Будут ли наши ракеты на кубе. Русские ракеты снова на Кубе! Но ни обнаружить их, ни даже просто доказать их существование американцы уже не способны. Молчание "сарафанного радио"

21.11.2021
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Россия растеряла позиции Советского Союза, который мог дать подспорье кубинской экономике и не входит в первую пятерку ее финансовых партнеров. Однако потенциал огромен

Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

В Москву впервые с официальным визитом прибыл новый кубинский председатель госсовета и совета министров Кубы Мигель Диас-Канель Бермудес. В том числе он проведет переговоры с президентом России Владимиром Путиным. Ожидается подписание ряда контрактов, включая сферу военно-технического сотрудничества. Подробнее — Георгий Бовт.

Если Советский Союз некогда был главной и почти единственной опорой кубинской экономики, десятилетиями жившей под американскими санкциями, то Россия эти позиции растеряла. Взаимный товарооборот составил в прошлом году более чем скромные 250 млн долларов. Это в четыре раза меньше, чем у Кубы с Канадой.

Россия даже не входит в первую пятерку экономических партнеров Кубы, список которых возглавляют Венесуэла, Канада и Испания. Ее нет ни в числе крупнейших импортеров кубинской продукции, в основном сельскохозяйственной, ни в числе экспортеров своей продукции на Кубу.

Между тем потенциал тут огромен. Хотя бы потому, что на Острове Свободы есть что модернизировать из советского еще наследства. В ходе визита Мигеля Бермудеса планируется обсудить модернизацию кубинских железных дорог, металлургического завода, атомной электростанции. Имеется совместный проект по добыче нефти.

Интересен и другой проект — с «Роскосмосом» — о создании мобильного комплекса приема данных со спутников дистанционного зондирования Земли. Раньше, правда, на Кубе была станция слежения за США, но она давно уже закрыта решением Владимира Путина: еще в первый его президентский срок, когда мы думали, что с Америкой подружимся.

Кубинская экономика постепенно раскочегаривается, почувствовав импульс в результате хотя и осторожных, но последовательных реформ, начатых еще при Рауле Кастро и продолжаемых Мигелем Бермудесом, за которым Рауль Кастро, ушедший с официальных государственных постов, продолжает присматривать. Кубинские реформы во многом копируют вьетнамские — осторожно и под руководством компартии.

В новой конституции страны даже закреплено право частной собственности. Полмиллиона человек, занятые в сфере мелкого предпринимательства, крестьяне получили право брать в пользование без права продажи до 5 гектаров земли. В результате острота продовольственной проблемы заметно снизилась.

Кубинцам разрешили пользоваться мобильными телефонами, снимать номера в международных гостиницах, более свободно приобретать товары длительного пользования. Сняты ограничения на рост зарплаты, ослаблены ограничения на приватизацию жилья для тех, кто прожил в нем 20 лет. В специальную экономическую зону Мариэль, а также на курорт Варадеро идут иностранные инвестиции, в основном европейские: общий объем составил в прошлом году 2 млрд долларов.

Отношения с Америкой остаются напряженными. «Оттепель», начавшаяся было при Бараке Обаме, при Трампе развития не получила, а обратилась вспять. Нынешний президент продлил эмбарго в отношении Кубы, и пока перспектив улучшения отношений не просматривается.

Казалось бы, можно снова попробовать использовать американо-кубинские противоречия в российских интересах в регионе, прежде всего, военно-политических. Кубу в этом смысле можно назвать «мягким подбрюшьем США». И новое руководство страны действительно готово обсуждать вопросы военно-технического сотрудничества, закупать российские вертолеты и танки. Правда, на российский же кредит — размером около 50 млн долларов.

В условиях выхода Америки из Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД) 1987 года может возникнуть даже искушение разместить российские ракеты средней дальности теперь на Кубе. Однако не стоит спешить рисовать в голове картину «Карибского кризиса 2.0», когда российские военные корабли плывут к Кубе с ракетами на борту, а президенты Путин и Трамп в пожарном порядке по «горячей линии» пытаются избежать ядерного апокалипсиса.

