Как помочь малышу быстрее привыкнуть к детскому саду? Режим дня будущего первоклассника. Как помочь ребенку привыкнуть к школе? Как помочь ребенку привыкнуть к

17.06.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Процесс протекания адаптации

Каждый ребенок реагирует на ситуацию поступления в детский сад по-своему. Кто-то из детей может сразу спокойно пройти в группу, начать играть и взаимодействовать с другими детьми, кто-то сначала только наблюдает, не принимая участие в происходящем. А кто-то из детей может и вовсе отказаться от общения, не принимая никаких предложений, уговоров и постоянно плачет без мамы.

Это поведение объясняется тремя фазами:

  1. Период дезадаптации или так называемая острая фаза. Характеризуется данная фаза частыми заболеваниями, нарушениями аппетита и сна, отказом идти в сад.
  2. Сам процесс адаптации. Характеризуется постепенным привыканием к изменившимся условиям. Поведение со временем нормализуется.
  3. Компенсация. Дети в завершающей стадии начинают вести себя уравновешенно, привыкают к режиму, их эмоциональное состояние изменяется в лучшую сторону. Длительность адаптации в среднем занимает от двух до трех четырех месяцев. Но если при посещении садика есть перерывы, то процесс адаптации может запуститься заново. В таком случае все проблемы повторятся снова.

Как привыкнуть к детскому саду: предстоящие проблемы

На процесс привыкания к детскому саду оказывают влияние некоторые факторы. Вот некоторые из них:

  • домашний режим ребенка не совпадает с режимом дошкольного учреждения;
  • присутствие нежелательных привычек, таких как укачивания при засыпании, сосания соски, бутылки;
  • неумение самостоятельно играть с игрушками, занимать себя;
  • несформированность необходимых навыков (культурно-гигиенических);
  • немаловажное значение имеет возраст ребёнка;
  • уровень здоровья и развития ребенка. Дети, которые не часто болеют, легче переносят адаптацию;
  • особенности индивидуального развития. Какой-то ребенок привыкает тяжело к детскому саду, затем поведение приходит в норму, а кто-то из детей, наоборот, в первые дни ведет себя совершенно спокойно, а затем ситуация ухудшается. Они начинают плохо есть, и часто плачут;
  • особенности биологических факторов. Например, у ребенка присутствуют заболевания, полученные задолго до поступления в сад (травмы, полученные матерью во время родов; осложнения, которые присутствовали при беременности, к примеру, токсикоз);
  • натренированность механизмов адаптации. Те дети, которые чаще бывали в гостях, в разных учреждениях, у знакомых, у родственников, долго пребывали на даче, привыкают к детскому саду лучше, чем дети, которые большую часть своего времени проводили дома.

Главной причиной тяжелой адаптации является отсутствие у малыша опыта общения с другими детьми и взрослыми. Сильнее всего в этой ситуации страдают те дети, общение которых до садика было ограничено слишком сильно. К примеру, если он общался только с мамой или бабушкой. Таким деткам намного тяжелее настраивать контакты. От ширины круга общения до детского сада зависит быстрота формирование отношения с воспитателем и сверстниками. Если малыш до садика мало общался с детьми, то большое количество ребят в группе будет его пугать, вызывать у него чувство тревоги и желание уединиться. Если у ребенка присутствует опыт общения со взрослыми, то с воспитателями ему будет намного проще установить контакт. Согласно статистике, 3 ребенка из 100 сталкиваются со сложностями адаптации именно из-за ограниченного общения в досадовский период. Чаще это единственные дети в семье, или те, которые очень часто болеют.

В каком возрасте отдать ребенка в сад

Сложнее всего привыкание к детскому саду дается детям в возрасте от 10 месяцев до 2 лет.

После 2 лет процесс адаптации протекает легче, так как детки становятся любознательными и их можно увлечь интересными занятиями и новыми игрушками. Кроме того, двухлетки лучше понимают речь взрослого и способны быстро успокаиваться.

По мнению психологов наиболее благоприятный возраст для привыкания к режиму детского сада - это 2-3 года. Именно в этот период малыши стремятся утвердить свое Я, пытаясь быть во всем самостоятельными. Данный период получил название кризиса раннего детства. Именно в таком возрасте режим детского сада может оказать благоприятное воздействие на привыкание к ранее неизвестной социальной среде и, в целом, на становление ребенка как личности.

Но также не стоит отдавать ребенка в сад в самый разгар этого периода, так как процесс может ухудшиться. В сложный период адаптации ребёнок как никогда нуждается в поддержке взрослых, их понимании, так как на его организм наваливается психическая нагрузка, плюс тяжесть адаптация к детскому саду. Поэтому желательно всё же отдать ребенка в детский сад немного позже, когда его адаптационные механизмы немного усовершенствуются.

Еще одним неблагоприятным возрастом для поступления в детский сад является возраст от 4 до 5-6 лет. Данный возраст отличается относительной стабильностью, и любое изменение привычного образа жизни может привести к отрицательным последствиям.

