Толкование. "Прежде нежели был Авраам, Я есмь. Увидел день Мой и возрадовался". Толкование Прежде чем авраам я есмь

28.07.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 8, ст. 51 - 59.

51. Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.

52. Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек.

53. Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?

54. Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.

55. И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его.

56. Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.

57. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет,- и Ты видел Авраама?

58. Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.

59.Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.

(Ин. 8, 51-59)

Слова сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, были обращены к иудеям в Иерусалимском храме. Спаситель возвещает, что соблюдающий Его слово не увидит смерти вовек, то есть унаследует вечную жизнь.

Блаженный Феофилакт пишет: «” Кто соблюдет Мое слово”, то есть с верою соединит и жизнь чистую (ибо тот только истинно соблюдает учение Господне, кто имеет и жизнь чистую), такой не увидит смерти, которою умирают грешники, предаваемые в будущем веке бесконечному мучению и отпадающие от истинной жизни».

Обещание Христа даровать свободу и бессмертие верующим в Него, вызвало ярость враждебно настроенных иудеев: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек (Ин. 8, 52). Иудеи не хотели понимать, какая сила заключается в слове Христа. Если Авраам умер, то как могут не умереть простые люди, хотя и соблюдающие слово Христа? Они считали, что Спаситель ставит Себя выше праотца всего иудейского народа.

Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: «Неверующие представились понявшими эти слова Господа в буквальном смысле — о естественной, телесной смерти, — и в этом нашли повод вновь обвинить Его в том, что Он бесноватый: “Неужели Ты больше отца нашего Авраама? Чем Ты Себя делаешь?”»

На это Господь отвечает, что Он не Сам Себя прославляет, но прославляется Отцом, Которого знает и слово Которого соблюдает: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш. И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его (Ин. 8, 54-55).

Христос с горечью замечает, что иудеи никак не хотят Его понять. Они смотрят на Него как на человека, как бы страдающего манией величия. Но этого нет: Его прославляет Сам Бог, и удивительно, что иудеи не видят, как Бог свидетельствует о Христе.

Александр Павлович Лопухин замечает: «Если Отец Христа есть Тот Бог, принадлежать Kоторому иудеи считают для себя особым преимуществом, как же иудеи не понимают того, что Бог говорит им Своими многочисленными свидетельствами о Христе? Нет - это правда - иудеи на самом деле совсем не знают истинного Бога! Только Христос один знает Бога так, как нужно знать. Он только один и слово Божие соблюдает, чем не могут ни в каком случае похвалиться иудеи».

Иудеи верили, что Авраам, будучи еще живым, наблюдал в видении историю Израиля и пришествие Мессии. А потому, когда Христос сказал, что Авраам видел Его день, Он прямо и открыто заявил, что Он и есть Мессия. Иудеи, которые знали правильное значение слов Христа, предпочли все же их буквальное понимание, спросив: Тебе нет еще пятидесяти лет, и Ты видел Авраама? (Ин. 8, 57). Им представлялась нелепой возможность видеть того, кто жил за много веков до Его рождения. Именно в 50 лет левиты официально уходили в отставку. Следовательно, для иудеев их вопрос был лишь поводом с насмешкой отозваться о возрасте Христа, как если бы они хотели сказать, что Он еще слишком молод, чтобы по-настоящему что-либо знать.

В ответ Христос произносит: прежде нежели был Авраам, Я есмь (Ин. 8, 58). Господь говорит о Себе есмь, что означает «имею вечное существование в противоположность сменяющимся человеческим поколениям», то есть «Я древнее самого Авраама, ибо Я — Вечный Бог».

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют нам о том, что познать Бога мы можем лишь через Иисуса Христа. Только в Нем - полнота Божественной истины, только через Него мы можем видеть, Каков наш Бог. И только в Нем мы видим совершенное послушание Богу. Спаситель единственный являет нам истинного Бога и истинного Человека, научая верности слову Божию и послушанию Богу Отцу. Помогай нам в этом Воскресший Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Сказал Господь ко пришедшим к Нему Иудеям: истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек. Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек. Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь? Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш. И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его. Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.