Нынешнее руководство Кубы вряд ли пойдет на размещение российских военных и тем более ракет на своей территории. Гавана по-прежнему хотела бы избавиться от американской военной базы в Гуантанамо, оставшейся в наследство от дореволюционного режима, но при этом не хочет воевать с Америкой и вообще воевать за дело коммунизма где бы то ни было в мире.

Куба теперь хочет быть нейтральной страной. Если Россия готова ей в этом помочь, особенно за счет кредитов, она будет только рада. Но играть роль «ежа, засунутого в штаны американцам», как Никита Хрущев назвал планы размещения ракет на острове, Куба уже не станет. Просто потому, что это дорого и невыгодно.

Депутаты Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин и Сергей Обухов предложили разместить на Кубе ракетные комплексы для защиты интересов и союзников по ОДКБ. Соответствующее обращение законодатели направили президенту России Владимиру Путину, министру иностранных дел Сергею Лаврову и главе Минобороны Сергею Шойгу (текст документа попал в распоряжение ).

Как отмечают депутаты, агентство Reuters опубликовало информацию о том, что уже в мае США намеревается разместить ракетные пусковые установки типа HIMARS на юго-востоке Турции. «Стоит отметить, что тактико-технические характеристики указанного вооружения, по имеющимся данным, позволяют, среди прочего, использовать ракеты с радиусом действия до 500 километров. Таким образом, создается потенциальная угроза союзникам России по ОДКБ (в первую очередь, Армении)», - пишут парламентарии.

По их мнению, в целях защиты необходимо принять сопоставимые ответные меры. «В первую очередь, речь идет о размещении российских пусковых установок аналогичного или даже большего радиуса действия на Кубе. Кроме того, видится еще более целесообразным асимметричный ответ Вашингтону в виде восстановления радиоэлектронного центра в Лурдесе», - указывают Рашкин и Обухов.

Кроме того, с 1962 по 1991 год на Кубе близ Гаваны размещалась 7-я отдельная мотострелковая бригада советской армии, а авиабаза Сан-Антонио использовалась как аэродром подскока советскими разведывательными и противолодочными самолетами, несшими боевую службу над Атлантикой.

На днях бывший посол США в России Майкл Макфол (тот самый, который назвал РФ «дикой страной»), комментируя заявления Дональда Трампа по выходу из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, заявил, что это «станет подарком Путину». По словам Макфола, Трамп запускает новую гонку вооружений, которая будет требовать от Соединённых Штатов всё новых и новых финансовых ресурсов. В конечном итоге, это может подорвать безопасность США, а вдобавок оттолкнёт от Вашингтона европейских союзников.

Эксперты в Европе тем времени высказали предположение о том, что четырёхсторонний саммит в Стамбуле по Сирии на самом деле стал возможностью для Ангелы Меркель и Эммануэля Макрона обсудить не только САР, но и ту самую инициативу Трампа по выходу из ДРСМД. Главы Германии и Франции вполне могли побеседовать с российским лидером по поводу того, что он предпримет, если в Европе вновь появятся американские ракеты, например, средней дальности (наземного базирования).

А что действительно готова предпринять Россия, если США начнут работу по размещению ракет СМД наземного базирования на Европейском континенте? Здесь важно напомнить, что российские власти уже обращали внимание на фактическое нарушение Соединёнными Штатами договора, подписанного в 1987 году. В частности, нарушение касается размещения в Восточной Европе элементов ПРО (румынский городок Девеселу и польское Редзиково). Владимир Путин неоднократно подчёркивал, что эти объекты можно сколько угодно называть ПРОТИВОракетными, но на самом деле пусковые установки без особого труда можно превратить в ракетные – наступательного характера. А решение по объектам в Румынии и Польше, принималось, как известно ещё до появления Трампа в Овальном кабинете.