Начало пребывания в новой атмосфере в обществе детского сада может быть расценено как насилие над личностью и утратой индивидуальности. Детские переживания могут повлечь за собой появление таких форм поведения, как капризы, истерики, а иногда и соматические расстройства, например, появление боли в животе, увеличение температуры тела и обострении имеющихся хронических заболеваний.

Дети, попадая в непривычную среду, пытаются при помощи манипуляции вернуться к обычной домашней жизни. Происходит как бы втягивание взрослых в своеобразную борьбу между родителями и малышом, где-то они, то ребенок одерживает победу. Дошкольник действует приблизительно так: сначала в устной форме он рассказывает родителям как ему плохо в садике, если это не срабатывает, то пытается использовать такие методы воздействия, как истерика и слезы, если и они не подействует на родителей, то следующим средством будет болезнь. Но после выздоровления малыша снова отведут в детский сад, где может наступить рецидив.

Не рекомендуется отдавать ребенка в сад, если у вас появился еще один малыш. Хотя, казалось бы, для родителей это существенно облегчит жизнь. Желательно сделать это либо раньше, либо чуть позже. Старший ребёнок, увидев, что в доме появился еще один член семьи, может растолковать свое отправление в сад как изгнание, посчитать, что родители предпочли ему новорождённого. Это не только отрицательно будет воздействовать на адаптацию, но и может ухудшить отношения между детьми.


Способы облегчения адаптации к детскому саду

Для того, чтобы помочь ребенку привыкнуть к детскому саду, рекомендуется задолго до поступления в него начать готовить ребенка к взаимодействию с другими детьми и взрослыми. Делать это можно при помощи посещения детских площадок, можно так же чаще ходить в гости или самим приглашать домой людей с детьми, учить ребят коллективным играм. Ребёнок столкнется с меньшими трудностями, если сформировать у него до поступления в сад элементарные навыки самообслуживания, такие как - самостоятельно принимать пищу, пользоваться горшком и др.

Использование пустышки или бутылочки с соской может значительно ухудшить адаптацию. Чтобы помочь ребенку привыкнуть к детскому саду, желательно заблаговременно готовить ребенка к факту поступление в сад, объяснить ему необходимость посещение данного места. Начинайте заранее рассказывать ему о детском саде, примерно за 2-4 недели. Объясняйте, что это за место и для чего ему нужно будет туда ходить, что ему будет там интересно, что он сможет многому научиться. Можно заранее посетить детский сад и познакомить ребенка с воспитателем, чтобы он не просто наблюдал нового человека, а имел возможность пообщаться и познакомиться ближе. Постоянно говорите своему малышу, что очень гордитесь им, что он уже очень взрослый и большой, так как может посещать детский садик. В присутствии ребёнка не говорите о возможных проблемах посещения садика, не вызывайте излишнюю тревогу и страх.

Старайтесь обрисовать для ребенка детский сад исключительно с положительной стороны. Нельзя говорить такие вещи, которые смогут напугать ребёнка или развить в нём чувство тревоги и страха перед неизвестным местом. Нельзя также пугать ребёнка образом воспитателя, говоря, что он будет его наказывать за плохое поведение. Категорически запрещено также говорить такие фразы, которые всерьез смогут нанести вред, например, что вы не заберете ребенка после ужина, если он будет плохо себя вести. Необходимо делать акцент на том, что ребенка никто в саду обижать не будет. Уверьте малыша в том, что бояться ему нечего. Не показывайте малышу свою тревогу за него, так как это может только усугубить его волнение, отвечайте на все заданные им вопросы. За день до первого посещения детского сада напомните ему, что завтра он пойдет в группу, и вы обязательно пойдете вместе с ним.

В целях помочь ребенку привыкнуть к детскому саду, нужно приучать к нему постепенно. Правильным решением будет в первые дни оставлять ребенка только на несколько часов, время пребывания в саду лучше согласовать с воспитателем. Можно забирать ребёнка или до обеда, или, наоборот, приводить его в вечернее время, когда детей в группе становится меньше и воспитатель может пообщаться с вашим ребенком больше. С воспитателями также можно оговорить режим, к которому привык ребенок, и получить советы как лучше его скорректировать. К тому же вечернее время хорошо тем, что ребёнок увидит, как дети встречаются с родителями, может понаблюдать радость от этих встреч и избежать наблюдения тяжелых расставаний. Времяпрепровождение в саду можно постепенно увеличивать. Сначала, можно прийти за ним после обеда, затем оставить на дневной сон, на полдник и если осложнений возникать не будет, то можно вскоре перейти на обычный режим. Чтобы помочь ребенку привыкнуть к детскому саду, не рекомендуется самостоятельно затягивать этот, так как ребёнок может привыкнуть к своему особому положению.

Можно взять с собой в сад какой- либо знакомый родной предмет, к примеру, любимую игрушку, напоминающую ему о доме. Игрушка будет товарищем, который «ходит в сад» вместе с ребенком. По приходу домой просите рассказать о том, как игрушке было в саду, понравилось ли, никто ли не обижал, с кем она играла и как себя вела. Ребенок ассоциативно переложит образ игрушки на себя и расскажет непосредственно о своем дне и своих впечатлениях. Приведя в сад малыша, обязательно попрощайтесь с ним, сказав, что вечером вы заберете его домой. Желательно обозначить время, в которое Вы за ним вернетесь, чтобы в течение дня малыш не переживал, постоянно выжидая, когда появится мама, а спокойно занимался и знал, когда Вас ждать. Основную трудность для родителей составляет умение держать себя хладнокровно и не поддаваться на уговоры ребенка забрать его домой, а не оставлять в саду.

