Урок жанровые особенности оды презентация. Оды Михаила Васильевича Ломоносова. Ода – лирический жанр, пришедший в европейскую литературу из античной поэзии. Ода – лирический жанр, пришедший в европейскую. И с шумом вниз стремится

31.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

(1711 – 1765) МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ

«Ода на день восшествия…» Почему Х VIII век считается веком просвещения в России? На этом уроке вы познакомитесь с произведением гениального человека - М.В. Ломоносова, великого ученого, общественного деятеля и поэта-реформатора. Узнаете о теории «трех штилей» , разработанной поэтом, познакомитесь с жанром оды, занимающим большое место в его творчестве, и прочитаете одну из них - «Оду на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года».

Жизнь и творчество М.В.Ломоносова Михаил Васильевич Ломоносов - первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения. Всем известны разносторонние дарования этого человека, его многочисленные открытия, широта его деятельности (исследования в области химии и физики, навигации и мореплавания, астрономии, истории, права, филологии).

В 1757 году Ломоносов пишет предисловие к собранию своих сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», в котором излагает знаменитую теорию «трех штилей» . Деление стилей на «высокий», «средний» и «низкий» существовало в поэтике, начиная с античности. Суть исследований Ломоносова заключалась в том, что была показана зависимость стиля речи от количества в ней церковно-славянских слов. Теория «трех штилей»

Анализ оды Оду можно назвать «типичной» для Ломоносова. Она написана четырехстопным ямбом, состоит из 3 частей: в первой поэт обращается к императрице и призывает на помощь муз; вторая часть - самая большая - посвящена собственно прославлению Елизаветы; а в третьей Ломоносов просит императрицу о помощи. Это традиционная одическая композиция, восходящая еще к античному гимну.

Заключение На этом уроке вы узнали: что М.В.Ломоносов был гениальным русским ученым, писателем и поэтом; о жанре оды и правилах, по которым она строилась; о «теории трех стилей», которая позволяет отнести художественное произведение к низкому, среднему или высокому стилю.

Тест 1. Творчество Ломоносова относится к… а) классицизму б) сентиментализму в) романтизму 2. В Москве М.В.Ломоносов поступил в… а) в Духовную семинарию б) Славяно-греко-латинскую Академию в) Навигационную школу

3. Для обучения горному делу Ломоносова отправляют в… а) Кембриджский университет б) Итонский университет в) Марбургский университет 4. В России Ломоносов служил в… а) Академии Наук б) Академии Искусств в) Военной Академии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.В.Ломоносов. Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года

Цель данного урока: Закрепление сведений о биографии М.В.Ломоносова, его роли в литературе. Работа с понятием «ода», с...

Интегрированный урок. Исследование отрывка из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Интегрированный урок географии и литературы посвященный М.В. Ломоносову «Исследование отрывка из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елиса...

"Ода на день восшествия..".Особенности жанра оды.

На уроке литературы можно применить игровое проектирование. Дети звспоминают жанр оды, что присуще ему, а потом сами пишут оду....








Большая часть од Ломоносова была написана по случаю дней восшествия на престол монархов: Большая часть од Ломоносова была написана по случаю дней восшествия на престол монархов: Анне Иоанновне; Анне Иоанновне; Иоанну Антоновичу; Иоанну Антоновичу; Елизавете Петровне; Елизавете Петровне; Петру III; Петру III; Екатерине II. Екатерине II.


Наставниками и помощниками царей должны быть не льстивые царедворцы, а люди, бескорыстно служащие истине, - ученые и писатели. Наставниками и помощниками царей должны быть не льстивые царедворцы, а люди, бескорыстно служащие истине, - ученые и писатели.






Ода 1750 г. посвящена точным наукам. «Пройдите землю и пучину, И степи, и глубокий лес, И нутр Рифейский, и вершину, И саму высоту небес. Везде исследуйте всечасно, Что есть велико и прекрасно, Чего еще не видел свет…» «Пройдите землю и пучину, И степи, и глубокий лес, И нутр Рифейский, и вершину, И саму высоту небес. Везде исследуйте всечасно, Что есть велико и прекрасно, Чего еще не видел свет…»




Важное место отводит поэт так называемым украшениям: олицетворениям, метафорам, аллегориям и гиперболам: «Тогда божественны науки чрез горы, реки и моря в Россию простирали руки»; «Тогда божественны науки чрез горы, реки и моря в Россию простирали руки»; «Или я ныне позабылась и с одного пути склонилась, которым прежде я текла?»; «Или я ныне позабылась и с одного пути склонилась, которым прежде я текла?»; «В полях кровавых Марс страшился, свой меч в Петровых зря руках, и с трепетом Нептун чудился, взирая на российский флаг» «В полях кровавых Марс страшился, свой меч в Петровых зря руках, и с трепетом Нептун чудился, взирая на российский флаг»
В духовных одах Ломоносова отчетливо прослеживаются две темы: восхищение гармонией, красотой мироздания и гневное обличение гонителей, недоброжелателей поэта; В духовных одах Ломоносова отчетливо прослеживаются две темы: восхищение гармонией, красотой мироздания и гневное обличение гонителей, недоброжелателей поэта; Язык духовных од лаконичен и лишен всякого рода "украшений". Язык духовных од лаконичен и лишен всякого рода "украшений".


