Усыпальница благотворителей морозовых обрела первозданный вид. Реставрация усыпальницы Морозовых Адрес и контакты

21.01.2021
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

На Рогожском кладбище завершилась реставрация семейной усыпальницы купцов Морозовых. Сооружение, созданное архитектором Шехтелем, давно требовало восстановления: многие элементы декора были утрачены, золотые надписи стерлись, цоколь потрескался, а огромные саркофаги начали постепенно проседать.

Вернуть первозданный вид, сохранив приметы времени — такая задача стояла перед реставраторами. Семейную усыпальницу меценатов Морозовых на Рогожском кладбище нашли в аварийном состоянии.

"Было запустение. Действительно, к сожалению, памятник уходил как невозвратный, я думал, что он разрушается", — рассказывает предстоятель Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий.

Ажурная железная сень — творение архитектора Шехтеля — покосилась и была на грани обрушения. Мастерам пришлось залатать прохудившуюся кровлю. Утраченные элементы декора — шишечки и пики — были воссозданы по старинным эскизами. Пришлось поднимать и огромные саркофаги, которые начали уходить под землю.

"Памятники устанавливались на сухую забытовку. А с течением времени эта сухая забытовка, состоящая из песка и гравия, потихонечку размывается, и памятники оседают. И нам пришлось эти памятники вывешивать, поднимать и делать под них полноценный фундамент", — поясняет в интервью программе технолог-реставратор Дмитрий Стадник.

Расхожая фраза "увековечить в граните" у реставраторов вызывает улыбку. Они всякий раз убеждаются: камень не вечен. Гранитный цоколь пошел трещинами, белый мрамор надгробной часовни покрылся черной известковой коркой. Памятник спасали компрессами и припарками.

"Подбирали такие материалы, чтобы камень при этом не увлажнялся, потому что всякий мрамор содержит в своем составе железо, и если железо переувлажнено, то со временем оно дает страшные коричневые пятная на поверхности камня", — объясняет реставратор.

Два десятка огромных листов сусального золота — реставраторы называют их книгами — ушло на то, чтобы восстановить надгробные надписи. Хотя эти имена и без того золотыми буквами вписаны в историю Москвы.

"Морозовы — это величайшая династия, величайшие промышленники, величайшие благотворители. В городе на их средства построено более 70 зданий, причем на основе благотворительности", — подчеркивает руководитель департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.

От великолепных особняков до ночлежек, богаделен, дешевых квартир для москвичей. Морозовы жертвовали астрономические суммы на лечение и учение. Знаменитая Морозовская больница, здание Института имени Герцена и, конечно, МХАТ — все, без чего нельзя представить современную Москву.

"Слава Богу, что я своим детям — потомкам Морозовых — могу это показывать, могу рассказать, как страна заботится о той памяти, которую оставили по себе их предки", — отмечает правнук благотворителя Саввы Морозова Константин Жуков.

Реставрация усыпальницы Морозовых — скромный знак благодарности города. Она проводилась в рамках программы восстановления исторических надгробий.

Текст: "Вести-Москва"

Солдаты, возвращавшиеся с очередной русско-турецкой войны, принесли с собой в Москву страшную моровую язву — чуму. В декабре 1770 года в первопрестольной столице началась эпидемия, особенно усилившаяся в марте 1771 года. По распоряжению графа Григория Орлова, командированного Екатериной II для организации борьбы с мором, все кладбища в черте города были закрыты. В числе закрытых кладбищ оказались и два старообрядческих, известных еще с 1718 года и принадлежавших староверам, приемлющим священство: одно, бывшее за Тверскими воротами, и другое — у Донского монастыря. Взамен этих двух кладбищ поповцам по указу Правительствующего Сената выделили землю для захоронения умерших от эпидемии в трех верстах от Рогожской заставы, направо от Владимирского тракта. Место было выбрано не случайно: там находилась старообрядческая деревня Новоандроновка. Здесь были устроены карантин, больница и небольшая деревянная Никольская часовня для отпевания усопших. Так и возникло знаменитое Рогожское кладбище.

С разрешения императрицы Екатерины II были выстроены один за другим два храма, летний во имя Покрова Пресвятой Богородицы и зимний во имя Рождества Христова. Построены «палаты» для священнослужителей и для причта, частные дома, гостиница для паломников, детское училище, приюты, богадельни и другие постройки. Постепенно образовался так называемый Рогожский богаделенный дом, так называемое Рогожское кладбище. Понятие «Рогожское кладбище» относится не столько к собственно погосту, сколько к поселку при нем, к Рогожской старообрядческой общине. С момента своего основания и до настоящего времени Рогожское кладбище остается наиболее значительным центром русского православия. Его история наполнена трагическими и славными событиями и отражает историю Русской древлеправославной (старообрядческой) Церкви в последние столетия.

Местность Рогожского некрополя сначала представляла не что иное, как несколько рядов могил рядом с большим курганом, представлявшим собой братские могилы первых умерших от моровой язвы (чумы) 1771 г. На этом кургане — холме — еще в двадцатые годы прошлого столетия стоял старый, обросший мхом и плесенью обелиск, украшенный Адамовой головой, так называемый «памятник моровой могилы». На четырех его сторонах были надписи.

На восточной стороне было сказано об основании кладбища: «Место сие отведено для погребения усопших староверов в лето от Сотворения мира 7279, вместо таковых до сего времени бывших двух кладбищ…»

На западной стороне как религиозно-философское осмысление мира были написаны строки из Книги Премудрости Соломона, гл. 3, на славянском языке. В переводе на русский язык это звучит так: «А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас уничтожением, но они пребывают в мире. Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел достойными Его. Он испытал их, как золото в горниле, и принял их, как жертву всесовершенную».

На южной стороне памятника в стихотворной форме описывается трагедия чумной эпидемии:

В числе множества удручающих смертных скорбей
Моровая язва свирепее всех поедает людей.
Не щадит она младенцев, ни юношей цветущих лет,
И самым древним старцам от ней пощады нет.
Сия величайшая в мире на человечество напасть
Издревле ужаснее браней наводит собой страх.
Хотя не всегда в людях тоя действия бывает,
Но равно всех определенных лютостью своею убивает.
На северной стороне — описание симптомов и течения этой страшной болезни:
Болящие чувствуют начало поражения —
Великия во всех членах расслабления,
Руки и ноги у всех так дрожали,
Что, подобно пьяным шатаясь, они упадали.
Потом озноб и головную боль они ощущали,
А внутренние их воспаления с жаром возмущали…
Все таковые действия сил лишали,
И на другой день поражаемых нещадно умерщвляли.

К настоящему времени обелиск не сохранился, и его судьба неизвестна, но место его нахождения нетрудно найти на 1-м участке.

Следующие памятники были поставлены над могилами священнослужителей Рогожского кладбища, трудившихся в период с основания кладбища и до учреждения Белокриницкой иерархии. Историческая надпись, составленная по указанию епископа Антония, была помещена на общем памятнике:

«Сий крест Господень поставлен в память почивающих здесь своими телесами священноиереям, иже ко св. древлеправославной Церкви от никоновских нововведений с покаянием приходящих. И близ ста лет в духовных потребностях за всю последнюю половину многолетнего Ея вдовства служаху, причем они всегда страхом внешнего гонения поражались и внутренним лишением благочестивого епископства утомлялись. Вечность христопреданного священства от разных напастей на законность оного непрестанно защищали и в таковом лютом преволнении яко великодушные пловцы и без кормчего спасали от потопления корабль церковный… О доброе семя! Ты на столь же Церкви драго и почтенно, насколь возросшая через тебя благочестивая иерархия нужна и необходима. Буди же сей приятный плод твои паки неоскуден, и ты — из рода в род никогда забвенно в вечную память».

Но, к горькому сожалению, не сохранили потомки и время ни этих святых могил, ни общего памятника над ними!

Рогожский некрополь — один из самых своеобразных в Москве. Ни с каким другим кладбищем его спутать невозможно.

До революции здесь хоронили только староверов: священнослужителей, попечителей, почетных граждан и вообще лиц, принимавших близкое участие в судьбах кладбища, а также простых староверов. Наиболее частой формой надгробий Рогожского кладбища являлся саркофаг из белого камня, черного мрамора или гранита. На надгробиях почти нет дат рождения покойных, и понятно почему. Как правило, на каждом надгробии помещались и сохранились по сей день надписи об имени и дате смерти умершего (вплоть до часов), о возрасте (вплоть до дней), дне ангела и социальном статусе, а на некоторых — информация о годах, проведенных в супружестве. На другой стороне надгробия часто была написана трогательная эпитафия или текст из церковного писания. Памятники — это запечатленная в камне история Рогожской старообрядческой общины, так и история старообрядчества вообще.