Не поддавайтесь манипуляциям, нужно чтобы ваше чадо привыкло к садику, зная, что выбора нет, что посещать сад необходимо и неизбежно. Тогда он перестанет противиться и начнет искать положительные моменты в сложившейся ситуации. Сократите до минимума процесс прощания. Долгое прощание - лишние слезы. Как правило, после ухода мамы, ребенок быстро отвлекаться и успокаивается. Как вариант, можно придумать свой ритуал при уходе, например, он из группы в окно помашет вам рукой, так процесс прощания будет для ребенка менее болезненным. Обязательно похвалите малыша, когда расставание пройдет без слез и спокойно.

В принципе вы можете договориться с персоналом группы и с администрацией садика о своем присутствии в первые дни. Но здесь важно не затянуть расставание, ведь плачь ребенка, может спровоцировать вас забрать его домой. Но такое чередование пребывания в саду и дома может негативно сказаться как на самом ребенке, так и на группе в целом. Ситуация с адаптацией может только усугубиться.

В первые дни рекомендуется, чтобы забирала из сада ребенка мама. Причем, желательно приходить за ним пораньше и не опаздывать. Если большинство детей уже забрали родители, то ваш малыш может почувствовать себя забытым. И не исключено, что на следующий день расставание будет особо проблематичным.

Уделяйте достаточно времени и внимания общению с воспитателем. Интересуйтесь о самочувствии своего ребенка, о его поведении и успехах. Если у него имеется какая-либо аллергия, то об этом обязательно нужно поставить в известность персонал. Если ребенок будет хорошо контактировать с воспитателем, то это благоприятно может отразиться на его самочувствии.


Особенности поведения дома, во время адаптации к саду

Чтобы быть готовыми ко всему, необходимо знать, сколько же времени дети привыкают к детскому саду. Как правило, дети привыкают к детскому саду через 2-3 месяца. На протяжении этого времени нужно быть внимательными, чтобы малыш не решил, что с его прежней жизнью, которая была до сада, навсегда покончено.

В поведении ребенка во время адаптации может наблюдаться раздражительность, может так же наблюдаться ухудшение сна и аппетита. В это время он должен ощутить особую чуткость к себе и внимание. Дома режим дня должен стать более щадящим, а в выходные дни позвольте ребенку самому внести коррективы в свой режим, к примеру, пусть сам составит себе меню.

Интересуйтесь его занятиями в детском саду. Подробно расспрашивайте, что необычного и интересного он узнал в садике за день, чем занимались другие дети, в какие игры он играл и что больше всего понравилось. Если вы будете благодарным слушателем, то ребенку будет интересно рассказывать о садике. Сохраняйте на память все поделки и рисунки, принесенные им из садика, чтобы он знал, что для вас важно то, чем он там занимается.

Если малыш проявит желание подарить рисунок воспитательнице, поддержите его решение. Если появится желание привести товарища, с которым он подружился в саду, то можете считать, что границы жизни в саду и жизни дома теперь размыты, теперь одна является продолжением другой. Это хороший знак, это успех.

Так как, вернувшись из сада, в вашем малыше бурлят эмоции, чтобы помочь ребенку привыкнуть к детскому саду, необходимо уделить внимание созданию дома спокойной обстановки, в которой он сможет отдохнуть и побыть наедине с собой. Но так же не забывайте, что он так же скучал и по обществу родителей. Уделяйте ему необходимое количество внимания, отложите ненадолго все свои дела и просто почитайте книжку, поиграйте с ним в спокойную игру, обнимите малыша или просто поговорите о том, о чем он хочет. Если ребенок окружен дома достаточным вниманием и любовью, то и в садике ему будет комфортно.

Что делать, если ребенок отказывается идти в детский сад

Казалось бы, наконец-то наступил тот долгожданный момент, когда ваш ребенок начал спокойно посещать дошкольное учреждение. Но не всегда все так гладко и безоблачно, как хотелось бы. Бывает, что сложности наступают на 3-4 неделе после начала посещения сада. Однажды, проснувшись утром, когда нужно собираться и отправляться в детский сад, ваш ребенок ни с того, ни с сего расплачется. Может дело в том, что ночью ему приснился кошмар, а может он отказывается идти в сад из-за того, что долго болел и привык быть дома. Что же случилось?

Первые недели ребенок посещал охотно, так как ему было интересно и необычно, его окружало много всего неизведанного и нового, он радовался общению с другими детьми, его переполняла гордость за себя, что он уже большой и, совсем как мама и папа, «ходит на работу». И вдруг, по непонятным причинам, он начинает протестовать, отказывается идти в сад, плачет. Обычно подобное поведение наблюдается у детей, резко предоставленных самим себе или которых отводят с первых дней и забирают посторонние люди, у которых он на попечении. Ребенку становится понятно, что сад лишает его постоянному общению с мамой.

