого духа упал на младенца, и вмиг голова Ганеши сгорела.

Шива приказал слуге принести голову первого же существа, которое попадется ему на дороге. Им оказался слон. Так, Ганапати обрел голову этого животного.

По второй версии, ребенок лишился головы из-за вспыльчивости своего отца, который своими руками ее оторвал, чем навлек на себя гнев жены. Желая скорее исправить содеянное, Шива прикрепил голову первого же попавшегося животного – слона.

Существует еще одна легенда, согласно которой сама Парвати слепила ребенка из глины и шафрана и установила его возле входа в свои покои в качестве охранника. Когда пришел Шива, мальчик преградил ему путь, за что и был лишен головы. Однако огорчение супруги привело бога в замешательство, и он решил загладить вину, пользуясь своим могуществом. Он вернул ребенка к жизни, подарив ему голову слона.

По поверьям, больше всего индийский бог Ганеша любит шарики, сделанные из кукурузы и имеющие сладкую сердцевину. Как-то на своем дне рождения он съел большое количество этих шариков, а потом, разъезжая на мыши, упал. Это произошло потому, что мышь испугалась, увидев проползавшую мимо змею, и сбросила своего седока. От удара все сладости высыпались наружу, однако бог не растерялся и тут же съел их снова, а для уверенности перетянул живот змеей, которая и стала причиной его падения.

Обращение к Ганеше в виде мантр

Для того чтобы индийское божество Шри Ганеша услышал живущего на земле, необходимо прочитать мантру , посвященную этому богу. При этом для каждой цели используется особенное обращение. Читать ритмичные сочетания следует только в хорошем расположении духа. Лучше их распевать. Делать это необходимо не менее 180 раз, при этом чувствуя каждый проговариваемый звук и передавая ему чистоту и благородство своих мыслей.

Для защиты

Чтобы защититься от недоброжелателей и врагов, следует читать следующую мантру: «Мангалам дишту ме махешвари». Это буквенное сочетание приведет человека к гармонии с собой и окружающим миром, даст ощутить сладость от освобождения негативной энергии.

Для процветания

Если человек приступает к какому-то нелегкому делу или оказался в сложной ситуации, из которой не может найти выход, ему следует прочитать следующую мантру: «Джей Ганеша джей Ганеша джей Ганеша пахи мам Ганеша Ганеша Ганеша ракша мам гам Ганапатайе намо намах ом Ганешайя намах».

Энергия звуков поможет очистить тонкие энергетические слои и заручиться поддержкой бога Ганапати. Это сочетание следует произносить предпринимателям, т.к. эта мантра в бизнесе помогает устранять препятствия любого характера.

Для гармонизации себя

Чтобы избавиться от страха, который часто становится препятствием в достижении целей, следует прочитать следующую мантру: «Ом гам ганапатайе намах». Это буквенное сочетание поможет обрести гармонию, найти нужный путь, который принесет человеку успех.

Очистит разум от сомнений, снимет психологические барьеры и страхи и такая мантра: «Ом Лакшми-Ганапатайе намах».

Для исполнения желаний

Мантра «Аум Ганадхипатайе ом Ганакридайе намаха» используется, когда человек хочет добиться исполнения какого-либо желания. Однако это сочетание используется и более широко: оно дарит удачу, помогает добиться высот в профессиональной деятельности, начать дело, которое принесет материальное благосостояние.

Ганеша в учении фен-шуй

Многих людей смущает необыкновенная внешность индийского бога Ганапати, и они не хотят ставить его образ дома. Однако только тонкий ум сумеет разглядеть за странностями облика душу, которая полна доброты и искреннего великодушия. Обрести духовную свободу, уверенность и гармонию в себе может только тот человек, который откажется от стереотипов в мышлении.

Бог Ганапати может стать эффективным амулетом во многих делах. Статуэтку божества с головой слона устанавливают дома, в офисе. Ее можно носить на руке или шее. Изображение духа для привлечения материального богатства кладут в кошелек.

Распространена мысль, что чем больше фигурка Ганеши, тем выше вероятность достичь успеха. Однако в китайском учении нет подтверждения этому факту.

Если у статуэтки по непонятным причинам вдруг отломилась какая-то часть, например, рука или бивень, или треснуло само основание, то это верный признак того, что божество уберегло хозяина дома от какой-то большой опасности. Не нужно избавляться от такого талисмана. Следует попробовать прикрепить отломившуюся часть к прежнему месту, сопровождая процесс словами искренней благодарности. Тогда божество восстановит свое состояние и сможет продолжить защищать человека, который ищет у него покровительства.

Бронзовую статую Ганеша лучше поставить в секторе запада или северо-запада . Хорошим местом для нее станет правая сторона рабочего стола. Фигурка из дерева укрепит взаимоотношения в семье, поэтому лучшим местом для нее будет юго-восточный или восточный сектор.