После революции, когда погребение перестало иметь характер религиозного обряда, а крест на могиле являлся чуть ли не вызовом системе, на Рогожском все так же появлялись могучие кресты-голубцы. Их и теперь очень много, и они придают кладбищу характерный строгий вид. Хотя хоронят тут теперь далеко не одних только старообрядцев.

Во второй половине XIX — начале ХХ века на Рогожском кладбище были похоронены представители известных старообрядческих купеческих родов: Банкетовы, Баулины, Бутиковы, Винокуровы, Досужевы, Капырины, Кузнецовы, Кулаковы, Ленивовы, Миловановы, Мельниковы, Морозовы, Мусорины, Назаровы, Пуговкины, Рахмановы, Рябушинские, Рязановы, Свешниковы, Солдатёнковы, Соловьёвы, Трегубовы, Царские, Шибановы, Шелапутины.

Но немногие из этих захоронений можно теперь найти на кладбище. Дело в том, что в советское время у «капиталистов-эксплуататоров», наряду с прочим, часто экспроприировались и надгробия с могил. В 30-е годы прошлого столетия Рогожское кладбище являлось крупнейшим в Москве поставщиком гранита на стройки социализма, в частности для метро. О том, какие залежи ценного камня были на Рогожском кладбище прежде, можно судить по немногим сохранившимся купеческим захоронениям.

Большинство известных фамилий, увы, исчезло. Не найти теперь на Рогожском кладбище могил богатейших в России промышленников Рябушинских, нет больше могил фабрикантов и торговцев мануфактурными изделиями Солдатёнковых и многих, многих других. Точнее, не найти надгробных памятников, но ведь останки людей навечно упокоены в земле кладбища. Более того, нельзя сказать, что не осталось и следа от захоронений! В 2005 году на выставке в Государственном историческим музее, посвященной столетию распечатания алтарей Рогожских храмов и дарования религиозных свобод старообрядцам, в экспозиции была представлена карта Рогожского кладбища, составленная межевым архитектором А. Фихтнером с указанием мест захоронений усопших на момент 1886 года. Бесценная карта передана в дар Государственному историческому музею, и наступит время, когда по ней можно будет восстановить географию разрушенных захоронений.

На сохранившейся уникальной фотографии видно, как выглядело место захоронения родоначальника рода московских купцов Рябушинских — Михайлы Яковлевича (1.11.1786 — 20.07.1858) и его жены Евфимии Степановны, урожденной Скворцовой (около 1790 — 1855).

Рябушинские принимали активное участие в деятельности Рогожского кладбища и были известными предпринимателями. Вот очень краткая справка об их деятельности.

Рябуши́нские- династия российских предпринимателей. Основателями династии стали калужские крестьяне-старообрядцы, отец Михаил Яковлевич и братья Василий Михайлович и Павел Михайлович, открывшие в 1830-х годах несколько текстильных фабрик. В 1867 году братьями был учреждён торговый дом «П. и В. Братья Рябушинские» (в 1888 году реорганизован в «Товарищество мануфактур П.М. Рябушинского с сыновьями»). Семейное дело унаследовали сыновья Павла Михайловича: Павел Павлович, Владимир Павлович, Степан Павлович, Сергей Павлович, Николай Павлович и другие (всего в семье было 8 сыновей), в 1902 году основавшие «Банкирский дом братьев Рябушинских» (в 1912 году преобразованный в Московский банк). Братья входили в число лидеров партии «прогрессистов», издавали газету «Утро России». Известностью пользовались художественные собрания братьев, особенно бесценная коллекция икон Степана Павловича Рябушинского, которые теперь хранятся в коллекциях Русского музея, Государственного исторического музея, Государственной Третьяковской галереи и др. После революции все братья эмигрировали.

Не осталось следа от фамильного захоронения «фарфорового короля» Матвея Сидоровича Кузнецова (1846-1911) и членов его семьи. Находилась семейная усыпальница напротив архиерейских могил. Недавно на этом месте Московский фонд культуры установил памятную стелу — бронзовый обелиск Матвею Сидоровичу Кузнецову (участок 2).

М.С. Кузнецов родился в Гжели Московской губернии. Образование получил в Коммерческом училище в Риге. Лишившись отца в 1864 году и сделавшись самостоятельным владельцем фарфорово-фаянсового производства, настолько успешно повел дело, что развил его до первого в России предприятия. Коммерции советник, потомственный почетный гражданин. Был награжден многими русскими орденами и состоял кавалером французского ордена почетного легиона. В старообрядческих делах Матвей Сидорович принимал самое живое и деятельное участие; многие годы был председателем Совета московской старообрядческой общины Рогожского кладбища. Как написано в некрологе, «покойный отличался редкими душевными качествами… Своим добродушием, отзывчивостью, крупной благотворительностью он снискал уважение во всех кругах… Прах покойного погребен в склепе-часовне — усыпальнице Кузнецовых на Рогожском кладбище».

К сожалению, не сохранилась большая усыпальница купцов-старообрядцев Солдатёнковых (участок 4) из старинного рода Егора Васильевича Солдатёнкова (1752 — после 1830), переселившегося в Москву из дер. Прокуниной Московской губ. в 1797 году. Его дети Терентий и Константин торговали хлопчатобумажной пряжей и ситцами, владели бумаготкацкой фабрикой в Рогожской части (основана до 1813 года). Терентий Егорович — купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин, передал в наследство сыновьям Ивану и Козьме фабрику и многочисленные лавки.

Не пощадили советские 30-е годы могилу замечательного российского предпринимателя, мецената — благотворителя Козьмы Терентьевича Солдатёнкова (1818-1901).

Владея одним из крупнейших в России состояний, он столько средств вложил в благотворительность, что трудно даже перечислить все больницы, богадельни, дома призрения, училища, которые он финансировал или которые были учреждены целиком на его счет. Некоторые из солдатёнковских учреждений (например, больница им. С.П. Боткина) действуют до сих пор. Но, может быть, в еще большей мере К.Т. Солдатёнков прославился своей издательской деятельностью: издавал сочинения Д.В. Григоровича, А.В. Кольцова, С.Я. Надсона, Н.А. Некрасова, Н.А. Полевого, Я.П. Полонского, И.С. Тургенева, А.А. Фета, Т.Н. Грановского, И.Е. Забелина, В.О. Ключевского, многих других. Он был дружен с И.С. Аксаковым, Л.Н. Толстым, А.П. Чеховым. Некоторым писателям он просто безвозмездно помогал.

К концу XIX века К.Т. Солдатёнков был потомственным почетным гражданином, коммерции советником, членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур, директором Товарищества Кремнгольмской мануфактуры, директором Товарищества Даниловской мануфактуры и т.д. В итоге состояние «текстильного короля» Солдатёнкова к концу жизни оценивалось в 8 млн. рублей.

Невозможно не упомянуть о картинной галерее и библиотеке (общая стоимость библиотеки оценивалась по тому времени в 1 млн. рублей), переданных Румянцевскому музею. Одних картин русского и западного искусства в собрании насчитывалось около 270, кроме того гравюры, акварели, скульптуры. Сейчас они находятся в фондах Русского музея и Государственной Третьяковской галереи. Значительную ценность также представляло собрание икон, часть из которых была завещана Покровскому собору Рогожского кладбища.

Хорошо было бы увековечить памятным знаком место захоронения Козьмы Терентьевича Солдатёнкова на Рогожском кладбище, воспользовавшись картой А. Фихтнера.

Самый поразительный участок Рогожского кладбища находится справа от главной дорожки на участке 5. Это Архиерейские могилы — место захоронения старообрядческого духовенства Белокриницкой иерархии. Особо почитаемое место у старообрядцев.

Захоронение старообрядческого духовенства находится за старинной оградой на высоком месте и представляет собой ряды белых деревянных восьмиконечных крестов, которые стоят стеной и видны издалека (их около 40), и несколько черных саркофагов.

Здесь похоронены старообрядческие священнослужители — митрополиты, архиепископы, епископы, священники, монахи. Под саркофагами покоятся старообрядческие архиепископы:

Антоний (ум. в 1881 г.), Савватий (1825-1898); Аркадий (1809-1899) и Конон (1797-1884). Двое последних известны тем, что были арестованы в 1850-х годах и заключены в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где просидели в тюрьме до конца своих дней. Под пятым саркофагом покоятся руководившие церковью в советские годы епископы Анастасий (1896-1986), Геронтий (1872-1951), архиепископы Иринарх (1881-1952) и Иосиф (1886-1970).

