Ближневосточные расклады. За что воюют в Сирии. Кто такие сунниты, шииты и алавиты: в чем разница и каковы основные различия между ними

23.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Конфликт в Сирии не исчезает из лент новостей пятый год подряд. Может сложиться впечатление, что воюют там уже целую вечность без веских на то причин. Оснований для обострения конфликта и его продолжительности великое множество. Сегодня речь пойдет об этно-конфессиональных различиях и противоречиях – ключевом катализаторе гражданской войны в Сирии.

Сирию едва ли можно назвать полиэтничной страной - 90% ее населения составляют арабы, и лишь оставшиеся 10% - курды и прочие меньшинства. Однако, это не касается ее конфессионального состава: можно выделить по меньшей мере пять крупных общин, и шесть, если учитывать этнический фактор.

Базовый раскол


Сунниты и шииты на карте исламского мира

Исламский мир традиционно делится на суннитов и шиитов. Вопрос различий между этими двумя течениями регулярно поднимается на просторах Интернета, и особенно активно - в связи с нынешними конфликтами на Ближнем Востоке, которые некоторые эксперты помещают в контекст внутриисламского противостояния.

Первоначально раскол произошел в связи с политическими причинами - разделение произошло по вопросу о том, кто имеет право наследовать титул халифа: шииты считали, что он должен передаваться по наследству среди потомков одного из т.н. «Праведных Халифов» - Али. Сунниты, в свою очередь считали, что титул халифа должен передаваться по согласию Уммы - исламской общины.

Однако, с течением времени раскол усиливался в вопросах религиозных практик. На завоеванных арабами территориях располагался и функционировал достаточно весомый пласт до-исламского наследия, адепты которого пытались привнести в ислам некое видение вопросов религии. Начало развиваться сектантство, особенно среди шиитов, которые находились в гораздо менее выгодном положении, чем сунниты - в первую очередь из-за своей малочисленности. Среди изолированных групп представителей шиизма возникали новые учения, которые со временем настолько разошлись с первоначальной трактовкой, что превращались в самостоятельные течения ислама. В результате разрастания отдельных религиозных сект возникли различные группы внутри шиизма, многие из которых представлены проживающими в Сирии меньшинствами: алавиты, шииты-исмаилиты, друзы и т.д.

Алавиты


Расселение алавитов в Сирии

Алавиты среди сирийских меньшинств играют, пожалуй, самую важную роль. К этой группе населения принадлежит президент страны - Башар Асад.

Данные по численности этой религиозной группы в Сирии очень сильно варьируются - от 12% до 18%, что, в общем-то, неудивительно в условиях поликонфессиональной страны, где до недавнего времени мирно уживались представители многих общин и границы самоидентификации могли сдвигаться. Немаловажную роль играет и традиционный принцип «такыйя», согласно которому алавит может исполнять обряды других религий, сохраняя веру в душе. Такой подход сформировался в период османского владычества в Сирии, которое сопровождалось гонениями на представителей этого культа. При условии, что нельзя установить точную численность общины, можно обозначить границы ее расселения - это прибрежные районы страны, провинции Тартус и Латакия, где еще с XIX в. правили алавитские шейхи.

Рамки религиозного вероучения алавитов размыты. Это достаточно закрытая группа, а внутри самой общины существуют различные течения, идеи которых никак не кодифицированы. Например, алавиты делятся на тех, кто поклоняется свету и тех, кто поклоняется тьме; тех, кто отождествляют Али (ключевую в шиизме фигуру) с Солнцем, и тех, кто отождествляет его с Луной. В их религиозной системе существует множество мелких нюансов, которые стороннему человеку вряд ли станут ясны даже при более глубоком изучении вопроса.

Известно, что алавитов объединяет представление о «Вечной Троице»: Али, Мухаммаде и Сальмане аль-Фарси, каждый из которых воплощает собой определенные понятия в системе алавизма. Есть в алавизме и элементы, позаимствованные из христианства: они празднуют как Пасху, так и Рождество, на богослужениях читают Евангелие, почитая не только Ису (Иисуса), но и апостолов.

Все указывает на то, что алавизм - даже не течение внутри шиитского ислама, а отдельная религия - настолько некоторые аспекты вероучения расходятся с тем, что традиционно понимают под исламом. По этой причине алавитов долгое время не признавали частью своего течения даже в признанном центре шиизма - Иране. Там алавитов признали мусульманами и шиитами лишь в 1973 г., и то - больше по политическим причинам, чтобы наладить отношения с новым режимом, лидером которого стал алавит Хафез Асад.

Что же касается отношений с другими конфессиями, то радикалы в лице духовного авторитета нынешних религиозных фундаменталистов - салафитов (ваххабитов) Шейхуль-Ислам Ибн Таймии - четко обозначили свое отношение к алавитам (нусайритам) еще в XIII в.:

«Эти люди, именующие себя нусайритами … хуже своим неверием, чем христиане и иудеи! Более того, даже хуже неверием, чем многие многобожники! Их вред для общины Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) хуже, чем вред воюющих с мусульманами неверных».

