Колонна константина византийская империя. Красавец Константин. Константинополь. Отец, так сказать, основатель. Фото и описание

23.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Колонна Константина, или Чемберлиташ (Çemberlitaş Sütunu ) – еще один символ Константинополя, его защита. А также она служила напоминанием, что Константинополь – это Новый Рим. Колонна Константина – то немногое, что осталось от когда-то обширного древнего Форума и Константинополя римских времен.

Колонна Константина (Чемберлиташ) на карте Стамбула,

Колонна Константина, или Чемберлиташ, находится в историческом районе Стамбула около Султанахмета на улице Divan yolu. В пешей досягаемости находятся многие визитные карточки Стамбула из достопримечательностей – , дворец Топкапы, и многое другое.

открыть картинку в большем размере

Как добраться до Чемберлиташа (колонны Константина)

Добраться до Колонны Константина можно на . Добраться до Колонны Константина, если вы живете в Султанахмете, Аксарае, Лалели, Гюльхане, Сиркеджи, можно пешком. Это займет максимум минут 15.

Если вам надо добраться до Чемберлиташа из других мест, то ориентируйтесь на . Разница будет лишь в том, что выйти нужно на остановке Чемберлиташ ()

История, фото Чемберлиташа (Колонны Константина)

Поскольку в 4 веке были сильны еще языческие традиции, император Константин верил, что счастье и судьба нового города Константинополь будет зависеть от нахождения в нем изображения Афины Паллады. По приказу Константина ко дню освещения нового города Константинополь в 328 г. была установлена колонна. Торжественное открытие состоялось в 330 г. 11 мая в день официального переноса столицы Римской империи в Константинополь. Порфир для колонны Константина привезли из Египта. По задумке, колонна должна быть цельной. Но время поджимало, чтобы выбивать такой огромный монолит. Поэтому доставили породу кусками.

Высота колонны была 37 метров. Сейчас – 34,8, т.к. часть ее скрыта под землей. В частности, скрыта подземная комната, где по приданию, хранились посох Моисея, изображение Афины из Трои, хлеба, которыми Иисус накормил людей, топор Ноя, которым он строил ковчег. Сегодня эта комната пуста. А кода-то сюда стекались многочисленные паломники, чтобы поклониться святыням. По преданию, один из хлебов был похищен. Тут же в Константинополе началось землетрясение, которое длилось не один день. Тогдашний император Феодосий II приказал всем покаяться. Хлеб вернули, землетрясение прекратилось. Но с тех пор доступ к реликвиям закрыли.

А надземный пьедестал, который мы видим сегодня, это уже работа турок в 18 веке.

Сама же колонна состояла из 7 цилиндров диаметром около 3 метров. По другим источникам, их было 9. Два сбила молния. Цилиндры скрепляли кольца в виде венков, что придавало колонне вид монолита. На вершине колонны находилась статуя Константина в венце с 7 лучами. В руках статуи было копье и держава. А в одном из лучей, как говорят некоторые источники, находился гвоздь с Голгофы.

Практически все важные события отмечались около колонны Константина – религиозные праздники, военные победы, коронации.

Колонна Константина страдала неоднократно от землетрясений, молний, ветра. Каждый раз ее восстанавливали. В 12 веке от сильнейшего порыва ветра статуя с колонны рухнула, придавив при этом 10 человек. Восстанавливать статую не стали, а лучи от венца перенесли в императорскую сокровищницу.

Несколько десятилетий спустя, император Мануил I Комнин установил на колонне Константина золотой крест, о чем наверху колонны имеется надпись.

Во время осады Константинополя турками, византийцы верили, что враг не пройдет дальше колонны. Но этого не случилось.

После завоевания Константинополя турками крест был снят. К 17 веку колонна Константина оказалась в гуще жилой застройки. Поэтому возникший здесь пожар не прошел и мимо колонны Константина, она сильно пострадала. Колонну в 18 веке укрепили и стянули обручами. Турки стали называть колонну Чемберлиташ, т.е. опоясанный, окольцованный камень. Это название сохранилось и по сей день.