Среди крестов возвышается самый большой деревянный крест, под которым погребён старообрядческий архиепископ Иоанн (1837-1915). При нем было совершено распечатывание алтарей рогожских храмов, в Москве сооружено 15 старообрядческих храмов, издавался журнал «Церковь», организован Старообрядческий богословский учительский институт. В 2003 году на Архиерейском участке был похоронен митрополит московский и всея Руси Алимпий, при котором началось возрождение старообрядческой жизни после гонений советских времен. В 2005 году здесь же был погребен . Недавно стараниями рогожских казаков установлены белые деревянные кресты в память об их упокоении.

На Рогожском кладбище сохранился надгробный памятник на месте захоронения Прокопия Дмитриевича Шелапутина (1777-1828), который исполнял должность Московского городского головы во время нашествия Наполеона на Москву (сентябрь 1812 г. — январь 1813 г.).

Вот краткие сведения о заслугах достойного нашей памяти человека. Шелапутин П.Д. происходил из старинного старообрядческого рода, Московский 1-й гильдии купец, городской староста, среди московского купечества занимал одно из самых почетных мест. «Прокофья Шелапутина за усердие, оказанное чрез пожертвование значительных на пользу Государственную значущих сумм, ЖАЛУЕМ в Коммерции Советника («С.-Петербургские сенатские ведомости», 1812 г., с. 378). Более того, за заслуги, оказанные Отечеству, в 1833 году июня 9-го П.Д. Шелапутин с потомством был возведен Высочайшею грамотою в дворянское достоинство, что являлось исключительным для старообрядцев случаем («Дворянские роды, внесенные в общий гербовник Всероссийской империи», составил гр. А. Бобринский, С.-Петербург, 1890 г., ч. 2, с. 639), грамота была вручена сыну покойного Дмитрию Прокопьевичу Шелапутину. «Во внимание к пожертвованию минерального кабинета в пользу ИМПЕРАТОРСКОЙ Московской медико-хирургической академии и усердного исполнения обязанностей, возложенных на него доверенностью купеческого общества», 30 декабря 1824 г. Прокопий Шелапутин был награжден орденом Св. Анны III степени («С.-Петербургские сенатские ведомости», 1825 г., с. 96).

Потомок П.Д. Шелапутина по линии его родного брата Антипия Дмитриевича — Павел Григорьевич Шелапутин (1848-1914). С ранних лет Павел Григорьевич почувствовал ответственность за фамильное дело Шелапутиных. В московских купеческих семьях не было принято дробить основной капитал, традиционно он доставался старшему наследнику по мужской линии. А это означало, что именно Павлу Григорьевичу как единственному наследнику следовало продолжать фамильное дело.

В формулярном списке, составленном в 1913 г. на лиц, состоящих на государственной службе, даётся такая характеристика предпринимателя: Шелапутин П.Г. — из потомственных почётных граждан, действительный статский советник (1908), награждён орденом Святого Владимира III степени (1905), потомственный дворянин, действительный статский советник (1911). Недвижимость: дома в Москве, имение в Московской губернии. Участие в правлениях и советах акционерных обществ: председатель Общества Средних торговых рядов, председатель Товарищества Балашихинской мануфактуры (на 1914 год — 30000 рабочих, оборот 8 млн. рублей).

Благотворительная деятельность Павла Григорьевича вызывает большую признательность и уважение: Гинекологический институт для врачей им. Анны Шелапутиной (1893), гимназия им. Григория Шелапутина (1902), три ремесленных училища (1903), реальное училище им. А. Шелапутина (1908), Педагогический институт (1908), женская учительская семинария (1910).

Трагические обстоятельства семейной жизни подорвали здоровье Павла Григорьевича. В 1913 году он едет в Швейцарию на лечение, где в следующем году умирает. Гроб с его телом едва успели перевезти через границу в последние мирные дни перед Первой мировой войной. Последнее пристанище П.Г. Шелапутин нашёл на Рогожском кладбище. Его могила не сохранилась.

Решением Историко-культурного экспертного совета Москомнаследия (протокол от 28.05.08 г.) захоронение и саркофаг П.Д. Шелапутина отнесены к выявленным объектам культурного наследия в качестве памятника исторического некрополя. Благодаря публикации в журнале «Церковь» до нас дошла фотография места захоронения П.Д. Шелапутина. Рядом с ним была погребена его супруга Харитина Ивановна, известная старообрядческая благотворительница и деятельница второй половины 19-го века. Известный начетчик, «старообрядческий логофет» Семен Семенов был погребен в ограде семейства Шелапутиных.

Захоронение П.Д. Шелапутина будет восстановлено к 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.

Каждый проходящий по главной дорожке видит усыпальницу представителей крупнейшего рода предпринимателей-старообрядцев Морозовых (участок 1). Она огорожена чугунной узорчатой оградой, под сенью, которая прежде была с цветными стеклами, потом ржавела без стекол, пока ее в конце XX века не покрыли кровлей. Она не была разрушена в годы уничтожения надгробий, как говорят, благодаря заслугам Саввы Тимофеевича Морозова, помогавшего большевикам.

Здесь похоронены пять поколений славной купеческой фамилии, начиная от основателя династии Саввы Васильевича (1770-1860) и до современных ее представителей. Последнее захоронение датировано 2003 годом. Конечно, самый известный среди Морозовых — это Савва Тимофеевич, внук основателя династии, прославившийся как покровитель искусств и щедрый кредитор русской революции. До сих пор остается загадкой его неожиданная смерть в Канне — то ли он покончил с собой, то ли кто-то от него решительно избавился…

В углу за оградой можно увидеть родовой белокаменный крест, на котором выгравировано: «При сем кресте полагается род Богородского купца Саввы Васильевича Морозова». Рядом — фигурный саркофаг самого Саввы Васильевича (1770-1860) и его супруги Ульяны Афанасьевны (1778-1861). Здесь же погребены его сыновья Тимофей Саввич Морозов (1823-1889), мануфактур-советник, 1-й гильдии купец, владелец Никольской мануфактуры в Орехово-Зуеве. Над его могилой и могилой его супруги Марии Федоровны, известной благотворительницы, белокаменная резная часовня, увенчанная шатром, выполненная по проекту Ф.О. Шехтеля (главка и крест утрачены). И Иван Саввич, Покровский 1-й гильдии купец, потомственный почетный гражданин (1812-1864), который покоится рядом со своим сыном Сергеем Ивановичем Морозовым (1861-1904), потомственным почетным гражданином. На могиле Саввы Тимофеевича стоит памятник работы скульптора Н.А. Андреева — беломраморный крест с рельефным распятием и оригинальным мраморным же саркофагом над могилой, выполненным в виде декоративной резной оградки. На памятнике короткая надпись: «Здесь погребено тело Саввы Тимофеевича Морозова. 1861-1905».

Семейное захоронение Морозовых является выявленным объектом культурного наследия. Необходимо проведение реставрационных работ. Недавно отреставрирован родовой крест, но надпись на нем уже едва читается. В очень плохом состоянии находятся ограда и фундамент, ограда ржавая, местами фундамент столбов трескается и разваливается…

В конце главной дорожки стоит большой черный крест (5-й участок) на не менее впечатляющей плите из розового гранита, под которой похоронен московский купец Федор Васильевич Татарников (1852 — 21.11.1912). Говорят, раньше таких крестов на кладбище было несколько. Теперь остался один. На память.

Рядом с усыпальницей Морозовых стоит кованая часовня купеческого рода Соловьевых, известных торговлей шерстью (участок 2). Саркофаги, установленные на местах погребения, выделяются своим внешним совершенством, например, оригинальный саркофаг с часовенкой в изголовье, крест утрачен. Совершенно уникальный высокий родовой крест: «Под сим крестом полагается род Московского 1-й гильдии купца Макара Васильевича Соловьева» с изображением распятого Христа. Несомненно роспись представляет художественную ценность.

В усыпальнице продолжают хоронить потомков. Необходимо проведение реставрационных работ, тем более что усыпальница включена в реестр заявленных объектов культурного наследия г. Москвы еще в конце 80-х годов прошлого столетия.

Если идти по главной дорожке, то с левой стороны можно видеть захоронение предков Ивана Алексеевича Пуговкина (1854-1931), многие годы перед революцией бывшего председателем Рогожской старообрядческой общины. Это захоронение, пожалуй, самое типичное для купеческого Рогожского кладбища: пять черных высоких саркофагов за сохранившейся металлической оградой (участок 1). Маленький фигурный саркофаг из розового гранита: Пуговкин Петр Николаевич, умерший 8.12.1867 г. в возрасте трех лет, недавно был найден на неизвестной могиле и перенесен к родным. «Не плачьте обо мне, родители мои, Господь принял меня в селения свои» — вот такая трогательная эпитафия на этом детском саркофаге.

