Создание военно политических союзов. Военно-политические блоки. Военные блоки во время II мировой войны

09.10.2021
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) -- международная региональная организация. АТЭС -- крупнейшее экономическое объединение (форум), на которое приходится свыше 60 % мирового ВВП и 47 % объёма мировой торговли (2004). Образовано в 1989 г. в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. Главные цели организации -- обеспечение режима свободной открытой торговли и укрепление регионального сотрудничества

Андский совет (Andean Community)

Цели Андского сообщества -- содействие развитию стран-участниц посредством их интеграции и социально-экономического сотрудничества; ускорению экономического роста и обеспечению занятости; созданию латиноамериканского общего рынка. Основные направления Андской группы сводятся к выработке единой экономической политики, координации осуществляемых проектов, гармонизации законодательства: осуществлению контроля за применением принятых в рамках Андской группы правовых норм и за их единой интерпретацией.

Арктический совет

Арктический совет -- международная организация, созданная в 1989 году по инициативе Финляндии для защиты уникальной природы северной полярной зоны. В Арктический совет входят восемь приарктических стран.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН, ASEAN)

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 9 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация»

Африканский союз (АС, AU)

Африканский союз (АС) -- международная организация, объединяющая 53 государства Африки, правопреемник Организации африканского единства (ОАЕ). Курс на создание Африканского Союза был провозглашен 9 сентября 1999 года на встрече глав африканских государств в Сирте (Ливия) по инициативе Муаммара Каддафи. 9 июля 2002 ОАЕ была официально преобразована в АС.

"Большая Восьмерка" (G8)

Большая восьмёрка - согласно большинству определений, это группа семи промышленно развитых стран мира и России. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (Россия, США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия) с участием Европейской Комиссии, в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам.

Всемирная торговая организация (ВТО, WTO)

Всемирная торговая организация (ВТО) (англ. World Trade Organization (WTO)) -- международная организация, созданная в 1995 г. для объединения различных стран в экономической сфере и установления правил торговли между государствами-членами. ВТО является преемницей соглашения под названием Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве.

ГУАМ -- межгосударственная организация, созданная в октябре 1997 бывшими советскими республиками -- Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан). Название организации сложилось из первых букв названий входящих в него стран. До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУУАМ.

ЕвроАзЭС

Европейский союз (ЕС, EU)

Европейский Союз (Евросоюз) -- уникальное наднациональное образование в составе 25 европейских государств, подписавших Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор). Примечательно, что сам Евросоюз не является международной организацией как таковой, то есть не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях.

Лига арабских государств (ЛАГ)

Лига Арабских Государств (ЛАГ) -- международная организация, объединяющая более 20 арабских и дружественных им неарабских стран. Создана 22 марта 1945 года. Высший орган организации -- Совет Лиги, в котором каждое из государств-членов имеет один голос, штаб-квартира Лиги находится в Каире.

МЕРКОСУР (Южноамериканский общий рынок, MERCOSUR)

МЕРКОСУР -- крупнейшее объединение в Южной Америке. МЕРКОСУР объединяет 250 млн человек и более 75% совокупного ВВП континента. Название организации происходит от испанского Mercado Comun del Sur, что означает «Южноамериканский общий рынок». Первым шагом к созданию объединённого рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай.

Организация американских государств

(ОАГ; Organizacion de los estados americanos), создана 30 апреля 1948 на 9-й Межамериканской конференции в Боготе (Колумбия) на базе Панамериканского союза, существовавшего с 1889.

Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ)

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) -- военно-политический союз, созданный бывшими советскими республиками на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. Договор продлевается автоматически каждые пять лет.

Организация Североатлантического договора (НАТО, NATO)

НАТО (NATO, North Atlantic Treaty Organisation, Организация Североатлантического договора, Североатлантический Альянс) -- военно-политический союз, созданный на основе Североатлантического договора, подписанного 4 апреля 1949 в Вашингтоне двенадцатью государствами: США, Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Канадой, Италией, Португалией, Норвегией, Данией, Исландией. Позже к НАТО присоединились и другие европейские государства. На 2004 год в НАТО входит 26 государств.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ, OSCE)

ОБСЕ (англ. OSCE, Organization for Security and Co-operation in Europe) -- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая региональная организация по безопасности, в состав которой входят 56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки. Организация ставит перед собой задачи вскрытия возможности возникновения конфликтов, их предотвращение, урегулирование и ликвидацию последствий.

Организация Исламская Конференция (ОИК)

Организация Объединенных Наций (ООН, UN)

Организация Объединённых Наций (ООН) -- международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности и развития сотрудничества между государствами. Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции.

Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК, OPEC)

ОПЕК, или Организация стран -- экспортёров нефти (OPEC, The Organization of the Petroleum Exporting Countries) -- картель, созданный нефтедобывающими державами для стабилизации цен на нефть. Членами данной организации являются страны, чья экономика во многом зависит от доходов от экспорта нефти. Основная цель организации -- контроль над мировыми ценами на нефть.

Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК, SAARK)

Североамериканская Зона Свободной Торговли (НАФТА, NAFTA)

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) -- соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза). НАФТА вступило в силу 1 января, 1994.

Союз арабского Магриба (САМ)

Союз арабского Магриба (Union du Maghreb Arabe UMA) -- Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис. Панарабская организация, направленная на экономическое и политическое единство в Северной Африке. Идея создания союза появилась вместе с получением независимости Тунисом и Марокко в 1958 г.

Содружество демократического выбора (СДВ)

Содружество демократического выбора (СДВ) -- «сообщество демократий балто-черноморско-каспийского региона», организация, альтернативная СНГ, учреждённая 2 декабря 2005 на учредительном форуме в Киеве (Украина).

Содружество Наций (Британское Содружество, Commonwelth)

Содружество, или Содружество наций (англ. The Commonwealth, или англ. The Commonwealth of Nations; до 1946 Британское Содружество наций -- англ. The British Commonwealth of Nations) -- добровольное межгосударственное объединение независимых суверенных государств, в которое входят Великобритания и почти все её бывшие доминионы, колонии и протектораты.

Содружество независимых государств (СНГ, CIS)

Содружество Независимых Государств (СНГ) -- межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР. Первоначально образовано Белоруссией, Россией и Украиной; в Соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря 1991 в Минске, эти государства констатировали, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада прекращает своё существование, и заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях.

Содружество непризнанных государств (СНГ-2)

Содружество Непризнанных Государств (СНГ-2) -- неформальное объединение, созданное для консультаций, взаимопомощи, координации и совместных действий непризнанными самопровозглашёнными государственными образованиями на постсоветской территории -- Абхазией, Нагорно-Карабахской Республикой, Приднестровской Молдавской Республикой и Южной Осетией.

Совет Европы

Совет Европы -- старейшая в Европе международная политическая организация. Её основная заявленная цель -- построение единой Европы, основывающейся на принципах свободы, демократии, защиты прав человека и верховенства закона. Одним из самых значительных достижений Совета Европы считается разработка и принятие Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод.

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ)

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) (англ. Cooperation Council for the Arab States of the Gulf) - региональная международная организация. В английском названии организации слово "Персидский" отсутствует, поскольку арабские государства предпочитают называть этот залив "Арабским".

Тихоокеанский союз (Pacific Island)

Шенгенское соглашение

Шенгенское соглашение -- соглашение «Об отмене паспортного таможенного контроля между рядом стран Европейского союза», изначально подписанное 14 июня 1985 семью европейскими государствами (Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Германией, Португалией и Испанией). Оно вступило в силу 26 марта 1995 года. Договор был подписан в Шенгене, маленьком городке в Люксембурге.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

В 2003 году главы правительств стран -- членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества на 20 лет и составлен план. План включает в себя свыше ста конкретных проектов, тем и направлений сотрудничества, а также предусматривает механизмы их реализации. Упор сделан на следующие сферы -- транспортные коммуникации, энергетика, телекоммуникации, сельское хозяйство, туризм, водное хозяйство и охрана природы.

27. Дайте характеристику Украины с политической точки зрения (режим, система, форма правления, строй, партийная и электоральная система, тип политической культуры и политического поведения).

классифицировать политический режим в Украине при нестабильной социально-политической ситуации в период трансформации довольно проблематично. Скорее можно говорить про смешивание разных типов режимов при отсутствии какого-то одного, который явно доминирует. С одной стороны существует раздел власти, Закон про партии, свобода слова, избирательное право, с другой - зависимость судей, существенные ограничения на доступ и распространение информации, негласная цензура, неподконтрольное использование административного ресурса в период выборов, подтасовка результатов голосования в пользу провластных кандидатов. Такого рода примеры свидетельствуют про серьезные авторитарные тенденции власти при довольно слабых демократических институтах ее ограничения.

В соответствии с Конституцией, Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство. Конституционное устройство Украины основывается на принципе приоритета прав и свобод человека и гражданина Народ осуществляет государственную власть непосредственно, а также через систему государственных органов.

По государственному устройству Украина является унитарным государством.Это единое, слитное государство, административно-территориальные единицы которого не обладают политической самостоятельностью. В унитарном государстве единая правовая система, единая система высших органов власти, единое гражданство и др.

