Леонардо да винчи и его эстетические взгляды. Британский офтальмолог нашел у леонардо да винчи косоглазие О волновой природе света

20.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Леонардо да Винчи совершил немало открытий и в оптике.

До Леонардо существовала только геометрическая оптика. О природе света высказывались лишь фантастические гипотезы, не имевшие никакой связи с действительностью. Леонардо впервые высказывает смелые догадки о волновой природе света: "Вода, ударяясь водою, образует вокруг места удара круги; звук - на далекое расстояние в воздухе, еще больше - огонь".

Занятия Леонардо по геометрической оптике, в отличие от ряда других областей, базировались на прочном фундаменте трудов по оптике древних греков и в первую очередь на оптике Евклида. Кроме древних греков, его учителями были Витело и Альхазен, а также художники раннего Возрождения и в первую очередь Брунеллески и Учелло, которые, занимаясь вопросами перспективы, много работали над геометрическими построениями, связанными с законами линейной оптики. Но первое научное объяснение природы зрения и функций глаза принадлежит Леонардо да Винчи. Он же первым делает попытку переноса естественнонаучного знания в оптике в прикладную область.

И начал Леонардо с глаза, о котором его предшественники писали немало, но сбивчиво и недостаточно конкретно. Он стремится определить процесс, происходящий в глазу, видящем внешний мир. Для этого не было другого способа, как заняться анатомией глаза. Леонардо усердно взялся за дело, раздобыл много глазных яблок, разрезал их, изучал строение, зарисовывал. В результате он создал теорию зрения, хотя и не вполне правильную и в некоторых деталях еще повторяющую ошибки тогдашней науки, но все же весьма близкую к правильной. Изучая рукописи Леонардо да Винчи, посвященные строению и функциям глаза, нужно учитывать, по крайней мере, два обстоятельства: первое связано с тем, что Леонардо представлял себе хрусталик в виде сферы, а не в виде двояковыпуклой линзы; второе - он предполагает, что хрусталик не прилегает к радужной оболочке и расположен примерно в центре глаза. Им была создана уникальная модель человеческого глаза с роговой оболочкой, хрусталиком, зрачком и стекловидным телом ("водянистой влагой").


Ход лучей в камере-обскуре.
Рисунок Леонардо да Винчи. XV век.

Леонардо довольно подробно рассматривает вопросы аккомодации и адаптации глаза. "Зрачок глаза получает столь разнообразные р азмеры, сколь разнообразна светлота и темнота предметов, которые предстают перед ним. В этом случае природа пришла на помощь зрительной способности, которая, будучи поражаема чрезмерным светом, имеет возможность сокращать зрачок глаза и, поражаемая различной темнотой, шире раскрывать это светлое отверстие, наподобие отверстия кошелька. И природа поступает здесь как тот, кого в помещении слишком много света, - закрывающего половину окна, больше и меньше, смотря по надобности; и когда приходит ночь, он открывает все окна, чтобы лучше видеть внутри названного помещения. И природа прибегает здесь к постоянному выравниванию, непрестанно умеряя и устрояя, увеличивая и уменьшая зрачок, соразмерно названным градациям темноты и света, непрестанно перед ним возникающий. Ты убедишься в этом на опыте, наблюдая ночных животных, каковы кошки, филины, совы и т.п., у которых в полдень зрачок маленький, а ночью огромный"

Леонардо да Винчи не только старался дать объяснение природе зрения и строению глаза, но и пытался решить вопрос об улучшении зрения. Недостатки глаза (близорукость и дальнозоркость) он рекомендовал исправлять искусственными стеклянными линзами - очками. Очкам и увеличительным стеклам посвящены страницы Атлантического кодекса. Таким образом, мы доказали, что в вопросе о природе зрения и функциях глаза Леонардо да Винчи пошел значительно дальше своих предшественников. Им были поставлены и решены задачи построения хода лучей в глазе и камере-обскуре, выявлены основные законы зрения, дано научное объяснение действия линз, з еркал и очков. Изучение Леонардо да Винчи свойств бинокулярного зрения привело его к созданию около 1500 г. конструкции стереоскопа.

Идея прожектора возникла из сценических потребностей. Он представлял собой ящик, с одной стороны которого располагалась большая стеклянная линза, а внутри находилась свеча. Так Леонардо создавал "интенсивный и широкий свет".

Подробному анализу подверг Леонардо особенно важный для художника вопрос об образовании теней, их форме, интенсивности и окраске (теория теней). Наконец, наибольшее внимание он уделил проблемам отражения лучей света от плоских и изогнутых поверхностей (в первую очередь - зеркал) и преломления лучей в различных средах. Экспериментируя и исследуя в этих областях, Леонардо нередко приходил к новым, ценным, полностью правильным результатам.