Недостаточно только поставить индийское божество в нужном направлении. Ганеша нуждается в постоянном внимании: с ним нужно разговаривать, тереть живот и ладони. Усилить интенсивность энергетических потоков в каком-либо секторе поможет распевание мантр, обращенных к богу с головой слона. Его благосклонность можно завоевать с помощью сладостей, которые следует класть на блюдечко перед статуэткой.

В индуизме существует множество различных богов, один из которых точно знаком многим благодаря своей голове. Ганеша, а речь идёт именно о нём, имеет слона. Это божество считается очень добрым и благосклонным к тем, кто ему молится и ведёт правильную . Давайте узнаем о нём побольше.

Кто такой Ганеша

Ганеша, или, как его ещё называют, Ганапати - бог благополучия и мудрости, относится к числу самых почитаемых и любимых божеств в . Он имеет большое значение для индуизма. Нередко в знак уважения перед его именем добавляют приставку Шри.

Ганеша - покровитель бизнеса и торговли, его призвание - убирать препятствия на пути к достатку и для тех, кому это действительно необходимо, награждать достатком за праведность. Кроме того, божество оказывает помощь странствующим и имеющим тягу к знаниям, исполняет желания.

Знаете ли вы? Поскольку, согласно древней легенде, с помощью хобота Ганеша разрушает все преграды, слоновий хобот считается у жителей Индии символом благополучия.


Ганеша - сын богов Шивы, в свиту которого входит, и Парвати. Его жёны - Буддхи (разум) и Сиддхи (успех).

Как выглядит (иконография)

У индийского бога жёлтое или же красное (изображать божество могут немного по-разному), огромный живот, четыре и голова слона с одним бивнем. На поясе - обвивающая змея, что является символом , проявляющейся в разнообразных видах.

Практически всё время бог сидит на цветке лотоса. Рядом находится мышь (по другим версиям, крыса, землеройка или даже ). Предание гласит, что Ганеша усмирил эту мышь, которая ранее была демоном, и начал на ней ездить.

Мышь - символ суетливости, дерзости. Такое толкование подтверждает: Ганеша уничтожает фальшивую суетность, гордыню, эгоистичность, дерзость. Обычно божество изображают с четырьмя руками, но случается и с шестью, восемью, восемнадцатью - до тридцати двух.

В верхних руках божества находятся цветок лотоса и трезубец, а четвёртая рука имеет такое расположение, будто она что-то дарит. Иногда в этой руке изображают ладу - сладкий шарик, сделанный из рисовой муки.
В хоботе у Ганеши конфета, это символизирует сладости от освобождения. А огромные уши у него не просто так, ведь он не должен пропустить ни одной просьбы о помощи от .

Тайный смысл частей тела

Практически все части тела индийского бога Ганеши таят в себе особый смысл:

  • слоновья голова - символ благоразумия, преданности;
  • огромные уши говорят о мудрости, умении услышать всех молящих;
  • бивень - это могущество и способность бороться с дуализмом;
  • хобот - символ его высокого ;
  • большущий живот показывает его щедрость, стремление спасти всех от страданий.

Знаете ли вы? Одна из самых больших статуй бога Ганеши находится в Таиланде в провинции Чачоенгсао. Размеры этого гиганта поражают: 15,8 метра в высоту и 23,8 метра в ширину.


Популярные версии рождения божества

По преданию, мать Ганеши мечтала о сыне и постоянно молила Вишну помочь, в результате тот сжалился и даровал ей , в честь которого организовали приём. Туда пришёл и бог Шани, у которого есть способность испепелять одним только взглядом.

Он глянул на малыша, и у того сгорела голова. Шива приказал прислуге достать первого попавшегося им . Вот так Ганеша обрёл слоновью голову.

Есть версия, что именно Шива оторвал сыну голову, разозлив этим жену. Чтобы исправить ситуацию, он прирастил Ганешу голову слона.

Ещё одна версия гласит о том, что Парвати слепила из шафрана и глины фигуру мальчика, которая стояла при входе в её комнату в качестве охраны, чтобы муж не заходил туда без спросу.

Однажды мальчик не дал зайти Шиве к Парвати, тот сильно разозлился и обезглавил мальчика. Богиня огорчилась, и Шива оживил Ганешу, подарив мальчику голову слона.

Как обратиться к богу-сладкоежке: мантры Ганеше

Чтобы обратиться к индийскому божеству, которое так любит , нужно использовать . Но для каждого случая они разные.

Для успеха и достижения целей

Для этого есть две мантры, которые используют, например, накануне серьёзного дела: Ом гам ганапатайе намах - направляет на правильный путь, принося успех. Ом шри ганешайе намах - помогает бизнесменам, способствует раскрытию и развитию талантов.


