Отчаяние и безысходность. Отчаяние и безысходность Феномен ложной надежды

04.01.2021
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Я ощущаю безнадёжность, когда кажется, что все бессмысленно и ни к чему не приведёт, крах жизни. Это чувство, когда руки опускаются и любые мысли или действия, призванные обнадёжить или изменить что-то, отбрасываются как бесполезные. Сопровождается у меня чувством одиночества, когда кажется, что никому я не нужен со своими проблемами и заморочками.

Раньше вообще ничего не делал, чтобы стало легче, а, наоборот, начинаю жалеть себя, потому что мне плохо, ничего не хочется и ничего не радует.

Сегодня занимаю себя какими-то действиями: например, уборка по дому, игра в компьютер.

Самому любопытно, как проживаются чувства, потому что я их проживать, наверное, не умею.

Безнадежность.

В своей жизни лишь однажды испытывал подобное чувство!

Мне было лет 15.

В очередное посещение одного из тренигов, меня переполняла стойкая уверенность в своих силах, я достигал успеха из раза в раз...

И вот она, ситуация, задание с тремя действующими лицами, разыгрывается ситуация..банальная, как мне тогда казалось.

Для меня безнадежность - это отсутствие желания что-либо делать, полная подавленность и безразличие ко всему, депрессия.

Не хочу проживать это чувство, потому что в таком состоянии для меня все перестает быть важным и опускаются руки. Я не убегаю и не глушу его.

Раньше я просто жил с ним и употреблял, а сейчас я знаю, что из любой ситуации есть выход и ВС мне поможет его найти. Не обращал внимания, склонен ли я проговаривать ощущение безнадежности другим людям, но себе точно признаюсь не всегда, хотя со временем это становится очевидным. Я хочу научиться видеть выход из ситуаций, чтобы даже мысли не появлялись о том, что выхода нет.

Безнадежность - это когда я не вижу выхода и опускаются руки, не хочется что-либо предпринимать, потому что не вижу в этом смысла, когда нет надежды, которая, по идее, должна умирать последней.

Однозначно не хочу проживать это чувство, но выход всегда есть, также как и в наркомании, выхода из которой я не видел, но благодаря ВС и людям, которые мне его показали, я сегодня трезвый, с Богом, с Вами. Безнадежность - тяжелое чувство, стараюсь перепоручать и нахожу выход, ведь безнадежных ситуаций не бывает. Вера очень помогает. Теперь я знаю, что признать ситуацию безнадежной - это значит сдаться и ничего не делать, так что не надо быть пессимистом. В любом негативе можно найти позитив - из любой безнадежной ситуации есть выход.

Большое спасибо за возможность выступить на тему, которая имеет большое значение в рассмотрении проблемы жизненных кризисов, - тему надежды. Мне бы хотелось провести мост от отчаяния к надежде. Проблема кризиса - это отчаяние. Отчаяние - очень тяжелое чувство. Каждый из нас в своей жизни хоть однажды переживал отчаяние.

Это чувство может быть разной степени интенсивности. Небольшое отчаяние, например, если автобус не пришел вовремя, и ты опоздал куда-то. Огромное, если есть чувство, что в твоей жизни ничего не происходит, безысходность.

Что же является характеристикой отчаяния? В чем оно заключается?

Признаком отчаяния является чувство безысходности. Когда человек обнаруживает себя в каком-то жизненном тупике, он не знает, куда двигаться дальше. Он ощущает, будто он ничего не может сделать. Это чувство бессилия.

Отчаяние = безысходность + бессилие

Но ведь безысходность - это не совсем плохо. Человек может быть в жизненном тупике, но может обжить его и сделать достаточно комфортным местом, хоть его и трудно обустроить.

Но в отчаянии безысходность другого качества - как перед лицом бездны. Она переживается как опасность провала во что-то бездонное. Можно сказать, что это такой страх, когда человек боится провалиться в ничто, в бездну.

Чем отличается отчаяние от страха? Страх, безусловно, содержится в отчаянии. Но при отчаянии ситуация более тяжелая. Ведь в страхе еще можно что-то сделать, например, убежать. Страх указывает человеку на опасность и призывает его к защите. При отчаянии это становится невозможным. Человек ощущает, что жизнь словно подходит к концу.

Переживания человека можно описать следующим образом, в связи с 4 фундаментальными мотивациями (теоретическая модель, разработанная Альфридом Лэнгле в рамках экзистенциального анализа как направления психотерапии – прим.ред):

1 фундаментальная мотивация – вопрос бытия в мире : человек больше не может . Я не могу больше выдержать эту боль; у меня нет сил; во время экзамена мне больше ничего не приходит в голову. Мое «мочь» здесь доходит до своего предела. Но я не могу убежать. Я вообще ничего не могу сделать.

2 фундаментальная мотивация – вопрос ценности жизни : мне что-то не нравится в отношениях, они с каждым днем становятся все хуже и хуже, и все что только можно, я уже испробовал. В этих отношениях я дошел до предела, когда я ничего не могу сделать, и, с другой стороны, мне не нравится быть в этих отношениях. Здесь мы видим отчаяние в связи с отношениями. Но это также может случиться с человеком в его отношениях с жизнью: «мне просто больше не нравится жить».

3 фундаментальная мотивация – вопрос оправдания Собственного : я не могу быть самим собой, не могу стоять за себя. Я больше не могу собрать силы и подняться, чтобы жить дальше. Я больше не испытываю внутреннего согласия, я сам себя бросаю в беде. Даже мои собственные установки и принципы пущены мной на самотек, я от них отступаюсь – пусть будет как будет.

4 фундаментальная мотивация – вопрос смысла экзистенции : все в жизни переживается бессмысленным, становится абсурдом. Человек останавливается, утрачивается какая-либо мотивация, наступает апатия. Здесь возникает бессмысленность во многих сферах и областях жизни.

Это были несколько слов об отчаянии, когда человек стоит перед бездной пассивно, словно парализованный, и не видит больше никакого пути.

Феномен ложной надежды

Нечто близкое к отчаянию – ложная надежда. Ложная надежда – все же еще является надеждой: что отношения еще будут хорошими, хотя мой партнер почти не появляется дома. Я думаю: «Нужно дать ему еще один шанс. Ему просто нужно время, чтобы побыть с самим собой». А соседи уже давно знают, что у него есть другие отношения…

Но без надежды невыносимо.

Ложная надежда переживается лучше, чем безнадежность. Оставаясь в ложной надежде, мы можем заблуждаться. И на внутренней персональной глубине мы чувствуем ложь этой ложной надежды, которой утешаем себя. Но ложная надежда облегчает человеку жизнь в данный момент.

Однако это облегчение от ложной надежды имеет свою цену. За ложную надежду человек платит, так как она создает искусственный подъем сил, и поэтому в результате ложная надежда истощает человека. Она приводит к страху и депрессивным переживаниям, к самоотчуждению и параличу мотивации.

Ложная надежда отрывает человека от реальности. Человек находится в виртуальном пузыре. И в результате ложной надежды у человека возникает постоянный страх. Постоянный страх – это симптом ложной надежды.

Симптомы ложной надежды в психологической работе сложно ухватить и с ними сложно напрямую работать.