Кроме того, он изобрел ряд осветительных устройств, в том числе, ламповое стекло, мечтал о создании телескопа из очковых линз. В 1509г. им была предложена конструкция станка для шлифовки вогнутых зеркал , подробно описано изготовление параболических поверхностей.

"Величайшие достоинства, которыми когда-либо обладал человек, как ниспосланные свыше, так и врожденные, - или нет, все же сверхъестественные, чудесным образом соединившиеся в одном человеке: красота, грация, талант - были таковы, что, к чему бы этот человек, столь счастливо одаренный, ни обращался, любое его действие было божественно; он всегда оставлял всех других людей позади, и это воочию доказывало, что он ведом рукой самого Господа"

Джорджо Вазари

ОПТИКА

Леонардо да Винчи совершил немало открытий и в оптике.

До Леонардо существовала только геометрическая оптика. О природе света высказывались лишь фантастические гипотезы, не имевшие никакой связи с действительностью. Леонардо впервые высказывает смелые догадки о волновой природе света: "Вода, ударяясь водою, образует вокруг места удара круги; звук - на далекое расстояние в воздухе, еще больше - огонь".

Занятия Леонардо по геометрической оптике, в отличие от ряда других областей, базировались на прочном фундаменте трудов по оптике древних греков и в первую очередь на оптике Евклида. Кроме древних греков, его учителями были Витело и Альхазен, а также художники раннего Возрождения и в первую очередь Брунеллески и Учелло, которые, занимаясь вопросами перспективы, много работали над геометрическими построениями, связанными с законами линейной оптики. Но первое научное объяснение природы зрения и функций глаза принадлежит Леонардо да Винчи. Он же первым делает попытку переноса естественнонаучного знания в оптике в прикладную область.

И начал Леонардо с глаза, о котором его предшественники писали немало, но сбивчиво и недостаточно конкретно. Он стремится определить процесс, происходящий в глазу, видящем внешний мир. Для этого не было другого способа, как заняться анатомией глаза. Леонардо усердно взялся за дело, раздобыл много глазных яблок, разрезал их, изучал строение, зарисовывал. В результате он создал теорию зрения, хотя и не вполне правильную и в некоторых деталях еще повторяющую ошибки тогдашней науки, но все же весьма близкую к правильной. Изучая рукописи Леонардо да Винчи, посвященные строению и функциям глаза, нужно учитывать, по крайней мере, два обстоятельства: первое связано с тем, что Леонардо представлял себе хрусталик в виде сферы, а не в виде двояковыпуклой линзы; второе - он предполагает, что хрусталик не прилегает к радужной оболочке и расположен примерно в центре глаза. Им была создана уникальная модель человеческого глаза с роговой оболочкой, хрусталиком, зрачком и стекловидным телом ("водянистой влагой").

Леонардо довольно подробно рассматривает вопросы аккомодации и адаптации глаза. "Зрачок глаза получает столь разнообразные размеры, сколь разнообразна светлота и темнота предметов, которые предстают перед ним. В этом случае природа пришла на помощь зрительной способности, которая, будучи поражаема чрезмерным светом, имеет возможность сокращать зрачок глаза и, поражаемая различной темнотой, шире раскрывать это светлое отверстие, наподобие отверстия кошелька. И природа поступает здесь как тот, кого в помещении слишком много света, - закрывающего половину окна, больше и меньше, смотря по надобности; и когда приходит ночь, он открывает все окна, чтобы лучше видеть внутри названного помещения. И природа прибегает здесь к постоянному выравниванию, непрестанно умеряя и устрояя, увеличивая и уменьшая зрачок, соразмерно названным градациям темноты и света, непрестанно перед ним возникающий. Ты убедишься в этом на опыте, наблюдая ночных животных, каковы кошки, филины, совы и т. п., у которых в полдень зрачок маленький, а ночью огромный".

Ход лучей в камере-обскуре. Рисунок Леонардо да Винчи. XV век

Леонардо да Винчи не только старался дать объяснение природе зрения и строению глаза, но и пытался решить вопрос об улучшении зрения. Недостатки глаза (близорукость и дальнозоркость) он рекомендовал исправлять искусственными стеклянными линзами - очками. Очкам и увеличительным стеклам посвящены страницы Атлантического кодекса. Таким образом, мы доказали, что в вопросе о природе зрения и функциях глаза Леонардо да Винчи пошел значительно дальше своих предшественников. Им были поставлены и решены задачи построения хода лучей в глазе и камере-обскуре, выявлены основные законы зрения, дано научное объяснение действия линз, зеркал и очков. Изучение Леонардо да Винчи свойств бинокулярного зрения привело его к созданию около 1500 г. сценических потребностей. Он представлял собой ящик, с одной стороны которого располагалась большая стеклянная линза, а внутри находилась свеча. Так Леонардо создавал "интенсивный и широкий свет".