Для очищения ума и препятствия страхам

Эта мантра нужна для очистки разума от плохих , которые их засоряют; она приводит в порядок перед каким-либо ответственным событием: Ом Татпурушайя Видмахи Вакратундайя Дхимахи Танно Данты Прачодайят Ом Экадантайя Видмахе Вакратундайя Дхимахи Танно Данты Прачодайят

Кроме этого, чистят разум, убирают преграды, убивают боязнь и фобии ещё две мантры: Ом Лакшми-Ганапатайе Намах и - Ом Гам Гам Ганапатайе Хигхна-Хинаши Ме Сва­ха.

Для любых начинаний

Гарантирует успех в начинаниях: Джей Ганеша Джей Ганеша Джей Ганеша Пахи Мам Шри Ганеша Шри Ганеша Шри Ганеша Ракша Мам Гам Ганапатайе Намо Намах Ом Шри Ганешайя Намах

Для защиты от врагов

Мангалам Дишту Ме Махешвари - защищает от врагов и недругов.

Для исполнения желаний

Аум Ганадхипатайе Ом Ганакридайе Намаха - кроме исполнения желаний, также способствует успешным начинаниям, процветанию.

Внешность Ганеши на первый взгляд может не приглянуться, но божество покровительствует лишь людям с тонким . Поэтому учитесь видеть истинную суть, которая прячется за , иначе на вашем пути к обретению духовности будет большая преграда.

Для удачи и материального благополучия не достаточно знать, кто такой Ганеша - следует купить статуэтку бога и разместить её в своём жилище. Есть мнение: чем больше фигурка, тем лучше (якобы достатка придёт очень много). Правда, эта теория подтверждения не обрела.

Важно! Фигурки Ганеши также носят на руке, шее, в кошельке. Если же у мини-божества отломалась какая-то деталь, знайте - Ганеша уберёг вас от неприятности и перебрал негатив на себя. Не торопитесь выкидывать поломанный талисман. Если отломанная частичка не потерялась, попробуйте прикрепить её на место и не забудьте о словах благодарности - в таком случае бог возвращается в своё изначальное состояние, продолжая оказывать покровительство и помощь, как и до поломки.

Бронзовую фигурку лучше разместить на западе или северо-западе жилища, можно выделить ей место и на своём , по правую руку. А деревянную фигурку следует разместить в зоне семьи (восточная сторона) или же богатства (юго-восточная часть дома). Всё это для прибавления денег.
Обязательно относитесь к статуэтке уважительно, трите богу живот и ладонь - он это обожает. В целях усиления эффекта при этом следует распевать мантры, обращённые к нему. Также, чтобы заслужить благосклонность божества, рекомендуют разложить возле его фигурки конфеты или другие сладости.

Теперь вам известны основные особенности культа Ганеши. Верить в силы индийского божества с головой слона или нет - дело каждого, но всё же фигурка с его изображением и уважительное отношение к ней ещё точно никому не помешали. Тем более что приобрести её не является проблемой в наше время. И ехать для этого в Индию совсем не обязательно.

В индийской мифологии Ганеша - владыка препятствий, бог мудрости, покровитель мудрецов. Он является тем, кому поклоняются первому.

1) Генеалогия. Ганеша (Ганапати) - сын Шивы с головой слона. Шива назначил его главнокомандующим ганов, назвав его Ганапати (владыка ганов).

2) Рождение. В то время, когда Шива и Парвати захотели принять форму обезьян и получить удовольствие в лесу, Парвати забеременела, и Шива взял семя из ее чрева и отдал его Вайю (Бог ветра). Вайю хранил его в утробе Анджаны, которая родила сына по имени Хануман.

Шива принял форму слона с бивнями, а Парвати слонихи самки. Парвати родила сына в форме слона. Этот сын был назван Ганеша. (Уттара Рамаяна).

3) Сломанный бивень. Однажды Парашурама прибыл на Кайлас встретиться с Шивой. В то время Шива выполнял важную медитацию. Ганеша не пропустил Парашураму, между ними возникла дуэль. В этом поединке один из бивней Ганапати был сломан. (Падма Пурана).

4) Превращение в ворона. Исключительно жаркое лето установилось однажды в Южной Индии. Вся земля пересохла. Тогда мудрец Агастья отправился к Шиве и попросил некоторое количество святой водой. Господь положил реку Кавери, которая поклонялась ему в это время в камандалу (сосуд, который саньясины носят с собой) Агастьи и отправил его обратно. Индра, который не одобрил это действие Шивы, попросил Ганешу опрокинуть камандалу Агастьи со святой водой, и Ганеша, в облике вороны полетел и сел на краю камандалы, чтобы перевернуть ее. Агастья и ворон ссорились друг с другом. Тогда, Ворон принял свою первоначальную форму Ганеши и благословил Агастью. Кроме того, Ганеша заполнил камандалу Агастьи святой водой, которую последний распределил среди преданных в Южной Индии, теперь эта вода превратилась в реку Кавери.

