Технологическая карта урока по литературе "герои повести "кондуит и швамбрания". «Кондуит и Швамбрания Кассиль кондуит и швамбрания герои

17.07.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО КНИГЕ КАССИЛЯ «КОНДУИТ И ШВАМБРАНИЯ»

Общение с умной и полезной книгой на уроках внеклассного чтения для моих учеников всегда праздник. Именн о таким праздником был урок внекл ассного чтения по книге Л. Кассиля Кондуит и Швамбрания» в VI кл ассе.

П очему именно эта книга была вы рвана? Повесть имеет для школьников большое воспитательное и познавательно е значение. Произведение, написанное много лет назад, до сих пор считается одним из лучших и радует оптимизмом и ис кренностью, заразительным юмором и увлекательностью сюжета, острой са тирой и лирической манерой повест вования.

Подготовку к уроку я начала с выяснения знания школьниками жизни и творчества Л. Кассиля. Для этого пред ложила им несколько вопросов: что вы знаете о жизни Л. Кассиля? Какие его произведения вы читали? Знаете ли вы, что по произведениям писателя поставлены фильмы? Назовите их. Есть ли у вас любимое произведение Л. Кассиля?

Приведу ответы ребят. На 1-й вопрос они отвечали так:

- О жизни Л. Кассиля не знаю ничего. Нам не рассказывали, самому читать не приходи лось. Его биографию нигде не встречал.

- Знаю о Л. Кассиле только то, что напи сано в Детской энциклопедии. У нас дома она есть.

- Когда-то в библиотеке была беседа о Л. Кассиле для учеников младших классов о его книгах. Я услышала, что Кассиль - дет ский писатель, что много ездил по стране. В V классе нам говорили, что он был участником Великой Отечественной войны. В ответах на 2-й вопрос ученики на зывали в основном рассказы «Огнеопасный груз», «Федя с наганом», по вести «Черемыш - брат героя», «Вра тарь республики», «Будьте готовы, Ваше высочество!». Некоторые назы вали повесть «Кондуит и Швамбрания». Большинство ребят, отвечая на 3-й вопрос, назвали фильм «Улица младшего сына». Фильмы «Вратарь республики», «Ход белой королевы» смотрели многие, но не знали, что по ставлены они по книгам Л. Кассиля. На 4-й вопрос отвечали коротко и однозначно: «Нет» или «Все нравят ся».

Высказывания шестиклассников оп ределили мою главную задачу: озна комить их с жизнью писателя, с его произведениями и тем самым подготовить к более глубокому восприятию идейного содержания повести «Конду ит и Швамбрания».

Произведения писателя неотделимы от его судьбы. Чтобы лучше понять их, надо хорошо знать жизнь писателя. Вот почему мне представляется вер ным говорить не только о произведе нии, но и о жизни Кассиля (в нем был непочатый край талантов и спо собностей - художественных, музы кальных, математических), рассказать о том, что талант писателя открыл В. Маяковский (именно к нему пришел Л. Кассиль с рукописью «Кондуита»), рассказать о том, как он работал над своим произведением.

С этой целью одна группа учащих ся с моей помощью готовила краткие сообщения о жизни Л. Кассиля. Я ре комендовала им ознакомиться с кни гами о писателе: Жизнь и творчество Льва Кассиля. Сборник. М., 1979; Аркадий Гайдар, Лев Кассиль. Повести. Вступительная статья Н. Богданова. М., 1977; Николаев Вл. Герои Льва Кассиля. М., 1975; Кассиль и о Кассиле. Сборник. М., 1972; Нико лаев В. Н. Дорогами мечты и поиска. Творческий путь Льва Кассиля. М., 1965; Беседы о книгах В. П. Катаева, Л. А. Кассиля, В. А. Каверина. Для учащихся VII - VIII классов. М., 1961.

Вторая группа оформляла выставку книг Л. Кассиля; третья группа, те, кто умеет хорошо рисовать, делала рисунки к произведениям писателя; четвертая группа собирала иллюстра ции художников, которые работали над произведениями Л. Кассиля (Кук рыниксы, А. Ермолаев, Ю. Ганф и другие); пятую группу составили в основном те ребята, которые увлекались спортом. Они искали материал к теме «Кассиль и спорт».

За две недели до урока ребятам были предложены вопросы:

    О каком времени рассказано в повести «Кондуит и Швамбрания»? О чем она?

    Под влиянием каких людей и событий начинает взрослеть Леля?

    Какой представляется война в воображении Лели, когда он играет в Швамбранию, и какой ее видят герои повести на самом деле?

Предварительное знакомство учени ков с вопросами помогло им обра тить внимание на наиболее важные эпизоды в повести. Урок проходил в форме беседы, которая активизирова ла память, воображение учащихся.

В кратком вступительном слове я рассказала, что сначала Л. Кассиль написал повесть «Кондуит» - так име новался в Покровской гимназии штрафной журнал, в который заноси лись даже малейшие провинности гимназистов; затем в 1933 году вышла его новая книга «Швамбрания. По весть с картами, гербом и флагом». В 1935 году Кассиль соединил обе повести в одну под названием «Кондуит и Швамбрания». Он много раз пе ределывал эту книгу. Я обратила внимание школьников на одну из

главных тем повести - формирование мировоззрения подростка в огне рево люционной борьбы. Затем приступили к обсуждению.

О каком времени рассказано в по вести? Этот вопрос не вызвал особых затруднений. Особенно оживленно разговор шел о том, «как рухнула старая школа, как мы сами выучили все, что нам не хотели объяснять в классе».

Вот некоторые рассуждения

    Все, что я прочитал в книге Кассиля о школе того времени, представляется страшным, нелепым. Мне трудно даже пове рить в это. Такой учитель, даже не учитель, а бездушный надзиратель Цап-Царапыч, вызы вает ненависть, неуважение...

    Страшно читать об издевательствах над учениками, об неуважении к ним. Учеников обзывали такими словами: «Шарлатаны! Брандахлысты!» У них не было ни имен, ни слова «ученики»...

- Ничуть не лучше директор гимназии; за холодные, равнодушные глаза его прозвали Рыбий глаз. Зло, метко, но правильно. И внешне он аккуратен, отутюжены у него брю ки, начищены ботинки, но все это только внеш не.

Как видим, ученики верно подмеча ют отрицательные стороны старой шко лы, чувствуют, что автор смеется над тем, что, по мнению М. Горького, «по лезно и необходимо высмеять перед детьми, опорочить перед ними, чтобы возбудить отвращение к пошлости ста рого мира». В таком мире трудно жить, поэтому, делают вывод учени ки, некоторые герои ищут выход... «Одни пытались бежать на войну и любыми путями добывали оружие. Эти попытки заканчивались записями в кондуите, а это влекло наказание. Другие, как докторский сын Леля, уходили в мечту о неведомой, краси вой стране «Швамбрании», и хоть она была придумана и были в ней цари, войны, но она была справедливая». Мечта ребячья, наивная, смешная о справедливой стране рождается из чувства протеста против мерзостей жизни захолустной Покровской слобо ды. Мечта о лучшей, справедливой жизни - первый шаг героя в борьбе за новую жизнь.

Школьники отмечают, что мир, в который играют Леля и Оська, - чудес ный, в нем нет бедных, все равны. В этом мире осуществляются их мечты о плаваниях и о победных сражениях. Но они замечают и другой мир - мир несправедливости. Это гимназия с ее кондуитом, бездушием учителей. До гимназии доходят отзвуки грозных со бытий: империалистической войны, ре волюции, гражданской войны. Именно эти события ускоряют процесс станов ления гимназистов, и это хорошо пока зал писатель в образе Лели.

