Анкетирование плюсы и минусы. Достоинства и недостатки трех главных методов опроса. Расчеты параметров выборок, т.е. необходимо определить кого и в каком количестве необходимо опросить, чтобы результаты были пригодны для анализа

23.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Анкетирование позволяет исследователям быстро и оперативно анализировать состояние и тенденции изменения общественного сознания больших групп людей. В настоящее время если исследовательский инструмент выполнен корректно, а выборка рассчитана правильно, т.е. опрос репрезентативен, то результаты предварительного изучения, скажем, электоральных предпочтений населения того или иного региона или населения страны в целом будут отличаться от результатов реального голосования не более чем на 3–4% (так называемая ошибка выборки). Специфика российского общества в этом плане (его мнимая непредсказуемость) состоит не в том, что плохо профессионально обучены социологи, и уж тем более не в том, что народ в принципе не способен к устойчивым оценкам, а в том, что к пиаровским технологиям мобилизации или зачастую прямого манипулирования общественным сознанием общество пока не адаптировано, не выработало "противоядия". Однако думается, что процедуры демократических выборов и развитие гражданского контроля уже в ближайшие годы выведут электоральные прогнозы социологов из области их профессионального риска.

Помимо оперативности анкетирования и возможностей этого метода в изучении больших массивов респондентов к его достоинствам можно отнести сравнительную экономичность и организационную простоту. При сравнительно небольшой квалифицированной аналитической группе проведение анкетного опроса предполагает активный и грамотный менеджмент.

К недостаткам анкетирования относится зависимость качества получаемой информации от восприятия текста анкеты респондентом, а также от его аккуратности и внимательности. Нужно учесть и такие особенности анкетирования, когда человек не может или не хочет отвечать на задаваемые ему вопросы. Нужно учесть и такие особенности анкетирования, когда человек не может или не хочет отвечать на задаваемые ему вопросы.

В целом анкетный опрос не предназначен для выяснения глубинных причин какого-либо явления. Полученные данные скорее фиксируют феноменологическую сторону общественно-политических процессов и нуждаются в дальнейшей концептуальной интерпретации и теоретическом объяснении.

Особое место занимает контент-анализ , которому принадлежит важнейшая роль в изучении политических коммуникаций. Его исследовательские возможности и границы применимости заключаются в том, что он предназначен для выяснения степени интенсивности и преобладающих форм репрезентации каких-либо заранее обозначенных фрагментов информации (так называемых единиц анализа, или смысловых единиц) в общем объеме изучаемых текстовых материалов.

Этот метод позволяет в процессе статистической обработки информационного источника дать обоснованное заключение, к примеру, об особенностях информационного сопровождения той или иной избирательной кампании, о преобладающих и доминирующих элементах в образах лидеров, воспроизводимых в политической рекламе, о типичных претензиях к органам управления, содержащихся в письмах, с которыми жители обращаются в СМИ, и т.п.

Основные процедуры контент-анализа состоят из следующего.

1. Выбора информационных источников. Общий их спектр по проблемам политической жизни необычайно широк. Деятельность важнейших политических институтов и реальные политические процессы в жизни общества отражены во множестве разнохарактерных документов, часть которых чрезвычайно сложна для общего концептуального анализа и интерпретации.

Весь массив информационных источников (как объектов контент-анализа) по характеру материального носителя информации условно можно разделить на три группы.

В первую группу входят текстовые материалы, отражающие позицию СМИ, в том числе электронные. Сюда относятся: книги, газеты, журналы, всевозможные плакаты, реклама, листовки, аудио- и видеозаписи, телевизионные сообщения, фильмы, фотографии и т.п.

Вторую группу составляют документы ограниченного обращения: внутриведомственные приказы и распоряжения, протоколы собраний, инструкции, отчеты и пр. И наконец, к третьей группе относятся личные архивные документы (письма, различного рода свидетельства, записи воспоминаний и дневники, семейные фотографии). К этой же группе можно отнести так называемые тексты культуры, фиксирующие повседневные социокультурные практики людей: одежду и визуальные составляющие политической, потребительской и другой деятельности (скажем, семантически насыщенные предметы демонстрационного, престижного потребления), материально-вещественную среду, окружающую человека (оформление жилища и места работы), внешний дизайн массовых собраний, митингов, пикетов. В частности, значительный интерес представляют политические граффити – всевозможные лозунги и надписи на стенах домов и оградах, распространяющиеся в период избирательных кампаний.

В зависимости от цели проводимого исследования социолог должен прежде всего определить набор и объем информационных источников, подлежащих изучению. Ориентирами при этом могут быть: общий тираж; объем и частота выпуска того или иного издания, время и место его распространения; предполагаемая читательская аудитория – адресат издания. Непременным условием применимости контент-анализа является доступность для социолога выборочно привлеченных источников.

2. Определения смысловых единиц анализа. В соответствии с поставленной проблемой выбирается основной объект контент-аналитического исследования. В простейшем случае это могут быть понятие, термин или имя, название учреждения, организации, политической партии и т.п. Скажем, социолог может определить, насколько часто в политическом издании упоминаются названия молодежных организаций, при каких обстоятельствах и преимущественно в каких контекстах (следует иметь в виду, что в ряде случаев исследователю могут помочь компьютерные поисковые программы по ключевым словам). Другой смысловой единицей контент-анализа может быть какая-либо тема, представленная в определенных объемах текста или телевизионного времени.

Аналитик может проследить, когда, в каких контекстах и при каких условиях в том или ином издании появляется, нарастает в объемах или, напротив, исчезает тема, к примеру, дискриминации социальных меньшинств или гендерного неравенства. Контент-анализ весьма продуктивен, если необходимо выявить механизмы и интенсивность информационного представления, сопровождения и рекламы какого-либо события, случая, факта, произведения, образа.

3. Интерпретации результатов контент-анализа. В ходе его выполнения исследователь обычно составляет кодировочную таблицу, в которую заносятся выделенные заранее признаки-индикаторы выбранных смысловых единиц, обнаруженные в тексте. После сбора информация обрабатывается, обсчитывается и классифицируется. Для увеличения надежности полученных результатов весьма полезно предоставить возможность другому аналитику проделать какую-либо часть работы для того, чтобы сопоставить полученные данные и найти общие критерии оценки.

Прежде чем переходить к обобщениям и интерпретациям, необходимо убедиться в том, что:

  • – отобранные для контент-анализа тексты достаточно представительны (репрезентативны) для всего массива информационного источника;
  • – выделенные индикаторы наличия той или иной смысловой единицы остаются неизменными на протяжении всего объема анализируемых текстов и истолковываются исследователями единообразно.

Следует также иметь в виду, что контент-анализ указанных выше "текстов культуры" во многом совпадает с процедурой формализованного наблюдения и надежность его применения в этих случаях прямо зависит от сотрудничества нескольких аналитиков, действующих независимо друг от друга, но по согласованной методике.

Тема: «Анкетирование – как метод педагогического исследования. Виды анкет и вопросов»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Анкетирование - метод сбора информации об изучаемом объекте во время непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) педагогического общения педагога и респондента (опрашиваемого) путем регистрации ответов респондентов на сформулированные педагогом вопросы, вытекающие из целей и задач исследования.

С его помощью можно получить информацию, не всегда отраженную в документальных источниках или доступную прямому наблюдению. К анкетированию прибегают, когда необходимо, а часто и единственным источником информации является человек - непосредственный участник, представитель, носитель исследуемых явлений или процесса. Вербальная (словесная) информация, полученная благодаря этому методу, значительно богаче и в целом надежнее, чем невербальная. Она легче поддается количественной обработке и анализу, что дает возможность широко использовать для этого вычислительную технику. Достоинством метода является также его универсальность. Она заключается в том, что при опросе регистрируются и мотивы деятельности индивидов, и результаты их деятельности. Все это обеспечивает методу анкетирования преимущества, не свойственные ни методу наблюдения, ни методу анализа документов.