5) Рассказы о голове Ганеши. Пураны содержат две разных истории относительно того, как Ганеша получил голову слона. После того, как Парвати обратила внимание планеты Сатурн на Ганешу, его голова была спалена дотла энергией взгляда Сатурна, и в соответствии с этой историей, голова Ганеши была потеряна и заменена слоновьей.

Другая история более интересная. Когда однажды Шива попытался войти в комнату, где Парвати принимала ванную одетой только в одну одежду, Ганеша помешал Шиве сделать это. Шива, разгневанный созданным Ганешей препятствием, отрубил ему голову, и когда его гнев остыл, он заменил потерянную голову Ганеши головой слона. (Падма Пурана).

6) Свадьба Ганеши. Ганеша имеет двух жен, которых зовут Сиддхи и Буддхи. Когда Ганеша и Субраманья достигли возраста вступления в брак, они поскорее спешили сделать это. Шива решил провели испытание. Шива и Парвати сказали своим сыновьям, кто вернется первым обойдя весь мир, тот сможет жениться первым. Субраманья сел на свое транспортное средство павлина и отправился в путешествие вокруг света. Ганеша не сделал ничего подобного. Спустя некоторое время он обошел своих родителей, Шиву и Парвати. Когда его попросил объяснить его действия, Ганеша ответил, что поскольку вся Вселенная существует в Шиве и Парвати, и следовательно, обойдя вокруг них, он обошел весь мир. Удовлетворенные его ответом, родители разрешили Ганеше жениться первым.

7) Vighneshvaratvam. (Сила устранять все препятствия). Ганеша называется Вигнешвара потому, что он бог, который устраняет все препятствия на пути людей или создает их.

Ганеша владыка препятствий. Ганеша имеет как силу устранить какие-либо препятствия, так и силу, чтобы поставить преграды на пути кому-нибудь. Таким образом, обрел популярность обычай совершать поклонения Ганеше в самом начале любого действия для его завершения без препятствий и сопротивления. Индийцы верят, что какие-либо действия должны начинаться с такого поклонения, чтобы быть надлежащим образом законченными и выполненными.

В подтверждение этого, существует легенда. Дэвы решил назначить Субраманью генералом своей армии, чтобы убить Таракасура. Когда Индра взял сосуд с водой, очищенной мантрами чтобы миропомазать голову Субраманьи, его руки онемели и он стоял ошеломленный. Тогда Шива сказал, что любое действие, начатое без пуджи Ганеше, встретится с препятствиями.

Индра сразу совершил поклонение Ганапати и его руки восстановились из парализованного состояния. И, Субраманья, был должным образом помазан святой водой.

8) Ганеша записывает Махабхарату. После смерти Кауравов и Пандавов, мудрец Вьяса вошел в медитацию. Вся история Бхараты нашла свое отражение в зеркале его ума. Он хотел изложить этот рассказ в великой поэме и попросил Брахму подыскать ему подходящую личность, чтобы записать его историю под диктовку. Брахма предложил для выполнения этой миссии Ганешу. Когда Вьяса подумал о Ганеше, тот появился перед мудрецом. Но Ганеша не оценил эту идею, выступить в качестве писца мудреца Вьясы. Он предусмотрел условие, что он будет записывать поэму, диктуемую Вьясой таким образом, чтобы его перо (по одной из версий он использовал свой бивень) ни разу не останавливалось (Вьяса не делал пауз), пока эпос не будет завершен. Вьяса согласился, предусмотрительно добавив свое условие, что когда он будет без малейшего перерыва или паузы диктовать, Ганеша не должен записывать текст, не поняв его смысл. При таких условиях составление Махабхараты было завершено в течение трех лет. (Ади Парва, глава 1, стихи 74-80).

9) Ганапати пуджа. Ганеша занимает самое видное место среди божеств, связанных с Шивой. В Южной Индии, Ганапати пуджа стала популярной в VI веке нашей эры, и сохранившиеся идолы Ганапати, возможно, были сделаны в тот период. В Южной Индии, количество храмов посвященных Ганеше не меньше количества храмов, посвященных Субраманье. Статуя Ганеши устанавливается на воротах деревень и крепостей, под фиговым деревом, у входа в храмы и в юго-западном углу храмов Шивы. Два типа статуй важны: Itampiri (хобот повернут в левую сторону) и Valampiri (хобот повернут в правую сторону). Чрезвычайно большой живот Ганеши содержит в себе всю вселенную.

10) Другие имена Ганеши (Ганапати).
Vinaayaka, Vighnaraaja, Dvaimaatura, Ganaadhipa, Ekadanta, Heramba, Lambodara, Gajaanana.