Похожее отношение к алавитам сохраняется у радикалов до сих пор. Тезис о «непринадлежности» этой общины к исламу используется по ходу всего конфликта в Сирии. Исламисты объясняли мусульманам-суннитам, что борьба с режимом президента Асада - это «джихад» и против неверующих-алавитов, и против правителя, который не является мусульманином.

Впрочем, религиозные противоречия не мешали суннитам и алавитам мирно уживаться в рамках одного государства. Явного дисбаланса в виде чрезмерно непропорционального представительства алавитов в кругах политической элиты не было. Своеобразный паритет наблюдается и в семье Башара Асада, который женат на мусульманке-суннитке Асме Асад. При этом, большую часть правительства также составляют сунниты. Ничто не мешает Асаду принимать участие в праздновании как Ид аль-Адха (Курбан-байрам) вместе с мусульманами-суннитами, так и Пасхи вместе с христианами, оставаясь лидером многоконфессиональной страны.

Изображение ключевой фигуры в шиизме - Али

Шииты-двунадесятники

Как уже упоминалось выше, в шиизме, несмотря на то, что самих шиитов в исламском мире меньшинство, существует огромное количество сект и ответвлений. Но и среди шиитов есть свое большинство - это шииты-двунадесятники. Они получили свое имя потому, что признают в качестве духовных авторитетов двенадцать имамов из рода Али ибн Абу Талиба, полагая, что последний из имамов исчез в детском возрасте. Его возвращения под именем Махди они ждут и поныне. Шииты-двунадесятники составляют большую часть населения Ирана, также проживая в Ираке, Азербайджане, Ливане и Бахрейне. Присутствуют они и в Сирии - правда, в количестве 750 тыс. человек - 3% населения.


Зона проживания шиитов отмечена светло-красным

Основная зона проживания шиитов-двунадесятников - в пригородах Дамаска и вдоль границы со столь же многоконфессиональным Ливаном. Там же, неподалеку от Дамаска, располагаются основные шиитские святыни Сирии - например, мечеть Саида Зейнаб, которая, как считается, построена на месте захоронения Зейнаб - внучки пророка Мухаммеда. Эта святыня очень почитаема среди шиитов и относительно недавно стала местом массового паломничества. Кроме того, защита мечети Саида Зейнаб от суннитских джихадистов стала формальным поводом для участия шиитской «Хезболлы» и иранского КСИР в сирийском конфликте на стороне Башара Асада.

Бесспорно, причина участия Ирана и его группировки-сателлита в сирийском конфликте лежит отнюдь не в религиозном поле. Речь идет о борьбе между Ираном и Саудовской Аравией, которая, в свою очередь, поддерживает исламистов в Сирии, за влияние в регионе. Сирия представляет собой ключевую точку противостояния, т.к. Иран не может просто так бросить дружественный ему режим Асада, а Саудовская Аравия имеет на Сирию свои виды.

Верхушка королевства Саудов считает, что страной с преимущественно суннитским населением не может управлять представитель другой конфессии. Тем более, господствующией в монархиях Залива конфессией является т.н. салафия - то, что на русском языке обычно понимают под ваххабизмом. Представители этого ответвления суннитского ислама - религиозные фундаменталисты, многие из которых вообще не считают мусульманами даже шиитов-двунадесятников, не говоря уже об алавитах. Салафиты называют шиитов вероотступниками, которые в их представлении приравниваются к многобожникам, а значит, безусловно заслуживают смерти. Все это увязывается со стремлением как можно больше уменьшить сферу влияния Ирана, который за последнее время укрепил свое влияние в регионе - в первую очередь за счет Ирака, элита которого после преобразований, выполненных в период американской оккупации, состоит преимущественно из шиитов (парадоксальным образом американцы помогли Ирану).

Сами шииты-двунадесятники, как и все прочие меньшинства, безоговорочно поддерживают Башара Асада, ведь от исхода нынешнего противостояния зависит не только их благополучие, но и физическое выживание.


Кровавый ритуал самоистязания на шиитский праздник Ашура

Шииты-исмаилиты

От двунадесятников эта группа сирийских шиитов отличается тем, что признает не двенадцать имамов, а только семь. Область их проживания в Сирии - округа города Саламия к югу от Хамы. Общая численность - 200 тыс. человек, что составляет всего 1% от населения страны.

Друзы


В период французского мандата над Сирией у друзов было собственное государство - на карте отмечено голубым

Друзы стоят особняком среди других шиитских ответвлений ислама. Это такой же мистический культ, как и алавизм, со своими практиками и нюансами. Главной особенностью друзов считается принцип крови: непосредственно друзом может считаться лишь тот, чьи родители были друзами. Не существует никаких ритуалов по переходу в религию друзов. Они составляют примерно 3% населения Сирии и практически все компактно проживают в районе Джабаль ад-Друз на юго-западе Сирии.

В отношениях нынешнего режима и друзов все не так просто, ведь исторически между ними и алавитами постоянно разгоралась жестокая борьба, зачастую разжигаемая сначала османскими спецслужбами, а затем и французскими. В результате друзы маневрируют между поддержкой Асада и подчеркнутым нейтралитетом.