Подробному анализу подверг Леонардо особенно важный для художника вопрос об образовании теней, их форме, интенсивности и окраске (теория теней). Наконец, наибольшее внимание он уделил проблемам отражения лучей света от плоских и изогнутых поверхностей (в первую очередь - зеркал) и преломления лучей в различных средах. Экспериментируя и исследуя в этих областях, Леонардо нередко приходил к новым, ценным, полностью правильным результатам.

Кроме того, он изобрел ряд осветительных устройств, в том числе, ламповое стекло, мечтал о создании телескопа из очковых линз. В 1509 г. им была предложена конструкция станка для шлифовки вогнутых зеркал , подробно описано изготовление параболических поверхностей.

ФИЛОЛОГИЯ

Леонардо был не только выдающимся живописцем, инженером и архитектором, но и филологом.

В своих научных записях Леонардо да Винчи отдает должное одному из увлечений эпохи Возрождения - в то время считалось недостойным писать научные труды на обыденном языке. Достойными для изложения научных мыслей в средние века считались только лишь древнегреческий язык и классическая латынь. Но в то же время Леонардо - новатор и не может не пытаться расширить круг людей, которые бы могли понять его, поэтому использует итальянский.

В кодексе "Trivulziano", в манускриптах "H" и "J", в "Атлантическом" кодексе собран огромный материал для какого-то универсального филологического труда, глубина и обширность которого поразили исследователей. То ли это опыт трактата по философии языка, то ли латино-итальянский словарь и грамматика, то ли попытки создать точную и ёмкую терминологию, для описания своих опытов… Язык записей Леонардо очень хорошо передаёт всю полноту его многогранной натуры, непостижимый сплав энергий ясного проницательного ума и бури сильных и ярких чувств: "Поскольку образы предметов полностью находятся во всём предлежащем им воздухе и все - в каждой его точке, необходимо, чтобы образы гемисферы нашей, со всеми небесными телами, входили и выходили через одну естественную точку, где они сливаются и соединяются во взаимном пересечении, при котором образы луны на востоке и солнца на западе соединяются и сливаются в такой естественной точке со всей нашей гемисферой. О, чудесная необходимость! Ты величайшим умом понуждаешь все действия быть причастными причин своих, и по высокому и непререкаемому закону повинуется тебе в кратчайшем действовании всякая природная деятельность! Кто мог бы подумать, что столь тесное пространство способно вместить в себя образы всей Вселенной? О, великое явление, - чей ум в состоянии проникнуть в такую сущность? Какой язык в состоянии изъяснить такие чудеса? Явно никакой! Это направляет человеческое размышление к созерцанию божественного." (Атлантический кодекс, лист 345).

Кроме того, среди современников Леонардо считался одним из лучших знатоков поэзии Данте, а знание и понимание Данте было в годы жизни Леонардо своеобразным аттестатом высшей литературной зрелости.

ГЕОЛОГИЯ

Леонардо да Винчи пытливо наблюдал природу, и уже по одной этой причине он не мог не интересоваться этим вопросом. Многие позднейшие исследователи обвиняли его в разбросанности, но справедливо ли винить его в том, что он не мог пройти спокойно мимо явлений природы, которые он не понимал, хотя эти явления и лежали в стороне от его основных занятий. Так родилась его теория окаменелостей, так развил он представление о геологических пластах.

Наблюдая за земляными работами при проведении каналов для осушения болот в крестностях Милана, Леонардо да Винчи обратил внимание на окаменелые раковины и другие органические остатки, заключенные в твердых горных породах. Точно так же, как Авиценна и Бируни, он пришел к заключению, что современная суша и даже горы, на которых найдены остатки раковин, устриц, кораллов и морских раков, некогда были дном отступившего древнего моря. Некоторые из его современников считали, что раковины образовались в земных пластах под влиянием "света звезд". Служители церкви утверждали, будто со времени "сотворения" мира земная поверхность оставалась неизменной, а раковины принадлежат погибшим морским животным, которые были занесены на сушу во время "всемирного потопа" и остались там, когда воды схлынули.

Леонардо де Винчи не признавал катаклизмов, выдвигающих и разрушающих материки, вздымающих горы, истребляющих флору и фауну в мгновение ока. Ученый полагал, что очертания суши и океанов начали изменяться медленно еще в далеком прошлом, что этот процесс постоянный. Медленная, но неустанная деятельность воды, атмосферы, ветра приводит, в конце концов, к преобразованию земной поверхности. "Берега растут, подвигаясь в море, рифы и мысы разрушаются, внутренние моря высыхают и превращаются в реки". Горные породы с остатками растений и животных отложились когда-то в воде, деятельность которой, по мнению Леонардо, нужно считать главнейшим геологическим фактором.

Леонардо да Винчи не побоялся выступить с критикой библейской легенды всемирного потопа, утверждая, что Земля существует значительно дольше, чем сказано в священном писании. Такое вольнодумство грозило неприятностями, и только заступничество миланского герцога спасло художника от тюремного заключения.

