Берт Хеллингер: Как семья формирует нашу судьбу. Метод системных семейных расстановок по Хеллингеру — специфика и опасности

24.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Отзывы о них самые положительные, однако есть и противники этого метода. Неудивительно, ведь он не укладывается в рамки традиционной психологии. Автором метода является Берт Хеллингер. Книги его, изданные в конце прошлого и начале этого века, завоевывают все большую аудиторию. Предлагаем вам познакомиться с методом Хеллингера, а также с ним самим.

Биография этого человека достаточно интересна. Берт Антуан Хеллингер - известный немецкий философ, богослов, психотерапевт, духовный учитель. Фигура его порой вызывает споры, однако это лишь подогревает интерес к этому человеку. Цитаты Берта Хеллингера часто встречаются в научных трудах и популярных статьях.

Происхождение и детство

Хеллингер появился на свет 16 декабря 1925 г. в городе Лаймене (Германия). Отцом его был Альберт Хеллингер, немецкий инженер и католик. Берт был средним из трех его сыновей.

В 1936 году мальчик окончил начальную школу и в возрасте 9 лет покинул родительский дом. Он отправился в г. Лоор-на-Майне, где находился интернат миссионерской конгрегации, в котором Берт намеревался продолжить свое обучение. В будущем он хотел стать миссионером и священником.

Интернат в 1941 году был закрыт, поэтому парень вернулся к родителям. Он продолжил свое обучение в гимназии. Берт Хеллингер в это время присоединился к молодежному католическому движению, запрещенному Вермахтом. Его безуспешно пыталась завербовать местная организация гитлерюгенд. В итоге Берт Хеллингер стал рассматриваться как потенциальный враг народа. Администрация гимназии даже хотела отказать ему в получении аттестата после окончания курса гимназических наук.

Плен и побег

В 1942 г. Хеллингер отправился во Францию, в строительные батальоны Вермахта, куда его призвали на службу. А в 1945-м американские войска взяли его в плен. Так Берт Хеллингер оказался в лагере для военнопленных, находившемся в Бельгии. Спустя год он бежал из плена, укрывшись в товарном вагоне. После побега Хеллингер возвратился в Германию. Здесь он узнал о смерти своего брата Роберта, который погиб на фронте в России.

Монашество, обучение в университете и поездка в Южную Африку

Хеллингер, оказавшись в Германии, вступил в религиозный католический орден Марианхилл. Он стал монахом и взял имя Сюйтберт, сокращенно - Берт. В 1971 году Хеллингер вышел из ордена, однако сохранил это имя.

Берт изучал теологию и философию в университете Вюрцбурга. Окончив его, он принял послушничество, после чего полгода служил в должности капеллана. Затем отправился в Южную Африку, в приход Марианнхилл, где должен был осуществлять миссионерскую деятельность среди зулусов. Здесь Хеллингер продолжил обучение. Он окончил Южноафриканский университет и Университет Петермарицбурга, где проходил курс педагогики и английского языка.

Жизнь Берта в Африке

Берт прожил в Африке 16 лет. Он преподавал в школах, был приходским священником и руководителем комплекса, включающего 150 региональных миссионерских школ. Берт изучал зулусский, активно общался с местным населением, участвовал в его ритуалах. Со временем он начал понимать взгляд на мир этих людей и заслужил уважение и известность.

Берт Хеллингер, работая руководителем школ, сталкивался с конфликтами и взаимным неприятием, которые возникали между представителями различных вероисповеданий и рас. Пытаясь разрешить эти конфликты, он сотрудничал с членами психодинамической группы, которую англиканская церковь с этой целью направила в Марианнхилл. Так Берт узнал о методах Он был впечатлен тем, как они могли примирять противоположности путем взаимного уважения.

Возвращение в Германию, выход из ордена, женитьба

В 1968 г. Берт возвратился в Германию. Он решил получить образование в сфере психотерапии. В ордене мужчина стал считаться еретиком, однако несколько лет работал в нем, параллельно получая образование и ведя собственную практику с психодинамическими группами. Но в 1971 году Хеллингер вышел из ордена. Он решил, что больше не хочет быть священником. В это время Берт познакомился с Гертой, своей будущей женой. В браке с ней у него не было детей. Вместе с Гертой он продолжил вести психотерапевтические консультации и группы.

Книга, повлиявшая на судьбу Хеллингера

Хеллингер не прекращал впитывать новые знания. В начале 1970-х гг. он изучал классический психоанализ в Венском сообществе глубинной психологии у И. Шакеда и Р. Шиндлера, а также обучался в Мюнхенском психоаналитическом институте. Работа "Первичный крик" Артура Янова, которую Хеллингер прочитал в 1972 году, когда книга только что вышла, произвела на него очень сильное впечатление. Берт даже прервал свое психоаналитическое образование. Он на год выехал из Германии. В течение этого времени Берт Хеллингер обучался у Янова в США и проходил личную терапию.

Вернувшись назад, Берт использовал идеи Артура Янова в дипломной работе по психоанализу. Научное сообщество не приняло эти идеи, и Хеллингер не был аттестован как психоаналитик.

Знакомство с новыми методами

После этого он изучал и практиковал методы терапии, использовавшиеся в то время: трансактный анализ, недирективную гипнотерапию, провокативную терапию, гештальт-терапию и др. У Гундля Кучеры Берт изучал НЛП. Именно этому методу, кстати, посвящена его первая книга, которая осталась неопубликованной. Берт изучал у Рут МакЛендон и Лесли Кадиса. Их группы впервые познакомили его с работой, которая стала прообразом созданного им впоследствии метода семейной расстановки.

Семейная расстановка

Через некоторое время она стала основным методом, который использовал Берт. Он развил его, соединив в нем два положения:

  • при котором клиент и тема, заявленная им, рассматривались во взаимосвязи его с членами системы (семьи);
  • предполагающий следование тому, что возникает во время работы, без использования предварительных концепций, а также без дальнейших интерпретаций.

Порядки Любви

Исследования, которые провел Хеллингер, убедительно доказывали, что личность следует рассматривать не как единицу, а как составляющую некоей системы, которая больше, чем сумма составляющих ее частей. Берт вскоре убедился в том, что члены одной семьи (братья и сестры, отцы и дети, не только ныне живущие, но также и умершие) соединены невидимыми нитями. Данные связи основаны на трех базовых законах. Общее название, которое дал им Берт Хеллингер, - "Порядки Любви".

Закон принадлежности - первый из этих законов. Он гласит, что у любого члена семейной системы есть право на приятие в ней и принадлежность к ней. Следующий, называемый законом иерархии, предполагает, что новая система, то есть молодая семья, имеет безусловный приоритет над старой (родительской). Наконец, закон баланса предполагает необходимость равновесия в отношениях принятия и отдачи.

Нарушение законов

Если семейная система функционирует нормально, то ныне живущие отдают детям ту любовь, которой когда-то их наделили родители. Недостаток любви может стать причиной сбоя в системе, называемого парентификацией. Данный феномен описывает ситуацию, при которой дети оказываются "родителями" для своих отцов и матерей.

Бывает и так, что нарушается закон принадлежности. В результате этого человек всю свою жизнь ощущает себя так, словно он воспроизводит чужие чувства и выполняет чужие запросы. К счастью, семейные расстановки проливают свет на ситуацию в семье и трансформируют отношения внутри нее.

Как проводятся расстановки

Больше всего они напоминают психодраму. Участвующие в ней разыгрывают роли других людей. Однако это только внешнее сходство. Зрители и участники расстановки оказываются в мире настоящих людей, их радостей, трагедий, эмоций и чувств. В этом нет никакой игры. Участники замещают незнакомых им людей. При этом они очень точно передают то, что происходит в жизни данного человека.

Заместителем называется человек, который выбран на замещение кого-либо из участников жизненной истории клиента. Руководит этим человеком то, что Хеллингер назвал замещающим восприятием. В расстановке разыгрываются трагедии и драмы. Об этом свидетельствуют слова, движения, реакции заместителей.

Польза расстановок

Чем же могут быть полезны семейные расстановки? Все люди, как известно, принадлежат своему роду. Они несут в своей жизни что-то такое, что не удалось реализовать или прожить их предкам, членам рода. В расстановках учение о карме выглядит совершенно по-новому. Получается, что человек, рождаясь в той или иной семье, несет в себе ее карму. Он разрешает ситуации, которые не были разрешены его предками, а также испытывает эмоции, которые какой-то представитель его рода не смог выразить.