В центре внимания подростков следующий вопрос: под влиянием каких людей, событий начинает взрослеть герой повести? Дети отмечают, что по натуре Леля - мальчик наблюдатель ный, деятельный, живо откликается на Происходящие события. «Кто же был самым нужным человеком для Лели большинства его товарищей в трудо вой школе и почему?» - спрашивает учитель. Таким нужным Человеком оказался командир Чубарько в. Ученик делает краткое заранее подготовленное сообщение:

- Чубарьков - это бывший грузчик, очень простой, обыкновенный, живой человек. Ком иссар нигде не учился, он не умеет красиво говорить, но он предан делу революции: идет туда, где трудно. Чубарьков обладает умом, организаторскими способностями, в школе он быстро завоевы вает авторитет среди бывших гимназистов, по тому что с ними он разговаривает по-челове чески, культурно, называет их «мои ребята»; он не приказывал, а просил. И Леля не мог не выполнить первого общественного поруче ния - рисовать плакаты, призывающие осте регаться тифа. Правдивость, честность, пре данность Чубарькова революции понравились бывшим гимназистам. Он умеет подойти к ре бятам, участвует во всех делах: борется с тифом, вылавливает контрреволюционеров, формирует части, ремонтирует бронетранспор тер. Поэтому за ним идут другие...

Далее учитель говорит ребятам, что создание новой жизни не шло гладко, спокойно. Были трудности: голод, раз руха, свирепствовал тиф, всячески вредили новой власти сынки бывших кулаков, лавочников. Именно они пы тались дезорганизовать жизнь начав шего складываться школьного коллек тива. Биндюг - кулацкий сынок - ста новится организатором этих беспоряд ков.

Мешает утверждению новой жизни и учитель истории Кириков, который появляется в школе тихо, незаметно, даже скромно. Внешне он тихий, доб родушный старичок, но постепенно бывшие гимназисты узнают, что скрывается за его мнимым добродушием. Шестиклассники отмечают, что позже ученики во главе со Степкой Атланти дой разоблачают этого скрытого и ко варного врага революции. Ребята при водят примеры его речи («не говорит, а шаманит, шамкает»; «от него несет водкой»), говорят о том, что в конце повести автор рассказывает, как он прячется в трущобах со своими со общниками, варит самогон.

Обобщая ответы, учитель делает вывод о том, что враг хитер, он умело маскируется, иногда втирается в доверие к людям, долго остается неразо блаченным.

Беседа об эпизоде повести - экс курсии учеников в «музей трофеев» - следующий шаг в уяснении - второго вопроса. Важен здесь разговор о бес смысленности, жестокости войны и ло зунга Временного правительства «Вой на до победного конца!».

Ответы большинства шестиклассни ков на вопрос, какой представляется война в воображении героев, сводятся к следующему:

    Леля представлял войну пышным тор жеством, картинно, он использует выражение «театр военных действий». Так думает и
    Оська.

    И Оська и Леля собирают картинки жур налов, папиросных коробок, на которых кра сиво изображается война. Они видят на этих
    картинках позолоченные эполеты на генераль ских плечах, видят, как на мундирах блестят награды.

    На этих картинках изображен Козьма Крючков, который, как былинный герой, рас правляется с целым эскадроном, армией. Все
    это выглядит красиво, парадно, интересно.

Задаем вопрос, какой представилась война Леле на парадных маневрах. Ответ ребята находят в главе «Брати ки-солдатики». С помощью учителя они дают правильный ответ:

- Леля увидел военные маневры, он услышал грубость офицеров по отношению к сол датам, увидел муштровку, увидел, что вой на - это жестокость. Глава «Братики-солдатики» рассказывает о раненых солдатах, кото рых встречают красиво, пышно. Солдаты из мучились в дороге, три дня не спали. Один солдат говорит, что встречают их красиво, но эта встреча не нужна, а нужен отдых. Вот почему Леля говорит Оське, что война - это «ни капельки не красиво». О такой войне Ле ля и Оська не читали, о такой войне в гим назии им ничего не говорили.

- Оська и Леля читали в книгах о краси вой встрече воинов, в захолустном Покров ске их тоже так встречали: везли в разукра шенных экипажах городских богачей, играла музыка. Но эта праздничность, пышность нужна была только для увеселения горожан, все это было фальшиво ; не по-настоящему.

Во время экскурсии в «музей тро феев» война предстала в еще более

ужасном виде. Выясняем, каково наз начение этого музея. В результате кол лективной беседы школьники прихо дят к выводу: музей организован, что бы поднять дух населения, но осмотр трофеев производит иное впечатление на посетителей. Бывшие гимназисты понимают, что война не принесет наро ду лучшей жизни, а принесет только одни страдания. Они становятся сопри частными к событиям большой важно сти.

Итак, мы подводим школьников к ответу на вопрос, как взрослеет юный герой. Революция изменила судьбы людей, утвердила равенство. Леля втянулся в общественную работу, его не устраивает и жизнь дома. Отец то недоволен переселением в другую квартиру и расценивает это как неува жение к его профессии, то приветству ет то, что новая власть лучше забо тится о здоровье людей.

Спрашиваю школьников: «Кто в этот период помог, герою повести понять окружающий мир и осознать свое место в нем?»

Приведу некоторые ответы:

- Во многом Леле помогла двоюродная «сестра, которая вступила в партию, работала библиотекарем. Она объединила большую группу ребят. Леля находит здесь себе дело. Организовались литературный и газетный кружки. Леля - их активный участник.

- Друзьями его становятся дети рабочих семей. Именно теперь Леля понимает, что ра бота в библиотеке интереснее швамбранских приключений. И он прощается с Швамбра нией.

- Приезд двоюродной сестры помог Леле перейти от «золотого детства» к живому уча стию в общественной жизни.

Учитель добавляет, что помогло ге рою и новое веяние времени, которое принес в советскую трудовую школу Чубарьков. Теперь Леля готовится плыть не в Швамбранию, а в револю цию, становится активным участником событий. Это окончательный вывод, к которому подвел учитель нынешних школьников.

В основном отвечая правильно на 4-й вопрос, они вспоминают отрывок из повести, где автор описывает во ображаемую встречу Лели со Степкой Атлантидой: А я мечтал. Вот вернется Степка. Я пойду ему навстречу в заплатанных валенках, с пре лой соломой в руках.

«Здорово, Степка,- скажу я.- Дай пять... (Только не жми, а то у меня руки отекли...) Вот видишь, Степка, я теперь главный муж чина в доме и запретил контрреволюцию с теткиной стороны. Немножко проголодался, но это ничего. Буду есть тыквенную кашу до победного конца».

«Молодец парень,- скажет мне Степка- хвалю за сознание. Держись. И каша - хлеб».

«Но мне обидно ехать пассажиром,- скажу я,- я хочу матросом!»

- «Будь! - скажет Степка.- Будь матросом революции».

. С помощью учителя ребята прихо дят к выводу, что рассуждения свидетельствуют о наступающей граж данской зрелости. Обстоятельства ни заставляют его взрослеть. Отец ухо дит на фронт лечить тифозных красноармейцев, в семье трудности, лишения, все обязанности мужчины ложатся на него.

Леля мечтает стать матросом ре волюции. Так кончаются его мечты «Швамбрании». Постепенно Леля становится скромным матросом револю ции.