Господь утверждает, что всякий, кто соблюдает слово Его, никогда не узнает смерти. Эти слова вызывают ужас и смятение среди иудеев. Авраам умер, и пророки умерли. А разве они не соблюдали слово Божие? Кто такой этот Иисус, что ставит Себя выше величайших отцов веры? Но Господь говорит не о физической смерти. Он говорит, что для того, кто истинно принимает Его, смерть – не последнее слово. Он вступает в такие отношения с Богом, которые ничто не может разрушить. Он совершает переход не от жизни к смерти, а от жизни земной к вечной жизни. Смерть открывает для Него еще большее присутствие Божие. Правда, что Авраам и пророки были великими в благоволении Божием и в почитании благочестивыми людьми. Правда, что они соблюдали слово Божие. И правда, что они умерли. И они никогда не дерзали говорить, что им дано бессмертие, тем более, что они могут дать его другим. Их слава в том, что они умерли с верою, но они должны были умереть. Иудеи полагали, что никто не может быть больше Авраама и пророков. Странным образом они позабыли, что Мессия будет больше их. Слыша эти слова Господа, они, вместо того, чтобы обвинять Его в одержимости, должны бы были задуматься, не Он ли Мессия – Христос, но глаза их были ослеплены.

Чем Ты Себя делаешь? – насмешливо вопрошают они. И вновь Господь с кротостью отвечает им. Поистине это был день Его долготерпения. Если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Химера собственного превозношения не напрасно именуется тщеславием, и слава суетного мира – только обман и самообман. Но суды вечности отличаются от судов временных.

Господь отсылает их к Своему Отцу – к Богу и к их отцу – Аврааму. Меня прославляет Отец Мой, – говорит Он. От Бога Отца Он принял всю Свою славу и ищет только славу Отца. И все, кто Христов, кто ищет славы Отчей, не должен страшиться здесь на земле никакого бесчестия. Вы говорите, что Он – Бог ваш, – обращается Спаситель к иудеям, – но вы не познали Его. Вы совершенно не знаете Его, ваши познания Бога ложны. А Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Если бы Он отвергся Своего единства с Богом ради ложного смирения перед иудеями, то стал бы лжесвидетелем против Бога и против Себя. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его, – говорит Христос. Единственный путь познания Бога – через Иисуса Христа. Только в Нем – полнота Божественной истины, только в Нем мы можем видеть, каков наш Бог. И только в Нем мы видим совершенное послушание Богу. Он один являет нам истинного Бога и истинного Человека. И дает образ верности слову Божию и послушания Богу Отцу.

Авраам, отец ваш, – говорит Он иудеям, – рад был увидеть день Мой, и увидел, и возрадовался. Те, кто видит первый луч Солнца правды, не могут не желать наступления Господня дня. Это была его радость о благоволении Божием к нему и о милости Божией ко всему роду человеческому. Видение Христа и дня, «егоже сотвори Господь», не может не наполнять человеческое сердце радостью. Никто не может узнать, что такое истинная радость, пока не узнает Христа. На это сказали Ему иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама?» Им представляется нелепой возможность видеть того, кто жил за много веков до Его рождения. И для них это повод с насмешкой отозваться о возрасте Христа, как если бы они хотели сказать, что Он слишком молод еще, чтобы по-настоящему что-либо знать. И тогда Господь произносит эти сокрушающие их слова: Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Христос не говорит: «Прежде, нежели был Авраам, Я был », но: «прежде, нежели был Авраам, Я есмь ». Это означает, что Он не имеет начала. Не было такого времени, когда Он начал быть. И не будет никогда такого времени, когда Он перестанет быть. Это не значит, что Человек, с Которым говорят иудеи, всегда был. Как Человек Он родился в Вифлееме. Но есть только одно лицо, не имеющее начала, – это Бог. Во Христе явилась на земле жизнь Бога. Христос – вчера, сегодня и вовеки Тот же. В Нем мы видим Человека, Который пришел в мир, чтобы умереть человеческой смертью. И мы видим в Нем безначального Бога, – Бога Авраама, Исаака и Иакова, рожденна, несотворенна, прежде всех век, от начала Сущего, Того, Кто Первый и Последний и Кому слава подобает ныне и присно и во веки веков.