Человек испытывает постоянную тревогу, так как не чувствует по-настоящему почву под ногами. Он чувствует себя немного виноватым, так как ощущает, что он делает что-то неправильное, чувствует ложность той надежды, которую себе дает, то, что на самом деле он обманывает себя, лукавит с собой.

«Я не могу за это себя ценить». В результате страдает его самость. И его жизнь становится не полностью осмысленной.

Однако человек держится за эту ложную надежду, так как он переживает опасность того, что если этой ложной надежды не будет, если вдруг она лопнет, то без нее будет значительно хуже.

Но решение человек может найти, только опираясь на реальность. Быть по-настоящему человеком – это жить в данной мне реальности, не в мечтаниях. Мечтания – это хорошо, в них большой творческий потенциал. Но жизнь сурова, она требует того, чтобы мы занимались тем, что действительно есть, а не тем, чем мы бы хотели, то есть реальностью. И это может привести нас к кризису.

Надежда и кризис

Когда я размышляю о кризисе, я всегда вижу перед глазами следующую картину. Каждый кризис создает в жизни человека преграду и разделяет ее на «до» и «после». Это момент истины. Кризис и эта точка в нем показывают человеку только то, что есть на самом деле, реальное положение вещей. И если перспективы у ситуации нет, она переживается как фатальная.

В медицине, в реанимации кризис ставит вопрос: выживет пациент или нет? Это огромный по масштабу и глубине кризис, перед которым встает человек, когда он так тяжело болен. У человека происходит какой-то воспалительный процесс, и неизвестно, справится он с ним или нет. У него могут быть силы, а могут и не быть.

Кризис – это точка бифуркации. С китайского языка слово «кризис» переводится и как опасность, и как шанс. И никогда нельзя забывать, о том, что каждый кризис – это шанс. Кризис середины жизни – это огромный шанс, чтобы улучшить вторую половину своей жизни. Кризис в браке – это огромный шанс для улучшения отношений, но только в том случае, если в отношениях имеется потенциал. Поэтому кризис является моментом истины.

После того как я проложил этот мостик от темы кризиса к теме надежды, мы перейдем к разговору о надежде.

Надежда всем нам знакома. Она может появиться в отношении жизненных событий разного масштаба. Например, в повседневной жизни: я надеюсь, что моя жена купит молоко к ужину; я надеюсь, что мой ребенок с хорошими оценками окончит учебный год… Или более глобально: я надеюсь, что не зря жил.

Надежда может содержать в себе разные ценностные и смысловые горизонты.

Надежда – что это?

Это сказка, мечта, иллюзия, фантазия, самообман в целях успокоения психики, защитная реакция? Или надежда – это что-то реальное?

Продолжаю ли я быть рациональным человеком, если у меня есть надежда? Или вместе с надеждой я становлюсь «экзистенциальным романтиком»?

Мы можем быть окрыленными надеждой.

Моя коллега Клаудия умерла два года назад от рака. У нее была опухоль поджелудочной железы с метастазами. Когда ей был поставлен этот диагноз, то врачи говорили о 6 месяцах жизни. Она очень хотела жить и прожила три с половиной года. И все время она делала все возможное, чтобы сохранить себе жизнь. Она нашла замечательного врача. Она проходила курсы химиотерапии. Она перенесла операцию на кишечнике. Она прибегала к гомеопатии. Использовала разные способы, которые могли ей помочь.

Трудно сказать, что может помочь. Академическая медицина помогает, опираясь исключительно на естественнонаучные знания. Но в мире есть многое, что выходит за рамки естественных наук. И если речь идет о жизни, то мы нередко склонны выходить за пределы привычных моделей и пробуем вещи, к которым раньше относились достаточно критично.

С точки зрения теории познания, это интересно. Может быть, тогда мы становимся более открытыми к тем вещам, которые мы плохо распознаем в повседневности?

За неделю до смерти Клаудия внушала мужество и надежду не только себе, но и своим близким и друзьям. За день до своей кончины она говорила, что все будет хорошо.

Если стараться объективно взглянуть на эту ситуацию, то, конечно, возникают вопросы. Может быть, она утратила прочную связь с реальностью в последние дни жизни? Может быть, это уже последствия и проявления болезни? Или, если мы говорим об очень большой глубине, переживать надежду — это свойственно человеку?

К сожалению, я не мог с ней побеседовать в ее последние дни жизни. Но могу поверить, что она жила и не отказалась от своей любви к жизни до своей смерти. Это очень впечатляет и трогает, если человек обнаруживает в себе подобную силу.

Так получается, что надеяться — очень практично? Разве это не умно — жить, надеясь? Надежда улучшает качество жизни, продлевает жизнь. Клаудия говорила, что она полна надежды, и в ее ситуации нет большой трагедии. Но разве это не было заблуждением?

Дать ответы на эти вопросы не так легко.

Надежда – это субъективная величина. Нельзя провести какие-либо эмпирические исследования у человека, который находится у границы своего бытия. Эмпирические исследования не могут определить: реальность это или заблуждение, это самообман человека в данной ситуации или нечто другое.

Возникает вопрос: является ли надежда чем-то большим, чем просто плацебо? Человек может в силу разных причин плохо распознавать реальность, выдерживать реальность и защищаться надеждой от переживания отчаяния. Это я хотел бы с вами проверить, перейдя к рассмотрению темы надежды на большей глубине.

Что же такое надежда, если мы опустимся на очень большую глубину?

Надежда приносит человеку утешение. Надежда – утешающее чувство. Оно напоминает хорошую маму для ребенка. У многих людей есть жизненный опыт, когда мама утешала и целовала нас, когда мы были маленькими и чем-то очень расстроены.

В этой же связи у взрослого человека возникает надежда. А, может быть, надежда – это нечто более глубокое, это более архетипичное человеческое чувство. Может быть, надежда – это установка ожидания, что, возможно, произойдет позитивный поворот, что наше желание исполнится.

Но надежда – это не ожидание. И это нечто большее, чем утешающее чувство. Это второстепенное в надежде. А главное в нем — это установка открытости.

Надежда – это экзистенциальная установка на то, что Я есть со своей жизнью. Это не просто на уровне мыслей, не то, о чем я думаю, – это глубоко в нас. И эта установка коренится глубоко в реальности. Надежда – это истина. Это не воображение и не представление о чем-то.

Что же реального в надежде?

Если что-то еще не наступило, то не исключено, что это еще наступит. Наверняка есть только то, что уже случилось, но мы не знаем, что с нами будет завтра. Даже делая прогнозы и строя планы, мы не можем быть уверенными в них. В мире нет ничего, в чем можно быть уверенным.

Везде и всюду, где чего-то еще нет, что-то еще не случилось, всегда есть вероятность, и нет гарантии.

Есть примеры невероятных событий, когда в жизни людей все выглядело абсолютно безысходным, но люди выживали. Драматичный опыт пребывания в концлагерях Виктора Фракла – один из таких примеров. Может быть, и в вашей жизни был этот опыт, когда нечто казалось безысходным, но потом все разрешалось, находился счастливый выход.

Можно сказать, что надежда – это базовая установка развития, установка критического рационализма. В том, что еще не произошло, возможно многое, в том числе даже самое невероятное. Необязательно чудо, но и оно не исключается. Что мы знаем о нашей реальности?