ФИЗИКА

Великий инженер легко переходит от частного случая к общему, от конкретного к абстрактному, одним словом - от техники к науке. Вопросы механики перспективы привели Леонардо к исследованию проблем геометрии (алгебра, которая начала развиваться в его время, была ему почти незнакома) и механики.

Наиболее долговечным и, быть может, наиболее значительным было его исследование центров тяжести плоских и объемных фигур, начатое еще раньше двумя другими великими мыслителями - Архимедом и Героном, о которых Леонардо мог знать по работам Альберта Саксонского и схоластов. Как Архимед нашел центр тяжести треугольника, так и Леонардо находит центр тяжести тетраэдра (а отсюда и произвольной пирамиды). К этому открытию он добавляет также весьма изящную теорему: прямые, соединяющие вершины тетраэдра с центрами тяжестей противоположных граней, пересекаются в одной точке, являющейся центром тяжести тетраэдра и делящей каждую из прямых на две части, из которых та, что прилегает к вершине, втрое больше другой. Это первый результат, который наука нового времени добавила к исследованиям Архимеда о центрах тяжести.

Леонардо, безусловно, был знаком со многими трудами по механике, что следует из немногочисленных приводимых им цитат и из более многочисленных выписок и заметок без указания источников. Из этих источников Леонардо воспринимал современное ему учение о механике, усваивал его, правильно применял и развивал. Он пошел дальше, расширив понятие момента силы по отношению к точке, открыв для двух частных случаев теорему о разложении моментов и с удивительным искусством применив ее для решения задач о сложении и разложении сил, решения, которое безуспешно искали в течение многих столетий и которое было полностью выяснено лишь столетием позже Стевином и Галилеем.

От Иордана Неморария, а может быть, и от Альберта Саксонского Леонардо узнал условия равновесия тела, опирающегося на наклонную плоскость. Но он превзошел этих авторов, открыв, по-видимому в результате размышлений об устойчивости различных наклонных башен в Италии (Пиза, Болонья), теорему, которая теперь называется "теоремой об опорном многоугольнике": тело, опирающееся на горизонтальную плоскость, остается в равновесии, если основание вертикали, проведенной из его центра тяжести, попадает внутрь площади опоры.

В применении результатов науки к технике Леонардо первым попытался дать теорию арки - "крепости, создаваемой двумя слабостями; ибо арка здания состоит из двух четвертей круга, каждая из этих четвертей круга весьма слабая, сама по себе стремится упасть, но так как одна препятствует падению другой, то слабости обеих четвертей превращаются в крепость единого целого".

Он первый занялся вопросами сопротивления балок растяжению и сжатию, первый стал изучать механизм трения и заметил его влияние на условия равновесия.

В области динамики Леонардо впервые поставил и частично разрешил ряд вопросов. Занятия артиллерией натолкнули его на изучение полета и удара пушечного ядра; он впервые задался вопросом, как летят ядра, выбрасываемые под разными углами, и какова сила удара. Впервые поставил Леонардо вопрос об ударе упругих шаров и для ряда случаев пришел к вполне правильному решению.

Весьма замечательны работы Леонардо над проблемой трения. Он первый ввел самое понятие коэффициента трения и вполне правильно выяснил причины, определяющие величину этого коэффициента.

АСТРОНОМИЯ

Леонардо да Винчи гораздо более знаменит как художник, нежели как естествоиспытатель. Вместе с тем, его вклад в естествознание, и, прежде всего, в учение о Вселенной очень значителен. Об астрономических воззрениях Леонардо ничего не было известно до середины XIX века, когда впервые были расшифрованы и стали публиковаться его записные книжки.

Во времена Леонардо да Винчи еще беспредельно господствовала птолемеевская система мира. Согласно которой центром Вселенной является Земля, а вокруг нее расположены все известные на тот момент космические тела. Луна, по мнению Птолемея, самое близкое к нам светило. Затем идут Меркурий и Венера, а после них Птолемей расположил орбиту Солнца. За последним - еще три планеты: Марс, Юпитер и Сатурн. Таким образом, математик поделил известные планеты на две группы - внутренние и внешние (по отношению к Солнцу). Леонардо неоднократно указывал на несостоятельность этой системы.

Вот что пишет Леонардо в своем дневнике о Земле как о небесном теле: "Земля не в центре солнечного круга, и не в центре мира, а в центре своих элементов, ей близких и с ней соединенных; и кто стал бы на Луне, когда она вместе с Солнцем под нами, тому эта наша Земля со стихией воды показалась бы играющей и действительно играла бы ту же роль, что Луна по отношению к нам". В другом месте он писал: "Солнце не движется". Леонардо оспаривал также единственность и своеобразность устройства Земли как центра вселенной. Предвосхищая результаты наблюдения Галилея о родственности структуры поверхности Земли и Луны, он говорил: "Земля-звезда почти подобная Луне".