Поле расстановки через заместителей может поведать о том, что является корнем проблемы этого клиента. Сеансы, проводящиеся по методу Хеллингера, могут помочь человеку понять себя, а также процессы, происходящие с ним и с его партнерами в роду, в семье. Это поможет улучшить отношения с родственниками, преодолеть кризисы, изменить свою жизнь, обрести душевную гармонию и любовь.

Стоит ли рекомендовать расстановки по Хеллингеру? Отзывы о них неоднозначны, ведь этот метод до сих пор не получил научного признания. Однако многие отмечают его пользу. Конечно, чтобы получить желаемый результат, необходимо найти хорошего специалиста. Множество психологов сегодня практикуют метод Берта Хеллингера, поэтому можно без труда отыскать опытного человека, основываясь на отзывах.

Любовь как основа метода

Берт считает себя практиком, который, испытав множество различных методов, в конечном итоге нашел свой собственный. Он говорит, что самым важным элементом данного подхода, отличающим его от классической семейной терапии, является понимание того, что за любым поведением стоит любовь. Она также является скрытой действующей силой всевозможных симптомов. Следовательно, для психотерапевта очень важно найти точку, в которой сосредоточена энергия любви его клиента, поскольку здесь находится и корень его проблемы, и ключ к ее решению.

Популярность расстановок

Основой терапевтической работы Берта являются акты уважения, признания, принятия судьбы, правды, мужества и смирения. Его метод (семейные расстановки) очень быстро стал популярным как в Германии, так и за пределами этой страны. Берт провел работу со множеством групп по всему миру. Он говорит, что не обучает методу, а всех практикующих отпускает для свободного исследования. Вокруг него складывается группа коллег, увлеченных его методом. Они быстро осваивают и развивают новые техники и направления расстановочной работы: организационные расстановки, структурные, те, в которых используются фигурки, и др.

Берт Хеллингер: книги и выступления

Дальнейшая судьба Берта после открытия метода складывается успешно. Хеллингер в 1980-х годах активно работает. Он также входит в общество семейных терапевтов Германии. Однако Берт по-прежнему не пишет книг и не проводит обучение. Гунхард Вебер, его ученик, в начале 1990-х годов получает разрешение Хеллингера на публикацию записей с семинаров, которые он проводил (скрипты комментариев и расстановок). В 1992 году появляется первая книга Берта о семейных расстановках ("Два рода счастья…"). Это издание сразу же становится бестселлером.

Работа Хеллингера с 1994 года становится все более публичной - он выступает перед аудиториями, насчитывающими несколько сотен человек. Берт начинает описывать свой метод расстановок в книгах, а также в CD и видеофильмах. В 1992-2007 гг. было издано более 30 его книг. В основном они являются записями с семинаров, которые проводил по всему миру Берт Хеллингер. "Источнику не нужно спрашивать пути" - одна из самых известных его книг. Как и другие его работы, она популярна во всем мире. Еще одна интересная книга, автором которой является Берт Хеллингер, - "Исцеление". В ней представлено множество медитаций и упражнений, позволяющих познать опыт исцеляющего и освобождающего движения. Как известно, все заболевания имеют психологическую составляющую. Нужно стремиться исцелить не только свое тело, но и душу. Предлагаем вам обратить внимание еще на одну книгу - "Большой конфликт". Хеллингер в ней рассказывает о душевных механизмах, которые приводят к конфликтам и войнам между религиями и народами мира.

В нашей стране в период с 2000 по 2009 год появилось 11 книг Хеллингера, а также 2 варианта перевода издания Гунхарда Вебера (в 2001 году - "Два рода счастья", в 2005 - "Кризисы любви").

Берту Хеллингеру недавно исполнилось 90 лет. В настоящее время он активно путешествует. Хеллингер проводит обучающие курсы и семинары, читает лекции по всей Европе, а также в Южной и Центральной Америке, США, Китае, России и Японии.

Хеллингер, Берт (Bert Hellinger) (р. 1925) – немецкий богослов, философ, психотерапевт, духовный учитель, получивший известность как основатель метода .

Хеллингер (паспортное имя – Антон (Anton) Хеллингер) родился 16 декабря 1925 года в городе Леймен (Баден-Вюртенберг, Германия) в католической семье. Его отца звали Альберт Хеллингер (1896 – 1967). Антон был средним из трех братьев в семье.

В возрасте 10 лет Антон Хеллингер оставляет родительскую семью и поступает в колледж при католическом ордене.

С приходом к власти нацистов, Антона Хеллингера неоднократно пытается привлечь в свои ряды юношеская нацистская организация Гитлерюгенд. Отказ от участия навлекает на него ярлык «врага народа».

В 1942 году Антон Хеллингер был призван в строительные войска Вермахта и был отправлен на службу на территории Франции. В 1945 году он был взят в плен американскими войсками и помещен в лагерь для военнопленных на территории Бельгии. Через год ему удалось бежать из плена, спрятавшись в товарном вагоне. Старший брат Антона Хеллингера, Роберт Хеллингер (1925 – 1945), был убит на фронте на территории России.

Вернувшись в Германию, Хеллингер вступает в католический религиозный орден Марианхилл и в монашестве принимает имя Сюйтберт (Suitbert), сокращенно Берт. Это имя остается с ним и после выхода из Ордена в 1971 году.

Берт поступает в Вюрцбургский университет и изучает там теологию и философию.

Берт Хеллингер принимает сан священника в 1952 году (по другим данным – в 1946 году). В течение полугода после окончания университета он служит капелланом, а затем его направляют в Африку на миссионерскую работу среди зулусов. В Африке он продолжает учебу и заканчивает Университет Петермарицбурга (Pietermaritzburg) и Южноафриканский Университет, где изучает английский язык и педагогику. Он получает степень бакалавра и диплом, дающий ему право преподавания. В течение 16 лет, проведенных в Африке, Хеллингер служит приходским священником, преподает в школах, становится руководителем комплекса миссионерских школ региона. Он изучает зулусский язык, тесно общается с местными жителями, изучает их ритуалы и приобретает у них известность и уважение.

Во время своей работы как руководителя школ Берт Хеллингер сталкивается с конфликтами, возникающими между представителями различных школ и вероисповеданий. Работая над этим, он принимает участие в работе психодинамической группы, организованной представителями англиканской церкви, и этот первый опыт психотерапевтической работы производит на него большое впечатление. В своей книге «Долгий путь» Берт говорит о том, что решающее влияние на него оказал вопрос одного из тренеров «Что важнее для тебя – люди или идеи? Что из этого ты принесешь в жертву?» и этот вопрос стал вызовом для Берта как священника и как немца, пережившего нацистский режим.

В 1968 году Берт принимает решение вернуться в Германию и получить образование в области психотерапии. Несмотря на то, что в Ордене Хеллингер пользуется репутацией «еретика», ему удается несколько лет сочетать работу в Ордене, получение психотерапевтического образования и собственную практику в области ведения психодинамических групп. Однако в 1971 году он выходит из Ордена и слагает с себя сан священника. Через небольшое время он знакомится со своей будущей женой Гертой и вступает в брак; детей у Берта Хеллингера нет. Вместе с супругой Берт продолжает вести психотерапевтические группы и консультации.

Берт продолжает свое образование, изучая в начале 70-х годов классический психоанализ (и проходя курс собственного анализа) в Венском сообществе глубинной психологии у Р. Шиндлера и И. Шакеда, а также в Мюнхенском Психоаналитическом Институте. В 1972 году он знакомится с только что вышедшей книгой Артура Янова «Первичный крик» и она производит на него столь сильное впечатление, что он прерывает психоаналитическое образование и покидает Германию на 1 год, в течение которого учится в США у Янова и проходит личную терапию.

По возвращении он использует идеи Янова в своей дипломной работе по психоанализу, эти идеи не принимаются и Хеллингер не получает аттестации как психоаналитик.