Надежда для нас содержит все возможности, даже те, о которых мы не знаем, те, которые дают нам шанс. Это онтологическая основа надежды. Поэтому здоровая, истинная надежда – это реализм. Это рациональная привязка к экзистенциальным данностям. Это самокритичный рационализм. В надежде человек отказывается от всех предрассудков, всех предварительных знаний.

Конечно же, неразумно испытывать надежду в отношении того, что уже произошло. Здесь нет места надежде. Надежда не находится в прошлом, где уже все решено и ясно. Надежда имеет смысл только в отношении возможностей, будущего.

Надежда как тема отношений

Надежда возникает из открытости. Открытость – это почва надежды, на которой она покоится.

Надежда связана с чувствами, с переживанием, с сердцем человека.

Надежда возникает только там, где есть ценность, для которой я всем сердцем ожидаю хороший исход, положительное развитие: выздороветь, восстановить отношения…

Надеюсь я тогда, когда отношения для меня важны. Надежда всегда фокусируется на той ценности, с которой человек сильно связан и не хочет с ней расставаться, упускать ее. В надежде человек верен этой своей ценности безусловно. Может быть, это даже идет вразрез с разумом. Даже без очевидных перспектив и какой-то уверенности, когда я знаю о возможном плохом исходе, но все же я связан с этой своей ценностью и надеюсь, что все будет хорошо.

Здесь можно говорить о ценностях разного масштаба. И повседневных ценностях, когда человек планирует отпуск и надеется провести его хорошо и приятно, без напряжения, так как отдых – это ценность. И ценностях большего масштаба, когда стоит вопрос о жизни, и тогда я, например, надеюсь, что поможет химиотерапия, что мой ребенок откажется от употребления наркотиков.

Надежда говорит мне о том, что я нахожусь в неразрывной связанности со своей ценностью.

Надежда в бездействии

Надежда, как и отчаяние, связана с бездействием.

Надежда только тогда имеет смысл, если я ничего не могу сделать. Реальность надежды предполагает, что я сделал все, что было возможным и что зависело от меня. Нельзя сказать, что я ничего не выучил к экзамену и иду туда с надеждой получить хорошую оценку. Реалистичная надежда предполагает, что я сделал все, что было возможным в конкретной ситуации.

Надежда приобретает вес благодаря тому обстоятельству, что у меня связаны руки. Это область моего невозможного. Я не могу делать ничего больше, чем надеяться на выздоровление, — потому что уже пройдет курс лечения, и мне остается только надеяться. Тот, кто надеется, должен выжидать. Я могу только ждать в установке открытости и доверия, отдавая себя на волю судьбы.

Судьба – это тоже жизнь. В надежде мы принимаем то, что мы не можем контролировать все в нашей жизни. Даже в том, что для меня важно и ценно, я могу не все и должен во многих аспектах и вопросах положиться на судьбу. В надежде я даю произойти тому, на что я не могу повлиять.

Поэтому надежда не является ожидание, так как ожидание – это расчет. Надежда отпускает все ожидания. В надежде мы остаемся максимально открытыми. Мы ничего уже не можем сделать. В надежде я даже отхожу от своей ценности, к которой так сильно привязан. Я осознаю, что, вероятно, я ее утрачу.

Ожидание сфокусировано на цели. В надежде я не знаю, что будет и что произойдет, но я не отказываюсь от своей связи с ценностью.

Надежда – это экзистенциальный акт – дать быть . Когда я даю бытию на откуп судьбу своей ценности. И одновременно надежда – это акт верности своей ценности. Человек в надежде верен и связан со своими ценностями.

Надежда в более широком контексте

Пока я могу что-то сделать, то речь идет не о надежде, а о моем активном участии.

Тот, кто надеется, тот занят чем-то очень глубоким. Надежда возникает только в связи с тем, что имеет для меня смысл. И благодаря этому с помощью надежды человек находится в более масштабном контексте своей жизни. Он устремлен в будущее. Надежда имеет смысл для человека, чтобы он чувствовал устроение своего бытия в более масштабном контексте – в том контексте, где царит порядок, где, может быть, есть Бог, – и становился более зрелым. Это соотносится с основами бытия.

В надежде есть духовное измерение, оно связано с базовым доверием, когда человек может почувствовать себя устроенным где-то и в чем-то, не зная до конца, где и в чем. Поэтому надежда – это большое искусство: там, где я уже не могу сделать ничего существенного, активного, я остаюсь верным своим ценностям. И здесь человек удерживает отношения с чем-то очень глубоким, что уже не осознается. В надежде, в конечном итоге, речь идет о величии Бытия.

И если человек сохраняет активность в тех обстоятельствах и ситуации, в которой уже ничего не может сделать, – он уже не бессилен. Он живет, будучи связанным с ценностями, смыслом, собой, с большим контекстом своего бытия.

Надежда – это экзистенциальный акт.

Надежда – это решение.

Надежда не случается со мной автоматически, я должен активно ее подхватить, посвятить себя ей.

На основании глубокого ощущения и переживания жизни я принимаю решение надеяться. Надежда – это последняя моя активность и связь с тем, что мне дорого. Надежда умирает последней из-за своей глубокой связи с жизнью.

Надежда и жизнестойкость

С надеждой связано понятие жизнестойкости. Надежда пронизана силой, которая ее активирует, она связывает человека со всей структурой экзистенции. Надежда позволяет человеку мочь быть . Человек надеющийся чувствует ценность, он центрирован в себе, видит горизонт смысла, чувствует в себе силы.

Эмпирические исследования выявили положительное влияние надежды на телесное здоровье человека, на состояние иммунной системы, на течение онкологических заболеваний, оказывает очень сильное воздействие на протекание депрессий. В этом аспекте можно сказать, что надежда – мощное психосоматическое лекарство. Но в связи с надеждой имеются также и проблемы.

Проблемы в связи с надеждой

Если надежда противоречит истине, если она не реалистична и отрицает реальность, отрицает то, что имеется, факты жизни человека – то это ложная надежда.

Например, если у человека метастазы в позвоночнике, и в связи с этим он потерял возможность ходить, то надежда на то, что он отправится путешествовать в горы, – это скорее всего ложная надежда. Так как здесь отрицается факт того, что человек потерял возможность ходить.

Тут возникает вопрос: как нам в своей психотерапевтической практике обходиться с людьми, которые имеют ложные надежды? Это достаточно непросто. Лечащий врач Гете заметил, что тому, у кого мы отнимаем надежду, мы даем смерть. Несмотря на то что нас злят эти ложные надежды, не связанные с реальностью, сталкиваясь с ними, мы робеем и не говорим о них как о чем-то однозначно плохом и вредном. Лично я придерживаюсь такого принципа: до тех пор пока ложная надежда не блокирует активность человека, активность, которая в данный момент жизни актуальна и полезна для него, то ложную надежду нужно оставить.

Что я мог тогда сказать своей коллеге Клаудии? У меня было чувство, что в ее случае речь идет о чем-то большом, настолько большом, что выходит за рамки психологии. И, вероятно, Клаудия это большое уже понимает, а я еще нет.

Надежда – это персональные и интимные отношения человека с его ценностями и жизнью. Если ложная надежда человеку причиняет вред, лишает его активности, то тогда мы имеем дело с пассивным ожиданием. Человек направлен на какую-то цель, цепляется за результат и по-настоящему не открыт миру с его всеми возможностями, даже тем, о которых он не знает. В таком случае человек уходит от реальности, живет в иллюзиях. Здесь желание конфронтирует с надеждой. Но истинная надежда – это признание реальности.