October 17th, 2017

Сегодня вторник, день Марса, Мангалавара. В этот день недели рекомендуется прибегать к практикам Ганапати. И намедни я как раз вспоминал великого, на мой взгляд, переводчика тантрических текстов, который создал для нас русскоязычный вариант текста коренной тантры класса чарья - "Махавайрочана абхисамбодхи", а также комментариев к ней И-цзина и Буддагухьи. Также его перу принадлежит перевод общей объяснительной крия-тантры "Сусиддхикара-сутра", коренного текста йога-тантры - "Ваджрашекхара" и комментариев к ней Амогхаваджры. На русский язык никто из известных наших буддологов, любителей Ламрима, перевести это ни разу даже не попытался)). Об этом переводчике кратко можно прочитать здесь - https://www.hse.ru/staff/fesyun Андрей Григорьевич Фесюн выпустил в свет много различных книг, но упомянутые мною тантрические тексты, комментарии к ним и ряд статей вы можете скачать в трёх томах вот здесь - Тантрический буддизм . В день мангалавара я как раз и вспомнил о его статье, посвящённой слоноголовым божествам)). Вот она:

Популярное божество со слоновьей головой, широко известное под именем «Ганеша», является интригующим для всех, интересующихся Востоком, вплоть до наших дней. Это мистическое божество, поздно вступившее на арену ведического пантеона, довольно быстро превратилось в одну из самых значительных фигур; наука, йога, тантры, танцы, драматургия, музыка, каллиграфия, ― все эти сферы человеческого самовыражения возникли благодаря существованию Ганеши. Он исполняет желания своих почитателей, отгоняет от них все злые воздействия, приносит им радость, достаток и мир. В священных текстх приводятся многочисленные легенды о его рождении. Самая популярная ― та, в которой рассказывается, как богиня Парвати сотворила Ганешу в виде охранителя своей частной жизни.

Раздраженная отказом мужа уважать ее право на уединение, возмущенная тем, что он позволял себе входить в ее покои даже тогда, когда она принимала ванну, Парвати решила определиться с этим раз и навсегда. На следующий раз, перед тем, как войти в ванную комнату, она соскребла со своего тела некоторое количество мази ароматного сандалового дерева и слепила из нее фигуру юноши. Вдохнув в нее жизнь, она объявила ему, что он является ее сыном и должен охранять вход, покуда она принимает ванну, для чего вооружила его палицей и передала некоторые колдовские приемы.

Вскоре после этого Шива (божество разрушения и муж Парвати) пришел, чтобы взглянуть на нее, однако юноша встал перед ним и не пускал внутрь. Шива разгневался, не зная, что это ― его сын, и с яростью стал с ним сражаться, в результате чего голова юноши оказалась отделенной от тела. Выйдя из ванной, Парвати увидела своего обезглавленного сына; в горе и гневе она угрожала уничтожить небо и землю.

Шива успокоил ее и приказал своим сподвижникам (известным как гана) пойти и принести голову первого живого существа, которое они встретят. Таковым оказался слон; они отрезали у него голову, приставили ее юноше и вновь вдохнули в него жизнь. Обрадованная Парвати обняла своего сына.

Шива назвал его Ганеша; это слово состоит из двух частей: гана (последователь Шивы) и иша (повелитель). Таким образом, он был назначен повелителем его последователей.

Ганеша обычно изображается с головой слона и лишь одним бивнем; второй отломан. Другой его отличительной чертой является большой живот, почти выпадающий через край нижней одежды. Через левое плечо и груди повязана священная нить, обычно в форме змеи. Повозку Ганеши тащит мышь, часто изображаемая поклоняющейся своему повелителю.

Согласно строгим правилам индуистской иконографии, запрещено изображать Ганешу лишь с двумя руками, поэтому чаще всего из у него четыре, что является признаком божественности. На некоторых фигурах мы видим шесть, восемь, десять, двенадцать и даже четырнадцать рук, в каждой из которых зажат отдельный символический предмет (всего таковых насчитывается до пятидесяти).

Сами физические аттрибуты Ганеши богаты символизмом. Обычно одна его рука совершает охранительную абхая-мудру, а в другой держит сладость (модака), выражающую сладость осознания своей внутренней сути. В двух других руках он часто держит перед собой анкушу (слоновье стрекало) и пашу (аркан). Последний предназначен для уловления и удерживания мирских желаний и привязанностей; первый ― для направления людей на путь добродетели и истины. Также стрекалом Ганеша поражает и устраняет всяческие препятствия.

Его толстый живот символизирует природное изобилие, а также то, что Ганеша проглатывает все несчастья вселенной и охраняет мир.

Облик Ганеши составной: четыре существа ― человек, слон, змея и мышь - формируют его фигуру. У всех у них вместе и у каждого по отдельности есть глубокое символическое значение. Таким образом, облик Ганеши представляет собой вечное человеческое стремление к слиянию с природой.

Главной отличительной его чертой является слоновья голова, символизирующая благорасположенность, силу и интеллектуальную мощь. Все качества слона заключены в облике Ганапати. Это ― самое большое и сильное животное леса, однако он добр и, что удивительно, ― вегетарианец, поэтому не убивает для собстенного пропитания. Он очень привязчив и предан своему хозяину и очень хорошо чувствует, когда к нему относятся с добром и любовью. Хотя Ганеша и обладает огромной силой, он также любящ и всепрощающ; его трогает привязанность поклоняющихся ему. В то же время, если его спровоцировать, слон может уничтожить весь лес, являясь армией сам по себе. Он также совершенно безжалостен в искоренении зла.