Фото: Колонна Константина (Чемберлиташ)

Фото и описание

Чемберлиташ – это площадь, находящаяся на месте, где располагался древний Форум императора Константина. Из всех сооружений данного комплекса частично уцелела лишь колонна Константина. Эту колонну на протяжении долгого времени считали главным символом Византийской империи. Воздвигнута она была по указу императора Константина 11 мая 330 года в честь завоевания им 18 сентября 324 года города Византия. Произошло это 8 ноября 324 года во время торжеств и по поводу провозглашения новой столицей Римской империи - Константинополя. С самого начала она являлась постаментом для статуи императора. Эта колонна была центральным элементом на грандиозной площади, где также были размещены колоннада, статуи христианских святых и языческих богов.

В настоящее время она носит название «Чемберлиташ» (что переводится как "Скала с обручами"). Единственный рисунок этой колонны, который сохранился и дошел до наших времен, датируется 1574 годом и хранится в библиотеке Колледжа Святой Троицы в английском городе Кембридж. К сооружению можно попасть, если идти от площади Султанахмет в сторону Великого Стамбульского Базара и площади Бейязет по улице Диван Йолу.

Воздвигнута она была в центре Форума Константина, который в это же время был построен на втором городском холме, как раз за оборонительными стенами старого Византия. Тогда этот форум представлял собой площадь овальной формы, окруженную внушительной мраморной колоннадой, имевшей двое монументальных ворот, выходивших на запад и на восток города. Его украшало множество красивых античных статуй, местоположение которых сейчас уже невозможно определить.

Колонна выполнена в виде усеченной правильной четырехступенчатой пирамиды и возведена на пятиметровом основании, выполненном из порфира. На ней был расположен стул колонны, имеющий квадратную форму и украшенный барельефом. Ствол, который имел высоту двадцать пять метров, состоял из семи барабанов, диаметр которых составлял около трех метров. Барабаны охватывались металлическими обручами с позолоченными закрытыми венками из бронзы. Все барабаны были также порфировые, кроме восьмого – он был выполнен из мрамора. Венчает величественное сооружение мраморная капитель. На абаке капители была воздвигнута золотая императорская статуя в виде бога Аполлона, с вплавленным в нее гвоздем от Креста Сына Божьего. По этой причине жители города Константинополь изначально стали называть этот памятник архитектуры «Колонной Гвоздя». Высота памятника составляла около 38 метров.

Во время землетрясения 600 – 601 годов, которое произошло в конце периода правления императора Маврикия, статуя Константина Великого рухнула, при этом достаточно сильно пострадала и сама колонна. Она была полностью восстановлена во времена правления императора Ираклия (610 – 641 годы), а в 1081 – 1118 годах, при императоре Алексее I, статуя вновь упала на землю от попадания в нее молнии и придавила несколько прохожих. Памятник был восстановлен только при правлении императора Мануила I (1143 – 1180 годы), но вскоре произошло очередное обрушение статуи, и она была заменена крестом. После этого события памятник получил новое просторечное наименование – «Колонна с Крестом». Позднее, после 1204 года, данное сооружение довольно сильно пострадало от действий крестоносцев. Фундамент его был ослаблен штольней, которая была прорыта с целью поиска реликвий, а барельеф сняли и увезли в Западную Европу. В нынешнее время его часть, которую турки называют «Тетрархи», была вмурована в стену собора Святого Марка в Венеции.

Уже во второй половине XX века, во время археологических раскопок, произведенных в Константинополе, был найден недостающий элемент барельефа, который в настоящее время хранится в археологическом музее Стамбула. После падения Константинополя, произошедшее в первых числах июня 1453 года турки сбросили крест с этой колонны.