Как не лишить человека надежды и одновременно вернуть его к реальности

Главный принцип – не лишать человека надежды, так как это его персональные и интимные отношения и связь с жизнью и ценностями в ней. Я думаю, что мы не имеем на это право и можем этим причинить человеку вред.

Но можно спросить, например, если у человека метастазы в позвоночнике и он еле передвигается или не передвигается вовсе и при этом говорит, что пойдет в горы, возобновит занятия альпинизмом:

– Да, я понимаю вас, это было бы хорошо. И я всей душой пожелал бы вам этого (здесь мы используем сослагательное наклонение, так как сейчас мы описываем не факты реальности).

Мечтать хорошо, можно уходить в свои мечтания, есть много прекрасного, о чем можно мечтать. Иногда нам это нужно – сходить в кино, уйти в другую реальность. Но если мы используем сослагательное наклонение, то понятно, что мы удерживаемся в своих фантазиях.

– Никогда нельзя знать, что действительно возможно в жизни.

– Давайте посмотрим, что будет.

Этим мы не лишаем человека его надежды, но добавляем реальность. И человек начинает слышать, что мы говорим, и попадает в сеть реальности. И этим он увеличивает свой горизонт смысловых возможностей. Этим мы обращаемся к оставшимся для него возможностям в реальности.

– Вы уже думали о том, что если то, о чем вы мечтаете, не произойдет? Как это было бы для вас?

Эти вопросы подготавливают человека к тому, чтобы он мог принять реальность. Но как далеко человек продвинется в своих ответах на эти вопросы, мы не знаем. Мы должны глубоко уважать интимность, которая содержится в надежде.

Но мы не должны оставлять человека в одиночестве даже в его ложной надежде. Мы можем предложить ему встречу с реальностью, насколько это возможно сейчас.

Безнадежность

При чувстве безнадежности, когда человек преждевременно сдается обстоятельствам своей жизни, мы проясняем реальность:

– Вы уверены, что то, на что вы рассчитывали раньше и многое другое хорошее полностью исключено?

Откуда вы это точно знаете?

Что дает вам эту уверенность?

Мы только спрашиваем человека и не отвечаем вместо него. Он сам идет по своему пути. Мы только можем дать ему указатели на этом пути, спросив его о чем-то.

Дыхание как дуновение жизни

Сегодня мы с вами говорили о надежде. О маленьких моментах надежды в повседневной жизни и о больших надеждах.

Я размышлял о том, что является атомом, самой маленькой единицей, в которой еще содержится надежда, и подумал: не является ли надеждой уже то, что я совершаю вдох? Может быть, мой вдох – это участие в жизни, самое первое, что связывает меня с ценностью жизни, с ценностью, где находится жизнь?

Вдох и выдох – ритм отношений человека с бытием. Со вдохом человек вносит себя в бытие, прикасается к бытию, а с выдохом отходит от него на некую дистанцию. Дыхание содержит в себе все три аспекта экзистенциальной антропологии: физическое, психическое и духовное измерения.

Пока дышу, надеюсь. Dum spíro, spéro. Есть фонетическое сходство латинских слов дыхания и надежды. Дыхание поддерживает в нас жизнь, делает нас живыми, может быть, поэтому надежда – как дуновение самой жизни – умирает последней.

Часть 2. Следствия неразрешенных конфликтов

Глава 11

Безнадежность

Несмотря на свои конфликты, невротик может иногда испытывать чувство удовлетворения, может радоваться вещам, к которым он чувствует себя расположенным. Но это состояние счастья зависит от слишком многих условий, чтобы быть частным событием. Он не испытает никакого удовольствия, если, например, одинок или если он не разделяет удовольствия с кем-либо еще; если он не является ведущей личностью в данной ситуации или если он не получает всеобщего одобрения. Его дальнейшие шансы сужаются тем, что условия, обеспечивающие состояние счастья, часто очень противоречивы.

Невротик может быть доволен тем, что другой человек берет на себя функции руководителя, и одновременно возмущаться этим обстоятельством. Жена может радоваться успеху мужа и одновременно завидовать ему в связи с этим. Она может испытывать удовольствие от того, что устраивает вечеринку, но из-за необходимости организовать ее безупречно она устанет еще до ее начала. И когда невротик достигает временного счастья, то оно очень легко нарушается его многочисленными страхами и его общей уязвимостью.

Кроме того, житейские неудачи в жизни невротика занимают непропорционально большое место. Любая малейшая неурядица может вызвать у него состояние депрессии, т.к. доказывает его общую негодность - даже тогда, когда она вызвана факторами, находящимися вне его контроля. Любое безобидное критическое замечание может вызвать его беспокойство или тягостные размышления. В результате невротик обычно более несчастлив и неудовлетворен, чем это оправдано обстоятельствами.

Эта ситуация, достаточно удручающая сама по себе, усугубляется еще больше, если принять во внимание следующее обстоятельство. Люди могут, по-видимому, выносить величайшие страдания, пока имеется надежда ; но невротические затруднения постоянно порождают некоторое состояние безнадежности, причем чем более серьезны эти затруднения, тем сильнее состояние безнадежности.

Чувство безнадежности может быть глубоко скрыто: чисто внешне невротик может быть поглощен своими фантазиями или планированием условий, которые могли что-нибудь улучшить. Если бы только он женился, имел большую квартиру, другого прораба, другую жену; если бы только она была мужчиной, чуть старше или моложе, чуть выше или не такой высокой, тогда все было бы в полном порядке. Иногда избавление от некоторых беспокоящих факторов действительно оказывается полезным. Однако более часто подобные надежды только экстернализируют внутренние трудности и обречены на то, чтобы никогда не сбыться. Невротик ожидает от внешних изменений только добра, но неизбежно каждый раз переносит себя и свой невроз в новую ситуацию.

Невротики, обремененные этим недугом, могут функционировать достаточно успешно; они могут быть веселыми и приятно проводить время, но им может требоваться несколько часов по утрам, чтобы встряхнуться, прийти в себя, как бы снова помириться с жизнью. Жизнь настолько обременительна, что они едва ли воспринимают ее как таковую, никогда не жалуются на нее, но их душа постоянно находится в упадке.

В то время как источники безнадежности всегда носят бессознательный характер, само это чувство может осознаваться достаточно ясно. Невротик может быть переполнен чувством собственной гибели. Или он может сформировать аттитюд покорности к жизни в целом, не ожидая от нее ничего хорошего, чувствуя только, что необходимо быть терпеливым. Или он может выразить аттитюд покорности в философских терминах, говоря, что жизнь в своей основе трагична и только глупцы обманывают себя рассуждениями о неизменной человеческой судьбе.

Уже в предварительной беседе с пациентом можно получить впечатление об охватившей его безнадежности. Он не желает идти на минимальную уступку, испытать даже незначительное неудобство, допустить самый легкий риск. Он может создать видимость полного потакания своим слабостям. Однако проблема состоит в том, что он не видит никакой убедительной причины идти на уступки тогда, когда не ожидает получить от них ничего. Подобные аттитюды заметны и без анализа. Невротики продолжают находиться в совершенно неудовлетворительном состоянии, которое можно было бы улучшить незначительным усилием воли и инициативы. Но невротик может быть настолько парализован состоянием своей безнадежности, что весьма посредственные трудности кажутся ему непреодолимыми препятствиями.