Государственное устройство Украины основывается на принципах единства, неделимости и целостности государственной территории, комплексности экономического развития и управляемости отдельных её частей с учётом общегосударственных и региональных интересов, национальных и культурных традиций, географических и демографических особенностей, естественных и климатических условий. Административно-территориальными единицами Украины являются: область, район, город, посёлок и сельсовет (одно или несколько сёл).

о политике существуют разные точки зрения в определении типа политической системы нашей страны, что объясняется не только разными подходами, но прежде всего сложностью, неоднозначностью политических процессов в Украине, связанных с переходом от тоталитарной системы к демократической.

Исходя из формационного подхода, политическую систему в Украине можно отнести к посткоммунистической, в которой объединяются как элементы командно-административной, так и современной демократической системы. Это проявляется, с одной стороны, в сохранении структур и функций прежнего административного аппарата, приспособлении многих форм и процедур советской системы права к рыночным условиям и пр., а с другой - конституционные основы формирования и функционирования органов власти, развитие гражданских и политических организаций, правовое обеспечение защиты прав граждан и др. Читать полностью: http://all-politologija.ru/ru/politicheskaya-sistema-ukrainy

На современном этапе политического режима Украины характерны следующие черты: 1) громоздкая структура учреждений государственной власти со слабо развитые общественные институты влияния на власть; 2) патерналистские, опекунские функции государства не только в социально-экономической сфере, но и в содействии развитию элементов гражданского общества; 3) малоэффективен механизм сдержек и противовесов; 4) политическая неструктурированность государственной власти; 5) партийная система финансово, материально зависима от власти и финансово-доминирующих социальных групп; 6) слабое взаимодействие между партиями и группами давления; 8) отсутствие четко оформленных идеологических ориентаций, цивилизованных форм идеологического плюрализма, цивилизованного центризма в политике.

Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией в пределах и в соответствии с законами Украины.

Украина представляет собой унитарную парламентско-президентскую республику. Правительство -Кабинет министров Украины. Высший законодательный орган -Верховная Рада Украины. Судебная система –верховный и конституционный суды

Регионы У. имеют собственную законодательную и исполнительную власть: областные Советы народных депутатов и главы администраций области (губернаторов), назначаемых президентом страны.

8 декабря 2004 г. в Конституцию (1996 г.) были внесены изменения, направленные на трансформацию Украины из президентско-парламентской в парламентско-президентскую республику.

Главой государства оставался всенародно избранный Президент. За ним сохранялись достаточно существенные полномочия: право вето на законы, принятые Верховной Радой, право осуществления внешней политики, право роспуска парламента, право осуществлять ряд назначений, в том числе министров обороны и иностранных дел, председателя СБУ, Генерального прокурора и др.

Однако право формирования Кабинета Министров переходит от Президента к парламентскому большинству, которое должно быть сформировано партиями, победившими на выборах. И политическую ответственность Кабинет Министров несет теперь только перед Верховной Радой. В связи с этим изменилась и система выборов: на смену смешанной системе пришла пропорциональная система выборов с 3% проходным барьером.

Таким образом, в результате конституционной реформы полномочия Президента сокращаются, а Верховной Рады и Кабинета Министров, особенно в сфере внутренней политики, расширяются.

Выделяют следующие характеристики политической системы Украины:

    Она относительно стабильная (на поверхности), но может легко трансформироваться на нестабильную вследствие конфликтов между основными политическими блоками.

    Отличается относительно низким темпом социальных процессов, недостаточно восприимчива к новациям.

    Система не имеет достаточно эффективных современных традиций и опыта самостоятельного функционирования.

    Является централизованной, с некоторыми элементами регионализма и децентрализации.

    Отличается слабой реактивной способностью.

    Является системой переходного (от советской модели) типа.

в Украине формируется многопартийная система. В 2010 году в стране было зарегистрировано более 150 партий. Несколько десятков из них участвовали в выборах.

Последние парламентские выборыпрошли в2014 году.

Пропорциональная избирательная система Украины предоставляет возможность распределять места в парламенте согласно количеству голосов, полученных партией или блоком на выборах. Поэтому шансы провести своих представителей в парламент имеют многие партии. Но парламентский барьер (3%) эти шансы ограничивает. Чтобы повысить свои шансы на преодоление рейтингового барьера, некоторые партии образуют предвыборные блоки.

АССОЦИАЦИЯ государств ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (АСЕАН) (Association of South-East Asia Nations - ASEAN) - образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке. В нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, затем Бруней- Даруссалам (в 1984 г.), Вьетнам (в 1995 г.), Лаос и Мьянма (в 1997 г.), Камбоджа (в 1999 г.).

Статус специального наблюдателя имеет Папуа - Новая Гвинея.

1) Нормативно-правовая база. Основными документами АСЕАН являются Бангкокская декларация АСЕАН 8 августа 1967 г., Декларация «Согласия АСЕАН» 24 февраля 1976 г., Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 24 февраля 1976 г. и два дополнительных Протокола к нему. В настоящее время в АСЕАН разработан механизм возможного присоединения к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго­Восточной Азии (ЮВА) внерегиональных держав, включая Россию, путем подключения ко II Протоколу Договора.

В основе экономической деятельности Ассоциации лежат Соглашение о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА) 1992 г., программа «АСЕАН - видение в 2020 г.: партнерство в динамичном развитии» 1997 г., Ханойский план действий 1998 г., рамочное соглашение о Зоне инвестиций в АСЕАН (АИА) 1998 г. и схема промышленного сотрудничества (АИКО), Ханойская декларация «О сокращении отставания в развитии в целях осуществления более тесной интеграции в рамках АСЕАН» 23 июля 2001г.

Важное место в деятельности Ассоциации занимает работа по созданию в ЮВА Зоны, свободной от ядерного оружия, на основе Декларации о Зоне, свободной от ядерного оружия (27 ноября 1971 г.) и Договора о Зоне, свободной от ядерного оружия в ЮВА (15 декабря 1995 г.). В XXI веке государства АСЕАН ведут консультации с ядерными державами, в том числе с Россией, по доработке текста Протокола об их присоединении к Договору.

2) Уставными целями АСЕАН в Бангкокской декларации определено содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества государств-членов, упрочению мира и стабильности в ЮВА.

3) Основные органы. Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств, проводящиеся раз в 3 года. В период между официальными встречами ежегодно проходят неформальные саммиты. Руководящим и координирующим органом Ассоциации служат ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД), которые проводятся по ротационному принципу. При необходимости могут созываться специальные СМИД. Каждый год проводятся также совещания министров экономики.

Текущее руководство АСЕАН осуществляется постоянным комитетом под председательством министра иностранных дел государства-устроителя очередного СМИД. Членами Постоянного комитета, помимо министра иностранных дел государства-устроителя или его представителя, являются аккредитованные в государстве послы государств-членов АСЕАН. Задачей Постоянного комитета является осуществление работы Ассоциации в период между СМИД. Одновременно действуют комитеты ad hoc («к случаю») и постоянные комитеты экспертов и официальных представителей по специальным вопросам.

В Джакарте функционирует постоянный Секретариат во главе с Генеральным секретарем. Секретариат осуществляет координацию деятельности механизмов и структур АСЕАН. Генеральный секретарь избирается на 5 лет.

Он обязан присутствовать лично или через своих представителей на всех мероприятиях, проводимых в рамках АСЕАН, обладает полномочиями выступать от имени АСЕАН и контактировать с другими международными организациями и правительствами. Через генерального секретаря осуществляются также контакты и координация между различными органами АСЕАН. В его ведении находятся контроль за реализацией решений и принятых инициатив, разъяснение директив Постоянного комитета. Он выступает в роли депозитария документов АСЕАН, представляет ежегодный доклад на совещание министров иностранных дел и т.д.

Секретариат АСЕАН координирует деятельность 11 специализированных комитетов. Всего в рамках организации ежегодно проводится свыше 300 мероприятий.

В каждом государстве-участнике функционирует Национальный секретариат, который ведет работу Ассоциации от имени своего государства и помогает в проведении ежегодных или специальных встреч министров иностранных дел, деятельности Постоянного комитета и иных комитетов, которые могут быть организованы по специальным вопросам.

В последние годы в АСЕАН усиливаются призывы к отходу от некоторых основополагающих принципов Ассоциации. В частности, это касается снятия «запрета» на обсуждение тех внутриполитических проблем отдельных членов «десятки», которые затрагивают интересы всей группировки (т.н. «конструктивное вмешательство»). Под давлением таких настроений на Манильском (1999 г.) саммите АСЕАН было принято решение о создании «тройки» АСЕАН на уровне министров иностранных дел по содействию урегулированию внутриполитических проблем государств-членов. Однако ни состав «тройки», ни механизм ее деятельности пока не определены.