Анализ научных достижений и публикаций указывает на то, что систему методов исследования рассматривают: М.И. Кузнецова, Е.Э. Кочурова, Е.А. Михалычев, П.И. Пидкасистый и другие.

Цель исследования: рассмотреть особенности метода анкетирования.

Задачи: 1. Выявить сущность анкетирования.

2. Рассмотреть достоинства и недостатки метода анкетирования.

3. Проанализировать виды вопросов, помещаемых в анкету.

1. Сущность метода анкетирования

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Это разновидность опроса, который предусматривает заполнение респондентом собственноручно специального бланка с вопросами анкеты, которая также содержит информацию социально-демографического характера о респонденте .

Основные виды анкетирования различаются объемом участников, способом заполнения анкет и способом общения во время сбора информации. Если анкетирование предусматривает опрос всех без исключения участников определенного процесса, или всю социальную группу, коллектив и т п., то такое анкетирование называется сплошным. Оно чаще используется в тех случаях, когда имеем дело с небольшими количествами людей.

Прямое анкетирование предполагает запись ответов анкеты собственноручно самими опрашиваемыми лицами, а опосредованное – если эти ответы записывает анкетер. Этот случай используется в том случае, когда самому ему это сделать тяжело или невозможно из-за травмы, плохого зрения, возраста и тому подобное.

Личное анкетирование предусматривает непосредственное общение анкетера с респондентом, а анкета заполняется в присутствии исследователя. Такой способ анкетирования наиболее удобный и информативный, он дает возможность анкетеру проконтролировать правильность и полноту заполнения анкет, предоставить в случае необходимости дополнительную консультацию опрашиваемому .

Очень похожи на личное также групповое и индивидуальное анкетирование, которые также требуют непосредственного общения исследователя с респондентами. Во время проведения группового анкетирования, наиболее распространенного при опросе школьников, их родителей, студентов, работников одного учебного заведения, участников собирают в определенное время в одном помещении в группы до 20 человек, с каждой из которых работает один анкетер. Такое анкетирование дает возможность проконтролировать процедуру сбора информации, а также сэкономить время и средства. Если же нет возможности собрать респондентов в одном городе, опрос осуществляется поочередно с каждым индивидуально.

При использовании заочного анкетирования анкетер оставляет опросный лист респонденту и он заполняет его в отсутствии исследователя. Например, анкетер передает с учениками анкеты для родителей. Этот вид анкетирования не дает гарантии в получении достоверной личностной информации от респондента.

Прессовое анкетирование предусматривает опубликование текста анкет на страницах журналов и газет с просьбой прислать заполненные анкеты по адресу. При почтовом анкетировании анкеты рассылаются по почте определенной группе лиц, выбранных избирательно, с просьбой дать ответы и возвратить их почте. Эти способы анкетирования достаточно неэффективны, потому что возвращается в среднем около 5% анкет, следовательно, говорить о репрезентативности, информативности и объективности такого опроса не приходится.

Раздаточное анкетирование напоминает заочное, поскольку анкетер вручает анкеты каждому участнику, объясняет цели исследования и задачи, консультирует по технике заполнения анкет и договаривается с опрашиваемым о сроке и способе их возврата.

Анкета состоит из трех основных частей: вступительная, основная часть и «паспортичка» . Чрезвычайно большая роль в будущей результативности опроса отводится вводной части, поскольку она должна сформировать общее отношение респондента к процедуре анкетирования, его психический настрой, серьезность и добросовестность. Основное назначение вводной части состоит в том, чтобы побудить желание у человека давать ответы. Чаще всего она располагается на титульном листе анкеты, является лаконичной и содержит введение, в котором указывается организация, что проводит опрос, его цель и задачи, раскрывается важность решения исследуемой проблемы и роли респондента, указываются правила заполнения анкеты и выражается благодарность опрашиваемому за участие в исследовании. Особенно нужно отметить аспект анонимности анкеты, а точнее мнений респондента и другой информации, которую он сообщает. Нужно гарантировать опрашиваемому то, что эти сведения, особенно частного, конфиденциального характера, не будут доступны другим без его на это согласия.

Основная часть – это наиболее важная, наиболее информативная часть анкеты для исследователя, потому что именно она предоставляет содержательную информацию, которая затем анализируется и интерпретируется, то есть она выступает основой для формулировки тех или иных выводов. Основная часть условно делится на три составляющие: сначала формулируются так называемые контактные вопросы, они несложные, просто сформулированы. Их основное назначение состоит в том, чтобы заинтересовать респондента, включить его в проблему, дать возможность апробировать на себе технику заполнения анкеты.

Вопросы постепенно усложняются, но опрашиваемый уже подготовлен к этому. Вторую группу вопросов составляют основные – наиболее сложные вопросы.

Содержание этих вопросов соответствует цели и задачам исследования и предоставляет исследователю ключевую информацию относительно исследуемой проблемы. Если необходимо решить несколько заданий, то сначала формулируются группы вопросов к каждому заданию, но в анкету они могут помещаться или блочно, или же перемешиваться с вопросами других блоков, однако, должны располагаться обязательно только в середине основной части.

Заканчивается основная часть анкеты заключительными вопросами. Стоит отметить один недостаток анкеты, которая появляется при таком расположении вопросов по уровню сложности. Поскольку все вопросы логически связаны между собой и тема постепенно сужается для рассмотрения, то возникает взаимное влияние предыдущих вопросов на последующие, что постепенно искажает общую картину.

Такое влияние вопросов имеет название эффекта излучения ибо эффекта эха.

И, наконец, «паспортичка», которая содержит вопросы о профессии, образовании, возрасте, поле, социальном происхождении, семейном положении, места проживания др. Количество и характер этой информации зависит от цели и назначения конкретного исследования. Составить «паспортичку» не так просто, как кажется на первый взгляд. Эта информация имеет большое значение во время анализа результатов исследования для выявления определенных закономерностей, характерных тенденций и взаимосвязей между выявленными ответами (мыслями, поведением), и, например, местом проживания людей или их вероисповеданием, возрастом или характером деятельности. Именно поэтому список вопросов, градация (классы) на определенные группы должен быть четко продуманным. Например, при изучении в конкретном ОУЗ учебных интересов и планов на дальнейшее обучение учеников разных возрастных категорий можно включить возрастной интервал от 12 до 15 или до 14 или 16 лет .

2. Преимущества и недостатки анкетирования

Достоинствами анкетирования являются:

Независимость ответов респондента от личности анкетера, его мировосприятия, ценностных ориентаций и тому подобное;

Достаточность времени у респондента для обдумывания вопроса и формулировки (выбора) ответа;

Использование четко разработанной анкеты как инструмента, который имеет соответствующие качественные характеристики, что уменьшает влияние на результат через недостаточность опыта анкетера;

Предварительная продуманность, взвешенность вопросов, которые формулируются в анкете (при условии ее качественной разработки);

Достаточно широкий спектр вопросов, неограниченность во времени как, например, при интервьюировании;

Возможность стандартизации процедуры сбора данных и их последующей статистической обработки, что дает возможность использовать эту информацию для выработки управленческих решений и формулировки взвешенных выводов (при условии соблюдения всех правил формирования выборки респондентов, проведения процедуры анкетирования и качества самой анкеты как инструмента) .

Различные виды анкетирования дают возможность получить информацию разной степени надежности и достоверности, что является естественным ввиду особенности процедур анкетирования в разных случаях. Понятно, что анкетирование, которое проводится опытным анкетером в его присутствии после короткого инструктажа респондент(а)ов, а анкета собирается исследователем собственноручно и проверяется ее заполнение (то есть анкетирование прямое, личное и индивидуальное) имеет значительно более высокие качественные характеристики и может применяться при количественных исследованиях определенной ситуации или явления.