Однако видно, что не все саркофаги сохранились, некоторые уничтожены в 30-е годы прошлого столетия, как и родовой крест. Поэтому здесь же находятся современные захоронения людей, не имевших отношения к данному роду.

Недалеко, но уже по правой стороне от главной дорожки находится фамильное захоронение Кулаковых (участок 4). Сохранились два уникальных белокаменных надгробия — саркофаги, возможно, конца XVIII — начала XIX века, заросшие мхом, надписи на которых прочесть уже невозможно. Здесь же находится величественный, фигурный саркофаг из темного гранита, установленный на высоком монолитном с ним основании, на пьедестале из розового гранита. Изготовлен в мастерской Новиковых, единственный в своем роде. Родовой памятник Кулаковых: «Под сим крестом полагается род московского купца», тоже очень красивый, к сожалению, как и большинство на Рогожском кладбище, не имеет самого креста. Основание решетки, как и сама решетка, разрушаются на глазах…

Из купеческого рода старообрядцев Рахмановых на протяжении трех поколений можно выделить несколько крупных семей, осуществлявших в разные периоды XIX — нач. XX вв. контроль за хозяйственной и религиозной деятельностью московской Рогожской общины.

В Москве купцы Рахмановы, вышедшие из вольноотпущенных крестьян Московской губернии, появляются в первой четверти XIX века. Уже к середине века несколько торговых семей Рахмановых владели значительными капиталами (Ф.А. Рахманов — свыше миллиона руб. уже в 1854 г.) и имели коммерческие интересы не только в Москве.

Во второй половине XIX в. род Рахмановых сильно разрастается. Рахмановы породнились с богатейшими купеческими фамилиями России — Овсянниковыми, Дубровиными, с К.Т. Солдатёнковым. Опираясь на свое влияние в старообрядческой среде, на родственные связи и денежный капитал, Рахмановы активно участвовали в религиозно-духовной жизни Рогожской старообрядческой общины. В этом плане наиболее значительно участие Рахманова Федора Андреевича (1776-1854) в организации кафедры старообрядческой митрополии в Австро-Венгрии.

На Рогожском кладбище было несколько фамильных захоронений Рахмановых. Сейчас сохранилось одно, потомков Григория Леонтьевича Рахманова (участок 1). На большом участке находится несколько захоронений в виде старинных саркофагов.

Первое по времени сохранившееся на этом участке захоронение — фигурный саркофаг, под которым покоится Рахманов Иван Григорьевич, Богородский 2-й гильдии купец, умерший 10.04.1839 г. в возрасте 66 лет. Сохранилось захоронение и потомственного почетного гражданина Василия Григорьевича Рахманова (1782-1858).Обращает на себя внимание высокий обелиск из темно-красного гранита, установленный на месте упокоения московского 1-й гильдии купца Рахманова Карпа Ивановича (1826-1895).

В настоящее время члены семьи Рахмановых, усопшие накануне революции (видимо, их надгробия были уничтожены в 30-е годы прошлого столетия) и в годы советской власти, покоятся под восьмиконечными металлическими крестами, выкрашенными белой краской, со скромными табличками.

Под таким же старообрядческим крестом покоится прах Георгия Карповича Рахманова (1873-1931), известного русского общественного деятеля, издателя, профессора Московского университета, принимавшего активное участие в деятельности Рогожской старообрядческой общины до революции.

В семейной моленной Г.К. Рахманова (на Покровской ул.) находилось большое собрание древних икон, изучением которых по приглашению Георгия Карповича занимался известный исследователь древнерусского искусства Павел Муратов. Все собрание целиком было передано в Исторический музей осенью 1917 года. Позднее это «рахмановское собрание» было переведено в Третьяковскую галерею. Во многих музеях хранятся иконы, известные как «рахмановские» по своему происхождению, были взяты из таганской моленной Рахмановых и из их дома и храма на Покровской ул.

Бесценные иконы, переданные в дар членами семьи Рахмановых, находятся в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Рогожском кладбище.

Большой интерес вызывает благотворительная деятельность Рахмановых, как в пользу старообрядческой общины (неоднократно делались крупные вклады в фонды общины), так и московского общественного призрения. Так, в начале XX века были выстроены дом бесплатных квартир Эмилии Карповны Рахмановой на 100 человек, стоимостью 60 000 руб.; богодельня имени Александры Карповны на 70 человек, стоимостью 133 000 руб.

На 9-м участке находится уникальный памятник погибшему в Первую мировую войну. Из серого с прожилками гранита в виде часовни, крест утрачен. Надпись хорошо сохранилась: «Прапорщик 5-го гренадерского Киевского Е.И.В. Наследника цесаревича полка. Личный почетный дворянин Александр Александрович Русаков. Родился 6 июля 1882 г. Убит в бою 13 октября 1914 г. при деревне Студзянка Козеницкого уезда Радомской губ. Жития его было 32 г. 4 м. и 7 дней. В супружестве жил 8 мес. и 11 дней. Дорогому сыну от любящего отца, жены и дочери дорогому мужу и отцу».

Эпитафия (в данном случае, описывает подвиги усопшего):

«Убиенный на поле брани Александр Александрович Русаков. Участвовал в Русско-Японской войне. За отличие во многих боях был награжден за свои подвиги орденами Свят. Анны 4 степени с надписью «За храбрость», Свят. Станислава 3 степени с мечами и бантом, Свят. Анны 3 степени с мечами и бантом и личным дворянством. В войне против германцев и австрийцев в бою под Люблиным был ранен в августе 1914 г. и награжден орденом Свят. Станислава 2 степени. 13 октября 1914 г. геройски пал в бою при деревне Студзянка.

Вечная память тебе, достойный герой!»

Этот памятник в реестре объектов культурного наследия г. Москвы записан как заявленный объект.

После революции и тем более после разрушений 30-х годов Рогожское кладбище утратило характер только старообрядческого кладбища.

В 1930-1940-е гг. на кладбище тайно хоронили жертв политических репрессий. Эти сведения нуждаются в подтверждении документами.

В.Н. Анисимова

Рогожское кладбище возникло в результате эпидемии чумы, разразившейся в Москве в 1770-1772 гг. и унесшей множество жизней горожан. Борьба с чумой привела к закрытию кладбищ в городской черте. В число закрытых погостов попали старообрядческие кладбища за Тверскими воротами и у Донского монастыря. Взамен этих кладбищ было учреждено новое. Оно располагалось в трех верстах от Рогожской заставы, почему и стало именоваться также Рогожским. Место было выбрано не случайно: здесь находилась старообрядческая деревня Новоандроновка. Со временем Рогожское кладбище стало духовным центром старообрядчества Белокриницкого согласия. Три старообрядческих храма - , и - я показал в предыдущих постах, сегодняшний рассказ будет посвящен некрополю.

До революции на кладбище хоронили только старообрядцев: священослужителей, попечителей, почетных граждан, лиц, принимавших близкое участие в судьбе кладбища и простых староверов. Наиболее частой формой надгробий являлся саркофаг из белого камня, черного мрамора или гранита. На надгробии помещались надписи об имени и дате смерти человека, о возрасте, дне ангела и социальном статусе, на некоторых была информация о годах, проведенных в супружестве.

29 апреля 2017 года митрополит Московский и всея Руси Корнилий освятил воссозданный памятный обелиск, посвященный первым захоронениям старообрядцев во время эпидемии моровой чумы в Москве. Оригинальный обелиск располагался на кургане, представлявшем собой две братские могилы умерших от чумы. Он простоял до 1920-х гг. и был снесен большевиками.

Для воссоздания обелиска специалистами были тщательно изучены архивы кладбища и найдены старинные чертежи.

Новый обелиск, как и старый, выполнен из черного гранита и белого мрамора. На монументе размещена Адамова голова и четыре надписи. На восточной стороне сказано об основании кладбища, на западной стороне написаны строки из Книги Премудрости Соломона на славянском языке. В переводе на русский они звучат следующим образом: "А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас - уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его.Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную". На южной стороне помещено стихотворение о трагедии чумной эпидемии, на северной - также в стихотворной форме описание симптомов и течения этой болезни.

После революции кладбище перестало быть только старообрядческим. В 1930-40-е гг. здесь тайно хоронили жертв политических репрессий. Также на территории кладбища есть две группы братских могил воинов, погибших во время Великой Отечественной войны и умерших в московских госпиталях.

Во второй половине XIX-начале ХХ веков на Рогожском кладбище были похоронены представители известных старообрядческих купеческих родов: Кузнецовы, Мельниковы, Морозовы, Рахмановы, Рябушинские, Солдатенковы, Соловьевы, Шелапутины и другие. Многие из надгробных памятников в настоящее время не найти. В 1930-е гг. Рогожское кладбище стало одним из крупнейших "поставщиков" гранита на стройки социализма, в том числе московского метрополитена. Естественно, что гранит получали в результате сноса каменных саркофагов. Так, не сохранилось захоронение Павла Михайловича и Александры Степановны Рябушинских. Павел Михайлович Рябушинский был русским предпринимателем и благотворителем,сыном основателя династии Рябушинских Михаила Яковлевича. В 1884 году Павел Михайлович стал потомственным почетным гражданином.