Берт Хеллингер вместе с супругой продолжают практику (в том числе и методом первичной терапии Янова, сократив при этом первоначальную длительность курса до 4х недель). В дальнейшем Берт изучает и практикует современные ему методы терапии, такие как трансактный анализ Эрика Берна (у Фаниты Инглиш (Fanita English)), недирективную гипнотерапию Милтона Эриксона, провокативную терапию Фарелли, гештальт-терапию (у Рут Коэн (Ruth Cohen)и Илариона Петцольда (Hilarion Petzold)), удерживающую терапию Ирены Прекоп (Jirina Precop). Берт изучает НЛП у Гундля Кучеры (Gundl Kutschera) и его первая книга, оставшаяся неопубликованной, посвящена именно НЛП. Семейную терапию Берт изучает у Лесли Кадиса и Рут МакЛендон (Leslie Kadis, Ruth McClendon) и их группы становятся его первым знакомством с работой, ставшей прообразом будущего метода семейной расстановки.

Через некоторое время семейная расстановка становится основным методом работы Берта Хеллингера и он развивает этот метод, соединив в нем два базовых положения:

1) Феноменологический подход – следование тому, что проявляется в работе, без предварительных концепций и дальнейших интерпретаций

2) Системный подход – рассмотрение клиента и заявленной им темы для работы в контексте взаимосвязей клиента с членами его семьи (системы).

Работа методом Берта Хеллингера состояла в том, что в группе выбирались участники – заместители членов семьи клиента и расставлялись в пространстве с использованием очень сдержанных выразительных средств – только направление взгляда, без каких-либо жестов или позы. Хеллингер открыл, что при медленной, серьезной и уважительной работе ведущего и группы заместители членов семьи чувствуют то же, что и их реальные прототипы, несмотря на то, что они не знакомы и какая-либо информация о них отсутствует. Этот феномен был назван «заместительским восприятием», а то место, откуда приходит информация – полем (знающим полем или морфическим полем – термин Руперта Шелдрейка (Rupert Sheldrake)). Научная недоказанность и недостаточный опыт исследований поля является основным критическим замечанием к методу семейной (системной) расстановки. Тем не менее, в практике последних десятилетий накоплен опыт, который позволяет расстановщикам доверять информации поля и следовать ей в своей работе.

В процессе накопления опыта и наблюдений Берт Хеллингер находит и формулирует несколько действующих в системах законов, нарушение которых приводит к явлениям («динамикам»), предъявляемым клиентами как проблемы. Следование законам, первый опыт которого клиент получает в расстановке, позволяет восстановить порядок в системе и способствует облегчению системной динамики и разрешению предъявленной проблемы. Эти законы получили название Порядки Любви.

Метод быстро завоевывает популярность в Германии и за ее пределами, Берт Хеллингер проводит большое количество групп по всему миру. Хеллингер говорит, что не занимается обучением методу, и отпускает всех практикующих для свободного исследования и развития работы. Вокруг Хеллингера образуется группа увлеченных методом коллег, и они быстро развивают новые направления и техники расстановочной работы: структурные расстановки (Матиас Варга фон Кибед и Инзе Шпаррер), организационные расстановки (Ян-Якоб Стамм), расстановки с использованием фигурок (Зиглинда Шнайдер). Накопленные наблюдения показывают, что системный подход и заместительское (полевое) восприятие проявляются и в не-семейных системах (организации, «внутренние части личности», абстрактные понятия – такие как «война» или «судьба»), и не только при непосредственном заместительствовании в группе, но и при иных методах работы (работа в индивидуальном формате без группы, работа с фигурками на столе или с большими предметами на полу).

В 80х годах Берт Хеллингер активно работает, вступает в немецкое общество семейной терапевтов, но по-прежнему не проводит учебных программ и не пишет книг. Гунхард Вебер (Gunthard Weber) в начале 90х получает разрешение Берта опубликовать записи с его семинаров (скрипты расстановок и комментариев) и в 1992 году выходит первая книга о семейных расстановках: G.Weber, “Zweierlei Gluck.Die systemische Psychotherapie Bert Hellingers”, 1992 (Г. Вебер, «Два рода счастья.Системная психотерапия Берта Хеллингера). Книга быстро становится бестселлером и с 1994 года работа Хеллингера приобретает все более публичный характер – он работает перед аудиториями в несколько сотен человек. За период с 1992 до 2007 годы издается более 30 книг Хеллингера, которые в основном представляют собой записи с его семинаров по всему миру. В России с 2000 по 2009 годы переведено и издано 11 книг Берта Хеллингера и 2 книги Гунхарда Вебера с конспектами семинаров Берта.

С 2007 года Хеллингер основал собственную школу, получившую название Hellinger Sciencia (sciencia – старолатинское написание слова scientia, означающее «наука»). Берт и его вторая супруга Мари София Хеллингер (Эрдоди), с которой они поженились в 2003 году, вместе ведут семинары, обучающие группы и международные лагеря. Основные мероприятия проводятся в небольшом австрийском городке Пихль (Pichl) в старинном уединенном отеле Pichlmayrgut.

Берт Хеллингер

Счастье, которое остается. Куда нас ведут семейные расстановки

В чем заключается тайна счастья?

«Счастье - это не что-то мимолетное, что приходит и уходит, - говорит Берт Хеллингер, - есть и такое счастье, которое остается с нами». Но длительное счастье во многом зависит от нашей связи с корнями, ему часто препятствуют нерешенные проблемы в важных для нас отношениях.

При помощи метода семейной расстановки Берт Хеллингер объясняет, как, развязав семейные переплетения, удается наладить отношения - между мужем и женой, между детьми и родителями.

На множестве трогательных примеров он показывает, как обрести счастье, которое останется с нами - потому что ему с нами хорошо.

Дорогие читатели

Многие люди во всем мире за относительно небольшой промежуток времени смогли испытать на себе воздействие семейных расстановок и то, куда они нас ведут. В наших отношениях они ведут к счастью, которое остается. В этой книге я собрал и описал то, что семейные расстановки обнаружили о счастье, которое остается. И, прежде всего, я описываю то, что они прояснили о жизни и о любви. Какое счастье остается с нами, в наших отношениях и в нашей жизни? То счастье, которое чувствует себя у нас хорошо, потому что мы его уважаем и делим его с другими. Как мы его делим с другими? Так, что мы являемся доброжелательными по отношению к другим людям и желаем им всего хорошего во всех сферах жизни. Тогда наше счастье радуется. Оно чувствует себя у нас хорошо и благосклонно к нам - оставаясь с нами. Оно дает нам импульс к любви, которая остается. Какой она остается в этом движении? - Счастливой.

Ваш Берт Хеллингер

Полное счастье

Неожиданность

«Это ведь совсем просто», - говорят многие из тех, кто впервые принял участие в расстановках. Человек выбирает из группы совершенно незнакомых ему людей, которые будут замещать его родителей, братьев и сестер, включая его самого, расставляет их в пространстве относительно друг друга и садится на свое место. И вдруг на него сходит прозрение: «Что, это моя семья? У меня в голове было совсем другое представление о ней».

Что же произошло? Все смотрели в одном направлении. А он сам, то есть его заместитель, стоял на большом расстоянии от семьи. Затем, когда я спросил у заместителей, как они себя чувствуют, оказалось, что им кого-то не хватает. Тогда я поставил перед ними еще одного заместителя, на то место, куда они смотрели. Их лица прояснились. Они стали чувствовать себя лучше.

Это была типичная семейная расстановка. Проще не бывает. Но что на самом деле в ней выяснилось? Мужчина рассказал, что у него был брат, который умер сразу после рождения. В дальнейшем о нем в семье не вспоминали, как будто он больше к ней не принадлежал.

Полный-значит в полном составе

Мое счастье будет полным, если все, кто принадлежит к моей семье, будут иметь место в моем сердце. Если кто-то, как в предыдущем примере, исключен или забыт, тогда внутри нас начинается его поиск. Мы чувствуем, что нам чего-то не хватает, но мы не знаем, где искать. Иногда подобный поиск приводит к зависимостям, а иногда - к поиску бога. Мы ощущаем в себе пустоту и хотим ее заполнить.

Кого мне не хватает?

Мы можем проверить, кого нам не хватает, обратившись внутрь себя. Это займет пять минут. Мы закрываем глаза и внутренне подходим к каждому, кто принадлежит к нашей семье.