Однако анкетированию свойственны и некоторые общие недостатки, а именно:

Невозможность гибкого реагирования на процесс получения информации, перевод его другую сторону, на более интересные, актуальные для исследователя аспекты;

Возврат незаполненных или частично заполненных анкету в случае использования почтового анкетирования или же по невнимательности анкетера;

Существование определенных ограничений в применении отдельных видов анкетирования, что снижает достоверность полученных данных (например, заполнение анкетных листов анкетерами по ответам респондентов – детей, больных лиц и тому подобное, заполнение анкет другими лицами при почтовом или прессовом анкетировании и некоторые другие.

3. Виды вопросов в анкете

Рассмотрим кратко различные типы вопросов, их особенности и назначение.

Закрытые – это такие вопросы анкеты, если в анкете приводится несколько вариантов ответа. Респондент должен подчеркнуть или обвести кружочком выбранный вариант или код ответа. Такие вопросы удобны для будущей машинной обработки анкет и статистической обработки результатов, однако есть также и недостатки.

Например, вопрос:

«Какие внеклассные мероприятия, направленные на популяризацию опыта работы педагогов Вашего ОУЗ Вы проводили?»

Для того, чтобы улучшить его информативность можно порекомендовать в такой ситуации применить полузакрытый вопрос, дополнив указанный перечень строке «Другие (указать, какие именно)», который предусматривает, в случае необходимости открытый ответ респондента. Строка «Прочее» вместо абсолютно неинформативного «Не могу ответить» или «Не знаю» гораздо целесообразнее.

И, наконец, открытые ответы не подразумевают никаких вариантов ответы в анкете, респондент самостоятельно формулирует краткий ответ. Например, «По каким критериям Вы оцениваете эффективность работы администрации Вашего ОУЗ?»

Прямой вопрос позволяет получить прямую информацию от респондента на вопросы и как правило сформулированы в личной форме. Например, «Вы прошли специальное обучение тренера в пределах программы?»

Опосредованное вопрос сформулирован таким образом, что позволяет опрашиваемому высказать свое мнение с позиции определенной группы, коллектива. Часто нужная информация получается с помощью не одного, а серии вопросов .

Такая форма чаще используется, когда вопросы касаются личной жизни респондента, интимных вопросов, отношения к определенным негативным явлениям и др. При этом спрашивают не о том, как непосредственно сам респондент будет вести себя в той или иной ситуации, а как относятся к этой ситуации или явлению другие его знакомые, коллеги, друзья.

Выводы. Несмотря на указанные выше недостатки, анкетирование как метод сбора первичной информации при мониторинговых исследованиях, оценке деятельности получил очень широкое распространение особенно в последние годы в связи с активизацией гражданских процессов во всем мире, проведением большого количества исследований общественного мнения и тому подобное.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Таким образом, мы выяснили следующее.

Анкета – распространенный вид диагностических и исследовательских методик, распространенных как серии тематически связанных вопросов, определенным образом упорядоченных, открытого или закрытого типа, включающие вопросы демографического характера (так называемая «паспортичка») и обращение к респонденту. Профессионально составленная анкета разрабатывается на основе предварительно разработанного конструкта, что моделирует диагностированное явление, существенные признаки и формы поведения опрашиваемого.

Анкета – одно целое, а не сумма вопросов, отражающих определенные свойства и помещаемых в анкету по желанию исследователя.

Метод анкетирования имеет как достоинства, так и недостатки.

Но, несмотря, на несовершенство, этот метод получил широкое распространение, особенно в последнее время.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    Болюбаш Я.Я., Булах И.., Мруга М.Г., Филончук И.Ф. Педагогическое оценивание и тестирование. Правила, стандарты, ответственность. Научное издание. – К.: Мастер-класс, 2007. – 272 с.

    Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э. Методика проведения педагогической диагностики и комплект диагностических материалов, определяющих готовность детей к обучению в школе. – Интернет-ресурс - .

    Михалычев Е.А. К понятийному аппарату педагогической диагностики // Педагогическая диагностика. – 2006. - № 2 . – С. 57.

    Общество России, – 2006. – 608 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Михалычев Е.А. К понятийному аппарату педагогической диагностики // Педагогическая диагностика. – 2006. - № 2 . – 16 с.

3. Виды опроса: анкетирование и интервьюирование. Вступительная часть анкеты играет значительную роль в результативности и информативности опрос должен сформировать общее положительное отношение респондента к процедуре анкетирования, его психическое настроение, серьезность и добросовестность. Основная часть анкеты – это наиболее информативная часть анкеты для исследователя, предоставляет содержательную информацию, которая затем анализируется и интерпретируется, выступает основой для формулировки исследователем (аналитиком, экспертом) тех или иных выводов и рекомендаций.

Болюбаш Я.Я., Булах И.., Мруга М.Г., Филончук И.Ф. Педагогическое оценивание и тестирование. Правила, стандарты, ответственность. Научное издание. – К.: Мастер-класс, 2007. – 104 с.

4. Личное анкетирование предусматривает непосредственное общение анкетера с респондентом, а анкета заполняется в присутствии исследователя. Такой способ анкетирования наиболее удобный и информативный, он дает возможность анкетеру проконтролировать правильность и полноту заполнения анкет, их по объему

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, – 200 6. – 132 с.

5. Опосредованный вопрос - сформулирован таким образом, что позволяет опрашиваемому высказать свое мнение с позиции определенной группы, коллектива.

Михалычев Е.А. К понятийному аппарату педагогической диагностики // Педагогическая диагностика. – 2006. - № 2 . – 25 с.

6. Опрос - наиболее популярный метод сбора информации, который дает возможность получать надежную информацию, что подвергается статистической обработке. По способу проведения опросов они делятся на анкетирование, предусматривающее заполнение респондентом собственноручно специального бланка с вопросами анкеты и интервьюирования, в ходе которого респондент отвечает на вопросы устно, а интервьюер фиксирует ответы.

7. “Паспортичка” - структурная часть анкеты, которая содержит вопросы по профессии, образования, возраста, пола, социального происхождения, семейного состояния, места проживания и тому подобное.

Болюбаш Я.Я., Булах И.., Мруга М.Г., Филончук И.Ф. Педагогическое оценивание и тестирование. Правила, стандарты, ответственность. Научное издание. – К.: Мастер-класс, 2007. – 211 с.

8. Прямое анкетирование предполагает запись ответов анкеты собственноручно самими опрашиваемыми лицами, а опосредованное – если эти ответы записывает анкетер. Этот случай используется в том случае, когда самому ему это сделать тяжело или невозможно из-за травмы, плохого зрения, возраста и тому подобное.

Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э. Методика проведения педагогической диагностики и комплект диагностических материалов, определяющих готовность детей к обучению в школе. – Інтернет-ресурс - .

9. Структура анкеты: вводная, основная части и “паспортичка”.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, – 200 6. – 611 с.

10. Шкала – это средство фиксации результатов измерения свойств объектов путем упорядочивания их в определенную числовую систему, в которой отношение между отдельными результатами выражено в соответствующих числах. В процессе упорядочения каждому элементу выборки ставится в соответствии определенный балл (так называемый шкальный индекс), что определяет положение данного результата на шкале.

Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э. Методика проведения педагогической диагностики и комплект диагностических материалов, определяющих готовность детей к обучению в школе. – Інтернет-ресурс - .

11. Шкалирование – присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Шкалирование помогает определить высшую и низшую ступени исследуемого явления, дает возможность выявить интенсивность явлений и процессов, позволяет численно отразить качественные данные с помощью ступеней шкалы.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, – 200 6. – 429 с.

В психологии существуют различные способы получения информации, материала для исследования. Одним из таких методов является опрос. Он популярен в различных областях. Есть у метода опроса в психологии и плюсы, и минусы, о которых рассказано ниже.

Что это такое?