В рамках Договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, направленного на урегулирование споров и конфликтных ситуаций в регионе, создан Высший совет. Согласно принятым в июле 2001 г. в ходе мероприятий АСЕАН Правилам Процедуры Высшего совета в его состав должны входить представители на министерском уровне от каждого государства АСЕАН, а также по одному представителю на министерском уровне от государств вне региона Юго-Восточной Азии, напрямую участвующих в споре (в случае присоединения таких государств к Балийскому договору). Возглавляет Высший совет Председатель, избирающийся только из представителей государств АСЕАН. В обязанности Высшего совета входит изучение спора или конфликтной ситуации и выработка рекомендаций относительно способов их урегулирования, таких как добрые услуги, посредничество, расследование или согласительная процедура. В соответствии с Правилами процедуры механизм урегулирования запускается только государством, напрямую вовлеченным в спор, посредством направления по дипломатическим каналам письменного сообщения Председателю Высшего совета и другим государствам-участникам Договора. Председатель Высшего совета должен получить от всех сторон, участвующих в споре, согласие на применение процедуры Высшего совета. Получив согласие сторон, Председатель проводит заседание Высшего совета, на котором принимается соответствующее решение.

Высший совет Договора о дружбе и сотрудничестве в ЮВА в начале XXI века не действует.

В основе механизма принятия решений во всех структурах АСЕАН лежит принцип консенсуса.

4) Диалоговые отношения. В 70-е годы XX века зародилась система диалоговых отношений Ассоциации с ведущими государствами мира, прежде всего в АТР, поддерживающими с ней активные политические и экономические связи. Полномасштабными партнерами по диалогу с АСЕАН являются Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония и ЕС. Секторальным партнером Ассоциации по диалогу выступает Пакистан.

Диалоговое взаимодействие обеспечивается специальными механизмами, головными среди которых являются Совместные комитеты сотрудничества (СКС). Они координируют деятельность различных рабочих групп, создаваемых в рамках диалога. Регулярно проходят совещания старших должностных лиц (СДЛ) - на уровне заместителей министров иностранных дел) по политическим вопросам. Кроме того, в каждом государстве действуют комитеты АСЕАН, объединяющие асеановских послов в государстве пребывания. Такие комитеты АСЕАН имеют консультативную функцию и предназначены для обмена информацией и осуществления контактов с государственными органами.

Практика диалогового партнерства предусматривает также создание Фонда сотрудничества за счет государства-партнера по диалогу, средства которого предназначаются для финансирования совместных проектов и программ в области торгово-экономического, научно-технического, инвестиционного, культурного и иного взаимодействия, одобренных соответствующим комитетом сотрудничества.

5) Диалог Россия-АСЕАН. С 1996 г. Россия является полномасштабным партнером АСЕАН по диалогу. К механизмам диалога Россия-АСЕАН относятся:

Совместный комитет сотрудничества (СКС), заседания которого прошли в 1997 г. (Москва) и в 2000 г. (Джакарта);

Рабочая группа СКС по научно-технологическому сотрудничеству (первая сессия проведена в Москве 9-10 июня 1997 г.);

Институт регулярных совещаний старших должностных лиц (на уровне заместителей министров иностранных дел) по политическим вопросам. Первое совещание состоялось в июне 1998 г. в Москве, второе - в октябре 1999 г. в Хошимине, третье - в апреле 2002 г. в Москве;

Ежеквартальные встречи руководства МИД России с Московским комитетом АСЕАН, объединяющим послов государств-членов АСЕАН в Российской Федерации.

Планируется создание второй рабочей группы Россия-АСЕАН по торгово-экономическому сотрудничеству, а также Совместного планово-распорядительного комитета Россия - АСЕАН.

6) Региональный форум АСЕАН. С 1994 г. работает Региональный форум АСЕАН (АРФ), представляющий собой механизм межправительственного диалога по вопросам безопасности в АТР. Ежегодно проводятся его пленарные заседания на уровне министров иностранных дел. В них участвуют государства-члены АСЕАН, партнеры Ассоциации по диалогу, Папуа-Новая Гвинея, с 1998 г. - Монголия, с 2000 г. - КНДР.

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (ЗЕС) - (англ. Western European Union - WEU) - военно-политическая организация 10 государств Западной Европы: Бельгии, Великобритании, Греции. Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Франции и ФРГ. Кроме того, в ее работе участвуют 6 государств в качестве ассоциированных членов (Венгрия, Исландия, Польша, Турция, Норвегия и Чехия), 7 государств - со статусом ассоциированных партнеров (Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония), а также 5 государств-наблюдателей (Австрия, Дания, Ирландия, Финляндия и Швеция). ЗЕС создан в соответствии с Брюссельским договором от 17 марта 1948 г. и Парижским договором от 23 октября 1954 г.

Высший орган ЗЕС - Совет, который собирается на уровне министров иностранных дел и обороны. Государства-участницы по очереди становятся председателем Совета по принципу ежегодной ротации. Текущей работой ведает Постоянный Совет. Действуют:

Ассамблея ЗЕС - парламентский орган союза, Политическая комиссия и Консультативный форум, рассматривающие различные вопросы деятельности организации. Координацию работы органов организации осуществляет генеральный секретарь.

ЗЕС поддерживает широкие связи с ЕС и НАТО. Руководство всех трех указанных организаций считает, что ЗЕС должен и впредь продолжать играть «стержневую» роль в обеспечении постоянной связи и взаимодействия между ЕС и НАТО. Принято решение об интеграции ЗЕС в Европейский союз.

Среди государств-участников ЗЕС существуют две точки зрения на перспективы его дальнейшего развития:

Трансформация союза в структуру, дополняющую оборонный потенциал НАТО, посредством подключения созданных в рамках ЗЕС многонациональных воинских формирований к военной организации Североатлантического союза в качестве его европейского ядра;

Вхождение в ЕС для усиления его оборонительного компонента в качестве своеобразного «министерства обороны». Как и НАТО, ЗЕС стремится к расширению членского состава - на данном этапе посредством увеличения числа ассоциированных членов и партнеров, с которыми обсуждаются все вопросы, входящие в его компетенцию. Однако, проблемы безопасности ЗЕС рассматриваются без приглашения ассоциированных партнеров. Россия стала реально контактировать с ЗЕС с 1992 г., рассматривая коалицию ЗЕС в качестве одного из элементов формирования архитектуры общеевропейской безопасности. ЗЕС проявляет интерес к практическому сотрудничеству с РФ в области миротворчества в Европе, обмена информацией по вопросам, представляющим взаимный интерес, получения спутниковых фотоснимков и развития тяжелой транспортной авиации. Осуществляются двусторонние контакты по парламентской и научной линиям.

КОМИССИЯ ООН ПО РАЗОРУЖЕНИЮ - (англ. UN Disarmament Commission) - совещательный орган, созданный в 1952 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН для подготовки рекомендаций по проблемам разоружения, наблюдения за выполнением решений Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам разоружения, разработки общих направлений переговоров по разоружению, основных принципов выработки мер по укреплению доверия.

До 1978 г. Комиссия состояла из 12 государств и подчинялась Совету Безопасности. С 1959 г. в нее входят все государства-члены ООН. Подчиняется Генеральной Ассамблее ООН. Статус и мандат Комиссии ООН по разоружению заново определены в 1978 г. Первой специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению.

Решения в Комиссии принимаются на основе консенсуса. Результаты работы Комиссии ежегодно излагаются в докладе, представляемом Генеральной Ассамблее ООН.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ (ОБСЕ) (прежнее название - СОВЕЩАНИЕ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ - СБСЕ) - (англ. Organization on Security and Cooperation in Europe (OSCE) - Conference on Security and Cooperation in Europe - CSCE).

Первоначально СБСЕ было задумано как международное совещание представителей 33 европейских государств, а также США и Канады, созванное по инициативе СССР и союзных с ним государств для выработки мер уменьшения военного противостояния и укреплению безопасности в Европе. Проводилось в несколько этапов:

Этап первый - с 3 по 7 июля 1973 г. в Хельсинки на уровне министров иностранных дел государств.

Этап второй - с 18 сентября 1973 года по 21 июля 1975 г. в Женеве (с перерывами), на котором внесено около 200 предложений по всем разделам повестки совещания и согласован текст Заключительного акта.

Этап третий - с 30 июля по 1 августа 1975 года в Хельсинки на уровне руководителей государств, в ходе которого 1 августа был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Дан старт общеевропейскому процессу - многоплановой деятельности стран Европы, США и Канады. (В настоящее время в ОБСЕ участвуют 55 государств).

В заключительный акт включены следующие основные договоренности:

В международно-правовой области - закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, принятие десяти принципов взаимоотношений между государствами-участниками, среди которых в четкой форме зафиксирован принцип нерушимости границ;

В военно-политической области - согласование первого набора мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях, о крупных передвижениях войск, обмен на добровольной основе наблюдателями на военных учениях);

В экономической области - согласование основных сфер многостороннего сотрудничества в области экономики, науки и техники и защиты окружающей среды;

В гуманитарной области - согласование ряда обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе, по вопросам свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования.

Договоренности в рамках общеевропейского процесса не носят юридически обязательного характера, однако имеют большое политическое значение. При их принятии действует правило консенсуса.

