Налогоплательщики обязаны своевременно и в полном объеме. Налогоплательщики обязаны платить налоги своевременно и в полном объеме. Права налогоплательщика при контрольных действиях инспекции

16.01.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

1. Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.

2. Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.

3. Определённость . Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.

4. Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.

5. Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.

6. Пропорциональность . Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

7. Эластичность . Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации

8. Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.

9. Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.

10. Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.

Элементы:

Объект налога - имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

Субъект налога - налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано уплатить налог;

Источник налога - доход, из которого выплачивается налог;

Ставка налога - величина налоговых исчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;

Налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога;

Срок уплаты налога - срок, в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую.

Фискальная - налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация фискальной функции осуществляется за счет налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов.

Регулирующая - обеспечивает выравнивание доходов и расходов налогоплательщиков, перенаправление потоков рефинансирования между различными отраслями экономики, распределение доходов между центральными, региональными и местными бюджетами и т. п. Реализуется путем изменения налоговых ставок, включая применение прогрессивных или регрессивных налоговых ставок, изменения соотношения объемов налоговых изъятий между бюджетами различных уровней, изменением структуры налоговых изъятий по их видам, регулирования налоговой базы и т. п.

Стимулирующая - предполагает, что налоги являются средством оказания влияния на темпы экономического роста в стране, ускоряя или замедляя его темпы. Реализуется преимущественно путем установления налоговых льгот либо снижением налоговых ставок в целом.

Контролирующая - обеспечивает контроль государства над уровнем доходов и расходов своих граждан.

Виды налогов:

Прямые - налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.

К числу прямых налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль предприятий (корпораций, организаций и т.п.); налог с наследства и дарения, имущественный налог и т.п.

Косвенные - налог, взимаемый с покупателей в ценах товаров и услуг. Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учетом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, то есть по существу он является сборщиком, а покупатель - плательщиком косвенного налога. НДС, таможенные пошлины.

Снижение налогов на бизнес, например, снижение налогов на прибыль предприятий, вызывает рост их накоплений, что в дальнейшем приведёт к увеличению инвестиций предприятий в дополнительное оборудование, к расширению производства. Таким образом, изменение налогообложения предприятий вызывает изменение совокупного спроса, в случае с уменьшением налогов на прибыль это означает рост совокупного спроса и сдвиг кривой AD вправо.

Кривая Лаффера - графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок.

Слишком высокий уровень налогов может не оставить предприятиям возможностей для нормального развития или подорвать стимулы к такому развитию и, следовательно, сбор налогов сократится, но и слишком низкое, “вольготное” обложение может сократить поступление средств государству до недопустимого уровня.

Л. к. показывает зависимость расширения деловой активности (и соответственно сбора налогов) от налоговой ставки. На графике по линии х отложены уровни ставки налогообложения, на линии у - объем собираемых налогов (отражающий уровень деловой активности).

Л. к. имеет форму дуги и показывает, что наилучший экономический результат достигается не когда налоги самые низкие, а когда они оптимальные. И не может быть одного, на все случаи жизни, оптимального уровня налоговых изъятий.

Добавлю, что изменения в вопросе налогообложения иностранных граждан возможно только в случае включения соответствующих норм в межправительственные договоры и соглашения по избежанию двойного налогообложения.


Близится сезон отпусков - соответственно растет число вопросов, связанных с оплатой путевок. Например, часто задают такой вопрос. Организация приобретает путевки сотрудникам за счет средств, остающихся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль. Облагаются ли ЕСН такие расходы?

В отношении же организаций, не являющихся плательщиками налога на прибыль (например, перешедших на упрощенную систему налогообложения), пункт 3 статьи 236 НК РФ не действует. Им при приобретении путевок надлежит руководствоваться пунктом 1 статьи 237 приказом МНС России от 25.04.2003 N БГ-3-05/214. - Примеч. ред.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Основные_

1. Платить налоги и сборы:

Правильно исчислять

Уплачивать в полном объеме

Уплачивать своевременно

Уплачивать в установленном порядке

2. Вести в установленном порядке учет доходов, расходов, объектов налогообложения.

Представлять налоговые декларации и необходимые сведения.

4. Устранять выявленные нарушения_

Схема 2. Обязанности налогоплательщиков

Обязанность платить налоги и сборы. Конституционной обязанностью является обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Это - обобщенное требование. Оно разделяется на четыре составные части. Обязанность платить налоги означает, во-первых, обязанность правильно исчислять налог; во-вторых, обязанность уплачивать налог в полном объеме; в-третьих, уплачивать налог своевременно; в-четвертых, уплачивать налог в установленном порядке.