Урок не прошел бесследно для моих шестиклассников, он вызвал интерес к личности писателя, а книга запомни лась надолго. Вот как об этом говорят ребята:

    Я с удовольствием читал повесть. Она увлекла меня, прочитал я ее очень быстро. Сначала мне казалось, что в этой книге все смешное. Я не видел неравенства людей, из девательства одних над другими. На уроке внеклассного чтения я разобрался в ней боль ше: увидел войну, которая приносит людям горе, страдания.

    Книга читается легко. Мне кажется, я за помню ее на всю жизнь. Некоторые главы я пересказывал своим младшим братишкам. Я долго ждал очереди в библиотеке за этой книгой. Она написана давно, но не пылится на полках.

    Книга меня захватила, не оставила рав нодушной. Это наша книга, ребячья. Повесть надолго мне запомнится. После обсуждения
    ее в классе мне захотелось прочитать все книги
    Кассиля.

Пройдут годы, десятилетия, а книга Л. Кассиля по-прежнему будет вол новать юного читателя, потому, что «это одно из наиболее ярких произве дений советской литературы для де тей» (С. Я. Маршак).

Лев Абрамович Кассиль

«Кондуит и Швамбрания»

Главные герои (живут в Покровске): (повествование ведётся от имени автора — я), мать, отец, Оська — младший брат, Аннушка (служанка), Марфуша (слуга), двоюродный брат Митя, земский, директор (кличка — Рыбий глаз), Цап-Царапыч, инспектор, Афонский Рекрут, Фараон, Иосиф, Атлантида, Биндюг, Аркаша (сын кухарки), учитель латинского — Тараканус или Длинношеее, учитель истории «э-мюэ», учительница французского, комиссар Чубарьков, три тётки, военный Ла-Базри-Де-Базан (маркиз), Кириков -человек-поганка (алхимик), Дина (двоюродная сестра).

Кондуит

Мы с Оськой потеряли королеву из шахмат отца, он поставил нас в угол. Мы придумали новую игру: играть в страну — Швамбранию. Потом королева нашлась, но отец к тому времени уже вырезал другую, и мы сделали старую королеву хранительницей швамбранской тайны, заточив её в грот, который взяли у мамы. Так играли мы несколько лет. Страна наша на карте была изображена в виде зуба, а вокруг были океаны. Наша Швамбрания вела войны с Бальвонией и Кальдонией. Я был царём, а Оська почтальоном, который приносил письма с вызовом на войну. Наша страна всегда побеждала. Все жители страны — мореходы и водники, которые гуляют на Брешке. Самый главный мореход — Джек, спутник моряков, он полиглот.

Наш дом мы представляли в виде большого парохода. Отец (доктор) — домашний капитан. Папа — человек хороший, всегда шутит, но когда нам от него попадало, мама (пианистка) служила «глушителем». Отца часто ночью вызывали в больницу. Ездили мы на тарантайке до тех пор, пока отец не сбросил нас в канаву. Оська любил выуживать золотых рыбок из аквариума, а потом хоронить их в спичечном коробке; почистил однажды папиной щёткой кошке зубы, а она исцарапала ему руки. После этого отец купил нам маленького козлёнка, который потом ободрал все обои, изжевал папины брюки, за это его отдали назад.

Я читал книгу «Вокруг нас» и узнавал из неё, как что делают. Оська знает много слов, но все их путает. Встретился он однажды с попом в парке, которого принял за женщину. А поп рассказывал Оське про бога («а, знаю, Христос Воскрес его фамилия…»). Аннушка (служанка) взяла нас на венчание в церковь, и мы придумали, что Швамбрания — это царство небесное, а попа в нашей стране звали Гематоген. Все начальство мы делили на: жидкое (родители), твёрдое (директор гимназии) и газообразное (полиция и земский начальник). На святки приехал к нам двоюродный брат Митя, которого исключили из Саратовской гимназии за непочтительные отзывы о Законе Божьем. Священный его долг — делать гадости начальственным лицам. В Коммерческом собрании устраивался бал-маскарад, нас тоже пригласили. Митя хочет насолить земскому. Для этого он решил взять с собой Марфушу, костюм которой — большой почтовый конверт с изрядным запасом марок Марфуши. Марфа заняла первое место, за это ей дали золотые часы. Земский ею заинтересовался и захотел узнать, кто она, но её выкрали. После отец сказал, что это была наша служанка, а земский прямо побагровел. Кто-то на крыльцо земского привинтил очень большой бот с письмом: кому подойдёт, та будет земской начальницей. Он понял, что это был Митя, и ему дали выговор. Меня приняли в гимназию («Забрили! Оболванили!»). Лето перед гимназией мы провели на даче. За день до занятий меня обрили наголо, а в первый день гимназии мне вырвали пуговицы. Зашли мы с мамой в кондитерскую и встретили там директора. Нам нельзя было посещать различные увеселительные заведения — сразу попадали в кондуит. Кондуит — книга, где записывались все наши проделки и проштрафы. Называли её ещё «Голубиная книга», потому что у нас были шинели такого же цвета, как голуби-сизяки. Директора мы (кличка — Рыбий глаз) мы очень боялись. Цап-Царапыч всё время следил за нами, чтобы мы выполняли требования кондуита. А вот инспектора любили. Когда мы проштрафимся, он держал нас час стоя, а потом отпускал домой. Раньше в Покровске вместо звонков были проволочные ручки, но доктор провёл у себя в квартире звонок с электрическими батареями. Чуть позже он появился у всех. В шалмане жил Афонский Рекрут — мастер на все руки, который чинил всем звонки. Часто мы заходили к нему, обсуждали книги. Однажды в Народном саду произошла драка, и директор запретил гулять и там. Все гимназисты стали возмущаться по поводу этой истории, но и Оська нашёл выход: в знак протеста срезать все звонки в городе. К Афонскому Рекруту записался весь город, но звонки всё равно срезали. Никто больше себе не ставил, кроме земского начальника, и приставил к нему Фараона, но звонок опять срезали (сын земского и спрятал в руке). Пристав приказал Фараону отыскать воров (за 50 руб.). Фараон даёт взятки, но Иосиф молчит. У Фараона в руках оказался оборванный манифест, в котором было и ФИО земского сына, и он доложил всё директору. Фараон пришёл за Атлантидой, Биндюг сам пришёл к директору. Всех восьмерых исключили. Иосиф пришёл к директору и сказал, что звонки резала вся гимназия + сын земского, и попросил, чтобы нас опять приняли в гимназию. Теперь порядки в гимназии стали жёстче, учитель латинского — Тараканус или Длинношеее — особо усердно ставит нам 1 и 2, учитель истории поднимает провинившихся на весь урок, француженка всё время обижается. Как-то я спасался от дворника, бегая по крышам, и познакомился с девочкой Таисой. Я посвятил её в тайну Швамбрании, а она открыла секрет какому-то мальчику. Играем с Оськой в войну, Клавдюша (дочь кухарки) — пленница. Ей пришло письмо от сына, в котором говорилось, что ему отрезало руку, мы очень её жалели. Делаем пакости учителю: взрывается порох под его подошвами, в табаку подсыпали пороха и перца. Учитель пошёл жаловаться директору. Встречаем раненых солдат, дух времени пропитывает нас, Оська носил кольцо от унитаза в дырке с портретом Николая II. Нас с женской гимназией водили в основной городок, чтобы показать примерный бой. Кончается 1916 год. 31 декабря родители пошли к знакомым встретить Новый год. Ко мне в гости пришёл одноклассник Гришка. Пошли мы с ним на улицу и увидели коня в упряжке одного богача и решили покататься. Но конь всё никак не мог остановиться. Тут вышел Цап-Царапыч, и конь как назло остановился. Он сказал, что запишет нас в кондуит и оставит нас после каникул на 4 часа без обеда. Спросил, разрешили ли нам покататься, на что мы ответили «да». Он решил выяснить это, сел на лошадь, она погналась. В это время вышел хозяин и увидел, что лошадь украли, и вызвал полицию. После каникул Цап-Царапыч этот случай не вспоминал. Оська сделал важное заключение: Земля круглая, потому что глобус круглый. Позвонил д. Лёша и сказал, что революция, свергнули царя, и просил передать это родителям. Я вышел на улицу, хотелось кричать всем про революцию. Цап-Царапыч заметил меня и записал в кондуит. В гимназии всем рассказал эту новость. В классе висел портрет царя, и мы всунули в него горящую сигарету. Получилось, что Николай II курит. Через забор передаём записочки в женскую гимназию, они тоже за свободу. Атлантида услышал, что учителя хотят свергнуть директора. На демонстрацию директор не пришёл (сослался на болезнь). Комитет выгоняет директора, в спешке он забывает надеть колоши. Директор пошёл искать помощи у родительского комитета. Пришёл директор к секретарю (моему отцу) и встретился с Оськой. Он называет его Воблый глаз. Родители боятся свободы для детей — распустятся. В гимназии отменяют отметки, вместо них: хор., уд., неуд., плохо, отл. Аркаша (сын кухарки) — умный, он стал учиться бесплатно в моём классе. Аркаша влюблён в Люсю (дочь богатой председательницы). Но мать её против. Он осунулся, хуже стал учиться, потом услышал, что нет больше Баринов, и написал ей письмо. Его выхватил учитель, прочитал и осмеял Аркашу перед классом. И тогда Аркаша понял: мир по-прежнему делится на платных и бесплатных.