В развитие этих договоренностей состоялись Белградская (1977­1978 гг.), Мадридская (1980-1983 гг.), Стокгольмская (1984 г.), Венская (1986 г.) и ряд других встреч представителей европейских государств для обмена мнениями о ходе выполнения Заключительного акта и выработки дополнительных мер по обеспечению европейской безопасности.

Особое значение для эволюции СБСЕ имело Парижское совещание глав государств и правительств государств-участников СБСЕ (19-21 ноября 1990 г.). На нем была подписана ознаменовавшая окончание эпохи «холодной войны» Парижская хартия для новой Европы, заключен Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и принята совместная декларация 22 государств (членов НАТО и ОВД). Был также одобрен Венский документ 1990 г. по мерам укрепления доверия и безопасности в Европе.

Другим важным результатом Парижского совещания стали решения об институционализации процесса СБСЕ. Создан трехступенчатый механизм политических консультаций: встречи на высшем уровне, Совет министров иностранных дел (СМИД), Комитет старших должностных лиц (КСДЛ).

С 10 сентября по 4 октября 1991 г. в Москве прошло третье заключительное совещание Конференции по человеческому измерению СБСЕ (первое состоялось в 1989 г. в Париже, второе - в 1990 г. в Копенгагене). В принятом на московском совещании документе впервые отмечено, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, а обязательства в области человеческого измерения СБСЕ не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства.

Этапным событием для развития общеевропейского процесса стала Хельсинкская встреча на высшем уровне 1992 г.

Принятый в Хельсинки документ - «Вызов времени перемен» - дал импульс началу превращения СБСЕ из форума преимущественно политического диалога между государствами-участниками в трансрегиональную организацию по поддержанию военно­политической стабильности и развитию сотрудничества «от Ванкувера до Владивостока». СБСЕ получила широкие полномочия и разнообразные возможности принимать меры практического характера в сфере предотвращения и урегулирования локальных и региональных конфликтов.

продолжила этот процесс. Был учрежден пост Генерального секретаря СБСЕ, положено начало работе венской группы КСДЛ, в рамках которой шло обсуждение всех текущих вопросов деятельности СБСЕ.

Задачам повышения эффективности СБСЕ, перепрофилирования его потенциала на миротворчество и урегулирование кризисов была посвящена встреча СМИД СБСЕ в Риме (30 ноября-1 декабря 1993 г.)

Римский СМИД принял Декларацию по агрессивному национализму, нацеливающую хельсинкский процесс на противодействие этому опасному источнику современных конфликтов.

Одобрен ряд решений по структурному укреплению СБСЕ, в том числе о создании Постоянного комитета СБСЕ - института постоянных представителей государств-участников.

В декабре 1994 г. в Будапеште состоялась очередная встреча на высшем уровне. Принято решение о переименовании с 1 января 1995 г. СБСЕ в ОБСЕ - Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе.

В документах саммита - Политической декларации «На пути к подлинному партнерству в новую эпоху и других решениях нашли отражение принципиальные положения о центральной роли ОБСЕ в строительстве безопасной, единой и свободной Европы, о необходимости обеспечения подлинного партнерства в европейских делах через должный учет интересов и приоритетов всех государств-участников. Политически значимым событием стало принятие Декларации в связи с 50-летием окончания Второй мировой войны.

Крупным итогом саммита стала договоренность о начале разработки модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века. Военно-политические договоренности («Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности», «Принципы, регулирующие нераспространение» и др.) заложили основу единого пространства доверия.

7-8 декабря 1995 г. в Будапеште состоялась встреча СМИД, которая была сфокусирована на двух ключевых темах - новой модели безопасности и вкладе ОБСЕ в ее урегулирование. По модели был принят промежуточный документ, который подвел итоги годичной дискуссии и наметил ориентиры дальнейшей работы.

2-3 декабря 1996 г. в Лиссабоне состоялась очередная встреча глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ. В принятых документах - Декларации лиссабонского саммита и Декларации «О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века» - подчеркивается необходимость строительства единой, мирной и демократической Европы без разделительных линий, а также ключевая роль ОБСЕ в укреплении безопасности и стабильности во всех измерениях.

Другой важный результат Лиссабона - принятие документа об обновлении ДОВСЕ. Одновременно с решением об адаптации этого договора российской стороне удалось добиться обязательства государств-участников проявлять сдержанность в отношении своих военных усилий, включая уровни вооружений и их развертывания.

Принятые в Лиссабоне «Концептуальная база контроля над вооружениями» и «Развитие повестки дня Форума по сотрудничеству в области безопасности» закрепили роль контроля над вооружениями в качестве важного инструмента обеспечения стабильности в Европе. Они позволяют использовать общеевропейский формат для постановки и рассмотрения вопросов о дальнейших мерах укрепления доверия и военной безопасности. Вместе с тем все заметнее в работе ОБСЕ проявился акцент «гуманитарно­конфликтной» проблематики на пространстве бывших СССР и СФРЮ.

18-19 декабря 1997 г. в Копенгагене состоялась шестая встреча Совета министров иностранных дел ОБСЕ. Ее главным результатом стало развернутое решение о начале предметной работы над Хартией европейской безопасности. Зафиксированы «основные направления» Хартии, в целом идущие в русле предложений российской стороны.

Очередная, седьмая встреча СМИД ОБСЕ прошла 2-3 декабря 1998 г. в Осло. Значимым политическим итогом СМИД стало принятие Декларации, в которой отражены подходы России к роли ОБСЕ в создании новой системы европейской безопасности, основным актуальным проблемам, а также рискам и вызовам современной Европы. В Декларацию вошли также положения о полицейских операциях ОБСЕ.

Значительное место в дискуссиях на СМИД заняли косовская проблематика, конфликтные ситуации на территории СНГ. Принят ряд решений, в частности, по Грузии, Молдове, об укреплении возможностей ОБСЕ, по Центральной Азии. Было подтверждено положение о территориальной целостности СРЮ.

Министры признали целесообразность принятия ряда мер по дальнейшему укреплению ОБСЕ, в первую очередь в сферах раннего предупреждения и предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления.

Шестой по счету саммит ОБСЕ состоялся 18-19 ноября 1999 г. в Стамбуле. Российскую делегацию возглавил Б.Н. Ельцин. На саммите были подписаны Хартия европейской безопасности, соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе, приняты итоговая Политическая декларация и модернизированный Венский документ по мерам доверия как основа для дальнейшей работы.

27-28 ноября 2000 года в Вене прошло восьмое заседание СМИД ОБСЕ. На нем были приняты декларация «О роли ОБСЕ в Юго­Восточной Европе», решение об усилении деятельности ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми, одобрен принятый в рамках Форума по сотрудничеству в области безопасности документ по ограничению незаконного оборота и распространения легкого и стрелкового оружия. Ввиду принципиальных расхождений министрам не удалось принять итоговый общеполитический документ встречи - министерскую декларацию.

3-4 декабря 2001 г. в Бухаресте состоялось девятое заседание СМИД ОБСЕ. Основным политическим документом встречи стала министерская декларация. Также приняты:

План действий по борьбе с терроризмом, который содержит долгосрочную программу работы Организации в этой области;

Документ об укреплении роли ОБСЕ как форума для политического диалога;

Набор заявлений по региональным проблемам (Грузии и Молдове, Нагорному Карабаху, Юго-Восточной Европе и Центральной Азии);

Ряд оперативных решений по гуманитарному измерению деятельности ОБСЕ.

Главный итог встречи заключается в создании предпосылок для преодоления системного кризиса ОБСЕ, в котором она оказалась в начале XXI века из-за приоритетного внимания гуманитарно­правозащитной дискуссии в ущерб вопросам экономического и военно-политического сотрудничества.

12 июня 2002 года на Лиссабонской международной конференции был принят заключительный документ «Предотвращение терроризма и борьба с ним», в котором была дана оценка роли международных и региональных организаций при реализации стратегий и планов противодействий терроризму и сформулированы принципа сотрудничества между ними.

1-2 декабря 2003 г. в Маастрихте (Нидерланды) состоялось одиннадцатое заседание СМИД ОБСЕ, где состоялось утверждение ряда важных решений в области военно-политической безопасности: об уничтожении излишков обычных боеприпасов, об усилении контроля за распространением переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК), Руководство по лучшей практике в области легкого и стрелкового оружия.

15 января 2004 года в Вене на заседании Постоянного совета ОБСЕ российская сторона предложила изменить сегодняшний взгляд на ОБСЕ как на инструмент обслуживания интересов отдельных государств и группировок и приложить усилия для осуществления главной цели ОБСЕ - созданию неделимого общеевропейского пространства безопасности с едиными для всех принципами и правилами.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (СЕАТО) - (англ. South-East Asia Treaty Organization - SEATO) - военно-политическая группировка в Юго-Восточной Азии. Оформлена договором, подписанным в Маниле (Филиппины) 8 сентября 1954 г. представителями США, Великобритании, Франции (с 1965 г. Франция стала ограничивать свое участие), Австралии, Новой Зеландии, Таиланда, Филиппин и Пакистана (в 1973 г. Пакистан вышел из организации).