Иудеи же тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее. Он прошел посреди них, не узнанный ими. Он уходит от них, и оставляется дом их пуст. Он пошел далее – до Креста, до сошествия во ад, до Воскресения и Вознесения, до дара Пятидесятницы ради приобщения всех любящих Его Своей Божественной славе.

"Прежде нежели был Авраам, Я есмь. Увидел день Мой и возрадовался". Толкование

    ВОПРОС ОТ ДЕНИСА
    Вы пишете в своей книге , что рая в виде небесного посмертного бытия нет. И приводите многие цитаты из Библии это подтверждающее. Но как же быть со словами Иисуса в Иоан. 8:56 о том, что Он общался с Авраамом. Ведь где еще мог поговорить Иисус с Авраамом, если не в раю?

Речь идет об этом стихе священного Писания:

“Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался” (Иоан. 8:56)

В 8 главе Евангелия от Иоанна мы видим диалог между Иудеями и Иисусом, который происходил в Иерусалимском храме. Во время этого разговора Иисус пытается раскрыть Израильскому народу а) Свое неземное происхождение, и б) то что Он несет им учение Бога – Его Отца. Посмотрите, как говорит Христос:

“Вы от нижних, Я от вышних ; вы от мира сего, Я не от сего мира … если не уверуете, что это Я , то умрете во грехах ваших. Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий . Пославший Меняесть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру. Не поняли , что Он говорил им об Отце (Иоан. 8:23-27)

Не смотря на то, что Иудеи не могли упрекнуть Иисуса во лжи и в неправильности Его учения, многие называли Его сыном дьявола и ставили под сомнение истинность Его проповедей.

“Не правду ли мы говорим, что … что бес в Тебе?” (Иоан. 8:48)

Несколько раз во время этого диалога разговор заходил об Аврааме. Иисус упрекал Иудеев, в том, что они называясь потомками Авраама, не делают так, как делал сам Авраам:

“Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал” (Иоан. 8:39,40)

Поэтому, ту часть разговора об Аврааме, которую Вы упоминаете, нельзя воспринимать отдельно от всего разговора между Иудеями и Иисусом, который происходил у храма.

Посмотрите, с чего начинается заключительный, исследуемый нами, диалог об Аврааме:

Иисус сказал: “Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек (Иоан. 8:51)

C учетом рассмотренной выше общей темы разговора, понятно, что Христос здесь вновь призывает Иудеев верить Его словам. Более того, Он обещает, что верующие в Него и следующие за Его учением “не увидят смерти вовек” , то есть наследуют жизнь вечную. Однако, Иудеи не поняли этого воззвания Иисуса, и опять обвинили Его в служении бесам:

“Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек. Неужели Ты больше отца нашего Авраама , который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?” (Иоан. 8:52,53)

Они поняли так, что Иисус заявил, что может сделать человека бессмертным, на что не были способны пророки, включая их праотца героя веры Авраама, причем эти пророки не могли продлить жизнь даже сами себе и потому умерли. У них не укладывалось в голове, что Иисус “больше Авраама” и может избавить от смерти. Иисус не стал объяснять им, что Он имел ввиду не продление жизни здесь и сейчас, а вечную жизнь, понимая, что это сейчас им сложно понять, но последующие поколения, читая строки Евангелия, поймут о победе над какой смертью Он говорил. Понимая, что Иудеи сравнивают Его с Авраамом, явно не в пользу Иисуса, Христос далее вновь напомнил слушателям о Своей близости с Богом Отцом, уже прямо указывая, что Его авторитет больше Авраама :

Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой ; и увидел и возрадовался” (Иоан. 8:56)

На это Иудеи возразили Ему: “Тебе нет еще пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама?” (Иоан. 8:57).

Из данного вопроса, понятно, что слушатели Иисуса насмехаются над Ним, указывая на то, что Авраам жил давно, а Иисус совсем молод и никак естественно не мог разговаривать с Авраамом. Но Иисус им в очередной раз заявил о Своей Божественности, пояснив, что Он был еще до Авраама:

“Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь (Иоан. 8:58).

За такое очередное и вполне явное заявление Иисуса о Его Божественной сущности, Иудеи захотели Его казнить побиением камнями, но Христос покинул их:

“Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее” (Иоан. 8:58).