У многих детей, которым, в принципе, в группе уютно и комфортно, замечаются трудности именно в процессе расставания с мамой. Выйти из ситуации можно следующим образом – переложите обязанность отведения ребенка в детский сад на отца. Сообщите воспитателю о сложившихся трудностях. Попросите ее последить в течение дня за поведением Вашего ребенка. Пусть она отметит, как быстро он успокоился после ухода мамы, спустя сколько времени включился в общую деятельность. Возможно, она придумает для него какое-нибудь важное и ответственное задание, которое даст сразу, как только увидит его в группе.

Помните, что проблемы с привыканием могут возобновиться после длительного пребывания дома, например, после каникул или праздников. Проявляйте гибкость, в крайнем случае, можно поступить так же, как в самом начале адаптации – сократить ненадолго время пребывания в садике.

Постарайтесь периодически узнавать о своем ребенке у воспитательницы. Ведь в саду дети зачастую могут сказать больше, чем дома. Возможно, вы узнаете о своем ребенке чуть больше.

Как понять, готовы ли родители отдать ребенка в сад

Как же долго дети привыкают к детскому саду? Время адаптации к детскому саду – период непростой не только для детей, но и для родителей. Если спустя 2 недели ребенок все еще плачет каждый раз, идя в сад, то, скорее всего, вы поторопились, отдав его туда слишком рано. Может быть, малыш еще не «созрел» для сада. А может и сами родители «не созрели» для длительного расставания со своим чадом и своей излишней тревогой сами создают препятствия для полноценной адаптации. Поэтому родителям очень важно следить за своими чувствами, осознавая их природу.

Обязательное условие протекания адаптации – отказ о чувства предательства и вины. Если у вас есть хоть малейшее сомнение, будьте уверены, ребенок их почувствует, и ему будет в разы тяжелее прощаться с вами.

Сумев справиться с чувствами, доверив своего малыша людям, которые будут находиться с ним рядом, вы обеспечите ему комфортное пребывание в саду. Ведь сейчас только начинают закладываться адаптационные механизмы ребенка, которые он будет использовать в дальнейшем при поступлении в школу и даже во взрослой жизни.

Доверьтесь себе и миру. Научите доверять миру своего ребенка, дайте ему понять, что вокруг безопасно и интересно, тогда ваш ребенок вырастет счастливым человеком.

Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать. Чем старше ребёнок, тем быстрее он способен адаптироваться.
Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса, характерных для малышей. При лёгкой адаптации малыш вливается в детский коллектив за 2 - 4 недели.. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям: он без слёз и истерик заходит и остаётся в группе; при обращении глядит в глаза педагогам; способен озвучить просьбу о помощи; первым идёт на контакт с ровесниками; с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок; адекватно реагирует на воспитательские реплики; рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.
Привыкание средней тяжести длится не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции: с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки; при отвлечении забывает о расставании и включается в игру; общается со сверстниками и воспитателем; редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.
Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. Основные особенности такой адаптации: нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми; слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени; отказ заходить из раздевалки в игровое помещение; нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку; агрессивность либо замкнутость; неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг). В таком случае необходимо обратиться к специалистам (психологу, неврологу, детскому врачу) и сообща выработать план действий.
Психологи полагают, что особенности привыкания ребёнка к новой обстановке зависят от многих факторов: от типа нервной системы и состояния здоровья, личностных черт, семейной атмосферы, условий пребывания в детском саду. Наибольшие трудности испытывают дети с ослабленным здоровьем, быстро устающие от шума, с трудом засыпающие днём, имеющие плохой аппетит. Тяжело привыкают к детскому саду чрезмерно опекаемые дети, не имеющие навыков самообслуживания, тревожные. Существует определённая закономерность – скорее привыкают к новому обществу те малыши, чей социальный круг не ограничивался родителями и бабушками. Те же ребятишки, кто редко взаимодействовал с другими детьми, наоборот, сложно адаптируются к изменившимся условиям.
Чтобы процесс привыкания прошел максимально успешно, быстро и безболезненно, специалисты советуют заранее прививать будущему дошколёнку важнейшие навыки. Вот почему родителям следует знать, чему желательно научить ребёнка, отправляющегося в ДОО. Самостоятельно одеваться и раздеваться. В идеале трёхлетки уже должны снимать плавки, носочки, колготки, надевать майку и кофточку, куртку. С застёжками могут возникнуть сложности, однако приучать к ним всё же следует. Для этого можно купить игрушки-шнуровки. Пользоваться ложкой и вилкой. Для этого нужно отказаться от бутылок, непроливаек, которые не способствуют скорому взрослению. Проситься и ходить на горшок. Следует избавляться от подгузников уже в полуторагодовалом возрасте, тем более что умение проситься и ходить в ночную вазу существенно упростит адаптацию, поскольку ребёнок будет увереннее себя ощущать среди умелых ровесников. Воспринимать разную пищу. Для многих трёхлеток характерна избирательность в пище. В идеале родителям следует приблизить домашнее меню к садиковскому. Общаться со взрослыми. Довольно часто можно услышать своеобразную речь ребёнка, которая понятна только маме. Некоторые малыши вообще общаются жестами, справедливо полагая, что родители всё поймут. Учите детей правильно говорить. Играть с детьми. Психологи советуют регулярно ходить в гости к семьям с маленькими детьми, гулять на детских площадках, играть в песочнице.
Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребёнка о том, как прошёл день, какие он получил впечатления (если ваш малыш сможет с вами объясниться). Обязательно нужно акцентировать внимание ребёнка на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению. Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И тогда скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!