Из крупных открытий в области астрономии следует отметить первое правильное объяснение Леонардо причин пепельного отсвета затемненной части Луны. До Леонардо объяснение наличия пепельного цвета и не освященной части Луны искали в том, что Луна сама светит, но слабо. Леонардо первый нашел правильное объяснение, указав, что более темные части Луны освещены, хотя и слабо, солнечным светом, отраженным от поверхности Земли.

ЗЕМНЫЕ УВЛЕЧЕНИЯ

Чем только не увлекался Леонардо! Невероятно, но в числе его интересов были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане на протяжении 13-ти лет он был распорядителем придворных пиров.

Леонардо изобрел несколько кулинарных приспособлений, облегчающих жизнь поваров. Это устройство для колки орехов, хлеборезка, штопор для левшей, а также механическая давилка для чеснока "леонардо", которой по сей день, пользуются итальянские повара. Кроме того, он придумал автоматический вертел для жарки мяса, к вертелу было присоединено подобие пропеллера, который должен был вращаться под действием потоков нагретого воздуха, идущих вверх от огня. К ряду приводов длинной веревкой был прикреплен ротор, усилия передавались на вертел с помощью ремней или металлических спиц. Чем сильнее разогревалась печь, тем быстрее вращался вертел, что предохраняло мясо от подгорания. Оригинальное блюдо "от Леонардо" - тонко нарезанное мясо, тушеное с уложенными сверху овощами, - пользовалось большой популярностью на придворных пирах.

ЗАСТОЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ

Наряду с изобретением различных устройств, облегчающих работу на кухне, Леонардо да Винчи разрабатывал правила этикета.

В ту эпоху во время пиров было принято вытирать жирные руки об общую скатерть. Можно представить, что она представляла собой после окончания застолья. Иногда, скатерть заменяла одежда соседей по столу! Леонардо считал это недостойным своего века и… придумал столовые салфетки. Но, увы, эта новинка не прижилась. Когда во время обеда Леонардо да Винчи положил на стол перед каждым гостем индивидуальные салфетки, никто не знал, что с ними делать. Одни придворные стали подстилать их под себя, другие сморкаться. А некоторые заворачивали в салфетки угощения и прятали их по карманам. Больше Леонардо салфетки гостям не предлагал.

Неудачей же закончилась и попытка Леонардо да Винчи ввести в обиход общую салатницу, которую гости передавали бы друг другу, и каждый брал бы себе некоторое количество салата. К сожалению, первый же гость, перед которым была поставлена салатница, поглотил все ее содержимое, погрузив для этого обе руки в середину блюда.

НЕСКОЛЬКО РЕЦЕПТОВ ОТ ЛЕОНАРДО

Следующие рецепты взяты из книги "Кодекс Романовых", которая появилась около 20 лет назад в Италии. В предисловии автор написал, что скопировал произведение с рукописи манускрипта Леонардо, хранящейся в архивах Эрмитажа. Рукопись найти не удалось. Но, исследовав книгу, специалисты сделали вывод, что Леонардо вполне может быть ее автором и описанные в ней рецепты соответствуют тому времени.

Суп с ягодами

Отварите несколько пригоршней мягких свежих фруктов в крепком свином бульоне и процедите через сито из конского волоса. Теперь поверх отвара выложите ягодами слова Zuppa di Bacci (суп с ягодами). Так вашим гостям сразу станет ясно, какое блюдо им подали.

Точно так же можно приготовить суп с каперсами, но в конце вместо ягод украсьте его каперсами, из коих сложите слова Zuppa di Cappero, иначе ваши гости могут подумать, что им подали тот же суп.

Закуски от Леонардо

Слива без косточки, поделенная на 4 части, подается на тонком ломтике сырой говядины, провяленной на солнце в течение трех месяцев. В качестве украшения - цветок яблони.

Куриное яйцо сварить вкрутую, очистить и извлечь из него желток. Желток смешать с перчеными кедровыми орешками и возвратить на место. Можно заправить сливочным соусом.

Возьмите благородного морского лосося, выпотрошите, снимите кожу и, разминая, удалите косточки и все ненужное. Затем смешайте раздавленную рыбу с разбитыми куриными яйцами, из полученной массы руками сделайте шарики или пирожки размером с кулак, обваляйте их в хлебных крошках и обжарьте на сковороде в кипящем масле до золотисто-коричневого цвета. Гарниром к этому блюду будет побег петрушки.

Рождественский пудинг

Удалите кожу, кости и разомните в кашицу 7 больших белых рыб. Смешайте это с мякотью семи караваев белого хлеба и одним натертым на терке белым трюфелем, для склеивания добавьте белки 7 куриных яиц и варите на пару в прочном холщовом мешке в течение одного дня и одной ночи.