А теперь давайте поразмышляем, мог ли Иисус говорить здесь об общении с Авраамом в раю? Какой “день Мой” мог порадовать Авраама? Если бы данное общение состоялось, допустим в раю, за день или за год до рассматриваемого разговора Иисуса с Иудеями, то “день Мой” мог быть только пришествием Иисуса на Землю в человеческом облике. Конечно, это событие могло порадовать пророка. Мы видим, что Божьи люди радовались, когда родился Мессия. Но смотреть на страдание Христа, на то, как Его не принимают и гонят Иудеи, Аврааму, наверное, было не совсем радостно, так как это были его потомки. Они говорили: “Отец наш есть Авраам” (Иоан. 8:39), но Иисус думал по-другому: “Ваш отец диавол” (Иоан. 8:44), судя по делам евреев. Поэтому, наверное, Авраама бы больше порадовала Смерть Иисуса на Кресте и Его воскресенье, когда победа над смертью уже произошла, чем смотреть с неба на страдания Христа и отступление его родного народа. Также Авраама бы порадовала весть о Втором Пришествии Христа, который кстати апостолы и пророки так и именовали “День Господень” (см. Иол. 1:15; 2:31, Авд. 1:15, Деян. 2:20, 2 Петр. 3:10, Ис. 2:12; 13:6,9 Соф. 1:4). А теперь вспомните, о чем чуть выше говорил Иисус Иудеям? Как раз о том, что верующий в Него и исполняющий Его волю “не увидит смерти вовек” . То есть, “день Мой” , который порадовал Авраама – это “День Господень” - весть о Спасении к вечной жизни через жертву Христа после Его Второго Пришествия.

Кроме того, и сам текст диалога наглядно показывает, что Иисус говорил об общении с Авраамом не в раю в настоящее время, о чем совсем не идет здесь речи, а об их разговоре давным-давно:

“Тебе нет еще пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама? … прежде нежели был Авраам, Я есмь” .

Если бы Иисус хотел показать Иудеям Свое умение общаться с небожителями, которые сейчас якобы в раю, то это бы их не сильно удивило, ведь Авраам и Моисей лично общались с Самим Богом. То есть, такое умение не указало бы людям на превосходство Иисуса над Авраамом, а лишь на его пророческий дар. Но данной фразой, судя по контексту, из которого видно, что Он на протяжении всего диалога возвещал им о Своей неземной природе, Иисус именно хотел показать Иудеям, что Он больше Авраама: “Прежде нежели был Авраам, Я есмь

Библия говорит, что Бог Аврааму возвещал, что в нем “благословятся все племена земные” (см. Быт. 12:3, 22:18, 28:14). Большинство христианских богословов понимают, что здесь речь идет о Спасении верующих всех рас и со всех континентов к вечной жизни через Христа. Видимо это и было откровением Аврааму о Спасении, что и порадовало его. Абсолютно понятно, что общаться с Авраамом мог не Бог Отец, а Бог Сын, то есть Иисус. О том, что Иисус всегда присутствовал на земле и принимал непосредственное участие в жизни людей говорят многие стихи Священного Писания (см. Кол. 1:16, Иоан. 1:1,10,14, 1 Петр. 1:10,11, Иоан. 8:25, Иоан. 17:5, Рим. 9:5, Евр. 1:8-12, 1 Кор. 10:4,9).

Также стоит посмотреть на этимологию используемых в исследуемом тексте слов. Дело в том, что глагол “увидеть” ei"dw в фразе “Авраам … рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался” о оригинале греческого языка имеет несколько значений:

  1. видеть, созерцать, смотреть, глядеть;
  2. знать, познавать, быть обращенным, направленным, взирать с надеждой, воспринимать, понимать.

То есть, второе значение этого слова абсолютно вписывается в рассмотренное здесь толкование данного текста. Кроме того, данный глагол употребляется в будущем времени futurum , что доказывает пророческий смысл откровения, данного Аврааму.

Необходимо отметить, что слово “видеть” в Новом завете обозначается и другим глаголом ble/pw, имеющим одно значение, причем не в будущем времени:

  1. видеть, смотреть.

Таким образом, всесторонне исследуя спорный текст, видно, что с учетом контекста повествования, речь в нем идет не об общении Иисуса с Авраамом в небесном раю, а об откровении о всеобщем Спасении духовных последователей Авраама, данном ему еще при жизни.