М. Халитова,
заведующая МАДОУ детский сад «Колокольчик» с.Федоровка.

С началом нового учебного года те, кто живут возле детских садиков, по утрам часто смотрят триллер "Мама, не хочу в сад!". В основном истерики закатывают "новобранцы" - малыши 2-3 лет, которые только начали свое знакомство с детсадовской жизнью. Как облегчить их дебют, знают наши эксперты: Снежана Поплавская, детский психолог-психотерапевт, кандидат философских наук, директор ДРК "Золотой ребенок", и Алена Попова, консультант для мам по тайм-менеджменту, организации быта и воспитанию по системе Монтессори.

Пять популярных ошибок родителей

1. Негативная проекция

Первым важным кирпичиком в фундаменте хороших взаимоотношений ребенка с садом является уверенность родителей в том, что этот шаг очень нужен.

"Если они принимают это решение под давлением близких, но сами сомневаются в его необходимости, ребенок прочувствует это", - утверждает Снежана Поплавская.

То же происходит и в случае, когда родители испытывают страхи, связанные со своим детством или опытом старшего ребенка. Кроха, ощущая их, будет проецировать их на себя и отрицательно реагировать на детсад. Особенно если еще и будет слышать негативные отзывы о воспитателе. В таком случае у него возникнет вопрос: если он плохой, зачем мама меня к нему водит? Важно, наоборот, как можно ярче демонстрировать ваше хорошее отношение к воспитателю.

"Здоровайтесь с ним за руку. А затем пусть он протягивает руку ребенку", - советует Алена Попова.

2. Резкое погружение

Некоторые родители пренебрегают периодом адаптации и сразу же отдают ребенка в сад на полный день. Результатом могут стать истерики только при одном его упоминании. Начинайте с коротких походов - на 1-2 часа, постепенно увеличивая время. Период привыкания каждого ребенка к саду индивидуален.

3. Розовые очки

Частенько родители заманивают детей в сад рассказами о том, что там сплошное веселье и развлечения. Но это далеко от истины. "И когда ребенок это понимает, он может испытать обиду и даже спроецировать проблему на себя: если мама говорила, что сад - это праздник, а мне здесь плохо, значит, это со мной что-то не так", - объясняет Снежана Поплавская. Говорите с ребенком честно, детально распишите ему распорядок дня. Узнавайте заранее расписание занятий и накануне вечером рассказывайте, чем он будет заниматься в саду.

4. Без комментариев

То, что дети не умеют пользоваться часами, не повод не объяснять им, когда вы придете забирать их из сада. В этом случае ребенок весь день проведет в состоянии страха: "А заберут ли меня вообще?". "Расставаясь утром в саду, сообщите малышу, на каком этапе распорядка дня вы за ним придете. И ни в коем случае не опаздывайте", - рекомендует Алена Попова.

5. Поздний подъем

Жалея ребенка и давая ему возможность утром поспать подольше, мы оказываем ему медвежью услугу. "Наш садик находится рядом с домом. Поэтому, разбудив дочку в 8:00, я успевала собрать ее и привести вовремя, к 8:30, - рассказывает киевлянка Елена Литвиненко. - Но я не учла, что ей будет сложно заснуть в 12:30, и именно это стало главной проблемой: дочка рыдала и говорила, что не хочет ходить в сад из-за дневного сна. Подъем в 6:30 решил вопрос: к тихому часу дочка уставала и спокойно засыпала".

Как облегчить расставание с мамой

Многие дети сильно плачут, когда мама уходит. Огромная ошибка - убегать, когда ребенка как-то отвлекут. Так подрывается его доверие к вам и взращивается тревожность, что мама может в любой момент без объяснений исчезнуть. Поэтому важно, даже во время водопада слез, сказать малышу, куда вы идете и когда придете за ним: "после супчика", "после прогулки" и т. п.

Следующие лайфхаки, мы надеемся, помогут снизить градус накала страстей во время утренних расставаний в саду.

1. Если у ребенка очень сильный эмоциональный контакт с мамой, лучше, чтобы в сад его отводили папа или бабушка с дедушкой, а забирала мама.

2. Поговорите с воспитателями и введите какой-то ритуал - до и после сада. "Мы договорились, что дочка будет махать мне в окошко, - рассказывает киевлянка Юлия Самойлова. - Так вот, пока она от двери до окна доходит, уже и истерики нет. А после сада мы идем покупать ее любимые орешки".