Опрос - это один из психологического исследования. Его особенность состоит в том, что человек получает информацию за счет ответов на вопросы. Метод опроса в психологии используют в следующих случаях:

  • Когда некоторые факторы с трудом поддаются контролю со стороны.
  • Если для учета некоторых факторов нужно длительное и тщательное исследование.

Метод опроса в психологии основывается на задавании людям специально составленных вопросов. Полученные ответы позволяют узнать нужную информацию и проанализировать ее. Характерной особенностью является его массовость, потому что психологу нужно получить сведения о группе людей, а не одного индивида. Ниже представлена краткая опроса в психологии.

Существует несколько разновидностей данного метода:

  1. Стандартизированные - имеют определенные рамки, которые позволяют получить общие сведения об исследуемом предмете.
  2. Нестандартизированные - не имеют строгих ограничений, есть возможность варьирования вопросов в зависимости от ответов респондента.

После обработки данных специалист сообщает респонденту о результатах исследования на понятном ему языке.

Преимущества и недостатки

К достоинствам метода опроса в психологии можно отнести следующие:

  1. Стандартизация - участникам исследования задают одинаковые вопросы.
  2. Простота - опросники можно отправить по почте, не используя различные технические средства.
  3. Возможность проведения тщательного анализа.
  4. Возможность использования статистических методов и обработки данных на компьютере.

Но кроме перечисленных плюсов, есть и один существенный недостаток - это субъективность в анализе данных. Это может получиться за счет социально-психологического взаимодействия специалиста и респондента.

Разновидности

Существует несколько видов метода опроса в психологии:

  • анкетирование;
  • метод лестницы - используется для маркетинговых исследований;
  • свободный;
  • устный;
  • письменный;
  • стандартизированный;
  • интервью.

У каждого из них имеются свои особенности, которые нужно учитывать при выборе определенной разновидности.

Также метод опроса в психологии классифицируют по способу взаимодействия с респондентом:

  • опрос личный - вопросы задают при прямом контакте;
  • дистанционный - участие исследователя необязательно.

Все более популярным становится интернет-опрос - это позволяет провести исследование с большим количеством людей с минимальными затратами.

Анкетирование

Одной из разновидностей метода опроса в социальной психологии является анкетирование. Для получения информации используют анкету - это специально составленный список вопросов. Общение с психологом - минимальное.

Это один из наиболее эффективных способов получить информацию о большом количестве числа респондентов. Этот метод опроса позволяет узнать мнение большого количества людей за короткий промежуток времени. Анкетирование по числу респондентов может быть:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • аудиторное;
  • массовое.

По типу контакта со специалистом:

  • очное;
  • заочное.

Большой популярностью пользуется онлайн-анкетирование: на многих сайтах можно найти самые разнообразные анкеты.

Интервью

Оно относится как к методу опроса в социальной психологии, так и к методу беседы. Вопросы составляют по типу анкетирования, которые задают в ходе разговора. Психолог во время интервью не вступает в активное взаимодействие с интервьюируемым, не высказывает своего мнения и не дает личной оценки.

Главная задача специалиста при использовании метода беседы в опросе и интервью в психологии - это сведение своего внимания к минимуму и создание благоприятной расслабленной атмосферы. Существует нескольких разновидностей интервью:

  • Стандартизированное - вопросы задают в составленной формулировке и определенной последовательности.
  • Ненаправленное - специалист составляет лишь общий план, задавая вопросы, ориентируясь на ситуацию. Благодаря этому психолог устанавливает контакт с респондентом.
  • Полустандартизированное - совмещает в себе особенности стандартного и ненаправленного интервью.

Также оно может быть:

  • предварительным - используется на стадии подготовки к исследованию;
  • основным - используется для сбора основной информации;
  • контрольным - используют для проверки спорных результатов.

Интервью делят по количеству участников:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • массовое.

Интервью является распространенным методом опроса в психологии.

Требования к проведению беседы

Важно создать подходящие условия для проведения беседы. Специалист должен позаботиться о создании благоприятной атмосферы.

  1. Нужно определить цель беседы, но о ней не нужно говорить собеседнику.
  2. Определить главные вопросы - интервьюер должен распределить вопросы по степени их значимости и правильности и точности формулировок.
  3. Составить вопросы для поддержания беседы исходя из индивидуальных особенностей собеседника.
  4. Создание благоприятной атмосферы.

Все это позволяет раскрыться собеседнику, чтобы интервью получилось удачным.

Тесты

Одной из разновидностей опроса являются тесты. Они позволяют получить точную характеристику объекта исследования. Существуют следующие разновидности тестирования:

  • личностные - позволяют оценить личность человека;
  • шкалы установок и стандартизированные анкеты - позволяют дать оценку интересам респондента;
  • объективные тесты - позволяют создать ситуацию для оценки действий и поведения респондента;
  • ситуационные - направлены на оценку поведения человека;
  • проективные тесты - позволяют оценить реакцию человека на стимульный материал.

Тесты позволяют получить более объективные и точные данные о человеке. В некоторых подразумевается наличие одного ответа, в других - допустимо более двух вариантов ответа. Тестирование также является одним из способов сразу охватить большую группу людей, а его результаты достаточно просто обработать. Поэтому оно является одним из популярных разновидностей опроса.

Другие разновидности

Для опроса используют и и балльную систему - их применяют для решения задач, характерных для определенной группы людей. Для обработки берут статистические методы.

Устный опрос позволяет наблюдать за реакцией человека на вопрос. Но для успешного проведения нужна специальная подготовка. Письменный вариант используют тогда, когда нужно охватить большую группу людей. Но это не дает возможности проанализировать реакцию человека на вопросы. Свободный опрос не ограничен строгими рамками, что позволяет наличие вариативности ответов.

Как правильно составлять вопросы?

Успешность использования метода опроса зависит от того, насколько правильно составлены вопросы.

  1. Они должны быть логичными и отдельными.
  2. В них не должно быть узкоспециализированных терминов, малораспространенных слов.
  3. Они должны быть заданы в краткой форме.
  4. Если к вопросу должно быть дано пояснение, то оно должно быть лаконичным.
  5. Вопросы должны быть конкретными.
  6. В вопросах не должно содержаться подсказок.
  7. Вопрос должен быть составлен так, чтобы респондент не давал шаблонные ответы.
  8. Язык, на котором составлен вопрос, не должен быть слишком экспрессивным.

Какие бывают вопросы?

Вопросы различаются в зависимости от поставленных задач:

  1. Закрытые (структурированные) - ответ выбирают из списка. Они могут быть как односложными, так и предлагать более 2 вариантов ответа. Ответы на такие вопросы легко обработать. Но высока вероятность получения неточных ответов.
  2. Открытые (неструктурированные) - их задают на подготовительной стадии исследования. Они позволяют отследить динамику мнений респондентов. Но их немного труднее обработать.
  3. Субъективные - учитывается личное мнение респондента.
  4. Проективные - в них спрашивают о третьем лице, не учитывая респондента.

От правильно выбранных и составленных ответов зависит точность опроса.

Причины неточности в исследовании

Метод опроса не является способом получения точной информации. Из-за некоторых ошибок и неточностей результаты могут быть не совсем точными.

  1. Неполучение ответов - это делает выборку ответов более предвзятой.
  2. Ошибки в ответах - это может быть из-за недостаточно точной формулировки вопроса. Некоторые респонденты могут давать другие ответы, чтобы изменить Это повышает субъективность анализа полученной информации.
  3. Неточная формулировка вопроса.
  4. Неправильный подбор группы людей для исследования.

Перечисленные факторы влияют на результат обработки информации, из-за чего метод опроса не стоит считать полностью объективным как в психологии, так и в социологии.

Области использования

Применение метода опроса в психологии довольно распространено, особенно в социальной. Его используют на подготовительной стадии исследования для сбора нужной информации. Опрос также позволяет уточнить и расширить данные для исследования.