Христиане


Христианский храм в городе Хама

В христианской общине Сирии представлены все возможные ответвления: есть и община Антиохийской православной церкви (примерно половина всех христиан Сирии), и католики (18%), а также большое число прихожан Армянской апостольской церкви и даже РПЦ. Общее число приверженцев христианства в стране - около 1,8 млн человек (около 12% населения), что превышает совокупную численность шиитов-двунадесятников и шиитов-исмаилитов. Основные районы проживания - крупные города: Дамаск, Хасеке, Дейр аз-Зор, Сувайда, Хама, Хомс, Тартус.

С самого начала конфликта христиане пострадали очень сильно. Основные центры их проживания были разрушены войной, а провинция Дейр аз-Зор и вовсе попала почти под полный контроль «Исламского государства». Исламисты на захваченных территориях заставляют христиан платить специальный налог - джизью, а во многих случаях просто убивают. Большинство христиан поддерживают законное правительство Сирии - другого выхода для выживания этой общины в стране просто нет.

Курды-сунниты


Область расселения курдов в Сирии

Курды в последнее время все чаще появляются в заголовках новостей о Сирии - в первую очередь из-за борьбы с «Исламским государством». Курды проживают в северо-восточных районах страны, где намерены создать автономию в составе Сирии.

В их самоопределении религиозная принадлежность играет второстепенную роль, они считают себя в первую очередь курдами, и лишь затем - мусульманами. Тем более, среди курдов широко распространены левые взгляды - например, популярен весьма специфический «курдский» коммунизм. Во взаимоотношениях курдов, основной ударной силой которых в Сирии является YPG/PKK, и Асада в течение войны были разные периоды - чаще всего они выступали в союзе против особо опасных группировок на севере страны, но периодически случались и конфликты. Сейчас армия Асада и YPG/PKK совместно действуют против ИГ в районе города Хасеке на северо-востоке страны.


Типичная картина среди сирийцев здорового человека: христианский священник и имам - друзья

Сунниты

Мусульмане-сунниты - наиболее многочисленная община в Сирии. По разным подсчетам они составляют около 70% населения страны. Территория расселения - практически вся Сирия, кроме районов, которые исторически населены алавитами - например, прибрежная провинция Латакия.

Как уже говорилось, война в Сирии некоторыми экспертами представляется как локальное проявление суннитско-шиитского конфликта, но надо понимать, между какими шиитами и какими суннитами разворачивается конфликт.

Основные противники Асада в этой войне в большинстве своем - не простые мусульмане-сунниты, которых, к слову, и в России насчитывается до 20 млн человек, а фундаменталисты-радикалы, которые мечтают ввести в Сирии Шариат. Даже те немногие, кто заявляет о «борьбе за демократию» в Сирии, на самом деле воюют либо за тот же Шариат, либо, в лучшем случае, за доминирование своей общины. Могут ли фундаменталисты говорить от лица всех мусульман-суннитов, многие из которых, очевидно, вряд ли хотят возвращения в Средние века? Реальность нынешнего Ближнего Востока такова, что радикальным проповедникам очень просто объяснить молодым людям, что корень всех их проблем - один «неверный», который правит Сирией, и если его заменить на «правоверного» правителя, а то и вовсе установить Халифат, то жизнь наладится и самые острые проблемы исчезнут.

Идеи исламистов находят благодатную почву именно в обществах, которые испытывают проблемы социально-экономического плана, что на Ближнем Востоке встречается сплошь и рядом. Но где-то власть справляется с исламистской угрозой, а в других случаях радикалам настойчиво и обильно помогают из-за рубежа, стремясь опрокинуть легитимный режим. Те сирийские мусульмане-сунниты, которых не поглотили радикальные исламистские идеи, либо поддерживают Асада, либо просто уезжают из страны, которая превратилась в рассадник международного терроризма.

Если нынешнему правительству все же удастся воссоединить разорванную на части страну, ему придется столкнуться с проблемой подвергшихся радикализации суннитов, которые по факту станут пороховой бочкой, готовой взорваться в любой момент.

В последние годы Ближний Восток не покидает заголовков новостей мировых информационных агентств. Регион лихорадит, события, происходящие здесь, во многом определяют глобальную геополитическую повестку дня. В этом месте переплелись интересы крупнейших игроков мировой арены: США, Европы, России и Китая.

Чтобы лучше понять процессы, происходящие сегодня в Ираке и Сирии, необходимо посмотреть в прошлое. Противоречия, приведшие к кровавому хаосу в регионе, связаны с особенностями ислама и историей мусульманского мира, который сегодня переживает настоящий пассионарный взрыв. С каждым днем события в Сирии все отчетливее напоминают религиозную войну, бескомпромиссную и беспощадную. Подобное уже случалось в истории: европейская Реформация привела к столетиям кровавых конфликтов между католиками и протестантами.