Valery Tatarkin
E-mail: [email protected]

Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.

Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек.

Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?

Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.

И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его.

Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.

На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет,- и Ты видел Авраама?

Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.

Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.

От Иоанна 8:51-59

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

Блаженный Феофилакт Болгарский

Ин.8:51. Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.

Что же он сказал им? «Кто соблюдет Мое слово» , то есть с верою соединит и жизнь чистую (ибо тот только истинно соблюдает учение Господне, кто имеет и жизнь чистую), такой не увидит смерти, которою умирают грешники, предаваемые в будущем веке бесконечному мучению и отпадающие от истинной жизни.

Вместе с сим дает им знать, что если соблюдающий слово Мое не умирает, тем более - Я. Зачем же вы хотите убить Меня, над Которым смерть имеет так мало власти, что Я даже и другим дарую истинную жизнь? Ибо, хотя верующие умирают телесно, однако, они живы в Боге.

Ин.8:52. Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек.

Что же говорят на это иудеи? Они считают Его за беснующегося, как будто бы Он от повреждения рассудка говорит какие-то странности. Умерли Авраам и пророки, которые слышали слова Божии, как же не умрут Твои слушатели? «Теперь, - говорят, - мы истинно, то есть вполне и твердо, узнали, что Ты, говоря это, беснуешься».

Ин.8:53. Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли:

Безумцы, не понимая, о какой смерти говорил Господь, что она не коснется верующих в Него, говорят Ему нечто безрассудное и безумное. Смотри, как они отвечают. Им следовало бы сказать: «Неужели Ты больше Бога? Слушавшие слово Божие умерли, а слушающие Твое не умрут.» Но они не так. Желая показать, что Он меньше и Авраама, говорят: «Неужели Ты больше отца нашего Авраама?»

Сам Господь не открывает им, о какой Он сказал смерти. А что Он выше Авраама, в этом убеждает немного после. Чем Ты Себя делаешь?

Говорят это в обиду. Ты, недостойный ни одного слова, Сын плотника, Галилеянин, чем Ты Себя делаешь? Ни дела, ни истина, ни Писания, но Ты Сам чем Себя делаешь? Ибо Ты Сам присвояешь Себе славу.

Ин.8:54. Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.

Говорит на это Господь: «Если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто , как и вы думаете. Но ныне славящий Меня есть иной, именно Отец Мой»

Отец прославлял Его всячески, то пророчествами о Нем, то свидетельством с небес, то бесчисленными и безмерными чудесами. О сем Отце вы говорите, что Он Бог ваш. Но вы не признаете Его ни Отцом Моим, ни Богом вашим. Если бы вы признавали Его Отцом, вы почитали бы Сына Его. А ныне вы Сына Его не почитаете. Очевидно, вы не признаете Его Отцом Моим. Но вы не признаете Его и просто Богом. Иначе вы боялись бы слов Его, как Бога. Ныне же вы решительно пренебрегаете Им. Он постановил законом: «не убий». Вы ищете убить Меня и притом тогда, как не можете обличить Меня во грехе.

Ин.8:55. И вы не познали Его, а Я знаю Его;

Отселе ясно, что вы совершенно не знаете Его. А Я знаю Его по природе, имею совершенное знание о Нем. Ибо, каков Я, таков и Отец. А как Я Сам Себя знаю, то знаю и Его.

и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец.

Ибо вы лжете, хвалясь, что знаете Его; а Я отрекусь от истины, если, зная Его, скажу, что не знаю.

Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его.

Чем же Ты докажешь, что знаешь Его? «Тем, - говорит, - что Я соблюдаю слово Его , то есть заповеди Его.» Ибо Я не противник Ему, иначе Я хвалился бы, как богопротивник, ни заповедей Его не нарушаю. А вы, преступники Его заповедей, находитесь в плену, предаваясь злым похотям, жаждете убийства и многое другое, воспрещенное законом, совершаете со страстью и тем ясно обнаруживаете, что не знаете Его. Ибо, если бы вы знали Его, вы соблюдали бы слово Его, то есть заповеди.