В 1779 году сильный пожар, который произошел в окрестностях площади, уничтожил большую часть построек, а колонне после этого остались чёрные пятна от огня. Колонна получила прозвище «Обожжённая колонна» после этого события. По приказу Султана Абдюльхамида I Чемберлиташ был восстановлен и на нем сделали новую кладку основы. Были заменены железные обручи на новые. Это позволило удерживать колонну в последующие века в вертикальном положении. Первое основание колонны было расположено примерно на 3 метра ниже нынешнего уровня. Это означает, что колонна, которая представлена сегодня для обозрения туристов, является, на самом деле, только лишь частью от первоначального сооружения.

Халук Эгемен Сарыкая - турецкий парапсихолог в одном из своих трудов написал об этой колонне следующее: «Как всякое священное сооружение, Чемберлиташ, вероятно, связан с подземной системой района». Подтверждение этим словам было найдено в 1930-х годах во время археологических раскопок в окрестностях колонны Константина, во время которых были обнаружены вестибюли, выполненные в форме лабиринта. Отсюда появилось убеждение о том, что Чемберлиташ – это своеобразные ворота, обеспечивающие доступ к подземным галереям Стамбула.

Эту колонну на протяжении долгого времени считали главным символом Византийской империи. Воздвигнута она была по указу императора Константина 11 мая 330 года в честь завоевания им 18 сентября 324 года города Византия. Произошло это 8 ноября 324 года во время торжеств и по поводу провозглашения новой столицей Римской империи - Константинополя. С самого начала она являлась постаментом для статуи императора. Эта колонна была центральным элементом на грандиозной площади, где также были размещены колоннада, статуи христианских святых и языческих богов. В настоящее время она носит название «Чемберлиташ» (что переводится как "Скала с обручами"). Единственный рисунок этой колонны, который сохранился и дошел до наших времен, датируется 1574 годом и хранится в библиотеке Колледжа Святой Троицы в английском городе Кембридж. К сооружению можно попасть, если идти от площади Султанахмет в сторону Великого Стамбульского Базара и площади Бейязет по улице Диван Йолу. Во время землетрясения 600 – 601 годов, которое произошло в конце периода правления императора Маврикия, статуя Константина Великого рухнула, при этом достаточно сильно пострадала и сама колонна. Она была полностью восстановлена во времена правления императора Ираклия (610 – 641 годы), а в 1081 – 1118 годах, при императоре Алексее I, статуя вновь упала на землю от попадания в нее молнии и придавила несколько прохожих. Памятник был восстановлен только при правлении императора Мануила I (1143 – 1180 годы), но вскоре произошло очередное обрушение статуи, и она была заменена крестом. После этого события памятник получил новое просторечное наименование – «Колонна с Крестом». Позднее, после... Эту колонну на протяжении долгого времени считали главным символом Византийской империи. Воздвигнута она была по указу императора Константина 11 мая 330 года в честь завоевания им 18 сентября 324 года города Византия. Произошло это 8 ноября 324 года во время торжеств и по поводу провозглашения новой столицей Римской империи - Константинополя. С самого начала она являлась постаментом для статуи императора. Эта колонна была центральным элементом на грандиозной площади, где также были размещены колоннада, статуи христианских святых и языческих богов.
В настоящее время она носит название «Чемберлиташ» (что переводится как "Скала с обручами"). Единственный рисунок этой колонны, который сохранился и дошел до наших времен, датируется 1574 годом и хранится в библиотеке Колледжа Святой Троицы в английском городе Кембридж. К сооружению можно попасть, если идти от площади Султанахмет в сторону Великого Стамбульского Базара и площади Бейязет по улице Диван Йолу.
Во время землетрясения 600 – 601 годов, которое произошло в конце периода правления императора Маврикия, статуя Константина Великого рухнула, при этом достаточно сильно пострадала и сама колонна. Она была полностью восстановлена во времена правления императора Ираклия (610 – 641 годы), а в 1081 – 1118 годах, при императоре Алексее I, статуя вновь упала на землю от попадания в нее молнии и придавила несколько прохожих. Памятник был восстановлен только при правлении императора Мануила I (1143 – 1180 годы), но вскоре произошло очередное обрушение статуи, и она была заменена крестом. После этого события памятник получил новое просторечное наименование – «Колонна с Крестом». Позднее, после 1204 года, данное сооружение довольно сильно пострадало от действий крестоносцев. Фундамент его был ослаблен штольней, которая была прорыта с целью поиска реликвий, а барельеф сняли и увезли в Западную Европу. В нынешнее время его часть, которую турки называют «Тетрархи», была вмурована в стену собора Святого Марка в Венеции.
Уже во второй половине XX века, во время археологических раскопок, произведенных в Константинополе, был найден недостающий элемент барельефа, который в настоящее время хранится в археологическом музее Стамбула. После падения Константинополя, произошедшее в первых числах июня 1453 года турки сбросили крест с этой колонны.