3. Договоритесь с воспитателем в частном порядке пару раз погулять вместе с вами и ребенком и оплатите потраченное время. В идеале вообще домой к себе пригласить - чтобы малыш понял, что это "свой" взрослый.

4. Дети рыдают, потому что боятся, что мама их не заберет из сада. Поэтому попробуйте такой ход: пару дней во время адаптации водите ребенка только на вторую прогулку - чтобы он видел, что абсолютно за всеми детками приходят их родители и никто не остается на ночь в саду. С этой же целью - чтобы ребенок не волновался, что вы не вернетесь - оставьте в шкафчике важную для себя вещь (не дорогую, а важную, и ребенок об этой важности знает).

5. Купите "друга для садика". "Дочке было два года и два месяца, когда она пошла сад. Первый день она 15 минут лежала на полу в истерике. Потом подруга-психолог посоветовала купить "друга". Мы пошли в магазин с установкой, что покупаем друга, который очень хочет в садик - чтобы подружиться с детками, узнать много новых игр и т. п., - рассказывает Ирина Светлова. - Дочка выбрала странного небольшого зверька, которого назвала Тоша. Мы весь вечер рассказывали ему, что завтра он пойдет в садик и Анечка познакомит его с воспитателем, со всеми детками и покажет много новых игрушек. Утром она проснулась, схватила Тошу и поволокла его в сад. Молча зашла в группу - и ни одной слезинки больше не было".

6. Завяжите на запястье ребенку "ниточку любви" - как напоминалку, что вы его сильно-сильно любите. Еще можно нарисовать на своей и детской руке одинаковый маленький рисунок (котика, солнышко - что угодно) и сказать, что, если вдруг станет грустно, пусть смотрит на рисунок, а вы будете смотреть на свой.

Сигналы SOS

Когда в сад отправляется ребенок, умеющий хорошо говорить, это дает возможность быстро выявить и разрешить какие-либо проблемы. Но как быть, если малыш еще не говорит или выражает свои мысли недостаточно четко? Вот перечень тревожных звоночков, по которым вы можете определить, что в отношениях ребенка с детским садом что-то пошло не так:

1. Aгрессия на родных, внезапные слезы и истерики (неестественные в досадовское время);
нарушения сна: кошмары, частые тревожные просыпания, периодический энурез (неконтролируемое ночное мочеиспускание);
2. Aутоагрессия (щипание, кусание, царапание самого себя);
3. Hепрекращающиеся болезни - они могут быть психосоматическим проявлением стресса, следствием пережитого страха, с которым малыш не смог справиться;
регресс (ребенок начинает сосать палец, грызть игрушки).
4. Hаблюдайте за тем, как он играет дома, что рисует, какие ситуации воспроизводит с игрушками. Часто в таких играх проявляется воспринятая агрессия или звучат фразы, принесенные из сада. Это может стать сигналом для того, чтобы обсудить ситуацию с воспитателями или даже сменить дошкольное учреждение.

Добрый день... Как же я долго сюда не писала...
Но мне опять нужна Ваша помощь.
Моему ребенку 6 месяцев... Но я не могу к нему привыкнуть.
Иногда ненавижу иногда люблю.
Я не понимаю что со мной. А посоветоватся ни с кем не могу ведь подумают что я сумасшедшая. Мария Виноградова

Николь

Олеся Веревкина

Николь, через некоторое время психолог Мария Виноградова прокомментирует тему.

Здравствуйте, Николь! Как раз пару дней назад вспоминала о Вас с малышом. Вас действительно давно не было на форуме, - заботы о ребенке и работа по дому занимают почти все время молодой мамы, я понимаю.
Расскажите о Вашем распорядке дня: высыпаетесь ли Вы, во сколько встаете, чем занимаетесь с малышом, соблюдает ли он режим, помогает ли Вам муж/мама и отец, кто - то еще в заботах о сыне, нормально ли Вы питаетесь, хватает ли Вам времени на себя/свои интересы?
Ваши полярные чувства к ребенку ("иногда ненавижу, иногда люблю") знакомы практически каждой женщине. Мы не роботы, и просто не можем ощущать прилив нежности и любви в моменты, когда малыш по 20 раз будит нас по ночам, не переставая кричит как сирена или несколько часов подряд не укладывается на дневной сон, за время которого нам нужно и приготовить обед, и вывесить белье, и протереть пыль, и, в конце концов, немного отдохнуть. Испытывать не только позитивные, но и негативные чувства к ребенку - совершенно нормально, Николь, и не стоит винить себя в этом.