Мы смотрим им в глаза, в том числе и тем, кто уже давно умер. Мы говорим им: «Я вижу тебя. Я уважаю тебя. Я даю тебе место в моей душе». Мы сразу же чувствуем, что становимся более наполненными.

И мы сразу чувствуем, если кого-то не хватает. Например, кого-то, о ком забыли, кого-то, кого семья воспринимала как балласт, кого-то, от кого она хотела избавиться. И им мы тоже смотрим в глаза. Мы говорим им: «Я вижу тебя. Я уважаю тебя. Я даю тебе место в моем сердце, место, которое принадлежит тебе». И снова мы чувствуем, как это действует на нас, и как мы становимся более наполненными.

Полное здоровье

Одно из важных прозрений, которое открылось мне в семейных расстановках, касается нашего здоровья, полного здоровья.

Многие болезни представляют людей, от которых мы или наша семья хотим избавиться, которых мы забыли или исключили. Это мы также можем проверить, обратившись внутрь себя.

Для этого нам также понадобится пять минут. Мы обращаемся внутренним взором к нашему телу и прислушиваемся, где у нас что-то болит или где есть какая-то болезнь.

Как мы обычно реагируем на это? Мы хотим избавиться от того, что причиняет нам боль или делает нас больными. Подобно тому, как мы или наша семья хотели избавиться от какого-то человека.

А сейчас мы действуем иначе. Мы с любовью принимаем в свою душу и в свое сердце то, что причиняет нам боль, и то, что болеет. Мы говорим ему: «Ты можешь остаться у меня. Во мне ты можешь обрести покой». При этом мы следим за воздействием, которое это оказывает на наше тело, и за тем, что это в нем вызывает и пробуждает. Часто боль ослабевает, и мы чувствуем себя лучше.

На следующем этапе мы пытаемся почувствовать, с кем связана эта болезнь или боль. С каким исключенным или забытым человеком? Возможно, с тем, с кем мы или наша семья поступили несправедливо?

Через некоторое время мы уже знаем это, или у нас появится предположение. Теперь мы вместе с нашей болью и нашей болезнью смотрим на этого человека. Мы говорим ему: «Сейчас я вижу тебя. Сейчас я уважаю тебя. Сейчас я люблю тебя. Сейчас я даю тебе место в своем сердце».

Как мы себя после этого чувствуем? Как чувствует себя наша болезнь? Как чувствует себя наша боль? Здесь «полный» тоже означает в полном составе.

«Сейчас я остаюсь»

В одной большой школе в Мехико ко мне пришли некоторые учителя и родители, потому что они волновались за детей. Они хотели помочь этим детям. Например, одна учительница беспокоилась за 14-летнего парня, который не хотел больше учиться в школе. Тогда я попросил эту учительницу встать и поставил рядом с ней этого мальчика. Там также присутствовали родители этого мальчика. Я поставил их напротив мальчика и учительницы.

Когда я посмотрел на мальчика, я увидел, что он был печален. Я сказал ему: «Ты печален». У него сразу же потекли слезы - и у его матери тоже. Все могли видеть, что мальчик был опечален, потому что печальной была его мать.

Я спросил у матери, что произошло в ее родительской семье. Она ответила: «У меня была сестра-близнец, которая умерла во время родов». То есть, ей недоставало ее сестры-близнеца. И ее семье также недоставало умершей сестры- близнеца. Но она была забыта в этой семье, так как для живых членов семьи было слишком болезненно думать о ней и вспоминать ее.

Независимо от контекста каждого отдельного случая, болезнь начинается при отсутствии любви

Берт Хеллингер , немецкий психотерапевт, философ, автор метода семейных настроек, автор сорока трудов о терапии, связанной с семьей и предыдущими поколениями утверждает: причины болезней лежат в недостатке любви в семье, неправильных отношениях и в чувстве вины. Хеллингер сформировал метод краткосрочной терапии болезней, болезненных состояний «семейные расстановки», суть которого заключается в устранении последствий системных семейных травм, полученных тем или иным членом семьи.

Хеллингер утверждает: люди систематически испытывают страх, несмотря на отсутствие реальной угрозы . Страх является причиной тревожного состояния, приводящего к стрессу и развитию болезней. Появление страха спровоцировано наличием негативного опыта у представителей предыдущего поколения. Страхи по Хеллингеру, в большинстве случаев являются переходящим симптомом, перенимаемым ребенком от родителей. Ребенок бессознательно выносит себе приговор: «У меня страхи вместо тебя». Ребенок думает, что если возьмет на себя тревогу и боязнь родителей, то автоматически освободит их. Данный способ мышления не решит проблему.

Причинами страхов по Хеллингеру являются опыт родителей или предков со времен войны. Несмотря на то, что прошло много времени, ситуации, связанные с ней, существуют в подсознании современного поколения. Хеллингер утверждает, что страх не что иное, как связь с потерпевшими или лицами, совершившими нежелательные для семьи действия. При биполярном аффективном расстройстве мания является связью с преступником, депрессия – связью с жертвой. Страхи являются причиной болезней.

Болезнь начинается при отсутствии любви

Алкоголизм по Хеллингеру

Причины алкоголизма по Хеллингеру (алкогольная зависимость является причиной ряда заболеваний) лежит в отказе от одного человека, а именно отца. Люди ожидают любви от человека, страдающего алкоголизмом. Зависимость длится до тех пор, пока человек не примет отца. Принятие в философии Хеллингера означает признание того, что отец так же любим и дорог, как и мать. Многие люди имеют проблемы с уважением к отцу, зависимость от алкоголя чрезвычайно актуальна. Для излечения алкоголик должен быть готов полюбить своего отца.

По Хеллингеру зависимость ребенка от алкоголя приводит родителей к пониманию своего бессилия. Они не имеют власти в данной ситуации, что может являться исцелением для всей семьи. Если между родителями была борьба за ребенка, то в конце проиграют все. По мнению Хеллингера, главным проигравшим является победитель.

Берт Хеллингер утверждает: если при воспитании ребенка доминировала мать – риск возникновения алкогольной зависимости у ребенка высок. Если доминировал отец – риск практически отсутствует.

Причины алкоголизм по Хеллингеру могут лежать в алкогольных проблемах предков. Человек становится зависимым от алкогольных напитков, чтобы напомнить об алкоголиках, которые были исключены из семьи.

Депрессия по Хеллингеру

Депрессия, по мнению Берта Хеллингера, не что иное, как связь с жертвами, погибшими, пропавшими и/или исключенными из семейного круга. Депрессия является формой покаяния. Наличие депрессии у человека указывает на то, что ему кого-то не хватает, пустота в душе формируется в результате дефицита энергии. Депрессия – психическое состояние, при котором защитные функции организма ослабляются. Депрессия может являться не только причиной болезней, сама является болезненным состоянием, требующим медикаментозного лечения.

Исключение из жизни матери провоцирует обычно депрессию. Мать является связующим звеном с любовью. При депрессии не хватает любви и, одновременно, матери. Хеллингер подчеркивает, что подразумевается не физическое присутствие. Депрессией могут страдать дети в семьях, где матери не трудятся, проводят с ребенком достаточно много времени. Физического присутствие рядом с ребенком для предотвращения появления депрессии недостаточно.

По Хеллингеру, возможна ситуация, когда ребенок по неизвестным причинам отвергает любовь матери, не принимает того, что она может ему предложить. Многие люди в состоянии депрессии имеют сложные отношения со своими матерями. В отдельных случаях, мать подсознательно ориентирована на умершем члене семьи и не способна оказать ребенку должного внимания, фокусируясь на своей болезни, не видя, что ребенок нуждается в матери. В данной ситуации возраст ребенка не имеет значения, проблема распространяется и на взрослых детей, которые всегда нуждаются в родителях.

Фото Monika Koclajda

Хеллингер утверждает, что родители дают бессознательное согласие на болезнь ребенка, в том числе и на депрессию. На сознательном уровне они видят своего ребенка радостным, здоровым и счастливым. На подсознательном уровне открыты к тому, что часть их страданий ребенок возьмет на себя. Бессознательное согласие родителей на болезнь ребенка, по Хеллингеру, является причиной заболеваний ребенка, развивающихся у него в будущем.

Родители, дети которых страдают депрессией, должны проанализировать, в какой степени они способны удовлетворить потребности своего ребенка, посвящают им достаточное количество времени.