Иные же слова «соблюдаю слово Его» понимают так: потому Я знаю Его, что в Самом Себе имею неизменный образ Существа Его, то есть бытия, и какой образ Естества у Отца, такой же и у Меня. Ибо у Отца и Сына одно и то же Естество и один и тот же образ бытия. Посему Я знаю Отца, ибо соблюдаю неизменный образ Существа Его.

Такой оборот речи у Писания в обычае. Например, по-славянски говорится «даждь нам помощь от скорби: и суетно спасение человеческо» (Пс. 59:13) . Здесь частица «и» употреблена вместо «ибо», и речь имеет такой смысл: дай нам помощь, ибо спасение от человека ненадежно. Так и в сих словах «Я знаю Его, и соблюдаю слово Его» частица «и» поставлена вместо «ибо». «Ибо, - говорит, -Я соблюдаю слово Его ».

Ин.8:56. Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.

Здесь утверждает, что Он больше Авраама. Выше они говорили Ему:«Неужели Ты больше отца нашего Авраама?» Здесь Он отвечает: «Да, Я больше».

Он «рад был увидеть день Мой» , то есть считал его приятным, вожделенным и радостотворным, как день весьма благотворный и как день не малого кого-нибудь, не обыкновенного человека, но Большого. «Днем» называет Крест, ибо его прообразовал Авраам в принесении Исаака и в заклании овна. Как тот нес дрова, так Господь нес крест, и как Исаак был оставлен, а заколот овен, так Он, как Бог, пребыл вне страдания, а пострадал Человечеством и плотию. Провидя сей день Креста, как день всемирного спасения, Авраам возрадовался. Показывает и то, что Он добровольно идет на страдания, так как хвалит того, кто радовался о Кресте: ибо чрез него спасение вселенной.

Иные под «днем» разумеют все время явления Христа во плоти, которое провидя, Авраам возрадовался, что от него и его потомства произойдет Спаситель. А может быть, и не один только Авраам радовался, но и все, как Давид говорит: «Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!» (Пс. 117:24).

Ин.8:57. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама

Иудеи, не в силах будучи возвыситься до смысла слов Его, вместо того, чтобы спросить и узнать, о каком Он говорит дне, который видел Авраам, еще более осмеивают Его, будто бы Он говорит что-то безрассудное. «Тебе , - говорят, - нет еще пятидесяти лет, и Ты видел Авраама?» Сказали так, думая, что Господу близ пятидесяти лет, тогда как Ему было около тридцати трех лет.

Отчего не сказали они «Тебе нет еще сорока лет», но - «пятидесяти»? Об этом излишне бы и спрашивать. Может быть, они упомянули о пятидесяти годах без определенной мысли. Однако же, некоторые говорят, что они так сказали потому, что у них особенно чтился пятидесятый год, то есть юбилейный год, в который рабов отпускали на свободу, покупщики уступали свои приобретения и делали все иное, что относилось к чести.

Ин.8:58. Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.

Что же Господь говорит? «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» . Смотри, не сказал «прежде нежели был Авраам, Я был», но - «Я есмь» . Ибо это изречение «есмь» свойственнее Богу, потому что означает бытие непрерывное и всегдашнее. Так и Отец Его в Ветхом Завете выразился о Себе: «Аз есмь Сый» (Исх. 3 :14). Об Аврааме, как тленном, прилично сказал «был». Ибо что получило бытие, то и разрушается. А слово «есмь» указывает на свободу от всякого тления и на божественную вечность.

Ин.8:59. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, прошед посреди них, и пошел далее.

Посему и они это изречение, как приличное одному только Богу, приняли за хулу и взяли каменья на Него. Но Он опять со смирением скрывается, чтобы не умереть прежде определенного для Его смерти времени.

Как же скрывается? Он не спрятался в угол храма, не убег в домик, не прислонился к стене или за столб, но Божескою властью Сам Себя сделал невидимым для наветников хотя вышел и посреди них. «И пошел далее» , то есть пошел так, просто, до некоторого времени.

Смотри, пожалуй, как Он исполнил все со Своей стороны: Он достаточно научил их и о Себе, и об Отце, и указал истинное благородство и свободу в свободе от грехов; объяснил, что одно только рабство постыдно, рабство греху, - и вообще ничего нужного не опустил. А они бросают каменья в Него. Посему-то Он и оставляет их, как уже не способных к исправлению.