Но в отличие от социологии, в социальной психологии метод опроса не является основным инструментом в работе. Его также применяют, чтобы выяснить о взаимодействии между представителями различных групп людей. Опрос помогает узнать мнение общества по каком-либо важному вопросу и ценностные ориентиры людей.

Все это позволяет определить возможные пути развития общества и предложить варианты решения каких-либо задач. Но опрос не является полностью объективным методом, поэтому в особо важных исследованиях используют и другие методы для получения и обработки информации для исследования.

Для его проведения не нужен большой штат специалистов, что является одним из его преимуществ. Несмотря на все достоинства и недостатки метода опроса в психологии, он является одним из самых популярных. Все сильнее развивается такое направление, как интернет-анкетирование. Это позволяет быстрее получить и обработать нужную информацию для исследования. Успех применения опроса зависит от того, какая была выбрана разновидность и как вел себя специалист. Важно соблюдать рекомендации по составлению вопросов, чтобы результаты опроса получились наиболее точными.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение 2
  • 3
  • 5
  • 15
  • Заключение 19
  • Список использованной литературы 21

Введение

Анкетирование - одна из основных разновидностей метода социологического опроса, при котором общение между исследователем и респондентом, являющегося источником желательной информации, опосредуется анкетой. Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляемая при помощи специально составленных анкет и происходящая без непосредственного контакта исследователя с респондентом. Анкета - упорядоченный по последовательности, содержанию, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде опросного листа и предназначенный для сбора эмпирической социологической информации в форме письменных ответов опрашиваемых (респондентов) по сформулированной исследовательской проблеме. Наиболее эффективно применение данной формы опроса в случаях.

Актуальность - изучение анкетирования позволит пополнить профессиональный багаж знанием эффективной и востребованной методики социологических исследований.

Объект работы - виды опроса.

Предмет - анкетирование как разновидность опроса.

Цель: проанализировать метод анкетирования.

Поставленные задачи:

- рассмотреть понятие анкетирования, его достоинства и недостатки;

- изучить основные требования к анкете;

- проанализировать проведение анкетирования.

1. Понятие анкетирования: его достоинства и недостатки

анкетирование социологический опрос респондент

Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляемая при помощи специально составленных анкет и происходящая без непосредственного контакта исследователя с респондентом. Наиболее эффективно применение данной формы опроса в случаях: Харчева В. Основы социологии: Учебник. М., 2007. С. 133.

- большого количества респондентов, которых нужно опросить за короткое время;

- необходимости продуманных ответов, которая достигается наличием отпечатанного вопросника перед глазами.

Процесс анкетирования осуществляется следующим образом:

- респондент получает специальным образом (по почте или непосредственно от анкетера) анкету;

- изучает инструкции по ее заполнению;

- читает и заполняет ее.

Анкета может заполняться как в присутствии анкетера, так и без него.

Различают следующую классификацию анкетирования:

- по степени контакта исследователя с респондентом:

- прессовые анкеты - анкеты, которые печатаются в журналах и газетах;

- почтовые анкеты - анкеты, рассылаемые по почте;

- раздаточные анкеты - исследовать раздает анкеты респондентам при непосредственном контакте, проводит инструктаж по правилам заполнения анкет;

- месту проведения анкетирования:

- месту жительства;

- месту учебы или работы;

- в зависимости от масштаба анкетирования:

- сплошное анкетирование - анкеты заполняются всеми лицами изучаемой генеральной совокупности людей;

Выборочное анкетирование - анкеты заполняются только частью генеральной совокупности, которая называется выборкой. При таком виде анкетирования может быть допущена ошибка репрезентативности, при которой полученные данные на основе выборки могут не соответствовать данным, которые были бы получены в результате изучения генеральной совокупности. Харчева В. Основы социологии: Учебник. М., 2007. С. 139.

Анкетирование имеет следующие достоинства:

- анкетирование позволяет собрать необходимую информацию за короткое время;

- информация об исследуемом объекте, получаемая с помощью анкетирования, представляет массовую картину;

- полученные ответы являются индивидуальными мнениями респондентов, на которые не влияют ни личность интервьюера, ни его взгляды;

- для проведения анкетирования респондентам необязательно быть высококвалифицированными специалистами;

- респонденты дают более обоснованные ответы за счет уверенности в анонимности проводимых исследований и отсутствия исследователя;

- время и скорость заполнения анкеты подбираются респондентом самостоятельно в зависимости от своих личных качеств.

Анкетированию присущи следующие недостатки:

- возможность подмены респондента, особенно часто это встречается при почтовых опросах;

- потеря индивидуальности ответов (иногда респонденты дают ответы, советуясь с тем, кто находится поблизости в данный момент);

- низкий возраст анкет (при почтовых опросах). Каменева Н.Г., Поляков В.А. Маркетинговые исследования: Учеб. пособие. М., 2010. С. 97.

2. Основные требования к анкете

Никакие научные принципы не гарантируют получение оптимальной или идеальной анкеты. Творчество, навыки и опыт исследователя играют здесь главную роль. Тем не менее, существуют некоторые указания, направленные на то, чтобы содействовать исследователям в процессе разработки анкеты и помочь им избежать основных ошибок.

Указания, направленные на повышение эффективности разработки анкеты, представлены в виде 10 шагов: Курбатов В. И. Социология. М., 2007. С. 162.

Определите, какая информация необходима

Определите метод опроса

Определите состав отдельных вопросов

Разработайте вопросы так, чтобы преодолеть неспособность и нежелание респондента дать ответ

Примите решение по поводу структуры вопросов

Определите формулировку вопросов

Расположите вопросы в должном порядке

Выберите форму и дизайн

Растиражируйте анкету

Устраните ошибки путем предварительного теста

В ходе разработки анкеты исследователь маркетинга вдумчиво отбирает вопросы, продумывает их формулирование и последовательность. В общем случае структура вопросов анкеты состоит из трех элементов:

1. Целевые повременные - содержат данные анкеты, которые непосредственно связаны с главной целью исследования. Они обычно описывают отношение, знание товара и поведение потребителя.

2. Классификационные повременные - включают данные, описывающие респондентов.

3. Управляемые переменные - используются для того, чтобы помочь исследователю провести анкетирование. Курбатов В. И. Социология. М., 2007. С. 175.

Форма вопроса может повлиять на ответ. Все вопросы, используемые при составлении анкет, можно классифицировать следующим образом:

- о фактах сознания - вопросы, в основе которых лежит цель раскрытия мнений, пожеланий, ожиданий респондентов;

- фактах поведения- вопросы, задаваемые для обнаружения поступков, действий и результатов деятельности респондентов;

- личности респондента - вопросы, задаваемые с целью получения личных данных респондента (пол, возраст, место рождения и т. д.);

- форме:

- открытые - вопросы, не содержащие вариантов ответа. Там же. С. 179.

Это позволяет исследователю узнать более полную информацию по интересующему его вопросу. Отвечая на такие вопросы, респонденты выделяют то, что волнует их больше, и проявляют свой образ мысли. Но данные вопросы имеют и недостатки. При высказывании ответов изменяется граница суждений и акцент: доминирующая информация может оказаться на втором плане и наоборот. При анализе данных, полученных в результате использования открытых вопросов, исследователь сталкивается с трудностями расшифровки и обработки. Для обработки полученных данных исследователю требуется произвести дополнительную группировку, классификацию, контент-анализ и т. д.;

- закрытые - вопросы, включающие варианты ответов.