И если непосредственно после событий «арабской весны» конфликт в Сирии напоминал обычное вооруженное восстание народа против авторитарного режима, то сегодня противоборствующие стороны можно четко разделить по религиозным признакам: президента Асада в Сирии поддерживают алавиты и шииты, а большинство его противников являются суннитами (обе эти ветви признаны незаконными на территории РФ ). Из суннитов - причем самого радикального толка - состоят и отряды Исламского государства (ИГИЛ) – главной «страшилки» любого западного обывателя.

Кто же такие сунниты и шииты? Чем они отличаются? И почему именно сейчас разница между суннитами и шиитами привела к вооруженному противостоянию между этими религиозными группами?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, нам придется совершить путешествие во времени и возвратиться на тринадцать столетий назад, в период, когда ислам был молодой религией на этапе становления. Однако перед этим немного общей информации, которая поможет лучше разобраться в вопросе.

Течения ислама

Ислам – одна из крупнейших мировых религий, которая находится на втором месте (после христианства) по численности последователей. Общее количество ее приверженцев составляет 1,5 млрд человек, проживающих в 120 странах мира. В 28 странах ислам объявлен государственной религией.

Естественно, что столь массовое религиозное учение не может быть однородным. В состав ислама входит много различных течений, некоторые из которых считают маргинальными даже сами мусульмане. Двумя крупнейшими направлениями ислама являются суннизм и шиизм. Существуют и другие, менее многочисленные течения этой религии: суфизм, салафизм, исмаилизм, Джамаат таблиг и другие.

История и суть конфликта

Раскол ислама на шиитов и суннитов произошел вскоре после возникновения этой религии, во второй половине VII столетия. При этом его причины касались не столько догматов веры, сколько чистой политики, а если говорить еще точнее, к расколу привела банальная борьба за власть.

После смерти Али, последнего из четырех Праведных халифов, началась борьба за его место. Мнения о будущем наследнике разделились. Часть мусульман считала, что руководить халифатом может только прямой потомок рода Пророка, к которому должны перейти все его духовные качества.

Другая же часть верующих полагала, что лидером может стать любой достойный и авторитетный человек, которого изберет община.

Халиф Али был двоюродным братом и зятем пророка, поэтому значительная часть верующих считала, что будущий правитель должен быть выбран из его рода. Более того, Али родился в Каабе, он был первым мужчиной и ребенком, принявшим ислам.

Верующие, которые считали, что править мусульманами должны люди из рода Али, образовали религиозное течение ислама, получившее название «шиизм», соответственно, его последователей стали называть шиитами. В переводе с арабского это слово означает «приверженцы, последователи (Али)». Другая часть верующих, которая считала исключительность этого рода сомнительной, образовали течение суннитов. Это название появилось потому, что сунниты подтверждали свою позицию цитатами из сунны – второго по важности после Корана источника в исламе.

Кстати, шииты считают Коран, признаваемый суннитами, частично фальсифицированным. По их мнению, из него были убраны сведения о необходимости назначения Али приемником Мухаммеда.

Это и есть главное и основное различие между суннитами и шиитами. Оно стало причиной первой гражданской войны, которая случилась в Арабском халифате.

Однако следует отметить, что дальнейшая история взаимоотношений между двумя ветвями ислама хоть и не была слишком радужной, но серьезных конфликтов на религиозной почве мусульманам удавалось избегать. Суннитов всегда было больше, подобная ситуация сохраняется и сегодня. Именно представителями этой ветви ислама были основаны такие могучие в прошлом государства, как Омейядский и Аббасидский халифаты, а также Османская империя, которая в период своего расцвета была настоящей грозой Европы.

В Средние века шиитская Персия постоянно враждовала с суннитской Османской империей, что во многом помешало последней полностью покорить Европу. Несмотря на то, что эти конфликты имели скорее политическую подоплеку, религиозные разногласия также сыграли в них не последнюю роль.

На новый виток противоречия между суннитами и шиитами вышли после Исламской революции в Иране (1979 год), после чего к власти в стране пришел теократический режим. Эти события положили конец нормальных отношений Ирана с Западом и государствами-соседями, где у власти в основном находились сунниты. Новая иранская власть начала проводить активную внешнюю политику, что было расценено странами региона, как начало шиитской экспансии. В 1980 году началась война с Ираком, подавляющую часть руководства которого занимали сунниты.

На новый уровень конфронтации сунниты и шииты вышли после череды революций (известных как «арабская весна»), прокатившейся по региону. Конфликт в Сирии четко разделил враждующие стороны по конфессиональному признаку: сирийского президента-алавита защищает иранский Корпус исламских стражей и шиитская «Хезболла» из Ливана, а противостоят ему отряды боевиков-суннитов, которых поддерживают разные государства региона.

Чем еще отличаются сунниты и шииты

Сунниты и шииты имеют и другие отличия, но они имеют менее принципиальный характер. Так, например, шахада, которая является вербальным выражением первого столпа ислама («Свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед - Пророк Аллаха»), у шиитов звучит несколько иначе: в конце этой фразы они добавляют «…и Али - друг Аллаха».