Мясные шарики

Нежнейшую свинину, отваренную и тщательно истолченную, смешать с мелко натертыми яблоком, морковью и куриным яйцом. Из этой пасты сделать шарики, обжарить их до золотисто-коричневого цвета и подать на ложе из риса.

Леонардо да Винчи. Спаситель мира. около 1499 года.

У Леонардо да Винчи, по всей вероятности, было прерывистое расходящееся косоглазие, говорится в JAMA Ophthalmology. К такому выводу пришел британский офтальмолог, изучив шесть картин, рисунков и скульптур художника. При этом заболевание могло помогать художнику в работе, так как расходящееся косоглазие ассоциируется с хорошим стереоскопическим зрением.

При косоглазии один или оба глаза при взгляде на объект отклоняются от центральной оси. При этом со стороны видно, что роговицы расположены несимметрично по отношению к углам или краям век. Различают несколько видов этого заболевания, в том числе расходящееся косоглазие (экзотропию), когда роговица направлена к краю глаза. Косоглазие может быть прерывистым, то есть иногда оно проявляется, а иногда человек может выровнять глаза.

Некоторые известные художники, например Рембрандт, Дюрер и Дега, страдали косоглазием. Это видно из их автопортретов, на которых заметно неправильное положение роговицы одного из глаз. Британский офтальмолог Кристофер Тайлер (Christopher Tyler) из Лондонского городского университета предположил, что в этот ряд можно поставить и Леонардо да Винчи. Исследователь изучил шесть работ (две скульптуры, две картины маслом и два рисунка) - возможные автопортреты или портреты художника, и измерил в них угол косоглазия, угол, на который зрачки у мужчин отклонялись от срединной линии.

Исследователь изучил статую Давида и терракотовый бюст под условным названием «Молодой воин» работы Андреа дель Верроккьо. Предположительно, моделью для молодого воина был Леонардо, который во время создания этой работы был учеником в мастерской скульптора. При этом внешне воин очень похож на Давида, и у обоих скульптур заметно косоглазие. Два живописных полотна, которые исследовал Тайлер, - «Иоанн Креститель» и «Спаситель мира» - принадлежат кисти самого художника. Хотя, предположительно, они не были автопортретами художника, Да Винчи, вероятно, считал, что картины художника будут в той или иной степени отражать его внешность. В Атлантическом кодексе, сборнике чертежей и рассуждений на разные темы, он писал: «[Душа] направляет руку художника и заставляет его копировать себя, так как душе кажется, что это лучший способ изобразить человека». К тому же внешне Иоанн Креститель очень похож на Давида, изваянного Верроккьо. Поэтому, возможно, что Да Винчи придал святому свои черты. Наконец персонажи, изображенные на автопортрете пожилого Леонардо и Витрувианский человек, внешне похожий на Да Винчи, тоже страдали косоглазием.


Статуя Давида работы Андреа дель Верроккьо

JAMA Network. American Medical Association

По мнению исследователя, анализ выравнивания глаз на портретах и скульптурах говорит о том, что Да Винчи страдал прерывистым расходящимся косоглазием. В расслабленном положении угол косоглазия, по-видимому, составлял -10,3 градуса, но когда художник фокусировался, глаза возвращались в правильное положение. Расходящееся косоглазие обычно ассоциируется с хорошим стереоскопическим зрением, которое, скорее всего, помогало художнику принимать во внимание пространственную глубину объектов. Да Винчи писал по этому поводу в своем «Трактате о живописи»: «Первое, что нужно учитывать, это то, имеют ли предметы нужные контрасты, соответствующие их [трехмерному] положению».

Медики регулярно обсуждают диагнозы знаменитых исторических личностей на Исторической клинико-патологической конференции, которая ежегодно проходит в США. Так, в прошлом году исследователи брюшной тиф у султана Салах-ад-Дина, умершего от этой болезни. А два года назад медики заболевание героини известной картины американского художника Эндрю Олсона «Мир Кристины».

Екатерина Русакова

Настоящий код да Винчи обнаружен в глазах Моны Лизы

Первые буквы были обнаружены в левом глазу Моны Лизы

На знаменитой картине, находящейся в Лувре, ученые нашли микроскопические буквы и цифры

Исчезающая улыбка Моны Лиза оказалась не самым загадочным элементом этого творения Леонардо да Винчи — гения эпохи возрождения, который оставил не только великое наследие, но и массу загадок. И шифровок, написанных зеркально. Одна, кстати, была случайно обнаружена совсем недавно в библиотеке французского города Нанта. И если верить профессору Сильвано Винчети (Silvano Vinceti), главе итальянского Национального комитета по культурному наследию (president of Italy’s National Committee for Cultural Heritage) то именно в ней содержалось указание рассмотреть Мону Лизу в увеличительное стекло. Что профессор и сделал, получив разрешение у французов. Ведь картина находится в Лувре.