Правильное исчисление налога невозможно без организации учета необходимых данных. Поэтому НК РФ устанавливает, что налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах (п. 1 ст. 23 части первой НК РФ).

Данные учета ложатся в основу расчета налоговых платежей. Эти расчеты в форме налоговых деклараций представляются в налоговые органы. В соответствии с НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать.

В тех случаях, когда обязанность исчислить налог возлагается на налоговый орган, налогоплательщик не составляет и не представляет в налоговый орган налоговой декларации. В этом случае на налогоплательщика возлагается обязанность представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уп

Факультативные_

1. Встать на налоговый учет.

2. Сообщать налоговым органам о существенных изменениях своего положения.

3. Хранить документацию, связанную с налогообложением.

4. Представлять налоговым органам документы и информацию.

5. Не препятствовать законным действиям должностных лиц и налоговых органов.

латы налогов. Виды документов, их объем, сроки представления устанавливаются не налоговыми органами, а законодательством о том или ином конкретном налоге (сборе).

Исчисленный налог налогоплательщик обязан уплатить в полном объеме. Налог может быть уплачен единовременно либо поэтапно (в виде авансовых платежей и т.п.) в зависимости от установленных законодательством требований.

Налогоплательщик имеет право в соответствии с НК РФ достигать с финансовыми органами договоренности об изменении сроков уплаты налога. Что же касается размера платежа, то он определяется исключительно на основе закона и объектом соглашения выступать не может. Освобождение от уплаты исчисленной суммы налога возможно только в виде списания безнадежных долгов.

Налогоплательщик обязан уплатить налог в установленный срок. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение срока уплаты налога, т. е. перенос установленного срока уплаты на более поздний, допускается только в порядке и формах, предусмотренных НК РФ. Речь идет об отсрочке, рассрочке, налоговом кредите, инвестиционном налоговом кредите.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок задолженность налогоплательщика, именуемая также недоимкой, взыскивается принудительно путем обращения взыскания на денежные средства или имущество обязанного лица. При задержке платежа налога или сбора взыскиваются также пени. Размер, условия и порядок их взыскания устанавливаются НК РФ.

Обязанность устранять выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах. В случае обнаружения нарушений законодательства о налогах и сборах налогоплательщик обязан их устранить. Такие нарушения могут быть обнаружены налогоплательщиком самостоятельно (в том числе с помощью консультантов, аудиторов и др.) либо же они могут быть выявлены в результате контрольных действий налоговых органов.

НК РФ устанавливает, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы проводится перерасчет налоговых обязательств за период, в котором допущена ошибка, а при невозможности определения этого периода коррективы вносятся в текущую отчетность (п. 1 ст. 54 части первой НК РФ).

Обязанность встать на налоговый учет. Постановка налогоплательщиков на учет может быть выполнена двумя способами: либо на основании заявления налогоплательщика, либо автоматически, без инициативы налогоплательщика, на основании информации третьих лиц.

На организации и индивидуальных предпринимателей (а также нотариусов, частных детективов, охранников) возложена обязанность в течение 10 дней после их государственной регистрации (получения лицензии, свидетельства и т.

П.) обратиться в налоговый орган с заявлением о постановке на учет.

Граждане, не обладающие статусом индивидуальных предпринимателей, также учитываются налоговыми органами в качестве налогоплательщиков. Однако от граждан не требуется никаких действий. Налоговый учет проводится на основе сведений органов, регистрирующих физических лиц по месту жительства, регистрирующих рождения и смерти. Налоговый орган, зарегистрировавший гражданина, обязан незамедлительно известить его об этом.

По общему правилу регистрация проводится в налоговом органе по местонахождению организации или по месту жительства гражданина. Однако Налоговый кодекс Российской Федерации в ряде случаев возлагает на налогоплательщиков обязанность провести дополнительную регистрацию в других территориальных налоговых органах. Организации обязаны встать на налоговый учет также и по местонахождению их филиалов, представительств. Дополнительная регистрация налогоплательщиков, как организаций, так и граждан, проводится по местонахождению принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

При постановке на учет каждому налогоплательщику присваивается единый идентификационный номер, который затем проставляется на всех документах, связанных с налогообложением. Сведения о налогоплательщиках группируются в Едином государственном реестре налогоплательщиков.