Иногда случайное замечание выдает это состояние. Пациент может ответить аналитику простым утверждением, что некоторая проблема еще не решена и требует дальнейшей работы. Но уже вопрос: «Не думаете ли Вы, что это безнадежно?» - обнаруживает чувство отчаяния невротика. И когда невротик начинает осознавать свое отчаяние, он обычно не может его объяснить. С большой вероятностью будет считать его следствием различных внешних причин, начиная со своей работы или супружества и кончая политическим положением. Но это состояние никак не связано с каким-либо конкретным или временным обстоятельством. Невротик чувствует себя потерявшим надежду изменить что-либо в своей жизни, когда-либо стать счастливым или свободным. Он чувствует себя навсегда отрезанным от всего, что могло бы сделать его жизнь осмысленной.

Возможно, Серен Кьеркегор дал самое глубокое объяснение проблемы безнадежности. В книге «Смертельная болезнь» он утверждает, что любое отчаяние в своей основе представляет отчаяние когда-либо стать самим собой. Философы всех времен подчеркивали первостепенное значение быть самим собой и чувство отчаяния от невозможности достигнуть такого соответствия. Это составляет центральную тему дзен-буддизма. Из современных писателей я процитирую только Джона Макмэрри: «Какое другое значение может иметь наше существование, как не быть целиком и полностью самим собой?»1.

1 Macmurray,]. Rcaden and Emotion/J. Macmurray. - London: Faber, 1935

Безнадежность с ее глубочайшими корнями в отчаянии когда-либо стать искренней и целостной личностью представляет основной продукт неразрешенных конфликтов. Возрастающая шкала невротических проблем ведет к этому состоянию. Основным является ощущение запутанности в конфликтах, наподобие птицы в сетях, без ясной возможности освободить когда-либо себя. Ко всему этому добавляются попытки решения конфликтов, которые не только неудачны, но и в значительной степени увеличивают отчуждение личности от самой себя. Повторные переживания только усиливают чувство безнадежности невротика, что его таланты никогда не будут реализованы либо потому, что снова и снова усилия распыляются слишком во многих направлениях, либо потому, что трудности, неизбежные в любом творческом процессе, удерживают невротика от дальнейшего поиска. Это может касаться также и любовных дел, заключения брака, установления дружеских отношений, которые распадаются одно за другим.

Следующие одна за другой неудачи действуют столь же удручающе, как и в опыте с лабораторными крысами, когда приученные прыгать в специальное окно за пищей, они прыгают снова и снова только для того, чтобы убедиться, что оно закрыто.

Оказывают влияние и безнадежные попытки невротика добиться соответствия своего реального «Я» со своим идеализированным образом. Трудно сказать, не является ли это одним из самых могущественных факторов, порождающих безнадежность. Нельзя тем не менее сомневаться в том, что в процессе анализа, когда пациент начинает осознавать, насколько он далек от той совершенной личности, какой представляет себя в своем воображении, безнадежность уступает место состоянию полного облегчения.

Невротик ощущает себя безнадежным не только потому, что отчаивается когда-либо достигнуть тех фантастических высот, какие ему рисовало его воображение , но и потому, что он реагирует на осознание чувством глубокого презрения к самому себе, губительным для надежды чего-нибудь достигнуть в своей жизни - как в любви, так и в работе.

Решающими среди факторов, способствующих развитию безнадежности, являются все те процессы, которые смещают центр тяжести личности с нее самой, не позволяют ей быть активным двигателем своей собственной жизни. Результатом действия подобных факторов становится то, что невротик теряет веру в самого себя и в свое развитие как личности; он стремится махнуть на все рукой - аттитюд , который, хотя и может остаться незамеченным, по своим последствиям настолько серьезен, что должен быть назван психической смертью.

Как говорит Кьеркегор: «Однако вопреки этому факту (своему отчаянию)… он может тем не менее… полноценно существовать, быть человеком, для видимости заниматься чем-то временным, вступить в брак, завести детей, завоевать почет и уважение - и, возможно, никто не заметит, что в некотором более глубоком смысле у него отсутствует «Я». Немного шума поднимется из-за такой вещи, как пропавшее «Я»; ибо «Я» является такой вещью, по поводу которой свет менее всего склонен наводить справки. Ибо из всех ситуаций, наиболее опасных для человека, является как раз та, когда окружающие замечают, что он обладает «Я». Самая большая угроза, опасность потери собственного «Я», может наступить настолько незаметно, как будто вообще ничего не произошло; любая другая утрата - армии, ноги, пяти долларов, жены и т.д., вне всякого сомнения, будет замечена»1.

1 Kierkegaard, S. Op. cit

Из своего опыта работы наблюдателем я знаю, что проблема безнадежности не очень ясно представляется аналитиком и поэтому не исследуется надлежащим образом. Некоторые из моих коллег в такой степени были подавлены безнадежностью пациента, которую они признавали, но не видели в ней проблемы, что впадали в состояние безнадежности сами. Несомненно, что такой аттитюд является губительным для анализа, т.к. безотносительно к тому, насколько хороша техника или насколько смела попытка анализа, пациент чувствует, что аналитик в действительности махнул на него рукой. Подобный аттитюд губителен и за пределами аналитической ситуации. Никто не может конструктивно помочь другу или товарищу, кто сам не верит в возможность осуществления своих предложений.

Иногда коллеги совершали противоположную ошибку - не придавали безнадежности пациента достаточно серьезного значения. Они чувствовали, что пациент нуждается в ободрении и не отказывали ему в этом - что похвально, но явно недостаточно. Когда такое происходит, то пациент, даже если он высоко ценит намерения аналитика, получает полное подтверждение своему раздражению, поскольку в глубине души осознает, что его безнадежность - это не то состояние, от которого можно избавиться поддержкой, оказываемой с самыми лучшими намерениями.

Для того чтобы взять «быка за рога» и приступить к непосредственному анализу проблемы, сначала необходимо на основании косвенных симптомов, которые приводились выше, установить, что пациент действительно ощущает себя потерявшим всякую надежду и степень, в которой это чувство выражено. Затем следует понять, что состояние безнадежности пациента вызвано его внутренними трудностями. Аналитик должен осознать и ясно доложить пациенту, что его ситуация безнадежна только потому, что он упорствует в сохранении своего статус-кво и считает его неспособным к изменению.

В упрощенной форме проблема в целом иллюстрируется сценой из «Вишневого сада» Чехова. Семья, столкнувшись с банкротством, в отчаянии от мысли о необходимости покинуть имение со своим любимым вишневым садом. Предприниматель высказывает здравое предположение о строительстве небольших жилых домиков на территории имения для сдачи в аренду. Из-за своих ограниченных взглядов члены семьи не могут поддержать такой проект, и поскольку не существует никакого другого решения проблемы, они остаются без всякой надежды. Они спрашивают в отчаянии, как бы не слыша сделанного предложения, может ли кто-нибудь посоветовать или помочь им. Если бы их наставник был аналитиком, он сказал бы: «Конечно, ситуация сложная. Но то, что делает ее безысходной, так это ваше отношение к ней. Если бы вы подумали, как изменить ваши требования к жизни, тогда не было бы и чувства безнадежности».