Некоторые из духовных од Ломоносова стали «кантами».Особенно был известен 145-й псалом, начинавшийся словами: Некоторые из духовных од Ломоносова стали «кантами».Особенно был известен 145-й псалом, начинавшийся словами: "Никто не уповай вовеки на тщетну власть князей земных". "Никто не уповай вовеки на тщетну власть князей земных".



краткое содержание других презентаций

«Роды художественной литературы» - Функция языка. Лирика. Объективное содержание реальной действительности. Роды художественной литературы. Назвать предмет. Литературное произведение. Структура художественной речи. Эпос. Субъективный внутренний мир. Драма.

«Жанр басни в литературе» - Двуплановость структуры басни. Голубушка. Знакомство с Эзопом в России. Персонажи. Ворона. Невкусный виноград. Иллюстрация к басне. Стихотворный размер. Жанр басни в русской литературе. Сатирические басни. Прозаические переводы. Фигура басенного рассказчика. Лисица и виноград. Лисица. Восточная басня. Цапля и журавль. Басенная мораль. Голодная кума. Время и пространство. Притча и басня. Современник Сумарокова.

«Анекдоты про эстонцев» - Вместо эпилога. Незвонкость. Русские анекдоты. Сидит эстонец в кафе. Латышские существительные. Этнические объекты в русских анекдотах. Выражение «горячие парни». Заходит русский покупатель в эстонский магазин. Эстонский сын. Грузинский акцент. Небольшая эстонская деревушка. Общие числовые параметры. Фольклорист. Отрывки речи эстонцев. Дюжина лучших позиций. Гипотетическое первое приближение. Три неоспоримых тенденции.

«Частушки» - Частушки. Звуковые особенности. Вариативная постановка ударения. Утрата конечных гласных в словах. Накопайте, девки, глины. Изобразительно-выразительные средства. Параллелизм. Художественное своеобразие частушек. Толенька, не стой на льду. Лексический состав частушек. Исполнение. Окказионализмы. Жизнь частушки на селе. Диалектизмы. Языковые особенности.

«Рождественский рассказ» - Люди, способные сочувствовать. Эпическое произведение. Время публикации рассказа. Рождество. Кто помогает детям. Главный герой рассказа. Рождество Христово. Что происходит с героями. Русский композитор. Действие в рассказе. Рождественский рассказ. Рассказ. История о тапере. Рождественский (святочный) рассказ. Критерии сравнения. Счастливый конец. Тапёр. Обездоленные, несчастные дети.

«Были и небылицы» - Определите ошибки. Максим Горький. Маршак. Большой театр в Москве. Тест по произведению К.Г.Паустовского. Краб. Букет из тонкого стекла - папин подарок. Сепия. Словарь. Катаев. Семейство беспозвоночных. Актинии. Морская черепаха. Осьминог. Какие «открытия» сделал для себя Евсейка. Морской еж. Были- небылицы. Творчество для детей. Креветка. «Случай с Евсейкой». «В людях». Лангуст.








Заслугу императрицы поэт видит в том, что она «войне поставила конец» и печётся о «россов счастье». Казалось бы, изображена вполне идиллическая картина благоденствия русской нации. Однако это лишь непременное условие, подступ к основной мысли. Россия процветает, но она могла бы быть ещё краше, ещё просвещённее, если бы государыня осуществила преобразования в духе КОГО? Петра Великого




Оду можно назвать «типичной» для Ломоносова. Она написана четырехстопным ямбом, состоит из 3 частей: в первой поэт обращается к императрице и призывает на помощь муз; вторая часть - самая большая - посвящена собственно прославлению Елизаветы; а в третьей Ломоносов просит императрицу о помощи. Это традиционная одическая композиция, восходящая еще к античному гимну.


Заслуга Ломоносова Похвальная ода под пером Ломоносова перестала быть «должностным жанром», т.е. жанром только хвалебным, только славословным. Не заслуги Елизаветы волнуют Ломоносова, а настоящее и будущее России. Одический поэт выступает от лица всей нации и сознаёт себя выразителем общегосударственной точки зрения. Поэзия становится в его понимании великой национальной силой, равной по своему значению и могуществу верховной власти.




Ломоносов использует не только зрительные представления. Какое художественное средство, явно рассчитанное на эстетический эффект, используется в следующих строках: Плутон в расселинах мятётся, Что россам в руки предаётся Драгой его металл из гор… звукопись













Последние материалы сайта