Респонденту требуется выбрать один из вариантов предложенных ответов. Это позволяет исследователю сопоставлять полученные данные в равных условиях. При построении закрытых вопросов исследователю главное предусмотреть все возможные варианты ответов. При формулировке вариантов ответов на первое место следует поставить наименее вероятные варианты, так как респондент чаще выбирает первые версии ответов. Варианты ответов должны быть примерно одинаковой длины, так как респондент склонен к экономии времени, а усвоение длинных версий ответов требует больше времени. Варианты ответов должны быть конкретными, так как абстрактные версии ответов обусловливают неясность ситуации, что ведет к раздражению респондентов. Количество вариантов ответов не должно быть большим, так как в процессе продвижения респондента к концу версий ответов наблюдается усталость респондента и инертность в его ответах;

- полузакрытые - вопросы, к которым наряду с определенными вариантами ответов предполагают возможность респонденту сообщить свое мнение;

- прямые - вопросы, которые вызывают у респондента критическое отношение к себе, окружающим людям и т. д. Респонденты, как правило, не отвечают на такие вопросы или дают недостоверную информацию;

- косвенные - вопросы, для ответа на которые респонденту предлагается воображаемая ситуация, которая не вызывает оценку его личных качеств;

- выполняемой вопросами функции:

- основные - на основе этих вопросов собирается информация конкретно об объекте исследования;

- неосновные - вопросы, которые не относятся к объекту исследования. Задаются с целью налаживания контакта между исследователем и респондентом, создания мотивации участия в опросе у респондентов, знакомства с целью исследования, инструктажа по вопросам заполнения анкеты, проверки искренности ответов.

- оговариваются цели проведения данной анкеты, кто проводит исследование (но не уточняются авторы составления анкеты);

- гарантируется анонимность ответов (если требуется), каким образом будут использованы результаты ответов;

Содержательный раздел, который является основным при проведении исследования и от которого зависят результаты проводимого исследования. Он составляется в зависимости от вида анкеты, видов вопросов, порядка их размещения, места проведения анкетирования. Раздаточные анкеты рекомендуется составлять негромоздкими, для того чтобы респондент, отвечая на них, не утомился и заполнил анкету до конца и не проявил небрежности при заполнении. Почтовые и прессовые анкеты можно сделать длиннее, так как у респондентов имеется больше времени для ответа на них. Короткие анкеты создают у респондентов мнение о несерьезности проводимого исследования. Рекомендуемое время, предоставляемое для заполнения анкеты, составляет 20-30 минут. При нарушении этого временного порога снижается внимание к анкете и наступает утомляемость респондентов;

- заключение («паспортичка»), которое состоит из социально-демографических вопросов. Данный раздел необходим для проверки надежности собранной информации, анализа полученных данных и т. д. Курбатов В. И. Социология. М., 2007. С. 181. Он включает в себя вопросы о личности респондента:

- пол;

- возраст;

- образование;

- место работы и стаж;

- место жительства;

- семейное положение и др.

Состав и последовательность вопросов анкеты также не должна носить произвольного характера и при их определении следует руководствоваться следующими требованиями:

1. Следует избегать вопросов, носящих праздный характер.

2. В целях проверки искренности и устойчивости позиции опрашиваемого, в анкете следует предусмотреть несколько контрольных вопросов, позволяющих выявить возможные противоречия в его ответах.

3. Последовательность вопросов должна учитывать их логическую взаимосвязь, в основе которой следует положить принцип «от общего -- к частному».

4. Вопросы, классифицирующие опрашиваемых и направленные на выяснение личных качеств, помещаются в самом конце анкеты, т.к. при их постановке возрастает вероятность отказа опрашиваемого продолжать беседу.

5. Первые вопросы анкеты должны быть простыми, не носящими личного характера, т.к. призваны расположить опрашиваемого к беседе и вызвать у него интерес. Трудные и личные вопросы не следует задавать в начале интервью.

6. Следует избегать вопросов (без крайней необходимости) о точном возрасте, точном доходе и точном месте жительства. Следует ограничиваться указанием «вилки».

7. Количество вопросов в анкете не должно быть слишком большим (обычно стараются ограничиться 10-15 вопросами), т.к. чем длиннее анкета, тем вероятнее, что она будет отвергнута.

Поскольку реакции респондентов в процессе их работы над анкетой остаются скрытыми не только от исследователя, но и зачастую от анкетера, при подготовке анкетирования чрезвычайно важно максимум усилии приложить и анкетеру, и составителю анкеты для создания у респондентов установки на сотрудничество.

Некоторым социологам, озабоченным содержательными аспектами их исследования, анкета представляется неким нейтральным средством измерения, все сложности с которым заключаются лишь и определении се содержания. Такое отношение к анкете -- одна из весьма часто встречающихся ошибок, связанных с недооценкой активности сознания респондентов. Ошибочным по тем же причинам будет и представление об анкетере, который якобы просто раздает и собирает анкеты. Поэтому для любого вида анкетирования чрезвычайно важно учитывать психологию респондента и режиссировать исследование с учетом особенностей опосредованного взаимодействия.

Самостоятельность работы респондента с анкетой заставляет социолога делать ее более простой по сравнению с вопросником, заполняемым интервьюером.

Кроме того, самостоятельность работы респондента предполагает включение в анкету для самозаполнения -- неважно, в одиночестве ли ее заполняет респондент или участвует в групповом опросе, почтовом или в прессе, -- следующих компонентов, отсутствующих в вопроснике и предшествующих собственно вопросам:

а) обращения к респонденту;

б) сообщения об организации, проводящей опрос;

в) сообщения о целях исследования;

г) инструкции о заполнении.

Инструкция к анкете преследует две цели: убедить респондента в посильности задачи и рассказать о том, как ее выполнять.

Готовя эту инструкцию, мы должны представлять себе наиболее вероятную последовательность действий респондента. Прежде чем начать работать, человек берет анкету в руки, листает, приблизительно прикидывая, какая работа предстоит. Учитывая это, для достижения первой цели составители иногда ограничиваются указанием на объем предлагаемой работы и пишут, например: «Заполнять анкету несложно», «Заполнение анкеты не потребует много времени». Но в некоторых случаях в инструкции указывают, сколько примерно времени может понадобиться для работы с анкетой (скажем, просят респондента выделить для этого один час). Однако делать это в большинстве случаев нежелательно. Исключением Могут стать только, скажем, опросы учащихся в учебное время или опросы по месту работы лиц, чье рабочее время строго регламентировано. Связано это с тем, что ограниченный во времени человек Может сразу же отказаться от заполнения анкеты, не захотев уделить столько (указанного) времени на предлагаемое занятие. Кроме того, ограничение во времени, если о нем заранее сообщается, заставляет человека постоянно иметь в виду это обстоятельство, что отвлекает от содержательной стороны дела, рождает определенную нервозность. Харчева В. Основы социологии: Учебник. М., 2007. С. 199.

В инструкции необходимо подчеркнуть важность самостоятельного выражения оценок, ценность личного мнения респондента. Формированию установки на сотрудничество также способствует и такое сообщение -- призыв к добросовестному заполнению анкеты.

В инструкции указываются правила работы с анкетой. Для этого респонденту сообщаются, например, такие сведения.

Чтобы облегчить респонденту ориентацию в предстоящей работе, можно задавать вопросы, касающиеся фиксации ответов, и давать примеры. Это особенно желательно, если респонденты представляют не самую образованную аудиторию.

В инструкции также желательно назвать принципы отбора респондентов (хотя, конечно же, анкетер это им тоже сообщает). Тот факт, что их участие в исследовании предопределено не чьей-то прихотью, а обосновано научно, как бы более обязывает к работе над анкетой, выступает в глазах респондентов еще одним аргументом в пользу добросовестного участия в исследовании.

В целом инструкция должна быть корректной и выдержанной в вежливом тоне.

Так, если для обработки данных в анкете содержится значительное число различных цифр, не все из которых должны быть помечены респондентом, необходимо пояснить, что следует, а что не следует обводить, подчеркивать и т.п.