Убеждение, что пациент может действительно измениться, а это означает, что пациент может реально разрешить свои конфликты, является тем фактором, который определяет, сможет ли терапевт взяться за решение проблемы невротика и сможет ли он решить ее с разумными шансами на успех.

Именно здесь мои разногласия с Фрейдом становятся особенно заметны1. Психология Фрейда и лежащая в ее основе философия существенно пессимистичны. Они выражают его взгляды как в отношении будущего человечества, так и в отношении терапии2. В соответствии со своими теоретическими допущениями Фрейд может быть только пессимистом.

1 См.: Freud, S. Civilization and its Discontents / S. Freud // International Psychoanalytical Library. Vol. VII. Leonard and Virginia Woolf. - 1930
2 См.: Freud, S. Analysis Terminable and Interminable / S. Freud // International Journal of Psychoanalysis. - 1937

Человеком движут инстинкты, которые в лучшем случае способны модифицироваться посредством «сублимации». Инстинктивные влечения человека неизбежно фрустрируются обществом. «Я» человека мечется беспомощно между требованиями инстинктов и «Сверх-Я», которое само может быть только модифицированным. «Сверх-Я» первоначально представляет запрещающую и деструктивную инстанцию. Истинных идеалов не существует. Потребность реализации личного «Я» в своей основе «нарциссическая». В своей сущности человек - деструктивное существо, и «инстинкт смерти» побуждает его либо уничтожать других, либо заставлять их страдать.

Все эти взгляды оставляют слишком мало места для позитивного отношения к изменению личности и ограничивают ценность потенциально многообещающей созданной Фрейдом терапии. В противоположность Фрейду я верю, что невротические компульсивные влечения не являются инстинктивными, а выражают дезорганизацию человеческих отношений; что их можно изменить, когда дезорганизующие факторы устраняются, а порожденные ими конфликты можно действительно разрешить. Это не означает, что терапия, основанная на отстаиваемых мною принципах, не имеет никаких ограничений. Предстоит проделать большую работу для того, чтобы определить эти границы. А это означает, что мы имеем очень хорошие основания верить в возможность радикального изменения личности невротика.

Почему же тогда так важно осознавать и решать проблему безнадежности пациента? Во-первых, потому, что наш подход является плодотворным при анализе специальных проблем, наподобие депрессий и склонности к самоубийству. Верно, что мы можем избавить пациента от депрессии одним фактом обнаружения конфликта, от которого он страдает, не касаясь его проблемы безнадежности в целом. Но если мы хотим помешать возвращению депрессий, то состояние безнадежности должно стать предметом анализа, потому что представляет более глубокий источник, из которого рождаются депрессии. Также нельзя противостоять скрытой депрессии, если нельзя достигнуть этого исходного источника.

Сказанное истинно и для условий, провоцирующих самоубийство. Мы знаем, что такие факторы, как острое отчаяние, открытое неповиновение и мстительность, порождают суицидальные импульсы; однако предотвратить самоубийство после того, когда импульс стал явным, часто уже невозможно. Минутное внимание к менее драматическим симптомам безнадежности и проблеме пациента в нужное время создают возможность предотвращения многих самоубийств.

Самым важным фактом является то, что безнадежность пациента становится препятствием в лечении любого серьезного невроза. Фрейд склонялся называть все, что мешает развитию пациента, сопротивлением. Но едва ли правомерно безнадежность считать разновидностью сопротивления. В процессе анализа мы сталкиваемся с контригрой сил, действующих в прямом и обратном направлениях. Сопротивление представляет обобщающий термин для всех тех внутренних сил пациента, которые действуют, чтобы сохранить статус-кво пациента. Мотив пациента к развитию, с другой стороны, рождается из его конструктивной энергии, которая побуждает его двигаться к внутренней свободе. Это та движущая сила, благодаря которой мы работаем и без которой не смогли бы ничего сделать. Это та сила, которая помогает пациенту преодолевать сопротивление. Она делает его ассоциации продуктивными, давая аналитику шанс более глубокого понимания . Она дает пациенту внутреннюю силу вынести неизбежную боль созревания. Она усиливает его готовность рисковать при отказе от аттитюдов, дававших ему чувство безопасности, и формировании новых.

Аналитик не может тянуть пациента, пациент должен сам хотеть идти. Но именно эта бесценная сила парализуется состоянием безнадежности. И при неспособности признать ее как проблему и взяться за ее решение аналитик лишает себя своего лучшего союзника в битве с неврозом пациента.

Безнадежность пациента не является той проблемой, которую можно решить каким-либо одним объяснением. Существенная выгода состоит уже в том, что вместо того чтобы быть подавленным чувством своей гибели, которое, как полагает пациент, неустранимо, он начинает осознавать его как проблему, которая так или иначе может быть решена. Этот шаг делает его свободным настолько, чтобы начать движение вперед. В этом движении будут, конечно, подъемы и спуски. Пациент может чувствовать себя оптимистом, даже сверхоптимистом, если приобретает нужную ему интуицию, но снова поддается отчаянию, как только случаются более серьезные расстройства. Каждый раз камень преткновения должен анализироваться заново.

Но воздействие, которое отчаяние оказывает на пациента, ослабнет, как только он поймет, что действительно может измениться. В этом случае движущий мотив пациента обязательно усилится. В начале анализа этот мотив может представлять обычное желание избавиться от своих наиболее беспокоящих симптомов. Но по мере того как пациент начинает осознавать свои кандалы и получает представление о том, что значит чувствовать себя свободным, этот мотив становится сильнее.

В жизни каждого человека могут произойти такие события, которые повергнут его в состояние отчаяния и безысходности, и выбраться из этого состояния ему будет очень непросто. Да, иногда жизнь загоняет человека в тупик и бьет его со всей силы, сбивая с ног и вынуждая страдать. И лишь немногие из нас, оказавшись к крайне тяжелой для себя ситуации, в тупиковой ситуации, могут найти в себе силы, чтобы с достоинством выйти из нее. Многие, к сожалению, в сложных ситуациях падают духом и впадают в отчаяние. А ведь отчаяние и безысходность, страх и боль, упадок духа и потеря веры в лучшее и в самого себя – это те испытания, через которые должен пройти каждый из нас в своей жизни. И чтобы вы знали, уважаемые читатели, как пройти через эти испытания, как найти выход, даже из самой безнадежной ситуации, я предлагаю вам внимательно и вдумчиво прочитать эту статью, в которой я не только дам вам необходимые для преодоления любых жизненных трудностей знания, но и заряжу вас положительной энергией, которая позволит вам эти знания применить.