Мария Виноградова, Я вобще не висыпаюсь, целый день плачет ему зубы сейчас лезут, спит только на обед 1 час и под вечер где то минут 40, очень выводит меня из себя, ночью спит больше но пару раз встанет и я уже не хочу спать. Иногда по 2-3 дня не чешусь... Чем с ребёнком занимаюсь, ну играю с ним погримушками, включаю мультики но это отвлекает только на пол часа, потом он просто плачет или кричит.
ПОМОГАЕТ ЛИ МУЖ? АХАХА Вы могли об этом даже не спрашывать, ответ же Вы знаете что нет)
Сидит с ним если ему кушать надо приготовить ведь я не успеваб, иногда и побить меня может.
Мы живём вообще одни, моя мама далеко а его мама уехала домой я полностью одна с ребёнком, и всю злость выплескиваю на него бью, кричу на него. Поесть даже не успевают иногда, 1 раз в день ем и то такое... Когда малыш спит я стираю и убираю как бешеная, муж если не прибрано сразу орёт и к маме отправляет. Не знаю что делать, к маме не могу уехать ведь она мне не обеспечит ни ребёнка ни меня папа тоже. Я в безысходности, купила в аптеке лёгкие транквилизаторы пью но даже они не помагают... Я не знаю что делать

Николь

Когда мужчина становится отцом, его приоритеты могут измениться, - мне жаль, что этого не произошло с Вашим мужем, Николь. Но мы с Вами говорили, что в большинстве случаев осознавание себя как ответственного за новую жизнь начинается у мужчины тогда, когда малышу исполняется 2-4 года когда с ним уже можно поговорить и сделать что - то вместе).
Получается, что Вы продолжаете терпеть унижения от мужа, выплескивая негативные эмоции на сына, только из - за денег, которыми муж обеспечивает вас? Мама не может помочь в силу того, что находится в монастыре, а папа мало зарабатывает, я правильно понимаю? Кто - то из родственников или друзей помогает Вам с одеждой/игрушками для ребенка?
Нехватка времени - самая распространенная проблема молодых мам, но это время скоро пройдет, Николь. Дети растут быстро, трудности забываются и остаются в основном светлые, трогательные воспоминания. Постарайтесь выделять время и для себя (хотя бы по 10 минут утром, днем и вечером): причесаться, умыться и одеть чистую, красивую одежду маме так же важно, как и малышу, ведь Вы находитесь в контакте с ним практически 24 часа в сутки. Во время дневного сна сына попробуйте выделить время для чтения или просмотра телевизионной передачи (объясните мужу, что сильно устаете, и время от времени Вам нужно просто побыть одной и успокоиться).
Вот примерный план игрового развития с ребенком по месяцам - посмотрите, возможно, Вам удастся разнообразить общение с сыном (ссылку вышлю личным сообщением).

Мария Виноградова, Добрый день...
Я рассталась с мужем пару дней назад, теперь с малышом у папы.
Мы поссорились очень с его мамой, она всюду совпала свой нос если права и если нет, я уже не выдержала и дала ей сильный отпор, муж сначала на неё наорал чтоб не совала свой нос всюду, а потом его бабушка подговорила и он начал уже на меня гнать... А потом ещё его мать сказала что ей нужно идти в больницу сдать анализы потому что когда то ей делали операцию по женский, но там ничего серезного, просто нужно ходить каждые 5 лет проверятся, так мой муж так запереживал, возил её всюду на меня внимания не обращал, а с ней ничего нет только на жалость хотела надавить, так к чему я веду, вобщем когда я рожала мне врач сказал что у меня в шейке матки какая то маленькая опухоль, я тогда и забыла проверится, так муж никогда так не переживал за меня. Это мне очень зацепило душу и сердце и я ушла, он все равно сказал что я не права и что я должна уважать мать.
Вчера звонил услышать сына и сказал что его крутит в душе мол что я уже к балкам каким то ходила его приворожить, мне больно что я ему не нужна.
Теперь почему то плачу что ушла ((как с этим справится Мария? (((я так умру. Я ему безразлична ((

Николь

Николь, мне очень жаль, что так получилось. Я понимаю Ваш гнев на свекровь, диктующую свои правила жизни, и обиду на мужа, который уделяет Вам недостаточно внимания и заботы. В созависимых отношениях не бывает просто (мы с Вами говорили об этом): пара существует в состоянии маятника, который раскачивается от положения "жизнь с тобой прекрасна" до "ненавижу тебя". Правильно ли я понимаю, что сейчас Вы бы хотели вернуться к мужу? Папа поддерживает Вас? Мама знает о Вашем решении? Изменилось ли что-то в Вашем отношении к сыну (Вы срывались на нем, не знали - чем с ним заниматься), или все осталось по-прежнему?

Мария Виноградова, Я и сама не понимаю что хочу, то хочу вернутся то нет. Хочу очень чтоб в моей жизни появился мужчина который бы меня уважал и ценил, чтоб я забыла обо всем сним, но не могу потому что никто так не полюбит сына как родной папа и об этом я плачу, я хочу вернутся только из-за сына, да и мне папу жалко, он нигде не работает а ещё меня и сына кормит, муж мне денег не дал.
Папа полностью поддерживает, ведь я и так долго терпела.
На сыне не срываюсь, наоборот ухажива целый день.
Звонил муж вчера спрашивал о сыне но я по разговору поняла что он и не собирается за нами приезжать...

Николь

Елена.