Заметь, что каменья бросают те, о которых евангелист сказал, что они уверовали в Него (Ин. 8:30-31). Значит, вера их была не вера, но какое-то привременное и холодное расположение к речам Христовым.

Эти слова высказываются в подтверждение того, что Иисус существовал до Авраама. Однако боле внимательное прочтение этого места, обнаруживает совершенно противоположное.

  1. Иисус не говорит: «Прежде нежели был Авраам, Я был ». Он был обетованным семенем Авраамовым, и Божие обетование, данное Аврааму о его потомке, перестало бы быть обетованием (обещанием), существуй этот потомок задолго до самого Авраама.

  2. Ин.8,58 – это часть беседы Христа с Иудеями об Аврааме. Как они считали, Авраам был величайшим человеком из всех, когда бы то ни было живших на земле. Своими словами Иисус говорит им: «Теперь Я, стоящий здесь перед вами, более велик, нежели Авраам». Хвалу и честь теперь нужно было воздавать не Аврааму, а Ему: «Я есмь прежде, впереди, выше Авраама». Слово «прежде» в Ин.8,58 скорее означает то, что Иисус Христос всегда был (в принципе, с самого сотворения мира) пред лицем, пред глазами Божиими. Он есмь «прежде» Авраама по своей значимости пред Богом.

  3. Подтверждение этой мысли находим в Ин.8,56: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел, и возрадовался ». Всего один только раз об Аврааме пишется, что он «рассмеялся » и был рад, и это случилось тогда, когда ему было дано обетование о потомке, которым, в конце концов, как он понимал, станет Иисус Христос (Быт.17,17). Авраам «увидел » в обетовании, даваемом ему, грядущий день Христов. О будущей жертве Христовой он загадочно предвозвестил: «На горе Иеговы усмотрится » (Быт.22,14). Именно о таком «видении» Авраама говорил Иисус, «прежде Авраама, Я есмь ». В Занятии 3.1 мы уже размышляли о том, что Авраам понимал, видел в обетованиях, данных ему Богом, Иисуса Христа, Которого Бог приготовил человечеству от создания мира. И то, что было «прежде нежели был Авраам », было открыто в обетованиях, данных Аврааму, ныне открывалось на глазах Иудеев первого столетия в Иисусе Христе, в слове (в обетовании), ставшем плотью.

  4. Часто утверждается, что Иисус, говоря, «Я есмь », тем самым намекал на имя Божества. Мы уже говорили на эту тему в Занятии 3, что и человек может именоваться именем Бога, хотя это совсем не означает, что он и сам является Богом. Впрочем, может статься, что здесь просто используется греческое построение фразы, в котором глагол «быть» используется в настоящем времени. Точно такой же языковой оборот встречается несколькими стихами ниже, в Ин.9,9, где соседи и знавшие исцеленного слепого нищего, разговаривают между собой: «Иные говорили: это он, а иные: похож на него; он же говорил: это я ». Исцеленный слепой говорит то же, что и Иисус: «Это я (я есть)». Если мы всего лишь из двух слов, «Я есмь », делаем вывод, что Иисус Христос является Богом соравным Богу Отцу, то на том же основании, и то же самое, можно утверждать и об этом человеке. К тому же стоит помнить, что имя Божие на самом деле означает «Сущий » (Тот, Кто был, есть и будет), а не просто «Тот, Кто есть» (Исх.3,14).

Приложение 26: Мелхиседек

Многие читатели Библии от всего сердца говорят «аминь» при словах Апостола Петра: «Возлюбленный брат наш Павел… написал нам… во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания » (2Пет.3,15,16). И эти слова точно можно отнести к тому, что он пишет о Мелхиседеке в Послании к Евреям, о чем и сам он предупреждал, что пишет о вещах очень глубоких и трудных для понимания (Евр.5,10,11,14). А потому неразумно класть в основание целого учения подобные места как это и, в принципе, ими не стоит забивать мозги, пока знакомишься с основами учения Библии.

«Мелхиседек, царь Салима (Иерусалима), священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его , - описывается как - без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию » (Евр.7,1-3).