Значит, Россия уже готова к выходу США из ДРСМД? По большому счёту – вполне. Размещение тех же ОТРК «Искандер» в Калининградской области, ставшее ответом на продвижение инфраструктуры НАТО к российским границам – один из важных шагов. Ведь если сами США заявляют, что дальность действия ракет «Искандера» существенно больше заявленных 500 км, то пусть теперь эти заявления активнее переваривают те же Меркель с Макроном, если вдруг США продавят размещение ракет СМД ещё и на их территории. Вдобавок Россия подготовлена на европейском направлении наличием флотской составляющей с «Калибрами» (морского базирования). Фактически никакой гонки вооружений со стороны России вести вовсе не нужно. Все критические европейские направления, откуда гипотетически может быть нанесён удар с малым подлётным временем ракет, уже находятся под прицелом. А как иначе? Не зря же были и "жирные" годы, когда в оборонку вливались невиданные за все последние десятилетия средства.

Может ли Россия разместить комплексы с ракетами среднего радиуса действия на американском направлении? Тут есть варианты. Один из них – возможность использования стран Карибского бассейна, что уже само по себе вызывает определённые исторические ассоциации. Если без лишней рефлексии и сугубо с военной точки зрения, то, например, от северо-запада Венесуэлы до американского Ки-Уэста – около 1,8 тыс. км, до ассоциированного с США Пуэрто-Рико – около 800 км. А если говорить о расстояния от Кубы, то достанет и тот «Искандер», у которого сугубо канонические ракеты с дальностью не более 499,9 км. Если это будет нужно, то с Гаваной при желании можно договориться. Не так давно ведь миллиардные долги списали...

А г-ну Болтону, который прилетал в Москву без оливок и оливковых ветвей, эти перспективы, должно быть, обрисовали куда более красочно.


Станет ли установка Россией на Кубе комплекса приема данных со спутников дистанционного зондирования Земли первым шагом к полноценному возвращению к стационарной базе слежения уже не за спутниками, а за США?

Комплекс будет развернут до конца апреля 2019 года. Об этом со ссылкой на сайт госзакупок сообщило агентство «РИА Новости». Все это так напоминает первые шаги по устройству в местечке Лурдес на Кубе базы радиоэлектронного слежения за США, что не слишком верится в чисто космическое назначение нынешнего комплекса.

Что это такое?

Дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ), объясняют специалисты, - это система высокоточного отслеживания рельефа, определения запасов ресурсов, залежей полезных ископаемых. Ведется наблюдение за изменениями на земной поверхности: новые дороги, стройки, сельскохозяйственные территории, просто природный ландшафт.

В слова официальных пояснений функций соответствующих спутников можно вслушиваться, как в музыку Чайковского: оказывается, полученные данные будут использоваться «при составлении и редактировании карт местности, при проведении мероприятий контроля окружающей среды, при поиске потенциальных мест залегания нефти и других полезных ископаемых. Можно будет определять зрелость злаковых на полях, биологическую чистоту водоемов и уровень засоленности почвы».

В общем, все - сугубо в мирных целях, убеждают друг друга представители стран, имеющих спутники для ДЗЗ. Разбрелось, скажем, стадо коровок в Голландии, а тут - раз, и актуальная информация по их местонахождению! И что это за цель такая - высокоточное наблюдение за рельефом? Есть опасения, что гора Джомолунгма куда-то убежит?

И как-то мимо внимания проносится вопрос, не дешевле ли для коровок вторую нитку электрического заграждения протянуть, нежели орду спутников на орбите содержать? А ведь только у России Землю скрупулезно зондируют аппараты «Ресурс-П», «Канопус-В», «Канопус-В-ИК», а в сеть с ними завязаны спутники-ретрансляторы системы «Луч». Особенно доставляет при этом «Канопус-В-ИК», то есть с инфракрасной боеголо... то есть с камерой. С инфракрасной камерой. Не иначе как температуру воды в озере Байкал дистанционно замерять.

А есть ведь подобные группировки спутников и у США, Франции, Японии...

Но не стоит задавать эти вопросы специалистам. Они совершенно неподдельно изумятся. И будут смотреть на тебя честными до пронзительности глазами...

Что это будет?

Станция по приему информации от этих спутников ставится не только на Кубе. Аналогичные мобильные комплексы, как сообщается, размещаются также на Чукотке и даже в Антарктиде, на российской станции «Прогресс». Ведь такой огромный массив информации, что получают мирные спутники при столь детальной работе, нужно периодически сбрасывать по мере накопления, что объясняет необходимость такой географии. Значит, нужны приемные станции. Которые затем будут перебрасывать накопленные данные в Россию. Скорее всего, опять через спутники.