Обязанность налогоплательщика сообщать налоговым органам о существенных изменениях своего положения. НК РФ возлагает на налогоплательщиков - предпринимателей и организации обязанность сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии банковских счетов, обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях, о создании, реорганизации или ликвидации обособленных подразделений, об изменении своего нахождения, о прекращении деятельности, объявлении банкротства, ликвидации или реорганизации. Эта информация предоставляется налогоплательщиком не по запросу налогового органа, а по собственной инициативе. Установлены сроки представления указанной информации и ответственность за невыполнение данных требований закона (ст. 23, 118 части первой НК РФ).

Обязанность хранить документацию, связанную с налогообложением. Выполнение налоговым органом контрольных функций возможно только при наличии документов, позволяющих проверить пра

вильность исчисления и своевременность уплаты налогов налогоплательщиками.

Такие документы должны храниться налогоплательщиком в течение четырех лет (подп. 8 п. 1 ст. 23). По смыслу данной нормы отсчет указанного срока следует проводить не с даты создания документа, а с даты окончания налогового периода, к которому относится конкретный документ.

Обязанность представлять налоговым органам документы и информацию. Эти документы в виде заверенных копий должны быть представлена налоговому органу в пятидневный срок (ст. 93 части первой НК РФ). Лицу может быть предъявлено требование представить имеющиеся у него документы, содержащиеся сведения о другом налогоплательщике.

Налоговыми агентами называют лиц, на которых законодательством возложена обязанность исчислять налог с сумм, выплачиваемых ими налогоплательщику, удерживать этот налог и перечислять его в бюджет или внебюджетные фонды.

Существенным является условие, в соответствии с которым обязанности налоговых агентов распространяются только на суммы, выплачиваемые ими налогоплательщикам непосредственно. Источником удержания налога могут быть только причитающиеся налогоплательщику доходы. Правило о том, что налогоплательщик уплачивает налог лично, т.е. за свой счет, должно соблюдаться и при удержании налога налоговым агентом.

При невозможности удержания налога (например, в том случае, когда налоговый агент рассчитывается с налогоплательщиком не в денежной, а в натуральной форме) обязанности налогового агента ограничиваются необходимостью в течение одного месяца письменно сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика.

Вопрос: последний: верны ли следующие суждения о правах и обязанностях налогоплательщиков? А. налогоплательщики обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. Б. налогоплательщики могут пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленных законодательством. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

последний: верны ли следующие суждения о правах и обязанностях налогоплательщиков? А. налогоплательщики обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. Б. налогоплательщики могут пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленных законодательством. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Ответы:

я думаю, 1) верно тролько А

Похожие вопросы

  • Графическим способом решить уравнение функции корень из х=-х+3, очень нужно выручайте
  • Тело массой 2кг движется с ускорением 4м/с в квадрате. Какова равнодействующая всех приложенных к телу сил?
  • Маркиз Карабас поймал 6 зайцев,кроликов на 7 больше,а уток на 4 больше,чем зайцев.сколько животных он поймал?
  • сравнительная таблица организационно-правовых форм предпринимательской деятельности
  • ПРидумать 2 правила школьной жизни,которые могут помочь мне,школе и объяснить почему))Помогииииитее
  • Что можно сказать об изменении денежной массы, если скорость обращения увеличилась на 15 %, количество товаров и услуг снизилось на 10 %, а уровень цен равен 1, 3 ? Помогите плизз
  • ПОмоги!Навеску лития массой 2,8 г опустили в химический стакан, в котором находится порция воды массой 250 г. Вычислите массу образовавшейся щелочи и ее массовую долю в растворе после реакции

(извлечение)


Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Ставропольскому району Самарской области обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью экспериментальное научно - производственное объединение "Эрика" (ООО ЭНПО "Эрика") о взыскании штрафных санкций по п. 3 ст. 120 НК РФ в размере 15 000 руб. за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, повлекшее занижение налогооблагаемой базы, и по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 20% штрафа от неуплаченного НДС в размере 26 819 руб. и 20% штрафа от неуплаченного налога на пользователей автодорог в размере 1 213 руб., всего 43 032 руб.

Решением от 22.12.2000 г. суд удовлетворил требования налогового органа частично, взыскав с ООО ЭНПО "Эрика" по п. 1 ст. 122 НК РФ 20% штраф от неуплаченного НДС и налога на пользователей автодорог в размере соответственно 6 567 руб. и 339 руб. 20 коп., в остальной части иска отказал.