И еще, большая голова Ганеши символизирует мудрость слона. Его огромные уши, подобно опахалу, отсеивают добро от зла. Слыша все, они оставляют одно доброе; они чутко воспринимают все просьбы молящихся ― большие и малые.

Хобот Ганеши ― символ его проницательности (вивека), наиболее важного качества в духовном совершенствовании. Слон пользуется им для того, чтобы свалить крупное дерево, донести до реки огромные бревна или для других тяжелых работ. Тот же огромный хобот может быть использован для того, чтобы поднять несколько травинок, или разбить небольшой кокосовый орех, снять твердое покрытие и съесть мягкое содержимое. Самые тяжелые и самые тонкие операции по силам этому хоботу, символизирующему разум и проницательность Ганеши.

Любопытным аспектом его портретного изображения является обломанный бивень, от чего произошло еще одно его имя ― Экаданта (где эка ― «один», а данта ― «зуб»). По этому поводу существует одна интересная легенда:

Когда Парашурама, один из любимых учеников Шивы, пришел с визитом, то столкнулся с Ганешей, охранявшим внутренние покои. Поскольку его отец спал, Ганеша не позволил ему войти. Парашурама, тем не менее, не оставлял попыток проникнуть внутрь, и дело дошло до обмена ударами. Ганеша схватил его хоботом, раскрутил и бросил на землю, от чего Парашурама на время потерял сознание. Прийдя в себя, он бросил в Ганешу топор; тот узнал в нем оружие отца (Шива подарил его Парашураме) и не стал уворачиваться, но почтительно принял удар одним из бивней, который немедленно отвалился, и теперь у Ганеши всего один бивень.

По другой легенде Ганешу попросили записать великий индийский эпос ― «Махабхарату», который ему собирался диктовать сам автор, святой Вьяса. Представляя себя гигантские масштабы и значимость этого труда, Ганеша понял неуместность в таком деле любого обычного «пера», поэтому он обломал один из своих бивней и сделал из него письменное стило. Урок из этого: в стремлении к знаниям не бывает чрезмерных жертв.

В древней драме «Шишупалвадха» приводится иная версия. Там сказано, что Ганеша лишился бивня происками негодяя Равана (отрицательного героя «Рамаяны»), который силой отнял его, чтобы сделать из слоновой кости серьги для красавиц Ланка.

Маленькая мышь, на которой, предположительно, должен ездить Ганеша, ― еще одна занятная фигура его иконографии. На первый взгляд кажется странным, что повелителю мудрости выдали скромную, ничтожную мышь, разумеется, не могущую поднять ни его массивную голову, ни огромный живот. Однако, это подразумевает, во-первых, что мудрость ― это довольно причудливый конгломерат факторов, а во-вторых, ― что мудрый никогда не считает что-либо в этом мире непропорциональным или отталкивающим.

Во всех смыслах мышь сопоставима с высоким интеллектом. Она способна незаметно проскальзывать в такие места, куда, как считается, проникнуть невозможно. При этом ее мало занимает мысль о том, насколько это добродетельно или зловредно. Мышь, таким образом, представляет наш блуждающий, ищущий ум, притягиваемый к нежелательным, испорченным областям. Изображая мышь поклоняющейся Ганеше, подразумевают, что интеллект приручается его силой проницательности.

При любой попытке проникнуть в глубины феномена Ганеши следует помнить, что он был рожден богиней Парвати без какого бы то ни было вмешательства со стороны ее мужа Шивы, и поэтому их отношения с матерью уникальны и специфичны. Чувствительная природа этих отношений становится яснее при прочтении следующей легенды:

Будучи ребенком, Ганеша мучил кошку, дергая ее за хвост, катая по земле и причиняя ей большую боль, как часто делают избалованные дети. Через некоторое время, когда эта игра ему наскучила, он пошел к своей матери Парвати и обнаружил ее страдающей, покрытой царапинами и всю в пыли. На вопрос ― что произошло, он получил ответ, что сам в этом виноват. Она объяснила, что была той самой кошкой, с которой он забавлялся.

Его абсолютная привязанность к матери ― причина того, что в южно-индийской традиции Ганеша изображается в одиночку, без партнера-женщины. Свою мать Парвати он считал самой прекрасной и совершеннейшей женщиной во вселенной. Приведите мне такую же прекрасную женщину, ― говорил он, ― и я женюсь на ней. Но никто не мог найти равную восхитительной Ума (Парвати), так что поиск продолжается до наших дней…

В противоположность этому, в северной Индии Ганеша часто изображается с двумя женами ― дочерьми Брахмы, а именно Буддхи и Сиддхи, которые метафорически выражают мудрость и достижение соответственно. В йогических школах Буддхи и Сиддхи представляют собой женские и мужские потоки в человеческом теле. Произведения искусства выражают этот аспект Ганеши грациозно и очаровательно.