Депрессия у детей может развиться на фоне обязательств или вине предыдущих поколений. Когда бабушка ребенка сделала аборт, чувство вины неосознанно может нести ее дочь, внуки. Депрессия развивается из-за любви к бабушке. По Хеллингеру, избавиться от депрессии можно, отдав проблему источнику депрессии , именно она должна противостоять ей. Дочери и внуки не имеют права вмешиваться.

Берт Хеллингер неоднократно подчеркивает, что человек не должен судить кого-либо: ни других людей, ни самих себя. Многие вещи люди делают бессознательно. Независимо от контекста каждого отдельного случая, болезнь начинается при отсутствии любви. Отсутствие любви, является по Хеллингеру, причиной болезней. Особенно, когда в предыдущих поколениях кто-то от кого-то отдалился. Великая любовь ко всем членам семьи приносит излечение.

Согласие на болезнь дает возможность увидеть, что больному необходимо на самом деле:

  • любовь,
  • забота,
  • внимание со стороны членов семьи.

Берт Хеллингер приводит пример: когда он работал с больной раком женщиной, то установил интересный факт. Хеллингер попросил женщину направить опухоли следующие слова: «Дам тебе простор, который тебе необходим, ты получишь от меня все желаемое, разрешаю тебе со мной остаться и сопровождать меня во всех делах». После слов символ болезни начал сокращаться, напоминая при этом клубок. Когда Хеллингер попросил произнести слова к болезни, призывая ее уйти, удалиться из жизни, символ опухоли начал набирать силу и расти.

Люди с диагностированными онкологическими болезнями, обычно полны ярости и гнева. В бессознательном монологе больных появляется утверждение, что прежде чем сделаю что-то кому-то другому, сам себя убью. Хеллингер утверждает, что болеющий человек защищает других людей.

По Хеллингеру, при опасных и смертельных болезнях, включая сахарный диабет, у человека возникает стремление к смерти, желание воссоединиться с умершими близкими людьми. Душа ждет заболевания, которое окажется смертельным.

Путем к избавлению от подобных мыслей является выявление личности умершего человека из семьи, после чего нужно принять этого человека в свое сердце, отдав ему дань уважения. Необходимо принять, что у мертвого – своя судьба, у живого – своя. Человек может любить умершего родственника, четко осознавая, что происходящее предопределено судьбой.

Хеллингер утверждает: при онкологическихболезняхследуетпризнатьвеличиесмерти. Символомявляетсяпоклонение ей – передсудьбой и смертьюлюдибессильны. опубликовано

Берт Хеллингер и его метод

Немецкий психотерапевт Берт Хеллингер родился в католической семье 16 декабря 1925 года в Лаймен (Баден, Германия). Он стал широко известен благодаря терапевтическому методу, называемому системно-семейные расстановки. Множество практикующих профессионалов во всем мире продолжают успешно применять и адаптировать метод расстановок к ряду личных, организационных и политических ситуаций.

В возрасте десяти лет Берт Хеллингер покинул родной дом, чтобы учиться в школе при католическом монастыре. Позже Берт был посвящен в духовный сан и послан в Южную Африку в качестве миссионера, где прожил 16 лет. Он был приходским священником, учителем, и, наконец, директором большой школы для африканских учеников, нес административную ответственность за всю область епархии, в которой было 150 школ. Хеллингер стал бегло говорить на языке зулусов, принимал участие в их ритуалах, и стал понимать их особый взгляд на мир.

В начале 1960-х годов Берт Хеллингер принимал участие в сериях межрасового экуменического обучения в групповой динамике, проводимых англиканским духовенством. Инструкторы работали с направлением феноменологии - занимались вопросом выделения того, что является необходимым, из всего имеющегося многообразия, без намерения, страха и предубеждений, опираясь только на то, что явственно. Их методы показывали, что есть возможность для примирения противоположностей через взаимное уважение. Однажды, один из инструкторов спросил группу: «Что для вас важнее, ваши идеалы или люди? Чем из этого вы бы пожертвовали ради другого?». Для Хеллингера это была не просто философская загадка - остро чувствовал, как нацистский режим жертвовал человеческими существами ради идеалов. «В определенном смысле этот вопрос изменил мою жизнь. С тех пор основным направлением, формировавшим мою работу, стала ориентация на людей”, говорил Берт Хеллингер.

После того, как он оставил свою работу священником, он встретил свою будущую первую жену, Герту. Они поженились вскоре после его возвращения в Германию. Берт Хеллингер изучал философию, богословие и педагогику.

В начале 1970-х годов Хеллингер прошел классический курс обучения психоанализу в Венской Ассоциации психоанализа (Wiener Arbeitskreis für Tiefenpsychologie). Он завершил свое обучение в Мюнхенском Институте по подготовке психоаналитиков (Münchner Arbeitsgemeinschaft für Psychoanalyse) и был принят в качестве практикующего члена в их профессиональную ассоциацию.

В 1973 Берт поехал в Соединенные Штаты, чтобы продолжать обучение у Артура Янова в Калифорнии. Он интенсивно занимался изучением групповой динамики, стал психоаналитиком и ввел в свою работу элементы первичной терапии, трансактного анализа, эриксоновского гипноза и НЛП.

К 1980-м годам Берт выявил закономерности, которые приводят к трагическим конфликтам между членами семьи. На основе сделанных открытий он разработал эффективные методы преодоления семейных конфликтов, которые приобретают все большую популярность, выходя за рамки семейного консультирования.

Проницательный взгляд и действия Берта Хеллингера обращены напрямую к душе, благодаря чему высвобождаются силы такой интенсивности, какие редко увидишь на психотерапии. Его идеи и открытия в области переплетений, охватывающих несколько поколений, открывают новое измерение в терапевтической работе с трагическими семейными историями, а его решения, найденные благодаря методу «семейной расстановки», трогательны, поразительно просты и очень эффективны.

Берт согласился записать и отредактировать серию записанного материала с семинаров для немецкого психиатра Гюнтхарда Вебера. Вебер опубликовал книгу сам в 1993 году под названием Zweierlei Gluck ["Два рода счастья"]. Книгу приняли с энтузиазмом, и она быстро стала национальным бестселлером.

Берт Хеллингер и его вторая жена Мария София Хеллингер (Эрдоди) возглавляют Школу Хеллингера. Он много путешествует, читает лекции, проводит обучающие курсы и семинары в Европе, США, Центральной и Южной Америке, России, Китае и Японии.

Берт Хеллингер - особая, знаковая фигура современной психотерапии. Открытие им природы перенятых чувств, исследование влияния на человека различных видов совести (детской, личной, семейной, родовой), формулирование основных законов, управляющих человеческими отношениями (порядков любви), ставит его в один ряд с такими выдающимися исследователями человеческой психики, как 3. Фрейд, К. Юнг, Ф. Перлз, Я. Л. Морено, К. Роджерс, С. Гроф и др. Ценность его открытий еще предстоит по достоинству оценить будущим поколениям психологов и психотерапевтов.

Системная терапия Б. Хеллингера не является очередной умозрительной теорией, а представляет собой плод его многолетней практической работы с людьми. Многие закономерности человеческих отношений, сначала были подмечены и проверены на практике и только потом обобщены. Его взгляды не противоречат другим терапевтическим подходам, таким, как психоанализ, юнгианский анализ, гештальт, психодрама, НЛП и др., а дополняют и обогащают их. Сегодня, с помощью системной работы по Б.Хеллингеру, можно решить такие человеческие проблемы, которые еще десять лет назад ставили в тупик даже самых опытных специалистов.


Метод системной расстановки по Хелингеру.

Семейная расстановка становится основным методом работы Берта Хеллингера и он развивает этот метод, соединив в нем два базовых положения:

1) Феноменологический подход - следование тому, что проявляется в работе, без предварительных концепций и дальнейших интерпретаций

2) Системный подход - рассмотрение клиента и заявленной им темы для работы в контексте взаимосвязей клиента с членами его семьи (системы).

Работа методом семейных расстановок Берта Хеллингера состояла в том, что в группе выбирались участники - заместители членов семьи клиента и расставлялись в пространстве с использованием очень сдержанных выразительных средств - только направление взгляда, без каких-либо жестов или позы.