Утраченными оказались захоронения предпринимателя и мецената-благотворителя Козьмы Терентьевича Солдатенкова, "фарфорового короля" Матвея Сидоровича Кузнецова и многих других старообрядцев. 29 апреля 2017 года митрополит Московский и всея Руси Корнилий освятил поклонный крест в память похороненных на Рогожском кладбище старообрядцев, чьи надгробные памятники не сохранились.

Особый участок Рогожского кладбища - архиерейские могилы, место, почитаемое у старообрядцев. Захоронение старообрядческого духовенства представляет собой ряды белых деревянных восьмиконечных крестов числом около 40 и несколько черных саркофагов. Под четыремя саркофагами покоятся архиепископы Антоний (ум. в 1881), Савватий (1825-1898), Аркадий (1809-1899), Конон (1797-1884). Двое последних были арестованы в 1850-х гг. и заключены в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где просидели в тюрьме до конца своих дней. Под пятым саркофагом покоятся руководившие Церковью в советское время епископы Анастасий (1896-1986), Геронтий (1872-1951), архиепископы Иринарх (1881-1952), Иосиф (1886-1970). Белый саркофаг установлен на могиле митрополита Алимпия (1929-2003).

Напротив архиерейских могил, на другой стороне центральной аллеи, находится фамильное захоронение фарфорозаводчика и благотворителя Матвея Сидоровича Кузнецова. Усыпальница семьи не сохранилась. Южнее расположено фамильное захоронение Макара Васильевича Соловьева, московского купца 1-й гильдии.

Рядом под железной сенью находятся могилы знаменитой старообрядческой семьи Морозовых.

Проект железной сени был выполнен известным архитектором Ф. О. Шехтелем.

На старообрядческом Рогожском кладбище, началась реставрация усыпальницы Морозовых.
Для начала, маленькая историческая справка:
Рогожское кладбище в Москве организовано в 1771 году с высочайшего дозволения императрицы Екатерины II, разрешившей старообрядцам иметь отдельное место для захоронения жертв свирепствовавшей моровой язвы (чумы).
Уже в 1823 г. вокруг кладбища организовалась староверческая слобода с церквами, часовнями, жилыми строениями, богодельнями, - число жителей составляло 990 человек.
К середине XIX в. Рогожское кладбище представляет из себя духовный и административный центр Русской Православной Старообрядческой Церкви.
Некрополь Рогожского кладбища сформировался уже во второй половине XIX в. На главной алее кладбища, отдельно за невысокой кованой оградой, расположены «Архиерейские могилы» - место захоронения высшего духовенства Старообрядческой Церкви. На противоположной стороне - фамильные захоронения Морозовых, Соловьевых. На могильных мраморных памятниках и надгробиях имена выдающихся деятелей промышленности, финансового капитала и благотворителей, купцов и меценатов «золотого века», виднейших старообрядческих деятелей: Шелапутиных, Рахмановых, Пуговкиных, Бутиковых, Кузнецовых, Рябушинских, Солдатенковых и многих представителей купеческих родов.
На сегодня, на обширных площадях некрополя, сохранилось не более 35-40 фамильных захоронений.
После революций 1917 г. кладбище утратило свой чисто старообрядческий колорит. В 1930-е −1940-е гг на кладбище тайно хоронили жертв политических репрессий, в том числе расстрелянных в октябре 1941 военачальников Я. В. Смушкевича, П. В. Рычагова, Г. М. Штерна, А. Д. Локтионова. На территории — две группы братских могил воинов, погибших во время Великой Отечественной войны и умерших в московских госпиталях.(Следует отметить, что в сороковые годы прошлого века множество памятников из итальянского мрамора и гранита экспроприировано на строительство и отделку строящегося тогда Московского метрополитена).
В настоящее время кладбище закрыто и осуществляются только родственные захоронения.

Склеп крупнейшего рода предпринимателей-старообрядцев Морозовых. Здесь погребены потомки Саввы Васильевича Морозова (1770-1860), в частности, его сын Тимофей, «потомственный почетный гражданин» Сергей Иванович Морозов. Под массивной сенью усыпальницы покоятся как основатели крупного рода, так и их потомки - наши современники. Одна из последних могил датирована 2003 годом.За могилами присматривают родственники.
(фото И.Нагайцева, 1986)

Крест на могиле Саввы Тимофеевича работы Н.А. Андреева (автора «сидячего» памятника Н.В.Гоголю). На памятнике надпись: «Здесь погребено тело Саввы Тимофеевича Морозова. 1861-1905».
(фото 1970г. из книги "Московские меценаты")

Надгробная часовня, Саввы Васильевича Морозова 1770 - 1860 гг. По проекту архитектора Ф. О. Шехтеля

Металлическая сень над надгробьями.
(фото И.Нагайцева, 1986)

До реставрации. 2014г.

19 июля 7523 года от сотворения Адама (2015-))), благодаря бдительности Михаила Дзюбенко, было замечено- что фамильный склеп, находится в раскуроченном виде... после шумихи в ФБ, о.Алексеем Лопатиным, была проведена встреча и сделаны фото работ.
Вот его комментарий:
"Вкратце по ситуации с реставрацией склепа Морозовых.
Мы сегодня встречались с представителем Мосгорнаследия и представителем организации непосредственно работающей на объекте.
Ведется именно реставрация, ведется по документации разработанной Мосгорнаследием. Как мне показалось, люди вполне компетентные и понимающие что и как делать. Те фрагменты от фундамента, которые мы видим у Михаила на фотографиях, не разбиты рабочими, а разобраны по тем кускам, которые образовались за прошедшее время. Они все пронумерованы и их вернут на место, добавив, из этого же материала, утраченные ранее фрагменты. Мрамор будет почищен, часовня обретет завершение, которое было по проекту Шехтеля.
Проведение работ было согласовано с митрополитом.
Ну и самое главное - Мосгорнаследие в ближайшее время проведет лекцию/слушание по всем работам в склепе Морозова и Соловьева. Будут приглашены все желающие. Это будет в доме причта, как только определится число и время я сообщу.
В общем, Михаил, огромная благодарность за бдительность, пока все в рамках реставрации.
Да, еще реставраторами обнаружена коробка с предполагаемым прахом Зиновии Зиминой, который будет предан земле и появится табличка."

Не серчайте что много фото, надо запечатлеть весь ход работ.

Рогожское – одно из самых древних и загадочных кладбищ Москвы. Старожилы утверждают, что ночью, особенно в полнолуние, по старинному некрополю лучше не ходить, если нет желания встретиться с призраком Саввы Морозова. По легенде, младший из прославленной семьи русских промышленников и меценатов является в образе призрака мужчины в длинных одеждах. Его появление сопровождается звуком, похожим на звон монет.

Савва Морозов скончался в мае 1905 года в Каннах от пулевого ранения в грудь. Однако обстоятельства его смерти до сих пор остаются неразгаданными. Одни уверены, что это было самоубийство, другие – что знаменитый промышленник и меценат был застрелен неизвестными. Но что подтолкнуло столь известного человека к роковой черте, и почему, если верить легендам, его душа и столетие спустя не успокоена? Телеканал "Москва Доверие" подготовил специальный репортаж.

Древнее кладбище

История возникновения самого Рогожского кладбища столь же трагична, как и истории многих московских семей былых времен, покоящихся здесь. Все началось с большой беды. В 1771 году на Москву обрушилась страшная эпидемия чумы.

"Трупы лежали на улицах, к ним боялись прикасаться. И тогда власти приказали старообрядцам самим заняться захоронением, им выделили площадку в поле, около Владимирского тракта", - утверждает историк Александр Антонов.

Чума унесла жизни не менее 50 тысяч москвичей. Все городские кладбища были закрыты. Императрица Екатерина II распорядилась производить общественные захоронения за пределами города.

"Есть четкая дата – середина сентября 1771 года, – когда здесь похоронили первого старообрядца. Удивительно, но история сохранила его имя – Матвей Сумнин. С этого времени и пошло старообрядческое Рогожское кладбище", - говорит руководитель Рогожского экскурсионно-паломнического центра Анатолий Шатохин.

Старообрядцы сохранили традицию древнерусских захоронений. Никаких изображений, ни в камне ни в дереве, только белый крест и мраморное надгробие.