В тантрическом направлении Ганеша изображается в облике Шакти Ганапати. Здесь у него четыре руки, две из которых держат символические предметы, а двумя другими он обнимает свою наложницу, усевнуюся на его левом бедре. Третий глаз на этом изображении ― разумеется, глаз мудрости, взгляд которого проникает за пределы обычной физической реальности.

Ганеша соотносится с муладхара-чакрой в теле человека; его цвет ― красный.

Рассмотрение Повелителя Ганеши невозможно без упоминания о мистическом слоге ОМ. Это ― наиболее сильный, универсальный символ божественного присутствия в индуизме. Считается, что таков был первый звук после создания мира.

В перевернутом виде этот божественный профиль образует профиль божества с головой слона.

Ганеша, таким образом, ― единственное божество, в «физическом» смысле ассоциируемое с доисторическим священным звуком ОМ ― весомое напоминание о его высоком положении в индуистском пантеоне.

Нандикешвара

Божество с головой слона. Именуется «Радостным Небожителем» (歡喜天, яп. Кангитэн), «Великим Благородным Небожителем» (大聖天, яп. Дайсётэн) или (полностью) «Великим Благородным Радостным Небожителем Самопребывания» (大聖歡喜自在天, яп. Дайсё канги дзидзайтэн).

Ранее Нандикешвара были предводителями войск Махешвара (大自在天, яп. Дайдзидзайтэн), царями демонов, приносившими несчастья и страдания людям, однако после обретения Учения Будды стали божествами счастья и достатка, охраняющими буддийский Закон. Поклоняясь им, устраняют бедствия и страдания, обретают изобилие и богатство.

В эзотерическом буддизме является Основным Почитаемым группы Благородных Небожителей, несущих добродетельное счастье.

В Японии стали рассматриваться, как хранители гармоничных отношений между супругами; помещаются в ракрываемые дверцей поставцы и редко выставляются на обозрение. Представляются в виде одной или двух фигур; чаще всего — во втором варианте, стоя и обнявшись, в обликах мужчины и женщины; подбородки положены на правое плечо партнера. Иногда обе головы повернуты в одну сторону; очень редко представляются целующимися.

Когда они еще были царями злобных демонов, мучивших людей, Авалокитешвара обращался небесной девой и удовлетворял демоническую плотскую страсть; обратившись же в буддизм, они стали защитниками учения. Их называют Винаяка В Двух Телах (双身毘奈夜迦, яп. сосин бинаяка). Ритуал поклонения включает поливание фигур маслом и рисовым вином, по причине чего небольшие фигурки, изготовленные из меди, с веками приобрели блестящее черное покрытие. Церемония поклонения Благородному Небожителю проводится втайне, группой посвященных, и включает подношения дальневосточной редькой (蘿蔔根, рафукон) в виде фаллического символа.

Фигура Радостного Небожителя с двумя руками изображена во внешнем пределе Ваджрадхату-мандалы; на отдельных же картинах или в скульптурах его представляют с четырьмя или шестью руками, а также иногда трехголовым.
Винаяка

Шесть Отделов Винаяка Четырех Направлений (四方六部歡喜天, яп. сихо рокубу кангитэн):

восток — Алмазный Дробитель — сангай бинаяка (зонтик),

юг — Алмазная Пища — кэман бинаяка (гирлянда),

запад — Алмазная Одежда — кокюсэн б. (сжимающий лук и стрелы),

север — Алмазное Лицо — тёдзу-тэн (Божество С Головой Вепря),

север — Алмазное Заклинание — кото бинаяка (сжимающий меч),

север — Винаяка — канги-тэн (Радостное Божество).

Слово винаяка означает «удалитель», «уничтожитель»; это божество, воздвигающее препятствия исполнению ритуалов и обретению просветленности, однако оно может удалить эти препятствия, если его умиротворить. Имена его — те же, что и у Нандикешвара; Кэйсицу в «Гёдзохонки» говорит о нем следующее:

Этот великий, благородный небожитель-царь есть свободно превращающееся тело Махешвара; сокровенное учение гласит, что его называют «Благородным Небожителем», поскольку он обладает Шестью Чудесными Проникновениями; «Великим Свободным Небожителем» его называют, так как он полностью овладел мудростью и состраданием. Он — не обычный Винаяка, но Тело Превращения Татхагаты Махавайрочана, а также бодхисаттвы Авалокитешвара, поэтому, говоря о его исходном теле, всегда прибавляют «Благородное».

Другие его санскритские имена: Нандикешвара («Радостный Повелитель»), Ганеша («Предводитель Войск»), Ганапати («Повелитель Войск»). Последние два имени даны потому, что он предводительствует сонмами воинов Махешвара (Ишана). В «Ганкоки» сказано:

Сила, укорененная в добродетели сострадания, придает всем Винаяка радостное сердце (яп. кангисин), так что даже пытки не оказывают на них воздействия.