Существуют и другие различия между суннитской и шиитской ветвью ислама:

  • Сунниты почитают исключительно пророка Мухаммеда, а шииты, кроме этого, славят и его двоюродного брата Али. Сунниты почитают весь текст сунны (их второе название «люди сунны»), а шииты только ее часть, которая касается Пророка и членов его семьи. Сунниты считают, что точное следование сунне – это одна из главных обязанностей мусульманина. В этом отношении их можно назвать догматиками: у талибов в Афганистане строго регламентируются даже детали внешнего вида человека и его поведение.
  • Если крупнейшие праздники мусульман – Ураза-байрам и Курбан-байрам – отмечаются обеими ветвями ислама одинаково, то традиция празднования дня Ашура у суннитов и шиитов имеет значительное отличие. Для шиитов этот день является поминальным.
  • Сунниты и шииты по-разному относятся к такой норме ислама, как временный брак. Последние считают это нормальным явлением и не ограничивают количество подобных браков. Сунниты считают такой институт незаконным, так как сам Мухаммед отменил его.
  • Есть отличия в местах традиционного паломничества: сунниты посещают Мекку и Медину в Саудовской Аравии, а шииты – иракские Эн-Наджаф или Кербелу.
  • Сунниты должны совершать пять намазов (молитв) в день, а шииты могут ограничиться тремя.

Однако главным, в чем отличаются эти два направления ислама, является способ избрания власти и отношение к ней. У суннитов имам – это просто духовное лицо, которое главенствует в мечети. Совсем другое отношение к этому вопросу у шиитов. Глава шиитов - имам – это духовный лидер, который управляет не только вопросами веры, но и политики. Он как бы стоит над государственными структурами. Причем имам должен происходить из рода пророка Мухаммеда.

Типичным примером такой формы управления является сегодняшний Иран. Глава шиитов Ирана – рахбар – находится выше, чем президент или глава национального парламента. Он полностью определяет политику государства.

Сунниты вовсе не верят в непогрешимость людей, а шииты считают, что их имамы полностью безгрешны.

Шииты верят в двенадцать праведных имамов (потомков Али), судьба последнего из которых (его звали Мухаммад аль-Махди) неизвестна. Он просто бесследно исчез в конце IX столетия. Шииты верят, что аль-Махди вернется к людям в канун Страшного суда, чтобы навести порядок в мире.

Сунниты верят, что после смерти душа человека может встретиться с Богом, а шииты считают такую встречу невозможной как в земной жизни человека, так и после нее. Связь с Богом можно поддерживать только через имама.

Также следует отметить, что шииты практикуют принцип «такия», это означает благочестивое скрывание своей веры.

Численность и места проживания суннитов и шиитов

Сколько всего суннитов и шиитов в мире? Большая часть мусульман, проживающих сегодня на планете, относится к суннитскому направлению ислама. По разным оценкам, они составляют от 85 до 90% последователей этой религии.

Больше всего шиитов проживает в Иране, Ираке (более половины населения), Азербайджане, Бахрейне, Йемене и Ливане. В Саудовской Аравии шиизм исповедует примерно 10% населения.

Сунниты составляют большинство в Турции, Саудовской Аравии, Кувейте, Афганистане и остальных странах Центральной Азии, Индонезии и в странах Северной Африки: в Египте, Марокко и Тунисе. Кроме того, к суннитскому направлению ислама относится большинство мусульман Индии и Китая. Российские мусульмане также относятся к суннитам.

Как правило, между приверженцами этих течений ислама не возникает конфликтов при совместном проживании на одной территории. Сунниты и шииты нередко посещают одни и те же мечети, и это также не вызывает конфликтов.

Нынешняя ситуация в Ираке и Сирии – скорее исключение, вызванное политическими причинами. Этот конфликт связан с противостоянием персов и арабов, уходящим своими корнями в мрачную глубину веков.

Алавиты

В завершение хотелось бы сказать несколько слов о религиозной группе алавитов, к которой относится нынешний союзник России на Ближнем Востоке – президент Сирии Башар Асад.

Алавиты – это течение (секта) шиитского ислама, с которым его объединяет почитание двоюродного брата Пророка, халифа Али. Алавизм зародился в IX веке на территории Ближнего Востока. Это религиозное течение вобрало в себя черты исмаилизма и гностического христианства, и в итоге получилась «гремучая смесь» из ислама, христианства и различных домусульманских верований, которые существовали на этих территориях.

Сегодня алавиты составляют 10-15% населения Сирии, их общая численность – 2-2,5 млн человек.

Несмотря на то, что алавизм возник на основе шиизма, он весьма сильно отличается от него. Алавиты отмечают некоторые христианские праздники, такие как Пасха и Рождество, совершают всего лишь два намаза в день, не посещают мечетей и могут употреблять алкоголь. Алавиты почитают Иисуса Христа (Иса), христианских апостолов, на их богослужениях читают Евангелие, они не признают шариат.

И если радикальные сунниты из числа бойцов Исламского государства (ИГИЛ) не слишком хорошо относятся к шиитам, считая их «неправильными» мусульманами, то алавитов они вообще называют опасными еретиками, которые должны быть уничтожены. Отношение к алавитам намного хуже, чем к христианам или иудеям, сунниты полагают, что алавиты оскорбляют ислам одним фактом своего существования.