Потому что, надо полагать, «Ресурсы» и «Канопусы» годами не могут пролететь над территорией России...

Так или иначе, но из документа госзакупок следует, что работы по развертыванию мобильного приемо-передающего комплекса на территории Республики Куба должны быть завершены до 30 апреля 2019 года. В том же году группировка спутников «Ресурс-П» должна быть дополнена четвертым аппаратом, а в 2020-м - пятым. И четыре «Канопуса». А всего, по словам главного конструктора предприятия, разработчика спутников ДЗЗ АО «Корпорация "ВНИИЭМ"» Александра Чуркина, к 2020 году таких аппаратов должно насчитываться 15 единиц на орбите.

Быстро рельеф меняться будет, видимо. Или срочно карты топографические отредактировать надо...

Кстати, последнее - отнюдь не сарказм. Известно ведь: нынешние высокоточные ракеты приводятся к цели не только внутренними «ресурсами», но и по картам, действительно редактируемым по данным, полученным с орбиты. Причем в реальном режиме времени. Обычно говорится, что головки самонаведения направляются в том числе по системе ГЛОНАСС. Но это, упрощенно говоря, система координатная, система высокоточной привязки объекта к географической сетке. А ну как супостат в невыразимой хитрости своей действительно рельеф испортит? Спрячет свою цель под каким-нибудь внезапно надутым холмом? И промахнется крылатая ракета, вдруг обнаружив перед собой препятствие, которого давеча не было, но которое она вынуждена огибать...

В общем, как только распахнешь в ответ не менее изумленные глаза, сразу многое становится ясно.

Комплекс на Кубе сразу становится идеальным местом для отслеживания зрелости злаковых на полях супостата. На Чукотке - для мгновенного определения биологической чистоты водоемов супостата и связанной с ним в одну систему обороны НОРАД Канады. Ну а комплекс в Антарктике - так и быть, за поголовьем пингвинов следить будет. А на случай, если супостат берега утеряет, - запасной центр, до которого поди еще дотянись.

Если же говорить именно про Кубу и именно вспоминая наш центр радиоэлектронного слежения в Лурдесе, то нынешние планы означают несколько важных вещей.

Первая и главная - мы возвращаемся на Кубу как военные... тьфу, гражданские союзники. Нынешняя электроника уже позволяет не выстраивать громадные ангары и бункеры с громадными антеннами, чтобы просвечивать супостата. Можно обойтись и меньшими объемами, и меньшими ресурсами, и меньшими деньгами. В этом смысле возвращение к модели центра в Лурдесе едва ли состоится. Но лиха беда начало. В конце концов, народному хозяйству страны нужны сведения не только о чистоте водоемов, но и о технологических разработках супостата. А вдруг они будут вред экологии наносить? Хорошо бы и в замыслы его своевременно проникать, чтобы побыстрее со встречными предложениями выйти. Да и за зрелостью злаковых в Дакотах отчего не проследить? Это ж дополнительные данные для прогноза будущих котировок на Нью-Йоркской бирже, почему нет? В хозяйстве все пригодится.

Вторая вещь - спутники ДЗЗ действительно отслеживают все те вещи, о которых так пафосно пишут в официальных реляциях. А значит, центр на Кубе может стать и неплохим информационным хабом для гражданских потребителей в Латинской Америке. А то и у американцев кусочек на их соответствующем рынке отгрызть...

Ну а третья... Третья состоит в символике этого возвращения. Оно демонстрирует, что Россия стряхнула прежний морок, оглянулась вокруг себя трезвыми глазами, увидела свои национальные и стратегические интересы. И начала переходить от пожелания их как-то начать защищать к действиям в этом направлении.

Покровский Александр

Карибский (Кубинский) кризис 1962 года - резкое обострение международной обстановки, вызванное угрозой войны между СССР и США из-за размещения советского ракетного оружия на Кубе.