Человек, испытывающий чувство безысходности и отчаяния, и не видящий выхода из той, нехорошей для него ситуации, в которой он по стечению обстоятельств оказался, находится под властью крайне негативных эмоций. Ему кажется, что выхода из его ситуации в принципе не существует, хотя на самом деле он его просто не ищет, потому что не может искать, ведь для этого ему необходимо избавиться из своих мрачных эмоций и начать думать, но эмоции очень сильны и они его не отпускают – они властвуют над ним. Эмоции, особенно негативные, в трудной ситуации – это главный враг человека. Находясь в спокойном состоянии, вы все, я уверен, так же, как и я, считаете, что из любой ситуации, какой бы сложной она не была, всегда есть выход. И глядя на оказавшегося в трудной ситуации человека со стороны, вы можете дать ему массу правильных советов по тому, как из этой ситуации выбраться. Но стоит вам самим оказаться в похожей ситуации и почувствовать безысходность на собственных эмоциях, и вы тоже не будете знать, что и как вам надо делать, чтобы справиться с собой и своими проблемами. Впадая в отчаяние, мы не видим того, что обычно видим, когда смотрим на ту же самую ситуацию со стороны, не испытывая негативных эмоций. Конечно, не все проблемы могут быть нами решены, даже в самом что ни на есть спокойном состоянии, поскольку для этого необходимо еще обладать нужными знаниями, которые позволяют решить ту или иную проблему. Но чтобы, хотя бы нащупать правильное направление, в котором следует двигаться, чтобы решить свои проблемы, человеку важно пребывать в спокойном состоянии, ведь без спокойствия мы не в состоянии контролировать самих себя, не в состоянии осознать происходящее с нами в полной мере. Поэтому я расскажу вам о том, как прийти к спокойствию и начать мыслить конструктивно, ибо как видите, решение рассматриваемой нами проблемы зависит в первую очередь именно от этого.

Что произошло? Кто в этом виноват? К чему все это приведет? И что делать, чтобы решить свою проблему, проблемы? Вот они – вопросы, на которые нам приходится отвечать, когда мы впадаем в отчаяние и чувствуем безысходность, когда нам страшно и мы не видим света в конце тоннеля. Иногда эти вопросы сами лезут в нашу голову, а иногда нам нужно ставить их перед собой, чтобы разобраться в происходящем в нашей жизни. Я предлагаю вам, дорогие друзья, отвечать на эти вопросы в обратной последовательности, чтобы ответить на них правильно и вообще ответить, а не оставить их в подвешенном состоянии. Итак, что же делать в той ситуации, находясь в которой вы испытываете чувство отчаяния и безысходности, а также ряд других негативных ощущений, отравляющих вам жизнь? Совершенно очевидно, что необходимо вначале успокоиться и избавиться от всех эмоций, которые вас одолевают, независимо от той ситуации, в которой вы оказались. Находясь под воздействием негативных эмоций, вы даже с помощью специалиста не сможете решить свои проблемы, потому что просто не будете его слушать и понимать, что он говорит вам. Поэтому, кстати, опытные психологи, прежде чем что-то советовать своим клиентам, стараются их успокоить, и только после того, как человек успокоится, они приступают к вдумчивому обсуждению с ними их проблем. Так как же избавиться от негативных эмоций и начать мыслить конструктивно? Для этого необходимо абстрагироваться от неприятной для вас действительности, необходимо взглянуть на нее и на себя самого, со стороны. Сделать это непросто, но возможно, и главное, необходимо.

Нужно обладать хорошим воображением, чтобы суметь взглянуть на себя, на свое отчаяние, на свой страх, гнев, обиды, на мнимую безысходность своей ситуации, со стороны. Кому-то это сделать легко, кому-то сложно, но каждый, уверяю вас, каждый может абстрагироваться от своих проблем и связанных с ними эмоций. Поэтому нужно стараться это сделать, чтобы успокоиться. Ведь что значит безысходность – это значит безвыходность, когда человек убежден в том, что выхода из того положения, в котором он оказался – нет! Но разве в этом мире такое возможно? Разве в нем вообще существуют безвыходные ситуации? Конечно же нет. Выход есть всегда, из любой ситуации. Но чтобы его найти, необходимо взглянуть на свою ситуацию со стороны, чтобы увидеть то, чего мы не видим, взирая на нее от первого лица. Так вот, чтобы абстрагироваться от своих проблем и связанных с ними эмоций, необходимо говорить и думать о себе, как о третьем лице, проблему которого вы хотите решить. Не считайте возникшую у вас проблему своей, считайте ее чужой – того человека, в котором вы привыкли видеть себя. Не вы оказались в сложной ситуации, а он – тот человек, с которым вы себя ассоциируете, оказался в сложной ситуации, и ваша задача, а вы – это чистый разум, в первую очередь заключается в том, чтобы вывести этого человека из того эмоционального состояния, в котором он пребывает и которое его слепит. А затем, и из той сложной ситуации, в которой он оказался, вы вместе с ним сможете его вывести. Подумайте над такой возможностью решения возникающих в вашей жизни проблем, примите в свою жизнь, в свое сознание, данный сценарий ваших действий, чтобы использовать его в стрессовых ситуациях. Ведь проблема с абстрагированием гораздо чаще возникает у тех людей, которые вообще не имеют представления о подобном состоянии собственного сознания, при котором человек говорит и думает о себе в третьем лице и в таком состоянии решает, и весьма эффективно, все свои проблемы. Некоторые люди даже критикуют тех, кто практикует подобный способ решения своих проблем, и утверждают, что человек, говорящий о себе в третьем лице – это какой-то ненормальный человек. Не придавайте этой точке зрения никакого значения. Она неверна! Ненормален тот человек, который не может решить свои проблемы, из-за отсутствия у него контроля над собственным эмоциональным состоянием, и тот, кто не дай бог придет к мысли о бессмысленности своей жизни и начнет задумываться о том, чтобы прервать ее. Вот что ненормально, вот что страшно! Люди, впадающие в депрессию и находящиеся в ней в течении долгих лет, лишая себя возможности полноценно общаться с внешним миром – вот с кем действительно не все в порядке, вот, кто ненормален, и кому явно нужна помощь. А тот, кто пытается себя успокоить, чтобы решить свои проблемы, говоря и думая о себе в третьем лице – это очень даже нормальный и психически здоровый человек. Так что обязательно прибегните к предложенному мною приему работы с собственным сознанием, чтобы избавиться от негативных эмоций и помочь себе так же, как вы могли бы помочь другому человеку, смотря на него со стороны, оказавшемуся в сложной ситуации и впавшему в состояние отчаяния и безысходности. Забудьте о том, что именно с вами происходит то, что происходит, и подумайте о том, как бы вы помогли человеку, оказавшемуся в подобной ситуации, какие бы советы вы ему дали, что бы вы предложили ему сделать, чтобы решить свои проблемы? Ну и потому, просто прислушайтесь к собственным советам и решите свои проблемы.