О религиозных традициях алавитов известно не слишком много, поскольку эта группа активно использует практику такия, позволяющую верующим исполнять обряды других религий, сохраняя при этом свою веру.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

По всей видимости, древний мудрец был прав, когда сказал, что всё имеет свое начало и свой конец. Режим Башара Асада постепенно сдает свои позиции. Многие западные страны открыто признают оппозицию в качестве легитимной власти. Но, самое главное, затянувшийся сирийский конфликт приобрел ярко выраженный межконфессиональный характер, что может вылиться в многочисленные беды для сирийского народа…

В настоящее время значительная часть шиитов Сирии являются алавитами. Алавизм был основан в IX веке шиитским богословом по имени Абу Шауиб Мухаммад Ибн Нусайр. Религия алавитов плохо изучена (в первую очередь по причине закрытости алавитской общины). Кроме того, алавиты (подобно друзам) используют тактику «такийя», которая позволяет соблюдать чужие религиозные обряды при условии сохранения в душе истинной веры. Однако, на основании доступной информации можно сделать вывод, что алавизм очень сильно отличается от шиитского ислама, не говоря уже об исламе суннитском.

Тем не менее, сами алавиты не раз заявляли о своей принадлежности к шиитской ветви ислама. Шейхи алавитов приняли несколько деклараций о принадлежности алавизма к шиитскому исламу еще в первой половине XX столетия. Президент Сирии Хафез аль-Асад, алавит, поддерживал курс на военно-политическое сближение Сирии с шиитским Ираном. С 1973 года шииты считают алавитов частью шиитского мира (фетва о распространении правил, определяющих гражданские правоотношения, на алавитов).

А вот сунниты, особенно салафиты, относятся к алавизму как к извращению истинной веры. Один из основателей салафизма Ибн Таймия утвержал, что алавиты наносят вред мусульманской общине и запрещал мусульманам вступать с алавитами в гражданские правоотношения по правилам, принятым среди мусульман.

В настоящее время в Сирии против законного правительства, во главе которого стоит алавит Башар аль-Асад, воюют мятежники-сунниты. Ситуация эта не нова – так, с 1976 по 1982 год правящая в Сирии партия БААС (генеральным секретарем партии являлся Хафез аль-Асад) уже вела вооруженную борьбу с исламистами-суннитами, которых возглавляли сирийские Братья-мусульмане.

*Наша справка:
Население Сирии составляет около 20 млн. человек. Более половины сирийцев - сунниты, однако в стране присутствуют значительные общины шиитов-двунадесятников, исмаилитов-низаритов и алавитов (16 %), разных направлений христианства (10 %) и исмаилитов.
Государственный язык - арабский. С 1963 года республика находится под управлением партии «Баас». Современная государственность Сирии насчитывает немногим более 60 лет, но цивилизация зародилась здесь ещё в 4-м тысячелетии до н. э. Столица - Дамаск, один из древнейших постоянно заселённых городов мира. По утверждениям некоторых историков, Дамаск - древнейшая из существующих сейчас столиц мира.

** иллюстрация - «Аллах хранит Сирию». Плакат с изображением президента в Дамаске.

(По материалам открытых СМИ).

Рецензии

В Сирии есть еще около миллиона друзов, религия которых есть ответвление ислама, возникшее еще в 11 веке. Друзы занимают нейтральную позицию в этой войне и сейчас, наверное, массово перейдут к нам на Голаны, являясь для нас дружественным народом, составляющим в том числе ядро пограничных войск на ливанской границе. Нейтралитет друзов и сгубил Асада.С Голан можно наблюдать в ясную погоду Дамаск, окутанный дымом от пожарищ, но пока граница на замке.Сергей

Спасибо, Сергей! Дельное дополнение! Друзы - особая тема!
"С Голан можно наблюдать в ясную погоду Дамаск, окутанный дымом от пожарищ, но пока граница на замке..."
Пусть будет на замке!
Мирного неба!
С уважением,

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Согласен с уважаемым Али Салимом Асадом в том, что позиции правительств и народов арабских стран стоит разделить, т.к. это два совершенно разных иногда мнения. Отношение элиты и обычных граждан к любого рода вопросам не только может кардинальным образом различаться, но и изучается по-разному.

Во-первых, сказать, что "Башара Асада не любят на Ближнем Востоке в целом", просто нельзя в принципе. Это некорректное утверждение из-за того, что среди ближневосточных государств (даже если мы отберем только арабские) никогда не было и нет единого отношения к тому или иному вопросу или проблеме. Слишком много подходов, взглядов и расколов, чтобы можно было договориться. Если Б. Асада не любит одна группа правителей и правительств, то другая, состоящая из оппонентов первой, всегда постарается найти с ним точки соприкосновения.

Во-вторых, давайте попробуем разобраться, кто и почему "не любит"/ "любит" Башара Асада, открыто заявляя об этом, а кто пытается и вовсе сохранить нейтралитет и остаться в стороне.