Хеллингер открыл, что при медленной, серьезной и уважительной работе ведущего и группы заместители членов семьи чувствуют то же, что и их реальные прототипы, несмотря на то, что они не знакомы и какая-либо информация о них отсутствует.

Этот феномен был назван «заместительским восприятием», а то место, откуда приходит информация - полем (знающим полем или морфическим полем - термин Руперта Шелдрейка (Rupert Sheldrake). Научная недоказанность и недостаточный опыт исследований поля является основным критическим замечанием к методу семейной (системной) расстановки. Тем не менее, в практике последних десятилетий накоплен опыт, который позволяет расстановщикам доверять информации поля и следовать ей в своей работе.

В процессе накопления опыта и наблюдений Берт Хеллингер находит и формулирует несколько действующих в системах законов, нарушение которых приводит к явлениям («динамикам»), предъявляемым клиентами как проблемы. Следование законам, первый опыт которого клиент получает в расстановке, позволяет восстановить порядок в системе и способствует облегчению системной динамики и разрешению предъявленной проблемы. Эти законы получили название Порядки Любви .

Накопленные наблюдения показывают, что системный подход и заместительское (полевое) восприятие проявляются и в не-семейных системах (организации, «внутренние части личности», абстрактные понятия - такие как «война» или «судьба»), и не только при непосредственном заместительствовании в группе, но и при иных методах работы (работа в индивидуальном формате без группы, работа с фигурками на столе или с большими предметами на полу). Все чаще метод семейной расстановки применяется для принятия решений в бизнесе и организационных решений ("организационные расстановки" или "бизнес-расстановки").

С какими проблемами работает метод расстановок Хеллингера?

В первую очередь с перенятыми чувствами — вытесненными, не до конца пережитыми, заблокированными или запрещенными обществом чувствами, которые испытывали наши предки.

Перенятые чувства хранятся в семейной системе, как в «банке информации», и позднее могут проявляться у их детей, внуков, а иногда даже правнуков. Человек не осознает природы этих чувств, он воспринимает их как свои собственные, так как часто просто вырастает в их «поле», впитывает с молоком матери. И только став взрослыми, мы начинаем подозревать, что здесь что-то не так. Многим подобные чувства знакомы, они посещают нас как бы спонтанно и не связаны с теми событиями, которые в данный момент вокруг нас происходят. Иногда интенсивность переживаемых нами чувств бывает столь велика, что мы осознаем неадекватность своей реакции, но часто, увы, ничего не можем «с собой» поделать. Мы говорим себе, что в следующий раз этого не повторится, но стоит ослабить контроль и все повторяется опять.

Психологу или психотерапевту, если он не прошел системной подготовки, тоже трудно понять природу перенятых чувств. А если не понимаешь причину проблемы, с ней можно работать годами. Многие клиенты, не видя результата, оставляют все как есть, подавляя чувство, но оно вновь появится уже у кого-то из их детей. И будет появляться вновь и вновь до тех пор, пока в семейной системе не будет найден источник и адресат перенятого чувства.

Например, у женщины в силу каких-то обстоятельств рано умер муж, и она грустит по нему, но открыто не проявляет своей грусти, так как думает, что это расстроит детей. Впоследствии это чувство может быть перенято кем-то из ее детей или внуков. И внучка этой женщины, время от времени испытывающая «беспричинную» грусть по отношению к своему мужу, может даже и не догадываться о ее истинной причине.

Еще одной темой, которая часто звучит в системной работе, являются противоречия между личностью и семьей (системой). Берт Хеллингер называет это работой с границами совести. Принято считать, что совесть является исключительно индивидуальным качеством. Но это не совсем так. На самом деле совесть формируется опытом предшествующих поколений (семьи, рода), а человеком, принадлежащим к семье или роду, только ощущается. Совесть воспроизводит в последующих поколениях те правила, которые раньше помогали семье выжить или чего-то достичь. Однако условия жизни быстро меняются, и современная действительность требует пересмотра старых правил: то, что помогало раньше, сегодня становится помехой.

Например, совесть многих российских семей хранит «рецепт выживания» во времена репрессий. Мы помним из истории, какая судьба постигла многих ярких и неординарных личностей. В те тяжелые годы, для того чтобы выжить, человек должен был не выделяться, быть таким, как все. Тогда это было оправданно и занесено в «банк памяти» семьи в качестве правила. И за его выполнением следит совесть. В наши дни тот же механизм продолжает действовать и приводит к тому, что человек не реализует себя как личность. Совесть слепо управляет нами при помощи чувств вины и невиновности, и человек из семьи, пережившей страх репрессий, будет испытывать необъяснимый дискомфорт (чувствовать себя виноватым), если он стремится реализовать себя. И наоборот, будет чувствовать себя комфортно, если не будет ни к чему стремиться. Таким образом, личностные устремления и совесть семьи вступают в противоречие. И если не учитывать прошлое семьи, трудно понять, почему так происходит.

Отдельно хотелось бы сказать, что Б. Хеллингер указывает доступный многим путь к духовному. Ведь освобождение от перенятых чувств равносильно окончанию борьбы в душе человека, и он начинает жить своей собственной жизнью, реализовывать свои собственные цели. А принятие чувства смирения и благодарности родителям, своей семье и роду обеспечивает надежный тыл и позволяет использовать накопленные родовые ресурсы и энергию для реализации этих целей, что многократно увеличивает наши шансы на успех. Это дает нам возможность исследовать новые горизонты жизни, приобретать новый опыт, открывать новые возможности. А в случае неудачи любящая нас семья обеспечивает нам «тихую гавань», где мы можем залечить раны и восстановить силы, чтобы вновь отправиться в плаванье по безбрежным просторам жизни.

Метод семейной расстановки позволяет как бы вернуться в прошлое и заново пережить те чувства, которые переживали наши предки. Он дает возможность беспристрастно взглянуть на происходившее, вернуть нашим предкам их достоинство и увидеть решение тех проблем, которые мы переживаем сейчас. Расстановки помогут Вам разобраться в отношениях с близкими людьми, улучшить их, избежать ошибок и, может быть, сделает вашу жизнь немного счастливее.

Михаил Бурняшев, к.п.н., семейный терапевт

Практикуя феноменологический подход, Хеллингер указывает на различные аспекты совести, которая выступает как "орган равновесия", с помощью которого мы способны почувствовать живем ли мы в согласии с нашей системой или нет.

Ключевые слова в семейной терапии Хеллингера - совесть и порядки. Совесть охраняет порядки совместной жизни в рамках личных отношений. Иметь спокойную совесть означает только одно: я уверен, что я еще принадлежу к моей системе. А "неспокойная совесть" означает риск, что мне больше не может быть позволено принадлежать к этой системе. Совесть реагирует не только на право принадлежности к системе, но и на равновесие между количеством того, что индивидуум отдал другим членам в своей системе, и тем, что он получил от них.

Каждая из этих функций совести руководствуется и осуществляется разными чувствами невиновности и вины. Хеллингер выделяет важный аспект совести - осознаваемую и неосознаваемую, бессознательную совесть. Когда мы следуем осознаваемой совести, то нарушаем правила скрытой совести и, несмотря на то, что согласно осознаваемой совести мы ощущаем себя невиновными, скрытая совесть наказывает подобное поведение, как будто мы все же виноваты.

Конфликт между этими двумя типами совести - основа всех семейных трагедий. Такой конфликт ведет к трагическим переплетениям, которые являются причиной серьезных болезней, несчастных случаев и самоубийств в семьях. Этот же конфликт приводит к целому ряду трагедий в отношениях между мужчиной и женщиной - например, когда отношения между партнерами разрушаются, несмотря на существующую между ними сильную взаимную любовь.

К этим выводам Хеллингер пришел не только благодаря использованию феноменологического метода, но и благодаря большому практическому опыту, полученному во время расстановок семей.

Удивительным фактом, полученным путем участия в расстановке, является тот факт, что создающееся силовое поле или "управляющая знающая Душа" находит такие решения, которые значительно превышают те, что мы могли бы выдумать сами. Их воздействие гораздо сильнее того, что мы могли бы достичь путем спланированных действий.