Швамбрания

Всюду проходили собрания, митинги, мне тоже хотелось в них поучаствовать. Мы собрали кружок бойскаутов и делали добрые дела. Наступил конец кондуита: мы сожгли его вместе с дневниками на костре возле гимназии. Лето 1918 года мы провели в д. Квасниковке, колошматили крапиву и уничтожали поганки, нашли огромный мухомор. За наше отсутствие Брешка изменилась, разгромили винный магазин одного богатея. Нашу гимназию объединили с женской. Мы сами ходили туда и выбирали себе девочек в класс. Ещё к нам прибыли новички из высшего начального училища, но нам они не понравились. Девочки придумали новую игру — «гляделки». По вечерам устраивали танцы и мы смотрели, чтобы мальчики из «Б» класса не танцевали с нашими девочками. В гимназии давали чай с рафинадом, который быль дефицитом. Я таскал сахар домой и клал его как неприкосновенный запас. Я был в столовой раздатчиком сахара. Биндюг предложил сахар, который остаётся, делить на двоих. Я отказался, он подставил мне подножку и я расшиб лоб. Оську взяли в школу, и я учил его, как не быть битым. «Гляделки» позабыты, все увлеклись французской борьбой, и Оська в том числе. Появился у нас новый учитель истории «э-мюэ», нам он понравился. Гимназия наша стала блуждать по всему городу. Мы нагоняем алгебру, учитель остаётся с нами после уроков, родители в шоке. Наш класс предложил классу «Б» помериться силами в алгебре. Готовились перед этим днём до 12 ночи, а ходить можно было лишь до 11, нас патруль забрал. Мы сказали, что ходили в аптеку за касторкой («Б» тоже попались и «ходили за йодом»). Чемпион -Биндюг, наш класс выиграл. Но оказалось, что Биндюг списывал, поэтому славу и сахар поделили на два класса. Комиссар просит нас остаться после уроков и нарисовать плакаты о сыпняке. Хоть есть очень хотелось, но мы остались. После этого комиссар заболел, у него тиф, температура 41. Комиссар поправлялся, но был ещё слаб. Перевели его на квартиру, я приносил ему книги. На стене у него висел плакат, на котором красноармеец тычет пальцем. Я смотрю на него, а он на меня, как будто мы в «гляделки» играем. Принёс ему я свой сахар к чаю, но до меня тоже «постарались» и принесли. Мы с Оськой ввели в Швамбрании смертность, Оська сказал, что на улице какой-то солдат спрашивал у него про Швамбранию. Я думаю, что Оська верит в её подлинное существование. В школе он рассказал про нашу страну, его уверили, что её нет, а солдат спрашивал не про Швамбранию, а про штабармию. К нам приехали три тётки. Одна не выговаривает «р», другая — «л». Они решили взяться за наше воспитание. Мы переехали жить в другой дом. Папа сказал, что люди — жалкие рабы вещей. Дети, научитесь презирать вещи. Мы разбили блюдо, на что папа сказал, что мы вандалы и прежде, чем презирать вещи, надо научиться их беречь и зарабатывать. Мамы не было дома, а в это время забрали пианино. Мама в шоке: под крышкой лежал ценный свёрток с заграничным душистым мылом, а мы к нему добавили и швамбранские документы. Я поехал с мамой «выручать» свёрток. Я сыграл для всех польку, частушки, а мама увертюру из «Князя Игоря». Все были в восторге. Комиссар выздоровел, и его заселили рядом с нами. Оська играл с ним в «Ляпки-тяпки», потом к ним подключился папа. В другую комнату заселился военный Ла-Базри-Де-Базан, которого тётки называли маркизом, в третьей комнате уселась комиссия по борьбе с дезертирством. У нас исчез свёрток с мылом, папа вызвал Чека, свёрток нашли у маркиза, а также обнаружили наши карты Швамбрании, мы вынуждены были рассказать начальнику о нашей стране, что вызвало у него приступ смеха. Мы опять переехали. Наши тётки каждый день водили нас в театр им. Луначарского. Покровск захватило повальное увлечение театром. Открылись даже детские студии, куда нас тоже записали. Папа уехал на фронт, а я в доме остался главным мужчиной. Настали голодные времена. Я за фунт мяса в месяц даю уроки грамоте и счёту. Сахар из моего неприкосновенного запаса едим только по выходным. Мама поменяла ракушечный грот на четверть керосина. В Швамбрании наступил период упадка. Разместилась она в дворце Угря. Мы с Оськой исследовали мёртвый дом и упали в подвал. Кто-то нас схватил. Это был Кириков — человек-поганка, он там придумывал эликсир. Переехала к нам жить и двоюродная сестра Дина, она нам понравилась, а ещё она прищемила тёткам хвосты. Дину взяли заведующей библиотекой. Там мы организовали литературный кружок. Комиссар влюбился в нашу Дину. Папа заболел: у него сыпняк, Атлантида умер. В Швамбранию нам уже скучно играть, мы с Оськой пошли к алхимику. Оказалось, что он делал не эликсир, а простой самогон. Вскоре приехал папа, жёлтый с длинной бородой и вшами. Нашу библиотеку опять хотят закрыть, т.к. нет дров. Мы предложили разобрать Швамбранию (дом Угря) под дрова. Так нашей страны не стало.

Покров переименовался в г. Энгельс. Недавно был в Энгельсе, чтобы поздравить Оську-отца: у него родилась дочка. Оська по-прежнему путает слова. Читаем с ним всем про Швамбранию, вспоминаем детство. В городе всё изменилось. Даже в Швамбрании такого не было.