В сентябре 1975 г. принято решение о роспуске организации. В июне 1977 г. она прекратила существование.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВАРШАВСКОГО ДОГОВОРА (ОВД) создана на основе Варшавского договора 1955 г. о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который был подписан 14 мая в Варшаве Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР, Чехословакией и Албанией (с 1962 г. Албания не участвовала в работе созданной на основе договора Организации, а в сентябре 1968 г. вышла из Организации). Заключение договора было вызвано агрессивной деятельностью блока НАТО для его нейтрализации, обеспечения безопасности государств-участниц и поддержания мира в Европе.

Участниками ОВД было заявлено, что договор открыт для присоединения других государств независимо от их общественного и государственного строя. Государства-участники ОВД обязались воздерживаться от угрозы силой или ее применения, а в случае вооруженного нападения на кого-либо из них оказать жертве агрессии немедленную помощь всеми необходимыми средствами, включая применение вооруженной силы. Члены ОВД в соответствии с его условиями и Уставом ООН обязались действовать в духе дружбы и сотрудничества для укрепления экономических и культурных связей, следуя принципам взаимного уважения независимости, суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга и других государств.

В рамках ОВД бы создано объединенное командование ВС, руководящее вместе с Военным советом и штабом деятельностью Объединенных вооруженных сил (местопребывание штаба - г. Москва). Высшим органом ОВД являлся Политический консультативный комитет (ПКК). В его совещаниях, как правило, принимали участие руководители коммунистических и рабочих партий, а также главы правительств государств, входящих в ОВД, а его органами являлись: Комитет министров иностранных дел и объединенный Секретариат, учрежденные в 1976 г. и Комитет министров обороны, созданный в 1969 г. 26 апреля 1985 г. срок деятельности Организации Варшавского договора был продлен на 20 лет. Однако к концу 80-х годов XX века в связи с начавшимся распадом коммунистического блока ОВД прекратила свое существование и была распущена.

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА

(НАТО) - (англ. North Atlantic Treaty Organization - NATO) - военно-политическая группировка (блок), включающая 17 государств Западной и Центральной Европы, а также США и Канаду. Создана на основании Вашингтонского договора (от 4 апреля 1949 г.). Зона ответственности блока охватывает территорию государств-участников и район Атлантического океана к северу от Тропика Рака.

Для проведения регулярных консультаций и принятия решений по всем вопросам, затрагивающим безопасность государств-

участников, создан Североатлантический совет - руководящий политический орган альянса. Как правило, собирается на регулярные, один раз в 2 года, сессии на уровне глав государств и правительств, 2 раза в год - министров обороны и иностранных дел. Руководство текущими делами союза осуществляет Совет НАТО на уровне постоянных представителей, заседающий не реже одного раза в неделю. Для проведения политических консультаций создан Политический Комитет, а для обсуждения экономических вопросов - Экономический комитет.

Главным военным органом НАТО является Комитет военного планирования, определяющий важнейшие направления строительства и использования ВС союза. Действует Международный военный штаб ВС, входящих в альянс государств. Ядерные проблемы блока, включая принципы и порядок использования ЯО, рассматривает Группа ядерного планирования.

Исполнительный орган НАТО - международный секретариат (возглавляется генеральным секретарем).

Помимо этого генеральный секретарь является председателем Североатлантического совета, Совета Евроатлантического партнерства, Комитета военного планирования и Группы ядерного планирования.

НАТО поддерживает военно-политические и иные связи с государствами евроатлантического региона через Совет евроатлантического партнерства, программу «Партнерство ради мира» и индивидуальные партнерские программы.

Несмотря на провозглашенный руководством НАТО курс на повышение политической составляющей деятельности блока, его военный компонент занимает господствующее положение. В частности, в новой стратегической концепции НАТО, утвержденной на Вашингтонском саммите альянса в апреле 1999 г., зафиксирована возможность применения военной силы без санкций Совета Безопасности ООН, в том числе за пределами географических рамок действия Вашингтонского договора, что, в частности, проявилось в нанесении в марте-июне 1999 г. массированных ракетно-бомбовых ударов по Югославии.

В начале XXI века российско-натовские отношения строятся на базе подписанного в Париже 27 мая 1997 г. «Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора». Был создан Совместный Постоянный Совет (СПС), обеспечивающий «механизм для консультаций, координации в максимально возможной степени, по мере необходимости для совместных решений и совместных действий в отношении вопросов безопасности, вызывающих общую озабоченность». СПС собирается дважды в год на уровне министров иностранных дел и обороны, а также ежемесячно на уровне послов/постпредов при Североатлантическом Совете. На СПС определяются и обсуждаются вопросы взаимодействия Россия-НАТО в политической, военной, парламентской, научно-технической и других сферах.

До октября 1998 г., когда руководство альянса взяло курс на силовое решение косовского кризиса, российско-натовские отношения развивались в целом конструктивно. В связи с натовской военной акцией против СРЮ Россия приостановила все контакты с альянсом и отказалась принять участие в его юбилейном саммите в апреле 1999 г. в Вашингтоне. После прекращения авиационных ударов НАТО по Югославии Россия возобновила контакты с альянсом, ограничив их исключительно вопросами взаимодействия в рамках миротворческих операций в Косово, Боснии и Герцеговине. Также возобновила свою деятельность при штабе Верховного главнокомандующего Объединенных вооруженных сил (ОВС) НАТО в Европе группа связи Генштаба ВС РФ.

В феврале 2000 г. после визита в Москву генерального секретаря альянса Дж. Робертсона отношения Россия-НАТО были частично «разморожены». Российская сторона взяла курс на поэтапное дозированное возобновление отношений с альянсом в областях, отвечающих интересам РФ.

В мае 2001 г. состоялось очередное заседание СПС на уровне министров иностранных дел в Будапеште. Были обсуждены вопросы: ситуация на Балканах и перспективы двустороннего сотрудничества.

3 октября 2001 г. в Брюсселе состоялась встреча Президента Российской Федерации В.В. Путина с Дж. Робертсоном. На ней генеральный секретарь НАТО выступил с инициативой создать рабочий орган для углубления и качественного изменения отношений между Россией и НАТО.

28 мая 2002 г. лидеры государств НАТО и президент России подписали в Риме «Декларацию о новом качестве отношений России - НАТО», означающую, что фактически существуют две параллельные структуры - военно-политический блок НАТО и политическая организация («двадцатка»), в которую, наряду с государствами-членами НАТО входит Россия.

В сферу интересов нового Совета России - НАТО вошли девять тем: борьба против терроризма, кризисное регулирование, нераспространение оружия массового уничтожения, контроль над вооружениями, европейское ПРО театра военных действий, поиск и спасение на море, сотрудничество между военными и в сфере военных реформ, чрезвычайное гражданское планирование и реагирование, противодействие новым угрозам и вызовам. Новообразованный совет будет работать под председателем генсека НАТО, а его заседания на уровне министров иностранных дел и министров обороны будут проводиться дважды в год.

Тем самым была сформирована конструкция «двадцатки», определяющая особый статус России без формального членства в альянсе.

4 декабря 2003 г. в Брюсселе состоялось очередное заседание Совета Россия-НАТО (СРН) на уровне министров иностранных дел, где стороны подтвердили стремление укреплять партнерство в духе нового качества отношений, достигнутого после Римского саммита.

  • Проблемы безопасности и военно-политическое взаимодействие постсоветских стран.
  • Военно-политическое сотрудничество Азербайджана с НАТО и странами Запада
  • 11. Участники международных отношений. Понятие и основные характеристики. Суверенные государства, международные организации и транснациональные организации как участники международных отношений.
  • Страны, входящие в военные блоки, обеспечивают безопасность на подведомственных территориях. Это достигается благодаря большому количеству каналов связи и объединению политических лидеров.

    Военные блоки - понятие далеко не новое. Еще до нашей эры государства Древнего мира объединялись для борьбы с общими врагами.

    В средине 600-х годов до н. э. между Спартой и другими древнегреческими полисами было заключено соглашение о сотрудничестве. Союз стал называться Пелопоннесским. Данный блок славился тем, что просуществовал целых два века.

    Спартанцы решили заключить союз с целью получения лидерства в своем регионе. Племена илотов готовились к крупному восстанию, что угрожало Спарте. Союзники помогли избежать раскола державы.

    В то же время другие полисы ощущали себя в безопасности, имея поддержку сильной армии спартанцев. В случае нападения врагов 2/3 армии отправлялось воевать, но командование осуществляли воины Спарты.

    Главным достижением союза была победа в Пелопонесской войне, которая продлилась 27 лет.

    В этот период география блока была расширена. Было образовано общегреческое объединение во главе со Спартой.

    Пелопонесский союз распался в 362 году до н. э. после поражения от города Фив.

    Фокидский союз существовал в V–II вв. до н. э. В объединении не было доминирующей стороны. Крупнейшим древнегреческим городом союза была Элатея.