Мона Лиза вот ууже более 500 лет не только восхищает, но и озадачивает

Найденная недавно рукопись Леонардо да Винчи, в который было зашифровано указание присмотреться к Моне Лизе

В правом глазу Моны Лизы Винчети увидел буквы LV, которые, по его словам, могут быть инициалами мастера. В левом глазу — вроде бы начертаны буквы СЕ. Или одна буква В. Под одной из арок моста — на картине он расположен чуть выше левого плеча женщины — профессор нашел цифры 72, которые могут быть и L2.
— Это предварительные данные, — говорит Винчети, — наверняка на картине есть еще символы. Надо исследовать каждый миллиметр. А потом — попытаться расшифровать тайнопись.
Что мог зашифровать гений? Все, что угодно, считает профессор: от сообщения, кто же так хитро улыбается на портрете, до координат места, в котором спрятан священный Грааль.

Исследователи хотят найти все буквы кода да Винчи расшифровать его

У самого же Винчети есть своя гипотеза по поводу Моны Лизы. Он считает, что Леонадо изобразил на картине себя только в виде женщины. Проверить, так ли это, можно лишь одним способом: восстановить образ Леонардо да Винчи по его черепу и сравнить с лицом на портрете. Поэтому профессор вот уже который год добивается у французских властей разрешения на эксгумацию праха останков гения, который покоятся в замке Амбуаз.

Леонардо да Винчи назначил Конец Света на 4006 год

«Тайная вечеря» — носитель кода да Винчи

Пророчество великого мастера зашифровано в его «Тайной вечере»

Итальянская исследовательница Сабрина Сфорца (Sabrina Sforza) из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (University of California in Los Angeles) уверяет, что расшифровала «код да Винчи». По ее словам, он действительно существует. Но не имеет никакого отношения к тому, который был помянут в скандальном романе Дэна Брауна.

Настоящим кодом да Винчи зашифровано пророчество, «вписанное» мастером в его знаменитую «Тайную вечерю». И оно гласит, что 21 марта 4006 года на Земле начнется грандиозный — какой-то вселенский — потоп. Продлится до 1 ноября этого же года. Тогда собственно и наступит конец для человечества. Но он же и позволит ему — человечеству — стартовать заново.

Сабрина, которая сейчас работает в Ватикане, не раскрывает подробности расшифровки. Сообщает лишь, что послание расположено в полукруглом окне, которое находится над фигурой Иисуса Христа. Окна по бокам его дополняют. Помимо знаков зодиака и всего прочего в окна вписаны 24 латинские буквы. Исследовательница считает, что каждая соответствует определенному часу в сутках.

Леонардо оставил шифровку в окнах, рассположенных над людьми

Все секреты итальянка собирается изложить в книге, над которой сейчас трудится.
Напомним, что «Тайная вечеря» это огромная фреска — 460 на 880 сантиметров, написанная Леонардо в период между 1495-1497 годами. Находится она в Италии » в миланском монастыре Санта Мария делле Грацие.

Главная надпись находится над Иисусом

Кстати, Леонардо да Винчи весьма благосклонен к человечеству — отпустил почти 2 тысячи лет существования. А с момента «опубликования» пророчества над Иисусом — еще больше — 2500 лет. Не менее гениальный потомок мастера — Исаак Ньютон, автор своих знаменитых законов, — назначил Конец Света на 2060 год. Вычислил эту дату, расшифровывая Библию. Конкретно — Книгу пророка Даниила (Ветхий Завет).

Что стало основой для пророчества Леонардо пока не известно.

Последний закон Ньютона

Знаменитый физик вычислил, что конец света наступит в 2060 году

Большинство людей легко вспомнят законы Ньютона — первый, второй, третий — и, конечно же, закон всемирного тяготения, якобы навеянный яблоком, упавшим на голову гения.

Однако еще несколько лет назад мало кто подозревал, что сэр Исаак Ньютон занимался еще и алхимией, оккультизмом, астрологией, теологией. Эти подробности выяснились, когда нашлись ранее неизвестные рукописи ученого. Сейчас они представлены на выставке «Секреты Ньютона», которая работает в древнееврейском университете Иерусалима.

Собственно, рукописи никуда не терялись. Просто были недоступны для изучения. После смерти гения в 1727 году многие тысячи их страниц, как раз посвященные «тайным увлечениям», 200 с лишним лет хранились в сундуках в доме графа Портсмутского. В 1936 году большую часть рукописей купил на аукционе «Сотбиз» еврейский ученый Абрахам Яхуд, проживавший в Египте. В итоге они попали в Еврейскую национальную библиотеку Иерусалима. Именно там и находится манускрипт Ньютона с пророчеством о конце света в 2060 году. Но обнаружили его отнюдь не местные специалисты, а канадский исследователь — профессор Галифакского университета Стивен Снобелен. И вовсе не в библиотеке.