В 1779 году сильный пожар, который произошел в окрестностях площади, уничтожил большую часть построек, а колонне после этого остались чёрные пятна от огня. Колонна получила прозвище «Обожжённая колонна» после этого события. По приказу Султана Абдюльхамида I Чемберлиташ был восстановлен и на нем сделали новую кладку основы. Были заменены железные обручи на новые. Это позволило удерживать колонну в последующие века в вертикальном положении. Первое основание колонны было расположено примерно на 3 метра ниже нынешнего уровня. Это означает, что колонна, которая представлена сегодня для обозрения туристов, является, на самом деле, только лишь частью от первоначального сооружения.

Посмотреть советую,потому что особых затрат не требуется и находится эта колонна около трамвайных путей по пути в Султанахмет. Еще

Показать меньше

Турция, 28.05 - 18.06. 2013 г.
Стамбул, 30.05 - 6.06. 2013 г.

В 324 году, после побед в междоусобных войнах, император Римской империи Константин Великий посетил небольшой городок империи - ВизАнтий .

Легенда говорит, что город был основан в Vll в. до н. э. Визасом - сыном Посейдона и Кэроэссы, дочери Зевса. А боги в плохом месте не поселятся, Византий был очень удачно расположен - на берегу Мраморного моря, у пересечения Босфора и Золотого Рога. Город контролировал Босфор и, соответственно, торговые пути из Европы в Азию и из Черного моря в Эгейское. Находясь на полуострове, Византий легко мог себя защитить .

Высоко оценив стратегическое положение ВизАнтия, император разворачивает здесь крупнейшее строительство - строит новые дворцы и храмы, перестраивает ипподром, возводит крепостные стены.

Константин одержимо загорелся мечтой создать город, изначально и всецело подвластный только ему одному, который символизировал бы начало новой эпохи в истории Рима. Это должен был быть необыкновенно красивый город с новой архитектурой, новой идеологией и, главное, с новой религией.

Копьем Константин начертил будущие границы города. Его свита поразилась масштабности его замысла. В ответ он заявил: "Я пойду так далеко, как позволит мне Тот, Кто ведет меня".

Со всех концов империи в ВизАнтий свозились произведения искусства: картины, скульптуры, лучшие языческие памятники Рима, Афин, Александрии, Эфеса, Антиохии.

11 мая 330 года Константин переносит столицу Римской империи в город на Босфоре и нарекает его официально Новым Римом, а для души - Константинополем .


Новая столица строилась на семи холмах по образу и подобию древнего Рима. Но императоры Византии и ее архитекторы превзошли римлян, создав шедевры инженерной мысли.

Самый длинный водопровод древности...

Обо всем этом и многом другом, подробнее...

Римляне и греки знали толк в отдыхе и развлечениях. Театр, стадион, ипподром, термы - непременные атрибуты древнеримских и греческих городов.
Строительство Ипподрома в ВизАнтии было начато еще римским императором Септимием Севером в 203 году. В 330 - 334 годах император Константин, создавая новую столицу, полностью перестраивает Ипподром.
Ипподром был одним из самых огромных сооружений древнего Константинополя и центром общественно-политической жизни столицы. Его размер составлял 450 метров в длину и 120 метров в ширину, вместимость ипподрома составляла 100 000 человек.