Помимо вышесказанного, друзья, вам необходимо включить в круг своих понятий представление о том, что Вселенная многовариантна, и у каждой ситуации может быть бесчисленное количество решений. Эти решения могут быть любыми, и хорошими для вас, и плохими. Возможно, вам в это трудно поверить или вы не хотите в это верить, предпочитая видеть себя в бесперспективном положении, в тупике, из которого нет выхода, но пока, человеческий опыт указывает на то, что это именно так. Следовательно, у той ситуации, пребывая в которой, вы испытываете чувство отчаяния и безысходности, есть такой сценарий развития событий, при котором вы будете чувствовать себя счастливым человеком и все у вас будет хорошо. И вообще, у любой ситуации есть масса позитивных сценариев развития событий, даже если в текущем состоянии эта ситуация кажется катастрофичной и выхода из нее не видно. Вам пока не надо с этим спорить или слишком много думать над этой теорией многовероятности будущего, пока я просто прошу вас включить ее в круг своих понятий. Допустите вероятность того, что такое может быть, и что даже та ситуация, в которой нет выхода, которая просто ужасна для вас или для кого-то другого, может завершиться для вас и для этого человека самым, что ни на есть, благоприятным образом. Работать над этой теорией будет – или ваш мозг, пытаясь помочь вам преодолеть тяжелое эмоциональное состояние – эмоциональный кризис, чтобы вы нашли решение своих проблем, либо эту теорию в работе с вами будет использовать психолог, к которому вы обратитесь за помощью. Главное, чтобы вы понимали, что безвыходных ситуаций не существует в нашем мире. В нашем мозгу да, они могут существовать, а в мире, в известной нам Вселенной – нет. Так что как бы тяжело вам сейчас не было, или кому-то другому, кому вы хотите помочь – знайте, все это временное ощущение отчаяния, безысходности, обреченности, страха, гнева и прочих, негативных эмоций и чувств, которые отравляют ум и душу человека. При определенных действиях со стороны испытывающего эти эмоции и чувства человека, они незамедлительно могут покинуть его. При каких именно действиях это может произойти? Об этом ниже.

Так вот, последнее и самое главное, о чем я хочу вам сказать, уважаемые читатели, и на чем мне хотелось бы, чтобы вы сосредоточили все свое внимание – это ваше желание себе помочь. Вы можете мне не поверить, но я, как человек опытный, утверждаю, потому что знаю это, что многие люди просто не хотят себе помочь, и они не хотят, чтобы им помогли другие, поэтому и не ищут выхода из тех сложных ситуаций, в которые жизнь их заводит. Им нравится находиться в этих ситуациях, нравится быть жертвой и страдать. Например, и это доказано многими учеными, о чем вы сами можете узнать в интернете и в соответствующей литературе, многие безнадежно больные люди, в своих мыслях, которые они могут даже не осознавать, не хотят выздоравливать, и поэтому умирают. И наоборот, те безнадежно больные люди, которые не просто верят, а искренне хотят выздороветь, излечиваются даже от самых неизлечимых болезней. Это не чудеса, это один из законов Вселенной, пока еще не до конца изученный людьми, но существующий и работающий. И этот закон говорит нам о том, что от наших желаний зависит, уж если не все, то многое. И в первую очередь, от наших желаний зависит, будем ли мы счастливыми людьми или будем страдать. Оказавшись в тяжелой жизненной ситуации, вы должны подумать о том, насколько сильно вы хотите ее изменить. Ведь если вам нравится страдать, тогда вам никто не сможет помочь решить ваши проблемы, и уж тем более вы сами не сможете себе помочь. Есть такие люди, которым очень нравится рассказывать всем о том, какой ужасной является их жизнь, как в ней все плохо и как они страдают. Они ищут и находят во всем негатив и затем накручивают, накручивают, накручивают на него другие негативные мысли, вгоняя себя в еще более мрачное состояние. Они постоянно ноют, постоянно жалуются на свою несчастную судьбу, постоянно говорят о своих страданиях, нередко многократно преувеличивая их значение и серьезность. Такие люди по своему собственному желанию впадают в состояние отчаяния и безысходности и не хотят из него выходить. Зачем им это нужно? Они хотят страдать, хотят получать удовольствие от боли и страданий, точно так же, как люди получают удовольствие от причинения себе вреда с помощью алкоголя и табака. Я не стану сейчас углубляться в эту тему, так как в двух словах ее не опишешь, поэтому мы оставим ее для других статей. Но вы должны знать, что без искреннего желания избавиться от негативных эмоций и чувств, человек от них не избавится.

Я постоянно сталкиваюсь в своей работе с людьми, которые не хотят, чтобы у них все было хорошо – они хотят страдать, им это нравится. И когда после длительного общения с ними и попыток им помочь, я понимаю, что они сопротивляются мне и не хотят принимать мою помощь, я задаю им прямой вопрос – почему они не хотят, чтобы у них все было хорошо? Не всем я этот вопрос задаю, ибо не все к нему морально готовы, многие люди даже не осознают того, что им нравится страдать, что им нравится видеть безысходность своей ситуации и бессмысленность своей жизни. Но те люди, которые, с моей точки зрения, готовы к этому вопросу, отвечают мне – что не знают, почему им не нужна, ни моя, ни их собственная помощь. Они не понимают, почему не хотят быть счастливыми, а хотят страдать. И вот с этого момента, у нас с ними начинается совсем другая работа. То есть, нужно сначала понять, почему ты не можешь сделать то, что тебе нужно сделать, чтобы решить свои проблемы. Ведь все дело в желании человека – он решает, быть ему счастливым или страдать.

Что касается вас, дорогие друзья, то вам необходимо хорошенько в себе и в своей жизни разобраться, чтобы постараться найти в ней закономерность того, что с вами произошло. Я не утверждаю на сто процентов, но допускаю вероятность того, что вы сами загнали себя, возможно даже не осознавая этого, в то состояние, в котором вы сейчас находитесь. Отчаяние и безысходность – это не самостоятельные явления в этом мире, это лишь одно из состояний нашего ума и нашей души. И это состояние, если вы в нем пребываете, уж если и не стало результатом вашего неосознанного желания, то во всяком случае, может, благодаря вашему, уже полностью осознанному желанию, покинуть вас. Для этого нужно, чтобы вы пожелали этого, а затем проявили волю к тому, чтобы вывести себя из этого состояния. И вот теперь, когда я вам об этом сказал, вы можете вернуться к моим словам о том, что Вселенная многовариантна, что ваше будущее имеет массу возможных вариантов, как хороших, так и плохих, и именно от вас зависит, по какому сценарию будет развиваться ваша дальнейшая жизнь. Согласитесь, теперь в это гораздо легче поверить. Теперь, когда вы знаете о том, какую силу может иметь ваше желание, уже и ваша вера начинает приобретать ту исцеляющую силу, которой она славится. Вы ведь знаете о том, что если человек будет верить в лучшее, то это лучшее наступит? Но чтобы во что-то верить, нужно этого хотеть, ведь без желания человека – вера бессильна. К тому же одной верой сыт не будешь, за ней всегда следуют конкретные действия, которые необходимо совершить, чтобы прийти туда, где ты хочешь оказаться. Верить легко, но не всегда эффективно. А вот понимать, на чем основана твоя вера и какой в ней смысл – вот это уже более эффективный подход к решению своих проблем.

От вашего, дорогие друзья, желания зависит – какое у вас будет эмоциональное и духовное состояние и как будет складываться ваша дальнейшая жизнь. Не нужно думать о каком-то конкретном варианте развития событий, который бы вас полностью устроил, просто решите для себя, чего вы хотите – чтобы у вас все было хорошо, или чтобы все было плохо. И постарайтесь объяснить себе свой выбор. И лишь после того, как ваше желание будет вами осознанно и принято – приступайте к поиску того варианта развития событий, при котором ваше будущее будет таким, каким вы хотите его видеть. Я уверяю вас, вы этот вариант обязательно найдете. А значит, на место чувства отчаяния и безысходности, придет чувство радости и счастья, опираясь на которое, вы совершите все требующиеся от вас действия для исполнения своего желания.

Последние материалы сайта