Трудности восприятия печатного слова

Анкета рассчитана на чтение не вслух, соответственно, в ней могут использоваться несколько иные, менее разговорные формулировки, более длинные фразы; допустимы иногда сложноподчиненные предложения, причастные и деепричастные обороты и т.п. Однако многословные формулировки обычно затрудняют процесс восприятия и вопросов, и вариантов ответов; многие респонденты могут не до конца их дочитывать; вряд ли целесообразно использование аббревиатур (за исключением, разумеется, самых распространенных, типа «вуз», но и здесь надо иметь в виду, что многие сокращения создают впечатление поспешности, неосновательности создателей анкеты).

В тех случаях, когда предполагается получение нескольких ответов, следует это указывать после каждого вопроса, ответ на который отличается по каким-то признакам от ответов на другие вопросы («Можно дашь любое количество ответов», «Просим написать первые три ответа, которые пришли Вам в голову» и т.п.). Такой текст (инструкцию к конкретному вопросу) целесообразно напечатать иным шрифтом, отличным от шрифта вопроса, например, курсивом. Харчева В. Основы социологии: Учебник. М., 2007. С. 204.

Ожидания составителей анкеты относительно степени подробности свободно формулируемых ответов респонденты угадывают, видя, сколько строк для этих ответов отведено. Однако если человек видит несколько страниц подряд с пустыми строчками, которые ему предлагают заполнить, это может испугать. В принципе большим количеством свободного места еще нельзя обеспечить подробные ответы. Предпочтение респондентов почти всегда отдается более кратким вариантам. Но в тоже время, если в ответ ожидают получить хотя бы словосочетание, вряд ли целесообразно для ответов резервировать лишь одну строку. Это связано с тем, что некоторым людям очень трудно вписывать что- то мелким почерком.

Размер анкеты

Какой бы опрос ни планировался -- почтовый, пли групповой, или индивидуальный (интервью), социолог не имеет права злоупотреблять вниманием, терпением и временем респондентов.

Для массовых опросов используются анкеты самой различной длины. Так, встречаются анкеты из 3-5 вопросов и из 100 и более. И хотя определение допустимого числа вопросов может выходить за рамки компетенции организатора, ему следует помнить, что громоздкие анкеты вызывают большее число отказов от ответа, что люди, заполняя их, чаще проявляют небрежность, лаконичнее отвечают на открытые вопросы. Короткие анкеты, в свою очередь, создают у респондентов впечатление о незначительности обсуждаемого предмета или самого факта обращения к мнению людей.

В практике выработаны некоторые нормы, связанные не столько с размером анкеты, сколько со временем, необходимым на ее заполнение. Так, считается, что 20-30 минут -- это тот срок, который одновременно позволяет респонденту и высказаться, и не утомиться. Кроме того, если опрос проводится по месту жительства и анкета остается у респондентов, скажем, на сутки или если это почтовый опрос, то считается допустимым сделать ее длиннее, чем для аудиторного или индивидуального опроса. Харчева В. Основы социологии: Учебник. М., 2007. С. 207.

После разработки анкеты важно провести ее опробование в реальных условиях, т.е. провести тестирование с ее помощью небольшого количества людей, относящихся к той же категории, которая подлежит исследованию. Необходимость этой работы обусловлена стремлением исключить возможные двусмысленность, недостаточную ясность для опрашиваемых или некорректность с их точки зрения включенных в анкету вопросов. Опыт показывает, что даже если разработка анкеты производилась высококвалифицированными и опытными специалистами, ее опробование позволяет им выявить отдельные недостатки и на этой основе произвести ее доработку. Игнорирование же этой работы может привести к неожиданным трудностям в сборе информации, к искажениям ответов и даже росту числа отказов от участия в опросах. В конечном итоге это приводит к потерям, несоизмеримым с затратами на проведение пробного тестирования.

Вопросы, которые могут вызвать неприятные чувства, например стыд, недовольство или желание приукрасить реальность, лучше всего ставить в косвенной форме, например: вместо вопроса «Имеете ли вы автомобиль?» можно задать вопрос «Кто в вашей семье имеет автомобиль?». При исследовании реальных мотивов и мнений часто используются методы проекции и ассоциации. В первом случае тестируемому лицу предлагается описать какую-либо ситуацию или выразить возможную реакцию третьего лица на эту ситуацию. На принципе ассоциации основан тест, выясняющий, что напоминает испытуемому то или иное слово, например: что ассоциируется со словом «лето». Ту же основу имеет тест дополнения предложений, в ходе которого опрашиваемый заканчивает неполное предложение, например: «Спортивным автомобилем владеют люди, которые...». Время ответа в обоих случаях должно быть ограничено, чтобы получить спонтанные суждения. Харчева В. Основы социологии: Учебник. М., 2007. С. 210.

3. Порядок проведения анкетирования

Анкетирование -- этот метод сбора информации только с виду кажется чем-то элементарным.

Основные этапы проведения анкетирования: Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М., 2008. С. 84.

2. Разработка анкеты;

3. Расчеты параметров выборок, т.е. необходимо определить кого и в каком количестве необходимо опросить, чтобы результаты были пригодны для анализа;

Определение необходимого и достаточного размера выборочной совокупности - большая и серьезная проблема. Исследовательская практика доказывает, что использование аппарата математической статистики позволяет снизить неопределенность, но не решить проблему.

4. Формирование выборок;

Теоретические расчеты и исследовательская практика доказывают, что для получения достоверных данных о мнении и предпочтениях населения крупного города достаточно опросить 700-800 человек. Большинство опросов населения проходят на выборках объемом до 1500 человек. Однако, утверждение, что чем больше человек опрошено, тем лучше результаты, не совсем соответствует действительности. Точность и достоверность результатов зависят, прежде всего, не от объема выборки, а от ее состава или структуры. Состав (структура) выборки определяется способом ее формирования. Способ формирования гораздо более значимая характеристика выборки, чем объем.

6. Проведение анкетирования;

Необходимо, чтобы кто-то грамотно и честно реализовал разработанную программу исследования. Необходимы анкетеры, т.е. люди, непосредственно занимающиеся сбором первичной информации.

Залог качественной работы анкетеров - достойная оплата их труда и жесткий контроль. Текучесть кадров в штате анкетеров - большой минус. Опыт работы - плюс.

8. Формирование сводных баз или электронных таблиц (ввод информации в компьютер);

9. Обработка и анализ результатов;

Необходимо посчитать общие распределения, определить зависимости и т.п.

10. Написание отчета.

Окончательный отчет имеет целью представить результаты опроса в наиболее ясной и наиболее достоверной форме. В любом случае автор не должен поддаваться влиянию своих собственных убеждений. Речь идет не о доказательствах, но об изложении фактов со скрупулезной точностью.

И так, в начале проведения анкетирования определяются цели и задачи исследования, порядок обсуждения и утверждения программы и инструментария исследования; формирование и подготовка группы сбора первичной информации; проведение пробного исследования; внесение корректив в программу и инструментарий сбора первичной информации по итогам пробного исследования; размножение инструментария (анкеты и др.).

В ходе проектирования анкетирования помимо разработки программы и плана его осуществления готовятся также вспомогательные документы, делаются расчеты временных, организационно-технических, материальных и иных затрат в соответствии с имеющимися нормативами. Нормативные показатели особенно целесообразно использовать тогда, когда нужно четко представить, сколько понадобится времени для проведения исследования, анкетеров для сбора первичной информации, за какой срок она должна быть собрана, закодирована и обработана. Учет нормативов при планировании исследования не загромождает работу, а, наоборот, делает ее более осознанной, упорядоченной, способствует как бы дополнительному контролю, самопроверке готовности к обработке всех элементов социологического исследования.

Далее фиксируются в плане все организационные и методические виды работ, обеспечивающие четкое проведение полевого исследования, т. е. массовый сбор первичной социологической информации. Здесь предусматривается и выбор соответствующего места и времени для опроса, и предварительное информирование опрашиваемых о целях, задачах и практических «выходах» исследования, и централизованный сбор заполненных анкет или других видов инструментария.