В связи с непрекращающимся военным, дипломатическим и экономическим давлением США на Кубу советское политическое руководство по ее просьбе в июне 1962 года приняло решение о развертывании на острове советских войск, в том числе ракетных (кодовое название «Анадырь»). Это объяснялось необходимостью предотвратить вооруженную агрессию США на Кубу и противопоставить советские ракеты американским, развернутым в Италии и Турции.

(Военная энциклопедия. Воениздат. Москва, в 8 томах, 2004 г.)

Для выполнения указанной задачи было намечено разместить на Кубе три полка ракет средней дальности Р-12 (24 пусковые установки) и два полка ракет Р-14 (16 пусковых установок) - всего 40 ракетных установок с дальностью действия ракет от 2,5 до 4,5 тыс километров. С этой целью была сформирована сводная 51-я ракетная дивизия в составе пяти ракетных полков из разных дивизий. Общий ядерный потенциал дивизии в первом пуске мог достичь 70 мегатонн. Дивизия в полном составе обеспечивала возможность поражения военно-стратегических объектов почти на всей территории США.

Доставка войск на Кубу планировалась гражданскими судами Министерства морского флота СССР. В июле октябре в операции «Анадырь» приняли участие 85 грузовых и пассажирских судов, которые совершили 183 рейса на Кубу и обратно.

К октябрю на Кубе находилось свыше 40 тыс советских военнослужащих .

14 октября американским разведывательным самолетом У-2 в районе Сан Кристобаля (провинция Пинар дель Рио) были обнаружены и сфотографированы стартовые позиции советских ракетных войск. 16 октября ЦРУ доложило об этом президенту США Джону Кеннеди. 16-17 октября Кеннеди созвал совещание своего аппарата, включая высшее военное и дипломатическое руководств, на котором обсуждался факт развертывания советских ракет на Кубе. Было предложено несколько вариантов действий, включая высадку американских войск на острове, авиационный удар по стартовым площадкам, морской карантин.

В выступлении по телевидению 22 октября Кеннеди сообщил о появлении советских ракет на Кубе и о своем решении объявить с 24 октября военно морскую блокаду острова, привести в боевую готовность ВС США и вступить в переговоры с советским руководством. В Карибское море были направлены свыше 180 боевых кораблей США с 85 тыс человек на борту, в боевую готовность приводились американские войска в Европе, 6-й и 7-й флоты, до 20% стратегической авиации находилось на боевом дежурстве.

23 октября советское правительство сделало заявление о том, что правительство США «берет на себя тяжелую ответственность за судьбы мира и ведет безрассудную игру с огнем». В заявлении не было ни признания факта развертывания советских ракет на Кубе, ни конкретных предложений о выходе из кризиса. В тот же день глава советского правительства Никита Хрущев направил президенту США письмо, в котором заверял его в том, что любое оружие, поставленное Кубе, предназначено только для целей обороны.

С 23 октября начались интенсивные заседания Совета Безопасности ООН. Генеральный секретарь ООН У Тан обратился к обеим сторонам с призывом проявить сдержанность: Советскому Союзу - остановить продвижение своих кораблей в направлении Кубы, США - предотвратить столкновение на море.

27 октября наступила «черная суббота» Кубинского кризиса. В те дни над Кубой с целью устрашения дважды в сутки проносились эскадрильи американских самолетов. В этот день на Кубе был сбит американский самолет разведчик У-2, облетавший полевые позиционные районы ракетных войск. Пилот самолета майор Андерсон погиб.

Ситуация накалилась до предела, президент США принял решение через двое суток начать бомбардировку советских ракетных баз и военную атаку на остров. Многие американцы покидали крупные города, опасаясь скорого советского удара. Мир оказался на грани ядерной войны .

28 октября в Нью-Йорке начались советско-американские переговоры при участии представителей Кубы и генерального секретаря ООН, которые завершили кризис соответствующими обязательствами сторон. Правительство СССР согласилось с требованием США о выводе советских ракет с территории Кубы в обмен на заверения правительства США о соблюдении территориальной неприкосновенности острова, гарантии невмешательства во внутренние дела этой страны. В конфиденциальном порядке было заявлено также о выводе американских ракет с территории Турции и Италии.

Последние материалы сайта