Кондуит и Оська были сыновьями доктора в Покровске. Они фантазируют о вымышленной ими стране Швабрании в Тихом океана, которая напоминает форму зуба. Кондуит правил государством, а Оська служил почтальоном, разнося письма с вызовами на войну. Швамбрания всегда выигрывала сражения. Ее население состояло с мореходов и водоплавателей, среди которых главным был Джек. Свой дом Кондуит представлял пароходом, капитаном которого был отец.

Однажды к мальчикам приехал их родственник Митя, который делал разные пакости. Он привел на маскарад служанку, что вызвало негодование земского. Кондуит поступил в гимназию, где велась специальная книга штрафов. За проступки детей ставили в угол на час, а затем отпускали домой. Ученикам было запрещено появляться в Народном саду из-за чьей-то потасовки. В знак протеста Оська и другие ученики срезали все звонки, за что некоторых из них исключили из гимназии.

В следующем году гимназию мальчиков объединили с женской. Кондуит обучает Оську, чтобы его не обижали в учебном заведении в первый год. Учитель по алгебре дополнительно занимается с детьми, что вызывает удивление у родителей, но ученикам нравится, они даже захотели посоревноваться в математических знаниях с «бэшниками». Однажды их даже арестовал патруль, когда они возвращались с гимназии в полночь, но им удалось выкрутиться, придумав историю про касторку. Гимназисты уважали комиссара, и когда он заболел на тиф и ослабел, они его навещали и носили сахар.

Семья Кондуита переехала в новый дом, а у мамы забрали пианино, где хранилось е душистое мыло и документы Швамбрании. Кондуит поехал с матерью забирать свои вещи. Через некоторое время семья вновь переехала, и они все вместе стали регулярно посещать театр, потому что это стало модно. Когда отца забрали на фронт, Кондуит содержит мать и брата за счет своей педагогической деятельности, за которую он получал фунт мяса ежемесячно. Во время исследования заброшенного дома, мальчики провалились в подвал, где обнаружили Кирикова, который сказал им, что изготовляет волшебный эликсир, хотя на самом деле это был самогон. К ним приехала родственница Дина, в которую влюбился комиссар, и устроилась на работу в библиотеку.

Мальчикам надоело играть в Швамбранию, которая на то время была построена у Угря дома, и пустили ее на дрова. Но Оська, даже повзрослев и став отцом, продолжает вспоминать выдуманную страну.

Главные герои (живут в Покровске): (повествование ведётся от имени автора - я), мать, отец, Оська - младший брат, Аннушка (служанка), Марфуша (слуга), двоюродный брат Митя, земский, директор (кличка - Рыбий глаз), Цап-Царапыч, инспектор, Афонский Рекрут, Фараон, Иосиф, Атлантида, Биндюг, Аркаша (сын кухарки), учитель латинского - Тараканус или Длинношеее, учитель истории «э-мюэ», учительница французского, комиссар Чубарьков, три тётки, военный Ла-Базри-Де-Базан (маркиз), Кириков -человек-поганка (алхимик), Дина (двоюродная сестра).

Кондуит
Мы с Оськой потеряли королеву из шахмат отца, он поставил нас в угол. Мы придумали новую игру: играть в страну - Швамбранию. Потом королева нашлась, но отец к тому времени уже вырезал другую, и мы сделали старую королеву хранительницей швамбранской тайны, заточив её в грот, который взяли у мамы. Так играли мы несколько лет. Страна наша на карте была изображена в виде зуба, а вокруг были океаны. Наша Швамбрания вела войны с Бальвонией и Кальдонией. Я быль царём, а Оська почтальоном, который приносил письма с вызовом на войну. Наша страна всегда побеждала. Все жители страны - мореходы и водники, которые гуляют на Брешке. Самый главный мореход - Джек, спутник моряков, он полиглот. Наш дом мы представляли в виде большого парохода. Отец (доктор)- домашний капитан. Папа - человек хороший, всегда шутит, но когда нам от него попадало, мама (пианистка) служила «глушителем». Отца часто ночью вызывали в больницу. Ездили мы на тарантайке до тех пор, пока отец не сбросил нас в канаву. Оська любил выуживать золотых рыбок из аквариума, а потом хоронить их в спичечном коробке; почистил однажды папиной щёткой кошке зубы, а она исцарапала ему руки. После этого отец купил нам маленького козлёнка, который потом ободрал все обои, изжевал папины брюки, за это его отдали назад. Я читал книгу «Вокруг нас» и узнавал из неё как что делают. Оська знает много слов, но все их путает. Встретился он однажды с попом в парке, которого принял за женщину. А поп рассказывал Оське про бога («а, знаю, Христос Воскрес его фамилия…»). Аннушка (служанка) взяла нас на венчание в церковь, и мы придумали, что Швамбрания - это царство небесное, а попа в нашей стране звали Гематоген. Все начальство мы делили на: жидкое (родители), твёрдое (директор гимназии) и газообразное (полиция и земский начальник). На святки приехал к нам двоюродный брат Митя, которого исключили из Саратовской гимназии за непочтительные отзывы о Законе Божьем. Священный его долг - делать гадости начальственным лицам. В Коммерческом собрании устраивался бал-маскарад, нас тоже пригласили. Митя хочет насолить земскому. Для этого он решил взять с собой Марфушу, костюм которой - большой почтовый конверт с изрядным запасом марок Марфуши. Марфа заняла первое место, за это ей дали золотые часы. Земский ею заинтересовался и захотел узнать, кто она, но её выкрали. После отец сказал, что это была наша служанка, а земский прямо побагровел. Кто-то на крыльцо земского привинтил очень большой бот с письмом: кому подойдёт, та будет земской начальницей. Он понял, что это был Митя, и ему дали выговор. Меня приняли в гимназию («Забрили! Оболванили!»). Лето перед гимназией мы провели на даче. За день до занятий меня обрили наголо, а в первый день гимназии мне вырвали пуговицы. Зашли мы с мамой в кондитерскую и встретили там директора. Нам нельзя было посещать различные увеселительные заведения - сразу попадали в кондуит. Кондуит - книга, где записывались все наши проделки и проштрафы. Называли её ещё «Голубиная книга», потому что у нас были шинели такого же цвета, как голуби-сизяки. Директора мы (кличка - Рыбий глаз) мы очень боялись. Цап-Царапыч всё время следил за нами, чтобы мы выполняли требования кондуита. А вот инспектора любили. Когда мы проштрафимся, он держал нас час стоя, а потом отпускал домой. Раньше в Покровске вместо звонков были проволочные ручки, но доктор провёл у себя в квартире звонок с электрическими батареями. Чуть позже он появился у всех. В шалмане жил Афонский Рекрут - мастер на все руки, который чинил всем звонки. Часто мы заходили к нему, обсуждали книги. Однажды в Народном саду произошла драка, и директор запретил гулять и там. Все гимназисты стали возмущаться по поводу этой истории, но и Оська нашёл выход: в знак протеста срезать все звонки в городе. К Афонскому Рекруту записался весь город, но звонки всё равно срезали. Никто больше себе не ставил, кроме земского начальника, и приставил к нему Фараона, но звонок опять срезали (сын земского и спрятал в руке). Пристав приказал Фараону отыскать воров (за 50 руб.). Фараон даёт взятки, но Иосиф молчит. У Фараона в руках оказался оборванный манифест, в котором было и ФИО земского сына, и он доложил всё директору. Фараон пришёл за Атлантидой, Биндюг сам пришёл к директору. Всех восьмерых исключили. Иосиф пришёл к директору и сказал, что звонки резала вся гимназия + сын земского, и попросил, чтобы нас опять приняли в гимназию. Теперь порядки в гимназии стали жёще, учитель латинского - Тараканус или Длинношеее - особо усердно ставит нам 1 и 2, учитель истории поднимает провинившихся на весь урок, француженка всё время обижается. Как-то я спасался от дворника, бегая по крышам, и познакомился с девочкой Таисой. Я посвятил её в тайну Швамбрании, а она открыла секрет какому-то мальчику. Играем с Оськой в войну, Клавдюша (дочь кухарки) - пленница. Ей пришло письмо от сына, в котором говорилось, что ему отрезало руку, мы очень её жалели. Делаем пакости учителю: взрывается порох под его подошвами, в табаку подсыпали пороха и перца. Учитель пошёл жаловаться директору. Встречаем раненых солдат, дух времени пропитывает нас, Оська носил кольцо от унитаза в дырке с портретом Николая II. Нас с женской гимназией водили в основной городок, чтобы показать примерный бой. Кончается 1916 год. 31 декабря родители пошли к знакомым встретить Новый год. Ко мне в гости пришёл одноклассник Гришка. Пошли мы с ним на улицу и увидели коня в упряжке одного богача и решили покататься. Но конь всё никак не мог остановиться. Тут вышел Цап-Царапыч, и конь как назло остановился. Он сказал, что запишет нас в кондуит и оставит нас после каникул на 4 часа без обеда. Спросил, разрешили ли нам покататься, на что мы ответили «да». Он решил выяснить это, сел на лошадь, она погналась. В это время вышел хозяин и увидел, что лошадь украли, и вызвал полицию. После каникул Цап-Царапыч этот случай не вспоминал. Оська сделал важное заключение: Земля круглая, потому что глобус круглый. Позвонил д. Лёша и сказал, что революция, свергнули царя, и просил передать это родителям. Я вышел на улицу, хотелось кричать всем про революцию. Цап-Царапыч заметил меня и записал в кондуит. В гимназии всем рассказал эту новость. В классе висел портрет царя, и мы всунули в него горящую сигарету. Получилось, что Николай II курит. Через забор передаем записочки в женскую гимназию, они тоже за свободу. Атлантида услышал, что учителя хотят свергнуть директора. На демонстрацию директор не пришёл (сослался на болезнь). Комитет выгоняет директора, в спешке он забывает надеть колоши. Директор пошёл искать помощи у родительского комитета. Пришел директор к секретарю (моему отцу) и встретился с Оськой. Он называет его Воблый глаз. Родители боятся свободы для детей - распустятся. В гимназии отменяют отметки, вместо них: хор., уд., неуд., плохо, отл. Аркаша (сын кухарки) - умный, он стал учиться бесплатно в моём классе. Аркаша влюблён в Люсю (дочь богатой председательницы). Но мать её против. Он осунулся, хуже стал учиться, потом услышал, что нет больше Баринов, и написал ей письмо. Его выхватил учитель, прочитал и осмеял Аркашу перед классом. И тогда Аркаша понял: мир по-прежнему делится на платных и бесплатных.