С точки зрения системной семейной терапии чувства, мысли, поступки человека определяются системой. Индивидуальные события определяются системой. Наши связи расширяются по нарастающим окружностям. На свет мы появляемся в небольшой группе - нашей родной семье - и это определяет наши отношения. Затем приходят другие системы и, в конце концов, наступает черед системы универсальной. В каждой из этих систем порядки действуют по-своему. К числу заданных нам условий, необходимых для хороших отношений между родителями и детьми, относятся следующие: привязанность, баланс между "давать" и "брать" и порядок.

Привязанность - это первое базовое условие, чтобы отношения сложились. Первичная любовь, привязанность ребенка к родителям.

Сбалансированность "давать" и "брать".

Отношения между партнерами могут нормально развиваться, если я даю что-то тебе, ты в знак благодарности возвращаешь чуть больше, в свою очередь я тоже отдаю тебе немного больше, и так отношения развиваются циклически. Если я даю слишком много, а ты не можешь мне столько отдать, то отношения распадаются. Если я ничего не даю, то они тоже распадаются. Либо наоборот, ты слишком много даешь мне, а я не могу тебе столько вернуть, то отношения также распадаются.

Когда равновесие невозможно.

Это уравновешивание "давать" и "брать" возможно только между равными. Между родителями и детьми это выглядит по-другому. Дети не могут вернуть родителям ничего равноценного. Они бы и с удовольствием, но не могут. Здесь господствует такой разрыв между "брать" и "давать", ликвидировать который невозможно. Хотя родители и получают что-то от своих детей, а учителя от своих учеников, равновесия это не восстанавливает, а лишь смягчает его отсутствие. Дети всегда в долгу по отношению к родителям. Выход в том, чтобы дети передавали дальше полученное от родителей, причем в первую очередь своим детям, то есть следующему поколению. При этом ребенок заботится о своих родителях столько, сколько он считает нужным.

В качестве примера можно привести грузинскую притчу:

Мать - орлица вырастила трех птенцов и теперь готовит их к полету. Она спрашивает первого птенца: "Ты будешь обо мне заботиться?". "Да, мама, ты так хорошо обо мне заботилась, что и я буду о тебе заботиться", - отвечает первый птенец. Та отпускает его, и он летит в пропасть. Такая же история и со вторым птенцом. Третий же отвечает: "Мама, ты так хорошо обо мне заботилась, что и я позабочусь о своих детях".

Компенсация в негативном.

Если кто-то причиняет мне зло, и я причиняю ему ровно столько же, то отношения заканчиваются. Библейское "око за око". Если же я причиню ему немного меньше, то этим воздается должное не только справедливости, но и любви. Евангелие: Если тебя ударили по щеке, подставь другую. Иногда, чтобы спасти отношения, сердиться бывает необходимо. Но здесь это значит - злиться с любовью, потому что человеку важны эти отношения.

Для того, чтобы отношения могли продолжаться, существует правило: в позитивном отношении из предосторожности возвращают чуть больше, в негативном из предосторожности - чуть меньше. Если родители делают детям что-то плохое, то дети не могут в качестве компенсации вернуть, сделать им зло. У ребенка нет на это права, что бы ни сделали родители. Для этого слишком велик разрыв.

Однако можно решить проблему на более высоком уровне. Мы можем преодолеть это слепое принуждение к уравновешиванию через плохое при помощи более высокого порядка, а именно - одним из порядков любви. Не просто любви, а более высокого порядка любви, в рамках которого мы признаем и собственную судьбу и судьбу другого, любимого человека, двумя разными независимыми друг от друга судьбами и покоряемся им обеим со смирением.

В процессе расстановки семьи Хеллингер восстанавливает равновесие, тот порядок, который был нарушен в системе. При этом он описывает существующие порядки:

1. Принадлежности . К членам одного рода, независимо от того, живы они или уже умерли, как правило, относятся:

Ребенок и его братья и сестры;

Родители и их братья и сестры;

Бабушки и дедушки;

Иногда еще кто-то из прабабушек и прадедушек.

Кроме того, родительской системе могут принадлежать мертворожденные дети, не рожденные дети из-за выкидыша или аборта.

Обычно жертвы принадлежат системе насильника и наоборот.

Для того, чтобы удачно сложились личные отношения, должны быть выполнены три условия: привязанность, баланс между "давать" и "брать" и порядок.

Все, принадлежащие одному роду, обладают равным правом на принадлежность, и никто не может и не имеет права отказать им в этом. Как только в системе появляется кто-то, кто говорит: "У меня больше прав принадлежать к этой системе, чем у тебя", он нарушает порядок и вносит в систему разлад. Если, к примеру, кто-то забывает рано умершую сестру или мертворожденного ребенка, а кто-то, как бы само собой, занимает место прежнего супруга и наивно исходит из того, что теперь у него больше прав на принадлежность, чем у того, кто освободил место, то он грешит против порядка. Потом это часто сказывается таким образом, что в одном или следующих поколений кто-то, сам того не замечая, повторяет судьбу того человека, которого лишили права на принадлежность.

Таким образом, принадлежность нарушается, если человека исключают из системы. Как это можно сделать? Можно сдать в психушку, написать отказ от родительских прав, развод, аборт, эмиграция, пропал без вести, потерян, умер и забыт.

Основная вина любой системы заключается в том, что она кого-то из системы исключает, хотя он имеет право к системе принадлежать, а правом на принадлежность обладают все указанные выше члены рода.

2. Закон целого числа . Любой отдельно взятый член системы чувствует себя целым и полным, если у всех тех, кто относится к его системе, к его роду, есть хорошее и почетное место в его душе и сердце, если там они сохраняют все свое достоинство. Здесь должны быть все. Тот, кто заботится лишь о своем "я" и своем узком индивидуальном счастье, чувствует себя неполным.

Классический пример, связан с моими пациентами из неполных семей. В Российской культуре принято, что после развода дети чаще всего остаются c матерью. При этом отец как бы исключается из системы, и часто мать пытается вычеркнуть его из сознания ребенка. В результате, когда ребенок вырастает, он мало что знает о родном отце, потерявшем право принадлежать его системе. Ситуация может еще и усугубляться тем, что отчим будет пытаться претендовать на место родного отца в душе ребенка. Обычно, такие дети скованы и не уверены в себе, слабовольны, пассивны, имеют трудности в общении с людьми. Ощущение от такого пациента, что у него мало энергии, чтобы чего-то добиваться в жизни, эта энергия должна была бы идти от родного отца и его рода, но она блокирована.

Отсюда задача психотерапии: найти человека, в отношении которого была совершена несправедливость, и восстановить ее, вернуть его в систему.

3. Закон приоритета более раннего . Бытие определяется временем. С помощью времени оно получает ранг и структуру. Кто появился в системе раньше, имеет преимущество перед тем, кто приходит позже. Поэтому родители идут перед детьми, а рожденный первым - перед рожденным вторым. Первый партнер имеет преимущество перед вторым.

Если нижестоящий вмешивается в область стоящего выше, к примеру, сын пытается искупить вину отца или быть лучшим мужем для мамы, то он считает себя вправе делать то, на что права не имеет, и на подобную самонадеянность этот человек часто неосознанно реагирует потребностью в крушении или гибели. Поскольку это происходит в основном из любви, это не осознается нами как вина. Подобные взаимосвязи всегда играют некую роль там, где есть плохой конец, когда кто-то, например, сходит с ума, совершает самоубийство или становится преступником.

Предположим, что мужчина и женщина потеряли своих первых партнеров и у обоих есть дети, а теперь они женятся, и дети остаются с ними в новом браке. Тогда любовь мужа к его детям не может идти через новую жену, а любовь жены к ее детям не может идти через этого мужа. В этом случае любовь к собственному ребенку от предыдущих отношений обладает приоритетом перед любовью к партнеру. Это очень важный принцип. Нельзя привязываться к этому как к догме, но многие нарушения в отношениях, когда родители живут с детьми от предыдущих браков, происходят оттого, что партнер начинает к детям ревновать, а это неоправданно. Приоритет у детей. Если этот порядок признается, то все в большинстве случаев складывается удачно.