Элиезер Фельдман, директор израильского института политологических и социальных исследований, член попечительского совета Национальной библиотеки в Иерусалиме в интервью «Радио Свобода» объяснил этот феномен так: мол, огромный рукописный архив Ньютона, насчитывающий миллионы единиц хранения, превращен в микрофильмы. Доступ к ним имеют группы исследователей в Великобритании, в Израиле и в Канаде. Канадцам, наткнувшимся на текст рукописи с пророчеством, либо повезло, либо они смотрели внимательнее своих коллег.

Пытаясь пророчествовать, физик вычерчивал астрологические схемы (вверху) и умножал столбиком (внизу).

По мнению ученых, недоступные прежде рукописи Ньютона свидетельствуют: алхимия, теология и оккультизм вообще были у него на первом плане. А «серьезные» открытия стали следствием этого «мракобесия». Например, закон всемирного тяготения появился отнюдь не из-за яблока, а благодаря исповедуемой алхимиками концепции притяжения одного элемента к другому.

И знаменитая физическая теория абсолютного пространства и времени Ньютона, как утверждает Снобелен, основана на теологических представлениях гения физики. Тот верил, что абсолютное пространство — это местопребывание Бога, форма существования его вселенского духа. А абсолютное время — это бесконечная длительность божественного присутствия. Более того, Ньютон полагал, что благодаря божественному устройству Вселенной, любое воздействие мгновенно передается в любую ее точку без участия материи. Что, кстати, не исключают некоторые современные физики, изучающие вакуум и квантовые механизмы.

Но с особым мистическим трепетом Ньютон относился к Библии — изучал ее всю жизнь. Считал, что в Священном Писании зашифровано послание высших сил о будущем мира.

Пока известен один источник, удостоенный повышенным вниманием гения, — Книга пророка Даниила (Ветхий Завет), в которой он — Даниил — точно предсказал дату прихода на Землю Христа, смерть Сына Божьего и его воскрешение: «…предан будет смерти Христос, и не будет…»

Ньютон был уверен, что Бог избрал пророка Даниила как раз для толкования будущего. И чтобы «увидеть» грядущее, надо расшифровать Книгу — каждое ее слово. Чем Ньютон и занимался долгие годы, считая себя тоже избранным Богом — конкретно для расшифровки. Математически вычисляя дату конца света, он исписал словами и формулами (в количестве 1,3 миллиона) четыре с половиной тысячи страниц.

Физик обещал войну

Книга пророка Даниила — сама по себе сборник пророчеств. Ньютон их толковал, «оцифровывая» слова, пытаясь вывести алгоритм, пригодный для предсказаний грядущих событий. Что у него получилось, еще предстоит узнать — архив до конца не разобран. Обнаружена лишь таинственная дата конца света — 2060 год.

Посмертная маска Ньютона: плотно сжатые губы свидетельствуют о том, что этот человек хранил какую-то тайну.

Изучение Снобеленом рукописей Ньютона показало, что тот расшифровал имеющиеся в Книге указания на определенные периоды времени. Один из них — 1260 лет, названный греховным и нечистым. Далее Ньютон каким-то образом вычислил, что этот период начался в 800 году после Рождества Христова. Прибавил 1260 лет и получил 2060 год. Конец света? Точно неизвестно. Сам Ньютон пишет, что начнется мировая война, потом будет мор, которые приведут к уничтожению значительной части человечества. Но по окончании бедствий наступит царство Мессии.

Кстати, если верить Снобелену, то Ньютон предсказал и появление государства Израиль, про которое у Даниила сказано лишь следующее: «… и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена…» И указаны туманные сроки: «семь седьмин и шестьдесят две седьмины». Ньютон точно определил год — 1948. И намекнул, что Израиль будет создан при содействии дружественного государства. Так и вышло — США постарались.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Крохотный гений

Исаак Исаакович НЬЮТОН родился 25 декабря 1642 года. Роды у его матери Анны Эйскоу были преждевременными. Мальчик появился на свет таким крошечным, что его можно было искупать в пивной кружке. В школе особыми успехами не блистал — одно время находился на предпоследнем месте по успеваемости, опережая лишь явного идиота. Но в итоге стал гением.

Ньютон умер 20 марта 1727 года в Кенсингтоне. Похоронен в английском национальном пантеоне — Вестминстерском аббатстве. На его могиле высечено:

Здесь покоится Сэр Исаак Ньютон,
Который почти божественной силой своего ума
Впервые объяснил
С помощью своего математического метода
Движения и формы планет,
Пути комет, приливы и отливы океана.
Он первый исследовал разнообразие световых лучей
И проистекающие отсюда особенности цветов,
Каких до того времени никто даже не подозревал.
Прилежный, проницательный и верный истолкователь
Природы, древностей и священного писания,
Он прославил в своем учении Всемогущего Творца.
Требуемую Евангелием простоту он доказал своей жизнью.
Пусть смертные радуются, что в их среде
Жило такое украшение человеческого рода.

Последние материалы сайта