Реконструкция Константинопольского Ипподрома

С трех сторон Ипподром окружала Сфенда - зрительские трибуны. Четвертую сторону замыкала Кафисма - большая постройка с ложами для сановников и императорской трибуной. Императорская трибуна была соединена крытым переходом с Большим Императорским Дворцом, расположенным рядом с Ипподромом. Кафисму увенчивала бронзовая Квадрига - четверка лошадей, привезенная из Греции.

По центру арены располагался невысокий разделительный барьер шириной 10 метров - спИна. на нем возвышались колонны, обелиски, статуи, привезенные в разное время из разных уголков империи.

Самого Ипподрома мы не увидим - он скрыт по многометровым слоем земли, хотя очертания его угадываются легко. Сохранились только обелиски Феодосия и Константина, и Змеиная колонна. А также южная часть Сфенды на склоне над морем.

Змеиная колонна была привезена из дельфийского святилища Аполлона в Греции в 326 году по приказу императора Константина Великого. Колонна символизировала победу 479 года до н. э. греческих городов-государств над персами при Платеях.

В оригинале эта колонна, высотой 6,5 метров, состояла из трех переплетенных змей и была увенчана трехногой золотой чашей, причем сами змеи были вылиты из бронзовых щитов павших персов. Одна из змеиных голов находится в археологическом музее Стамбула . В византийские времена колонна была фонтаном и имела 29 углублений на бронзовом основании.

Когда-то колонна стояла на возвышении, но постепенно вместе со всем Ипподромом уходит под землю. Т. е. уровень грунта поднимается.

Египетский обелиск или обелиск Феодосия был привезен из Луксора в 390 году по приказу императора Феодосия l и установлен на Ипподроме на специально изготовленном мраморном постаменте. На постаменте изображены разные сцены с участием императора Феодосия и сцена установки самого обелиска на Ипподроме. Его возраст датируется XVl в. до н. э ., а выглядит очень даже современно. О н изготовлен из бело-розового асуанского гранита, его вес достигает 300 тонн.

На всех сторонах обелиска - египетские иероглифы, изображающие героические деяния фараона Тутмоса lll. В оригинале высота обелиска была 32,5 метра, но при перевозке он был укорочен до 18,8 м (вместе с постаментом).

Эта сцена на постаменте изображает Феодосия на императорской трибуне во время соревнований с лавровым венком для победителя.


Здесь у болельщиков в руках - шарфики, цветом которых они поддерживали свои команды и, соответственно, партии.

Ажурная каменная колонна Константина была построена из каменных блоков по приказу императора Константина Vll в честь памяти своего деда Василия l. Первоначальная высота колонны была 32 метра, она была покрыта позолоченными бронзовыми листами. Сейчас высота колонны 21 метр.

Сфенду Ипподрома можно посмотреть, спустившись по узким улочкам Стамбула ближе к морю. На ней стоит какое-то здание, под ней - кафе.

Многочисленные арки заложены или используются местными жителями. Сфенде константинопольского Ипподрома почти 1700 лет.

Рядом с Ипподромом император Константин Великий начинает строительство Большого Императорского Дворца .

Большой Дворец в Константинополе оставался главной резиденцией византийских императоров на протяжении 800 лет, с 330 по 1081 гг. Он был заложен Константином Великим, перестроен Юстинианом и расширен Феофилом. Детей императора, рожденных в Порфирной зале Дворца называли порфирородными, или багрянородными. Это был титул, который нельзя купить или получить в наследство или в подарок.

К Дворцу были пристроены галереи, соединяющие его с Св. Софией и Ипподромом. Император мог, не выходя из дома, перейти из Ипподрома в Айя-Софию.

Карта из Википедии

В начале ХХ века при пожаре было обнаружено несколько фрагментов Большого Императорского Дворца - тюремные камеры, захоронения и залы с мозаичным полом Vl в. В ходе последующих раскопок была вскрыта четверть его территории.

В 1953 году на месте, где во время раскопок 1938 года были обнаружены полы, выложенные мозаикой, открылся маленький Музей мозаик.