Следующий этап охватывает совокупность операций по сбору первичной информации и ее подготовке к обработке. Предварительно осуществляется кодировка открытых вопросов, выбраковка негодных анкет.

Завершающий этап включает все виды работ, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, обсуждением предварительного и итогового отчетов, выработкой рекомендаций. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М., 2008. С. 89.

Анкетирование может проводиться 4 способами: Харчева В. Основы социологии: Учебник. М., 2007. С. 233.

- анкета заполняется в присутствии интервьюера индивидуально;

- групповое заполнение в присутствии интервьюера;

- опрашиваемые самостоятельно заполняют и для сохранения анонимности одновременно сдают анкеты;

- «почтовое» анкетирование, когда анкета раздаётся или рассылается на дом, а затем опрошенным возвращается по почте.

С целью повышения эффективности опроса перед массовым анкетированием, как правило, проводятся пробные опросы (50-100 анкет) для выбраковки неудачных («неработающих») вопросов.

Применение анкетирования: определение объема и долей рынка, оценка потенциала рынка конкретного продукта, характеристики рынка и тенденций его развития (комплексное исследование), регулярный мониторинг рыночных показателей, портрет и поведение потребителей, изучение отношения потребителей к товарам, торговым маркам, производителя, сегментирование потребителей и выбор целевого рынка и т.д. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М., 2008. С. 96.

Заключение

Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляемая при помощи специально составленных анкет и происходящая без непосредственного контакта исследователя с респондентом.

Указания, направленные на повышение эффективности разработки анкеты, представлены в виде 10 шагов: определите, какая информация необходима; определите метод опроса; определите состав отдельных вопросов; разработайте вопросы так, чтобы преодолеть неспособность и нежелание респондента дать ответ; примите решение по поводу структуры вопросов; определите формулировку вопросов; расположите вопросы в должном порядке; выберите форму и дизайн; растиражируйте анкету; устраните ошибки путем предварительного теста.

Анкета состоит из следующих разделов:

- введение, в котором указываются в основном организаторские вопросы:

- оговариваются цели проведения данной анкеты, кто проводит исследование;

- гарантируется анонимность ответов, каким образом будут использованы результаты ответов;

- предоставляется инструкция по заполнению анкеты;

- выражается благодарность за заполнение анкеты;

- содержательный раздел, который является основным при проведении исследования и от которого зависят результаты проводимого исследования.

- заключение.

Основные этапы проведения анкетирования:

1. Знакомство с предметной областью;

2. Разработка анкеты;

3. Расчеты параметров выборок;

4. Формирование выборок;

5. Инструктаж анкетеров (постановка задачи);

6. Проведение анкетирования;

10. Написание отчета.

7. Контроль качества выполнения процедур сбора информации;

8. Формирование сводных баз или электронных таблиц;

9. Обработка и анализ результатов.

Применение анкетирования: оценка потенциала рынка конкретного продукта, характеристики рынка и тенденций его развития, регулярный мониторинг рыночных показателей, портрет и поведение потребителей, выбор целевого рынка и т.д.

Список использованной литературы

1. Березин И. Маркетинг и исследования рынков. М.: Русская деловая литература, 2009. 273 с.

2. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Издательство «Финпресс», 2008. 177 с.

3. Каменева Н.Г., Поляков В.А. Маркетинговые исследования: Учеб. пособие. М.: Вузовский учебник, 2010. 307 с.

4. Курбатов В. И. Социология. М.:АРТ, 2007. 330 с.

5. Нереш Малхотра Маркетинговые исследования и эффективный анализ статистических данных. К.: ООО «ТИД «ДС», 2008. 114 с.

6. Харчева В. Основы социологии: Учебник. М.: Инфо, 2007. 309 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Интервью как опросный метод социологического исследования. Достоинства и недостатки глубинного интервью. Общая, конкретная и психологическая подготовка к опросу. Сценарий проведения глубинных интервью с сотрудниками агентств недвижимости города Пенза.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2011

    Специфика метода опроса в социологии. Достоинства и недостатки наблюдения. Анкетирование и интервьюирование как разновидности опроса. Анализ документов как широко применяемый метод сбора первичной информации. Социологическое исследование аудитории радио.

    контрольная работа , добавлен 03.06.2009

    Использование анкетирования в психологии с целью получения информации. Основные виды анкетирования, правила построения анкеты. Способы проведения анкетирования. Повышение эффективности опроса, проведение пробных опросов для выбраковки неудачных вопросов.

    контрольная работа , добавлен 18.08.2010

    Природа метода опроса в социологическом исследовании. Два основных класса опросных методов: интервью и анкетирование. Принципы построения анкеты по В. Ядову. Контент-анализ: возможности использования; техника проведения; преимущества; недостатки.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2011

    Наблюдение как метод сбора социальной информации путем непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях. Разновидности метода наблюдения, их особенности и характеристика. Основные достоинства и недостатки метода наблюдения.

    контрольная работа , добавлен 31.10.2010

    Определение и принципы метода фокус-группы, его специфика, достоинства, недостатки. Правила и требования к проведению фокус-групповых исследований. Определение эмоциональной и поведенческой реакций потенциальных потребителей на позиционирование шампуня.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2015

    Понятие контент-анализа в социологии, общая характеристика метода. Методология и технология интервью. Сущность анкетирования, типы анкетных вопросов. Социологическое наблюдение: особенности применения. Основные положения социологического эксперимента.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2011

    Специфика социологического опроса как диалога социальных общностей. Становление познавательных возможностей метода опроса Статистическая традиция метода опроса. Качественная традиция. Взаимосвязь количественного и качественного подходов в методе опроса.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2009

    Характеристика метода анкетирования как письменной формы опроса, сущность, содержание, структура, виды, правила составления и проверки анкет, обработка материала и оформление выводов. Социологическое исследование вредных привычек, имеющихся у молодёжи.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2011

    Основные методы сбора информации. Виды и особенности опроса. Понятие интервьюирования: его достоинства и недостатки. Виды интервью. Порядок проведения и использования результатов интервьюирования. Соблюдение методических принципов интервьюирования.

Виды : Анкетирование; Метод лестницы;Свободный; Устный; Письменный; Стандартизированный. Достоинства методов опроса: 1) стандартизация, обусловлен­ная тем, что всем респондентам задаются одни и те же вопросы с одинаковыми вариантами ответов на них; 2) простота, так как рес­пондентов посещать не обязательно, можно передавать им вопросни­ки по почте или опрашивать их по телефону, не нужно использовать технические средства и привлекать высококвалифицированных про­фессионалов; 3) возможность глубокого анализа, обусловленная применением последовательных уточняющих вопросов; 4) возмож­ность табулирования и проведения статистического анализа с ис­пользованием методов математической статистики и соответствую­щих статистических пакетов для персональных компьютеров. Недостатки: возможно искажение результатов за счет взаимного, социально-психологического влияния интервьюера и респондента.

9.Интервью как психологический метод. Его особенности и виды.

Интервью - это метод психологического консультирования, оно является ситуацией принятия психологом профессиональных решений по проблеме клиента. Оно направлено на то, чтобы в процессе обсуждения различных тем сделать более динамичным отношение к различным свойствам его психической реальности. Интервью предлагает осуществление влияния с помощью вопросов и специальных задач, которые раскрывают активные и потенциальные возможности другого человека. Виды: 1. Структурированное интервью - Для проведения структурированного интервью обычно разрабатывается специальный бланк с перечнем основных вопросов; 2. Свободное интервью - Носит характер непринужденной беседы; 3. Интервью по компетенциям - Сочетает в себе элементы свободного и структурированного интервью.

10.Требования к проведению беседы.

11.Общая характеристика метода анкетирования.

Анкетирование - это письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т. е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом при анкетировании, в отличие от интервьюирования, сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована. При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность. Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Последние материалы сайта