К "старым" противникам Б. Асада, выступавшим как против него самого, так и его отца задолго до событий 2011 г., можно отнести:

1) Израиль, с которым САР находится в сложных отношениях, на грани войны и мира, вот уже несколько десятилетий. Поддержка Асадом "Хамаса" и "Хезболлы" - это лишь вершина айсберга противоречий между Тель-Авивом и Дамаском.

2) Монархические режимы стран членов ССАГПЗ [Совет сотрудничества арабских государств Персидского Залива] (исключение может составлять Оман, у которого всегда есть свое собственное мнение). А в первую очередь - Королевство Саудовская Равия (КСА) и Катар. Остальные (Бахрейн, ОАЭ, Оман, Кувейт) куда менее активны в конфликте и озабочены скорее собственными проблемами, действуют "за компанию". Идеологические противоречия вкупе с геополитическими, конфессиональными, экономическими (борьба за Ливан в 2005-2011 гг. с КСА) составляют основу конфронтации ССАГПЗ и Асада.

3) Суннитские радикальные исламистские органзации, включая "Аль-Каиду" и "Братьев-мусульман" (БМ). суть конфликта, предполагаю, понятна и так.

"Новые враги"

1) Правительство Эрдогана и Давутоглу в Турции, разорвавшее все договоренности и совместные проекты с САР сразу после начала событий "Арабской весны" в 2011 г. Геополитические амбиции высшего руководства Партии справедливости и развития стали причиной не только отказа от обоюдовыгодного партнерства с Асадом, но и от основы внешней политики Турции - "доктрины "Ноль проблем с соседями". Эту игру турки уже проиграли, т.к. ни одна из их ставок не сыграла ни в Египте (правительство "БМ" М. Мурси), ни в Тунисе (правительство исламистской "Ан-Нахды" под эгидой Гануши), ни умеренные исламисты в Ливии. Сирия "без Асада", дружественная Турции и полностью зависисмая от нее экономически и политически, - это последний шанс для Эрдогана спасти свою репутацию и претензии на региональное лидерство.

"Нейтралы" - государства, чьи правительства стараются дистанцироваться от необходимости принять ту или иную крайнюю позицию, но сотрудничающие с Асадом и его оппонентами на Западе, т.к. это имеет выгоду для них:

1) Ирак, Ливан, Иордания, курдские объединения в Иракском и Сирийском Курдистане сотрудничают с режимом Асада, т.к. иначе проблем, вызванных ИГИЛ и существовавших в общем приграничье ранее, не решить.

2) Палестина в лице партии Фатх и национальной администрации М. Аббаса, имеющая тесные связи с режимом САР в рамках арабо-израильского конфликта.

3) Египет после переворота 2013 г. и прихода к власти Ас-Сиси и Алжир, прекрасно осознающие угрозу со стороны радикального исламизма и чья элита имеет столь же тесную связь с армией, что и сирийский режим Асада.

Союзниками Асада называют себя Иран и "Хезболла", представляющие т.н. "шиитскую ось", которую так любят современные политологи во всех странах мира.

В-третьих, если выше обозначены правительства государств, то что можно сказать о народе. А вот народы арабских государств (выберем их и не будем рассматривать Турцию, Иран, Израиль, где арабы составляют меньшинство) относятся к Асаду по-разному, и здесь на их мнение влияют их собственные установки:

1) Идеологические предпочтения. Арабские националисты, коммунисты, левые всех мастей, с ярко выраженной светской ориентацией, скорее симпатизируют Асаду, чем его оппонентам. Исламисты, монархисты, ориентированные на западные, европейские и американские, ценности "либералы" скорее будут против него, чем за.

2) Антиамериканизм и антисионизм. Не будучи идеологией, эти направления мысли крайне сильны в арабских обществах, и образ Асада как "главного врага США и Израиля" обеляют его в их глазах.

Немаловажным фактором, влияющим на отношение к Асаду, остается историческая память о его отце и партии "БААС". В арабском мире немало людей, кто разделяет теплые чувства к идеям панарабизма, носителями и проводниками которого те являлись, но, с другой стороны, баасисты вошли в историю региона и благодаря своим решительным, нередко крайне жестоким, действиям: этнические чистки и репрессии против национальных меньшинств и политических соперников, гонения против исламистов сопровождались кровью как в Ираке, так и в Сирии. Баасистов боялись и потому ненавидели не меньше, чем ранее ими же восхищались и вдохновлялись.

В общем, на мой взгляд, ситуация с Асадом не столь определенна, как может показаться сначала. Все довольно сложно и противоречиво, и лишь история, скорей всего, рассудит этот спор.

Рискует ли Россия в Сирии всерьез настроить против себя суннитский исламский мир? Пока министерство обороны РФ документирует бомбардировки территорий, которые, как утверждают на Западе, контролируют оппоненты президента Башара Асада, экстремисты на Ближнем Востоке не менее ожидаемо реагируют. На этой неделе два террористических объединения — группировка «Фронт ан-Нусра» и «Исламское государство» (ИГ), объявили джихад России. И те, и другие придерживаются ислама суннитского толка, в то время как режим Башара Асада во многом опирается на алавитское (шиитское) меньшинство в стране.