Мозаики Большого Дворца ученые относят к периоду правления императора Юстиниана (Vl в). Они гораздо старее мозаик в монастыре Хора и храме Св. Софии. Сюжеты на них античные - уборка урожая, охота, картинки из серии жизнь животных.

Здесь можно отыскать леопардов, пожирающих антилопу, охоту на зайца, обезьяну, срывающую с пальмы банан, девушку с амфорой, верблюда с детьми на спине, доение коз и многое другое.

Изображения выполнены с большим мастерством из цветных 5-миллиметровых кубиков из известняков различной породы, мрамора и смальты на белом фоне.
Различные эпизоды отделяются друг от друга деревьями, постройками, скалами, мифическими существами.

Вся напольная мозаика воспринимается как огромный ковер, обрамленный широким бордюром. Поражает богатство фантазии, легкость передачи движений людей и животных, выражений лиц у людей.

Картины словно написаны кистью художника, переданы мельчайшие детали. Даже фон не просто так выложен белой мозаикой, а в виде чешуи.

Сохранилась стена от Буколеонского дворца на южной стороне у Мраморного моря.

Дворец Буколеон был частью Большого Императорского Дворца, приморской резиденцией императоров Византии . Название произошло от статуй быков и львов, украшавших здешнюю гавань. Сохранившиеся руины были воздвигнуты императором Феофилом. На стене был балкончик, с которого император мог любоваться морскими пейзажами.

Строя и укрепляя новую столицу, прославляя Всевышнего, император Константин Великий не забывал о себе любимом, стремясь прославить и сохранить в веках свое имя.

Ф орум императора Константина располагался на нынешней площади Чемберлиташ в Стамбуле . Здесь была колоннада, статуи языческих богов и христианских святых, привезенные из разных храмов империи.

Центральное место на форуме занимала величественная колонна с мраморной капителью на вершине. А на капители была воздвигнута золотая статуя Константина Великого в виде бога Аполлона с семью лучами, исходящими из его головы.

Реконструкция Форума Константина

В статую был вплавлен гвоздь от Креста Сына Божьего. Высота памятника составляла 38 метров, воздвигнут он был в 330 году по указанию императора Константина и простоял 800 лет, прославляя первого императора великой Империи.

Согласно легенде, под основанием колонны император собственноручно замуровал тайник со святыми реликвиями - топорищем от топора Ноя, кресалом Моисея, остатками хлебов Иисусовых и "Палладиумом" - деревянной статуэткой Афины Паллады из Илиона, хранившейся до этого в Риме.

Крестоносцы прорыли штольню под колонной в поисках святых реликвий. Реликвии не нашли, а фундамент повредили.

В 1779 году сильный пожар уничтожил постройки на форуме, а на колонне остались черные пятна от огня. Почерневшая и растрескавшаяся колонна была укреплена железными обручами, а ее основание - бандажной кладкой.

Турецкое название памятника - Чемберлиташ, что означает Колонна с обручами, или Опоясанная колонна. Европейцы называют его Обожженной колонной. Колонне Константина Великого почти 1700 лет.

В результате масштабного строительства Константинополь увеличился в несколько раз. Растущему населению города катастрофически не хватало пресной воды - в пределах города не было источников. В отличие от других столиц, Константинополь не стоял на реке.

Константин планировал мощное водоснабжение города, но этот план был осуществлен уже его преемниками.

Византийцы построили самый длинный водопровод тех времен. По нему ключевая вода перемещалась на 650 км. Водопровод включал подземные туннели, каналы на поверхности земли и много акведуков. Недавно британские археологи исследовали маршрут византийского водопровода и обнаружили в дремучих лесах скрытые от глаз 19 акведуков, некоторые из них хорошо сохранились, только сильно заросли зеленью. Древние строители строили на века и их строения отличались красотой и изяществом, хоть и находились далеко за городом, в безлюдной местности. Их акведуки больше похожи на триумфальные арки - двух-, трехуровневые, с красивыми карнизами, тонкой резьбой по камню, они сделаны так, словно должны были стоять в центре города.