Швамбрания
Всюду проходили собрания, митинги, мне тоже хотелось в них поучаствовать. Мы собрали кружок бойскаутов и делали добрые дела. Наступил конец кондуита: мы сожгли его вместе с дневниками на костре возле гимназии. Лето 1918 года мы провели в д. Квасниковке, колошматили крапиву и уничтожали поганки, нашли огромный мухомор. За наше отсутствие Брешка изменилась, разгромили винный магазин одного богатея. Нашу гимназию объединили с женской. Мы сами ходили туда и выбирали себе девочек в класс. Ещё к нам прибыли новички из высшего начального училища, но нам они не понравились. Девочки придумали новую игру - «гляделки». По вечерам устраивали танцы и мы смотрели, чтобы мальчики из «Б» класса не танцевали с нашими девочками. В гимназии давали чай с рафинадом, который быль дефицитом. Я таскал сахар домой и клал его как неприкосновенный запас. Я был в столовой раздатчиком сахара. Биндюг предложил сахар, который остаётся, делить на двоих. Я отказался, он подставил мне подножку и я расшиб лоб. Оську взяли в школу, и я учил его, как не быть битым. «Гляделки» позабыты, все увлеклись французской борьбой, и Оська в том числе. Появился у нас новый учитель истории «э-мюэ», нам он понравился. Гимназия наша стала блуждать по всему городу. Мы нагоняем алгебру, учитель остаётся с нами после уроков, родители в шоке. Наш класс предложил классу «Б» помериться силами в алгебре. Готовились перед этим днём до 12 ночи, а ходить можно было лишь до 11, нас патруль забрал. Мы сказали, что ходили в аптеку за касторкой («Б» тоже попались и «ходили за йодом»). Чемпион -Биндюг, наш класс выиграл. Но оказалось, что Биндюг списывал, поэтому славу и сахар поделили на два класса. Комиссар просит нас остаться после уроков и нарисовать плакаты о сыпняке. Хоть есть очень хотелось, но мы остались. После этого комиссар заболел, у него тиф, температура 41. Комиссар поправлялся, но был ещё слаб. Перевели его на квартиру, я приносил ему книги. На стене у него висел плакат, на котором красноармеец тычет пальцем. Я смотрю на него, а он на меня, как будто мы в «гляделки» играем. Принёс ему я свой сахар к чаю, но до меня тоже «постарались» и принесли. Мыс Оськой ввели в Швамбрании смертность, Оська сказал, что на улице какой-то солдат спрашивал у него про Швамбранию. Я думаю, что Оська верит в её подлинное существование. В школе он рассказал про нашу страну, его уверили, что её нет, а солдат спрашивал не про Швамбранию, а про штабармию. К нам приехали три тётки. Одна не выговаривает «р», другая - «л». Они решили взяться за наше воспитание. Мы переехали жить в другой дом. Папа сказал, что люди - жалкие рабы вещей. Дети, научитесь презирать вещи. Мы разбили блюдо, на что папа сказал, что мы вандалы и прежде, чем презирать вещи, надо научиться их беречь и зарабатывать. Мамы не было дома, а в это время забрали пианино. Мама в шоке: под крышкой лежал ценный свёрток с заграничным душистым мылом, а мы к нему добавили и швамбранские документы. Я поехал с мамой «выручать» свёрток. Я сыграл для всех польку, частушки, а мама увертюру из «Князя Игоря». Все были в восторге. Комиссар выздоровел, и его заселили рядом с нами. Оська играл с ним в «Ляпки-тяпки», потом к ним подключился папа. В другую комнату заселился военный Ла-Базри-Де-Базан, которого тётки называли маркизом, в третьей комнате уселась комиссия по борьбе с дезертирством. У нас исчез свёрток с мылом, папа вызвал Чека, свёрток нашли у маркиза, а также обнаружили наши карты Швамбрании, мы вынуждены были рассказать начальнику о нашей стране, что вызвало у него приступ смеха. Мы опять переехали. Наши тётки каждый день водили нас в театр им. Луначарского. Покровск захватило повальное увлечение театром. Открылись даже детские студии, куда нас тоже записали. Папа уехал на фронт, а я в доме остался главным мужчиной. Настали голодные времена. Я за фунт мяса в месяц даю уроки грамоте и счёту. Сахар из моего неприкосновенного запаса едим только по выходным. Мама поменяла ракушечный грот на четверть керосина. В Швамбрании наступил период упадка. Разместилась она в дворце Угря. Мы с Оськой исследовали мёртвый дом и упали в подвал. Кто-то нас схватил. Это был Кириков - человек-поганка, он там придумывал эликсир. Переехала к нам жить и двоюродная сестра Дина, она нам понравилась, а ещё она прищемила тёткам хвосты. Дину взяли заведующей библиотекой. Там мы организовали литературный кружок. Комиссар влюбился в нашу Дину. Папа заболел: у него сыпняк, Атлантида умер. В Швамбранию нам уже скучно играть, мы с Оськой пошли к алхимику. Оказалось, что он делал не эликсир, а простой самогон. Вскоре приехал папа, жёлтый с длинной бородой и вшами. Нашу библиотеку опять хотят закрыть, т.к. нет дров. Мы предложили разобрать Швамбранию (дом Угря) под дрова. Так нашей страны не стало.