Николь, здравствуйте. Вы разрешили здесь писать всем посетителям. Поддерживаю кажое слово Марии и не считаю вас сумасшедшей.
У меня такой же малыш был беспокойный, когда был маленьким. Сейчас ему 7 лет, но попе в шило так и не прошло. Я представляю КАК физически и морально Вам тяжело.
И очень часто хочется выплеснуть свою злость на это маленькое существо. Каждый раз, когда я хотела так сделать, то останавливалась, считала до 10 и представляла, что вот он такой маленький, а я огромный великан и он не может дать мне сдачи и КАК сильно он меня боится и так же сильно ЛЮБИТ!
Все мы хотим свободы, но пока малыш маленький, то почему бы не принять помощь свекрови. Кивать ей и делать свое) Побои прощать нельзя.
Мы, женщины. Воспринимаем мир по -другому. Очень Мало пап, которые так же относятся к детям. Этот факт надо принять. У нас полная семья, но папа так редко общался с сыном, что когда сын был маленьким, то сын бегал на улице за мужчинами и кричал "Папа".
Мне было Очень больно. Но любовь можно привить. Надо не делать это насильно, вроде этого - ты папа и ты должен! Тогда некоторые мужчины еще больше бояться и отдаляются. Можно делать так- наш сын так на тебя похож, у него такие глаза, ротик, он такой же смышленый как ты)
Николь. Если вы поставите себе программу, что другой мужчина не полюбит вашего сына, то так и будет. Не полюбит. Просите у неба другой расклад. Чтобы появился мужчина, который полюбит вашего сына КАК своего. Если мужчина орет, то это ему ко врачу надо, ведь быть мамой такого младенца, очень тяжело. Но так как папу мы исправить не можем, то ищем как влиять на него. ТО есть как правильно разговаривать с мужем - тираном. Мне, кажется, здесь консультируют (простите Мария) точнее мужчины- психологи
Вы проверяли у невролога малыша?

Вхождение в детсад - очень резкое изменение жизни. И, конечно, вдумчивые родители к этому готовятся заранее.

Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду.

Возможно советы психолога облегчат родителям и детям период привыкания к детскому саду.

· Хотя в детский сад теперь принимают детей и более младшего возраста, наиболее благоприятным является возраст между 3 и 5 годами.

· Заранее подготовьте ребенка к мысли о детском саде, к необходимости посещать его. И первое, что нужно сделать, - примерно за месяц до того, как он начнет ходить туда, - поменьше, чем обычно, будьте рядом с ним. Второе - подробно расскажите ему о детском саде, сводите его туда, чтобы он узнал, что это такое, и у него сложилось собственное представление о нем. Скажите ребенку, что вы очень гордитесь им - ведь он уже такой большой, что может сам ходить в детский сад. Но и не делайте из этого со­бытия проблему, не говорите каждый день о предстоящей перемене в его жизни.

· Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.

· Когда вы подбираете детский сад, самое главное не в его внешнем виде, удобствах и красоте интерьера, а в воспитателях и ребятах. Придите в детский сад и понаблюдайте за детьми: довольны ли они, нравится ли им там. Хороший детский сад - место очень шумное. Если в течение получаса вы не услышите шума и гама, а также взрывов смеха, поищите другой садик для вашего ребенка.

· Познакомьтесь с воспитателем группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

· С самого начала помогите ребенку легко войти в детский сад. Ведь он впервые в жизни расстается с домом, с вами, отдаляется от вас, хотя и всего на несколько часов. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного сразу, лучше всего, чтобы он сам отпустил вас. А, расставаясь, не забудьте заверить, что непременно вернетесь за ним.

· Когда вы уходите - расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случится, и он долго не будет вас отпускать.

· Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно первые несколько недель пусть отводит в детский сад его отец.

· Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике и на утро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкнуть к садику.

· Некоторые дети в первые дни очень устают в детском саду от новых впечатлений, новых друзей, новой деятельности, большого количества народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это не значит, что он не в состоянии привыкнуть к детскому саду. Возможно, необходимо такого ребенка раньше забирать с садика или же 1-2 раза в неделю оставлять его дома.

· Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.

· Бывает, что ребенок не принимает воспитателя: "Я не пойду к ней, она кричит, злая" и т.д. Если это повторяется каждый день, то остается только посочувствовать и попытаться перевести ребенка в другую группу. Не давайте ему страдать и общаться с неприятными людьми. "Вторая мама" для вашего ребенка должна быть похожа на вас по своим воспитательным методам, обладать способностью учитывать и понимать уникальность и индивидуальность каждого ребенка.

· Не спешите, выбирая для вашего ребенка детский сад, а будьте наблюдательны и предусмотрительны. Плохо, если придется слишком часто менять садики. Лучше если ребенок посещает все время один и тот же садик. Один раз поменять его - не страшно, но шесть или семь раз - это уже вредно.

· Не отдавайте ребенка в садик только потому, что у вас родился еще один ребенок, даже если это и облегчит вам жизнь. Ваш старший сын или дочь и без того почувствует, что в доме появился напрошенный гость, и ваше решение он непременно истолкует как свое изгнание, сделав вывод, что вы предпочитаете ему новорожденного. Поэтому если вы, ожидая ребенка, все же решите отдать старшего в детский сад, сделайте это заранее, до появления малыша.

· Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку - не считайте, что он заменяет се мью.


Последние материалы сайта