«Радостным» его еще называют потому, что в эзотерическом буддизме он тесно ассоциируется с восторгами, возникающими при сексуальном единении. Одно из изображений Винаяка, используемых в тайных ритуалах с целью перенаправить его энергию на устранение препятствий, им же воздвигнутых, представляет его в виде обнимающейся пары. В «Канги сосин куёхо» говорится:

Наложница царя-небожителя Великого Самопребывания (Махешвара), богиня Ума (Умахи) родила три тысячи детей. Тысяча и пятьсот находятся слева, и первый среди них — царь Винаяка, каждое действие которого являет зло. Он предводительствует над ста семью тысячами разрядов Винаяка. Тысяча и пятьсот находятся справа, и первый среди них — бог Сэнаяка, приверженец добродетели, каждое действие которого благо. Он предводительствует над ста и семью десятью восьмью тысячами разрядов воителей, поступающих благородно и высоко держащих добродетель. Царь Сэнаяка — Тело Превращения Авалокитешвара. Для того, чтобы подчинить злые практики царя Винаяка он проявляет себя в обликах мужей и жен, предстающих в совершенно одинаковых видах, обнимая друг друга… Ради того, чтобы обильно наградить несчастных живых существ, Татхагата Махавайрочана так проявляет свои Тела Превращения.

Обнимающиеся тела Винаяка описаны в различных текстах, таких как «Канги хисё», «Какудзэнсё» и «Бякухо кусё». В одном из легенд говорится, что Благородный Небожитель был сыном наложницы Махешвара. Его внешность была вульгарной, представления низки, поведение яростное и злобное, из-за чего его и прогнали с небес. Проживая на горе Винаяка, он обратил внимание на прекрасную богиню, появившуюся рядом, и набросился на нее, однако та обратилась ужасным демоном, объявившим, что она — Кундали. Увидев этой отвратительный облик, Винаяка сильно испугался, но Кундали сказала: Теперь ты в моей власти, однако я сжалюсь над тобой и стану твоей наложницей, дабы твое сознание отвратилось от зла и наполнилось прекрасными вещами, и более не строило препятствий и затруднений».

Другая легенда повествует об одном царе, проживавшем на континенте Маракейра, который ел лишь говядину и редис. Когда весь скот в его царстве был съеден, он принялся пожирать плоть мертвецов, а когда и они закончились принялся за живых людей. Верховный министр вместе с группой подданных и солдат убили омерзительного царя, который немедленно обратился злобным демоном Винаяка и исчез в небе. После этого царство поразили голод и эпидемии; тогда министр и подданные стали молиться Сахасрабхаджарья Авалокитешвара, который принял облик женщины Винаяка, и эта манифестация бодхисаттвы соблазнила злого демона. Пребывавший в радости (канги) от сексуального удовлетворения, полученного от наложницы, Винаяка снял проклятие голода и болезней со страны, и люди в ней зажили в мире.

В «Ганкоки» сказано, что Винаяка есть тело Превращения Махавайрочаны, «для которого нет места, куда оно бы не достигло» (яп. мусё фуси-син), которое Татхагата проявляет для освобождения живых существ подходящим для их восприятия образом. Также он — превращенное тело бодхисаттвы Авалокитешвары: «Бодхисаттва проявляется в этом теле, как наложница Винаяка, носительница добродетели, и потому отвращает Винаяка от создания препятствий».

В «Сёсэцу фудоки» дается следующее иконографическое описания Винаяка:

«Он изображается с человеческим телом и головой слона. В правой его руке — широкий топор; левая согнута в локте, а в ладони, обращенной направо, зажат огромные редис, указывающий налево».

В «Дарани сюкё» приводится такое описание:

«У него человеческое тело и слоновья голова. Его правый локоть согнут, а в ладони, обращенной вверх, зажат редис. В левом кулаке, ладонью вверх, он держит «кольцо удовольствия» (яп. канги-тон). Тело и руки его украшены браслетами, ожерельями, поясом, парчой «утренняя дымка» (яп. асагасуми) и прочим. Он сидит с подогнутыми ногами».

Примечания

Шесть сверхъестественных способностей (санскр. шадабхиджня, яп. рокуцу).

Цит. по: «Миккё дайдзитэн». С. 384, s. v. Кангитэн.

Тайсёдзо-дзудзо 1:127.

Цит. по: «Миккё дайдзитэн». С. 384, s. v. Кангитэн. На мандале Алмазного Мира он изображен таким же, но сидящим со скрещенными ногами на лотосовом листе. На Гэндзу-мандара он сидит со скрещенными ногами, держит редис в левой руке, а в правой — слоновье стрекало-крюк (иногда — широкий топор).

Последние материалы сайта