Покров переименовался в г. Энгельс. Недавно был в Энгельсе, чтобы поздравить Оську-отца: у него родилась дочка. Оська по-прежнему путает слова. Читаем с ним всем про Швамбранию, вспоминаем детство. В городе всё изменилось. Даже в Швамбрании такого не было.

В этой книге Львом Кассилем, описываются самые яркие и незабываемые моменты своего детства, которое пришлось на период первой Мировой войны и революции.

Живёт в городе Покровске семья доктора. В этой семье есть двое мальчишек – Ося и Лёля. Как все дети они любят иногда проказничать. Так, играя в очередной раз папиными шахматами, они потеряли чёрную королеву. Отец в наказание посадил их на так называемую «скамью подсудимых», стоящую в углу. Сидя на скамейке, братья придумали новую вымышленную страну, в которую потом играли много лет. Итак,

В этой стране были свои законы, свои жители, которые воевали с такими же выдуманными странами. Мальчишками даже была нарисована карта Швамбрании, в виде зуба, рисунок которого Оська увидел на кабинете зубного врача. Сами они стали называть себя швамбранами. Расположена страна была в Тихом океане, её населяли отважные моряки, любители приключений, мужественные исследователи. Все мальчишеские фантазии были воплощены в этой игре. Героев Швамбрании стали звать загадочными и как кажется детям, красивыми именами, которые соответствуют названиям

Разных лекарств.

Пришло время старшему брату идти в школу. Перед походом в гимназию Лёлю обрили наголо. Так он начал узнавать, что такое суровая реальность. В первый же день ему срезали с кителя все пуговицы. Оказывается, по уставу они были не положены. Хорошее в гимназии было то, что он там познакомился с ребятами, со многими из которых подружился.

Один из друзей, Стёпка, был таким же выдумщиком и мечтателем, у него прозвище даже было Атлантида. Из мало приятного, была страшная книга, которую называли Кондуит. Все отмеченные в ней, должны были отбыть наказание. В неё записывались директором все имена провинившихся учеников, с их проделками и проступками. Кличка у директора была Рыбий глаз, и гимназисты его очень боялись. Нельзя было даже зайти с родителями в кондитерскую, иначе был риск попасть в Кондуит.

Пришла революция, после чего весь маленький мирок города перевернулся. Лёлька первым узнал эту новость. Позвонил родственник и сказал, что царя свергли в связи с революцией. Лёля выбежал на улицу и начал кричать от восторга. Потом рассказал об этом всем в гимназии. Дети воткнули в висящий на стене портрет царя, сигарету.

Находящаяся через забор женская гимназия, также радуется свободе и революции. Начинают бродить слухи о том, что хотят уволить директора. После того как комитет учителей его выгоняет, он начинает искать защиту у родителей. Те побаиваются свободы для детей. В гимназии отменили оценки, и теперь там могут учиться даже дети кухарок.

Ученики торжественно сожгли на костре кондуит. Теперь нет гимназий для мальчиков и для девочек. Есть единая трудовая школа, в которой учатся и девочки, и школьники из Высшего Начального Училища, их все называют «внучки». По вечерам в гимназии устраиваются танцы, а девочки увлекаются новой игрой в гляделки. В новой школе всем заправляет один из старых гимназистов, Биндюг. Собрав вокруг себя таких же хулиганов, он гоняет «внучков» и тех, кто их защищает.

Приходит новый преподаватель истории, который по убеждению, является анархистом. Он мало учит детей, зато много рассуждает о свободе и выборе. Многим ученикам-лодырям это нравится, поэтому когда анархиста выгоняют, они во главе с Биндюгом становятся на его защиту. Стёпка делается лидером среди учеников прогрессивных и желающих учиться. Лёля решает посвятить друга в тайну выдуманной страны. Гимназисты помогают комиссару, который заходит часто к ним в школу.

Семью доктора выселили, им пришлось переехать в небольшой дом, где они жили в одной комнате. В других комнатах поселился комитет по борьбе с дезертирами, уже знакомый Лёлькин комиссар и какой-то военный. Когда мамы не было дома, пришли и забрали из комнаты пианино. После пропал свёрток с мылом, где лежали все карты и записи про Швамбранию.

Пришлось Лёле и Осе рассказывать всё военному о выдуманной стране. В городе началось повсеместное увлечение театром. Были открыты студии для детей, куда записались и мальчишки. Отца забрали на фронт, и остался Лёля вместо главы семьи. Еды не хватало, чтобы как-то прокормить маму и младшего брата, он давал уроки за кусочек мяса. Приехал, переболевший сыпняком отец, весь жёлтый и с бородой.

Много перемен, принесла война и разруха с голодом, в жизнь города. В Швамбрании также стало всё меняться. Теперь там появилась смертность, и вообще наступил период упадка. Братья выбирают для игры в свою страну место, которое находится на руинах старого дома. Там они случайно встречают бывшего преподавателя-анархиста Кирикова, который что-то варит.

Братья думают, что это эликсир. Узнав про выдуманную страну, дети были высмеяны бывшим учителем. Постепенно всё меньше времени оставалось на игру, и её в итоге Ося с Лёлей решили похоронить.

Лев Абрамович Кассиль (1905-1970) вошел в литературу в конце 20-х годов, когда быстрыми темпами шло становление детской литературы. «Кондуит и Швамбрания» - первое крупное произведение молодого писателя. Повесть эта рассказывает о продуманной двумя братьями - Лелей и Оськой - фантастической стране Швамбрании, о старой гимназии с ее кондуитом - журналом, в котором учителя записывали все прегрешения гимназистов, о становлении новой советской школы. Повесть показывает сближение мечты героев с жизнью в первые послереволюционные годы. Она говорит об открывающихся горизонтах будущего перед подростками, жизнь которых до революции была ограничена тесными рамками семейного быта. Повесть Кассиля находится в ряду таких произведений, как «Школа» А. Гайдара, «Республика Шкид» Г. Белых и А. Пантелеева. А если продолжить аналогию, то, как считал сам писатель, у истоков традиции лежат «Очерки бурсы» Н.Г. Помяловского и «Приключения Тома Сойера» М. Твена.

В произведении ощущается доброе авторское отношение к любознательным мальчишкам, разыскивающим место, «где земля закругляется». Читатель проникается симпатией к двум братьям, придумавшим справедливую страну, в которой даже географические блага были разделены симметрично: «налево - залив, направо - залив. На западе - Драндзонск, на востоке - Аргонск. У тебя рубль, у меня - целковый».