Правильный порядок почти неосязаем, и его нельзя провозгласить. Это нечто иное, чем правило игры, которое можно изменить. Порядки неизменны. Для порядка не имеет никакого значения, как я себя веду. Он всегда остается на месте. Я не могу его сломать, сломать я могу только себя. Он устанавливается на долгий или недолгий срок, и подчиняться порядку - это очень смиренное исполнение. Это не ограничение. Это похоже на то, как будто вы входите в реку, и она несет вас. В этом случае есть еще определенная свобода действий. Это нечто другое, чем когда порядок провозглашается.

4. Иерархия семейных систем . Для систем субординация противоположна иерархическому порядку в развитых отношениях. Новая система обладает приоритетом перед старой. Когда человек создает семью, то его новая семья имеет приоритет перед родными семьями супругов. Так показывает опыт.

Если у мужа или жены в то время, как они состоят в браке, рождается ребенок от другого партнера, то он или она должны покинуть этот брак и съехаться с новым партнером, как бы тяжело для всех это ни было. Но это же событие можно рассматривать и как расширение существующей системы. Тогда хотя новая система и появляется последней и партнеры должны оставаться в ней, по рангу эта система стоит ниже, чем прежняя. Тогда, например, у прежней жены приоритет перед новой. Тем не менее, новая - сменяет прежнюю.

5. Родовая совесть . Как личная совесть следит за соблюдением условий привязанности, сбалансированности и порядка, так существует и родовая или групповая совесть, та инстанция, которая охраняет систему, стоит на службе у рода в целом, следит за тем, чтобы система оставалась в порядке или приходила в порядок, и мстит за нарушения порядка в системе. Действует она совершенно по-иному. В то время как индивидуальная совесть проявляется через чувства комфорта и дискомфорта, удовольствия и неудовольствия, родовая совесть не чувствуется. Поэтому и найти решение здесь помогают не чувства, а только узнавание через постижение.

Эта родовая совесть заботится о тех людях, которых мы исключили из своей души и своего сознания, либо потому, что хотим воспротивиться их судьбе, либо потому, что другие члены семьи или рода провинились перед ними, а вина не была названа и уж подавно не принята и не искуплена. А может быть потому, что им пришлось платить за то, что мы взяли и получили, не поблагодарив их за это или не отдав им за это должное.

6. Любовь и порядок . Много проблем возникает, потому что мы считаем, что можно взять верх над царящими в семействах порядками путем внутренних размышлений, усилий или любовью - например, так, как наставляет Нагорная проповедь. В самом деле, порядок является тем принципом, на котором все построено, и не позволяет заместить себя любовью.

Любовь - часть порядка. Порядок был установлен прежде любви, и любовь может развиваться только в рамках порядка. Порядок является первоначальным принципом. Каждый раз, когда человек пытается перевернуть эту очередность и изменить порядок с помощью любви, он терпит неудачу. Это неизбежно. Любовь вписывается в определенный порядок - туда, где она может развиваться, подобно тому, как семя попадает в почву - место, где оно может прорасти и развиться.

7. Интимная сфера . Ребенок не должен знать никаких интимных подробностей любовной связи родителей. Это не его дело, не касается оно и третьих лиц. Если один из партнеров рассказывает кому-либо о подробностях своей интимной жизни, то это нарушение доверия, ведущее к дурным последствиям. Прежде всего, к разрушению связи. Интимные подробности принадлежат только тем, кто входит в эту связь. Например, недопустимо, чтобы мужчина рассказывал своей второй жене интимные подробности связи с первой женой. Все, что принадлежит интимной связи между мужчиной и женщиной, должно оставаться тайной. Если родители рассказывают обо все своим детям, это оборачивается дурными последствиями для детей. Так, в случае развода ребенка ставят перед фактом, и причины его не касаются. Нельзя и заставлять ребенка выбирать, с кем из родителей ему жить. Это слишком тяжелый для него груз. Лучше, когда ребенок остается с тем из родителей, кто больше уважает партнера, так как эту любовь он сможет передать ребенку.

Если у матери был аборт, то дети ничего не должны об этом знать. Это часть интимной связи родителей. Что касается терапевта, то ему тоже нужно рассказывать только то, что не роняло бы достоинство партнера. Иначе связь разрушится.

8. Баланс . Система стремится выровнять баланс: первыми стремятся выровнять его дети. Они стремятся защитить или начинают болеть. Болезнь часто представляет исключенного члена семьи.

Когда плохо выравнивается баланс, мы понимаем, куда девается любовь: любовь уходит, и она направлена на другой объект.

9. Инцест . Например, жена не простилась с первым партнером в душе, поэтому муж одинок. Тогда дочь говорит: я так люблю тебя, что заменю тебе маму. Происходит инцест. Если пациент жалуется на отца или мать, то сначала нужно восстановить в его глазах фигуру родителя.

У члена семьи есть три возможности любовью выровнять баланс:

1. Я тебя так люблю, что ухожу за тобой.
Так, клиентка с бронхиальной астмой рассказывала, что ей было три года, когда ее отец заболел сначала гриппом, потом пневмонией и, в конце концов, умер от пневмонии. После чего она также заболела гриппом и пневмонией и попала в реанимацию с приступом бронхиальной астмы.

2. Я тебя так люблю, что ухожу вместо тебя. Лучше я чем, ты.
Например, дочь не может принять мысль о том, что ее мама скоро умрет и умирает сама раньше матери.

3. Я тебя так люблю, что искуплю твою вину.
Родовая совесть стремится восстановить баланс, заботясь о тех, кто был исключен из системы, о непонятых и забытых, о тех, кому не отдали должное, и о тех, кто мертв.

Если кто-то, кто принадлежит системе, или кто-то, кто должен ей принадлежать, по каким-то причинная исключен из нее, если ему отказано в праве на принадлежность, так как другие его презирают или не хотят признавать, что он дал место появившимся позже или что они ему еще чем-то обязаны, то родовая совесть выбирает себе кого-то невиновного из рожденных позже, который под ее нажимом путем идентификации этому человеку подражает, причем подражает добросовестно. Он не выбирал себе это, он не замечает этого, и он не может сопротивляться. Он реанимирует, таким образом, чужую судьбу, судьбу того, кто был исключен, и еще раз проигрывает эту судьбу со всей ее виной, невиновностью и несчастьем, со всеми чувствами и всем, что сюда относится.

Другая ситуация, которая становится основной причиной нарушений на индивидуальном уровне, это "прерванное движение к…". Это ситуация, в которой человек в детском возрасте был остановлен в своем движении к какому-то лицу (чаще всего это мать). Это может быть связано с пребыванием в больнице или с разлукой, обусловленной другими причинами, либо с событиями, которые были связаны с сильным чувством отверженности.

И когда, будучи уже взрослым, этот человек идет к кому-то, то есть находится в "движении к…", в нем в какой-то момент поднимаются воспоминания о той ситуации, пусть просто как телесное воспоминание, но реагирует он теми чувствами и симптомами, как в детстве. Например, бронхиальная астма часто является проявлением прерванного движения к матери, и когда у астматика появляется угроза потери близкого человека, часто это возлюбленный (возлюбленная), то он реагирует сильным приступом бронхиальной астмы и попадает в реанимацию.

Это может быть также головная боль, судороги или принятие себе во вред важных решений (например: "Я никогда больше не проявлю слабость", или "Это все равно не поможет"). Вместо того чтобы продолжить "движение к…", пока оно не приведет к цели, человек отходит назад и начинает движение по кругу, пока не возвратится к тому же самому месту. В этом и есть тайна невроза. Когда такой человек уходит в чувства, у него появляется голос ребенка, и тогда можно спросить, сколько лет этому голосу. Обычно это ранняя неосознаваемая травма.

Решение здесь в том, чтобы этот человек снова стал тем ребенком, и уже, будучи тем ребенком, завершил прерванное тогда "движение к…". В этот момент клиент приобретает решающе новый опыт, и ему намного легче удаются последующие "движения к…".

Наилучшим образом эти, и многие другие темы, рассматриваются и разрешаются при практическом участии в системно-семейных расстановках по Хелингеру.

Литература:

Б. Хеллингер. Порядки Любви. Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. М., Издательство Института Психотерапии, 2001г.

Б.Хеллингер. Порядки Любви. Как жизнь и любовь удаются вместе. Институт Консультирования и системных решений, 2007г.

Статья подготовлена по материалам, найденным в свободном доступе в сети Интернет.

Последние материалы сайта