"Пройдитесь по двум кладбищам старообрядческим, Преображенскому и Рогожскому, и вы по надгробиям, по надписям, увидите историю русской торговли и промышленности. Тут весь "цвет" лежит", - рассказывает Александр Антонов.

Впрочем, большинство надгробий знаменитых купцов и фабрикантов до наших дней не сохранились. В советские годы мраморные плиты Рогожского кладбища использовались для облицовки первой линии метрополитена.

"В 30-е годы Рогожское кладбище было превращено в своеобразный мраморно-гранитный карьер. Огромное количество богатых захоронений было уничтожено. Камень шел и на стройки, и на бордюры", - утверждает москвовед Алексей Дедушкин.

Из известных купеческих захоронений на Рогожском кладбище каким-то чудом уцелели фамильные склепы фабрикантов Морозовых и шерстяных королей Соловьевых. Утрачен и самый первый памятный знак, поставленный здесь еще в XVIII веке.

"Самый первый памятный крест, поставленный на братском чумном захоронении, был с виршами с четырех сторон. На них описывалась сама болезнь, как она протекала. К сожалению, это не сохранилось", - говорит Алексей Дедушкин.

Сама Рогожская слобода возникла значительно раньше некрополя, в начале XVII века, при Борисе Годунове. Она была названа в честь старинного богатого села Рогож, в которое вел Владимирский тракт, современное шоссе Энтузиастов. В слободе торговали рогожами и сеном. В 1781 году село стало уездным городом Богородском, а затем Ногинском.

"Там жили ямщики, владельцы транспортных предприятий", - поясняет Дедушкин. В самом центре Рогожской слободы, на улице Школьной, которая раньше называлась Тележной, сохранилась застройка XIX века, недавно дома были отреставрированы.

"Даже сохранилась тумба через дорогу, копия старинного масляного фонаря, и ширина самой улицы, одной из самых широких в Москве, хоть и находится на самой окраине", - говорит Алексей Дедушкин.

Сегодня старинные ямщицкие и купеческие особняки заселяют офисы, на улице много машин. Впрочем, на Тележной и сто лет назад было тесно, особенно в ярмарочные дни.

"Отсюда отправлялись подводы на Нижегородскую ярмарку, в 5 утра здесь уже пройти было невозможно, приходилось просачиваться между возами, которыми была заставлена эта улица", - объясняет Дедушкин.

Семья Морозовых

В конце XVIII века, когда старообрядцам была выделена территория под Рогожское кладбище, они стали скупать владения ямщиков, чтобы быть ближе к своему духовному центру. И к середине XIX века слобода стала по большей части старообрядческой.

Савва Морозов в Рогожской слободе никогда не жил, хотя семья, в которой 3 февраля 1862 года появился на свет будущий меценат, была старообрядческой, и родители его, и он сам часто посещали общину.

"Фамильное захоронение Морозовых, Мария Федоровна, мать Саввы, Тимофей Саввыч – отец. Он был мощный мужчина, когда он шел на свою фабрику, рабочие слышали скрип его сапогов за пять километров, и боялись, потому что он был матерый человечище и очень любил дисциплину. Но когда он возвращался домой, все больше и больше трепетал перед Марией Федоровной. Савва был в мать, волевой, по кличке Бизон", - рассказывает Александр Антонов.

Савва Морозов получил прекрасное образование. Он окончил элитную гимназию и Московский Императорский Университет. В Кэмбридже будущий миллионер изучал химию и знакомился с организацией текстильного дела на фабриках в Манчестере. Впрочем, чем глубже он уходил в науку, и открывал для семя мир, тем меньше его интересовала религия.

"Он признавался потом одному из своих знакомых, что в гимназии он научился курить и не веровать в Бога. То есть, он не был до конца атеистом, но старообрядцем в полной мере тоже", - говорит кандидат исторических наук, публицист Анна Федорец.

После учебы, Савва Морозов возглавил семейный бизнес - Никольскую мануфактуру. Это было самое передовое механизированное предприятие царской России.

В феврале 1905 года по Москве поползли слухи: эгоцентричный миллионер окончательно повредился рассудком. Газетные заголовки заявляли, что он признан невменяемым, Савва Тимофеевич Морозов болен слабоумием. В это время предприниматель действительно отошел от дел.

Он сидел в своем доме в одиночестве и никого не принимал. Близкие друзья считали, что его депрессия вызвана семейной травлей. Пройдет всего три месяца, и 13 мая 1905 года Савва Морозов трагически погибнет.

"Официальная версия – самоубийство. Такую версию выдвинула французская полиция, и ее не стали оспаривать. Есть версия, что мать участвовала в гибели сына", - поясняет Анна Федорец.

Эту версию отчасти подтверждает тот факт, что семья от дальнейшего расследования гибели решительно отказалась. "Когда его матушке предлагали нанять частных сыщиков, она сказала, что и так нашу фамилию изрядно полощут, и пусть все остается как есть", - говорит Алексей Дедушкин.

Кроме того, незадолго до гибели, 17 марта 1905 года, на очередном собрании пайщиков Никольской мануфактуры, Савва Тимофеевич был отстранен от дел. На должность директора была избрана его мать, Мария Федоровна. Но могла ли она пойти на преступление?

"В советское время сложился миф, что Мария Федоровна – деспот в юбке, что она ненавидела сына и старалась ему всячески мешать. Это неправда. На самом деле, она любила сына", - говорит Федорец.

Собственно, отстранение Морозова от управления активами могло быть хитроумной операцией-прикрытием. Дело в том, что меценат увлекся большевистскими проектами, и начал финансировать партию Ленина. Современники поговаривали, что русская революция 1905 года фактически осуществлялась на его деньги, хотя к этому времени сам Савва Тимофеевич к идее свержения самодержавия уже охладел.

"Он сам уже в 1904 году пытался остановить финансирование партии, но у него это не получалось сделать. Потому что попав в эти сети, из них непросто было выпутаться. Поэтому родственники всячески помогали Морозову. Объявив его умалишенным, они могли наложить опеку на его имущество, это значило, что он не мог распоряжаться деньгами", - рассказывает Анна Федорец.

Усомниться в причастности Марии Федоровны к гибели сына можно еще и потому, что она славилась добротой и отзывчивостью, и была одной из первых благотворительниц Москвы. Щедрые пожертвования регулярно получали не только морозовские клиники на Девичьем поле, но и Рогожское кладбище, его клиники, приюты и ночлежные дома.

Архитектура столичного старообрядчества

Московское старообрядчество всегда было общиной далеко не бедной, и многие известные купцы и фабриканты были ее членами. В то же время когда начались первые захоронения на Рогожском кладбище, здесь начали строиться и храмы. Никольский, Покровский, чуть позже - Христорождественский.

Кто был архитектором Никольского храма, мы не знаем, но когда он был передан единоверцам, был приглашен архитектор Корнеев, который придал храму образ русского стиля XVI века.

Для строительства Покровского храма старообрядцы пригласили самого известного архитектора конца XVIII века, ученика Баженова, Матвея Казакова, незадолго до этого построившего здание Сената и Московского Университета на Моховой.

Богатой старообрядческой общине такой мастер был вполне по карману. Удивительно, но Покровский храм не закрывался даже в советские времена. После революции 1917 года он оставался единственным старообрядческим храмом во всей Москве.

"В 30-е годы были готовы проекты закрытия храма, но его сохранили, как говорит народная молва, благодаря Рябушинским. Они к тому времени эмигрировали в Париж, и договорились с президентом Франции, чтобы он договорился, чтобы храм не закрывали", - утверждает Анатолий Шатохин.

Христорождественский собор, не похожий на своих соседей, и имевший в своей архитектуре элементы псевдоготики, был построен в начале XIX века. По одной из местных легенд, возводили его не без участия самого Василия Баженова.

"Скорее всего, у архитектора были на руках какие-то чертежи Баженова, просто так народная молва не возникает", - считает Шатохин.

Сегодня Христорождественский собор восстановлен практически из руин, в советские времена он стоял обезглавленный. Там был устроен склад, а затем пивная. 10 лет понадобилось реставраторам, чтобы возродить храм в его первозданной красоте.

Пока нет алтаря, но зато есть возрожденные иконы, которые были написаны 200 лет назад. Старообрядцы не жалели денег на строительство, покупку икон и книг. Во времена наполеоновского нашествия кладбище спасло их сокровища от разграбления.

"Они сюда пришли 2 сентября 1812 года. В те времена главным настоятелем духовного центра был Ястребов. Он не ушел из Москвы, а все основные ценности спрятал в чумных могилах, и тем самым спас их от разграбления", - рассказывает Анатолий Шатохин.

На древней иконе архидьякона Стефана, которая чудом сохранилась до наших дней и сегодня хранится в храме, можно увидеть варварский след наполеоновских завоевателей.