Вмешательство России в гражданскую войну в Сирии вызвало возмущение влиятельных суннитских игроков, прежде всего Турции и Саудовской Аравии, настаивающих на уходе Асада. Однако в Кремле стараются развеять впечатление, что Россия заняла позицию в противостоянии между шиитами и суннитами. «Это ложный тезис», — подчеркнул президент России Владимир Путин в одном из недавних интервью.

«Дело не в том, что он шиит»

Руководство РФ осознавало, что ее вмешательство в Сирии будет рассматриваться в контексте трений между суннитами и шиитами, но для нее это не имело значения, уверен главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Мирский.

По словам Мирского, свою роль сыграло наличие военных связей между Сирией и Россией, тот факт, что Асад является союзником Ирана и нежелание Москвы сдать союзника. «Путин поставил не на ту лошадь, а сейчас под американским давлением, как слабак, как лузер, отступает? Зная Путина хоть немножко, можете ли вы себе представить, чтобы он сделал такую вещь?» — заявил профессор Мирский.

В Кремле, по его словам, понимают, что «сунниты против них во всем арабском мире, где из 21 страны сунниты составляют подавляющее большинство в двадцати. Но они надеются, что, в конечном счете, плюсы перевесят минусы». Мирский сформулировал, как ему представляется, типичную реакцию на военную операцию РФ в Сирии в суннитском мире: «Если взять человека с улицы и спросить, как он относится к ИГ, он скажет, что они слишком жестокие и делают такие вещи, которые мусульманин не должен делать. Но они — свои, понимаете, сунниты, а Россия сейчас их убивает. Чем она для них лучше, чем Америка или Израиль? Ненамного лучше».

Основные риски

Главные риски для РФ в контексте суннитско-шиитского противостояния — это террористические атаки, но также и риск удорожания военной операции в Сирии, полагает старший сотрудник Ближневосточного центра Карнеги в Бейруте Йезид Саиг.

«Мне не ясно, вызовет ли военное вмешательство России новую волну добровольцев с арабского Востока, которые захотят бороться с режимом Асада. Этот феномен наблюдался в течение нескольких лет и, возможно, не повторится после вступления Москвы в конфликт. Вероятнее всего, последует реакция крупных политических игроков «на земле», — предположил Саиг.

По его словам, США могут разрешить поставки сирийской оппозиции управляемых зенитных ракет напрямую или через Саудовскую Аравию. «Это не обязательно изменит баланс сил, но повысит расходы. Россияне могут оказаться перед выбором: усилить свое военное присутствие или остановиться».

Крупные игроки пока не опасны

Но пока непосредственных рисков не просматривается, что вполне устраивает Москву, которая планирует все лишь на короткую перспективу, считает Мирский: «Ошибка всех комментаторов — думать, что кто-то там (в руководстве РФ. — Ред.) планирует на долгие годы вперед. Вот сегодня огромный успех Путина — он на коне, почитайте иностранную прессу, везде одно и то же. При этом он не потерял ни одного солдата, ни одного самолета. Вот это главное для них — не суть дела, а как это выглядит».

В настоящее время у Саудовской Аравии, по мнению Йезида Саига, мало рычагов влияния на Москву — Эр-Рияд скован высокими бюджетными расходами, низкой ценой на нефть и дорогостоящей операцией в Йемене.

«Представители саудовских властей этим летом необычайно часто навещали Москву, предлагая инвестиции и закупки российского оружия, надеясь, видимо, таким образом убедить Москву ослабить поддержку режима Асада. Но или предложение было несерьезным, или Кремль решил, что потенциальные сделки с саудитами не настолько интересны, чтобы менять свою ставку на Сирию», — полагает Йезид Саиг.

Возможности Турции оказать давление на Россию больше, но и степень взаимозависимости, по выражению Саига, высока: «Можно отказаться от помощи россиян для строительства АЭС, но это потребует долгих переговоров. Газовые поставки из России нечем заменить сразу, если не обращаться за помощью к Ирану. У Турции много газовых проектов, но они еще не начали работать. Потенциально потери для России здесь могут быть значительными, но на реализацию угроз у Анкары уйдут годы».

«Единственный плюс»

В целом сведение сирийской проблематики к главному конфликту в исламе мало чем поможет в анализе событий, уверен Йезид Саиг: «Суннитов много и под контролем режима Асада. Не думаю, что мы можем свести все к поддержке Россией шиитов». Однако это не отменяет того факта, что российские интересы в Сирии, по словам Саига, сходятся в некоторых аспектах с политическим курсом шиитских «Хезболлах» и Ирана.

Одной из таких точек соприкосновения стала защита алавитского меньшинства в Сирии, уточнил Григорий Мирский. «Я не верю, что наша авиация выиграет эту войну и что удастся уничтожить ИГ. Но для меня совершенно ясно, что Дамаск и Латакия спасены. Шииты должны всю жизнь молиться за них (российских пилотов — прим. ред.) . Но это единственный плюс, все остальное — минусы».

Последние материалы сайта