Юмор писателя отражает своеобразное восприятие мира детьми; игра, фантазия, выдумка тесно связаны с прекрасным реальным миром. Читатель не только узнает об устройстве быта провинциального городка Покровска, но учится критически воспринимать социальное устройство всего мира взрослых в дореволюционной России. Братья подвергли мир жесткой критике и с протокольной точностью перечислили по пунктам его неблагополучие, только не с обывательской точки зрения, а окинув его непредвзятым взором «швамбран». Они никогда не приняли бы к себе в игру хозяина костемольного завода, погубившего полсотни людей. Подтекст анализа «неблагополучия мира» так же серьезен, как подтекст «Приключений Тома Сойера» М. Твена с его протестом против социальной и расовой дискриминации, утверждением прав человеческой личности

Часто самая невинная ситуация, самое обычное выражение, слово, понятие неожиданно преображаются в восприятии ребят, обнажая те бытовые и социальные отношения, которые в действительности господствовали в России начала нынешнего века. Идет, например, Леля сдавать вступительный экзамен в гимназию; по пути домашний учитель репетирует с ним ответы. Начало сцены рисуется в тоне легкого каламбурного юмора, а конец неожиданно приобретает отчетливо сатирическое звучание: на вопрос добрейшего Дмитрия Алексеевича, какое существительное «гимназист», Леля без запинки отвечает: «Одушевленное». Выходивший же в это время из гимназии «огромного роста детина в гимназической форме» мрачно парирует: «Ошибаешься, юноша! Брешешь, гимназист - существо неодушевленное».

Действительно, гимназисты оказались в положении неодушевленной вещи; учителя и гимназическое начальство обращались с ними как кому вздумается. Гимназисты протестуют против неуважения к ним, мстят директору и учителям. В повести много сцен, показывающих протест против зубрежки, казенной муштры, записей в кондуит. Даже черты внешности отрицательных персонажей помогают писателю выявить их истинное лицо. Так, черты животности, автоматизма, подчеркнутые писателем во внешнем облике учителя Монохордова, помогают постичь мерзкую сущность «неистребимой», «зловещей» веселости звероподобного человека с «толстыми бегемотовыми щеками» и «неожиданно рыжими волосами». Показывая внутреннюю связь мечты и действительности, Кассиль заставляет читателя отчетливо почувствовать, как фантазия ребят приобретает новое содержание после революционных событий в стране. Сама игра в таинственную, справедливую Шаамбранию, начатая двумя братьями, получила новое направление. Оська начинает по-настоящему верить в существование придуманной им и братом страны.

В ситуациях, создаваемых Кассилем, много экспрессии, эмоциональности, внутренней логики. Так, естественным кажется появление Швамбрании на карте, логичным оказывается внимание всего класса к рассказу Оськи о новой стране, еще не нарисованной на глобусе. Формирование нового отношения ребят к событиям, происходящим в стране, совершается под влиянием комиссара Чубарькова. Комиссар, шутливо прозванный ребятами «Точка и Ша», раскрыт в повести как талантливый человек, который увлеченно работает в школе заведующим, умело организует борьбу с местными контрреволюционерами и активно занимается подготовкой новых воинских частей для отправки на фронт. Сама жизнь требует от него полной отдачи сил и способностей. Чубарьков - живой, реально обрисованный характер коммуниста, один из наиболее удачных не только в повести Кассиля, но и в советской детской литературе начала 30-х годов.

В «Кондуите и Швамбрании» определилась творческая индивидуальность Кассиля, наметилось основное направление его жанрового и тематического поиска. В 30-е годы писатель продолжает искать «формы и пути для создания большой книги о школе». В центре его внимания характеры детей и подростков, сформировавшихся в новое время, в условиях советской семьи и школы.

Повесть «Кондуит и Швамбрания» - произведение автобиографическое, автор обращается к событиям, в которых несколько лет назад участвовал он сам и его семья. Сохранено даже название места действия - город Покровск - и имена главных героев - Лёля и Оська, а в эпилоге и лирических отступлениях появляется и сам автор - повзрослевший Лёля. На поверхности лежит тема войны и революции: события повести развиваются именно в это время, между первой мировой и гражданской войной. Происходящее показано с точки зрения ребёнка: обо всех событиях рассказывает главный герой, автор доверяет повествование девятилетнему Лёле.

В основе композиции повести лежит явное противопоставление, её художественное пространство разделено надвое: на мир взрослых и мир детей. Эта оппозиция задана в самом начале повести, в разговоре двух братьев: «Мир был очень велик, как учила география, но места для детей в нём не было уделено». Так в произведение входит ещё тема - тема взаимоотношений детей и взрослых. «Взрослый» мир показан глазами ребёнка, а потому многое в нём представляется несправедливым и абсурдным, и в качестве протеста герои создают свою идеальную страну - Швамбранию. Литературоведы указывают на композиционный параллелизм повести: все события, происходящие в реальной жизни, находят своё отражение в Швамбрании: «В Покровске началась эпидемия сыпного тифа» - «И в Швамбрании учредили кладбище», «В Покровске голод» - «Швамбрания ела. Она обедала и ужинала. Она пировала». С одной стороны, Швамбрания - страна мечты, там всё так, как должно быть, там нет места голоду, болезням, несправедливости, лицемерию. С другой стороны, приметы реальности проникают и в вымышленную страну, а многие её персонажи представляют собой пародию на известных лиц: «Главным швамбранским попом был патриарх Гематоген. Это напоминало патриарха Гермогена…Мы величали Гематогена «ваше неправдоподобие».

Точно так же суровая действительность вторгается и в жизнь маленьких героев повести. В начале произведения это мальчики из интеллигентной семьи, и именно семья защищает их от многих проявлений реальной жизни. Все их проблемы сосредоточены на взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, учителями и одноклассниками. Но постепенно семья Лёли и Оськи вовлекается в события гражданской войны: отец мальчиков, врач, уходит на борьбу с эпидемией, и в его отсутствие главой семьи становится старший сын, Лёля. Детское романтическое представление героев о войне сменяется вполне реальным знанием о ней, и вот уже вчерашние мальчишки наравне со взрослыми участвуют в послереволюционных событиях. Герои взрослеют на глазах, это проявляется и в новом отношении к мечте и реальности - Лёля и Оська прощаются со Швамбранией:

Прощай, прощай, Швамбрания!

За работу пора нам!

Не зевать по сторонам!

Сказка - прах, сказка - пыль!

Лучше сказки будет быль!

И всё же, несмотря на оптимистический пафос последних стихов, окончательно расставаться с вымышленной страной Лёле и Оське жаль, ведь именно благодаря её существованию из «книжных мальчиков» вырастают настоящие мужчины, именно благодаря Швамбрании в самые тяжёлые времена героям удаётся сохранить лучшие человеческие качества и взять их с собой во взрослую жизнь.

Страна Швамбрания - спасительное прибежище для детей: там можно мечтать, делать то, что хочется, придумывать себя и не бояться наказаний, потому что никто не наказывает главных: «...ведь играть интересно только в то, чего сейчас нет», «Мы играли с братишкой в Швамбранию несколько лет подряд. Мы привыкли к ней, как ко второму отечеству».

Повесть «Кондуит и Швамбрания» - это «дань» детству двух братьев, их дружбе. С помощью повести «Кондуит и Швамбрания» Лев Кассиль признается брату в любви, говорит «спасибо» и безмолвно просит прощения.

Последние материалы сайта