"Здесь оставлены удары тяжелого предмета, о чем на иконе оставлена памятная надпись", - говорит Шатохин.

Казачье войско

Едва ли не главную роль в изгнании французов из Москвы сыграли донские казаки во главе с атаманом Платовым. Герой Отечественной войны граф Матвей Иванович Платов был истовым старообрядцем. Он даже распорядился обустроить походную церковь. Такие палатки, предназначенные для богослужения, были обычной деталью походного быта старообрядцев, которые не приняли реформы Патриарха Никона, и с тех пор подвергались гонениям.

"Передвижной храм быстро собирался и разбирался, передвигался он в походном мешке, как правило, за спиной священника, там где нужны были требы, он собирался, вешались иконы и проводилась литургия", - рассказывает Анатолий Шатохин.

Походная церковь атамана Платова, подаренная им Рогожскому кладбищу, сохранилась по сей день. В память о нем на территории установлен поклонный крест.

"Теперь каждый прихожанин или гость столицы сможет прийти и посмотреть, что такое событие было", - утверждает атаман Рогожской старообрядческой казачьей станицы Димитрий Власов.

А для членов казачьей общины поклонный крест не только символ веры, но и силы духа, готовности в любой момент встать на защиту Отечества.

"Кто-то сказал, сейчас я поле досею, и встану, кто-то, что барыши досчитает, а казаки побросали все дела, и встали на защиту веры Христовой. И за это казакам была дана кокарда, как отличительный знак, чтобы попадать в рай без каких-либо препятствий", - рассказывает житель Рогожской старообрядческой казачьей станицы Степан Нестеров.

Казаки были одними из первых поселенцев Рогожской слободы. Во время ее появления, в середине XVIII века, в этой местности проживало около 40 тысяч человек: купцы, крестьяне, казачьи семьи. Впоследствии казачья община разрослась и среди прочих старообрядцев обосновалась в районе Рогожского кладбища. Большинство казаков были воинами, они считали главной своей задачей защиту Родины и веры. И именно к этой высокой миссии готовили своих детей.

"У меня есть сын Елисей, ему 2 года. Есть такая традиция: в год казака сажали первый раз на коня. Год назад мы ездили к астраханским казакам, и мы его посадили на коня, одели рубашку, первую прическу сделали, остригли впервые, как положено", - рассказывает Степан Нестеров.

Игры, а также знаменитые казачьи песни и танцы, которые могут показаться веселым времяпрепровождением, на самом деле, имеют глубокий смысл. Так, в кулачных боях, будущие воины учились чувствовать поддержку товарищей. А музыка помогала пережить испытания.

"Песня подготавливает человека духовно к глобальным потрясениям, если погибает товарищ, отец, мать. И дух подготавливали таким образом, чтобы человек мог в любой момент продолжать защищать Родину, момента шока у казака не было, оно приходило уже после боя. И протяжные песни помогали пережить шок, подобно течению реки или порыву ветра они уносили боль", - утверждает Нестеров.

Сегодня все мероприятия в Рогожской слободе проходят с обязательным участием казаков. На службах в храмах и на праздниках у них свои четко обозначенные обязанности.

"Поскольку казачество – православное воинство, есть такая обязанность стоять при входе, как на карауле при каждой службе. Если это крестные ходы, то это несение хоругвей", - объясняет Степан Нестеров.

При Екатерине II и после наполеоновского нашествия, при Александре I, старообрядцы не подвергались преследованиям, а храмы Рогожского кладбища процветали. Но с восшествия на престол Николая I для старообрядчества вновь наступили тяжелые времена.

"Сотнями и тысячами было уничтожено, сожжено, оторвано рук, вырвано языков, сожжено церквей, икон, книг старого образца. Потом волны репрессий ослабевали, потом опять возрастали", - говорит представитель РПСЦ митрополит Корнелий.

Жизнь в раю

7 июля 1856 года алтарь Покровского собора был запечатан. Сквозь стены иконостаса был просунут огромный шнур, и на нем лежали печати. Храм превратился в простую часовню, а построенный к этому времени Христорождественский собор был обращен в единоверческий.

Только 17 апреля 1905 года на основании царского манифеста о веротерпимости, Рогожские алтари были распечатаны, и в храмах вновь возобновилась литургия. Это событие считается главным в жизни российских староверов, верь Государь Император Николай II даровал им свободу.

"Это был прорыв, радость для старообрядцев, что открыли алтари, можно не озираться на полицию, и молиться", - утверждает митрополит Корнелий.

12 лет, с 1905 по 1917 старообрядцы называют золотым веком. Единоверцы со всей страны приезжали в Рогожскую слободу отпраздновать дарованную свободу.

"У меня бабушка 1899 года рождения была, и она рассказывала, что они с 1905 по 1914 год жили в раю. Старообрядцы десятинами везли с Волги рыбу, накрывали столы и бесплатно людей кормили, некуда было девать. Здесь был целый мир, целый космос старообрядческий", - рассказывает Александр Антонов.

В честь долгожданной свободы в 1912 году здесь появился памятник, единственный храм-колокольня. Старообрядцы считают его чудотворным, и эта репутация не раз подтверждалась. Например, 30 лет назад колокольня сама себе нашла звонаря.

"Это не сказка, мне приснилась колокольня в 1985 году. Я увидел ее изнутри. Я стоял в центре звукового зала, видел рифленые арки, и как в нее влетает огромная медная птица, а за ней – множество других птиц. В 1988 году я сюда пришел в следующем году стал официально кафедральным звонарем старообрядчества", - утверждает звонарь храма во имя Успения Пресвятой Богородицы Павел Маркелов.

Уникальный памятник архитектуры имел все шансы не сохраниться до наших дней. В советские годы храм использовался под склад, а в 1941 году в результате взрыва боеприпасов, колокольня сильно пострадала. Сегодня белокаменный собор полностью восстановлен.

"Колокольня должна была быть выше метров на 20. Художник-архитектор Горностаев подразумевал, что она будет взмывать с земли, как лебедь с вытянутой шеей, но поскольку в начале XX века колокольня не могла быть такой высокой, подлуковичная платформа была сокращена. И теперь колокольня скорее напоминает рыцаря, стоящего на страже", - говорит Павел Маркелов.

Сегодня многие москвичи приходят в Рогожский поселок специально послушать малиновый звон колоколов этого храма. Он, как здесь говорят, лечит душу.

"Колокол нашу глубинную память моментально тормошит. Помните рассказ Гаршина, как удар колокола спас человека от самоубийства. Это характерное свойство колокольного звука. Звон колокола напоминает, что Бог есть", - объясняет Павел Маркелов.

Заветы древних

Старообрядцы и по сей день свято чтят все законы, предписанные их церковным уставом. И крестным знамением по-прежнему осеняют себя, по заветам предков, двумя перстами. Впрочем, особенности эти распространяются не только на обряд служения, но и на весь уклад жизни.

"Они были крайне религиозными людьми, и в семье даже существовал грех мирщения, это когда приходилось по той или иной причине приходить в гости к не старообрядцам, после этого отмаливали грехи. Посуда в доме была специальная, с запечатанным дном, для гостей-нестароверов, чтобы потом не омирщиться, и не поесть из этой посуды самим", - говорит Алексей Дедушкин.

Есть особые правила и в одежде. Так, женщины обязаны ходить с покрытой головой и носить длинные сарафаны. На сарафане должно быть семь пуговиц, как заповедей божьих. Некоторые элементы одежды имеют не только мистический, но и практический смысл.

"Традиционная одежда мужчины – косоворотка – должна быть подпоясана. Косой ворот нужен, чтобы при наклонах крест нательный не выпадал из-за ворота", - считает продавец старообрядческой лавки Вероника Савина.

По верхней одежде мужчины можно определить его положение в обществе. Например, отличить священника от мирянина. "Это называется молельный кафтан. В нем имеется 40 складок, как 40 дней в пустыне. Есть еще подрясник, который прямой сзади", - говорит Вероника Савина.

Мужчины-старообрядцы носят длинные бороды, которые свидетельствуют не только о возрасте, но и о социальном статусе. "Борода – у женатого человека, показывает его статус. Бороду брить запрещалось", - утверждает Степан Нестеров.

Женщинам запрещено стричь волосы. Невесту от замужней дамы легко отличить по прическе. "Когда девушка выходит замуж, ее благословляют повойником, и потом она заплетает уже не одну, а две косы", - объясняет Вероника Савина.

Однако, не все свадьбы в истории общины игрались по строгим старообрядческим канонам. Всеобщее негодование вызвал брак Саввы Морозова и Зинаиды Зиминой, ведь на момент их венчания дочь купца 2 гильдии уже была замужем, причем за родственником Саввы Тимофеевича.