Акведук Валента - часть этого водопровода. Двухъярусный эстакадный акведук, введенный в действие в 369 году, протяженностью почти один километр, высотой 26 метров. Под ним сейчас проходит оживленная автомагистраль города - бульвар Ататюрка в Стамбуле .

По свинцовым трубам, проложенным по верху акведука, вода поступала в город вплоть до середины XlX века.

Подвести воду к Константинополю было решением лишь половины проблемы. Воду надо было где-то хранить, а места в городе не было. Византийские инженеры построили удивительную систему подземных водохранилищ - цистерн. Их выкапывали в огромном количестве - под дворцами, церквями, жилыми домами и очень красиво оформляли. Не как подсобные помещения, а как дворцы - мраморные колонны, высокие своды, арки. Стремление к красоте было у византийцев в крови. Византийцы не могли строить не красиво. Все, что они создавали, должно было быть прекрасно.

Крупнейшее из водохранилищ - цистерна Базилика (lV - Vl вв.) Строительство цистерны было начато при императоре Константине Великом и закончено при императоре Юстиниане.

Вход в цистерну Базилику:

Размеры подземного сооружения 145 на 65 метров, емкость - 80 000 куб. метров.

Сводчатый потолок поддерживают 336 колонн 8-метровой высоты, стены сделаны из огнеупорного кирпича толщиной 4 метра и покрыты специальным водоизоляционным раствором.

Большая часть колонн взята из различных античных храмов, поэтому они отличаются друг от друга сортом мрамора и видом обработки. У двух колонн в основании голова медузы Горгоны. Неизвестно откуда они привезены и какому храму принадлежали раньше.

Колонна с завитками. Положено вставить палец в отверстие, прокрутить и загадать желание.

Рядом - бассейн желаний, куда бросают монетки. Рыбы плавают в большом количестве, туристы их подкармливают. Раньше жители, стоявших над цистерной домов, ловили рыбу не выходя из дома, через дырки в полу.

Цистерна активно использовалась до XVl века, потом была заброшена и сильно загрязнена. В 1987 году цистерну очистили и открыли в ней музей.

Здесь снимали эпизоды фильма о Джеймсе Бонде "Из России с любовью".

Рядом с цистерной Базиликой - невзрачный столб из песчаника. Это Million Stone , нулевая миля Константинополя, часть ворот Милиариум Аурелум, на которых были нанесены расстояния до важнейших городов Византии .

Цистерна Феодосия (420 г.) - одна из подземных константинопольских цистерн размером 45 на 25 метров. Купольные своды поддерживаются 32 мраморными колоннами 9-метровой высоты. Отреставрирована, охраняется ЮНЕСКО, является музеем, но - всегда закрыта.

Цистерна Зейрек (1118 - 1143 гг.) Подземное водохранилище, которое считается третьим по величине в Стамбуле . Размеры 50 на 20 метров. Закрыто на реставрацию.

Водохранилища поддерживали достаточное водоснабжение города даже летом, когда акведук давал очень мало воды. Благодаря системе водохранилищ население Константинополя выросло до поразительных для того времени размеров.

Продолжение следует...