    Насчитывалось свыше восьми сотрудничающих городов. Перестал существовать союз в 146 году до н. э. Греческие объединения постепенно захватили римляне.

    Греко-персидская война, которая шла в V веке до н. э., привела к организации Делосского союза. Он был создан для морской безопасности греческих краев, до этого не было морских объединений.

    Афиняне считали себя выше своих союзников, облагали большими налогами и жестоко обращались с их жителями. Поэтому союз долго не просуществовал. Сотрудничество длилось с 477 по 426 г. до н. э.

    Хронология первых коалиций

    Латинский союз насчитывал свыше 30 римских общин. Их объединяли не только войны. Древние жители праздновали общие религиозные праздники, имели общий уклад жизни. Столицами данного союза были Альба-Лонга и Рим.

    Жители латинских городов объединялись дважды. Первоначально союз существовал с VII века до 358 года до н.э. А второй раз с 358 до 340 года до н.э.

    В 337 году до н. э. король Филипп II Македонский победил объединенное войско Фив и Афин и получил власть над регионом. Новый союз был назван Коринфским. Целью создания была защита от неприятелей.

    В Коринфе проходило регулярное собрание представителей городов. В случае нападения Филипп II был главнокомандующим армией.

    Крупнейшим объединением Древнего мира по праву считается Эллинский союз. Был заключен в 224 году до н. э. География членов соглашения впечатляет. Туда входили Македония, Фессалия, Эпир, Акарнания, Беотия, Фокида, Локрида и города Ахейского союза.

    Союзники не могли вести внешнюю политику. В то же время границы и влияние каждого члена не должны были изменяться. Во многом управляющей стороной служил Ахейский союз.

    Группа представителей решала, с кем воевать и как отвечать на атаки. Эллинский союз раскололся вследствие нападения Рима на Македонию. После войны весь Балканский полуостров отошел к римлянам.

    Как и в древнее время, в Средневековье организовывались политические блоки. Если союзы древности обычно возникали в Греции, то спустя много лет объединялись разные страны Европы. В то время уже не было городов-государств, поэтому военные блоки занимали большую часть территории.

    Средневековые союзы и их параметры

    Одним из самых известных союзов того времени является Кёльнская конфедерация. Она была создана в 1368 году.

    В конце XIV века был заключен союз между Данией, Норвегией и Швецией. Он назывался Кальмарской унией. Управление странами взял на себя датский король.

    Союзникам не слишком нравилось кому-то подчиняться, но права автономий соблюдались. Конфликт Швеции и Дании привел к распаду огромного государства в 1523 году.

    В средине ХII века был организован Германский союз, известный также как Ганзейский. В него входило 130 городов северо-западной части Европейского континента. Кроме того, еще около 3000 населенных пунктов подчинялось Ганзе.

    Многие города были портовыми, поэтому цель союза была не только в объединении военных сил, но и в свободных торговых отношениях. Управление вели купцы, имевшие рыцарские ордена. Союз прекратил свое существование в XVII веке.

    Союзы Нового времени

    Немало военных блоков организовалось с XVI столетия.

    Союзы нового времени

    1. Католическая лига. Год организации - Целью создания была подготовка Германии к участию в Тридцатилетней войне. По условиям Парижского мира была распущена.
    2. Священная лига. Была организована в 1683 г. Первоначальной целью было объединение Австрии и Польши против турецких войск. Позже к ним присоединились Венеция и Россия.
    3. С 1792 по 1814 было заключено шесть коалиций для борьбы с Францией. Участниками союза являлись ведущие государства Европы.
    4. Священный союз. Был заключен между Россией, Пруссией и Австрией в 1815 году. Просуществовал 17 лет. Цель создания - сохранение суверенитета ведущих стран.
    5. Союз трех императоров. Был заключен три раза: в 1873, 1881 и 1884 г. Участниками соглашения являлись монархи России, Германии и Австро-Венгрии.
    6. Тройственный союз. Годом создания является 1882-й. Членами военно-политического блока были Германия, Италия и Австро-Венгрия. Во многом объединение этих стран послужило подготовкой к Первой мировой войне. Государства оказывали поддержку друг другу и совместно боролись за колониальное господство. Тройственный союз распался, когда Италия заключила соглашение с Францией и стала поддерживать Антанту.
    7. Антанта. Была создана в 1904 году с целью противостоять Тройственному союзу. Партнерами выступили Российская империя, Франция и Великобритания. Союз принимал активное участие в Первой мировой войне, по окончании которой прекратил свое существование.

    Однако никакой более-менее стройной концепции о различительных признаках и соотношении исторических общностей людей - не существует до настоящего времени. Поэтому в европейской историографии используется терминология, созданная еще античными авторами, которые считали все социальные группы (общности) варваров (напр. германцев и славян) не иначе как племена, хотя это - явно были уже СОЮЗЫ ПЛЕМЕН.

    1.2. Причина нелюбви к СОЮЗАМ ПЛЕМЕН - как антропологов, так и историков - объясняется ОСОБЫМ формационным подходом в марксизме, когда главным считались лишь моменты революционных переходов из одной формации в другую. Карл Маркс лишь декларировал развитие производительных сил, но в период первобытно-общинной формации никакого эволюционного развития не предполагалось. И вообще, для следующих поколений марксистов - изучение первобытного строя было опасно , так как Маркс и Энгельс назначили племена теми единицами человечества, в которых появляются классы, сделав предположение о неком разложении родовых отношений. Так как фактов разложения не обнаруживалось, то получалось, что любое честное исследование противоречило постулатам марксизма.

    Конечно, ни Маркс, ни Энгельс не предполагали, что формационная концепция, ставшая догмой , лишила антропологов возможности изучать ПЛЕМЕНА, которые все считались однотипными родовыми общинами , неизменными от момента зарождения до их трансформации в государство. Действительно, сама концепция общественно-экономических формаций задавала восходящую динамику развития общества, но так как в марксизме линия развития человечества представлялась в виде ступенчатой лестницы формаций, где переход к следующей ступени происходил по причине революции, то ступень должна была быть неизменяемой статичной сущностью.

    Маркс лишь декларировал, что внутри формации происходят какие-то накопления противоречия, но сами формации он видел как неизменяемые системы, структура которых застыла от момента появления до трансформации в следующую. Ведь именно такое представление линии развития человечества соответствовало его основной теории о классовой борьбе, как движителю истории. Когда же Маркс ради обоснования своих теорий назначил первобытно-общинному строю ответственным за возникновение классов, то изучать ПЛЕМЕНА с точки зрения какой-либо эволюции - стало равнозначно вызову авторитету основоположника.

    Работа Энгельса на столетие вперед разрешила за антропологов все теоретические проблемы общинного строя, объявив ПЛЕМЯ статичной сущностью, которое на формационном этапе не имело право хоть как-то развиваться. Сам Энгельс стал святым покровителем антропологии, но другое дело, что фактический материал собираемый антропологами опровергал догматы марксизма.

    При создании формационной концепции проявилась не только некомпетентность Маркса и Энгельса в антропологии, но и то, что они находились в плену шовинистических представлений об индейцах, господствовавших в их время. Этого не мог избежать и американский этнограф Льюис Морган , книга которого «Древнее общество» (издана в 1877 году) - была первоисточником представлений Маркса по первобытной древности. Сам Морган конечно не мог не заметить СОЮЗЫ ПЛЕМЕН североамериканских индейцев, но не считал их единицами человечества, рассматривая лишь как совокупность отдельных родовых групп, которые и были у него образцовыми «племенами».

    Сам Могран был носителем «бремени белого человека», которое в 19 веке было свойственно и жителям Европы. Видимо, мировоззрение и Маркса и Энгельса не могло не иметь иного отношения к индейцам, как к людям, якобы ведущим отсталый первобытный образ жизни, что дело их эталонным образцом жителей первобытно-общинной формации. Действительно, североамериканские индейцы не имели одомашненных животных, вели кочевой образ жизни охотников на диких животных, что в глазах европейцев делало их "отсталыми", а их образ жизни - якобы типичным для всех древних людей. Так, авторитет Маркса и Энгельса превратил непроработанную, а точнее, лишь намеченную, формационную концепцию в общепринятую догму.

    По поводу представлений о возможности сохранения «отсталых племен» до наш дней, я хочу сказать, что уже в неолит люди вступили в составе ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СОЮЗОВ, и лишь несколько изолированных племен, которые не испытывали фактор конечности земли - получили возможность эволюционировать в ВОЖДЕСТВА. Та натуральная жизнь, которая многими считается якобы «отсталой» - с точки зрения эволюции - является как раз намного более продвинутым образом жизни , чем образ жизни наблюдателей, в самомнении считающего себя «цивилизованным». Наблюдаемые сегодня якобы «отсталые племена» - столь же далеки от первобытного образа жизни, как и все ныне живущие люди. Их образ жизни - есть результат эволюционного приспособления к природно-климатическим условиям в течении десятков, а может, и сотен тысяч лет.

    Завершая характеристику внешней политики России в XIX в., следует коротко остановиться на складывании военно-политических союзов в Европе в конце века.