"Он отбил жену у родного племянника, Сергея Викуловича Морозова - увидел и влюбился. Развел с племянником, и женился на ней сам. Конечно, скандал был очень серьезный", - рассказывает Алексей Дедушкин.

В браке с Саввой Морозовым, Зинаида прожила 19 лет. Не все в их семье шло гладко. Супруга страшно ревновала его, не могла простить роман с актрисой Марией Андреевой, о котором судачила вся Москва. Савва Тимофеевич был страстным поклонником театра.

На его средства было построено новое здание МХАТа, и потому меценат был допущен в святая святых – во время премьер он стоял за кулисами и переживал за актеров. Особенно – за красавицу Андрееву, в которую был безнадежно влюблен.

Их роман был бурным, но скоротечным, и скоро прима театра стала гражданской женой Максима Горького. Возможно, именно эта страсть стала для фабриканта поистине роковой.

"Есть версия, что его затравила жена на почве ревности", - говорит Анна Федорец.

Зинаида Морозова, женщина сильная и волевая, действительно была единственной свидетельницей трагедии, разыгравшейся в 1905 году на французском курорте. А после смерти супруга, именно она унаследовала все капиталы, акции и недвижимость на сумму более миллиона рублей.

И спустя всего два года вышла замуж за жандармского генерала Анатолия Рейнбота, с которым у нее уже давно был страстный роман. Закономерно, что современники подозревали ее в причастности к смерти Саввы Морозова, но историки эту версию считают эту версию бездоказательной.

"Зинаида Григорьевна, в отличие от своего мужа, была человеком верующим. Она его простила, даже родила ему еще одного ребенка. Если бы она его ревновала, то убила бы пораньше. А так их брак уже склеился заново", - рассказывает Анна Федорец.

Духовный центр

Старообрядцы всегда жили очень закрыто, свято храня свою веру и свои богатства. Отчасти благодаря этому, до наших дней сохранились многие уникальные артефакты. Например, икона Святого Христофора с собачьей головой, которая сегодня выставлена в Христорождественском храме.

"Христофор – мученик христианский, который был очень красивым, высоким мужчиной. И ему, как христианину, его красота мешала, и он долго просил, чтобы ему заменили его лицо на такое страшное", - утверждает Анатолий Шатохин.

Здесь же хранится и знаменитая гуслицкая книга, один из первых русских песенников. Каждый такой фолиант создавался вручную, и потом стоил целого состояния.

"Певческая книга, которая появилась в старообрядческой гуслице. Более ста лет жители занимались изготовлением таких великолепных книг вручную, здесь изображены крюки, по которым осуществляются знаменные распевы в богослужении. В XVII веке крюки были запрещены, и только благодаря старообрядцам они сохранились", - рассказывает Анатолий Шатохин.

Книги эти расходились далеко за пределы Москвы. Они сохранились в общинах на Байкале и на Дальнем Востоке, в Австралии и США, там, где сегодня обитают старообрядцы.

"Духовный центр здесь, исторический. Именно здесь проходят соборы и обряды русской старообрядческой церкви, здесь находится митрополит, духовное училище, и незримые нити ведут в дальние уголки огромного мира, куда разнесла старообрядцев история", - объясняет Шатохин.

Так случилось, что многолетние гонения крепко сплотили старообрядцев. Они всегда подставляли плечо друг другу.

"Я считаю, что это очень хорошо, когда люди живут общиной. Если например, умирал кормилец, мужчина, а семьи бывали большие, по 12-13 детей, община все на себя брала. Мой прадед Федор Моисеевич и прабабка Васса Сергеевна: когда он умер, у нее осталось на руках 5 детей, община все на себя взяла", - утверждает Анатолий Шатохин.

Староверы и сегодня живут одной семьей. В Рогожском поселке ежегодно проходят собрания общины и праздники, которые старообрядцы свято чтят.

Впрочем, в Рогожский поселок заглядывают и москвичи, не имеющие отношения к старообрядчеству. В том числе, и чтобы попробовать старинную русскую кухню. Все блюда, приготовленные в трапезной, строго по уставу. Только из натуральных продуктов, без использования искусственных добавок.

Что-то мы берем от наших бабушек-дедушек, но что-то приходится и самим придумывать, домысливать. Например, кисель. Казалось бы, это ягоды с крахмалом. Но само слово происходит от "кислый". Значит, мы берем зерно, провариваем, это должно дня два покиснуть, и вот тогда уже добавляются ягоды и варится настоящий кисель", - говорит директор старообрядческой трапезной Борис Теплых.

Кстати, кисели – одни из немногих напитков, которые в старину принимали старообрядцы. Многие жидкости, кроме просто воды, были под запретом. Даже обычный чай.

"Был запрет на употребление, даже дома, нескольких даже слов: табак, кофе, чай. Одна моя знакомая рассказывала, что ее бабка говорила, я когда представлюсь, вы меня чайком-то не поминайте", - рассказывает Борис Теплых.

Тайна смерти купца

Сегодня в Рогожской слободе можно узнать не только как жили старообрядцы, но и приобрести вещи, не слишком полезные в быту, но совершенно необходимые для демонстрации казачьей удали. Рогожская слобода с каждым годом привлекает все больше гостей. И отнюдь не только старообрядцев.

Семейная усыпальница Морозовых – самый посещаемый и почитаемый памятник Рогожского кладбища. В том числе и потому, что тайна гибели Саввы Тимофеевича до сих пор не раскрыта. Так что же все таки произошло 13 мая 1905 года на французском курорте?

Услышав шум выстрела, Зинаида Морозова вбежала в гостиничный номер. Савва Тимофеевич лежал на полу с пулевым отверстием в груди. Глаза его были закрыты, руки сложены на животе. Пальцы левой опалены, а правая разжата, возле нее – браунинг. Зинаида бросилась к мужу. Прибежавшая на ее крик горничная обнаружила на столе клочок бумаги, всего несколько слов: "Прошу в моей смерти никого не винить".

Криминалистическая экспертиза, проведенная французской полицией, установила, что браунинг в принципе, могли вложить в руку потерпевшего, согнуть ее и произвести выстрел. Кроме того, многие свидетели видели в гостинице двух мужчин, которые после выстрела быстро ретировались.

"Что точно произошло тогда установить сложно, но скорее всего, его убили. Существуют разные свидетельства: университетского друга Морозова, графа Алсуфьева, свидетельства его жены, родственников, что в этот день он встретил двух человек, с которыми не хотел встречаться", - говорит Анна Федорец.

Некоторые историки утверждают, что убийство фабриканта организовали большевики. Дело в том, что Морозов подарил актрисе Андреевой именной страховой полис на 100 тысяч рублей, который можно было обналичить только в случае его смерти. Как раз в это время актриса увлеклась не только Максимом Горьким, но и большевистским движением. И, не раздумывая, отдала бы деньги на нужды партии.

"Какие самые главные искушения для рода человеческого: деньги, власть, слава, и самое страшное – женщина", - рассказывает Анатолий Шатохин.

Не исключено, что Мария Андреева могла быть причастна и к предсмертной записке фабриканта. Возможно, Савва Морозов не оставлял предсмертного письма, а слова эти написаны совсем по другому поводу.

"Возможно, Андреева, находясь в больнице при смерти, надиктовала Морозову записку, а потом нижняя часть оказалась оторвана. Действительно, почерк Морозова, он нервный, в период нервного возбуждения, но это не цельный листок бумаги", - считает Анна Федорец.

Пока остается без ответа и вопрос о похоронах Саввы Тимофеевича. Если официальная версия – самоубийство, то почему его похоронили по христианскому обычаю на Рогожском кладбище.

"Это можно объяснить двумя моментами. Во-первых, существует подтверждение того, что Морозов находился в состоянии психического расстройства. Свидетельство было подписано двумя врачами. А человека, совершивший самоубийство в состоянии психического расстройства, можно хоронить на кладбище. Во-вторых, возможно родственники предоставили доказательства того, что он был убит", - говорит Федорец.

Есть и вовсе экстравагантное предположение, что известный фабрикант покоится не на Рогожском кладбище, а в семейный склеп опустили пустой гроб.

"Есть даже версия, что произошла подмена, его не убили, а он продолжал жить где-то в Сибири. Но это уже не более, чем домыслы", - утверждает Алексей Дедушкин.

Что же касается призрака, который время от времени появляется перед посетителями Рогожского кладбища, скептики считают, что все объясняется просто и скучно: люди принимают за человеческую фигуру белый надгробный крест. Однако, люди, не чуждые мистике, в этом не уверены. Они склонны думать, что душа Саввы Тимофеевича и по сей день ищет отмщения или прощения.

Последние материалы сайта