В апелляционном порядке законность и обоснованность принятого по делу судебного акта не проверялась.

В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по Ставропольскому району Самарской области просит отменить решение суда первой инстанции в части неудовлетворенных исковых требований налогового органа в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Заявитель жалобы считает, что у суда не было оснований для уменьшения сумм штрафа по НДС, так как неуплата сумм НДС за один налоговый период (квартал) уже является налоговым правонарушением, а переплата за другой налоговый период не влечет за собой уменьшения НДС за налоговый период, в котором обнаружен факт неуплаты налога. Кроме того, суд, в нарушение ст. 5 Закона РФ от 18.10.91 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", сложил суммы налога, поступающие в Федеральный дорожный фонд и поступающие в Территориальный дорожный фонд, что противоречит принципу разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, что Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Ставропольскому району Самарской области проведена выездная налоговая проверка ООО ЭНПО "Эрика" по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.04.97 г. по 01.01.2000 г. В ходе проверки был произведен расчет налога на добавленную стоимость, начисленного от сумм оплаченных коммунальных услуг и внереализационных доходов с исключением предъявленного и оплаченного НДС поставщикам, в результате чего была установлена переплата НДС по периодам в сумме 101 255 руб. и недоимка по НДС по периодам в сумме 134 094 руб. Кроме того, в ходе проверки правильности определения налога на пользователей автомобильных дорог была установлена недоимка в сумме 4 348 руб. и переплата в сумме 1 845 руб. в Территориальный дорожный фонд (ТДФ), недоимка в сумме 1 716 руб. и переплата в сумме 2 523 руб. в Федеральный дорожный фонд (ФДФ), о чем составлен акт N 92 от 24.05.2000 г.

На основании данного акта налоговый орган принял решение от 30.03.2000 г. о привлечении ООО ЭНПО "Эрика" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 120 НК РФ в виде штрафа в сумме 15 000 руб. за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы и по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы НДС в размере 26 819 руб. и штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога на пользователей автодорог в ТДФ в сумме 870 руб., в ФДФ в сумме 343 руб.

Удовлетворяя частично исковые требования налогового органа, суд первой инстанции взыскал штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ с суммы разницы от недоимки по налогам и переплаты по этим же налогам.

Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ "О основах налоговой системы в РФ" (действующей до 01.01.99 г.), а также п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги.

Согласно п. 3 ст. 11 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" и п. 3 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность налогоплательщика по уплате налога прекращается уплатой им налога.

Данными законодательными актами предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком своих обязанностей их исполнения обеспечивается путем привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.

Ст. 122 НК РФ предусмотрено взыскание штрафа за неуплату или неполную уплату сумм налога, то есть непоступление установленных законодательством сумм налога в бюджет.

Материалами дела подтверждено, что у ООО ЭНПО "Эрика" имеется как недоимка по НДС и налогу на пользователей автодорог, так и переплата по данным налогам. Следовательно, суммой неуплаты данных налогов будет считаться разница между недоимкой и переплатой данных налогов вне зависимости от уровней бюджетной системы.

Поэтому суд первой инстанции правомерно взыскал штрафные санкции только с суммы неуплаченных налогов: по НДС от суммы 32 839 руб. - в размере 6 567 руб. 80 коп., по налогу на пользователей автомобильных дорог от суммы 1 696 руб. - в размере 339 руб. 20 коп.

Кроме того, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно признал неправомерным применение к ответчику штрафных санкций по п. 3 ст. 120 НК РФ, так как в определении Конституционного Суда РФ от 18.01.01 г. N 6-О о проверке конституционности пунктов 1 и 3 ст. 120 и п. 1 ст. 122 НК РФ указано, что из конституционно - правового смысла составов налоговых правонарушений положения пунктов 1 и 3 статьи 120 и п. 1 статьи 122 НК РФ не должны применяться одновременно за совершение действий (бездействий), повлекших занижение налогооблагаемой базы и, как результата, неуплату налогов.

Учитывая, что ООО ЭНПО "Эрика" привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, следовательно, привлечение по п. 3 ст. 120 НК РФ неправомерно.

При таких обстоятельствах у судебной коллегии нет оснований для отмены принятого по делу судебного акта.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия


ПОСТАНОВИЛА:


решение Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2000 г. по делу N А 55-8872/00-22 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Последние материалы сайта