    После Берлинского конгресса международное положение России вновь ухудшилось. В мире складывался новый баланс политических и военных сил. К началу 80-х гг. в Европе наметилось резкое усиление Германии. Упрочились позиции Австро-Венгрии на Балканах, Англия активизировала колониальные захваты.

    К началу 80-х гг. Германия оставалась для России важнейшим рынком сельскохозяйственной продукции, и поэтому экономические интересы помещиков требовали поддержания с ней дружественных отношений. К русско-германскому сближению подталкивала и монархическая солидарность обоих дворов.

    В середине 80-х гг. в Болгарии произошла серия государственных переворотов, в результате которых влияние России в болгарских правящих кругах было вытеснено. Потеря влияния на болгарское правительство была серьезной неудачей царской дипломатии.

    Жесткая политика Бисмарка в отношении России по созданию искусственных осложнений для российского правительства на Балканах и немецкое экономическое давление на российские буржуазно-помещичьи круги, связанные с германским режимом, не оправдала себя. Политика российского правительства все более начинала приобретать антигерманские черты. В 1887 г. были изданы указы, ограничивавшие приток в Россию германского капитала и повышавшие пошлины на ввоз металла, металлических изделий и угля, на продукцию химической промышленности и т. д.

    К концу 80-х гг. противоречия России с Австро-Венгрией и Германией стали более значительными, чем противоречия с Англией. В решении международных вопросов российское правительство стало искать партнеров. Важной предпосылкой такого шага явились серьезные изменения во всей европейской ситуации, вызванные заключением в 1882 г. Тройственного союза между Германией, Австро-Венгрией и Италией. В начале 90-х гг. наметились признаки сближения участников Тройственного союза с Англией. В этих условиях началось сближение России с Францией.

    Русско-французское сближение имело не только политическую, но и экономическую основу. С 1887 г. Россия стала регулярно получать французские займы.

    Летом 1891 г. в Кронштадт прибыла французская военная эскадра. 27 августа 1891 г. в обстановке секретности был заключен русско-французский союз. Спустя год в связи с новым увеличением германской армии между Россией и Францией была подписана военная конвенция. Окончательное оформление русско-французского союза состоялось не сразу. Лишь в январе 1894 г. договор был ратифицирован Александром III и приобрел обязательный характер.

    Союз с Францией выдвинул необходимость переориентации внешней политики России в других регионах. Правительство было вынуждено отказаться от активных действий на Балканах. Это связывалось с новыми обязательствами России перед Францией.

    Вместе с тем царизм активизировал внешнеполитическую деятельность на Дальнем Востоке.

    Таким образом, как мы видим, внешняя политика России в XIX в. носила сложный неоднозначный характер. На ее спад или активность, несомненно, влияла меняющаяся обстановка как в самой России, так и в международных отношениях.

    53 Объясните основные принципы политики социал-реформизма в европейских странах на рубеже Х1Х-ХХ вв. Приведите примеры такой политики в одной из стран Европы и Америки.

    Теории государственного и общественного устройства в странах Европы и Америки. К началу XX в. в большинстве стран Европы и Америки существовали политические свободы, действовали парламенты, признавался принцип разделения властей. Это был результат длительного исторического развития.

    Еще в XVIII в. возникло учение о естественных и неотъемлемых правах человека, которыми обладает каждый с момента рождения и которые не может отменить никакая власть. К числу таких прав, впервые провозглашенных в Декларации независимости США (1776) и во французской Декларации прав человека и гражданина (1789), относятся "жизнь, свобода и стремление к счастью" (Декларация независимости США) и "свобода, равенство, собственность, безопасность и право на сопротивление угнетению" (Декларация прав человека и гражданина). Этими принципами определяются демократические свободы: свобода слова и печати (включая право на критику правительства), свобода личности от внесудебных преследований, свобода вероисповедания, право частной собственности, свобода политической и общественной деятельности.

    Со времен американской войны за независимость и Великой французской революции защита естественных и неотъемлемых прав человека считается важнейшей задачей демократических государств.

    Основные принципы государственного устройства должны были соответствовать доктрине народного суверенитета, согласно которой верховная власть (суверенитет) принадлежит народу, и народ осуществляет ее, избирая своих представителей в центральные и местные органы власти.

    Высшими представительными учреждениями, выражающими интересы народа и осуществляющими его волю, считались избираемые населением собрания депутатов - парламенты (Конгресс - в США, Рейхстаг - в Германии, Дума - в России). Как правило, парламенты состояли из двух палат, но были и однопалатные парламенты.

    В республиках и в конституционных монархиях (например, в Англии) действовал парламентский режим. Парламенты обладали там законодательной властью, издавали законы, определяли бюджет (т. е. государственные доходы и расходы), утверждали состав правительства. Исполнительную власть осуществляло правительство (Кабинет или Совет министров), возглавляемое президентом или премьер-министром (в Германии - канцлером).

    В республиках "президентского типа" (например, в США) руководителем правительства является президент, избираемый населением. В республиках "парламентского типа" президент избирался парламентом и его полномочия были ограниченными. Страной управляло контролируемое парламентом правительство во главе с премьер-министром. Оно несло ответственность перед парламентом (ответственное правительство) и было обязано уходить в отставку, если большинство депутатов парламента выражало ему недоверие (обычно голосованием специального "вотума недоверия").

    Кроме законодательной и исполнительной власти, в странах с парламентским режимом действовала независимая судебная власть - система центральных и местных судов, а также Верховный суд.

    В соответствии с доктриной разделения властей все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная - должны оставаться независимыми и взаимно уравновешивать друг друга, чтобы избежать чрезмерной концентрации власти, которая может привести к деспотии. Разделение властей считалось важнейшей гарантией сохранения политических прав и свобод.

    Изложенные принципы правового государства представляют собой модель политической системы, с большей или меньшей полнотой утвердившейся в ведущих капиталистических странах Западной Европы и Северной Америки. Действовавшие в начале XX в. избирательные системы отстраняли от участия в выборах значительную часть населения - женщин, а часто и военнослужащих, которые не имели право голоса.

    54 Опишите новый этап промышленного переворота в странах Европы и Америки, объясните его сущность.

    В ХIХ в. промышленная революция, начавшись в Англии, шагнула во Францию, Германию, другие страны Европы. Огромные города и фабричные трубы преобразили континент. Индустриальная революция быстро развивалась и в США.

    Достижения человеческой цивилизации в ХIХ в. стали измеряться успехами в развитии машинного производства. Технический прогресс превратился в одну из главных ценностей.

    Наиболее развитой страной в области промышленного производства оставалась Англия. Именно здесь возникла новая отрасль промышленности – машиностроение. Быстро развивающийся внутренний рынок и внешнюю торговлю обслуживала развитая железнодорожная сеть. Промышленный переворот затронул и аграрный сектор страны, в котором стали применяться прогрессивные способы земледелия и новая техника.

    К концу века страна стала «на колеса». Началось массовое автомобильное производство. Становились более доступными телефон, телеграф, облегчившие коммуникационные процессы. Технический прогресс вносил изменения в военную технику. Стало широко применяться огнестрельное оружие. На рубеже ХIХ в. в жизнь людей стало входить электричество.

    Первоначальное капиталистическое развитие получило название эпохи свободной конкуренции. Предприниматели боролись за выгодные условия производства и сбыта товаров. Эта борьба не была ограничена и выступала основным стимулом к развитию экономики. Основным регулятором стихийного рынка становились экономические кризисы, после их преодоления наступал новый подъем производства.

    Но применение высокоразвитой технологии, сложной техники оказалось возможным только в рамках крупных производственных структур, которые стали появляться во второй половине ХIХ в. Чтобы избежать острой конкурентной борьбы между собой, крупные промышленники стали договариваться о ценах, количестве выпускаемой продукции и даже рынках сбыта. Так возникали различные организационные формы слияния предприятий – картели, синдикаты, тресты, концерны.

    В случае, если промышленная или финансовая корпорация сосредоточивала в своих руках господство в какой-либо отрасли хозяйства, она становилась монополией. Но в обществе продолжали существовать и десятки тысяч самостоятельных средних и мелких предприятий. Но монополистический сектор хозяйства становился господствующим.

    На смену капитализму свободной конкуренции пришел монополистический капитализм. Он, с одной стороны, давал возможность внедрять новую технику и повышать производительность труда, но, с другой – господство монополий создавало угрозу свободному рынку, ограничивало возможности других структур также наращивать производство.

    Индустриальная революция меняла социальную структуру западноевропейского общества. Увеличивалась численность буржуазии и наемных промышленных рабочих. К началу ХХ в. они стали основными социальными группами индустриального общества. Что же касается основных классов традиционного общества – дворян-землевладельцев и крестьян, то их численность уменьшалась. Но эти изменения происходили в зависимости от темпов модернизации той или иной страны.