Опираясь на это место некоторые пытаются доказать, что Иисус Христос буквально существовал до Своего рождения, а следовательно, не имел человеческих родителей.

Однако у Иисуса был Отец (Бог) и мать (Мария) и есть родословие (см.Мф.1 и Лк.3 ср. с Ин.7,23), а потому «Мелхиседек» никак не может быть Им Самим. К тому же Мелхиседек только уподобляется Сыну Божию (Евр.7,3). Он не был Самим Иисусом, он лишь имел некоторое сходство с Ним, которое писавший Послание, использовал в своих, назидательных целях: «По подобию Мелхиседека восстает священник иной » (Евр.7,15), который стал священником «по чину Мелхиседека » (Евр.5,5,6).

То, что говорится в Послании к Евреям о Мелхиседеке, нельзя понимать буквально. Если у Мелхиседека на самом деле не было ни отца ни матери, то он должен был никем иным, как только Самим Богом. Только Бог безначален (1Тим.6,16; Пс.98,3). Однако, никому в голову не приходит мысль, что Мелхиседек не был человеком (ибо о нем везде пишется как о человеке) приносившем жертвоприношения Богу, а значит у него должны были быть земные родители. То же, что о нем написано, что он «без отца, без матери, без родословия » должно относиться к тому, что в Писании ничего не говорится ни о первом, ни о втором, ни о третьем. Кстати, о родителях Есфири пишется почти то же самое. «И по смерти отца ее и матери ее, Мардохей взял ее к себе вместо дочери… так как не было у нее ни отца, ни матери » (Есф.2,7).

Как правило, в книге Бытие даются длинные и подробные родословия каждого лица, упоминаемого в ней. Мелхиседек – исключение. Он неожиданно, и без всяких подробностей о нем, появляется в повествовании и также неожиданно исчезает, хотя, и это очевидно, он заслуживает, чтобы ему было посвящено чуть больше внимания. Ибо даже великий Авраам заплатил ему десятину и получил благословение от него, а это верный знак того, что он превосходил Авраама по своему значению (Евр.7,2,7).

Однако Павел не просто занимался умственными играми с Писаниями. В то время существовала реальная жизненная проблема, которую можно было решить на примере Мелхиседека. Ибо Иудеи тогда говорили: «Вот, вы, Христиане, рассказываете нам, что этот Иисус теперь может быть нашим Первосвященником, принося пред Бога наши молитвы и наши дела. Но священник то должен быть обязательно происходить из колена Левина, а вы и сами не спорите, что Иисус произошел из колена Иудина (Евр.7,14). Так что, извините, Авраам был и остается нашим примером (Ин.8,33,39), а ваш Иисус… оставьте его себе».

На это Павел отвечал: «Вспомните Мелхиседека. В книге Бытие написано, что такому священнику, как он, не нужна вообще никакая родословия. И разве Мессия не является царем и священником, уподобляясь в этом Мелхиседеку (Евр.5,6 ср. с Пс.109,4). Авраам был ниже Мелхиседека, а значит вам нужно переключиться с вашего Авраама на Иисуса, перестав говорить о родословиях (см. 1Тим.1,4). Если вы задумаетесь об образе, каким является Мелхиседек (напр., о схожести жизни его и Иисуса), тогда вы лучше поймете и Самого Иисуса Христа».

О том же самом стоит задуматься и всем нам.

Занятие 7: Вопросы
1. Вспомните два ветхозаветных пророчества об Иисусе Христе.
2. Существовал ли Иисус Христос до Своего рождения?
3. В каком смысле Иисус Христос существовал до Своего рождения?

а) как Ангел;

б) как часть Троицы;

в) как дух;

г) как мысль, как цель Божия.
4. Что, из нижеследующего, является истиной по отношении к Марии?

а) она была совершенной и безгрешной женщиной;

б) она была простой женщиной;

в) она зачала Иисуса от Духа Святого;

г) она сейчас передает наши молитвы Иисусу.
5. Участвовал ли Иисус Христос в сотворении земли?
6. Как Вы понимаете Ин.1,1-3: «В начале Было Слово »? Что не означает это место?
7. Почему Вы думаете, что важно точно знать, существовал ли Иисус буквально до Своего рождения?

Последние материалы сайта