КОЛОННА КОНСТАНТИНА ВЕЛИКОГО - 1)посвятительная колонна, открытая на форуме Константина в Новом Риме 11 мая 330 года императору Константину Великому (306-337 гг.). Возведена на месте главных ворот Византия стен императора Септимия Севера, возведенных в 203 году. Установлена на пятиметровом основании из итальянского порфира в виде усеченной правильной четырехступенчатой пирамиды, на которой находился квадратный стул колонны, украшенный барельефом http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=6
http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=14&v=l#1257355875 . Ствол высотой двадцать пять метров, состоит из семи порфировых барабанов диаметром 2,9 метра, охваченных бандажными металлическими обручами, прикрытыми бронзовыми венками, также выполняющих бандажную функцию. Восьмой верхний барабан - мраморный, сложен из отдельных блоков. Сооружение венчает мраморная капитель на абаке которой первоначально находилась золотая статуя императора, выполненная в технике "сфирелатос". Император был изображен в виде Апполона с семью лучами, исходящиих от его головы (аналогично Колосса Родосского). На позднеримской карте мира TABULA PEUTINGERIANA IV - V веков в правой руке статуи - держава, а в левой - вероятней, лабарум с христианской символикой. В статую был вплавлен гвоздь от Креста Сына Божьего, поэтому константинопольцы первоначально в обиходе называли памятник "Колонной Гвоздя". Общая высота составляла около 38 метров. Под основание колонны, во время церемонии освящения новой столиц, император в присутствии христаинских церковных иерархов и высших представителей языческих жрецов собственноручно замуровал: топорище от топора Ноя; кресало Моисея; остатки хлебов Иисусовых и "Палладиум" - деревянную статуэтку Афины Паллады из Илиона, хранившуюся до этого в Риме. Памятник окружал сводчато-арочный тетрапилон. По существу колонна представляла собой посвятительный алтарь http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=62 Тетрапилон, вероятней, имел четыре проездные арки и представлял в плане прямоугольник с закругленными внешними и внутренними углами. Его стороны были выполнены в виде двухэтажного портика. Позже рядом с колонной была построена часовня Св. Константина, составившая с ним единый архитектурный ансамбль. В конце правления императора Маврикия, во время землятресения 600/601 годов, статуя рухнула. Сильно пострадала и сама колонна. Полностью восстановлена при императоре Ираклии Великом (610-641 гг.). При императоре Алексее I (1081-1118 гг.) от попадания молнии статуя рухнула вновь. При этом пострадали прохожие, пытавшиеся укрыться от косого дождя и порывистого ветра у основания. Памятник был восстановлен при императоре Мануиле I (1143-1180 гг.), однако, вскоре произошло очередное обрушение статуи, и она была заменена крестом, после чего константинопольцы стали называть его "Колонной с крестом". После 1204 года памятник сильно пострадал от действий крестоносцев: фундамент был ослаблен штольней, прорытой с целью поиска реликвий, а фрагмент барельефа, т.н. "Тетрархи", снят и увезен в Западную Европу, в Венецию и установлен в стене храма Св. Марка. По одной из версий этот барельеф изображает четырех наследников Константина Великого: сыновей - Константина II, Констанция II и Константа, а также племянника - Далмация Младшего. По другой - тетрархов-императоров, предшественников Константина Великого: Диоклетиана, Максимиана, Галерия и Констанция Хлора. В связи с тем, что барельеф был поврежден (отсутствовал фрагмент ноги одного из персонажей), венецианцы восстановили его из местного камня, несмотря на то, что сам барельеф высечен из итальянского порфира. Во время археологических работ во второй половине XX века был обнаружен недостающий элемент барельефа, хранящийся ныне в Стамбульском археологическом музее. В первых числах июня 1453 года, после падения Константинополя, турки свергли крест с колонны. В 1779 году, после сильнейшего пожара, почерневшая и расстрескавшаяся колонна, по приказу султана Абдухамида I, была укреплена дополнительными железными обручами, а ее основание - бандажной кладкой. Нынешнее турецкое название памятника -"Чемберлиташ" ("Скала с обручами"). Европейцы называют его "Обожженной колонной". Сохранился рисунок колонны, датированный 1574 годом и хранящийся в библиотеке колледжа Св. Троицы в Кембридже, Англия.
2) памятная колонна с конной позолоченной статуей императора Константина Великого (306 – 337 гг.), открытая в 330 году на Военном поле вне стен Константина, около Мемориальной колонны, установленной в честь основания Нового Рима. На высоком пьедестале имелась надпись, выражающая императору благодарность сената и народа за деятельность на благо государства. В начале V века, после возведения стен Феодосия, оказалась на территории Влахерн – XIV региона столицы Византии. После 1204 года судьба этого памятника неизвестна.

TABULA PEUTINGERIANA, лист VII. IV-V вв. Австрийский национальный архив архитектуры. Вена.

Последние материалы сайта