    Так, в Англии классическое помещичье и крестьянское хозяйство исчезло уже в ХVIII в. Собственность сеньоров на землю во Франции уничтожила революция. В США никогда не было классов традиционного общества. Помещичье хозяйство сохранялось в Австрии, Италии, германских государствах. Но после наполеоновских войн и здесь были проведены реформы, способствовавшие развитию капиталистических отношений в сельском хозяйстве.

    Процессы модернизации разрушали сословные разграничения между людьми. Внутри ведущих социальных групп шел процесс расслоения. Неоднородными были буржуазия, рабочий класс и крестьянство.

    С развитием индустриального общества теряла свои лидирующие позиции старая аристократия. Многие аристократические семьи разорялись. Постепенно аристократия сливалась с буржуазией, что вело к возникновению нового «высшего класса». В ХIХ веке лидирующие экономические и политические позиции переходили к буржуазии.

    55 Объясните суть термина государственно-монополистический капитализм.

    В чем заключается сущность государственно-монополистического капитализма?

    Государственно-монополистический капитализм - современная форма существования капитализма. Сущность его заключается в соединении в особый механизм силы монополий с силой государства для поддержки жизнеспособности капиталистического строя.
    В современных условиях характерна тенденция к возрастанию экономической роли государства под влиянием роста обобществления производства, интернациализации хозяйственной жизни, научно-технической революции. Отличительной чертой ГМК является сочетание рыночного механизма хозяйствования с государственным регулированием. Экономической роли государства присущи три основные функции, обеспечивающие стабильность, справедливость и эффективность в обществе.
    Стабилизационная функция состоит в поддержании высокого уровня занятости и ценовой стабильности, а также в стимулировании экономического роста.
    Распределительная функция связана с достижением более справедливого распределения доходов в обществе.
    Функция эффективности направлена на рациональное размещение ресурсов в рыночной экономике.
    Государство поддерживает и стимулирует те сферы деятельности, которые под действием рыночных сил развиваются недостаточно, одновременно выполняет роль координатора, воздействующего на развитие экономики, сглаживая действия чисто рыночных сил и чрезмерной монополизации.

    Какие основные формы проявления государственно-монополистического капитализма?

    Сущность ГМК проявляется в следующих формах:
    1. Развитие предпринимательской деятельности государства и формирование на этой основе государственно-монополистической собственности.
    2. Государственно-монополистическое регулирование и программирование экономики.
    4. Перераспределение валового национального продукта с помощью государственных финансов.
    5. Милитаризация экономики и формирование военно-промышленного комплекса.
    6. Интеграционные процессы и развитие международных форм ГМК.

    Особое значение приобретет финансирование государственных предприятий и политика «ускоренной амортизации» как средство содействия техническому прогрессу. Одной из организованных форм современного ГМК являются государственно-моннополистические комплексы. Они позволяют связать производственные мощности, научно-технические потенциалы многих монополий и государства. Государственно-монополистические комплексы сложились в военном производстве, атомной промышленности, агропромышленной сфере, в аэрокосмической сфере.
    Совокупность различных форм образует общий хозяйственный механизм посредством которого реализуется система ГМК. Хозяйственный механизм - совокупность всех форм регулирования экономики и организационно-правовых основ, которые обусловливают распределение производственных ресурсов, динамизм и качественные параметры, прежде всего эффективность экономического развития. ГМК органически соединяет план и рынок, используя рекомендательный характер планирования на основе долгосрочных прогнозов.

    56 Сравните основные экономические показатели стран Европы и Америки на рубеже Х1Х-ХХ вв.

    К началу Новейшего времени страны Запада переживали период бурного экономического подъема. Только за последние три десятилетия XIX в. объем мировой промышленной продукции и оборот мировой торговли выросли более чем в 3 раза. Добыча нефти увеличилась в эти годы в 25 раз. выплавка стали в 56 раз. Слагаемыми этого «экономического чуда» являлись ускорение технического и технологического прогресса, концентрация производства, наращивание его общей капиталоемкости. Но главной причиной ускорения экономическою бума стало оформление в ведущих странах Запада целостной системы индустриального воспроизводства. Промышленный переворот, произошедший на протяжении XIX в. в Великобритании, Франции и США, к концу столетия завершился в Германии, Австро-Венгрии, России и Италии, а в самом начале XX в. - в Японии. Индустриальная экономическая модель, основанная на капиталистическом предпринимательстве, свободной рыночной конкуренции, использовании квалифицированной наемной рабочей силы, ускоренном технологическом прогрессе, динамичном экономическом росте, сопряженном с увеличением нормы накопления и быстрым расширением спектра производственных функций, стала преобладающей не только в странах Запада, но и в мире.

    Важным фактором утверждения индустриальной экономической модели стало изменение динамики научно-технического прогресса. Его темпы и направленность в значительной степени стали определяться потребностями производства, ориентироваться на разработку новейшей промышленной технологии. Финансирование прикладных научно-технических исследований со стороны предпринимательских кругов и целенаправленный, ускоренный характер внедрения их результатов укрепляли эту тенденцию. В итоге, на протяжении всего нескольких десятилетий на рубеже Х1Х-ХХ вв. произошла качественная трансформация всей технико-технологической базы промышленности. Наиболее масштабные изменения коснулись отраслей группы «А», связанных с добычей и переработкой сырья, машиностроением, химическим производством, обеспечением транспортной инфраструктуры. Революционные изменения произошли в области энергетики.

    Создание принципиально новой энергетической базы и разветвленной транспортной инфраструктуры, широкое внедрение в производство новейших технических достижений и конвейерной системы, стандартизация продукции обеспечили крупным предприятиям необычайно высокую рентабельность. Последним препятствием для мощного рывка в концентрации производства оставался быстрый рост его капиталоемкости. На ранних стадиях развития капиталистической экономики инвестирование осуществлялось преимущественно индивидуальными предпринимателями. Отсутствовала и развитая система долгосрочного кредита. Теперь же создание промышленных гигантов и постоянное обновление технологической базы производства требовало такой финансовой мощи, которая превосходила возможности даже наиболее состоятельных инвесторов.

    57 Сформулируйте основные причины создания коалиций перед первой мировой войной.

    Ситуация перед Первой Мировой Войной.

    В 1882 году Германия, Австро-Венгрия и Италия подписали договор о создании Тройственного союза . Германия играла в нем ведущую роль. С момента образования агрессивного блока стран в него входящие начали активную подготовку к будущей войне. У каждого государства были свои планы и цели.

    Германия стремилась разгромить Великобританию, лишить её морского могущества, расширить "жизненное пространство" за счет французских, бельгийских и португальских колоний и ослабить Россию, отторгнуть у неё польские губернии, Украину и Прибалтику, лишив её границ по Балтийскому морю, поработить Европу и превратить ее в свою колонию. Немцы признавали за собой "историческую миссию обновления дряхлой Европы" способами, основанными на "превосходстве высшей расы" над всеми остальными. Эта идея с величайшей настойчивостью и систематичностью проводилась и пропагандировалась в массах властью, литературой, школой и даже церковью.

    Что касается Австро-Венгрии, то ее цель была намного умереннее: "австрийская гегемония на Балканах" - основной лозунг ее политики. Она рассчитывала захватить Сербию и Черногорию, отнять у России часть польских губерний, Подолию и Волынь.

    Италия желала проникновения на Балканский полуостров, приобретения там территориальных владений и усиления своего влияния.

    Турция, впоследствии поддержавшая позицию центральных держав, при поддержке Германии претендовала на территорию русского Закавказья.

    В 1904 - 1907 годах сформировался военный блок Антанта , состоящий из Великобритании, Франции и России . Он был основан в противовес Тройственному союзу (центральным державам). Впоследствии, во время Первой мировой войны, он объединил боле 20 государств (среди них - США, Япония, и Италия, перешедшая в середине войны на сторону антигерманской коалиции).

    Что касается стран Антанты, то они тоже имели свои интересы.

    Великобритания стремилась сохранить своё морское и колониальное могущество, разбить Германию как конкурента на мировом рынке и пресечь её притязания на передел колоний. Кроме того, Великобритания рассчитывала на захват у Турции богатых нефтью Месопотамии и Палестины.

    Франция хотела вернуть Эльзас и Лотарингию, отнятые у неё Германией в 1871 году, и захватить Саарский угольный бассейн.

    Россия тоже имела определенные стратегические интересы на Балканах, желала присоединения Галиции и нижнего течения Немана, а также хотела иметь свободный выход черноморского флота через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы в Средиземное море.

    Также ситуация осложнялась жесткой экономической конкуренцией европейских стран на мировом рынке. Каждая из них хотела устранить соперников не только экономико-политическими методами, но и силой оружия.

    58 Охарактеризуйте причины, задачи, пути проведения и итоги реформ первого десятилетия ХХ в. в России.

    Революционная ситуация в России в 1905–1907 гг., встряхнувшая страну, породила новую аграрную реформу, вошедшую в историю под названием столыпинской. Ее центральной идеей явились насильственное разрушение крестьянской земельной общины и создание на ее развалинах новой системы земледелия, порождающей господство крепких хозяев (кулаков, фермеров – каждая политическая доктрина называет их по-своему).

    Последние материалы сайта